Какая пенсия была в ссср у военных

Опубликовано: 11.05.2024

В целях упорядочения пенсионного обеспечения генералов, адмиралов, офицеров и военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава сверхсрочной службы Советской Армии и Военно- Морского Флота, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, войск Министерства внутренних дел СССР, а также их семей Совет Министров Союза ССР постановляет:

    В дополнение и частичное изменение пункта 3 Постановления Совнаркома СССР от 5 июня 1941 г. N 1474 установить, что в выслугу лет на пенсию генералам, адмиралам, офицерам и военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава сверхсрочной службы Советской Армии и Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и войск Министерства внутренних дел СССР, увольняемым с военной службы в запас или в отставку, засчитывается:

а) военная служба в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, пограничных и внутренних войсках Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и Министерства внутренних дел СССР;

б) служба в партизанских отрядах;

в) служба в органах государственной безопасности (ВЧК - КГБ при Совете Министров СССР):

на оперативной работе, включая период обучения;

на должностях начальствующего и руководящего состава по перечню, утверждаемому Председателем Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР.

Служба в органах государственной безопасности на должностях, не указанных в настоящем подпункте, лиц, которым в период службы в этих органах были присвоены специальные или воинские звания, засчитывается в выслугу лет со дня присвоения воинского и специального звания;

г) служба в органах НКВД - МВД СССР на должностях среднего, старшего и высшего начальствующего состава - со дня присвоения воинского или соответствующего специального звания.

В дополнение к пунктам 3 и 4 Постановления Совнаркома СССР от 5 июня 1941 г. N 1474 установить, что при исчислении генералам, адмиралам, офицерам и военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава сверхсрочной службы выслуги лет на пенсию засчитывается:

б) один месяц службы за два месяца - в реактивной боевой авиации на должностях, входящих в состав летного экипажа;

в) один месяц службы за полтора месяца:

в других видах авиации, не указанных в подпункте "б", определяемых Министром обороны СССР и, соответственно, Председателем Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, на должностях, входящих в состав летного экипажа;

на подводных лодках, находящихся в строю; на тральщиках в период траления боевых мин; в управлениях соединений подводных лодок, находящихся в строю, и соединений тральщиков в период траления боевых мин по перечню должностей, утверждаемому Министром обороны СССР; в качестве водолазов;

на заставах и в комендатурах пограничных войск, на морских пограничных кораблях и катерах, находящихся в строю и непосредственно несущих охрану государственных границ СССР, - в местностях, поименованных в Приложении к настоящему Постановлению.

Периоды действительной (срочной) военной службы во всех случаях, кроме времени пребывания в действующей армии, засчитываются в выслугу лет на пенсию только в календарном порядке - месяц за месяц.

Установить, что военнослужащим, увольняемым с военной службы в запас или в отставку, назначается пенсия за выслугу лет в следующих размерах:

а) генералам, адмиралам и офицерам за выслугу 25 лет - 50 процентов окладов содержания и за каждый год выслугу сверх 25 лет - 3 процента окладов, но всего не более 75 процентов окладов содержания, выплачиваемых по последней штатной должности и воинскому званию;

б) генералам, адмиралам и офицерам, имеющим выслугу 25 лет, увольняемым в запас по возрасту или болезни, достигшим ко дню увольнения 55 лет, и увольняемым в отставку - 60 процентов окладов содержания и за каждый год выслуги сверх 25 лет - 3 процента окладов, но всего не более 75 процентов окладов содержания, выплачиваемых по последней штатной должности и воинскому званию;

в) военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава сверхсрочной службы - в размерах, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, при этом пенсия им исчисляется в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Постановления Совнаркома СССР от 5 июня 1941 г. N 1474.

Назначать генералам, адмиралам и офицерам, имеющим выслугу от 20 до 25 лет, увольняемым с военной службы по сокращению штатов, по возрасту, по болезни или по ограниченному состоянию здоровья, достигшим ко дню увольнения 40-летнего возраста, пенсию в размере 30 процентов окладов содержания, а достигшим 50-летнего возраста - в размере 40 процентов окладов содержания, выплачиваемых по последней штатной должности и воинскому званию.

Офицерам, увольняемым непосредственно с летной работы, подводных лодок и с минных тральщиков, не достигшим ко дню увольнения 40-летнего возраста, пенсию за выслугу от 20 до 25 лет назначать в размере 30 процентов окладов содержания, выплачиваемых по последней штатной должности и воинскому званию.

а) на трех и более нетрудоспособных членов семьи - 60 процентов с суммы окладов содержания кормильца до 1000 рублей в месяц и 25 процентов с остальной суммы окладов содержания по должности и воинскому званию;

б) на двух нетрудоспособных членов семьи - 45 процентов с суммы окладов содержания кормильца до 1000 рублей в месяц и 20 процентов с остальной суммы окладов содержания по должности и воинскому званию;

в) на одного нетрудоспособного члена семьи - 30 процентов с суммы окладов содержания кормильца до 1000 рублей в месяц и 15 процентов с остальной суммы окладов содержания по должности и воинскому званию.

Семьям умерших военнослужащих сверхсрочной службы и семьям умерших пенсионеров из числа этих лиц пенсию по случаю потери кормильца назначать в размерах, предусмотренных настоящим пунктом, при этом пенсию им исчислять в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 настоящего Постановления.

  • Установить, что семьям генералов, адмиралов, офицеров и военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава сверхсрочной службы, умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, а также семьям умерших пенсионеров из числа этих военнослужащих и лиц начальствующего состава, получавших пенсию по инвалидности, вызванной указанными выше причинами, пенсия по случаю потери кормильца назначается в размерах, установленных пунктом 7 настоящего Постановления, с повышением пенсии на 20 процентов.
  • Учащимся детям умерших генералов, адмиралов и старших офицеров, а также учащимся детям умерших пенсионеров пенсию выплачивать не долее чем до достижения ими 18-летнего возраста.
  • Установить, что пенсия, назначенная военнослужащим, во всех случаях не может превышать: для генералов и адмиралов - 3000 рублей, для старших офицеров - 2000 рублей, для младших офицеров и военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава сверхсрочной службы - 1500 рублей в месяц.
  • Выдавать семьям умерших генералов и адмиралов, независимо от назначения пенсии, единовременное пособие в размере:

  • Во изменение распоряжения Совета Министров СССР от 19 октября 1955 г. N 7352 установить, что генералам, адмиралам и офицерам, имеющим право на пенсию, выдается при увольнении с военной службы единовременное пособие в размере двух месячных окладов по должности и воинскому званию.
  • Настоящее Постановление ввести в действие с соблюдением следующих положений:

    а) при назначении и возобновлении пенсии впредь выслугу лет на пенсию исчислять с применением пунктов 1 и 2 Постановления, а выслугу лет военнослужащих и лиц начальствующего состава, которым пенсия назначена ранее, не пересчитывать;

    б) пенсию за выслугу 25 лет и более, назначенную генералам, адмиралам и офицерам из окладов по должности и воинскому званию, а также назначенную после 1 октября 1946 г. военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава сверхсрочной службы, пересмотреть и с 1 января 1960 г. выплачивать в размерах, установленных пунктами 3 и 10 настоящего Постановления, при этом пенсионерам из числа лиц, уволенных в запас, которые к 1 января 1960 г. достигнут 55 лет, и уволенных в отставку, пенсию выплачивать в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 и пунктом 10 Постановления;

    в) пенсию за выслугу 25 лет и более, исчисленную генералам, адмиралам, офицерам и лицам начальствующего состава без учета оклада по воинскому званию, которая при всех равных условиях окажется выше пенсии, назначаемой по настоящему Постановлению из окладов по должности и воинскому званию, пересмотреть и с 1 января 1960 г. довести до размеров, установленных пунктами 3 и 10 Постановления;

    г) пенсию, назначенную генералам, адмиралам и офицерам за выслугу от 20 до 25 лет, с 1 января 1960 г. выплачивать не свыше размеров, установленных пунктом 10 Постановления;

    д) пенсию по инвалидности, назначенную ранее, которая при всех равных условиях окажется выше пенсии, исчисляемой по настоящему Постановлению из окладов по должности и воинскому званию, пересмотреть и с 1 января 1960 г. довести до размеров, установленных пунктами 6 и 10 Постановления;

    е) пенсию по случаю потери кормильца, назначенную ранее, с 1 января 1960 г. выплачивать в порядке и размерах, установленных пунктами 7 и 8 Постановления, при этом:

    - пенсию, исчисленную без учета оклада по воинскому званию, которая при всех равных условиях окажется выше пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой по настоящему Постановлению из окладов по должности и воинскому званию, пересмотреть и с 1 января 1960 г. довести до размеров, установленных пунктами 7 и 8 Постановления;

    - пенсия сохраняется в прежних размерах, если она не превышает (в рублях, в месяц):

    ж) учащимся детям, достигшим 18-летнего возраста, пенсию по случаю потери кормильца впредь не назначать, а ранее назначенную пенсию выплачивать не долее 1 декабря 1959 г.

    Пенсионерам из числа офицеров и лиц старшего и среднего начальствующего состава, получающим пенсию по инвалидности I группы менее 1100 рублей и II группы - менее 900 рублей, пенсию с 1 октября 1959 г. повысить на 15 процентов, но с тем, однако, чтобы пересмотренная пенсия не превышала у инвалидов I группы 1100 рублей и у инвалидов II группы - 900 рублей в месяц.

    Повышение пенсии, предусмотренное настоящим пунктом, применять также при назначении и при возобновлении выплаты пенсии военнослужащим и лицам начальствующего состава.,/p

    Пенсия по инвалидности, выплачиваемая в соответствии с Постановлениями Совета Министров СССР от 24 сентября 1953 г. N 2509 и от 8 июня 1955 г. N 1102, повышению не подлежит.

  • Поручить Министру обороны СССР, Министру внутренних дел СССР, Председателю Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и Министру финансов СССР утвердить инструкцию по применению настоящего Постановления.
  • Средства, высвобождающиеся в связи с упорядочением пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей по настоящему Постановлению, обратить на строительство детских садов и яслей, школ, школ-интернатов и больниц.
  • Считать утратившими силу решения Правительства СССР согласно прилагаемому перечню.
  • 18 - 19. Протокольно.


    Председатель
    Совета Министров Союза ССР
    Н.ХРУЩЕВ

    Управляющий Делами
    Совета Министров СССР
    Г.СТЕПАНОВ

    Приложение
    к Постановлению
    Совета Министров СССР
    от 27 июля 1959 г. N 876

    ПЕРЕЧЕНЬ
    местностей СССР, пограничная служба в которых засчитывается генералам, адмиралам, офицерам и военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава сверхсрочной службы в выслугу лет на пенсию на льготных условиях - один месяц за полтора месяца

    Заставы, комендатуры и приравненные к ним подразделения: пограничные посты, посты технического наблюдения, контрольные радиостанции, контрольно-пропускные пункты, находящиеся на государственной границе СССР севернее Северного полярного круга, в Туркменской ССР, на побережье Японского моря от г. Находка и далее на север по побережью Татарского пролива и Охотского моря, в Чукотском национальном округе, Камчатской, Сахалинской областях, а также несущие службу в высокогорных районах на высоте 1500 метров и более над уровнем моря на государственной границе СССР в Грузинской ССР, Армянской ССР, Азербайджанской ССР, Таджикской ССР, Киргизской ССР, Казахской ССР, Бурятской АССР, Горно- Алтайской и Тувинской автономных областях, Читинской области. Пограничные морские корабли и катера, несущие службу на Баренцевом, Японском, Охотском, Беринговом морях и на Тихом океане.


    Управляющий Делами
    Совета Министров СССР
    Г.СТЕПАНОВ

    Утвержден
    Постановлением
    Совета Министров СССР
    от 27 июля 1959 г. N 876

    Краткое содержание:

    • Закон о пенсии
    • Расчеты пенсий
    • Льготы
    • Коэффициент замещения
    • Обсуждение


    Пенсии появились еще в начале формирования Советской власти.

    • В 1918 году вышло первое постановление о пенсиях. Это коснулось инвалидов Красной Армии.
    • В 1923 году появилось постановление о пенсиях для партийных деятелей. Старых революционеров.
    • В 1924 году для военнослужащих Красной Армии и флота и их семей вышло постановление о пенсионном обеспечении, о льготах и преимуществах.
    • В 1928 году – постановление о пенсиях для работников горнорудной и текстильной промышленности.
    • С 1936 года пенсия стала отраслевой. В основном среди чиновников и рабочих.
    • 5 июня 1941 года, накануне войны обнародовано постановление Совнаркома СССР об обеспечении пенсией военнослужащих и их семей.

    Закон о пенсии

    В 1956 году, 14 июля вышел в СССР закон о пенсии. В нем говорилось, что на пенсию могут идти мужчины в возрасте 60 лет. При минимальном стаже 25 лет. И женщины 55 лет при стаже не менее 20 лет. Если условия труда были тяжелые, или значимые для советского общества – это врачи, учителя – такие граждане на пенсию могли уйти раньше.

    Размер пенсий был от 70 до 120 рублей. Минимальная пенсия – 35 рублей. Это значит типа социальной. Тем кто не работал и достиг пенсионного возраста или те, у кого не хватило стажа. Максимальная пенсия по старости – 120 рублей.

    Расчет пенсий высчитывали от среднего заработка за последний год, или по за любую пятилетку. В период десяти лет непрерывной работы. Также были надбавки. У мужчин – за 35 лет стажа. У женщин – 30 лет стажа. А за работу без перерыва больше 15 лет делали надбавку 10%, а за 25 лет на одном месте при стаже в 35 лет – 20% надбавки. Кто хорошо зарабатывал на производстве и работал на одном месте, те получали хорошие пенсии.


    Что интересно, в этой системе, пенсионного фонда не существовало. Выплата пенсий производилась из бюджета, которые пополняли предприятия.

    У колхозников была другая система выплат. До 1964 года за пенсию колхозников отвечали колхозные артели, у которых были специальные фонды. А с 1964 года по пенсионному обеспечению своих граждан взяло на себя государство.

    Средний размер пенсии составлял 100 рублей. Сельская пенсия была меньше городской процентов на 15. Но у сельских пенсионеров была привилегия. Пенсионер на селе мог работать и получать полностью пенсию. А вот в городе были проблемы. Зарплата и пенсия в сумме не могла быть выше определенной суммы.

    Расчеты пенсий

    Если зарплата была:

    • до 50 руб в месяц, пенсия 85% – 40 руб.
    • от 50 до 60 руб. – пенсия 75% – 42,50
    • от 60 до 80 руб. – пенсия 65% – 45 руб.
    • от 80 до 100 руб. пенсия 55% – 52 рубля.
    • от 100 и выше – 50% от заработка..

    Член политбюро получал пенсию 500 рублей. Кандидат – 400. Секретари ЦК – 300. Военные пенсионеры до полковника – 250 рублей. Выше – 300 рублей. Академики – 500 руб.

    Граждане, получившие инвалидность на предприятии или по профзаболеваниям, получали

    • I группа – 110% от зарплаты.
    • II группа – 100% от зарплаты.
    • III группа – 65% от зарплаты.

    По общим заболеваниям;

    • I группа – 100% от зарплаты.
    • II группа – 90% от зарплаты.
    • III группа – 45% от зарплаты.

    Льготы

    Кроме пенсий, советский пенсионер мог рассчитывать и на льготы. Например существовали выплаты предприятиями из общественных фондов. Некоторые пенсионеры получали выплаты на районных и даже союзных уровнях.

    Пенсионерам почаще выдавали путевки в санатории и курорты. Внукам пенсионеров облегчали получение путевок в пионерские лагеря. Существовали специализированные магазины «Ветеран». Записывались на льготных правах, например на очередь для приобретения дачных участков.

    Да и что скрывать, была и льготная очередь по удостоверению ветерана.

    Коэффициент замещения

    В 1932 году по указанию Иосифа Сталина был установлен коэффициент замещения. Он должен был составлять 50%. Что это значит? А это соотношение средней пенсии к средней зарплате. Значит величина пенсии обязательно должна равняться 50% средней зарплате по стране. В 2018 году, замещение в России составляло 32,8%.

    Спасибо за внимание!

    4 налога, от которых освобождены пенсионеры России, можно ознакомиться Подробнее >>>

    О каких трех надбавках Пенсионный фонд умалчивает, а пенсионерам о них стоит знать, можно ознакомиться Подробнее >>>

    Почему пенсионерам опасно менять банк, в котором они получают пенсию? можно ознакомиться Подробнее >>>

    Пенсии в СССР выплачивались из взносов в предприятия государственного и социального страхования. Взносы в Советском Союзе выплачивались без каких-либо вычетов из заработных плат.

    Более того: даже отсутствие таких взносов не лишало рабочих и служащих права на пенсионные выплаты.


    Пенсия до и после революции в России и в Советском Союзе

    В России впервые начали платить пенсии после революции.

    В августе 1918 г были введены пенсии для бывших военнослужащих, в частности – для военных инвалидов, служивших в Красной Армии.

    В 1923 г к ним присоединились партийные активисты. Но это относилось только к категории старых большевиков и политкаторжан, а вовсе не к тем, кто условно вступил в партию в 1918 г.

    В 1928 г было очередное расширение: пенсии стали выплачиваться людям, работающим в горнорудной и текстильной промышленности.

    В 1935 году выплата пенсий по нетрудоспособности и старости возлагалась на артели, в которых создавался специальный фонд.

    Крестьяне в дореволюционной России в принципе не получали никаких пенсий. При советской власти пенсии колхозникам платили далеко не сразу. Только в начале 60-х годов стали происходить дополнительные изменения в социальной сфере. Именно тогда появилась всеобщая пенсионная система.

    Были 2 базовые конструкции:

    • пенсия рабочим и служащим государственных предприятий;
    • пенсия колхозникам.

    До этого времени советская власть не обращала на это никакого внимания.

    В 1974 г было введено пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца. При этом некоторые категории граждан получили право на назначение пенсии по выслуге лет. Но эти нормы регулировались специальными законами.

    Интересно, что в 1920 г был подписан особый декрет о «персональных пенсиях». Это относилось к лицам, которые имели «особые заслуги» перед революцией. Максимальный размер персональной пенсии составлял 1,2 тыс. р.

    Первая реформа

    Специальным постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 г произошло утверждение кодекса законов о льготах и преимуществах для военнослужащих РККА, для лиц, находящихся на службе на флоте, а также для членов их семей, включая детей.

    Всеобщие пенсии ввели только в 1937 г, к 20-летию Великой Октябрьской Социалистической Революции.

    Накануне ВОВ было введено постановление, определившее размер пенсии в СССР. Он зависел от стажа работы, от размера заработной платы и причин нетрудоспособности военнослужащих.

    Вторая реформа

    Закон о государственных пенсиях был принят в 1956 г. Дополнения к этому закону СССР вышли в 1964 г (закон о пенсиях и пособиях членам колхозных хозяйств). Только после этого колхозники получили относительно равные права с рабочими.

    Согласно закону СССР о государственных пенсиях, формирование и начисление пенсий было возможно в отношении:

    • рабочих и служащих;
    • военнослужащих;
    • граждан, ставших инвалидами (им выплачивалась пенсия по инвалидности);
    • членов семей в т. ч. детей вышеуказанных граждан (в случае потери кормильца).

    Также выплачивались пенсии по старости и пенсии за выслугу лет.

    Когда уходили на отдых

    Мужчины выходили на пенсию в 60 лет, женщины – в 55 лет. Эта планка существовала с начала 30-х годов.

    При этом повышение возрастной рамки пенсий государству было невыгодно. Ранний выход на пенсию обозначался как компенсация невысокого размера самих пенсионных выплат.

    Пенсионный минимум в СССР

    Минимальная пенсия в СССР (пенсия по старости) официально составляла 35 р.

    Средняя пенсия в СССР составляла 65 рублей. Максимальная пенсия в СССР составляла 120 р.

    Рабочий стаж

    При начислении пенсий учитывался стаж работы. Это касалось абсолютно всех профессий. После реформы 1956 г было установлено, что допускается уход на пенсию после 25 лет (мужчины) и после 20 лет (женщины) труда.

    Выход на отдых досрочно

    Право на досрочный выход на пенсию появилось только в 1991 г. Это касалось мужчин, имеющих трудовой стаж 42 года, и женщин, имеющих трудовой стаж 37 лет.

    Им пенсия назначалась на 2 года раньше общеустановленного возраста выхода на пенсию. Этот закон стал действовать во всех республиках бывшего СССР.

    Выходить на пенсию раньше положенного срока разрешалось в случае:

    • опасных условий труда;
    • работы в экстремальных условиях (в 1 очередь это относилось к гражданам, работавшим на крайнем Севере, им начисляли «северную пенсию»).

    Сколько получали при Советском Союзе

    В 60-80-е гг существовало понятие о пенсии союзного значения. Средний размер такой пенсии, согласно Конституции СССР, составлял 252 р./мес. Размер республиканских и местных пенсий в СССР – 162 р. и 140 р. соответственно.

    Расходы на пенсию в СССР

    Расходы на пенсии в СССР с 1940 г по 1986 г

    Предполагалась прибавка к пенсии – ежегодная выплата на оздоровление.

    Средний уровень пенсионной системы был достаточно низким (особенно в сравнении с европейскими странами, хотя бы теми, которые входили в социалистический лагерь).

    Как только цены на нефть стали падать, выяснилось, что залатать бюджетные дыры невозможно. Соответственно, одними из первых пострадали пенсионеры, численность которых за 30 лет увеличилась с 14 млн до 34 млн человек. Пенсионные ставки при этом оставались неизменными.

    В 1980 году доля дотации из бюджета в фонд социального страхования достигла 60%. Конституция СССР декларировала общие социальные гарантии. При этом общий уровень жизни неукоснительно снижался.

    До 80% малообеспеченных людей были именно пенсионерами преимущественно старшего и преклонного возраста. Повышать им пенсии (в размере 15-20 р.) не было никакой возможности.

    Профессиональные пенсионные выплаты

    Доплата (надбавка к пенсии) квалифицированным специалистам выплачивалась пожизненно: сначала в виде надбавки к заработной плате, а потом – к пенсии.

    Сумма по советским меркам была гигантской. Но людей, которым могли начислять дополнительные выплаты, было немного. У всех остальных социальные пенсии были гораздо скромнее.

    Сколько платили труженикам

    В 30-е годы было осуществлено введение льготных добавок престарелым колхозникам и единоличникам.

    В 60-е годы пенсия в колхозах выплачивалась по 6-8 р. У некоторых при общем стаже по 40 лет, стаж для пенсий был неполный, так как колхозный стаж не учитывался при уходе на пенсию с госпредприятия.

    В середине 60-х гг колхозник-крестьянин получал 12-14 рублей, потом (примерно к середине 70-х гг) 20-24 р.

    Колхозники, вышедшие на пенсию в 1962 г, имевшие к этому моменту стаж 31 год, могли получать пенсии в размере 6 рублей. В 1974 году пенсию им повысили до 12 р., а в 1984 увеличили ещё раз, и выплата стала уже 40 р.

    Льгот для колхозников никаких и не было. Помогали только инвалидам войны.

    Учитель при з/п в 220 р. получал пенсию в размере 130 р. Расчёт пенсии преподавателя осуществлялся, исходя из стажа.

    Сметчик, решивший уйти на пенсию в 1965 г, и имевший з/п в размере 120-140 р., получал пенсию 85 рублей.

    Во времена СССР минимальная пенсия шахтёра начислялась из расчёта: 10 лет – 120 р., 15 лет – 140 р., 20 лет – 160 р., 25 лет – 180 р.

    Пенсии у военных

    В союзе были миллионы военных пенсионеров. Военные пенсии СССР были в 2 раза выше, чем у обычных тружеников.

    Отставные офицеры армии (например, те, кто находился в звании полковника) и государственной безопасности могли получать пенсионное жалование в размере 250 р./мес. Служащие МВД СССР получали 220 р./мес.

    Героям СССР денежное довольствие только за саму медаль выплачивали в размере 240 р./год или 20 р./мес. Ветераны ВОВ получали дополнительные льготы на получение жилья, машины, проезда любым видом общественного транспорта.

    Выплаты инвалидам

    Минимальные размеры (минимум) пенсионных выплат по инвалидности:

    • 1 группа: 75 р.;
    • 2 группа: 50 р.;
    • 3 группа: 26 р.

    Максимальные размеры: для 1–2 группы – 120 р., 3 группа – 60 р.

    Размеры пенсий по потере кормильца:

    • 3 и более членов семьи: 75 р.;
    • 2 члена семьи: 50 р.;
    • 1 член семьи: 28 р.

    Депутатские пенсии

    В 2015 г в Госдуме выступили с предложением увеличить размер пенсии первым советским народным депутатам.

    Предполагалось, что размер пенсии депутата СССР должен составлять 200 тыс. р./мес. Это на 55% меньше, чем размер пенсии нынешних депутатов Госдумы.

    Что насчёт работающих пенсионеров

    Пенсии работающим пенсионерам в РФ не индексируются с 2016 г. В 2021 г планируется их увеличение: сейчас этот вопрос прорабатывается на уровне президента и правительства.

    Советские и российские пенсии

    Не стоит сравнивать пенсии в России и СССР, уровень жизни тогда и сейчас совершенно разный.

    В СССР пенсия рассчитывалась так: если средняя з/п была до 50 р./мес., то пенсионерам выплачивалось 85% от з/п, т. е., 40 р.

    Если размер месячной з/п составлял 50–60 р., то пенсия составляла 75% от неё. В итоге пенсионер получал около 43 р.

    Размер пенсии в СССР

    Какую пенсию с какой зарплаты платили в СССР

    В России страховая пенсия по старости рассчитывается по следующей формуле: сумма пенсионных коэффициентов множится на стоимость 1 пенсионного коэффициента в году назначения выплат. Далее прибавляется сумма фиксированной выплаты.

    Нынешний кризис больнее всего ударил по людям предпенсионного возраста. Считается, что число пенсионеров будет сокращено за счёт увеличения возраста выхода на пенсию. При этом далеко не факт, что у нынешнего поколения вообще будет хоть какая-то пенсия.

    Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения военнослужащих Красной Армии и их семей в СССР во время Великой Отечественной войны определялись принятыми органами государственной власти и военного управления указами, постановлениями, приказами, директивами, распоряжениям и инструкциями. Пенсии в большинстве случаев обуславливались инвалидностью лиц, полученной в результате ранений, увечий и заболеваний, связанных с пребыванием на фронте, или гибелью лиц и пропажей без вести. В советском законодательстве учитывались особенности военной службы в боевой обстановке и поэтому предусматривались специфические меры и способы пенсионного обеспечения, гарантировалась защита прав и интересов военнослужащих и их семей.

    Ещё до войны постановлениями СНК СССР 1940 года от 16 июля № 1269 «О пенсиях военнослужащим рядового и младшего начальствующего состава срочной службы и их семьях» и от 12 ноября № 2291 «О дополнении постановления СНК СССР от 16 июля 1940 г.» был установлен порядок пенсионного обеспечения военнослужащих рядового и сержантского состава по призыву и их семей. Эти категории военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранений, контузий или увечий, полученных в боях при защите Родины, при исполнении иных обязанностей военной службы, а также вследствие заболеваний на фронте, являвшихся до призыва на военную службу рабочими или служащими, обеспечивались пенсией в размерах в зависимости от групп инвалидности (от 50% до 100% среднемесячной зарплаты).

    Семьи погибших на фронте получали право на пенсию в размере от 35% до 60% их среднемесячной зарплаты. Это право распространялось также на семьи без вести пропавших. Семьям военнослужащих, у которых заработная плата была невысокой, пенсии начислялись в твёрдых ставках. Если военнослужащие рядового состава становились инвалидами вследствие несчастных случаев, не связанных с пребыванием на фронте, пенсии назначались им в размерах, установленных в порядке социального страхования рабочих и служащих от общих заболеваний, но с предоставлением льгот в том случае, если они не имели необходимого для назначения пенсии стажа работы или не работали до призыва на военную службу в качестве рабочих или служащих. Военнослужащим и их семьям, проживавшим в сельской местности и связанным с сельским хозяйством, пенсии назначались в размере 80% от назначенной суммы (даже в этом ущемлялись права крестьян)(Государственный архив Волгоградской области. Ф. 4528, оп. 1, д. 1, л.5-6).

    Постановлением СНК СССР от 5 июня 1941 года № 1474 «О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава, лицам младшего начальствующего состава, лицам младшего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава сверхсрочной службы и их семьям» предусматривались пенсии за выслугу лет и по инвалидности, а семьям – по случаю потери кормильца выходное пособие. Пенсии за выслугу лет офицерам и сверхсрочнослужащим устанавливались при наличии не менее 25 лет выслуги. При этом один месяц службы в войсках действующей армии засчитывался за три. Пенсии и пособия семьям умерших, погибших или пропавших без вести офицеров и сверхсрочнослужащих определялись в зависимости от количества нетрудоспособных в семье, причины смерти военнослужащего и размеров его прежнего денежного содержания. Таким образом, существенно повышалось социальное обеспечение указанных категорий граждан (Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ), ф. 80, оп. 12295, д. 1764, л. 78-79).

    Постановлением СНК СССР от 5 июня 1941 года № 1475 был утверждён «Перечень специалистов рядового состава сверхсрочной службы Красной Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск, имеющих право на пенсии и пособия» согласно постановлению СНК СССР за № 1474 (ЦАМО РФ, ф. 80, оп. 12295, д. 478, л. 49).

    Уже 25 августа 19941 года директивой начальника Главного управления кадров НКО СССР генерал-майора А. Румянцева № ГУК 7/45/2508 был установлен порядок оформления пенсий отделами кадров военных округов семьям лиц начальствующего состава, погибших в боях против немецко-фашистских захватчиков. Назначение пенсий производилось на основании выписок из приказов по Главному управлению кадров НКО СССР, Управлению кадров ГлавПУ РККА (Главного политического управления РККА), Управлению кадров Главного управления Военно-воздушных сил и Главного санитарного управления Красной Армии об исключении погибших из списков личного состава РККА в связи со смертью. Выписки из приказов рассылались в отделы кадров округов, которые в свою очередь отправляли соответствующие распоряжения районным военным комиссариатам по месту жительства семей. Пенсии назначались согласно тем должностям, которые занимали погибшие на момент смерти, даже если они не были на них утверждены документально (ЦАМО РФ, ф. 80, оп. 12295, д. 1322, л. 1).

    В тех случаях, когда отделам кадров не были известны последние должности погибших, впредь до получения данных о них начисление семьям пенсий производилось из условных окладов содержания: «младших лейтенантов, лейтенантов и им соответствующих – 600 рублей; старших лейтенантов и им соответствующих – 650 рублей; капитанов и им соответствующих – 725; майоров и им соответствующих – 850; подполковников и им соответствующих – 900; полковников и им соответствующих – 1100; лиц высшего начсостава – 1400 рублей» (ЦАМО РФ, ф. 80, оп. 12295, д. 1322, л. 2).

    Семьям погибших лиц среднего, старшего и высшего начальствующего состава запаса, мобилизованных в народное ополчение, пенсии назначались по занимавшимися ими должностям начальствующего состава согласно постановлению СНК СССР от 5 июня 1941 года № 1474 (ЦАМО РФ, ф. 80, оп. 12295, д. 1288, л. 2).

    В начале Великой Отечественной войны учёт и обеспечение пенсионеров Наркомата обороны СССР, которые к тому моменту вынуждены были эвакуироваться из районов военных действий, ухудшились. Эти лица в течение продолжительного периода не могли своевременно получать пенсии вследствие того, что в большинстве своём не имели при себе документов, а по прибытии в тыловые районы страны не могли доказать свою принадлежность к пенсионерам НКО(ЦАМО РФ, ф. 80, оп. 12295, д. 1764, л. 78). Особенно в затруднительном положении оказались инвалиды войны. В связи с этим распоряжением СНК СССР от 12 ноября 1941 года № 10160 было разрешено Наркомсобесу РСФСР, а также наркоматам социального обеспечения союзных республик в отдельных случаях назначать инвалидам войны пенсии по свидетельским показаниям (Лиознер Д. А., Писарев Ф. И., «Льготы для военнослужащих и их семей», Алма-Ата: Казахское объединённое государственное издательство, 1943, стр. 73).

    Согласно директивным указаниям начальника Финансового управления Красной Армии (ФУ КА) от 28 октября 1942 года № 100391/2810 инвалидам войны, не имевшим документов, подтверждавших их принадлежность к начальствующему составу КА, пенсии не назначались, а обратившиеся лица направлялись в органы собеса для оформления пенсий наравне с младшим начальствующим составом. После получения этими лицами документов, подтверждавших их принадлежность к начальствующему составу, им назначались пенсии НКО со дня возникновения права на пенсию по инвалидности (ЦАМО РФ, ф. 80, оп. 12295, д. 1288, л. 20). Значительно позже, 24 декабря 1944 года, была издана директива ФУ КА № 145734с «О порядке назначения пенсий офицерам-инвалидам, возвратившимся из плена и прошедшим спецпроверку». В ней устанавливалось, что этим лицам, восстановленным в офицерском звании и уволенным из Красной Армии, пенсии по инвалидности или за выслугу лет назначались согласно постановлению СНК СССР от 5 июня 1941 года № 1474 наравне с инвалидами войны. При этом время пребывания в плену и на спецпроверке засчитывалось в выслугу лет в Красной Армии календарным порядком. Офицерам, возвратившимся из плена, денежное содержание за период содержания их в плену и на спецпроверке не выплачивалось. Полученные семьями этих офицеров пенсии, единовременные и возвратные пособия за время нахождения в плену и на спецпроверке не взыскивались (ЦАМО РФ, ф. 80, оп. 12295, д. 1322, л. 70-73).

    Во время войны постоянно увеличивалось количество военнослужащих и их семей, получавших право на пенсии, в том числе и инвалидов войны (известно, что число погибших военнослужащих в 1942 – 1945 гг. составило 8 млн 744,5 тыс. человек) (Кривошеев Г.К., Андронников В.М., «Великая Отечественная война без грифа секретности. Книга потерь: новейшее справочное издание», М.; Вече, 2009, стр. 376). Например, если ФУ КА в период с 22 июня 1941 года по 1 апреля 1942-го инвалидам была назначена 2961 пенсия, а семьям военнослужащих – 14 118, то на 1 ноября 1942 года количество пенсий уже составляло 23 938 и 57 171 соответственно (ЦАМО РФ, ф. 80, оп. 12295, д. 1289, л. 2). , а в 1945 году среди всех пенсионеров Наркомата обороны почти четвёртую часть составляли члены семей (Тиванов В.В., «Развитие финансов Вооружённых сил после Великой Отечественной войны», М.; Военный финансово-экономический факультет при Финансовой академии, 1995, стр. 156-157).

    Что касается реорганизации всей деятельности по назначению пенсий, то постановление ГКО от 11 марта 1942 года № 1424 «О передаче назначения пенсий лицам начальствующего состава и сверхсрочнослужащим Красной Армии, а также семьям этих лиц из ведения Главного управления кадров НКО в ведение Финансового управления при НКО» приблизило эту работу к военным комиссариатам, инвалидам и семьям погибшего офицерского состава (ЦАМО РФ, ф. 80, оп. 12295, д. 1764, л. 78-80) . Данным постановлением на начальника ФУ КА при НКО СССР генерал-лейтенанта Я. Хотенко была возложена ответственность за своевременное назначение и упрощённое оформление пенсий лицам высшего, старшего, среднего начальствующего состава и сверхсрочнослужащим РККА, а также их семьям, введены изменения в штаты ФУ КА, финансовых отделов военных округов (фронтов) и финансовых органов республиканских, краевых, областных (а в Москве и Ленинграде – городских) военных комиссариатов. Для оптимизации пенсионного обеспечения семей погибших, умерших и без вести пропавших устанавливалось, что приказы об исключении из списков личного состава Красной Армии погибших офицеров должны издаваться Главным управлением формирования и укомплектования войск РККА независимо от рода войск, в котором состоял погибший, после чего эти приказы рассылались по соответствующим управлениям и военным округа.

    Областные и республиканские военкоматы в начале своей деятельности, получив функции по назначению пенсий в 1942 году, на первых порах работали недостаточно организованно, а пенсионная работа имела ряд недочетов, как в организации управленческого аппарата, так и в своевременном назначении пенсий. Так, по состоянию на 1 января 1943 года в военкоматах Приволжского военного округа имелось много неотработанных пенсионных дел: в Саратовском областном военном комиссариате (ОВК) - 1377, Куйбышевском ОВК – 2758, Пензенском ОВК – 1505 материалов (ЦАМО РФ, ф. 80, оп. 12295, д. 1764, л. 78-80).

    В дальнейшем военные комиссариаты наладили пенсионную работу. Так, по отчётным данным за IV квартал 1944 года, лучшие результаты по отработке пенсионных материалов имели Московский и Уральский военные округа, в которых среднемесячная отработка составляла 88 и 77,7 процентов соответственно. Необходимо отметить, что высокие результаты были достигнуты в тех округах, где данным направлением руководили начальники их финансовых отделов, а областные комиссариаты осуществляли систематический контроль за районными военкоматами и принимали необходимые меры к налаживанию пенсионной работы (ЦАМО РФ, ф. 80, оп. 12295, д. 1321, л. 19).

    ФУ КА и органы военной прокуратуры проводили постоянные проверки деятельности областных и районных военкоматов, в результате которых выявлялись серьёзные недочёты в работе по пенсионному обеспечению офицеров – инвалидов войны и семей погибших военнослужащих. В пенсионной деятельности районных военкоматов чаще всего встречались следующие недостатки: частая смена работников, связанных с оформлением пенсионных дел, вследствие чего пенсионные материалы представлялись в ОВК недооформленными и с большими задержками; незаконное удержание извещений на погибших и без вести пропавших военнослужащих. Например, в Ново-Малыкском РВК Ульяновской области в августе 1945-го среди подшитых документов 1944 года были обнаружены 9 извещений о гибели офицеров, родственники которых об этом не знали более года, в четырёх РВК г. Ленинграда – 258 не вручённых семьям извещений ( Смольнинский, Октябрьский, Московский и Кировский районные военкоматы) (ЦАМО РФ, ф. 80, оп. 12295, д. 1321, л. 58-59).

    При назначении пенсий недостаточно изучались документы, предоставляющие на это право. Так, в 1942 году финансовый отдел Южно-Уральского военного округа назначил пенсию инвалиду войны старшему лейтенанту В. Фихтерову, а в начале 1943-го под подложным документам ему же определили пенсию и в Московском городском военкомате. Фихтеров после этого скрылся и был объявлен в розыск. Такие случаи, как свидетельствуют документы исследования, были не единичны (ЦАМО РФ, ф. 80, оп. 12295, д. 1288, л. 110-111).

    Однако тогда имели место и обратные ситуации, когда простые советские граждане отдавали свои последние средства во благо повышения мощи страны. Например, инвалид войны Михаил Иванович Мендель в сентябре 1943 года уволился из Красной Армии в запас по заключению врачебной комиссии ВТЭК и должен был получать пенсию в размере 300 рублей в месяц. Но как патриот своей Родины от отказался от получения денежных средств на весь период военного времени (согласно его заявлению с 10 мая 1945 года выплату возобновили) (ЦАМО РФ, ф. 80, оп. 12295, д. 1321, л. 53).

    В 1943 году СНК СССР принял ряд постановлений, касавшихся установления порядка назначения и размеров пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца: 5 августа за № 863 «О пенсиях личному вольнонаёмному составу, занятому на возведении оборонительных рубежей в органах управления оборонительного строительства и инженерных войск Красной Армии» (ЦАМО РФ, ф. 80, оп. 12295, д. 1288, л. 77-78); 28 октября за № 1181 «О пенсиях работникам Наркомсвязи, работающим в районах военных действий, и их семьям» (ЦАМО РФ, ф. 80, оп. 12295, д. 1288, л. 69-71).

    В связи с постоянным ростом лиц, получившим право на пенсионное обеспечение, из числа рядового и младшего начальствующего состава и необходимостью совершенствования социальной сферы порядок назначения и выплаты пенсий неоднократно видоизменялся и уточнялся. Так, приказом заместителя НКО СССР генерал-полковника Е. Щаденко от 15 апреля 1943 года № 167 было объявлено распоряжение СНК СССР от 22 февраля 1943 года № 3849-Р «Об образовании при районных (городских) исполкомах советов депутатов трудящихся комиссий по назначению пособий и пенсий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава». На основании этого распоряжения произошла передача функций по назначению и выплате пособий и пенсий семьям военнослужащих от органов социального обеспечения управлениям и отделам по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих (Русский архив: Великая Отечественная: приказы Народного Комиссара обороны СССР (1943-1945 гг.), М.; Терра, 1997, т. 13 (2-3), стр. 118-119).

    Дальнейшее развитие и совершенствование пенсионная система военнослужащих по призыву получила в результате принятия органами государственной власти и военного управления ряда других документов. Так, 17 июня 1943 года постановлением СНК СССР № 668 утверждалась новая инструкция «О порядке назначения и выплаты пособий и пенсий семьям рядового и младшего начальствующего состава». Согласно документу семьи военнослужащих, без вести пропавших в период боевых действий, приобретали право на пенсии наравне с семьями погибших на фронте. Право на пособие в случае смерти военнослужащего имели семьи: военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава, курсантов, кроме сверхсрочнослужащих, добровольцев рядового и младшего начальствующего состава, медицинских сестёр, состоявших на должностях младшего медицинского состава. Право на пенсии приобрели также семьи погибших работников транспорта, работавших в районах военных действий (ЦАМО РФ, ф. 80, оп. 12295, д. 1321, л. 28).

    В исследуемый период органы государственной власти также предусмотрели такие ситуации, когда назначение и выплата пенсий были необходимы другим родственникам погибших или пропавших без вести военнослужащих, на иждивении которых они находились. Постановлением СНК СССР от 14 сентября 1943 года № 986 «О пособиях и пенсиях семьям военнослужащих» было установлено, что дед и бабка военнослужащего, состоявшие на его иждивении и не имевшие других родственников, в случае смерти военнослужащего обеспечивались пенсией согласно постановлениям СНК СССР от 16 июня 1940 года № 1269 и от 5 июня 1941 года № 1474 (ЦАМО РФ, ф. 80, оп. 12295, д. 1321, л. 89а).

    Таким образом, деятельность органов государственной власти и военного управления по организации пенсионного обеспечения военнослужащих Красной Армии и членов их семей в годы Великой Отечественной войны сыграла важную роль в обеспечении их необходимыми средствами в тяжёлых экономических условиях военного времени, что в итоге способствовало повышению морально-психологической устойчивости бойцов и командиров и успешному решению ими боевых задач.

    Подполковник К. А. НАСОНОВ

    Расчет пенсии производился из учета либо средней зарплаты, которую человек получил за год до выхода на заслуженный отдых, либо по его выбору за любую пятилетку из десяти лет непрерывной работы. За дополнительный стаж полагались надбавки: за 35 лет стажа у мужчин, и 30 лет у женщин, а также за труд без перерывов более 15 лет полагалось 10 процентов, за 25-летнюю работу на одном и том же месте при общем трудовом стаже в 35 лет полагались дополнительные 20 процентов.



    Максимальная пенсия по старости была не более 120 рублей.

    Особенностью советской системы пенсионных выплат было то, что не было централизованного единого пенсионного фонда. Предприятия платили страховые взносы в бюджет, из этих средств выплачивались пенсии. Отдельный разговор — пенсия колхозника. За их обеспечение отвечали колхозные артели, которые обладали специальным фондом для таких выплат. В 1964 году с принятием нового пенсионного законодательства страна взяла на себя обязательство по выплате пенсий всем гражданам.
    СССР во многом сделал весомый вклад в политику современной России. Именно во время существования сверхдержавы было создано всеохватывающее пенсионное обеспечение. Этот исторически важный закон был издан 14 июля 1956 года.



    Для расчёта пенсионного оклада использовали 2 варианта:

    ПЕНСИЯ В 1980 ГОДЫ

    РАЗМЕР ПЕНСИИ В 1985 ГОДУ

    СРЕДНЯЯ ПЕНСИЯ

    МАКСИМАЛЬНАЯ ПЕНСИЯ

    Пенсия народных депутатов


    В 1989 году высшим органом власти были назначены народные депутаты, которые проводили съезды для обсуждения государственных вопросов. Последний съезд состоялся 05.09.1991. Именно в этот день было принято решение о самороспуске депутатов. В настоящий момент большинство народных депутатов вышли на пенсию по старости и в Государственной думе подняли вопрос о повышении пенсионных выплат для данной категории граждан. На сегодняшний день количество «бывших» народных депутатов составляет всего 285 человек.
    Министерство труда и социальной защиты предлагает установить размер пенсии 200 000 рублей. Основная причина разработанного законопроекта — ликвидация положения о персональных пенсиях для данной категории граждан, в соответствии с которым народные депутаты и их семьи могли получать достойную пенсию. Закон о пенсии Основным законопроектом СССР, который регулировал вопросы начисления пенсии, является закон «О государственных пенсиях» от 14.07.1956. В законе закреплены такие важные моменты, как: максимальный пенсионный возраст; стаж; среднемесячный размер пенсии и прочее.
    Многие пункты законопроекта давно устарели, однако разработанная реформа в 1956 году позволила пожилым людям получать достойную пенсию. При этом не учитывалась ежегодная инфляция, ведь цены на товары с каждый годом только росли. Поэтому в реформу постоянно вносились коррективы и даже в настоящий момент органы власти планируют кардинально изменить пенсионную систему, чтобы граждане смогли самостоятельно формировать будущую пенсию.

    Интересные факты



    О пенсиях в СССР пишут чаще всего в двух видах.

    В радужном: каждый советский пенсионер получал в месяц 100-120 рублей.
    В коричневом: совковые пенсионеры жили на 10-15 рублей в месяц. Занимательно, что и радужисты, и коричневые по своему правы…

    По единой шкале пенсия по возрасту на общих основаниях для рабочих и служащих исчислялась так (1980-е годы):

    Месячный заработок в рублях | В % к заработку | Наименьший размер пенсии в рублях
    До 50 руб. — 85% от заработка — 40 руб.
    От 50 до 60 руб. — 75% к заработку — 42 руб. 50 коп.
    От 60 до 80 руб. — 65% к заработку — 45 руб.
    От 80 до 100 руб. — 55% к заработку — 52 руб.
    От 100 и выше — 50% к заработку — 55 руб.

    Размер пенсии в СССР зависел от зарплаты. Уборщица на заслуженном отдыхе получала 70-80 рублей, специалист – 120-150. Какой-нибудь старый большевик мог получать персональную пенсию Союзного значения – 300 рублей. Для людей, по каким-то причинам не работавших или недобравших трудового стажа была предусмотрена социальная пенсия в 35 рублей – минимальная пенсия в СССР. Средняя пенсия в СССР, таким образом, составляла приблизительно 100 рублей – стоимость полтонны пшеничного хлеба или мужского костюма-тройки из чистой шерсти.


    Сельским жителям назначалась пенсия на 15% меньше, чем рабочим и служащим. То есть, максимальная пенсия для этой категории граждан составляла 102 рубля, а минимальная — 34 рубля. В тоже время, сельчане имели определенное преимущество перед рабочими и служащими. Дело в том, чтоработающие сельские пенсионеры получали пенсию полностью, не взирая на размер их заработка. У рабочих и служащих с этим было посложнее -работающий пенсионер не мог иметь общий доход (пенсия+зарплата) свыше определенной суммы. В случае превышения лимита пенсия снижалась на размер этого самого превышения.
    Пенсия по возрасту на общих основаниях устанавливалась при достижении мужчинами 60 лет, а женщинами 55 лет, при общем стаже работы не менее 25 и 20 лет соответственно.

    Пенсия по возрасту при неполном стаже работы назначалась рабочим и служащим при наличии следующих условий:
    • достижение пенсионного возраста (см. выше) в период трудовой деятельности,
    • если они проработали в общей сложности не менее пяти лет,
    • непосредственно перед выходом на пенсию проработали не менее трех лет,
    • обратились за пенсией не позже месячного срока со дня прекращения работы. Отметим, что к этой пенсии надбавки не начислялись.

    К стандартной пенсии полагались еще и надбавки (это не касалось пенсионеров с неполным стажем работы).
    Надбавка 1: За непрерывный стаж работы (больше 15 лет) — 10%.
    Надбавка 2: За длительный стаж работы (свыше 35 лет у мужчин и свыше 30 лет у женщин) — 10% Обе надбавки не могли быть начислены одновременно. Либо первая, либо вторая.
    Надбавка 3: За длительный непрерывный стаж на одном предприятии (25 лет) при длительном общем стаже (35 лет) — 20% Эта надбавка не могла быть начислена с другими надбавками.

    Читайте также: