Причины пенсионной реформы 2018

Опубликовано: 01.05.2024


CC BY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скрябина Ольга Владимировна, Шмакова Светлана Алексеевна

В статье рассмотрены причины проведения пенсионной реформы 2018 года в Российской Федерации, основные положения закона, в которых заключаются изменения. Проанализированы взгляды экспертов на негативные последствия пенсионной реформы и повышения возраста, по достижении которого гражданин имеет право на получение пенсии по старости. Определены положительные моменты и перспективы пенсионной реформы 2018 года.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Скрябина Ольга Владимировна, Шмакова Светлана Алексеевна

The article discusses the reasons for the pension reform of 2018 in the Russian Federation, the main provisions of the law, which are changes. The views of experts on the negative consequences of pension reform and raising the age at which a citizen is entitled to receive an old-age pension are analyzed. Positive aspects and prospects of pension reform of 2018 are defined.

Текст научной работы на тему «Перспективы пенсионной реформы 2018 года в РФ»

Скрябина Ольга Владимировна, преподаватель факультета довузовской

подготовки и среднего профессионального образования, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

им. Н. П. Огарёва», г. Саранск E-mail: skrjbina@yandex. ru Шмакова Светлана Алексеевна, студентка, факультета довузовской подготовки и среднего профессионального образования ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», г. Саранск

ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ 2018 ГОДА В РФ

Аннотация: В статье рассмотрены причины проведения пенсионной реформы 2018 года в Российской Федерации, основные положения закона, в которых заключаются изменения. Проанализированы взгляды экспертов на негативные последствия пенсионной реформы и повышения возраста, по достижении которого гражданин имеет право на получение пенсии по старости. Определены положительные моменты и перспективы пенсионной реформы 2018 года.

Ключевые слова: пенсия, пенсионное законодательство, пенсионная реформа, повышение пенсионного возраста, трудоспособная молодежь, предпенсионный возраст, средняя продолжительность жизни, социальное обеспечение.

Annotation: The article discusses the reasons for the pension reform of 2018 in the Russian Federation, the main provisions of the law, which are changes. The views of experts on the negative consequences of pension reform and raising the age

at which a citizen is entitled to receive an old-age pension are analyzed. Positive aspects and prospects of pension reform of 2018 are defined.

Keywords: pension, pension legislation, pension reform, raising the retirement age, able-bodied youth, pre-retirement age, average life expectancy, social security.

В современной России актуальной проблемой является устойчивость и сбалансированность социальной сферы, в частности пенсионного обеспечения. Принятие Федерального закона от 03.10.2018 № 350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» вызвало значительное количество негодований и обсуждений в обществе. Основное внимание граждан к положениям пенсионной реформы сосредоточено на увеличении возраста, дающего право на получение пенсии.

Президент РФ В. В. Путин в интервью до 2018 года неоднократно заявлял, что вопрос о повышении пенсионного возраста не рассматривается. Однако после рассмотрения законопроекта 29 августа 2018 года в телеобращении заявил, что пенсионная реформа - вынужденная мера, поэтому начать ее необходимо уже сейчас для постепенного изменения обстановки в обществе и адаптации к экономике и восприятию граждан. Таким образом, для смягчения последствий реформы ее проведение запланировано на период с 2019 года по 2028 год, а окончательный вид пенсионное законодательство приобретет к 2034 году [3].

Для проведения пенсионной реформы Центр стратегических разработок под руководством А. Л. Кудрина подготовил план создания устойчивой пенсионной системы, суть которого состоит в обеспечении роста пенсий относительно прожиточного минимума за счет сокращения числа людей, получающих эти выплаты. То есть за счет увеличения пенсионного возраста возрастет соотношение страховой пенсии с прожиточным минимумом и сократятся траты из бюджета. Для этого законодательство предусмотрело и ужесточение условий для получения пенсии, заключающиеся в повышении

минимального стажа для начисления страховой пенсии, увеличении минимального числа пенсионных баллов, установлении возраста в 68 лет для назначения социальной пенсии, которую получают те, кто не заработал на страховую. Кроме того, изменяется порядок назначения пенсий и индексации ее размеров, вводятся дополнительные гарантии социальной поддержки для граждан, связанных с условиями выхода на пенсию [1].

Как уже было сказано ранее, большинством граждан реформа была принята негативно. Многие исследователи, рассуждая о перспективах пенсионной реформы, выделяют ряд отрицательных социально-экономических последствий. В статье мы хотим подробно рассмотреть их и найти положительные моменты.

Во-первых, говорится об увеличении количества безработных в России, в основном среди трудоспособной молодежи и лиц, предпенсионного возраста, и дискриминации по возрастному принципу [4]. Однако новый закон предусматривает уголовную ответственность работодателя за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение гражданина предпенсионного возраста (за пять и менее лет до назначения ему страховой пенсии по старости) [1]. Также закон укрепляет социальные гарантии для граждан предпенсионного возраста, добровольно уволившихся и ищущих новую работу. Для них предусмотрено увеличение максимального размера пособия по безработице более чем в два раза и установлен период такой выплаты в один год.

Что касается трудоспособной молодежи, в том числе только окончившей высшее или среднее специальное учебное заведение, на стадии рассмотрения находится проект Федерального закона № 575260-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части обеспечения трудоустройства молодежи, окончившей средние профессиональные и высшие образовательные организации». Принятие данного закона обяжет работодателей, численность работников которых превышает 250 человек, принимать на работу молодых специалистов в возрасте до 25 лет, для этого устанавливается минимальная

квота в размере 2 процентов от общей численности работников [2]. Также следует отметить, что работодателям по многим критериям выгодно принимать молодых специалистов, так как они для получения опыта и трудового стажа готовы соглашаться на меньшую заработную плату, более мотивированы на достижение результатов, менее конфликтны, стремятся стать частью рабочего коллектива.

Кроме того, снижение количества рабочих мест для молодежи приводит к повышению конкуренции и конкурентоспособности. Студенты образовательных учреждений высшего или среднего профессионального образования в таких условиях становятся наиболее мотивированными на получение качественного образования, стремятся знать больше, осваивать общие и профессиональные компетенции лучше и уметь применять полученные знания на практике. Выпускники учебных заведений смогут и сами создавать фирмы и обеспечивать молодых специалистов рабочими местами, что приведет к росту экономики и благосостояния в обществе.

Во-вторых, затрагивается необходимость переобучения взрослого поколения, а также увеличение количества выплат по временной нетрудоспособности [4]. Многие считают, что рабочие пожилого возраста менее способны воспринимать новую информацию, связанную с переобучением, в связи с внедрением в процесс осуществления профессиональной деятельности различных средств коммуникации и информатизации. Данную проблему Президент РФ в телеобращении 29 августа 2018 года затронул и поручил Правительству РФ утвердить для граждан предпенсионного возраста специальную программу по повышению квалификации, финансируемую из государственного бюджета. Таким образом, законодательство будет предусматривать гарантии по переобучению работникам в возрасте, а работодатель не будет иметь оснований для увольнения такого сотрудника.

Также исследователи пенсионной реформы утверждают, что лица в возрасте от 50-60 лет болеют чаще, чем молодые работники, поэтому Фонду

социального страхования придется производить больше выплат по временной нетрудоспособности, что приведет к тратам из бюджета, а не его пополнению. Но следует отметить, что законодательством закрепляется обязанность работодателя ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением заработной платы.

В-третьих, характеризуется проблема развития «теневого» сектора экономики и роста «черных» зарплат. Исследователи пенсионной реформы говорят, что при повышении пенсионного возраста работник, не видя перспектив «дожития» до пенсии, не будет работать легально и делать отчисления в Пенсионный фонд РФ, так как для него это будет невыгодно. Граждане будут обеспечивать себя пенсией по «китайской системе», то есть накапливать сбережения неофициальными способами и жить на них в старости. Увеличение числа «черных» зарплат скажется на доходной части бюджета Российской Федерации, так как он не пополнится за счет налогов, а внебюджетные страховые фонды - за счет страховых взносов. Однако в настоящее время Правительством РФ разрабатывается концепция системы индивидуального пенсионного капитала, по которой каждый гражданин, желающий увеличить индивидуальный пенсионный капитал, сможет отчислять в систему любой процент от своей заработной платы по собственному усмотрению, за что он будет получать налоговые льготы. Например, за отчисления в пределах шести процентов от заработной платы работник получит классический налоговый вычет. В дополнение к данной системе предполагается, что если человек копил на пенсию, но попал в трудную жизненную ситуацию, он сможет воспользоваться накопленными деньгами из пенсионной системы. Стоит добавить, что в Российской Федерации развита система негосударственных пенсионных фондов, в которые граждане могут производить отчисления самостоятельно. То есть даже при неофициальном трудоустройстве, работник может рассчитывать на пенсию.

Еще одним критерием негативного последствия проведения пенсионной реформы считается проблема массового оттока населения с Дальнего Востока и

северных районов России. Со стороны исследователей пенсионной реформы исходят аргументы о меньшей продолжительности жизни жителей севера и Дальнего Востока по сравнению возрастом для выхода на пенсию, что, по мнению этих исследователей, приведет к постоянным миграциям жителей этих районов в наиболее благополучные регионы страны [4]. Данные аргументы во многом связаны с отрицательными настроениями граждан из-за страха не дожить до пенсии. Но мы считаем, что массового оттока не произойдет, так как для трудящихся в данных регионах законодательством уже предусмотрены повышенная заработная плата и большое количество льгот. Согласно новому закону, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости будет предоставляться мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к ним, и имеют страховой стаж не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. Таким образом, престиж работы в таких регионах сохраняется, и массового оттока населения как такового не произойдет.

В заключение стоит рассмотреть и проблему соотношения различных показателей в регионах РФ. В 2018 году средняя продолжительность жизни, представленная Росстатом, составляла 72,1 года. Правительство РФ при принятии пенсионной реформы во многом оперировала данным фактом. Однако было упущено, что продолжительность жизни в различных регионах может отличаться более чем на десять лет. Так, некоторые исследователи считают, что из-за различия показателей в регионах возрастет социально-экономическая нагрузка на районы средней полосы и севера России. Например, рождаемость на юге России в несколько раз превышает рождаемость в депрессивных районах. Говорится и об отсутствии в законодательстве норм, регулирующих вопросы «теневого» экономического фактора, то есть получается ситуация неравномерного отчисления в Пенсионный фонд РФ выплат в связи с различной процентной составляющей «теневого» сектора экономики в различных субъектах РФ. Затрагивается и аспект того, что в

депрессивных районах Центральной России пенсии являются основным источником доходов для большинства семей [5]. Однако мы в рамках нашего исследования можем утверждать о положительных моментах и в такой ситуации. Вышеизложенные обстоятельства создают базу для развития законодательства по социальному обеспечению, повышения условий жизни граждан России, содействия росту рождаемости, повышению продолжительности жизни.

Таким образом, пенсионная реформа 2018 года имеет ряд перспектив для дальнейшего развития и адаптации в обществе. Она поддерживает граждан пожилого возраста, у которых с выходом на пенсию повышается желание заниматься чем-то, приносить пользу обществу. Увеличение пенсионного возраста способствует привлечению к работе опытных и квалифицированных специалистов, а проведение реформы смягчается установлением ряда льгот. Важным фактором для развития законодательства о пенсионном обеспечении является повышение интереса населения к проводимым государством реформам. Рост уровня правовой заинтересованности и социально-активного поведения граждан в долгосрочной перспективе приведет к совершенствованию законодательства в социальной сфере, в том числе по вопросам пенсионного обеспечения, установлению правовой грамотности каждого человека. Пенсионная реформа приведет к увеличению размера пенсионных выплат, сбалансированности бюджета государства, долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы Российской Федерации, прозрачности пенсионных начислений. Изменения неизбежны, поэтому принятие данной реформы сейчас дает время для более тщательной проработки законодательной базы, а понимание целей и задач реформы населением приведет к положительному результату ее осуществления.

1. Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам

3. Пенсионная реформа в России в 2019-2018 годах // Интернет-портал «Персональные права.ру». - URL: http://personright.ru/pensioner/naznacheniye-pensii/264-pension-.

4. Лада А. С. Правовая реформа в Российской Федерации 2018: правовой анализ / А. С. Лада // Современные научные исследования и разработки [журнал] - Астрахань: Научный центр «Олимп». - 2018. - №9(26). - С. 199-205.

5. Гущ В. В., Прошина Е. М. Пенсионная реформа: взгляд из регионов / В. В. Гуш, Е. М. Прошина // Управленческое консультирование [журнал] - М: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации - 2018. - №11(119). - С. 156-165.


В четверг, 14 июня, пока весь мир ждал матча открытия чемпионата мира по футболу на московском стадионе «Лужники», правительство Дмитрия Медведева объявило о пенсионной реформе: возраст выхода на пенсию мужчин повышается с 60 до 65 лет, женщин — с 55 до 63 лет. Новость мало кого оставила равнодушным и наряду со сводками с футбольных полей постоянно находилась в топе новостей.

«Пенсионный возраст — это идол, образ, а под красками — фанера. Может, есть, но я давно не видел не во сне, а наяву пенсионера», — иронизировал лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров в написанном по случаю стихотворении. По стране прокатилась волна протестов. Такими сплоченными россияне не были давно, свидетельствует июньский опрос «Левада-центра»: против повышения пенсионного возраста выступили 89% граждан.

Как решали

Объявление пенсионной реформы в день открытия чемпионата мира многие СМИ, эксперты и чиновники восприняли как попытку провернуть реформу под прикрытием футбола. «Пока мы радовались успехам наших футболистов, — негодовал глава КПРФ Геннадий Зюганов на думских слушаниях по поводу закона, — правительство решило забить гол всей стране».

Getty Images
Getty Images

Дата — всего лишь случайное совпадение, уверяет источник Forbes в кабинете министров, осведомленный о ходе реформы. Заседания правительства проходят каждый четверг. На 7 июня была назначена прямая линия с президентом, которого максимально дистанцировали от пенсионной реформы, поэтому судьбоносное объявление назначили на 14 июня — ближайший четверг после прямой линии. Но решение о реформе было принято значительно раньше.

Еще до выборов президента на многочисленных совещаниях обсуждался пакет реформ, который правительству предстояло реализовать в новом политическом цикле, рассказывает один из федеральных чиновников. В обсуждении повышения пенсионного возраста участвовали Дмитрий Медведев, министр финансов Антон Силуанов, министр экономического развития Максим Орешкин, возглавлявший в то время Центр стратегических разработок Алексей Кудрин, председатель Центробанка Эльвира Набиуллина, помощник президента Андрей Белоусов. Социальный блок, которым в прежнем правительстве руководила Ольга Голодец, в этом не участвовал.

В ведомствах эту информацию не прокомментировали. С объявлением о реформе решили повременить до выборов и последующей смены правительства. Новый кабинет министров Путин представил 18 мая. Ответственной за социальные вопросы стала бывший председатель Счетной палаты Татьяна Голикова, поэтому основной груз проблем, связанных с реформой, лег на ее плечи.

Кто был автором

Шум вокруг реформы не утихал все лето. Депутаты в Госдуме спорили до хрипоты, Антон Силуанов дал подробное интервью Владимиру Познеру и пытался объяснить на пальцах зрителям «Первого канала», почему они должны будут выходить на пенсию позже.

Люди искали виновных и строили догадки. Одна из популярных версий: на реформу Путина уговорили Кудрин и первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко. А в авторы текста законопроекта о пенсионной реформе народная молва записала молодого экономиста Владимира Назарова, который работает в Институте Гайдара и возглавляет финансовый НИИ при Минфине.

Писал документ, конечно, не Назаров, хотя проблемами пенсионной системы он занимается уже 10 лет и прямолинейно поддерживает повышение пенсионного возраста. «Вынужден развеять этот миф, — смеется попавший под удар экономист. — Автор реформы — правительство, оно подготовило законопроект и внесло его в Думу».

«Человека, конкретное лицо, которое отвечало за эту реформу, мы за все лето так и не увидели. Но понятно, что ответственность несут первые лица [страны]», — считает заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» и член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Олег Шеин.

Конкретного лица за реформой не видно, но очевидно одно: впервые о повышении пенсионного возраста объявили в самом жестком из всех обсуждавшихся вариантов — 63 года для женщин и 65 лет для мужчин, и это была идея Минфина, который формально не имел отношения к подготовке законопроекта. Чиновник, знакомый с ходом подготовки закона, подтвердил, что на гораздо более мягком сценарии настаивала Татьяна Голикова — взять паузу и посвятить какое-то время адаптации населения. И тем не менее именно ее блоку пришлось подготовить текст закона в жестком варианте — этим занимались специалисты из Минтруда и Пенсионного фонда.

Подарок от Путина

Президент глубоко вздыхает и проникновенно смотрит в камеру: «Нам предстоит принять трудное, непростое, но необходимое решение. Прошу вас отнестись к этому с пониманием». В своем обращении к народу по поводу повышения пенсионного возраста Путин поведал о неотвратимости реформы, но пообещал смягчить ее. Срок выхода на пенсию женщин снижен до 60 лет, многодетные матери могут выйти на пенсию досрочно, а те, кого реформа должна коснуться в ближайшие два года, могут выйти на пенсию на полгода позже. Также президент ввел понятие предпенсионного возраста (пять лет до возраста выхода на пенсию), указал на необходимость ввести уголовную и административную ответственность бизнеса за увольнение предпенсионеров, обещал предпенсионерам специальную систему повышения квалификации и два дня бесплатной диспансеризации в год с сохранением зарплаты. По данным компании Mediascope, телетрансляцию, которую показали по федеральным каналам 29 августа, смотрели почти 7 млн человек.

В том, как Путин отечески успокаивал нацию с экранов телевизоров и предложил смягченный вариант реформы, вновь заподозрили подвох — якобы и это тоже было срежиссировано заранее. В интервью радио «Коммерсантъ FM» эксперт Института гуманитарно-политических исследований Владимир Слатинов предполагал, что такой сценарий мог быть продуман в общих чертах как вариант отступления при слишком негативной реакции общества. Но два источника Forbes в правительстве говорят, что как минимум для Минфина, продвигавшего жесткий сценарий, смягчение стало неожиданностью. Чиновник, знакомый с ходом подготовки закона, подтверждает, что Голикова обсуждала с Путиным варианты смягчения. Именно поэтому после обращения Путина она стала официальным представителем президента по этому законопроекту и защищала поправки к нему в Госдуме и в Совете Федерации.

Зачем все это

«Силуанов призвал «срочно повысить» пенсионный возраст» — гласит заголовок статьи в «Российской газете». Статья посвящена выступлению министра финансов на «правительственном часе» в Госдуме задолго до реформы, в сентябре 2015 года. Тогда призыв Силуанова не нашел поддержки, хотя в его обращении уже фигурировало слово «срочно».

В течение многих лет эксперты из РАНХиГС, ВШЭ, ЦСР, Экономической экспертной группы и НИФИ говорили о необходимости повысить пенсионный возраст, делали соответствующие расчеты, писали научные статьи и выступали в СМИ. Главным публичным сторонником реформы был глава ЦСР Алексей Кудрин. Настойчиво из выступления в выступление он повторял, что пенсионный возраст нужно повышать немедленно, «иначе будет поздно». «Предпосылки для повышения пенсионного возраста были и раньше», — соглашается замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин.

Доводы в пользу повышения с тех пор не изменились. В России резко уменьшается соотношение пенсионеров и работников, за которых платятся социальные страховые взносы. Иначе говоря, тех, кто оплачивает пенсии ныне живущим пенсионерам, становится все меньше. Сейчас, по расчетам исследователей ВШЭ, на одного пенсионера приходится 2,3 человека трудоспособного возраста. Учитывая теневую занятость, по расчетам РАНХиГС, на одного пенсионера приходится всего 1,1 работающего, за которого работодатель выплачивает взносы. Через 10 лет этот показатель составит 1,2 благодаря повышению пенсионного возраста, в противном случае он скатился бы к единице к 2030 году, поясняет Юрий Горлин.

От этого соотношения напрямую зависит возможность повышать пенсии. Согласно «майскому указу» президента в ближайшие шесть лет индексация пенсий должна проходить выше уровня инфляции. Чтобы это делать, нужно где-то брать деньги, а источников всего два: бюджетные средства и взносы от работодателей.

«Можно было, конечно, ничего не делать и не повышать пенсионный возраст. Но тогда вариантов оставалось бы немного», — рассуждает Владимир Назаров из НИФИ. Если оставить все как есть, сильно увеличится разница между пенсией и заработной платой. Сейчас неработающие пенсионеры получают порядка 34% средней заработной платы работающего человека, и если не вмешаться, то через пару лет показатель будет около 30–25%. «Уровень меньше 30% общество уже посчитало неприемлемо низким», — объясняет Назаров. Второй вариант — для финансирования пенсий повышать налоги или тарифы страховых взносов. Но такой рост нагрузки на граждан был бы несовместим с желанием ускорить рост российской экономики.

При росте экономики около 1,5% в год (на конец 2018 года Минэкономразвития прогнозирует рост ВВП на 1,8%, а на конец 2019-го — 1,3%) индексировать размер пенсий по уровню инфляции или чуть выше можно было бы и без повышения пенсионного возраста, подсчитал Горлин. Но обеспечить устойчивый рост пенсий уже не получится без дополнительных мер, потому что зарплаты будут расти быстрее и пенсии потеряют свою основную функцию — быть страховкой от утраты заработка. Именно поэтому страховые пенсии в ближайшие шесть лет будут повышаться темпами, значительно превышающими прогнозируемый уровень инфляции.

По оценкам экспертов, итоговые траты бюджета окажутся даже выше, чем экономия от повышения пенсионного возраста. По расчетам, которые представляла Татьяна Голикова, деньги, полученные от повышения пенсионного возраста, не покроют траты на пенсионное обеспечение. Реформа сэкономит бюджету 2,9 трлн рублей, но пенсионное обеспечение потребует затрат в 3,3 трлн рублей за шесть лет.

Что сделали не так

Высокая скорость реализации реформы — это российский опыт, который оказался весьма болезненным. От официального объявления о реформе до подписания закона Путиным прошло всего 112 дней, а реализация нововведений начнется уже с 1 января 2019 года. В ОЭСР, например, средний период между принятием закона о пенсионной реформе и его реализацией составляет около 9 лет.

Вторая особенность — очень высокие, даже агрессивные темпы повышения пенсионного возраста: каждый год возраст выхода на пенсию будет становиться на год выше. В ОЭСР средний рост повышения пенсионного возраста составляет три месяца в год, а в СНГ — по шесть месяцев в год. «Понятно, конечно, что чем быстрее поднимается возраст, тем раньше возникает большая «бухгалтерская» экономия», — рассуждает Юрий Горлин.

Сторонники реформы спешат заверить: сравнивать опыт России с опытом США или Европы некорректно. Более адекватное сравнение — с другими восточноевропейскими странами и странами СНГ. Когда повышение пенсионного возраста запоздало, приходится проводить реформу относительно высокими темпами и без длительного подготовительного периода, рассуждает Владимир Назаров. В большинстве восточноевропейских стран и в СНГ пенсионный возраст повысили в конце 1990-х — начале 2000-х годов и темпы роста составляли, как правило, 6–12 месяцев в год. К 2018 году лишь в двух странах СНГ, России и Узбекистане, пенсионный возраст сохранился на советском уровне.

Российские показатели пенсионной реформы далеки от рекордных, указывают экономисты. Чехия несколько лет назад начала повышение пенсионного возраста с 60 до 67 лет для мужчин и с 55 до 67 лет для женщин, а в Армении в 2001 году пенсионный возраст мужчин был за один год повышен сразу на три года.

Армия безработных

Есть один спорный вопрос: сможет ли экономика создать новые рабочие места для предпенсионеров. По оценкам Минэкономразвития, прирост занятых из-за повышения пенсионного возраста составит в 2019 году 137 200 человек, а суммарно к 2024 году — 1,8 млн человек. В министерстве верят, что этот выплеск рабочей силы добавит к росту ВВП 1,3 процентного пункта, то есть по 0,2–0,3 процентного пункта в год. Эксперты НИФИ более оптимистичны и прогнозируют прирост в 0,3–0,5 процентного пункта ВВП ежегодно.

Эти расчеты основаны на том, что не вышедшие на пенсию люди найдут работу. А в этом экономисты и противники реформы, да и сами будущие предпенсионеры не уверены. По мнению депутата Олега Шеина, инициатива правительства выпустит на рынок армию безработных. В мире идет процесс автоматизации производства. В таких условиях повышение пенсионного возраста — это просто выбрасывание на рынок труда абсолютно ненужной рабочей силы.

«Куда пойдут эти люди? — беспокоится Шеин. — Они останутся без средств к существованию, а следствием может оказаться рост безработицы, падение доходов населения и снижение темпов роста экономического развития».


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 14.05.2020 2020-05-14

Статья просмотрена: 169 раз

Библиографическое описание:

Ушакова, Д. А. Пенсионная реформа 2018 года / Д. А. Ушакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 337-339. — URL: https://moluch.ru/archive/310/69985/ (дата обращения: 27.04.2021).

Ключевые слова: пенсия, реформа, пенсионный возраст, Пенсионный фонд Российской Федерации, работа, занятость, пенсионная реформа.

Пенсия — это гарантированная ежемесячная выплата для материального обеспечения граждан в старости в случае их полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы в определенных сферах трудовой деятельности [1, с. 8].

В рамках пенсионной системы выделяются различные основания для классификации пенсий. Так, по источнику их финансового обеспечения выделяются четыре вида пенсий:

1) страховые пенсии,

2) накопительные пенсии,

3) пенсии по государственному пенсионному обеспечению,

4) пенсии по негосударственному пенсионному обеспечению.

Необходимость совершенствования пенсионной системы продиктована негативной демографической ситуацией, повлекшей неэквивалентность пенсионных прав граждан. Количество пенсионеров стремительно растет, в то время как число работающих сокращается — при солидарной пенсионной системе это приводит к уменьшению размера пенсий, которые и так для основной массы народа невелики. По оценкам Росстата, к 2036 году население России сократится до 134,3 миллионов человек при плохом сценарии развития, который, учитывая предыдущие прогнозы, является наиболее вероятным. Поскольку из-за падения курса рубля и падающих зарплат убыль населения не компенсируется мигрантами.

Для решения этой системной проблемы, правительство провело ряд изменений текущей пенсионной системы, введя пенсионные баллы и их «стоимость», которая каждый год растет — в итоге, многие люди, даже работая, но за зарплаты, «близкие» к минимальному размеру оплаты труда, рискуют получать минимальный, же размер пенсии. Исключение составляют, как правило, лишь силовики и чиновники, размер пенсий которых существенно выше из-за величины зарплат и доплат из ведомств. Соответственно, фундаментальная проблема не была решена и требуются новые изменения и реформы.

Начало очередной реформы положено с принятым 3 октября 2018г федеральным законом № 350 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» [4].

Повышение пенсионного возраста не распространяется на пенсии по инвалидности — они сохраняются в полном объеме и назначаются людям, потерявшим трудоспособность, независимо от возраста при установлении группы инвалидности [5].

За последние 10–15 лет пенсионный возраст был повышен во многих странах. На Западе самое радикальное повышение пенсионного возраста было проведено в Италии. В 2012 году пенсионный возраст для женщин в частном секторе повысили сразу на 2 года, до 62 лет, и затем увеличивали на 8 месяцев каждый год до 66 лет в 2018 году [2]. Во Франции с 4 декабря 2019 началась общенациональная забастовка из-за пенсионной реформы, согласно которой планируется поднять пенсионный возраст на несколько лет и отменить старую систему выплаты пенсий, различающуюся в зависимости от профессии человека и других факторов.

Изначально законопроект предусматривал увеличение пенсионного возраста у женщин до 63 лет, а мужчин — до 65. Но в ходе обсуждения пенсионной реформы 2018 было принято решение, что женщины будут выходить на пенсию в 60 лет (рис. 1) [7].

прр22.jpg

Рис. 1. Условия выхода на пенсию мужчин и женщин в РФ

Предложенные изменения способствуют тому, что соотношение числа работающих к числу пенсионеров к 2030 году будет составлять примерно 3 к 1, что делает пенсионную систему более стабильной, чем до изменений, при соотношении 2 к 1. Кроме того, по оценкам, форма половозрастной пирамиды скорректируется и эффекты «эха войны» сгладятся — это позволит получить более сбалансированную структуру населения и распределение занятости, а значит и пенсионных отчислений.

Согласно опросам, проведенным в ноябре–декабре 2018 года большинство граждан старше 50 лет (72,8 %) считают, что их собственных сбережений не хватит для комфортной жизни на пенсии [3].

При этом на деле многие из положений пенсионной реформы 2018 года крайне затруднительно реализовать на практике. Так, социальная поддержка граждан предпенсионного возраста трактуется чиновниками в ключе помощи в профпереподготовке, а не выделения средства и пособий. Но переподготовка не помогает возрастному специалисту устроиться на работу, поскольку работодатели не стремятся набирать таких специалистов в принципе, не важно, какая у них специальность. К тому же, получивший новую специальность человек будет без опыта работы по ней, что также оттолкнет работодателей. Привлечь же работодателей к ответственности за дискриминацию практически невозможно — ведь и до реформы многие люди ей подвергались, когда их не брали на работу без указания причин, увольняли за «потерю доверия», «нарушение дисциплины» и тому подобное. Ничто не мешает работодателям формально указывать в причинах отказа отсутствие компетенции, опыта и прочее.

Кроме того, пенсионная реформа года имеет ряд существенных проблем, как экономического характера, так и правового.

Во-первых, пенсионное обеспечение воспринимается людьми как некий социальный договор, «подписывает» который человек при начале работы и выполняет свои обязательства его продолжением в течение оговоренного заранее времени. Если же условия договора меняются на ходу, то это некорректно — а именно такой процесс и произошел. В результате многие работающие, рассчитывавшие выйти на пенсию в оговоренные ранее сроки (60 и 55 лет), оказались обмануты, их интересы пострадали без какой-либо компенсации.

Во-вторых, до сих пор непонятен вопрос гендерного неравенства сроков выхода на пенсию — так, в России женщины живут существенно дольше мужчин, при этом большую часть пенсионных взносов платят именно мужчины. Получается, что реформа не учитывает эти показатели при определении нового возраста выхода на пенсию — 65 и 60 лет. В то время, когда принимался закон о разном возрасте выхода на пенсию, была другая социально-экономическая ситуация — гораздо выше рождаемость и среднее количество детей в семье, высокая нагрузка на женщин в связи с уходом за детьми и домашними обязанностями. Сейчас же ситуация принципиально изменилась, чего новый закон совершенно не отражает. Многие мужчины считают, что до пенсии они не доживут, а потому пенсия становится для них ни чем иным, как очередным пустым обещанием.

В-третьих, даже проведенной реформы, очевидно, не хватает для повышения пенсий на какую-либо значимую сумму. Возникает вопрос, насколько с экономической точки зрения она оправданна и способствует решению проблемы. Так, уже сейчас правительство обсуждает введение «параллельной системы» гарантированного пенсионного продукта, которая приведет к парадоксу — текущему поколению работающих, особенно молодежи, предложат платить за пенсию дважды. С одной стороны, взносы для обеспечения работы солидарной системы, то есть текущих пенсионеров. С другой стороны — копить себе самим на пенсию в системе «гарантированного пенсионного продукта». Это приведет к скачкообразному повышению нагрузки на людей и снижению располагаемого дохода и покупательной способности, что явно не вызовет их одобрения. Не говоря уже о том, что это несправедливо, а с точки зрения государства еще и стратегически невыгодно — поскольку ресурсы вкладываются в старшее, уходящее поколение, а не в молодое и перспективное, которое формирует будущее страны.

12 марта 2018 года Госдумой Российской Федерации был принят законопроект № 35-ФЗ «О внесении изменения в статью 169 Семейного кодекса Российской Федерации», согласно которому граждане предпенсионного возраста будут получать алименты от своих детей и бывших супругов. Мужчины с 60 лет и женщины с 55 лет [8].

В Семейном Кодексе ч.1 ст.87 сказано, что трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них [6]. Устанавливая право предпенсионеров на получение алиментов от детей, указанный закон тем самым констатируется тот факт, что они являются нетрудоспособными.

Получается, что для получения алиментов нетрудоспособность наступает на 5 лет раньше, чем для получения пенсии. Но, на основании проводимой пенсионной реформы нетрудоспособные граждане обязаны ещё 5 лет зарабатывать себе пенсию, а ответственность государства по социальному обеспечению нетрудоспособных пожилых людей перекладывается на их детей.

Таким образом, даже для властей, очевидно, что реформа 2018 года не решает фундаментальных проблем социального обеспечения пенсионеров в России. И уже готовятся новые реформы и проекты.

Пенсионная реформа в 2018 году: суть, изменения, цель

Пенсионная реформа, которая предполагает повышение возрастной планки для получения выплат из бюджета, стала самым обсуждаемым проектом 2018 года. 14 июня текущего года правительство сообщило о намерениях внести целый ряд изменений. После быстрого обсуждения закон был в итоге подписан 3 октября текущего года.

Зачем нужно повышать пенсионный возраст в 2018 году?

По подсчетам экспертов, как независимых, так и государственных, в нашей стране из-за демографических кризисов серьезно сократилось количество работоспособного населения. В связи с этим уменьшается и объем ежемесячных страховых выплат в социальные фонды.

Важно и то, что размеры пенсий до принятия законопроекта индексировались не значительно, а уровень пенсионных выплат оставался на практически минимальной планке прожиточного минимума, что порождало в стране бедность и плохие условия жизни. Напомним, сейчас средний размер пенсии в РФ составляет 14144 рубля, в то время как минимальный доход для существования и покупки всего необходимого на месяц составляет 11160 рублей.

Среди прочих факторов, которые сделали введение реформы необходимым, – это рост продолжительности жизни в стране. Согласно данным Министерства здравоохранения, по итогам 2017 года в среднем россияне доживают до 72,7 лет, что на 0,8 лет больше, чем в 2016 году. К слову, в 1993 году эта цифра едва ли достигала 65 лет. Сейчас, по словам президента России Владимира Путина, планируется в ближайшие годы довести этот показатель до 80 лет, улучшив здравоохранение в стране и повысив пенсионные выплаты.

Среди прочего, соотношение трудящихся, которые платят социальные взносы, и тех, кто вышел на пенсию в 2018 году, составляет 1,2 к 1. Еще в 2005 году соответствующий показатель был на уровне 1,7 к 1, что позволяло накапливать резервы и своевременно, не только выплачивать пенсии, но и проводить индексацию. В ближайшие несколько лет, если бы реформа не была произведена, под вопрос встало бы не только увеличение пенсий, но и их своевременные выплаты.

Еще одна, неофициальная причина – это серые и черные зарплаты. Сегодня большое количество маленьких и средних организаций, желая сократить свои затраты на отчисления в социальные фонды, выплачивают своим сотрудникам оклады по уровню прожиточного минимума, а стальное, что обещалось при собеседовании, дают на руки. Таким образом объем поступлений в ПФР значительно сокращается и его начинает не хватать на выплату текущим пенсионерам.

Какие изменения несет пенсионная реформа?

1. Возраст

Мужчины смогут выходить на пенсию только с 65 лет, а женщины с 60 лет. Изначально планировалось для дам сделать повышение на 8 лет, а не на 5, как в итоговом законопроекте, который был принят. Против столь радикального подъема выступил глава государства в рамках своей речи к народу о необходимости реформы.

Только это основное изменение и подразумевал новый закон, однако параллельно было принято еще несколько мер.

2. Индексация

Ранее пенсии индексировались от уровня официальной инфляции на определенный процент. То есть, они не росли, а просто не снижались из-за обесценивания денег. Сейчас же, государство планирует в 6-летний срок поднять среднестатистический размер пенсии до 20 тысяч, увеличивая ее на 1 тысячу рублей ежегодно.

3. Возрастные работники

Согласно новому закону теперь будет запрещено увольнять граждан предпенсионного возраста (за 5 лет до выхода на пенсию). Работодателя, который высвобождает подобных сотрудников без видимой на то причины, ждет уголовная ответственность вплоть до лишения свободы.

Обучение возрастных работников и переквалификация. Как сообщил Минтруд, пожилых трудящихся по их желанию будут обучать финансовой грамотности, работе с компьютером и управлению гаджетами, а также давать дополнительное образование для повышения квалификации по специальности. Это необходимо для того, чтобы данные кадры оставались конкурентоспособными на рынке труда несмотря на возраст.

4. Льготный выход на пенсию

Граждане, чей стаж работы очень высок, смогут выходить на пенсию досрочно. Изначально планировалось, что для слабого пола планка составит 40 лет, а для сильного пола - 45 лет. Однако, по требованию главы государства, эти планки снизили до 37 лет и до 42 лет соответственно. Однако, воспользоваться такой возможностью можно не ранее, чем за 2 года до наступления пенсионного возраста.

Многодетные матери также смогут досрочно уходить на пенсию. Если вам удалось вырастить 3 детей, то можно будет уйти на пенсию на 3 года раньше. Родители с 4 детьми уйдут на пенсию на 4 года раньше. Наличие 5 и более детей позволит выйти на пенсию уже в 50 лет.

Как принимался закон?

Подготовленный кабинетом министров законопроект был внесен в Государственную думу 16 июня текущего года. Буквально через один месяц и три дня нижняя палата парламента приняла его в первом чтении. Многие представители оппозиционных партий, общественности негативно высказывались о данной инициативе, а граждане устраивали митинги и протесты по всей стране против реформы.

21 августа состоялись парламентские слушания по грядущим изменениям, что были описаны в документе, а также по поправкам, которые вносились теми или иными парламентариями. Через неделю в эфир с сообщением к гражданам страны выступил президент РФ Владимир Путин, где объяснил необходимость проведения этой реформы.

24 сентября был окончен сбор поправок и спустя 2 дня в Госдуме приняли закон во втором чтении, где были учтены только поправки президента. А на следующий день произошло очередное заседание и документ был принят в третьем чтении. 3 октября прошли все заключительные формальные действия, в том числе подписание документа, который начнет действовать с 1 января 2019 года.

Мнение общества по увеличению пенсионного возраста

Во-первых, в ходе обсуждения политиками и чиновниками грядущих изменений, россияне не сидели на месте и активно высказывали свои мысли по поводу реформы. Подавляющее большинство жителей страны высказалось против подобных нововведений, по итогам исследований большинства аналитических центров.

Так, согласно данным холдинга Ромир, 92% процента респондентов высказались против увеличения пенсионного возраста, кроме того, многие из этих граждан негативно высказались и по поводу разъяснений правительства о необходимости в реформировании. Левада-Центр показал приблизительно идентичную картину в результате опроса. Фонд «Общественное мнение» дважды проводил опрос россиян по теме пенсионной реформы и в первый раз результаты были на 5% хуже, а именно 80% оказались против. Первое исследование ФОМ провел в конце июня, второе в первой декаде сентября.

Во-вторых, как только появилось сообщение о намерении внести изменения в пенсионную систему со стороны правительства РФ, активные граждане создали петицию, под которой за несколько месяцев подписалось более 3 млн россиян. Также проводился сбор подписей общественными движениями и представителями оппозиционных партий. По моему личному опыту, близ вокзалов, площадей и мест большого скопления людей ходили активисты, которые рассказывали, чем плоха реформа и собирали подписи. Также можно было встретить активистов и в общественном транспорте – метро, электричках, автобусах.

Не обошлось в нашей стране и без митингов против этого нововведения. Четыре массовые акции протеста прошли в июле. При этом 28 и 29 митинги пронеслись по более, чем 35 городам страны. А 2 сентября на митинг против реформы вышли десятки тысяч активистов в России. Также 9 сентября господин Навальный собрал на улицах и площадях страны множество граждан, желающих выразить протест росту пенсионного возраста и планам чиновников. В рамках этих мероприятий было арестовано порядка тысячи человек. Однако после принятия закона и подписания документа президентом негодование общественности прекратилось.

Новость об изменении возрастной планки выхода на пенсию взбудоражила общественность.

Многие люди, которые планировали уйти на заслуженных отдых в ближайшие годы, теперь будут вынуждены работать ещё несколько лет.

Предполагается, что новый законопроект будет рассмотрен Госдумой в ближайшее время и принят с учётом всех необходимых поправок уже осенью этого года.

  1. Суть пенсионной реформы 2018 года
  2. Пенсионная реформа в 2018 году: таблица выхода на пенсию
  3. Комментарий Президента РФ
  4. Последствия пенсионной реформы 2018 года
  5. Имеются ли положительные стороны у реформы?
  6. Возможны ли изменения в пенсионной реформе 2018 года?

Суть пенсионной реформы 2018 года

Пенсионная реформа 2018 года: вся суть, таблица выхода на пенсию

Увеличение пенсионного возраста планировалось правительством на протяжении многих лет.

В настоящий момент в бюджете ПФР образовался дефицит средств, восполнение которого планируется взносами от работающих граждан. Чем дольше сможет трудиться россиянин, тем больше дополнительных средств поступит в бюджет фонда.

Другая причина принятия реформы – запланированный рост продолжительности жизни населения страны.

Пока чётких планов мероприятий для улучшения качества жизни граждан не было озвучено, однако правительство считает целесообразным начать адаптацию пенсионной системы к будущим демографическим условиям как можно раньше.

Суть данной реформы заключается в постепенном повышении возраста для получения страховой пенсии по старости. В настоящий момент пенсионерами могут стать женщины от 55 лет и мужчины старше 60 лет.

В случае успешного одобрения законопроекта возраст для выхода на заслуженную пенсию изменится:

  • для женской половины населения страны – с 63 лет;
  • для мужской – с 65 лет.

Кроме этого, реформа может коснуться порядка формирования пенсионных накоплений, условий для досрочного выхода на заслуженный отдых и процесса предоставления гражданам ежемесячных выплат.

Реализация поправок и изменений в российское законодательство планируется с начала следующего года. Задержки могут быть вызваны сложным финансово-экономическим положением в Российской Федерации и иными нюансами.

Увеличение возраста для выхода на пенсию будет осуществляться постепенно.

С момента запуска проекта поднятие возрастной планки планируется на один год по чётным датам. Подобный процесс затянется как минимум на 10–16 лет, то есть вплоть до 2034 года включительно.

Пенсионная реформа в 2018 году: таблица выхода на пенсию

Как указывалось выше, изменения будут реализовываться поэтапно.

Правительство планирует увеличить пенсионный возраст россиян на 5 лет для мужской половины населения и на 5 лет – для женской. Ориентировочно процесс начнётся с 2019 года.

UPD: Президент РФ внес коррективы в закон — пенсионный возраст для женщин тоже поднимут на 5 лет, как и для мужчин. То есть новый возраст выхода на пенсию женщины России 60 лет.

Комментарий Президента РФ

«В проекте закона предлагается увеличить пенсионный возраст для женщин на восемь лет — до 63 лет, тогда как для мужчин он повышается на пять лет. Так не пойдет, конечно. Это неправильно. И в нашей стране отношение к женщинам особое, бережное. Мы понимаем, что они не только трудятся по основному месту работы, на них, как правило, весь дом, забота о семье, воспитание детей, хлопоты о внуках. Пенсионный возраст для женщин не должен повышаться больше, чем для мужчин. Поэтому считаю необходимым уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с восьми до пяти лет», — рассказал Путин в ходе выступления.

Он также предложил предусмотреть право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей.

«То есть если у женщины трое детей, то она сможет выйти на пенсию на три года раньше срока. Если четверо детей — на четыре года раньше. А для женщин, у которых пять и более детей, все должно остаться как сейчас, они смогут выходить на пенсию в 50 лет», — добавил президент РФ.

Ниже представлена таблица выхода на пенсию после пенсионной реформы 2018 года, демонстрирующая планируемые изменения в законе.

Год выхода на заслуженный отдых

Возраст для получения пенсии по старости в годах

Таким образом, ежегодное изменение пенсионного возраста будет осуществляться с шагом в один год.

Последствия пенсионной реформы 2018 года

Протесты связаны со многими причинами, одна из которых – низкая продолжительность жизни в отдельных регионах.

Наименование города или области

Показатели средней продолжительности жизни в годах

Таким образом, многие граждане по данным на 2017 год не доживают до выхода на пенсию. Особенно это касается мужской половины населения страны.

Повышение пенсионного возраста в ближайшее время на фоне статистики выглядит нецелесообразным.

Несмотря на поставленную президентом РФ задачу по увеличению продолжительности жизни россиян, достичь желаемого результата в кратчайшие сроки не получится. Даже с учётом эффективности будущих мер правительства процесс займёт не менее десятилетия.

Представители государства заверяют, что все планируемые изменения в законодательстве нацелены на увеличение качества жизни граждан и повышение их благосостояния.

Как сообщил премьер-министр Д. А. Медведев на заседании правительства, реформа позволит постепенно поднять размер пенсионных выплат вплоть до 12 тысяч рублей в год.

На практике гражданам России придётся столкнуться со следующими последствиями:

  • ростом безработицы среди молодёжи;
  • необходимостью переобучения взрослого поколения;
  • риску столкновения с дискриминацией по возрастному принципу;
  • отсутствием рабочих мест для пожилых людей;
  • снижением потребительского спроса в связи с сокращением предполагаемого дохода;
  • низкой производительностью труда.

Сторонники нововведений считают, что реформа позволит привлечь к работе опытных и квалифицированных специалистов более старшего возраста. На практике же многие работодатели откажутся нанимать пожилых людей и отдадут предпочтение молодому поколению.

Рост безработицы среди молодёжи вызван многими внутренними и экономическими проблемами.

Продление периода выхода на пенсию может привести к тому, что рабочие места, которые были предназначены для молодых специалистов, будут закреплены за пожилыми гражданами, вынужденными работать в связи с изменением закона.

Кроме этого, остро стоит вопрос развития программ переобучения пожилых людей.

Многие сферы требуют контакта с цифровыми технологиями. Некоторые профессии исчезают, заменяясь на другие, или со временем развиваются. Без соответствующего обучения не получится освоить новые востребованные специальности.

Суммы пенсионных выплат в отдельных регионах крайне низкие, поэтому пенсионеры вынуждены продолжать работать, чтобы получать дополнительную выручку.

После одобрения реформы уровень дохода лиц пожилого возраста резко сократится, даже если гражданин будет официально трудоустроен. Это также негативно скажется на экономической сфере страны.

Полезная подборка карт с кэшбэком, что сохранить свои деньги.

Имеются ли положительные стороны у реформы?

Пенсионная реформа 2018 года: вся суть, таблица выхода на пенсию

Сложно однозначно ответить на данный вопрос, потому как изменения в законе приведут к массе отрицательных последствий для экономики, материального положения лиц пожилого возраста и молодёжи.

Некоторые специалисты считают, что реформа позволит сбалансировать бюджет фонда и «залатать» имеющиеся в нём «дыры».

Другой положительный момент – планируемое повышение размера выплат. Однако и в этом случае ежемесячная сумма, получаемая пенсионером, дополнится лишь на одну тысячу рублей. Когда ожидается увеличение пенсии, тоже пока неясно.

Возможны ли изменения в пенсионной реформе 2018 года?

Нововведения не поддерживает большая часть страны, даже молодые люди в возрасте до 35 лет. Протесты со стороны населения могут оказать определённое влияние на процесс принятия законопроекта.

В настоящий момент реформа ещё не была одобрена Госдумой, поэтому в текст документа могут вноситься поправки.

Возможно, «жёсткие» условия, предложенные правительством, были озвучены специально, чтобы иметь возможность немного смягчить планируемые изменения, не вызвав при этом большого резонанса в обществе.

UPD 29.08.18: Проект поправок в пенсионное законодательство уже прошел первое чтение в Госдуме. Законопроект предполагает поэтапное, начиная с 2019 года, повышение возраста выхода на пенсию до 65 лет для мужчин и до 63 лет для женщин (переходный период для них будет продолжаться до 2028-го и 2034 года соответственно). Поправки к документу собираются до 24 сентября.

Президент также предложил предоставить налоговые льготы для граждан предпенсионного возраста.

«Эти льготы у нас традиционно предоставлялись только с выходом на пенсию. Но в данном случае, когда в пенсионной системе предстоят изменения, а люди рассчитывали на эти льготы, мы обязаны сделать для них исключение, предоставлять льготы не в связи с выходом на пенсию, а при достижении соответствующего возраста. То есть, как и прежде, льготами смогут воспользоваться женщины при достижении 55 лет и мужчины — с 60 лет».

Читайте также: