Зачем правительство засекретило новый законопроект о пенсиях

Опубликовано: 16.05.2024

Очевидно, что так называемая пенсионная реформа в России – благодаря её авторам – не просто зашла в тупик. Она обанкротилась. И о самом ярком подтверждении данного тезиса стало известно сегодня – Минфин засекретил новый этап пенсионной реформы.

Что скрывают чиновники? Почему у важнейшего законопроекта появился гриф секретности? Какую неадекватность можно на этот раз ждать от тех, кого мы содержим на свои налоги? На мой взгляд, речь идёт о запуске постепенного отказа от государственных пенсий и переходу к самостоятельному формированию гражданином накоплений на старость.

Из законодательных проектировок Минфина на 2021 год, а документ размещён на его официальном портале, следует, что проект закона о новой добровольной накопительной пенсионной системе в России готовится под грифом "секретно".

Эта работа продлится до 15 декабря, когда ведомство Силуанова должно подготовить свои законодательные предложения. В тексте документа идея новой пенсионной реформы обозначена как возможность формирования российскими гражданами за счёт личных взносов своего пенсионного дохода. Особо отмечен тот факт, что Минфин имеет в виду негосударственное пенсионное обеспечение, правда, при стимулирующей роли государства.

Из всех законодательных инициатив это единственный законопроект, у которого гриф "секретно". Почему было принято подобное решение, Минфин не поясняет.

"Я не знаю, чего там, честно говоря, можно секретить, потому что это не имеет отношения к каким-то стратегическим делам страны. Да, это не оружие, это не какие-то планы противостояния врагу. Если только врагом не считать народ, который должен как бы принести деньги куда-то там каким-то управляющим, – отметил финансовый эксперт Дмитрий Голубовский. – Я так понимаю, что основная идея государства заключается в том, чтобы стимулировать население отдавать деньги управляющим компаниям, которые являются частью частной пенсионной системы, на самом деле крайне неэффективной. Сколько там пенсионных фондов этих негосударственных украло денег вкладчиков при полном попустительстве Центрального банка, я говорить не буду. Это отдельная история всего этого мошенничества. Кстати говоря, я сам попал на эту же историю, поэтому знаю всё это очень хорошо. Я тоже был из тех, кто накопительную часть пенсии формировал и написал в своё время заявление о переводе денег из государственного в частный пенсионный фонд. Что они там секретят, я не знаю. В любом случае никакого доверия дополнительного это не вызывает к этим инициативам, потому что доверие вызывала бы в данном случае открытость, обсуждение и, вообще говоря, понимание того, каким образом они сохранность этих денег собираются обеспечить в будущем. Потому что, когда это обязательство государства, ну, я понимаю, что государство мне что-то гарантирует. Плохое оно, хорошее, выполняет, не выполняет – ну ладно, это всё-таки государство. Когда мы имеем дело с накоплениями в частной пенсионной системе, которая себя до этого полностью уже дискредитировала, какие дополнительные меры вы предложите, чтобы не повторять старые истории? Ну кроме там каких-то надзоров, гарантий дополнительного надзора со стороны Центрального банка, я не знаю. Хотя в надзор Центрального банка я верю не особо, вот если честно, и вообще Центральному банку я верю не особо. В связи с этим посмотрим, конечно, что они придумают, но я советую людям скептически относиться к этим инициативам".

Да, это уже очевидный факт: все предыдущие инициативы Минфина и ЦБ по пенсионной реформе, мягко говоря, провалились. Ни одна из целей не достигнута. Более того, из-за так называемой заморозки "накопительной" части пенсии был подорван основополагающий принцип – доверие между государством и гражданами. После этой "аферы века", когда у нас фактически украли более 3 трлн рублей и продолжают это воровство по сей день, ни о каком доверии не может идти речи. Как можно доверять тем, кто действует по принципу вокзальных жуликов и аферистов? И самое печальное, что грифом "секретно", на мой взгляд, чиновники Минфина эту ущербную практику решили продолжить. Теперь речь пойдёт о манипуляциях с ценными бумагами и налоговыми льготами.

"Минфин предлагает гражданам получать дополнительный доход, две пенсии, за счёт личных инвестиций при стимулирующей политике государства. То есть государство должно давать, возможно, какие-то налоговые льготы при инвестиции граждан, например в ценные бумаги, если они пойдут потом на пенсионный доход. Но мне кажется, почему это разрабатывалось с грифом "секретно", – возможно, что концепция Минфина просто очень сырая и нет какой-то единой государственной политики на этот счёт, нет единого мнения госорганов. Поэтому Минфин, возможно, хочет пока засекретить эти бумаги с учётом того, что недавно доходы от операций с ценными бумагами были обложены дополнительными налогами, в том числе и инвестиции в государственные ценные бумаги тоже облагаются сейчас налогом – согласно последним нововведениям, которые вступают в силу с этого года. Поэтому, возможно, какого-то единого мнения в правительстве на этот счёт нет и Минфин хочет засекретить этот законопроект, пока не будет сформирована какая-то единая концепция в отношении этого законопроекта", – предположил экономист Сергей Суверов.

Сколько было в новейшей российской истории так называемой пенсионных реформ? Четыре, пять, шесть? Никто не может дать точный ответ, как нет ответа и по поводу пенсионных баллов, которые народ величает весьма крепким словом. Нет ответа и на вопрос, чего достиг Минфин совместно с Банком России за годы, прошедшие после повышения пенсионного возраста. Где их разработки? Почему простому человеку, если он "протирает штаны", работодатель указывает на дверь, а эти деятели продолжают сидеть в своих кабинетах и изображать бурную деятельность? Где их так называемый гарантированный пенсионный продукт (ГПП)? Где реальный, а не имитационный проект индивидуального инвестиционного счёта третьего типа (ИИС-3)? Где это всё? Возможно, это мое оценочное суждение, пауза возникла не случайно. Идёт подготовка к более кардинальным изменениям.

"Вот вы знаете, мне кажется, именно потому, что есть недоверие, сомнение как минимум в нашей пенсионной системе, разработку проекта закона пока что засекретили, потому что наверняка там будет очень много самых разных обсуждений, которые очень сильно отразятся на социальных прежде всего настроениях в обществе. Политики это понимают. Именно потому разработку закона засекретили, – отметил экономист Антон Шабанов. – А при этом важно, чтобы потом в дальнейшем не засекретили сам законопроект, когда он уже будет готов, и, разумеется, все этапы его принятия, чтобы это было действительно публичное обсуждение. Об этом пока что не говорится. Поэтому понять с социальной точки зрения то, что сейчас происходит, можно, конечно. Хотелось бы видеть какие-то обсуждения раньше, чтобы понимать, например, в глобальном смысле, к чему готовиться. Но если вот так вот решила наша власть, тут ничего не поделаешь. Опять же – главное, чтобы всё это осталось на стадии проекта засекречено, потом уже сам законопроект чтобы в обязательном порядке обсуждался публично. Сейчас это очень такая расплывчатая, размытая формулировка того проекта, который разрабатывают, потому что это может быть как просто такое софинансирование со стороны государства пенсий, которые человек себе копит сам, то есть без участия пенсионного фонда, так это и вообще могут быть такие первые зародыши, если можно так назвать, перехода от государственной пенсии на полностью частную, когда вообще будет полностью, предположим, как таковой отменён Пенсионный фонд – ну, предположим такой вариант развития событий. Поэтому непонятно, что именно там обсуждается. Наверное, поэтому в том числе и засекречен этот самый законопроект и его разработка. Непонятно, что там будет по итогу, но в любом случае, безусловно, законопроект будет важный, потому что касаться он будет всех нас, и если там будут действительно какие-то кардинальные реформы, а не просто какое-то латание дыр экономических, которое мы видели в последних итерациях, связанных с пенсиями, ну тогда это будет действительно какой-то серьёзный шаг вперёд".

Отказ от государственной пенсионной системы и переход на самостоятельное формирование гражданином своей "подушки безопасности" на старости лет – это, на мой взгляд, и есть цель, которую будет преследовать Минфин, разрабатывая новые свои законодательные инициативы. Да, государство будет гарантировать минимум, но это минимум физиологического выживания. Всё остальное человек сам должен себе сформировать. Это будет титаническое изменение сознания в России. Фактически речь идёт об отказе от модели социального государства. Станет ли данное утверждение реальностью, будет понятно, когда с законодательной инициативы Минфина будет снят гриф секретности.

Что скрывает Минфин

До конца года Минфин должен внести в правительство законопроект о новой добровольной накопительной системе пенсий. Что Минфин работает над этим – не секрет. Но вот федеральный закон на эту тему готовят под грифом «секретно». А ведь речь идет о документе, положения которого, по идее, должны касаться максимально широкого числа граждан. Зачем финансовому ведомству нужна подобная таинственность, мы спросили экспертов.

Что скрывает Минфин

Фото: Ольга Шуклина

Минфин планирует не позднее 15 декабря 2021 года внести на рассмотрение в правительство законопроект о новой добровольной накопительной пенсионной системе. Суть описывают в плане законопроектной деятельности министерства так: «Возможность формирования гражданами за счет личных взносов дополнительных источников финансирования пенсионного дохода в системе негосударственного пенсионного обеспечения при стимулирующей поддержке государства».

Вопрос о создании в стране новой, работоспособной системы пенсионных накоплений – один из самых болезненных и для властей, и для граждан. После введения с 2014 года моратория на формирование пенсионных накоплений, Минфин и ЦБ представили целый ряд новых вариантов, которые так и не были доведены до реализации.

Сначала на повестку дня встала система индивидуального пенсионного капитала (ИПК), которая предполагала, в частности, принудительный характер формирования гражданами пенсионных средств. Концепция вызвала нешуточные споры относительно того, насколько обязательным должно быть участие граждан, с зарплат которых предполагалось взимать новый побор.

В 2019 году на смену ИПК пришел так называемый гарантированный пенсионный план (ГПП). Он предполагал, что обязательной подписки на накопительную пенсию не будет, а работник сможет добровольно копить на будущую пенсию за счет личных взносов с зарплат в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Для участников программы предложили ввести налоговые льготы, разрешить им досрочно снимать накопления в тяжелых жизненных ситуациях, а также позволить передавать накопленное по наследству. Также предполагалось, что участники схемы смогут по собственному желанию устанавливать и изменять размер пенсионных взносов. Запустить новую систему предполагалось в 2021 году.

Но потом случились смена правительства, поправки в Конституцию, удар пандемии, и ГПП предпочли отложить на неопределенный срок. Что вполне логично: для того, чтобы работники добровольно отказались сегодня от части зарплаты в пользу накоплений «на старость», они должны быть достаточно высокооплачиваемыми. А таких в России и раньше было немного (самых богатых можно не рассматривать: понятно, что они уже и так обеспечили себе безбедную старость), а коронакризис, ознаменовавшийся массовым падением доходов, еще больше сузил круг этих счастливчиков.

Ясно одно: успех будущей системы пенсионных накоплений напрямую зависит от того, как много граждан будет в нее вовлечено. Чем больше – тем более жизнеспособной окажется система пенсионных накоплений, как бы она ни называлась, и какая бы аббревиатура при этом не использовалась. Казалось бы, это условие предполагает широкую общественную дискуссию готовящегося законопроекта, которую, собственно, и ждали от правительственных разработчиков. Но пока получили вместо нее режим глухой секретности. Возникает вопрос: почему так? Его мы адресовали финансовым экспертам.

«Секретность может быть связана с общей непопулярностью любых пенсионных реформ. Обсуждать публично новые реформы в пенсионной сфере – это, скорее всего, заранее настраивать людей против таковых», – считает аналитик компании «Финам» Алексей Коренев.

«Документы, касающиеся реформ пенсионной системы, всегда привлекают множество внимания, поэтому, вероятно, профильные ведомства предпочитают не создавать лишнего шума раньше времени», - разделяет мнение коллеги Анна Бодрова, старший аналитик ИАЦ «Альпари».

Но если в чем-то понять разработчиков независимые эксперты еще могут, то разделить их подход к избыточной секретности – не готовы. «Любые изменения внутри системы пенсионных гарантий должны быть максимально прозрачными. Реформирование пенсионной системы затянулось, она малопонятна и совсем непредсказуема. Так быть не должно», — считает Бодрова.

Эксперты также объясняют повышенную секретность, связанную с этим законопроектом, его возможной политизацией. На это указывает дата внесения законопроекта в Госдуму – 15 декабря 2021 года. То есть уже после подведения итогов парламентских выборов, запланированных на сентябрь. А раз так, значит, в содержание документа будут явно внесены, мягко говоря, непопулярные пункты. «Реакция общества будет зависеть от степени экстрима, предлагаемого в плане рисков для населения. Ясно одно, что Минфин снова ищет варианты сократить государственные издержки, а раз ищет, обязательно найдет», - утверждает Анна Бодрова.

Наша собеседница предполагает, что речь пойдет о плавном отказе от части пенсионного обеспечения на уровне Пенсионного фонда России (ПФР) в пользу добровольных накоплений. «Правда, непонятно, зачем при таком подходе большинству россиян нужны будут услуги ПФР, но со временем это будет лучше видно», - говорит Бодрова.

Не исключено, что правительство готовит революционный сценарий для проекта накопительных пенсий сценарий - отсюда и гриф «секретно», рассуждает Пётр Пушкарёв, шеф-аналитик TeleTrade. По его мнению, тема пенсионных накоплений - очень живая и горячая, поэтому публике и не хотят раньше времени сообщать подробностями. Возможно, для того, чтобы уберечь людей от будущего разочарования. «Главное, что не осталось сомнений в добровольном характере накопительного компонента: ни для самих граждан, ни для их работодателей эти дополнительные накопления никто не сделает обязаловкой. Кроме того, почти наверняка накопления будут наследуемыми, а вот остальные смелые идеи могут прорабатываться ещё долго в самых разных сочетаниях», - считает эксперт.


Документ с заковыристым названием «Проект федерального закона, предусматривающий возможность формирования гражданами за счет личных взносов дополнительных источников финансирования пенсионного дохода в системе негосударственного пенсионного обеспечения при стимулирующей поддержке государства» планируется внести в правительство 15 декабря, сообщает Министерство финансов. Соответствующий пункт под номером 15 содержится в «Плане законопроектной деятельности Минфина на 2021 год», который опубликован на сайте министерства.

На первый взгляд ничего особенного — власти, в который уже раз, хотят как-то мотивировать граждан обеспечивать старость самостоятельно. После того как в 2014 году был введен мораторий на формирование накопительной части пенсии, Минфин и Банк России обсуждали уже несколько вариантов трансформации системы обязательного пенсионного страхования (ОПС).

С 2016 по 2019 год чиновники работали над планом внедрения «индивидуального пенсионного капитала» (ИПК), но потом на первый план вышло повышение пенсионного возраста и всем стало не до капиталов. На смену «индивидуальному капиталу» пришел «гарантированный пенсионный план» (ГПП). Законопроект о ГПП даже был опубликован для обсуждения в конце октября 2019 года, но тут грянула эпидемия и о пенсионных планах все забыли.


Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»

Видимо, во время карантина начальников посетила какая-то новая пенсионная идея, воплотившееся в проекте закона. И все бы ничего, если бы не одно обстоятельство, честно отраженное в «Плане законопроектной детальности».

Законопроект о новом варианте накопительной пенсии «разрабатывается с грифом «секретно».

То есть в замыслах власти насчет наших пенсий нечто такое, чего людям не положено знать ранее 15 декабря, то есть времени, когда гражданам придется иметь дело уже с новым составом Государственной думы. И вряд ли задуманные инновации будут в пользу граждан — иначе власть похвасталась бы своими идеями сейчас.

Краткий пенсионный курс

Нынешняя пенсионная система в России, как и многое другое, была установлена товарищем Сталиным. Первые пенсии начали назначать только в 1928 году: шахтерам, металлургам и рабочим военных заводов. Приоритеты власти были ясны сразу: кто рассчитывает на казенное обеспечение в старости, должен был в молодости трудиться на индустриальных гигантах пятилетки.

При этом максимальная пенсия не превышала 300 рублей — и это была пенсия для особо заслуженных людей. Остальные пенсионеры могли рассчитывать на 120–150 рублей (в середине 1930-х прожиточный минимум составлял 200 рублей).

Колхозникам пенсий не полагалось. На пенсию также не могли рассчитывать ни домохозяйки, ни те, кто жил «самодеятельным трудом». Советская власть требовала официального трудового стажа, причем на государственном предприятии.

При этом «советские служащие» смогли «выходить на пенсию» только в 1937 году. Пенсии для них тоже были невелики.

Снова о пенсионной системе вспомнили в 1956 году, когда право на государственную пенсию официально получили все рабочие и служащие (о колхозниках речь не шла). Средний размер пенсии составлял не более 28% от среднего заработка.

Еще через десять лет был создан Централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников, куда отчислялись 4% доходов колхозов и в случае необходимости добавлялись деньги из бюджета. Колхозная пенсия колебалась в интервале 12–20 рублей.

К пенсионному вопросу властям пришлось вернуться уже в середине 70-х, когда на пенсию собралось выходить поколение 1914–1924 годов рождения. Это были люди, лопатами выкопавшие котлованы под фундамент Сталинградского тракторного завода и теми же лопатами выкопавшие под Сталинградом противотанковые рвы. И это было именно то поколение, которое могло спросить «За что боролись?» и «Как жить дальше»? Тем более что никакого «коммунизма к 1980 году» этим людям обещать было уже нельзя.

Вот тогда и появилась пенсия в 132 рубля, превышавшая даже среднюю зарплату. Однако условия для получения такой пенсии были самые жесткие: долголетний непрерывный стаж работы на одном месте в сочетании с высокой зарплатой. Пенсия, жестко зависевшая от продолжительности и непрерывности трудового стажа, должна была удерживать народ на рабочих местах крепче, чем сталинские указы об укреплении трудовой дисциплины.

Большинство же пенсий были маленькими — в позднем СССР при зарплате в 50 рублей можно было рассчитывать на пенсию в 85% от зарплаты (то есть на 42,5 рубля), а при зарплате в 100 рублей — уже только на 50% (то есть на 50 рублей). В 1986 году средняя пенсия по стране составляла 75 рублей. Кстати, официально работать, получая и зарплату, и пенсию, было нельзя — исключение делалось только для «военных» пенсионеров. Так что заметными в общих доходах граждан пенсии стали только в конце 1980-х.

Тайна пенсионного калькулятора

Замечательный российский экономист Сергей Журавлев писал: «Коэффициент замещения (отношение пенсии к средней зарплате), который в «советском» 1990 году был равен 0,37 (122 рубля пенсия по старости при 303 рублях зарплаты), в дальнейшем резко отстал и вплоть до 2008 года составлял 0,26-0,27.

При этом положение пенсионеров даже при равном коэффициенте замещения выглядело хуже на фоне работающих, чем в советское время.

Причина — изменения в относительных ценах. Если средний индекс цен, протянутый по показателям помесячной инфляции с конца 1990-го на 2008 год, составит 47,77 (с учетом деноминации), то потребительская корзина пенсионера, состоящая главным образом из продовольствия, подорожала сильнее — в 100–200 раз. Кроме еды пенсионер также потребляет услуги транспорта, ЖКХ и медикаменты, которые очень сильно подорожали за пореформенный период…»


Фото: Елена Лукьянова / «Новая в Петербурге»

При этом пенсионная нагрузка на финансовую систему РФ продолжает расти — как следствие выхода на пенсию советских «бумеров» 1950-х годов рождения и вступления в трудоспособный возраст сравнительно малочисленного поколения 1990-х. Это наложение двух волн резко повышает пенсионную нагрузку на работающих.

Поэтому логика начальства, желающего заставить людей самим собирать себе на пенсию, понятна и объяснима. Но как это сделать?

Неожиданное решение может подсказать нам калькулятор сложных процентов. Допустим, условный «гражданин Иванов» на протяжении 45 лет трудовой деятельности будет получать среднюю зарплату — и ни копейкой больше. По прошлогодним данным Росстат оценивает ее в 52 123 рубля «до уплаты налогов». Давайте для простоты возьмем сумму в 50 тысяч и исключим из нашего расчета инфляцию вместе с экономическим ростом. Тогда мы можем сказать, что на протяжении 540 месяцев работодатели гражданина Иванова будут перечислять в Пенсионный фонд по 11 тысяч рублей (22% от зарплаты). Получится, что за 45 лет Иванов «накопит» 5 940 000 рублей? Нет, это неправильный расчет, ведь деньги Иванова могут размещаться на инвестиционном счете, с накоплением процентов, пусть даже под 4% годовых.

И тогда — после 45 лет упорной работы с ежемесячным «откладыванием» 22% от начисленной 50-тысячной зарплаты, «личный пенсионный фонд» гражданина Иванова составит 16 миллионов 659 тысяч 514 рублей и 46 копеек. Чтобы не крохоборничать, пусть будет 16 600 000. Если допустить, что на пенсии гражданин Иванов проживет еще лет 20, в месяц он сможет получать не менее 69 000 рублей.

Понятно, что это самая примитивная модель (где мы не учитывали ни инфляцию, ни рост ВВП). И понятно, что начальство «инвестирует» наши пенсии «не так». Но эта модель наводит нас на мысль, что человек за всю жизнь в развивающейся экономике и при устойчивой банковской системе может накопить, в принципе, довольно значительную сумму. На старость, во всяком случае, хватит.

Но что-то мешает российской власти это сделать самой. Или она не хочет на самом деле создать условия, чтобы граждане могли эти деньги накопить самостоятельно. В этом нежелании, видимо, и скрыт главный пенсионный секрет.

Снижение пенсионного возраста в России

Вопрос о повышении возраста выхода граждан России на пенсию остаётся актуальным и болезненным. Возможно ли сейчас вернуть его к дореформенным показателям, и что на этот счёт думают эксперты и представители Кремля, расскажет информационное агенство ВикиПрофит.

Возраст выхода на пенсию могут снизить – эксперт назвал условия для новой пенсионной реформы

С 1 января 2019 года в России была осуществлена масштабная пенсионная реформа, направленная на повышение возраста выхода на пенсию практически всех граждан страны. Нововведение вызвало массу недовольств, которые продолжаются до сих пор.

Перспективы возврата в дореформенное положение пенсионной сферы в настоящее время неясны, но есть ряд условий, при которых это становится более реальным.

Ключевым шагом к достижению этой цели должна стать выгодная продажа российской нефти и газа. По словам Валерия Миронова именно это принесёт дополнительную прибыль стране и сделает возможным наполнение казны Пенсионного фонда, и, соответственно, ввести послабления по возрасту для российских пенсионеров.

Изменения вряд ли произойдут в 2021 году, так как Федеральный бюджет на текущее время сформирован и утверждён, и изменения в финансировании пенсионных реформ в него заложено не было.

Новый законопроект готовят в Госдуме – «Справедливая Россия» добивается снижения пенсионного возраста

На рассмотрение в Госдуму внесено предложение депутатами партии «Справедливая Россия». Чиновники ходатайствуют за возврат в стране прежнего возраста выхода на пенсию, который был до 1 января 2019 года.

Одной из причин повышения пенсионного возраста в РФ было стремление последовать примеру запада, где, по большей части, этот показатель завышен.

Также представитель партии отметил, что поднятие пенсионного возраста еще сильнее усугубило одну из главных социальных проблем России – низкие заработные платы и удешевление рабочей силы. По его мнению, возврат к прежним возрастным показателям способен несколько улучшить общее положение в стране.


Кому из россиян положена досрочная пенсия и её повышение – категория льготников и список профессий

В 2021 году обновлён список профессий, которые могут уйти на заслуженный отдых раньше своих соотечественников. Об этом сообщило Министерство труда и разработало для Пенсионного фонда России законопроект, который расширил список специальностей и организаций, работники которых могут выйти на пенсию досрочно.

К их числу относятся:

  1. Учителя.
  2. Медицинские работники.
  3. Пожарные и спасатели.
  4. Машинисты железнодорожного транспорта.
  5. Шахтёры.
  6. Водители автобусов и троллейбусов.
  7. Работники лесозаготовок.
  8. Сотрудники метро.
  9. Деятели искусства.
  10. Работники текстильного производства.

У каждой категории необходимый стаж выхода на пенсию варьируется от 25 до 30 лет, таким образом, средний возраст граждан на этот момент составляет 45-50 лет.

Почетный член президиума Союза пенсионеров России Людмила Пискунова рассказала, что некоторым категориям льготников положено повышение пенсионных выплат в 2021 году. Это касается людей, имеющих государственные награды и звания. Также повышение коснется граждан, верных деятельности в своём регионе – их стаж должен быть не менее 40 лет в одном субъекте России.

Отмена пенсионной реформы в России возможна в 2021 году

Отмена пенсионной реформы в России возможна в 2021 году

Какой период работы войдет в стаж для начисления досрочного выхода на пенсию – решение премьерминистра

В марте 2021 года Михаилом Мишустиным был подписан новый законопроект, который касался изменений в подсчёте трудового стажа для выхода на льготный заслуженный отдых.

По словам Пенсионного фонда это условие станет доступно только в том случае, если работодатели на время учёбы будут продолжать отчислять налог в ведомство и сохранят за сотрудниками их рабочие места.

Как и прежде в стаж будет включаться оплачиваемые отпуска и время получения пособий по безработице.


Повышение пенсий работающим пенсионерам стало реальностью – новый законопроект рассмотрят в Госдуме в феврале 2021 года


Будет ли в России индексация пенсии в апреле 2021 года работающим пенсионерам и повышение социальных пенсий


«Всем положена доплата»: социальная прибавка 6000₽ и 8000₽ неработающим пенсионерам с февраля 2021 года

Краткое содержание:


На днях стало известно о том, что Минфин готовит законопроект о новой добровольной пенсионной системе. Но вот ознакомиться с самим законопроектом не представляется возможным, так как он находится под грифом «секретно».

Засекреченность такого важного социального закона, который должен коснуться, по сути, десятков миллионов россиян, мягко сказать, смущает.

Зачем финансовому ведомству нужна такая таинственность? И что за новую реформу готовят для россиян законотворцы?

Что за законопроект?

На официальном интернет-портале Минфина 17 февраля был размещен «План законопроектной детальности Министерства Финансов РФ на 2021 год» ( Подробнее >>> ), в котором отражены задачи министерства по законотворчеству на грядущий год, а также сроки внесения законопроектов на рассмотрение в Правительство.

Из пункта 15 этого документа следует, что Минфин планирует не позднее 15 декабря 2021 года внести на рассмотрение в Правительство законопроект о новой добровольной накопительной пенсионной системе.

Но самое интересное, что в сноске под данным документом отмечено, что «законопроект разрабатывается под грифом «секретно».

Зачем такая секретность?

Получается, что в замыслах власти насчет наших пенсий на данный момент имеется нечто такое, чего людям не положено знать ранее 15 декабря. Но ведь данный закон является социально-значимым и коснется огромного числа россиян.

Действительно, зачем же такая секретность? Ведь, как показала практика, реформы и законопроекты, которые правительство ранее разрабатывало без должного обсуждения в обществе, без привлечения независимых экспертов, всегда приводили к печальным результатам и провалам. Возьмем, например, «мусорную реформу» или повышение пенсионного возраста.

Что скрывается под грифом «секретно»?

Я, конечно, не ясновидящая, но предположить, зачем наши власти засекретили столь значимый для всех граждан законопроект, все же попытаюсь.

Во-вторых, не стоит обольщаться, что задуманные инновации будут в пользу граждан, иначе власть накануне выборов похвасталась бы своими идеями и не стала ставить гриф «секретно» на законопроекте. Поэтому, скорей всего, в содержание документа внесены непопулярные меры.

Какие это могут быть меры? Давно известно, что Минфин изыскивает различные варианты сокращения государственных издержек. Особенно не нравится нашей власти то обстоятельство, что на пенсионное обеспечение приходится делать огромные ежегодные трансферы из федерального бюджета.

Собственно, в целях сокращения этих трансферов и была в 2018 году принята пенсионная реформа, которая увеличила возраст выхода на пенсию для россиян на 5 лет. Но за два с лишним года, прошедшие после начавшегося в стране постепенного повышения пенсионного возраста, эффект экономии для федерального бюджета оказался совсем незначительным. Государство, как и раньше, продолжает делать то, что эта реформа должна была остановить или в существенной степени придержать – компенсировать выпадающие доходы из Пенсионного фонда за счет вливания из федерального бюджета (об этом я писала в своей отдельной публикации «Провал Пенсионной реформы. Позор, о котором молчит вл).

Поэтому Минфин продолжает упорно думать, как же сократить эти расходы. Так как никаких основательных идей у представителей власти по поводу создания в стране новой, работоспособной пенсионных системы нет, они вынуждены придумывать, как же выкроить бюджетные деньги из того, что есть. Тут как в песне «Я его слепила, из того, что было»…

Напомню, что после того как в 2014 году был введен мораторий на формирование накопительной части пенсии, власти обсуждали несколько вариантов трансформации системы обязательного пенсионного страхования. С 2016-го по 2019 год чиновники работали над планом внедрения индивидуального пенсионного капитала (ИПК), но потом на первый план вышло повышение пенсионного возраста, и всем стало не до капиталов. В 2019 году на смену «индивидуальному капиталу» пришел «гарантированный пенсионный план» (ГПП). Законопроект о ГПП даже был опубликован для обсуждения в конце октября 2019 года, но тут грянула эпидемия, и о пенсионных планах все забыли.

Ясно одно — наши власти в своих реформах явно зашли в тупик. Поэтому они уже даже боятся выставить свои идеи на обзор общественности. И, на мой взгляд, наши законотворцы за неимением другой альтернативы сейчас будут прежде всего склоняться к плавному отказу от пенсионного обеспечения государства в пользу добровольных накоплений граждан на свои пенсии. Проще сказать, власти будут стараться постепенно переложить пенсионное обеспечение на плечи самих будущих пенсионеров. Поэтому о столь непопулярных мерах, тем более накануне выборов власти и решили умолчать.

Депутат Госдумы Валерий Рашкин в ходе митинга КПРФ в Москве 23 февраля заявил о том, что российские власти подводят страну к пропасти. Он считает, что такие изменения в законе скорее всего приведут к краху всей пенсионной системы страны.

Изменения в законах, которые касаются всего населения страны, на мой взгляд, должны быть максимально прозрачными. Над этими законами должны думать специалисты, для их обсуждения должны привлекаться независимые эксперты и общественность. Однако наши власти предпочли сделать из законопроекта, который касается самой злободневной проблемы для всего населения страны — проблемы пенсионного обеспечения, тайну, покрытую мраком, лишь бы перед предстоящими выборами публично не обсуждать новые реформы, не создавать лишнего шума и не привлекать внимание людей к новым непопулярным мерам.

Если публикация вам понравилась, прошу поддержать ее и поставить лайк, если не понравилась – дизлайк.

Любая оценка для меня важна!

Читайте также: