Был ли бесплатный проезд для пенсионеров в ссср

Опубликовано: 14.05.2024

Перечень социальных программ в СССР

Многие люди вспоминают время Советской эпохи с теплом в сердце. И на то есть свои причины.

Государство не только давало квартиры своим гражданам, но и достаточно широко участвовало в социальной жизни людей помогая финансово и предлагая ряд абсолютно бесплатных услуг .

Так о каких преимуществах в СССР сегодня у нас будет речь? Давайте их перечислим:

  • Бесплатная жилплощадь (около 5-12 кв.м на человека)
  • Медицина
  • Обучение (школы, ПТУ и ВУЗы) и повышение квалификации
  • Отпуска (путёвки по всему СССР)
  • Детские садики и лагеря отдыха

Более того, государством, на одного учащегося (школьника) тратилось около 250 рублей в год, студента ПТУ - 805 рублей в год и студента университета - около 1200 рублей .

Более 70% из них получали в добавок стипендию (40-70 рублей в месяц). Так же, годовое содержание ребенка в детсаду обходилось в 533 рубля , из них, 80% оплачивало государство .

Социальные программы в СССР для народа

Сумма доплат в виде льгот и субсидий в СССР

Есть данные, что с 1940 года , сумма льгот от государства для простых жителей СССР выросла с 24 до 575 советских рублей к 1987 году.

График изменения суммы льгот для населения СССР с 1940 по 1987 год.

И в 1980 году, данная сумма составила около 441 советских рубля на каждого работающего гражданина Советского союза. А к 1987 году - 575 рублей .

А это значит, что только в 1980 году, на социальные программы, пенсии и субсидии, страной было потрачено около 99,14 миллиардов советских рублей .

А в сегодняшнем выражении, это около 9,9 - 21,7 триллионов российских (текущих) рублей в год . Просто умопомрачительная сумма!

Даже если взять среднее значение в 15 триллионов рублей , то это уже будет 227,3 миллиарда долларов . Что составляет около 14,5% от текущего ВВП России (за 2017 год).

Социальные программы в СССР для народа

Что мы имеем сейчас в современной России?

Бесплатной жилплощади практически нет (только " бюджетникам "). Медицина, садики и учёба - частично платные. Стипендии учащимся ВУЗов просто мизерные (3000-7000 рублей).

Если в СССР прожиточный минимум был около 50 рублей , то на стипендию студента еще можно было вполне реально прожить.

Если средняя заработная плата в СССР в 1980 году составляла около 180 рублей , то сегодня средняя ЗП в России равна 40 000 российских рублей .

Путём простой математики, можно прикинуть, что курс советского рубля к российскому находится в значениях около 1 к 222 .

Но не стоит упускать и тот момент, что государство еще тратило около 441 советских рублей в год на каждого работающего жителя на социальные программы для населения и пенсии .

Так что реально, уровень жизни тогда, был выше, чем сейчас. Но не стоит идеализировать то время. Жизнь была лучше - но ассортимент был не богат .

Социальные программы в СССР для народа

Вывод

В Советское время государство действительно в большей степени заботилось о своих гражданах. Пролетариат был в почёте .

Были и социальные программы для населения, и жилплощадь (пусть и до 1983 года - 5 кв.м./человека, а после 1983 уже - 12 кв.м./человека), и бесплатные ежегодные отпуска.

Но и не было много того, что мы имеем (и можем позволить себе) сегодня. Теперь у каждого жителя России есть свобода выбора - каждый сам выбирает чем он хочет заниматься и кем собирается стать.

Но и с приходим свободы, пришло и безразличие . Социальные программы очень скудны, уровень довольствия населения довольно низок, жилплощади уже не дают.

Практически все квартиры, которые имеет население, это наследие СССР. Теперь квартирный вопрос - является самой актуальной задачей для любого современного жителя России.

Спасибо за внимание, оставляйте свои ко мментарии, ставьте " лайки " и подписывайтесь на канал , если статья была для вас интересной и полезной.

Проезд в общественном транспорте

Власти Подмосковья договорились с властями Москвы о бесплатном проезде на общественном транспорте для льготников в 2018-2020 годах. На основании подписанного соглашения правительство Москвы обеспечивает бесплатный проезд отдельным категориям жителей Подмосковья, а правительство Московской области – москвичам, имеющим право на льготы. С 21 ноября 2019 года список льготников расширен в связи с открытием МЦД. О том, каким жителям Подмосковья положен льготный проезд по новым условиям и на каких видах транспорта, читайте в материале портала mosreg.ru.

В автобусах, трамваях, троллейбусах, метро, на МЦК, монорельсе


Источник: РИАМО, Николай Корешков

Бесплатно ездить в автобусе, трамвае, троллейбусе, метро, на МЦК и монорельсе могут жители Московской области, относящиеся к следующим категориям федеральных льготников:

- инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий;

- участники Великой Отечественной войны;

- лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений и на других объектах;

- награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

- ветераны боевых действий, имевшие право на бесплатный проезд на городском транспорте общего пользования до 1 января 2005 года;

- члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, а также государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы, члены семей военнослужащих, погибших в плену, признанных пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей, члены семей погибших в ВОВ лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

- бывшие несовершеннолетние узники концлагерей;

- инвалиды 1–3 группы инвалидности;

- дети-инвалиды в возрасте до 18 лет;

- граждане, пострадавшие от воздействия радиации, имевшие право на бесплатный проезд на городском транспорте общего пользования до 1 января 2005 года.

Также бесплатный проезд в данных видах транспорта предусмотрен для льготников Московской области:

- лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период ВОВ;

- лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий;

- родителей детей-инвалидов в возрасте до 18 лет;

- детей, получающих пенсию по потере кормильца;

- лиц, сопровождающих инвалидов, имеющих I группу инвалидности, или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет;

- детей из многодетных семей;

- почетных доноров СССР и России;

- одного из родителей многодетной семьи, в составе которой есть ребенок, не достигший 7 лет;

- законного представителя ребенка, не достигшего возраста 7 лет, из многодетной семьи;

- лиц старше 60 лет.

Дополнительно в метро, на МЦК, монорельсе

Воробьев, Собянин и Белозеров проверили ход работ по подготовке к открытию МЦД

С 21 ноября 2019 года бесплатный проезд в метро, на МЦК и монорельсе предоставлен для следующих льготников Московской области:

- пенсионеров, не достигших 60 лет;

- одного опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя;

- одного из родителей инвалида с детства;

- лиц предпенсионного возраста (старше 55 лет - для женщин; старше 60 лет - для мужчин).

В электричках и на МЦД


Источник: РИАМО, Николай Корешков

Право на бесплатный проезд на пригородных электричках, включая МЦД, имеют:

- лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период ВОВ;

- лица, признанные пострадавшими от политических репрессий;

- родители детей-инвалидов в возрасте до 18 лет;

- дети, получающие пенсию по потере кормильца;

- лица, сопровождающие инвалидов, имеющих I группу инвалидности, или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет;

- дети из многодетных семей;

- почетные доноры СССР и России;

- один из родителей многодетной семьи;

- законный представитель ребенка из многодетной семьи;

- один из родителей инвалида с детства;

- пенсионеры и предпенсионеры;

- один опекун (попечитель), приемный родитель, патронатный воспитатель;

- ветераны труда, ветераны военной службы.

С 21 ноября 2019 года в электричках и на МЦД могут бесплатно ездить все дети младше семи лет, проживающие в Московской области.

Документы для бесплатного проезда

Виртуальная карта Стрелка

Бесплатный проезд осуществляется по социальной карте жителя Московской области. Билеты на электрички для детей младше семи лет выдают в кассах РЖД при предъявлении справки из управления соцзащиты.

Бесплатный проезд для ветеранов, не проживающих в Подмосковье


Ветераны, не имеющие постоянной регистрации в Московской области, с 23 апреля 2020 года могут бесплатно пользоваться общественным транспортом Подмосковья. Для проезда достаточно предъявить удостоверение ветерана Великой Отечественной войны.

Сколько стоил проезд в разных видах транспорта при СССР? Сравниваем цены тогда и сейчас

Когда люди в некотором возрасте вспоминают СССР, скорее всего, они вспоминают низкие цены – в том числе и 5 копеек за проезд. А сколько на самом деле стоил общественный транспорт в СССР? И действительно ли он был настолько дешевым, или при пересчете на современные деньги так не окажется? Мы собрали максимум информации из достоверных источников и провели нужные расчеты. Что получилось – читайте дальше.

Городской транспорт и такси

История городского общественного транспорта в России начинается даже не в советское время, а задолго до этого. Кто-то считает началом 1872 год, когда в Москве была запущена линия конно-трамвайной городской железной дороги, а кто-то – начало работы омнибусов в 1830 году в Санкт-Петербурге. Трамвай в Москве начал курсировать в 1899 году, но полноценное регулярное движение транспорта в городе началось уже при советской власти.

Так, в 1924 году в Москве было запущено регулярное автобусное движение, в 1933 году – троллейбусное, а в 1935-м запущен в работу Московский метрополитен. Но вот что касается стоимости проезда в транспорте, все оставалось достаточно запутано вплоть до 1961 года. Так, проезд в московском метро в 1935 году стоил 50 копеек, потом его снизили до 40 копеек и даже до 30 (при средней зарплате в 208 рублей – это как 60-130 рублей на современные российские рубли). До 50 копеек стоимость снова повысили до 50 копеек.

В 1961 году была проведена денежная реформа с деноминацией рубля и стоимость проезда была зафиксирована на одном уровне для всех городов СССР:

  • метро – 5 копеек;
  • автобус – 5 копеек;
  • троллейбус – 4 копейки;
  • трамвай – 3 копейки.

Сейчас это сложно представить, но стоимость проезда оставалась неизменной более 20 лет – с 1961 по 1985 годы (а кое-где и до самого 1991-го).

При этом относительно средних зарплат стоимость проезда постоянно снижалась – если в 1961 году советские граждане зарабатывали в среднем 77 рублей в месяц, то в 1985-м – уже 199 рублей. А чтобы сэкономить тем, кто часто ездил в транспорте, существовали проездные билеты – месячный проездной на московское метро стоил 3 рубля, а на все виды транспорта – 6-7 рублей.

В 1985 году со стартом Перестройки начала повышаться стоимость проезда. К примеру, в Москве проезд на всех видах транспорта стал стоить 5 копеек, а к 1991 году проблемы в экономике привели к тому, что стоимость билета подняли до 15 копеек. В других городах происходили аналогичные процессы.

Кстати, в СССР была своя система контроля пассажиров – вместо кондукторов, турникетов или валидаторов там стояли кассовые аппараты (щель для монет), а бросив монету, пассажир просто отрывал себе билет. Если заходил пассажир с проездным, он его предъявлял – в отсутствие кондуктора «контролерами» были другие пассажиры. Сложно сказать, насколько честными были советские граждане, но тем, кто ехал в автобусе без билета, контролер мог выписать штраф в размере 1 рубля.

Было в Советском союзе и такси, причем стоило оно не так уж дорого. За посадку пассажиру начисляли 10 копеек, а все остальное считал счетчик (те же 10-20 копеек за километр), и в среднем поездка выходила в 60-80 копеек. Но все зависит от города – в Москве с ее расстояниями можно было наездить и на большую сумму. Со временем зарплаты граждан росли и такси становились популярнее – а поэтому поймать его было все сложнее.

Как ни странно, маршрутные такси появились именно во времена СССР. В середине прошлого века оказалось, что несколько пассажиров иногда предпочитают «скинуться» на одно такси вместо того, чтобы ждать автобус или трамвай. И на этом таксомоторные парки решили заработать – маршрутные такси заняли промежуточное положение между такси и общественным транспортом, и стали достаточно популярными. Со временем вместо легковых машин туда стали передавать микроавтобусы РАФ, что приблизило маршрутки к их нынешнему пониманию.

В 1950-х годах существовали даже междугородние таксомоторные маршруты – они ездили из Москвы в Симферополь, Харьков, Владимир, Тулу и другие города, а билеты на них продавались даже в кассах автостанций.

С 1991 года ситуация кардинально изменилась – стоимость проезда в транспорте начала расти (часто по несколько раз в год), а вместо городского транспорта улицы заполонили те самые маршрутки. Но это уже совсем другая история.

Пригород и межгород

При СССР активно развивалось пригородное автобусное и железнодорожное сообщение. Если не считать Москву и область, то нынешняя интенсивность пригородного движения заметно уступает тому, что было в советское время – огромное количество рейсов было отменено, а по каким-то частоту курсирования сократили до минимума.

Что касается цен на электрички, то они формировались примерно по тем же правилам, что и сейчас. Например, поездка с Курского вокзала до Владимира обходилась в 2 рубля 10 копеек на электричке против 3 рубля 75 копеек на автобусе, а проезд до ближайших станций стоил от 10 копеек и выше.

Кстати, для Москвы выходило, что проехать на электричке по городу было дороже, чем на метро, как минимум в 2 раза. Сейчас власти столицы развивают проекты МЦД и МЦК, которые связывают метро и железную дорогу в единую транспортную систему – что в лучшую сторону отличается от того, что было при СССР.

В целом же стоимость проезда в электричке зависела только от расстояния. Например, от Москвы билеты стоили примерно столько (данные по справочнику за 1990 год):

  • Москва-Товарная, ЗИЛ, Нижние Котлы, Серп и Молот, Карачарово, Электрозаводская, Сортировочная, Новая – 10 копеек;
  • Кусково, Новогиреево, Реутово, Перово, Плющево, Вешняки, Выхино, Коломенское, Чертаново – 15 копеек;
  • Кучино, Железнодорожная, Косино, Ухтомская, Люберцы, Бирюлево – 20 копеек;
  • Есино, Фрязево, Загорново, Бронницы, Раменское, Барыбино – 40 копеек;
  • Шиферная, Москворецкая, Цемгигант, Пески –1 рубль 10 копеек, и т.д.

Билеты действовали в течение всего дня, а если брать туда и обратно – то билет в обратную сторону действовал в течение суток.

Можно было купить проездной на месяц, 4 месяца или год, причем только на конкретный маршрут – это обходилось в 6,6 копеек в месяц или 55 копеек в год за километр. Например, чтобы ездить из Москвы в Балашиху в течение года, достаточно было заплатить за проездной 16 рублей 50 копеек. А если доплатить на 50-60% больше, то можно было ездить на те же 30 километров, но уже с любого вокзала Москвы и в любом направлении.

Что касается междугородних автобусных рейсов, их было много, а стоимость проезда была чуть ниже, чем в поездах дальнего следования. Например, в 1990 году цены на междугородние автобусы от Москвы были такими:

  • Воронеж – 8 рублей (515 километров);
  • Горький (Нижний Новгород) – 7 рублей 10 копеек (423 километра);
  • Иваново – 6 рублей 25 копеек (300 километров);
  • Курск – 8 рублей (525 километров);
  • Орел – 6 рублей 75 копеек (360 километров).

То есть, проезд на автобусе между городами стоил примерно 1,5-2 рубля за каждые 100 километров, при этом цена на проезд округлялась с точностью до 5 копеек. Для сравнения, сейчас это 250-300 рублей за каждые 100 километров, что в пересчете на зарплаты 1990 и 2020 годов дает примерно одну и ту же цифру.

Поезда дальнего следования

В СССР существовала обширная сеть железных дорог, на которых курсировало несколько видов поездов:

  • скоростные (по большей части Москва-Ленинград) – с номерами от 151 до 170;
  • скорые : круглогодичные (номера от 1 до 100) и летние (от 101 до 150);
  • обычные пассажирские : круглогодичные (номера от 171 до 300), летние (301-400) и разовые (401-600);
  • местные (601-700).

Естественно, что скоростные и скорые поезда были самыми дорогими, а внутри одного поезда в жестком общем вагоне проехать было дешевле всего (65% от цены билета в жесткий купейный вагон), а в мягком СВ – дороже всего (200-225% от цены купе). При этом проехать в пригородном поезде всегда было дешевле, чем в поезде дальнего следования (и энтузиасты умели состыковать билеты на электрички между разными городами с быстрыми пересадками).

Цены в целом зависели преимущественно от расстояния. Например, за проезд в жестком купе от Москвы в 1990 году нужно было заплатить:

  • Волгоград – 15-16 рублей (1066 километров);
  • Воркута – 23-25 рублей (1406 километров);
  • Ижевск – 15-16 рублей (1119 километров);
  • Киров – 14-15 рублей (957 километров);
  • Комсомольск-на-Амуре – 73-79 рублей (8333 километра);
  • Оренбург – 18-21 рубль (1499 километров), и т.д.

То есть, стоимость проезда составляла в среднем от 90 копеек до 1 рубля 60 копеек за 100 километров пути. При этом для самого дешевого варианта вагона это было от 53 копеек, а для самого дорогого – от 1 рубля 35 копеек.

Правда, при относительно низкой стоимости билетов в СССР наблюдался определенный дефицит на них (особенно в период отпусков). И, как и всегда в таких случаях, дефицит стал основой для спекуляций – ушлые граждане занимали с утра очереди в кассы и скупали все билеты по популярным направлениям, а потом продавали их «с рук» – но уже с неплохой надбавкой. Искоренили проблему только в 1997 году, начав продавать именные билеты.

Самолеты

Не отставала от железной дороги и гражданская авиация – маршрутов было очень много, причем в отличие от нынешней ситуации, существовали прямые рейсы между небольшими городами – сейчас же огромный трафик проходит через Москву.

Но и тогда самым развитым был именно Московский авиационный узел – причем уже существовало подобие нынешнего «Аэроэкспресса». Например, можно было добраться с Павелецкого вокзала в аэропорт Домодедово на электричке за 35 копеек или на автобусе за 1 рубль 10 копеек (данные на 1990 год). Более того, существовали даже автобусы-экспрессы, курсировавшие между московскими аэропортами без заезда в Москву, ими пользовались преимущественно транзитные пассажиры

Цены зависели от расстояния, в 1990 году можно было улететь из Москвы по таким тарифам:

  • Архангельск – 24 рубля (2 часа, 991 километр);
  • Барнаул – 30 рублей (4 часа, 2930 километров);
  • Белгород – 17 рублей (2 часа, 578 километров);
  • Благовещенск – 116 рублей (11,5 часа, 5614 километров);
  • Владивосток – 134 рубля (8,5 часа, 6416 километров);
  • Волгоград – 22 рубля (2 часа, 912 километров);
  • Иваново – 12 рублей (1 час, 249 километров);
  • Краснодар – 28 рублей (2 часа, 1196 километров);
  • Ленинград – 18 рублей (1,5 часа, 635 километров);
  • Надым – 65 рублей (3 часа, 2149 километров);
  • Омск – 46 рублей (3 часа, 2238 километров);
  • Южно-Сахалинск – 150 рублей (8,5 часа, 6643 километра).

То есть, для коротких рейсов средний тариф составлял до 5 рублей за 100 километров, а для дальних – от 2 рублей. «Плоский» тариф на авиаперевозки сохраняется для отдаленных регионов и в настоящее время.

Были более дорогие рейсы, например, в 1978 году было несколько месяцев эксплуатации пассажирского сверхзвукового лайнера Ту-144 на регулярном маршруте Москва – Алма-Ата, билет на этот рейс стоил 84 рубля вместо 62 рублей на другие рейсы (2,6 рубля за 100 километров против 1,6 рублей).

В целом же билеты на самолет стоили дороже железнодорожных билетов на те же расстояния, а за перелет по некоторым направлениям (например, на Дальний Восток) можно было отдать едва ли не всю зарплату – за скорость и комфорт платить нужно было всегда.

Где дороже – в СССР или современной России?

Так как перевести советские рубли в российские затруднительно, проще всего сопоставлять цены на проезд через средние зарплаты (статистические данные по ним сохранились). По данным Росстата, в апреле 2020 года средняя начисленная зарплата в России составляла 49 306 рублей – будем учитывать эту цифру.

Ниже в таблице попробуем сопоставить цены на проезд в СССР и современной России через зарплаты. Также попробуем учесть и разницу в зарплатах по регионам (снова через данные Росстата):

Транспорт Цена в СССР Цена в СССР в пересчете на российские рубли Цена сейчас Где дешевле
Метро в Москве 5 копеек (1985 год) 22,31 57 (от 40 по «Тройке») СССР
Трамвай в Санкт-Петербурге 5 копеек (1985 год) 16,03 50 (есть варианты от 33) СССР
Электричка Москва – Калуга 2 рубля (1990 год) 325,45 от 487 СССР
Поезд Москва – Анапа 20 рублей (купе, 1990 год) 3254,52 от 4100 (на сентябрь 2020 года) СССР
Самолет Москва – Хабаровск 122 рубля (1990 год) 19852,58 от 11 300 (на сентябрь 2020 года) Россия
Автобус Москва – Ярославль 5 рублей 35 копеек (1990 год) 870,58 от 650 Россия
Такси на 7 километров в Москве 1 рубль 60 копеек (1985 год) 714,06 от 144 Россия

Из этого можно сделать выводы о том, что в сферах деятельности, где работают коммерческие транспортные компании (междугородние автобусы, гражданская авиация, такси), в современной России цены стали ниже, а там, где существует монополия государства (метро, железная дорога) – цены выросли.

При этом важно понимать, что московский транспорт остается убыточным, а цены поезда в плацкартные вагоны регулируются и субсидируются государством.

Но есть и еще один момент – льготы. Сейчас они устанавливаются регионами (например, в Москве весь транспорт бесплатный для пенсионеров), а во времена СССР льготы устанавливались сразу на целую республику. Согласно приказу от 1987 года, в РСФСР были такие льготные категории в транспорте:

  • депутаты всех уровней;
  • инвалиды и дети-инвалиды (I и II групп), включая собак-поводырей;
  • инвалиды ВОВ;
  • персональные пенсионеры (особо заслуженные пенсионеры);
  • участники Октябрьской революции и гражданской войны;
  • Герои СССР, Социалистического Труда и кавалеры орденов;
  • милиционеры в форме и сотрудники некоторых других силовых органов;
  • дружинники во время дежурства;
  • почтальоны (при наличии сумки);
  • школьники в сельской местности;
  • шоферы и кондукторы;
  • военнослужащие срочной службы.

Другими словами, сейчас льготные категории совсем другие – там преобладают пенсионеры, ветераны, многодетные семьи, инвалиды. Но это объективный процесс – льготники обычно в меньшинстве, и категории иногда пересматриваются.

фото 1271_3

В свете крайне непопулярной пенсионной реформы, суть которой заключается в повышения возраста, когда граждане могут обращаться за начислением материальных выплат, все чаще в обществе озвучиваются положительные мнения о системе социального обеспечения при СССР.

Многие ныне живущие граждане считают, что пенсия в советском государстве назначалась справедливее, а размер выплат обеспечивал более безбедное существовании граждан преклонного возраста, чем в наше время. Но так ли оно было на самом деле? Ответ на этот вопрос содержится в этой статье далее.

Бесплатно по России

Немного истории

На протяжении первых десятилетий существования СССР пенсии не выплачивались вовсе, а пенсионной системы в принципе не существовало. Конечно, на государственном уровне социальная поддержка нетрудоспособным оказывалась, однако в крайне ограниченной форме. Так, до наступления 1956 года выплаты получали лишь отдельные категории граждан (инвалиды, работники некоторых видов производств), однако ее размер был крайне низким, а о периодической индексации и вовсе не заводилось и речи.

Закон СССР «О государственных пенсиях», который вступил в силу в 1956 году, предполагал, что на пенсионное обеспечение по старости могут рассчитывать все советские рабочие, служащие и военные. Также осуществлялись выплаты содержания в случае утраты трудоспособности с присвоением инвалидности и по потере кормильца.

При этом данный правовой акт совершенно не учитывал интересы сельских жителей, трудящихся в колхозах. Денежные выплаты от государства им стали назначаться лишь в 1964 году, однако их суммы были значительно меньше, чем у других категорий граждан СССР.

Предполагалось, что колхозы должны сами обеспечивать бывших работников, для чего колхозниками создавались специальные фонды. Однако на практике эта система практически не работала так, как задумывалась изначально.

Закон 1956 года установил следующие критерии для возникновения права на госпенсию:

  • достижение определенного возраста (55 лет для женщин и 60 для мужчин);
  • трудовой стаж – не менее 20 лет;
  • стаж непосредственно перед выходом на отдых – не менее 3 лет.

Отдельные категории граждан, например, работники производств, опасных для здоровья, могли рассчитывать на уменьшение возраста, когда они смогут получать выплаты, на 5 лет.

Отличия в пенсиях и пенсионный возраст в республиках бывшего СССР


Следует понимать, что размер пенсии в Советском Союзе также был разным. Он непосредственно зависел от заработной платы работника, составляя определенный процент от нее.

Соответственно, говоря крайне упрощенно, чем выше зарплата, тем больше размер материальных выплат.

Какой-либо дифференциации по размеру пенсии в разных советских республиках не было, однако их экономические показатели были очень разными, равно как уровень жизни и зарплат. Так, наиболее высоким благосостоянием могли похвастаться жители Прибалтийских республик – Латвии, Литвы, Эстонии. Размер выплат у тамошних пенсионеров был наиболее высоким. Чуть меньше размер пенсий был у жителей Украины и Грузии, также считавшимися экономически развитыми частями страны.

В азиатской части государства, в частности, в Таджикистане, Киргизии, Узбекистане уровень жизни был хуже всего, поэтому и пенсию в этих республиках получали минимальную.

Возраст был установлен союзным законодательством и не различался в разных районах страны.

Было ли повышение пенсионного возраста когда-либо

Система выплаты госпенсий, которая сложилась в Союзе ССР после 1956 года, оказалась довольно прочной, однако не лишенной изъянов. К концу 80-х годов число пожилых граждан выросло практически вдвое, а это означало, что дотации союзного бюджета на их поддержку выросли в разы.

Однако пенсионный возраст не увеличивался, оставаясь на прежнем уровне до конца существования советского государства, а в России этот критерий использовался вплоть до 2019 года, когда власти решили все же поднять его.

Несколько иначе выглядела ситуация с колхозниками, которые хоть и получали государственную пенсию, однако обязанность по их содержанию по большей части лежала на самих колхозах. Возраст начала выплат не был отрегулирован союзным законодательством, а вопрос этот решался руководителями колхозных хозяйств самостоятельно.

Размер пенсии в СССР

Средняя пенсия в стране Советов составляла около 35 рублей в начале 60-х годов и 76 рублей в 80-х годах. Максимальная пенсия, которую получали работники интеллектуального труда, составляла 120 рублей.

Это было совсем немного, учитывая, что средняя заработная плата, скажем, в начале 80-х годов составляла около 150 рублей. Этой суммы хватало для удовлетворения повседневных потребностей, но не более. В принципе, пенсия советских пенсионеров была примерно сопоставима с размером выплат нынешним пожилым гражданам.

Отличалась ли сумма выплаты в зависимости от места работы и должности

От места работы зависела заработная плата и, как следствие, размер пенсионного обеспечения, составлявший 85% от нее, но не более 120 рублей в месяц. Так, наибольшие деньги получали учителя, врачи, инженеры и прочие работники умственного труда. Именно они и могли рассчитывать на максимальные выплаты.

Льготы в СССР

Как таковых льгот у пенсионеров по старости, по общему правилу, не было. Ими могли воспользоваться лишь те граждане, которые имели какие-либо заслуги перед страной и обществом.

Часть этих льгот в той или иной мере сохранилась и в наше время, это касается субсидий на оплату коммунальных услуг и проезд в транспорте.

Всеобщая пенсия в СССР начала выплачиваться только после 1956 года. Вопреки распространенному мнению, размер ее был крайне невелик и значительно зависел от уровня зарплаты, которую получал пенсионер, будучи трудоспособным. В целом, уровень пенсионного обеспечения в советском государстве был вполне сопоставим с сегодняшним.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео с интересной информацией:

Отделение Государственных трудовых сберегательных касс СССР (с 1987 года - Банк трудовых сбережений и кредитования населения СССР или Сберегательный банк СССР, сейчас — Сбербанк РФ). Выдача пенсии. 1973 г.







90 лет назад, 15 апреля 1929 года, в СССР было введено государственное пенсионное обеспечение по старости. Тогда пенсии установили для рабочих горной и металлической промышленности, в электропромышленности, для железнодорожников и работников водного транспорта. Сразу же после этого пенсии по старости стали устанавливать рабочим остальных отраслей. Право на них имели мужчины с 60 лет и женщины с 55 лет, проработавшие в общей сложности по найму соответственно 25 и 20 лет. Люди, занятые на подземных работах, могли уйти на пенсию в 50 лет, если у них было 20 лет трудового стажа.

Пенсия назначалась в размере половины прежнего заработка пенсионера. Однако в то время средняя продолжительность жизни была такова, что дожить до пенсии мог далеко не каждый, на момент установления возрастных планок она составляла всего 43 года.


В ожидании старости

Пенсионные пособия в России стали вводить постепенно ещё при Петре I, а пенсионное законодательство разработали при Николае I. Сначала выплаты были положены только военнослужащим и их вдовам, а также имеющим ранг чиновникам. В ХIХ веке пенсионная система России неуклонно расширялась, постепенно включая в себя обширные категории людей, которых сегодня называют бюджетниками. К 1914 году право на пенсию по выслуге лет имели чиновники, офицеры, таможенники, жандармы, учителя, врачи, инженеры и рабочие казённых заводов и железной дороги. Проработавшим на одном месте 35 лет полагалась пенсия в размере полного оклада, половина от оклада — тем, кто проработал не менее 25 лет. Причём возраст выхода человека на пенсию в Российской империи не регламентировался. Лишить человека пенсии можно было в двух случаях: если он стригся в монахи или, выехав за рубеж, не возвращался в империю. Когда пенсионер умирал, его вдова и несовершеннолетние дети продолжали получать за него его выплаты. Пенсион не назначали тогда, когда глава семьи погибал на дуэли.

Жители Москвы стоят в очереди за мясными продуктам во время тотального дефицита товаров в СССР в начале девяностых годов.

В СССР «невозвращенцам» и священникам государство пенсии не платило. Все царские пособия большевики отменили, а трудящиеся долгое время никаких пенсий вообще не получали. В 1918 году ввели пенсии для инвалидов Красной армии, через четыре года впервые придумали персональные пенсии видным партийным активистам: для «старых большевиков». Постепенно пенсии стали получать все городские рабочие, а к 1937 году советская власть «осчастливила» пенсионными пособиями и служащих.

Система пенсионного обеспечения в СССР окончательно была установлена в 1956 году законом о государственных пенсиях. Тогда средний размер пенсий по возрасту увеличили более чем в два раза, а по инвалидности — в полтора. Государственными пенсиями обеспечили всех, кроме колхозников. Правда, колхозы имели право создавать социальные фонды, в том числе и пенсионные, которые платили старикам большей частью не деньгами, а продуктами. Однако весь колхозный социальный фонд не мог превышать 2% от его валовой продукции. А кроме того, только 20% колхозов считались богатыми и крепкими, примерно столько же — бедными, а 60% хозяйств можно было отнести к колхозам-середнякам. Так что колхозные пенсии для многих оставались несбыточной мечтой. Лишь в 1964 году вышел закон о государственных пенсиях и пособиях членам колхозов. В результате колхозники стали получать аж по 12 рублей в месяц. На эти деньги в магазине можно было купить 6 кило мяса с костями или 100 буханок самого дешёвого чёрного хлеба. За недорогой мужской костюм в те времена нужно было выложить примерно 60 рублей, за мужские туфли — 10.

Бывший первый замминистра внутренних дел СССР Юрий Чурбанов на скамье подсудимых, 1988 г.

Персоны и граждане

Надо заметить, что советская экономика обходилась без пенсионного фонда, деньги на пенсии закладывались в бюджет и оттуда выплачивались пенсионерам. Если средств не хватало, то власти урезали другие статьи бюджета, но пенсии выплачивали в полном объёме и в срок. Размер средней пенсии за весь период существования СССР постепенно увеличивался вслед за ростом уровня жизни населения. Средняя пенсия в стране в 1980 году была около 70 рублей, а средняя зарплата — около 170. Через десять лет — порядка 100 и 300 рублей соответственно. Основная масса советских граждан получала право на пенсионное обеспечение по старости на так называемых общих основаниях: мужчины — по достижении 60 лет, женщины — 55. Её максимальный размер составлял 120 рублей, за непрерывный или длительный стаж работы можно было получить десятипроцентную надбавку к пенсии. Некоторым категориям граждан предоставлялось право на досрочное получение пенсий: работающим на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях, работникам предприятий с тяжелыми условиями труда, педагогам и медицинским работникам, родителям или опекунам ребёнка-инвалида и многодетным матерям, военным и милиционерам.

Леонид Кравчук, Нурсултан Назарбаев, Борис Ельцин и Станислав Шушкевич после подписания Протокола о создании СНГ.

Существенной частью советской пенсионной системы стало персональное пенсионное обеспечение, зафиксированное утверждённым 14 ноября 1956 года постановлением Совмина СССР «Положением о персональных пенсиях». В СССР были установлены персональные пенсии союзного, республиканского и местного значения. Их размеры определялись в каждом конкретном случае в зависимости от характера и степени заслуг пенсионера. В 1977 году эти пенсии составляли 250, 160 и 140 рублей. Сами по себе размеры этих пенсий не слишком превышали размеры пенсий, назначаемых на общих основаниях. Например, Хрущёв на пенсии получал 400 рублей. Однако персональные пенсионеры получали целый пакет всевозможных льгот, недоступных простым смертным.

Читайте также: