Платят ли взносы пенсионеры в партии единая россия

Опубликовано: 21.04.2024

Член президиума генсовета «Единой России», депутат Госдумы Валерий Трапезников подготовил предложение о введении обязательных членских взносов для однопартийцев. Этот вопрос будет включен в повестку дня очередного заседания президиума генсовета.

- Члены партии должны платить не по понятиям, а по уставу. Я предлагаю рассмотреть вариант, когда взносы платятся в процентном соотношении от зарплаты. Фиксированные платежи ввести невозможно, потому что у кого-то зарплата 100 тыс., а у кого-то 20 тыс., - уверен Трапезников. - Оплата взносов дисциплинирует, можно будет сказать, что наша партия существует на деньги однопартийцев, в моральном плане мы будем «чище».

Как подтвердил высокопоставленный источник в партии власти, вопрос возвращения партийных взносов действительно активно прорабатывается.

- Для обязательных сборов нужно вести целую бухгалтерию. Для этого необходимо определиться, как начислять взносы - это должны быть проценты, - сообщил собеседник «Известий».

По его словам, с точки зрения мобилизации партактива оптимально было бы ввести для членов партии сумму, равную фиксированному проценту от заработной платы члена ЕР, и эта норма должна быть прописана в уставе.

Заместитель секретаря генерального совета партии Алексей Чеснаков не подтвердил, но и не опроверг данную информацию, сказав лишь, что обязательность внесения взносов регулируется только уставом, а в уставе партии пока такой формулировки нет.

- Все изменения, которые могут быть внесены в устав, принимаются на съезде партии, а он состоится в 2013 году, - заявил Чеснаков.

Другой заместитель секретаря генерального совета ЕР Андрей Исаев говорит, что вопрос на заседании бюро генсовета будет рассмотрен, однако считает, что добровольность взносов - это оптимальный формат для партии.

Деньги от партвзносов по большей части обеспечивают деятельность ЕР в регионах, в центр почти ничего не поступает. Как рассказал источник в партии, сейчас региональные отделения собирают взносы на добровольной основе.

- Раньше большая часть взносов уходила наверх, сейчас такой необходимости нет, наоборот, теперь мы помогаем региональным отделениям, а собранные деньги на местах - это пусть небольшие, но дополнительные средства, которые идут на проведение мероприятий и выпуск печатной продукции, - пояснил собеседник.

На данный момент никто сверху директив, касающихся размера взносов, не спускает: кто сколько может, тот столько и платит.

Также «Известиям» рассказали, что партийное руководство напрямую не контролирует сбор денег, однако интересуется, как решается данный вопрос. Пока он по сути полностью отдан на откуп региональным отделениям.

Как выяснили «Известия», сумма партвзносов на сегодняшний день колеблется от 10 рублей (регионы) до 40 рублей (в Москве). Региональные отделения сами устанавливают планку платежей, пояснил источник в ЕР.

Гендиректор совета по национальной стратегии Валерий Хомяков считает, что введение обязательных партвзносов для «Единой России» постепенно становится насущным вопросом.

- Судя по всему, отнюдь не все спонсоры партии готовы, как и раньше, жертвовать огромные суммы на партнужды. Это было заметно по проведению ряда партийных мероприятий. С другой стороны, обязав партийцев платить взносы, всегда можно понять, сколько у партии реальных членов, - уверен Хомяков.

Политолог привел в пример страны Европы, где собирают обязательные партвзносы, и США, где такой практики нет, так как нет постоянного членства в партиях.

- Взносы - это прежде всего дисциплина внутри партии. В КПСС эта система была отработана, члены партии с каждой зарплаты отдавали 3%. Посмотрим, приживется ли подобная практика у «Единой России». Однако могу сказать, что за 20 лет работы в постсоветский период ни у одной политической партии не получилось внедрить обязательные партвзносы, - заявил Хомяков.

Напомним, что вопрос партвзносов уже не раз поднимался в ЕР, в том числе на самом высоком уровне. Летом текущего года на заседании генсовета партии лидер партии, премьер-министр Дмитрий Медведев призвал вернуться к этой теме вновь.

Между тем в ближайшее время бюджетное финансирование партий значительно вырастет. Правительство России на днях рассмотрело и поддержало поправки к закону о политических партиях, в которых предлагается увеличить в 2,5 раза ежегодное финансирование политструктур, прошедших 3-процентный рубеж на федеральных выборах.

Вместо 20 рублей за голос избирателя партии смогут получать 50 рублей. Только в прошлом году «Единая Россия» получила из госбюджета свыше 800 млн рублей. Когда поправки вступят в силу, партия власти будет получать не меньше 2 млрд рублей

Что дает партийный билет Единой России

“Единая Россия” – самая крупная и уважаемая политическая партия страны. В 2021 году её партийный билет может принести владельцу массу привилегий. Среди них и хорошая политическая карьера, возможность обучаться и развиваться внутри системы, а так же реализация новых проектов государственного уровня.

  1. Партийный билет ЕР – зачем нужен, какую пользу приносит его обладателю
  2. Причины вступить в партию от лица деятелей “Единой России”
  3. Партийный билет ЕР – что из себя представляет, для чего нужен
  4. Кто и на каких условиях может получить партийный билет ЕР в 2021 году
  5. “Единая Россия” на выборах в 2021 году – когда состоится голосование, кто будет принимать участие

Партийный билет ЕР – зачем нужен, какую пользу приносит его обладателю

Основная идеология членства партии ЕР заключается в возможности гражданина реализоваться как общественному деятелю, улучшить жизнь избирателей.

Внутри главной партии страны широкий выбор различных должностей, что даёт хорошую возможность в трудоустройстве. Будучи в рядах “Единой России” гражданин может претендовать на звание народного депутата, получить работу в региональной областной или Государственной думе, построить политическую карьеру. Если гражданин не готов к активной публичной жизни депутата, есть возможность занять должность его помощника.

Помимо основного явного преимущества в виде работы в политической сфере, владелец партийного билета получает доступ к собраниям членов партии, на которых обсуждаются важные вопросы по развитию страны. Таким образом, гражданин может реализовать задуманные им полезные для своего государства и общества проекты.

Так же важным пунктов привилегий является широкая сеть связей с высокопоставленными людьми, бизнесменами, общественными деятелями, общение с которыми даёт возможность новобранцу закрепиться в партийных рядах, обрести полезные знакомства.

Причины вступить в партию от лица деятелей “Единой России”

Агитационные буклеты ЕР призывают пополнить ряды её членов на основании заманчивых условий и привилегий. Брошюры несут в себе следующую информацию:

  1. Вступив в партию, её участник получит возможность завести новые полезные знакомства с интересными людьми.
  2. Будучи внутри политической структуры, россиянин может оценить масштабы работы, проводимые политическими деятелями на благо жителей государства.
  3. Партия гарантирует постоянство, благополучие и стабильность для всех своих членов.
  4. С “Единой Россией” гражданин может изменить страну, внося свои предложения по улучшению жизни государства.
  5. Политическая деятельность способна улучшить качество жизни одного человека в частности и страны в целом.

Получить партийный билет может человек с лояльными взглядами на деятельность ЕР, убеждённый в правильности курса развития государства и готовый активно развиваться в этой структуре.

Именно такие деятельные люди нужны России, поэтому вступая в партийные ряды, Правительство призывает новобранца адекватно оценивать свои силы.


Партийный билет ЕР – что из себя представляет, для чего нужен

Партийный билет “Единой России” представляет собой пластиковую карточку синего цвета с логотипом партии, на котором изображен медведь и флаг страны, индивидуальным номером получателя, его ФИО и сроком действия данного документа.

В среднем изготовление партийного билета ЕР и оформление всех документов занимает около двух недель.

Непосредственное вручение происходит в региональном отделении Партии по месту учёта. Так же в особых случаях вручить билет могут члены Президиума Генерального совета ЕР.

Непосредственное использование билета происходит для подтверждения того, что гражданин входит в партийные ряды, для уплаты взносов, участия в голосованиях.

Партийный билет Единой России в 2021 году - что даёт и как получить

Партийный билет Единой России в 2021 году – что даёт и как получить

Кто и на каких условиях может получить партийный билет ЕР в 2021 году

Членом основной партии государства могут стать совершеннолетние граждане России, принимающие её позицию и основную идеологию, обязующие соблюдать Устав, быть активными участниками партийной жизни.

Вступить в ЕР в 2021 году можно только на добровольной основе. Каждое заявление рассматривается в индивидуальном порядке.

Для того чтобы вступить в партийные ряды, необходимо заранее ознакомиться с Уставом ЕР, её программой. Затем следует написать заявление на принятие гражданина в сторонники партии. После этого будущий “единоросс” должен пройти собеседование в первичном отделении “Единой России” по месту проживания. Завершает процесс вступления в партию политический совет, который выносит решению по зачислению или отказа новобранца в свои ряды.

Вступить в “Единую Россию” не могут:

  1. Житель иностранного государства или человек без гражданства.
  2. Член другой партии.
  3. Лица, которые по решению суда являются недееспособными.
  4. Иные причины, прописанные в законах РФ, исключающие членство в любых партиях страны.

Помимо очевидных преимуществ у вступления в ЕР есть более узкий ряд особенностей. Например, любой её член имеет право на получение бесплатных консультаций у партийного юриста. Добровольцам предоставляют возможность принимать участие в местных спортивных и массовых мероприятиях, организованных на природе или местах отдыха, проводимых за счёт партии.

Не смотря на наличие множества плюсов, новобранец должен понимать ответственность за всю страну, быть готов к большому объему работы и стопроцентной отдаче политической деятельности.

Выйти из рядов участник “Единой России” в 2021 году можно лишь спустя три года с момента вступления в партию.

“Единая Россия” на выборах в 2021 году – когда состоится голосование, кто будет принимать участие

В 2021 году, по словам Дмитрия Пескова, в России пройдут выборы нескольких уровней. Среди них выборы депутатов Госдумы, глав нескольких субъектов государства и голосование за депутатов в 39 регионов страны.

16 партий на выборах в 2021 году смогут участвовать без сбора подписей. Самая масштабная партия “Единая Россия” будет претендовать на максимальное число голосов от избирателей. Однако президент страны В.В. Путин в настоящий момент не озвучил своего решения о том, будет ли он возглавлять партийные списки ЕР на выборах в Госдуму в нынешнем году.

Окончательного решения по точным датам проведения выборов пока нет.

Единороссы отказываются платить взносы

Проблема введения обязательных членских взносов в «Единой России» была затронута на встрече партийцев с президентом и их будущим лидером Дмитрием Медведевым еще в конце апреля. На вопрос депутата Госдумы, в прошлом токаря Валерия Трапезникова глава государства заявил, что «хотя далеко не все любят платить свои деньги, это правильно».

- Когда ты за что-то заплатил, ты за это будешь бороться. Это так, - объяснил глава государства.

Но теперь многие единороссы усомнились в необходимости перехода к обязательным взносам. В первую очередь, партийцы боятся отпугнуть малоимущих коллег.

- Есть низкооплачиваемые категории граждан, для которых уплата взносов будет большой проблемой. А если мы для них сделаем исключение, а все остальные будут платить, то они будут неуверенно себя чувствовать. Получится, что есть платящие, а есть не платящие взносы, - рассуждает первый замсекретаря президиума генерального совета ЕР Андрей Исаев.

Кроме того, партийцы не уверены в экономической целесообразности такого шага. Член генсовета Игорь Демин отмечает, что для сбора партвзносов и контроля за их поступлением потребуется нанимать людей, что чревато дополнительными расходами.

- Еще выяснится, что мы больше потратим на сборах, чем получим, - отмечает он.

Единороссы считают, что можно собирать деньги другими способами. Демин предлагает в обязательном порядке подписать всех членов партии на партийную газету.

- Такой тираж (в ЕР больше 2 млн. членов – «Известия») не только сделает ее рентабельной, но и послужит обновлению партийной структуры – именно газета станет информационным центром партии, - заявил «Известиям» единоросс.

А Исаев хочет собирать средства не со всех, а только с наиболее активных членов ЕР:

- Я думаю, можно ограничиться тем, что взносы в размере 1% от зарплаты будут платить люди, занимающие в партии выборные должности, члены политсоветов, члены контрольно-ревизионных комиссий, люди, представляющие партию в органах государственной власти – все активные члены партии.

По словам Исаева, для принятия такого решения потребуется решение генерального совета ЕР, которое будет «настоятельно рекомендовать платить взносы определенным категориям членов партии».

Cейчас вопрос о взносах прописан в уставе «Единой России» – там говорится, что единороссы могут отдавать партии деньги в добровольном порядке. Такая норма была введена в 2008 году – до этого члены ЕР платили взносы в обязательном порядке, причем тогда существовала четкая шкала – при зарплате до 3 тыс. руб. в месяц надо было платить 2 руб., при 3-4 тыс. руб. – 3 руб., 4–5 тыс. руб. – 4 руб., от 5–6 тыс. руб. – 5 руб., от 6–10 тыс. руб. – 7 руб., 10–15 тыс. руб. – 12 руб., 15–20 тыс. руб. – 20 руб., а если доходы превышали 20 тыс. руб. приходилось платить 0,5% от получаемой суммы. Однако эта схема была отменена как неэффективная, поскольку многие партийцы не хотели высчитывать, сколько они должны платить исходя из размера своей зарплаты.

Впрочем, теперь некоторые члены «Единой России» все-таки хотят вернуться к похожей схеме. Валерий Трапезников заявил «Известиям», что предлагает платить 0,5% от зарплаты людям, получающим зарплату ниже или равной средней по экономике региона, и 1% тем, кто зарабатывает выше среднего. А по предложению первого замсекретаря президиума генсовета Сергея Железняка, все члены партии могут быть обязаны платить 10 руб. в месяц, а большие суммы партийцы смогут перечислять в добровольном порядке. В этом случае «Единая Россия» сможет получать не менее 240 млн руб. в год (в партии состоят около 2 млн человек). Эти деньги могут стать неплохой прибавкой к бюджету. Для сравнения за счет государственного финансирования единороссы должны будут получать около 650 млн руб. в год (по 20 рублей за каждый из 32,3 млн. голосов, полученных на последних выборах в Госдуму).

Но, скорее всего, пока «Единая Россия» не пойдет на введение обязательных членских взносов, считает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. «Все-таки в эту партию вступали не за тем, чтобы платить. А сейчас у них и так непростая ситуация – приходит новый лидер, к которому они не привыкли. А еще и взносы. Думаю, сразу на столько потрясений их не обрекут», - считает политолог.

До сих пор обязательные членские взносы взимались только в КПРФ. По словам депутата Вадима Соловьева, выплаты в размере 1% от зарплаты каждого коммуниста пополняют партийный бюджет примерно на половину. В ЛДПР, «Яблоке» и «Правом деле» платят добровольно. А в «Справедливой России» хотят сделать взносы обязательными уже в этом году – соответствующее решение было принято на последнем съезде.

Утвержден на I Съезде Партии 01.12.2001 с изменениями и дополнениями, внесенными на II Съезде 29.03.2003 , III Съезде 20.09.2003 , IV Съезде 24.12.2003 , V Съезде 27.11.2004 , VI Съезде 26.11.2005 , VIII Съезде 01.10.2007 (первый этап) и 17.12.2007 (второй этап), IX Съезде 14.04.2008 , Х Съезде 20.11.2008 , ХI Съезде 21.11.2009 , ХIII Съезде 26.05.2012 , ХIV Съезде 05.10.2013 , ХV Съезде 06.02.2016 (первый этап), XVII Съезде 23.12.2017 , XVIII Съезде 08.12.2018 Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

4.1. ЧЛЕНСТВО В ПАРТИИ

4.1.1. Членами Партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие восемнадцатилетнего возраста, разделяющие ее цели и задачи, соблюдающие ее Устав, принимающие участие в ее деятельности.

Членами Партии не вправе быть иностранные граждане и лица без гражданства, граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными, а также граждане, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не могут быть членами политической партии.

4.1.2. Членство в Партии является добровольным и индивидуальным.

4.1.2.1. Уплата членских взносов носит добровольный характер. Размер и порядок уплаты членами Партии вступительных и членских взносов, порядок учёта их уплаты определяется Президиумом Генерального совета Партии.

4.1.3. Член Партии не может быть членом других политических партий.

4.1.4. Организация учета членов Партии осуществляется Центральным исполнительным комитетом на основании настоящего Устава и Положения об учете членов Партии, порядке приема в Партию, выхода из Партии, порядке исключения из Партии и приостановления членства в Партии, утверждаемого Президиумом Генерального совета Партии.

4.1.4.1. Централизованный учет членов Партии ведется на основании Единого реестра членов Партии (далее – Единый реестр Партии) в Центральном исполнительном комитете Партии.

4.1.4.2. Ведение регионального учета членов Партии обеспечивается Региональным исполнительным комитетом Партии на основе Единого реестра Партии.

4.1.4.3. Член Партии может состоять на партийном учете только в одном региональном отделении Партии – по месту постоянного или преимущественного проживания.

Член Партии в случае изменения места постоянного или преимущественного проживания обязан оформить снятие с партийного учета в первичном (местном или региональном) отделении Партии, в котором состоял на учете, и встать на учет в соответствующем отделении Партии по новому месту постоянного или преимущественного проживания. Порядок и сроки снятия с учета и постановки на учет по новому месту постоянного или преимущественного проживания регулируются соответствующим положением.

4.1.5. В целях морального стимулирования члены и сторонники Партии могут поощряться. Порядок, виды и основания поощрения членов и сторонников Партии определяются Положением о поощрениях членов и сторонников Партии, утверждаемым Президиумом Генерального совета Партии.

4.2. ВСТУПЛЕНИЕ В ПАРТИЮ

4.2.1. Прием в члены Партии осуществляется из числа сторонников Партии со стажем не менее шести месяцев первичным отделением Партии (Общим собранием или Советом), местным отделением Партии (Местным политическим советом), региональным отделением Партии (Региональным политическим советом, Президиумом Регионального политического совета), а в отдельных случаях – Генеральным советом Партии или его Президиумом на основании личного письменного заявления вступающего, которое подается им соответственно в первичное (местное либо региональное) отделение Партии по месту постоянного или преимущественного проживания или, в отдельных случаях, в Генеральный совет Партии или его Президиум. Решение о приёме в Партию принимается с учетом результатов предварительного собеседования со вступающим по итогам его участия во внутрипартийной жизни и рекомендации совета сторонников Партии или его Президиума.

4.2.1.1. Решение о приеме в Партию принимается открытым голосованием большинством голосов от числа зарегистрированных на заседании (Общем собрании) членов Партии.

4.2.1.2. Вступающий считается принятым в члены Партии со дня рассмотрения его заявления Общим собранием (Советом) первичного отделения, Местным или Региональным политическим советом, Президиумом Регионального политического совета, а в отдельных случаях – Генеральным советом Партии или его Президиумом и принятия ими соответствующего решения.

4.2.1.3. Заявление вступающего в члены Партии должно быть рассмотрено соответствующим органом Партии не позднее 3-х месяцев со дня подачи заявления.

4.2.1.4. В случае если указанное выше заявление вступающего не было рассмотрено в установленные сроки, гражданин вправе обратиться по вопросу о его приеме в члены Партии в другой орган Партии, указанный в п. 4.2.1.2 настоящего Устава. Данное заявление подлежит рассмотрению соответствующим органом Партии в месячный срок.

4.2.1.5. Оформление документов о приеме и постановке на учет члена Партии осуществляется в соответствии с положением, утверждаемым Президиумом Генерального совета Партии.

4.2.2. Постановка на централизованный учет членов Партии и изготовление партийных билетов осуществляется Центральным исполнительным комитетом на основании сведений, подаваемых региональными отделениями Партии и Генеральным советом Партии или его Президиумом, в случаях принятия в члены Партии в соответствии с п. 4.2.1.2 настоящего Устава.

4.2.3. Партийный билет направляется Центральным исполнительным комитетом в региональное отделение Партии – по месту постоянного или преимущественного проживания вступающего – для вручения члену Партии и постановки его на региональный партийный учет.

4.3. ПРЕКРАЩЕНИЕ ЧЛЕНСТВА В ПАРТИИ

4.3.1. Член Партии может добровольно выйти из Партии. Прекращение членства происходит на основании личного письменного заявления гражданина, принявшего решение о выходе из Партии, которое подается в первичное (местное, региональное) отделение Партии по месту постоянного или преимущественного проживания члена Партии. Прекращение членства в Партии наступает со дня регистрации этого письменного заявления в соответствующем первичном (местном, региональном) отделении.

4.3.2. Член Партии может быть исключен из Партии за несоблюдение Устава Партии, программных документов, решений центральных органов Партии, руководящих органов ее структурных подразделений, за действие, дискредитирующее Партию, или иное действие (бездействие), наносящее ущерб политическим интересам Партии, а также в связи со вступлением в другую политическую партию – по решению уполномоченных органов Партии, первичных, местных или региональных отделений Партии.

4.3.3. Решение первичных и местных отделений об исключении из Партии в обязательном порядке утверждается Региональным политическим советом или его Президиумом. В случае принятия решения об исключении из Партии Президиумом Регионального политического совета, Региональным политическим советом, Президиумом Генерального совета, Генеральным советом Партии утверждение данного решения не требуется.

4.3.4. Гражданин вправе обжаловать решение о его исключении из Партии в двухмесячный срок в вышестоящие органы Партии, вплоть до Съезда Партии. Заявление об обжаловании решения об исключении из Партии рассматривается соответствующими органами Партии в срок не более двух месяцев со дня его поступления.

4.3.5. Исключенный из Партии гражданин не может быть вновь принят в Партию в течение трех лет с момента принятия решения о его исключении.

4.3.6. Прекращение членства в Партии наступает со дня возникновения соответствующего юридического факта: смерти гражданина - члена Партии, утраты членом Партии гражданства Российской Федерации, признания члена Партии недееспособным по решению суда.

Прекращение или приостановление членства в Партии гражданина Российской Федерации влечет за собой прекращение или приостановление его полномочий как члена выборных центральных органов Партии и руководящих органов ее структурных подразделений.

Член выборных центральных органов Партии и руководящих органов ее структурных подразделений, полномочия которого приостановлены, не вправе участвовать в голосовании при принятии решений соответствующим органом, а также осуществлять иные полномочия в соответствии с настоящим Уставом.

4.3.7. Прекращение членства в Партии наступает со дня принятия решения об исключении ее члена из Партии уполномоченным органом, а в случаях, требующих утверждения данного решения, – со дня его утверждения. Решение об исключении члена Партии представляется в Центральный исполнительный комитет для внесения соответствующей записи в Единый реестр Партии.

4.4. ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЛЕНСТВА В ПАРТИИ

4.4.1. Член Партии приостанавливает членство в Партии в случае назначения на государственные и иные должности, на которых федеральными конституционными законами и федеральными законами ограничено право членства в политических партиях. Приостановление членства происходит со дня назначения члена Партии на указанную должность на основании личного письменного заявления.

4.4.2. Член Партии, приостановивший свое членство, ставится на учет как сторонник Партии.

4.4.3. Прекращение приостановления членства происходит со дня освобождения от должности, указанной в п. 4.4.1 настоящего Устава.

4.4.4. Членство в Партии лица, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации возбуждено уголовное дело, может приостанавливаться по решению органов, перечисленных в п. 4.2.1 настоящего Устава.

4.4.5. По результатам рассмотрения уголовного дела приостановление членства в Партии прекращается по решению органов, принявших решение о приостановлении, либо решается вопрос об исключении из Партии в порядке, предусмотренном п. 4.3.2 настоящего Устава.

4.5. ПАРТИЙНЫЙ БИЛЕТ

4.5.1. Членам Партии выдается партийный членский билет.

4.5.2. Реквизиты, порядок изготовления, выдачи, хранения, использования и замены партийного членского билета определяются соответствующим положением, утверждаемым Президиумом Генерального совета Партии.

4.6. СТОРОННИКИ ПАРТИИ

4.6.1. Сторонники Партии не являются её членами.

4.6.2. Сторонниками Партии признаются граждане Российской Федерации, поддерживающие программные цели и практические действия Партии, соблюдающие этические нормы Партии, предусмотренные настоящим Уставом, оказывающие ей любое содействие, не противоречащее действующему законодательству и настоящему Уставу. Сторонниками Партии также являются граждане, временно приостановившие членство в Партии по основаниям, изложенным в п. 4.4.1 настоящего Устава.

4.6.3. Сторонники Партии, выдвинутые от Партии на выборные должности в органы государственной власти и органы местного самоуправления, имеют право на поддержку Партии в проведении их избирательных кампаний.

4.6.4. Иные особенности статуса сторонника Партии, порядок его приобретения и утраты, порядок взаимодействия сторонников и членов Партии, сторонников Партии и руководящих органов Партии определяются положением, утверждаемым Президиумом Генерального совета Партии.

4.6.5. Организация работы со сторонниками Партии осуществляется советами сторонников Партии, деятельность которых регулируется положением, утверждаемым Президиумом Генерального совета Партии.

Миллиарды каждый год, еще и из бюджета. На какие деньги живут российские партии и куда они их тратят?

Перед очередными выборами российские города напрочь заклеены политической рекламой, партии проводят бесконечные мероприятия, а активность руководства партий резко возрастает. Но все это стоит денег – от самой маленькой листовки до зарплаты руководителя регионального филиала партии. И эти деньги партии должны где-то найти. Как ни странно, платят за это преимущественно налогоплательщики, на остальные источники приходится совсем мало. Мы разобрались, почему так происходит и откуда партии получают свое финансирование.

Кто финансирует партии сейчас

Партии – обязательный атрибут политической жизни современного государства. Партии (и их соотношение в законодательных органах) определяют внутреннюю и внешнюю политику государства, а также формируют его идеологическую основу. В России не так много партий – их чуть больше 50, причем за последние годы число партий только сокращается. Всему виной постоянное ужесточение избирательного законодательства, а также масштабы государства.

Для нормального функционирования партии нужны большие деньги – как минимум, чтобы оплачивать присутствие партийных органов во всех 85 регионах страны, а также проводить мероприятия и вести просветительскую и пропагандистскую деятельность. В советское время партия получала основное финансирование от членских взносов (их платили, потому что членство в КПСС было привилегией), но сейчас ситуация изменилась.

Политические партии получают финансирование сразу из нескольких источников:

  • федеральный бюджет – государство оплачивает определенную сумму за каждый голос, отданный за партию на выборах;
  • пожертвования – их могут делать как граждане, так и организации;
  • вступительные и членские взносы;
  • доходы от мероприятий или предпринимательства;
  • гражданско-правовые сделки и другие источники .

Из крупнейших партий большая часть финансирования приходится на федеральный бюджет – так партии получают более 90% своих доходов. Финансирование могут получать только партии, которые преодолели барьер в 3% на прошлых выборах в Госдуму. Что интересно, проходной барьер на выборах выше и составляет 5% (хотя не так давно это было вообще 7%) – это значит, что финансирование получают даже те партии, которые не прошли в Госдуму. Логика проста – даже 3% показывают популярность партии у избирателей, поэтому государство готово поощрять ее успехи.

В дополнение к «оплате» голосов, партии могут получать бюджетное финансирование на свои специальные проекты. Например, у КПРФ это «Лидерские проекты», у ЛДПР есть Институт мировых цивилизаций (получающий из бюджета буквально сотни миллионов), у «Справедливой России» – «Центр защиты прав граждан».

Что касается пожертвований, то эта часть поступлений пока не очень прозрачна – партии (особенно крупные) получают пожертвования от малоизвестных компаний, депутатов региональных собраний и органов местного самоуправления, или даже от действующих депутатов Госдумы. При этом иногда оказывается, что компания, пожертвовавшая одной из партий миллионы рублей, работает с государственными заказами. Конечно, это не запрещено напрямую – но с точки зрения прозрачности политики выглядит не очень хорошо.

Что касается членских взносов, сейчас они теряют свое значение – например, из парламентских партий больше всего в процентном отношении на взносах получает КПРФ, но и это всего около 6% от бюджета партии. «Единая Россия» получает взносами еще меньше – порядка 4,4%. У остальных партий взносы совсем небольшие или их нет вообще.

Другие источники доходов – чистая формальность, так как партии обычно тратятся на мероприятия, а не зарабатывают на них. Как и не получают ощутимых доходов от сделок или предпринимательства – в приоритете все-таки остается политическая деятельность.

Зачем бюджет финансирует партии?

Государство неплохо финансирует политические партии – за каждый голос, отданный за партию на последних выборах. Это касается как парламентских выборов (учитываются голоса, отданные за партию в голосовании по спискам), так и президентских выборов (учитываются голоса, отданные за кандидата, выдвинутого партией). При этом за партию или кандидата должны проголосовать не менее 3% избирателей. За полученные на президентских выборах голоса партии финансируют разово, а за голоса, отданные за федеральный список – ежегодно.

Объем финансирования партий постоянно увеличивался:

  • до 2006 года партии получали от 1 до 3,6 рублей за голос;
  • с 2006 по 2008 годы – 5 рублей за голос;
  • с 2009 по 2011 годы – 20 рублей за голос;
  • с 2012 по 2014 годы – 50 рублей за голос;
  • в 2015 году – 110 рублей за голос;
  • с 2016 года – 152 рубля за голос.

То есть, за десятилетие финансирование партий выросло практически на два порядка. Параллельно число представленных в парламенте партий снижалось – то есть, оставшиеся получают все больше.

Что интересно, КПРФ и ЛДПР – единственные партии, которые получают выплаты как за президентские, так и за парламентские выборы. Дело в том, что действующий президент Владимир Путин на последних выборах в 2018 году баллотировался как самовыдвиженец, а «Справедливая Россия» не выдвигала кандидата вообще.

Сама по себе модель бюджетного финансирования политических партий – общепринятая в мире практика. Впервые выплаты для партий закрепили в бюджете Уругвая в 1928 году, с тех пор аналогичные нормы появились в законодательстве десятков государств. Распределяются деньги везде по-разному – где-то с привязкой к последним выборам, где-то пропорционально на все партии, где-то – в зависимости от полученных мест в парламенте.

Проще всего получить финансирование в Германии – там оплачивается каждый голос, отданный за партию, преодолевшую барьер в 0,5%. Правда, выплаты разовые, а не ежегодные. А в Израиле государство финансирует даже внутрипартийные выборы (праймериз), а также дает деньги их участникам. Если кандидат провалится на выборах в Кнессет, он должен будет вернуть всю полученную им сумму.

Основная идея государственного финансирования партий – создать здоровую политическую среду, когда представители крупного бизнеса не могут оказывать влияние на политику, финансируя свои «карманные» партии. Правда, в России партии все же могут получать пожертвования, и их (часто – внушительные по сумме) могут делать частные лица или компании, поэтому такая норма работает лишь номинально.

Кроме того, независимое финансирование позволяет партиям профинансировать избирательную кампанию в полном объеме – оплатить эфирное время, наружную рекламу, агитаторов и партийные мероприятия. По сути, оно уравнивает в правах партии с разными финансовыми возможностями – и даже не очень крупная партия может конкурировать с более известной.

Однако в России последних лет все чаще решающую роль играет не финансирование, а административный ресурс (часто завязанный на одной правящей партии). Поэтому другие партии зачастую не в состоянии нарастить поддержку, даже имея бюджетное финансирование, и теряют своих избирателей, а вместе с ними – и право на выплаты от государства.

Какие партии получают больше

Поскольку партии получают бюджетное финансирование в зависимости от числа полученных на последних выборах голосов, лидирует, по понятным причинам, «Единая Россия». По данным отчета партии за 2019 год (более свежих данных пока нет), партия получила 4,3 миллиарда рублей из бюджета – при общем объеме поступлений в 5,8 миллиарда рублей.

На данный момент последние парламентские выборы – это выборы 2016 года. На них 3%-ный барьер преодолели только 4 партии, которые и представлены в парламенте.

Отданные за них голоса и объем финансирования распределились так:

  • «Единая Россия» – 28,5 миллионов голосов, общее финансирование в 5,8 миллиардов рублей. Из них 4,3 миллиарда – поступления от бюджета (из расчета в 152 рубля за голос), еще 1,4 миллиарда – частные пожертвования и 100 миллионов набралось по остальным пунктам;
  • КПРФ – 7 миллионов голосов, общее финансирование составило 1,2 миллиарда рублей, из которых 1,067 миллиарда пришло от бюджета. Частные лица пожертвовали коммунистам всего 48 миллионов рублей;
  • ЛДПР – 6,9 миллионов голосов, финансирование на 1,098 миллиарда рублей, из которых 1,051 миллиарда дал бюджет;
  • «Справедливая Россия» – 3,3 миллиона голосов, финансирование в размере 507,6 миллионов рублей, 497,8 миллионов из этой суммы приходится на федеральный бюджет.

Как можно заметить, «системная оппозиция» живет практически только на бюджетное финансирование, а остальные источники занимают совсем небольшую долю в поступлениях. И их весьма невнятные политические программы могут быть связаны именно с этим – когда партии слишком сильно зависят от бюджетных денег, они не решаются жестко критиковать действия власти, допуская лишь незначительную критику по несущественным вопросам.

Кстати, недавно стало известно, что «Единая Россия» намерена получить 45% голосов избирателей при явке в 45%. С учетом результатов прошлых выборов это даже шаг назад – в партии понимают, что с учетом недовольства населения социально-экономической ситуацией результаты будут соответствующими. И это непосредственно отразится на финансировании – вместо 4,3 миллиардов рублей в год партия получит около 3,4 миллиардов рублей, если все пойдет по намеченному плану. Но до следующего года еще может измениться законодательство, и выплаты за каждый голос могут стать больше 152 рублей.

Что касается других источников поступлений, то ощутимые деньги партии получают только от частных пожертвований. «Единая Россия» традиционно получает деньги от компаний, так или иначе связанны с государственными контрактами (например, в 2017 году партия получила от 30 компаний более 4 миллионов рублей от каждой, из них 16 получали госконтракты самостоятельно или через связанные структуры). Перечисляют деньги партии некие региональные фонды поддержки регионального сотрудничества и развития, которые, по сути, раньше были внутрипартийными структурами.

А совсем недавно в «Медузе» вышло расследование, из которого стало понятно, что «Единая Россия» может использовать неофициальные избирательные фонды – «черные кассы». Дело в том, что официально выделяемых на предвыборные кампании по линии партии средств явно недостаточно, чтобы профинансировать выборы во всех регионах. А, например, на избирательную кампанию кандидата в президенты вообще можно потратить только 400 миллионов рублей – хотя за такие деньги в России можно избрать разве что губернатора.

Неофициальные фонды, как говорят источники журналистов, пополняют представители бизнеса – как местного, так и федерального. За это руководители и собственники могут получить места в выборных органах власти (например, «проходную» позицию в партийном списке в регионе или федеральном списке).

Другие партии получают деньги буквально откуда придется. Например, КПРФ получает часть пожертвований от компаний, которые возглавляют коммунисты, «Справедливая Россия» – от неких фондов содействия, а ЛДПР – тоже от «своего» бизнеса.

Более мелкие партии обычно вообще не получают денег и существуют чисто номинально – таких партий как минимум 25, и за 2018 год они указали в отчетах нулевые доходы.

Кто больше тратит и на что

Как уже можно было понять, партии официально могут потратить только те деньги, которые они официально получили – без серых схем и неофициальных фондов. К тому же партии обязаны раз в квартал предоставлять в ЦИК развернутый финансовый отчет, где расписать все поступления и расходы.

Если посмотреть на общие траты партий за III квартал 2020 года, то станет понятно – расходы одной партии выше, чем суммарные расходы всех остальных:

blank

Как видно, если расходы «Единой России» за квартал превысили 2 миллиарда рублей, то партия снизу списка потратила всего 270 рублей, а все остальные (которые были бы ниже) – не потратили вообще ни копейки.

При этом третий квартал 2020 года – это как раз Единый день голосования и 2 месяца перед ним, когда расходы партий на агитацию и другие цели были максимальными. Правда, не все расходы идут на пропагандистскую деятельность – значительная часть официально идет на содержание руководства, региональных подразделений и другие расходы на обеспечение деятельности.

Что интересно, партии отчитываются не только о доходах и расходах, но также указывают и остатки денег на счетах. Например, у «Единой России» даже после выборов осталось полтора миллиарда рублей, в сумме около миллиарда есть у КПРФ и ЛДПР. А новые партии – «Новые люди» и «За правду» потратили буквально все, оставив лишь по 400 тысяч рублей.

Эффективность расходов – не всегда высока. Например, «Новые люди» потратили на выборы 179 миллионов рублей, но смогли провести лишь 7 человек в региональные законодательные собрания. Впрочем, даже такой результат даст партии шанс баллотироваться на выборах в Госдуму в 2021 году без сбора подписей.

И, конечно, стоит помнить, что в официальных отчетах отображаются далеко не все траты партий – вряд ли «Единая Россия» смогла провести все региональные кампании в 2020 году за 261 миллион рублей, это цена кампании в одном-двух регионах страны. Соответственно, какие-то траты (например, социологические исследования, агитаторы, реклама) могли оплачиваться через сторонние счета, и не попасть в официальную отчетность.

Читайте также: