Может ли пфр оштрафовать за дополняющую форму сзв м

Опубликовано: 03.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Отчетность


И это всё о нём — о штрафе за дополняющую СЗВ-М. После обращения в вышестоящую инстанцию получен ответ из регионального отделения ПФР «О рассмотрении жалобы». Разберемся, насколько убедительны тезисы ПФР, и приведем дополнительные аргументы в обоснование неправомерности взыскания штрафа по статье 17 Закона № 27-ФЗ.

Выдержка из ответа ПФР

вава

Тезис № 1 о фабуле дела изложен в пятом абзаце письма-ответа. Из него следует, что страхователь не только не нарушал правовые нормы, но и прямо им следовал, поскольку тип формы «доп» (дополняющая форма), утвержден как раз для «дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период». Основание: Постановление Правления ПФР от 01.02.2016 г. № 83п.

Тезис № 2 изложен в шестом и седьмом абзацах и повествует о толковании ПФР пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.12.2016 г. № 766 н.

авпав

Возражения на этот тезис следующие. Во-первых, из пункта 39 Инструкции совсем не следует, что речь в нем идет о застрахованных лицах, сведения на которых ранее предоставлялись в исходной форме. Это чистой воды домыслы ПФР, потому что критерий «застрахованного лица» — это не факт предоставления сведений о нем в ПФР, а факт его страхования в системе ОПС.

Отсюда застрахованное лицо — это вообще любое лицо, в том числе и то, индивидуальные сведения на которое предоставлены не были. Основание: пункт 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 N 167-ФЗ: «Застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим федеральным законом».

Во-вторых, практически невозможна в принципе ситуация, когда ПФР принимает исходные индивидуальные сведения с ошибкой (для исправления которой якобы впоследствии страхователю требуется сдать дополняющую форму).

Ведь во избежание ошибок по инициативе ПФР разработан и активно используется целый ряд программных обеспечений, перечень которых предоставлен в свободном доступе на официальном сайте ПФР. Каждая из этих квалифицированных программ легко способна сличить всего три позиции: Ф.И.О., СНИЛС и ИНН застрахованного лица. Положительный протокол входного контроля или отметка о принятии отчета гарантируют прохождение этого «проверочного фильтра» и наверняка свидетельствуют об отсутствии ошибок страхователя.

Поэтому пункт 39 Инструкции на самом деле о том, что финансовые санкции не применяются при самостоятельном обнаружении ошибки в индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица (вообще, а не конкретно указанного в исходной СЗВ-М), и предоставления исправлений (то есть дополняющей СЗВ-М).

Тезис № 3 невозможно не процитировать: «. впервые представленные в отношении застрахованного лица сведения нельзя считать уточненными (исправленными)» (выделено ПФР). Оппонируя ПФР, следует заметить, что индивидуальные сведения — это не только содержание (информация раздела 4 СЗВ-М), но и форма отчета СЗВ-М, который так и называется «СВЕДЕНИЯ О ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦАХ», а аббревиатура СЗВ-М расшифровывается как «Сведения о застрахованных входящие — ежемесячные». Поэтому впервые предоставленные в отношении застрахованного лица сведения в дополняющей форме СЗВ-М безусловно считаются уточненными (исправленными), поскольку уточняют (исправляют) исходную форму СЗВ-М «СВЕДЕНИЙ О ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦАХ», как то и предусмотрено Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 г. № 83п. В противном случае смысл предоставления дополняющей формы вообще отсутствует как таковой. Никто же не станет утверждать, что она придумана исключительно для того, чтобы штрафовать страхователей.

Нельзя обойти вниманием и тезис № 4. Он о том, что страхователю вменяется нарушение Инструкции, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 декабря 2016 г. № 766 н, вступившей в юридическую силу 19 февраля 2017 года и поэтому отсутствовавшей как таковой на дату предоставления страхователем дополняющих форм СЗВ-М (в рассматриваемом примере это декабрь 2016 года).

Отстаивание ПФР противоположной точки зрения — это не только абсурд, но и нарушение части 3 статьи 15 Конституции РФ: «Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

авав

Тезис № 5 требует краткого пояснения. В рассматриваемом примере территориальный орган ПФР при вынесении санкций за дополняющие СЗВ-М 2016 года использовал не вступившие в юридическую силу формы Актов о выявлении правонарушения, утвержденные Постановлением Правления ПФ РФ от 23.11.2016 № 1058п. Изложенная в письме-ответе позиция регионального отделения ПФР такова, что это «не противоречит норме статьи 17 Закона № 27-ФЗ».

Но на самом деле ни в статье 17 Закона № 27-ФЗ, ни в каком другом нормативно-правовом акте нет и не может быть разрешения об использовании незарегистрированных и официально не опубликованных нормативно-правовых актов, и применять их действительно нельзя. Основание: пункт 10 Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (ред. от 29.05.2017): «Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров».

Тезис № 6 представляется особенно интересным. ПФР не принимает во внимание собственное письмо от 14.12.2004 г. № КА-04-09-255/13379, поскольку полагает, что оно относится к периодам 2002-2009 годов и к формам СЗВ-4-1 и СЗВ-4-2. И снова ПФР не прав. Во-первых, письмо не отменено и не изменено и действует по настоящее время. Во-вторых, конституционные принципы, изложенные в пункте 2.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.07.2003 г. № 12-п, универсальны и отнюдь не привязаны к той или иной форме отчетности в ПФР. Речь здесь не о форме, а о содержании, это очевидно. Для тех, кто изложенного не понимает, в письме даже есть пояснения: «Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей».

А еще подписавший письмо господин Куртин А.В., занимающий до настоящего времени должность первого заместителя Председателя Правления ПФР, кандидат экономических наук, обладатель звания «Заслуженный экономист РФ», награжденный «Орденом почета», медалью «В память 850-летия Москвы», полагает, что «такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами ПФР, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов ПФР».

Поскольку в рассматриваемом примере руководитель регионального отделения ПФР считает иначе, тезис № 6 порождает две мысли: либо происходят «перегибы на местах», либо второе лицо в Правлении ПФР не в курсе интересов ПФР.

В тезисе № 7 ПФР затронул тему смягчающих обстоятельств и, несмотря на то, что страхователь об этом не просил (в связи с непризнанием неправомерности своих действий), кратко остановимся и на этом тезисе. Действительно, перечня смягчающих обстоятельств в Законе № 27-ФЗ нет, но это не значит, что органам ПФР вообще запрещено принимать такие обстоятельства во внимание. Основание: пункт 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 19.01.2016 № 2-П: «Впредь до внесения необходимых изменений законодательство РФ о страховых взносах подлежит применению с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ, сформулированных в настоящем Постановлении».

Тезис № 8 — о проведении камеральных проверок, которых (как указано в письме ПФР) не существует как «понятия». Действительно, Закон 27-ФЗ не содержал и не содержит механизма выявления органами ПФР правонарушений страхователя, и этот пробел обнаружился в законодательстве после вступления в силу Закона от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ. Однако до 01.01.2017 г. в Федеральном законе № 212-ФЗ вполне конкретно существовали и работали нормы о проведении камеральной проверки, и о ее сроке — три месяца (часть 2 статьи 34). Исключение этих норм не в пользу страхователя, потому что ПФР теперь считает, что вправе проверять его в любое время и за любой период (тезис № 9).

вввваа

Но поскольку Федеральный Закон от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ, ухудшающий положение страхователя, обратной силы не имеет (ввиду отсутствия в нем соответствующей специальной оговорки), невозможна его ретроактивность, то есть применение к отношениям 2016 года. Следовательно, камеральная проверка форм СЗВ-М за декабрь 2016 года закончилась в марте 2017 года, не выявив никаких нарушений. Составленные впоследствии в мае 2017 года акты ПФР являются неправомерными также и потому, что вынесены за рамками законно установленных правил проведения камеральных проверок.

И, в заключение, немного позитива. Это — Постановление Арбитражного Суда Дальневосточного округа № Ф03-924/2017 от 10.04.2017 г. А, значит, страхователям есть резон отстаивать свои права и законные интересы.

  • Обзор законодательства за период с 19 по 25 апреля
  • Как оплачивать нерабочие дни с 4 по 7 мая, рассказали в Роструде
  • Майские каникулы продлили: что надо сделать работодателям перед праздниками
  • Отпуск в мае: как считать и когда выходить на работу
  • Как отдыхаем в мае 2021 года

Штраф за дополняющую форму СЗВ-М 2020: разъяснения Пенсионного фонда

Пенсионный фонд в Письме от 28.03.2018 № 19-19/5602 разъяснил, если предоставить дополнительные сведения по СЗВ-М, будет ли штраф в случае, если они сданы после окончания установленного срока.

Чиновники не сомневаются, что это нарушение, поскольку дополнительная информация о работниках передана с нарушением сроков, и значит, первоначальные данные были неполными. На основании ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», организацию в таком случае следует штрафовать на 500 рублей за сокрытие данных в отношении каждого из подчиненных.

Для дополнительного убеждения в Инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденную Приказом Минтруда от 21.12.2016 № 766н, были внесены уточнения, что санкции не применяются, если страхователь исправил ошибки в отношении только тех лиц, сведения о которых уже передавались и были приняты сотрудниками ПФР.

Поправки вступили в силу 01.10.2018. Некоторые эксперты уверены, что они также обязывают страхователей не только сдавать отчеты, но и получать квитанции об их приеме.

У судей другая позиция

Отметим, что мнение чиновников противоречит сложившейся судебной практике. Так, в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 30.01.2018 по делу № А07-16149/2017, где рассматривалось, будет ли штраф за дополняющую форму СЗВ-М, суд встал на сторону предпринимателя и отказался назначать штраф за подачу дополняющих данных с опозданием.

Судьи подчеркивают, что по закону санкции грозят страхователям в том случае, если неполные или недостоверные данные обнаружены при проверке. Но наказывать за добровольное выявление и исправление ошибок недопустимо. Кроме того, дополняющая СЗВ-М без штрафа может быть сдана, если работодатель уточнил (исправил) ранее поданные сведения на работников в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений.

В Постановлении суда также подчеркивается, что вина страхователя во вмененном нарушении отсутствует «вследствие самостоятельного устранения ошибки в предоставленных сведениях».

С такой позицией соглашается и Верховный суд. Рассматривая дело № А73-910/2017, судьи обратили внимание на несколько моментов. Во-первых, предприниматель выявил нарушение самостоятельно, а значит, его надо рассматривать как добропорядочного хозяйствующего субъекта. Во-вторых, законом не установлен срок, в течение которого страхователь может самостоятельно выявить ошибку или неполноту предоставленных сведений, прежде чем нарушение обнаружит ПФР. Поэтому наказание за предоставление в Пенсионный фонд достоверных сведений, пусть и дополнительных, пусть и после установленного срока, — это формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности, что является недопустимым, акцентирует свою позицию ВС РФ.

Еще одно важное решение суда, о котором должны знать работодатели, — Постановление КС РФ от 04.02.2019 № 8-П. По закону, за нарушение сроков подачи формы СЗВ-М страхователям грозит штраф в размере 500 рублей за каждое застрахованное лицо. Это предусмотрено Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ об индивидуальном персучете. Вместе с тем наказание за это правонарушение прописано и в ст. 15.33.2 КоАП РФ: за него должностное лицо могут оштрафовать на сумму от 300 до 500 рублей. Конституционный суд указал, что за одно и то же правонарушение нельзя привлекать к ответственности дважды. В Постановлении от 04.02.2019 № 8-П сказано, что ст. 15.33.2 КоАП признана не соответствующей Конституции РФ и подлежит пересмотру. Когда именно законодатели исправят кодекс, сказать сложно, но работодатели должны знать, что фактически КС РФ запретил штрафовать их по ст. 15.33.2 КоАП РФ.

Что за форма СЗВ-М

Напомним, после того, как в 2017 году страховые взносы стали контролировать налоговые органы, в ведении Пенсионного фонда остался только персонифицированный учет. Для контроля страхователей и количества работников, имеющихся у них, а также стажа работающих граждан для дальнейшего назначения пенсий была введена форма СЗВ-М. Ее необходимо сдавать регулярно не позже 15 числа месяца, следующего за отчетным. Если сроки предоставления дополняющих сведений по СЗВ-М будут нарушены, работодателей наказывают. Также работодателей наказывают за неполные или недостоверные сведения.

Контур.Бухгалтерия — 14 дней бесплатно!

Кадровый учет и отчеты по сотрудникам, зарплата, пособия, командировочные и удержания в удобном бухгалтерском веб-сервисе

Кто сдает отчет СЗВ-М в 2021 году

В форму СЗВ-М должны быть внесены сведения о сотрудниках, которые работают на вас как предпринимателя или на вашу компанию на основании официальных договоров — трудового, гражданско-правового или ученического. Внесение не зависит от того, вела ли компания или ИП деятельность в отчетном периоде, вам в любом случае нужно застраховать всех сотрудников и предоставить информацию о них в ПФР. Также имейте в виду, что у СЗВ-М нет нулевой формы. Так что этот отчет обязателен для любого работодателя:

  • для российских и иностранных организаций, работающих на территории РФ, и их обособленных подразделений;
  • для предпринимателей;
  • для специалистов, ведущих детективную, адвокатскую или нотариальную деятельность, если в штате есть работники.

Предприниматели, адвокаты, нотариусы, детективы, которые работают без сотрудников, не сдают СЗВ-М. Данные за себя в отчет включать не нужно (п. 2.2 ст. 11 Закона от 01.04.96 № 27-ФЗ). Фирмы, в штате которых нет ни одного сотрудника, тоже освобождены от сдачи отчета, но только при условии, что управлением занимается сторонняя управляющая компания. В СЗВ-М нужно включать директора, даже если он единственный участник и собственник имущества организации и с ним не заключен договор.

Сроки сдачи СЗВ-М в 2021 году


Данные нужно подавать каждый месяц. Если страхователь хочет, например, сдать информацию в Пенсионный фонд России за октябрь, то нужно это сделать до 15 ноября — это число определено в пункте 2.2 статьи 11 ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ. Если 15-е число месяца (после отчетного) выпадает на выходной, то сроки сдачи продлеваются до первого последующего рабочего дня.

Точные даты сдачи СЗВ-М и других отчетов в 2021 году можете посмотреть в нашем бухгалтерском календаре. Сроки сдачи отчетов за 2021 года с учетом выходных:

  • за январь — до 15 февраля;
  • за февраль — до 15 марта;
  • за март — до 15 апреля;
  • за апрель — до 17 мая;
  • за май — до 15 июня;
  • за июнь — до 15 июля;
  • за июль — до 16 августа;
  • за август — до 15 сентября;
  • за сентябрь — до 15 октября;
  • за октябрь — до 16 ноября;
  • за ноябрь — до 15 декабря;
  • за декабрь — до 17 января 2022 года.

Региональные отделения ПФР могут выставить графики сдачи отчетов для компаний. Такие графики есть во Владимирской, Новосибирской и Еврейской автономной областях. Особое внимание на график нужно обращать тем, кто сдает бумажный отчет. ПФР считает, что так спасает бизнесменов от очередей. За нарушение графика отделения нет штрафа — главное, отчитаться до 15 числа.

Отчет нужно сдать до 15 числа, но закон разрешает сделать это раньше срока, если вы уверены, что до конца месяца не возьмете на работу новых сотрудников или исполнителей по ГПД. Однако, не советуем сдавать отчет раньше, чем кончится отчетный месяц. Иначе ПФР вышлет отрицательный протокол. Это нужно, чтобы избежать неполного отчета: вы сдаете отчет 25 октября и в последние дни месяца принимаете на работу еще одного сотрудника.

Кроме ПФР, отчет СЗВ-М нужно выдавать сотрудникам по их письменному запросу. На это есть пять календарных дней с даты обращения. Если письменного запроса нет, то и выдавать СЗВ-М не обязательно. Выдавайте сотрудникам выписку из СЗВ-М, в которой есть данные только о нем, персональные данные других сотрудников нельзя раскрывать третьим лицам. Также выписку передавайте сотруднику в день увольнения или прекращения гражданско-правового договора.

Как и куда сдавать СЗВ-М в 2021 году

Правило остается неизменным с 2016 года. Если в компании или у ИП 25 сотрудников и больше, сдавать отчет надо в электронном формате с усиленной квалифицированной электронной подписью. Если 24 и меньше — можно сдать на бумаге. По обоим вариантам сроки одинаковые — до 15-го числа месяца, следующего за отчетным. За неверную форму отчета вас оштрафуют на 1 000 рублей, поэтому не забудьте перейти на электронный формат, когда возьмете на работу двадцать пятого сотрудника.

Сдать СЗВ-М нужно по месту жительства ИП или по месту регистрации компании. Если у организации есть обособленные подразделения с сотрудниками — сдайте отчет по месту нахождения обособки. Однако если у ОП нет своего счета или же зарплата его сотрудникам поступает из головного офиса, данные о сотрудниках такого подразделения надо включать в общий отчет по головной организации.

Как и когда корректировать СЗВ-М в 2021 году

Отчеты СЗВ-М делятся на три типа: исходный (код «исхд»), дополняющий (код «доп») и отменяющий (код «отм»). Исходный сдают в первый раз, дополняющий — если исходный отчет надо дополнить ранее не поданными сведениями, которые нужно учесть в отчете, и отмененный — если вы совершили ошибку и хотите отменить ранее представленные неверные сведения.

Код 20 указывают, когда в СЗВ-М нет ИНН или в нем допущена ошибка, сдайте дополняющую форму с исправленным номером налогоплательщика.

Если ПФР направит вам уведомление об ошибке, вы можете подать дополняющий отчет в течение 5 дней только по тем сотрудникам, которые указаны в уведомлении. При этом неважно, кто нашел ошибку раньше — Вы или Фонд. За каждого сотрудника, по которому не поданы данные, вас оштрафуют на 500 рублей. Кроме того, директор тоже может получить штраф — от 300 до 500 рублей.

Какие разделы входят в СЗВ-М в 2021 году

Всего в отчете четыре раздела. Что в них должно быть?

  • Раздел 1: сюда вносятся реквизиты страхователя: наименование организации, номер регистрации организации в Пенсионном фонде, ИНН, КПП.
  • Раздел 2: информация об отчетном периоде. Тут нужно указать код месяца, за который подаете расчет. Нумерация стандартная — от «01» для января до «12» для декабря.
  • Раздел 3: выбирается тип формы (исходная, дополняющая или отменяющая). О том, какие коды указывать, мы рассказали выше.
  • Раздел 4: заносятся сведения обо всех застрахованных сотрудниках — ФИО, СНИЛС и ИНН.

Штрафы за несдачу СЗВ-М в 2021 году

За каждого застрахованного сотрудника, данные по которому не были переданы в ПФР в составе отчета, грозит штраф в размере 500 рублей. Получается, что если хотя бы на день просрочить отчет по 30 сотрудникам, придется заплатить 15 000 рублей штрафа. Аналогичное наказание грозит за ошибки в отчете — 500 рублей за каждого сотрудника с ошибкой. Должностных лиц организации тоже могут оштрафовать на 300–500 рублей. Уплатить штраф нужно не позднее 60 дней со дня вступления в силу постановления об административном штрафе.

Штрафа можно избежать, если в СЗВ-М допущена незначительная ошибка или в отчете забыли указать пару сотрудников. Сумму штрафа можно снизить через суд. Там нужно указать, по какой причине были допущены ошибки или пропущены сроки сдачи. Обычно суд считает уважительными, например, внезапную болезнь бухгалтера, технические неполадки в программе и т.п. Смягчающими обстоятельствами будет первая просрочка, незначительная просрочка, признание нарушения и самостоятельное устранение.

Сдавайте СЗВ-М в сервисе Контур.Бухгалтерия. Сервис сам заполнит отчет и проверит его перед отправкой. Отчитывайтесь онлайн, ведите бухучет в Контур.Бухгалтерии, начисляйте зарплату, обменивайтесь электронными документами с контрагентами и контролируйте финансы компании прямо в сервисе. Первые 14 дней работы — бесплатно для всех новых пользователей!

Марина Баландина, профессиональный бухгалтер

СЗВ-М — простой отчет. Даже слишком. Наверное, поэтому ему уделяют меньше всего внимания, пропускают ошибки или вообще забывают сдать. Как итог — штрафы, и чем больше штат, тем суммы этих штрафов внушительнее. Не хотите платить обидные штрафы за СЗВ-М — читайте статью.

Вы узнаете

  • Размер штрафов за СЗВ-М
  • Сроки для уменьшения или отмены штрафа
  • Основания для снижения штрафа
  • Основания для отмены штрафа
  • Как сдать СЗВ-М без ошибок

Размер штрафов за СЗВ-М

  • За несдачу, просрочку или ошибки в СЗВ-М накажут:
    • Организацию (ИП) — на 500 руб. за каждого застрахованного в отчете. Этот штраф выносит сам Пенсионный фонд.
    • Директора — на 300-500 руб. Этот штраф назначает суд на основании протокола ПФР об административном правонарушении. На ИП административный штраф не распространяется.
  • За бумажный отчет вместо электронного оштрафуют:
    • на 1000 руб. Электронно нужно сдавать СЗВ-М, в котором более 25 человек.

ИП без работников заключил договор ГПХ в январе. Акт будет подписан в июле. СЗВ-М нужно сдать за 7 месяцев: с января по июль.

Если ИП вспомнит про СЗВ-М только в августе и сдаст их «кучкой» 14 августа, то за 6 просроченных СЗВ-М штраф составит 3 000 руб.


Сроки для уменьшения или отмены штрафа

Штраф не спишут с вашего счета на следующий же день после ошибки или просрочки СЗВ-М. По Закону у вас есть время:

5 рабочих дней на исправление ошибки

— с даты получения уведомления об устранении ошибок или отрицательного протокола приема СЗВ-М.


Если пришло уведомление об устранении ошибок или частично положительный протокол, подайте дополняющую и (или) отменяющую СЗВ-М. Если пришел отрицательный протокол, подайте заново исходную форму с исправлениями. Исправите ошибку в 5-дневный срок — штрафа не будет. Не уложитесь в срок — ПФР зафиксирует нарушение в акте. Акт составят и в том случае, если просрочили отчет.

Получайте уведомления от ПФР онлайн

15 рабочих дней на подачу письменных возражений в ПФР

— с даты получения акта об обнаружении правонарушения.

ПФР может отменить штраф на основании письменных возражений, если нарушение произошло из-за технических неполадок у самого фонда. Например, вы сдали отчет вовремя, а ПФР принял с опозданием. В остальных случаях за уменьшением или отменой штрафа придется идти в суд.

В письменных возражениях распишите основания для отмены штрафа и приложите подтверждающие документы (например, квитанцию о приеме отчета оператором ЭО). Подать возражения можно почтой (ценным письмом с описью вложения), по ТКС или лично в ПФР.

3 месяца, чтобы обратиться в суд первыми

— с даты получения решения ПФР о привлечении к ответственности.

Если сумма штрафа для вас значительная, обращайтесь в суд первыми. Так вы возьмете ситуацию в свои руки и не пропустите сроки.

Есть решения судов, в которых штраф удалось снизить в 2 раза (с 556 000 руб. до 278 000 руб.) и даже в 1000 раз (с 478 000 руб. до 500 руб.).

Чтобы оспорить решение ПФР:

  • Составьте исковое заявление о признании недействительным решения ПФР. В заявлении перечислите основания для снижения или отмены штрафа.
  • Уплатите госпошлину 3000 руб. Если суд отменит штраф ПФР или уменьшит его размер, госпошлину вам вернут.
  • Подайте в арбитражный суд по месту нахождения отделения ПФР, которое вынесло решение, исковое заявление с прилагаемыми документами. Иск можно подать по почте, лично или через сайт «Мой арбитр».

До 3 лет, чтобы дождаться обращения в суд ПФР

Вы можете не подавать в суд первыми, а подождать, когда ПФР обратится в суд за взысканием штрафа.


  • По штрафам менее 3000 рублей «ждать» иска ПФР придется 3 года (или когда сумма всех пеней и штрафов превысит 3000 рублей).
  • По более крупным штрафам фонд может пойти в суд уже через 10 календарных дней с даты получения вами требования.

Выбирайте этот вариант, когда готовы расстаться с суммой штрафа, если что-то пойдет не так. Например, вы рискуете пропустить сроки для обжалования штрафа, если вовремя не получите письма из суда. А по штрафам до 3000 рублей, скорее всего, вообще забудете за 3 года, в чем суть нарушения.

Чтобы оспорить штраф, отправьте в суд свои возражения или отзыв на заявление ПФР:

  • Если ПФР подал заявление о выдаче судебного приказа (только при сумме штрафа не более 100 тысяч рублей), направьте возражения — в течение 10 дней с даты получения копии судебного приказа.
    В возражениях не обязательно расписывать основания, достаточно просто написать, что вы возражаете против применения приказа и просите его отменить. Тогда суд отменит приказ и ПФР придется обращаться в суд с заявлением о взыскании.
  • Если ПФР подал заявление о взыскании задолженности (при любой сумме штрафа), направьте в суд отзыв — в срок, указанный в определении суда о принятии к производству иска ПФР. Копию определения суд направит вам почтой.
    В отзыве на исковое заявление ПФР перечислите основания для снижения или отмены штрафа.

Основания для снижения штрафа

Чем больше смягчающих обстоятельств вы перечислите, тем больше вероятность, что суд снизит штраф. На практике суды «засчитывают» следующие аргументы:

  • Впервые просрочили СЗВ-М или допустили ошибку
  • Сдали с опозданием всего на несколько дней (от 1 до 14 — на усмотрение суда)
  • Не нанесли ущерб бюджету





Основания для отмены штрафа

ПФР не будет разбираться, почему вы просрочили или ошиблись в СЗВ-М. Готовьтесь самостоятельно доказывать, что штраф «не положен». Аргументы могут быть следующие:

  • ПФР не отправил уведомление об ошибках

  • Самостоятельно исправили ошибки

Другое дело с дополняющей СЗВ-М по «забытым» сотрудникам. Есть судебные решения в пользу страхователей: Постановление АС ПО от 25.04.2018 № Ф06-31604/2018, Постановление АС ПО от 25.04.2018 № Ф06-31604/2018. Но есть решения, в которых суд признает такие сведения не дополняющими, а новыми, и оставляет штраф: Постановление АС ДВО от 28.02.2018 № Ф03-154/2018, Постановление АС ДВО от 28.02.2018 № Ф03-154/2018. За второй подход говорит и Инструкция о порядке ведения персучета.

  • Просрочили не по своей вине

К обстоятельствам, полностью снимающим с вас вину, относятся, например, отключение электричества и неисправность сетевого оборудования (Постановление АС ВВО по делу № А28-11249/2016).

  • Технические ошибки на стороне ПФР

Дата сдачи отчетности по ТКС — это дата, когда отчет принят оператором. Поэтому если вы отправите отчет вовремя, а ПФР примет его уже после установленного срока сдачи и обвинит в просрочке, штраф получится отменить. Главное доказательство вашей правоты — справка о приеме отчета оператором электронной отчетности.

Удобная отправка отчетности

Как сдать СЗВ-М без ошибок

У пользователей СБИС «шансы» получить штрафы за ошибки и просрочку СЗВ-М минимальны, потому что сервис:

  • Проверит на ошибки перед отправкой. Причем не только проверит контрольные соотношения внутри отчета, но и устроит «глобальную» сверку с РСВ и СЗВ-СТАЖ. Так вы будете видеть свои ошибки раньше ПФР и у вас будет возможность исправлять их без санкций.
  • Напомнит о сроке сдаче. В бесконечной текучке вполне можно забыть даже этот «стабильный» ежемесячный отчет. Поэтому дополнительная напоминалка не повредит.
  • Моментально отправит отчет и сформирует справку о приеме. Неважно, когда ПФР принял отчет, у вас всегда будет официальное подтверждение даты отправки.

Если вы ведете учет зарплаты в СБИС, то программа автоматически заполнит отчет по занесенным кадровым документам и сведениям из карточек сотрудников. Меньше ручной работы — меньше ошибок.


  • Для чего нужна дополняющая форма СЗВ-М
  • Когда без дополняющей СЗВ-М не обойтись
  • Срок сдачи СЗВ-М
  • Правила оформления СЗВ-М
  • ПФР выписал штраф за дополняющую СЗВ-М — не спешите платить
  • Итоги

Для чего нужна дополняющая форма СЗВ-М

Цель представления в ПФР корректирующей или дополняющей СЗВ-М — формирование на лицевых счетах застрахованных лиц достоверной и полной персонифицированной информации.

Уточнять и дополнять переданные в фонд сведения о застрахованных лицах — право работодателей по ст. 15 закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете. » от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

Когда и для чего нужно уточнять ранее представленные сведения и как это сделать, рассказываем в других наших материалах:

В каких случаях сдается отменяющая СЗВ-М и как ее заполнить, читайте в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный доступ можно получить бесплатно.

Когда без дополняющей СЗВ-М не обойтись

Поводом для представления дополняющей СЗВ-М может стать забывчивость или невнимательность при оформлении исходного отчета, когда в него были включены сведения не по всем застрахованным лицам.

Корректировка понадобится и в том случае, если работодатель в ответ на исходную СЗВ-М получит из фонда протокол о том, что данные по кому-то из сотрудников не приняты (п. 40 Инструкции, утв. приказом Минтруда от 22.04.2020 № 211н).

Разобраться с тем, в каких случаях дополняющая СЗВ-М должна быть оформлена и представлена в ПРФ, поможет пример.

В исходную СЗВ-М за февраль 2021 года бухгалтер ООО «ТрансАвтоматика» включил всех штатных сотрудников в количестве 134 чел., но забыл отразить в отчете двух физлиц, с которыми в феврале действовали договоры подряда.

Свою оплошность бухгалтер заметил спустя неделю после представления исходного СЗВ-М. Сразу была оформлена и отправлена в ПФР дополняющая СЗВ-М со сведениями по двум забытым лицам.

Представлять в дополняющей форме сведения о других сотрудниках компании, которые были отражены в исходной СЗВ-М и были приняты фондом, не нужно.

Исправляйте ошибки по готовым инструкциям:

Срок сдачи СЗВ-М

В ситуации, когда данные исходного отчета подлежат корректировке, у работодателя возникает ряд вопросов по дополняющей форме СЗВ-М о сроке сдачи и штрафах, а также о правилах ее оформления.

По срокам представления дополняющей СЗВ-М особых правил нет: конкретные календарные даты в законодательстве для этого отчета не установлены.

ПФР вправе передать работодателю уведомление одним из способов:

Напомним правила, по которым определяется дата получения уведомления:

  • при направлении по почте — шестой день от даты отправления заказного письма (ст. 17 закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ);
  • при отправке в электронной форме — дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы работодателя (п. 38 Инструкции, утв. приказом Минтруда от 22.04.2020 № 211н).

Об этих тонкостях важно помнить, так как ошибочно исчисленная дата получения уведомления не позволит верно отсчитать пятидневный срок для оформления и сдачи в ПФР отчета. Представить дополняющую СЗВ-М без штрафа можно только при соблюдении указанного срока.

Какой установлен срок для подачи дополняющей СЗВ-м при самостоятельном обнаружении ошибки, узнайте в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

Правила оформления СЗВ-М

Покажем на примере, как заполнить дополняющую СЗВ-М. Воспользуемся условиями ранее приведенного примера.

Бухгалтер ООО «ТрансАвтоматика» забыл отразить в февральской СЗВ-М двух застрахованных лиц, с которыми в этом месяце действовали договоры подряда.


Как бухгалтер заполнил дополняющую СЗВ-М, смотрите в образце:

Рассказываем, как разобраться, когда нужна СЗВ-М дополняющая или отменяющая, в статье «Как сделать корректировку СЗВ-М».

ПФР выписал штраф за дополняющую СЗВ-М — не спешите платить

Пенсионный фонд выписывает за дополняющую СЗВ-М в 2021 году штрафы двух видов (ст. 15.33.2 КоАП РФ, ч. 3 ст. 17 закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ):

  • на компанию — по 500 руб. за каждого забытого сотрудника;
  • на руководителя — от 300 до 500 руб.

Для контролеров из ПФР не имеет значения, что работодатель сам обнаружил недостающие сведения в исходном отчете и скорректировал их, представив дополняющую СЗВ-М (письмо ПФР от 28.03.2018 № 19-19/5602). По их мнению, сведения на забытых сотрудников представлены с опозданием, а за это предусмотрен штраф.

Если работодатель сам обнаружил неполные данные в исходном отчете, существуют хорошие шансы на судебную отмену одного из штрафов, сумма которого определяется исходя из количества работников, отраженных в дополняющей СЗВ-М (определение ВС РФ от 20.12.2019 № 306-ЭС19-23114, постановления АС Дальневосточного округа от 13.12.2019 по делу № А37-1648/2019, Уральского округа от 19.12.2019 по делу № А07-9848/2019 и др.).

Штраф успешно можно оспорить в суде и в том случае, когда ошибку нашли проверяющие ПФР, а работодатель успел в течение пяти дней после получения от них уведомления сдать дополняющую СЗВ-М (определение ВС РФ от 05.07.2019 № 308-ЭС19-975).

Наказание в виде административного штрафа за дополняющую форму СЗВ-М, наложенное на директора, отменить не удастся, даже если компанию освободят от штрафа (постановления ВС РФ от 13.08.2019 № 80-АД19-8, от 20.12.2019 № 1-АД19-5).

Но есть и хорошая новость. К работодателям-ИП административная ответственность по ст. 15.33.2 КоАП РФ сейчас не применяется (закон от 16.12.2019 № 444-ФЗ). Такие поправки в КоАП появились благодаря КС РФ, признавшему несоответствующей Конституции ситуацию, когда предпринимателя привлекают к ответственности за СЗВ-М дважды: как страхователя (по закону о персонифицированном учете) и как должностное лицо (по КоАП РФ).

Итоги

Дополняющая СЗВ-М представляется в ПФР в виде отдельного отчета с отметкой «доп» в третьем разделе формы. В четвертом разделе необходимо отразить персонифицированные данные (Ф.И.О., СНИЛС, ИНН) по тем застрахованным лицам, сведениями о которых нужно дополнить исходный отчет.

Срок для представления дополняющего СЗВ-М в законодательстве не определен. Если ошибку обнаружил фонд, работодателю нужно успеть представить дополняющую форму в течение пяти рабочих дней с момента получения из ПФР уведомления об имеющихся в отчете ошибках. Несоблюдение срока влечет штраф.

Читайте также: