Какие условия взаимодействия пфр и негосударственных пенсионных фондов

Опубликовано: 30.04.2024

В настоящее время в стране формируется система добровольного дополнительного пенсионного обеспечения с участием негосударственных пенсионных фондов (НПФ)[55].

НПФ является особой организационно‑правовой формой некоммерческой организации пенсионного обеспечения, т. е. обладает специальной правоспособностью. НПФ создаются в том же порядке, что и другие некоммерческие организации. Права юридического лица они приобретают со дня их государственной регистрации.

Впервые созданный НПФ подлежит обязательному лицензированию[56]. Право на осуществление деятельности НПФ приобретает только со дня получения лицензии. Помимо этого к руководителям НПФ предъявляются дополнительные требования: наличие опыта работы на руководящих должностях в фондах, страховых компаниях или иных финансовых организациях не менее трех лет, высшее юридическое или финансово‑экономическое образование; отсутствие судимости за совершение преступлений в сфере экономики, а также за иные преступления.

Условием функционирования НПФ является также наличие величины денежной оценки его имущества, которая должна составлять не менее 30 млн руб., а с 1 июля 2009 г. – не менее 50 млн руб.[57] Сначала специальным уполномоченным органом государства в этой сфере был Минздравсоцразвития России, сейчас – Минтрудсоцзащиты России[58]. Работу по лицензированию деятельности НПФ ведет Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Минтрудсоцзащиты России.

НПФ может осуществлять разнообразные виды деятельности, например может выступать в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию и договорам об этом страховании и по профессиональному пенсионному страхованию и договорам о создании профессиональных пенсионных систем.

Рассмотрим первый вид деятельности НПФ, так как в ней отчетливо прослеживается взаимодействие НПФ с ПФР.

Участие НПФ в обязательном пенсионном страховании в качестве страховщика ограниченно. НПФ может работать только с пенсионными накоплениями застрахованных лиц для финансирования накопительной части (НЧ) трудовой пенсии[59]. При этом НПФ должен руководствоваться Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами.

Застрахованное лицо вправе отказаться от получения НЧ трудовой пенсии в ПФР и передать ее в НПФ[60].

Деятельность НПФ в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию включает в себя:

а) аккумулирование средств пенсионных накоплений;

б) организацию инвестирования средств пенсионных накоплений и их учет;

в) назначение и выплату НЧ трудовой пенсии застрахованным лицам.

Деятельность НПФ регламентирована специальными страховыми правилами фонда. (Имеются в виду документы, определяющие порядок и условия исполнения фондом обязательств по договорам об обязательном пенсионном страховании.) А порядок таков: 1) инвестирование средств пенсионных накоплений; 2) ведение пенсионных счетов НЧ трудовой пенсии и информирование об их состоянии застрахованных лиц; 3) заключение, изменение или прекращение договора об обязательном пенсионном страховании, договора доверительного управления и договора об оказании услуг специализированного депозитария; 4) перевод средств пенсионных накоплений застрахованного лица в другой НПФ или ПФР; 5) формирование средств пенсионных накоплений; 6) предоставление застрахованным лицам информации об управляющей компании (УК) и о специализированном депозитарии (СД)[61], с которыми фонд заключил договоры; 7) определение размера оплаты услуг фонда, УК и СД; 8) назначение и выплата НЧ трудовой пенсии застрахованному лицу и порядок осуществления выплат его правопреемникам. Вышеназванными правилами устанавливается также перечень прав и обязанностей застрахованных лиц и фонда и пр.

Страховые правила фонда в обязательном порядке регистрируются при лицензировании деятельности НПФ.

Для получения лицензии и регистрации страховых правил НПФ должен иметь опыт работы по осуществлению негосударственного пенсионного обеспечения не менее двух лет; опыт одновременного ведения не менее 5 тыс. именных пенсионных счетов участников в течение не менее одного года, а с 1 июля 2009 г. – не менее 20 тыс. именных пенсионных счетов.

НПФ не должен иметь актуарный дефицит по результатам актуарного оценивания и фактов приостановления действия лицензии в течение последних двух лет своей деятельности.

Соглашение между НФП и застрахованным лицом в пользу последнего (или его правопреемников) оформляется договором об обязательном пенсионном страховании. В соответствии с этим договором НПФ обязан при наступлении пенсионных оснований на получение НЧ трудовой пенсии осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу НЧ пенсии или выплаты его правопреемникам[62].

Договоры об обязательном пенсионном страховании не могут противоречить страховым правилам фонда[63].

Бывает так, что застрахованное лицо отказывается от формирования НЧ трудовой пенсии в ПФР и выбирает для этого НПФ. В этом случае при заключении договора об обязательном пенсионном страховании должны соблюдаться следующие правила:

а) заявление о переходе в НПФ направляется застрахованным лицом в ПФР (образец заявления с приложением инструкции по заполнению формы указанного заявления направляется органом ПФР застрахованному лицу ежегодно не позднее 1 июля текущего года);

б) если договор об обязательном пенсионном страховании заключен надлежащими сторонами в соответствии с законодательством РФ, ПФР обязан внести соответствующие изменения в единый реестр застрахованных лиц;

в) в случае если договор об обязательном пенсионном страховании заключен ненадлежащими сторонами и (или) заключен с нарушениями законодательства РФ, ПФР не вносит изменений в единый реестр застрахованных лиц и информирует об этом застрахованное лицо и НПФ не позднее 31 декабря текущего года.

Начиная 2014 г. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за указанный и последующие периоды перечисляются в ПФР без распределения взносов на финансирование страховой или накопительной части трудовой пенсии (НЧ трудовой пенсии). Такое правило содержится в Законе об обязательном пенсионном страховании (новая статья 22.2).

После поступления денежных средств в ПФР, пенсионный фонд самостоятельно перечисляет сумму страховых взносов, предназначенных на финансирование НЧ трудовой пенсии, на отдельный счет ПФР. Учет страховых взносов, поступивших на выплату НЧ трудовой пенсии, осуществляется на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в зависимости от того, какой вариант пенсионного обеспечения выбрало застрахованное лицо.

Для того чтобы на финансирование НЧ трудовой пенсии приходилось 6 % тарифа, им нужно было обратиться в ПФР с заявлением:

– о переходе в НПФ, предварительно заключив договор об обязательном пенсионном страховании;

– выборе инвестиционного портфеля управляющей компании (УК);

– выборе расширенного инвестиционного портфеля государственной УК;

– выборе инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной УК.

В последних двух случаях застрахованное лицо вправе было выбрать вариант своего пенсионного обеспечения: направлять на финансирование НЧ трудовой пенсии 2 % или 6 % тарифа страхового взноса.

Для тех лиц, кто не сделает свой выбор, начиная с 2014 г. на финансирование НЧ их трудовой пенсии будет перечисляться 2 % тарифа страхового взноса. Оставшиеся 4 % будут направлены на финансирование страховой части трудовой пенсии.

С 1 января 2014 г. в связи с принятием Закона о страховых пенсиях и Закона о накопительной пенсии всё изменилось. Застрахованные лица 1967 года рождения и моложе до 31 декабря 2015 г. включительно должны решить, направлять на финансирование НЧ трудовой пенсии 6 % тарифа страховых взносов или отказаться от финансирования этой части трудовой пенсии. В случае отказа все 6 % будут направлены на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Для того чтобы на финансирование НЧ трудовой пенсии перечислялось 6 % тарифа, необходимо обратиться в ПФР с заявлением:

– о переходе в НПФ, предварительно заключив договор об обязательном пенсионном страховании;

– выборе инвестиционного портфеля УК;

– выборе расширенного инвестиционного портфеля государственной УК;

– выборе инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной УК.

На финансирование НЧ трудовой пенсии лиц, обратившихся с заявлением, будет направляться 6 % тарифа страхового взноса, за исключением случая, если застрахованное лицо отказалось от финансирования указанной части трудовой пенсии.

Пока застрахованное лицо не сделает свой выбор (до 31 декабря 2015 г.), 6 % тарифа страхового взноса будут направляться на финансирование страховой части трудовой пенсии. Точно так же будет распределен тариф, если застрахованное лицо не реализует данное право до 31 декабря 2015 г. включительно.

Новый тариф страхового взноса начинает применяться только с 1 января года, следующего за годом подачи в ПФР заявления о своем выборе.

В отношении лиц, которые до 31 декабря 2013 г. (включительно) выбрали вариант пенсионного обеспечения, согласно которому на финансирование НЧ трудовой пенсии должно направляться 6 % тарифа страхового взноса, то для них будет действовать следующее правило. В 2014 году 6 % будут направляться на финансирование НЧ только в следующих случаях:

1) выбранный лицом негосударственный пенсионный фонд внесен в реестр участников системы гарантирования прав застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений»;

2) выбранная лицом УК, в том числе государственная, соответствует требованиям Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 111‑ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Лица 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 г. впервые начисляются обязательные пенсионные взносы, вправе сделать выбор в пользу направления 6 % тарифа страхового взноса на фиксирование НЧ трудовой пенсии до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления пенсионных взносов. Если до этого момента данные лица не достигли 23 лет, то право выбора сохраняется за ними до 31 декабря года, в котором им исполнится такое количество лет.

НПФ несет перед застрахованными лицами следующие обязанности: 1) знакомить с правилами фонда и со всеми вносимыми в них изменениями и дополнениями; 2) осуществлять учет своих обязательств перед ними (в форме ведения пенсионных счетов НЧ трудовой пенсии), а также осуществлять учет средств пенсионных накоплений (имеется в виду совокупность средств, находящихся в собственности НПФ, предназначенных для исполнения обязательств НПФ перед застрахованными лицами в соответствии с договорами об обязательном пенсионном страховании); 3) направлять им ежегодно не позднее 1 июля информацию о состоянии их пенсионных счетов НЧ трудовой пенсии и информацию о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений; 4) назначать и выплачивать НЧ трудовой пенсии; 5) осуществлять выплаты правопреемникам застрахованных лиц; 6) не принимать в одностороннем порядке решения, нарушающие их права.

Договор об обязательном пенсионном страховании вступает в силу со дня зачисления перечисленных предыдущим страховщиком средств пенсионных накоплений на счет нового страховщика. Одновременно страховщику должна передаваться информация о графике и об объемах поступления страховых взносов в пользу застрахованного лица за предыдущий период. Изменен данный договор может быть только в порядке, установленном типовым договором об обязательном пенсионном страховании.

Договор о данном страховании прекращается в случае наступления одного из следующих событий (в зависимости от того, какое из них наступило ранее):

– заключения застрахованным лицом нового договора об обязательном пенсионном страховании (в этом случае средства пенсионных накоплений для финансирования НЧ трудовой пенсии подлежат передаче в НПФ, с которым застрахованным лицом заключен новый договор об обязательном пенсионном страховании);

– удовлетворения заявления застрахованного лица о переводе средств пенсионных накоплений в ПФР (средства пенсионных накоплений для финансирования НЧ трудовой пенсии подлежат передаче в орган ПФР);

– истечения трех месяцев со дня аннулирования лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию у НПФ, что может произойти по решению суда и в результате принятия решения уполномоченным федеральным органом о принудительной передаче средств пенсионных накоплений в ПФР;

– смерти застрахованного лица (в этом случае НПФ обязан выплатить правопреемникам умершего застрахованного лица сумму, эквивалентную сумме средств пенсионных накоплений, учтенной на счете НЧ трудовой пенсии на дату смерти застрахованного лица).

Все НПФ и УК руководствуются в своей деятельности также нормами Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте общую характеристику органов, осуществляющих пенсионное обеспечение в стране.

2. Какова структура органов, осуществляющих обязательное пенсионное страхование в России?

3. Каковы основные направления деятельности местных органов пенсионного обеспечения?

4. Для чего создана система индивидуального (персонифицированного) учета в области обязательного пенсионного страхования?

5. Каковы условия взаимодействия ПФР и негосударственных пенсионных фондов?

Глава 6

Дата добавления: 2018-09-23 ; просмотров: 4500 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 18:28, контрольная работа

Краткое описание

Как показывает практика и опыт развитых стран, рыночные отношения по мере своего развития порождают собственную противоположность - гарантированную социальную защиту нетрудоспособных категорий населения. Последствия рыночных отношений:
- нестабильность вызывает требование стабильности;
- дифференциация доходов вызывает более справедливое перераспределение доходов;
- инфляция - регулирование цен;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы функционирования пенсионной системы 4
2. Взаимодействие ПФР с НПФ 10
Заключение 13
Список использованной литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

контрольная).docx

Вопросы пенсионного обеспечения касается каждого человека. Но, в настоящее время, подавляющее большинство населения до сих пор не имеют четкого представления о негосударственных пенсионных фондах, не знают об их существовании и тех услугах, которые они предлагают. И это несмотря на то, что НПФ существуют уже более 10 лет.

Рынок услуг по негосударственному пенсионному обеспечению определяется наличием спроса и предложения при осуществлении негосударственного пенсионного обеспечения в аспекте взаимодействия негосударственного пенсионного фонда с вкладчиками (юридическими и физическими лицами) по заключению пенсионных договоров и перечисления пенсионных взносов.

Под деятельностью негосударственного пенсионного фонда понимается некоммерческая деятельность по формированию активов, путем привлечения добровольных целевых денежных взносов юридических и физических лиц, передаче этих средств компании по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, осуществлению пожизненно или в течение длительного периода регулярных выплат гражданам в денежной форме, а также других действий по выполнению обязательств перед гражданами.

2. Взаимодействие ПФР с НПФ

В настоящее время в стране формируется система добровольного дополнительного пенсионного обеспечения с участием НПФ.

НПФ является особой организационно- правовой формой, некоммерческой организацией пенсионного обеспечения, т.е. обладает специальной правоспособностью.

НПФ создается в том же порядке, что и другие некоммерческие организации. Права юридического лица они приобретают со дня их государственной регистрации.

Впервые созданный НПФ подлежит обязательному лицензированию с получением которого приобретает право на осуществление деятельности.

Помимо этого к руководителям этих органов предъявляются дополнительные требования: наличие опыта работы на руководящих должностях фонда, страховых компаний или иных финансовых организаций не менее трех лет, высшее юридическое или финансово- экономическое образование, отсутствие судимости за совершение преступления в сферах экономики, а также за иные преступления.

Условием функционирования НПФ является так же наличие величины денежной оценки его имущества

НПФ может осуществлять разнообразные виды деятельности, например, может выступать в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) и договором об этом страховании по профессиональному пенсионному страхованию и договора о создании профессиональных пенсионных систем.

Один из видов НПФ, в котором прослеживается взаимодействие с ПФР является его участие в ОПС. НПФ может работать только с пенсионными накоплениями для финансирования накопительной части (НЧ) пенсии (ст.5 №167-ФЗ). При этом НПФ должен руководствоваться ФЗ « Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии (ТП) в РФ» и иными НПА.

Застрахованное лицо вправе отказаться от получения НЧ ТП в ПФР и передать ее в НПФ (ст.32 №167-ФЗ).

Деятельность НПФ в качестве страховщика по ОПС включает в себя:

  1. аккумулирование средств пенсионных накоплений;
  2. организацию инвестирования средств пенсионных накоплений
  3. назначение и выплату НЧ ТП застрахованных лиц

Эти правила обязательно регулируются при лицензировании НПФ. Для получения лицензии и регистрации страховых правил НПФ должен иметь опыт работы по осуществлению негосударственного пенсионного обеспечения не менее 2-х лет, а также не должен иметь актуарный дефицит по результатам одноименного исследования (оценивания) и фактов приостановления деятельности лицензии.

Договора об ОПС не могут противоречить страховым правилам фонда (Постановление Правительства от 06.02.2004 №60).

В случае, если застрахованное лицо отказалось от формирования НЧ ТП в ПФР и выбирает для этого НПФ, то при заключении договора об ОПС необходимо соблюдать следующие правила:

1) заявление о переходе в НПФ направляется застрахованным лицом в ПФР

2) если договор об ОПС заключен надлежащими сторонами, то ПФР обязан внести соответствующие изменения в единый реестр застрахованных лиц.

Застрахованное лицо имеет право:

  1. требовать исполнения обязательств по договору
  2. получать НЧ ТП в соответствии с законодательством , условиями договора и страховыми правилами
  3. в обязательном порядке получать информацию о состоянии своей НЧ ТП.

Не чаще одного раза в год граждане могут заключать новый договор об ОПС с другими НПФ или подавать заявление о переходе в ПФР.

В свою очередь НПФ несет перед застрахованными лицами обязанности:

1) знакомить с правами фонда, вносимыми изменениями и дополнениями;

2) осуществлять учет своих обязательств в форме ведения пенсионных счетов;

3) направлять информацию о состоянии этих счетов;

4) назначать и выплачивать НЧ ТП;

5) осуществлять выплаты правоприемникам застрахованных лиц;

6) не принимать в одностороннем порядке решения, нарушающие их права.

Договор об ОПС вступает в силу со дня зачисления ПН на счет нового страховщика.

Договор может быть прекращен в следующих случаях:

-при заключении нового договора;

-удовлетворения заявления о переводе средств ПН в ПФР;

-истечения трех месяцев со дня аннулирования лицензии у НПФ;

-смерти застрахованного лица.

Инвестирование средств ПН НПФ осуществляют исключительно через управляющие компании, с которыми заключен договор доверительного управления, это необходимо для обеспечения прав застрахованных лиц на получение НЧ ТП в соответствии с законом « О трудовых пенсиях».

В целях учета и обеспечения прав застрахованных лиц в НПФ, ПФР ведется единый реестр застрахованных лиц по ОПС. Все НПФ и управляющие компании руководствуются в своей деятельности ФЗ «Об инвестировании средств для НЧ ТП»

Таким образом НПФ становится субъектом ОПС, т.е. страхователями в пределах полномочий, установленных законом.

Понятие «пенсионная система государства» - это экономический механизм страхования гарантированного и стабильного уровня жизни людей пожилого возраста и лиц, потерявших трудоспособность. Основной смысл функционирования этой системы осуществляется через государственные механизмы регулирования.

Процесс организации и управления пенсионным обеспечением является важнейшей частью социальной задачи государства. Одной из составляющих комплекса проводимых в настоящее время экономических реформ является пенсионная реформа. В настоящее время пенсионная реформа направлена на изменение распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

Негосударственный пенсионный фонд – некоммерческая финансовая организация социального обеспечения, действующая по сберегательно-накопительной схеме, когда размер пенсии пропорционален накопленной сумме, либо по принципу фиксированной выплаты пенсии по достижению гражданином пенсионного возраста. Деятельность Негосударственного пенсионного фонда очень похожа на деятельность пенсионного фонда. Также как и пенсионный фонд НПФ аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учет, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии.

Вопросы пенсионного обеспечения касается каждого человека. Но, в настоящее время, подавляющее большинство населения до сих пор не имеют четкого представления о негосударственных пенсионных фондах, не знают об их существовании и тех услугах, которые они предлагают.

Рынок услуг по негосударственному пенсионному обеспечению определяется наличием спроса и предложения при осуществлении негосударственного пенсионного обеспечения в аспекте взаимодействия негосударственного пенсионного фонда с вкладчиками (юридическими и физическими лицами) по заключению пенсионных договоров и перечисления пенсионных взносов.


Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации. – СПС «Гарант», 2009.

2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. – СПС «Гарант», 2009.

3. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» – СПС «Гарант», 2009.

4. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» – СПС «Гарант», 2009.

5. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» – СПС «Гарант», 2009.

6. Дмитриев М.Э. О программе пенсионной реформы в Российской Федерации // Пенсия, 2006. № 5.

7. Тучкова Е.С. Формирование российской системы пенсионного обеспечения, её современное состояние и перспективы развития// Страховое ревю, 2006. №3.

date image
2020-05-12 views image
1148

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon

Тема 4.5. Взаимодействие Пенсионного фонда РФ

1. Понятие и правовые основы деятельности НПФ в РФ

2. Особенности взаимодействия ПФР с НПФ в РФ

Негосударственный пенсионный фонд (далее – НПФ) – это организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование.

НПФ вправе осуществлять деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению со дня, следующего за днем принятия Центральным банком Российской Федерации (далее – ЦБ РФ) решения о предоставлении лицензии, а деятельность по обязательному пенсионному страхованию со дня, следующего за днем внесения НПФ в реестр негосударственных пенсионных фондов Государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов».

В качестве юридического лица, после получения лицензии, НПФ должен быть внесен ФНС России в ЕГРЮЛ.

НПФ может быть образован только в организационно-правовой форме акционерного общества.

Минимальный размер уставного капитала НПФ на момент регистрации организации должен составлять не менее 120 миллионов рублей, а с 01 января 2020 года - не менее 150 миллионов рублей. При этом минимальный размер собственных средств НПФ должен составлять не менее 150 миллионов рублей, а с 01 января 2020 года - не менее 200 миллионов рублей.

НПФ в России, в соответствии с уставом, выполняет следующие функции:

1. разрабатывает правила фонда;

2. заключает пенсионные договоры и договоры об обязательном пенсионном страховании;

3. аккумулирует пенсионные взносы и средства пенсионных накоплений;

4. ведет пенсионные счета негосударственного пенсионного обеспечения;

5. информирует вкладчиков, участников и застрахованных лиц о состоянии указанных счетов;

6. определяет инвестиционную стратегию при размещении средств пенсионных резервов и инвестировании средств пенсионных накоплений;

7. формирует пенсионные резервы, организует размещение средств пенсионных резервов и размещает пенсионные резервы;

8. организует инвестирование средств пенсионных накоплений;

9. заключает договоры с управляющими компаниями, специализированными депозитариями, другими субъектами и участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию;

10. принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, для обеспечения сохранности средств фонда, находящихся в распоряжении управляющей компании (управляющих компаний), с которой (которыми) расторгается (прекращается) договор доверительного управления;

11. ведет в установленном порядке бухгалтерский и налоговый учет;

12. ведет обособленный учет средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений;

13. осуществляет актуарные расчеты;

14. производит назначение и осуществляет выплаты негосударственных пенсий участникам;

15. производит назначение и выплату накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты застрахованным лицам либо выплаты их правопреемникам в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О накопительной пенсии» и Федеральным законом «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»;

16. осуществляет выплаты выкупных сумм вкладчикам и (или) участникам (их правопреемникам) или перевод выкупных сумм в другой НПФ, перевод средств пенсионных накоплений в случае перехода застрахованного лица в другой фонд или Пенсионный фонд Российской Федерации, а также перевод средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, с учетом результата их инвестирования, в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с уведомлением Пенсионного фонда Российской Федерации о передаче средств (части средств) материнского (семейного) капитала в связи с отказом застрахованного лица от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии или в случае смерти застрахованного лица до назначения накопительной пенсии или срочной пенсионной выплаты;




17. принимает меры по обеспечению полной и своевременной уплаты вкладчиками пенсионных взносов;

18. предоставляет информацию о своей деятельности в порядке, установленном ЦБ РФ;

19. формирует выплатной резерв для осуществления выплаты накопительной пенсии.

Субъектами отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию являются НПФ, Пенсионный фонд Российской Федерации, специализированные депозитарии, управляющие компании, вкладчики, участники, застрахованные лица и страхователи.

Участником правоотношений является физическое лицо, которому в соответствии с заключенным между вкладчиком и НПФ пенсионным договором должны производиться или производятся выплаты негосударственной пенсии. При этом участник может выступать вкладчиком в свою пользу.

Вкладчик – это физическое или юридическое лицо, являющееся стороной пенсионного договора и уплачивающее пенсионные взносы.

Указанные правоотношения возникают на основании договора негосударственного пенсионного обеспечения - соглашения между НПФ и вкладчиком НПФ, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в НПФ, а НПФ обязуется выплачивать участнику (участникам) НПФ негосударственную пенсию.

Негосударственная пенсия – это денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора

Застрахованное лицо - физическое лицо, заключившее договор об обязательном пенсионном страховании, вправе не чаще одного раза в год заключать новый договор об обязательном пенсионном страховании с другим НПФ или подавать заявление о переходе в ПФР.

Право на получение негосударственной пенсии по пенсионным договорам приобретают мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, если иной возраст и (или) иные основания, дающие право на получение негосударственной пенсии, не установлены пенсионными договорами. Пенсионными договорами может быть установлен возраст, дающий право на получение негосударственной пенсии, превышающий указанный возраст, но он не может быть выше возраста, установленного ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», по достижении которого участники приобретают право на страховую пенсию по старости – мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.

Негосударственные пенсионные фонды в Российской Федерации начали осуществлять деятельность в 1992 году на основании Указа Президента РФ от 16.01.1992 № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». В силу этого их правовое поле и, соответственно, отношение к ним граждан носило временный характер. После распада СССР граждане с недоверием относились к подобной частной организации, поэтому развитие законодательной базы деятельности НПФ замедлилось.

Правовую основу деятельности НПФ в России составляют:

·Конституция РФ, устанавливающая право граждан на пенсионное обеспечение,

·Гражданский кодекс РФ, определяющий понятия «некоммерческие организации» и «фонды» и устанавливающий общий порядок изменения устава и ликвидации любых фондов,

·Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»,

·Указ Президента РФ от 16.09.1992 № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах»,

·Постановление Правительства РФ от 05.12.2003 № 735 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию».

Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, в том числе по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию, реорганизации и ликвидации указанных фондов, а также устанавливает основные принципы государственного контроля за их деятельностью.

Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» входит в комплекс пенсионного законодательства, а поэтому на порядок деятельности НПФ распространяется законодательство об обязательном пенсионном страховании. В частности, можно выделить:

- Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

- Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

- Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

- Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Порядок создания НПФ, его правовой статус как юридического лица, регулируется не только Законом № 75-ФЗ, но и нормами ГК РФ.

В целях защиты прав и интересов участников и застрахованных лиц, иных заинтересованных лиц и государства государственное регулирование деятельности НПФ в области негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования, надзор и контроль за указанной деятельностью осуществляет Минтрудом России и ЦБ РФ.

Минтруд России осуществляет государственное регулирование деятельности НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию в части правоотношений между НПФ и участниками негосударственного пенсионного фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части правоотношений, субъектом которых является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» органы ПФР имеют право получать ежегодно от НФП сведения, касающиеся пенсионных прав застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию. При этом органы ПФР обязаны предоставлять НПФ по их запросам информацию, необходимую для назначения накопительной пенсии, а также иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.

Кроме того, в соответствии с приказом существовавшего ранее Министерства здравоохранения и социального развития РФ (правопреемник – Минтруд России) от 24.03.2010 № 181н установлен порядок взаимодействия негосударственных пенсионных фондов с ПФР при обращениях граждан за установлением накопительной части трудовой пенсии в установленный срок. В частности, определены требования к составлению такого уведомления, а также сроки его направления в Пенсионный фонд РФ. В уведомлении в обязательном порядке должны содержаться, в частности: полное наименование фонда с указанием ОПФ и ИНН, ФИО лица, обратившегося за установлением накопительной части трудовой пенсии, номер его страхового свидетельства, реквизиты заявления об установлении накопительной части трудовой пенсии. Одно уведомление может содержать сведения о нескольких застрахованных лицах. Уведомление должно быть направлено в ПФР не позднее 5 дней со дня установления застрахованному лицу накопительной части страховой пенсии.

Вопросы по лекции

1. Какую деятельность вправе осуществлять НПФ в России?

2. Какие органы осуществляют контроль и надзор за деятельность НПФ?

3. По каким вопросам взаимодействуют ПФР и НПФ?

Ответы оцениваются максимально оценкой «5» (отлично).

Каждый ответ на вопрос оценивается максимально оценкой «5» (отлично).

Критерии оценивания ответа на вопрос по лекции.

«5» (отлично) – за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором обучающийся свободно и уверенно ориентируется; за умение практически применять теоретические знания, высказывать и обосновывать свои суждения; за грамотное и логичное изложение ответа.

«4» (хорошо) – если обучающийся полно освоил учебный материал, владеет научно-понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет теоретические знания на практике, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности.

«3» (удовлетворительно) – если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в применении теоретических знаний при ответе на практико-ориентированные вопросы; не умеет доказательно обосновать собственные суждения.

«2» (неудовлетворительно) – если обучающийся имеет разрозненные, бессистемные знания, допускает ошибки в определении базовых понятий, искажает их смысл; не может практически применять теоретические знания.

Женщина размышляет о ПФР и НПФ

Всем жителям России уже почти два десятка лет предоставлен выбор, где формировать накопительную пенсию – в Пенсионном фонде России (ПФР) или негосударственных пенсионных фондах (НПФ). Если деньги в ПФР, то ими управляет ВЭБ.РФ или частные управляющие компании, с которыми заключил договор Пенсионный фонд России. А инвестированием средств, размещенных в НПФ, занимаются те частные управляющие компании, с которыми заключил договор НПФ. Для того чтобы выбрать, кому доверить свои накопления, нужно взвесить все плюсы и минусы каждого типа организации.

Как формируются пенсионные накопления?

Наша пенсия делится на две части – страховую и накопительную. До 2014 года страховую часть пенсии – 16% от дохода сотрудников – работодатель в обязательном порядке перечислял в ПФР на выплату пенсий нынешним пенсионерам, а еще 6% перечислял на личный счет работника в ПФР, или НПФ. Эти деньги (6%) до сих пор находятся на индивидуальном лицевом счете гражданина и будут выплачиваться ему после выхода на пенсию. На отчисления в накопительную часть пенсии действует мораторий с 2014 по 2021 год, в этот период все 22% отчислений идут на страховую пенсию.

Куда вкладывают деньги управляющие компании ПФР и НПФ?

Накопительная пенсия россиян может храниться как в ПФР, так и в НПФ. Основная задача страховщиков – сберечь накопления и обеспечить их доходность на уровне не ниже инфляции (как минимум). Сверхзадача – обеспечить серьезную прибавку к будущей пенсии за счет высокого дохода от инвестирования. Для этого управляющие компании ПФР и НПФ инвестируют сбережения в различные финансовые инструменты: облигации, государственные ценные бумаги, депозиты и так далее. Важно: сами фонды в настоящий момент не инвестируют пенсионные накопления. Эту работу по договору с ними ведут управляющие компании. Это называется «доверительное управление».

Как защищены средства?

В отличие от частных фондов ни ПФР, ни ГУК ВЭБ.РФ не могут лишиться лицензии или обанкротиться. Однако банкротство или отзыв лицензии у НПФ (такое иногда случается) хоть и неприятны, но некритичны, ведь все накопления в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) гарантированы государством. И если у НПФ отзовут лицензию или он объявит себя банкротом, граждане, которые держали в нем деньги, не лишатся накоплений. Все сбережения застрахованы Агентством по страхованию вкладов (вот тут можно посмотреть список НПФ – участников системы страхования), и в случае проблем у НПФ они будут переведены в ПФР. Однако инвестиционный доход за последние несколько лет при таком сценарии может быть потерян.

Как ПФР и НПФ выплачивают накопления?

В остальном граждане не увидят разницы между хранением денег в ПФР или в НПФ. И в первом, и во втором случае деньги будут выплачиваться после достижения возраста 55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно. Даже условия наследования пенсии не отличаются. Если гражданину была назначена пожизненная выплата накопительной пенсии, его правопреемники не смогут ее получить. В остальных случаях пенсионные накопления наследуются по закону вне зависимости от того, хранились они в государственном или частном фонде.

Как выбрать негосударственный пенсионный фонд?

Выбирая негосударственный пенсионный фонд, обратите внимание на историю, репутацию НПФ и его показатели доходности. В частности, рекомендуем вам проверить:

Важно помнить, что ни один игрок- частный или государственный не может гарантировать доходность будущих периодов. И высокие результаты в прошлом не гарантируют успеха в будущем.

Можно ли вернуться в ПФР?

Если доходность в фонде вас все же не устраивает, можно выбрать новый НПФ или вернуться в ПФР. Причем неограниченное количество раз. Однако при переходе от одного страховщика к другому нужно помнить о «правиле пяти лет»: без потерь перевести деньги можно один раз в пятилетку. В противном случае есть риск остаться без инвестиционного дохода.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Пенсии


Граждане, желающие сменить НПФ или выбрать другую управляющую компанию, могут до конца 2018 года обратиться в ПФР с соответствующим заявлением. О том, чем следует руководствоваться при смене своего страховщика, куда лучше перевести свои пенсионные накопления рассказали в ОПФР по Бурятии.

Кто ваш страховщик

Если средства находятся в негосударственном пенсионном фонде, то в этом случае в выписке из ИЛС будет указано только, в каком именно НПФ формируется накопительная пенсия, а также сумма средств пенсионных накоплений без учета инвестиционного дохода. Точную сумму пенсионных накоплений можно узнать, обратившись в свой фонд.

Смена страховщика

Пример 1. Гражданин Д. подавал заявление о переводе средств в НПФ 1 в октябре 2015 года. Заявление подлежит рассмотрению на следующий год, после его подачи. Его заявление было рассмотрено в 2016 году, в этом же году средства пенсионных накоплений были переданы в НПФ.

Следовательно, с этого года и нужно отсчитывать 5 лет. Истечение 5 лет произойдет в 2020 году. Таким образом, именно в 2020 году гражданин может написать новое заявление на смену страховщика. Если это условие будет соблюдено, то потери инвестиционного дохода не будет. Если же он подаст заявление на переход в 2018 году, то гражданин потеряет доход за 3 года (2016, 2017 и 2018 годы).

Пример 2. Гражданка М. подавала заявление о переводе накопительной пенсии в НПФ в марте 2012 года. Ее заявление было рассмотрено в 2013 году, в этом же году средства были переданы в управление выбранного НПФ. Следовательно, 5 лет у нее истекло в 2017 году. Наиболее выгодным годом для смены страховщика для нее был 2017 год. Если же она подаст заявление в 2018 году, то потеряет не много — только инвестиционный доход за текущий год.

Доходность

Целесообразно четко следить за состоянием своего пенсионного счета, знать размер своих накоплений, а также ежегодную сумму инвестиционного дохода, которую вам начисляет ваш НПФ или Управляющая компания. Только в этом случае при желании сменить НПФ, вы будете четко знать, какую сумму вы рискуете потерять, и вам будет легче принять окончательное решение о том, стоит ли это делать.

Мошенники

О чем позаботиться заранее

Граждане предпенсионного возраста должны заранее решить, где они намерены оформлять и получать накопительную пенсию. Если пенсионные накопления формируются в негосударственном фонде, то направлять пакет документов для назначения выплаты из средств пенсионных накоплений вам потребуется в этот НПФ.

Как перейти

Если вы решили перейти в НПФ, то вам необходимо оформить два документа: в ПФР подать заявление о переходе, а также обязательно заключить с выбранным НПФ договор об обязательном пенсионном страховании.

При переводе средств пенсионных накоплений в ПФР или при смене управляющей компании достаточно только подать заявление в Пенсионный фонд. Ваши документы будут рассмотрены до 1 марта года, следующего за годом подачи заявления. В срок до 1 апреля будет произведен перевод средств, а к концу апреля информация о переводе отразится в выписке из ИЛС.

Выплаты

Пример 3. Пенсионеру Л. Назначена единовременная выплата в 2014 году. При этом пенсионер Л. является участником программы государственного софинансирования пенсии и продолжает уплату добровольных страховых взносов. Обратиться повторно за получением средств пенсионных накоплений он может в любое время. Так, если он обратится в 2018 году, то получит средства, накопленные с 2014 года по текущую дату. Если он и дальше продолжит уплату средств, то повторное обращение может быть не раньше 2023 года, т.е. на него уже будет распространяться 5 летний срок. Об этом важно помнить всем гражданам, которые продолжают формировать накопительную пенсию.

Читайте также: