Почему сменили руководителя пфр

Опубликовано: 26.04.2024

Уход Максима Топилина и появление Андрея Кигима в качестве нового главы Пенсионного фонда России может оказаться простой ротацией кадров, но может и чем-то большим

Новый глава Пенсионного фонда может его слить

В руководстве Пенсионного фонда России произошла замена: вместо Максима Топилина, который возглавлял ПФР с января 2020 года, главой фонда назначен бывший до сегодня руководитель Фонда социального страхования Андрей Кигим.

Топилин возглавлял ПФР совсем недолго, и вряд ли за 13 месяцев на этой позиции он успел как-то радикально повлиять на работу пенсионной системы, главные события в которой произошли при его предшественнике Антоне Дроздове. Речь о тех переменах в пенсионном обеспечении, которые получили обтекаемое название «пенсионной реформы» и вызвали широкое недовольство в российском обществе.

Единственное масштабное событие, которое администрировал ПФР при Топилине — выплата детских «пандемических» пособий летом 2020 года. Мероприятие прошло без особых замечаний и нареканий — пожалуй, наоборот, благодаря ему ПФР хоть немного улучшил свой имидж в глазах населения.

ПФР может приказать долго жить

Ведущий эксперт финансово-экономического направления Института современного развития Никита Масленников полагает, что отставку Топилина не следует рассматривать как наказание за какие-то его просчеты. Версия, что он «не вписался» в состав нынешнего правительства, тоже мало о чем говорит. Уже бывший глава ПФР — достаточно опытный чиновник, работающий в правительстве с 1994 года, где он пережил полдюжины премьер-министров. Теперь ему прочат кабинет в РЖД.

В целом же, оттого, кто персонально возглавляет ПФР, в его работе поменяется очень мало, говорит Масленников.

«Глава ПФР сам по себе не уполномочен принимать какие-то решения стратегического характера. Он только исполнитель политики, которую определяют другие правительственные структуры. Поэтому, конечно, не совсем справедливо, что руководители ПФР принимают на себя всю энергию недовольства населения состоянием дел с пенсионным обеспечением», — сказал он «Эксперту Online».

Пенсионный фонд России раздражает россиян — и не одних только пенсионеров — буквально всем: от «незаслуженно» роскошных зданий до используемой там терминологии, которая звучит грубо и унизительно (в первую очередь, это режущий слух «период дожития»). Хотя непопулярные инициативы в этой сфере исходят не от ПФР, а от Минфина или Минтруда (например, перерасчет того самого «периода дожития» на основе прогноза о продолжительности жизни получателей выплат), подавляющее большинство граждан все равно воспринимают причиной своего унизительного положения именно ПФР, и не важно, кто его возглавляет — Дроздов, Топилин или Кигим.

«У ПФР ведь нет существенных возможностей как-то влиять на пенсионную политику — трансферты ему поступают из федерального бюджета. Из-за запутанности всей системы — всех этих пенсионных баллов и прочих малопонятных большинству населения вещей — в обществе накапливается раздражение не только из-за суммы выплат, но и из-за непрозрачности их расчетов. И судя по всему, дальше будет только хуже. Поэтому должность главы ПФР в каком-то смысле «расстрельная». Ведь чем-то порадовать пенсионеров, нынешних и будущих, один лишь Андрей Кигим наверняка не сможет», — полагает экономист.

Нельзя сказать, что в пенсионной системе России нет вообще никаких позитивных изменений. Например, «период дожития» (за неимением другого термина приходится употреблять это словосочетание) постоянно увеличивается: в текущем году предполагается определить его в 22 года. Это на год дольше, чем в 2020 году и на 3 года больше, чем было в 2016. (Ожидаемая продолжительность после выхода на пенсию с этого года
составляет 16 лет для мужчин и 26 лет для женщин).

Но пенсионная реформа не решила ни экономических задач (ПФР бездефицитным не стал), ни социальных (сколько-нибудь значительного роста пенсий не произошло). Изменения в пенсионной системе, это одна из наиболее волнующих общество тем, лишним свидетельством чему стали социально окрашенные инициативы парламентской оппозиции с начала года.

При этом ни в правительстве, ни у экспертов нет единого мнения о том, в каком направлении следует двигаться дальше. Радикальная стратегия предполагает полный отказ от участия государства в пенсионном страховании, по чилийскому образцу, когда каждый гражданин был бы сам себе пенсионным фондом. Но это весьма маловероятно.

Противоположная стратегия призывает к отказу от накопительной части пенсии, полагаясь стопроцентно на солидарную ответственность будущих пенсионеров перед нынешними.

«Правительство России пытается в данное время реализовать смешанную модель, — говорит Масленников. — Но без полноценной накопительной компоненты — а она, например, в странах ОЭСР дает до половины коэффициента замещения (отношение средней пенсии к средней же зарплате), который насчитывает 70% и выше — российская система все больше напоминает цаплю в болоте, стоящую на одной ноге».

Маловероятно, что как минимум до середины 2020-х годов эта система претерпит какие-то радикальные изменения — не в последнюю очередь из-за череды крупномасштабных политических событий, когда властям ни к чему вносить дополнительные раздражающие факторы в и без того взбудораженное общество.

Международная организация труда призывает правительства стремиться к тому, чтобы пенсия не была ниже 40 процентов от зарплаты, которую работник получал за период своей активной экономической деятельности. Если не произойдет какого-то драматического обвала, Россия к этому показателю постепенно вернется, считает эксперт.

Тогда, по нормативам ОЭСР, при «прижизненной» зарплате в 20 тыс рублей пенсия должна быть в размре 8 тысяч, а при зарплате в 1 млн рублей — 400 тысяч. Сейчас же пенсионные выплаты рассчитываются по формуле, из-за которой у «трудоголиков» и «тунеядцев» они в итоге мало отличаются. Вряд ли такое положение можно считать отвечающим социальной справедливости и вряд ли оно стимулирует работающих граждан к стремлению зарабатывать больше (а значит, платить больше НДФЛ в бюджет).

Поэтому, уточняет экономист, это нужно делать при обязательном перезапуске накопительной системы и восстановлении прямой зависимости, для каждого конкретного человека, размера его пенсии от стажа и уровня зарплаты.

Впрочем, не исключает Масленников, и сам ПФР может не дожить до этой поры прекрасной.

«ПФР сегодня имеет много пересекающихся функций и зон ответственности с Фондом социального страхования, откуда и пришел Андрей Кигим. Не исключено, что их могут для оптимизации объединить, поэтому, в какую-то единую структуру, добавить и новые компетенции, например, страхование от безработицы. Предпосылки к этому возникают в ходе создания «социального казначейства». Почему не оптимизировать внебюджетные фонды по примеру институтов развития?» — задается вопросом Масленников.

Пенсионная система — как это работат

Член президиума Центрального совета Российской партии пенсионеров за социальную справедливость Владимир Вуколов также не ждет никаких перемен к лучшему в связи со сменой руководства ПФР. Он подчеркивает, что пенсионная система России никакой реанимации не подлежит.

«Пенсионный фонд себя проявил как, мягко говоря, не очень эффективная структура. Люди с очень большим основанием обвиняют ее в преднамеренном мошенничестве с пенсионными схемами, в "забывчивости", когда речь идет об индексации пенсий. При этом работники ПФР ссылаются на какие-то приказы, приводят какие-то формулы, какие-то баллы, в которых людям и с высшим образованием разобраться невозможно», — жалуется он в разговоре с «Экспертом Online».

Один из таких частных, но показательных случаев, произошел с Виктором Алкснисом — который далеко не рядовой пенсионер. Бывший депутат Верховного Совета СССР и двух созывов Госдумы рассказал «Эксперту Online», что ПФР месяц назад занес его в «черный список» — без объяснения причин.

С 2009 года, когда политик оформил страховую пенсию, никаких поводов ссориться с Пенсионным фондом у него не было — вплоть до нынешнего февраля, когда он обнаружил в своем личном кабинете на сайте ПФР извещение, что он «снят с довольствия». Только после обращения Алксниса в Генпрокуратуру февральская пенсия ему пришла.

«Каким образом и почему ПФР вычеркнул меня из списка получателей страховой пенсии по старости, остается для меня загадкой. Я на данный момент не уверен, что получу выплату за март — потому что в личном кабинете по-прежнему висит извещение о том, что я не являюсь клиентом ПФР», — рассказывает Алкснис.

Особенно возмущает людей отношение государства к работающим пенсионерам, продолжает Вуколов. «Люди чувствуют, что их бесцеремонно обманывают — это касается и гражданских пенсионеров, и военных. Люди идут работать на пенсии не от скуки, а потому, что иначе им не выжить. А потом выясняется, что индексация пенсий или какие-то иные льготы им не полагаются», — возмущается он.

Пенсии по старости индексируются сейчас ежегодно на индекс потребительских цен за предыдущий год. Но на работающих пенсионеров эта индексация не распространяется.

Добавим, что другой проблемой, уже не столько самих работающих пенсионеров, сколько их работодателей, является необходимость платить за работающего пенсионера/пенсионерку идущие в ПФР взносы, которые к нему или к ней в виде пенсии никогда уже не вернутся. Накопление своих «баллов» мы завершаем при наступлении пенсионного возраста. А взносы — плати! Этот порядок, нелегитимный в рамках самой действующей пенсионной системы, но поддерживаемый фискальными органами, формирует свое рода принудительный трансфер от бизнеса в ПФР. Между тем, его отмена сделала бы пенсионеров желанными кандидатами на работу, а вместе с ними — людей предпенсионного возраста, по поводу которых работодатель был бы вправе надеяться, что вскоре за них не надо будет платить пенсионные взносы. А значит, их бесценный опыт и нерастраченная энергия обойдутся ему дешевле, чем труд более молодых сотрудников.

Тем самым разом решалась бы проблема, о которой государство на словах выражает заботу: трудоустройство тех, кто, нуждаясь в нем, после пенсионной реформы вынужден оставаться на рынке труда несколько лишних лет. В не растущей экономике в трудной жизненной ситуации могут оказаться даже очень хорошие специалисты «в возрасте».

Как признается Владимир Вуколов, у его соратников по РППСС пока нет готовых рецептов, как следовало бы переформатировать пенсионную систему, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. Он предлагает подождать до 19 февраля, когда РППСС собирается провести форум, на котором эти вопросы как раз и будут обсуждаться.

Как слияние Пенсионного фонда РФ и соцстраха изменит систему выплат населению?

Сергей Аксенов

На фото: здание ПФР





Глава Пенсионного фонда России (ПФР) Максим Топилин снят с должности. На его место назначен глава Фонда социального страхования Андрей Кигим. Постановление правительства подписал Михаил Мишустин, сообщает Газета.ру.

Не исключено, что речь идет о смене парадигмы пенсионной системы. Максим Топилин не подходит под поставленную задачу объединения социальных фондов, считают, близкие к правительству источники РБК. Напомним, Топилин в качестве министра труда был основным «толкателем» пенсионной реформы, которую стали называть «людоедской». Продавив ее, он возглавил ПФР.

За объединение социальных фондов (ПФР, ФСС и ФМС) в единую структуру в бытность главой Счетной палаты (2018 год) выступала вице-премьер Татьяна Голикова. Объединенный фонд, говорила она, станет «уникальной управленческой структурой, находящейся не в государственной, а в публичной собственности».

К слову, за неделю до отставки Топилина стало известно, что его предшественник на посту главы ПФР Антон Дроздов по сокращению штата покидает Минфин, где курировал пенсионное направление в ранге замминистра, и переходит на работу в Промсвязьбанк. Непонятные пертурбации, чехарда в пенсионной системе на фоне политической турбулентности не могут не вызывать опасения.

Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Вера Ганзя уверена, что любая реорганизация ведомств проводится только тогда, когда от них нет должной отдачи.

— Отставка Топилина, видимо, говорит о провале пенсионной реформы. Ведь именно он и добивался ее реализации. Как минимум речь идет о его неэффективной работе в части реализации позитивных пожеланий, которые озвучивали, когда принимали пенсионную реформу. Ничего, кроме негатива людям и экономике страны он не принес.

«СП»: — Интересно, что ПФР все-таки ликвидируют, сливая его с ФСС…

— Эти фонды по сути дела посредники, которые имеют огромные материальные ресурсы, кадры. И при этом они пользуются бюджетными деньгами. Например, в ПФР вливается 3,3 трлн. рублей из федерального бюджета. Зачем? Наверное, это не совсем правомерно. Поэтому обсуждается идея объединить социальные фонды. В этом есть определенный смысл.

Но наша — КПРФ, позиция заключается в том, что эти избыточные структуры вообще не нужны. Зачем их содержать? Выплаты можно проводить напрямую из бюджета.

Смысл планируемых преобразований «СП» пояснил проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.

— Назначенный на ПФР Андрей Кигим — человек абсолютно командный, работает в системе соцстраха долго и поэтому с тематикой знаком хорошо. Более того, он в последнее время очень активно внедрял все, что связано с работой больших баз данных и прочие прогрессивные информационные технологии.

Вспомните, как в прошлом году, через ФСС проходили выплаты по больничным, и людям не надо было ходить по этому поводу ни в поликлиники, ни к работодателю. Все это в автоматическом режиме передавалось из медучреждений в ФСС, который производил выплаты гражданам. Поэтому в рамках объединения ФСС и ПФР Кигим максимально подготовлен к решению предстоящих задач.

«СП»: — А объединение фондов вопрос решенный? В каком конкретно формате? Голикова говорила об объединении не только ПФР и ФСС, но и ФМС…

— Есть поручение правительства Минтруду, ПФР и ФСС подготовить предложения. Оно было дано еще в прошлом году. ФМС это объединение касаться не будет.

«СП»: — Также Голикова говорила, что новая структура должна находиться не в государственной, а в публичной собственности. Что это значит?

— В 2019 годы мы с финансовым омбудсменом Юрием Ворониным написали для Центра стратегических разработок доклад, его потом передали Голиковой, о реформе системы социального страхования в России. Там мы предложили объединение всех социальных фондов (включая медстрах) и изменение формата собственности объединенной структуры.

Сейчас фонд является, по сути, казенным предприятием. Это некий технический оператор денежных средств, которые приходят, а потом уходят. В этом смысле как любое подведомственное учреждение он не имеет самостоятельности.

В то время как на Западе, например, в Германии (родине пенсионной системы — авт.) пенсионный фонд — это совместная собственность работников, работодателей и государства. Это, конечно, не акционерное общество, но национальное достояние, управляемое в соответствии с законом выборным органом из числа представителей упомянутых трех сторон.

Их решения независимы от правительства. Именно фонд определяет политику тарифов, определяет пенсионный возраст. Волюнтаристски поднять пенсионный возраст или изменить тариф отчислений или увеличить размер пенсии невозможно. Все решения там принимаются консенсусом. Стороны должны договориться. Поэтому все принимаемые решения устойчивы. Все стабильно.

Средства, которые могут оставаться на счетах в качестве резервов, совет директоров направляет на приращение — занимается инвестиционной политикой. И все проценты, которые приходят в пенсионный фонд являются достоянием граждан и никакой минфин их изъять оттуда не может. Он по решению правительства просто осуществляет софинансирование обязательств государства.

Сейчас эти предложения прорабатываются на уровне экспертов. Потому что прежде чем написать закон и принять его в парламенте, должна быть сделана колоссальная техническая работа. Например, нужно объединить базы данных. В ПФР — это в основном граждане, в ФСС — юрлица. Когда это будет сделано, гражданам не придется бегать по разным фондам. Все будет в одном месте.

Доцент кафедры экономики труда СПбГЭУ Андрей Песоцкий считает, что в правительстве возобладали прогосударственные тенденции.

— Отставку Максима Топилина я бы не драматизировал с политической точки зрения. Хотя, конечно, он был сторонником скандальной пенсионной реформы. Но в тот период таким сторонником было все правительство, в котором Топилин не отличился как особо одиозный персонаж. Скорее всего, дело исключительно в планируемом объединении ПФР с Фондом социального страхования.

Топилин был назначен на пост руководителя ПФР еще во времена премьера Медведева, в 2012 году. Теперь же Мишустин подобрал на эту должность нового человека. Правительство Мишустина делает ставку на укрупнение «институтов развития» — создание структуры, более понятной с точки зрения управленческой логики. ПФР будет встраиваться в более крупную систему, перед которой будут ставиться четко сформулированные задачи, увязанные с развитием страны.

Таким образом, отставку Топилина стоит рассматривать с точки зрения построения своего рода плановой экономики, идейным вдохновителем которой является первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов. Экономики, в которой государство — не просто контролер и наблюдатель, а субъект, который планирует и выполняет определенные задачи всероссийского масштаба.

Судя по оценке директора Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павла Салина, процесс объединения фондов может быть продолжен под некую политическую фигуру.

— Очень может быть, что это является еще одним латентным признаком приближающейся открытой фазы транзита власти. Потому что в закрытой фазе он идет с конца прошлого года. Слухи о том, что собираются объединять три социальных фонда, циркулируют уже года два. Тогда назывались разные фамилии людей, которые должны были освободить свою должность в рамках транзита. Именно это было «легендой» для создания «суперфонда». Поэтому главный вопрос в том, под кого это делается, ведь объединенный фонд — колоссальный ресурс. Само же решение — чисто аппаратное. Какая разница кто будет администрировать финансовые потоки? Принципиальные подходы не изменятся.

С Пенсионным фондом России явно происходит что-то неладное. Сначала стала появляться информация, что бывший глава Минтруда Максим Топилин, возглавивший в кабинете министров Мишустина ПФР, уйдёт в отставку, и не прошло и дня, как правительство официально объявило нового хранителя пенсий россиян. Им стал Андрей Кигим, ранее на протяжении почти восьми лет возглавлявший Фонд социального страхования.

Как сообщил NEWS.ru руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов, у Мишустина имеются повышенные требования к кадрам, поэтому средние руководители на очень высоких постах ему не сильно интересны. Именно поэтому премьер будет продвигать не одного человека, а много людей на разные должности.

У нас в период нулевых было время расцвета очень средних руководителей. И даже несмотря на то, что с 2008 года начался мировой кризис, в государственной системе на высшем уровне огромное количество очень-очень средних кадров, которые не соответствуют новым историческим задачам. А задачи эти сложные, так как мы находимся не в условиях международного консенсуса, где всё будет как-то более-менее стабильно и нефть будет дорожать.


Василий Колташов

руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества

По его словам, итоги недавнего российского прошлого в сфере пенсий весьма печальны. Пенсионная реформа, по сути, провалена, считает он.

«Либеральная пенсионная реформа оказалась неэффективной, неубедительной, лишённой перспективы и подрывной с точки зрения государства. Повышение пенсионного возраста очень дорого репутационно обошлось руководству страны. Негативные последствия от этого шага далеко ещё не преодолены. Обида общества осталась очень большая. И попытка построить реформу на принципах накопительной системы закончилась крахом», — добавил Колташов.

Он уверен, что сейчас началась стихийная контрреформа, суть которой в том, что мы возвращаемся к системе солидарности поколений, просто потому, что никакой другой системы в качестве национальной пенсионной системы быть не может.

По мнению директора Центра политологических исследований Финансового университета Павла Салина, Топилин свою функцию «кассира» на пенсионных и государственных деньгах выполнял исправно, и когда власти нужно было что-то срочно сделать — например, обеспечить детские выплаты в преддверии решающего дня голосования по Конституции, — он с этой задачей справлялся.

Уходит он по-хорошему, и, судя по тому, какие места озвучиваются у него сейчас, то властью он доволен. Поэтому возникает вопрос, а зачем туда приходит господин Кигим и что дальше? Сегодняшнюю перестановку нельзя рассматривать в отрыве от тенденций. Скорее всего, речь идёт о реформе, о том, что власть будет форсировать реформу социальных фондов, это во-первых. Но самый главный вопрос — будет ли в рамках этого производиться система социальных выплат вообще?


Павел Салин

политолог

Мишустин уже заявлял, что пенсионный или объединённый фонд должен превратиться в некое подобие социального казначейства. И здесь важно понять, собирается ли власть менять вообще принципы социальных выплат или нет. Но совершенно ясно, что сегодняшние перестановки — начало реализации более масштабных планов, о которых мы совсем скоро узнаем.

Андрей Кигим
Андрей Кигим Артем Коротаев/ТАСС

По его мнению, пенсионная реформа — это не решение руководства самого Пенсионного фонда и даже не решение правительства. Все остальные просто администрировали этот процесс.

В свою очередь директор Центра социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец сообщил NEWS.ru, что Топилин с Мишустиным попросту не сработались.

Здесь речь о слиянии этих фондов, насколько я знаю, о том, что в рамках оптимизации и сокращения этой межведомственной разобщённости их решили как-то слить в одну общую организацию. И Кигим с точки зрения Мишустина подошёл на эту роль лучше, чем Топилин.


Алексей Зубец

директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ

Над материалом также работал Артём Афонский.

Telegram

Хотите получать новости быстрее всех? Подписывайтесь на нас в Telegram

Неведомая структура. Как изменится Пенсионный фонд после ухода Топилина

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин освободил от должности главу Пенсионного фонда России (ПФР) Максима Топилина. На его место назначен Андрей Кигим, почти восемь лет возглавлявший Фонд социального страхования (ФСС), сообщила пресс-служба кабмина.

Отставка Топилина связана с будущим объединением ПФР с другими социальными фондами, утверждает источник «Коммерсанта». Другой собеседник издания сообщил, что чиновник «не вписался в команду нынешнего правительства». Оба варианта возможны.

Выясняем, что будет с Пенсионным фондом и как на самом деле оценивали его работу в руководстве страны.

А что Топилин?

Совпадение ли, но в начале февраля работу ПФР как отдельной внебюджетной структуры неоднократно критиковал глава думских эсеров Сергей Миронов. Его предложение ликвидировать Пенсионный фонд «как ненужного посредника между бюджетом страны и пенсионерами» на удивление широко освещалось в российских СМИ.

«Проще воспользоваться готовой инфраструктурой и базой той же ФНС [Федеральной налоговой службы, — прим.ред.]», — подчеркивал парламентарий.

11 февраля в комитете Госдумы по бюджету и налогам повторили буквально слово в слово: «посредник в виде ПФР не нужен, пенсия должна выплачиваться через бюджет». 12 февраля за «упразднение сомнительной конторы» высказались в партии «Родина».

С другой стороны, версия о том, что Топилин «не сработался» с новой командой правительства, звучит правдоподобно. Чиновник проработал в кабмине Мишустина чуть больше года, а в кабмине Дмитрия Медведева восемь лет (с 2012 по 2020 год) был министром труда и соцзащиты. Возможно, дальше кадровой перестановки дело не пойдет — по крайней мере, в ПФР на «слияние» с другими структурами явно не рассчитывали. Планы у фонда на текущий год грандиозные.

Дорогой фонд

Осенью стало известно, что ПФР потратит более 706 миллионов рублей из бюджета на приобретение новых помещений в Свердловской, Курганской областях и Крыму с 2021 по 2023 год. Еще 115 миллионов решили потратить на обучение сотрудников. В парламенте на дорогостоящие запросы обратили пристальное внимание.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин, обратившись к Топилину, заметил, что фонду нужно быть скромнее в планах на строительство.

«Зачем эти здания, какую задачу они решают и есть ли возможность поработать в старых зданиях?», — вопрошал председатель нижней палаты парламента.

Топилин отвечал: мол, покупаем здания из экономии, только в том случае, если аренда на десять лет «очень дорогая», да и денег еще много, покупка недвижимости — не самые большие расходы.

«Эти расходы, которые идут на инвестпрограмму ПФР, составляют 0,01 процента расходов Пенсионного фонда», — заявил Володину Топилин.

При этом в проекте бюджета ПФР, с учетом всех запланированных индексаций, средний размер пенсий за 2021 год вырастет на 752 рубля, до 14 781 рубля. Рост социальных пенсий скромнее — на 252 рубля, до 10 112 рублей. Может быть, в руководстве страны поняли, что возглавляемый Топилиным посредник между бюджетом и пенсионерами обходится этому бюджету весьма недешево.

ПФР больше не будет? За какие грехи Пенсионный фонд объединят с двумя другими

Трехглавая структура

На слияние ПФР с другими внебюджетными фондами намекали и парламентарии, и заместитель председателя правительства Татьяна Голикова, и источник «Коммерсанта». Политтехнолог Марат Баширов называет конкретные структуры: ПФР соединят с фондами социального (ФСС) и медицинского страхования (ФОМС).

«Думаю, что на самом деле будет объединение трех фондов, которые занимаются вопросами социального, пенсионного и медицинского обеспечения. Это абсолютно верное решение и с точки зрения удобства для гражданина, и с точки зрения администрирования этих трех фондов», — рассказал эксперт в комментарии «Политике Сегодня».

Не случайно кадровую перестановку и вероятное слияние начал Мишустин, выступающий за полную цифровизацию госуправления. Именно по такому пути ранее пошла Федеральная налоговая служба, которую он возглавлял с 2010 года. ПФР хоть и подключен к порталу Госуслуг, но интегрирован с этой системой более ограничено, чем те же «налоговики». Они за десять лет полностью ушли в «цифру».

ПФР больше не будет? За какие грехи Пенсионный фонд объединят с двумя другими

Руководство двух других фондов тоже будет меняться, прогнозирует Баширов. В марте Мишустин назначил главой ФОМС Елену Чернякову. Получается, вскоре можно будет подвести первые итоги ее работы. В феврале начался анонсированный ею двумя месяцами ранее переход медучреждений на электронный документооборот, а из последних новостей не слишком обнадеживающая информация: в бюджете ФОМС на 2021 год не заложено конкретных сумм на борьбу с пандемией. Чернякова надеется, что эпидемиологическая ситуация позволит минимизировать расходы.

Кто займет место руководителя ФСС — неизвестно. Может, нового назначения в структуре после перехода Кигима в ПФР и вовсе не будет. Назначенец, кстати, тоже из «цифровизаторов».

«Очевидно, что требуется полный перевод на цифровую платформу управления теми задачами, которые перед ними [фондами, — прим.ред.] ставятся. В ближайшее время мы услышим о кадровых решениях, связанных с другими социальными фондами», — предполагает Баширов.

Ранее в Госдуме пророчили «трудное время» из-за отмены накопительной пенсии. Подробнее о пенсионной «заморозке» и прогнозах по выплатам в 2022 году читайте в нашей статье.

С 2021 года в Пенсионном фонде новый руководитель. Кто такой Андрей Кигим и почему назначили именно его?

Назначение главы ПФР

Изучив, как обстоят дела, было выявлено, что ПФР сильно отстает в развитии от той же Федеральной налоговой службы, где большая часть операций оптимизирована под новые реалии и прошли цифровизацию. Настолько серьезную, что даже зарегистрировать ИП стало возможным за несколько минут.

На основании этого приоритетной целью развития ПФР стала именно цифровизация. Необходима максимально быстрая разработка и внедрение новых технологий, позволяющих модернизировать систему пенсионного накопления и страхования. Первостепенной задачей является отделение страховых функций от функций социального обеспечения. Пенсионный фонд должен перестать заниматься только лишь выплатой пенсий, маткапитала и пособий. Сама идея модернизации призвана сделать из привычного «советского» ПФР самостоятельную и самодостаточную систему без повышения страховых взносов. Достичь этого может помочь объединение всех баз внебюджетных соцфондов – ФСС, ФОМС и ПФР.

Кто такой А. Кигим?

Андрей Кигим – это зарекомендовавший себя политик, занимавший несколько важных государственных постов, приоритетом которых была защита интересов граждан. На основании этого и был сделан выбор в его пользу – власти засчитали ему его прежние успехи. Это человек с системным мышлением, который четко знает, какие задачи сегодня нужно решать государству для качественного развития социального направления.

Так как государством запланировано объединение систем ФСС и ПФР, не удивительно, что на роль главы выбран именно глава Фонда социального страхования. Кигим на протяжении последних 8 лет возглавлял ФСС, и как никто знает, что нужно менять в системе для получения эффективного результата в процессе улучшения благосостояния граждан, особенно пенсионного возраста.

Кигим Андрей Степанович родился в Липецке в 1957 году. Получил высшее образование химика-геолога, после чего окончил аспирантуру. Вел активную деятельность в комсомольской организации и занимался общественной деятельностью.

С 1991 г. начал работать в Сбербанке, пройдя за 7 лет путь от экономиста до заместителя директора по управлению ценными бумагами. Затем закончил Финансовую академию при правительстве России по специальности «экономист» и стал финансовым директором Росгосстраха. С чего и началась его активная деятельность в сфере страхования. В 2001 году назначен замминистра природных ресурсов России, а с 2003-го – заместитель руководителя аппарата правительства РФ.

С 2004 года опять работа в страховой сфере:

  • 2004 г . – исполнительный директор союза страховщиков в России;
  • С конца 2004 г . – президент РСА;
  • 2007 г. – президент НССО (союз страховщиков ответственности);
  • С 2009 по 2013 – президент ВСС;
  • С 2013 до 2021 гг . – председатель ФСС.

В 2009 году получил орден Почета.

Предшественники А. Кигима

Андрей Кигим был назначен на должность главы ПФР, придя на смену Максиму Топилину. Топилин занимал должность недолго, всего 13 месяцев, и по оценкам экспертов практически ничего не успел сделать на этой должности, что бы серьезно изменило систему пенсионного обеспечения. На данный момент (с 1 марта 2021 г.) он переведен на должность старшего советника председателя правления ОАО «РЖД».

Предшественником Топилина был Антон Дроздов, занимавший должность председателя правления Пенсионного фонда с 2008 по 2020 г. За период его управления пенсионная система перешла от единого социального налога к оплате обязательных страховых взносов на пенсионное обеспечение. Именно он стал инициатором больших «пенсионных реформ», которые потерпели много критики и недовольства со стороны правительства и граждан страны. После сокращения с должности получил пост заместителя министра финансов РФ, а с февраля 2021 г. перешел на работу в ПАО «Промсвязьбанка».

А также должность председателя правления ПФР занимали:

  • Геннадий Батанов (2004-2007 гг.) – покинул пост, подав заявление об отставке по случаю выхода на пенсию;
  • Михаил Зубаров (1999-2004 гг.) – после чего занимал посты министра здравоохранения РФ (до 2007 г.), советника президента, полномочного посла РФ на Украине (с 2010 по 2016 гг.);
  • Василий Барчук (1993-1999 гг.);
  • Александр Куртин (1991-1993 гг.).

За годы развития РФ пенсионная система потерпела множество изменений. Но по оценкам экспертов, именно сейчас ПФР как никогда требует радикальных нововведений и улучшений, что будет соответствовать мировым тенденциям цифровизации большинства экономических и финансовых систем страны. Именно на А. Кигима возложена серьезная задача по модернизации пенсионной системы с целью улучшения благосостояния граждан.

Читайте также: