Пенсионеры переселенцы могут потерять украинские пенсии

Опубликовано: 16.05.2024

Украина гарантирует заботу и защиту своим гражданам, находящимся за ее пределами (часть третья статьи 25 Конституции Украины). Хотя Конституция Украины определяет, что «граждане имеют право на социальную защиту, включающее право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом »(статья 46), но в теоретической и практической плоскости остаются актуальными вопросы назначения (перерасчета, возобновления и т.д.) пенсии гражданам Украины, в частности, в случае их выезда на постоянное место жительства за границу и, соответственно, - реализации конституционного права на пенсионное обеспечение , которое объективно не должно зависеть от страны пребывания. // 20.08.2020


Обзор судебной практики позволяет признать существование в течение длительного времени нерешенной правовой ситуации, которая возникала между гражданами с одной стороны и органами Пенсионного фонда Украины (далее - ПФУ) с другой с такими общими характерными обстоятельствами. Жалобщиком (истцом), как правило, выступает гражданин Украины, пенсионер, которому назначена пенсия по возрасту. Такое лицо ранее находилось на учете в территориальном органе ПФУ и получало пенсию некоторое время; вследствие выезда пенсионера за границу с принятием на консульский учет в соответствующем государстве такое лицо получало пенсию за шесть месяцев вперед. В то же время после этого и с момента выезда за границу выплата пенсии прекращалась на основании положений статей 49, 51 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 9 июля 2003 года № 1058-IV (далее - Закон № 1058-IV), который вступил в силу 1 января 2004 (эти положения в дальнейшем были признаны неконституционными). На территории Украины такое лицо (или его представитель) обращались в Управление ПФУ с заявлением о восстановлении выплаты пенсии, но получали решение об отказе.

Возникновение подобной спорной ситуации было обусловлено существованием четко определенных правовых оснований прекращения выплаты пенсии. Так, согласно части первой статьи 49 Закона № 1058-IV (в редакции от 7 октября 2009 года) выплата пенсии по решению территориальных органов ПФУ или по решению суда прекращается, в частности, на все время проживания пенсионера за границей, если иное не предусмотрено международным договором Украины, согласие на обязательность которого предоставлена Верховной Радой Украины.

Статья 51 Закона № 1058-IV предусматривала, что в случае выезда пенсионера на постоянное место жительства за границу пенсия, назначенная в Украине, по заявлению пенсионера может быть выплачена ему за шесть месяцев вперед перед отъездом, считая с месяца, следующего за месяцем снятия с учета по месту постоянного проживания. Во время пребывания за границей пенсия выплачивается в том случае, если это предусмотрено международным договором Украины, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины.

КСУ Решением от 7 октября 2009 года по делу № 25-рп / 2009, в частности, признал не соответствующими Конституции Украины (неконституционными), указанные положения части первой статьи 49 и статьи 51 Закона № 1058-IV. Соответственно, они потеряли силу со дня принятия настоящего Решения.

Это решение КСУ, с одной стороны, не предусматривало автоматического обновления выплат пенсии; с другой - требовало от органов государственной власти принятия мер, направленных на устранение негативных последствий, вызванных прошлой редакцией пенсионного законодательства и, соответственно, - обеспечения дополнительного государственного финансирования.

На практике возник вопрос: лица, выехавшие на постоянное место жительства за границу и которым выплата пенсии была остановлена ​​(в соответствии с неконституционными положениями статей 49, 51 Закона № 1058-IV), имеют право на получение пенсии за весь период с момента принятия этого решение единственным органом конституционной юрисдикции?

На сегодня, по делам о защите нарушенного конституционного права на пенсию лиц, выехавших на постоянное место жительства в другое государство, в контексте ее назначения, обновления и выплаты, применяются следующие сформированные Верховным Судом при рассмотрении публично-правовых споров позиции:

  1. Конституция Украины содержит не только нормы прямого действия, но и принципы и ценности, а суд, прежде всего, должен защищать конституционные права и свободы личности; в случае возникновения ситуации, при которой нужно выбрать приоритет (узкая интерпретация нормы, что приводит к одному результату, или расширительное толкование, что влечет за собой более эффективную защиту конституционных прав и свобод и согласуется в полной мере с положениями Конституции и законов Украины) - стоит делать выбор в пользу последнего с соблюдением баланса общественных и частных интересов;
  2. каждый гражданин Украины, по общему правилу, имеет право на выбор своего места жительства с сохранением всех конституционных прав, в частности, на социальную защиту;
  3. Конституция Украины (часть третья статьи 46) различает пенсии и другие виды социального обеспечения; пенсии, другие виды социальных выплат и пособий, являющиеся основным источником существования, которые должны в своей совокупности обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума;
  4. пенсии по возрасту соответствуют признакам такой категории, как собственность, а потому не зависят от места проживания лица пенсионера; противоправное лишение собственности является нарушением гарантий, предусмотренных частью четвертой статьи 41 Конституции Украины, согласно которой никто не может быть противоправно лишен права собственности; право частной собственности является нерушимым;
  5. пенсия по возрасту и за выслугу лет обусловлены этими особенностями, а именно:
    1. назначаются в связи с предыдущей трудовой деятельностью (работой) лица;
    2. основывается на принудительном изъятии со стороны государства части средств (доходов) физического лица для обеспечения функционирования системы пенсионного обеспечения;
    3. предусматривают безусловную и бессрочную обязанность государства обеспечивать содержание лица в старости с учетом, в частности, финансовых возможностей такого государства, а также права устанавливать особые условия для получения такой формы социальной защиты, которые при любых условиях не могут противоречить сути соответствующего права , быть справедливыми и недискриминационными;
  6. неправомерное лишение лица пенсии не согласуется с принципом правовой определенности; исключительно способом принятия закона разрешается изменять размеры пенсии, периодичность ее выплаты, порядок осуществления перерасчета и тому подобное;
  7. в законодательстве Украины, по общему правилу, не существует срочного ограничения по выплате пенсии в определенном законодательством размере за прошедшее время, которое лицо не получало по вине государства в лице его компетентных органов.

Верховный Суд сформировал при рассмотрении споров по защите нарушенного конституционного права на пенсию лиц, выехавших на постоянное место жительства в другое государство, такие правовые позиции:

  1. граждане Украины, постоянно проживающие за рубежом, имеют безусловное право на назначение пенсии, а обязанностью ПФУ является определение территориального органа ПФУ, ответственного за решение вопроса о назначении пенсии такому лицу (постановление Верховного Суда от 31 марта 2020 по делу № 826/14837/16)
  2. наличие права на получение пенсии по возрасту у лица, выехавшего на постоянное место жительства за границу, по общему правилу, подтверждается достижением лицом установленного Законом Украины № 1058-IV пенсионного возраста и наличием необходимого для назначения соответствующего вида пенсии страхового стажа (постановление Верховного суд в постановлении от 30 сентября 2019 по делу № 475/164/17)
  3. действия территориального органа ПФУ о прекращении выплаты пенсии лицу - гражданину Украины, который выехал на постоянное место жительства в другое государство, с которым заключен двусторонний договор, является нарушением конституционных прав такого лица; основания для возобновления выплаты пенсии такому гражданину возникают со дня прекращения выплаты пенсии (постановление Верховного Суда от 14 февраля 2019 по делу № 766/15025 / 16)
  4. законы Украины не предусматривают среди оснований для отказа в назначении пенсии лицу, официально выехавшему на постоянное место жительства за границу, такого как отсутствие места регистрации в Украине (постановления Верховного Суда от 13 июня 2019 по делу № 204/1134/17 ( 2а / 204/91/17) и от 1 октября 2019 по делу № 804/3646/18)
  5. к правоотношениям по назначению пенсии лицу, которое постоянно проживает за границей, следует применить выводы, содержащиеся в решении КСУ от 7 октября 2009 года № 25-рп / 2009 и касающиеся, в частности, применения статей 1, 3, 22, 24, 25, 46 Конституции Украины (постановление Верховного Суда от 31 марта 2020 по делу № 826/14837/16)
  6. со дня вступления в силу Решение КСУ от 7 октября 2009 года № 25-рп / 2009 о неконституционности положений пункта 2 части первой статьи 49, второго предложения статьи 51 Закона Украины № 1058-IV отсутствуют основания для прекращения права лица на получение пенсии в связи с выездом за границу с этого времени орган ПФУ должен возобновить выплату пенсии гражданам Украины, которые выехали на постоянное место жительства за границу (постановление Верховного Суда от 13 июня 2019 по делу № 204/1134/17 (2а / 204/91/17)
  7. предоставление надлежащих документов, подтверждающих личность и ее право на пенсию, является обязанностью заявителей при обращении с соответствующими заявлениями в территориальный орган ПФУ и может быть предметом судебного рассмотрения (постановление Верховного Суда от 21 декабря 2019 по делу № 663/574 / 17)
  8. исчисление страхового стажа и определение размера пенсии является дискреционными полномочиями соответствующего территориального органа ПФУ; суд не является органом, уполномоченным на назначение пенсии, а только имеет компетенцию на осуществление судебного контроля за соответствием действующему законодательству оспариваемого решения, действия или бездействия соответствующего субъекта властных полномочий (постановления Верховного Суда от 1 октября 2019 по делу № 804/3646 / 18 и от 21 декабря 2019 по делу 663/574/17)
  9. в случае отсутствия у лица пенсии, назначенной по законодательству Украины, возобновления пенсии, назначенной в соответствии с законодательством СССР, при условии добровольного решения лица о выезде на постоянное место жительства на территорию другой страны по действующему в то время законодательству (при отсутствии последующего оформления гражданства Украина или факта переезда на постоянное жительство на территорию Украины) возможно только после принятия соответствующего закона (постановление Верховного Суда от 1 октября 2019 по делу № 826/3943/16).

Дорога за пенсией: старики Донбасса платят решалам до 200 миллионов гривен-1200x800

Почти год пенсионеры за линией разграничения не могут нормально проехать через КПВВ, чтобы получить пенсии в Украине. Для того, чтобы забрать законные выплаты им приходится целые сутки ехать в Украину через РФ или пользоваться услугами посредника, который привозит выплаты за 20-30% от всей суммы.

Еще одной тревожной новостью для пожилых людей стало заявление Пенсионного фонда, согласно которому, выплаты пенсионеров, которые не имели возможности забрать деньги в последнее время, могут заблокировать.

То есть, десятки тысяч гривен, которые пенсионеры копили и намеревались забрать, когда ситуация с КПВВ устаканится, могут просто исчезнуть с их счетов.

Vesti.ua узнали, что происходит с пенсиями в “ЛДНР” и как на их проблемах наживаются чиновники из непризнанных “республик”.

Останутся без пенсий

О том, что у стариков “ЛДНР” начались проблемы с получением украинских пенсий начали говорить еще в ноябре 2020-го. По словам юриста организации “Донбасс SOS” Михаила Фоменко , из-за закрытия КПВВ люди попросту не могут проехать на подконтрольную территорию за выплатами. Почти год им приходится ездить в Украину через РФ (а это процедура не из дешевых и может стоить от 3 тысяч гривен), либо как-то пытаться снимать деньги в “ЛДНР” (да, такие варианты тоже предлагают). Правда, не у всех из пенсионеров Донбасса получается получить выплаты.

"Последний раз я снимала пенсию в марте прошлого года, - рассказала нам 78-летняя пенсионерка Татьяна Николаевна, поживающающая в неподконтрольном Донецке, - с тех пор уже много набежало. Раньше можно было съездить в Мариуполь и там все снять. Страшно, конечно, и тяжело. Но все-таки можно. А теперь что? Надо ждать. Я ж через Успенку ( контрольно-пропускной пункт Донецкой области на границе с РФ) не поеду - долго, ноги не выдержат. Вот и жду. Приходили тут одни, обещали достать мои 34 тысячи, если я им за это 9 заплачу. А я не согласилась, боязно. Может, если через Еленовку путь откроют, поеду. Заберу, на похороны будут".

Только в “ДНР” проживает около 600 тысяч пенсионеров, и 70% из них получают украинскую пенсию . Она, к слову, в ОРДЛО даже выше, чем в среднем по Украине (в среднем от 4 тысяч). Дело в том, что на Донбассе большое количество бывших шахтеров, которым положено получать т.н. “регресс” из-за невероятно тяжелой и небезопасной для здоровья профессии.

Проблема усугубляется и необходимостью регулярно проходить идентификацию в банке, иначе пенсии просто заблокируют . Пока в Украине действует карантин, Кабмин пообещал не блокировать переселенцам и жителям ОРДЛО их пенсии, а “Ощадбанк” уже в пятый раз с начала карантина в стране продлевал период, при котором пенсионерам можно не ездить на подконтрольный Донбасс. Впрочем, этот период может закончиться вместе с окончанием карантина в Украине, а КПВВ при этом все-равно не откроют.

Пенсионеры не смогут забирать деньги, поэтому в итоге без идентификации их счета могут быть заморожены .

“Ощадбанк” сейчас собирает данные о каждом своем клиенте и передает информацию региональным управлениям Фонда информацию о тех, кто не пользуется выплатами. По словам начальницы управления Пенсионного фонда в Донецкой области Натальи Рад, “ пенсионеры-внутренне перемещенные лица, которые больше года не получают пенсии, должны обратиться в Пенсионный фонд написать заявление для того, чтобы восстановить выплаты и уточнить свой статус”.

По ее словам, такую идентификацию проходят все пенсионеры в Украине, но, как известно, в Донецке и Луганске отделения украинской почты не работают.

Юристы говорят, что по идее, идентифицироваться можно через онлайн-банкинг. Но, во-первых, это обнуляет процесс и идентифицирует пенсионера только теоретически - неизвестно, каким образом это трактует Ощадбанк. Во-вторых, очень мало взрослых людей с Донбасса имеют возможность воспользоваться интернет-банком.

“Никому мы в итоге не нужны”

Пенсионеры с неподконтрольных территорий жалуются, что в итоге и украинские власти, и главари “республик” сделали все, “чтобы люди оставались без пенсий”. “ЛДНР” не могут уже год нормально открыть КПВВ , через которые на подконтрольную часть Донбасса можно попасть за полчаса.

Дорога за пенсией: старики Донбасса платят решалам до 200 миллионов гривен - фото 1

КПВВ на Донбассе закрыты уже больше года

Требование же Украины по проверке фактического проживания пенсионера, то есть, его перманентное появление на подконтрольной территории, и вовсе не соответствует законодательству Украины - так еще в 2018 году решил Верховный суд. Суд установил, что требование Кабмина “ограничивает доступ к пенсии и социальным выплатам и приводит к дискриминации пенсионеров с Донбасса по сравнению с другими украинскими пенсионерами”. Именно на эту норму Кабмина, которую суд признал неконституционной, ссылается Пенсионный фонд в последних заявлениях о необходимости в ближайшее время забрать пенсии.

“Получается, п енсии перекроют самым уязвимым слоям населения - тем, кто по состоянию здоровья не может поехать или тем, кто не имеет денег, чтобы оплатить вот этот путь через российские пункты. Это в основном старики от 70 лет. Короче, что власти “ДНР”, что Пенсионный фонд делают все, чтобы старики остались без пенсии. Все для народа, как говорится. Никому они, выходит, в итоге не нужны” , - рассказывает Vesti.ua Алина , родители которой - пенсионеры - живут в Горловке.

При этом, выплаты пенсионерам, которые выдают в “республиках” между собой даже называют не пенсией, а просто “помощью от России”. Потому что она довольно небольшая. К тому же, по закону платить ведь должна Украина - пенсионеры на Донбассе копили стаж для выплат именно на предприятиях страны.

При этом, в комментариях в местных чатах также пишут, что параллельно с невозможностью забрать пенсии, в “республиках” заметно подорожали продукты.

“Все, что дают в “ДНР” - это все по-минимуму. Вся эта “русская пенсия”, которая по своему экономическому содержанию является просто выплатой, ее едва хватает на лекарства, может на коммуналку. Но спасает, кстати, что у них там очень низкие цены на коммунальные услуги , - говорит нам координатор благотворительной организации “Пліч-о-пліч” Татьяна Кошель .

При этом, говорит она, проблемы наблюдаются и с выплатами зарплат. Шахтерам начисляют 25-27 тысяч рублей (около 9 тысяч гривен) в месяц, но платят с задержкой в три-четыре месяца и частями, по 25%.

КПВВ закрыты, чтобы получать проценты с пенсионеров

Так как пенсионеры не могут ездить за выплатами в Украину, сейчас работают две схемы получения пенсий.

Первая - это самостоятельное путешествие в Украину через РФ. В местных чатах говорят, что дорога обойдется в 1,5-3 тысяч гривен и займет почти сутки - учитывая, что пенсионеры едут забирать выплаты, которые чаще всего не больше 7 тысяч, перевозчикам они отдают около 30%, а то и 50% от всей пенсии.

Так, к примеру, для проезда “Донецк-Харьков” пассажиру необходим паспорт гражданина Украины, но с пропиской в неподконтрольных украинской власти населенных пунктах Донбасса. Для данного маршрута загранпаспорт не нужен.

По словам местных жителей, с которыми поговорили Vesti.ua пасажирские перевозки с Россией контролируется едва ли не руководителем “ДНР” Денисом Пушлиным и именно он заинтересован в закрытых КПВВ со стороны непризнанной республики.

Второй способ получения пенсии - центры, в которых пенсионеры могут обналичить выплаты. Но для этого нужно рискнуть и предоставить неизвестному человеку данные своей карты. По данным правозащитников, такие комиссионщики действуют через интернет-карты и через интернет-посредников. Оформляют карты банка, через ФОП заказывают и оплачивают какие-то услуги. Потом обналичивают. Они могут это сделать в России в рублях, либо с помощью более масштабной схемы. Некоторые организации по “обмену” собирают карты пенсионеров, едут в Украину, снимают там деньги и, уже договорившись с украинскими и российскими пограничниками, привозят снятые деньги владельцам карточек.

“Тут все просто… Этим людям переводят деньги на счет в украинском банке, они их там конвертируют и отдают без большого процента от суммы”, - рассказывает нам Ирина из Снежного, отец которой часто пользовался услугами таких обменников. При этом, правозащитники говорят, что вариант с обналичиванием - более популярный.

“Человеку выгоднее отдать 20% за обналичивание денег” , - говорит основатель общественной организации “Восточная правозащитная группа” Павел Лисянский.

Ирина говорит, что в разных “обменниках” были разные расценки. “Я знаю, те, кто конвертировал на месте, брал по 10-15%, Те, кто ездил машинами, обналичивал, там брали и по 20-30%, во время карантина там немного подорожали цены, конечно” , - рассказывает она.

По данным Лисянского, доход “республик” от обналичивания денег на подконтрольной им территории ежемесячно составляет от 5 до 7 миллионов долларов. Лисянский и другие правозащитники уверены, что отрывать пункты пропуска не спешат как раз из-за таких солидных сумм.

Именно эти пенсии, которые перечисляются людям на карточки, и являются причиной закрытия этих КПВВ, потому что та система, которая обработана на неподконтрольной территории по обналичиванию этих денег - это обворовывания этих пенсионеров большим начальством “республик”. Они ведь большой процент отдают, чтобы получить эти деньги, превратить их в наличные - это такой источник дохода для определенных кругов в ОРДЛО, что мы таким образом никогда не откроемся . Эта такая палка с двумя концами, балансируешь между моралью и реалиями жизни” , - рассказывает нам волонтер Татьяна Кошель.

При этом, она говорит об этой схеме знают все и она работает не первый год, но сейчас, во время карантина она стала максимально популярной на Донбассе. Это знают все, все власти, пограничники… по сути, это уже вопрос к власти, пограничным службам, они же все это видят, смотрят, наблюдают” , - констатирует правозащитница.


Негуманная государственная политика в отношении пенсионеров на Украине не первый год вызывает массу вопросов как среди жителей, так и мировой общественности, ООН. Как назначается пенсия переселенцам с Украины в 2021 году?

Выплаты пенсии переселенцам с Украины

Пенсии переселенцам из зоны АТО

На фоне политической нестабильности, тяжелой ситуации, сложившейся на Украине, многие жители вынужденно выехали из страны, в том числе в Россию.

При трудоустройстве на территории РФ или иных государств украинские пенсионеры, граждане предпенсионного возраста попадают в ситуацию, когда социальные и налоговые отчисления с зарплаты остаются в странах, где они работают.

В связи с этим в некоторые подзаконные акты Украины, касающиеся начислений Пенсионным фондом Украины (ПФУ) пенсий переселенцам, были внесены корректировки, разработанные украинскими законодателями и одобренные Верховной Радой.

Пенсии на Украине

Согласно измененному закону, жители территорий ЛНР, ДНР, а также украинские пенсионеры, вынужденно выехавшие из страны, не смогут получать пенсию Украины, если они не отчисляли в ПФУ денежные средства.

Детальнее об отмене выплаты пенсии на Украине в видео.


Проживавшие в подконтрольной Украине части Луганской области 500 тысяч человек, выехавших на территорию, которая не контролируется властями страны, не получали пособий свыше трех лет. Такой доклад был озвучен ООН по результатам статистики, основанной на официальных данных из украинского пенсионного фонда. Таким образом, нарушено право гражданина на начисление пенсий в собственной стране.

Объявив Россию страной-оккупантом, власти Украины переложили на ее правительство обеспечение выплат украинским гражданам. Ссылаясь на статьи закона №№ 80 и 82 об «Обязательном пенсионном обеспечении» и основываясь на положении Женевской конвенции, ПФУ приостановил начисления социальных выплат.

Ситуация осложняется тем, что многие переселенцы, достигшие пенсионного возраста, не могут вернуться, чтобы оформить выплаты, так как в местах их проживания периодически возникают активные военные действия и проявления агрессии нелегальными формированиями к местным жителям.

Правила начисления пенсий

Порядок и правила оформления украинских пенсий ужесточились для тех, кто зарегистрирован на неподконтрольных географических зонах ЛНР, ДНР, а также для переселенцев.

Правила включают следующие условия для расчета и начисления пенсий украинцам:

Правила начисления пенсионных выплат

Правила начисления пенсии для граждан Украины в другом государстве

  • получатель пособия не должен проживать на так называемой оккупированной территории ДНР, ЛНР;
  • пенсионер не должен пропустить срок, отведенный на регистрацию права на выплаты при достижении пенсионного возраста;
  • граждане обязаны направлять социальные отчисления с заработной платы в ином государстве в ПФУ.

Условия пенсионных начислений

  1. Необходимо иметь специальное удостоверение пенсионера (пластиковую карточку), с помощью которого он сможет получать пособие и воспользоваться выплатами. Для ее регистрации следует обратиться в ПФУ. На карту наносится фотография получателя и его цифровая подпись.
  2. Каждые шесть месяцев люди, личные данные которых занесены в так называемые черные списки СБУ, достигшие пенсионного возраста, должны проходить идентификацию. Для ее осуществления следует обратиться в Ощадбанк для перерегистрации карты на подконтрольной территории. На счету карты должны находиться денежные средства в размере не менее одной гривны. По истечении первого года пользования пенсионной картой верификация потребуется один раз в год.
  3. Пожилой человек обязан уведомлять украинский Пенсионный Фонд, если он въезжает в зону АТО, даже если срок пребывания там минимальный.

После волны протестов граждане были вынуждены обратиться в Верховный суд Украины с целью обжалования факта незаконной приостановки выплат ПФУ. Высшим судебным органом требования пожилых людей были удовлетворены, так как решение противоречит закону об обязательном пенсионном страховании и является неправомерным. А также были отменены некоторые условия верификации пожилых людей из «списка СБУ».

Что требуется для того, чтобы получать выплаты

Существует несколько условий процесса оформления пенсионных выплат для переселенцев Украины. Для их оформления нужно обратиться в ближайший к месту регистрации на подконтрольной территории пенсионный фонд.

Список документов для регистрации права начисления украинских пенсий:

Список документов

Документы, необходимы для начисления пенсии с Украины

  1. Украинский внутренний паспорт.
  2. Специальный идентификационный пароль или налоговый код.
  3. Фотографии официального формата для документов.
  4. Справка по установленной форме, подтверждающая актуальность статуса переселенца. Заказать ее можно в кабинете органов по социальному обеспечению жителей. Необходимо подать заявление на присвоение статуса переселенца или беженца.
  5. Справка, содержащая информацию о предусмотренных социальных выплатах. Потребуется трудовая книжка.
  6. Справка о сумме начислений заработной платы. Документ необходимо заказать у последнего работодателя.
  7. Справка, выданная с фактического, текущего места жительства.
  8. Сведения с адреса (места регистрации).
  9. Документ об участии в боевых действиях при его наличии.
  10. Выписка, подтверждающая, что гражданину не начисляются пособия социальных органов по работе с населением Крыма, что гражданин не зарегистрирован на так называемой оккупированной территории ЛНР или ДНР, в России.
  11. Выписка о том, что гражданин не числится совладельцем ИП или руководителем.
  12. Заявление на зачисление сумм путем перевода на оформленную карту банка.

Необходимо иметь открытый счет в Национальном банке Украины Ощадбанке. А также подать заявление на расчет и начисление пенсии.

Иногда приостановка перевода суммы происходит по причине утери документов. В этом случае необходимо подать заявление в украинский Пенсионный фонд о рассмотрении личного дела.

Проверка представленных сведений займет 15 рабочих дней. Среди прочих данных проверяются материально-бытовые условия проживания заявителя.

При положительном решении социальных органов пожилому человеку выдается предварительная бумага о назначении выплат. Она направляется в дальнейшем на рассмотрение комиссии по вопросам начисления пенсии украинским беженцам.

По истечении пяти рабочих дней комиссия принимает решение по результатам проверок, о котором уведомляет ПФУ. При положительном решении на счет пенсионера будет переведена первая сумма. В целом от начала подачи заявления на начисление и выплату пенсии до момента ее выплаты проходит не более месяца.

Для начисления денег, а также регистрации статуса беженца работающему пенсионеру придется уволиться. Потребуется показать справку о факте расторжения официального трудового договора. В ней в качестве причины увольнения следует указать: «Выезд в другой, безопасный регион».

Карта Ощадбанка

Выпуск карты Ощадбанка займет одну рабочую неделю. Доступен предварительный ее заказ посредством телефонного звонка. При этом гражданину будет предложено выбрать адрес офиса, наиболее удобного для посещения при получении готовой карты.

Карта будет выдана при представлении украинского паспорта, а также после оплаты ее перевыпуска. Предоставляется карта сроком до трех лет. Ею можно воспользоваться во всех торговых точках, заведениях и пунктах электронной оплаты на территории Украины.

Новые правила начисления пенсий переселенцам с Украины в 2021 году

В 2021 году в результате активных протестов правозащитников и юристов Украины, а также членов Комитета по правам человека ООН удалось отменить некоторые решения, принятые Верховной Радой.

Правозащитниками было объявлено незаконным ограничение права пожилых украинцев на получение пенсии. После этого правительство сообщило, что заблокированные суммы будут выплачены.

Другие положительные моменты:

Положительные моменты

  1. Решение властей Украины об индексации пенсионных начислений, осуществленное 1 июля 2018 года. Был пересмотрен пенсионный коэффициент для людей, оформивших пособия впервые. Теперь он равен 1.
  2. Решение об индексации социальных выплат на 750 гривен в 2019 году.
  3. Продление этапа пенсионной реформы до 2020 года, на котором планируется увеличить суммы начислений еще на 50 %.
  4. Возможность выбора способа перевода денег через Ощадбанк (на карту банка, на лицевой счет) или выдачи средств в банковской кассе.
  5. Предоставление использования электронной версии украинского пенсионного фонда. Например, теперь можно узнать движение начисляемых средств в личном кабинете на официальном сайте фонда, получить пенсионное удостоверение на указанный адрес электронной почты.

Правозащитниками объявлены нарушения международных прав в отношении неприкосновенности жилища при проведении проверок, а также на свободу передвижения.

Правозащитники и юристы добились решения от заместителя министра о сокращении круга лиц, подлежащих проверке, при условии, что они прошли идентификацию.

Находится на рассмотрении проект «Пенсии неподконтрольным географическим зонам — без справки переселенца». Такой документ был разработан общественными правозащитными организациями.

Этот проект, в частности, предусматривает:

Пункты, предусматриваемые проектом

Что предусматривает проект?

  1. Отмену бумажного документооборота, перевод его в цифровой формат. Признание права на возможность отправлять документы удаленно посредством электронной связи, не посещая лично офис ПФУ на подконтрольной территории.
  2. Увеличение сроков для реализации права на получение невостребованной суммы, так как не все люди успевают затребовать ее в кратчайший период из-за периодически возобновляемых военных действий.

Главным требованием, сформулированным в программе, зарегистрированной в Верховной Раде под № 6692, является возможность отмены оформления справки переселенца. Шансы на одобрение этого требования Верховной Радой малы, но общественные правозащитные организации продолжат настаивать на этом.

Для лиц, ограниченных в перемещении, проектом предусматривается требование о доставке средств идентификации человека социальными организациями, в том числе международными. За ограниченного в передвижениях человека официально зарегистрированное доверенное лицо вправе оформить любые бумаги.

Передать документы предоставляется возможность и через должностное лицо. Для этого требуется:

  • предварительно составить соответствующе заявление;
  • передать заявление в ПФУ с помощью сотрудников ЖКХ или членов местных сельсоветов.

Эти же органы наделены правом выдавать справки о присвоенном статусе переселенца. Документ может оформить и лицо, которое не имеет украинского гражданства, но проживает в стране на условиях постоянного места жительства (ПМЖ).

Основанием для присвоения статуса беженца или переселенца служит антитеррористическая операция в сформированных республиках ЛНР или ДНР.

Требования Международного валютного фонда (МВФ), связанные с необходимостью повышения минимального пенсионного возраста для украинцев, ООН назвала негуманными. Однако этот вопрос остается открытым.

Смотрите в видео: нововведения в пенсионной системе для жителей Донбасса.

Читайте на нашем сайте: как перевести и получать пенсии гражданам Украины в России.

Военные пенсии на Украине

Увеличены на 1500 гривен пенсионные выплаты для 500 тыс. военных пенсионеров с начала 2018 года. Сегодня сумма составляет 4400 гривен.

Пенсии в Украине

Размер пенсий в Украине по профессиям

Как оформить пенсию, если документы утеряны

В случае осуществления военных действий могут быть утеряны один или несколько документов. Получить справку переселенца можно, но по временной форме, предъявив любую сохранившуюся официальную бумагу на период восстановления полного пакета документов.

Как оформить пенсию переселенцам?

«Эта проблема актуальна для всех граждан. Правильно оформленная трудовая книжка – уже достаточное основание для оформления пенсии. Однако Пенсионный фонд требует выписки из архива для подтверждения каждой позиции стажа. Переселенцы не могут привезти такие справки с предприятий, которые остались на аннексированных и неподконтрольных Украине территориях. Поэтому вынуждены были решать ситуацию через суд», – комментирует Наталья Забутня, юрист херсонского офиса ГО «КримСОС».

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ПЕНСИЙ Пенсия по возрасту назначается в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» № 1058 от 09.07.2003. Это закон претерпел многочисленные изменения, в том числе, те, которые вступили в силу 1 октября 2011 и после которых его стали называть «новым» пенсионным Законом.

Назначение и продолжение выплат пенсий для тех граждан, которые переместились с неподконтрольной территории Украины, проводится только при наличии справки внутренне перемещенных лица. Данное условие предусмотрено положениями постановления Кабинета Министров Украины "Некоторые вопросы осуществления социальных выплат внутренне перемещенным лицам" от 8 июня 2016 г. № 365.

Увольняться с работы не надо Пенсия по возрасту назначается независимо от того, работает будущий пенсионер или прекратил работу.

Подача документов для назначения пенсии Заявление о назначении пенсии будущий пенсионер подает лично (или через законного представителя, например, по доверенности) к управлению Пенсионного фонда Украины в районе (городе, районе в городе), где пенсионер фактически находится (проживает).

В случае, если подготовлены не все необходимые для назначения пенсии документы, то подают те документы, которые есть, а другие – дополнительно в трехмесячный срок со дня регистрации заявления в Пенсионном фонде.

Для переселенцев: управление Пенсионного фонда Украины составляет и направляет в УСЗН списки переселенцев, которые обратились за назначением пенсий для рассмотрения на Комиссии по вопросам назначения (возобновления) социальных выплат ВПО. Комиссия проводит обследование материально бытовых условий и подтверждают факта проживания пенсионера на подконтрольной части Украины.

Документы для назначения пенсии К заявлению о назначении пенсии по возрасту подаются следующие документы: • документ, удостоверяющий личность; • справка о присвоении идентификационного номера; • документы о стаже, для большинства – это трудовая книжка. С 1 января 2004 года информация о занятости человека предоставляется предприятием в Пенсионный фонд.

• документы о месте проживания или регистрации лица (справку о взятии на учет внутренне перемещенной лица); • выписка из системы персонифицированного учета (предоставляется управление Пенсионного фонда Украины по месту проживания (регистрации) лица).

• для переселенцев из Крыма: документ уполномоченного органа Российской Федерации о том, что лицу не назначалась пенсия по месту жительства на территории Автономной Республики Крым и г. Севастополя (для гражданам Украины, которые проживают на указанной территории) Могут потребоваться и другие документы для подтверждения трудового стажа. Например, справка из военкомата о прохождении военной службы или диплом об окончании Вуза. Подробнее о подтверждение стажа на сайте Пенсионного фонда.

Будущий пенсионер может, если ему это выгодно, предоставлять справки о заработной плате до 1 июля 2000 года. Данные о заработной плате после 1 июля 2000 года (страховые взносы в Пенсионный фонд) подавать не нужно, они уже есть в базе данных Пенсионного фонда. Большое количество предприятий перерегистрировалась на подконтрольной части украины, поэтому переселенец может обратиться с письменным запросом к руководству своего бывшего работодателя. Другой вариант, обращение в архив для получения такой справки (в случае ликвидации предприятия), является мало эффективным, поскольку архивы остались на оккупированной и непідконтрольній территории.

В случае наличия особого льготного статуса, лицо для получения надбавок и компенсаций должен дополнительно представить документы: • удостоверение участника боевых действий и справка военного комиссариата о периоде (периодах) участия в боевых действиях; • о нахождении на иждивении заявителя нетрудоспособных членов семьи (справка с ЖЕКуза месту жительства); • справка медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК) о признании лица инвалидом вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при защите Родины; • справка МСЭК о признании лица инвалидом по зрению I группы; • удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС ; • и другие документы, предоставляющие особый льготный статус гражданам.

Для переселенцев: если не имеете трудовой книжки (осталась на предприятии, уничтожена, испорчена отметками незаконных органов), нужно предоставлять документы, что могут подтвердить трудовой стаж. Например, справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, удостоверения, характеристики, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их выполнении. Если предприятие ликвидировано, отсутствуют архивы, невозможно получить документы (например, вследствие проведения АТО) страховой стаж подтверждается показаниями не менее 2-х свидетелей, которые бы знали заявителя по совместной с ним работе и имели документы о своей работе.

В случае, когда человек не может предоставить документы и найти своих бывших коллег, необходимо обращаться в суд для подтверждения факта работы на предприятии и предоставить доказательства.

Срок подачи заявления о назначении пенсии Чтобы пенсия по возрасту была назначена со следующего дня после достижения пенсионного возраста, заявление на назначение пенсии следует подать в Пенсионный фонд не позднее чем через три месяца со дня достижения пенсионного возраста. Закон позволяет также обратиться до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за один месяц.

Пенсионный возраст По общему правилу пенсионный возраст для мужчин составляет 60 лет, а для женщин - повышение пенсионного возраста происходит не сразу, а постепенно - до 1 апреля 2021 года – по полгода за каждый год, начиная с 1 октября 2011 года.

В 2017 году на пенсию женщины выходят в 58 лет (те, которые родились с 1 октября 1958 по 31 марта 1959 года).

Компенсация женщинам Женщинам, которые родились до 31 декабря 1961 года после выхода на пенсию устанавливается повышение размера основной пенсии в размере 2,5% за каждые шесть месяцев более позднего выхода на пенсию, начиная с 55 лет до достижения ими 60-летнего возраста.

В случае выхода на пенсию по возрасту на льготных условиях и за выслугу лет применяются другие требования, например: • для работников, занятых полный рабочий день на подземных работах, с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда (по списку № 1) - после достижения 50 лет, • для работников, зайнятихповний рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда (по списку № 2) - после достижения 55 лет; • для работников, занятых на работах, выполнение которых приводит к потере профессиональной трудоспособности - после достижения 50 лет (для рабочих и служащих авиации), не ранее достижения 55 лет (артисты театрально-концертных и других учреждений).

Подробно ознакомиться с условиями начисления такой пенсии можно в Законе Украины "О пенсионном обеспечении" (положения указанного Закона применяются именно в части определения права на пенсию по возрасту на льготных условиях и за выслугу лет).

Именно в случае назначении таких пенсий в внутренне перемещенных лиц возникают проблемы с подтверждением страхового стажа, поскольку пенсия назначается по результатам аттестации рабочих мест. Объективно, что проведение такой аттестации не возможно вследствие отсутствия органов государственной власти неподконтрольных территориях Донецкой и Луганской областей.

Необходимый страховой стаж Обязательным условием для назначения пенсий по возрасту по нормам упомянутого Закона является наличие страхового стажа не менее пятнадцати лет на момент достижения пенсионного возраста.

Для пенсионеров, которые имеют право на получение пенсии по возрасту на льготных условиях – стаже работы не менее 25 лет у мужчин, из них не менее 10 лет на указанных работах с вредными условиями труда, и не менее 20 лет у женщин.

Размер пенсии по возрасту Размер пенсии по возрасту зависит от продолжительности работы и заработка. Формула расчета пенсии смотрите на сайте Пенсионного фонда в разделе "Пенсионный калькулятор".

Минимальный размер пенсии Минимальный размер пенсии по возрасту при наличии у мужчин 35 лет страхового стажа и у женщин 30 лет страхового стажа устанавливается в размере прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан. Сейчас это 3200 гривен.

Контакты Пенсионного фонда для справок: 0-800-503-753, (044) 281-08-70, (044) 281-08-71.

Использована информация: Закон Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" 9 июля 2003 года № 1058-IV.

Постановление Кабинета Министров Украины "Об утверждении Порядка подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней" от 12 августа 1993 г. N 637.

Постановление Правления Пенсионного фонда Украины "О внесении изменений в Порядок представления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий согласно Закону Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" от 07.07.2014 № 13-1.

Официальный сайт Пенсионного фонда Украины.


Правительство всячески стремится экономить деньги пенсионного фонда и делает это, в первую очередь, за счет тех, кто потерял все, потому что убегал от войны – переселенцев. Почти 200 тысяч жителей Донетчины и Луганщины не получают выплат с 2014 года. Лишают заработанных пенсий и тех, кто нашел приют на мирной территории.

79-летняя Раида Лазарева в Киеве проживает полтора года. Пенсионерка снимает квартиру, но не чувствует себя в ней хозяйкой. Говорит, в столице, умерла бы с голоду, если бы не внучка. Ее собственное жилье осталось в Донецке.

С весны 2018 женщина не получает пенсии. Почему ее лишили заработанного – не понимает. Говорит, неподконтрольную территорию посещала, но была там менее чем месяц, тогда как закон позволяет вдвое больше. Решить проблему пыталась в органах социальной защиты и пенсионном фонде. У знакомых пенсионеров-переселенцев, рассказывает Раида, такая же ситуация. Люди убеждены: пенсионный фонд просто пустой.

Пообщаться с его представителями нам не удалось. На запрос в фонде ответили: "В октябре 2018 выплата пенсий проведена 523 тысячам ВПЛ (внутренне перемещенным лицам – 24 канал)". Поэтому получается, что пенсии таки выплачивают, но почему-то не всем. Пенсионеры называют такую государственную политику геноцидом.



Раида Лазарева не получает пенсию с весны 2018, хотя законов по ВПЛ не нарушала

Приостановление выплат осуществляют на основании данных системы "Аркан", фиксирующей пересечение линии разграничения. Но это незаконно – говорит народный депутат Наталья Веселова, которая сама является переселенкой.

61 миллиард гривен перед ВПЛ и гражданами, проживающими на оккупированной территории – это экономия. Просто в отчете пенсионного фонда так было записано,
– сообщила народный депутат, председатель подкомитета Рады по вопросам социальных гарантий Наталья Веселова.

Проблемы, говорит, начались еще в 2015, когда 365 постановлением привязали выплату пенсии к справке внутренне перемещенного лица, а должны были бы – к паспорту. Некоторые депутаты хотят это изменить. В законопроекте, который пока ожидает рассмотрения, предложен механизм, который должен устранить проблему пенсионного обеспечения на оккупированных территориях. Ведь 200 тысяч украинцев, которые там проживают, не получили ни одной выплаты с 2014.

Что такое "Аркан"? Это интегрированная межведомственная автоматизированная система обмена информацией по вопросам контроля лиц, транспортных средств и грузов, пересекающих государственную границу. Ответственные за работу системы – администрация Государственной пограничной службы Украины, Служба безопасности Украины, Служба внешней разведки Украины, Министерство внутренних дел, Государственная фискальная служба, Министерство иностранных дел Украины, Министерство труда и социальной политики Украины.

И позицию профильного министерства озвучил Андрей Рева, министр социальной политики: "Ответственность за то, что происходит на оккупированной территории несет оккупант". Поэтому, чтобы получить заработанное отчаявшиеся пенсионеры обращаются за помощью к правозащитникам.

Если вам прекратили выплачивать пенсию, вы можете сразу обратиться в управление социальной защиты, написать заявление на восстановление пенсий и на выплату задолженности. А если прошло 30 дней со дня написания заявления и не происходит никаких действий, вы имеете право подать жалобу,
– растолковала правовой аналитик фонда "Право на защиту" Анастасия Одинцова.

Сейчас специалисты фонда рассматривают полтысячи дел о незаконной отмене пенсий. Всего их в Украине около четырех тысяч. Такие иски, говорят юристы, обычно удовлетворяют. Впервые решение в пользу переселенки принял Верховный суд и это ускорило рассмотрение других подобных дел в судах первых инстанций. А их, похоже, еще будет немало.



Юрист Анастасия Одинцова объяснила, что следует делать, если пенсионеру не выплачивают должное

"Согласно данным пенсионного фонда, финансирование на следующий год из бюджета пенсий ВПЛ предусмотрено только для 470 тысяч человек. А их 700 тысяч", – добавила Одинцова. Такое отношение к своим гражданам, по словам Натальи Веселовой, может обернуться для Украины огромными расходами: "Если страна не может обеспечить им их права, предусмотренные конституцией, то здесь уже становится на защиту Европейский суд по правам человека".

То, что прекращать выплаты на основании данных из "Аркана" незаконно уже признали в пограничном ведомстве. Минсоцполитики и Пенсионный фонд с пограничниками согласились. Поэтому, возможно, списки проверят, а выплаты наконец восстановят.

Читайте также: