Каков порядок взаимодействия органов пфр и федеральным фондом обязательного медицинского страхования

Опубликовано: 14.05.2024

Регламент
по организации межведомственного защищенного информационного взаимодействия между Пенсионным Фондом Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования

1. Перечень сокращений и определений

Перечень сокращений и определений, используемых в настоящем документе, приведен в Таблице 1.

Абонентский пункт с установленным ПО ViPNet [Клиент]

Индивидуальный Симметричный Межсетевой Мастер-Ключ

Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации

Пенсионный фонд Российской Федерации

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

Удостоверяющий ключевой центр

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Центр управления сетью

Протокол передачи информации, используемый в ПО ViPNet

Защищенная виртуальная сеть, построенная по ViPNet-технологии

2. Общие положения

В данном документе описан Регламент по организации межведомственного защищенного информационного взаимодействия между Пенсионным Фондом Российской Федерации и Федеральным Фондом Обязательного Медицинского Страхования (далее - Регламент).

2.1. Основание для создания Регламента

Регламент по организации межведомственного защищенного информационного взаимодействия между ПФР и ФОМС, а также между ОПФР и ТФОМС разработан во исполнение Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и Соглашения по информационному обмену между Пенсионным фондом Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 01.10.2009 г. N АД-01-33/06СОГ /4688/20-2.

2.2. Назначение Регламента

Регламент предназначен для организации защищенного обмена электронными документами между Пенсионным фондом Российской Федерации (ПФР) и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС), а также между отделениями Пенсионного Фонда Российской Федерации (ОПФР) и территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ТФОМС) по открытым каналам связи, включая Интернет, на базе развернутых в ПФР, ФОМС, ОПФР и ТФОМС распределенных систем сетевой защиты ViPNet, включающей средства шифровании информации и электронной цифровой подписи (ЭЦП).

2.3. Состав и формат файлов передаваемых сведений

Состав и форматы файлов передаваемых сообщений описаны в Приложениях N 1 и N 2 к Протоколу информационного обмена между Пенсионным фондом Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.

2.4. Обеспечение защиты информации при передаче сведений

Обеспечение защиты информации при передаче сведений осуществляется с использованием криптографических средств защиты и электронной цифровой подписи, с использованием программно-аппаратного комплекса защиты информации "ViPNet".

2.5. Передача сведений

Передача сведений обеспечивается средствами ПО ViPNet MFTP, входящими в состав ПАК защиты информации "ViPNet", в соответствии с "Руководством пользователя. ViPNet [MFTP] Транспортный модуль".

2.6. Подтверждение достоверности и подлинности передаваемых сообщений

Подтверждение достоверности и подлинности передаваемых сведений обеспечивается средствами электронной цифровой подписи, предоставляемой ПО ViPNet Деловая Почта, входящей в состав ПАК защиты информации "ViPNet", в соответствии с "Руководством пользователя. ViPNet [Клиент] [Деловая почта]".

3. Порядок организации межведомственного защищенного информационного взаимодействия ПФР (ОПФР) с ФОМС (ТФОМС)

3.1. Определение условий межведомственного взаимодействия сетей ПФР (ОПФР) и ФОМС (ТФОМС)

3.1.1. Передача данных между ПФР и ФОМС осуществляется напрямую, а между ОПФР и ТФОМС может осуществляться либо напрямую, либо через ПФР и/или ФОМС.

3.1.2. Межведомственное защищенное информационное взаимодействие ViPNet-сетей ПФР и ФОМС организуется на базе технологии межсетевого взаимодействия ViPNet-сетей.

3.1.3. Межведомственное взаимодействие сетей ПФР и ФОМС организуется с помощью Индивидуального Симметричного Межсетевого Мастер-ключа (ИСММК).

3.1.4. ИСММК формирует Администратор сети в ПФР и ОПФР для каждой из сетей, с которой должно осуществляться взаимодействие.

3.1.5. Администраторы сетей ПФР, ОПФР, ФОМС и ТФОМС выделяют узлы своих сетей, которые будут участвовать в межведомственном взаимодействии. Выделенные узлы сетей будут связаны в ЦУСах взаимодействующих сетей, а также будут иметь ключи для шифрования и подтверждения достоверности и подлинности передаваемых данных.

3.1.6. Администраторы сетей ПФР, ОПФР, ФОМС и ТФОМС выбирают устройства (Координаторы), которые будут выполнять функции серверов-шлюзов при межведомственном взаимодействии сетей.

3.2. Порядок организации межведомственного защищенного информационного взаимодействия между ViPNet-сетями ПФР, ОПФР, ФОМС и ТФОМС

Порядок организации межведомственного защищенного информационного взаимодействия между ViPNet-сетями ПФР, ОПФР, ФОМС и ТФОМС предполагает выполнение следующих технологических и организационных мероприятий:

3.2.1. Для организации межведомственного защищенного информационного взаимодействия между ViPNet-сетями ПФР (ОПФР) и ФОМС (ТФОМС) администраторы ViPNet-сетей ПФР (ОПФР) либо ФОМС (ТФОМС) готовят официальное информационное письмо, в котором информируют другую сторону о необходимости организации межведомственного защищенного информационного взаимодействия между заданными ViPNet-сетями ПФР (ОПФР) и ФОМС (ТФОМС).

3.2.2. В каждом Центре управления сетью (ЦУС) и Удостоверяющем Ключевом центре (УКЦ) ОПФР в соответствии с "Руководством администратора. ViPNet [Центр управления сетью]" и "Руководством администратора. ViPNet [Удостоверяющий и ключевой центр]" производится формирование необходимой адресной и ключевой информации - формирование начального экспорта (индивидуальные симметричные межсетевые мастер-ключи связи и шифрования, справочная информация), включая свои корневые сертификаты для каждой из сетей, с которой должно осуществляться взаимодействие.

3.2.3. Указанные данные (начальный экспорт) доверенным способом передаются в соответствующие ЦУСы ФОМС (ТФОМС) либо ПФР (ОПФР), с которыми должно осуществляться межведомственное взаимодействие. Передача данных из ОПФР в ТФОМС может осуществляться либо напрямую, либо через ФОМС.

3.2.4. Во всех ЦУСах и УКЦ ФОМС (ТФОМС) либо Исполнительной дирекции ПФР в соответствии с "Руководством администратора. ViPNet [Центр управления сетью]" и "Руководством администратора. ViPNet [Удостоверяющий и ключевой центр]" производится ввод и обработка (импорт) полученных из других ЦУСов данных (начального экспорта), установление связей своих узлов с узлами ЦУСов, предоставившими информацию. Далее в ЦУСах и УКЦ ФОМС (ТФОМС) создается ответная информация (ответный экспорт) для ЦУСов, приславших первичную информацию, включая свои корневые сертификаты.

3.2.5. Ответная информация (ответный экспорт) доверенным способом передается в ЦУСы соответствующих ОПФР (ПФР), где она обрабатывается и вводится в действие. На этом этапе завершается процесс создания межведомственного защищенного взаимодействия между ЦУСами, и дальнейший обмен данными между ними производится в автоматическом режиме.

3.2.6. После рассылки каждым ЦУСом сформированных обновлений ключевой и справочной информации на свои узлы, участвующие в межведомственном взаимодействии, между данными узлами различных сетей ОПФР (ПФР) и ТФОМС (ФОМС) можно производить защищенный электронный документооборот.

3.2.7. После завершения процедуры организации межведомственного защищенного информационного взаимодействия между ViPNet-сетей ОПФР (ПФР) и ТФОМС (ФОМС) подписывается Протокол установления межсетевого взаимодействия (Приложение N 1 к настоящему Регламенту).

3.3. Порядок модификации межведомственного защищенного информационного взаимодействия между ViPNet-сетями ПФР (ОПФР) и ФОМС (ТФОМС) при изменении состава узлов

Порядок модификации межведомственного защищенного информационного взаимодействия между ViPNet-сетями ПФР (ОПФР) и ФОМС (ТФОМС) предполагает выполнение следующих технологических и организационных мероприятий:

3.3.1. В процессе функционирования межведомственного защищенного информационного взаимодействия между сетями ViPNet ПФР (ОПФР) и ФОМС (ТФОМС) в одной или нескольких сетях может потребоваться модификация межведомственного защищенного информационного взаимодействия, т.е. изменение состава узлов, участвующих в межведомственном защищенном взаимодействии, - добавление или удаление сетевого узла.

3.3.2. При модификации межведомственного защищенного информационного взаимодействия в какой-либо сети, администратор данной сети в своем ЦУСе производит соответствующие изменения в структуре связей своей сети, формирует экспортные данные и передает их в соответствующие ЦУСы в автоматическом режиме в соответствии с "Руководством администратора. ViPNet [Центр управления сетью]".

3.3.3. В ЦУСах сетей, которых касается данная модификация, в соответствии с "Руководством администратора. ViPNet [Центр управления сетью]" производится обработка (импорт) полученных данных. Далее в ЦУСах создается ответная информация (ответный экспорт) для ЦУСов, приславших первичную информацию ЦУСов.

3.3.4. Ответная информация передается в ЦУСы сетей, от которых поступила первичная информация, в автоматическом режиме по защищенному каналу связи, где она обрабатывается и вводится в действие. На этом завершается процесс модификации межведомственного защищенного взаимодействия между ЦУСами ПФР (ОПФР) и ФОМС (ТФОМС).

3.3.5. После рассылки каждым ЦУСом сформированных обновлений ключевой и справочной информации на свои узлы, которых касается модификация, данные узлы продолжают или прекращают производить защищенный электронный документооборот при межведомственном взаимодействии.

3.4. Журнал изменений межведомственного защищенного информационного взаимодействия

При каждой модификации межведомственного защищенного информационного взаимодействия Администраторы ПФР, ОПФР, ФОМС и ТФОМС заносят соответствующие записи в Журнал изменений (Приложение N 2 к настоящему Регламенту).

4. Порядок организации межведомственного защищенного информационного взаимодействия между VIPNET-сетями ПФР (ОПФР) и ФОМС (ТФОМС) в случае плановой смены межсетевого мастер-ключа

Порядок модификации межведомственного защищенного информационного взаимодействия между ViPNet-сетями ПФР (ОПФР) и ФОМС (ТФОМС) в случае плановой смены межсетевого мастер-ключа предполагает выполнение следующих технологических и организационных мероприятий:

4.1. Предварительные организационные мероприятия

Перед тем, как осуществлять плановую смену межсетевого мастер-ключа, Администраторы безопасности ViPNet-сетей ПФР (ОПФР) и ФОМС (ТФОМС), для связи которых будет использоваться новый межсетевой мастер-ключ, должны согласовать следующие вопросы:

4.1.1. Выбрать тип межсетевого мастер-ключа, который будет использоваться для связи между сетями.

4.1.2. Если предполагается использовать симметричный мастер-ключ, то выбрать Администратора, который будет создавать новый межсетевой мастер-ключ.

4.1.3. Выбрать и согласовать время проведения смены межсетевого мастер-ключа и последующего обновления ключей шифрования для узлов своих сетей.

4.2. Формирование нового межсетевого мастер-ключа

Формирование нового межсетевого мастер-ключа производится в соответствии с "Руководством администратора. ViPNet [Удостоверяющий и ключевой центр]".

4.3. Процедура создания экспорта и приема импорта

После смены межсетевого мастер-ключа производится процедура создания экспортных данных и приема импортных данных в соответствии с "Руководством администратора. ViPNet [Центр управления сетью]" и "Руководством администратора. ViPNet [Удостоверяющий и ключевой центр]".

4.4. Межведомственное взаимодействие после смены межсетевого мастер-ключа

После смены межсетевого мастер-ключа связь между сетевыми узлами взаимодействующих сетей ПФР (ОПФР) и ФОМС (ТФОМС) возможна только после прохождения обновлений ключевой информации на всех соответствующих сетевых узлах данных сетей.

4.5. Записи в журнале изменений межведомственного защищенного информационного взаимодействия

После смены межсетевого мастер-ключа Администраторы ПФР (ОПФР) и ФОМС (ТФОМС) заносят соответствующие записи в Журнал изменений (Приложение 2).

5. Порядок организации межведомственного защищенного информационного взаимодействия между VIPNET-сетями ПФР (ОПФР) и ФОМС (ТФОМС) в случае компроментации ключей

5.1. Компрометация ключей пользователей

Под компрометацией ключей подразумевается утрата доверия к тому, что используемые ключи обеспечивают безопасность информации (целостность, конфиденциальность, подтверждение авторства, невозможность отказа от авторства).

Основные события, квалифицируемые как компрометация ключей, перечислены в "Руководстве администратора. ViPNet [Удостоверяющий и ключевой центр]".

При наступлении любого из перечисленных событий пользователь (участник межведомственного взаимодействия) должен немедленно прекратить работу на своем АП и сообщить о факте компрометации (или предполагаемом факте компрометации) Администратору своей сети.

По факту компрометации ключей должно быть проведено служебное расследование.

Администратор сети в случае компрометации ключей пользователя своей сети в ЦУСе и УКЦ своей сети проводит процедуру внеплановой компрометации ключей данного пользователя в соответствии с "Руководством администратора. ViPNet [Центр управления сетью]" и "Руководством администратора. ViPNet [Удостоверяющий и ключевой центр]", которая предполагает выполнение следующих технологических и организационных мероприятий:

5.1.1. Администратор сети оповещает о факте компрометации ключей всех пользователей, связанных со скомпрометированным пользователем. После получения данного сообщения пользователи не должны использовать скомпрометированные ключи.

5.1.2. Администратор сети объявляет ключи данного пользователя скомпрометированными, создает и отправляет экспорт адресно-ключевой информации в сети, с пользователями которых был связан скомпрометированный пользователь.

5.1.3. Администратор сети создает и отправляет (либо передает доверенным способом) новую ключевую информацию как для скомпрометированного пользователя, так и для всех пользователей своей сети, с которыми он был связан.

5.1.4. После приема и обработки импорта переданных данных Администратор сети, пользователи которой взаимодействовали с пользователем, ключи которого скомпрометированы, создает новую ключевую информацию своим пользователям.

5.1.5. После прохождения обновления новой ключевой информации на всех взаимодействующих узлах ViPNet-сетей ОПФР и ТФОМС прохождения пользователи данных узлов могут продолжать производить защищенный электронный документооборот.

5.2. Внеплановая смена межсетевого мастер-ключа

Внеплановая смена ключей выполняется в случае компрометации или угрозы компрометации межсетевого мастер-ключа, на котором происходит организация межведомственного защищенного информационного взаимодействия между ViPNet-сетями ОПФР и ТФОМС.

5.2.1. В случае компрометации симметричного межсетевого мастер-ключа считается скомпрометированной вся ключевая информация, которая используется при межведомственном взаимодействии ViPNet-сетей ПФР (ОПФР) и ФОМС (ТФОМС).

5.2.3. Для восстановления работы межведомственного защищенного информационного взаимодействия между ViPNet-сетями ПФР (ОПФР) и ФОМС (ТФОМС) необходимо провести технологические и организационные мероприятия, описанные в разделе "Порядок модификации межведомственного защищенного информационного взаимодействия между ViPNet-сетями ПФР (ОПФР) и ФОМС (ТФОМС) в случае плановой смены межсетевого мастер-ключа".

5.3. Записи в журнале изменений межведомственного защищенного информационного взаимодействия

При компроментации ключей Администраторы ПФР (ОПФР) и ФОМС (ТФОМС) заносят соответствующие записи в Журнал изменений (Приложение 2).

6. Общие правила передачи сведений ПФР (ОПФР) в ФОМС (ТФОМС)

6.1. Обеспечение защиты информации при передаче сведений

Обеспечение защиты информации при передаче сведений осуществляется с использованием средств защиты и электронной цифровой подписи, в настоящее время принятых в ФОМС (ТФОМС) и в ПФР (ОПФР), с использованием программно-аппаратного комплекса защиты информации "ViPNet".

6.2. Передача сведений

Передача сведений обеспечивается средствами ПО ViPNet MFTP, входящей в состав ПАК защиты информации "ViPNet", в соответствии с "Руководством пользователя. ViPNet [MFTP] Транспортный модуль".

6.3. Подтверждение достоверности и подлинности передаваемых сведений

Подтверждение достоверности и подлинности передаваемых сведений обеспечивается средствами электронной цифровой подписи, предоставляемой ПО ViPNet [Клиент] [Деловая почта], входящей в состав ПАК защиты информации "ViPNet", в соответствии с "Руководством пользователя. ViPNet [Клиент] [Деловая почта]".

6.4. Подтверждение приема/передачи передаваемых сведений

Подтверждение приема/передачи передаваемых сведений обеспечивается средствами ПО ViPNet [Клиент] [Деловая почта], входящей в состав ПАК защиты информации "ViPNet", в соответствии с "Руководством пользователя. ViPNet [Клиент] [Деловая почта]".

  • Приложение N 1. Протокол установления межсетевого взаимодействия
  • Приложение N 2. Журнал изменений

>
N 1. Протокол установления межсетевого взаимодействия
Содержание
Протокол информационного обмена между Пенсионным фондом Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

от 31 декабря 2010 года

ОБ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБМЕНЕ

МЕЖДУ ПЕНСИОННЫМ ФОНДОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫМ

ФОНДОМ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Пенсионный фонд Российской Федерации в лице Председателя Правления Дроздова Антона Викторовича, действующего на основании Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-1 "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)", Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 июля 2008 года N 1018-р "О Председателе Правления Пенсионного фонда Российской Федерации", и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в лице Председателя Юрина Андрея Владимировича, действующего на основании Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 года N 857 "Об утверждении Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования", Распоряжения Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2008 года N 1652-р "О Председателе Федерального фонда обязательного медицинского страхования", вместе именуемые "Стороны", в целях выполнения положений части 3 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", части 4 статьи 17, части 2 статьи 22, пункта 3 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" заключили настоящее Соглашение о нижеследующем.

1. Предмет Соглашения

1.1. Настоящее Соглашение определяет общие правила обмена информацией между Пенсионным фондом Российской Федерации (далее - ПФР) и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) на федеральном уровне и между отделениями ПФР (далее - ОПФР) и территориальными фондами обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС) на уровне субъектов Российской Федерации (региональный уровень).

1.2. Предметом настоящего Соглашения является взаимодействие Сторон по передаче на федеральном и региональном уровнях сведений из представляемой плательщиками страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее - страховые взносы) в орган контроля за уплатой страховых взносов - ПФР и его территориальные органы отчетности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, сведений о платежах в ФОМС и ТФОМС в целом по Российской Федерации и по каждому субъекту Российской Федерации, сведений о регистрации и снятии с регистрационного учета страхователей и иной информации, определенной законодательством и необходимой для осуществления обязательного медицинского страхования.

1.3. Состав иной информации, определенный законодательством Российской Федерации, необходимый для осуществления обязательного медицинского страхования, определяется сторонами и включается в протокол информационного обмена согласно п. 1.4 настоящего Соглашения.

1.4. Обмен сведениями на федеральном и региональном уровнях осуществляется в электронном виде, в том числе по каналам связи сети Интернет с обеспечением требований законодательства Российской Федерации по защите информации, а при необходимости - на бумажном носителе, и регулируется протоколом информационного обмена между Сторонами, включающим порядок, регламент, периодичность, состав, структуру и форматы информации, передаваемой в соответствии с настоящим Соглашением.

2. Обеспечение конфиденциальности сведений и безопасности

при их обработке

2.1. Обеспечение защиты информации при обмене данными между ПФР и ФОМС, ОПФР и ТФОМС осуществляется с применением необходимых организационных и технических мер защиты, в том числе с использованием применяемых в ПФР средств криптографической защиты информации (СКЗИ) с функциями шифрования и электронной цифровой подписи (ЭЦП).

2.2. ПФР и ОПФР при организации информационного взаимодействия с использованием СКЗИ являются координирующими органами криптографической защиты с правами, предусмотренными пунктом 9 Инструкции об организации и обеспечении безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, утвержденной Приказом ФАПСИ от 13 июня 2001 года N 152.

Криптографические средства Сторонами приобретаются самостоятельно.

2.3. При отсутствии возможности передачи информации по каналам связи обмен документами может осуществляться на машинных носителях в виде электронных файлов, заверенных ЭЦП.

3. Взаимодействие ПФР и ФОМС

3.1.1.1. передает ФОМС в электронном виде агрегированные сведения, содержащиеся в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в части страховых взносов на обязательное медицинское страхование в разрезе субъектов Российской Федерации и в целом по Российской Федерации;

3.1.1.2. передает отчетность о задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование;

3.1.2. ежегодно передает ФОМС в электронном виде агрегированные сведения, содержащиеся в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в части страховых взносов на обязательное медицинское страхование в разрезе субъектов Российской Федерации и в целом по Российской Федерации.

3.2. ПФР согласовывает прогноз поступлений страховых взносов на обязательное медицинское страхование в доход бюджета ФОМС, рассчитанных на основании Алгоритма расчета поступления сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование в доходы бюджетов Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и плановый период, согласованного ПФР и ФОМС.

3.3. ПФР передает ФОМС иные сведения, предусмотренные пунктом 1.3 настоящего Соглашения.

4. Взаимодействие ОПФР и ТФОМС

4.1. ОПФР передает ТФОМС в электронном виде с соблюдением форматов, определяемых протоколом информационного обмена согласно п. 1.4 настоящего Соглашения:

4.1.1.1. сведения о платежах страхователей в ФОМС и ТФОМС, об исполненных органами Федерального казначейства решениях ОПФР о зачете и об уточнении принадлежности платежей, в части платежей, относящихся к ФОМС и ТФОМС в соответствии с требованиями к форматам текстовых файлов, используемых при информационном взаимодействии между органами Федерального казначейства и участниками бюджетного процесса;

4.1.1.2. сведения о регистрации (снятии с регистрационного учета) страхователей в ОПФР в качестве плательщиков на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

4.1.2. ежемесячно с даты подписания протокола информационного обмена, согласно подпункту 6.4.2 пункта 6.4 настоящего Соглашения:

4.1.2.1. сведения о регистрации (снятии с регистрационного учета) страхователей в ОПФР в качестве плательщиков, в том числе отдельных категорий страхователей, особенности постановки на учет которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации (за исключением зарегистрированных в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей);

4.1.2.2. сведения о платежах на обязательное медицинское страхование страхователей (плательщиков) - физических лиц, агрегированные за месяц (по каждому плательщику);

4.1.3.1. данные расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в части страховых взносов на обязательное медицинское страхование (по каждому плательщику);

4.1.4.1. данные расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (по каждому плательщику).

4.2. ОПФР передает иные сведения, предусмотренные пунктом 1.3 настоящего Соглашения.

4.3. ОПФР согласовывает прогноз поступлений страховых взносов на обязательное медицинское страхование в доход бюджета ТФОМС, рассчитанных на основании Алгоритма расчета поступления сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование в доходы бюджетов Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и плановый период, согласованного ПФР и ФОМС.

5. Ответственность Сторон

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему Соглашению Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.2. В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств (стихийных бедствий, аварий, пожаров, массовых беспорядков, повреждений линий связи, забастовок, военных действий, противоправных и иных действий третьих лиц, вступления в силу законодательных актов, постановлений и распоряжений государственных органов власти), препятствующих выполнению Сторонами обязательств по настоящему Соглашению, а также других обязательств, не зависящих от воли Сторон и препятствующих выполнению Сторонами своих обязательств по настоящему Соглашению, Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств по настоящему Соглашению.

Проведение операций по Соглашению приостанавливается на время действия форс-мажорных обстоятельств и возобновляется после прекращения их действия.

6. Заключительные положения

6.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2011 года.

6.2. Соглашение по информационному обмену между Пенсионным фондом Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 01.10.2009 N N АД-01-33/06сог /4688/20-2 считать утратившим силу с 1 января 2011 года.

6.3. Протокол информационного обмена между Пенсионным фондом Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 28.04.2010 N 1909/91-и считать утратившим силу с даты подписания протокола информационного обмена в соответствии с настоящим Соглашением.

6.4. Начало информационного обмена в электронном виде между Сторонами осуществляется:

6.4.1. в части подпунктов 4.1.1.1, 4.1.1.2 настоящего Соглашения - с 1 января 2011 года;

6.4.2. в части подпунктов, кроме указанных в подпункте 6.4.1 настоящего Соглашения, - с даты подписания протокола информационного обмена в соответствии с настоящим Соглашением и готовности программно-технического обеспечения Сторон, но не позднее 15 апреля 2011 года.

6.5. Все изменения и дополнения к настоящему Соглашению оформляются в форме Дополнительного соглашения в письменном виде и действительны с момента его подписания Сторонами.

6.6. Любая из Сторон может предложить изменения или дополнения к действующему Соглашению. Изменения могут быть внесены только при обоюдном согласии Сторон.

6.7. Ни одна из Сторон не вправе передавать свои обязательства по настоящему Соглашению третьей стороне.

6.8. Соглашение может быть расторгнуто по инициативе одной из Сторон, о чем необходимо письменно уведомить другую сторону не позднее чем за три месяца до дня расторжения, либо по обоюдному согласию Сторон.

6.9. Настоящее Соглашение составлено в двух подлинных, имеющих равную юридическую силу экземплярах:

первый - для ПФР;

второй - для ФОМС.

7. Адреса и подписи Сторон:

Судебная практика и законодательство — "Соглашение об информационном обмене между Пенсионным фондом Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования" (утв. ПФ РФ N АД-30-32/09сог, ФФОМС N 6547/20-1 31.12.2010)

Согласно пункту 4.1.2.1 Соглашения об информационном обмене между Пенсионным фондом Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 31.12.2010 N N АД-30-32/09сог/6547/20-1 отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации ежемесячно в территориальные фонды обязательного медицинского страхования направляются сведения о регистрации (снятии с регистрационного учета) страхователей в отделениях Пенсионного фонда Российской Федерации в качестве плательщиков, в том числе отдельных категорий страхователей, особенности постановки на учет которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации. При этом, отдельные категории страхователей определены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 N 1097 "Об особенностях постановки на учет в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации отдельных категорий плательщиков страховых взносов".

Пенсионным фондом Российской Федерации (далее - ПФР) и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) подписано два Соглашения об информационном обмене. Первое из них (от 31.12.2010 N АД-30-32/09сог/6547/20-1) практически реализовано, предусмотренный им обмен информацией начат в 2010 году во исполнение Федерального закона от 24.07.2010 N 212-ФЗ и осуществляется с установленной периодичностью (ежедневно, ежемесячно, ежеквартально и пр.). Второе Соглашение (от 31.01.2011 N АД-08-33/03сог/558-91и) предусматривает обмен информацией о работающих застрахованных лицах с ежеквартальной периодичностью. В целях исполнения органами ПФР статьи 17 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Пенсионный фонд Российской Федерации направляет для использования в работе Соглашение об информационном обмене между Пенсионным фондом Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 31.12.2010 N АД-30-32/09сог/6547/20-1, регламентирующее обмен отчетностью по страховым взносам на ОМС, сведениями о платежах в ФОМС и территориальные фонды ОМС (далее - ТФОМС) и учетными сведениями о страхователях. Подписание соответствующих Соглашений между отделениями ПФР и ТФОМС на региональном уровне не требуется.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о предоставлении информации и документов Федеральной службе по финансовому мониторингу органами государственной власти Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, государственными корпорациями и иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 14 июня 2002 г. N 425 "Об утверждении Положения о предоставлении информации и документов Федеральной службе по финансовому мониторингу органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 25, ст. 2457);

постановление Правительства Российской Федерации от 17 января 2003 г. N 25 "О внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 245 и от 14 июня 2002 г. N 425" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 4, ст. 327);

пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2005 г. N 638 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 44, ст. 4562).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Прим. ред.: текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10.07.2014.

Положение о предоставлении информации и документов Федеральной службе по финансовому мониторингу органами государственной власти Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, государственными корпорациями и иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления

1. Настоящее Положение определяет порядок предоставления органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственной власти), Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее - государственные внебюджетные фонды), государственными корпорациями и иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (далее - организации), и органами местного самоуправления Федеральной службе по финансовому мониторингу (далее - Служба) информации и документов, необходимых для осуществления ее функций (за исключением информации о частной жизни граждан).

2. Информация и документы предоставляются Службе путем:

а) предоставления информации, содержащейся в базах данных, владельцами которых являются органы государственной власти, государственные внебюджетные фонды, организации и органы местного самоуправления;
б) автоматизированного доступа Службы к базам данных органов государственной власти, государственных внебюджетных фондов, организаций и органов местного самоуправления;
в) направления органами государственной власти, государственными внебюджетными фондами, организациями и органами местного самоуправления информации по запросам Службы.

3. В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящего Положения информация, содержащаяся в базах данных, предоставляется Службе в электронной форме не реже одного раза в месяц.

4. Формат и иные особенности предоставления информации в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящего Положения в каждом случае определяются Службой совместно с владельцами соответствующих баз данных.

5. Информация, предоставляемая в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящего Положения, может передаваться с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, других информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, предназначенных для обеспечения информационного взаимодействия в электронной форме при исполнении государственных и муниципальных функций и входящих в состав инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, или инфраструктуры электронного правительства.

6. Автоматизированный доступ Службы к базам данных осуществляется путем поиска, обработки и получения информации, содержащейся в соответствующих базах данных, по телекоммуникационным каналам связи либо в порядке, установленном пунктом 5 настоящего Положения, без необходимости направления запросов владельцу базы данных на получение информации. Особенности автоматизированного доступа Службы к базам данных органов государственной власти, государственных внебюджетных фондов, организаций и органов местного самоуправления в каждом случае определяются Службой совместно с владельцами баз данных на основе заключения соответствующих соглашений.

7. В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 настоящего Положения Служба направляет запросы о предоставлении информации и документов (заверенных в установленном порядке копий документов):

а) в федеральные органы исполнительной власти - в целях координации деятельности этих органов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и получения необходимых материалов и информации;

б) в органы государственной власти, государственные внебюджетные фонды, организации и органы местного самоуправления:

в целях проверки информации и документов, получаемых Службой от организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, указанных в статье 5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также от адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, указанных в статье 7.1 Федерального закона, и выявления операций (сделок), связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем;
в целях проверки информации и документов в связи с проводимыми мероприятиями по предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации о противодействии финансированию терроризма, а также для выявления операций (сделок), связанных с финансированием терроризма;
в целях обеспечения взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и выполнения обязательств по соответствующим международным договорам Российской Федерации (при наличии международного поручения или письменного запроса);
в иных целях для получения информации и документов, необходимых Службе для осуществления возложенных на нее федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации функций.

8. Форма запросов, указанных в пункте 7 настоящего Положения, а также перечень должностных лиц, имеющих право направлять такие запросы, определяются Службой.

9. Информация и документы (заверенные в установленном порядке копии документов) по запросам, предусмотренным подпунктом "а" пункта 7 настоящего Положения, предоставляются Службе в течение месяца со дня получения запроса, а по запросам, предусмотренным подпунктом "б" пункта 7 настоящего Положения, - в срок до 10 рабочих дней со дня получения запроса.

При невозможности предоставить ответ на запрос в Службу направляется соответствующая информация в те же сроки.

10. Правоохранительные и налоговые органы предоставляют Службе информацию о результатах рассмотрения ими поступивших из Службы материалов и информации по операциям (сделкам), имеющим признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

11. Информация и документы в соответствии с пунктами 7 и 10 настоящего Положения предоставляются Службе в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, в том числе через интернет-портал Службы, либо на машинном носителе. По согласованию между Службой и органами государственной власти, государственными внебюджетными фондами, организациями и органами местного самоуправления информация и документы в электронной форме могут быть направлены с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

По согласованию со Службой информация и документы могут предоставляться на бумажном носителе. Порядок и условия получения такого согласования определяются Службой.

12. Формат предоставления информации и документов по запросам Службы, форма их кодирования, каналы связи и иные особенности предоставления информации и документов в каждом случае определяются Службой совместно с соответствующими органами государственной власти, государственными внебюджетными фондами, организациями и органами местного самоуправления.

13. При направлении Службой запросов и предоставлении Службе информации и документов должен обеспечиваться соответствующий режим защиты информации, установленный законодательством Российской Федерации.

14. Лица, нарушившие порядок предоставления информации и документов, установленный настоящим Положением, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

15. Работники Службы обеспечивают сохранность ставших им известными сведений, полученных в соответствии с настоящим Положением и составляющих служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи или иную охраняемую федеральным законом тайну, и несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение этих сведений.

В России вновь обсуждаются планы по объединению ПФР, ФСС и ФОМС в одно ведомство. Как быстро может произойти слияние, с какими временными сложностями при создании нового фонда могут столкнуться предприятия и какие выгоды сулит бизнесу «фондовая реформа»? Журнал «Расчет» попросил экспертов высказать свое мнение относительно создания одного фонда.

В середине февраля газета «Известия» со ссылкой на собственные источники сообщила, что назначение на пост председателя правления Пенсионного фонда России Андрея Кигима, который ранее занимал должность главы Фонда социального страхования, связано с вероятной реформой внебюджетных фондов, а именно со слиянием двух ведомств, ПФР и ФСС (а возможно, и трех вместе с ФОМС), в одно.

Отмечается, что Фонд социального страхования за последние годы показал хорошие практические результаты в цифровизации собственных процессов и работы с плательщиками, указывают источники газеты. Именно эти показатели стали краеугольными при назначении нового главы ПФР. Отметим, что обсуждение вопроса о вероятной реформе фондов ведется в России уже несколько лет.

Будущие изменения

Оксана Васильева, кандидат юридических наук, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, объясняет:

Говорить о таких слияниях начали достаточно давно, с начала 2018 года. Думаю, объединение ПФР и ФСС произойдет практически со стопроцентной вероятностью. Возможность слияния нового фонда с ФОМС также весьма высока, но, скорее всего, это присоединение будет отложено на вторую очередь.

Первоначальная цель будущей реформы – проверить, как новая структура может работать.

Дополнительно при объединении двух фондов можно протестировать единую цифровую систему.

Оксана Васильева говорит:

По моему мнению, ожидать слияния ФСС и ПФР следует не раньше середины следующего года, второго – объединенного фонда с ФОМС – не раньше середины 2023 года. Для столь масштабного государственного процесса потребуются множественные изменения и нововведения. Нужно проработать и внести соответствующие изменения в нормативную базу, регулирующую работу фондов, решить кадровые вопросы, обеспечить качественный документооборот – как бумажный, так и электронный, провести информирование населения. Именно эти задачи и будут решаться в указанные сроки.

С тем, что возможная реформа состоится, согласен и Сергей Зайнуллин, кандидат экономических наук, доцент кафедры Национальной экономики РУДН, генеральный директор консалтинговой компании «Астахов, Хорошев, Зайнуллин и партнеры».

Сергей Зайнуллин говорит:

Мера по объединению внебюджетных фондов верная. Фактически они возлагают на предпринимателей и организации дополнительную дублирующую друг друга отчетность, увеличивая трудозатраты бизнеса. Оправданность этой отчетности далеко не очевидна, ведь функцию по сбору средств осуществляют налоговые органы, а с задачами по начислению пенсий, социальных выплат вполне могут справляться Министерство труда и соцзащиты России и уже существующие органы соцзащиты на региональном и местном уровнях. Сроки проведения реформы зависят от политической воли, при наличии которой для передачи баз данных и документации в органы соцзащиты и соблюдения трудового законодательства в отношении сотрудников Фондов достаточно трех месяцев. В реальности в российских условиях вполне возможно данную реформу реализовать за шесть месяцев.

Сильные и слабые стороны

Выгода государства от объединения – экономия бюджета.

Оксана Васильева объясняет:

Сейчас все три фонда являются дефицитными и получают прямую поддержку из Фонда национального благосостояния. Самый большой дефицит бюджета у ПФР – практически полтриллиона рублей. В условиях бюджетного дефицита и стремительного старения поколения 1970-х годов, пандемии и связанных с нею проблем основная задача государства – снижение расходов. Это будет достигнуто за счет сокращения административных издержек: уменьшения количества сотрудников, упразднения отдельных филиалов и так далее.

Сергей Зайнуллин комментирует:

Внебюджетные фонды требуют значительные средства на свое содержание. В частности, исходя из бюджета Пенсионного фонда на 2021 год расходы на выплату пенсий составляют 8,3 триллиона рублей, а административные расходы на содержание самого Пенсионного фонда составляют 124 миллиарда рублей. С учетом повышения пенсионного возраста и периодических реформ в этой области, постоянно меняющихся правил начисления пенсий следует признать, что концепция отделения пенсий и соцрасходов от бюджета и создания отдельных внебюджетных фондов показала свою неэффективность.

По оценкам экспертов, цифровизация фондов на сегодняшний день завершена примерно на 70%–80%, и этот показатель можно назвать хорошим. Однако возможная реформа замедлит этот процесс, в первую очередь по причине слияния технологических процессов, переноса данных, унификации хранящихся в ведомствах данных. Объединение фондов потребует большого объема инженерно-технической работы, выполнение которой будет приоритетным, так как от скорости и качества обработки данных во многом зависит качество оказываемых государственных услуг.

Интересы бизнеса

Можно ли уже сейчас оценить плюсы и минусы объединения фондов для компаний? Наиболее актуальный вопрос – это унификация передачи данных.

Виктор Миронов, управляющий директор Консультационной группы «ТИМ», говорит:

В 2017 году администрирование страховых обязательных платежей вернулось к налоговым инспекторам, при этом отчетность компаниями по-прежнему сдается в фонды, что может вызывать сложности. В частности, электронный документооборот необходимо настраивать отдельно и с Налоговой службой, и с Пенсионным фондом, что, конечно, не очень удобно.

Так что одним, и немаловажным, положительным аспектом объединения фондов для бизнеса будет сокращение бюрократической волокиты.

Оксана Васильева уточняет:

Станет легче получить доступ к услугам уже централизованных фондов.Но есть и возможные на период слияния риски для бизнеса, к таким можно отнести неизбежную потерю и искажение части информации. Это может повлечь негативные последствия не только для владельца бизнеса, но и для простого гражданина.

Возможно, в процессе объединения будут реформированы и другие области взаимодействия коммерсантов с фондами, говорить об этом пока рано.


Согласно ч.1 ст. 7 Конституции РФ, Россия является социальным государством, то есть государством, создающим условия для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека[1]. Данное положение является нормой-целью, а конкретизация понятия социального государства – направлением развития РФ в данной сфере. Одним из проявлений реализации данного направления является функционирование внебюджетных фондов социального страхования. Они подразделяются на государственные и негосударственные. В настоящее время ведутся дискуссии об изменении статуса фондов, что, в конечном счете, повлияет на пенсионные выплаты социально незащищенным слоям населения.

Н.В. Миляков приводит следующее определение государственных внебюджетных фондов: « Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение , социальное страхование , охрану здоровья и медицинскую помощь »[2], негосударственные фонды определяются как «особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное социальное обеспечение участников фонда на основании договоров с вкладчиками фонда в пользу участников фонда»[3].

В настоящее время существуют 3 федеральных государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд России (ПФР), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), территориальные фонды обязательного медицинского страхования в субъектах РФ (ТФОМС), Фонд социального страхования (ФСС). Среди негосударственных фондов самыми известными являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Правовой статус фондов социального страхования регулируют:

  1. Положение о пенсионном фонде Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №2122-I
  2. Гражданский, Налоговый и Бюджетный Кодексы РФ
  3. Федеральный Закон от 29 ноября 2010 г. «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
  4. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. «О фонде социального страхования Российской Федерации»
  5. Постановление Правительства РФ от 29 апреля 1994 г. «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования»
  6. Федеральный Закон от 7 мая 1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах»

Целью создания внебюджетных фондов является реализация указанных в Конституции прав граждан на социальное обеспечение и социальную защиту, то есть средства этих фондов носят целевой характер: они не могут быть изъяты и перенаправлены на какие-либо иные цели.

Внебюджетные фонды, как следует из их названия, образуются и расходуются независимо от федерального и регионального бюджетов, управляются органами государственной власти РФ, но подконтрольны финансовым органам.

Порядок составления и утверждения бюджета фонда определен в Бюджетном кодексе. Отчет об исполнении бюджета фонда представляется Правительством РФ или органом исполнительной власти РФ на рассмотрение Федеральному Собранию или законодательному (представительному) органу субъекта РФ соответственно.

На первый взгляд, ПФР, ФФОМС и ФСС имеют общую цель деятельности: обеспечение реализации социальных прав граждан РФ, выполнение социальных задач РФ, но в соответствующих актах содержатся разные формулировки правового статуса фондов[4].

ПФР – финансово-кредитное учреждение , осуществляющее деятельность в соответствии с законодательством РФ[5].

ФФОМС – самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение , реализующее государственную политику в области обязательного медицинского страхования[6].

ФСС – специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ , управляющее средствами социального страхования[7].

Цель и сущность деятельности государственных фондов одинаковы, но различается их правовой статус. Это вызвано тем, что нормативные акты, регулирующие данные организации, принимались в разное время, и авторы не согласовывали их тексты. Но анализ данных актов позволяет выявить следующие сходства правового статуса государственных фондов:

  1. Осуществляют управление финансами социальной сферы, однако не входят в систему федеральных органов исполнительной власти.
  2. Назначаются Правительством РФ (ПФР, ФФОМС) или его председателем (ФСС).
  3. Целевой характер деятельности.
  4. Полномочия по изданию нормативно-правовых актов по вопросам своего ведения. Акты подлежат государственной регистрации в Министерстве Юстиции и опубликованию.

Данные характеристики государственных внебюджетных фондов говорят об их схожести с органами исполнительной власти. Однако они являются и юридическими лицами[8].

Что касается негосударственных фондов социального страхования, то они являются некоммерческими организациями. Их статус регулируется Федеральными законами «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», «О негосударственных пенсионных фондах».

Получается, что государственные внебюджетные фонды занимают промежуточное положение между органами исполнительной власти и некоммерческими организациями, однако в их деятельности более выражено публично-правовое начало.

После того, как в общих чертах понятна характеристика государственных социальных фондов, в частности, ПФР, необходимо осветить статус негосударственных пенсионных фондов (НПФ). В ч.1 ст. 2 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» дается следующее определение: «Негосударственный пенсионный фонд — организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию»[9].

Деятельность НПФ регулируется, помимо Конституции, Гражданского Кодекса и Налогового Кодекса, Федеральными законами «О негосударственных пенсионных фондах», «О некоммерческих организациях». НПФ действует на основе лицензии. В его задачи входит формирование, учет, накопление и распределение денежных средств между гражданами-вкладчиками по договору пенсионного обеспечения.

Остановимся подробнее на правовом статусе ПФР и НПФ. Так, ПФР имеет следующие полномочия:

— сбор, аккумуляцию, капитализацию и расходование денежных средств, контроль за их поступлением и расходованием;

— организация деятельности по взысканию с работодателей в случае, если по их вине был причинен вред здоровью работникам;

— международное сотрудничество по вопросам пенсионного обеспечения;

— статистическая и научная деятельность по вопросам своего ведения;

— юридическая консультация граждан, ведение разъяснительной работы по вопросам своей компетенции.

ПФР, как уже было сказано, подконтролен подотчетен Правительству, правление ПФР отвечает за выполнение задач Фонда[10].

Работники ПФР несут в зависимости от характера правонарушения гражданско-правовую, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность согласно Кодексу этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации, то есть аналогично с другими государственными служащими[11].

При совершении правонарушения в социально-обеспечительных отношениях ответственность наступает только в случаях, если имеет место: противоправное поведение лица, его виновность в этом, наступление имущественного вреда и причинно-следственная связь между правонарушением и наступившими последствиями. Таким образом, если имеет место правонарушение, но вследствие него имущественный вред не нанесен, то юридическая ответственность не возникает. Это связано с тем, что в праве социального обеспечения чаще всего применяются 2 вида санкций: правовосстановительные и правоограничительные. Ответственность ПФР, в свою очередь, имеет специфические черты:

  1. Недостаточно детально урегулирован механизм привлечения к ответственности ПФР
  2. Неясен механизм установления причинно-следственной связи. Такая проблема решается, исходя из судебной практики по аналогичным делам, чего не должно быть.[12]

— исполнять обязательства по договору, заключаемому со вкладчиком;

— осуществлять учет вкладов, предоставлять необходимую информацию вкладчикам;

-не принимать в одностороннем порядке решения, нарушающие права вкладчиков, участников и застрахованных лиц[13].

Фонд несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством. Предусматривается административная ответственность НПФ за нарушения требований законодательства, касающиеся его деятельности (ст. 15.29 КоАП РФ)[14].

НПФ является некоммерческой организацией, и из этого следует первое его отличие от ПФР: преобладание частноправового начала регулирования. На НПФ распространяются все правила о некоммерческих организациях с учетом особенностей, установленных специальным Федеральным законом.

НПФ имеет право заниматься приносящей доход деятельностью, не противоречащей его уставу. По сути, целевое направление деятельности фонда – коммерческое использование денежных средств и распределение между вкладчиками полученных в результате этого доходов. В этом смысле НПФ близки в коммерческим организациям. Также следует отметить, что ПФР подотчетен Правительству РФ, а НПФ – Центральному Банку. [15]

Существуют 2 основных варианта получения негосударственных пенсий: бессрочные и срочные выплаты. В первом случае денежные средства начисляются в течение всего пенсионного возраста вкладчика до его смерти, но не могут быть переданы по наследству. Также возможны выплаты в течение определенного времени, и если вкладчик умирает раньше, чем кончается срок выплат, то средства, оставшиеся на его счете, переходят по наследству. Существует также возможность получить все накопленные средства единоразово.

Несомненными плюсами НПФ по сравнению с ПФР являются: возможность самому выбирать определенный фонд и режим начисления пенсии, государственное страхование вкладов. Однако НПФ не пользуется значительным доверием населения из-за их ненадежности: НПФ не гарантирует стабильный доход. Необходимо тщательно подходить к выбору фонда. [16]

А главное сходство ПФР и НПФ состоит в выполняемой ими функции: социальном обеспечении граждан в случаях, установленных договором (у НПФ) или законодательством (у ПФР). Фонды аккумулируют средства, получаемые от взносов, и распределяют их согласно уставу. Граждане могут добровольно делать взносы не только в НПФ, но и в ПФР в случаях, если они являются, например, индивидуальными предпринимателями, адвокатами и нотариусами.

Целью данной статьи было выяснение основных черт правового статуса государственных и негосударственных фондов социального страхования, их сходств и различий. В процессе работы стало ясно, что нормативное регулирование данного вопроса нуждается в реформировании, а именно в упорядочивании нормативно-правовой базы.

В настоящее время в науке ведутся дискуссии относительно того, следует ли придавать НПФ коммерческий статус.[17] С одной стороны, это позволило бы им активно использовать находящиеся у них денежные средства. Для этого предлагается преобразовать НПФ в особый вид акционерных обществ или реорганизовать их в структуру, схожую с паевыми инвестиционными фондами.

Однако, НПФ выполняет не только коммерческую, но и социально-значимую функцию: социальное обеспечение вкладчиков. Поэтому необходимо сохранить статус НПФ как некоммерческих организаций. В таком случае возможен государственный контроль над их деятельностью. Более того, такой контроль необходим, так как, охраняя вклады граждан в НПФ, государство выполняет свою функцию по социальной защите граждан.

Что касается нормативного регулирования статуса ПФР, ФСС и ФФОМС, то он регулируется подзаконными актами, которые были приняты в разное время и не унифицированы. Сходство в правовом статусе значительно, в связи с чем было бы целесообразно либо принять единый Федеральный закон, объединяющий и упорядочивающий положения старых источников, или унифицировать акты, регулирующие правовое положение государственных фондов для упорядочивания правоприменительной практики и уменьшения количества сорных ситуаций.

Список литературы:

  1. Конституция РФ // Собрание законодательства РФ. – 2014. — №31. – Ст. 4398.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства РФ. – 2002. — №1. – Ст. 1.
  3. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» // Собрание законодательства РФ. – 1998. — №19. – Ст. 2071.
  4. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1 (ред. от 05.08.2000) «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с «Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)», «Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)») // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1992. — №5. – Ст. 180.
  5. Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 N 857 (ред. от 29.11.2016) «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования» // Собрание законодательства РФ. – 1998. — №32. – Ст. 3902.
  6. Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 (ред. от 10.08.2016) «О Фонде социального страхования Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1994. — №8. – Ст. 599.
  7. Постановление Правления ПФ РФ от 20.08.2013 N 189п (ред. от 11.11.2016) «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации СПС Консультант Плюс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153159/
  8. Кузин А.А. Правовой статус негосударственного пенсионного фонда // Социально-политические науки – 2012. – №2 – С.87-89.
  9. Люминарская С.В. Вопросы ответственности в праве социального обеспечения // Вестник Удмуртского университета – 2010. — №2. – С. 59-62.
  10. Мантурова Т.А. Правовой статус государственных внебюджетных фондов РФ // Вестник уральского института экономики, правления и права – 2016.– №1. — С.28-29.
  11. Мацкуляк И.Д. Государственные и муниципальные финансы – М: РАГС, 2007. – С.331.
  12. Миляков Н.В. Финансы: учебник 2-е изд — М.:ИНФРА-М, 2004. – С. 204.
  13. Мирошник С.В. Финансово-правовой режим социальных внебюджетных фондов // Пробелы в российском законодательстве – 2012. – №2. –С.274-275.
  14. Сургутскова Е.В. Основные проблемы негосударственных пенсионных фондов и перспективы негосударственного пенсионного обеспечения в России // Вестник Югорского государственного университета – 2015. — №38. – С.52-54.

[1] См.: Конституция РФ // Собрание законодательства РФ. – 2014. — №31. – Ст. 4398.

[2] Миляков Н.В. Финансы: учебник 2-е изд — М.:ИНФРА-М, 2004. – С.204.

[3] Мацкуляк И.Д. Государственные и муниципальные финансы – М: РАГС, 2007. – С. 331.

[4] См.: Мантурова Т.А. Правовой статус государственных внебюджетных фондов РФ // Вестник уральского института экономики, правления и права – 2016.– №1. — С.28-29.

[5] Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1 (ред. от 05.08.2000) «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с «Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)», «Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)») // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1992. — №5. – Ст. 180.

[6] Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 N 857 (ред. от 29.11.2016) «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования» // Собрание законодательства РФ. – 1998. — №32. – Ст. 3902.

[7] Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 (ред. от 10.08.2016) «О Фонде социального страхования Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1994. — №8. – Ст. 599.

[8] См.: Мирошник С.В. Финансово-правовой режим социальных внебюджетных фондов // Пробелы в российском законодательстве – 2012. – №2. –С.274-275.

[9] Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // Собрание законодательства РФ. – 1998. — №19. – Ст. 2071.

[10] См.: Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1 (ред. от 05.08.2000) «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с «Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)», «Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)») // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1992. — №5. – Ст. 180.

[11]См.: Постановление Правления ПФ РФ от 20.08.2013 N 189п (ред. от 11.11.2016) «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации СПС Консультант Плюс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153159/

[12] См. Люминарская С.В. Вопросы ответственности в праве социального обеспечения // Вестник Удмуртского университета – 2010. — №2. – С. 59-62.

[13]См.: Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // Собрание законодательства РФ. – 1998. — №19. – Ст. 2071.

[14] См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства РФ. – 2002. — №1. – Ст. 1.

[15] См.: Кузин А.А. Правовой статус негосударственного пенсионного фонда // Социально-политические науки – 2012. – №2. – С.87-89.

[16] См.: Сургутскова Е.В. Основные проблемы негосударственных пенсионных фондов и перспективы негосударственного пенсионного обеспечения в России // Вестник Югорского государственного университета – 2015. — №38. – С.52-54.

[17] См.: Кузин А.А. Правовой статус негосударственного пенсионного фонда // Социально-политические науки – 2012. – №2. – С.90.

Автор статьи — Бессонова Т.В., АБ «Антонов и партнеры»

Читайте также: