Какие планы составляются в управлениях пфр

Опубликовано: 28.04.2024

date image
2014-02-09 views image
27346

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Планирование работы является составной частью организаци­онной деятельности органов ПФР.

Комплексный план работы ПФР на 2003 г. разработан в целях повышения эффективности деятельности системы ПФР на основе укрепления исполнительской дисциплины, усиления реального контроля и анализа деятельности, формализации управленческих решений и улучшения учета конечных результатов труда.

Этот комплексный план представляет собой документ, в кото­ром консолидируется и координируется работа всех органов ПФР и их подразделений в целях решения основных задач, поставленных перед Фондом на текущий год. Комплексный план работы охваты­вает наиболее важные направления работы центральных и террито­риальных органов ПФР. Приоритетным его направлением является планирование бюджетного процесса. Конечная цель этой работы — подготовка бюджета ПФР на следующий год.

Тематические мероприятия комплексного плана тесно взаимо­связаны, корреспондируют между собой и могут находиться в ком­петенции одновременно нескольких функциональных подразделе­ний. Принципы формирования и построения плана предопределя­ют использование единой методики и единого организационного подхода к планированию работы, дают возможность своевременно­го принятия и выполнения корректирующих решений. В результате предполагается наиболее объективное определение потребности во всех видах ресурсов, необходимых для достижения поставленных задач.

План является основой для разработки аналогичных планов тер­риториальных органов ПФР с учетом специфики региона и постав­ленных перед ними задач. Однако его принятие не отменяет необ­ходимость планирования в территориальных органах ПФР текущей работы в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность Фонда.

При разработке планов руководителями территориальных орга­нов ПФР должен соблюдаться ряд требований.

Планы составляются по той же форме, что и комплексный план. Они должны быть конкретными, реально исполнимыми, со­держать дату исполнения и фамилию исполнителя.

В планах должны сохраняться и развиваться основные направ­ления работы, предусмотренные Комплексным планом.

Утверждение планов осуществляется приказом (распоряжением) управляющего Отделением ПФР.

В управлениях ПФР составляется годовой план работы по идео­логическому обеспечению пенсионной реформы.

В плане отража­ются следующие вопросы:

· изучение нормативных правовых актов по вопросам пенсион­ной реформы;

· работа по подготовке предложений, изменений, дополнений по совершенствованию законодательства;

· работа со средствами массовой информации по освещению пенсионной реформы;

· работа с учреждениями, организациями, совместно с отраслевыми профсоюзами, по информированию застрахованных лиц об обеспечении работодателями их пенсионных прав.

Наряду с годовыми составляются квартальные планы работы как по управлению, так и по отделам.

В квартальных планах, например, отдела назначения, перерас­чета пенсий отражаются следующие вопросы:

· прием и обработка документов на назначение и перерасчет пенсий;

· прием заявлений на перерасчет страховой части пенсии по старости, инвалидности;

· анализ ошибок, допущенных при назначении и перерасчете пенсий;

· проведение технической учебы со специалистами отдела;

· инвентаризация пенсионных дел и др.

Кроме того, в управлениях ПФР составляются:

· график работы управления, утверждаемый начальником управления, с указанием общего режима работы и приемных дней;

· график работы консультационного пункта;

· график проведения инвентаризации пенсионных дел отделом назначения, перерасчета пенсий;

· график проведения технической учебы в каждом отделе;

· график приема индивидуальных сведений от страхователей о стаже и заработке застрахованных лиц, составляемый отделом персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами;




· график приема индивидуальных сведений по льготным профессиям, составляемый отделом оценки пенсионных прав застрахованных лиц.

Нормативными актами не предусмотрена обязательная форма плана, но обычно они составляются в виде таблицы со следующими графами: «Наименование мероприятия», «Срок исполнения», «Ис­полнители», «Отметка об исполнении».

Планирование работы является составной частью организаци онной деятельности органов ПФР.

Комплексный план работы ПФР на 2010 г. разработан в целях повышения эффективности деятельности системы ПФР на основе укрепления исполнительской дисциплины, усиления реального контроля и анализа деятельности, формализации управленческих решений и улучшения учета конечных результатов труда.

Этот комплексный план представляет собой документ, в кото ром консолидируется и координируется работа всех органов ПФР и их подразделений в целях решения основных задач, поставленных перед Фондом на текущий год. Комплексный план работы охваты вает наиболее важные направления работы центральных и террито риальных органов ПФР. Приоритетным его направлением является планирование бюджетного процесса. Конечная цель этой работы -- подготовка бюджета ПФР на следующий год.

Тематические мероприятия комплексного плана тесно взаимо связаны, корреспондируют между собой и могут находиться в ком петенции одновременно нескольких функциональных подразделе ний. Принципы формирования и построения плана предопределя ют использование единой методики и единого организационного подхода к планированию работы, дают возможность своевременно го принятия и выполнения корректирующих решений. В результате предполагается наиболее объективное определение потребности во всех видах ресурсов, необходимых для достижения поставленных задач.

План является основой для разработки аналогичных планов тер риториальных органов ПФР с учетом специфики региона и постав ленных перед ними задач. Однако его принятие не отменяет необ ходимость планирования в территориальных органах ПФР текущей работы в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность Фонда.

При разработке планов руководителями территориальных орга нов ПФР должен соблюдаться ряд требований.

Планы составляются по той же форме, что и комплексный план. Они должны быть конкретными, реально исполнимыми, со держать дату исполнения и фамилию исполнителя.

В планах должны сохраняться и развиваться основные направ ления работы, предусмотренные Комплексным планом.

Утверждение планов осуществляется приказом (распоряжением) управляющего Отделением ПФР.

В управлениях ПФР составляется годовой план работы по идео логическому обеспечению пенсионной реформы. В плане отража ются следующие вопросы:

  • 1) изучение нормативных правовых актов по вопросам пенсион ной реформы;
  • 2) работа по подготовке предложений, изменений, дополнений по совершенствованию законодательства;
  • 3) работа со средствами массовой информации по освещению пенсионной реформы;
  • 4) работа с учреждениями, организациями, совместно с отраслевыми профсоюзами, по информированию застрахованных лиц об обеспечении работодателями их пенсионных прав.

Наряду с годовыми составляются квартальные планы работы как по управлению, так и по отделам.

В квартальных планах, например, отдела назначения, перерас чета пенсий отражаются следующие вопросы:

  • 1) прием и обработка документов на назначение и перерасчет пенсий;
  • 2) прием заявлений на перерасчет страховой части пенсии по старости, инвалидности;
  • 3) анализ ошибок, допущенных при назначении и перерасчете пенсий;
  • 4) проведение технической учебы со специалистами отдела;
  • 5) инвентаризация пенсионных дел и др.

Кроме того, в управлениях ПФР составляются:

  • 1) график работы управления, утверждаемый начальником управления, с указанием общего режима работы и приемных дней;
  • 2) график работы консультационного пункта;
  • 3) график проведения инвентаризации пенсионных дел отделом назначения, перерасчета пенсий;
  • 4) график проведения технической учебы в каждом отделе;
  • 5) график приема индивидуальных сведений от страхователей о стаже и заработке застрахованных лиц, составляемый отделом персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами;
  • 6) график приема индивидуальных сведений по льготным профессиям, составляемый отделом оценки пенсионных прав застрахованных лиц.

Составление проекта бюджета ПФР предусмотрено на трехлетний период и основывается:

  • — на бюджетной политике государства и ее важнейших ориентирах, определенных в Бюджетном послании Президента страны на очередной финансовый год;
  • — прогнозах социально-экономического развития страны, разрабатываемых Минэкономразвития России, и их параметрических характеристиках.

Важнейшими показателями (параметрами) в сфере пенсионного обеспечения, определяемыми Минэкономразвитием России, выступают:

  • — численность занятых работников в экономике страны;
  • — уровень инфляции;
  • — уровни прожиточного минимума работающих и пенсионеров;
  • — объем и темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП);
  • — величина прогнозируемого роста заработной платы в абсолютных размерах и ее доля в ВВП;
  • — величина рекомендуемого увеличения размеров пенсий.

Например, проект бюджета ПФР на 2019—2021 гг. разработан

в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, основывается на положениях, намеченных в указах и в Послании Президента РФ Федеральному собранию от 1 марта 2018 г., с учетом задач, касающихся изменений пенсионного законодательства, озвученных в обращении Президента РФ В. В. Путина 29 августа 2018 г., на анализе состояния и динамики мировой экономики, конъюнктуры мировых товарно-сырьевых рынков, а также на оценках состояния и тенденций развития российской экономики.

Проект сценарных условий и основных макроэкономических параметров социально-экономического развития Российской Федерации, разработанный Минэкономразвития России на 2019 г. и плановый период 2020 и 2021 гг., при составлении проекта бюджета ПФР учитывает показатели экономического и социального развития экономики страны и опирается:

  • — на демографические прогнозы и оценки состояния рынка труда на средне- и долгосрочную перспективу, включающие динамику численности работающих и пенсионеров;
  • — данные о численности работающих лиц в отдельных отраслях экономики;
  • — показатели возрастной структуры пенсионеров и их численность по видам получаемой пенсии (страховые и нестраховые пенсии);
  • — данные о половозрастной структуре пенсионеров (мужчины и женщины);
  • — прогнозируемые периоды предстоящей жизни после выхода на пенсию мужчин и женщин.

При долгосрочном прогнозировании возрастает значимость дополнительных показателей, отражающих влияние таких факторов, как динамика роста населения и его возрастная структура. Например, долгосрочный демографический прогноз России свидетельствует о значительных темпах повышения абсолютной численности пожилых людей старше трудоспособного возраста.

Если в 2010 г. их численность оценивалась в 30,6 млн человек, то в 2020 г. они могут составить 34,2 млн человек, в 2030 г. — 33,9 млн человек, в 2040 г. — 34,7 млн человек и в 2050 г. — 34,7 млн человек. При этом, их доля в общей численности населения возрастет с 22,0 % в 2010 г. до 37,14 % в 2050 г. Доля же трудоспособного населения за этот же период существенно понизится: с 62,2 % в 2010 г. до 49,1 % в 2050 г., что приведет к существенному росту пенсионной нагрузки (табл. 37).

Прогноз оценки доли населения трудоспособного возраста и старше трудоспособного возраста

в общей численности населения

Удельный вес лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения, в %

Удельный вес лиц трудоспособного возраста в общей численности населения, в %

Источник: разработана автором по данным Пенсионного фонда РФ.

Для долгосрочного прогноза финансового состояния при составлении проекта бюджета ПФР используются следующие показатели, именуемые как ключевые переменные:

  • — динамика изменения численности населения, особенно его возрастных групп;
  • — показатели возрастной структуры — доля лиц в возрасте 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины) в общей численности населения;
  • — показатели численности застрахованных лиц (работающих) и получателей пенсий;
  • — показатели возрастных границ для различных типов получателей пенсий, включая досрочное пенсионное обеспечение;
  • — размер фактических страховых платежей по группам застрахованных;
  • — размер фактически регистрируемой заработной платы, служащей базой для начисления страховых взносов.

По важнейшим показателям социально-трудовой сферы ежегодно составляются уточненные среднесрочные прогнозы.

Для оценки изменения средних размеров пенсий их анализируют за ряд предшествующих лет (табл. 38).

Следует отметить, что в состав бюджета ПФР включаются не только средства обязательного пенсионного страхования, но также и средства, так или иначе связанные с правоотношениями по обязательному пенсионному страхованию.

Средние размеры пенсий в 2019 г. с учетом запланированных мероприятий по их индексации, тыс. руб.

Прогноз на 2019

увеличение за 2019, руб. (%)

Средний размер пенсии

Страховая пенсия по старости неработающих пенсионеров

Источник: данные проекта федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

В связи с тем, что ПФР располагает развитой организационной и информационной инфраструктурой Правительство РФ возложило на него целый ряд обязательств, которые являются нестраховыми по своей экономической природе:

  • 1) выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, социальных пенсий, пенсий военнослужащим и пенсий, назначаемых досрочно гражданам, признанным в установленном порядке безработными (в соответствии со ст. 32 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»);
  • 2) выплату единого денежного возмещения (ЕДВ) федеральным категориям получателей денежного возмещения натуральных льгот;
  • 3) выплату материнского капитала.

Кроме того, ПФР предоставлено право предоставлять субсидии бюджетам субъектам РФ на цели софинансирования расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий социальной программы, направленных на укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам-получателям трудовой пенсии.

Высокая социальная значимость целевого аккумулирования и расходования пенсионных средств закреплена в ст. 32 Бюджетного кодекса РФ и в ст. 17 Федерального закона от 15декабря 2001 г. № 167-ФЗ, согласно положениям которых все доходы (страховые взносы, средства федерального бюджета, доходы от инвестирования пенсионных накоплений) и расходы ПФР подлежат в обязательном порядке отражению в составе бюджета ПФР и отчета о его выполнении, утверждаемых федеральным законом.

Нормативное регулирование расходования средств бюджета ПФР закреплено в ст. 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, предусматривающей следующие виды выплат и расходов:

  • — пенсий в соответствии с законодательством РФ;
  • — социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
  • — расходов на доставку пенсий;
  • — финансового и материально-технического обеспечения текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);
  • — расходов на иные цели, предусмотренные законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании (расходы на финансирование региональных социальных программ поддержки престарелых и нетрудоспособных граждан, либо на оказание адресной социальной помощи нуждающимся пенсионерам и инвалидам).

Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица.

К полномочиям федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации относятся:

- установление порядка составления, рассмотрения и утверждения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и порядка его исполнения;

- установление порядка составления, внешней проверки и утверждения порядка рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности Пенсионного фонда Российской Федерации;

- определение порядка и условий формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;

- определение порядка хранения средств обязательного пенсионного страхования;

- управление системой обязательного пенсионного страхования;

- обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

- определение порядка использования временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

- осуществление государственного надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.

Финансовая система обязательного пенсионного страхования представлена бюджетом Пенсионного фонда. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета.

При формировании бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных средств.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства Российской Федерации федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации является консолидированным.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет:

- средств федерального бюджета;

- сумм пеней и иных финансовых санкций;

- доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

- добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

- иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Тема 4. Взаимодействие органов Пенсионного фонда России с банками, органами Министерства по налогам и сборам России, Федеральным казначейством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, профсоюзными и другими общественными организациями

В целях повышения эффективности и качества учета формиро­вания финансовых ресурсов, предназначенных для назначения, вы­платы пенсий, ПФР взаимодействует с:

· органами Министерства РФ по налогам и сборам;

· органами федерального казначейства;

· органами социальной защиты населения:

· органами записи актов гражданского состояния и другими органами.

Министерством РФ по налогам и сборам (МНС России) и ПФР в целях реализации положений гл. 24 части второй Налогового кодекса РФ и Закона об обязательном пенсионном страховании разра­ботан Порядок обмена информацией между налоговыми органами и органами ПФР.

Обмен информацией между налоговыми органами и органа­ми ПФР осуществляется на уровне субъектов РФ, а также районов, городов.

Территориальные инспекции МНС РФ в городах, районах пред­ставляют управлениям ПФР не реже одного раза в квартал сведения о фактах неправильного исчисления взносов в ПФР, выявленных по результатам выездных налоговых проверок по полноте и пра­вильности единого социального налога; обеспечивают представле­ние достоверных справок о доходах индивидуальных предпринима­телей; ежеквартально представляют сведения об организациях и предприятиях, находящихся в процедуре банкротства по заявлению инспекции МНС России, с указанием стадии и суммы задолженно­сти по страховым взносам и пени в ПФР.

Управления ПФР обеспечивают передачу налоговым органам информации:




1. о плательщиках страховых взносов в ПФР, а также о застра­хованных лицах и их доходах из индивидуальных лицевых счетов;

2. сведений о доходах физических лиц из индивидуальных лице­вых счетов;

3. о фактах неправильного исчисления взносов в ПФР (в том числе в составе единого социального налога), выявленных в результате проверок, проводимых индивидуальных сведений в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пен­сионного страхования».

В соответствии с Соглашением о взаимодействии органов феде­рального казначейства и органом ПФР, органы федерального казна­чейства ежедневно передают органам ПФР выписки из сводного реестра поступивших доходов. Выписка должна содержать: наиме­нование платежного документа, номер платежного документа, иден­тификационный номер, номер счета плательщика, сумму платежа и код бюджетной классификации.

Между отделением ПФР и органом социальной защиты населе­ния заключается соглашение об информационном обмене, в соот­ветствии с которым управления ПФР ежемесячно передают в управ­ления социальной защиты населения базы данных по назначению и выплате пенсий за электронно-цифровой подписью. Управления социальной защиты населения должны использовать информацию из базы данных для социального обеспечения населения.

Управления социальной защиты населения ежемесячно переда­ют центрам социального обслуживания, которые являются юриди­ческими лицами, информацию о размере назначенной пенсии граж­дан, состоящих на социальном обслуживании, для расчета платы за оказание услуг. Кроме того, на них возложена обязанность выдавать справки пенсионерам о размере пенсии, заверенные печатью и под­писью начальника Управления ПФР, для назначения государственного пособия на детей и установления ежемесячной доплаты к пен­сии муниципальным служащим.

В соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. «Об актах гражданского состояния» (в ред. от 25 октября 2001 г.) ру­ководитель органа записи актов гражданского состояния сообщает органу ПФР сведения о государственной регистрации смерти. По­скольку назначение и выплата пенсии осуществляются по месту жи­тельства, то органы регистрации актов гражданского состояния со­общают последнее место жительства умершего.

Тема 5. Планирование работы органов Пенсионного фонда РФ

Планирование работы является составной частью организаци­онной деятельности органов ПФР.

Комплексный план работы ПФР разрабатывается в целях повышения эффективности деятельности системы ПФР на основе укрепления исполнительской дисциплины, усиления реального контроля и анализа деятельности, формализации управленческих решений и улучшения учета конечных результатов труда.

Комплексный план представляет собой документ, в кото­ром консолидируется и координируется работа всех органов ПФР и их подразделений в целях решения основных задач, поставленных перед Фондом на текущий год. Комплексный план работы охваты­вает наиболее важные направления работы центральных и террито­риальных органов ПФР. Приоритетным его направлением является планирование бюджетного процесса. Конечная цель этой работы — подготовка бюджета ПФР на следующий год.

Тематические мероприятия комплексного плана тесно взаимо­связаны, корреспондируют между собой и могут находиться в ком­петенции одновременно нескольких функциональных подразделе­ний. Принципы формирования и построения плана предопределя­ют использование единой методики и единого организационного подхода к планированию работы, дают возможность своевременно­го принятия и выполнения корректирующих решений. В результате предполагается наиболее объективное определение потребности во всех видах ресурсов, необходимых для достижения поставленных задач.

План является основой для разработки аналогичных планов тер­риториальных органов ПФР с учетом специфики региона и постав­ленных перед ними задач. Однако его принятие не отменяет необ­ходимость планирования в территориальных органах ПФР текущей работы в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность Фонда.

При разработке планов руководителями территориальных орга­нов ПФР должен соблюдаться ряд требований.

Планы составляются по той же форме, что и комплексный план. Они должны быть конкретными, реально исполнимыми, со­держать дату исполнения и фамилию исполнителя.

В планах должны сохраняться и развиваться основные направ­ления работы, предусмотренные Комплексным планом.

Утверждение планов осуществляется приказом (распоряжением) управляющего Отделением ПФР.

В управлениях ПФР составляется годовой план работы по идео­логическому обеспечению пенсионной реформы. В плане отража­ются следующие вопросы: изучение нормативных правовых актов по вопросам пенсион­ной реформы; работа по подготовке предложений, изменений, дополнений по совершенствованию законодательства; работа со средствами массовой информации по освещению пенсионной реформы; работа с учреждениями, организациями, совместно с отрасле­выми профсоюзами, по информированию застрахованных лиц об обеспечении работодателями их пенсионных прав.

Наряду с годовыми составляются квартальные планы работы как по управлению, так и по отделам.

В квартальных планах, например, отдела назначения, перерасчета пенсий отражаются следующие вопросы: прием и обработка документов на назначение и перерасчет пенсий; прием заявлений на перерасчет страховой части пенсии по старости, инвалидности; анализ ошибок, допущенных при назначении и перерасчете пенсий; проведение технической учебы со специалистами отдела; инвентаризация пенсионных дел и др.

Кроме того, в управлениях ПФР составляются: график работы управления, утверждаемый начальником управления, с указанием общего режима работы и приемных дней; график работы консультационного пункта; график проведения инвентаризации пенсионных дел отделом назначения, перерасчета пенсий; график проведения технической учебы в каждом отделе; график приема индивидуальных сведений от страхователей о стаже и заработке застрахованных лиц, составляемый отделом персонифицированного учета и взаимодействия со страхова­телями и застрахованными лицами; график приема индивидуальных сведений по льготным про­фессиям, составляемый отделом оценки пенсионных прав застрахованных лиц.

Нормативными актами не предусмотрена обязательная форма плана, но обычно они составляются в виде таблицы со следующими графами: «Наименование мероприятия», «Срок исполнения», «Ис­полнители», «Отметка об исполнении».

В работе органов ПФР важное значение имеет правильное при­менение действующего законодательства, что требует его всесторон­него и глубокого знания работниками Фонда. Поскольку удержать в памяти многочисленные нормативные акты практически невозмож­но, необходимо обеспечить надлежащий учет, систематизацию и хранение материалов с тем, чтобы в ходе работы быстро найти кон­кретную норму закона и дать правильный, исчерпывающий ответ на любой правовой вопрос. Большую помощь в этом оказывает спра-вочно-кодификационная работа.

Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 3 марта 1989 г. № 42 «О справочно-кодификационной работе по за­конодательству о социальном обеспечении в органах социального обеспечения» определены основные формы кодификации, обяза­тельные для ведения в органах ПФР: хронологические журналы ре­гистрации нормативных актов, контрольные экземпляры норматив­ных актов, хронологические и тематические подшивки.

В хронологическом журнале регистрации нормативных актов регистрируются все документы, имеющие отношение к правовому и организационному обеспечению пенсиями, индивидуального (пер­сонифицированного) учета и др. Журнал регистрации должен со­держать следующие графы: дата издания документа, его номер, на­звание, кем издан, куда подшит (номер тематической подшивки). Документы в журнале регистрируются в строго хронологическом порядке, в зависимости от даты издания документа. На титульном листе журнала указывается перечень тематических подшивок. Жур­нал регистрации должен быть пронумерован, прошнурован и скреп­лен подписью руководителя отдела и печатью.

В отделах органов ПФР ведутся контрольные экземпляры нор­мативных документов. На титульном листе делается надпись «кон­трольный экземпляр» и отмечается дата начала его ведения. Измене­ния и дополнения в официальный текст контрольных экземпляров вносят в полном объеме, аккуратно, со ссылкой на первоисточники. При этом зачеркивается старая редакция статьи закона или пункта положения, вносится новая редакция. В контрольный экземпляр, помимо изменений редакции официального текста, не следует при­общать разъяснения и инструктивно-методические материалы, кото­рые должны храниться в тематических подшивках.

В отделах органов ПФР ведутся контрольные экземпляры:

· Федерального закона «О трудовых пенсиях в России»;

· Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

· Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

· Федерального закона «О погребении и похоронном деле»;

· Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и др.

Хронологические подшивки являются основной систематизаци­ей. Документы в них подшиваются в строго хронологическом по­рядке в одну папку отдельно за каждый год.

Тематические подшивки ведутся по основным разделам законо­дательства. По желанию можно вести более углубленную тематику, по статьям закона, пунктам положения.

Например, в органах ПФР в отделе назначения, перерасчета пенсий ведется следующий перечень подшивок:

· по Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (страховой стаж, размер пенсий, правила применения Списков № 1, 2 и др.);

· по Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (условия назначения пенсий, размеры пенсий, выплата пенсий и др.).

Документы в них подшиваются в хронологическом порядке в разные папки до отмены основного нормативного акта. Страницы подшивок нумеруются. При отсутствии достаточного количества эк­земпляров нормативного акта он подшивается в тематическую под­шивку, а в хронологической подшивке делается ссылка на этот акт с указанием его даты, номера названия, а также дела, в котором он подшит.

Если какая-либо статья или пункт нормативного акта относятся одновременно к нескольким темам, то приобщать их следует к каждой из соответствующих тематических подшивок. Обязательные взаимные ссылки на наличие данной информации в том или ином разделе.

Отметки об изменениях, дополнениях и утративших силу доку­ментах в тематические подшивки вносятся со ссылкой на основа­ние. Изменение нужно вносить внимательно, так как не всегда ут­рачивает силу весь прежний текст, а могут быть изменены или от­менены только отдельные слова, предложения. В этом случае также следует зачеркнуть утратившее силу слово или предложение, но текст должен при этом прочитываться.

По возможности подшиваются и консультации из специальных изданий (например, журналы «Пенсия», «Социальное обеспечение», газета «Ваше право») или «Российской газеты».

Контрольные вопросы

1. С какими организациями взаимодействуют органы ПФР?

2. Какова роль квалификационных характеристик при распределении обязанностей специалистов?

3. Каковы принципы подготовки комплексного плана работы ПФР?

4. Какие планы составляются в управлениях ПФР?

5. Охарактеризуйте основные виды обращений граждан.

6. Каковы основные этапы работы с письмами граждан?

7. Обоснуйте значение справочно-кодификационной работы в деятельности органов ПФР.

8. Какие формы систематизации нормативных актов вы знаете?

Читайте также: