Будет ли пенсия у молодежи

Опубликовано: 13.05.2024

Число пожилых людей, которым отказали в пенсии, растет с каждым годом

Сергей Аксенов



Несмотря на повышение пенсионного возраста, материальное обеспечение российских стариков с каждым годом будет все хуже и хуже. А многие из них вообще не получат денежного содержания в старости.

Согласно прогнозу РАНХиГС, к 2050 году пенсия будет замещать только половину прежнего дохода для россиян, зарабатывающих на уровне МРОТ. Для них нынешний коэффициент замещения в 74% снизится до 53%. У получателей медианной зарплаты этот показатель сократится с 42 до 39%.

В свою очередь, получатели средних зарплат останутся при своих. В выигрыше же окажутся только представители высокодоходных групп работников. Для них коэффициент замещения возрастет с 22% до 31%. Пенсионная реформа проводится в интересах состоятельных россиян? Получается так.

А ведь средняя зарплата в России формируется с учетом крайне завышенных зарплат руководства. По этой причине, по данным Росстата, почти три четверти россиян (71,2%) получают официальную зарплату ниже средней по стране, которая в апреле текущего года составляла 47,6 тысячи рублей.

Таким образом, долгосрочный пенсионный прогноз для большинства сограждан негативен. Получаемая пенсия все в меньшей степени будет возмещать утраченный в связи с нетрудоспособностью заработок. Не говоря уже о том, что претендовать на пенсионные копейки теперь можно будет на пять лет позже.

При этом Россия подписала Конвенцию № 102 Международной организации труда (МОТ), устанавливающую минимальный коэффициент замещения пенсий на уровне в 40% от зарплаты. Обязательства власти на себя взяли, но выполнить их, судя по параметрам пенсионной реформы, не смогут.

Но еще более острая проблема заключается в том, что огромная часть общества вообще останется без средств к существованию. И не через 20−30 лет, а уже совсем скоро. Это те, кому в будущем государство откажет в пенсии по причине недостаточного трудового стажа и суммы выплаченных взносов.

Уже сейчас число отказов в назначении страховой пенсии по старости увеличивается с каждым годом. Если в 2017 году отказ получили 125 тысяч человек, то в 2018 году без пенсии оставили уже более 170 тысяч граждан. Очевидно, что число таких неприкаянных стариков и дальше будет только расти.

В настоящее время пенсионные взносы в ПФР не выплачивают 15 млн. человек. Скорее всего, это те, кто занят в «серой» экономике. По мере того, как они будут стареть, армия пожилых людей без средств к существованию станет многомиллионной. И после это власти и дальше будут утверждать, что Россия — социальное государство?

Интересы столь значительной части общества невозможно игнорировать. Чем дожидаться чрезвычайных социальных последствий, лучше уже сейчас отменить пенсионную реформу. Если Кремль не решится на такой шаг, часть голосов избирателей власти перетечет к левой оппозиции, выступающей против ограбления стариков.

Однако ничто не указывает на готовность власти не только отменить, но и даже скорректировать пенсионную реформу. Так, разумное предложение депутата Госдумы Николая Харитонова о возвращении прежнего пенсионного возраста на Севере и Дальнем Востоке для закрепления там местых жителей правительство отвергло.

Социальный психолог Алексей Рощин считает, что неплатежи россиян в ПФР имеют как объективную — экономическую, так и субъективную — психологическую причину.

— Цифра в 15 млн. россиян, которые не платят пенсионные взносы, коррелирует с тем, что говорила Ольга Голодец о масштабах теневой экономики в России. Там как раз говорилось о 15-ти, а то и 20 млн. неплательщиков. Это люди, занятые в так называемой гаражной экономике, которая никак не отражается в отчетности. Это всякого рода мастерские, лесопилки, шабашки , где люди работают чисто за «кэш», работают сезонно или вообще не работают, а живут с огородов.

К сожалению, многие плохо представляют себе, как живет реальная Россия. Ориентируются в основном на Москву и Петербург. Официальная экономика — это лишь часть экономики России.

«СП»: — Почему бы людям, раз они знают, что рискуют остаться без пенсии, не уволиться из «серой» компании и не устроиться в «белую»?

— Люди, может, и хотели бы официально зарегистрироваться, работать «в белую», отчислять, как положено в Пенсионный фонд, но для большой части населения просто нет такой возможности. Они могут либо работать неофициально у «серых» работодателей, либо вообще никак не работать. Это, кстати, касается и работодателей тоже. Они тоже порой живут на грани света и тьмы, и поэтому не могут и не хотят оформлять своих наемных работников официально, а значит, выплачивать взносы на них в ПФР. Они и сами часто не подпадают под пенсионное обеспечение.

Однажды, когда люди будут массово достигать пенсионного возраста, а оснований платить им пенсии не будет, эту проблему государству придется как-то решать.

«СП»: — Понятно, что подходящей работы порой нет, но значит, нужно искать, находить и все равно платить государству пенсионные взносы. Иначе, в 60−65 лет зубы на полку…

— Если оценивать эту ситуацию с психологической точки зрения, то тут, конечно, есть и надежда на русский авось. У многих наших людей очень низкий горизонт планирования. На Западе начинают копить на пенсию чуть ли не сразу после окончания университета — человеку еще только 22 года, а он уже прикидывает, какой у него будет пенсионный план и что будет делать на пенсии. И вообще там планируют и на 10, и на 15 лет вперед. А в России максимальный горизонт планирования — полгода. Дальше не загадывают. Причем, это уже у всех — и у тех, кто работает «в белую», и тех, кто работает «в серую».

«СП»: — Это что, люди сами виноваты?

— Наша история приучила людей, что в стране все порой меняется так внезапно и так быстро, что что-то планировать просто глупо. Есть даже поговорка: «Хочешь насмешить Бога, расскажи о своих планах». Поэтому люди не считают нужным даже когда они близко к пенсии, задумываться о том, на что они будут жить в старости.

Люди помнят историю с обнулением своих сбережений в 1991 году. Они копили-копили, верили, что у них масса денег, а это все превратилось в опилки. Потом, в 1990-е годы, примерно то же самое случилось и с пенсиями. В советский период была все-таки существенная дифференциация — пенсии повышенные, пониженные. А в 1990-е стали платить по минималке, да еще и с очень большой задержкой. Из последнего — заморозка накопительной части пенсий. Эта историческая память показывает людям, что нет смысла планировать надолго.

По мнению заместителя председателя комитета по социальной политике Госсовета Республики Татарстан Артема Прокофьева, отмена пенсионной реформы неизбежна, но для этого должна произойти смена власти в стране.

— У нас в республике я как раз занимаюсь социальным направлением. Когда говоришь с избирателями о пенсионной реформе, понимаешь, что люди чувствуют себя не просто обманутыми, но даже ограбленными государством. Это больше чем недоверие, которое и так было. Теперь все еще хуже. И это теперь долгосрочная история. Мы не знаем, как это в дальнейшем обернется для нашего государства.

«СП»: — К сожалению, теперь в отмену пенсионной реформы верится с трудом…

— Ничего подобного! Возвращение к показателям, которые у нас были — это абсолютно реальная вещь. Не менее реальная, чем смена правительства или другие изменения в стране. А то у нас порой все, что ни делает власть, начинает восприниматься как данность, которую нельзя изменить. Это абсолютно не так. Изменить можно и нужно и я уверен, что мы вернемся к прежним параметрам.

Однако отменить реформу властям тяжело и политически и морально, потому что это будет признанием собственной вины. Поэтому я думаю, что мы придем к отмене этой реформы, но это будет связано со сменой политического руководства нашей страны.

О подходах к вопросу пенсионного обеспечения в старости «СП» рассказала специалист по социальной защите Бюро Международной организации труда в Москве Ясмина Папа.

— Конвенция МОТ 1952 года устанавливает минимальные стандарты защиты на случай возникновения девяти видов социальных рисков, с которыми сталкивается человек на протяжении жизни. Среди этих рисков — старость. И Конвенция предполагает определенные обязательства стран с целью соблюдения ключевых принципов. Среди них: обеспечение финансовой, бюджетной и экономической устойчивости пенсионной системы, управление с участием всех заинтересованных сторон, предсказуемые и адекватные пособия и надлежащее управление.

«СП»: — Каков вообще международный опыт в определении размера пенсии?

— В качестве пособия по старости может быть минимальная доля прошлого заработка, либо минимальная доля заработной платы неквалифицированного работника (типичного получателя пособия).

Примеры из разных стран показывают, что заработная плата для расчета будущей пенсии определяется по-разному: это может быть средняя заработная плата за весь трудовой стаж работника (Германия) либо его/ее самая высокая заработная плата за определенный период (Бразилия и до последнего времени Австрия). Некоторые страны для расчета минимального размера пенсии в соответствии с Конвенцией № 102 используют заработную плату «стандартного получателя пособия» (неквалифицированного работника).

Другие (Германия, Нидерланды, Словения, Испания, Швеция, Румыния) для расчета пенсии работника берут сумму, равную 125% его/ее средней заработной платы. Такой подход является гендерно нейтральным. Решение о том, какой принцип использовать, принимается в ходе трехсторонних консультаций.

«СП»: — Помогла бы нам МОТ — вразумила бы наше правительство…

— МОТ готова поделиться опытом стран, которые прошли те же этапы, и предоставляет трехсторонним участникам (правительству, работодателям, работникам) технические консультации. Мы подготовили обзор состояния пенсионных систем в мире, где особое внимание уделено странам Латинской Америки и Центральной и Восточной Европы. Там приведены яркие примеры того, как реализация соответствующих мер влияет на пенсионную систему и жизнь конкретных людей.

Кроме того, МОТ ведет консультации с рядом стран на предмет внедрения предлагаемой МОТ многоуровневой пенсионной системы, которая ставит целью гарантировать всем гражданам минимальные пособия и обеспечить их постепенный рост.

«СП»: — Поскольку РФ подписала Конвенцию № 102, то хорошо бы с наших чиновников спрашивать построже за ее исполнение. В частности, за коэффициент замещения в 40% обещанный ими россиянам…

— В сентябре 2020 года Россия должна представить в Комитет экспертов МОТ по применению конвенций и рекомендаций отчет о применении Конвенции № 102. На разных стадиях подготовки отчет будет обсуждаться с трехсторонними участниками. Таким образом, все заинтересованные стороны смогут представить свои обоснованные комментации и дополнения. Мы готовы оказать техническое содействие своим трехсторонним участникам в подготовке доклада и поделиться примерами из других стран.

09.03.2017

Копи, пока молодой: через 20 лет в России пенсий не будет / Останутся лишь пособия для нищих и инвалидов

Лет через двадцать в России не будет пенсий в их теперешнем понимании. Будут лишь возрастные пособия по бедности и инвалидности. В таком «светлом будущем» уверен ректор Российской академии госслужбы при президенте РФ (РАНХиГС), эксперт Центра стратегических разработок Владимир Мау.

В интервью «Известиям» он предположил, что будущая модель пенсионного обеспечения будет выглядеть так: «Пенсию получает тот, кто заявляет, что ни семья, ни сбережения не позволяют ему жить в старости». По словам Мау, он не знает «ни одного человека среднего возраста, не говоря уже о молодежи, который в своей жизненной стратегии рассчитывает жить только (или преимущественно) на государственную пенсию». «Наверное, через поколение сложится ситуация, когда пенсия будет возрастным пособием по бедности и инвалидности. То есть она приобретет адресный характер. И на нее можно будет нормально жить», – спрогнозировал он. По мнению Мау, «чем богаче общество, тем меньше люди будут полагаться на государственную пенсию, они будут строить свои личные пенсионные траектории».

Он также призвал «не частить» с реформами пенсионной системы, а прежде – «определиться, чего мы хотим от этой системы». «Я считаю наиболее разумными предложения, позволяющие обеспечить достаточно высокий уровень пенсии для людей старшего пенсионного возраста. В этом смысле повышение пенсионного возраста справедливо, потому что оно позволяет сконцентрировать деньги на тех, кому они более всего нужны в настоящее время», – сказал он.

Мау привел такой пример: нельзя иметь низкие налоги и при этом высокое гарантированное пенсионное обеспечение. «Пенсионеры счастливы в Швеции и Норвегии. Введите подоходный налог в 50% и такой же примерно пенсионный возраст, как в этих странах, и пенсия будет высокой. Правда, из Швеции и Норвегии бежит молодежь. Там хорошо жить на пенсии, очень хорошо в детстве: там хорошо быть школьником, получить образование, заработать где-то на стороне, а потом вернуться доживать в Скандинавии. А молодежи там не очень хорошо живется из-за высоких налогов», – пояснил он.

Отметим, что по данным последнего исследования аналитического центра НАФИ (осень прошлого года), абсолютное большинство работающих сегодня граждан страны считают, что обеспечить им достойную пенсию должно государство, что входит в кардинальное противоречие с планами чиновников. Лишь 16% соотечественников тем или иным образом готовы участвовать в негосударственных программах, которые позволяют накопить на пенсию самостоятельно или за счет работодателей. А большинство – 78% – рассчитывают жить на любую государственную пенсию, хотя понимают, что на жизнь им этого не хватит.

Также в НАФИ отмечают, что нежелание заботиться о своей пенсии – принципиальная позиция, поскольку люди не верят уже ни в какие реформы, в том числе из-за постоянного реформирования и отсутствия стабильности. 79% опрошенных в 2014 году заявили, что не видят смысла планировать свою пенсию в постоянно меняющихся условиях, когда накопления в любой момент могут быть «заморожены».

15 февраля глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что Обязательные пенсионные накопления вряд ли будут разморожены. Мораторий на формирование накопительной составляющей пенсий был введен с 2014 года. Страховые взносы работодателей были полностью направлены в распределительную часть пенсионной системы. Мораторий несколько раз продлевали, в прошлом году взносы также были заморожены, из них сформировали антикризисный фонд в бюджете. По оценкам Ассоциации НПФ, за время действия заморозки накопительной части пенсии россияне уже потеряли 1,5 трлн рублей, в целом отмена накопительной части пенсии несет «колоссальные риски» для экономики и граждан.

Минфин и ЦБ 23 сентября прошлого года представили новую реформу российской пенсионной системы, предполагающую, что граждане сами должны создавать условия для формирования своей достойной пенсии – индивидуальный пенсионный капитал (ИПК). В обязательную страховую часть пенсии ведомства предлагают направлять отчисления в размере 22%, для добровольной накопительной части пенсии предусмотрен дополнительный тариф до 6%. Государство, по задумке авторов реформы, будет выступать гарантом накоплений. Тогда же Набиуллина заявила, что система добровольного пенсионного накопления позволит обеспечить пенсии среднему классу. Что делать большинству населения РФ, кто к этому самому классу не относится и с трудом сводит концы с концами от зарплаты до зарплаты, она не сочла нужным уточнить.

В середине февраля глава Минфина Антон Силуанов заявил, что переход на ИПК будет начат с 2019 года, то есть после президентских выборов.

Многие эксперты, оценивая предложения Минфина и ЦБ, заявили, что новая схема будет выгодна только людям с доходом выше среднего (50-60 тыс. рублей), при этом льгот, которые обещают власти, не хватит, чтобы заинтересовать население с меньшим достатком. По мнению экспертов, новая пенсионная реформа – всего лишь завуалированная форма повышения налогов и латания бюджетных дыр. Работать новая система не будет: у абсолютного большинства работающих россиян просто нет денег для их «добровольного вложения» в будущую пенсию. Экс-министр финансов Алексей Кудрин напомнил, что сейчас нет возможности откладывать деньги у 60% населения, так как весь доход они тратят на текущие нужды.

Комментируя идеи Минфина и ЦБ, экс-зампред ЦБ РФ Сергей Алексашенко тогда же заявил: «В очередной раз под видом пенсионной реформы обществу предлагается одобрить затыкание бюджетных дыр за счет повышения налоговой нагрузки».

После оценок экспертов и эмоциональных комментариев о том, что государство фактически планирует упразднить пенсионное обеспечение граждан, чиновники наперебой принялись разъяснять суть нововведений, противореча самим себе и друг другу. «Социальный» вице-премьер Ольга Голодец сначала заявила, что она настаивает на добровольном характере пенсионных накоплений. Но день спустя диаметрально сменила точку зрения, сказав, что в нынешних российских реалиях предложенная система не сможет работать эффективно. Глава Минтруда Максим Топилин заявил, что накопительный компонент пенсии после реформы будет обязательным. Набиуллина в свою очередь заявила, что новая концепция пенсионной системы предполагает сохранение обязательной государственной пенсии.

В октябре эксперты НАФИ представили доклад, в котором говорится, что предложенная схема в перспективе приведет к серьезным проблемам, причем не только в пенсионной сфере, но и с бюджетом в целом.

Москва, Зоя Березина

Москва. Другие новости 09.03.17

В Красноуфимском районе агрофирма задолжала сотрудникам 6,5 млн рублей. / С каждым днем все радостнее жить: россияне стали реже ходить в магазины за едой. / Биржевые курсы доллара и евро выросли на подешевевшей нефти. Читать дальше

В 18-20-25 лет мы не особо задумываемся о пенсии — ведь до нее еще далеко.

Но это не единственный фактор. Пенсия в России настолько маленькая, что о ней и не хочется задумываться, как об единственном источнике дохода в старости. Но это дело касается не только молодежи, но и всех остальных граждан.

Reconomica разберется, почему современная молодежь не переживает за пенсию, и чем это опасно для населения уже сейчас.

Молодежь и пенсия: что говорит статистика

Сначала рассмотрим, как выглядит современная экономика РФ.

Общая численность населения — почти 147 млн. Из них пенсионеров — почти 43 млн.

Трудоспособного населения — около 75 млн. Но только 48 млн из них работают официально (и то не факт, что их доход полностью «белый»). Получается, что около 1/3 работающих граждан — не платят налоги, и работают «в тени».

В 2017 году РАНХиГС проводила исследование, опрашивая молодых людей, работающих неофициально. По результатам оказалось, что 17.1% из них не захотел оформлять работодатель, 21.4% сами не захотели трудоустраиваться официально, и в 32.9% официальное оформление не интересовало ни сотрудника, ни работодателя. И еще у 25.4% не было возможности трудоустроиться официально. В целом 44.3% всех опрошенных хотели бы работать официально.

Больше всего неофициально трудоустроенной молодежи в таких отраслях:

услуги, торговля и транспорт (всего 51.9% опрошенных);

строительные и отделочные работы;

Чем опасно такое отношение для пенсионной системы

На всякий случай вкратце опишем, как работает пенсионная система.

Деньги на пенсии идут из налогов, которые платят те, кто сейчас работает. То есть если вы устроены официально — ваш работодатель платит 22% от вашего дохода государству, а оно выплачивает эти деньги кому-то в виде пенсии. Когда вы выйдете на пенсию — вы также будете получать ее с налогов следующего поколения молодежи.

Сейчас на пенсии находятся (или вот-вот выйдут граждане, родившиеся в послевоенные годы (45-64). Это так называемое поколение бэби-бумеров. В 1946 году численность РСФСР (не считая других союзных республик) была около 98.5 млн граждан. В 1964 — 125.18 млн. То есть за 18-20 лет родилось почти 30 млн граждан.

Но за следующие 20 лет население РСФСР увеличивалось намного медленнее. С 1965 по 1981 (так называемое «поколение икс») прирост составил всего 12 млн — более чем в 2 раза меньше. А затем наступила перестройка и «девяностые», и за следующие 20 лет численность россиян увеличивалась очень медленно.

Что получается: уменьшается соотношение пенсионеров к людям работоспособного возраста, на налоги которых и платятся пенсии. По прогнозам к 2020 году на 1 пенсионера будет 2 работника — что очень мало уже само по себе. И вдобавок тенденция не собирается улучшаться — то есть в будущем соотношение может ухудшиться еще больше.

Что молодежь думает о пенсионной реформе? (видео)

Почему сложилась такая ситуация?

Вот почему:

Выросло недоверие к пенсионной системе и к государству в целом. Если вам 20-25-30 лет, то до пенсии вам работать еще лет 30-40. Кто знает, какие изменения могут произойти за это время?

Размер пенсий такой, что проще самостоятельно вкладывать деньги для получения пассивного дохода, или для создания бизнеса.

Ослаблен контроль со стороны государства над «теневым» сектором. Контролировать самозанятых и малый бизнес — тяжело (хотя работа в этом направлении уже ведется). Поэтому при желании и работники, и работодатели могут уходить от уплаты налогов и от официального трудоустройства.

В последние несколько лет новости, касающиеся пенсионной системы — печальные. Заморозка накопительной пенсии, повышение пенсионного возраста, низкая скорость индексации — это факторы, которые не усиливают желание платить часть зарплаты в ПФР.

Мы больше отдаем в ПФР, чем будем получать. С условной зарплаты в 30 тысяч рублей мы отдаем 3900 (13%) в Пенсионный Фонд. За 1 год это 46 800 (больше чем полторы зарплаты), за 10 лет — 468 000, за 40 лет — 1 872 000 (почти 1.9 млн). Если выйти на пенсию в 65, получать условные 13 тысяч и прожить до 75 — государство выплатит вам 1.56 млн рублей (то есть меньше, чем вы ему заплатите). Вдобавок из-за инфляции и роста цен на жизнь эти 1.56 млн рублей через 20-30-40 лет будут «стоить» намного меньше.

Поменялся менталитет, отношение к жизни, к материальным ценностям. У советского человека прочно сидели в голове наборы стереотипов: нужен диплом, нужна официальная работа (а за работу нужно держаться всеми силами, даже если она плохая), нужна пенсия. Современный человек — более эгоистичен, менее зависим от мнения общества, и имеет больше возможностей зарабатывать без контроля со стороны государства.

Появилась возможность переехать в другую страну, имея востребованную специальность. Или даже не имея специальности.

Часть молодежи работает удаленно на иностранных заказчиков (которые платят налоги в стране, в которой зарегистрирована компания).

  • Главная
  • Правила
  • 16+






  • 0
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Будет ли пенсия у поколения Next?

Пенсионная реформа сулит современной молодежи мизерную пенсию

Большинство работающих граждан моложе 1966 г. р. с выходом на пенсию могут остаться с минимальным пенсионным пособием, которое, скорее всего, будет не выше прожиточного минимума. На такие меры правительство идет только того, чтобы обеспечить пенсиями нынешних пенсионеров и в очередной раз сделать им небольшую прибавку. Именно такой вывод напрашивается после последних изменений в пенсионном законодательстве. После того, как в декабре 2012 г. Госдумой был одобрен Федеральный закон №243 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного пенсионного страхования», подавляющая масса молодежи в будущем может оказаться без накопительной части своей пенсии, оставшись с базовой, Напомним, что базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости в настоящее время составляет 2963,07 рублей в месяц.

Для того, чтобы понять кактакое может получится, достаточно разобраться в том, какие отчисления и куда идут с зарплаты каждого работающего молодого человека, которые удерживает работодатель, перечисляя их во внебюджетные фонды. В настоящее время из зарплаты граждан вычитается 30% на уплату страховых взносов. Из них 22% зарплаты работодатель перечисляет в Пенсионный Фонд России (ПФР), 5,1% в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и 2,9% - в Фонд социального страхования (ФСС). На что расходуются средства, вычитаемые из зарплат граждан? Те, что перечисляются в ФСС, государство направляет на выплату пособий временной нетрудоспособности, на пособия по рождению и уходом за ребенком и т. д. За счет отчислений в ФОМС государство, считается, гарантирует гражданам бесплатную медицину. Как это все происходит на самом деле, мы прекрасно знаем. А вот те 22%, которые уплачиваются в ПФР, расходуются на пенсионные выплаты. Причем у граждан моложе 1966 г.р. страховые взносы в ПФР делятся на страховую и накопительную части. Страховая часть (ее еще часто солидарной называют) составляет 16% и расходуется по текущим обязательствам. Т.е. у каждого работающего гражданина в возрасте моложе 1966 г.р. взимается 16% с зарплаты на то, чтобы выплачивать пенсии нынешним пенсионерам. Накопительная часть страховых взносов в размере 6% откладывается молодым на их будущую пенсию. Потом по достижении пенсионного возраста накопленная этими взносами сумма будет выплачиваться в течении 20 лет. Иными словами, что накопил гражданин, честно работая и откладывая с зарплаты по 6%, то и получит на пенсии. Законодательство предусматривает, что каждый гражданин может сам распоряжаться своей накопительной частью, решая, доверить ли управление этими средствами негосударственному пенсионному фонду (НПФ) или частной управляющей компании. Однако большинство молодых граждан пока оставляют свои средства в ПФР.

Последние инициативы правительства направлены на то, чтобы вообще отменить накопительную часть взносов у тех граждан, которые продолжают «по умолчанию» отчислять ее в ПФР. Так, согласно последним изменениям в пенсионном законодательстве, с 2014 г. у тех граждан, кто никогда не выбирал управляющую компанию или НПФ для формирования пенсионных накоплений, накопительная часть пенсий будет формироваться на основе уже не 6%, а 2%-го перечисления страховых взносов в накопительную часть пенсии. При этом общая сумма страховых взносов в ПФР нисколько не уменьшится, просто эти 4% будут зачислятся в страховую их часть, которая увеличится с 16% до 20%. Это означает, что эти 4%, отчисляемые с зарплат молодых граждан будут идти уже не на их будущую пенсию, а на пенсию нынешних пенсионеров. Получается, что сегодняшние молодые люди, работая и отчисляя со своих зарплат страховые взносы в ПФР, будут обеспечивать пенсионными выплатами сегодняшних бабушек и дедушек, но когда сами выйдут на пенсию – останутся ни с чем, потому что накопить на достойную пенсию, уплачивая по 2% со скромной зарплаты, невозможно. Они будут получать «базовую» пенсию, которая, скорее всего, как и сегодня, будет символичной и ниже прожиточного минимума.

Правда, нововведения в законодательстве оставляют шанс молодым сохранить свою накопительную часть пенсии, оставив 6%-й взнос. Если «молчуны хотят сохранить» накопительный тариф в размере 6%, то в течение 2013 года им нужно написать соответствующее заявление в ПФР о перераспределении либо о переводе средств пенсионных накоплений в НПФ или УК. Тем не менее, стоит учитывать, что большая часть молодежи не интересуется современной пенсионной системой и не понимает, по каким принципам она работает. Поэтому многие, честно работая, оставляют «все как есть», не задумываясь, куда и на что расходуются средства, удерживаемые с их зарплат. Не удивительно, что в настоящее время в ПФР остаются накопительные счета около 45 млн граждан. Подавляющее большинство из них – те самые «молчуны», которые по своему незнанию всех тонкостей пенсионной системы и последних изменений в законодательстве могут так и не задуматься над вопросом формирования своей будущей пенсии. Скорее всего, порядка 80% из них в течении 2013 г. так и не явятся в ПФР, чтобы написать заявление о сохранении накопительной части страхового взноса в размере 6%. А потом изменить что-либо они уже не смогут. И проработав всю жизнь, уплачивая по 2% с зарплаты в счет своей будущей пенсии, они с удивлением обнаружат, насколько это мизерная сумма.

P . S . Этот же антинародный ФЗ-243 страховые взносы в ПФР с индивидуальных предпринимателей были увеличены фактически в 2 раза. Очевидно, правительство, не думает о том, что будет через 20-30 лет. Для властей важнее выудить дополнительные средства – не важно, за чей счет, чтобы ради сиюминутных коньюктурных интересов «заткнуть дыры» в бюджете ПФР.

Андрей НЕРЕТИН, обозреватель «ТС»

Исследователи из ВШЭ изложили свои выводы в докладе

В будущем страховые пенсии могут потерять общедоступность. К такому выводу пришли ученые из НИУ ВШЭ в докладе «Российская пенсионная система в контексте долгосрочных вызовов и национальных целей развития». Остаться без пенсий россияне могут, потому что сейчас на рынке труда растет доля неформальной занятости: примерно четверть от общего числа занятых работают без оформления, «в тени». Это значит, что молодежный тезис «да я на пенсию даже не рассчитываю» может стать реальностью.

Кроме того, в ближайшие десятилетия во всем мире увеличится доля людей пожилого возраста и, соответственно, нагрузка на пенсионную систему: Россию эта угроза тоже не минует.

Исследователи из ВШЭ изложили свои выводы в докладе

Фото: Геннадий Черкасов

Перед пенсионной системой стоит много рисков, считают специалисты ВШЭ, и коронакризис только усугубляет ситуацию. Один из трендов – повышение требований к стажу и величине индивидуального пенсионного коэффициента.

Действительно, если раньше для получения страховой пенсии было достаточно 5 лет трудового стажа, то с 2015 года стаж начали постепенно увеличивать до обязательных 15 лет к 2023 году.

Изменились и требования к величине индивидуального пенсионного коэффициента: в 2015 году для выхода на пенсию было достаточно коэффициента не ниже 6,6, а к 2023 году он должен быть не меньше 30.

Эта новая пенсионная формула для расчета страховой пенсии – одна из мер Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, которая была принята в 2012 году. Стратегия, собственно, и принималась для того, чтобы дать ответ на такие вызовы, как старение население, деиндустриализация, рост неформальной занятости. Вот только принималась она на этапе выхода из кризиса 2008-2009 годов.

Спустя восемь лет изменились внешние условия и само развитие пенсионной системы отклонилось от тех векторов, которые были обозначены в стратегии. Как отмечают авторы доклада, часть решений до сих пор не реализованы, но одновременно приняты другие – не предусмотренные в документе или даже противоречащие ему.

Один из примеров такого расхождения со стратегией – «заморозка» накопительной пенсии. Заморозить-то заморозили, а взамен ничего не предложили. «Ни один из прорабатывающихся правительством проектов стимулирования добровольных пенсионных накоплений до сих пор не принят, что ставит под угрозу достижение задачи по формированию приемлемого уровня пенсионных прав для среднего класса», – отмечают исследователи.

В целом ученые выделили шесть специфических особенностей российской пенсионной системы, которые несут в себе риски для ее развития. Это высокая доля неформальной и скрытой занятости, низкий уровень заработных плат, распределение бремени страховых взносов на работодателя без участия работника, дисбаланс между требованиями к минимальному страховому стажу для назначения страховой пенсии и ожидаемым периодом пенсионных выплат, большое количество категорий пенсионеров-досрочников, отсутствие системного подхода к развитию пенсионной системы в целом.

Проректор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов считает, что угроза лишиться страховых пенсий над будущими пенсионерами пока не висит. «У нас в Конституции прописана обязанность государства платить пенсии, и там же четко определена структура пенсий: солидарная система с принципами социального страхования.

Старение населения и рост неформальной занятости – это вызовы для государства, но их наличие не знает, что все пропало. У нас число пожилых по отношению к трудоспособным , например, меньше, чем в Европе. Проблема роста теневой занятости тоже решаема – обязать самозанятых платить взносы в ПФР», – рассуждает эксперт.

Что касается системы накопительных пенсий, ее эффективность – это вопрос высоких заработных плат. «Накопительная пенсия – это привилегия хорошо обеспеченных граждан, которые имеют устойчивую занятость на протяжении нескольких десятков лет. Таких у нас пока немного. Могут ли остаться только накопительные пенсии? Нет. Ни одно государство, которое хочет оставаться стабильным, не заменит государственные пенсии добровольными», – заключил наш собеседник.

Читайте также: