Кто является администратором страховых взносов в пенсионный фонд россии

Опубликовано: 23.04.2024

До 2017 года работники ПФ занимались расчетами и контролем над уплатой страховых взносов со стороны работодателей и частных лиц. Но теперь данная обязанность переложена на представителей ФНС, которые занимаются администрированием страховых взносов, для чего разработаны специальные методики и правила.

Понятие

Бесплатно по России

Администрирование страховых взносов ПФР представлено контролем над полнотой и своевременностью перечисления страховых взносов. Это относится как к пенсионным, так и социальным выплатам.

На основании ФЗ №243 и №250 с 2017 года контроль осуществляется налоговыми инспекторами, а не представителями ПФ.

На работников налоговой службы возложены следующие полномочия:

  • постановка на учет физлиц и предприятий, представленных плательщиками страховых взносов;
  • прием специальных расчетов, в которых определяется размер страховых взносов;
  • контроль над тем, чтобы плательщики взносов своевременно вносили средства на пенсионное страхование застрахованных лиц;
  • взыскание долгов по страховым взносам, которые появляются при несвоевременных платежах;
  • определение излишне уплаченных взносов;
  • взаимодействие с другими фондами и инстанциями.

Если предприниматели или частные лица по разным причинам отказываются вносить плату в установленные сроки, то это становится основанием для применения разных мер принудительного взыскания.

На кого возложена обязанность

С 2017 года данная обязанность возложена на работников ФНС. Ранее процедурой занимались представители ФСС и ПФ. Для управления администрированием в каждом подразделении налоговой службы созданы специальные отделы.

Плательщиками страховых взносов признаются следующие лица:

  • компании, ИП или лица, занимающиеся частной практикой, а также выплачивающие физлицам зарплату или иные виды вознаграждений;
  • адвокаты, ИП или иные граждане, которые специализируются на частной практике, но при этом не перечисляют средства другим физлицам, поэтому платят страховые взносы только за себя.

Правила учета физлиц и компаний приводятся в положениях ст. 83 НК. Отдельно не требуется становиться на учет в ФНС, поэтому во время регистрации фирмы или ИП производится автоматическая регистрация. Но при найме работника работодателю придется передавать сведения о нем представителям ФНС.

Администрирование представлено контролем за своевременное и полное представление расчетов по взносам, а также проверкой достоверности полученной информации. Расчеты плательщиками, которые официально трудоустраивают граждан, должны передаваться представителям налоговой службы до 30 числа месяца, следующего за отчетным.

После получения документов, работники ФНС занимаются проверкой полученной информации. При необходимости направляются уведомления об ошибках или непредставлении тех или иных сведений. На основании ст. 431 НК налогоплательщик обязан в установленные сроки передать правильные расчеты.

Порядок процедуры

Работники налоговой службы пользуются разными способами администрирования, направленными на получение страховых выплат и проверки правильности расчетов.

Процедура взаимодействия с плательщиками взносов делится на этапы:

  • в установленные сроки работодатели и ИП передают представителям ФНС правильные расчеты;
  • производится проверка полученной документации;
  • при необходимости запрашиваются уточнения;
  • плательщики перечисляют средства по правильным реквизитам.

Если в установленный срок не поступают средства от работодателей, то применяются разные методы администрирования, взыскания и наказания.

Представители ФНС могут пользоваться следующими способами:

  • Проведение выездных или камеральных проверок. Процедура регламентируется положениями ст. 88 НК. Во время камеральных проверок инспектор может потребовать от работодателя разные документы и данные, имеющие отношение к страховым взносам. С их помощью подтверждается обоснованность сумм, которые отражаются в расчетах. Выездная проверка проводится на территории плательщика взносов, а также правила ее реализации приводятся в ст. 89 НК.
  • Зачет или возврат сумм. Процедура выполняется при излишне уплаченных страховых взносах. Если выясняется, что работодатель заплатил больше, но у него имеются непогашенные долги по страховым взносам, то производится зачет.
  • Принудительное взыскание средств. Плательщики могут отказаться от своевременного перечисления взносов по разным основаниям. Это связано с плохим финансовым состоянием, непрофессионализмом бухгалтера или иными причинами. Если предприниматель отказывается добровольно выплачивать деньги, то налоговые органы могут воспользоваться принудительными методами взыскания. К ним относится начисление штрафов и пени, а также наложение ареста на счета и имущество. При применении таких мер приостанавливаются операции по карточкам и счетам, принадлежащим компании или бизнесмену. Представители ФНС могут начать исполнительное производство, поэтому средства взыскиваются приставами. Исполнители могут накладывать арест на счета или имущество должника, а также накладывать запрет на пересечение границы России. Предприниматели рискуют не только имуществом, используемым для ведения деятельности, но и личными ценностями.
  • Взаимодействие с внебюджетными фондами. Сведения о поступивших взносах передаются работникам ФСС и иных государственных органов. На основании этой информации проводятся дополнительные проверки предпринимателей. Сведения о полученных взносах передаются представителям ПФ для отражения на индивидуальных счетах граждан. Ежеквартально в фонд медицинского страхования передаются специальные отчеты о полученных суммах.

Из-за пандемии правила работы налоговой инспекции изменены, поэтому инспекторам приходится учитывать ограничения относительно выездных проверок, что привело к переносу сроков. Дополнительно в период самоизоляции изменены сроки, в течение которых допускается направлять требования об уплате налогов и иных платежей, поэтому они увеличиваются на 6 месяцев.

Так как занимается администрированием ФНС, то за нарушение требований взимаются крупные штрафы. Например, при нарушениях во время сдачи электронной отчетности взимается 1 тыс. руб.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео по теме статьи:

Заключение

Администрированием страховых взносов с 2017 года занимаются работники налоговой службы. Для этого используются разные методики, позволяющие контролировать своевременность и правильность расчетов и выплат. Представители ФНС тесно взаимодействуют с работниками других государственных органов, а также наделяются особыми полномочиями, позволяющими принудительно взыскивать средства с неплательщиков.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Страховые взносы


Когда контрольные полномочия передаются от ведомства к ведомству, возникает некоторая путаница. В такой обстановке плательщик страховых взносов легко может поплатиться штрафом за несвоевременную постановку на учет или пропущенный срок сдачи отчетности.

Чем именно с 1 января 2017 года займутся налоговые органы? Администрирование означает, что налоговики будут выполнять только отошедшие в их компетенцию функции: принимать расчеты, проверять уплату страховых взносов, оформлять возврат или зачет. Проведение проверок, взыскание недоимки, штрафов, пени - это также теперь компетенция налоговых органов. Прочие вопросы социального внебюджетного обеспечения остаются за внебюджетными фондами.

Страховым взносам в Налоговом кодексе отвели отдельную главу 34 (Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ). Порядок перераспределения функций между ведомствами доведен письмом ФНС России от 19.07.2016 № БС-4-11/12929.

С 1 января 2017 года Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ утрачивает силу. С этого момента порядок исчисления и уплаты взносов будут разъяснять ФНС или Минфин России. Все письма, инструкции, распоряжения фондов в части администрирования страховых взносов прекращают свое хождение. До 31 декабря 2016 года эти документы продолжают действовать.

ФНС России приказом от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551 утвердила форму расчета по страховым взносам, которая будет применяться, начиная с 2017 года. Новый расчет заменит собой формы РСВ-1, РСВ-2, РВ-3 и действующую форму 4-ФСС.

Что остается в ведении фондов

До 1 февраля 2017 года фонды передадут в ФНС сведения о расчетах с каждым страхователем. Окончательный расчет фондов с ФНС должен произойти к 1-му апреля 2017 года.

Совет. Компаниям рекомендуется в декабре 2016 года пройти сверку с фондами, чтобы в налоговом органе неожиданно не всплыла задолженность.

С 1 января 2017 года сотрудники ФСС могут участвовать во внеплановых проверках страхователей, чтобы проконтролировать произведенные ими расходы. Камеральные проверки по взносам будут проводиться по тем же правилам, что и налоговые.
При обнаружении факта неуплаты взносов в сроки, предусмотренные законодательством, налоговые органы направят плательщикам требования об уплате взносов, в частности ( п.1 ст.70 НК РФ):

  • в течение трех месяцев со дня обнаружения недоимки по взносам, если сумма задолженности более 500 рублей;
  • в течение одного года, если сумма менее 500 рублей;
  • в течение 20 дней, если задолженность выявлена по результатам налоговой проверки.
Напомним, при неисполнении требований налоговые органы безакцептно спишут соответствующие суммы с расчетного счета компании.

Уточненные декларации за прошлый период

Взыскивать недоимки по страховым взносам по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по пенсионным платежам, по дополнительным страховым взносам, которые уплачиваются в рамках спецоценки рабочих мест, будет налоговая служба.

Что предпринять плательщику взносов на обязательное социальное страхование по правоотношениям, возникшим до 01.01.2017 года

  • Представить в ФСС РФ расчеты по страховым взносам (форма 4-ФСС) за 2016 год, в том числе уточненные, в порядке, действовавшем до 01.01.2017 года.
  • Подать заявление в ФСС на возврат переплаты страховых взносов по временной нетрудоспособности и материнству (ВНиМ), перечисленных и поступивших за период до 31.12.2016 года.
  • Подать заявление в ФСС на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения по ВНиМ.
  • При необходимости провести с ФСС РФ сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам. Получить акт сверки расчетов по обязательствам, исполненным до 31.12.2016 года.
  • Уплатить взносы по ВНиМ в ФСС РФ до 31.12.2016 года на действующий код бюджетной классификации (КБК) 393 1 02 02090 07 1000 160, в том числе за декабрь 2016 года, если фактическая уплата производится в 2016 году. С 1 января 2017 года взносы уплачивать на новый КБК, открытый ФНС , в том числе за декабрь 2016 года, если фактически уплата происходит уже в 2017 году.
  • Обжаловать решения, вынесенные ФСС РФ по результатам камеральных проверок расчетов по страховым взносам (форма 4-ФСС) за 2016 год, в том числе уточненных, а также решения, принятые по результатам проверок до 01.01.2017 года.

Возврат излишне уплаченных взносов

Сначала нужно обратиться с заявлением в фонд. Там проверят задолженность и после этого поставят в известность органы ФНС, действуя при этом по внутренним регламентам без участия плательщиков. В итоге суммы вернутся плательщику со счетов федерального казначейства. Правила возврата переплаты определены Федеральным законом от 03.07.2016 № 250-ФЗ.

Не упустите, что до 31 декабря 2020 года сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством можно уменьшить на расходы, произведенные на эти цели (такие изменения внесены в п. 2 ст. 431 НК РФ в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ другим Федеральным законом, от 30.11.2016 № 401-ФЗ).

Куда платить взносы

С 2017 года платежки по страховым взносам будут такими же, как по налогам. В поле 101 "Статус плательщика" надо будет проставлять код 01, код 08 сохранится только для взносов «на травматизм». Порядок заполнения налоговых платежек и платежек по страховым взносам теперь можно найти в приложении 2 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107. Напомним, прежде платежкам по взносам было отведено приложение № 4 к этому же приказу.

Екатерина Костакова, эксперт Контур.Школы, учебного центра компании СКБ Контур

внесены в п. 2 ст. 431 НК РФ в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ другим Федеральным законом, от 30.11.2016 № 401-ФЗ

Как известно, все граждане России являются застрахованными лицами. Однако обязательство по уплате страховых взносов в различные внебюджетные фонды не ложится на собственно граждан, а осуществляется другими заинтересованными сторонами.

Зачем платить страховые взносы

Прежде чем рассказывать куда, кто, в какие сроки и на каких основаниях должен выплачивать страховые взносы, необходимо коротко обозначить их смысл.

Суть обязательных фиксированных страховых платежей заключается в том, что плательщику приходится регулярно перечислять определенные средства страхователям, которые впоследствии, при наступлении страховых случаев, производят по ним необходимое возмещение. Это гарантирует гражданам РФ бесплатную помощь в сложных жизненных ситуациях, а также оплачиваемую пенсию.

Куда платить страховые взносы

Адресатами страховых взносов являются:

  • ПФР или Пенсионный фонд РФ. В данном случае деньги, отчисляемые в ПФР, накапливаются на специальных пенсионных счетах граждан и служат основой для будущей пенсии;
  • ФФОМС или Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — сюда производятся выплаты на всевозможные медицинские цели;
  • ФСС или Фонд социального страхования – еще один фонд, выплаты в который являются обязательными. Отсюда в дальнейшем идет возмещение средств, полагающихся к выплатам работницам организаций, ушедших в отпуск по беременности и родам, а также уходу за ребенком. Сюда же, в случаях предусмотренным трудовым законодательством, идут отчисления по страховке от различных травм, полученных в процессе выполнения трудовых задач и профессиональных заболеваний.

Как правило, выплаты в ФФОМС и ФСС по большей части покрывают затраты государственных медицинских учреждений на медикаменты, оборудование, транспортные расходы, зарплату персонала и т.д.

При этом, обязательная страховка необходима для бесплатной реализации услуг населению. по:

  • базовой поликлинической помощи;
  • стоматологии;
  • скорой помощи;
  • вакцинации;
  • протезированию;
  • некоторых других видах медицинской помощи.

Плательщики страховых взносов

Как уже говорилось выше, граждане не обязаны оплачивать за себя взносы во всевозможные государственные страховые фонды. Вместо них это должны делать их работодатели. В частности:

  • организации, предприятия, юридические лица, использующие труд наемного персонала;
  • индивидуальные предприниматели, не привлекающие к своему бизнесу других людей — в этом случае они должны отчислять страховые выплаты за себя лично;
  • индивидуальные предприниматели при наличии наемных сотрудников или подрядчиков по договорам, должны в полном объеме вносить взносы за каждого из них;
  • физические лица, не имеющие статуса ИП, но занимающиеся профессиональной деятельностью. Этом могут быть адвокаты, врачи или юристы;
  • граждане, нанимающие работников для повседневных услуг, например, домработниц, водителей, садовников, нянь или гувернанток.

Важно! Встречаются ситуации, когда работодатель или плательщик по данным страховкам относится сразу к нескольким вышеозначенным категориям. К примеру, индивидуальный предприниматель в частном порядке пользуется услугами горничной и охранника. В этом случае обязательство по оплате страховых взносов разграничивается и наступает по каждому отдельному основанию.

К сведению! Оплачивать страховые взносы должны коммерческие организации и ИП, независимо от того, на какой системе налогообложения они работают.

Юридические лица должны начислять и оплачивать страховые взносы ежемесячно, а вот индивидуальные предприниматели в данном случае имеют более широкий выбор: они могут производить страховые выплаты ежемесячно, поквартально или единовременно по итогам года. Каждый ИП самостоятельно определяет тот режим выплаты, который ему наиболее удобен.

С каких выплат производятся страховые взносы

Перечень тех выплат, с которых происходит начисление страховых взносов, строго определен законодательством. Это:

  • заработная плата сотрудников;
  • ежемесячные, поквартальные и годовые премии;
  • компенсации за отпуск, не использованный работником;
  • отпускные.

Кроме того, страховые отчисления должны производиться с выплат гражданам, являющихся подрядчиками индивидуальных предпринимателей и организаций, но только в тех случаях, если они не имеют статуса ИП. Основанием для выплат частным подрядчикам являются авторские и гражданско-правовые договоры.

Однако надо помнить, что есть виды выплат, с которых страховые взносы не производятся. Исключения составляют:

  • командировочные расходы (в полном объеме: на оплату проезда, наем жилья, питание и т.д.);
  • пособия, выплачиваемые беременным женщинам, а также молодым мамочкам;
  • компенсации по больничным листам;
  • материальная помощь, выплаченная работодателям сотруднику, но только в случае, если ее размер не превышает 4 тыс. руб.

Размеры страховых выплат

Размер страховых взносов в каждый фонд является строго фиксированным и закреплен в процентном соотношении к зарплате сотрудников.

  • Пенсионный фонд России. С 2014 года этот вид страховки не надо делить на накопительную и страховую части, а необходимо оплачивать в размере 22 % по страховой составляющей одной платежкой;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Здесь фиксированный размер выплат сотставляет 5,1% от выплаченной работнику заработной платы;
  • Фонд социального страхования. В данном случае размер взноса составляет 2,9% от начисляемой з/п. Отдельно страхователи должны отчислять еще два взноса в ФСС:
    1. на случай ухода сотрудницы в отпуск по беременности и родам, или для присмотра за ребенком;
    2. на случай травм, полученных на производстве, а также развития профессиональных заболеваний.

Стоит отметить, что некоторые категории плательщиков могут рассчитывать на пониженные страховые тарифы. К примеру, предприятия и ИП, занимающиеся текстильным производством или изготовлением пищевых продуктов, платят в Пенсионный фонд РФ взносы по ставке в 20%.

И, напротив, некоторые работодатели обязаны делать взносы в более высоком размере, например за тех сотрудников, которые работают во вредных и опасных условиях труда, горячих цехах и т.п.- за них отчисления в ПФР должны быть на 9% выше стандартного тарифа.

Общие суммы по годам и более подробную информацию смотрите на странице страховых взносов ИП.

Сделать онлайн-расчет конкретно вашей суммы вы можете в специальном калькуляторе страховых взносов ИП.

Возмещение налоговых выплат за счет страховых взносов

Фиксированные страховые взносы, выплачиваемые регулярно и без задержек могут в дальнейшем сослужить представителям бизнеса хорошую службу. Например:

  • ИП, не имеющие наемных работников могут возместить оплаченные налоги в 100% размере суммы, выплаченной по страховым взносам;
  • ИП, пользующиеся трудом наемных сотрудников, имеют право уменьшить налоговые выплаты на 50% от общей суммы внесенных страховых взносов за сотрудников;
  • предприятия и организации, также при своевременной оплате взносов в государственные страховые фонды, могут зачесть их в качестве компенсации по налогам в 50% размере от выплат за всех работников.

То есть, производить страховые выплаты в полном размере и в правильные сроки работодателям крайне выгодно.

Таким образом, при начислении и внесении страховых взносов нужно помнить про множество факторов. Тем не менее, первое, о чем точно не следует забывать – то, что все предприятия, ИП, ровно как и обычные граждане РФ, пользующиеся услугами наемного персонала, или говоря иначе, являющиеся работодателями, обязаны оплачивать во все внебюджетные фонды соответствующие фиксированные страховые взносы.

Администрирование страховых взносов

С 1 января 2017 года уплата страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское страхование работающего населения, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - ОПС, ОМС и ВНиМ) производится в соответствии с нормами НК РФ. Функции по администрированию этих страховых взносов переданы налоговым органам. Права и обязанности, предусмотренные НК РФ в отношении налогоплательщиков, налоговые органы осуществляют и в отношении плательщиков страховых взносов (п. 1 ст. 2, пп. 15 п. 1 и п. 2.1 ст. 32 НК РФ).

Изменения, касающиеся администрирования страховых взносов, внесены Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ (далее - Закон N 250-ФЗ) в ряд законов*(1), регулирующих правоотношения в системе обязательного страхования. Правоотношения, связанные с контролем за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на ОПС, ОСС (ВНиМ) и ОМС работающего населения, с 2017 года регулируются законодательством РФ о налогах и сборах. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ утратил силу с 1 января 2017 года.

Администрирование доходов и расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - НС и ПЗ) по-прежнему осуществляет ФСС РФ в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ. В полномочиях ФОМС остается администрирование страховых взносов только на обязательное медицинское страхование неработающего населения (далее - ОМС неработающего населения). Положения НК РФ к отношениям по данным видам страхования не применяются (п. 3 ст. 2 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2017 года).

С учетом внесенных изменений отчетность по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды начиная с 2017 года представляется плательщиками страховых взносов в налоговые органы по единой форме в порядке, предусмотренном ст.ст. 431 и 432 НК РФ. Новая форма расчета по страховым взносам, объединяющая показатели форм РСВ-1, РСВ-2, РВ-3 и 4-ФСС, утверждена приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@.

Одновременно установлено, что по страховым взносам, подлежащим уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года :

- расчеты (уточненные расчеты) представляются в соответствующие органы ПФР и ФСС РФ в порядке, установленном законодательством РФ о страховых взносах, действовавшим до дня вступления в силу Закона N 250-ФЗ (ст. 23 Закона N 250-ФЗ);

- контроль за правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в государственные внебюджетные фонды осуществляется соответствующими органами ПФР и ФСС РФ также в прежнем порядке (ст. 20 Закона N 250-ФЗ);

- взыскание недоимки по страховым взносам (пени и штрафам), а также возврат переплаты за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, будут осуществлять налоговые органы на основании решений, принятых Фондами. Необходимые сведения по принятым решениям Фонды направляют в ФНС России в рамках межведомственного взаимодействия (ст. 4 Закона N 243-ФЗ, ст.ст. 19, 21 Закона N 250-ФЗ).

С учетом внесенных изменений функции контроля по страховым взносам с 1 января 2017 года распределяются следующим образом:

в полномочиях налоговых органов:

- контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты страховых взносов ОПС, ОМС и ВНиМ за отчетные (расчетные) периоды начиная с 2017 года, а также обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов в соответствии с порядком, установленным НК РФ в обновленной редакции. Сведения из расчета, необходимые для персонифицированного учета в системе обязательного страхования, налоговые органы передадут в Фонды. При этом территориальные органы ФСС РФ будут проверять правильность заявленных в расчете расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ в соответствии с Законом N 255-ФЗ. Порядок обмена информацией определяется соглашениями взаимодействующих сторон (п.п. 6, 8 ст. 431 НК РФ);

в полномочиях ФСС РФ:

- контроль за соблюдением страхователями законодательства РФ по ВНиМ при назначении, исчислении и выплате страхового обеспечения застрахованным лицам за периоды с 2017 года. Камеральные и выездные проверки расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ, заявленных страхователем в расчете по страховым взносам, представленном в налоговый орган за эти периоды, территориальный орган ФСС РФ осуществляет на основании сведений, поступивших из налогового органа, и в порядке, аналогичном порядку, установленному Законом N 125-ФЗ (п. 8 ст. 431 НК РФ, пп. 1 п.1 ст. 4.2, п. 1 ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ);

- контроль за правильностью исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов по НС и ПЗ, а также правильности выплаты страхового обеспечения по НС и ПЗ в соответствии с Законом N 125-ФЗ за периоды с 2017 года (пп. 7 п. 1 ст. 18 Закона N 125-ФЗ в редакции Закона N 250-ФЗ);

- контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов по ВНиМ и по НСиПЗ, а также правильности выплаты страхового обеспечения по этим видам страхования за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в порядке, действовавшем до этой даты (ст. 20 Закона N 250-ФЗ);

в полномочиях ПФР:

- контроль за правильностью представления и достоверностью сведений персонифицированного учета, представляемых страхователями в ПФР за периоды с 2017 года (о стаже), а также контроль за обоснованностью представления документов для назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения, в том числе на льготных условиях в связи с особыми условиями труда. При этом контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в налоговые органы (о заработке и начисленных страховых взносах), осуществляется налоговыми органами (п.1 ст. 13 Закона N 167-ФЗ, п. 1 ст. 8, ст. 16 Закона N 27-ФЗ в редакции Закона N 250-ФЗ);

- контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на ОПС и ОМС работающего населения за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона N 250-ФЗ (ст. 20 Закона N 250-ФЗ);

в полномочиях ФОМС:

- контроль исчисления и уплаты страховых взносов на ОМС неработающего населения. Положения НК РФ к отношениям по данным видам страхования не применяются (п. 3 ст. 1 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2017 года).

Взаимодействие органов ФОМС со страхователями работающего населения не предусмотрено. Все сведения, необходимые для персонифицированного учета, Фонд будет получать от налоговых органов (за периоды с 2017 года), ПФР (за периоды, истекшие до 2017 года), медицинских организаций, страховых медицинских организаций (пп. 4 п. 2 ст. 11 Закона N 165-ФЗ, пп. 3 п. 2 ст. 7, ст. 22 Закона N 326-ФЗ в редакции Закона N 250-ФЗ).

*(1) Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (далее - Закон N 165-ФЗ)

Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ (далее - Закон N 125-ФЗ)

Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (далее - Закон N 167-ФЗ)

Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (далее - Закон N 27-ФЗ)

Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (далее - Закон N 255-ФЗ)

Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (далее - Закон N 326-ФЗ)

С 2017 года порядок исчисления и уплату страховых взносов контролирует Федеральная налоговая служба. В Налоговый кодекс включена новая глава 34 «Страховые взносы», в которую перешли ключевые положения Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ. Все основные принципы, которые действуют в отношении налогов, с 2017 года распространены и на страховые взносы.

Кто платит страховые взносы

Плательщики страховых взносов перечислены в статье 419 Налогового кодекса. Данная статья устанавливает следующие категории плательщиков страховых взносов.

К первой категории плательщиков страховых взносов относят работодателей:

  • организации;
  • предпринимателей;
  • физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями.

Работодатели принимают на работу физических лиц и выплачивают им доходы. В этом случае страховые взносы на выплачиваемые нанятым работникам доходы начисляет и уплачивает работодатель.

Ко второй категории относят:

  • предпринимателей (включая фермеров), которые не являются работодателями;
  • адвокатов;
  • нотариусов, занимающихся частной практикой;
  • арбитражных управляющих;
  • оценщиков;
  • иных лиц, занимающихся частной практикой.

Эта категория за свое страхование уплачивает взносы в размере фиксированных платежей. Понятие «фиксированный платеж» включает сумму страховых взносов, подлежащих уплате с дохода ИП до 300 тысяч рублей, и взносов в размере 1% от суммы превышения этого лимита (ст. 430 НК РФ).

Если предприниматель одновременно является и работодателем (то есть привлекает наемных работников), то он уплачивает страховые взносы по двум основаниям: с выплат наемным работникам и за свое страхование в виде фиксированного платежа.

Для исчисления и уплаты страховых взносов используют следующие понятия:

  • российские организации – это юридические лица, созданные по законодательству России;
  • иностранные организации – это иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные объединения, которые созданы по законодательству иностранных государств. К ним относят и международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории России.

Таким образом, под организациями – плательщиками страховых взносов – надо понимать российские юридические лица, иностранные юридические лица, международные организации, филиалы и представительства иностранных и международных организаций.

Индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

К физическим лицам – работодателям, применяющим труд наемных работников и обязанным уплачивать страховые взносы, – относят граждан, в том числе и иностранных, которые не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей.

Права плательщиков страховых взносов

Плательщики страховых взносов имеют право:

  • получать по месту своего учета от ФНС, ПФР и ФСС бесплатно информацию (в том числе в письменном виде) о порядке исчисления и уплаты страховых взносов, о своих правах и обязанностях, полномочиях ФНС, ПФР и ФСС и их должностных лиц;
  • получать от ФНС, ПФР и ФСС формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснения о порядке их заполнения;
  • получать от Минтруда и Минфина письменные ответы на вопросы о применении законодательства РФ о страховых взносах;
  • требовать зачета или возврата сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов (лично либо через своего представителя);
  • предоставлять ФНС, ПФР и ФСС пояснения по исчислению и уплате страховых взносов;
  • присутствовать при проведении выездной проверки;
  • получать от ФНС, ПФР и ФСС:
  1. копии акта проверки и решения по ней;
  2. требования об уплате взносов;
  • не выполнять незаконных актов и требований ФНС, ПФР и ФСС;
  • обжаловать незаконные акты ФНС, ПФР и ФСС, связанные с уплатой страховых взносов, а также неправомерные действия (бездействие) их должностных лиц;
  • требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных:
  1. незаконными актами ФНС, ПФР и ФСС;
  2. неправомерными действиями (бездействием) их должностных лиц;
  • участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки взносов или иных актов ФНС, ПФР и ФСС.

Обязанности плательщиков страховых взносов

Плательщики страховых взносов обязаны:

  • правильно исчислять и своевременно уплачивать взносы;
  • вести учет объектов обложения взносами и начислений;
  • представлять в ФНС, ПФР и ФСС расчеты по уплате взносов;
  • представлять в ФНС, ПФР и ФСС, их должностным лицам документы, которые подтверждают правильность исчисления и полноту уплаты взносов;
  • выполнять законные требования ФНС, ПФР и ФСС об устранении выявленных нарушений;
  • обеспечивать в течение шести лет сохранность документов, которые подтверждают исчисление и уплату страховых взносов.

Обязанность письменно сообщать в фонды о реорганизации или ликвидации фирмы, прекращении предпринимателем своей деятельности отменена с 1 января 2015 года (Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 188-ФЗ).

Органы, которые контролируют уплату страховых взносов

До 2017 года контроль правильности исчисления и уплаты страховых взносов осуществляют:

  1. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы в отношении:
  • обязательного пенсионного страхования;
  • обязательного медицинского страхования.
  1. Фонд социального страхования РФ и его территориальные органы в отношении:
  • обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

С января 2017 года контроль за уплатой пенсионных и медицинских взносов, а также взносов по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляет Федеральная налоговая служба.

Имейте в виду: расчеты по страховым взносам, в том числе уточненные, за периоды до 1 января 2017 года нужно представлять в соответствующие фонды в прежнем порядке.

Налоговый кодекс и Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ не регулируют правоотношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Читайте также: