Когда собянин вернет деньги пенсионерам за проезд

Опубликовано: 08.05.2024

Когда все ограничения с граждан 65+ и страдающих хроническими заболеваниями были сняты, для многих жителей столицы уже сам этот факт был поводом для радости. Впрочем, радость очень быстро сменилась вопросом – а что стало с деньгами, выделенными из государственного бюджета для компенсации льготного проезда, если саму возможность льготного проезда отключили почти на полгода?

В период самоизоляции московским пенсионерам приходилось оплачивать проезд в полном объеме

Когда все ограничения с граждан 65+ и страдающих хроническими заболеваниями были сняты, для многих жителей столицы уже сам этот факт был поводом для радости. Впрочем, радость очень быстро сменилась вопросом – а что стало с деньгами, выделенными из государственного бюджета для компенсации льготного проезда, если саму возможность льготного проезда отключили почти на полгода?

Ранее писал «Курьер. Среда. Бердск», что большинство попыток московских пенсионеров добиться у городского правительства компенсаций разбивается об аргумент. Мол в начале самоизоляции (октябрь 2020 года) им уже выплатили по 4 тыс. руб., а этой суммы как раз хватает на покрытие расходов. С этим тезисом категорически не согласны сами пенсионеры.

-Я живу в Новокосино, зашла в соцзащиту и спросила, как оформить компенсацию. Мне сказали, что у них нет приказа и если я потратила три-четыре тысячи, то это не очень много и отказали, - пишет в комментариях под предыдущей новостью читательница Людмила Логинова.

-Те четыре тысячи были выплачены не как компенсация, а как пособие, так что не надо нам морочить голову. Вообще чиновники - это какие-то биороботы. Что в них заложил мэр, то они с упорством маньяка и талдычат. Звонил я по их телефону, отвечают картонным голосом какую-то ерунду, а когда вызываешь к их совести, бросают трубку. Вот вам и слуги народа. Только непонятно какого, во всяком случае не русского, возмущается пользователь «Звр», представившийся как 72-летний пенсионер, бывший ведущий конструктор космической техники.

Как пояснила журналисту «Курьер. Среда. Бердск» кандидат юридических наук Лина Рыхтикова, в ответ на ее запрос правительство Москвы заявило, что блокировка социальных карт являлась «антиковидной мерой» и компенсировать неизрасходованные льготы оно не обязано.

-Я добивалась от депутата Госдумы Петра Толстого, чтобы он сделал депутатский запрос. Он ответил, что нарушений в блокировке он не видит. Потом проснулся депутат Валерий Рашкин, который совсем недавно отправил депутатский запрос генеральному прокурору РФ в части проверки указов мэра по поводу блокировки карт. Сейчас мы ждем ответа, если он признает нарушение законов подзаконными актами мэра - Собянин обязан будет выплатить компенсацию, - подчеркнула она.

Впрочем, даже в случае успеха этого мероприятия, то компенсация все равно будет не очень большой, около 500 руб. на человека. Все из-за того, что формально суммы, выделяемые для монетизации льгот, составляют совершенно мизерные и не реалистичные цифры, даже близко не соответствующие реальным убыткам горожан, считает юрист.

-Весь период блокировки я говорила москвичам: «Фиксируйте реальные затраты на проезд». А потом идите с этими данными в суд, требовать компенсацию реального ущерба, и морального. Собянин знает, что даже если генпрокурор заставит его компенсировать льготы за эти месяцы, это будет несоизмеримо меньше, чем то, что удалось заработать за этот период, - добавила Рыхтикова.

Между тем сами московские пенсионеры вовсю делятся историями о том, как «выживали» в период блокировки карт. Что характерно, в возможность вернуть сколько-нибудь вменяемую сумму они не верят.

-То есть нам, во-первых, нужно доказать, что пенсионер тратил свои кровные на проезд (чеки, билеты на электричку и проч.), которые мало кто собирал. Во-вторых, нанять адвоката для суда, который не гарантирует ничего, но заплатить ему тоже нужно. В-третьих, лучше от всего отказаться, на что и рассчитано это мероприятие. Мы можем сколько угодно сотрясать воздух и рассуждать в интернете, но никто не даст нам избавления от Сергея Семеновича и прочих законотворцев, кроме нас самих, ведь нам не гарантируют, что эта блокировка опять не повторится, - пишет Мария Иванова.

-Я ездила бесплатно, когда мне было нужно, ни один водитель ни разу не попытался высадить меня, низкий им поклон за человечность, контролеров вообще не видела ни разу. Таких, как я было очень много, - делится историей 71-летняя «Пайпер Холливел».

-А мне смешно, когда борются за несколько рублей стоимости крупы и подсолнечного масла. Ну сколько ты его в месяц выпьешь? А сколько кило крупы и прочих продуктов у нас отнял проезд? Да и дело не только в том, а в униженном и бесправном положении, в которое поставили пожилых людей, как будто мы все душевнобольные и не отвечаем за свое поведение. – заявляет пользователь «Лавъ Лавкина».

В Москве с 8 марта отменяется режим домашней изоляции для граждан старше 65 лет, а их транспортные карты разблокируют. Столичный мэр Сергей Собянин объяснил это снижением числа новых заражений коронавирусом в городе впятеро в сравнении с концом прошлого года. Ограничения для пенсионеров отменили через год после ввода в Москве режима повышенной готовности в связи с пандемией коронавируса. Фактически в столице остался единственный карантинный запрет — на массовые мероприятия.

Об отмене ограничений для пожилых граждан говорится в указе №13 столичного мэра. «Бабушки и дедушки… все чаще обращаются к нам и говорят: "Когда вы выпустите нас из дома?"»,— рассказал господин Собянин, уточнив, что теперь «такая возможность есть». Обязанность «не покидать место проживания» для граждан старше 65 лет и лиц с хроническими заболеваниями в указе заменяется рекомендацией оставаться дома.

  • С 8 марта, согласно тексту документа, транспортные карты этих категорий горожан должны быть разблокированы.
  • Указ также отменяет обязанность работодателей перевести пожилых сотрудников на удаленную работу (также заменена рекомендацией).

Послабления градоначальник связал со снижением впятеро числа новых заражений коронавирусом в сравнении с концом 2020 года.

Послабления для пожилых горожан были сделаны через год после первого указа Сергея Собянина о масштабных ограничениях в связи с пандемией коронавируса. Так, с 5 марта 2020 года в городе был введен режим повышенной готовности, с 26 марта гражданам старше 65 лет и лицам с хроническими заболеваниями была предписана самоизоляция, а их транспортные карты были отключены. Под ограничения тогда попали 1,8 млн горожан. При этом мэр обещал выплатить пожилым гражданам по 4 тыс. руб. компенсации расходов в связи с режимом самоизоляции. Остальным москвичам домашний карантин предписали с 30 марта, позволяя сходить в соседний продуктовый магазин и аптеку, вынести мусор и выгулять собаку. Нарушителей ждал штраф 4–5 тыс. руб. С 15 апреля для любых поездок по Москве нужно было получать цифровые коды. С 12 мая горожан при посещении магазинов и аптек обязали носить маски и перчатки.

Основные ограничения были отменены в Москве с 9 июня, в том числе режим домашней самоизоляции и запрет пользоваться льготными проездными. Но в сентябре 2020 года Сергей Собянин вновь предписал гражданам старше 65 лет и лицам с хроническими заболеваниями соблюдать режим домашней самоизоляции. А 6 октября мэр своим указом распорядился отключить льготные проездные школьникам и пенсионерам.

Как повлияла пандемия коронавируса на россиян

В январе 2021 года власти стали отменять ограничения второй волны коронавируса. С 18 января в городские школы Москвы вернулись все ученики, с 22 января в Москве вновь начали работу музеи, библиотеки, колледжи, спортивные школы и детские развлекательные учреждения, а театры, кино и концертные залы разрешили заполнять наполовину, а не на четверть. С 27 января в Москве вновь была разрешена работа ночных клубов, ресторанов, дискотек и заведений общепита с 23:00 до 6:00 (запрет был введен в ноябре прошлого года). Кроме того, столичной мэрией было отменено требование для работодателей о переводе 30% сотрудников на удаленку (действовало с октября 2020 года). Однако предписания для граждан 65 лет соблюдать домашний режим сохранялись в Москве до сих пор. При этом в мэрии подчеркивали, что активируют льготные проездные пожилым москвичам лишь после прохождения вакцинации от COVID-19.

В Совете по правам человека при президенте РФ (СПЧ) приветствовали решение властей о разблокировке транспортных карт, назвав его «долгожданным». В СПЧ напомнили, что глава совета Валерий Фадеев ранее обращался в городскую мэрию в связи с поступавшими ему жалобами от пенсионеров.

В итоге фактически единственным оставшимся карантинным ограничением является полный запрет массовых мероприятий в Москве. К их числу относятся уличные шествия и митинги. В начале февраля 2021 года Сергей Собянин подчеркивал, что разрешать массовые мероприятия «пока рано», дав понять, что основные карантинные ограничения могут быть отменены к маю.

Ирина Мишина

Блокировка социальных карт была объявлена правительством Москвы одной из антиковидных мер. Она больно ударила по людям, особенно по малоимущим. Они оказались, по сути, лишены возможности ездить за оказанием плановой медицинской помощи, в магазины, по неотложным делам. Интересно, что заблокировав социальные карты, проезд москвичам в транспорте никто не запретил. Очень скоро выяснилось, что социальные карты заблокировали не только гражданам старше 65 лет и лицам с хроническими заболеваниями, а также людям с 1-й или 2-й группой инвалидности.

Ольга Соколова : «Заблокировали соцкарты всем, кому нет 65+. Приходится ездить на работу при пенсии 12.800! Хоть так, но у нас выжмут последние».

Ольга Кувшинова : «Была в МФЦ, выясняла почему произошла блокировка. Сказали, что хронические заболевания…Буду выяснять почему весной их не было и не дали 4 тысячи компенсации, а сейчас они внезапно появились».

Валерия Скоробогатова : «Я не пенсионер, не имею хронических заболеваний! Являюсь опекуном племянницы. Карту заблокировали!».

Постепенно интернет начали наполнять рассказы о том, как социальные карты не разблокируют даже при записи в поликлиники, несмотря на обещания разрешать льготный проезд при записи по ЕМИАС. Более 700-т комментариев собрал в Фэйсбуке пост Александра Еремина, который поддался на уговоры соцзащиты ЮАО о вакцинации взамен на разблокировку социальной карты. Александру также обещали льготный проезд на общественном транспорте к поликлинике, но его удивлению не было предела, когда в автобусе 437 под Солнечногорском его социальная карта не сработала, и контролеры выкинули его из автобуса.

Вопросов к правительству Москвы возникает немало. Как известно, в поликлиниках после оптимизации здравоохранения есть сегодня не все специалисты. Ко многим запись на несколько недель вперед, а счастье получить талон на диагностические процедуры вроде компьютерной томографии или УЗИ и вовсе можно сравнить с выигрышем в лотерею. Именно поэтому многие выбирали частные медицинские центры, где попасть к нужному врачу можно хоть и за деньги, но сразу. К тому же многие москвичи с хроническими заболеваниями состоят на учете и лечатся в федеральных медцентрах – таких как Онкологический центр им.Блохина, НЦ ССХ им. А.Н. Бакулева Минздрава РФ, Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии Минздрава и многих других. Почему при временной разблокировке учитывались только поездки в медучреждения Москвы, не понятно. Здоровье человека- вообще вещь очень индивидуальная, и общий подход ко всем в вопросе лечения представляется спорным.

Мы дозвонились до «горячей линии» московской мэрии по коронавирусу и поинтересовались, почему под блокировку соцкарт попали люди, не имеющие хронических заболеваний? Вот какой ответ мы получили:

«Если человек не старше 65-и, у него нет хронических заболеваний и он не является инвалидом 1 или 2 группы, но его социальная карта тем не менее заблокирована, надо обратиться в поликлинику и попросить справку об отсутствии хронических заболеваний. Потом надо сообщить об этом нам, и мы снимем ограничения на поездки. В большинстве случаев стоит старая пометка о хронических заболеваниях, ее и учитывают при блокировке».

Мы решили также уточнить, почему социальные карты не разблокируют тем, кто переболел коронавирусом и у кого, соответственно, есть антитела. Вот, какой ответ дали «НИ» на «горячей линии»:

«Только после прививки москвичи старше 60-и лет и людям с хроническими заболеваниями смогут пользоваться правом бесплатного и льготного проезда в общественном транспорте. Социальные карты разблокируют через 14 дней после получения второго компонента вакцины. Переболевшим коронавирусом пенсионерам карту не разблокируют, потому что количество антител может быть не достаточным».

И тут снова возникают вопросы. Даже не про ультиматум с вакцинацией как условием разблокировки социальных карт. Хотя вакцинация для переболевших коронавирусом и имеющих уже антитела может обернуться по факту очень печальными последствиями.

Кандидат юридических наук Лина Рыхтикова задалась вопросом: не является ли учет хронических заболеваний и данных из медицинской карты человека разглашением медицинской тайны? Но даже если с этим смириться, почему столько сбоев дает система учета московского правительства? Ведь были заблокированы социальные карты тех, у кого нет хронических заболеваний и инвалидности 1 и 2 группы. И если в московском правительстве столь обеспокоены здоровьем москвичей, почему гражданам 65+ и людям с хроническими заболеваниями не запретили проезд в общественном транспорте, запретив лишь льготный проезд? Нестыковок масса.

Но самый главный вопрос, на который сегодня пытаются найти ответ тысячи москвичей, это компенсация средств, которые были потрачены ими на проезд за время блокировки социальных карт.

«Средства на льготный проезд пенсионеров, которые ранее уже были заложены в бюджеты регионов, но остались не использованными из-за пандемии, могли бы стать важной и справедливой мерой поддержки старшего поколения, считает лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов.

«В ряде регионов страны льготный проезд пенсионеров, как известно, финансируется из бюджета. То есть средства зарезервированы, они уже есть. Поскольку пенсионеры сидели дома и никуда не ездили, предлагаю перечислить им эти деньги. Люди сами решат, на что их потратить. Это стало бы важной мерой поддержки старшего поколения в непростое время», – призвал Сергей Миронов.

Многие пенсионеры пытались в индивидуальном порядке потребовать возмещения трат на транспорт за время блокировки социальных карт. Но ни одна попытка не увенчалась успехом.

«В большинстве случаев им отвечали, что осенью 2020 г. московское правительство уже выплатило компенсацию в размере 4-х тысяч рублей, и это якобы должно было покрыть все расходы, но если этого не хватило, то обладатели заблокированных социальных карт вправе потребовать монетизации этой льготы. Многие соглашались, но очень быстро выяснилось, что сумма эта может составить буквально копейки", - сообщила «НИ» кандидат юридических наук Лина Рыхтикова.

Дело в том, что размер набора социальных услуг, если верить сайту Пенсионного фонда России , с 1 февраля 2021 года составляет 1211,65 руб. в месяц. Набор включает в себя: услуга денежный эквивалент - лекарственные препараты, мед. изделия, продукты лечебного питания - 933,25 руб. Оплата путевки на лечение в санатории - 144,37 руб. 134,04 руб. - стоимость предоставления услуги на проезд в пригородном железнодорожном транспорте, а также в междугородном транспорте к месту лечения и обратно. О проезде в общественном транспорте не сказано вообще ничего.

«Социальная карта – это мера социальной поддержки, на которую распространяется закон о монетизации льгот. Порядок получения льгот, либо отказ от них является заявительным. Любой гражданин вправе отказаться от мер социальной поддержки, но впоследствии эта мера компенсируется денежной суммой, указанной в законе. »,- пояснила Лина Рыхтикова.

- Статья 160 УК РФ «Присвоение денежных средств и растрата» подразумевает возмещение ущерба в значительных суммах. Почему можно апеллировать к этой статье? Меры социальной поддержки – это собственность, изъять которую подзаконным актом (указом) невозможно. Только сам гражданин может отказаться от мер социальной поддержки, написав соответствующее заявление. Но эта социальная поддержка была присвоена правительством Москвы. Для доказательства потребуются квитанции и другие подтверждения трат на транспорт. Ведь социальные карты, то есть имущество москвичей, оказалось , по сути, вверено мэрии. По ст. 158 УК РФ значительный ущерб имуществу определяется суммой не менее 5-и тыс. рублей. А по статье 160 УК РФ присвоение чужого имущества может караться штрафом от 120 до 300 тыс.рублей», - сообщила «НИ» кандидат юридических наук Лина Рыхтикова.

Так или иначе, Федеральныйо закон «О государственной социальной помощи», по мнению юриста, был нарушен: никакую категорию граждан не имели права лишать мер социальной поддержки принудительно, не компенсировав это суммой, адекватной затратам.

Беда еще и в том, что москвичи, которым были предложены вместо пенсионных удостоверений социальные карты, по сути, оказались в ловушке. Они вверили свои социальные льготы, то есть свое имущество московскому правительству, которое стало ими манипулировать по своему усмотрению. И закон о монетизации льгот, который поначалу казался прогрессивным, на деле обернулся насмешкой над москвичами.

Юрист объяснила, почему обещание мэра вернуть право на льготный проезд после вакцинации может быть неправомерным

Фото: «Московская газета»/Алёна Черепкова

По словам специалиста, вопросы, связанные cо здоровьем москвичей, не могут решаться подобными методами

Во вторник, 29 декабря, мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что социальные карты льготных категорий граждан для льготного проезда на транспорте будут разблокированы. Однако, согласно указу градоначальника, это произойдет лишь через 14 дней после получения второго компонента вакцины от коронавируса. По его словам, прививка снижает риск заболевания вирусом COVID-19, а значит граждане, прошедшие вакцинацию, «должны получить возможность постепенно возвращаться к обычной жизни».

«В качестве первого шага – москвичи старшего возраста, студенты старше 18 лет и граждане, страдающие хроническими заболеваниями, смогут вновь пользоваться правом бесплатного и льготного проезда в общественном транспорте. Принадлежащие им социальные карты будут автоматически разблокированы через 14 дней после получения второго компонента вакцины», — написал мэр столицы в своем блоге.

Напомним, что, согласно указу Сергея Собянина, льготный проезд в Москве приостановлен с 9 октября и это ограничение продолжает действовать до сих пор.

Кандидат юридических наук Екатерина Скосаренко считает, что последний указ столичных властей о разблокировке льготных карт исключительно вакцинированных граждан может быть неэтичным, нелогичным и даже противоправным. Юрист объясняет: аспекты здоровья очень личные и связаны с целым пластом различных факторов, поэтому это не тот вопрос, который может решаться подобными методами. По мнению специалиста, принуждать граждан из группы риска к принятию решений, касающихся их здоровья финансовыми инструментами, недопустимо.

Юрист отмечает: те, кто вынужден передвигаться на общественном транспорте и так имеют такую возможность сделать это за плату, тем самым подвергая себя и окружающих ровно тем же самым рискам и опасностям, которые могут пытаться предотвратить столичные власти блокировкой проездных.

«Неоднократно российские чиновники различных рангов заверяли, что вакцинация от коронавируса будет исключительно добровольная. Но о какой добровольности может идти речь в случае, когда возобновление льготного проезда связывается с прививкой? — говорит Екатерина Скосаренко. —Льготы на проезд были установлены законом города Москвы. Мосгордума определила, что пожилые граждане и другие льготники имеют право бесплатного проезда по Москве без ограничений этой возможности условиями проведенной вакцинаций. Указ мэра не способен отменить закон города Москвы. Региональные льготы на проезд могут быть приостановлены, ограничены или отменены только законом, принятым Мосгордумой. Если бы депутаты приняли поправки к столичным законам и предоставили мэру специальное полномочие в рамках режима повышенной готовности, позволяющие ему решать вопросы, касающиеся реализации права граждан на соцобеспечение, тогда бы можно было сказать, что закон соблюден, а блокировка проездных правомерна. Сейчас же указ принят вне компетенции мэра. В случае противоречия указа мэра региональным законам действуют акты высшей юридической силы».

По словам юриста, в данном случае продолжают действовать законы города Москвы, определяющие круг льготников и порядок реализации их права на бесплатный проезд. Каждый из тех граждан, кто пострадал от неправомерного акта, лишающего право на соцобеспечение, вправе требовать компенсации морального вреда согласно Определению ВС РФ по делу № 16-КГ19-2 от 22 апреля 2019 г. В этом Определении Верховный Суд указал, что соцобеспечение неразрывно связано с личными неимущественными правами и благами граждан, а незаконное лишение льгот должно быть компенсировано.

«Согласно федеральному законодательству об основах здравоохранения каждый гражданин самостоятельно определяет все вопросы касательно своего здоровья без оказания влияния властей в виде финансового принуждения под условием блокировки льготных проездных. В ст.20 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» указано, что дать или не дать добровольное согласие на медицинскую помощь – это безусловное право каждого пациента, которое не должно ставиться под сомнение даже в условиях пандемии», — объясняет специалист.

Как отмечает юрист, медики по закону должны дать всю информацию о вакцине, ее плюсах и минусах, и позволить пациенту самому принимать решение без давления и подсказывания, какой ответ правильный. Все остальное может являться противоправным принуждением.

«Жителей Москвы могут фактически убеждать отказаться от своего права на добровольное информированное решение вопросов, кающихся их здоровья, предположительно намекая, что московские власти разбираются лучше них. Между тем, хочется напомнить столичным чиновникам позицию ВОЗ, которую озвучила директор отдела по иммунизации Кэтрин О’Брайан. Она призвала страны мира не заставлять граждан прививаться под угрозой ответственности, но предоставлять им всю необходимую медицинскую информацию о мерах профилактической иммунизации», — резюмирует Екатерина Скосаренко.

Ранее кандидат юридических наук Лина Рыхтикова рассказала «Московской газете», что отказаться от мер социальной поддержки может только сам гражданин, а подзаконным актом (указом) изъять их невозможно.

«Любой гражданин вправе отказаться от мер социальной поддержки, но впоследствии эта мера компенсируется денежной суммой, указанной в законе», — отметила специалист.

Проезд в общественном транспорте

Власти Подмосковья договорились с властями Москвы о бесплатном проезде на общественном транспорте для льготников в 2018-2020 годах. На основании подписанного соглашения правительство Москвы обеспечивает бесплатный проезд отдельным категориям жителей Подмосковья, а правительство Московской области – москвичам, имеющим право на льготы. С 21 ноября 2019 года список льготников расширен в связи с открытием МЦД. О том, каким жителям Подмосковья положен льготный проезд по новым условиям и на каких видах транспорта, читайте в материале портала mosreg.ru.

В автобусах, трамваях, троллейбусах, метро, на МЦК, монорельсе


Источник: РИАМО, Николай Корешков

Бесплатно ездить в автобусе, трамвае, троллейбусе, метро, на МЦК и монорельсе могут жители Московской области, относящиеся к следующим категориям федеральных льготников:

- инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий;

- участники Великой Отечественной войны;

- лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений и на других объектах;

- награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

- ветераны боевых действий, имевшие право на бесплатный проезд на городском транспорте общего пользования до 1 января 2005 года;

- члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, а также государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы, члены семей военнослужащих, погибших в плену, признанных пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей, члены семей погибших в ВОВ лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

- бывшие несовершеннолетние узники концлагерей;

- инвалиды 1–3 группы инвалидности;

- дети-инвалиды в возрасте до 18 лет;

- граждане, пострадавшие от воздействия радиации, имевшие право на бесплатный проезд на городском транспорте общего пользования до 1 января 2005 года.

Также бесплатный проезд в данных видах транспорта предусмотрен для льготников Московской области:

- лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период ВОВ;

- лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий;

- родителей детей-инвалидов в возрасте до 18 лет;

- детей, получающих пенсию по потере кормильца;

- лиц, сопровождающих инвалидов, имеющих I группу инвалидности, или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет;

- детей из многодетных семей;

- почетных доноров СССР и России;

- одного из родителей многодетной семьи, в составе которой есть ребенок, не достигший 7 лет;

- законного представителя ребенка, не достигшего возраста 7 лет, из многодетной семьи;

- лиц старше 60 лет.

Дополнительно в метро, на МЦК, монорельсе

Воробьев, Собянин и Белозеров проверили ход работ по подготовке к открытию МЦД

С 21 ноября 2019 года бесплатный проезд в метро, на МЦК и монорельсе предоставлен для следующих льготников Московской области:

- пенсионеров, не достигших 60 лет;

- одного опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя;

- одного из родителей инвалида с детства;

- лиц предпенсионного возраста (старше 55 лет - для женщин; старше 60 лет - для мужчин).

В электричках и на МЦД


Источник: РИАМО, Николай Корешков

Право на бесплатный проезд на пригородных электричках, включая МЦД, имеют:

- лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период ВОВ;

- лица, признанные пострадавшими от политических репрессий;

- родители детей-инвалидов в возрасте до 18 лет;

- дети, получающие пенсию по потере кормильца;

- лица, сопровождающие инвалидов, имеющих I группу инвалидности, или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет;

- дети из многодетных семей;

- почетные доноры СССР и России;

- один из родителей многодетной семьи;

- законный представитель ребенка из многодетной семьи;

- один из родителей инвалида с детства;

- пенсионеры и предпенсионеры;

- один опекун (попечитель), приемный родитель, патронатный воспитатель;

- ветераны труда, ветераны военной службы.

С 21 ноября 2019 года в электричках и на МЦД могут бесплатно ездить все дети младше семи лет, проживающие в Московской области.

Документы для бесплатного проезда

Виртуальная карта Стрелка

Бесплатный проезд осуществляется по социальной карте жителя Московской области. Билеты на электрички для детей младше семи лет выдают в кассах РЖД при предъявлении справки из управления соцзащиты.

Бесплатный проезд для ветеранов, не проживающих в Подмосковье


Ветераны, не имеющие постоянной регистрации в Московской области, с 23 апреля 2020 года могут бесплатно пользоваться общественным транспортом Подмосковья. Для проезда достаточно предъявить удостоверение ветерана Великой Отечественной войны.

Читайте также: