Кем может работать судья на пенсии

Опубликовано: 01.05.2024

Совет судей РФ: может ли отставной судья работать юристом или чиновником?

Совет судей РФ сегодня представил обобщение по вопросам этических норм судей в отставке.

В обобщении, в частности, разъясняется, может ли отставной судья работать на государственном посту и занимать юридическую должность. Кроме того, речь идет о возможности работы бывшего судьи в налоговой и таможенной сфере, а также о порядке приостановления его членства в судейском сообществе.

Ниже следуют ответы на эти и другие вопросы:

Вопрос 1: Может ли судья, пребывающий в отставке, быть членом Общественной палаты Российской Федерации?

Ответ: В пункте 2 статьи 7 федерального закона от 04.04.2005 года № 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" установлен исчерпывающий перечень должностей, при замещении которых лица не могут быть членами Общественной палаты, к ним относятся и судьи.

Вместе с тем, соответствующие положения Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" не содержат прямого запрета на участие судей в отставке в работе Общественной палаты. Однако необходимо иметь в виду, что согласно пункту 6 статьи 15 названного Закона требования, предъявляемые к судье, распространяются и на судей, пребывающих в отставке.

Принимая во внимание изложенное, а также порядок формирования Общественной палаты Российской Федерации, в целях предотвращения возможного конфликта интересов, представляется, что судья в отставке, в том числе имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин — 50) лет, не вправе быть членом Общественной палаты Российской Федерации.

Вопрос 2: Может ли судья, пребывающий в отставке, входить в состав правления товарищества собственников жилья?

Ответ: Статьей 3 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" закреплен исчерпывающий перечень видов оплачиваемой деятельности, занятие которыми совместимо со статусом судьи, пребывающего в отставке.

К предусмотренным в Законе для судьи, в том числе судьи, пребывающего в отставке, ограничениям относится запрет заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, включая участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы, заниматься другой оплачиваемой деятельностью.

В соответствии с частью 2 статьи 291 ГК РФ, статьи 135 ЖК РФ, товарищество собственников жилья не относится к хозяйственным товариществам и обществам, являясь некоммерческой организацией, оно не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками.

При этом любое лицо, в том числе судья, пребывающий в отставке, являясь собственником квартиры, вправе реализовать свое право на обеспечение эксплуатации многоквартирного дома, пользование квартирой и общим имуществом в данном доме посредством участия в образовании товарищества собственников жилья.

Поскольку товарищество не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяет полученную прибыль между участниками, что согласно абзацу третьему части 1 статьи 2 ГК РФ является основным признаком предпринимательской деятельности, то можно сделать вывод об отсутствии оснований расценивать как занятие предпринимательской деятельностью членство в правлении товарищества собственников жилья.

Таким образом, судья, пребывающий в отставке, вправе входить в состав правления товарищества собственников жилья, но осуществлять деятельность в его составе имеет право исключительно на безвозмездной основе.

Вопрос 3: На каких должностях в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" вправе работать судья, пребывающий в отставке, в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях и одновременно сохранять право на получение пожизненного содержания?

Ответ: Согласно пункту 4 статьи 3 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин — 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью.

При этом указанный Закон не определяет круг должностей в указанных органах и организациях, за исключением конкретно указанных должностей, которые вправе замещать судья, пребывающий в отставке.

В связи с этим представляется возможным сделать вывод о том, что Закон не ограничивает право судьи, пребывающего в отставке, замещать любые должности, если только осуществление функциональных обязанностей по этим должностям не приведет к нарушению положений Закона, связанных с недопустимостью занятий прокурорско-следственной, адвокатской, нотариальной и иной юридической деятельностью, что противоречило бы самой сути статуса судьи.

Работа судьи, пребывающего в отставке, в органах и организациях, названных в пункте 4 статьи 3 Закона, не предполагает прекращение выплаты ему ежемесячного пожизненного содержания.

Вопрос 4: Может ли судья, пребывающий в отставке, занимать в органах и учреждениях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" должность юриста (работа которого предполагает представительство юридических лиц), если он соблюдает требования подпункта 6 пункта 3 статьи 3 указанного Закона?

Ответ: Судья, пребывающий в отставке, может занимать должность юриста в органах и организациях, перечисленных в пункте 4 статьи 3 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", только в случае, если соблюдаются требования подпункта 6 пункта 3 статьи 3 Закона о недопустимости быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц.

Таким образом, если работа судьи, пребывающего в отставке, в качестве юриста предполагает представительство физических либо юридических лиц, то создается угроза нарушения требования подпункта 6 пункта 3 статьи 3 Закона. В связи с этим судье, пребывающему в отставке, следовало бы ограничиться осуществлением тех полномочий, которые не могут привести к конфликту интересов и не повлекут за собой нарушение требований, установленных пунктом 3 статьи 3 Закона.

Вопрос 5: Вправе ли судья, пребывающий в отставке, имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, занимать должность юриста в учреждении, которое по своему статусу является федеральным бюджетным учреждением и действует на основании Положения, утвержденного приказом Министра обороны РФ, либо учреждение должно обязательно иметь статус федерального государственного учреждения?

Ответ: Согласно пункту 2 статьи 120 ГК РФ, учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение); государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации под бюджетным учреждением понимается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона "Об обороне", управление объединения, управление соединения и воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации могут являться юридическим лицом в форме федерального бюджетного учреждения.

В этом случае решение об их создании в качестве юридического лица принимается министром обороны Российской Федерации и действуют они на основании общих положений, утверждаемых министром обороны Российской Федерации.

Если учреждение обладает статусом федерального бюджетного учреждения, то оно является федеральным государственным учреждением, в котором в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" вправе работать судья, пребывающий в отставке.

Вопрос 6: Может ли судья, пребывающий в отставке, работать в налоговых, таможенных и других органах, а также государственных инспекциях, работники которых в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях имеют право в рамках административного производства составлять протоколы об административных правонарушениях, отбирать объяснения, принимать решения о привлечении виновных к административной ответственности?

Ответ: Пункт 4 статьи 3 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" допускает работу судей, пребывающих в отставке, в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях. Однако ограничения, содержащиеся в этом положении, исключают возможность занимать такие должности или заниматься такой деятельностью по юридической специальности, которая предполагала бы осуществление административно — властных полномочий (прокурор, следователь, дознаватель) либо принятие решений и совершение действий, в том числе от имени Российской Федерации, имеющих не только частноправовое, но и публично-правовое значение (адвокаты, нотариусы).

В связи с этим занятие судьей, пребывающим в отставке, деятельностью на должностях государственной службы, которая предполагает составление протоколов и принятие решений о привлечении к административной ответственности, не согласуется с самой сутью статуса судьи и может привести к конфликту интересов.

Вопрос 7: Кем и в каком порядке приостанавливается членство судьи, пребывающего в отставке, в судейском сообществе в случае осуществления им деятельности которой он вправе заниматься?

Ответ: В абзаце втором пункта 4 статьи 3 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" предусмотрено, что в период осуществления деятельности, которой судья, пребывающий в отставке, вправе заниматься в соответствии с данным пунктом, на него не распространяются гарантии неприкосновенности, установленные статьей 16 настоящего Закона и членство указанного судьи в судейском сообществе на этот период приостанавливается.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", судья, пребывающий в отставке, сохраняет свою принадлежность к судейскому сообществу до прекращения отставки и может привлекаться с его согласия к работе в органах судейского сообщества.

Представляется, что если судья, пребывающий в отставке, не состоит в органах судейского сообщества, специального решения о приостановлении членства судьи в отставке в судейском сообществе не требуется. Если же судья, пребывающий в отставке, состоит в таких органах, соответствующий орган судейского сообщества своим решением должен приостановить его членство в соответствующем органе судейского сообщества.

21.01.2021 1976
Коллаж: Legal.Report

Комиссия Совета судей РФ по этике рассмотрела два запроса, касающихся вопросов правомочности трудоустройства судей в отставке. Первый поступил от судьи, которого интересовал высокий пост в федеральном министерстве. Второй — от не получающего пожизненного содержания служителя Фемиды, который захотел встать на учет в службе занятости.

Судья в отставке на госслужбе

В комиссию по этике обратился отставной судья, которого интересовало, может ли он возглавлять отдел правового сопровождения деятельности и судебно-претензионной работы Правового департамента Минспорта РФ. Комиссия изучила соответствующий должностной регламент. Из документа следовало, что к видам профессиональной служебной деятельности начальника отдела отнесены: деятельность в сфере правовой помощи и взаимодействия с судебной системой, деятельность в сфере процессуального и конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления.

При этом в части объема должностных прав и обязанностей, запретов и ограничений, а также требований к служебному поведению регламент отсылал к ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ». Среди них было участие в нормотворчестве, подготовка предложений руководству, анализ и подготовка заключений по проектам решений, рассмотрение обращений граждан и юрлиц и т. п.

«Анализ представленного должностного регламента не дает оснований предполагать, что исполнение судьей, пребывающим в отставке, предусмотренных регламентом обязанностей может вступить в противоречие с теми ограничениями и запретами, которые обязан соблюдать судья в отставке», — сделала вывод комиссия.

При этом она обратила внимание заявителя, что отставной судья не вправе на основании доверенности быть представителем по делам нанимателя (работодателя).

«Этот самостоятельный запрет не ограничивается представительством в судах; действует и в тех случаях, когда представительство на основании доверенности предусмотрено функциональными обязанностями по должности, которую судья в отставке вправе замещать согласно пункту 4 статьи 3 Закона о статусе судей», — отметили в комиссии.

Комиссия упомянула о рекомендательном характере своего заключения и напомнила об обязанности каждого судьи, пребывающего в отставке и поступившего на государственную гражданскую службу, самостоятельно определять наличие таких функциональных обязанностей по замещаемой должности, выполнение которых несовместимо со статусом судьи в отставке.

Судья на бирже труда

Комиссия по этике разрешила судьям воспользоваться мерами господдержки граждан в сфере занятости при условии точного соблюдения требований соответствующего закона. Такой вывод был сделан по итогам рассмотрения запроса о праве судьи, пребывающего в отставке и не получающего ежемесячное пожизненное содержание, зарегистрироваться в службе занятости в целях поиска работы, допускаемой законодательством о статусе судей, быть признанным безработным и получать пособие по безработице на период поиска подходящей работы.

«Такие действия судьи, пребывающего в отставке и ищущего работу, допускаемую Законом о статусе судей, не могут рассматриваться в качестве нарушения требований и запретов, обусловленных статусом судьи, и не указывают на нарушение правил профессиональной судейской этики», — указано в заключении.

В Совете судей отметили, что в Законе о статусе судей и в Кодексе судейской этики нет положений, ограничивающих отставных судей в праве получения социальных гарантий, касающихся занятости. Однако следует учитывать различие между двумя категориями граждан – зарегистрированными в органах занятости населения для поиска работы и признанных в установленном порядке безработными.

«Наличие у гражданина статуса судьи, пребывающего в отставке, само по себе не дает оснований для отнесения его к категории занятых граждан, не препятствует его регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы в том порядке, который определен Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы», — подчеркнули в Совете судей РФ.

Вместе с тем судья в отставке, обратившийся в службу занятости в поисках подходящей работы, должен учитывать, что статья 4 Закона о занятости населения, определяя подходящую и неподходящую работу, не содержит такого условия отнесения предлагаемой работы к неподходящей, как ее несоответствие ограничениям, налагаемым особым публично-правовым статусом гражданина, ищущего работу.

При этом отказ в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, является самостоятельным основанием для отказа в признании гражданина безработным (пункт 3 статьи 3 Закона о занятости населения).

Комиссия также отметила рекомендательный характер заключения. И напомнила, что с судей не снимается обязанность соотносить все свои действия с действующим законодательством, в том числе законодательством, регулирующим их статус.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 25 января 2018 г. № 2-КЭ “О праве судьи, пребывающего в отставке, работать на платной основе экскурсоводом”

Комиссия Совета судей Российской Федерации по этике рассмотрела запрос о возможности судьи, пребывающего в отставке, работать на платной основе экскурсоводом в государственных и муниципальных организациях и учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях и/или в коммерческих учреждениях и организациях.

Согласно пункту 2 статьи 15 Кодекса судейской этики, утвержденного VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012 (ред. от 08.12.2016), судья может заниматься различными видами внесудебной деятельности, включая научную, образовательную, творческую, общественную, благотворительную и иные виды деятельности, и участвовать в различных публичных мероприятиях, если это не противоречит законодательству о статусе судей в Российской Федерации и не причиняет ущерб интересам правосудия.

Подпунктом 5 пункта 3 статьи 3 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 28.12.2016) «О статусе судей в Российской Федерации» (далее - Закон о статусе судей) установлен общий запрет для судей заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.

При этом право судьи на платной основе заниматься указанными видами деятельности (педагогической, научной и иной творческой деятельностью) не связывается со статусом организации, учреждения, в котором такая деятельность осуществляется, а потому такую деятельность судья вправе осуществлять и в частных учреждениях, организациях.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона о статусе судей отставкой судьи признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняется звание судьи, гарантии личной неприкосновенности, принадлежность к судейскому сообществу. Одновременно с этим на него распространяются запреты и ограничения, вытекающие из статуса судьи, в том числе запрет на осуществление иной оплачиваемой деятельности, за исключением ее отдельных видов.

В соответствии с абзацем первым пункта 4 статьи 3 Закона о статусе судей судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 лет (для женщин - 50 лет), вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью.

Указанная норма, допуская при наличии определенных условий работу судьи, пребывающего в отставке, в государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, не содержит ограничений по видам должностей и характеру деятельности. Из этого следует, что в государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 лет (для женщин - 50 лет), может занимать любые должности.

Возможность осуществления судьей, пребывающим в отставке, независимо от его стажа работы в должности судьи и возраста, какой-либо оплачиваемой деятельности в коммерческих организациях (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности) Закон о статусе судей не предусматривает.

Квалификационная характеристика должности «Экскурсовод» содержится в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников организаций сферы туризма», утвержденном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.03.2012 № 220н.

Эта характеристика определяется также в соответствии с Приказом Минтруда РФ от 04.08.2014 № 539н «Об утверждении профессионального стандарта «Экскурсовод (гид)».

Анализ указанных документов не дает оснований для отнесения работы в качестве экскурсовода к творческой деятельности, осуществление которой для судьи, в том числе пребывающего в отставке, возможно вне зависимости от статуса учреждения, организации.

Поэтому судья в отставке, имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 лет (для женщин - 50 лет), вправе работать экскурсоводом (гидом) в государственном или муниципальном учреждении.

Вместе с тем, как при трудоустройстве на работу, разрешаемую Законом о статусе судей пребывающим в отставке судьям, так и при выполнении соответствующей работы судья всегда обязан самостоятельно определять соответствие своей деятельности публично-правовому статусу судьи и требованиям Кодекса судейской этики.

Обзор документа

Разъяснено, что судья в отставке, имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 лет (для женщин - 50 лет), вправе работать экскурсоводом (гидом) в государственном или муниципальном учреждении.

Вместе с тем как при трудоустройстве, так и при выполнении работы судья всегда обязан самостоятельно определять соответствие своей деятельности публично-правовому статусу судьи и требованиям Кодекса судейской этики.

Будкевич Артур Станиславович

Часто люди при поисках хорошего адвоката предпочитают, чтобы это был адвокат бывший судья или следователь. И если со вторым вариантом все просто и однозначно, то с первым есть нюансы. Адвокаты бывшие судьи в Москве, да и по стране в целом, встречаются, но очень редко, потому что в некотором роде это нарушение законодательства.

Статус судьи дает определенные привилегии, но одновременно к судьям есть определенные требования. В соответствии с законодательством РФ, судьи после ухода на заслуженный отдых не могут занимать должность дознавателя, следователя, прокурора, а также заниматься нотариальной или адвокатской деятельностью. Причина в том, что за ними сохраняется статус судьи, а он подразумевает ограничения, связанные с заниманием определенных должностей.

Можно ли судье в отставке работать адвокатом

Бывшие служители Фемиды имеют бесценный опыт и высокий уровень компетенции в разных направлениях права. Поэтому было бы логичным, если бы они использовали свои знания, например, в адвокатской сфере. Но на практике это запрещено на законодательном уровне.

Основной закон, который определяет статус судей в России — ФЗ от 26 июня 1992 N 3132-I. В соответствии с его нормами, заниматься адвокатской деятельностью судьям, которые вышли в отставку или находятся на пенсии, запрещено. На практике случаи, когда они все же работают адвокатами, встречаются. Но это является нарушением действующего законодательства и может привести к снятию всех привилегий, выплат и гарантий.

Как заявил Верховный суд, исключений из этого правила быть не может. Не может считаться уважительной, в том числе, такая причина, как сложные жизненные обстоятельства. Как свидетельствует судебная практика, Верховный суд однозначно трактует ведение адвокатской деятельности судьями в отставке, стаж которых превышает 20 лет или которые достигли возраста 55 лет (50 лет для женщин) как нарушение ФЗ от 26 июня 1992 N 3132-I.

Исходя из сказанного выше получается, что вопрос, может ли судья работать адвокатом, даже не должен обсуждаться. Ответ — однозначно нет.

Случай не единичный

Запрет судьям занимать некоторые должности закреплен не только ФЗ от 26 июня 1992 N 3132-I, но и другими нормативными актами, в том числе и в разъяснениях Президиума Совета судей от 9 апреля 2015 года. Многие эксперты сходятся во мнении, что позиция Верховного суда верная. Если судья рассматривает возможность работы на какой-либо должности, он в первую очередь должен определить, не будет ли противоречить это Кодексу судейской этики и нормам действующего законодательства.

На практике так поступают далеко не все судьи, и случаи, когда они занимаются адвокатской деятельности, вопреки запрету, не единичны. Учитывая то, что бывшие судьи прекрасно информированы не только о привилегиях, что дает их статус, но и о требованиях, которые они обязаны соблюдать, то на нарушение они идут умышленно.

Справедлив ли запрет?

Опыт и знания судей в области права очень высоки. Это открывает им широкие возможности, если речь идет об адвокатской деятельности. Но многие, уйдя на заслуженный отдых, ценят свой статус и не прекращают его. Учитывая, что таким пенсионерам не запрещено заниматься другими видами оплачиваемой деятельности, говорить о том, что законодательство нарушает их права, будет некорректно. После достижения определенного возраста судья вправе уйти на заслуженный отдых, при этом он будет получать выплаты, соответствующие его статусу. Другими словами, государство заботится о служителях Фемиды на пенсии и содержит их.

Некоторые юристы считают лишение судей в отставке возможности заниматься адвокатской деятельностью странным решением. Дело в том, что в законодательстве четко не прописана причина, по которой введено это ограничение. Причина — прямое служебное подчинение в прошлом. Да, если судья в отставке станет адвокатом, после чего он в этом статуе придет в суд, где раньше исполнял полномочия судьи, такая ситуация может породить сомнения в беспристрастности и объективности уже действующих судей при рассмотрении дела, которое ведет адвокат судья в отставке.

А вот адвокат может в будущем стать судьей и рассматривать дела своих коллег в прошлом. И аналогичного запрета для него не существует.

Главной причиной запрета судьям в отставке заниматься адвокатской деятельностью является обеспечение независимого и объективного правосудия. Ситуации, когда бывший судья становится адвокатом, могут породить сомнения в объективности судьи, который будет назначен для рассмотрения его дела. Соответственно подобные случаи могут снизить доверие к системе в целом.

Верховный суд считает, что наличие ограничений не является нарушением конституционных прав. Установление статусных ограничений, их перечня и объема — прерогатива законодателя, что и было использовано для обеспечения независимости, непредвзятости и объективности судебной системы.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

от 14 апреля 2016 г. N АКПИ16-58

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Г. о признании недействующими пунктов 4.1.2, 4.1.4, 4.4 Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ежемесячного возмещения в связи с гибелью (смертью) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении, утвержденной приказом Верховного Суда Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 10 августа 2015 г. N 669кд/234,

приказом Верховного Суда Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 10 августа 2015 г. N 669кд/234 утверждена Инструкция о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ежемесячного возмещения в связи с гибелью (смертью) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении (далее - Инструкция).

Пунктом 4.1.2 Инструкции установлено, что судьям, ушедшим (удаленным) в отставку при стаже работы в должности судьи менее 20 лет, при достижении ими возраста 55 лет (для женщин - 50 лет) размер ежемесячного пожизненного содержания определяется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи (4% за каждый отработанный год).

Согласно пункту 4.1.4 Инструкции судьи, достигшие возраста 60 лет (женщины - 55 лет), при стаже работы в области юриспруденции не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей, при уходе в отставку вправе получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере (восемьдесят процентов ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи).

Размер ежемесячного пожизненного содержания определяется однократно при уходе или удалении судьи в отставку, и последующие изменения характеризующих данных судьи не должны влечь за собой перерасчета назначения ежемесячного пожизненного содержания, за исключением случаев увеличения (индексации) размеров должностных окладов судей и любых составляющих ежемесячного денежного вознаграждения судьи либо положений абзаца 6 пункта 2.10 Инструкции (пункт 4.4).

Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими указанных пунктов Инструкции, ссылаясь на то, что оспариваемые нормативные предписания противоречат Закону Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей) и ограничивают его право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере.

В обоснование своих требований административный истец указал, что в ноябре 1993 года в возрасте 38 лет ушел в отставку, имея стаж работы судьей 11 лет 2 месяца и 21 день, в ноябре 2010 года в связи с достижением 55-летнего возраста ему было назначено ежемесячное пожизненное содержание (далее - ЕПС) пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи (44 процента ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи), по достижении 60 лет при наличии стажа работы в области юриспруденции не менее 25 лет в ноябре 2015 года в назначении ЕПС в полном размере (восемьдесят процентов ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи) ему отказано по причине ухода в отставку до достижения возраста 60 лет.

В судебном заседании Г. поддержал заявленные требования.

Верховный Суд Российской Федерации и Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации в письменных возражениях на административный иск указали, что оспариваемые пункты Инструкции соответствуют положениям Закона о статусе судей и прав административного истца на получение ЕПС в установленном законом размере не нарушают.

В судебном заседании представитель Верховного Суда Российской Федерации - А. и представитель Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации - Х. возражения поддержали, просили отказать в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав стороны, проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Инструкция утверждена в целях определения порядка назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям, ежемесячного возмещения в связи с гибелью (смертью) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении, в соответствии с Федеральным законом от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" и Законом о статусе судей.

Статьей 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) установлено, что Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент) является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районных, городских и межрайонных судов, окружных (флотских) военных судов, гарнизонных военных судов, специализированных федеральных судов, органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей (пункт 1). Под организационным обеспечением деятельности федеральных судов в данном федеральном законе понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия (пункт 2).

Федеральный закон N 7-ФЗ к полномочиям Судебного департамента относит организацию материального и социального обеспечения судей, в том числе пребывающих в отставке (подпункт 18 пункта 1 статьи 6). Генеральный директор Судебного департамента, согласно этому закону в пределах своей компетенции издает приказы, распоряжения и инструкции, обязательные для исполнения органами и учреждениями Судебного департамента, и контролирует их исполнение, данные акты обязательны для исполнения судами в части, касающейся организационного обеспечения их деятельности (подпункт 4 пункта 1 статья 10).

В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" Председатель Верховного Суда Российской Федерации наряду с осуществлением полномочий судьи Верховного Суда Российской Федерации и процессуальных полномочий, установленных для Председателя Верховного Суда Российской Федерации федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет и иные функции: обеспечивает решение относящихся к его компетенции вопросов организации деятельности Верховного Суда Российской Федерации, системы судов общей юрисдикции и системы арбитражных судов; издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения (подпункты 1 и 31).

Из приведенных законоположений следует, что Инструкция утверждена Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Генеральным директором Судебного департамента в пределах их компетенции, опубликована в "Бюллетене актов по судебной системе", N 11, ноябрь, 2015 г.

Оспаривая положения пункта 4.1.2 Инструкции, административный истец указывает на то, что способ исчисления ЕПС, приведенный в данном пункте, является ошибочным, поскольку деление 80% денежного вознаграждения судьи на 20 лет стажа не дает истинную величину процента, приходящегося на 1 год стажа. По его мнению, величина ЕПС, соответствующая 1 году стажа работы судьи, составляет 5% за каждый отработанный год и вычисляется путем деления 100% ЕПС на 20 лет.

Указанные доводы административного истца основаны на неверном толковании норм Закона о статусе судей.

Базовым положением, закрепляющим право на ЕПС, является пункт 5 статьи 15 Закона о статусе судей, согласно которому пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста 55 (для женщин - 50) лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи.

В силу пункта 1 статьи 19 Закона о статусе судей судья, достигший возраста 60 лет (женщины - 55 лет), при стаже работы в области юриспруденции не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет судьей, вправе, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере.

Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в этой должности более 20 лет, ежемесячное пожизненное содержание увеличивается из расчета: за каждый год стажа работы свыше 20 лет - один процент указанного содержания, но всего не более 85 процентов ежемесячного денежного вознаграждения занимающего соответствующую должность судьи (пункт 5 статьи 15 Закона о статусе судей).

С учетом изложенного право на ежемесячное пожизненное содержание, равно как и его размер, зависит от продолжительности профессиональной деятельности (стажа работы) в должности судьи.

По смыслу пункта 5 статьи 15 Закона о статусе судей пропорциональное исчисление ЕПС при стаже работы судьи менее 20 лет может осуществляться исходя из пропорции фактически отработанного времени к 20 годам работы и размера ежемесячного пожизненного содержания при 20 годах стажа - 80% ежемесячного денежного вознаграждения действующего судьи. Следовательно, за один год стажа работы в должности судьи размер ежемесячного пожизненного содержания такого судьи будет составлять 4% от ежемесячного денежного вознаграждения судьи, что и было конкретизировано в оспариваемом пункте 4.1.2 Инструкции.

Положения пункта 4.1.4 Инструкции полностью соответствуют пункту 1 статьи 19 Закона о статусе судей, по смыслу которой право на получение ЕПС в полном размере при уходе в отставку имеет лишь действующий судья, достигший к моменту ухода в отставку возраста 60 лет (женщины - 55 лет), при стаже работы в области юриспруденции не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей.

Судья, ушедший в отставку до достижения установленного данной нормой возраста, не вправе претендовать на получение ЕПС в полном размере даже при наличии необходимого стажа работы в области юриспруденции.

Положения, касающиеся судей, пребывающих в отставке, специально оговорены в законе. В частности, пункт 5 статьи 15 Закона о статусе судей предусматривает право на ЕПС и порядок его исчисления для пребывающего в отставке судьи, имеющего стаж работы в должности судьи менее 20 лет, при достижении возраста 55 (для женщин - 50) лет.

Нельзя признать состоятельным довод административного истца о несоответствии пункта 4.4 Инструкции положениям пункта 1 статьи 19 Закона о статусе судей, предусматривающим возможность получать ЕПС в полном размере после достижения судьи в отставке 60-летнего возраста.

Разъяснения, содержащиеся в указанном пункте Инструкции, дублируют и конкретизируют положения абзаца сорок второго пункта 1 статьи 19 Закона о статусе судей, устанавливающего, что размеры ежемесячного пожизненного содержания судей увеличиваются (индексируются) в размерах и сроки, которые предусмотрены для увеличения (индексации) размеров должностных окладов судей. Также производится пересчет размеров ежемесячного пожизненного содержания судей в случае увеличения (индексации) размеров любых составляющих ежемесячного денежного вознаграждения судьи.

Между тем размер ЕПС в процентном отношении к ежемесячному денежному вознаграждению судьи, исчисляемый пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи, определяется однократно в соответствии с действующим законодательством.

Последующие изменения составляющих ежемесячного денежного вознаграждения судьи (в том числе перерасчет сумм таких составляющих, например, в связи с индексацией (увеличением) влекут изменение суммы ЕПС пребывающих в отставке судей, но не влекут изменение установленных процентов от ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи.

Поскольку оспариваемые пункты Инструкции не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы административного истца, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

в удовлетворении административного искового заявления Г. о признании недействующими пунктов 4.1.2, 4.1.4, 4.4 Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ежемесячного возмещения в связи с гибелью (смертью) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении, утвержденной приказом Верховного Суда Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 10 августа 2015 г. N 669кд/234, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Читайте также: