Во сколько пилоты уходят на пенсию

Опубликовано: 26.04.2024

Профессия летчика гражданской авиации подразумевает работу в сложных условиях, связанных с регулярным риском для здоровья: постоянная смена часовых поясов, высокий уровень ответственности и связанное с ним переутомление нервной системы. Это накладывает определенный отпечаток на условия, которые создает авиакомпания для летного состава.

Престиж профессии вместе с возможностью хорошо зарабатывать, иметь полный социальный пакет и достойные условия и размер летной пенсии оправдывают непростые обстоятельства их профессиональной деятельности.

Бесплатно по России

Принципы начисления выплат летному составу

Многим специалистам, чья профессиональная деятельность связана с угрозой здоровью, а также тяжелыми трудовыми условиями, государство обеспечивает начисление дополнительных выплат.

Для летчиков гражданской авиации назначение пенсии регламентируется законодательно как общими законами о пенсионном обеспечении граждан РФ (Федеральные законы №166-ФЗ, №400-ФЗ, №173-ФЗ), так и специальными актами:

  • Федеральный закон №155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации»;
  • Постановление Правительства РФ от 14 марта 2003 г. № 155 «Об утверждении списка должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право летному составу гражданской авиации на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», и Правил исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии».

Главной особенностью отправления на пенсию данной профессиональной категории граждан выступает отсутствие необходимости достижения пенсионного возраста, установленного в России. Назначение пенсионного пособия возможно по выслуге лет, при этом 20 часов полетов летчика равны 1 месяцу трудового стажа.

Размер содержания будет зависеть от звания пилота и среднего заработка за определенный период.

Во сколько лет пилоты выходят на заслуженный отдых

На назначение содержания возраст влияет не сильно, поскольку летчик может продолжать летать в роли командира до 65 лет, а после – в роли второго пилота, пока специальная медкомиссия не примет решение о допуске его к полетам.

Однако решение продолжить летать в таком возрасте принимает не каждый летчик в силу объективных причин: из-за регулярных нагрузок возникают проблемы со здоровьем, не позволяющие продолжать профессиональную деятельность. Чаще всего пилот отправляется в отставку по выслуге лет.

Согласно нормативно-правовой базе Российской Федерации, регулирующей вопросы, связанные с условиями выхода на пенсию, для мужчин-летчиков необходимый стаж работы должен составить 25 лет, а для представительниц слабого пола – 20 лет. Когда причиной отставки становится ухудшение здоровья, необходимое количество лет стажа снижается на 5 лет для обоих полов – до 20 и 15 лет соответственно.

Для увольнения со службы по выслуге лет летчику необходимо предоставить подтверждение своего летного стажа, в качестве которого выступают сведения, содержащиеся в его летной книжке.

Этот документ сопровождает летчика в течение всего периода его профессиональной деятельности и содержит:

  • четкое документирование каждого полета;
  • допуски к полетам;
  • тренировки, которые были пройдены специалистом;
  • уровень его подготовки.

Назначение пособия по выслуге осуществляется с учетом летных часов:

  • пилоты, управляющие лайнером, должны «налетать» 6000 часов, если речь идет о мужчине, и 4800 часов – если о женщине;
  • пилоты, управляющие вертолетом, должны провести в небе 3100 часов и 2480 часов соответственно в зависимости от пола.

В месяц пилоты истребителей, лайнеров и частных самолетов не могут летать более 20 часов, а пилоты вертолетов – более 12 часов.

Размер пенсии

В определении размера пенсионного содержания учитывается несколько важных условий:

  1. Размер трудовой пенсии составляет 55% от средней зарплаты пилота.
    пилот, выходящий на пенсию, может выбрать период, за который будет рассчитан размер его средней зарплаты из двух вариантов: 5 лет непрерывного стажа, либо последние 2 года.
  2. Если до нужного летного стажа не хватает какого-то количества лет, за каждый такой год вычитается 2%. Социальное пособие при этом уменьшается в 2 раза за каждый недостающий год.
  3. На содержание влияет районный коэффициент, принятый в регионе, где проходила служба летчика.
  4. На размер пенсионного содержания влияет среднее значение по заработной плате в России за срок выслуги, совпадающий с выбранным пилотом ранее, и с размером отчислений в Пенсионный фонд РФ.

Льготы и надбавки

В целом пенсионное содержание, полагающееся пилотам-пенсионерам, состоит из:

  • страховой части;
  • накопительной части;
  • прибавка за выслугу лет и специфические особенности профессиональной деятельности.

Таким образом, пенсионное обеспечение летчика-пенсионера – уже является доплатой.

Если стаж летчика был превышен, ему положены дополнительные начисления к имеющимся 55% от средней зарплаты в размере 1% за каждый год превышения.

Летчики-испытатели могут рассчитывать на надбавку к выплатам в виде дополнительных 10% от среднего размера зарплаты.

Надбавки, положенные летчикам за выслугу, считаются пожизненными, а их выплата происходит каждый месяц одновременно с основной пенсионной частью. Если летчик принимает решение о возвращении к своей профессиональной деятельности, то доплата в виде надбавки снимается с последующего месяца. Вернуть данные дополнительные выплаты можно в случае очередного ухода со службы.

Если пенсионер умер, то доплата невыплаченных надбавок осуществляется родственникам, проживающим вместе с пенсионером, после того, как ими будет подана соответствующая заявка.

Оформление

Для того чтобы будущий пенсионер смог рассчитывать на выплату положенного ему содержания, после увольнения ему нужно подать заявку на оформление пенсионного содержания.

Данная заявка может быть подана любым удобным способом из предложенных:

  • при личном обращении в Пенсионный фонд РФ;
  • через МФЦ;
  • через портал Госуслуги;
  • при обращении к авиакомпании-работодателю.

Для того чтобы заявка была принята, необходимо собрать и предоставить ряд документов (если речь идет о подаче заявки через Госуслуги – нужны сканированные версии документов):

  • паспорт гражданина РФ;
  • прошение на оформление содержания;
  • справка о размере зарплаты;
  • трудовая книжка летчика;
  • летная книжка и другие документы с указанием специального стажа пилота (справка о налете часов, документы, обосновывающие льготную специфику работы и пр.);
  • ИНН и страховое свидетельство;
  • медицинские документы (если пенсионное содержание назначается по состоянию здоровья).

Оплата содержания устанавливается со следующего месяца указанным в заявлении способом получения: на банковскую карту, либо через почтовое отделение.

Для того чтобы оформить заявку на выплату положенных доплат, пенсионер должен обратиться в ПФ РФ, имея при себе:

  • заявление;
  • паспорт гражданина РФ;
  • трудовую книжку;
  • документ, в котором зафиксирован специальный стаж пилота (летная книжка, справка о налете часов);
  • справку о размере зарплаты за выбранный летчиком период.

Роль в начислении выплат профсоюза летного состава

В профессиональном союзе летного состава числятся не только сами летчики, но и иные должностные лица, чья деятельность приравнивается к деятельности летчиков в вопросах выплат пенсионного содержания с доплатами. Это бортовые инженеры и механики, радисты, бортпроводники, операторы и пр.

Президиум профсоюза отстаивает интересы летного состава в вопросах назначения пенсий и доплат, регулирования их размера, обеспечения гарантированных условий для выхода на пенсию, а также рассматривает способы и возможности для улучшения пенсионных условий для летного состава, в том числе увеличения субсидий ушедшим на пенсию пилотам.

Интересное видео

Об особенностях выхода на пенсию у летчиков-испытателей в видео:

Профессия летчика гражданской авиации сопряжена с множеством угроз для здоровья, а иногда и жизни, что, несомненно, оправдывает достойное пенсионное обеспечение по итогу службы. Льготы и надбавки призваны компенсировать тяжелые условия труда данной профессиональной категории граждан.

Подвергая свою жизнь постоянному риску, работники авиалиний и военных аэродромов находятся в сложных условиях. Такая профессия подразумевает перемещение в разных часовых поясах, нервные перегрузки в связи с ответственностью, иногда даже радиационное излучение. Отсюда хорошая оплата, социальный пакет и полная обеспеченность всем необходимым и зависит во сколько пилоты уходят на пенсию.

Пенсия пилотов гражданской авиации

Во сколько лет пилоты выходят на пенсию

Ответ будет зависеть от конкретных параметров. Ведь сказываются показатели по нормам, которые зависят от условий, прописанных в законах и нормативно-правовых актах. Северные широты или базирование на специальном корабле - авианосце.

Пилоты гражданской авиации

Потребуется подтверждение стажа. Он будет записываться в летной книжке. Без такого документа не возможно ведение этой деятельности. В нее же документально фиксируется каждый полет. В ней указываются все соответствующие допуски, пройденные тренировки и определенный уровень подготовки. Без летной книжки и даже при наличии трудовой не получиться претендовать на досрочный отдых или выход по закону.

Чтобы понять, во сколько лет летчики уходят на пенсию, придется заглянуть в законодательство. Там прописано, что потребуется проработать 25 лет. Женскому полу 20. В месяц один человек не может на самолете работать больше 20 часов. Но это относится к лайнерам, истребителям или частным вариантам.

На вертолетах пилоту потребуется 3100 часов. Если речь идет о девушках, то норма будет меньше на 600. Летный стаж для обоих полов это 12,5 лет налета даже в случаях работы с повышенным риском для здоровья.

Пенсия пилотов гражданской авиации

Военные летчики штурмовики

У этих людей из-за профессии намного сложнее. Приходится учитывать следующие факторы: место службы, техника, угроза жизни. В среднем человек, работающий на истребителе или штурмовике, получает исчисление в виде одного года за полтора. Но если он служит в условиях северных широт, то год считается за два. В эту категорию относят смежные рода войск, где приходится выполнять такие же функции. Для примера: десантно-штурмовой батальон морской пехоты.

Выход на пенсию возможен при нужном количестве выслуги лет. Причем здесь из-за различных факторов происходит усугубление в одну или другую сторону. Но такие условия предполагают серьезные требования к людям. Помимо основных перегрузок, они несут на себе оружие, что, иногда приводит к радиационному излучению.

Пенсия пилотов гражданской авиации

Какие пенсионные выплаты положены летчикам

У пилотов гражданской авиации размер выплат будет большим. Все дело заключается в высоких зарплатах и нереальных условиях работы. Ведь суть заключается в том, что приходится принимать решения, быстро реагировать на ситуацию и нести ответственность за людей. А это подразумевает наличие стрессоустойчивости и постоянно подтверждение состояния своего здоровья. Не говоря уже о получении новых навыков и знаний. Средняя заработная плата составляет 300 тысяч рублей. Отчисления будут проводиться в соответствии с законодательной базой то страны, в которой человек работает.

Какой размер пенсии у пилотов гражданской авиации

Для жителей Российской Федерации невозможно иметь выплаты больше, чем 75% от среднего заработка. Если на протяжении всей жизни человек получал 300 тысяч рублей, то его пенсия будет 225 тысяч рублей. Однако стоит учитывать то, что по 2% будут снимать за каждый год, недостающий до общепринятой нормы. Таким образом, получается около 55%. Значит, при средней заработной плате на 50 году жизни летчики могут выходить на пенсию, то она не будет превышать 70-90 тысяч рублей.

Пенсионная реформа и ее влияние на пенсионные льготы летчиков

Чтобы получить отдых, потребуется отработать и отслужить в военной или гражданской авиации. При этом реформа определяет весь порядок выхода с работы и все последующие выплаты. Ведь такие граждане привлекаются в деятельность, где повышенная опасность и прочие условия, влияющие на жизнь людей. Да, у военных летчиков пенсия будет несколько меньше, но это связано больше с заработной платой и предоставляемыми льготами.

Под понятием пенсионные выплаты подразумевают обеспечение необходимым количеством финансов после достижения определенного возраста или стажа в работе. Для военнослужащих достаточно налетать 70% от необходимого времени. Досрочный выход и льготное обеспечение будет у инвалидов, либо людей, имеющих различные отклонения в здоровья.

Пенсия пилотов гражданской авиации

Для гражданской авиации члена летного экипажа высчитывается по определенной формуле. Она в общей доступности и примерные цифры приведены выше. Да, там будут еще несколько погрешностей, но в целом, все неплохо. Льготы будут подразумевать увечье или другие различные факторы нарушения здоровья. Если таковых не наблюдается, то при соблюдении всех норм летчику придется совершать налет в установленном для него порядке. А именно: не более 20 часов работы полетов на самолете, приравниваются к месяцу на обычном предприятии.

Правила начисления пенсии пилотам гражданской авиации

Выплаты можно рассчитать самому, используя определенную формулу. Она выглядит следующим образом. Необходимо иметь полную выслугу лет. Тогда схема будет следующей: средняя заработная плата умножается на отношение среднего дохода пилота к средней зарплате по всей территории страны. Это значение умножается 0,55 и еще раз на отношение средней суммы взносов к сумме для выплаты надбавок. Каждая надбавка будет пересматриваться в течение четырех лет. Это означает, что подсчет лучше вести прямо перед непосредственным выходом. Иначе можно сильно удивиться, как в положительном, так и отрицательном исходе.

Условия для назначения раннего выхода на пенсию

Этот параметр полностью индивидуальный и зависит от множества факторов. Поэтому в его углубление необходимо вникать с юридически подкованным человеком. Иначе можно сильно ошибиться или что-то не так понять.

Пенсия пилотов гражданской авиации

Досрочная пенсия работникам летного состава гражданской авиации

Чтобы получить досрочный выход, необходимо обладать несколькими факторами. Для начала можно отметить самое простое. Это общее время работы. То есть, человек, рано поступивший в летную школу и соблюдающий все условия полетов на самолете, приравнивающихся к месяцу работы на предприятии может выйти, досрочно отработав 25 лет в авиакомпании. Если речь идет о девушках, то все будет замыкаться на 20 годах. Для вертолетов условия намного жестче. Это вызвано большими рисками и меньшим комфортом в условиях труда.

Размер и порядок оформления пенсии летного состава гражданской авиации

Размер у летного состава высчитывается по вышеописанному механизму. Порядок не отличается других сфер трудовой деятельности. А вот если идет речь о документах, то ко всему прочему добавиться летная книжка.

Доплаты к пенсии летному составу гражданской авиации

Такое случается только в тех случаях, когда человек будет продолжать работу после достижения определенного возраста. То есть, он имеет необходимый стаж и продолжает вести деятельность в этом же направлении. Плюс по законодательству возможны начисления за спецификацию деятельности.

Подвергая свою жизнь постоянному риску, работники авиалиний и военных аэродромов находятся в сложных условиях. Такая профессия подразумевает перемещение в разных часовых поясах, нервные перегрузки в связи с ответственностью, иногда даже радиационное излучение. Отсюда хорошая оплата, социальный пакет и полная обеспеченность всем необходимым и зависит во сколько пилоты уходят на пенсию.

Капитан самолета

Во сколько лет пилоты выходят на пенсию

Ответ будет зависеть от конкретных параметров. Ведь сказываются показатели по нормам, которые зависят от условий, прописанных в законах и нормативно-правовых актах. Северные широты или базирование на специальном корабле — авианосце.

Пилоты гражданской авиации

Потребуется подтверждение стажа. Он будет записываться в летной книжке. Без такого документа не возможно ведение этой деятельности. В нее же документально фиксируется каждый полет. В ней указываются все соответствующие допуски, пройденные тренировки и определенный уровень подготовки. Без летной книжки и даже при наличии трудовой не получиться претендовать на досрочный отдых или выход по закону.

Чтобы понять, во сколько лет летчики уходят на пенсию, придется заглянуть в законодательство. Там прописано, что потребуется проработать 25 лет. Женскому полу 20. В месяц один человек не может на самолете работать больше 20 часов. Но это относится к лайнерам, истребителям или частным вариантам.

На вертолетах пилоту потребуется 3100 часов. Если речь идет о девушках, то норма будет меньше на 600. Летный стаж для обоих полов это 12,5 лет налета даже в случаях работы с повышенным риском для здоровья.

Военные летчики штурмовики

У этих людей из-за профессии намного сложнее. Приходится учитывать следующие факторы: место службы, техника, угроза жизни. В среднем человек, работающий на истребителе или штурмовике, получает исчисление в виде одного года за полтора. Но если он служит в условиях северных широт, то год считается за два. В эту категорию относят смежные рода войск, где приходится выполнять такие же функции. Для примера: десантно-штурмовой батальон морской пехоты.

Выход на пенсию возможен при нужном количестве выслуги лет. Причем здесь из-за различных факторов происходит усугубление в одну или другую сторону. Но такие условия предполагают серьезные требования к людям. Помимо основных перегрузок, они несут на себе оружие, что, иногда приводит к радиационному излучению.

Командир вертолета

Какие пенсионные выплаты положены летчикам

У пилотов гражданской авиации размер выплат будет большим. Все дело заключается в высоких зарплатах и нереальных условиях работы. Ведь суть заключается в том, что приходится принимать решения, быстро реагировать на ситуацию и нести ответственность за людей. А это подразумевает наличие стрессоустойчивости и постоянно подтверждение состояния своего здоровья. Не говоря уже о получении новых навыков и знаний. Средняя заработная плата составляет 300 тысяч рублей.

Сейчас на официальном сайте Аэрофлота в объявлении при наборе на работу значится заработная плата в размере 400 000 рублей. Хотя сами же летчики заявляют о том, что средняя зарплата, на самом деле, ниже. Вместе с тем сайт Pilot Jobs Network также гласит, что доход сотрудников находится на уровне 6 000 долларов, что меньше, нежели на сайте авиакомпании. У мировых перевозчиков тарифы могут иметь самый различный вид. Отчисления будут проводиться в соответствии с законодательной базой то страны, в которой человек работает.

Какой размер пенсии у пилотов гражданской авиации

Для жителей Российской Федерации невозможно иметь выплаты больше, чем 75% от среднего заработка. Если на протяжении всей жизни человек получал 300 тысяч рублей, то его пенсия будет 225 тысяч рублей. Однако стоит учитывать то, что по 2% будут снимать за каждый год, недостающий до общепринятой нормы. Таким образом, получается около 55%. Значит, при средней заработной плате на 50 году жизни летчики могут выходить на пенсию, то она не будет превышать 70-90 тысяч рублей.

Пенсионная реформа и ее влияние на пенсионные льготы летчиков

Чтобы получить отдых, потребуется отработать и отслужить в военной или гражданской авиации. При этом реформа определяет весь порядок выхода с работы и все последующие выплаты. Ведь такие граждане привлекаются в деятельность, где повышенная опасность и прочие условия, влияющие на жизнь людей. Да, у военных летчиков пенсия будет несколько меньше, но это связано больше с заработной платой и предоставляемыми льготами.

Под понятием пенсионные выплаты подразумевают обеспечение необходимым количеством финансов после достижения определенного возраста или стажа в работе. Для военнослужащих достаточно налетать 70% от необходимого времени. Досрочный выход и льготное обеспечение будет у инвалидов, либо людей, имеющих различные отклонения в здоровья.

Кабина командира самолета

Для гражданской авиации члена летного экипажа высчитывается по определенной формуле. Она в общей доступности и примерные цифры приведены выше. Да, там будут еще несколько погрешностей, но в целом, все неплохо. Льготы будут подразумевать увечье или другие различные факторы нарушения здоровья. Если таковых не наблюдается, то при соблюдении всех норм летчику придется совершать налет в установленном для него порядке. А именно: не более 20 часов работы полетов на самолете, приравниваются к месяцу на обычном предприятии.

Правила начисления пенсии пилотам гражданской авиации

Выплаты можно рассчитать самому, используя определенную формулу. Она выглядит следующим образом. Необходимо иметь полную выслугу лет. Тогда схема будет следующей: средняя заработная плата умножается на отношение среднего дохода пилота к средней зарплате по всей территории страны. Это значение умножается 0,55 и еще раз на отношение средней суммы взносов к сумме для выплаты надбавок. Каждая надбавка будет пересматриваться в течение четырех лет. Это означает, что подсчет лучше вести прямо перед непосредственным выходом. Иначе можно сильно удивиться, как в положительном, так и отрицательном исходе.

Условия для назначения раннего выхода на пенсию

Этот параметр полностью индивидуальный и зависит от множества факторов. Поэтому в его углубление необходимо вникать с юридически подкованным человеком. Иначе можно сильно ошибиться или что-то не так понять.

Девушка второй пилот

Досрочная пенсия работникам летного состава гражданской авиации

Чтобы получить досрочный выход, необходимо обладать несколькими факторами. Для начала можно отметить самое простое. Это общее время работы. То есть, человек, рано поступивший в летную школу и соблюдающий все условия полетов на самолете, приравнивающихся к месяцу работы на предприятии может выйти, досрочно отработав 25 лет в авиакомпании. Если речь идет о девушках, то все будет замыкаться на 20 годах. Для вертолетов условия намного жестче. Это вызвано большими рисками и меньшим комфортом в условиях труда.

Размер и порядок оформления пенсии летного состава гражданской авиации

Размер у летного состава высчитывается по вышеописанному механизму. Порядок не отличается других сфер трудовой деятельности. А вот если идет речь о документах, то ко всему прочему добавиться летная книжка.

Доплаты к пенсии летному составу гражданской авиации

Такое случается только в тех случаях, когда человек будет продолжать работу после достижения определенного возраста. То есть, он имеет необходимый стаж и продолжает вести деятельность в этом же направлении. Плюс по законодательству возможны начисления за спецификацию деятельности.

И все легальные

Самый надежный способ уйти на заслуженный отдых пораньше — выбрать правильную профессию

Самый надежный способ уйти на заслуженный отдых пораньше — выбрать правильную профессию

Фото: Александра Савельева / 76.RU

На днях председатель правительства Михаил Мишустин подписал постановление, согласно которому в стаж для досрочного выхода на пенсию включили периоды обучения. Правда касается это не всех, а только учителей, врачей, летчиков, пожарных, спасателей и еще некоторых категорий работников. Но даже если вы в эти категории не входите, выйти на пенсию досрочно всё еще можно. В этом материале мы собрали четыре вполне легальных способа.

Всякая работа по-своему сложна, а вот тяжела — не всякая. По крайней мере, с точки зрения закона: правительством установлено всего два списка профессий с опасными и тяжелыми условиями труда.

В первый входят самые тяжелые работы, выполнять которые приходится шахтерам, металлургам, сотрудникам химических и других производств, — всего 24 сферы деятельности. Женщинам, которые в них работают, можно уйти на пенсию в 45 лет, мужчинам — в 50. Но есть условия: женщинам нужно набрать как минимум семь с половиной лет «вредности» и столько же отработать где-нибудь еще. К мужчинам требования другие — для досрочного выхода на пенсию нужно 10 лет «горячего» и еще столько же какого-нибудь другого стажа.

Скостить срок работы можно, даже если вы не отработали полный вредный стаж. Если он больше половины требуемого, то пенсию могут назначить пораньше. Так, например, если вы мужчина и 7,5 года отработали ночным электромонтером в метро, то отправитесь на заслуженный отдых в 57 лет.

Отдельно оговаривается право на раннюю пенсию трактористок, работниц текстильной промышленности, мастеров на лесозаготовках, водителей городского общественного транспорта, летчиков, геологов, сотрудников ФСИН, спасателей и пожарных.

В особо холодные регионы сотрудников заманивают высокими зарплатами и ранним выходом на пенсию. Если проработать в районах Крайнего Севера 15 лет, а в приравненных к ним областям — 20, то можно выйти на пенсию «по старым тарифам»: в 60 лет мужчины, в 55 — женщины. Общий трудовой стаж при этом должен быть у мужчин не меньше 25 лет, у женщин — 20 лет.

Если проработать в холодных регионах только половину этого срока (или больше, но всё еще не весь), то каждый календарный год труда приблизит выход на пенсию на 4 месяца. Вычитать будут с учетом переходного периода.

А вот если житель Крайнего Севера трудился охотником, рыболовом или оленеводом, то он может рассчитывать на пенсию в 50 лет (мужчина) или в 45 (женщина).

Учить, лечить и развлекать

Врачи, педагоги и артисты выходят на пенсию раньше срока. Сотрудники театров и театрально-зрелищных организаций могут уйти на пенсию, отработав 15–30 лет, — точное количество стажа зависит от характера творческой деятельности. Например, на пенсию с 15 годами стажа могут выходить акробаты и гимнасты, с 20 — танцоры, дрессировщики и певицы, с 25 — каскадеры и кукловоды, с 30 — артисты хора. Весь список можно найти здесь.

Педагогам, работающим в учреждениях для детей, пенсию могут назначить после 25 лет работы. Сотрудникам здравоохранения нужно отработать не менее 25 лет в сельской местности или поселках городского типа, либо 30 лет в городах.

Есть, впрочем, небольшая деталь — представителей всех этих благородных профессий относительно недавние изменения в пенсионном законодательстве тоже коснулись: срок выхода на досрочную пенсию будет поэтапно повышаться, при этом требования к специальному стажу сохраняются. Работает это так: год выработки спецстажа фиксируется, но за назначением пенсии можно обратиться не сразу, а через несколько лет. В 2021 году отсрочка составит 3 года, в 2022 году — 4 года, с 2023 года и далее — пять лет. Увеличивается и требование к индивидуальному пенсионному коэффициенту: сейчас он должен быть не меньше 21. Каждый год показатель будет расти на 2,4 пункта, пока не достигнет 30.

Индивидуальный пенсионный коэффициент — это специальный параметр, которым оценивается каждый календарный год трудовой деятельности гражданина. Количество пенсионных коэффициентов, начисляемых человеку за каждый год работы, зависит от отчислений в ПФР, которые, в свою очередь, зависят от официальной зарплаты.

Рожать и воспитывать

Досрочный выход на пенсию предусмотрен для женщин, которые активно работали над улучшением демографии. При 15 годах стажа матери троих детей могут идти на пенсию после 57 лет, четверых — в 56 лет, пятерых или больше — в 50. Если из 20 лет стажа 12 женщина отработала на Крайнем Севере или 17 в районах, к нему приравненных, то для досрочного выхода на пенсию достаточно двоих детей. Правда, и тут есть деталь: детей нужно не только родить, но и воспитывать хотя бы до 8 лет. Дети, в отношении которых родители лишены прав, не считаются.

Отцы детей-инвалидов и инвалидов с детства, воспитавшие их до 8 лет, могут выйти на пенсию в 55 лет, а матери — в 50. Но это работает только для одного из родителей, плюс мужчинам придется отработать 20 лет, женщинам — 15. Раньше выйти на пенсию могут и опекуны — по году за каждые полтора года опеки над инвалидами с детства, но не больше 5 лет в общей сложности. И стаж нужен такой же, как и у родителей.

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

от 11 декабря 1987 г. N 1412

О ДАЛЬНЕЙШЕМ УЛУЧШЕНИИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

РАБОТНИКОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

В целях повышения заинтересованности работников гражданской авиации в производительном и продолжительном труде и улучшения их пенсионного обеспечения Совет Министров СССР постановляет:

1. Повысить максимальные размеры пенсий за выслугу лет работникам летного состава гражданской авиации со 120 до 180 рублей в месяц.

Ввести пенсии за выслугу лет для работников, осуществляющих управление воздушным движением и аэродромное техническое обслуживание воздушных судов.

2. Утвердить прилагаемое Положение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава.

Абзац утратил силу. - Постановление Совмина СССР от 27.01.1988 N 108.

3. Министерству гражданской авиации СССР и Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам совместно с Министерством юстиции СССР представить в месячный срок в Совет Министров СССР предложения о внесении в действующее законодательство изменений, вытекающих из настоящего Постановления.

4. Настоящее Постановление ввести в действие с 1 января 1988 г.

Совета Министров СССР

Совета Министров СССР

Совета Министров СССР

от 11 декабря 1987 г. N 1412

О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ПЕНСИЙ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ

ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ РАБОТНИКОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

И ЛЕТНО-ИСПЫТАТЕЛЬНОГО СОСТАВА

1. Пенсии за выслугу лет назначаются работникам летного (летно-испытательного) состава, работникам, осуществляющим управление воздушным движением, и работникам инженерно-технического состава независимо от ведомственной подчиненности предприятий, учреждений и организаций, в которых они работают.

2. При назначении и выплате пенсий за выслугу лет работникам гражданской авиации и летно-испытательного состава соответственно применяются пункты 5, 9, 11 - 14, 111, 117, 119, 122, 124, 129, 140 - 143, 149 - 157, 159 - 168, 173 - 181 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 (с учетом последующих изменений и дополнений).

3. Пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Положением, исчисляются исходя из среднемесячного фактического заработка работника. Если среднемесячный заработок превышает 240 рублей в месяц, пенсия исчисляется из 240 рублей.

4. Время частично оплачиваемых отпусков по уходу за ребенком и отпусков без сохранения заработной платы по уходу за ребенком продолжительностью, установленной законодательством, предоставляемых женщинам, работающим в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет, засчитывается в выслугу лет для назначения указанной пенсии.

I. Пенсии за выслугу лет для работников летного

и летно-испытательного состава

5. Пенсии за выслугу лет работникам летного и летно-испытательного состава назначаются по перечню должностей согласно Приложению N 1.

6. Пенсии за выслугу лет работникам летного и летно-испытательного состава назначаются: мужчинам при выслуге не менее 25 лет и женщинам - не менее 20 лет в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет.

7. Пенсии за выслугу лет работникам летного и летно-испытательного состава при выслуге у мужчин 25 лет и у женщин 20 лет назначаются в размере 50 процентов среднемесячного фактического заработка, который они получали перед прекращением работы в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет.

За каждый год выслуги сверх указанных сроков пенсия увеличивается на один процент среднемесячного фактического заработка.

Максимальный размер пенсии - 180 рублей в месяц.

Работникам летного и летно-испытательного состава, оставившим летную работу по состоянию здоровья или вследствие достижения права на пенсию за выслугу лет и продолжающим работать в гражданской авиации на других должностях в летной службе и в службах управления воздушным движением и инженерно-авиационной, последующий стаж их работы засчитывается год за год для назначения пенсии за выслугу лет в размерах, предусмотренных настоящим пунктом. Исчисление пенсии производится из среднемесячного заработка, который они получали перед уходом с летной работы.

Работники летного и летно-испытательного состава, оставившие летную работу по состоянию здоровья при наличии выслуги лет - мужчины не менее 20 лет и женщины - 15 лет, имеют право на пенсию за выслугу лет в размерах пропорционально отработанному времени по достижении возраста 45 лет.

8. Летчикам-испытателям, штурманам-испытателям и парашютистам-испытателям, у которых не менее половины необходимой выслуги лет, предусмотренной пунктом 6 настоящего Положения, приходится на летно-испытательную работу, ограничение заработной платы суммой 240 рублей при исчислении пенсии за выслугу лет не применяется. Исчисление пенсии в этом случае производится из должностного оклада, получаемого по последнему месту работы на штатной должности летчика-испытателя, штурмана-испытателя или парашютиста-испытателя.

Максимальные размеры пенсий: для летчиков-испытателей 1 класса - 300 рублей в месяц, для летчиков-испытателей 2 класса, штурманов-испытателей 1 класса, парашютистов-испытателей 1 класса - 200 рублей в месяц.

Лицам, имеющим почетные звания "Заслуженный летчик-испытатель СССР" или "Заслуженный штурман-испытатель СССР", к пенсии за выслугу лет, исчисленной из должностного оклада, устанавливается надбавка в размере 10 процентов пенсии (в пределах максимальных размеров, предусмотренных настоящим Положением).

II. Пенсии за выслугу лет для работников,

осуществляющих управление воздушным движением

9. Работникам, осуществляющим управление воздушным движением, имеющим свидетельство диспетчера, пенсии за выслугу лет назначаются: мужчинам в возрасте 55 лет при общем стаже работы в службе управления воздушным движением не менее 25 лет, из них не менее 15 лет работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов; женщинам в возрасте 50 лет при общем стаже работы в этой службе не менее 20 лет, из них не менее 10 лет работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов.

В выслугу лет работникам, осуществляющим управление воздушным движением, засчитывается также время работы в должностях летного (летно-испытательного) состава, дающих право на пенсию за выслугу лет.

10. Пенсии за выслугу лет работникам, осуществляющим управление воздушным движением, при работе по непосредственному управлению воздушным движением у мужчин не менее 15 лет и у женщин - 10 лет назначаются в размере 50 процентов среднемесячного фактического заработка, который они получали перед прекращением работы в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет.

За каждый год выслуги сверх указанных сроков пенсия увеличивается на 2 процента среднемесячного фактического заработка.

Максимальный размер пенсии - 150 рублей в месяц.

III. Пенсии за выслугу лет для работников

11. Пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава назначаются: начальникам смен, инженерам всех наименований, мастерам (контрольным мастерам), авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований, непосредственно занятым на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на предприятиях (объединениях), в летно-испытательных комплексах (станциях) научно-исследовательских, авиационно-спортивных организаций и заводов, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений гражданской авиации.

Пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава назначаются: мужчинам по достижении возраста 55 лет при общем стаже работы в гражданской авиации не менее 25 лет, из них не менее 20 лет в указанных должностях; женщинам по достижении возраста 50 лет при общем стаже работы в гражданской авиации не менее 20 лет, из них не менее 15 лет в указанных должностях.

В выслугу лет работникам инженерно-технического состава засчитывается также время работы в должностях летного (летно-испытательного) состава, дающих право на пенсию за выслугу лет.

12. Пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава при выслуге у мужчин 20 лет и у женщин 15 лет назначаются в размере 50 процентов среднемесячного фактического заработка, который они получали перед прекращением работы в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет (пункт 11 настоящего Положения).

За каждый год выслуги сверх указанных сроков пенсия увеличивается на 2 процента среднемесячного фактического заработка.

Максимальный размер пенсии - 140 рублей в месяц.

IV. Порядок назначения и выплаты пенсий

13. Пенсии за выслугу лет работникам гражданской авиации и летно-испытательного состава назначаются и выплачиваются при условии, если они прекратили работу в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет, в следующем порядке:

а) пенсии, назначенные в соответствии с настоящим Положением лицам, работающим на предприятиях, в учреждениях и организациях гражданской авиации в должностях, не дающих право на пенсию за выслугу лет, выплачиваются в таком размере, чтобы пенсия и заработная плата не превышали в общей сложности среднемесячную заработную плату, получаемую перед назначением пенсии, и во всех случаях - 500 рублей в месяц.

В таком же порядке выплачивается пенсия пенсионерам, имеющим почетные звания "Заслуженный летчик-испытатель СССР" и "Заслуженный штурман-испытатель СССР", занятым на предприятиях, в учреждениях и организациях на работах, связанных с созданием, испытанием и эксплуатацией авиационной техники, в должностях, не дающих право на пенсию за выслугу лет.

Летчикам-испытателям и штурманам-испытателям, получающим пенсию за выслугу лет, выплачиваемая пенсия во всех случаях сохраняется в размере не менее 50 процентов назначенной пенсии.

Работникам летного и летно-испытательного состава, перешедшим на работу по управлению воздушным движением на должности, дающие право на пенсию за выслугу лет, по их желанию пенсия может выплачиваться на указанных условиях (абзац первый подпункта "а" настоящего пункта), однако в таких случаях время этой работы в выслугу лет для повышения пенсии не засчитывается;

б) пенсионерам, получающим пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящим Положением и работающим в других отраслях народного хозяйства в должностях, не дающих право на пенсию за выслугу лет, пенсия выплачивается в полном размере, если пенсия и заработная плата в общей сложности не превышают 300 рублей в месяц.

Если сумма пенсии и заработной платы превышает указанные пределы, то соответственно снижается размер выплачиваемой пенсии.

В таком же порядке может выплачиваться пенсия работникам, указанным в подпункте "а" настоящего пункта.

14. Работникам гражданской авиации, призванным на военную службу в Вооруженные Силы СССР, выплата пенсии за выслугу лет прекращается до увольнения их в отставку или зачисления в запас.

15. Утратил силу. - Постановление Совмина СССР от 14.09.1989 N 754.

V. Порядок исчисления выслуги лет для работников

летного и летно-испытательного состава

16. При исчислении сроков выслуги для назначения пенсий за выслугу лет работникам летного и летно-испытательного состава гражданской авиации считается:

а) один год работы на самолетах при налете в год: 500 и более часов - за два года, от 350 до 500 часов - за полтора года;

б) один год работы в Центре совместного обучения летного, технического и диспетчерского персонала гражданской авиации стран - членов СЭВ, в Академии гражданской авиации, авиационных училищах, школах, аэроклубах, авиаспортивных клубах, планерных, планерно-вертолетных и учебно-технических школах и станциях, авиационных учебных центрах - за полтора года при условии выполнения плана учебно-летной работы;

в) один год работы на вертолетах при налете в год: 300 и более часов - за два года, от 200 до 300 часов - за полтора года;

г) один год работы в школе высшей летной подготовки, летном учебно-тренировочном центре, учебных эскадрильях и учебно-тренировочных отрядах при налете в год: на поршневых самолетах 400 и более часов - за два года, от 250 до 400 часов - за полтора года; на реактивных и турбовинтовых самолетах при налете в год: 320 и более часов - за два года, от 200 до 320 часов - за полтора года;

д) один год работы в аварийно-спасательных эскадрильях - за полтора года;

е) один год работы в авиации специального применения (санитарные полеты, авиахимические работы, аэрофотосъемка, патрулирование, зондирование атмосферы и другие виды работ) при налете в год: 300 и более часов - за два года, от 200 до 300 часов - за полтора года;

ж) один год работы в должностях: летчика (пилота) - испытателя, штурмана-испытателя, бортинженера (бортмеханика) - испытателя, бортрадиста-испытателя на летных испытаниях опытной и серийной авиационной и парашютно-десантной техники - за два года при условии проведения в течение данного года летных испытаний;

з) один год работы в должностях: бортового инженера, ведущего инженера-испытателя, бортмеханика, бортэлектрика, борттехника, бортрадиста, бортмоториста, стрелка-радиста, бортстрелка, бортоператора и оператора-локаторщика на летных испытаниях опытной и серийной авиационной и парашютно-десантной техники при налете в год: 120 и более часов - за два года, от 50 до 120 часов - за полтора года;

и) один год работы в качестве парашютиста, десантника-пожарного, инструктора-парашютиста, инструктора авиапожарной службы (авиазвена, команды, группы), тренера-парашютиста - за полтора года при условии выполнения годовой нормы прыжков с поршневых самолетов, вертолетов, дирижаблей и аэростатов, спусков с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров, на специальных спусковых устройствах, а при выполнении годовой нормы прыжков с реактивных самолетов - за два года;

к) сроки выслуги работников летного (летно-испытательного) состава за период работы до 1 января 1988 г. исчисляются по правилам, действовавшим до 1 января 1988 г.

17. При исчислении выслуги лет работников командно-летного состава гражданской авиации по перечню должностей согласно Приложению N 2 один год работы в этих должностях считается за полтора года с 1 января 1974 г. при условии выполнения установленной нормы налета часов и наличия действующих летных свидетельств.

18. Время службы в должностях летного состава Вооруженных Сил СССР засчитывается в выслугу лет работникам гражданской авиации и летно-испытательного состава в порядке, установленном для назначения пенсий военнослужащим.

19. Время работы граждан СССР за границей в должностях летного состава иностранной гражданской авиации засчитывается в выслугу лет работникам гражданской авиации и летно-испытательного состава по нормам налета часов, установленным настоящим Положением для соответствующих видов летной работы.

20. При выполнении в течение года различных работ, указанных в пункте 16 настоящего Положения, выслуга лет исчисляется пропорционально продолжительности налета часов на каждой работе.

21. Если работник летного (летно-испытательного) состава гражданской авиации не имел в течение года налета часов, дающего право на исчисление выслуги лет на льготных условиях, установленных пунктом 16 настоящего Положения, то год работы засчитывается за год выслуги.

Если же работник летного (летно-испытательного) состава гражданской авиации вообще не имел налета часов в течение года, то этот год в выслугу лет не засчитывается.

22. Время обучения в высших учебных заведениях гражданской авиации засчитывается в выслугу лет по фактической продолжительности учебы, если этому времени предшествовала работа в летных должностях.

23. Время работы в должности руководителя полетов до 1 января 1959 г. засчитывается в выслугу лет как лицам летного состава.

к Положению о порядке назначения

и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным

категориям работников гражданской авиации и

летно-испытательного состава, утвержденному

Постановлением Совета Министров СССР

от 11 декабря 1987 г. N 1412

ДОЛЖНОСТЕЙ ЛЕТНОГО И ЛЕТНО-ИСПЫТАТЕЛЬНОГО СОСТАВА,

РАБОТА В КОТОРЫХ ДАЕТ ПРАВО НА ПЕНСИЮ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ

Члены экипажей воздушных судов и летательных аппаратов, работники летных (учебно-летных, летно-методических и летно-испытательных) подразделений, а также работники министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений и организаций, осуществляющие руководство (инспектирование) летными (учебно-летными, летно-методическими и летно-испытательными) службами, при наличии летного свидетельства и при условии выполнения установленной нормы налета часов.

Инженеры и техники всех наименований, совершающие полеты по испытаниям, исследованиям, сдаче, приемке воздушных судов и их агрегатов, оборудования и приборов, парашютной и другой техники.

Парашютисты всех наименований, а также десантники-пожарные всех наименований, совершающие спуски с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров, на специальных спусковых устройствах.

к Положению о порядке назначения

и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным

категориям работников гражданской авиации и

летно-испытательного состава, утвержденному

Постановлением Совета Министров СССР

от 11 декабря 1987 г. N 1412

ДОЛЖНОСТЕЙ КОМАНДНО-ЛЕТНОГО СОСТАВА ГРАЖДАНСКОЙ

АВИАЦИИ, РАБОТА В КОТОРЫХ ЗАСЧИТЫВАЕТСЯ НА ЛЬГОТНЫХ

УСЛОВИЯХ (ОДИН ГОД РАБОТЫ ЗА ПОЛТОРА ГОДА)

Главные, ведущие, старшие специалисты и специалисты всех наименований по летной службе (летной работе).

Командиры (начальники) авиационных и летных (учебно-летных, летно-методических) подразделений.

Командиры (начальники) подразделений управлений, объединений, предприятий, организаций и учреждений, осуществляющие руководство (инспектирование) летными (учебно-летными, летно-методическими, авиационно-спортивными) службами.

Командиры (начальники, генеральный директор) управлений, объединений, предприятий, организаций и их структурных единиц.

Заместители командиров (начальников, генерального директора) управлений, объединений, предприятий, учреждений, организаций и их подразделений по организации летной работы (по летной службе, летной, учебно-летной и летно-методической подготовке), по политической части (по политико-воспитательной работе).

Заместители руководителей, начальники и заместители начальников подразделений аппарата министерств и ведомств, осуществляющие руководство (инспектирование) летными (учебно-летными, летно-методическими) службами.

Читайте также: