Страховые взносы в 2008 году в пенсионный фонд какие были проценты

Опубликовано: 23.04.2024

glavbukha_net_vznos_ip

Взносы в фиксированном размере обязаны платить все индивидуальные предприниматели , независимо от своей системы налогообложения, ведения (или отсутствия) коммерческой деятельности и наличия доходов. Если предприниматель осуществляет трудовую деятельность по найму по трудовому договору, и за него уплачиваются страховые взносы работодателем, то это не может быть основанием для освобождения ИП от уплаты взносов в фиксированном размере.

1 ЭТАП (для всех ИП)

В 2020 году тарифы для платежей ИП «за себя» при доходе 300 тыс. рублей и меньше составляют:

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — 32 448 руб.

v В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 8 426 руб.

Всего за 2020 год размер минимальных фиксированных взносов для ИП составляет: 40 874 руб. Перечислить сумму фиксированных взносов необходимо в срок до 31 декабря 2020 года включительно.

2 ЭТАП (Только для ИП, годовой доход которых превысил 300 000 руб.)

В 2020 году тарифы для платежей ИП «за себя» при доходе больше 300 тыс. рублей составляют:

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — по тарифу 1% С полученных доходов ИП свыше 300 000 руб. за год. При этом сумма всех платежей ИП за себя ограничена суммой 268 010 руб.

Перечислить сумму пенсионных взносов с дохода свыше 300 тыс. рублей за 2020 год необходимо в срок до 01 июля 2021 года включительно.

1 ЭТАП (для всех ИП)

В 2019 году тарифы для платежей ИП «за себя» при доходе 300 тыс. рублей и меньше составляют:

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — 29 354 руб.

v В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 6 884 руб.

Всего за 2019 год размер минимальных фиксированных взносов для ИП составляет: 36 238 руб.

2 ЭТАП (Только для ИП, годовой доход которых превысил 300 000 руб.)

В 2019 году тарифы для платежей ИП «за себя» при доходе больше 300 тыс. рублей составляют:

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — по тарифу 1% С полученных доходов ИП свыше 300 000 руб. за год. При этом сумма всех платежей ИП за себя ограничена суммой 234 832 руб.

Уплачиваются с 1 января 2017 года не в Пенсионный фонд, а в территориальную налоговую инспекцию по месту регистрации предпринимателя. Это касается и уплаты долгов по взносам за прошлые годы.

1 ЭТАП (для всех ИП)

В 2018 году тарифы для платежей ИП «за себя» при доходе 300 тыс. рублей и меньше составляют:

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — 26 545 руб.

v В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 5 840 руб.

Всего за 2018 год размер минимальных фиксированных взносов для ИП составляет: 32 385 руб.

2 ЭТАП (Только для ИП, годовой доход которых превысил 300 000 руб.)

В 2018 году тарифы для платежей ИП «за себя» при доходе больше 300 тыс. рублей составляют:

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — по тарифу 1% С полученных доходов ИП свыше 300 000 руб. за год. При этом сумма всех платежей ИП за себя ограничена суммой 212 360 руб.

Уплачиваются с 1 января 2017 года не в Пенсионный фонд, а в территориальную налоговую инспекцию по месту регистрации предпринимателя. Это касается и уплаты долгов по взносам за прошлые годы.

1 ЭТАП (для всех ИП)

В 2017 году тарифы для платежей ИП «за себя» при доходе 300 тыс. рублей и меньше составляют:

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — 23 400 руб.

v В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 4 590 руб.

Всего за 2017 год размер минимальных фиксированных взносов для ИП составляет: 27 990 руб.

2 ЭТАП (Только для ИП, годовой доход которых превысил 300 000 руб.)

В 2017 году тарифы для платежей ИП «за себя» при доходе больше 300 тыс. рублей составляют:

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — по тарифу 1% С полученных доходов ИП свыше 300 000 руб. за год. При этом сумма всех платежей ИП за себя ограничена суммой 187 200 руб.

Уплачиваются с 1 января 2017 года не в Пенсионный фонд, а в территориальную налоговую инспекцию по месту регистрации предпринимателя. Это касается и уплаты долгов по взносам за прошлые годы.

1 ЭТАП (для всех ИП)

В 2016 году тарифы для платежей ИП «за себя» при доходе 300 тыс. рублей и меньше составляют:

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — 19 356 руб. 48 копеек

v В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 3 796 руб. 85 копеек

Всего за 2016 год размер минимальных фиксированных взносов для ИП составляет: 23 153 руб. 33 копейки

2 ЭТАП (Только для ИП, годовой доход которых превысил 300 000 руб.)

В 2016 году тарифы для платежей ИП «за себя» при доходе больше 300 тыс. рублей составляют:

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — по тарифу 1% С полученных доходов ИП свыше 300 000 руб. за год. При этом сумма всех платежей ИП за себя ограничена суммой 154 851 руб. 84 копейки

1 ЭТАП (для всех ИП)

В 2015 году тарифы для платежей ИП «за себя» при доходе 300 тыс. рублей и меньше составляют:

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — 18 610 руб. 80 копеек

v В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 3 650 руб. 58 копеек

Всего за 2015 год размер минимальных фиксированных взносов для ИП составляет: 22 261 руб. 38 копеек

2 ЭТАП (Только для ИП, годовой доход которых превысил 300 000 руб.)

В 2015 году тарифы для платежей ИП «за себя» при доходе больше 300 тыс. рублей составляют:

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — по тарифу 1% С полученных доходов ИП свыше 300 000 руб. за год. При этом сумма всех платежей ИП за себя ограничена суммой 148 886 руб. 40 копеек

1 ЭТАП (для всех ИП)

В 2014 году тарифы для платежей ИП «за себя» при доходе 300 тыс. рублей и меньше составляют:

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — 17 328 руб. 48 копеек

v В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 3 399 руб. 05 копеек

Всего за 2014 год размер минимальных фиксированных взносов для ИП составляет: 20 727 руб. 53 копейки

2 ЭТАП (Только для ИП, годовой доход которых превысил 300 000 руб.)

В 2014 году тарифы для платежей ИП «за себя» при доходе больше 300 тыс. рублей составляют:

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — по тарифу 1% С полученных доходов ИП свыше 300 000 руб. за год. При этом сумма всех платежей ИП за себя ограничена суммой 138 628 руб.

В 2013 году тарифы для платежей ИП «за себя» составляют:

1966 год рождения и старше

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — 32 479 руб. 20 копеек

1967 год рождения и моложе

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — 24 984 руб. 00 копеек

v В Пенсионный фонд (накопительная часть) — 7 495 руб. 20 копеек

Независимо от года рождения

v В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 3 185 руб. 46 копеек

Всего за 2013 год размер минимальных фиксированных взносов для ИП составляет: 35 664 руб. 66 копеек

В 2012 году тарифы для платежей ИП «за себя» составляют:

1966 год рождения и старше

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — 14 386 руб. 32 копеек

1967 год рождения и моложе

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — 11 066 руб. 40 копеек

v В Пенсионный фонд (накопительная часть) — 3 319 руб. 92 копеек

Независимо от года рождения

v В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 2 821 руб. 93 копеек

Всего за 2012 год размер минимальных фиксированных взносов для ИП составляет: 17 208 руб. 25 копеек

В 2011 году тарифы для платежей ИП «за себя» составляют:

1966 год рождения и старше

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — 13 509 руб. 00 копеек

1967 год рождения и моложе

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — 10 392 руб. 00 копеек

v В Пенсионный фонд (накопительная часть) — 3 117 руб. 60 копеек

Независимо от года рождения

v В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 1 610 руб. 76 копеек

v В Территориальный фонд обязательного медицинского страхования — 1 039 руб. 20 копеек

Всего за 2011 год размер минимальных фиксированных взносов для ИП составляет: 16 158 руб. 96 копеек

В 2010 году тарифы для платежей ИП «за себя» составляют:

1966 год рождения и старше

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — 10 392 руб. 00 копеек

1967 год рождения и моложе

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — 7 274 руб. 40 копеек

v В Пенсионный фонд (накопительная часть) — 3 117 руб. 60 копеек

Независимо от года рождения

v В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 571 руб. 56 копеек

v В Территориальный фонд обязательного медицинского страхования — 1 039 руб. 20 копеек

Всего за 2010 год размер минимальных фиксированных взносов для ИП составляет: 12 002 руб. 76 копеек

В 2009 году тарифы для платежей ИП «за себя» составляют:

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — 4 849 руб. 60 копеек

v В Пенсионный фонд (накопительная часть) — 2 424 руб. 8 0 копеек

Всего за 2009 год размер минимальных фиксированных взносов для ИП составляет: 7 274 руб. 40 копеек

В 2008 году тарифы для платежей ИП «за себя» составляют:

v В Пенсионный фонд (страховая часть) — 2 576 руб. 00 копеек

v В Пенсионный фонд (накопительная часть) — 1 288 руб. 00 копеек

Всего за 2008 год размер минимальных фиксированных взносов для ИП составляет: 3 864 руб. 00 копеек

Вам нужна помощь в подготовке платежных документов на уплату пенсионных взносов ИП, подготовке налоговой и бухгалтерской отчетности, расчету налоговых платежей, регистрации, изменению в ЕГР ИП или ликвидации ИП? Специалисты компании ГлавБуха.net рады предложить свою помощь. Работаем со всеми регионами РФ. Предлагаем услуги удаленного бухгалтера и юриста.

В Письме УФНС РФ по Рязанской области от 01.02.2008 N 12-22/01086@ сообщаются тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2008 году, сообщает сайт oplatatruda.ru (http://oplatatruda.ru/docs/6D8CAF074D23C824C32573F7001AA1C1.html)

Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области также обращает внимание работодателей-страхователей, которые производят выплаты физическим лицам, на изменения в 2008 году тарифов страховых взносов для лиц 1967 года рождения и моложе.

С 1 января 2008 года тарифы страховых взносов установлены статьей 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Для страхователей, выступающих в качестве работодателей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, и крестьянских (фермерских) хозяйств, установлены следующие тарифы страховых взносов:

База для начисления
страховых взносов на
каждое физическое лицо
нарастающим итогом с
начала года
Для лиц 1966 года
рождения и старше
Для лиц 1967 года рождения и моложе
на финансирование
страховой части
трудовой пенсии
на финансирование
страховой части трудовой
пенсии на финансирование
накопительной части
трудовой пенсии
До 280000 рублей 14,0 процента 8,0 процента 6,0 процента
От 280001 рубля до
600000 рублей
39200 рублей + 5,5
процента с суммы,
превышающей 280000
рублей
22400 рублей + 3,1
процента с суммы,
превышающей 280000 рублей 16800 рублей + 2,4
процента с суммы,
превышающей 280000
рублей
Свыше 600000 рублей 56800 рублей 32320 рублей 22480 рублей

Для страхователей, выступающих в качестве работодателей-организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, и крестьянских (фермерских) хозяйств, установлены следующие тарифы страховых взносов:

База для начисления
страховых взносов на
каждое физическое лицо
нарастающим
итогом с начала
года
Для лиц 1966 года
рождения и старше
Для лиц 1967 года рождения и моложе
на финансирование
страховой части
трудовой пенсии
на финансирование
страховой части
трудовой пенсии на финансирование
накопительной части
трудовой пенсии
До 280000 рублей 10,3 процента 4,3 процента 6,0 процента
От 280001 рубля до
600000 рублей
28840 рублей +
5,5 процента с
суммы,
превышающей
280000 рублей
12040 рублей + 3,1
процента с суммы,
превышающей 280000
рублей 16800 рублей + 2,4
процента с суммы,
превышающей 280000
рублей
Свыше 600000 рублей 46440 рублей 21960 рублей 22480 рублей

До 1 января 2008 года (в течение 2005 - 2007 годов) для страхователей, которые указаны в подпункте 1 пункта 1 статьи 6 данного Закона и выступают в качестве работодателей для лиц 1967 года рождения и моложе, применялись ставки страховых взносов, установленные пунктом 2 части 1 статьи 33 данного документа.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения" при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

В соответствии со статьей 20 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, и ввести их в действие с 1 января 2002 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Правила
учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал
(утв. постановлением Правительства РФ от 12 июня 2002 г. N 407)

1. Настоящие Правила определяют порядок учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования (далее именуется - расчетный пенсионный капитал).

2. Расчетный пенсионный капитал является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии и формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее именуется - Фонд), а также пенсионных прав в денежном выражении, приобретенных до 1 января 2002 г.

3. Учет страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, осуществляется страховщиком - Фондом.

4. Страховые взносы, поступившие в Фонд на финансирование страховой части трудовой пенсии, учитываются в расчетном пенсионном капитале нарастающим итогом.

5. В составе расчетного пенсионного капитала учитываются суммы страховых взносов, поступившие в Фонд за застрахованное лицо на финансирование страховой части трудовой пенсии в течение всего периода, предшествующего назначению или перерасчету пенсии.

Суммы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии включаются в расчетный пенсионный капитал в тот период, в котором они фактически поступили.

6. В случае если застрахованное лицо не осуществляло работу и (или) иную трудовую деятельность в течение 12 месяцев со дня установления ему страховой части трудовой пенсии, сумма расчетного пенсионного капитала, принятого во внимание при ее установлении, уточняется с учетом сумм страховых взносов, поступивших на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица в течение указанных 12 месяцев.

Размер назначенной страховой части трудовой пенсии подлежит корректировке с учетом уточненных сведений о поступивших страховых взносах и ранее предоставленных страхователем данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования о сумме страховых взносов, уплаченных им в Фонд. Указанные сведения и данные принимаются во внимание при определении суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера этой части указанной пенсии. Такая корректировка производится с 1 июля года, следующего за годом, в котором была назначена трудовая пенсия.

7. Включение в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц сумм страховых взносов, поступивших в Фонд от страхователей, производится по окончании календарного года на основании представленных страхователями в территориальные органы Фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета и имеющихся в территориальных органах Фонда данных о суммах начисленных страховых взносов и суммах страховых взносов, поступивших в Фонд за календарный год.

При этом осуществляется учет фактически поступивших в Фонд сумм страховых взносов.

ГАРАНТ:

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. N 9-П пункт 1 статьи 10 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ, в той мере, в какой содержащиеся в нем нормативные положения позволяют не включать определенные периоды в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части

Впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду РФ необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета

См. также Определение Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2007 г. N 798-О-О

Поступившие суммы текущих платежей по страховым взносам, а также платежей по страховым взносам за прошлые периоды распределяются по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц пропорционально суммам начисленных страховых взносов.

ГАРАНТ:

См. письмо ПФР от 1 июля 2002 г. N КА-16-27/5835

В связи с вступлением в действие с 01.01.2015 года Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – Закон №400-ФЗ) не применяется Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон №173-ФЗ), за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Закону № 400-ФЗ.

В этой связи при установлении страховой пенсии применяются нормы Закона № 173-ФЗ, касающиеся исчисления расчетного пенсионного капитала до 1 января 2015 года, включая оценку пенсионных прав путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 года и валоризацию величины расчетного пенсионного капитала, а также исчисления размера трудовой пенсии по состоянию на 31 декабря 2014 года.

Базой для определения размера трудовой пенсии (по состоянию на 31.12.2014 года) является расчетный пенсионный капитал застрахованного лица, который формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 01.01.2002 и пенсионных прав в денежном выражении, приобретенных до 01.01.2002.

Страховые взносы за период с 2002 по 2014 год учтены на лицевых счетах застрахованных лиц в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Они подлежат поэтапной индексации на коэффициенты индексации расчетного пенсионного капитала, которые были утверждены Правительством Российской Федерации (таблица 1).

Коэффициенты индексации расчетного пенсионного капитала Правовое основание
на 1.01.2002 - 1,307 (1,065 х 1,09 х 1,126) пост. Правит-ва РФ от 13.03.2003 № 152
на 1.01.2003 - 1,177 (1,08 х 1,09) пост. Правит-ва РФ от 15.03.2004 № 141
на 1.01.2004 - 1,114 (1,0628 х 1,048) пост. Правит-ва РФ от 11.07.2005 № 417
на 1.01.2005 - 1,127 (1,06 х 1,063) пост. Правит-ва РФ от 24.03.2006 № 166
на 1.01.2006 - 1,16 (1,062 х 1,092) пост. Правит-ва РФ от 27.03.2007 № 183
на 1.01.2007 - 1,204 (1,12 х 1,075) пост. Правит-ва РФ от 25.03.2008 № 205
на 1.01.2008 - 1,269 (1,08 х 1,175) пост. Правит-ва РФ от 21.03.2009 № 248
на 1.01.2009 - 1,1427 (1,075 х 1,063) пост. Правит-ва РФ от 18.03.2010 № 168
на 1.01.2010 -1,088 (1,088х1,0) пост. Правит-ва РФ от 7.04.2011 № 255
на 1.01.2011 - 1,1065 (1,07х1,0341) пост. Правит-ва РФ от 27.03.2012 № 238
на 1.01.2012 - 1,101 (1,066х1,033) пост. Правит-ва РФ от 27.03.2013 № 263
на 1.01.2013 - 1.083 (1,065х1,017) пост. Правит-ва РФ от 28.03.2014 № 240

В качестве документа, подтверждающего сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, принимается выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования (пункт 68 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения к фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №958н от 28.11.2014).

Согласно положениям пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении пенсии. Таким образом, для исчисления размера страховой пенсии принимаются во внимание суммы страховых взносов, которые по состоянию на день вынесения решения об её установлении учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица и, соответственно, отражены в выписке из индивидуального лицевого счета.

Закончился 2008 год. Для бухгалтеров наступает горячая пора – период подготовки персонифицированных сведений в ПФР. О порядке формирования данного отчета написано немало. Настоящая статья посвящена не столько порядку заполнения форм отчетности, сколько процессу подготовки к формированию сведений: начиная с определения лиц, в отношении которых представляются данные сведения, и заканчивая передачей сведений и перечнем отчетности. Такой всесторонний подход позволит избежать ошибок и, как следствие, представления уточненных сведений.

Подготовительный этап: сбор данных и их проверка

Шаг 1. Определяем перечень лиц, на которых подаются сведения

Статьей 8 Закона от 01.04.1996 № 27 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27 ФЗ) установлены общие правила представления сведений о застрахованных лицах.

Застрахованные лица – лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 № 167 ФЗ (далее – Закон № 167 ФЗ).

Согласно ст. 7 этого закона к застрахованным лицам относятся:

– постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане;

– лица без гражданства.

При этом указанные физические лица должны работать по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору.

На практике у бухгалтеров организаций часто возникают вопросы о начислении страховых взносов на ОПС на выплаты работникам, не являющимся гражданами РФ. Разъяснения налогоплательщикам по вопросу начисления взносов на ОПС на выплаты и вознаграждения иностранным гражданам неоднократно давали Минфин и ФНС. Суть этих разъяснений состоит в следующем: в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяется статус иностранного гражданина для целей отнесения его к категории застрахованных лиц:

– временно проживающий в РФ иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание (подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в РФ до получения вида на жительство);

– постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин – лицо, получившее вид на жительство (документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в РФ, а также их права на свободный выезд из РФ и въезд в РФ);

– временно пребывающий в РФ иностранный гражданин – лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту (документ, содержащий сведения о въезжающем или прибывшем в РФ иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке его временного пребывания в РФ), но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Таким образом, если иностранные граждане имеют статус временно проживающих или постоянно проживающих в РФ, то они относятся к категории застрахованных лиц и с выплат, начисленных в их пользу, должны начисляться взносы на обязательное пенсионное страхование (письма Минфина РФ от 25.06.2007 № 03 04 06-01/200, от 03.08.2006 № 03 05 02-04/124, УФНС по г. Москве от 27.06.2007 № 18-11/3/060497@, от 30.05.2007 № 21-13/050457@, от 18.05.2007 № 8-11/3/056937@, от 17.05.2007 № 21-18/409, от 30.11.2006 № 18-11/3/104917).

Шаг 2. Проверяем персональные данные лиц, на которых представляются сведения

Если неправильно указаны ФИО, дата рождения, номер страхового пенсионного свидетельства, отделение ПФР после проверки данных сведений потребует уточнения. Поэтому во избежание ошибок, прежде чем приступить к формированию сведений, нужно проверить следующие реквизиты. [1]

Что проверяем?

Зачем это нужно?

Правильность указания ФИО застрахованного лица, введенного в программу для формирования отчета. Если были изменения в этих реквизитах, то должны быть получены новые свидетельства и новые данные должны быть в бухгалтерии, а также отражены в программе

Данные реквизиты отражаются в формах СЗВ-4-1, СЗВ-4-2 и являются обязательными для заполнения

Подпункт 2 п. 2 ст. 11 Закона № 27 ФЗ, п. 43 Инструкции № 192п1

Правильность указания номера страхового пенсионного свидетельства. Некоторые программы позволяют проверять правильность отражения номера, так что можно воспользоваться этим, сформировав предварительный отчет с целью проверки именно страховых номеров. При отсутствии такой возможности проводится визуальная проверка структуры страхового пенсионного номера. Структура номера выглядит следующим образом: ХХХ-ХХХ-ХХХ ХХ. Нужно проверить, чтобы один и тот же номер свидетельства не повторялся у нескольких работников. Также необходимо проверить соответствие реквизитов страхового свидетельства реквизитам документов, удостоверяющих личность

Данный реквизит указывается в формах СЗВ-4-1, СЗВ-4-2 и является обязательным

Подпункт 1
п. 2 ст. 11, ст. 15 Закона № 27 ФЗ, п. 43 Инструкции № 192п

Правильность указания даты рождения

Именно от даты рождения зависит правильность применения ставки страхового тарифа

Статья 22
Закона № 167 ФЗ

Адрес для направления информации о состоянии лицевого счета. В случае изменения в 2008 году данного реквизита нужно внести соответствующие коррективы в базу данных

Является одним из реквизитов форм СЗВ-4-1, СЗВ-4-2 и указывается при представлении форм впервые, а также при изменении реквизита

Пункт 43 Инструкции № 192п

Шаг 3. Привлекаем к подготовке отчетности в ПФР кадровика

Индивидуальные сведения, представляемые в Пенсионный фонд, содержат информацию не только о суммах начисленных взносов, но и о стаже работы сотрудников. А поскольку сведения о стаже сотрудников заполняются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица (п. 27 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования [2] (далее – Инструкция № 318), к подготовке отчетности в ПФР необходимо привлечь и кадровика. Для составления отчета в ПФР кадровая служба должна представить в бухгалтерию следующие сведения.

Какие сведения?

Зачем это нужно?

Данные о периодах работы лиц, в отношении которых представляются сведения в Пенсионный фонд. Сведения формируются на основании приказов о приеме, увольнении

Являются одним из обязательных реквизитов форм СЗВ-4-1, СЗВ-4-2

Подпункты 3, 4 п. 2 ст. 11 Закона № 27 ФЗ, п. 43 Инструкции № 192п

Данные о периодах нахождения лиц в отпусках без сохранения заработной платы. Целесообразно сравнить данные со сведениями, имеющимися в бухгалтерии

Являются реквизитом форм СЗВ-4-1, СЗВ-4-2 и вносятся при наличии таких периодов

Пункт 43 Инструкции № 192п

Данные о периодах временной нетрудоспособности

Данные о женщинах, находящихся в декретном отпуске, отпуске по уходу за ребенком. Нужно сравнить с данными, имеющимися в бухгалтерии

Указываются при заполнении формы СЗВ-4-1

Пункты 37, 43 Инструкции № 192п

Данные о лицах, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам, в частности даты начала и окончания срока действия договора

Указываются при заполнении формы СЗВ-4-1-1

Подпункты 3, 4 п. 2 ст. 11 Закона № 27 ФЗ, п. 43 Инструкции № 192п

Данные о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Используются при заполнении формы СЗВ-4-1

Подпункт 5 п. 2 ст. 11 Закона № 27 ФЗ, п. 37, 43 Инструкции № 192п

Все представленные сведения должны относиться к отчетному периоду – с 01.01.2008 по 31.12.2008. Все полученные данные необходимо внести в программу, используемую для составления отчета.

Шаг 4. Проверяем правильность начисления страховых взносов

Как мы уже говорили ранее, для составления отчета необходимы сведения о суммах начисленных страховых взносов (пп. 7 п. 2 ст. 11 Закона № 27 ФЗ), которые используются при заполнении как формы СЗВ-4-1, так и формы СЗВ-4-2 и являются обязательными реквизитами указанных форм (п. 43 Инструкции № 192п). Кроме того, данные о суммах начисленных взносов в совокупности по всей организации используются при заполнении формы АДВ-11 (п. 48 Инструкции № 192п). Для этого работники бухгалтерии, в частности отдела по начислению заработной платы, должны провести проверку своей работы за истекший год.

Что проверить, с чем сверить и на основании чего проверять?

Как должно быть?

Проверяем наличие индивидуальных карточек

На каждое застрахованное лицо должна быть карточка, отражающая суммы начисленных выплат и страховых взносов. МНС РФ разработаны формы индивидуальных и сводных карточек и порядок их заполнения. Данные формы утверждены Приказом МНС РФ от 27.07.2004 № САЭ-3-05/443. Форма карточек, утвер

В целях организации ведения учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленных страховых взносов на ОПС

Пункт 2 ст. 14 Закона № 167 ФЗ, п. 4 ст. 243 НК РФ

жденная данным приказом, носит рекомендательный характер

Проверяем правильность базы для начисления страховых взносов

При начислении взносов учитываются любые выплаты и вознаграждения вне зависимости от формы, в которой они осуществляются, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица – работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования.

Выплаты, не подлежащие налогообложению, поименованы в ст. 238 НК РФ

Сумма страховых взносов определяется исходя из базы для начисления страховых взносов и ставки тарифа страхового взноса. В случае искажения базы будет искажена сумма страховых взносов

Статья 10,
п. 1 ст. 24
Закона № 167 ФЗ, гл. 24 НК РФ (ст. 236, 237, 238 НК РФ)

Проверяем применение льгот

Статья 239 «Налоговые льготы» НК РФ на правоотношения по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не распространяется

Применение указанной статьи при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование приведет к искажению базы и, как следствие, суммы начисленных взносов

Статья 10
Закона № 167 ФЗ, Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 № 79, письма Минфина РФ от 29.05.2007 № 03-04-06-02/101, от 16.04.2007 № 03-04-06-02/73

Проверяем правильность применения ставки страхового тарифа

Тарифы страховых взносов устанавливаются в зависимости от возраста застрахованного лица. С 01.01.2008 страхователям надо исчислять взносы на ОПС по ставкам, приведенным в п. 2 ст. 22 Закона № 167- ФЗ (Таблица 1)

Сумма страховых взносов определяется исходя из базы для начисления страховых взносов и ставки тарифа страхового взноса. Применение неправильной ставки приведет к искажению суммы начисленных взносов

Пункт 2 ст. 22, п. 1 ст. 24 Закона № 167 ФЗ

Проверяем правомерность применения регрессивной шкалы

Шкала тарифов страховых взносов является регрессивной. Возможность применения регрессии зависит только от базы страховых взносов, исчисленной с начала года на каждого работника. Особое внимание при проверке необходимо уделить работникам, сумма базы у которых достигает предельных значений – 280 000 и 600 000 руб., дающих право для применения регрессивной шкалы

Для правильного исчисления суммы взносов

Пункт 2 ст. 22, п. 1 ст. 24 Закона № 167 ФЗ

Наличие данных по обособленным подразделениям

В случае наличия обособленных подразделений сверяем суммы, начисленные по каждому сотруднику, в целом с суммой, полученной в результате сложения данных по каждому подразделению. Проверку необходимо проводить в отношении лиц, работающих в пределах организации, но в разных обособленных подразделениях

Указываются в форме СЗВ-4 -1

Пункт 43 Инструкции № 192п

Соответствие данных в карточках (индивидуальных и сводных) данным бухгалтерского учета по каждому сотруднику и в целом по организации

Данные, отраженные в индивидуальных (сводных) карточках, должны совпадать с данными, отраженными в бухгалтерском учете организации. Следует также проверить соответствие сумм в отношении страховой и накопительной частей трудовой пенсии

Данные используются при заполнении форм СЗВ-4-1, СЗВ-4-2, АДВ-11

Пункт 1 ст. 11 Закона № 27 ФЗ, п. 43, 48 Инструкции № 192п

Соответствие данных бухгалтерского учета
в отношении уплаченных взносов аналогичным данным отделения ПФР,
где зарегистрирована организация

До составления отчетности целесообразно провести сверку расчетов с Фондом в части уплаченных сумм

В случае расхождения уплаченных сумм взносов на обязательное пенсионное страхование, указанных страхователем в форме АДВ-11, с данными Фонда отчет не примут

База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Для лиц 1966 года рождения и старше

Для лиц 1967 года рождения и моложе

на финансирование страховой части трудовой пенсии

на финансирование страховой части трудовой пенсии

на финансирование накопительной части трудовой пенсии

От 280 001 руб. до 600 000 руб.

39 200 руб. + 5,5% с суммы, превышающей 280 000 руб.

22 400 руб. + 3,1% с суммы, превышающей
280 000 руб.

16 800 руб. + 2,4% с суммы, превышающей
280 000 руб.

Свыше 600 000 руб.

Заполняем сведения

После того, как проверены все данные и исправлены ошибки, если они были, можно приступить к составлению отчета.

Что и когда заполнять?

Формы и порядок заполнения сведений утверждены Постановлением Правления ПФ РФ от 31.07.2006 № 192п. Какие документы и в каких случаях заполнять, вы узнаете из таблицы.

Наименование формы

Когда заполняется?

Индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица (форма СЗВ-4-1)

Форма СЗВ-4-1 заполняется страхователями при представлении сведений о застрахованном лице, у которого в расчетном периоде были какие либо условия для назначения досрочной трудовой пенсии, которые отражаются в таблице «Стаж работы за отчетный период», либо при необходимости выделения отдельных периодов работы, периодов ухода за детьми, получения пособия по беременности и родам и т. д.

Индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица (списочная форма СЗВ-4-2)

Форма СЗВ-4-2 заполняется при представлении сведений о застрахованных лицах, не имеющих в расчетном периоде каких либо условий для досрочного назначения трудовой пенсии, кроме указываемых в реквизите «Территориальные условия» формы АДВ-6-1

Опись документов, передаваемых страхователями в ПФР (форма АДВ-6-1)

Ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (АДВ-11)

Заполняется по организации в целом и является отдельной пачкой документов

Формируем пачки

Порядок формирования пачек документов. Заполненные формы (СЗВ-4-1, СЗВ-4-2) группируют в пачки. В пачку могут входить только однотипные документы (не считая описи и списка) – либо СЗВ-4-1, либо СЗВ-4-2. Например, если на предприятии работают всего два человека, на одного из которых составлена форма СЗВ-4-1, а на другого СЗВ-4-2, придется комплектовать две пачки отчетности.

В пачке документов, содержащей сведения по форме СЗВ-4-1, допускается наличие не более 200 документов (на каждое застрахованное лицо заполняется форма СЗВ-4-1, следовательно, в пачке, содержащей 200 документов, представлены сведения на 200 человек). Для пачек, содержащих формы СЗВ-4-2, число застрахованных лиц, представленных в пачке, не должно превышать 200 (п. 6 Инструкции № 192п).

Обратите внимание: Сведения по форме СЗВ-4-2 представляются в отдельных пачках по работникам, работающим в различных территориальных условиях.

Пачка документов сопровождается описью документов, передаваемых в ПФР, которая является неотъемлемой частью пачки документов.

Опись документов. Документы, передаваемые в ПФР, начиная с 2002 года сопровождаются описью по форме АДВ-6-1 «Опись документов, передаваемых страхователем в ПФР» (п. 7 Инструкции № 192п).

Кроме того, к пачке прилагается список застрахованных лиц, на которых представляются сведения. Данный список составляется в произвольной форме и прилагается к пачке после формы АДВ-6-1.

Приведем пример списка.

Нередко территориальные органы ПФР кроме описи требуют от страхователей составлять пояснительную записку к представляемым сведениям. Форму записки, а также необходимость ее наличия вы можете уточнить в своем отделении ПФР. (Пример формы такой записки приведем на стр. 53.) Однако следует отметить, что представлять пояснительную записку вы не обязаны, поскольку ее наличие не предусмотрено ни Законом № 27 ФЗ, ни нормами Инструкции № 192п.

Брошюруем пачку. Каждую сформированную пачку, состоящую из формы АДВ-6-1, списка застрахованных лиц, сведений СЗВ-4-1 или СЗВ-4-2, следует прошить, листы пронумеровать. Концы скрепляющей нити связывают с тыльной стороны и заклеивают небольшой полоской бумаги для проставления печати и надписи «В пачке прошито, пронумеровано и скреплено печатью… листов».

Все документы пачки вместе с описью и списком заверяются подписью руководителя и печатью организации.

На описи пачки документов дополнительно указывается заверительная надпись, заполняемая страхователем (работодателем).

Заверяю, что содержание всех документов, входящих в пачку, состоящую из вышеприведенного числа форм, верно.

Читайте также: