Какой возраст считается предпенсионным для женщин в этом году в беларуси

Опубликовано: 11.05.2024

Главная социальная интрига последнего времени разрешилась - в Беларуси принято решение о повышении пенсионного возраста. Таким образом, с 2017 года пенсионная система вступает в следующую - историческую, иначе не скажешь - фазу своего развития. К этой новой реальности нужно готовиться всем - обществу, экономике, государству. В интервью корреспонденту БЕЛТА заместитель министра труда и социальной защиты Валерий Ковальков рассказал, кого коснутся новации в первую очередь, какие проблемы предстоит решить, чем обусловлено повышение возраста выхода на пенсию и каких рисков это позволит избежать.

- Валерий Валерьевич, правительством были предложены три варианта. Оптимальным признан тот, который закреплен в указе Президента о совершенствовании пенсионной системы. С 1 января 2017 года пенсионный возраст постепенно - ежегодно на 6 месяцев - повышается для мужчин до 63 лет, для женщин - до 58 лет. Почему сохранена пятилетняя гендерная разница пенсионных порогов? Надо признать, что этот вопрос вызывал даже более острые дискуссии на форумах, чем собственно повышение пенсионного возраста.

- В этих дискуссиях противники сохранения пятилетней разницы приводили лишь один аргумент - демографическую статистику о большей продолжительности жизни женщин. А при принятии этого варианта были учтены положения Конституции, национального законодательства об особой заботе государства о женщинах и их повышенной социальной защите. Что же до демографии, то продолжительность жизни мужчин растет - и даже более высокими темпами, чем женщин. Эта позитивная тенденция сохранится и в будущем - таковы прогнозы экспертов.

- Сколько мужчин и женщин, по оценке, выйдут на пенсию на полгода позже? Какова экономия средств от этой меры?

- Об экономии не может быть речи. Мы не можем допустить снижения размеров пенсий.

За последний год численность жителей Беларуси, достигших возраста 55/60 лет, увеличилась более чем на 40 тыс. (статистика касается состоящих на учете в органах по труду, занятости и соцзащите). Сейчас насчитывается 2 млн 354 тыс. таких пенсионеров. Если бы не было принято решение о повышении пенсионного возраста, то в 2018 году их численность увеличилась бы до 2 млн 445 тыс. - это плюс 90 тыс. человек. Дополнительно на выплату пенсий нужно было бы изыскать в 2018 году значительный объем средств - порядка 3,5% от сегодняшних расходов на пенсионное обеспечение, в 2019-м - 5,2%, в 2020-м - 6,9%, а в 2030-м - почти 20%.

Теперь о количестве тех, кого затронет новая норма. Ежегодно это будет около 100 тыс. человек. За 2015 год органы по труду, занятости и соцзащите назначили 134,7 тыс. новых пенсий, из них 104,8 тыс. пенсий по возрасту. Для простоты счета - в год назначается более 100 тыс. пенсий по возрасту. При повышении пенсионного порога на полгода половина от этого количества ежегодно будут выходить на пенсию на полгода позже, чем сейчас, вторая половина - на год позже.

- Очень многие люди не понимают, что означает на практике ежегодный полугодовой шаг.

- Женщины, родившиеся в период с 1 января по 30 июня 1962 года, и мужчины, родившиеся в период с 1 января по 30 июня 1957 года, смогут реализовать свое право на пенсию с июля по декабрь 2017 года - они уйдут на пенсию в 55 лет 6 месяцев и 60 лет 6 месяцев соответственно. Их ровесники, чей день рождения выпадает на второе полугодие 1962 и 1957 года, выйдут на пенсию уже во второй половине 2018 года - в 56/61 год.

Женщины, родившиеся в первом полугодии 1963 года, и мужчины, родившиеся в первом полугодии 1958 года, смогут выйти на пенсию во втором полугодии 2019 года - в возрасте 56 лет 6 месяцев и 61 года 6 месяцев. Те женщины и мужчины, кто родился во втором полугодии 1963 и 1958 года, выйдут на пенсию во втором полугодии 2020 года - в 57/62 года.

Женщины, которые родились в первом полугодии 1964 года, и мужчины, которые родились в первом полугодии 1959 года, выйдут на пенсию во втором полугодии 2021 года - в 57 лет 6 месяцев и 62 года 6 месяцев. Женщины и мужчины, которые родились во втором полугодии 1964-го и 1959-го, выйдут на пенсию во втором полугодии 2022 года - в 58/63 года.

Поэтапное повышение пенсионного возраста закончится, когда во второй половине 2022 года на пенсию выйдут мужчины, родившиеся во втором полугодии 1959 года, и женщины, родившиеся во второй половине 1964 года.

При этом следует обратить внимание, что возраст выхода на пенсию будет зависеть не только от даты рождения, но и от даты обращения за назначением пенсии. Так, если женщина, родившаяся во втором полугодии 1962 года (например, в декабре), обратится за назначением пенсии не в период возникновения права на пенсию (в декабре 2018 года), а позднее, скажем, в феврале 2019 года, то право на пенсию ей может быть предоставлено не ранее достижения пенсионного возраста, установленного для женщин в 2019 году (56 лет 6 месяцев), то есть не ранее июня 2019 года.

- Интересно, какой возраст будет считаться предпенсионным? Сейчас это 53 года - для женщин, 58 лет - для мужчин, а в последующие годы?

- По мере повышения пенсионного возраста будет соответственно увеличиваться и предпенсионный возраст.

- Какие предусмотрены гарантии занятости для работников предпенсионного возраста? И сдвинутся ли "возрастные" границы этих гарантий вместе с повышением пенсионного порога?

- В указе №180 содержатся так называемые охранные нормы для работников предпенсионного возраста - контракты с мужчинами и женщинами этого возраста должны заключаться как минимум до общеустановленного пенсионного возраста 55/60 лет. Поскольку эти нормы уже скорректированы, возраст для гарантий по занятости также увеличится.

- Как новый пенсионный возраст и плавные темпы его введения (по 6 месяцев с 1 января каждого года) увязаны с емкостью рынка труда?

- Принятый вариант повышения пенсионного возраста не приведет к росту напряженности на рынке труда.

Как известно, после назначения пенсии большинство граждан продолжают работать еще около 5 лет. Сегодня трудятся 663 тыс. пенсионеров, или 25% от их общей численности. По статистике, в первый год после назначения пенсии продолжают трудовую деятельность почти 68% женщин и более половины мужчин. Через пять лет после назначения пенсии продолжают работать 40% женщин и 30% мужчин. То есть занятость среди новых пенсионеров достаточно высокая. Учитывался и выход выпускников на рынок труда: от 95,8 тыс. человек в 2017 году до 78,3 тыс. человек в 2020-м. Кроме того, в соответствии с указом №78 планируется ежегодно создавать 50 тыс. рабочих мест за счет новых предприятий и производств. По оценкам, все эти слагаемые позволят сохранить возможности занятости и для молодежи, и для старшего поколения.

- А сохранятся ли пенсионные льготы?

- Да, в Беларуси сохраняются действующие пенсионные льготы по раннему выходу на пенсию социально уязвимых граждан, за работу в неблагоприятных условиях труда, а также госслужащим и военнослужащим. При этом пенсионный возраст для льготных (досрочных) пенсий увеличится соразмерно повышению общеустановленного пенсионного возраста. Тем самым будет обеспечен одинаковый, равный подход ко всем категориям. Впереди масштабная работа по реализации положений указа, ведь пенсионный возраст и статус пенсионера затрагиваются во многих сферах общественной жизни и государственного регулирования.

- Какой ожидается результат от повышения пенсионного возраста до 58/63 лет?

- Численность населения в трудоспособном возрасте фиксируется на сегодняшнем уровне (около 5,5 млн человек). Число занятых в экономике до 2020 года сохраняется практически на 100-процентном уровне к 2015 году (99,6%). Удерживается действующее соотношение численности людей трудоспособного возраста и старше трудоспособного до 2027 года (2,3 к 1).

- По мнению Президента, не стоит ограничиваться принимаемыми в государственной пенсионной системе мерами, повышением пенсионного возраста. Какие новации еще нас ожидают?

- Скорее, не новации, а развитие действующих подходов. В частности, речь идет о добровольном пенсионном страховании. Во многих развитых странах (Австрии, Бельгии, Канаде, Чехии, Великобритании, США, Франции, Германии, Италии, Испании, Ирландии, Венгрии, Словении, Новой Зеландии, Греции) широко распространены дополнительные корпоративные пенсии от работодателей, они стали весомой добавкой к государственным пенсиям. Причем эта практика настолько развита и привычна для работников и работодателей, что воспринимается как обязательный накопительный элемент пенсионной системы. И это притом что государственные пенсионные системы в этих странах не включали и не включают обязательного накопительного уровня.

Целесообразность расширения практики участия нанимателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной пенсии предусмотрена и указом о совершенствовании пенсионной системы. То есть работодатели, которые имеют финансовые возможности, должны активнее использовать такие подходы. Немаловажная роль здесь отводится профсоюзным организациям.

- Нашу пенсионную систему люди частенько критикуют, это не секрет. Однако субъективное восприятие и реальная оценка - вещи разные, поскольку точки отсчета отнюдь не всегда совпадают.

- Национальная пенсионная система соответствует общепризнанным в международной практике критериям.

Уже более десяти лет соотношение средней пенсии по возрасту и средней зарплаты (так называемый коэффициент замещения) поддерживается на уровне не менее 40%. А это рекомендация Международной организации труда (МОТ). Постепенно увеличивается соотношение пенсий и бюджета прожиточного минимума (БПМ) пенсионера. На конец 2000 года пенсию в размере ниже БПМ получал каждый третий пенсионер, сегодня - менее 1%.

На выплату пенсий в Беларуси в последние годы направляется около 10% ВВП, что сопоставимо со средними расходами в развитых государствах.

- Обратная сторона социальных гарантий - нагрузка на экономику.

- Любая пенсионная система неразрывно связана с демографической ситуацией, рынком труда и занятостью, экономикой страны. Сегодня перед Беларусью, как, впрочем, и другими европейскими государствами, стоит задача адаптировать пенсионную систему к демографическим изменениям. Нужно настроить систему таким образом, чтобы, с одной стороны, она предоставляла социально приемлемые пенсии, с другой - была посильной для экономики и не ограничивала экономический рост.

Многое уже сделано. Скажу больше - уже несколько лет идет пенсионная реформа. Адаптация пенсионной системы к новым реалиям проводится спокойно, постепенно, с закреплением принципов "Пенсия должна зарабатываться", "Чем больше стаж и заработок, тем выше пенсия", "Чем позже назначается пенсия, тем она выше". И эти принципы поддерживаются нашими гражданами.

Одним из первых заметных шагов стало совершенствование подходов к предоставлению - ранней пенсии за работу во вредных условиях труда. Кстати, в других странах пошли на достаточно жесткие решения: досрочные пенсии были либо отменены, либо сокращен круг работников, имеющих на них право. В Беларуси же применен максимально мягкий подход - создана отдельная дополнительная профессиональная пенсионная система.

Так, с 1 января 2009 года в республике введено профессиональное пенсионное страхование (ППС) работников, занятых в неблагоприятных условиях труда. Для досрочных пенсий таких работников работодателем формируются отдельные средства. Тем самым досрочные пенсии по условиям труда постепенно выводятся за рамки общей пенсионной системы. И значит, общие пенсионные средства не будут тратиться на досрочные пенсии.

В результате численность досрочных пенсий в общей системе снижается. Если до введения ППС льготной была каждая четвертая новая пенсия, то на конец 2015 года - только каждая седьмая. Кроме того, общей системе стали возмещаться расходы на досрочные пенсии: если в 2009 году возмещение из средств ППС составляло лишь 2,7%, то в 2014 году - уже 9,4%. Сегодня молодые работники уже могут выбрать: формировать право на досрочную пенсию или - вместо этого - получать доплату к текущему заработку в размере целевых взносов (введено с 2013 года). К слову, эта возможность широко используется.
Существенно увеличен минимальный стаж работы с уплатой взносов, необходимый для назначения пенсии, - с 5 до 15 лет 6 месяцев. К 2025 году он будет постепенно доведен до 20 лет (повышается ежегодно на полгода). Тем самым практически уравниваются периоды формирования права на пенсию и ее получения. При этом сохранен прежний 5-летний стаж для социально уязвимых категорий - многодетных матерей с пятью детьми, инвалидов с детства и их родителей и др.

На пять лет повышен пенсионный возраст для тех, кто не отработал минимального страхового стажа. С 2015 года введено правило об исчислении размера пенсии с обязательным учетом сведений о заработке по данным персонифицированного учета. Это способствует легализации доходов.

Чтобы стимулировать людей к зарабатыванию пенсии, усилено влияние на ее размер каждого года длительного стажа, высокого заработка граждан. В результате максимальный размер пенсии по возрасту у неработающего получателя (при стаже 40/45 лет, индивидуальном коэффициенте заработка 5,0 и выше) превышает минимальный размер этой пенсии в 3,1 раза, а социальную пенсию тех, кто не выработал стаж, - в 6,1 раза.

Чтобы работники могли больше повлиять на размер будущей пенсии, увеличена "премия" за отложенный выход на пенсию. Отказ от пенсии на 5 лет позволяет увеличить ее в среднем в 1,7-1,8 раза.

- Принятых мер оказалось недостаточно?

- Предстоящие демографические изменения будут очень интенсивными. Поэтому нужны более серьезные меры. За последние десятилетия возрастная структура населения Беларуси кардинально изменилась. Удельный вес людей пенсионного возраста в общей численности населения увеличился с 13,6% в 1960 году почти до 25% в 2015 году и, по оценке, к 2030 году составит 30%. Это будет происходить на фоне снижения численности населения в трудоспособном возрасте. Так, с 2017 по 2020 год численность лиц, достигающих возраста 55/60 лет, будет в 1,5-1,6 раза превышать число молодых людей, достигающих 16 лет (трудоспособного возраста). Сейчас на 100 работников приходится 61 пенсионер. Если бы решение о повышении пенсионного возраста не было принято, то в 2020 году на 100 работников приходилось бы 66 пенсионеров, а в 2030 году - уже 78.

Следует также учитывать и позитивную тенденцию роста продолжительности жизни в Беларуси. При этом, безусловно, увеличивается и период получения пенсии. За последние 8 лет период получения пенсии у мужчин увеличился на 1 год, у женщин - на 2 года 3 месяца. Естественно, растут и пенсионные расходы.

Приведу статистику, которая, полагаю, будет многим интересна, поскольку сама по себе содержит ответы на многие вопросы. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении для мужчин - 68,5 года, но при этом после достижения 60-летнего возраста мужчины живут в среднем еще 15,5 года, после достижения 70 лет - 10,2 года. Ожидаемая продолжительность жизни для женщин - 78,6 года, а для достигших 55-летнего возраста - 26 лет, для достигших 60 лет - 21,8 года, для достигших 70 лет - еще 14 лет. Цифры говорят сами за себя.

С учетом демографических прогнозов важно сохранить количество граждан в трудоспособном возрасте и стабилизировать (то есть не увеличивать) число пенсионеров. Это позволит не допустить снижения уровня пенсий - без перекладывания ответственности, связанной с чрезмерной нагрузкой по содержанию пенсионеров, на наших детей.

Хочу подчеркнуть: решение по пенсионному возрасту нельзя было больше откладывать. Упустив этот момент сейчас, впоследствии мы не смогли бы уже повышать пенсионный возраст плавно и постепенно.

Люди, которым за 50, как правило, держатся за работу, потому что понимают: найти в этом возрасте хороший вариант трудоустройства довольно сложно. Хотя у нас есть закон, запрещающий дискриминацию по возрасту, наниматели часто неохотно встречают возрастных соискателей. Многие боятся, что такие работники будут часто болеть и не очень тщательно относится к своим служебным обязанностям, а молодые начальники не приветствует подчиненных, которые старше их, так как чувствуют себя с ними психологически некомфортно.

Особенно уязвимыми являются люди в предпенсионном возрасте. Есть ли для них какие-то трудовые гарантии и льготы? Может ли работодатель сократить или уволить работника за пару лет до пенсии? И что делать, если вы все же остались без работы? Министерство труда и социальной защиты Беларуси совместно со «Звяздой» провело круглый стол «Все о предпенсионном возрасте», на котором специалисты постарались ответить на наиболее распространенные вопросы, возникающие у людей в предпенсионном возрасте. В обсуждении приняли участие начальник управления организации пенсионного обеспечения главного управления пенсионного обеспечения Минтруда и соцзащиты Елена ДРОНОВА, консультант главного юридического управления Татьяна РАХУБО и консультант управления политики занятости Ирина ШЕВЧЕНКО.

Гарантии коллективного договора

— Что такое предпенсионный возраст и как он будет изменяться с увеличением пенсионного возраста?

Татьяна Рахубо:

— Предпенсионный возраст определен Указом Президента от 12 апреля 2000 года № 180 и установлен за два года до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Как можно заметить, мы отошли от конкретной привязки к возрасту, поскольку пенсионный возраст будет меняться. Соответственно, будет меняться и предпенсионный возраст.

В настоящее время у нас идет поэтапное ежегодное повышение на 6 месяцев общеустановленного пенсионного возраста, и с 1 января 2022 года мужчины будут выходить на пенсию в 63 года, а женщины — в 58 лет. В этом году пенсионный возраст для женщин составляет 56 лет, для мужчин 61 год. Соответственно, предпенсионный возраст наступает в 54 года для женщин и в 59 лет — для мужчин.

— Какие трудовые гарантии предусмотрены для предпенсионного возраста?

Татьяна Рахубо:

— Независимо от вида предприятия законодательно предусмотрена гарантия продления контракта или заключения нового работникам, достигшим предпенсионного возраста. Но эта гарантия действует только в том случае, если работник не имеет дисциплинарных взысканий. Иначе говоря, чтобы наниматель продлил контракт либо заключил новый, работник не должен иметь никаких замечаний, выговоров, снижения премий в результате нарушения трудовой или производственно-технологической дисциплины. В противном случае наниматель может принять решение о продлении трудовых отношений, несмотря на предпенсионный возраст работника, — и это будет в рамках закона. Больше никаких гарантий закон в отношении таких работников не предусматривает.

Но хочу отметить, что коллективные договоры и соглашения могут включать более широкие нормы. И на практике есть примеры, когда в коллективном договоре предпенсионный возраст устанавливается, скажем, за три года до достижения общеустановленного пенсионного возраста. То есть, по желанию трудового коллектива могут быть установлены более широкие гарантии, чем это прописано в законе.

— Как будет меняться возраст досрочного выхода на пенсию в связи с повышением пенсионного возраста?

Елена Дронова:

— Пенсионное законодательство предусматривает право досрочного выхода на пенсию с учетом занятости в особых условиях труда, а также с учетом длительной занятости в отдельных видах профессиональной деятельности. Таким правом обладают также лица с определенным социальным статусом: многодетные матери, родители детей-инвалидов, матерей погибших военнослужащих и некоторые другие категории.

Установлены возраст досрочного выхода на пенсию, как и общеустановленный пенсионный возраст, с каждым годом повышается на 6 месяцев. Но при этом разница - например, на 5 или на 10 лет раньше - сохраняется.

— Может ли безработный предпенсионного возраста досрочно выйти на пенсию?

Ирина Шевченко:

— Безработный, имеющий право на пособие по безработице в течение 52 календарных недель, в случае невозможности трудоустройства может по предложению службы занятости выйти на досрочную пенсию, но не ранее чем за год до общеустановленного возраста.

Отдельно хочу обратить внимание, что для того, чтобы иметь право на пособие по безработице в течение 52 календарных недель, безработный мужчина должен иметь стаж не менее 38 лет, женщина — не менее 33 лет. И при этом они должны иметь право на такую ​​помощь вообще, потому что при регистрации в качестве безработного не каждому назначается пособие по безработице.

Например, в такой помощи может быть отказано тому, кто был уволен с предыдущего места работы по собственному желанию или по соглашению сторон (если был заключен трудовой договор на неопределенный срок), а также за прогул и т д. Но если работнику не был продлен контракт либо он был уволен по сокращению, это считается весомой причиной и пособие по безработице будет назначено.

Давайте еще остановимся на таком понятии, как невозможность трудоустройства. Служба занятости решает этот вопрос индивидуально, так как в каждом индивидуальном случае критерии подходящей работы могут быть свои. Например, если человек обратился после длительного перерыва в работе, для него практически любая предложенная работа будет считаться подходящей. Если человек уволился и сразу после этого обратился в службу занятости, для него подходящей будет считаться работа, соответствующая его образованию, опыту.

И надо еще раз отметить, что определяющим фактором для того, чтобы пойти на досрочную пенсию, служит не желание безработного — эта инициатива должна исходить от службы занятости именно в случае невозможности трудоустройства.

Также согласно ст. 22 Закона «О занятости населения» на досрочную пенсию может пойти работник, который был уволен в связи с ликвидацией предприятия, но не ранее чем за 2 года до общеустановленного пенсионного возраста и также в случае невозможности дальнейшего трудоустройства.

Кого могут уволить в предпенсионном возрасте?

Вопрос читателя:

— Я достигла пенсионного возраста, но пенсия мне не назначена, так как недостаточно стажа. Хочу доработать стаж. Могу ли я обратиться в службу занятости за помощью? Зарегистрируют ли меня как безработную?

Ирина Шевченко:

— Запрет на регистрацию в качестве безработного вводится только в отношении граждан, которым назначена пенсия по возрасту, за выслугу лет или профессиональная пенсия.

Таким образом, если вы достигли общеустановленного пенсионного возраста, но пенсия вам не предназначена, вы имеете право на регистрацию в качестве безработного. И вам, наравне с другими безработными, будут выплачиваться предусмотренные в соответствии с законодательством о занятости социальные выплаты в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, материальной помощи безработным и членам их семей, которые находятся на их содержании, а также будет оказываться необходимое содействие в трудоустройстве, в том числе и направление на обучение, оказание содействия в организации предпринимательской деятельности с финансовой поддержкой в ​​виде субсидии.

Вопрос читателя:

— Я принята на работу на время отсутствия основного работника с заключением трудового договора. Могут ли меня уволить в случае выхода основного работника из социального отпуска по уходу за ребенком, когда мне остался только год до достижения пенсионного возраста?

Татьяна Рахубо:

— Да, могут. При приеме на работу на время выполнения обязанностей временно отсутствующего работника с вами как с замещающим работником был заключен срочный трудовой договор. В случае выхода основного работника на работу срочный трудовой договор, заключенный с работником, принятым на время отсутствия основного работника, расторгается. На указанном основании может быть уволен любой работник, в том числе и предпенсионного возраста.

Гарантии по обязательному продлению трудовых отношений для работников предпенсионного возраста распространяются только на тех, кто работает по контракту, а также в случае заключения контракта с работником, трудовой договор с которым был заключен на неопределенный срок. Такие гарантии не распространяются на тех, кто работает на сезонной, временной работе.

Татьяна Рахубо:

— Аттестации и переаттестации не подлежат только беременные женщины, женщины, вышедшие из отпуска по уходу за ребенком (в течение года) и молодые специалисты. На всех остальных работников нормы трудового законодательства распространяются в полном объеме, в том числе и на работников предпенсионного возраста.

То же самое касается и повышения квалификации. Ограничений по возрасту никаких нет. Пока человек работает, он должен повышать свою квалификацию, тем более что есть профессии, где практически ежегодное повышение квалификации — это жизненная необходимость.

Безработный в предпенсионном возрасте.

Ирина Шевченко:

— В Законе «О занятости» прописаны дополнительные гарантии в области содействия занятости. В частности, определены категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных конкурировать на рынке труда на равных условиях с другими. Это дети-сироты, люди с инвалидностью, лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, и в том числе лица предпенсионного возраста.

Местные исполкомы устанавливают бронь для определенных категорий граждан, особо нуждающихся в работе, в том числе и для лиц предпенсионного возраста. Предприятиям предписывается количество рабочих мест, на которые они в течение года, при наличии свободных вакансий, должны взять в первую очередь именно такие категории людей. И, как правило, организации стремятся эти квоты выполнять.

В то же время, если бы вы знали, как часто можно столкнуться с нежеланием учиться, повышать свою квалификацию! Приходит, допустим, в службу занятости рабочий с 3-м разрядом. А новые условия производства требуют, чтобы разряд был не ниже 5-го. Но многие мужчины в возрасте 50 лет считают ненужным осваивать новый, более высокий разряд.

А сколько в службу занятости обращается лиц, уволенных за прогулы? Наниматель не хочет таких брать на работу не потому, что они в возрасте, а поскольку видит, что они ненадежные работники. Многие просто не стремятся конкурировать на рынке труда. Но тогда пусть не обижаются, что их никто не хочет брать на работу.

Никто не может обязать нанимателя взять на работу человека, который его не устраивает как работник, не подходит по каким-то критериям. При рассмотрении кандидатуры на вакантное рабочее место наниматель имеет право выбора работника, поскольку в первую очередь он несет ответственность за эффективное функционирование организации в целом.

От нас самих зависит очень многое. Сегодня довольно несложно получить дополнительное образование — переучиться, освоить новую профессию, можно получить практически любое образование дистанционно. Может, кто-то в этом возрасте захочет переучиться на парикмахера или специалиста по маникюру и будет после зарабатывать больше, чем, например, раньше, будучи бухгалтером.

Если есть квалификация, документы об освоенных дополнительных умениях и навыках, то специалист и в 50 лет может быть вполне конкурентоспособным.

За несколько лет до пенсии людям сложнее искать новую работу или вовсе менять сферу – чаще из-за ухудшения здоровья или предвзятого отношения нанимателей. Поэтому для таких граждан государство предусматривает льготы.

Трудовой кодекс и трудовая книжка

Предпенсионный – это условно выделяемый возраст (устанавливается государством), он на несколько лет ниже пенсионного. Набор льгот обычно расширяется по мере приближения к этому возрасту.

В Беларуси вопросы, связанные с обеспечением отдельных трудовых гарантий в части заключения, продления контрактов с гражданами предпенсионного возраста, регулируются Указом Президента от 12 апреля 2000 г. № 180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29» (далее – Указ № 180).

Согласно указу, в нашей стране стандартный официальный предпенсионный возраст на 2 года ниже возраста возникновения права выхода на пенсию. Но он может быть ниже и на 5 лет, если так пожелал сам наниматель и подписал соответствующее тарифное (отраслевое) соглашение или указал это в своем коллективном договоре.

Кстати, узнать, подписывал ли ваш наниматель тарифное соглашение, можно на сайте Министерства труда и социальной защиты, а с коллективным договором в любое время можно ознакомиться в отделе кадров по месту работы. Если ваша организация или ее руководитель входит в объединение нанимателей, подписавших такое соглашение, тогда он обязан соблюдать повышенные гарантии работникам предпенсионного возраста.

В 2020 году возраст выхода на пенсию у мужчин 62 года, а у женщин 57 лет. Соответственно, предпенсионный возраст у мужчин – с 60 до 62 лет (если считать 2 года), а у женщин – с 55 до 57 лет. При этом следует учитывать, что каждый год возраст выхода на пенсию меняется, следовательно, меняется и предпенсионный возраст. В 2021 году, например, мужчины смогут выходить на пенсию в 62,5 года, женщины – в 57,5 года.

За 2 года до пенсии вообще нельзя уволить?

Это не так! Работодатель вправе уволить сотрудника предпенсионного возраста, но только в том случае, если последний нарушает трудовую дисциплину (прогуливает, приходит на работу в нетрезвом виде и т.п.). Поводом для непродления контракта также может стать наличие нарушений «трудовой, исполнительской и производственно-технологической дисциплины». Например, выговор за опоздания или ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей. Однако в таком случае работодатель должен иметь правильно оформленную доказательную базу (документально-докладные записки, приказы и т. д.). Если имеющиеся взыскания человек погасил и в течение года больше их не получал, тогда считается, что у него проступков не было, соответственно, в продлении контракта ему отказать не могут. Кроме того, начальство имеет право снять взыскание досрочно по собственной инициативе или по просьбе работника.

Если говорить о сокращении, то незадолго до пенсии сократить могут, но только в том случае, если предпенсионный возраст не указан в качестве преимущества при продлении контракта в коллективном договоре или отраслевом соглашении нанимателя.

Куда обращаться, если незаконно уволили?

Бывает так, что работодатель нарушает закон и расторгает трудовые отношения, скажем, за год до пенсии. Тогда можно обратиться в суд общей юрисдикции с иском против нанимателя, причем пошлину в таком случае платить не нужно. Однако следует помнить, что сделать это надо в течение одного месяца со дня, когда вам вручили копию приказа об увольнении или трудовую книжку с записью об основании прекращения трудового договора.

В суде можно требовать не только восстановления на работе, но и компенсацию морального вреда. Таким образом, если суд удовлетворит иск и восстановит вас на работе, наниматель обязан будет выплатить средний заработок за время вынужденного прогула.

В случае, если суд посчитает невозможным или нецелесообразным восстановление на работе (например, уже приняли другого работника), нанимателя могут обязать выплатить ему десятикратный среднемесячный заработок (с согласия уволенного).

Обращаться нужно в суд того района, где находится наниматель (по его юридическому адресу или адресу филиала, где работал истец).

Пенсионный возраст в Беларуси. Новые данные на 2021 год


Указ Президента Республики Беларусь №137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» от 11 апреля 2016 года предусматривает поэтапное увеличение пенсионного возраста.

Согласно этому документу, с 1 января 2017 года общеустановленный пенсионный возраст в стране повышается ежегодно на 6 месяцев на протяжении шести лет, и к 2022 году достигнет отметок 58 лет для женщин и 63 года для мужчин. Благодаря увеличению пенсионного возраста количество пенсионеров сокращается, что дает возможность увеличивать пенсии более высокими темпами, чем даже заработную плату. В настоящее время в Беларуси живут около 2,5 млн пенсионеров по возрасту.

Пенсионный возраст в Беларуси 2021

Таким образом, выход на пенсию в Беларуси происходит:

до 2017 года – у мужчин в 60 лет, у женщин в 55 лет;

· с 1 января 2017 года – у мужчин в 60 лет и 6 месяцев, у женщин в 55 лет и 6 месяцев;

· с 1 января 2018 года – у мужчин в 61 год, у женщин в 56 лет;

· с 1 января 2019 года – у мужчин в 61 год и 6 месяцев, у женщин в 56 лет и 6 месяцев;

· с 1 января 2020 года – у мужчин в 62 года, у женщин в 57 лет;

· с 1 января 2021 года – у мужчин в 62 года и 6 месяцев, у женщин - 57 лет и 6 месяцев;

· с 1 января 2022 года – у мужчин в 63 года, у женщин в 58 лет.

Указом также предусмотрено аналогичное увеличение возраста, дающего право на льготные трудовые пенсии и пенсии за выслугу лет (за 6 лет на 3 года).

Стоит отметить, что размер пенсии зависит от стажа трудовой деятельности и уровня заработной платы, с которой человек уходит на пенсию. Также существуют понятия «трудовой стаж» и «страховой стаж», и важно понимать их различия.

Общий трудовой стаж– это период трудовой, предпринимательской, общественной и иной деятельности, установленной законодательством.

Страховой стаж– это продолжительность только того времени трудовой деятельности, на протяжении которого производились обязательные страховые отчисления в государственный бюджет.

Человек, который не накопил требуемый стаж, может претендовать на социальную пенсию. Однако назначена она будет по достижении мужчинами возраста 65 лет, женщинами – 60 лет.

Минимальный страховой стаж для назначения пенсии по возрасту (как и пенсионный возраст) ежегодно увеличивается. Согласно Указу Президента Беларуси Александра Лукашенко №534 от 31 декабря 2015 года «О вопросах социального обеспечения», право на трудовую пенсию по возрасту имеют граждане, накопившие социальный стаж не менее 15,5 лет. А начиная с 1 января 2017 года данный стаж увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет.

Какой пенсионный возраст у мужчин и женщин в Беларуси

Право на трудовую пенсию в Беларуси имеют граждане, накопившие страховой стаж:

· В 2017 году – минимум 16 лет:

· В 2018 году – минимум 16,5 лет;

· В 2019 году – минимум 17 лет;

· В 2020 году – минимум 17,5 лет;

· В 2021 году – минимум 18 лет;

· В 2022 году – минимум 18,5 лет:

· В 2023 году – минимум 19 лет;

· В 2024 году – минимум 19,5 лет;

· В 2025 году – минимум 20 лет.

18 мая 2020 года Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Указ №171 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан».

Согласно этому документу, предусмотрено с 1 января 2021 года женщинам, родившим четверых детей, засчитывать период нахождения их в декретном отпуске (по уходу за ребенком) в трудовой стаж продолжительностью до 12 лет в общей сложности (до 1 января 2021 года – максимум был 9 лет). Назначать им трудовые пенсии при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (до 1 января 2021 года – было не менее 17 лет 6 месяцев).

Также согласно указу, с 1 января 2021 годаинвалидам I и II группы, имеющим инвалидность более 10 лет, будут снижены требования к страховому стажу для назначения пенсии по возрасту (пропорционально времени нахождения на инвалидности).Инвалидам с детства на 5 лет снизятся требования к продолжительности трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту (для женщин – с 20 до 15 лет, для мужчин – с 25 до 20 лет).Кроме того, родителям детей-инвалидов с тяжелой степенью утраты здоровья, длительное время осуществлявшим уход за ними (не менее 20 лет), будет повышен размер социальной пенсии до уровня, сопоставимого с минимальной пенсией по возрасту.

Указом предусмотрено также, что работникам с неполным страховым стажем (свыше 10 лет, но менее требуемого) с 1 января 2021 годабудут взамен социальной пенсии назначать трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже. При этом женщинам такая пенсия будет назначаться при достижении 60 лет, а мужчинам - 65 лет, как это предусмотрено для социальной пенсии.

Также Президент Беларуси Александр Лукашенко 10 февраля 2020 года подписал Указ №48 «О повышении уровня социальной защиты граждан в связи с призывом на срочную военную службу, службу в резерве». Согласно этому документу военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному государственному социальному страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца. А это значит, что этот период будет включен в страховой стаж, который необходим для права получения трудовой пенсии.

Bankchart рассказывает, как рассчитывается, начисляется и выплачивается пенсия в РБ, какой размер минимальной пенсии, какой стаж нужен для оформления пенсии.

Краткое содержание и ссылки по теме

  1. Что такое пенсия?
  2. Виды пенсий. Возраст для выхода на пенсию
  3. Стаж для пенсии
  4. Начисление пенсии
  5. Минимальная пенсия в РБ
  6. Размер социальной пенсии
  7. Пенсионный возраст и пенсия в Украине
  8. Индексация пенсий в Украине

Что такое пенсия?

Наверное, каждый из нас хоть раз представлял себя на пенсии. Кто-то счастливый угощает внуков мороженным, кто-то путешествует, кто-то занимается цветами на даче или садит картошку. А также, наверное, каждый представлял, какого размера у него будет пенсия. Именно о пенсии, о ее видах и о другом, что с ней связано, мы сегодня и поговорим.

Пенсия – денежные выплаты, положенные людям, достигшим определенного законодательством возраста, а также – на основании других причин (наступление инвалидности, потеря трудоспособности и др.). Право на получение пенсии имеют граждане Беларуси и другие лица, проживающие на ее территории, а также граждане РБ, живущие за ее пределами (в отдельных случаях). Государственный бюджет и Фонд социальной защиты населения – основные источники денежных средств для выплаты пенсий.

Виды пенсий. Возраст для выхода на пенсию

С понятием «пенсии» разобрались в предыдущем пункте. В этом же разберемся, какие виды пенсий существуют и в каких случаях они полагаются.


Социальная пенсия – вид пенсии, выплата которой предназначена гражданам, не получающим трудовую пенсию.

Пенсия по возрасту назначается гражданам, которые достигли пенсионного возраста (возраст сей определяется законодательством) и имеют достаточный стаж работы (минимальный размер необходимого стажа также определяется законодательством). По состоянию на 2019 года возраст выхода на пенсию (на общих основаниях) для мужчин составляет 61 года и 6 месяцев, для женщин – 56 лет и 6 месяцев. До 2022 года пенсионный возраст как у мужчин, так и у женщин будет расти (на 6 месяцев ежегодно) пока не достигнет 63 и 58 лет соответственно.


Назначаются пенсии по возрасту пожизненно.

Все про пенсию по инвалидности (что такое инвалидность, кто и в каком размере может получить пенсию по инвалидности и др.) вы можете узнать по следующей ссылке.

На пенсию по случаю потери кормильца могут рассчитывать нетрудоспособные члены семьи (дети до 18 лет; родители или супруги, достигшие пенсионного возраста или являющиеся инвалидами и др.) умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Кстати, больше узнать про эту пенсию можно на нашем сайте Bankchart.by.

Категории граждан, чьих трудовая деятельность ведет к утрате их профессиональной трудоспособности или пригодности до наступления пенсионного возраста (на общих основаниях) вправе получать пенсии за выслугу лет.

Пенсия за особые заслуги перед республикой полагается следующим категориям граждан:


Как видим, та или иная пенсия начисляется при выполнении тех или иных условий. Дожили до определенного возраста и имеете достаточно стажа, получайте пенсию по возрасту, являетесь инвалидом – пенсию по инвалидности и так далее.

Стаж для пенсии

Чтобы претендовать на получение пенсии по возрасту или за выслугу лет необходимо иметь достаточное количество общего и страхового стажа.

Общий стаж для мужчин составляет 25 лет, для женщин – 20 лет. Кстати, имейте ввиду, служба в армии, уход за ребенком, уход за инвалидом и пр. включаются в общий стаж.

Страховой же стаж (формируется в период работы, когда осуществляется уплата обязательных страховых взносов) по состоянию на 2019 год составляет 17 лет. Но, имейте ввиду, в 2025 году он уже будет составлять 20 лет.


То есть, рассчитывать на упомянутые в текущем пункте этой статьи пенсии имеют право мужчины и женщины, чей общий стаж составляет не менее 25 и 20 лет соответственно, а страховой стаж (входит в общий) – 17 лет (по состоянию на 2019 год).

Нужно отметить, для некоторых категорий граждан (инвалидам детства, инвалидам войны, многодетным матерям и др.) для начисления пенсий достаточно иметь всего 5 или 10 лет страхового стажа.

Подытожив, хочется сказать, если вы хотите получать заслуженную пенсию в полном объеме, заранее планируйте свою трудовую деятельность, дабы и общего и страхового стажа вам для этого хватило.

Начисление пенсии

Для многих читателей нашей статьи актуальным может быть вопрос: «Как начисляют пенсию?». Попробуем ответить.

Согласно Законодательству Республики Беларусь, пенсия по возрасту назначается в размере 55% от среднемесячного заработка работника. Но в то же время, она не может быть ниже минимальной. Также имейте ввиду, если стаж мужчины составляет более 25 лет, а женщины – более 20 лет, то в таком случае, за каждый полный год стажа, пенсия увеличивается на один процент среднего заработка. На такое увеличение могут рассчитывать и мужчины, и женщины, имеющие стаж работы с особыми условиями труда сверх 10 и 7,5 лет соответственно.

Итак, можно подытожить, при начислении пенсии по возрасту учитываются следующие факторы:


Минимальная пенсия в РБ

Пунктом выше мы упоминали о таком понятии, как минимальная пенсия. Что это такое и в каком размере установлена, пробуем разобраться.

Минимальная пенсия – денежная выплата пенсионерам, гарантированная государством и устанавливаемая законодательно. Для каждого вида пенсии установлен свой минимальный размер.

Итак, например, минимальная пенсия по возрасту устанавливается в размере 25% от величины прожиточного минимума в среднем на душу населения.

А размер минимальной пенсии по случаю потери кормильца равен 100% или 200% (в зависимости от конкретно взятого случая) мин. размера пенсии по возрасту. Более детально о размерах пенсии по потере кормильца вы можете прочитать на нашем сайте.

О минимальных размерах пенсии по инвалидности вы можете узнать по ссылке.

Если речь идет о минимальном размере пенсии за выслугу лет, то он равен минимальному размеру пенсии по возрасту.


Нужно отметить, размер бюджета прожиточного минимума (БПМ) регулярно пересматривается государственными органами. И если верить статистике, то в последние годы только в большую сторону. Это говорит о том, что и минимальный размер пенсии с каждым годом только растет. И будем надеяться, что будет расти и дальше.

Размер социальной пенсии

Выше мы рассмотрели минимальные размеры трудовых пенсий. Теперь хотели бы выяснить и размеры социальной пенсии. Напомним, социальные пенсии полагаются тем гражданам, которые не получают трудовую пенсию.

Так как в ноябре 2019 года произошло повышение пенсий, ниже представлены данные именно на ноябрь 2019 года:


Как видим, размер и социальной пенсии также привязан к БПМ. Растет он, растут и размеры социальной пенсии.

Также не стоит забывать про доплаты к пенсиям неработающим пенсионерам, достигшим возраста 75 и 80 лет. Доплаты составляют 43,47 и 57,96 руб. соответственно.

Читайте также: