С какими сложностями в проведении занятий с детьми сталкивается педагог пенсионного возраста

Опубликовано: 13.05.2024

Лекция 3. Законы эффективного обучения людей старшего возраста

Обучение людей старшего возраста должно исходить, прежде всего, из обучения действием, необходима постоянная практика, сопровождаемая обсуждением возникающих вопросов. Рекомендуется использовать принцип изложения материала «от простого к сложному». Для того, чтобы люди старшего возраста хорошо усвоили изучаемый материал, необходимо чтобы обучение было интерактивным, т.е. обеспечивающим вовлеченность, участие самого обучающегося.

Людям старшего возраста чрезвычайно важно живое общение, которое можно получить только в ходе разговора с живым эмоциональным и неравнодушным человеком. Поэтому, перед началом занятия, рекомендуется познакомиться со всеми присутствующими, и выяснить с какими ожиданиями пришел на занятие каждый человек. Также рекомендуется выяснить с помощью различных вопросов, какой уровень знаний у членов группы по изучаемой дисциплине. Это поможет не только установить контакт, но и правильно сориентироваться в последовательности изложения материала.

Для того, чтобы обучение группы, состоящей из людей старшего возраста было эффективным, работу с такой группой стоит основывать на принципах диалога и активного участия обучаемых. В таком случае преподаватель становится и психологом и организатором, вовлекает группу в непринужденную активную работу, ведущую к эффективному результату. Понятно, что классическая лекция и даже лекция с элементами беседы с преимущественным положением ведущего, не могут привести к таким результатам.

Рассмотрим несколько основных законов обучения людей старшего возраста:

Преподаватель, организатор обучения является и участником группы. У каждого обучающемуся должна быть возможность высказывать свое мнение в корректной форме.

Организационно-технические и ораторские приемы:

    расставляйте мебель в круг или полукруг вместо рядов;

находитесь в круге участников, а не стойте вдалеке перед группой;

избегайте директивного стиля работы, стиль речи - не доклад, а беседа;

заранее продумайте варианты обращение к группе;

повторяйте свои вопросы и указания мягко, не проявляя раздражения, не торопите с ответом;

дайте возможность (или создайте видимость) самостоятельного выбора методов обучения;

  • стимулируйте самоконтроль, чтобы обучающиеся чувствовали некоторую степень контроля над обучением, видели прямую связь между их усилиями и результатом.
  • Опыт всегда заставляет воспринимать новое знание через привычные нормы, заложенные стереотипы. Для того, чтобы полноценно получать новое знание, необходимо начать его генерировать самостоятельно.

    Организационно-технические и ораторские приемы:

    используйте дидактическую технику (привычную и ожидаемую слушателями «третьего возраста») в сопровождении с вопросами, побуждающим к размышлению;

    применяйте различные методы работы в группах, дискуссии, чтобы дать возможность использовать свой опыт и в то же время возможность исследовать что-то новое и учиться самим;

    поощряйте вопросы, даже если вам кажется, что ответ очевиден, отвечайте так, будто вопрос помогает вам раскрыть важнейшие аспекты темы (если вопросов мало, то, может быть, слушатели бояться их задавать, чувствуют себя неуверенно);

  • используйте аналогии, особенно при употреблении специальной терминологии (например, при обучении информационным технологиям), апеллируйте к жизненному опыту слушателей.
  • 3. Ориентированность на личность

    Обучение людей пенсионного возраста предполагает необходимость учитывать их личный опыт и знания, особенности психологического характера.

    Организационно-технические и ораторские приемы:

      используйте дедуктивный способ обучения (индукция - для детей и подростков!), для людей пенсионного возраста более естественно является обучение «от общего к частному»;

    связывайте изучаемый материал с ситуациями, с которыми пожилым людям приходится сталкиваться в повседневной жизни;

  • возможность поделиться опытом позволяет пожилым людям учиться с большим удовольствием, вспоминая те или иные ситуации из биографии на учебных занятиях – все это подпитывает их самоуважение, желание, чтобы их опыт, идеи признавались как значимо-важные.
  • Позитивные эмоции, полученные в процессе обучения повышают эффективность этого процесса как минимум в два раза

    Организационно-технические и ораторские приемы:

    • приходите в аудиторию заранее, чтобы встретить своих слушателей;
    • не бойтесь тратить время на перерывы, разминки, так как пожилым людям нужно больше времени для того, чтобы усваивать информацию, запомнить и воспроизвести алгоритм действий, выполнить задания;
    • представляйте объясняемый материал визуально для того, чтобы создать в сознании обучаемого верные образы, так как в этом возрасте абстрактное мышление дается довольно сложно, необходимо опираться на зрительную память;
    • группы должны быть небольшие – не более 10 человек, а время занятия – не более 1,5 часов в день;
    • необходима соответствующая подготовка компьютерной техники и индивидуальный подход с учетом, возможно, ослабленного зрения, слуха;
    • необходимо сохранять искреннее приветливое выражение лица, улыбаться, кода это необходимо, чтобы пожилой человек чувствовал поддержку, необходимо обеспечить реализацию потребности в безопасности;
    • смотрите в глаза слушателю прямо, но без «нажима», ненавязчиво, когда он отвечает на вопросы, особенно, делится своим опытом, чтобы слушатель чувствовал интерес к нему;
    • учитывайте разницу в общественных нормах и правилах, не стоит вступать в конфликт с устоявшимися ценностными ориентациями и нормами как в самом процессе обучении, так и в вашей манере поведения, форме одежды.

    В сердце каждой трудности кроется возможность.
    Альберт Эйнштейн

    Человеческий ресурс – наиболее ценный ресурс любой организации, в том числе и образовательной. В современной ситуации любые ресурсы следует расходовать бережно, так что важно обратить внимание на педагогов, собирающихся или уже вышедших на пенсию.

    В психологической науке интерес к проблеме старения человека и его жизни в пожилом возрасте стал активно проявляться лишь в последней трети XX в. Процесс старения и период старости изучены отечественными психологами значительно меньше, чем первая треть жизни человека, а вопросы профессионального развития и отдельные наработки практики управления персоналом остались вне поля зрения. В обществе прочно укоренился негативный стереотип позднего периода жизни человека: низкая двигательная активность, ригидность мышления; устаревшие знания и отрицательное отношение к неизбежному прогрессу. Может показаться, что активная плодотворная профессиональная деятельность и пожилой возраст – два взаимоисключающих понятия.

    Исторически исключение участника коллективного трудового процесса из активных членов профессионального сообщества связано с объективной невозможностью выполнения профессиональной деятельности без ошибок, на должном уровне. Фактически возрастной пенсионный барьер – это статически чаще всего повторяющийся индикатор снижения профессионализма. Это период, в котором возрастные изменения в большинстве случаев снижают качество выполняемой работы. Признаки старения выражаются в постепенном снижении функциональных возможностей человеческого организма. Помимо прогрессирующего ослабления здоровья, упадка физических сил начинают ярко проявляться профессиональные деформации.

    Однако процесс старения наиболее вариативно-индивидуальный. Необратимое ослабление процессов восприятия и затруднение двигательной активности сочетаются у многих людей с сохранением и преумножением возможностей в области творчества, интеллекта, памяти и т.д [2] .

    В зависимости от того, какие изменения можно наблюдать у педагогов предпенсионного и пенсионного возраста, их можно разделить на такие группы:

    Перед психологом и перед администрацией образовательного учреждения стоит задача в рамках психологического сопровождения перевести педагогов из группы риска в группу поддержки; на уровне работы с группой поддержки помочь людям либо адаптироваться к профессиональным задачам, либо найти новые личностные ориентиры и завершить трудовую деятельность; включить «группу развития» в программы повышения квалификации, чтобы активно использовать открывающийся потенциал; отказавшись от социальных стереотипов, полностью задействовать сотрудников «золотого запаса».

    Как же может строиться такая работа?

    Первый шаг в работе с педагогами пенсионного и предпенсионного возраста – это определение отношения самого человека к своему будущему, его психологическая готовность к изменению социального статуса. Не стоит жалеть время для того, чтобы в процессе беседы выяснить отношение человека к продолжению профессиональной карьеры. Это важно в первую очередь для того, чтобы определить личностно-смысловой контекст существования и временную перспективу, которую сам человек для себя определяет. Например:

    Педагог сформулировал свои планы и ожидания на следующие два-пять лет: через 2 года наконец-то уйду на пенсию и смогу всерьез заняться тем, о чем мечтал все последнее время (навестить брата, живущего в другой стране, заняться своей дачей, живописью и т.д.) А сейчас не хочу брать на себя лишней нагрузки и ответственности – дайте спокойно доработать до пенсии.

    Прекрасно, что человек видит свои перспективы, сознательно стремится к завершению трудовой карьеры. И если ожидания завершения карьеры не снижают уровень профессиональной деятельности, то какая-либо специальная психологическая помощь сотруднику не нужна. Но вот если анализ результатов деятельности показывает, что качество неуклонно снижается, человек стал безынициативным, занимает позицию «только меня не трогайте, дайте доработать», появляются «ложные цели» — только бы не испортить статистику и т.д., в этом случае необходимо психологическое сопровождение. В процессе специального обучения и психологического консультирования стоит показать педагогу, как важна его деятельность для образовательного учреждения или же что его «невключенное» дорабатывание профессиональную репутацию самого специалиста. Оставлять такого работника без внимания нельзя, необходимо создать все условия, чтобы качество его работы не снижалось. Если он уже не готов или не может выполнять профессиональные обязанности в полном объеме, стоит подумать об изменении его функционала: например, уменьшении нагрузки, освобождения от классного руководства.

    Второй шаг – это анализ работы педагогов предпенсионного и пенсионного возраста с точки зрения соответствия современным требованиям. Новые стандарты не терпят «провисания».

    Например, учительница физики, успешно совмещавшая ведение факультатива и должность завуча, с возрастом не только не утратила креативность, но постоянно увлекается новыми технологиями, буквально «фонтанируя» новыми продуктивными идеями. Обязанности завуча с необходимостью участвовать в заседаниях, готовить отчетность, участвовать в управленческом обучении и пр., не вызывают интереса, отрывают от основного творчества, что выливается в раздражительности, принятием многих нововведений «в штыки». В данном случае необходимо помочь человеку отказаться от должности завуча и сосредоточиться на творческой педагогической деятельности. Хотя это решение лежит на поверхности, человеку трудно отказаться от должности, как социального признания заслуг и профессиональной успешности. В данном случае необходима профессиональная психологическая помощь в разработке индивидуальной стратегии совладающего поведения.

    Уровень сформированности совладающего поведения является важным компонентом того, какую жизненную стратегию старения выбирает человек, как он адаптируется к новым жизненным условиям. Важно, чтобы педагоги предпенсионного и пенсионного возраста подходили разумно к оценке своего профессионального потенциала, могли трезво оценить свой профессиональный опыт и занимать конструктивную позицию. Это касается не только разумного отказа от ряда обязанностей, но и наоборот, в нужное время проявление активной профессиональной позиции.

    Например, пожилая учительница начальных классов, веселая хохотушка, любитель вкусной выпечки и фанат своего внука, в процессе обсуждения внедрения электронных журналов отмалчивалась и кивала, но в беседе с психологом посетовала, что у нее есть свой способ учета оценок и связи с родителями. Она призналась, что неуютно чувствует себя при обсуждении электронных ресурсов: теряется, когда слышит незнакомые термины, особенно от молодых ребят.

    Мы часто обращаем внимание на агрессивное неприятие, критику со стороны пожилых педагогов, а их молчание принимаем за согласие или некомпетентность. Однако профессиональный опыт – неоценимое сокровище и глупо терять его.

    Третий шаг – поиск оптимальной занятости для пенсионеров.

    Если посмотреть на вопрос выхода на пенсию с точки зрения организации, уход сотрудника, имеющего опыт работы, — большая потеря для компании. С другой стороны, педагог может уже или не соответствовать повышающимся требованиям, или не справляться с ритмом работы. Необходимо проанализировать функционал педагогов и подумать, какие задачи с него можно снять или на какую должность его можно перевести. Это повлечет изменение распределения фонда оплаты труда, но позволит снять социальную напряженность, чрезмерную физическую и психологическую нагрузку, оказывающих влияние на работников старшего возраста. К тому же даст возможность более эффективно использовать опыт и знания педагогов, достигших в своем профессиональном развитии стадии мастерства.

    Например, учительница пенсионного возраста с трудом справляются с работой на полную ставку, но с удовольствием работает в группе продленного дня. Другая перешла на должность освобожденного классного руководителя, а третья закончила курсы и стала тьютором в инклюзивном классе. Конечно, педагоги должны быть подготовлены к изменению рабочего графика и видеть в этом положительный момент: уменьшение рабочего времени позволяет меньше уставать, быстрее восстанавливаться и больше времени проводить дома.

    Параллельно с этим необходимы усилия руководителей, психологов, по формированию позитивного имиджа педагога старшего возраста.

    Например, несколько лет назад была практика приглашения членов семьи на чествования педагогов с большим стажем работы. На таких мероприятиях внук видит не добрую, усталую бабушку, а уважаемого профессионала.

    Важным четвертым шагом психологического сопровождения педагогов старшего возраста выступает целенаправленная работа с пенсионерами, ушедшими на пенсию. Формы работы должны быть продиктованы спецификой и необходимостью жизнедеятельности школы.

    Например, клуб ветеранов как место встречи и кадровый резерв при подготовке мероприятий (день карьеры, реализация института наставничества и пр.); «скорая профессиональная помощь» — группа пенсионеров, бывших сотрудников, готовых выходить на «подмену» заболевшим учителям, во время аврала, связанного с огромным количеством работы; клуб по интересам – помощь в проведении мероприятий для формирования совладающего поведения.

    Шаг пятый – информирование педагогов о достижениях современной психологии и медицины. В настоящее время достигнуты значительные успехи в вопросах поддержания и сохранения здоровья в старшем возрасте. Например, стенд в учительской обязательно должен содержать уголок информации для педагогов по активному и здоровому образу жизни. Недаром многие организации стали уделять больше внимания участию педагогов в спортивных мероприятиях.

    1. Скриптунова Е.А., Звонова Е.В., Пестерева Н.А. Шаг навстречу// Справочник по управлению персоналом. — 2014. — № 3 (март). — С. 93-99 .
    2. Смирнова Т.В. Старшее поколение: нереализованные ресурсы// Общественные науки и современность. — 2008. — № 5. — С.38-46.
    3. Чернышкова Е.В. Активный образ жизни в пожилом возрасте: медико-социальные стратегии, риски, практики – Саратов : Наука, 2012.

    Авторы Елена Звонова, к.п.н., доцент, Московский педагогический государственный университет, Елена Скриптунова, к. психол.н., генеральный директор «Аксима: Консалт», Николь Пестерева, бизнес-аналитик, «Deloitte»

    Анализируется собственный опыт работы в школе, разбираются проблемы, с которыми сталкиваются молодые педагоги: психологическое состояние на уроке, отношение с коллегами, с детьми, работа с родителями.

    ВложениеРазмер
    trudnosti_nachinayushchego_uchitelya.docx 33.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Трудности начинающего учителя

    Выпускник педагогического вуза либо колледжа, придя работать по специальности, начинает в своем повседневном труде применять знания и практические навыки, полученные во время обучения. Однако на этом пути его ждет множество проблем. С какими же проблемами сталкиваются молодые специалисты: управление собственным психологическим состоянием на уроке, организация собственной работы и жизни в новой роли учителя, отношения со старшими коллегами, общение с детьми, выбор адекватной позиции, взаимодействие с родителями и др.

    Молодому учителю может быть тяжело установить контакт с детьми из-за чрезмерного беспокойства, которое охватывает его при проведении урока, а дети очень хорошо чувствуют состояние взрослого и начинают «проверять» педагога «на стойкость». Некоторые начинающие преподаватели сталкиваются с трудностями самоорганизации и планирования собственного трудового дня и отдыха. Вследствие этого педагогу не хватает времени на проверку тетрадей и подготовку к уроку, на выполнение каких-либо других обязанностей.

    Проблема №1: Молодому учителю могут навязывать мнение об учениках. Еще не видя детей, он получает «установку» на того или иного ребенка, у него начинает складываться некий образ, он может воспринимать ученика предвзято.

    Что делать в такой ситуации? Постараться составить собственное мнение об ученике, не опираться на чужие, возможно искаженные мнения. Особенность установки заключается в том, что молодой педагог, желая ее подтвердить, воспринимает действия ребенка в пользу этой установки.

    Проблема № 2. Психологический климат на уроке.

    Психологический климат – состояние группового сознания и поведения, выражающееся в отношениях учащихся друг с другом и педагогом. У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут на уроке должна создаться обстановка доброжелательности.

    Как расположить коллектив к себе? Необходимо выполнить следующие действия:

    1. Выбрать правильную позу . Типичная ошибка если преподаватель находится в так называемой позе льва (широко расставленными руками опирается на край стола). Дети сразу сковываются, бояться отвечать.
    2. Информацию необходимо подавать с позиции «МЫ». Не нужно употреблять в своей речи слишком много сложных терминов. Дети не только не поймут вас, но и будут относиться недоброжелательно. Ни в коем случае нельзя употреблять такую фразу как «На 5 здесь знаю только я».
    3. Установить личный контакт. Надо обращаться к ученику по имени, а не по фамилии, это делает короче психологическое расстояние. Еще один важный момент, надо иметь зрительный контакт, смотреть детям в глаза
    4. Проявлять интерес к своей работе, предмету и к ученикам.

    Проблема № 3.Недостаток мотивации у учеников.

    Проблема № 4. Проблема дисциплины.

    Уже после первых дней своей работы в школе учитель знает, что у его учеников имеются сотни способов мешать вести урок. Как добиться хорошей дисциплины? Тщательно готовиться к уроку, не допускать ни малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета. Урок должен быть интересным, а без подготовки добиться этого невозможно.

    Проблема №5. Взаимоотношения с родителями.

    Основная и главная задача педагога - сделать семью своим союзником. Порой с родителями работать значительно труднее, чем с детьми.

    Случается, что между учителями и родителями школьников складываются непростые, а порой даже конфликтные взаимоотношения. Казалось бы, этим сторонам делить нечего: и та и другая действуют в интересах и во благо ребенка. Но они все равно конфликтуют, причем довольно часто. Любой учитель знает, что самые неприятные, изматывающие и безвыходные конфликты бывают с родителями. Возможно, потому, что о проблеме члены семьи узнают только со слов ребенка, а выяснить все детали либо не хотят, либо не могут.

    Учителю необходимо всегда помнить «золотое правило»: относитесь к людям так, как бы Вы хотели, чтобы относились к Вам.

    На собрании поднимайте вопросы общего характера, важные для всех. Все проблемы, связанные с отдельным ребенком, лучше обсудить в индивидуальной беседе с родителем. Не стоит избегать конфликтов. Надо своевременно решать назревшие противоречия.

    Желательно после уроков наедине побеседовать с ребенком. В такой беседе очень важно избегать оценки его личности. Говорите о вашем отношении к ситуации, а не к личности ребенка. Очень важно показать ребенку, что вы его замечаете. Обратитесь к нему по имени, ласково, без замечаний. Ваше внимание снизит у него чувство тревоги.

    Это далеко не все трудности молодого педагога, и решение проблем в работе дается не просто, но желание достигать результатов, стремление учиться, совершенствоваться приведут к успеху. Свои удачи и провалы молодой учитель должен анализировать, опираясь на научные представления о профессиональной культуре, личности педагога [2, с.34-37]

    1. Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2005.

    2. Педагогика: учебник для высш. учеб. заведений / П.И.Пидкасистый, В.И.Беляев, В.А.Мижериков, Т.А.Юзефавичус; под ред. П.И.Пидкасистого.-М.: «Академия», 2010. – 512 с.

    Молодым везде у нас дорога? Совсем недавно писали о проблемах неопытных педагогов, а с какими проблемами или дискриминациями сталкиваются седовласые учителя? Будем разбираться.

    Пенсионная реформа наделала немало шума. Правительство России приняло решение: выход на пенсию для мужчин в 65 лет, для женщин — в 63. Да и правительства других стран не отстают, постоянно поднимая пенсионный возраст.

    Каково это — строить подростков, которые годятся во внуки? Как это — ежедневно собираться на работу вместо заслуженного отдыха? И самое главное: как не отстать от молодых, более шустрых коллег и оставаться не только заслуженным, но и востребованным учителем? С такими задачами ежедневно сталкиваются педагоги предпенсионного возраста.

    Немного статистики: средний возраст российского педагога — 52 года. При этом доля учителей от 50 до 60 лет составляет в среднем треть педагогических коллективов, а десятая часть работающих учителей приходится на пенсионеров старше 60.
    В Европе в образовательных заведениях принято уходить на пенсию в 60–65. Но для работающих с учениками младших классов более жесткие требования. Здесь возрастной ценз до 40 лет. Среди стран СНГ пока только в Азербайджане педагогов старше 65 лет стараются выпроводить на пенсию.

    Стоит ли работать учителю на пенсии или нет? Вопрос неоднозначный. Например, у одной из наших коллег в школе была учитель физкультуры, любовно называемая всеми Дмитриевной, дама глубоко за 50 лет. Она даже сейчас даст фору на гимнастике любой старшекласснице, хотя ей уже слегка за 70. Такой учитель — лучшая реклама ЗОЖ и физкультуры.

    Но бывает и так, что с одышкой учителю сложно произнести тему урока, а стопка тетрадей становится неподъемным грузом. В таком случае и правда лучше уйти на пенсию.

    Сильные и слабые стороны учителя пенсионного возраста

    Родители и более молодые коллеги думают, что пенсионера в школе держит только зарплата или страх одиночества. Хотя администрация констатирует, что к очевидным достоинствам такого учителя относят:

      Опыт. За десятилетия педагогической деятельности такой учитель застал столько реформ и инноваций, что ничто новое не пугает его. Да и свой предмет изучил вдоль и поперек. Для него нет белых пятен в школьной программе, он не боится выходить за рамки.

    Достижения. У него есть ученики-победители олимпиад, авторы научных работ, рекордсмены по количеству набранных баллов на ЕГЭ и т.д. Именно поэтому опытных педагогов часто выбирают для репетиторства.

    Сосредоточенность на работе. Учительница предпенсионного возраста не уйдет в декрет, у нее внезапно не заболеет ребенок. Да и сама вряд ли резко поменяет школу в середине учебного года. Так что раз взялась вести детей, значит сделает это ответственно и качественно.

  • Выше ответственность. Чтобы там ни говорили, а советское образование и закалка конкретно затачивали человека под специальность и сферу работы. Опытные учителя вряд ли на уроке будут делать селфи или переписываться в чатах с друзьями. Если они на работе, то значит на работе. И точка.
  • Как угнаться за молодежью?

    Чтобы пенсионеру самому чувствовать себя комфортно среди более молодых коллег, советуем:

      Следить за стилем. Знаем: денег мало, детям-внукам помогать надо и т. д. Но внешний вид учителя, особенно пенсионера, рассматривается учениками и их родителями под лупу. Пара юбок или брюк, блузы или рубашки — и вы неотразимы. Главное, чтобы вещи были целы, выглажены и современно выглядели.
      Как это сделать в рамках ограниченного бюджета, мы рассказывали на вебинаре «Имидж современного учителя».

    Перестать жаловаться. Возраст, болезни, седина, скачущее давление могут мешать преподавать и нести умное, доброе, вечное. Но пересказывать коллегам свою историю болезни, делиться сплетнями из очереди в поликлинике точно не стоит.
    Но не стоит и молчать, как партизан, если стало плохо. Работа в школе — не каторга, а вы — не раб, прикованный цепью. Трудовой подвиг на фоне гипертонического криза никому не нужен.

    Долой экскурсы в историю. «Вот в наше время/Теперь молодежь и т. д» — все эти лирические отступления неинтересны и только подчеркивают ваш возраст. Подобные заметки могут быть интересны на уроках истории в рамках той темы, очевидцем который были. И все.
    Старайтесь вести урок точно по плану. Если и делаете отступление, то только чтобы рассказать интересный факт по теме занятия.

    Не бояться новинок. Не признавать интерактивных досок и требовать им взамен кусок мела побольше. Порицать электронные дневники, не разобравшись в их преимуществах и возможностях — ошибки, которые могут допустить опытные педагоги. Хотя должны понимать, что современное образование использует все методы, чтобы быть эффективным для детей, а не удобным для пенсионерки Марьи Ивановны. Согласны?
    Чтобы подружиться с инновациями, смотрите вебинары и читайте блог ЦРТ «Мега-Талант».

    Объективно оценивать свои силы. Если вы утром с трудом поднимаетесь с кровати и буквально волочете ноги в «любимую» школу, то зачем мучить себя, коллег и детей.
    Седовласому педагогу с солидным педстажем на пенсии реально зарабатывать репетиторством в комфортным условиях дома. И никуда спешить не надо, и контакт с детьми не прекращается — одни плюсы.

    Но если вы просыпаетесь до будильника, «живете» своей работой и горите педагогикой, то не спешите в отставку. Кто тогда будет воспитывать новых Менделеевых или Перельманов?

    Вам слово: как вы считаете: до скольких лет учитель может работать в школе? Делитесь рекордами педстажа собственными или коллег. Интернет должен знать своих героев.

    Я проучилась 5 с половиной лет в педагогическом вузе на факультете психологии, 4 года на бакалавриате по специальности "Практическая психология в образовании" и тогда еще 1,5 года на магистратуре по специальности "Психология управления в образовании". У меня был большой опыт работы с детьми как помощника психолога, я проводила диагностику с детьми по различным проблемам, сюда входило исследование психологических особенностей детей группы риска и мои исследования для курсовых - по духовно-нравственному воспитанию и тревожности, а также дипломное исследование по тревожности в подростковом возрасте. Также я проводила программы по этим темам, которые сама разработала. На магистратуре у меня была тема, нацеленная на психологическое сопровождение развития личностной готовности классных руководителей к управленческой деятельности, на педагогической практике я работала со студентами, проводила занятия и с 1 и более старшими курсами. Я думала, что у меня достаточно опыта для того, чтобы начать свою профессиональную деятельность в детском саду, меня устраивал сменный график, который можно было совмещать с учебой, по предыдущему опыту взаимодействия с детьми в школе, я предполагала, что у меня и с работой не будет проблем. Но не тут то было, когда я пришла работать в детский сад, я обнаружила то, что в университете меня не учили работать с дошкольниками, ведь по специальности я - школьный психолог. Я знала обо всех особенностях младшего и старшего дошкольного возраста, но не с некоторыми вещами столкнулась впервые. Я распишу несколько особенностей современных детей:

    1) В саду было много детей с гиперактивностью. В первый день моей работы меня поставили на подготовительную группу, в этой группе было человек 7-8 с этим синдромом. И в ходе моей работы я выяснила, что все это развивается из-за недостаточного внимания со стороны родителей. Из-за работы они не могут заниматься их воспитанием и всецело доверяют его воспитателям. Порой попадались настолько "недоласканные" дети, и из-за недостатка опыта, я уделяла им слишком много времени, что разрушало дисциплину в группе. Когда я перестала выделять их среди остальных, их поведение становилось разрушительным, и их сложно было контролировать в большой группе детей. Дети с СДВГ плохо спят, много двигаются и часто бывают агрессивны. Из-за того, что сейчас дети довольно крупные молодым педагогам сложно работать с агрессивными детьми, потому что они нередко лезут с кулаками, ну или просто щипают и кусаются.

    2) Печально возрастает тенденция детей с педагогической запущенностью. В средней группе (4-5 лет) дети не умеют разговаривать и не могут самостоятельно одеваться и раздеваться, даже не стремятся к этому, потому что если не будет получаться, их просто-напросто засмеют сверстники. Часто такое бывало на занятиях, когда некоторые дети не могли справится с заданием и становились очень тревожными из-за этого, вплоть до приступов паники. И дети с повышенной агрессивностью начинают подтрунивать над ними, что потом подхватывает вся группа. В условиях группы сложно работать с такими детьми, потому что если их выделить, то они опять станут объектами насмешек группы, а если все оставить как есть и равнять их с остальными, обучение не будет эффективным.

    3) Часто встречаются дети с проблемами в здоровье психическими и физиологическими. Бывают дети с ритуальным поведением, бывают просто неконтролируемые в силу каких-то психических особенностей. В саду, в котором я работала, я столкнулась с проблемой отсутствия какой-либо психологической службы, и так как сад общеразвивающего вида, дети были совершенно разнообразные, и это очень снижало эффективность моей работы, так как с детьми, которые требовали усиленного внимания, никто не работал.

    Поэтому молодой специалист может столкнуться со следующими проблемами:

    1. Невозможность работы с большой группой детей (20 и более). Если Вы по образованию психолог, то можете столкнуться с тем, что Вам трудно работать с группой более 7 человек, так как до этого Вы имели дело только с маленькими группами.

    2. Дети могут быть самыми разнообразными, и у Вас могут возникнуть сложности во взаимодействии с ними. Особенно трудно приходится, если в детском саду нет психолога.

    3. Дети непредсказуемы и неконтролируемы. Воспитателям, у которых есть свои дети, гораздо проще работать с детьми, чем молодому педагогу, который только что выпустился из университета.

    4. Вы столкнетесь с большим объемом работы с режимом нон-стоп, когда всегда нужно быть начеку, ведь на Вас будет лежать огромная ответственность за здоровье детей.

    5. Вам могут дать больше работы, чем Вы предполагали, если кто-то заболел или отпросился. Вместо одной смены (5 часов) Вы проработаете 2 смены (10 часов).

    5. Авторитарный стиль эффективнее, чем демократичный. Я была удивлена, но это так, потому что они эгоистичны, и воспитание и правила поведения им нужно прививать.

    6. Для детей педагог может оказаться слишком молодым и они не будут воспринимать его как взрослого человека. Тут нужно зарабатывать себе авторитет, и не у многих это получается.

    7. Вы можете столкнуться с эмоциональным выгоранием, потому что эта работа просто Вам не подходит. Чтобы быть воспитателем, нужно быть лидером, и не у каждого эти способности есть.

    Но есть и положительные моменты:

    1. Вас будет поддерживать педагогический коллектив, и поможет Вам вернуть дисциплину на занятие и уложит их спать на тихом часу.

    2. Методист обеспечит Вас методическими пособиями и материалами для проведения занятий.

    3. К Вам отнесутся более лояльно, чем к опытным работникам, и доверят Вам минимум работы, только лишь присмотр и уход.

    4. А еще с детьми интересно работать, ведь они могут показать и рассказать Вам много нового, того, чего Вы не знаете, и они всегда благодарны за помощь, за проявление ласки и доброты по отношению к ним. Они тянутся и сильно привязываются к воспитателю. Я проработала всего месяц в детском саду, а дети уже успели меня полюбить, и им было жаль со мной расставаться.

    За этот месяц я поняла, что мне ближе работа психолога с маленькими группами детей, и что совмещать работу с учебой не так то просто. Но зато я получила такую эмоциональную отдачу от детей, которую можно получить лишь в детском саду.

    Читайте также: