Отменят ли пенсии в белоруссии

Опубликовано: 01.05.2024

Фонд соцзащиты населения столкнулся с большими проблемами. Уже скоро может потребоваться новое повышение пенсионного возраста.

В мае на пенсионном учете в Беларуси состояли 2,515 млн человек. Средний размер назначенных пенсий составил всего 433,3 BYN. По сравнению со средней зарплатой средняя пенсия достигла лишь 35,3%.

Напомним, на 2020 год правительство ставит задачу, чтобы довести соотношение пенсий и зарплат к 40%. Аналогичные задачи были и в предыдущие годы, но всякий раз мешало это сделать: то бурный рост зарплат, то затяжной кризис.

Почему в Беларуси такие низкие пенсии и что с ними будет дальше?

Начнем с азов. В Беларуси до сих пор работает солидарная система выплаты пенсий. Это значит, что пенсии нынешним пенсионерам выплачиваются из текущих зарплат работников. Чем больше работников и чем меньше пенсионеров, тем выше размер пенсий.

Солидарная система хорошо работает в молодых обществах с высокой рождаемостью. Сейчас к таким обществам относятся бедные страны Африки и Азии. Там практически каждое поколение оказывается больше предыдущего, что позволяет не тревожиться насчет выплат пенсионерам.

В Европе дела обстоят не так: здесь рождаемость давно ниже уровня естественного воспроизводства поколений (меньше 2,15 детей на женщину), а продолжительность жизни растет. Поэтому соотношение пенсионеров и работников постепенно меняется в пользу первых.

Европейцы выработали ответ — накопительную (страховую) пенсионную систему. В этой системе каждый человек копит на свою пенсию самостоятельно, а не надеется, что его пенсию выплатят за счет зарплат более молодых.

Так как Беларусь сохраняет солидарную систему, власти вынужденно идут на непопулярные меры — повышение пенсионного возраста. Этот процесс начался в 2017 году и завершится к . В результате пенсионный возраст для мужчин достигнет 63 года (было 60 лет), для женщин — 58 лет (было 55).

Также до 2025 года будет возрастать минимальный страховой стаж, который нужен для оформления пенсии по возрасту. Этот стаж достигнет отметки 20 лет.

Достаточно ли этих мер со стороны государства?

Абсолютное большинство пенсий в стране выплачивается из бюджета Фонда социальной защиты населения (ФСЗН). Исключение составляют силовики, которые не делают взносов в ФСЗН.

На выплату пенсий идут отчисления из фонда оплаты труда. Обычно это 34% от нанимателя и 1% от работника. За работника эти взносы в обоих случаях перечисляет работодатель, но по факту взносы существенно уменьшают возможную зарплату.

Упрощенный пример: фонд оплаты труда равен 1 000 BYN, в ФСЗН идет 35% от этой величины — 350 BYN. Значит начисленная зарплата составит 650 BYN. Потом из этой зарплаты вычитают подоходный налог (13%) и получается зарплата на руки в размере 565,5 BYN. Таким образом, из 1 000 BYN государство забирает 434,5 BYN.

В 2020 году взносы из оплаты труда наемных работников запланированы в объеме 14,977 млрд BYN. Это 87,1% всех доходов бюджета ФСЗН на текущий год.

Но одновременно плановые расходы ФСЗН в составляют 16,965 млрд BYN. Выходит, что разницу надо из покрывать. Этим источником уже несколько лет служит республиканский бюджет.

Несмотря на увеличение пенсионного возраста, в предусмотрены рекордные отчисления из республиканского бюджета в бюджет ФСЗН — 1,963 млрд BYN.

Между тем, кризиса и республиканский бюджет, и бюджет ФСЗН исполняются с большим скрипом. В мае доходы республиканского бюджета сократились на 40,1%.

Доходы бюджета ФСЗН в мае увеличились на 2,1%, а расходы — на 5,4%. Впервые за долгое время доходы ФСЗН снизились в реальном выражении (с учетом инфляции).

В случае с республиканским бюджетом падение объясняется недостачей экспортных пошлин и НДС на фоне кризиса в мировой и белорусской экономике. Бюджет ФСЗН страдает от сжатия фондов оплаты труда: предприятия переходят на неполную занятость, а то и вовсе увольняют работников — в итоге падают отчисления на пенсии.

Каков главный вывод из всего написанного?

Если власти будут держаться за солидарную пенсионную систему и не развивать накопительную, то с каждым годом пенсии будут все больше терять относительно зарплат. Чтобы удерживать баланс, в ближайшее время власти с высокой вероятностью объявят о новом повышении пенсионного возраста.

Некоторый задел для повышения имеется. Основные получатели пенсий в Беларуси — это женщины. Поэтому в «мягком» варианте им могут повысить пенсионный возраст до мужского (63 года). В «жестком» варианте возраст выхода на пенсию повысится для обоих полов (например, до 65 лет). Оправдание этому уже есть: в Евросоюзе пенсионный возраст давно выше (65–67 лет).

Конечно, белорусам не перестанут платить пенсии. Но пока в стране работает только солидарная система, размер этих пенсий будет деградировать. Жить на такие деньги можно лишь жестко ограничивая себя в любых тратах.

Александр Лукашенко анонсировал на ВНС возможную накопительную систему пенсий в Беларуси: «работник сможет перечислять на свой личный пенсионный счет до 3% от зарплаты, столько же добавит и работодатель». Проще говоря, государство предлагает белорусам для более-менее обеспеченной старости не рассчитывать на один лишь дефицитный ФСЗН, куда отчисляли взносы всю трудовую жизнь, а и копить самим. Наниматели уже недовольны: если обяжут помогать копить работникам на пенсию, вырастут расходы. FINANCE.TUT.BY рассказал подробно, что хотят ввести чиновники, кому это может быть на руку, к чему может привести.

Лукашенко анонсировал возможные новшества по пенсиям. Что хотят изменить и кому это может не понравиться

Что сказал Лукашенко про возможные пенсионные изменения

Александр Лукашенко заявил, что внес предложения и по совершенствованию пенсионной системы. Он подчеркнул, что «государство обязано приложить максимум усилий, чтобы жизнь человека в возрасте была полноценной и активной, и оно выполняет свои обязательства по пенсионному обеспечению, адаптируясь к новым реалиям». При этом было заявлено, что с 2018 года средний рост пенсий опережает инфляцию, то есть их размер перекрывает динамику цен.

Уточним, что реальные пенсии, которые рассчитываются с учетом инфляции, в 2020 году росли только 4 месяца — в мае, июле, августе, декабре, а в остальные месяцы — падали.

При этом Александр Лукашенко на ВНС признал, что уровень пенсий не такой высокий, как хотелось бы. «В связи с этим он предложил дальнейшее совершенствование пенсионной системы, в том числе поэтапно внедрять накопительную пенсионную систему», — приводят слова Лукашенко на его сайте.

«Видится правильным сохранить статус государства как оплота гарантированной пенсионной поддержки, поэтапно внедрять элементы накопительной пенсионной системы, позволяющей каждому работающему гарантированно увеличить будущую пенсию. Государство создаст для этого нужную инфраструктуру», — сказал Лукашенко.

Он предложил подготовить программу «3+3»: работник сможет перечислять на свой личный пенсионный счет до 3% от зарплаты, столько же добавит и работодатель.

Уточним, ранее чиновники уже заявляли о планах ввести новшества по накопительным пенсиям, но подробности держат в секрете.

Как могут выглядеть изменения по накопительным пенсиям

Основной вопрос по анонсированным Лукашенко пенсионным изменениям — накопительную пенсию сделают обязательной или добровольной. Это ключевой момент. Получить оперативный комментарий у чиновников в четверг не получилось.

Скорее всего, речь идет все-таки про добровольную накопительную пенсию. Предполагаем это, учитывая предыдущие заявления чиновников о том, что «череда девальваций подорвала доверие к финансовым инструментам» и белорусы не готовы к обязательной системе накопления, а также учитывая нынешнюю экономическую ситуацию в стране. Речь в том числе про то, что сейчас инфляция превышает прогнозные показатели, повышаются НДС на лекарства и многие продукты, детские товары, вызывает вопросы ситуация на валютном рынке.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Сейчас сложно представить, что белоруса, который зарабатывает 500 рублей, которых ему хватает только на жизнь от зарплаты до зарплаты, обяжут отчислять 3% от «получки» на будущую пенсию. Если обязать такого работника, да и человека с бОльшей зарплатой, откладывать на дополнительную пенсию, то это может вызвать дополнительное социальное напряжение.

А вот ситуацию, когда этому же белорусу с зарплатой в 500 рублей предлагают, а не обязывают, отчислять на дополнительную пенсию, а наниматель будет перечислять на счет еще столько же — уже более реалистичный вариант, что кто-то из работников согласится на это. Пусть и немногие. Тем более что предусмотрены налоговые вычеты, которые предоставляют работникам, которые через страховую компанию копят на дополнительную пенсию.

Наниматели же с большой вероятностью будут не в восторге от предложения чиновников. Из-за изменений может вырасти финансовая нагрузка на них. В компаниях, с которым мы пообщались, в целом негативно восприняли возможную необходимость «добавлять» средства на пенсионные счета сотрудников, которые заинтересуются возможностью копить на дополнительную пенсию. В некоторых компаниях говорят, что из-за этого возможного нововведения могут возникнуть ситуации, что с работниками, которые захотят воспользоваться схемой «3%+3%», решат попрощаться. «Недочеты в работе, которые могут стать причиной увольнения, можно найти почти у каждого», — уточнили в одной из частных организаций. Еще в одной компании предположили, что возможное нововведение, если и работников, и нанимателей обяжут заниматься накопительной пенсионной системой, — практиковать выплату зарплат «в конвертах». Однако про «обязаловку» по дополнительной пенсии, по всей видимости, пока речь не идет. Не исключено, что некоторые компании, если введут новшества, перенесут часть существующих бонусов или соцпакета на пенсионные выплаты.

Еще один вопрос, на который пока нет точного ответа, — через какой финансовый инструмент работникам и нанимателям предложат копить на дополнительную пенсию. Наиболее вероятный вариант — через страховые компании. Пока накопительная пенсия не стала обязательным элементом пенсионной системы в Беларуси, но белорусы могут откладывать на дополнительную пенсию сами. Сейчас на рынке добровольного страхования дополнительной пенсии работают всего две компании. Одна государственная — «Стравита». Это дочернее предприятие страховой компании «Белгосстрах». Вторая — частная компания «ПриорЛайф» — «дочка» Приорбанка.

В Минтруда констатируют, что добровольными накопительными пенсиями (как корпоративными, так и индивидуальными) охвачено менее 5% работающих.

Что говорят чиновники про накопительную пенсию

Белорусские чиновники не раз заводили речь о том, что нужно стимулировать жителей страны самим откладывать на дополнительную пенсию, а то и сделать накопительный элемент обязательным для всех. В 2018 году замминистра финансов Юрий Селиверстов (сейчас он занимает пост министра) отмечал, что целесообразно было бы снизить нагрузку по взносам в Фонд соцзащиты для предприятий и «создать инструменты, стимулирующие граждан самостоятельно осуществлять накопления в фонде». Вместе с тем чиновник отмечал, что люди не спешат самостоятельно откладывать на будущую пенсию, потому что «череда девальваций подорвала доверие к финансовым инструментам».

А в июле 2020-го Ирина Костевич отмечала, что «стоит задача по расширению практики участия работодателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной пенсии».

Тем не менее чиновники пока в основном говорят все-таки о добровольной накопительной пенсии, а не об обязательной для всех. Замминистра труда Валерий Ковальков объяснял, что введение в пенсионную систему обязательной накопительной части упирается в финансовые аспекты.

— Если вводить обязательное накопление, мы должны будем задуматься о введении дополнительного тарифа. Сегодня Фонд социальной защиты для обеспечения текущих выплат уже вынужден привлекать средства республиканского бюджета. Эти 29% сегодня не покрывают расходы на выплату пенсий, поэтому на накопления их отдать нельзя. Кто-то должен будет эти деньги компенсировать, а это опять республиканский бюджет. Работодатели будут крайне против увеличения дополнительного страхового тарифа, они и так негативно воспринимают эти 28%. Работники к этому пока не готовы.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Мирон Климович, TUT.BY

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Мирон Климович, TUT.BY

Валерий Ковальков рассказывал, что в Минтруда также анализировали ситуацию в России. Там ввели накопительную часть пенсии, однако начиная с 2014 года правительство регулярно замораживает эти накопления и переводит их в пенсионный фонд.

— К сожалению, кризис 2015–2016 годов показал, что очень сложно эти деньги сохранить и, главное, приумножить, чтобы сохранить покупательную способность. Россия столкнулась с тем, что пенсионный фонд получил отрицательную доходность, и после этого накопления немножко заморозили. Я думаю, что речь о введении обязательного накопления может идти, только когда мы точно почувствуем стабилизацию экономики, — отмечал Валерий Ковальков.

В России в 2009 году начала действовать и программа государственного софинансирования накопительной части трудовой пенсии, рассчитанная на десять лет. Присоединившиеся к программе могли добровольно делать дополнительные отчисления в накопительную часть пенсии, а государство, в свою очередь, обещало внести такую же сумму на накопительный счет, обеспечив рост вклада на 100%. С июля 2012 года начались первые выплаты накопительной части пенсии, когда достигли пенсионного возраста граждане, платившие 2-процентные страховые взносы в накопительную систему в период с 2002 по 2004 годы. Однако они составляли незначительную долю в общем размере пенсий.

Добавим, что в ситуации, когда государство заявляет, что для обеспечения достойного уровня пенсий белорусам нужно полагаться не только на выплаты из ФСЗН, бюджет которого формируется за счет отчислений занятых в экономике, а нужно и самостоятельно копить на старость, возникает вопрос повышения прозрачности работы фонда социальной защиты населения и предоставления им более подробных отчетов, нежели сейчас. К примеру, есть вопросы, за счет чего в первую очередь растет дефицит бюджета ФСЗН, а также в каких банках и под какие процентные ставки находятся средства государственного внебюджетного фонда соцзащиты.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ко Дню труда — 1 мая — власти введут новшество для тунеядцев — будут брать с них по полным тарифам за отопление и газ. В следующем месяце также заработает список запрещенных для ввоза в Беларусь товаров «недружественных» компаний. С 1 мая пересмотрят бюджет прожиточного минимума, к нему привязаны размеры минимальных трудовых и социальных пенсий, пособий при рождении детей. FINANCE.TUT.BY составил подборку майских изменений, которые могут повлиять на толщину кошельков белорусов.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Удар по «недружественному» импорту

5 мая заработает список запрещенных для ввоза в Беларусь товаров, в него попала продукция групп компаний LIQUI MOLY, ŠKODA AUTO и BEIERSDORF (в том числе торговая марка NIVEA).

Торговле, у которой к этому числу будут остатки запрещенных товаров, нужно приостановить их оптовую и (или) розничную продажу. Потом есть 5 рабочих дней, чтобы провести инвентаризацию остатков (в том числе остатков во вскрытой потребительской
упаковке). После этого в течение 5 рабочих дней после инвентаризации в МНС надо предоставить два экземпляра описи.

У ритейла есть 60 календарных дней, чтобы промаркировать остатки товаров. Когда на товар будет нанесена платная маркировка, их можно начинать продавать. Срок реализации не указан. По всей видимости, пока не продадут.

Урежут максимальную сумму по наличным платежам

С 3 мая власти снизят максимальную сумму по наличным платежам за товары и услуги, которые физлица получают у юрлиц и ИП. Потолок по одному платежу наличными будет снижен с 1 тысячи базовых величин до 500 базовых величин (с 29 000 до 14 500 рублей).

Тунеядцам придется платить по полным тарифам за отопление и газ

С 1 мая с тех, кто попал в базу тунеядцев и у кого есть в собственности жилье, планируют взимать плату по экономически обоснованным тарифам за газоснабжение и отопление (сейчас — только за горячую воду).

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Чиновники по-прежнему не озвучивают, сколько человек в целом по стране находятся в базе не занятого в экономике населения и сколько из них уже получают «потяжелевшие» жировки. К примеру, в Минске в конце декабря прошлого года насчитали 67 тысяч тунеядцев.

Подорожают некоторые кредиты

Нацбанк на май пересмотрел такой показатель, как расчетная величина стандартного риска (РВСР). Проще говоря, это процентный потолок по вкладам и займам, которого придерживаются банки. Для кредитов этот показатель повысили для физлиц с 16,37% до 17,13%.

К РВСР в некоторых банках привязаны процентные ставки по кредитам на недвижимость и на автомобили на общих условиях. То есть с 1 мая банки должны изменить процентные ставки по отдельным кредитам.

Однако нужно учитывать, что далеко не все банки возобновили выдачу кредитов, в том числе на недвижимость и автомобили.

Перенос рабочего дня и длинные выходные

В Беларуси будут выходные с субботы 8 мая по вторник 11 мая. Рабочий день с 10 мая перенесли на субботу, 15 мая. 11 мая у православных будет Радуница.

Из-за этого власти, по всей видимости, скорректируют графики выплаты пенсий и пособий.

Скидка для пенсионеров на билеты на поезда

Для пенсионеров с 1 мая введут привычную 50-процентную скидку на проезд в поездах региональных линий экономкласса. Льгота будет действовать до конца октября — на время сезонных сельскохозяйственных работ. Ранее в декабре прошлого года повысили стоимость проезда в поездах.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Успеть уплатить подоходный налог

Белорусам, которые в 2020 году получили доходы, подлежащие декларированию, и по которым насчитали подоходный налог, надо уплатить его до 1 июня (включительно).

Просрочка по уплате налога, если размер неуплаты превышает одну базовую, влечет за собой штраф в размере 15% от неуплаченной суммы налога, но не менее 0,5 базовой (14,5 рубля).

Узнаем, вырастут ли социальные пенсии и пособия на детей

С 1 мая пересмотрят размер прожиточного минимума (БПМ) и минимальные потребительские бюджеты. К БПМ привязаны размеры минимальных трудовых и социальных пенсий, а также некоторых пособий, которые предоставляются при рождении детей. Если бюджет прожиточного минимума повысят, то вырастут, соответственно, также эти пенсии и пособия.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

К примеру, социальная пенсия по возрасту, которую мужчинам назначают в 65 лет, а женщинам — в 60 лет, сейчас составляет 131,44 рубля, а минимальная пенсия по возрасту (без учета доплаты в 20% от средней зарплаты) — 65,72 рубля.

Вырастут цены на сигареты

С 1 мая в Беларуси подорожает ряд марок сигарет, некоторые — на 10 копеек. Также в продаже появятся новые марки. Повысят цены гродненская табачная фабрика «Неман», «Табак-Инвест», «Беларусьторг».

С 2014 года в Фонде социальной защиты населения периодически не хватает денег, и с каждым годом все больше и больше приходится брать из бюджета. При этом число работающих белорусов неумолимо сокращается. Еще десять лет назад на одного пенсионера приходилось 1,9 работника, сейчас — всего 1,7. А это значит, что в будущем либо пожилые, либо работающие могут столкнуться с падением доходов. Какие у нас есть варианты решения этой проблемы?

«Наша пенсионная система — это не уникальный пример Беларуси, да и не ее вина»

Если вы думаете, что у каждого белоруса есть свой накопительный счет, куда идут пенсионные отчисления, то вы ошибаетесь. Рассказываем. 34% взносов в ФСЗН идет от работодателя, еще 1% — от работника. Деньги распределяются по условной схеме 29% + 6%, где 29% — это отчисления в пенсионный фонд, остальное — выплаты больничных, пособий и так далее.

Все деньги, которые поступают в пенсионный фонд, сразу же распределяются между ныне живущими пенсионерами. Такая система называется солидарной или распределительной.

— Наша пенсионная система — это не уникальный пример Беларуси, да и не ее вина, — говорит старший научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Лев Львовский. — Солидарная пенсионная система создавалась очень давно, в середине XX века, когда население росло большими темпами и в развитых странах, и в развивающихся. В таких случаях солидарная система выглядит довольно привлекательно.


Если упрощенно, такая система работает по принципу финансовой пирамиды. В данный момент у нас есть один пенсионер. С двух молодых людей мы берем по 50 рублей и даем пенсионеру 100. Если у нас население вырастет в два раза, когда эти люди постареют, схема повторится. Но такое работает, пока есть постоянный приток новых людей в эту систему и пока у страны идет быстрый экономический рост.

Начиная с 1970-х годов ситуация в мире изменилась. Рождаемость упала и пересекла ключевую границу в 2,1 ребенка на женщину. Почему это ключевая граница? Если у вас в среднем женщина рожает 2 ребенка или меньше, то население начинает сокращаться и стареть. И тогда солидарные системы, как и пирамиды без притока новых клиентов, начинают схлопываться (конечно, в пенсионной системе процессы происходят гораздо медленнее и занимают десятилетия). Мы сейчас живем как раз в период схлопывания. Рождаемость у нас упала, а средняя продолжительность жизни выросла по сравнению с белорусами середины прошлого века.


Какие новшества появлялись в пенсионной системе Беларуси?

Существующая пенсионная система не устраивает ни руководство страны, ни самих белорусов. Власти видят, что в фонд приходится выделять все больше и больше денег из бюджета. Судите сами: если в 2014-м бюджет давал фонду 1,5% от всех поступлений, то на этот год запланировано уже 8,5%. Дальше, по прогнозам ООН, ситуация будет только ухудшаться: работающих будет все меньше, а пенсионеров — все больше.

Самих белорусов больше всего не устраивают размер средней пенсии и уравниловка при ее начислении — когда зарплата может отличаться в разы, а пенсия — всего на 20—30%.

О том, что пенсионной системе страны нужна реформа, говорили еще 20 лет назад. Правда, пока кардинальных изменений не произошло. Но все же власти вводили определенные новшества.

К примеру, с 2001 года в Беларуси появилась возможность страхования пенсии, а также частные и государственные организации, которые этим занимаются. Правда, к сожалению, добровольное страхование не стало популярным.


По данным генерального директора Белорусской ассоциации страховщиков Ирины Мерзляковой, всего около 5% работающих откладывают на дополнительную пенсию. Между тем нынешний министр финансов Юрий Селиверстов еще в должности замминистра объяснял такой невысокий процент добровольного пенсионного страхования тем, что «череда девальваций подорвала доверие к финансовым инструментам».

В 2009 году ввели систему пенсионного страхования для работающих в особых условиях труда (горняки, летчики гражданской авиации, работники химических производств и так далее). Дополнительно к 34% отчислений их работодатели переводят 6% и 9%, и потом это влияет на размер пенсии таких работников.

С 2013-го страховой стаж увеличили с 5 до 10 лет, еще через два года — до 15. С 2016 по 2025 год минимальный страховой стаж будет расти каждый год на полгода и в итоге станет составлять 20 лет. Правда, нескольким тысячам белорусов не хватило страхового стажа, и они оказались с совсем невысокими социальными пенсиями.


Но одним из самых значимых изменений стало повышение пенсионного возраста. На непопулярную меру в стране пошли пять лет назад. Этот процесс идет до сих пор. В 2022-м мужчины должны будут выходить на пенсию в 63 года, а женщины — в 58. Аналогичная ситуация и с военными — к 2023-му они будут выходить на пенсию в 48 лет.

Причем не исключено, что к вопросам повышения пенсионного возраста еще придется вернуться — в частности, к вопросу о пенсионном возрасте женщин.

В конце прошлого года премьер-министр Роман Головченко заявил о том, что нужно «переформатировать пенсионную систему». Он предложил максимально задействовать «механизм частных и корпоративных пенсионных сбережений». В нынешнем году во время своего выступления на Всебелорусском народном собрании Александр Лукашенко рассказал подробности.

«Видится правильным сохранить статус государства как оплота гарантированной пенсионной поддержки, поэтапно внедрять элементы накопительной пенсионной системы, позволяющей каждому работающему гарантированно увеличить будущую пенсию. Государство создаст для этого нужную инфраструктуру»,— сказал Лукашенко.

Он предложил программу «3+3». Суть ее заключается в том, что на личный пенсионный счет работник сможет перечислять до 3% от зарплаты, столько же добавит и наниматель.

Правда, пока остается много вопросов, и главный — уменьшат ли взносы в ФСЗН для тех, кто воспользуется этой накопительной программой, или «3+3» будет дополнительной нагрузкой к существующим взносам?


Какая пенсионная система нам нужна?

В настоящее время в мире существует три типа пенсионных систем: распределительная (солидарная), накопительная и смешанная. Для Беларуси, как и для других стран со стареющим населением, солидарная система не подходит по вышеописанным причинам. Накопительная система в чистом виде не всегда может противостоять экономическим потрясениям и далеко не во всех случаях выполняет социальную функцию.


По данным журнала Forbes, лучшими пенсионными системами в мире считаются смешанные системы с двумя уровнями: первый — минимальные пенсии, которые гарантирует государство, второй — личные и корпоративные накопления. Это дает возможность работникам самим влиять на будущие пенсии и повысить их сумму.

— Смешанный тип — самый распространенный тип пенсионных систем в современных развитых государствах, — говорит Лев Львовский. — Дальше идут детали касательно того, какая должна быть доля этой солидарной пенсии и какие должны быть условия ваших сбережений.

Проценты распределения могут быть разными. К примеру, в соседней Польше из 19,52% отчислений в Управление социального страхования (ZUS — аналог нашего ФСЗН) 12,2% отчислений идет в государственную систему, 7,3% — на собственный счет. При этом на счет в ZUS можно перевести все 7,3%, а можно 4,38% (остальное — на счет частного фонда).

В Эстонии из 33% отчислений на специальный пенсионный счет обязательно идет 4% от начисленной зарплаты (переводит государство) и 2% сам человек.

В Латвии взнос также составляет 34% от начисленной зарплаты. Но здесь распределение выглядит по-другому: 20% идет на выплату текущих пенсий, а остальное — накапливается на личный счет.


При проведении пенсионной реформы остро стоит вопрос и о переходном периоде. Нужно понимать, что он будет небыстрым (скорее всего, займет 10—15 лет) и довольно затратным. Какой может быть эта сумма для Беларуси? Пока таких расчетов нет.

— На пенсионную реформу нужны деньги, и деньги немаленькие, — объясняет аналитик. — И вот почему. У нас есть уже вышедшие на пенсию и люди предпенсионного возраста. Если мы им сейчас скажем, что вот теперь у нас смешанная система, они уже не успеют ничего накопить. Пенсию им мы все равно вынуждены будем выплачивать Мы же не можем допустить, чтобы в Беларуси пожилые люди умирали от голода. Но вместе с этим мы хотим, чтобы значительная часть пенсионных начислений работающих уже с момента старта реформы шла на персональный накопительный счет.


Именно поэтому во время переходного периода нужно серьезное вливание денег. Каждая страна по-своему решает эти проблемы. Чаще всего при подобном переходе стараются сократить базу получателей пенсии. Если во время этой реформы увеличить пенсионный возраст (тем более что люди действительно живут дольше), то расходная часть уменьшится. Правда, в Беларуси с реформой получилось не очень хорошо. Мы увеличили пенсионный возраст, а реформу не провели.

В данный момент остался потенциал повышения пенсионного возраста для женщин и мужчин. Напомним, в прошлом году средняя продолжительность жизни мужчин в Беларуси составила 64 года, а женщин — 78. А между тем женщины выходят на пенсию на пять лет раньше. Кроме того, есть потенциал и в пересмотре льгот для различных категорий пенсионеров.

Повышение пенсионного возраста и пересмотр льгот, по словам Льва Львовского, позволит провести реформу чуть легче в финансовом плане.


— Кроме того, многие экономики переходного типа, которые шли от командной к рыночной, часто использовали средства от приватизации советских предприятий. Это уже больше вопрос к министерству финансов, где изыскать средства, — отмечает аналитик. — Если мы посмотрим на траты из бюджета, то поймем, что, в принципе, деньги на реформу найти можно. Правительство часто тратит деньги на вещи, которые не так важны и не так окупаемы, как пенсионная реформа. К примеру, миллиарды долларов вложили в не самую необходимую модернизацию, которая не дала ожидаемого эффекта. Можно проанализировать расходы бюджета и сэкономить на тратах, которые являются внеочередными, но провести необходимую реформу.

Одним из бонусов пенсионной реформы аналитик называет развитие инфраструктуры для пенсионных фондов.

— Экономике всегда нужны длинные деньги, то есть инвестиции на долгий срок, — говорит Лев Львовский. — Пенсионные накопления — это как раз такие длинные деньги. Конечно же, будет оптимально, если пенсионная реформа совпадет с реформой и созданием полноценного фондового рынка в Беларуси. Тогда пенсионные фонды (они могут быть как государственными, так и частными, пусть их будет много и они будут конкурировать друг с другом) смогут вкладывать накопления и приумножать их на финансовом рынке.


Казалось бы, реформу стоит начинать уже сейчас. Но есть один подводный камень: именно для проведения пенсионной реформы (как ни для какой другой) должна быть высокая степень доверия между государством и обществом.

— Потому что здесь идет речь про очень долгосрочное планирование. Люди сейчас принимают пенсионные решения, которые аукнутся им через 30—40 лет. И поэтому людям нужно понимать и верить, что они живут в стабильной стране, где государство не меняет свое мнение каждый год, где устойчивые институты смены власти, чтобы следующие лидеры выполняли обязательства и так далее. Если не будет такой серьезной степени доверия, то реализация этой реформы практически невозможна, — говорит аналитик.

Есть способы повысить это доверие. К примеру, дать вам понять, что пенсионные накопления — это ваши деньги. Например, в США пенсионные накопления разрешается расходовать на отдельные категории важных и безрисковых покупок. К примеру, если вам не хватает 10% стоимости квартиры и вам еще много лет до пенсии, то вы можете взять в долг у будущего себя, то есть снять часть пенсионных накоплений. Таким образом, граждане США понимают, что это лично их деньги.


Что будет, если медлить и дальше?

Несмотря на увеличение страхового стажа, введение добровольного страхования и повышение пенсионного возраста, ситуация с минусом в ФСЗН остается острой. Это одна из главных причин, по которым нужна глубокая пенсионная реформа. Но что будет, если ничего не предпринимать? Нужно будет все больше и больше средств на выплату пенсии. Откуда брать деньги? На первый взгляд, есть несколько вариантов.

Можно, конечно, понадеяться на супервзрывной рост белорусской экономики в ближайшее время, но пока особенных предпосылок ни МВФ, ни Всемирный банк, ни само белорусское правительство не видят.


Вариант второй — увеличить налоги. Самые весомые поступления в бюджет (74,8%) в прошлом году давали пять позиций: НДС (7,85 млрд рублей), подоходный налог с физических лиц (6,67 млрд), акцизы (2,96 млрд), налог на прибыль (2,79 млрд), налог на недвижимость (1 млрд).

Для того чтобы решить вопрос с сегодняшним дефицитом ФСЗН в 1,63 млрд, нужно повысить эти налоги, грубо говоря, на восемь процентных пунктов. Это означает рост НДС с 20 до 28%, подоходного налога — с 13 до 21%, а налога на прибыль — с 18 до 26%. Правда, при таком резком повышении многие бизнесы уйдут в тень или переедут в соседние государства, где подобные налоги ниже. То есть после повышения налоговых ставок бюджет может недополучить значительную часть денег, и проблема только усугубится.


Вариант третий — повысить отчисления в ФСЗН. В этом году фонд ждет от бюджета 1,63 млрд рублей, или 8,5% от всех планируемых поступлений. Для этого ставку взноса в ФСЗН нужно повысить до 42—43%. Правда, даже нынешние 34% работодатели называют неподъемными. Более того, подобное повышение уж никак не поспособствует решению вопроса с зарплатами в конвертах, о проблеме которых говорил Лукашенко.

Вариант четвертый — занять. Несмотря на то что наша страна преуспела в заимствованиях, занять у кого-то в ближайшее время будет довольно сложно. Уровень внешнего госдолга у нас уже и так достаточно высок — 30,7% ВВП. Вдобавок одолженные деньги все равно не решат проблему, а всего лишь отодвинут ее на неопределенный срок.


Как видим, рабочих вариантов, где брать деньги, на данный момент у нас нет. То есть в будущем при отсутствии реформы придется уменьшать пенсии. Мы не сможем платить даже те 447 рублей в среднем за прошлый год.

«Да это нескоро случится и нас вряд ли коснется», — махнут рукой нынешние 20—30-летние. Самый пессимистичный прогноз ООН: к 2050 году на 1 пенсионера будет приходиться 1 работающий. Тогда нынешним молодым людям будет уже 50—60 лет, и пенсионный вопрос для них будет стоять довольно остро.


Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Будущее у белорусской пенсионной системы отнюдь не радужное. Число пенсионеров продолжает расти, а количество работающих - сокращаться. Может быть, пришло время последовать примеру Великобритании, где понятие "пенсионный возраст" исчезнет уже в этом году? Или перенимать опыт Китая, где о престарелых заботятся их дети, а не государство?

Не будет пенсий - увеличится рождаемость?

- Идея отмены пенсии - это из области хорошо забытого старого, - говорит бывший министр труда Александр Соснов. - До Великой Отечественной войны в Советском Союзе вообще не было пенсий, а колхозникам ее стали платить только с 1964 года. Люди вынуждены были содержать большие семьи, чтобы затем молодежь заботилась о стариках. Одним махом решались две проблемы: демографии и пенсионного обеспечения.
В современной Беларуси, где демографические перспективы весьма мрачные, отмена пенсии, по мнению эксперта "Завтра твоей страны", действительно поспособствовала бы увеличению рождаемости.

Независимые экономисты также советуют белорусам сейчас вкладывать деньги в детей, чтобы те поддержали родителей в старости.

По мнению директора Института национальной модели экономики России Виталия Найшуля, пенсионная система искажает отношения между отцами и детьми, лишая их экономической заинтересованности друг в друге.

- Ее отсутствие - очень важный фактор разрушения семьи. Когда в США ввели пособия для бедных родителей, традиционно крепкие негритянские семьи стали разваливаться, - цитирует эксперта "Секрет фирмы".

Об изменении пенсионной системы сейчас в связи со старением населения задумываются во многих странах.

- Старение - это тенденция, которая ожидает весь мир. Даже очень молодое население Африки. Везде наблюдается замедление темпов рождаемости и увеличение продолжительности жизни населения, - отмечает координатор программ Фонда ООН в области народонаселения в Беларуси (ЮНФПА) Татьяна Гапличник. - Этот процесс неизбежен. И надо просто перестать рассматривать пожилых людей как особую категорию, потому что объективно никакая пенсионная система даже очень богатого государства не в состоянии будет с какого-то момента кормить такую армию.

Сторонники отмены пенсионного возраста оговариваются, что не предлагают лишить заслуженного пособия нынешних пенсионеров. Речь о тех, кто сейчас начинает карьеру. Для них отсутствие пенсионной системы - это, во-первых, стимул подстраховать себя от трудностей в старости и завести потомство. Во-вторых, побудительный мотив откладывать деньги - в странах без пенсий высок уровень накоплений.

Противники этой идеи утверждают, что пенсионный вопрос - материя не семейная, а социальная. Посредством пенсии общество возвращает долги людям, отдавшим ему силы.

Они говорят, что отмена пенсии для сегодняшних молодых людей ударит по ним в старости. И приводят, например, такой железный аргумент: "Если по медицинским показаниям кто-то не может иметь детей, то что, их удел - умереть в нищете?".

Пенсионный возраст - это дискриминация

Татьяна Гапличник относит отмену пенсионного возраста к числу прогрессивных мер, за которыми - будущее.

- Когда 60 лет назад в СССР было решено, что женщины должны идти на пенсию в 55 лет, а мужчины - в 60, было совсем иное качество жизни. Со временем мы стали жить лучше, богаче и дольше, и данная граница трудоспособности гражданина стала, по сути, нормой дискриминационной. Это ущемляет права пожилых людей, - говорит координатор программ ЮНФПА в Беларуси.

Женщины и мужчины в этом возрасте сохраняют работоспособность и могут приносить пользу обществу. Зачем их ограничивать? Особенно это актуально в нынешней демографической ситуации при дефиците трудовых ресурсов.

В Западной Европе сейчас активно муссируются вопросы социального капитала. Даже если в Беларуси коэффициент рождаемости поднимется до 1,9, все равно население прирастать не будет. Так демографическую проблему не решить, - подчеркивает Татьяна Гапличник.

Значит, по мнению эксперта "Завтра нашей страны", следует максимально эффективно использовать то население, которое есть, заботиться о его здоровье и непрерывном образовании, пересматривать схемы занятости, развивать общественный сектор, в котором во многих странах активно задействованы на волонтерских началах пожилые люди.

Отмена пенсионного возраста позволяет человеку работать, пока он может и хочет: работнику не укажут на дверь только потому, что он достиг 55 или 60 лет. Ведь пока с такими людьми в Беларуси стремятся сразу же расторгнуть трудовой контракт, хотя многие пенсионеры готовы работать после выхода на заслуженный отдых. Согласно статистике, из 2,4 миллиона белорусских пенсионеров работают около 560 тысяч.

- Если не будет границы трудоспособного возраста, то и работника будут оценивать не по тому, сколько ему лет, а по тому, как он справляется со своими должностными обязанностями, - убеждена Татьяна Гапличник.

Правда, Александр Соснов уверен: на такой непопулярный у народа шаг белорусские власти не решатся. Даже с оговоркой, что при условии отмены пенсионного возраста сохранится обязательная выплата пособия тем, кто, например, отработав установленный стаж, захочет уйти на заслуженный отдых.

- С пенсионной реформой мы опоздали лет на 15, - считает бывший министр труда. - Все это время мы проедали и тратили ресурсы на ледовые дворцы, а о том, что уже через 20 лет некому будет отчислять средства в пенсионный фонд из-за сокращения трудоспособного населения, не думали. И сегодня рассматривать реформу только как отмену пенсионного возраста, нельзя.

Более актуально для Беларуси повысить пенсионный возраст

Бывший заместитель министра труда и соцзащиты Беларуси Геннадий Беспалов считает, что такой шаг, как отмена пенсионного возраста, не актуален для современной Беларуси, хотя весьма положительно оценивает намерения британцев отменить пенсионный возраст. Эту инициативу правительство объяснило тем, что в современном британском обществе возраст человека практически перестал ощущаться из-за социальных и трудовых перемен, люди сохраняют активность до предельного возраста и остаются востребованными даже на склоне своих лет. А в нынешнем году впервые в стране количество пенсионеров превысило количество школьников. Свой вклад в отмену пенсионного возраста внес и экономический кризис. Проведенное по заказу правительства специальное исследование показало, что для преодоления тяжелых последствий кризиса британцы должны трудиться на 7 лет дольше. Однако правительство решилось вообще отменить пенсионный возраст.

- Надо учитывать как степень развития британского общества, так и процессы старения и структуру пенсионной системы, - говорит Геннадий Беспалов. - Мы заметно отстаем от британцев по многим параметрам и, в частности, в восприятии сущности пенсии как выплаты, обусловленной утратой дохода в виде заработка, но не в качестве дополнения к нему. Ведь только в Беларуси и еще в нескольких государствах, сосчитать которые хватит пальцев одной руки, такой низкий пенсионный возраст. Британцы, в частности, сегодня выходят на пенсию в 65 лет: и мужчины, и женщины. И при этом, как видим, готовы отменить этот критерий как дискриминационный, мешающий оставаться в строю до тех пор, пока позволяют силы и здоровье.

По мнению Геннадия Беспалова для нашей страны сегодня более актуальным является принятие программы повышения пенсионного возраста.

- С тем чтобы не дать возможности работодателям отправлять на пенсию полных энергии работников, - уточняет эксперт "Завтра твоей страны". При этом он убежден, что государство должно обеспечить тем, кто дольше трудился, приемлемый уровень пенсии.

- Чем быстрее мы это сделаем, - считает Геннадий Беспалов, - тем лучше будет как для государства и экономики, так и для пенсионеров, прежде всего тех из них, кто живет на одну пенсию.

Белорусы инициативу отмены или повышения пенсионного возраста вряд ли одобрят

Однако Татьяна Гапличник оговаривается, что морально белорусы не готовы не только к отмене пенсионного возраста, но и к введению более поздних сроков выхода на пенсию. Экономист исследовательского центра Института приватизации и менеджмента (ИПМ) Александр Чубрик, в свою очередь, высказывает мнение, что такой позитивный инструмент, как повышение пенсионного возраста, является эффективным, если происходит одновременно с созданием накопительного уровня пенсионной системы.

- Если даже пенсионный возраст отодвинуть, то в ближайшие годы демографическая нагрузка будет такая огромная, рост пенсионеров на одного работающего таким высоким, что эффект от уравнивания пенсионного возраста рассосется через 5 лет, - считает экономист.

То, что сегодня Министерство соцзащиты и труда предлагает перейти к условно-накопительной системе, ситуацию тоже не спасет. По мнению Александра Чубрика, условно-накопительная система всего лишь увеличит дифференциацию пенсий, она станет выше у тех, чьи взносы в пенсионный фонд тоже были выше.

- Только когда создается накопительный элемент, причем процентов 20 от пенсионного налога идет в пенсионный фонд и не менее 10 процентов в накопительную систему, это дает долгосрочный эффект и только тогда правительство в 30-летней перспективе сможет удержать пенсию на уровне 40 процентов от средней зарплаты, - убежден эксперт "Завтра твоей страны".

Что касается отмены пенсионного возраста, то Александр Чубрик уверен: белорусы эту инициативу не одобрят. Два года назад, когда Институт приватизации и менеджмента проводил опрос населения по поводу того, как белорусы оценивают пенсионную систему, и предлагал респондентам ответить и на вопрос, касающийся пенсионного возраста, то подавляющее большинство опрошенных согласилось с тем, что он в Беларуси адекватный и даже высокий, учитывая продолжительность жизни белорусов.

Читайте также: