Во сколько военные уходят на пенсию в казахстане

Опубликовано: 23.04.2024

Сотрудники, находящиеся на воинской, специальной и правоохранительной службе, в Казахстане всегда имели особый статус не только в обществе, но и в государственном обеспечении. Особые условия касаются и пенсии за выслугу лет, имеющую систему исчисления и назначения, отличную от гражданской пенсии. Ввиду последних изменений в законодательстве, совершенствующих пенсионную систему в Казахстане, все сотрудники силовых структур переведены на полное государственное пенсионное обеспечение.


В этой статье Вы узнаете, как начисляется пенсия военнослужащим за выслугу лет; сотрудникам правоохранительной службы: МВД РК, прокуратуры, антикоррупционной службы, службы экономических расследований; сотрудникам специальных государственных органов (Комитет Национальной безопасности, Служба государственной охраны и пр.).

Кто имеет право на пенсионные выплаты за выслугу лет?

Пенсия за выслугу лет назначается военнослужащим (кроме служащих срочной службы), сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов, государственной фельдъегерской службы, а также лицам, права которых иметь специальные звания, классные чины и носить форменную одежду, упразднены с 1 января 2012 года. Перечисленные категории государственных служащих должны удовлетворять следующим условиям:

  1. иметь выслугу лет на службе не менее 25 лет и достигнуть предельного возраста пребывания на службе;
  2. иметь выслугу лет не менее 25 лет и уволиться по сокращению штатов, собственному желанию или состоянию здоровья;
  3. уволиться по сокращению штатов, собственному желанию или состоянию здоровья и иметь общий трудовой стаж не менее 25 лет, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев должна составлять непрерывная служба

Еще одно условие начисления пенсии за выслугу лет – это возврат военнослужащим (сотрудником специальных или правоохранительных органов) 50 % от суммы обязательных пенсионных взносов, которые были перечислены за счет бюджетных средств в его пользу до 1 января 2016 года.

Военнослужащие и сотрудники внутренних дел стран-участников СНГ могут также рассчитывать на пенсию по выслуге лет:

  1. имеющие постоянное место жительства в Казахстане;
  2. достигшие на день увольнения со службы предельного возраста состояния на службе либо уволенные по сокращению штатов, состоянию здоровья;
  3. которым в государстве-участнике СНГ были назначены пенсионные выплаты за выслугу лет.

Лицам, не имеющим достаточной выслуги лет или стажа, назначается «гражданская» пенсия на общих условиях. Как назначается и рассчитывается такая пенсия можно ознакомиться в этой статье.

Порядок расчета и исчисления пенсии

Пенсионные выплаты за выслугу лет военнослужащим, сотрудникам МВД, КНБ и пр. составляют 50 % от денежного содержания (в совокупности оклад, доплата за специальное звание, надбавки и пр.).

Законодательством РК предусмотрено повышение пенсии в следующих случаях:

  • для служащих, имеющих выслугу лет более 25 лет, на 2 % от денежного содержания и на 1 % — за каждый полный год трудового стажа;
  • для служащих, имеющих не менее 12 лет и 6 месяцев выслуги лет, на 1 % за каждый год общего трудового стажа свыше 25 лет.

Размер денежного содержания, учитываемый при исчислении пенсии, определяется на день увольнения по последнему месту службы.

Максимальный размер ежемесячных пенсионных выплат не может превышать 65 % от денежного содержания и 109 МРП (317 953 тнг на 2021 год).

Пенсионные выплаты за выслугу лет осуществляются государством за счет бюджетных средств и осуществляются со дня увольнения со службы (исключения из списков личного состава), но не ранее дня, по который им было выплачено денежное содержание. Выплаты производятся до конца жизни или до выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан.


Необходимые документы

Назначение пенсионных выплат за выслугу лет осуществляется соответствующими уполномоченными государственными органами:

  • Министерством внутренних дел Республики Казахстан – военнослужащим и сотрудникам, проходившим службу в органах внутренних дел, органах гражданской защиты, государственной фельдъегерской службе, антикоррупционной службе;
  • Министерством обороны Республики Казахстан – военнослужащим, проходившим службу в Вооруженных Силах, органах военной прокуратуры;
  • Генеральной прокуратурой Республики Казахстан – сотрудникам, проходившим службу в органах прокуратуры (за исключением органов военной прокуратуры);
  • Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан – военнослужащим и сотрудникам, проходившим службу в органах национальной безопасности;
  • Комитетом государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан – сотрудникам, проходившим службу в службе экономических расследований;
  • Службой государственной охраны Республики Казахстан — военнослужащим и сотрудникам, проходившим службу в Службе государственной охраны Республики Казахстан;
  • Службой внешней разведки Республики Казахстан «Сырбар» – военнослужащим и сотрудникам, проходившим службу в Службе внешней разведки «Сырбар».

Для оформления пенсии за выслугу лет лицу необходимо обратиться в соответствующий уполномоченный государственный орган и представить следующие документы:

  1. заявление по форме (скачать форму заявления);
  2. документ, удостоверяющий личность (удостоверение личности, удостоверение лица без гражданства, вид на жительство иностранца);
  3. документ, подтверждающий регистрацию по постоянному месту жительства (адресная справка либо справка сельских акимов);
  4. сведения о номере банковского счета в уполномоченной организации по выдаче пенсий либо контрольного счета наличности учреждения уголовно-исполнительной системы;
  5. справка-подтверждение о списании с индивидуального пенсионного счета 50 процентов от суммы обязательных пенсионных взносов;
  6. фотографии размером 3х4 см (2 шт.).

Примеры расчета пенсии за выслугу лет

Ниже рассмотрим несколько примера расчета пенсии за выслугу лет. Для удобства Вы можете воспользоваться специальным онлайн калькулятором для автоматического расчета.

Пример 1.

Сотрудник внутренних дел работал 15 лет специалистом в юридической компании, затем поступил на службу с денежным содержанием 124 000 тенге, где отслужил 14 лет и был уволен по состоянию здоровья, препятствующего продолжению службе.

Рассчитаем пенсию сотрудника МВД:

  1. Т.к. у сотрудника выслуга составляет менее 25 лет, что недостаточно для назначения пенсии, но сотрудник подпадает под другое условие: общий трудовой стаж более 25 лет и выслуга более 12,5 лет, поэтому ему положена пенсия за выслугу лет в размере 50 % от денежного содержания.
  2. Общий трудовой стаж равен 29 годам, а за каждый год более 25 лет предусмотрена надбавка к пенсии в 1 %, получаем за 4 года – 4 % и в итоге 54 %.
  3. 54 % от 124 000 составляет: 124 000 * 0,54 = 66 960 тенге.

Пример 2.

Военнослужащий поступил на службу в армию Республики Казахстан и, отслужив 38 лет, был уволен по собственному желанию. Оклад на момент увольнения составлял 176 000 тенге.

  1. Военнослужащий имеет право на получение пенсионных выплат за выслугу лет, потому как его выслуга более 25 лет и по закону за каждый год превышения ему положена надбавка в 2 %.
  2. Посчитаем сколько лет сверх требуемого отслужил военный: 38 – 25 = 13 лет, умножив на 2, получим 26 % надбавки.
  3. Итоговый процент составит 76 %, но по закону максимальный процент составляет 65 %, соответственно, военнослужащему будет положена пенсия в размере 65 % от денежного содержания.
  4. Вычислим пенсию 114 400 тенге.

Пример 3.

Военнослужащий 8 лет служил в армии по контракту, после чего уволился и проработал на гражданской работе 7 лет, а затем снова устроился на службу в вооруженные силы РК, где выслужился еще 11 лет и был уволен в связи с сокращением штата.

Хоть общий трудовой стаж составляет 26 лет, а общая выслуга лет составляет 19 лет, военнослужащему не положена пенсия за выслугу лет. Связано это с тем, что при начислении должен учитываться последний непрерывный срок службы, в нашем случае 11 лет – до 12,5 лет не хватает 1 года и 6 месяцев выслуги. Поэтому военнослужащий может рассчитывать на «гражданскую» пенсию по достижении 63 года.

Пример 4.

Гражданин работал в частном охранном предприятии 7 лет, затем поступил на службу в правоохранительные органы, где служил 25 лет и уволился по собственному желанию. Последний размер денежного содержания на момент увольнения составлял 106 000 тенге.

  1. 25 лет выслуги достаточно для начисления пенсии. Кроме того у сотрудника правоохранительных органов есть еще и трудовой стаж 7 лет, за каждый год которого предусмотрено увеличение пенсионных выплат в 1 %.
  2. 50 + 7 = 57 %.
  3. Итоговая пенсия: 106 000 * 0,57 = 60 420 тенге.

Законодательство о воинской службе, касающееся социального пакета, составлено таким образом, что в полной мере охватывает лишь тех граждан, которые всю свою жизнь посвятили службе Родине.

К примеру, поступив на воинскую службу в 17-18 лет курсантом или военнослужащим срочной службы, добросовестно отслужив 25 и более лет на должностях офицера, сержанта или солдата, человек имеет право на все социальные льготы и выплаты. Это, прежде всего, жилье с правом приватизации и пенсионные выплаты за выслугу лет. Вместе с тем, государство учитывает и ценит тех людей, которые отдали армии определенную часть своей жизни. Для этой категории граждан также предусмотрены льготы и социальные гарантии.

К примеру, имеющие непрерывную выслугу воинской службы в 12 с половиной лет в льготном исчислении, при дополнительном наличии такого же «гражданского» трудового стажа, имеют право на пенсию за выслугу лет (в 45-47 лет). Причем, ее размер практически не уступает размеру пенсии тех, кто прослужил в армии всю жизнь.

Жилищный вопрос
Что касается жилья, то и здесь государство идет навстречу отдельным категориям военнослужащих, которые поступили на службу позже других или прослужили менее установленного срока. Так, основанием для бесплатной приватизации жилья или получения компенсации взамен бесплатной приватизации является срок выслуги 20 лет (в календарном исчислении). Кроме того, для тех, кто не имеет такого срока выслуги, к примеру, отслужил в армии более 10, но менее 20 лет, законодательство предусмотрело возможность обмена служебного жилья, не подлежащего приватизации, на другое жилье из фонда Министерства обороны по остаточной стоимости. Остаточная стоимость жилья в основном зависит от его места нахождения и года постройки. Причем, сроки выплаты остаточной стоимости законодательством не оговорены и позволяют уволенным в запас военнослужащим выплатить необходимую сумму и официально оформить жилье в собственность при наличии такой возможности.
Кроме того, не следует забывать, что в период прохождения службы государство в полной мере одинаково для всех выполняет свои обязательства: военнослужащие всегда обеспечиваются действующими социальными льготами: бесплатное медицинское обслуживание для всех членов семьи, служебное жилье, социальная страховка, полное сохранение денежного довольствия при нахождении в отпуске, на излечении, на учебе и т.д.
Вышеперечисленные льготы, предоставляемые военнослужащим, являются достаточно существенными, особенно в сравнении с другими категориями граждан страны, чья деятельность также важна в масштабе государства, но для которых не предусмотрены такие социальные гарантии. В их числе работники здравоохранения и образования (врачи, учителя), а также тяжелых производств (шахтеры, металлурги).
С 1 января 2018 года началась реализация новой модели обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей, а также лиц, уволенных с воинской службы. Указанные новшества предполагают четкое понимание каждым военнослужащим и должностными лицами государственных учреждений всего механизма действий и его последовательной реализации.
Внесенные изменения и дополнения в законодательство о жилищных отношениях предусматривают порядок осуществления жилищных выплат каждым государственным учреждением.
Данный порядок основан на нормах пункта 3 статьи 101-2 Закона РК
«О жилищных отношениях», предусматривающих осуществление жилищной выплаты государственным учреждением Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, в которых военнослужащий проходит воинскую службу, в месячный срок со дня их назначения.

В 2019 году:
Освоено порядка 72,2 млрд. тенге на жилищные выплаты, из них:
- обеспечено текущими жилищными выплатами 42084 военнослужащих;
- получили единовременные жилищные выплаты за период необеспеченности служебным жильем 2350 военнослужащих;
- получили денежную компенсацию взамен права безвозмездной приватизации служебного жилья 784 военнослужащих;
- получили денежную компенсацию 11 лиц, состоявших на воинской службе 20 лет и более и необеспеченных при увольнении служебным жильем, уволенных в период с 1 января 2013 года до 1 января 2018 года;
Кроме этого,
- приватизировано служебных жилищ – 520 квартир.

В текущем году планируется освоить порядка 65,1 млрд. тенге на жилищные выплаты, из них:
- текущие жилищные выплаты - 39678 военнослужащих;
- единовременные жилищные выплаты за период необеспеченности служебным жильем - 194 военнослужащих;
- денежная компенсация взамен права безвозмездной приватизации служебного жилья - 887 военнослужащих;
- денежная компенсация на лиц, состоявших на воинской службе 20 лет и более и необеспеченных при увольнении служебным жильем, уволенных в период с 1 января 2013 года до 1 января 2018 года - 78 человек;
- денежная компенсация лицам, состоявшим на воинской службе двадцать и более лет в календарном исчислении и проживающим в служебном жилище, которое не подлежит приватизации, в том числе вследствие его нахождения на территории закрытых и обособленных военных городков, пограничных застав и иных закрытых объектов, и уволенным с воинской службы до 1 января 2018 года по достижении предельного возраста состояния на воинской службе, по состоянию здоровья или в связи с сокращением штатов - 14 человек.;
Кроме этого,
- приобрели жилище по ипотечному кредитованию с 2018 года по сегодняшний день с использованием жилищных выплат 4008 военнослужащих по всей стране по ипотечной программе «Әскери баспана» АО «Жилстройсбербанка Казахстана»;
- осуществлен обмен жилищ с закрытых и обособленных военных городков на жилище подлежащее приватизации 248 лицами, уволенными с воинской службы (п.6-1 ст.55 Закона РК «О воинской службе и статусе военнослужащих») и продолжавших проживать на территории закрытых и обособленных военных городков.

В свою очередь, служебный жилищный фонд Вооруженных Сил состоит из 669 жилых домов на 12663 квартиры и 86 общежитий на 5143 комнаты. Итого 17806 квартир и комнат, в которых на сегодняшний день проживают военнослужащие ВС РК, а также лица, уволенные с воинской службы, имеющие право на приватизацию занимаемых квартир, либо обмен.
Учитывая постоянные обращения лиц, уволенных с воинской службы с выслугой более 10, но менее 20 лет, в разные инстанции с требованием о выплате им денежной компенсации, Министерством обороны рассматривался вопрос по лицам, состоявшим на воинской службе 10 лет и более, но менее 20 лет и проживающим в служебном жилье, не подлежащем приватизации. Депутатами Мажилиса Парламента по данному вопросу инициирована поправка в рамках рассматриваемого проекта Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам жилищно-коммунального хозяйства», предусматривающая уменьшение остаточной стоимости жилья подлежащего приватизации или выплаты денежной компенсации пропорционально выслуге лет. Для реализации данной поправки по предварительным расчетам потребуется дополнительно 8,9 млрд. тенге, для чего направлена заявка
в Министерство финансов. Однако, согласно заключению Правительства РК данная поправка не поддержана, ввиду сжатости срока рассмотрения законопроекта, и рекомендовано данные поправки рассмотреть в ближайших законопроектах.
Следует отметить, что лица указанной категории уже не являются военнослужащими, а относятся к гражданскому населению. Согласно ранее действовавшему Закону Республики Казахстан «О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей» (утратил силу 16.02.2012 Законом РК «О воинской службе и статусе военнослужащих») они должны были обеспечиваться жильем через местные исполнительные органы.
В целях разъяснения действующего законодательства и оказания помощи на местах Министерством обороны РК организована работа информационно-разъяснительной группы в гарнизонах. Так информационно-разъяснительной группой от Министерства обороны и Генерального штаба организована встреча с военнослужащими, уволенными из ВС РК Алматинского, Гвардейского, Капшагайского, Жетыгенского, Сарыозекского, Талдыкорганского и Жаркентского гарнизонов.
В ходе встречи были разъяснены положения действующего законодательства по обеспечению жильем (механизм обмена жилья) и вносимых изменениях, проводимой Министерством обороны работе по совершенствованию действующей нормативно-правовой базы, где акцентировано внимание на реализацию прав в рамках правового поля и действующего законодательства РК.
С момента введения данного права, из общего количества 742 лиц воспользовались правом обмена 248.
По оставшимся 494 лицам продолжается работа по обмену.
При этом, имеется нехватка необходимого количества служебного жилья, находящегося в крупных городах с развитой инфраструктурой.
Так, на официальном сайте Министерства обороны предлагается на обмен 207 служебных квартир в разных регионах страны. Наиболее привлекательным является жилье, расположенное в городах Нур-Султан, Алматы, Семей, Талдыкорган и Тараз.
Основным критерием для выплаты денежной компенсации военнослужащим и лицам, уволенным с воинской службы, является состояние на воинской службе 20 лет и более в календарном исчислении и проживание в закрытых и обособленных военных городках.

Пенсионное обеспечение
В рамках пенсионного обеспечения Министерством обороны РК были направлены в Министерство труда и социальной защиты РК предложения по внесению изменений и дополнений в Закон РК от 21 июня 2013 года «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (далее - Закон):
1) Для решения вопроса военнослужащих, впервые призванные на службу после 1 января 1998 года и уволенных до 1 января 2016 года, пенсии за выслугу лет, которых были назначены после возврата 50% от сумм обязательных пенсионных взносов (с задержкой на 6-8 месяцев), а не с 1 января 2016 года, а также без учета ежегодных повышений их размеров с момента увольнения со службы до 2016 года было предложено:
- пенсионные выплаты за выслугу лет назначить с 1 января 2016 года, с учетом повышений, произведенных в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан».
2) Для назначения пенсии в полном объеме лицам, прибывшим на постоянное место жительства в Республику Казахстан из государств - участников Содружества Независимых Государств, не участвовавшим в накопительной пенсионной системе, было предложено:
- пенсионные выплаты за выслугу лет, назначенные до 1 января 2016 года в неполном объеме лицам, прибывшим на постоянное место жительства в Республику Казахстан из государств-участников Содружества Независимых Государств перерасчитать с учетом их доведения до полного объема со дня обращения за перерасчетом».

Медицинское обеспечение военнослужащих
Оно организовано в соответствии со статьей 44 Закона Республики Казахстан «О воинской службе и статусе военнослужащих».
Медицинское обеспечение военнослужащих в военно-медицинских учреждениях (организациях, подразделениях) осуществляется за счет бюджетных средств.
При отсутствии по месту прохождения воинской службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений (организаций, подразделений) или соответствующих отделений в них, специалистов либо специального оборудования по медицинским показаниям медицинская помощь военнослужащим оказывается субъектами здравоохранения:
1) в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»;
2) в системе обязательного социального медицинского страхования в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании».
Для медицинского обеспечения прикрепленного контингента медицинская служба Вооруженных Сил Республики Казахстан располагает сетью военно-медицинских учреждений (9 военных госпиталей, 4 военных лазарета, 3 военные поликлиники, 3- учреждения хранения медицинского имущества и техники, 2 санитарно-эпидемиологических учреждения с филиалами, 1 военно-экспертное и 1 образовательное учреждение), а также медицинскими подразделениями воинских частей и учреждений (14 -медицинских рот и 123 медицинских пункта).
Штатный коечный фонд военно-медицинских учреждений составляет 1050 коек. В условиях военно-медицинских учреждений ежегодно стационарное лечение получают в среднем около 21 тысячи пациентов.
В Республике Казахстан в целях обеспечения права граждан на медицинскую помощь внедрена государственная система обязательного социального медицинского страхования.
Медицинские организации Министерства обороны Республики Казахстан будут принимать участие в системе обязательного социального медицинского страхования. Военными госпиталями и лазаретами будут заключаться договора с Фондом обязательного социального медицинского страхования для возмещения затрат за оказание медицинской помощи всем категориям обслуживаемого контингента за исключением военнослужащих.
Денежные средства, полученные от Фонда платных услуг, будут направляться на развитие военной медицины (приобретение медицинского оборудования, обучение медицинского персонала, стимулирование и т.д.).
В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании» военнослужащие от уплаты взносов в Фонд освобождены, при этом являются застрахованными в системе ОСМС, и объем медицинской помощи в рамках ГОБМП и в системе ОСМС будет оказываться бесплатно.

Санаторно-курортное лечение
В соответствии с действующим законодательством в ВС РК совершенствуется система санаторно-курортного лечения военнослужащих и ветеранов Вооруженных Сил.
Изучив климатогеографические особенности размещения санаторно-курортных организаций на территории Республики организована работа по приобретению услуг санаторно-курортного лечения (лечебно-оздоровительного отдыха) по четырем регионам.
Ежегодно для приобретения услуг санаторно-курортного лечения выделяется 120 млн. тенге.
За счет средств МО РК лечение получают более 1000 военнослужащих и пенсионеров МО РК. Так, в 2017 году приобретено 1517 путевок (военнослужащие – 1302, пенсионеры МО - 215), в 2018 году – 1000 (военнослужащие – 493, пенсионеры МО - 507), в 2019 году – 1338 путевок (военнослужащие – 998, пенсионеры МО - 340), на 2020 год запланировано приобретение 1096 путевок.
Таким образом медицинское обеспечение военнослужащих осуществляется в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и в системе обязательного социального медицинского страхования в полном объеме за счет государства.
В целом социальное обеспечение военнослужащих соответствует реалиям времени.

Автор: Абеева Молдир, пенсионное обеспечение, выход на пенсию, размер пенсии, пенсионный возраст

Всех граждан нашей республики в том или ином возрасте интересуют вопросы пенсионного обеспечения от государства: как выйти на пенсию, как подсчитать размер полагаемых пенсионных выплат и, в целом, какая государственная поддержка реализуется для граждан, уже вышедших на пенсию? Более подробную информацию по всем вопросам о пенсионном обеспечении в Республике Казахстан вы сможете найти, прочитав данную статью.

В соответствии со статьей 28 Конституции Республики Казахстан гражданину Республики Казахстан гарантируется минимальный размер заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, по случаю потери кормильца и по иным законным основаниям.

Пенсионное обеспечение в республике осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан от 21 июня 2013 года «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (далее – Закон).

Пенсия – это совокупность государственной базовой пенсионной выплаты и (или) пенсионных выплат по возрасту и (или) пенсионных выплат за выслугу лет и (или) из единого накопительного пенсионного фонда, и (или) добровольного накопительного пенсионного фонда.

Право на пенсионные выплаты имеют граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, если иное не предусмотрено законами и международными договорами.

Виды пенсии

В настоящее время в Казахстане функционирует многоуровневая пенсионная система, состоящая из базового, обязательного и добровольного уровней.

первый уровень (базовый) – государственная базовая пенсионная выплата (республиканский бюджет);

второй уровень (обязательный) – пенсии из солидарной системы (республиканский бюджет) и единого накопительного пенсионного фонда за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов;

третий уровень (добровольный) – выплаты за счёт добровольных пенсионных взносов.

На базовом уровне предусмотрена государственная базовая пенсионная выплата, которая назначается гражданам, а также лицам, постоянно проживающим на территории республики, при достижении пенсионного возраста и осуществляется независимо от получения солидарной и/или накопительной пенсии.

Получателями государственной базовой пенсионной выплаты являются более 2 млн. чел.

В реализацию Послания с 1 июля 2018 года изменена методика ее назначения. Размер ее зависит от стажа участия в пенсионной системе.

Новый механизм назначения базовой пенсии заключается в следующем:

Ее размер при стаже участия в пенсионной системе 10 и менее лет либо его отсутствии равен 54% от величины прожиточного минимума (ПМ).

За каждый год, отработанный сверх 10 лет, базовая пенсия будет увеличивается на 2%. Например, стаж 20 лет – базовая пенсия 74% от ПМ, работал 30 лет – базовая пенсия – 94% от ПМ, при стаже 33 и более лет размер базовой пенсии составит 100% ПМ.

При этом в стаж участия в пенсионной системе включаются:

- трудовой стаж, выработанный до 1 января 1998 года,

- накопительный стаж (фактический стаж уплаты пенсионных взносов) после 1 января 1998 года;

- иные социально-значимые периоды (уход за ребенком до 3 лет – (в пределах 12-ти лет), периоды ухода за инвалидом первой группы, одиноким инвалидом второй группы и пенсионером по возрасту, нуждающимися в посторонней помощи, а также за престарелым, достигшим восьмидесятилетнего возраста, инвалидом с детства до 16 лет, время проживания супруг военнослужащих, сотрудников специальных государственных органов, дипломатических работников и др. (совокупно не более 10 лет).

Новая методика назначения базовой пенсии соответствует принципу социальной справедливости, так как не только улучшает материальное положение пенсионеров, но и служит усилению трудовой мотивации и формализации трудовых отношений граждан. То есть, чем дольше человек работает – тем больше у него пенсия (как накопительная, так и базовая).

Второй уровень (обязательный) – это:

1) солидарные пенсии, выплачиваемые за счет республиканского бюджета при наличии трудового стажа не менее 6 месяцев, выработанного по состоянию на 1 января 1998 года;

2) выплаты из единого накопительного пенсионного фонда (далее – ЕНПФ) за счёт пенсионных накоплений работников.

При назначении солидарной пенсии по возрасту трудовой стаж учитывается только до 1 января 1998 года, так как с этой даты начался переход к накопительной пенсионной системе, предусматривающей перечисление обязательных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд всеми работающими.

За трудовой стаж после 1 января 1998 года осуществляются пенсионные выплаты из ЕНПФ исходя из индивидуальных пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов.

В соответствии с Законом исчисление размера пенсионных выплат по возрасту осуществляется исходя из среднемесячного дохода за любые 3 года подряд независимо от перерывов в работе с 1 января 1995 года. При этом размер среднемесячного дохода за период с 1 января 1998 года устанавливается соответственно доходу, с которого осуществлялись обязательные 10-процентные пенсионные взносы в ЕНПФ.

Законом предусмотрен предельный размер среднемесячного дохода (СМД), принимаемого для исчисления солидарной пенсии (учитывается в пределах 46-кратного месячного расчетного показателя), устанавливаемого ежегодно законом о республиканском бюджете), а также ограничение максимального размера пенсионной выплаты (75 % от СМД).

В соответствии с Концепцией дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 18 июня 2014 года № 841, для поддержания размеров солидарных пенсий на приемлемом уровне их размеры ежегодно индексируются с опережением уровня инфляции на два процента.

Пенсии из накопительной пенсионной системы

С переходом к накопительной пенсионной системе, предусматривающей перечисление обязательных пенсионных взносов всеми работающими, при этом каждый работодатель обязан осуществлять регулярное перечисление ОПВ в размере 10% от ежемесячного дохода работника (не более 50-кратного размера минимальной заработной платы) на индивидуальный пенсионный счет работника, открытый в ЕНПФ.

В соответствии со статьей 31 Закона право на пенсионные выплаты имеют лица, имеющие пенсионные накопления в ЕНПФ:

1) при достижении пенсионного возраста – 60 лет для женщин / 63 года для мужчин;

2) при достаточности пенсионных накоплений для обеспечения выплаты не ниже размера минимальной пенсии, мужчины по достижении 55 лет и женщины – 52 года путем заключения договора пенсионного аннуитета;

3) инвалиды первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно;

4) выехавшие на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан иностранцы и лица без гражданства, представившие документы, подтверждающие факт выезда.

Пенсионные выплаты из ЕНПФ с 1 января 2018 года осуществляются по графику ежемесячно и определяется как одна двенадцатая годовой суммы пенсионных выплат, исчисленной в соответствии с Методикой осуществления расчета размера пенсионных выплат, а также установления минимального размера ежемесячной пенсионной выплаты из ЕНПФ не менее 70 процентов от прожиточного минимума, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Право изъять «единовременно», то есть получить пенсионную выплату из ЕНПФ разово смогут только те лица, у которых общая сумма пенсионных накоплений не превышает 12-кратного размера минимальной пенсии.

В случае, если остаток пенсионных накоплений на индивидуальном пенсионном счете после осуществления очередной ежемесячной выплаты составляет сумму менее 70 процентов от прожиточного минимума, данный остаток выплачивается вместе с суммой очередной выплаты.

Введенные с 1 января 2018 года в порядок осуществления пенсионных выплат из ЕНПФ изменения способствуют как увеличению размера совокупных ежемесячных пенсионных выплат за счет бюджетных средств и за счет накопительной пенсии из ЕНПФ, так и продолжительности ежемесячных выплат из ЕНПФ.

Пенсионные накопления, сформированные за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов наследуются и на них распространяется гарантия по сохранности обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции.

C октября 2018 года упрощен порядок оформления пенсионных выплат.

Назначение 3-х видов выплат (солидарная, базовая и накопительная пенсии) оказываются на основании одного заявления и одного пакета документов (так называемая композитная услуга), а выплата госгарантии производится в беззаявительном порядке (проактивном формате).

Третий уровень (добровольный) – выплаты за счёт добровольных пенсионных взносов.

Добровольные пенсионные взносы – деньги, вносимые вкладчиками по своей инициативе в ЕНПФ и (или) добровольный накопительный пенсионный фонд за себя или третьими лицами. Их ставка, период уплаты определяются договором о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов.

Вкладчиками добровольных пенсионных взносов является физическое или юридическое лицо, осуществляющее за счет своих собственных средств добровольные пенсионные взносы.

В целом, добровольный уровень пенсионного обеспечения стимулирует личную ответственность граждан за пенсионное обеспечение.

Таким образом, действующая модель пенсионного обеспечения ориентирована на персональную ответственность каждого гражданина за свое будущее пенсионное обеспечение.

Многоуровневая модель социальной защиты в Республике Казахстан

В Республике Казахстан социальная защита лиц, утративших трудоспособность либо потерявших кормильца, является многоуровневой и состоит из следующих выплат:

первый уровень (базовый) – государственные социальные пособия по инвалидности или потере кормильца из государственного бюджета.

Размеры государственных социальных пособий зависят от величины прожиточного минимума, поэтому пересматриваются в связи с изменением этой величины.

С начала 2021 года размеры указанных государственных социальных пособий были повышены еще на 5%.

второй уровень (обязательный) – социальные выплаты из Государственного фонда социального страхования, если за пострадавшего работника работодатель уплачивал социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования (введены с 2005 года).

Система обязательного социального страхования направлена на создание дополнительной формы социальной защиты работников формального сектора при наступлении социальных рисков на случаи утраты трудоспособности и потери кормильца.

Размеры социальных выплат напрямую зависят от дохода работника, степени утраты общей трудоспособности, количества иждивенцев умершего кормильца и продолжительности отчислений в систему обязательного социального страхования.

С 1 января 2020 года размеры социальных выплат на случаи утраты трудоспособности и потери кормильца были повышены на 50%.

третий уровень (дополнительный) – предусматривает страховые выплаты из страховой организации, если утрата трудоспособности связана с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, и если в пользу пострадавшего работника был заключен договор обязательного страхования работника от несчастных случаев. Размер указанных выплат зависит от заработной платы, получаемой до увечья и степени утраты профессиональной трудоспособности.

Таким образом, если несчастный случай произошел с работником при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей, то этот работник, а в случае его гибели иждивенцы, в дополнение к государственным социальным пособиям по инвалидности или потери кормильца имеет право на дополнительные виды выплат, предусмотренные законодательством об обязательном социальном страховании и страховании работника от несчастных случаев.

Право на назначение государственного специального пособия по Списку №1, №2 регулируется Законом Республики Казахстан от 13.07.1999 года № 414 «О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда».

Так, граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1998 года стаж работы по Списку №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, имеют право на назначение пособия:

мужчины – по достижении 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;

женщины – по достижении 48 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.

Граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1998 года стаж работы по Списку №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, имеют право на назначение пособия:

мужчины – по достижении 58 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах;

женщины – по достижении 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.

Размер пособия зависит от месячного расчетного показателя, утверждаемого республиканским бюджетом на соответствующий финансовый год.

С 1 января 2021 года размеры государственных специальных пособий по Спискам № 1 и № 2 с учетом повышения составили 27 479 тенге и 24 445 тенге соответственно.

Пенсионный возраст в РК

Пенсионный возраст для мужчин составляет в 63 года, для женщин – 60 лет (в 2021 году). В соответствии с ст. 11 Закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» пенсионный возраст для женщин повышается ежегодно по 6 месяцев в течение 10 лет до 2027 года.

Поэтапное повышение пенсионного возраста женщин:

  • с 1 января 2018 года - по достижении 58,5 лет;
  • с 1 января 2019 года - по достижении 59 лет;
  • с 1 января 2020 года - по достижении 59,5 лет;
  • с 1 января 2021 года - по достижении 60 лет;
  • с 1 января 2022 года - по достижении 60,5 лет;
  • с 1 января 2023 года - по достижении 61 года;
  • с 1 января 2024 года - по достижении 61,5 года;
  • с 1 января 2025 года - по достижении 62 лет;
  • с 1 января 2026 года - по достижении 62,5 лет;
  • с 1 января 2027 года - по достижении 63 лет.

В более раннем возрасте выход предусмотрен для:

1) граждан, проживавших с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года (не менее 5 лет) в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска, пострадавших вследствие испытаний ядерного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне;

  • мужчины – по достижении 50 лет;
  • женщины – по достижении 45 лет.

2) женщин, родивших (усыновивших, удочеривших) 5 и более детей и воспитавших их до восьмилетнего возраста, , имеют право на пенсионные выплаты по возрасту по достижении 53 лет.

Для участниц накопительной пенсионной системы при достаточности пенсионных накоплений сохранено право назначения пенсионных выплат из накопительной пенсионной системы в 52 года в случае приобретения пенсионного аннуитета.

Как начисляется военная пенсия в Казахстане? Такой вопрос волнует многих военнослужащих. Почти 20 лет назад (в 1997 году) была проведена пенсионная реформа, согласной которой военная пенсия выплачивалась не всем служащим Армии Казахстана.

Военнослужащие Казахстана

Выплаты могли получать только несколько категорий военных, находящихся в войсках и структурах на 1 января 1998 года:

  1. Имеющие выслугу, которая равнялась 10 годам беспрерывной воинской службы. В таком случае выплачивалась полная гос.пенсия.
  2. Если стаж несения службы был меньше 10 лет, то обеспечение проводилось за счет накоплений пенсии и частичных государственных выплат. Их размер государство покрывало в 20%.
  3. Те, кто пошел служить с 21 января 1998 года, могли претендовать только на поддержку страны, и то только на 20%.

Как начисляется военная пенсия в Казахстане

В 2014 году, в рамках реформирования всех сфер внутренней жизни, правительство Республики Казахстан начало разработку и потом приняло новое пенсионное законодательство для людей, несущих службу в армии. В его рамках, начиная с 1 января 2016 года проводилась постепенная модернизация пенсионного обеспечения в стране. Она коснулась всех служащих в армии и сотрудников силовых ведомств, для которых военная пенсия в Казахстане стала полностью государственной.

С 2016 года изменилось пенсионное обеспечение военнослужащих в Казахстане

Ее получение связано с несколькими нюансами:

  • военнослужащим обязались вернуть все накопления;
  • установление граничного возраста в 25 лет общего трудового стажа, когда человек может выходить на пенсию;
  • если состояние здоровья больше не позволяет служить;
  • прослужить в армии надо не менее 12 лет и 6 месяцев.

Интересно, что на пенсию можно выходить и по результатам выполнения определенных организационно-штатных мероприятий, касающихся воинской службы.

Внесенные поправки

Новый закон отменил обязательные пенсионные взносы, существовавшие с 1998 года.

Тогда каждый военнослужащий со стажем в 10 лет обязан был каждый месяц перечислять выплату. Она шла в единый фонд накопления пенсии, куда каждый член Армии должен был на свое будущее переводить установленный лимит взноса, 20% от получаемого государственного содержания.

деньги Казахстана

Теперь военная пенсия будет начисляться без этого, что коснулось также и работников таких служб, как:

  1. специальные учреждения;
  2. правоохранительные;
  3. фельдъегерские.

К ним были приравнены и те, кто по роду службы обязан был иметь спец. звания, определенные чины, носить исключительно форменную одежду. Солдаты, проходящие срочную службу, пенсионные взносы все также должны платить. Их размер был уменьшен до 10% от оклада, чтобы шла накопительная пенсия.

В среднем оклад офицеров низовых звеньев в Казахстане составляет 150-160 тысяч тенге.

Как перерасчитывают пенсионные выплаты военным

Для всех, кто уволился в запас (с соблюдением требований к государственной пенсии) после 1 января 2016 года, пенсия полагается полная. Согласно поправкам, органы социального обеспечения и Пенсионный фонд обязаны заняться перерасчетом выплат для тех, кто уволился раньше или продолжает служить.

Получение ежемесячных выплат (полных) за счет государства требует от них выполнения некоторых условий:

  • Во-первых, тем, кто уволился, надо вернуть часть своих пенсионных взносов (50%).
  • Во-вторых, отдать обратно ровно половину накоплений, которое ранее давало правительство.

деньги

Это необходимо выполнить и тем, кто работает в армии с 1998 года, и тем, кто уволился до 2016 года. Есть два выхода: частичная или полная государственная поддержка. В первом случае накопления можно не возвращать, но тогда ежемесячно будет приходить ограниченная пенсия. Во втором – вернуть половину и перейти на полное обеспечение государства.

Изменения абсолютно не коснутся тех пенсионеров, кому выплаты изначально были начислены в 100%-м размере.

Категории военнослужащих

Ранее в законе выделялось 3 группы военных, которым по-разному начислялась пенсия.

В первую группу вошли те, кто на 1 января 1998 года имел стаж работы в Армии и силовых структурах от 10 лет и выше. Им полагалось получение полно объемных выплат, которые осуществляются из государственного бюджета. Их содержание будет составлять от 50 до 65% от получаемого денежного оклада.

Ко второй группе отнесли всех тех, кто имел меньше 10 лет трудового стажа. Исходя из этого, государственные выплаты должны составлять около 20%, к которым добавляются и пенсионные накопления. Размер пенсии должен определяться на основе общего трудового стажа, коэффициент которого вычисляли по формуле доходов до пенсионной реформы.

Разъяснение по изменениям пенсионного обеспечения военнослужащих с 1 января 2016 года

Разъяснение по изменениям пенсионного обеспечения военнослужащих с 1 января 2016 года

Третья группа – это военнослужащие, которые были зачислены в ряды структур, ведомств и армии только с января 1998 года. Соответственно, они могут претендовать исключительно на 20% взносов, которые каждый месяц отнимаются от их зарплаты и идут в пенсионный фонд в качестве будущих выплат. Их размер пенсии будет варьироваться от 3 до 5 тысяч тенге. Государственная поддержка им вообще не полагается.

По данным, предоставленным Центром пенсионного обеспечения Министерства обороны Республики Казахстан, количество военных пенсионеров в разных группах значительно отличается. Так, в первой – это всего 3% военнослужащих, во второй – около 36%, а третья, самая многочисленная, – больше 61%.

Средний размер пенсии военнослужащих в Казахстане – 110 тысяч тенге.

Государственная пенсия военнослужащим

Новое законодательство помогло решить проблему именно для солдат третьей группы, так как их доход был самым низким, они были социально незащищенными. Для первой группы в финансовом плане ничего не изменилось, поэтому за размеры своих пенсий они могут вообще не волноваться.

Значительно улучшилась ситуация для второй и третьей групп, которые при выполнении указанных выше условий (возврат половины накоплений) имеют право получить полную государственную поддержку.

Это было сделано для того, чтобы поддержать людей, долгое время прослуживших в военных, силовых, правоохранительных органах и регулярно плативших взносы для накопления.

Все военнослужащие Казахстана переведены на государственное пенсионное обеспечение.

Например, если человек проработал в армии с 2000 года, то в 2021 году он может получить только 20% помощи от страны. Но за это время он каждый месяц отдавал те же 20% на накопления. Это может быть, по средним показателям, 4 миллиона тенге, 2 из которых он может вернуть, чтобы встать в гос.систему социального обеспечения. Пенсия будет равняться 100 тысячам тенге, плюс еще 200 как денежное содержание от оставшихся выплат. Досрочный выход на пенсию в Казахстане предусмотрен также для некоторых других категорий граждан.

Проверка запрета на выезд из Казахстана

Зарплата учителей в Казахстане

Правила дорожного движения в Казахстане

Страны Средней Азии

Бедность в Казахстане


Нашли неточность? Сообщите нам.

Ваш комментарий отправлен и будет опубликован на сайте после модерации

При уходе на пенсию бывают случаи подтасовки выслуги лет? Кто ответит? Хитрый проигрывает, умный выигрывает, так должно быть всегда, даже при капитализме.

У моего мужа, как и у всех военнослужащих, сняли 50% пенсионных накоплении. Он вышел на пенсию в 2017 году. Но я никак не пойму, почему ему, также как и другим пенсионерам, нет никаких надбавок к пенсии? У него пенсия 45373 тенге. У нас есть много знакомых, которые на пенсии, так как они вернули 50 % пенсионных накоплений, им надбавку дали к пенсии почти 80%. Вопрос – почему забирают накопления у всех, а надбавку дали не всем? Хотелось бы получить ответ.

И насчет хитрых и умных. Кто-то, имея все, получает еще от государства, а кто-то – фигу. Сидя у себя в квартире, получают квартирные, оформив на родственников, также и с квартирами такая же ерунда – имея несколько квартир, еще и с государства получают.

Я тоже хотел бы знать, почему нет добавки, так как мы отдали 50 процентов накоплений?

Я тоже вышел в 2017 году на пенсию. Удержать удержали 50%. Ничего не добавили.

Мне например стаж до 20 лет нехватает сивольиш 8 месец что могу делать

Я вдова военного. Муж умер в 2010 году. В 1988 году вышел отставку по выслуге. Вышла на пенсию надбавка, или льгота есть?

Я старший прапорщик. Был уволен в запас согласно приказа Командующего Регионального командования «Восток» от 21 июня 2017 года № 67/ОМУ по подпункту 1 пункта 1 статьи 26 – по достижению предельного возраста состояния на воинской службы Закона Республики Казахстан «О воинской службе и статусе военнослужащего». Выслуга лет составляет: в календарном исчислении – 26 лет, 10 месяцев,09 дней; в льготном исчислении – 32 года 1 месяц; общий трудовой стаж – более 32 лет. У меня по настоящее время не оформлены документы на получение пенсии, т.к. на 01.01.1998 года у меня выслуга лет составляла 10 лет и 1 месяц в льготном исчислении, следовательно, мне на мой счет не должны были отчислять обязательные пенсионные отчисления в размере 20% ежемесячно, в соответствии с пунктом 2 статьи 65 Закона Республики Казахстан от 20.06.1997 года № 136-1 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Пенсионное обеспечение военнослужащих, имеющих стаж воинской службы по состоянию на 1 января 1998 года более 10 лет, производится за счет бюджетных средств, то есть в период прохождения службы они не участвуют в накопительной пенсионной системе и на них не должны производиться обязательные пенсионные отчисления.
За время военной службы я проходил службу в нескольких войсковых частях (в/ч 02163, в/ч 32147). Из-за неверного исчисления выслуги лет, мне на мой пенсионный счет ошибочно перечислялись обязательные пенсионные отчисления, и теперь, при выходе, на пенсию я должен вернуть эти пенсионные накопления со своего пенсионного счета. Но я не могу вернуть, так как эти суммы должны отозвать агенты (войсковых частей или их правопреемник) и перечислить в доход государства. Загвоздка в том, что эти части ликвидированы и правопреемника нет. Когда проходил службу в в/ч 02163 (место дислокации г. Аягуз, общая сумма ОПВ в сумме составляет 29271 тенге.), в связи с расформированием в/ч 02163 я был переведен в в/ч 32147 (место дислокации г. Усть-Каменогорск пгт. Ново-Ахмирово, общая сумма ОПВ в сумме составляет 87522 тенге.), в последствии в/ч 32147 была передислоцирована в г. Капчагай и в последствии ликвидирована. Военнослужащих перевели в другие части, я был переведен в в/ч 27943 (место дислокации г. Усть-Каменогорск пгт. Ново-Ахмирово), откуда и ушел на пенсию.
Обращался по многим инстанциям, но безрезультатно. Звонил в государственную корпорацию г. Астана. Там сказали, что обращайтесь в Министерство Обороны. Там отправили в Департамент Экономики и финансов, я просил их отозвать начисленные суммы и перечислить их в доход государства, но они сказали, что они сами стоят на довольствии в в/части и не могут это сделать. Прошу Вас помочь в решении этого вопроса, так как я уже отчаялся и не знаю, куда теперь мне обращаться. Здесь в Усть-Каменогорске обошел все организации, везде дают отрицательный ответ.
Порядок возврата ошибочно перечисленных сумм обязательных пенсионных взносов (далее – ОПВ), обязательных профессиональных пенсионных взносов (далее – ОППВ) и (или) их пени прописан в постановлении Правительства Республики Казахстан № 1116 от 18. октября 2013 года (далее – Постановление) (пункта с 19 по 24).
К постановлению прилагаются заявления агента (войсковая часть) на возврат ошибочно перечисленных сумм обязательных пенсионных взносов (приложение № 5) и заявление вкладчика (получателя) о согласии списания с его индивидуального пенсионного счета ошибочно зачисленных сумм (приложение 6).

единственным вариантом обратится в суд о удержании согласно судебного решения ваш вопрос может быть решен

Я ушла с военной службы по состоянию здоровья 1.01.2015 года. Стаж календарный – 12 лет. Общий стаж вместе с гражданским – 23 года. 50% моих пенсионных накоплений забрали. У меня нет пенсии. Нет работы на данное время. У меня ребёнок на иждивении 11 лет. И как мне прикажете жить? Концы с концами ели свожу! С моим здоровьем и возрастом на работу не берут. Центр занятости поставил меня на учёт на 4 месяца, а потом выкинул. Сказали, мы больше 4 месяцев вас на учёте держать не можем. А сейчас вот мед.страхование, и я не смогу даже в больницу сходить. Я – пустое место!

В суд подай. На каком основании забрали? Это делалось через письменное согласие?

Я вышел на пенсию с декабря 2016 года. 50 процентов тоже отдал. Общий стаж – 27 лет. Служил в противопожарной службе при МВД РК. У нас убрали Президентскую надбавку, кто вышел на пенсию на 1-2 года раньше, эту надбавку получают. Где справедливость? Очень обидно. При нынешней трудной жизни эти, потерянные не справедливым путем, деньги были бы хорошей поддержкой для многих военных пенсионеров и членов их семей. Восстановят ли нам данную надбавку, ведь разговоры были же изначально?

Надо всем пенсионерам с 2016 года объединиться и обратиться с предложением к депутатам. В Фейсбуке может вначале поднять эту тему? В одиночку не решится вопрос.

Справедливо. Либо всем, либо никому. Чем мы хуже тех кто ушёл годом раньше.

Почему военным пенсионерам, вышедшим на пенсию до 1991 года, не начисляют доплату за звание?

Я на пенсии с 1987 г. по достижении предельного возраста с выслугой 31 год. Как начисляют мне пенсию?

Так и не понятно, как меняются пенсии военнослужащим. С 1 июля 2018 г. будет ли учитываться стаж работы до армии и после ухода на пенсию?

Мне тоже обидно, что у нас нет президентской надбавки, кто с 2016 г. на пенсии. Мало этого, так еще в июле 2018 г. надбавка за выслугу лет нас может не коснуться. За что нас так обделили?

В народном жаргоне “президентская надбавка”. Официально – это базовая пенсия, начисляемая за выслугу лет без учета величины зарплаты. С 1 июля 2018 г. будут получать только пенсионеры, у кого 63 года и выше у мужчин, у женщин – 58 и выше, то есть по возрасту гражданского пенсионера. Мы – пенсионеры силовых структур – надеемся, когда нам исполнится 63 года (женщинам 58 плюс по полгода и т.д.) тоже будем получать базовую пенсию, так как в законе сказано всем гражданам РК в вышеуказанном возрасте. Мы же всё-таки граждане РК, хотя и вышли на пенсию после 2016 года.

Господин Каженбаев, здравствуйте! Где указано то, что силовикам-пенсионерам, после достижения ими возрастов (мужчины – 63, женщины – 58,5) будут выплачивать базовую пенсию? Насколько вероятны Ваши слова?

Базовую пенсию получают все пенсионеры без исключения. Кому есть 63 и 58 лет или же всего 45 лет. Так что и надбавка за стаж также будет начислена всем.

Не добавили. Вышел на пенсию в феврале 2018-го. Майор гражданской защиты в запасе. Базовую нам не платят, а перерасчет 1 июля касался только ее. Общий стаж – 28 лет, 21 из них – выслуга. Все мои коллеги, вышедшие на пенсию с января 2016-го, также недоумевают. Служили, как и те, кто на пенсии с 2015-го и ранее, а пенсии у нас почти вдвое меньше! Справедливы ли эти изменения в пенсионном законодательстве? Хотели, как лучше, а вышло, как обычно?

Нет, не начисляют с 2017 года. Соответственно, нас и не коснулось повышение в 2018 году потому, что элементарно этой базовой пенсии нет, и она, как правильно написали выше, будет поступать по достижению пенсионного возраста, в моем случае в 63 года.

Сотрудники, находящиеся на воинской, специальной и правоохранительной службе, в Казахстане всегда имели особый статус не только в обществе, но и в государственном обеспечении. Особые условия касаются и пенсии за выслугу лет, имеющую систему исчисления и назначения, отличную от гражданской пенсии. Ввиду последних изменений в законодательстве, совершенствующих пенсионную систему в Казахстане, все сотрудники силовых структур переведены на полное государственное пенсионное обеспечение.


В этой статье Вы узнаете, как начисляется пенсия военнослужащим за выслугу лет; сотрудникам правоохранительной службы: МВД РК, прокуратуры, антикоррупционной службы, службы экономических расследований; сотрудникам специальных государственных органов (Комитет Национальной безопасности, Служба государственной охраны и пр.).

Кто имеет право на пенсионные выплаты за выслугу лет?

Пенсия за выслугу лет назначается военнослужащим (кроме служащих срочной службы), сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов, государственной фельдъегерской службы, а также лицам, права которых иметь специальные звания, классные чины и носить форменную одежду, упразднены с 1 января 2012 года. Перечисленные категории государственных служащих должны удовлетворять следующим условиям:

  1. иметь выслугу лет на службе не менее 25 лет и достигнуть предельного возраста пребывания на службе;
  2. иметь выслугу лет не менее 25 лет и уволиться по сокращению штатов, собственному желанию или состоянию здоровья;
  3. уволиться по сокращению штатов, собственному желанию или состоянию здоровья и иметь общий трудовой стаж не менее 25 лет, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев должна составлять непрерывная служба

Еще одно условие начисления пенсии за выслугу лет – это возврат военнослужащим (сотрудником специальных или правоохранительных органов) 50 % от суммы обязательных пенсионных взносов, которые были перечислены за счет бюджетных средств в его пользу до 1 января 2016 года.

Военнослужащие и сотрудники внутренних дел стран-участников СНГ могут также рассчитывать на пенсию по выслуге лет:

  1. имеющие постоянное место жительства в Казахстане;
  2. достигшие на день увольнения со службы предельного возраста состояния на службе либо уволенные по сокращению штатов, состоянию здоровья;
  3. которым в государстве-участнике СНГ были назначены пенсионные выплаты за выслугу лет.

Лицам, не имеющим достаточной выслуги лет или стажа, назначается «гражданская» пенсия на общих условиях. Как назначается и рассчитывается такая пенсия можно ознакомиться в этой статье.

Порядок расчета и исчисления пенсии

Пенсионные выплаты за выслугу лет военнослужащим, сотрудникам МВД, КНБ и пр. составляют 50 % от денежного содержания (в совокупности оклад, доплата за специальное звание, надбавки и пр.).

Законодательством РК предусмотрено повышение пенсии в следующих случаях:

  • для служащих, имеющих выслугу лет более 25 лет, на 2 % от денежного содержания и на 1 % — за каждый полный год трудового стажа;
  • для служащих, имеющих не менее 12 лет и 6 месяцев выслуги лет, на 1 % за каждый год общего трудового стажа свыше 25 лет.

Размер денежного содержания, учитываемый при исчислении пенсии, определяется на день увольнения по последнему месту службы.

Максимальный размер ежемесячных пенсионных выплат не может превышать 65 % от денежного содержания и 109 МРП (317 953 тнг на 2021 год).

Пенсионные выплаты за выслугу лет осуществляются государством за счет бюджетных средств и осуществляются со дня увольнения со службы (исключения из списков личного состава), но не ранее дня, по который им было выплачено денежное содержание. Выплаты производятся до конца жизни или до выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан.


Необходимые документы

Назначение пенсионных выплат за выслугу лет осуществляется соответствующими уполномоченными государственными органами:

  • Министерством внутренних дел Республики Казахстан – военнослужащим и сотрудникам, проходившим службу в органах внутренних дел, органах гражданской защиты, государственной фельдъегерской службе, антикоррупционной службе;
  • Министерством обороны Республики Казахстан – военнослужащим, проходившим службу в Вооруженных Силах, органах военной прокуратуры;
  • Генеральной прокуратурой Республики Казахстан – сотрудникам, проходившим службу в органах прокуратуры (за исключением органов военной прокуратуры);
  • Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан – военнослужащим и сотрудникам, проходившим службу в органах национальной безопасности;
  • Комитетом государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан – сотрудникам, проходившим службу в службе экономических расследований;
  • Службой государственной охраны Республики Казахстан — военнослужащим и сотрудникам, проходившим службу в Службе государственной охраны Республики Казахстан;
  • Службой внешней разведки Республики Казахстан «Сырбар» – военнослужащим и сотрудникам, проходившим службу в Службе внешней разведки «Сырбар».

Для оформления пенсии за выслугу лет лицу необходимо обратиться в соответствующий уполномоченный государственный орган и представить следующие документы:

  1. заявление по форме (скачать форму заявления);
  2. документ, удостоверяющий личность (удостоверение личности, удостоверение лица без гражданства, вид на жительство иностранца);
  3. документ, подтверждающий регистрацию по постоянному месту жительства (адресная справка либо справка сельских акимов);
  4. сведения о номере банковского счета в уполномоченной организации по выдаче пенсий либо контрольного счета наличности учреждения уголовно-исполнительной системы;
  5. справка-подтверждение о списании с индивидуального пенсионного счета 50 процентов от суммы обязательных пенсионных взносов;
  6. фотографии размером 3х4 см (2 шт.).

Примеры расчета пенсии за выслугу лет

Ниже рассмотрим несколько примера расчета пенсии за выслугу лет. Для удобства Вы можете воспользоваться специальным онлайн калькулятором для автоматического расчета.

Пример 1.

Сотрудник внутренних дел работал 15 лет специалистом в юридической компании, затем поступил на службу с денежным содержанием 124 000 тенге, где отслужил 14 лет и был уволен по состоянию здоровья, препятствующего продолжению службе.

Рассчитаем пенсию сотрудника МВД:

  1. Т.к. у сотрудника выслуга составляет менее 25 лет, что недостаточно для назначения пенсии, но сотрудник подпадает под другое условие: общий трудовой стаж более 25 лет и выслуга более 12,5 лет, поэтому ему положена пенсия за выслугу лет в размере 50 % от денежного содержания.
  2. Общий трудовой стаж равен 29 годам, а за каждый год более 25 лет предусмотрена надбавка к пенсии в 1 %, получаем за 4 года – 4 % и в итоге 54 %.
  3. 54 % от 124 000 составляет: 124 000 * 0,54 = 66 960 тенге.

Пример 2.

Военнослужащий поступил на службу в армию Республики Казахстан и, отслужив 38 лет, был уволен по собственному желанию. Оклад на момент увольнения составлял 176 000 тенге.

  1. Военнослужащий имеет право на получение пенсионных выплат за выслугу лет, потому как его выслуга более 25 лет и по закону за каждый год превышения ему положена надбавка в 2 %.
  2. Посчитаем сколько лет сверх требуемого отслужил военный: 38 – 25 = 13 лет, умножив на 2, получим 26 % надбавки.
  3. Итоговый процент составит 76 %, но по закону максимальный процент составляет 65 %, соответственно, военнослужащему будет положена пенсия в размере 65 % от денежного содержания.
  4. Вычислим пенсию 114 400 тенге.

Пример 3.

Военнослужащий 8 лет служил в армии по контракту, после чего уволился и проработал на гражданской работе 7 лет, а затем снова устроился на службу в вооруженные силы РК, где выслужился еще 11 лет и был уволен в связи с сокращением штата.

Хоть общий трудовой стаж составляет 26 лет, а общая выслуга лет составляет 19 лет, военнослужащему не положена пенсия за выслугу лет. Связано это с тем, что при начислении должен учитываться последний непрерывный срок службы, в нашем случае 11 лет – до 12,5 лет не хватает 1 года и 6 месяцев выслуги. Поэтому военнослужащий может рассчитывать на «гражданскую» пенсию по достижении 63 года.

Пример 4.

Гражданин работал в частном охранном предприятии 7 лет, затем поступил на службу в правоохранительные органы, где служил 25 лет и уволился по собственному желанию. Последний размер денежного содержания на момент увольнения составлял 106 000 тенге.

  1. 25 лет выслуги достаточно для начисления пенсии. Кроме того у сотрудника правоохранительных органов есть еще и трудовой стаж 7 лет, за каждый год которого предусмотрено увеличение пенсионных выплат в 1 %.
  2. 50 + 7 = 57 %.
  3. Итоговая пенсия: 106 000 * 0,57 = 60 420 тенге.

Читайте также: