Как начисляется пенсия в беларуси

Опубликовано: 01.05.2024

Пенсия по возрасту в Беларуси – регулярное государственное денежное обеспечение, которое начинает действовать после достижения пенсионного возраста и после накопления достаточного трудового стажа. Размер пенсий по возрасту зависит от размера заработной платы пенсионера в трудоспособный период.

Кто может рассчитывать на пенсию по возрасту?

Закон, который обеспечивает гражданам право на пенсионный отдых, – «О пенсионном обеспечении». Он действует с 1992 года. В статье 5 и 11 Закона указано, кто может рассчитывать на получение пенсии по возрасту. Это люди:

  • которые в рабочие периоды подлежали обязательному социальному страхованию и за них уплачивались взносы в ФСЗН;
  • которые достигли пенсионного возраста;
  • которые имеют общий трудовой стаж размером в 25 лет (для мужчин) и в 20 лет (для женщин).

Некоторые работники с особыми условиями труда имеют право на досрочный выход на пенсию (статья 12 и 13).

Пенсия по возрасту выплачивается человеку пожизненно. Она не зависит от состояния трудоспособности. Это, скорее, заслуженный отдых для людей, который гарантирует государство при соблюдении всех условий.

Люди, которые не соответствуют требованиям для получения трудовой пенсии по возрасту, могут рассчитывать на получение социальной пенсии. Их размеры зависят уже не от средней зарплаты, а от величины бюджета прожиточного минимума.

Возраст выхода на пенсию

В 2016 году возраст выхода на пенсию для мужчин составлял 60 лет, для женщин – 55 лет. Но в этом году были приняты существенные изменения в законодательстве. Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» с 1 января 2017 года началось постепенное повышение возраста для выхода на трудовую пенсию. Каждый год до 2022 возрастной лимит увеличивается на 6 месяцев:

  • 2016 год – 60 лет и 55 лет:
  • 2017 год – 60 лет и 6 месяцев, 55 лет и 6 месяцев;
  • 2018 год – 61 год и 56 лет;
  • 2019 год – 61 год и 6 месяцев, 56 лет и 6 месяцев;
  • 2020 год – 62 года и 57 лет;
  • 2021 год – 62 года и 6 месяцев, 57 лет и 6 месяцев;
  • 2022 год – 63 года и 58 лет.

Размеры трудовой пенсии

Размер трудовой пенсии зависит от размера заработка человека в трудоспособный период. Поэтому в разных сферах деятельности этот показатель будет отличаться. Но для того, чтобы понимать общую ситуацию в стране, Белстат делает расчеты средней пенсии.

Еще один показатель, на который можно ориентироваться, – минимальная пенсия. Это самый низкий показатель, ниже которого нельзя начислять пенсии в разных категориях. К минимальной пенсии по возрасту добавляется доплата, которая рассчитывается как 20 процентов от средней заработной платы.

Ниже мы собрали величины средней и минимальной пенсии за разные периоды.

ноябрь 2020 – январь 2021
2020 (август-октябрь)
2020 (май-июль)
2020 (февраль-апрель)
ноябрь 2019 – январь 2020
Средняя пенсия по возрасту
456,81 447,55 446,84 446, 84
Минимальная пенсия по возрасту (минимальный размер+доплата)260,82 (64,53 + 196,29)260,29 (64,03 + 196,29)
257,96 (61,70 + 196,26)
245,12 (59,97 + 185,15)
243,11 (57,96 + 185,15)

В некоторых случаях пенсионерам полагаются доплаты к трудовой пенсии по возрасту.

ноябрь 2020 – январь 2021
2020 (август-октябрь)
2020 (май-июль)
2020 (февраль-апрель)
ноябрь 2019 – январь 2020
Доплата пенсионерам, достигшим 75-летия (75% от минимальной пенсии по возрасту) 48,4048,02
46,28
44,98
43,47
Доплата пенсионерам, достигшим 85-летия (100% от минимальной пенсии по возрасту) 64,5364,03
61,70
59,97
57,96

Необходимые документы для пенсии в Беларуси в 2020 году

Расчет и начисление пенсии по возрасту происходит после подачи письменного заявления гражданина. Обращение нужно передать работодателю на последнем рабочем месте. Если это невозможно (ИП, безработные, творческие работники и т.д.), то необходимо напрямую обратиться в управление по труду, занятости и социальной защиты по месту жительства. Образец заявления можно посмотреть здесь.

Вместе с заявлением нужно подготовить:

  • паспорт или вид на жительство;
  • документы, рассказывающие о размере заработка за последние 26 лет (актуально для тех, кто должен получить пенсию в 2021 году);
  • документы, рассказывающие о стаже (трудовая книжка, документы о получении образования, военный билет и т.д.);
  • страховое свидетельство государственного страхования.

Что говорит закон?

  • Закон РБ «О пенсионном обеспечении» ;
  • Приказ Министерства социальной защиты РБ №44 ;
  • Указ Президента РБ «О совершенствовании пенсионного обеспечения» ;
  • Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения

Популярные вопросы о пенсии в Беларуси

С какого возраста выходят на пенсию?

С 1 января 2017 года возраст от 60 для мужчин и от 55 лет для женщин постепенно повышается. Каждый год прибавляется 6 месяцев к пенсионному лимиту. Остановится рост в 2022 году, когда возраст составит 63 года для мужчин и 58 лет для женщин. В 2021 году действуют такие возрастные ограничения – 62 года 6 месяцев для мужчин и 57 лет 6 месяцев для женщин.

Размер минимальной пенсии по возрасту в 2020

С 1 ноября 2020 года минимальная пенсия по возрасту выросла до 64,53 рублей. Положенная доплата – 196,29 рублей. Общая сумма – 260,82 рублей.

Куда нужно обращаться для начисления пенсии по возрасту?

Заявление вместе с необходимыми документами необходимо подавать по месту последней работы. Если человек перед пенсией не работал, имел статус индивидуального предпринимателя или творческого работника, то нужно обращаться непосредственно в управление по труду, занятости и социальной защиты по месту жительства.

На что влияет страховой стаж?

Страховой стаж необходим для начисления пенсии за выслугу лет. Страховой стаж в 2021 году – 18 лет. К 2025 году он вырастет до 20 лет.








«АиФ» вместе с начальником отдела назначения пенсий и пособий Комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Аллой КОЛБИК продолжают отвечать на важные вопросы о пенсии.

Все по формуле

Порядок исчисления размеров пенсий детально регламентирован пенсионным законодательством, в частности Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. №1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон).

Согласно статье 56 Закона пенсии исчисляются по установленным нормам в процентах к откорректированному в связи с ростом средней заработной платы работников в республике фактическому заработку, который граждане получали перед обращением за пенсией.

Корректировка фактического заработка производится путем умножения средней заработной платы работников в республике, применяемой при назначении и перерасчете трудовых пенсий, на индивидуальный коэффициент заработка пенсионера. Далее в соответствии с пенсионной формулой определяется размер заработка, из которого исчисляется пенсия.

При этом заработок не более 130% средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера, в пределах 10 процентов указанной величины учитывается полностью, а в пределах каждых последующих 10 процентов – соответственно в размере 90, 80, 70, 60, 50, 40, 30, 20, 10 процентов.

Для лиц, занятых на подземных работах и на работах на поверхности, связанных с подземными работами, этот заработок учитывается в размере 20 процентов, а для лиц, длительное время занятых на подземных и открытых горных работах, - в размере 30 процентов. Полученная таким образом сумма считается заработком, из которого исчисляется пенсия.


В соответствии со статьей 23 Закона пенсии по возрасту назначаются в размере 55 процентов среднемесячного заработка, но не ниже минимального размера пенсии.

Пенсия по возрасту, в том числе минимальная, увеличивается мужчинам за каждый полный год стажа работы сверх 25 лет, а также стажа работы с особыми условиями труда сверх 10 лет - на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на один процент минимального размера пенсии по возрасту.

При этом лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста и имеющих стаж работы более 35 лет, пенсии увеличиваются за каждый полный год стажа работы сверх 35 лет на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на 0,7 процента средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера, а лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста и имеющих стаж работы 45 лет и более, увеличение пенсии в размере не ниже указанного устанавливается начиная с 26-го года стажа работы.

Пенсия женщинам увеличивается за каждый полный год стажа работы сверх 20 лет, а также стажа работы с особыми условиями труда сверх 7 лет 6 месяцев - на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на один процент минимального размера пенсии по возрасту.

При этом лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста и имеющим стаж работы более 30 лет, пенсии увеличиваются за каждый полный год стажа работы сверх 30 лет на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на 0,7 процента средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера, а лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста и имеющим стаж работы 40 лет и более, увеличение пенсии в размере не ниже указанного устанавливается начиная с 21-го года стажа работы.

Увеличение пенсии производится в пределах 45 лет стажа работы у мужчин и 40 лет у женщин.

Лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, пенсии дополнительно увеличиваются на 0,1, 0,2, 0,3, 0,4, 0,5 процента среднемесячного заработка (либо на 0,7 процента средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера, - в случаях, когда данная величина превышает среднемесячный заработок) соответственно за каждый полный год стажа работы сверх 40 лет по 45-й год включительно у мужчин и сверх 35 лет по 40-й год включительно у женщин.

Как видим, алгоритм исчисления пенсий достаточно объемный, поэтому все необходимые расчеты автоматизированы и выполняются территориальными органами по труду, занятости и социальной защите с применением специального программного обеспечения. При необходимости гражданин может обратиться к специалистам за более подробными разъяснениями по этому законодательству и его применению.

Как повысить выплату

Пенсия может стать больше, если на время работы отказаться от ее получения.

Для этого необходимо обратиться в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с соответствующим заявлением. Размер прибавки к назначенной пенсии будет зависеть от продолжительности периода работы без получения пенсии. Данная норма востребована теми, кто намеревается получать более весомые пенсионные выплаты в то время, когда пенсия станет единственным источником средств существования.


Обратите внимание, что увеличение размера назначенной пенсии предусмотрено только для пенсий по возрасту за периоды работы после достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Справочно: при продолжении работы без получения государственной пенсии после назначения пенсии по возрасту на общих основаниях размер пенсии по возрасту увеличивается на:

  • 6, 8, 10 и 12 процентов заработка, из которого исчисляется пенсия, - соответственно за каждый полный первый, второй, третий и четвертый годы работы, на 14 процентов такого заработка - за полный пятый и каждый последующий год работы;
  • 1 процент заработка, из которого исчисляется пенсия, - за каждые полные два месяца неполного года работы.

О страховом стаже

Что делать тем, кому не хватает страхового стажа?

Существуют два варианта: либо доработать до требуемой продолжительности страхового стажа и впоследствии получить трудовую пенсию, либо по достижении возраста, установленного законодательством, получать социальную пенсию.

Кроме этого, трудовая пенсия по возрасту назначается при наличии страхового стажа не менее 10 лет:

  • мужчинам – при стаже работы не менее 40 лет, женщинам – не менее 35 лет;
  • лицам, проходившим военную службу (службу в военизированных организациях) не менее 10 календарных лет и имеющим общий стаж работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, и при отсутствии права на пенсию в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований».

Справка «АиФ»

В 2018 году право на трудовую пенсию по возрасту предоставляется по достижении женщинами возраста 56 лет, мужчинами – 61 года и при наличии стажа работы с уплатой страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, или так называемого страхового стажа, продолжительностью 16 лет 6 месяцев.

Следует отметить, что ежегодно с 1 января страховой стаж увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет. Т.е. в 2019-м право на трудовую пенсию предоставляется при наличии страхового стажа 17 лет, в 2020 году - 17 лет 6 месяцев и т.д.

Как белорусам начисляется трудовая пенсия.

Пенсионная реформа

С 1 января 2020 года в Беларуси вступили в силу некоторые пенсионные изменения. Например, власти снова изменили возраст выхода на пенсию, увеличился страховой стаж, а также правила расчета профессиональных пенсий. Рассказываем, что ожидать будущим пенсионерам.

Беларусь, как и вся Европа в последние десятилетия, столкнулась с проблемой старения своего населения. Из-за этого в 2017 году было решено постепенно повышать пенсионный возраст. Завершится этот процесс в 2022 году. К тому времени, возраст выхода на пенсию составит у мужчин 63 года, у женщин 58 лет.

В текущем 2020 году мужчины вправе выходить на пенсию в 62 года, а женщины в 57 лет.

Кроме того, в Совете Республики уже не раз обсуждали возможность дальнейшего повышения пенсионного возраста (после 2022 года), но только для женщин. Если это предложение будет принято, тогда новый этап роста пенсионного возраста может начаться в 2023 году.

Страховой стаж тоже растет

С начала 2020 года в стране вместе с пенсионным возрастом на полгода увеличился и минимальный страховой стаж, который учитывается при начислении трудовых пенсий. Сегодня он составляет 17,5 лет, но в дальнейшем будет еще расти (на полгода каждый год), пока не достигнет 20 лет.

До 2013 года минимальный трудовой стаж в стране составлял 5 лет. В 2013 году этот показатель вырос до 10 лет. В 2015 году минимальный трудовой стаж снова подняли – с 10 до 15 лет. А в 2016 году было принято решение о его ежегодном увеличении на 6 месяцев, начиная с 2017 года и вплоть до 2025 года, а именно до достижения отметки в 20 лет. Таким образом, минимальный страховой стаж в Беларуси будет изменяться 1 января каждого года еще ближайшие пять лет.

Важно понимать, что в страховой стаж включают только то время, когда гражданин работал и платил взносы в Фонд соцзащиты. То есть время обучения в вузе, ссузе, отпуск по уходу за ребенком до 3 лет, периоды, когда были назначены пособия по безработице, а также отпуск по уходу за инвалидом/ребенком-инвалидом/лицом старше 80 лет в него не входят.

С февраля 2020 года служба в армии для солдат-срочников в страховой стаж включена.

Тем белорусам, которым не хватило страхового стажа для трудовой пенсии, будут начислять социальную. Женщинам ее начинают выплачивать в 60 лет, мужчинам – в 65.

Изменения в системе профессиональных пенсий

С 1 января 2020 года также изменились правила, по которым начисляются профессиональные пенсии для граждан, работающих во вредных и опасных условиях труда. В частности, людям разрешили вернуться в старую пенсионную систему и получать пенсию в размере пенсии по возрасту.

Напомним, что система профессионального пенсионного страхования для таких работников существует с 1 января 2009 года. До этого времени досрочные выплаты пенсий в стране осуществлялись из общей пенсионной системы, но из-за увеличения количества пенсионеров и сверхнагрузку на пенсионную систему было решено выйти на другой, самостоятельный источник финансирования. Профессиональная пенсионная система работает по принципу накопления: сколько накопил – столько и получишь. Отчислений на профессиональную пенсию в Фонд соцзащиты платит наниматель, в дополнение к обязательным страховым взносам.

В 2019 году в особых условиях труда в Беларуси работало около 350 тыс. человек. Самые крупные категории – это медицинские и педагогические работники (более 150 тыс. человек), работающие в особо вредных и вредных условиях (120 тыс. человек), трактористы (34 тыс. человек), доярки и животноводы (30 тыс. человек), водители городского и пассажирского транспорта (более 10 тыс. человек).

Получается, что гражданам, которые отработали более половины требуемого «особого» стажа после этой даты, назначают уже профессиональную пенсию. Однако из-за относительно небольшого периода накоплений люди столкнулись с тем, что эта пенсия получилась достаточно маленькой. Поэтому тем, кто наработал не менее половины требуемого стажа до 2009 года, пенсию считают «по-старому».

Кроме того, с этого года усовершенствовались правила использования профессиональной пенсии для тех, кто успел наработать более половины или основной стаж после 2009 года. Для таких работников появилось три варианта использования профессиональных пенсионных накоплений.

  1. Работник может на пять положенных лет раньше уйти на пенсию и пять лет получать досрочную пенсию, а после достижения общеустановленного пенсионного возраста получать общеуставновленную пенсию.
  2. Работник может отказаться от досрочного выхода на пенсию и продолжать работать в особых условиях труда. Тогда после достижения общеустановленного пенсионного возраста и выхода на пенсию такой работник будет получать пенсию по возрасту и дополнительную профессиональную пенсию. Правда, последняя будет исчисляться из принципа «сколько накопил». К примеру, накопил на три года, значит основную и дополнительную пенсию будешь получать каждый месяц в течение трех лет.
  3. Согласно третьему механизму, работник может отказаться от профессиональной пенсии и получать повышенную зарплату. Она будет дифференцироваться в зависимости от категории работника и от профессии, но не ниже тарифа, установленного главой государства (не менее 9 %).

Как рассчитывают размер трудовой пенсии?

Размер пенсии зависит от того, сколько человек проработал и какую зарплату получал, то есть ориентироваться надо на 3 показателя: общий трудовой стаж, страховой стаж и зарплата. О первых двух мы уже говорили выше, сейчас разберемся с зарплатой.

На сегодняшний день при расчете пенсии учитывается зарплата за последние 25 лет работы подряд (или меньше, если вы проработали меньше 25 лет). Если предположить, что человек выходит на пенсию в этом году и работал без перерывов, то для расчета пенсии возьмут его зарплату начиная с 1994 года. Если за последние 25 лет было время, когда он не работал, то зарплату возьмут за более ранние годы пропорционально этим перерывам.

Непрерывный стаж на размер пенсии никак не влияет, никаких бонусов за него не полагается.

При расчете суммы пенсии, важно не только то, сколько человек зарабатывал, но и то, как его заработная плата соотносилась со средней по стране. Именно исходя из этих двух показателей рассчитывается индивидуальный пенсионный коэффициент бывшего работника.

Как это происходит?

Берут фактический заработок человека (за каждый месяц за последние 25 лет работы) и сравнивают со средней зарплатой по стране за тот же месяц. Если коэффициент получился 1 – значит, его зарплата была средней. Если 1,5 – в полтора раза больше, если 0,5 – в полтора меньше. Далее коэффициенты за каждый месяц суммируются, а потом делятся на количество учтенных месяцев. Таким образом получается итоговый пенсионный коэффициент, который используют при расчете пенсии.

Изменения в законодательстве, регулирующем пенсионное обеспечение, все еще вызывают у белорусов вопросы. В каком возрасте я уйду на пенсию? Сколько я буду получать? Как рассчитывается пенсия и что влияет на ее размер? Есть ли у меня льготы и надбавки? Вместе с заместителем председателя комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома – начальником управления пенсий и пособий Алиной Воронюк мы разложили по полочкам все эти моменты. Кроме того, рассмотрели основные изменения пенсионного законодательства, которые вступили в силу в этом году.

Пенсионный стаж

Пенсионный возраст и страховой стаж в 2020 году

Пенсионный возраст в Беларуси в 2020 году для женщин составляет 57 лет, а для мужчин 62 года. Ежегодно до 2022-го он будет увеличиваться на полгода. И к 2022 году женщины будут выходить на пенсию в возрасте 58 лет, а мужчины – в 63 года. Вместе с пенсионным возрастом увеличивается и необходимый страховой стаж для получения трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет. В этом году он составляет 17,5 года, а к 2025-му достигнет 20 лет. Те, кто не набрал нужный страховой стаж, могут рассчитывать только на социальную пенсию, сейчас это 119,94 рубля.

Есть категории граждан, для которых требуется страховой стаж меньшей продолжительности.

– Для назначения досрочных пенсий по возрасту родителям детей-инвалидов (инвалидов с детства); многодетным матерям, родившим пять и более детей; инвалидам с детства; инвалидам войны; матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы; лилипутам и карликам требуется 5 лет страхового стажа (при выполнении других условий, предусмотренных законодательством), – отмечает Алина Воронюк.

Кроме того, с 1 августа 2017 года Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2017 г. № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» предоставлено право на трудовую пенсию по возрасту при 10 годах страхового стажа лицам, которые длительное время осуществляли социально-значимые виды деятельности и по этой причине не смогли сформировать требуемый стаж. В частности, пенсия по возрасту при наличии страхового стажа не менее 10 лет (но менее требуемых для назначения пенсии по возрасту на общих основаниях) назначается гражданам, имеющим общий стаж работы не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин. При такой же продолжительности страхового стажа – 10 лет – пенсия по возрасту назначается гражданам, которые длительное время (не менее 10 календарных лет, без учета времени нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми) проходили военную службу (службу в военизированных организациях), но не приобрели права на пенсию по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» и имеют общий стаж работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.

Страховой стаж нужно «оплачивать»

В стаж, необходимый для назначения пенсии, не будут засчитаны периоды работы, когда страховые взносы в Фонд социальной защиты населения работодатель не уплачивал или уплачивал в неполном объеме.

– Для большинства работодателей взнос на пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения установлен в размере 28 процентов от фонда заработной платы, для работников – 1 процент заработка. Периоды работы, в течение которых уплата страховых взносов не производилась хотя бы одной из сторон, не подлежат включению в стаж, – объясняет специалист.

То есть в такой ситуации у работника пенсионные права не формируются. Чтобы оградить себя от таких неприятных «сюрпризов» при оформлении пенсии, интересуйтесь информацией об уплате работодателем обязательных страховых взносов на ваше имя. По этому вопросу можно обратиться в районный отдел Фонда по месту жительства или по месту нахождения организации.

Что касается уплаты взносов с учетом заработной платы ниже установленной в республике минимальной заработной платы, то в таком случае стаж будет скорректирован в сторону уменьшения в соответствии с частью первой статьи 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».

Включается ли в страховой стаж советский стаж

– В Советском Союзе наемные работники подлежали государственному социальному страхованию, взносы на социальное страхование уплачивались предприятиями, учреждениями, организациями. Соответственно, время работы в период СССР или так называемый «советский стаж» включается в стаж работы с уплатой страховых взносов, необходимый для назначения трудовой пенсии, – поясняет Алина Воронюк.

Какие виды пенсий существуют

Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой. Предусматривается возможность назначения отдельным категориям граждан досрочных пенсий по условиям труда или социальным основаниям.

Самый большой удельный вес в общей численности пенсионеров составляют получатели трудовой пенсии по возрасту – 81 процент, 11 процентов получают пенсии по инвалидности, по 3 процента – пенсии по потере кормильца и социальные пенсии, 2 процента – пенсии за выслугу лет. Согласно данным комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома средний размер трудовой пенсии по возрасту в области в феврале текущего года составляет 439,40 рубля.

– В назначении досрочных пенсий по возрасту и за выслугу лет с января 2020 года произошли существенные изменения. Президент 17 января подписал Указ № 15, согласно которому работникам с длительным стажем работы в особых условиях труда, которые выработали до 1 января 2009 г., то есть до введения профессионального пенсионного страхования, не менее половины требуемого льготного стажа, вместо досрочной профессиональной пенсии может быть назначена пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсия за выслугу лет по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» из средств общей пенсионной системы.

До вступления в силу указа действовала норма, согласно которой при отработке работником после 1 января 2009 г. более половины требуемого льготного стажа ему назначалась досрочная профессиональная пенсия до достижения пенсионного возраста. Формировалась она исходя из объема целевых взносов, накопленных на индивидуальных счетах работников.

Как определяется размер пенсии

Здесь стоит обратить внимание на два критерия: стаж и заработок до обращения за назначением пенсии.

В стаж, кроме периодов работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов включаются также период службы в Вооруженных Силах СССР и Республики Беларусь, время ухода за детьми в возрасте до 3-х лет (но не более 9 лет в общей сложности) или за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постоянном уходе. Засчитываются также периоды получения профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования в дневной форме; пособия по безработице, но не более 6 месяцев в общей сложности.

– Среди последних изменений – нормы Указа Президента Республики Беларуси от 10 февраля 2020 года №48 «О повышении уровня социальной защиты граждан в связи с призывом на срочную военную службу, службу в резерве». Согласно документу с 1 января 2020 года военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному пенсионному страхованию. Уплата взносов на пенсионное страхование в бюджет фонда социальной защиты населения за указанных военнослужащих будет производиться за счет средств республиканского бюджета за периоды срочной военной службы, начиная с 1 января 2020 г. и позднее (независимо от даты начала прохождения срочной военной службы). С учетом этого в страховой стаж для назначения трудовой пенсии будут включаться только периоды срочной военной службы после 1 января 2020 г. и позднее, за которые были уплачены взносы в бюджет фонда, – дополняет Алина Воронюк.

Периоды срочной военной службы, протекавшей до 1 января 2020 г. и не сопровождавшиеся уплатой взносов, будут по-прежнему включаться только в общий стаж работы для назначения пенсии и исчисления ее размера.

Чем подтверждается трудовой стаж? Основным документом является трудовая книжка. При отсутствии трудовой в подтверждение периодов работы до 1 января 2003 г. принимаются справки, выданные работодателями (их правопреемниками) или архивными учреждениями на основании приказов, лицевых счетов, ведомостей на выдачу заработной платы и иных документальных данных, содержащие сведения о периодах работы. При этом периоды работы с 1 июля 1998 г. до 1 января 2003 г. дополнительно должны быть подтверждены справкой о заработной плате с указанием информации об уплате обязательных страховых взносов.

При отсутствии документов о работе и невозможности их получения в связи с прекращением деятельности работодателя или по другим причинам и отсутствии архивных данных периоды работы до 1 июля 1998 г. могут устанавливаться комиссией по назначению пенсии на основании показаний не менее двух свидетелей. При этом свидетели должны не только знать заявителя по совместной работе, но и располагать документами о своей работе за то время, в отношении которого они свидетельствуют. Установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями.

Периоды работы после 1 января 2003 г. подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Запрос этих сведений осуществляется органами по труду, занятости и социальной защите без участия заявителя (при обращении его за назначением пенсии).

В 2020 году пенсия исчисляется исходя из заработка за последние 26 лет стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. При этом в периодах работы, предпринимательской деятельности учитывается фактический заработок (доход), а за периоды иной деятельности (иные периоды), которые включены в стаж, в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы.

Заработок ограничивается четырехкратной средней заработной платой в республике, а с 2016 года – пятикратной средней заработной платой в республике для лиц со стажем 36 лет и более у мужчин и 31 год и более у женщин.

Если нет документов о зарплате

– На практике часто бывают ситуации, когда документы о заработке не сохранены по вине работодателя. Выход из такой ситуации есть: работник вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта получения им заработка за конкретный период в определенном размере. Вступившее в законную силу решение суда представляется в органы по труду, занятости и социальной защите для решения пенсионного вопроса. Кроме того, пенсионер вправе обратиться в суд с иском к работодателю о возмещении причиненного ущерба в связи с недополучением по вине работодателя пенсии в полном объеме (если это имело место) за период до установления судом юридического факта получения им заработной платы, – пояснила Алина Воронюк.

Как рассчитывается пенсия для ИП или самозанятых

Индивидуальные предприниматели каждый месяц, помимо подоходного налога, платят взнос в фонд социальной защиты населения. Минимальная планка – 35 процентов от минимальной заработной платы по стране. В IV квартале 2019 года эта сумма равнялась 115,5 рубля. С января 2020 года минимальная зарплата по стране выросла до 375 рублей, поэтому и размер минимального взноса увеличился до 131,25 рубля. При таком показателе за год индивидуальный предприниматель направит в фонд соцзащиты 1575 рублей. Меньше этой суммы заплатить нельзя, больше – можно.

Для чего нужны эти выплаты? Они аналогичны страховым взносам, которые работодатель уплачивает за работников. Поэтому, если ИП работал весь год и исправно платил взносы, эти 12 месяцев засчитываются ему в страховой стаж.

Представим, что человек практически всю жизнь проработал ИП вплоть до пенсии, уплачивая взнос по минимальному порогу. В таком случае индивидуальный коэффициентзаработка у него будет небольшой, а данный показатель напрямую влияет на размер пенсии.

Что касается самозанятых граждан (ремесленники, фотографы), то они имеют право не платить страховые взносы. Однако в таком случае ими не будет формироваться страховой стаж, а без этого они рискуют остаться без пенсии. Если ремесленник захочет платить страховые взносы, то они должны быть не менее 29 процентов минимальной зарплаты по стране. На данный момент это 108,75 рубля.

Куда обращаться за назначением пенсии

Статьей 75 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» определен порядок обращения за назначением пенсии. Согласно данному порядку работающие граждане подают заявление о назначении пенсии через работодателя по месту последней работы. Неработающие граждане подают заявление о назначении пенсии сами в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства (регистрации). Обратиться за назначением пенсии можно в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Виктор Мохань, «Гродзенская праўда», 26 февраля 2020 г.

В республике каждый четвертый житель – пенсионер.

В Брестской области в органах по труду, занятости и социальной защите получателями различных видов пенсий являются более 382 тыс. пенсионеров, из них 310 тыс. - получатели пенсии по возрасту.

В данной статье на примерах мы расскажем как исчисляется пенсия по возрасту при определенных параметрах.

Порядок исчисления размера пенсий по возрасту регулируется статьями 23, 56, 57 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении» (далее - Закон). Размеры трудовых пенсий по возрасту зависят от продолжительности стажа и уровня заработной платы, из которой производилась уплата страховых взносов на пенсионное обеспечение.

Так, в соответствии со статьей 23 Закона пенсии по возрасту назначаются в размере 55 процентов среднемесячного заработка (статья 56 Закона), но не ниже минимального размера пенсии. За каждый полный год стажа работы сверх 25 лет мужчинам и 20 лет женщинам, а также за каждый полный год стажа работы с особыми условиями труда (пункт «а» статьи 12 и статьи 13 Закона) сверх 10 лет у мужчин и 7 лет 6 месяцев у женщин пенсия, в том числе минимальная, увеличивается на один процент заработка, но не менее чем на один процент минимального размера пенсии. Увеличение производится в пределах 20 процентов заработка (минимального размера пенсии).

Справочно: с 1 августа 2016 г. минимальный размер пенсии по возрасту составляет 43,88 рублей (25 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь).

В связи с ростом средней заработной платы работников в республике производится корректировка фактического заработка пенсионера путём умножения средней заработной платы работников в республике, применяемой для назначения и перерасчета пенсий (далее – средняя заработная плата работников), на индивидуальный коэффициент заработка пенсионера.

Справочно: Индивидуальный коэффициент заработка пенсионера определяется путём соотнесения его ежемесячного фактического заработка и средней заработной платы работников в республике в тех же месяцах и является средним арифметическим значением коэффициентов заработка за каждый месяц в установленном периоде. В 2016 году пенсия исчисляется из откорректированного фактического заработка (индивидуального коэффициента заработка) за последние 22 года работы (уплаты обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь).

Полученная величина заработка ограничивается в соответствии с правилами, установленными статьей 56 Закона: заработок не свыше 130 процентов средней заработной платы работников в пределах 10 процентов указанной величины учитывается полностью, а в пределах каждых последующих 10 процентов – соответственно в размере 90, 80, 70, 60, 50, 40, 30, 20 и 10 процентов. Заработок в пределах от 130 до 400 процентов (с 01.01.2016 – до 500 процентов) средней заработной платы работников учитывается в размере 10 процентов. Лицам, занятым на подземных работах и на работах на поверхности, связанных с подземными работами (абзацы первый, второй и третий пункта «а» части первой статьи 12 и часть первая статьи 15 (список № 1) Закона), этот заработок учитывается в размере 20 процентов, а лицам, длительное время занятым на подземных и открытых горных работах (часть первая статьи 13 Закона), - в размере 30 процентов. Полученная таким образом сумма считается заработком, из которого исчисляется пенсия.

При этом часть пенсии, исчисленная с учетом заработка свыше 130 процентов средней заработной платы работников в период работы, службы, либо предпринимательской деятельности (за исключением работы непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах и других предприятий сельского хозяйства) не выплачивается.

В целях повышения уровня пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих длительный стаж работы и невысокий заработок, 8 декабря 2014 года принят Указ Президента Республики Беларусь № 570 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» (далее – Указ № 570).

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Указа № 570 с 1 января 2015 г. для лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста,и имеющих стаж работы женщины более 30 лет, мужчины более 35 лет, пенсии увеличиваются за каждый полный год стажа работы сверх 30/35 лет на один процент среднемесячного заработка (статья 56 Закона), но не менее чем на 0,7 процента средней заработной платы работников. При этом для лиц, имеющих стаж работы женщины 40 лет и более, мужчины – 45 лет и более, увеличение в размере не ниже 0,7 процента средней заработной платы работников устанавливается с 21-го года стажа работы для женщин и 26-го года – для мужчин.

Справочно: Cсредняя заработная плата работников с 1 сентября 2015 г. составляет 593,47 руб. (с учетом деноминации), соответственно 0,7% средней заработной платы работников – 4,15 руб.

Согласно подпункту 1.2 пункта 1 Указа № 570 с 1 января 2016 г. лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, пенсии дополнительно увеличиваются на 0,1; 0,2; 0,3; 0,4; 0,5 процента среднемесячного заработка (либо 0,7 процента средней заработной платы работников – в случаях, когда данная величина превышает среднемесячный заработок) соответственно за каждый полный год стажа работы сверх 40 лет по 45-й год включительно у мужчин и сверх 35 лет по 40-й год включительно у женщин.

Пример 1: Женщина получает пенсию по возрасту за стаж работы 35 лет, из индивидуального коэффициента заработка 0,7.

593,47 (применяемая для расчета в сентябре 2016 г. величина средней заработной платы работников) умножается на 0,7 (индивидуальный коэффициент заработка пенсионера) = 415,43 руб. -осовремененный заработок пенсионера. Этот заработок ограничивается по нормам статьи 56 Закона:

100% = 593,47 руб. х 130% х 10% = 77,15 руб.

77,15 руб. х 90 % = 69,44 руб.

77,15 руб. х 80 % = 61,72 руб.

77,15 руб. х 70 % = 54,01 руб.

77,15 руб. х 60 % = 46,29 руб.

29,68 руб. (415,43 руб. - 77,15 руб. х 5) х 50% = 14,84 руб.

Таким образом, заработок, из которого будет исчисляться пенсия, составит 323,45 руб. (77,15 руб. + 69,44 руб. + 61,72 руб. + 54,01 руб. + 46,29 руб. + 14,84 руб.).

Полученный заработок умножается на процент, соответствующий стажу работы с учетом норм статьи 23 Закона и Указа 570:

323,45 руб. х 65 % (размер пенсии за стаж работы 30 лет) + 593,47 руб. х 0,7% х 5 лет (увеличение пенсии за стаж работы сверх 30 лет с учетом подпункта 1.1 пункта 1 Указа № 570) = 231,01 руб. - размер пенсии в сентябре 2016 г. женщине.

Пример 2: Мужчина получает пенсию по возрасту за стаж работы 40 лет, из индивидуального коэффициента заработка 0,7.

593,47 (применяемая для расчета в сентябре 2016 г. величина средней заработной платы работников) умножается на 0,7 (индивидуальный коэффициент заработка пенсионера) = 415,43 руб. - осовремененный заработок пенсионера. Этот заработок ограничивается по правилам статьи 56 Закона:

100% = 593,47 руб. х 130% х 10% = 77,15 руб.

77,15 руб. х 90 % = 69,44 руб.

77,15 руб. х 80 % = 61,72 руб.

77,15 руб. х 70 % = 54,01 руб.

77,15 руб. х 60 % = 46,29 руб.

29,68 руб. (415,43 руб. - 77,15 руб. х 5) х 50% = 14,84 руб.

Таким образом, заработок, из которого будет исчисляться пенсия, составит 323,45 руб. (77,15 руб. + 69,44 руб. + 61,72 руб. + 54,01 руб. + 46,29 руб. + 14,84 руб.).

Полученный заработок умножается на процент, соответствующий стажу работы с учетом норм статьи 23 Закона и Указа 570:

323,45 руб. х 65 % (размер пенсии за стаж работы 35 лет) + 593,47 руб. х 0,7% х 5 лет (увеличение пенсии за стаж работы сверх 35 лет с учетом подпункта 1.1 пункта 1 Указа № 570) = 231,01 руб. - размер пенсии в сентябре 2016 г. мужчине.

Пример 3: Женщина получает пенсию по возрасту за стаж работы 40 лет, из индивидуального коэффициента заработка 0,7.

593,47 (применяемая для расчета в сентябре 2016 г. величина средней заработной платы работников) умножается на 0,7 (индивидуальный коэффициент заработка пенсионера) = 415,43 руб. - осовремененный заработок пенсионера. Этот заработок ограничивается по правилам статьи 56 Закона:

100% = 593,47 руб. х 130% х 10% = 77,15 руб.

77,15 руб. х 90 % = 69,44 руб.

77,15 руб. х 80 % = 61,72 руб.

77,15 руб. х 70 % = 54,01 руб.

77,15 руб. х 60 % = 46,29 руб.

29,68 руб. (415,43 руб. - 77,15 руб. х 5) х 50% = 14,84 руб.

Таким образом, заработок, из которого будет исчисляться пенсия, составит 323,45 руб. (77,15 руб. + 69,44 руб. + 61,72 руб. + 54,01 руб. + 46,29 руб. + 14,84 руб.).

Полученный заработок умножается на процент, соответствующий стажу работы с учетом норм статьи 23 Закона и Указа 570:

323,45 руб. х 55 % (размер пенсии по возрасту за 20 лет стажа работы) + 593,47 руб. х 0,7% х 20 лет (увеличение пенсии за стаж работы сверх 20 лет в соответствии с пп. 1.1 пункта 1 Указа № 570) + 593,47 руб. х 0,7% х (0,1+0,2+0,3+0,4+0,5) – увеличение пенсии за 5 лет стажа сверх 35 лет согласно пп. 1,2 п. 1 Указа № 570 = 267,21 руб. - размер пенсии в сентябре 2016 г. женщине.

Пример 4: Мужчина получает пенсию по возрасту за стаж работы 45 лет, из индивидуального коэффициента заработка 0,7.

593,47 (применяемая для расчета в сентябре 2016 г. величина средней заработной платы работников) умножается на 0,7 (индивидуальный коэффициент заработка пенсионера) = 415,43 руб. - осовремененный заработок пенсионера. Этот заработок ограничивается по правилам статьи 56 Закона:

100% = 593,47 руб. х 130% х 10% = 77,15 руб.

77,15 руб. х 90 % = 69,44 руб.

77,15 руб. х 80 % = 61,72 руб.

77,15 руб. х 70 % = 54,01 руб.

77,15 руб. х 60 % = 46,29 руб.

29,68 руб. (415,43 руб. - 77,15 руб. х 5) х 50% = 14,84 руб.

Таким образом, заработок, из которого будет исчисляться пенсия, составит 323,45 руб. (77,15 руб. + 69,44 руб. + 61,72 руб. + 54,01 руб. + 46,29 руб. + 14,84 руб.).

Полученный заработок умножается на процент, соответствующий стажу работы с учетом норм статьи 23 Закона и Указа 570:

323,45 руб. х 55 % (размер пенсии за стаж работы 25 лет) + 593,47 руб. х 0,7% х 20 лет (увеличение пенсии за стаж работы сверх 25 лет с учетом пп. 1.1 пункта 1 Указа № 570) + 593,47 руб. х 0,7% х (0,1+0,2+0,3+0,4+0,5) – увеличение пенсии за 5 лет стажа сверх 40 лет согласно пп. 1,2 п. 1 Указа № 570 = 267,21 руб. - размер пенсии в сентябре 2016 г. мужчине.

Пример 5: Женщина получает пенсию по возрасту за стаж работы 40 лет, из индивидуального коэффициента заработка 1.5, работает.

593,47 (применяемая для расчета в сентябре 2016 г. величина средней заработной платы работников) умножается на 1,5 (индивидуальный коэффициент заработка пенсионера) = 890,21 руб. - осовремененный заработок пенсионера. Этот заработок ограничивается по правилам статьи 56 Закона:

100% = 593,47 руб. х 130% х 10% = 77,15 руб.

77,15 руб. х 90 % = 69,44 руб.

77,15 руб. х 80 % = 61,72 руб.

77,15 руб. х 70 % = 54,01 руб.

77,15 руб. х 60 % = 46,29 руб.

77,15 руб. х 50 % = 38,58 руб.

77,15 руб. х 40 % = 30,86 руб.

77,15 руб. х 30 % = 23,15 руб.

77,15 руб. х 20 % = 15,43 руб.

77,15 руб. х 10 % = 7,72 руб.

Таким образом, заработок, из которого будет исчисляться пенсия, составит 424,35 руб. (77,15 руб. + 69,44 руб. + 61,72 руб. + 54,01 руб. + 46,29 руб. + 38,58 руб. + 30,86 руб. + 23,15 руб. + 15,43 руб. + 7,72 руб.).

Полученный заработок умножается на процент, соответствующий стажу работы с учетом норм статьи 23 Закона и Указа 570:

424,35 руб. х 55 % (размер пенсии по возрасту за 20 лет стажа работы) + 424,35 руб. х 20% (увеличение пенсии за стаж работы сверх 20 лет в соответствии со статьей 23 Закона) + 424,35 руб. х 1% х (0,1+0,2+0,3+0,4+0,5) – увеличение пенсии за 5 лет стажа сверх 35 лет согласно пп. 1,2 п. 1 Указа № 570 = 324,62 руб. - размер пенсии в сентябре 2016 г. работающей женщине.

Пример 6: Женщина получает пенсию по возрасту за стаж работы 40 лет, из индивидуального коэффициента заработка 1.5, не работает.

593,47 (применяемая для расчета в сентябре 2016 г. величина средней заработной платы работников) умножается на 1,5 (индивидуальный коэффициент заработка пенсионера) = 890,21 руб. - осовремененный заработок пенсионера. Этот заработок ограничивается по правилам статьи 56 Закона:

100% = 593,47 руб. х 130% х 10% = 77,15 руб.

77,15 руб. х 90 % = 69,44 руб.

77,15 руб. х 80 % = 61,72 руб.

77,15 руб. х 70 % = 54,01 руб.

77,15 руб. х 60 % = 46,29 руб.

77,15 руб. х 50 % = 38,58 руб.

77,15 руб. х 40 % = 30,86 руб.

77,15 руб. х 30 % = 23,15 руб.

77,15 руб. х 20 % = 15,43 руб.

77,15 руб. х 10 % = 7,72 руб.

Поскольку пенсионер не работает и имеет индивидуальный коэффициент заработка свыше 1.3, то заработок в пределах от 1,3 до 1,5 индивидуальных коэффициентов учитывается в размере 10 процентов: 11,87 руб. (593,47 х 1,5 - 593,47 х 1,3) х 10%).

Таким образом, заработок, из которого будет исчисляться пенсия, составит 436,22 руб. (77,15 руб. + 69,44 руб. + 61,72 руб. + 54,01 руб. + 46,29 руб. + 38,58 руб. + 30,86 руб. + 23,15 руб. + 15,43 руб. + 7,72 руб. + 11,87 руб.).

Полученный заработок умножается на процент, соответствующий стажу работы с учетом норм статьи 23 Закона и Указа 570:

436,22 руб. х 55 % (размер пенсии по возрасту за 20 лет стажа работы) + 436,22 руб. х 20% (увеличение пенсии за стаж работы сверх 20 лет в соответствии со статьей 23 Закона) + 436,22 руб. х 1% х (0,1+0,2+0,3+0,4+0,5) – увеличение пенсии за 5 лет стажа сверх 35 лет согласно пп. 1,2 п. 1 Указа № 570 = 333,7 руб. - размер пенсии в сентябре 2016 г. неработающей женщине.

Пример 7: Мужчина получает пенсию по возрасту за стаж работы 45 лет, из индивидуального коэффициента заработка 1.5, работает.

593,47 (применяемая для расчета в сентябре 2016 г. величина средней заработной платы работников) умножается на 1,5 (индивидуальный коэффициент заработка пенсионера) = 890,21 руб. - осовремененный заработок пенсионера. Этот заработок ограничивается по правилам статьи 56 Закона:

100% = 593,47 руб. х 130% х 10% = 77,15 руб.

77,15 руб. х 90 % = 69,44 руб.

77,15 руб. х 80 % = 61,72 руб.

77,15 руб. х 70 % = 54,01 руб.

77,15 руб. х 60 % = 46,29 руб.

77,15 руб. х 50 % = 38,58 руб.

77,15 руб. х 40 % = 30,86 руб.

77,15 руб. х 30 % = 23,15 руб.

77,15 руб. х 20 % = 15,43 руб.

77,15 руб. х 10 % = 7,72 руб.

Таким образом, заработок, из которого будет исчисляться пенсия, составит 424,35 руб. (77,15 руб. + 69,44 руб. + 61,72 руб. + 54,01 руб. + 46,29 руб. + 38,58 руб. + 30,86 руб. + 23,15 руб. + 15,43 руб. + 7,72 руб.).

Полученный заработок умножается на процент, соответствующий стажу работы с учетом норм статьи 23 Закона и Указа 570:

424,35 руб. х 55 % (размер пенсии по возрасту за 25 лет стажа работы) + 424,35 руб. х 20% (увеличение пенсии за стаж работы сверх 25 лет в соответствии со статьей 23 Закона) + 424,35 руб. х 1% х (0,1+0,2+0,3+0,4+0,5) – увеличение пенсии за 5 лет стажа сверх 40 лет согласно пп. 1,2 п. 1 Указа № 570 = 324,62 руб. - размер пенсии в сентябре 2016 г. работающему мужчине.

Пример 8: Мужчина получает пенсию по возрасту за стаж работы 45 лет, из индивидуального коэффициента заработка 1.5, не работает.

593,47 (применяемая для расчета в сентябре 2016 г. величина средней заработной платы работников) умножается на 1,5 (индивидуальный коэффициент заработка пенсионера) = 890,21 руб. - осовремененный заработок пенсионера. Этот заработок ограничивается по правилам статьи 56 Закона:

100% = 593,47 руб. х 130% х 10% = 77,15 руб.

77,15 руб. х 90 % = 69,44 руб.

77,15 руб. х 80 % = 61,72 руб.

77,15 руб. х 70 % = 54,01 руб.

77,15 руб. х 60 % = 46,29 руб.

77,15 руб. х 50 % = 38,58 руб.

77,15 руб. х 40 % = 30,86 руб.

77,15 руб. х 30 % = 23,15 руб.

77,15 руб. х 20 % = 15,43 руб.

77,15 руб. х 10 % = 7,72 руб.

Поскольку пенсионер не работает и имеет индивидуальный коэффициент заработка свыше 1.3, то заработок в пределах от 1,3 до 1,5 индивидуальных коэффициентов учитывается в размере 10 процентов: 11,87 руб. (593,47 х 1,5 - 593,47 х 1,3) х 10%).

Таким образом, заработок, из которого будет исчисляться пенсия, составит 436,22 руб. (77,15 руб. + 69,44 руб. + 61,72 руб. + 54,01 руб. + 46,29 руб. + 38,58 руб. + 30,86 руб. + 23,15 руб. + 15,43 руб. + 7,72 руб. + 11,87 руб.).

Полученный заработок умножается на процент, соответствующий стажу работы с учетом норм статьи 23 Закона и Указа 570:

436,22 руб. х 55 % (размер пенсии по возрасту за 25 лет стажа работы) + 436,22 руб. х 20% (увеличение пенсии за стаж работы сверх 25 лет в соответствии со статьей 23 Закона) + 436,22 руб. х 1% х (0,1+0,2+0,3+0,4+0,5) – увеличение пенсии за 5 лет стажа сверх 40 лет согласно пп. 1,2 п. 1 Указа № 570 = 333,7 руб. - размер пенсии в сентябре 2016 г. неработающему мужчине.

Пример 9: Мужчина получает пенсию по возрасту за стаж работы 45 лет, из индивидуального коэффициента заработка 5.0, не работает, имеет стаж подземной работы 25 лет.

593,47 (применяемая для расчета в сентябре 2016 г. величина средней заработной платы работников) умножается на 5,0 (индивидуальный коэффициент заработка пенсионера) = 2967,35 руб. - осовремененный заработок пенсионера. Этот заработок ограничивается по правилам статьи 56 Закона:

100% = 593,47 руб. х 130% х 10% = 77,15 руб.

77,15 руб. х 90 % = 69,44 руб.

77,15 руб. х 80 % = 61,72 руб.

77,15 руб. х 70 % = 54,01 руб.

77,15 руб. х 60 % = 46,29 руб.

77,15 руб. х 50 % = 38,58 руб.

77,15 руб. х 40 % = 30,86 руб.

77,15 руб. х 30 % = 23,15 руб.

77,15 руб. х 20 % = 15,43 руб.

77,15 руб. х 10 % = 7,72 руб.

Поскольку пенсионер не работает и имеет индивидуальный коэффициент заработка свыше 1.3, а также стаж подземной работы 25 лет, то заработок в пределах от 1,3 до 5,0 индивидуальных коэффициентов учитывается в размере 30 процентов:

658,75 руб. (593,47 х 5,0 - 593,47 х 1,3) х 30%).

Таким образом, заработок, из которого будет исчисляться пенсия, составит 1083,1 руб. (77,15 руб. + 69,44 руб. + 61,72 руб. + 54,01 руб. + 46,29 руб. + 38,58 руб. + 30,86 руб. + 23,15 руб. + 15,43 руб. + 7,72 руб. + 658,75 руб.).

Полученный заработок умножается на процент, соответствующий стажу работы с учетом норм статьи 23 Закона и Указа 570:

1083,1 руб. х 55 % (размер пенсии по возрасту за 25 лет стажа работы) + 1083,1 руб. х 20% (увеличение пенсии за стаж работы сверх 25 лет в соответствии со статьей 23 Закона) + 1083,1 руб. х 1% х (0,1+0,2+0,3+0,4+0,5) – увеличение пенсии за 5 лет стажа сверх 40 лет согласно пп. 1,2 п. 1 Указа № 570 = 828,58 руб. - размер пенсии в сентябре 2016 г. неработающему мужчине, имеющему стаж подземной работы 25 лет.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6