Каким является административно правовой статус несовершеннолетних лиц пенсионеров

Опубликовано: 30.04.2024

Административные правоотношения затрагивают различные сторо­ны жизни граждан, в том числе и несовершеннолетних.

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются:

• охрана прав и свобод человека и гражданина;

• охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благо­получия населения;

• защита общественной нравственности;

• охрана окружающей среды, установленного порядка осуществле­ния государственной власти, общественного порядка и общественной безо­пасности, собственности;

• защита законных экономических интересов физических и юридичес­ких лиц, общества и государства от административных правонарушений;

• предупреждение административных правонарушений (ст.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных пра­вонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ административной ответствен­ности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административно­го правонарушения возраста 16 лет; административные дела в отношении несовершеннолетних рассматриваются, как правило, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совер­шившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, ко-

миссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может бьггь освобождено от административной ответственности с приме­нением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законо­дательством о защите прав несовершеннолетних. Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г., регламентирует принятие мер к несовершеннолетним без привлечения их к административ­ной ответственности: выговор, обязанность своим трудом устранить при­чиненный материальный ущерб и др.

Целью административного наказания является предупреждение со­вершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и дру­гими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего ад­министративное правонарушение, или причинение ему физических страда­ний, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Административная ответственность несовершеннолетних - это пре­дусмотренное в санкциях норм административного законодательства на­ступление неблагоприятных последствий для несовершеннолетних в связи с совершенными правонарушениями.

Признаками административного правонарушения, влекущими за со­бой административную ответственность, являются общественная опас­ность, противоправность, виновность и наказуемость.

Особенностью административной ответственности несовершенно­летних является одновременное наступление административной ответ­ственности их родителей, согласно ст. 5.35 КоАП РФ, предусматрива­ющей административную ответственность родителей или иных законных представителей несовершеннолетних за неисполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовер­шеннолетних.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответ­ствии с ч. 1 ст. 23.2 КоАП РФ рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35, 5.36 («Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершен­нолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреж­дение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родите-

лей»); ст. 6.10 («Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одур­манивающих веществ»); ст. 20.22 («Появление в состоянии опьянения не­совершеннолетних в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими пива и на­питков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных ве­ществ в общественных местах»), В последней статье предусмотрена адми­нистративная ответственность родителей или иных законных представите­лей несовершеннолетних.

Ч. 2 ст. 23.2 КоАП РФ предусматривает, что дела об административ­ных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.18 (безбилетный проезд), а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которому поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии.

В качестве примеров целенаправленной охраны прав и законных интересов несовершеннолетних в административных правоотношениях кроме уже перечисленных статей следует привести следующие статьи КоАП РФ:

• ст. 5.37 («Незаконные действия по усыновлению ребенка, передаче его под опеку или попечительство в приемную семью»);

• ст. 6.7 («Нарушение санитарно-эпидемиологических требований

к условиям воспитания и обучения»); .

• ст. 6.13 («Пропаганда наркотических средств, психотропных ве­ществ или их прекурсов»).

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассмат­ривают дела об административных правонарушениях по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об администра­тивном правонарушении (ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ).

КоАП РФ не содержит специальной главы, регулирующей ответ­ственность несовершеннолетних и защиту их прав, а также не выделяет ад­министративных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним. В ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ предусмотрено, что административный арест уста­навливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к бере-

менным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, ли­цам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп.

В ч. 2 ст. 32.2 предусматривается, что при отсутствии самостоятель­ного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыски­вается с его родителей или иных законных представителей.

При применении к несовершеннолетним административных наказа­ний необходимо преследовать воспитательную цель - формирование у подростков навыков правопослушного поведения.

Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2006 г. № 272 создана Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая является координационным органом, образованным для обеспечения единого государственного подхода к решению проблем защи­ты прав и законных интересов несовершеннолетних. Основным направле­нием ее деятельности является профилактика безнадзорности и правонару­шений несовершеннолетних.

Правительственная комиссия не подменяет собою комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, создаваемые при местных органах власти на основании федерального и регионального законодательства.

Административное законодательство играет важную роль в правовом регулировании общественных отношений. В последние годы наметилась тенденция к декриминализации некоторых уголовно наказуемых деяний и расширению административной ответственности физических и юридичес­ких лиц.

Представляется целесообразным ввести административную ответ­ственность родителей за отсутствие контроля посещения детьми общеоб­разовательной школы, а также за факты насилия в семье в отношении не­совершеннолетних.

Административная ответственность несовершеннолетних

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ каждый гражданин, в том числе несовершеннолетний, обязан соблюдать Конституцию РФ и законы.

В Российской Федерации установлена административная и уголовная ответственность подростков за совершение ряда правонарушений и наступает в зависимости от их возраста, общественной опасности проступка и его последствий. Порядок привлечения лиц, не достигших 18 лет, к ответственности, условия применения к ним мер принуждения и назначения наказания отличаются от тех же процедур, применяемых в случае привлечения к ответственности взрослых лиц.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 2.1. и ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, рассматривают районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ч. 1 ст. 23.2 КоАП РФ) по месту жительства ребенка.

Статьей 25.1 КоАП РФ лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (в том числе несовершеннолетнее), вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами. Как правило, дело об административном правонарушении рассматривается с участием виновного лица.

Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица. Законными представителями подростка являются его родители, усыновители, опекуны или попечители (ст. 25.3 КоАП РФ). При рассмотрении административного материала в отношении ребенка обязательно присутствует прокурор.

В соответствии со ст. 27.3 КоАП РФ к несовершеннолетнему может быть применены мера обеспечения производства по административному делу – административное задержание.

Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица (не более 3 часов), может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители. Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц.

Несовершеннолетние могут быть привлечены к административной ответственности за совершение ряда правонарушений. В большинстве случаев подростки несут наказание за:

- появление в состоянии опьянения, а равно распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.20, ст. 20.22 КоАП РФ);

- мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ);

- нарушение правил дорожного движения (глава 12 КоАП РФ);

- нанесение надписей, рисунков на объекты, находящиеся на остановках общественного транспорта, на стены домов, на памятники и другие объекты, расположенные на территориях общего пользования, на транспортные средства, а также внутри них, размещение рекламы и объявлений с нарушением установленного органами местного самоуправления порядка (ст. 18 областного закона «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области»);

- уничтожение цветов на газонах, клумбах, цветниках, а также других зеленых насаждений (деревьев, кустарников, иных многолетних растительных культур) на территориях общего пользования в городах и иных населенных пунктах без соответствующего разрешения уполномоченного его выдавать органа или должностного лица (ст. 20 областного закона «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области»);

- загрязнение территорий городов и других населенных пунктов бытовыми отходами (ст. 21 областного закона «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области»);

- приобретение крепких спиртных напитков домашней выработки (ст. 26 областного закона «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области»);

- нарушение тишины и спокойствия граждан в ночное время с 22.00 до 06.00 (ст. 27 областного закона «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области»);

- нарушение общепринятых норм нравственности, выразившееся в отправлении естественных надобностей человека в общественных местах, подъездах жилых домов и в иных не отведенных для этого местах (ст. 30.1 областного закона «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области») и др.

Кроме того, ст. 31 указанного областного закона установлена административная ответственность родителей (лиц, их заменяющих) за пребывание на улице и в других общественных местах несовершеннолетних в возрасте до 16 лет с 22.00 до 6.00 часов без родителей (лиц, их заменяющих).

При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении лица, не достигшего 18 лет, и назначении ему наказания учитывается требование п. 4 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, согласно которому совершение административного правонарушения в несовершеннолетнем возрасте признается обстоятельством, смягчающим административную ответственность, и учитывается при назначении подростку административного наказания.

К подросткам, как правило, применяются виды наказаний: предупреждение и штраф (взыскивается с виновного, но в силу ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей).

Согласно ст. 3.9 КоАП РФ к лицам, не достигшим 18 лет, не может применяться административное наказание – административный арест.

Вместе с тем, в силу ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

В частности, статьей 8.1 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ, Положением о Комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав 1967 года предусмотрена возможность применения следующих мер взыскания к несовершеннолетним правонарушителям, не относящихся к видам административного воздействия:

- сообщение родителям или иным законным представителям;

- возложение обязанности принести потерпевшему публичное или в иной форме извинение;

- направление правонарушителя в специальное учебно-воспитательное учреждение;

- исключение из специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

При этом, указанные меры взыскания можно применять и в отношении несовершеннолетних, совершивших деяния, содержащие признаки состава административного правонарушения, до достижения возраста 16 лет, то есть когда подросток не подлежит административной ответственности в силу недостижения возраста ее наступления.

Рассмотрением дела об административном правонарушении либо иного материала в связи с совершением подростком антиобщественного деяния не заканчивается работа с несовершеннолетним правонарушителем. В последующем он попадает в поле зрения органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 4 – ст. 7 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» указанные органы проводят индивидуальные профилактические мероприятия, в том числе в отношении несовершеннолетних: безнадзорных или беспризорных; занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством; употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания; совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность.

С несовершеннолетними правонарушителями проводят работу следующие органы: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, образовательные, медицинские и социозащитные организации и учреждения, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

При этом указанные органы и учреждения вправе без согласия несовершеннолетних правонарушителей и их родителей (законных представителей) ставить их на профилактический учет, посещать по месту учебы и жительства с целью беседы и проверки их поведения, вызывать для дачи объяснений, оказывать медицинскую, психологическую, педагогическую и материальную помощь, помощь в трудоустройстве, обучении, организации досуга и отдыха и т.д.

Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Понятие и содержание административно-правового положения несовершеннолетних в Российской Федерации

В современной доктрине административного права вопрос об административно-правовом положении несовершеннолетних не имеет однозначного решения. Такая ситуация связана со сложностью общего определения юридической категории «правовое положение личности» в теории права, в которой не выработано единообразного подхода к рассматриваемому понятию.

С точки зрения терминологии понятия «статус» и «положение» в административно-правовой науке приоритетно рассматриваются как тождественные, хотя в общей теории права существуют точки зрения о несовпадении объемов этих понятий.

В административном праве довольно устойчивым является представление об административно-правовом статусе как о совокупности следующих элементов:

  1. принципов правового положения личности;
  2. гражданства;
  3. административной правосубъектности;
  4. прав, свобод и законных интересов личности в сфере государственного управления;
  5. обязанностей и ограничений личности в сфере государственного управления;
  6. административно-правовых гарантий прав, свобод и законных интересов и обязанностей личности.

Признанные и охраняемые государством права, свободы, законные интересы, обязанности и ограничения в их взаимосвязанности составляют правовой статус как основу, ядро правового положения личности в общем и административно-правового положения личности в частности.

Однако если вышеназванные базовые элементы статуса существенно отличаются по своему содержанию в зависимости от отраслевой принадлежности (в гражданско-правовой, административной, уголовной и других сферах жизнедеятельности), то такие элементы, как принципы, гражданство и правосубъектность, являются в значительной степени универсальными и не характеризуют тот или иной вид правового статуса с содержательных позиций – в зависимости от сферы реализации правового положения (статуса) личности они лишь определяют некоторые дополнительные качества для отдельных субъектов права (например, для иностранных граждан и лиц без гражданства).

1. Принципы правового положения личности – руководящие, основополагающие положения, на которых строятся взаимоотношения личности с институтами государства. Они имеют конституционную природу, являются базовыми и в полной мере проявляются в любых видах правовых статусов.

Все принципы правового положения личности в полном объеме реализованы в установленном государством административно-правовом статусе личности, и в частности – в административно-правовом положении несовершеннолетних лиц.

2. Гражданство выступает как фактор, определяющий взаимосвязанность личности и государства и образующий системы правоотношений, зависящих от нахождения лица под юрисдикцией государственной власти. При закреплении юридической принадлежности лица к определенному государству личность приобретает новое юридическое качество – гражданина государства. Поскольку по отношению к государству личность выступает в специфическом качестве гражданина именно этого государства, постольку последнее адресуется к нему не как к человеку вообще, а как к своему гражданину или, если речь идет об иностранном гражданине либо лице без гражданства, – как к субъекту иного гражданско-правового состояния. В соответствии с Федеральным законом «О гражданстве РФ» наличие или отсутствие гражданства РФ определяет особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. Это достаточно сложный особый правовой статус, который обусловливается совокупностью следующих факторов:

  • наличием и (или) отсутствием разных межгосударственных договоренностей (между Россией и иными государствами);
  • целями пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ;
  • сроками пребывания – постоянно проживающие на территории РФ, временно пребывающие, проезжающие через территорию РФ транзитом;
  • наличием у иностранных граждан разных видов иммунитетов (дипломатический, консульский и т. п.) и др.

Административно-правовой статус несовершеннолетних иностранных граждан и лиц без гражданства является еще более сложной конструкцией, поскольку, с одной стороны, обладает всеми особенностями, установленными для иностранных граждан и лиц без гражданства, а с другой – включает в свое содержание всю совокупность положений о правовом статусе несовершеннолетних граждан, установленных международными актами, принципами международного права, законодательными актами соответствующих иностранных государств и Российской Федерации, а также договорами между ними.

3. Административная правосубъектность, как и общая правосубъектность, связана со способностью личности осознавать свои поступки, поведение в целом и руководить им и включает в себя такие элементы, как административная правоспособность и административная дееспособность.

Административная правоспособность – способность гражданина быть субъектом прав и обязанностей в сфере государственного управления. Возникает у граждан с момента рождения и прекращается с их смертью.

Административная дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотренные нормами административного права. Самостоятельное значение имеет часть административной дееспособности, именуемая административной деликтоспособностью, под которой понимается способность лица самостоятельно нести административную ответственность за содеянное. В соответствии с нормами административного права административная деликтоспособность наступает с 16-летнего возраста, поэтому административно-правовой статус несовершеннолетних лиц в возрасте старше 16 лет характеризуется как деликтоспособный в полном объеме.

При установлении административной дееспособности несовершеннолетних лиц в административном праве используются положения гражданского права о видах дееспособности :

1) лицо, достигшее возраста 18 лет, наделено полной административной дееспособностью и в административно-правовых отношениях обладает всей полнотой прав, свобод, законных интересов, обязанностей и ограничений;

2) лицо в возрасте от 14 до 18 лет наделено частичной административной дееспособностью и в административно-правовых отношениях обладает:

  • полной административной деликтоспособностью с 16-летнего возраста (однако процесс привлечения таких лиц к административной ответственности имеет определенную специфику);
  • существенным, более широким в сравнении с полностью дееспособными лицами спектром правовых ограничений;
  • специфическим набором прав, свобод, законных интересов и обязанностей;
  • правом стать субъектом паспортного режима РФ;

3) лицо в возрасте от 7 до 14 лет наделено элементами административной дееспособности и в административно-правовых отношениях обладает:

  • определяемым в соответствии с законодательством РФ специфическим набором прав, свобод и обязанностей, которые оно может осуществлять самостоятельно, однако большую часть общегражданских прав и обязанностей оно может реализовывать лишь через своих родителей, опекунов, попечителя и иных представителей;
  • существенным объемом правоограничений;
  • способностью претерпевать меры принудительного воздействия (например, принудительный перевод в специализированное учебное заведение – мотивированным порядком дети с девиантными отклонениями в поведении могут быть направлены в спецшколы открытого (с 9-летнего возраста) и закрытого (с 11-летнего возраста) типов);

4) лица до 7-летнего возраста административной дееспособностью практически не обладают, однако законодательством РФ установлен широкий круг правоотношений, которые складываются именно по поводу их правового положения, например регистрационные правоотношения, складывающиеся в связи регистрацией новорожденного и получением свидетельства о рождении.

В правовой доктрине общепризнанным является понимание того, что понятие правосубъектности охватывает правоспособность и дееспособность, поэтому несовершеннолетние, имеющие специфический объем дееспособности, не могут обладать правосубъектностью в общем смысле без участия третьих лиц. В теории права такое состояние получило название «восполнение дееспособности» одного лица за счет другого (недееспособного лица за счет дееспособного).

Для восполнения в отношении этой категории лиц недостающих элементов правосубъектности государство формирует соответствующий административно-правовой механизм, предусматривающий основания возникновения, изменения или прекращения правоотношений соответствующего вида. Субъекты этих правоотношений наделяются определенными правами и обязанностями, реализация которых осуществляется под контролем специально уполномоченных органов государственной власти, и прежде всего органов исполнительной власти. Например, в соответствии со ст. 6, 8, 10, 14, 16, 24 и 25 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и ст. 152 СК РФ Правительство РФ в целях реализации этих положений на практике утвердило ряд следующих нормативных правовых актов.

  1. Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации случаях.
  2. Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  3. Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного.
  4. Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье.
  5. Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.
  6. Правила ведения личных дел несовершеннолетних подопечных.
  7. Форма отчетности опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом.

Постановлением Правительства РФ от 19 мая 2009 г. № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации» установлен порядок и условия временной передачи детей (на период каникул, выходных, нерабочих праздничных дней и в иных случаях, но не более одного месяца), находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи совершеннолетних граждан, постоянно проживающих на территории РФ.

Характеризуя административную правосубъектность, необходимо отметить, что она подразделяется на общую и специальную правосубъектность. Соответственно, следует различать общий и специальный административно-правовые статусы. Каждое лицо обладает прежде всего общим статусом, который во многом равен для всех и в то же время может быть носителем одного или нескольких специальных статусов (студента, жителя закрытого города, сотрудника милиции и т. д.).

Применительно к несовершеннолетним гражданам возникает еще более сложная ситуация, поскольку они уже обладают специальным административно-правовым статусом несовершеннолетнего, который может усложняться, если, например, несовершеннолетний:

  • является правонарушителем (административно-правовой статус правонарушителя);
  • является субъектом административной опеки (административно-правовой статус субъекта административной опеки);
  • проживает в закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО), пограничной зоне, особо охраняемой природной территории (например, статус жителя ЗАТО и т. п.).

Основные права, свободы и законные интересы несовершеннолетних граждан в сфере государственного управления

Права, свободы и законные интересы являются центральным элементом правового статуса личности. По сути, реализация именно этого компонента правового положения позволяет каждому конкретному индивиду делать вывод о характеристике государства как соответствующего требованиям правового, демократического, справедливого и социального.

Перечень прав, свобод и законных интересов лиц в административно-правовой сфере (сфере управления) основывается на конституционных принципах и тесно связан с содержанием данного элемента в системе конституционно-правового положения личности. Это обусловлено тем, что административно-правовое регулирование является частью публично-правового регулирования и имеет своим содержанием взаимодействие граждан с органами государственной (исполнительной) власти.

Кроме того, в соответствии со ст. 55 Конституции РФ перечисление основных прав и свобод в Основном законе России не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В связи с этим отраслевые права, свободы и интересы граждан обладают такой же государственно-правовой защищенностью, как и конституционные. Однако говорить о перечислении отраслевых (административных) прав, свобод и законных интересов не представляется возможным, поскольку они связаны не только с волеизъявлением каждого конкретного индивида (например, приобретение права управления транспортным средством), но и с особенностями его административной правосубъектности, которые возникают помимо желания субъекта (например, признание личности жертвой политических репрессий и, соответственно, закрепление за ним права на материальную компенсацию).

Говоря об административно-правовом положении несовершеннолетних нужно остановиться на двух основных моментах.

1. Несовершеннолетние граждане обладают значительным объемом общих прав, свобод и законных интересов в сфере государственного управления. Те права и свободы, которые в теории права классифицируются как абсолютные, принадлежат несовершеннолетним в полном объеме (например, право на жизнь, свобода мысли и слова и др.). Иные права, свободы и законные интересы не могут быть реализованы несовершеннолетними в силу их недееспособности / неполной дееспособности (например, доступ к государственной службе) или же могут быть реализованы частично, т. е. особым способом (например, право на объединение, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги возможно реализовать лишь в соответствующих пределах (в школах, детских лагерях, специализированных молодежных организациях и т. п.)).

2. Совокупность отраслевых прав, свобод и интересов несовершеннолетних в сфере взаимодействия с органами управления не подлежит унификации, поскольку обусловливается собственными особенностями каждого несовершеннолетнего субъекта права. Однако законодательством РФ предусмотрены права несовершеннолетних, которые они могут реализовать по своему усмотрению или по усмотрению их законных представителей. Так, например, в Основах законодательства РФ о культуре закрепляется право лиц, не достигших возраста 18 лет, бесплатного посещения музеев один раз в месяц.

Характеризуя основные права, свободы и законные интересы несовершеннолетних в сфере государственного управления, еще раз напомним, что специфические отраслевые права, свободы и интересы несовершеннолетних могут возникать в соответствии с законодательством РФ при наличии особенностей административной правосубъектности несовершеннолетнего.

Обязанности и ограничения несовершеннолетнихграждан в сфере государственного управления

Применительно к обязанностям и ограничениям как к элементу административно-правового положения личности в полном объеме применимы те же общие положения, которые были изложены при рассмотрении такого элемента статуса, как права, свободы и законные интересы, а именно:

1) перечень обязанностей и ограничений лиц в административно-правовой сфере (сфере управления) основывается на конституционных принципах и тесно связан с содержанием данного элемента в системе конституционно-правового положения личности;

2) перечень основных (конституционных) обязанностей и ограничений в сфере государственного управления имеет конституционно-правовую основу, однако практическая их реализация возможна только при условии формирования соответствующего административно-правового механизма;

3) говорить о перечислении отраслевых (административных) обязанностей и ограничений не представляется возможным, поскольку они связаны не только с волеизъявлением каждого конкретного индивида (например, приобретение права управления транспортным средством влечет обязанность его государственной регистрации, осуществления своевременного обязательного страхования, прохождения технического осмотра и т. п.), но и с особенностями его административной правосубъектности, которые возникают помимо желания субъекта (например, введение военного положения влечет для лиц такие правоограничения, как: запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства; запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий; запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций; ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра; запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток и др. Кроме того, в ст. 56 Конституции РФ установлено, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия).

Прежде чем приступить к характеристике основных обязанностей и ограничений в административно-правовой сфере, необходимо также остановиться еще на двух важных моментах:

1) реализация всех обязанностей и правоограничений в сфере государственного управления выражается в двух разновидностях:

    посредством совершения активных положительных действий (



Аннотация. В статье автором рассматриваются особенности привлечение несовершеннолетних к административной ответственности, т.е. – применение в отношении данной категории лиц административных наказаний и их исправительно-воспитательное воздействие на нарушителей.

В российской правовое системе административное право занимает одно из ведущих мест: год от года растет число административных правонарушений, субъектами которых являются как организации, так и физические лица, среди которых часто – несовершеннолетние. Нормы данного вида ответственности регулируются довольно значительным числом нормативных правовых документов, ведущее место среди которых занимает Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанный нормативный акт включает в себя как сами нормы административной ответственности (материальные), так и нормы, которыми регулируется производство по делам об административных правонарушениях, порядок, согласно которому такие дела рассматриваются, обжалуются и опротестовываются (процессуальные). Также КоАП РФ установлен порядок применения санкций к нарушителям.

Учитывая, что предметом рассмотрения настоящей статьи является административная ответственность именно несовершеннолетних лиц, то далее речь пойдет о ней.

Статья 2.3. КоАП РФ [1] закрепляет положения о возрасте субъектов административной ответственности: такой вид ответственности может нести только лицо, которому на момент совершения правонарушения исполнилось шестнадцать лет. Но поскольку лица, достигшие 16 лет, все еще являются несовершеннолетними (до достижения 18-ти летнего возраста), то в вышеупомянутой статье предусмотрено освобождение несовершеннолетних от административной ответственности, учитывая некоторые обстоятельства (например, совершение нарушения впервые, незначительной тяжести, поведение виновного и пр.). [3] В таком случае к нарушителю могут применяться иные меры воздействия (чаще всего, воспитательные), которые закреплены в законодательстве о защите прав несовершеннолетних.

Исходя из того, что несовершеннолетние являются особыми субъектами права, то, полагаем, что и административная ответственность несовершеннолетних – также особый вид ответственности. Рассмотрим основные особенности привлечения несовершеннолетних к административной ответственности.[4]

Прежде всего, стоит отметить, что рассмотрение дела об административном правонарушении, в том случае, когда его субъектом является несовершеннолетний, возложено на специальный уполномоченный орган - комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Указанное положение содержится в ст.23.2 КоАП РФ.

В некоторых случаях за правонарушение несовершеннолетнего ответственность могут нести их родители и иные законные представители: таковыми нарушениями, например, являются: распитие пива, алкогольных напитков, употребление наркотических, психотропных, одурманивающих веществ. В данной ситуации, если указанное деяние совершено субъектом в возрасте до 16-ти лет, то ответственность возлагается на его законных представителей.

В некоторых административных наказаниях КоАП РФ установлены особенности их применения. В случае, если за то или иное нарушение предусмотрена санкция в виде штрафа, то несовершеннолетний будет уплачивать его, только имея собственный источник дохода, либо собственное имущество, согласно ст. 32.2 КоАП РФ. Однако на практике штраф уплачивают родители или иные законные представители нарушителей, так как практически у всех несовершеннолетних собственные доходы отсутствуют, либо выплаты производятся неофициально.

Сам по себе несовершеннолетний возраст является смягчающим обстоятельством при рассмотрении дела, о чем свидетельствует п. 4 ч. 1 ст. 4.2КоАП.

Исходя из рассмотренного нами выше, можно сделать вывод, что для несовершеннолетних лиц законом установлен особый порядок их привлечения к административной ответственности, что обусловлено особенностями социального и правового статуса несовершеннолетнего.

Что касается процессуального порядка, согласно которому происходит рассмотрение дела о правонарушении, то, по сути, он одинаков для всех категорий субъектов. Но стоит обратить внимание на ряд особенностей, связанных с рассмотрением административного дела с участием несовершеннолетних.

Выше уже упоминалось о том, что рассматривать дела об административных правонарушениях несовершеннолетних уполномочена специальная комиссия по защите их прав. В обязанности председателя данной комиссии входит внимательное изучение материалов дела с участием несовершеннолетнего нарушителя. Возможно проведение дополнительных проверок дела или обследования по поступившим заявлениям.

Для комиссии крайне важно при рассмотрении подобного рода дел установить следующие обстоятельства: точный возраст лица, род его деятельности, условия, в которых проживает и воспитывается несовершеннолетний, факт совершения им правонарушения, а также обстоятельства, непосредственно имеющие отношение к делу о нарушении: например, участие со стороны взрослых в подстрекательстве, склонению несовершеннолетнего к правонарушению, имели ли место ранее какие-либо меры воздействия, применяемые к несовершеннолетнему и т.д.

Законом предусмотрено право несовершеннолетнего, а также его законных представителей (иногда, при необходимости – педагогов) на ознакомление с материалами дела до его рассмотрения.

Что касается срока рассмотрения данных категорий дел, то он не должен превышать 15 дней с того момента, как дело о нарушении поступило в комиссию по делам несовершеннолетних. Согласно ст. 25.11 КоАП, в таких делах обязательным является участие прокурора. [5] Применимо ко всем категориям субъектов административной ответственности, в обязательном порядке подлежит доказыванию виновность лица в совершении того или иного проступка, независимо от возраста – как для взрослого, так и для несовершеннолетнего. Относительно присутствия на заседании комиссии по делам несовершеннолетних, закон устанавливает обязательное присутствие для самого несовершеннолетнего правонарушителя, а также его родителей, иногда допускается присутствие представителей воспитательных и учебных учреждений. Решение комиссии о применении конкретных мер воздействия, которое вынесено ей по материалам рассмотренного дела, должно быть оформлено в виде постановления. Законом установлен десятидневный срок для обжалования данного постановления.

Таким образом, рассмотрев правовой аспект административной ответственности несовершеннолетних лиц, мы пришли к следующим выводам:

На сегодняшний день в сфере применения административных наказаний к несовершеннолетним наблюдается их неэффективность, неспособность адекватно воздействовать на личность несовершеннолетнего в целях его перевоспитания и исправления. Это обусловлено, в некоторой степени тем, что отечественное административное законодательство не закрепляет воспитание личности как одна из целей административной ответственности.

Другим негативным моментом является очень слабая реализация закрепленных в КоАП видов административных наказаний, применяемых к несовершеннолетним. На практике применяется лишь 2 из 8 видов санкций, часто – это всего лишь административный штраф, который уплачивается не самим нарушителем ввиду отсутствия у него источника дохода, а его родителями. Это приводит к тому, что наказание попросту не действует на формирующуюся личность, цель превенции не достигается. Что же касается иных процессуальных мер воздействия, то они носят преимущественно моральный характер, что также не способствует глубокому осознанию вины перед обществом за совершенный проступок.

Список литературы
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019).
2. Глисков, А. Г. Права и обязанности несовершеннолетних : комментарии к законодательству о правах несовершеннолетних и защите их прав / А. Г. Глисков, А. И. Забейворота, О. В. Самолюк. Ростов н/Д : Феникс, 2012. 634 с.
3. Деятельность подразделений по делам несовершеннолетних. - М.: Щит-М, 2017. - 132 c.
4. Куфаев, В.И. Педагогические меры в борьбе с правонарушениями несовершеннолетних / В.И. Куфаев. - М.: Работник просвещения, 2014. - 168 c.
5. Павлухин, А. Н. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних средствами правового воспитания / А.Н. Павлухин, З.С. Зарипов, Н.Д. Эриашвили. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2017. - 112 c.

С рождения ребенок имеет право:

- на жизнь, индивидуальность (ст. 6,8 Конвенции ООН о правах ребенка);

- на всестороннее развитие и на уважение человеческого достоинства (ст. 27-31 Конвенции ООН о правах ребенка);

- на имя, отчество, фамилию (ст. 58 Семейного Кодекса РФ), на гражданство (ст. 6 Конституции РФ, ст. 12 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»);

- жить и воспитываться в семье (ст. 54 Семейного Кодекса РФ), на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ), на защиту (ст. 56 СК РФ);

- на заботу и воспитание родителями (ст. 7 ч.1 Конвенции ООН о правах ребенка, ст.38 ч.2 Конституции РФ);

- на получение содержания от своих родителей и других членов семьи (ст. 60 СК РФ).

Обязанности и ответственность:

С момента рождения и до 14 лет в России ребенок имеет статус малолетнего. На малолетнего ребенка в возрасте до 6 лет Законом не возложены какие-либо обязанности, так как его потребности и интересы обязаны обеспечивать законные представители (родители или опекуны), которые кроме этого несут полную ответственность за противоправные действия ребенка.

С 6 лет добавляются:

Права:

- совершать мелкие бытовые сделки, совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации; совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или свободного распоряжения (ст. 28 Гражданского Кодекса РФ).

Обязанности:

- слушаться родителей (законных представителей), за исключением случаев пренебрежительного, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения или оскорбления;

- получить основное общее образование (Ст.44 п.4 Закона «Об образовании в РФ»);

- соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных организациях, дома и в общественных местах.

Ответственность:

- перед родителями (законными представителями), воспитателями,

учителями, администрацией учебного заведения.

с 8 лет добавляются:

Права:

- быть членом и участником детского общественного объединения (ст.19 ч.4 ФЗ «Об общественных объединениях»).

Обязанности:

- соблюдать устав, правила детского общественного объединения.

Ответственность:

- содержание, воспитание и обучение в специальном учебно -воспитательном учреждении открытого типа (ч.2 ст.15 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

с 10 лет добавляются:

Права:

- на учет своего мнения при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы (ст. 59, ч.4 ст.72, ч.1 ст.132, ч.4 ст.134, ч.3

- быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (ст.57 СК РФ);

- давать согласие на изменение своего имени и фамилии (ст. 59, 134 СК РФ), на восстановление в родительских правах кровных родителей (ст. 72 СК РФ), на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 132 СК РФ).

C 11 лет добавляются:

Ответственность:

- помещение в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков, не подлежащих уголовной ответственности (прекращенное уголовное дело в отношении несовершеннолетних или материалы об отказе в его возбуждении). До рассмотрения судьей материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, такие лица могут быть направлены на срок до 30 суток в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел на основании постановления судьи (ч.4 ст. 15 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

С 12 лет добавляются:

Право:

- ездить на переднем сиденье легкового автомобиля (п.22.9 Правил дорожного движения РФ).

С 14 лет добавляются:

Права:

- получить паспорт гражданина Российской Федерации (п.1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации);

- самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав (ч.2 ст. 56 СК РФ);

- требовать отмены усыновления (ст. 142 СК РФ);

- давать согласие на изменение своего гражданства (глава 5 Федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации»);

- с согласия законных представителей быть принятым на работу для выполнения легкого труда (ч.3 ст. 63 ТК РФ);

- на сокращенную продолжительность рабочего времени (ч.1 ст.92 ТК РФ);

- на поощрение за труд (ст.191 ТК РФ);

- на ежегодный оплачиваемый отпуск (ст.267 ТК РФ);

- права автора произведений науки, литературы или изобретения, или другого результата своей интеллектуальной деятельности;

- без согласия родителей распоряжаться заработком, стипендией и иными доходами, вносить вклады, совершать мелкие бытовые сделки (ст. 26 ГК РФ);

- на вступление в профсоюзы (ст.2 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»);

- быть членом и участником молодежных общественных объединений (ст. 19 ФЗ «Об общественных объединениях»).

Обязанности:

- иметь паспорт (постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ»);

- работать добросовестно, соблюдать трудовую дисциплину (ч.2 ст.21ТК РФ);

- выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством;

- соблюдать устав, правила молодежного общественного объединения.

Ответственность:

- исключение из школы за совершение правонарушений, в том числегрубые и неоднократные нарушения устава школы;

- самостоятельная гражданская ответственность за причиненный вред (ст. 1074 ГК РФ);

- самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам (ч.3 ст.26 ГК РФ);

- возмещение причиненного вреда;

- материальная ответственность перед работодателем (ст. 232 ТК РФ);

- дисциплинарная ответственность за нарушение трудовой дисциплины (ст.192 ТК РФ);

- уголовная ответственность за наиболее тяжкие виды преступлений (ч.2,3 ст. 20, ст.87 УК РФ).

С 15 лет добавляются:

Права:

- на прекращение получения общего образования с согласия родителей, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ч.2 ст.61 Закона «Об образовании в РФ»);

- быть принятым на работу (ч.2 ст.63 ТК РФ).

Ответственность:

- возможность быть исключенным из образовательной организации при совершении преступления или за грубое неоднократное нарушение устава

образовательной организации (ст.43 ч.8, ч.3, ч.10 Закона «Об образовании в РФ»).

С 16 лет добавляются:

Права:

- вступать в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления (в некоторых субъектах Федерации законом может быть установлен порядок вступления в брак с учетом особых обстоятельств до 16 лет) (ч.2 ст. 13 СК РФ);

- самостоятельно осуществлять родительские права (ч.2 ст.62 СК РФ);

- работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством (ч.1 ст. 92 ТК РФ);

- быть членом кооператива (ст. 26 п.4 ГК РФ);

- на управление мототранспортными средствами, учиться вождению автомобиля (п.2 ст. 25 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ред. 28.12.13 г., п.24.1 Правил дорожного движения);

- быть признанным полностью дееспособным (получить все права 18 летнего) по решению органа опеки и попечительст ва (с согласия родителей) или суда (в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью с согласия родителей) (ст. 27 ГК РФ).

Обязанности:

- юношей – пройти подготовку по основам военной службы (ч.1,2 ст.13 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Ответственность:

- ответственность за административные правонарушения в порядке, установленном законодательством (ст. 2, 3 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»);

- ответственность за нарушение правил воинского учета (ст.2.5, ст.21.6, ст.21.7 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»);

- полная уголовная ответственность (ч.1 ст. 20 УК РФ).

С 17 лет добавляются:

Право:

- быть допущенным к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами категории «В» и «С» (п.1 ст.25 ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Обязанность:

- юношей встать на воинский учет: пройти медицинскую комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство (ч.1 ст. 9 ФЗ «О воинской

обязанности и военной службе»);

- юношей пройти подготовку по военно-учетным специальностям (ч.1 ст. 15 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

В 18 лет человек становится совершеннолетним

- т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и

обязанности, а также нести ответственность, являясь полностью

Юридическая ответственность

Теперь рассмотрим – регламентацию юридической ответственности в отношении несовершеннолетних, ее виды, содержание, основания и пределы.

Виды ответственности:

Административная ответственность наступает с 16 лет.

Распространяется на несовершеннолетних и их родителей, законных представителей.

Гражданско-правовая ответственность наступает в случае нанесения вреда, причиненного личности или имуществу гражданина, а такжеимуществу юридического лица и подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях (в случае, когда у несовершеннолетнего нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями или лицами, их заменяющими, если они не докажут, что вред возник не по их вине).

Уголовная ответственность наступает с 16 лет (за все преступления). С 14 лет уголовная ответственность наступает за умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, убийство, умышленное повреждение или уничтожение чужого имущества (при отягчающих обстоятельствах), хулиганство (при отягчающих обстоятельствах) и вандализм.

Важно знать! Подростки, совершающие правонарушения, за которые они в связи с не достижением возраста не могут нести уголовную ответственность, а также подростки, которых исключили из школы за асоциальное поведение, могут быть направлены в специальные учебные заведения закрытого типа. М

Читайте также: