В каких странах бесплатный проезд для пенсионеров

Опубликовано: 03.05.2024

Опросы

Спецпроекты

  • Газ на Алтае
  • Налоги для физических лиц
  • FITamic
  • FM-Продакшн
  • Все проекты
  • Правила поведения на сайте






  • Алтай
  • Барнаул
  • Коронавирус сегодня
  • Бийск
  • Рубцовск
  • Республика Алтай
  • Политика
  • Экономика
  • Правила жизни Искателей
  • Общество
  • Недвижимость
  • Происшествия
  • Мобильный репортер
  • Экология
  • Здоровье
  • Авто
  • Инфографика
  • Культура
  • Туризм
  • Спорт
  • Наука
  • Только о хорошем
  • Тесты и игры
  • Люди говорят
  • Образование
  • Кухня
  • Дача
  • Только на amic.ru
  • Подкасты
  • Вакансии
  • А это вообще законно?!
  • AmicМилосердие
  • Марафон победы

Прямой эфир

Фото: kirov-portal.ru

Недавняя новость об очередном повышении цен на проезд в общественном транспорте Барнаула, мягко говоря, не вызвала энтузиазма у горожан. На этом фоне особенно красноречиво смотрится сообщение о том, что власти Люксембурга с 1 января 2019 года решили сделать проезд полностью бесплатным.


В этой связи портал Amic.ru решил посмотреть, в каких городах мира, сев в автобус, троллейбус или трамвай, тебе не придется рассчитываться вовсе.

Кстати, за бесплатный транспорт ратуют защитники окружающей среды: это позволило бы сократить количество машин, тем самым повлияв на проблемы глобального потепления, загрязнения атмосферы, шума. Сократилось бы количество пробок и аварий на дорогах, была бы решена проблема парковок. Категории населения с низким доходом получили бы большую мобильность.

Во многих городах выбирают компромисс, вводя бесплатный проезд только для своих жителей, как в Таллине, или для особых категорий населения — например, пенсионеров.

Но сначала несколько слов о том, в каких российских городах пробовали внедрять бесплатный проезд. Первопроходцами здесь выступили подмосковные Мытищи и Воронеж. Однако длился эксперимент недолго и вскоре был свернут. Попытки создать народные бесплатные маршруты также предпринимались в Липецке, Уфе и Стерлитамаке. К слову, во время ЧМ-2018 по футболу в российских городах, принимавших матчи мундиаля (но только в день игры), действовал бесплатный проезд на специально оговоренных маршрутах. Как правило, они шли до стадиона, фан-зоны и аэропорта (вокзала). Чтобы ими воспользоваться, необходимо было предъявить паспорт болельщика и билет на матч.

Но обратимся к мировому опыту. Начнем с городов, имевших в прошлом отношение к СССР.


Рига (Латвия)

Бесплатный проезд в общественном транспорте действует несколько дней в году, совпадающих с праздниками национального либо городского масштаба. Воспользоваться могут не только рижане.


Таллин (Эстония)

Полностью бесплатен проезд для таллинцев: людей в возрасте 65 лет и старше, детей до 7 лет, сопровождающего ребёнка возрастом 3 года, детей-инвалидов, лиц, имеющих серьёзные физические и умственные недостатки, сопровождающего лица человека с глубокими и тяжёлыми нарушениями зрения, ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС и репрессированных (или приравненных к репрессированным). Для жителей Таллина и учащихся, внесённых в базу данных инфосистемы образования Эстонии, для пользования бесплатным общественным транспортом нужно заплатить 3€ за единую проездную карточку и её персонализацию.


Скуодас (Литва)

С 2015 года небольшой литовский городок, как и некоторые другие города Прибалтики, предоставляет местным жителям и туристам право пользоваться общественным транспортом.


Теперь посмотрим на опыт других стран. Не имеющих отношения к бывшему СССР.

Мельбурн (Австралия)

Трамваи в центральном районе города — CBD — бесплатны. Это очень удобно, учитывая, что трамвайная сеть покрывает всю площадь центра, и добраться от одной достопримечательности до другой не составляет никакого труда. Однако нужно сохранять бдительность и не выезжать за кольцевую линию — за пределами CBD за проезд все-таки придется платить. Полный круг трамвай совершает примерно за 50 минут. Это удобный и бесплатный способ добраться до популярных туристических мест, магазинов, работы и мероприятий.


Манчестер (Англия)

Metroshuttle — бесплатные автобусы, которые соединяют главные железнодорожные станции, парковки, зоны шопинга и бизнеса в центре Манчестера. Они двигаются по трем маршрутам каждые 8-10 минут ежедневно и позволяют быстро и легко добраться до любой популярной точки городского центра.


Ротерхем (Англия)

FreeBee — автобусы, курсирующие по центру города с 8:00 до 18:00 ежедневно кроме воскресенья. Они отправляются от станции Rotherham Interchange каждые 12 минут и предоставляют огромному количеству людей возможность передвигаться по городу бесплатно.


Мариехамн (Финляндия)

Общественный транспорт, принадлежащий автобусной компании Röde Orm, бесплатный как для местных, так и для приезжих с 2000 года.


Акюрейри (Исландия)

“Северная столица” Исландии и четвертый по величине город страны предлагает своим гостям не только потрясающие виды на фьорды и экскурсии на знаменитый водопад Годафосс, но и бесплатные автобусы.


Веленье (Словения)

Веленье — шестой по величине город Словении с приблизительно 34 000 жителей. Система бесплатных желтых автобусов Lokalc предлагает 6 маршрутов с 15-минутным интервалом движения на самых напряженных участках (ежечасно по выходным и праздникам).


Монс (Бельгия)

В городе, расположенном в 50 км к юго-западу от Брюсселя и известном своими университетами, музеями и теннисными турнирами, можно бесплатно ездить на автобусах сети Mons Intra Muros.


Витре (Франция)

С 2001 года все 7 автобусных маршрутов бретонского городка полностью бесплатны для 16 000 местных жителей и туристов. Все они отправляются с главной железнодорожной станции.


Ливиньо (Италия)

Отправляясь на один из крупнейших горнолыжных курортов Италии Ливиньо, туристы могут наслаждаться катанием не только на лыжах и сноубордах, но и на бесплатных автобусах. Четыре автобусные линии (синяя, зеленая, красная, желтая) работают с утра до вечера.


Женева (Швейцария)

Прилетая в Женеву, нужно не забыть взять бесплатный билет для проезда на общественном транспорте в Зоне 10, который действителен в течение 80 минут. Автомат, выдающий билеты, расположен в зале получения багажа, и не требует никаких удостоверений личности — нужно просто нажать на кнопку. С этим билетом можно добраться до центра города на поезде, автобусе, трамвае или mouette — желтом водном такси.

Однако этим гостеприимство Женева не ограничивается: останавливаясь в отеле, хостеле или кемпинге, посетители имеют право на персональный и не подлежащий передаче другому лицу бесплатный билет Geneva Transport Card, который дает возможность пользоваться всей транспортной системой Женевы на протяжении визита.


Куала-Лумпур (Малайзия)

GO KL City Bus — бесплатные автобусы, курсирующие по центральному бизнес-району малазийской столицы. Программа была запущена правительством вопреки протестам владельцев такси, чтобы облегчить населению доступ к общественному транспорту, увеличить мобильность и сократить количество машин в часы пик. Автобусы ходят с 6 утра до 11 вечера с периодичностью 5 минут в наиболее напряженные часы и с 15-минутным интервалом в остальное время.


Чапел-Хилл (США)

Chapel Hill Transit — вторая по величине транспортная система Северной Каролины, начавшая свою работу в 1974 году. Она обеспечивает движение общественного транспорта через Чапел-Хилл, Каррборо и Университет Северной Каролины.

С 2002 года проезд на всех регулярных маршрутах (31) стал бесплатным, и в 2004-2005 годах количество постоянных пассажиров общественного транспорта перевалило за 5,7 миллиона. Автобусы ходят с 5:00 до 1:15 по будням, с 8:00 до 18:30 по субботам и с 10:30 до 23:30 по воскресеньям (кроме праздников и университетских каникул).


Майами (США)

Мегаполис, расположенный на атлантическом побережье в солнечной Флориде, привлекает туристов со всего мира. Его разветвленная транспортная система включает также и Metromover — бесплатные самоуправляемые поезда из небольших вагончиков. Система состоит из 21 станции и охватывает деловой центр города (Downtown Miami), районы Brickell, Park West и Omni. Metromover работает с 5 утра до полуночи и существенно облегчает местным и туристам перемещение по городу. Также в Майами ходят бесплатные троллейбусы.

Четверг, 24.10.2013, 06:30:00

Украина намерена подписать Соглашение об ассоциации с ЕС. В связи с этим украинские журналисты выяснили, как живут в Европе пенсионеры

Украина намерена подписать Соглашение об ассоциации с ЕС. В связи с этим украинские журналисты выяснили, как живут в Европе пенсионеры >>

Жизнь учителей и пенсионеров у наших соседей — Польши, Чехии, Румынии — во многом схожа с украинской, хотя они уже являются членами Евросоюза. Их учителя, как и наши, вынуждены работать на полторы ставки, потому что зарплата у них ниже, чем средняя по стране, пенсионеры выезжают не за границу, а на дачу. Зато в странах — ветеранах Евросоюза, Голландии и Германии, эти категории людей пользуются большим уважением и всевозможными привилегиями. В Нидерландах, например, пенсионеры проводят безбедную старость в Испании, а учителя в Германии имеют статус госслужащих и зарабатывают на тысячу евро больше, чем среднестатистические немцы.

Украина. Средняя пенсия в Украине — 1480 грн (133 евро), а минимальная — 894 грн. 80,5 евро). Зато у наших пенсионеров есть льготы: бесплатный проезд в общественном транспорте (кроме маршруток), скидки на услуги ЖКХ (50%) и скидки в аптеках (в среднем 15—20%). Некоторые магазины, аптеки, парикмахерские и другие заведения проводят социальные акции для людей преклонного возраста. Пенсионный возраст для женщин у нас недавно повысили с 55 лет до 60 лет (это ниже, чем во многих странах Европы). Мужчины выходят на пенсию в этом же возрасте. Но многие наши пенсионеры, в отличие от европейских, на пенсии не отдыхают, а продолжают работать. «Льготы льготами, но лучше бы нам пенсию подняли. Без работы выжить практически невозможно», — говорит нам пенсионерка Анна Гармаш.

Польша . Польским пенсионерам, в отличие от, например, немецких, живется несладко: минимальная пенсия в стране — 200 евро, средняя — 350 евро. Есть, правда, счастливчики, которые получают 800 евро в месяц (если трудился долгое время на очень высокооплачиваемой работе), но столько денег выплачивают только трем-пяти процентам пенсионеров. При этом практически никаких льот: например, бесплатного проезда в транспорте у пенсионеров нет. «Половина средней пенсии уходит на оплату коммунальных услуг. Поэтому они еле сводят концы с концами.
«Максимум куда мы можем выбраться — к себе на дачу, даже мечтать о поездке на зарубежные курорты мы не можем, — рассказывает поляк Матеуш. — Спасает лишь то, что в Польше достаточно дешевые продукты питания — нередко даже украинцы из приграничных районов ездят к нам скупаться».
Из-за финансового кризиса в мае прошлого года Польша подняла пенсионный возраст до 67 лет, но переход будет происходить постепенно, в течение 10 лет. Многих людей предпенсионного возраста это очень огорчает, но таковы требования Евросоюза.

Голландия. Каждый житель страны, достигший 65 лет, получает обязательную пенсию приблизительно в 700 евро. Плюс — дополнительные деньги из социальных фондов, куда они делали отчисления, пока работали. В среднем пенсия составляет 1000—1200 евро. «У пенсионеров нет права на бесплатный проезд в транспорте, но многим дают скидки на аренду квартир, а те, у кого минимальная пенсия, получают различные субсидии — например, человек платит за медицинскую страховку не 120 евро, а 80. Но если у него крупные сбережения в банке, то государство давать ему субсидии не будет — до тех пор, пока он не потратит собственные деньги», — рассказала нам пенсионерка Марика.
В Нидерландах многие пенсионеры живут в Домах престарелых, похожих на отели, где им обеспечен полный уход. Ежемесячно, работая, люди отчисляют с зарплаты 100—150 евро, а потом эти деньги уходят на обеспечение достойной старости.
В Голландии не принято, чтобы дети присматривали за своими престарелыми родителями. Голландские пенсионеры стараются быть как можно более самостоятельными. Многие до глубокой старости водят автомобили и ездят за границу. Одно из самых популярных направлений для голландцев — Испания, бывшая метрополия Нидерландов. Многие ездят туда на несколько недель, но многие с выходом на пенсию переезжают туда навсегда.

Германия. Немцы уходят на пенсию в 65 лет. В будущем власти планируют поднять эту планку до 67 лет, хотя эта инициатива вызывает споры в обществе. На протяжении жизни немцы отчисляют в Пенсионный фонд до 20% зарплаты, а средняя пенсия по стране достигает 70% от ставки.
Живут немецкие пенсионеры, по нашим меркам, на широкую ногу и могут позволить себе путешествовать до глубокой старости, хотя и считают, что это результат присущей им тяги к экономии.
«Я получаю 2500 евро в месяц. Этого достаточно не только на жизнь, но и на путешествия. Те, кто получают маленькие пенсии, могут обратиться за помощью к государству. Но важно, чтобы у них не было сбережений. Иначе сначала заставят потратить то, что есть в банке, а потом уже будут помогать», — рассказывает немка Софи.

Хорватия. Средняя пенсия — 400 евро, размер ее зависит от стажа: те, кто отработал 15 лет, получит 150 евро, а люди с 40-летним стажем — 500. Особо хорваты чтят ветеранов: пенсия участников гражданской войны (1991—1995 года) может достигать 2500 евро. Льгот нет. «Моя пенсия — 330 евро. На квартиру у меня уходит в месяц 100—150 евро, 30 евро на транспорт, остальное — на продукты. На курорты, конечно, поехать не могу, но у нас и здесь сплошной курорт» — рассказывает пенсионер Грегор.

Согласно проекту транспортной стратегии Минтранса, в России к 2035 году может появиться бесплатный общественный транспорт, но зато в 2025 году станут платными дороги регионального значения, а в 2035 году станут платными все остальные дороги. А в каких странах и городах уже есть бесплатный общественный транспорт?

Расскажем про первую страну с бесплатным общественным транспортом, первую мировую столицу и первый крупный город США.

Причины перехода на бесплатный общественный транспорт

Существует городская проблема : пробки на дорогах быстро увеличиваются, поскольку все больше и больше людей переезжают в городские районы.

Решение проблемы : предложить бесплатный общественный транспорт, чтобы побудить людей оставлять машины дома. Меньшее количество автомобилей означает меньшее загрязнение воздуха и более тихую городскую среду.

Первый крупный город Америки с бесплатным общественным транспортом

Канзас-Сити стал в декабре 2019 года первым крупным городом США, предлагающим бесплатный общественный транспорт. По данным журнала 435 Magazine, стоимость такого шага составит $8 млн в год. До принятия решения городским советом поездка на городском автобусе стоила $1,50 за поездку или $50 за ежемесячный проездной.

Одно из преимуществ, которое продвигали сторонники плана - помощь жителям с низким доходом добираться на работу и с работы. Член совета Эрик Банч сказал: «Когда мы говорим об улучшении жизни людей, которые являются нашими наиболее уязвимыми гражданами, я не думаю, что есть какие-либо вопросы, чтобы найти эти деньги. Это не тонна денег, и это деньги, которые мы, как город, если мы хотим сделать общественный транспорт приоритетным, это то, что мы можем найти».

В США уже был опыт введения бесплатного общественного транспорта в Остине, штат Техас, в период с октября 1989 года по декабрь 1990 года. Результат был, скорее, отрицательным. Бесплатные автобусы превратились в приюты для бездомных.

Общие проблемы проектов бесплатного общественного транспорта в США

Все прошлые проекты по введению бесплатного общественного транспорта в США были короткоживущими. Наблюдался резкий рост вандализма, граффити и хулиганства из-за того, что молодые пассажиры могли ездить по системе бесплатно, что приводило к многочисленным негативным последствиям. Расходы на техническое обслуживание и безопасность транспортных средств возросли из-за необходимости ремонта, связанного с жестоким обращением со стороны пассажиров. Более частое присутствие бродяг на борту автобусов также препятствовало выбору пассажиров и вызывало жалобы со стороны обычных уставших после трудового дня пассажиров.

Поэтому основная цель по снижению числа машин не была достигнута, а расходы на эксплуатацию системы резко выросли.

Европейский опыт и первые успехи

После введения бесплатного общественного транспорта в Дюнкерке, Франция пассажиропоток увеличился на 85%, а в Таллине, Эстония аналогичная программа привела к увеличению пассажиропотока только на 10%. Есть мнение, что, люди готовы платить за общественный транспорт, если он эффективен, чист и ходит четко по расписанию.

Специалисты отмечают, что стоимость парковки или проезда в город на машине может иметь большое значение для количества людей, пользующихся общественным транспортом. Например, в Лондоне плата за пробки привела к увеличению количества людей, пользующихся метро.

Таллин – первый в мире столичный город с бесплатным общественным транспортом

В 2013 году Таллин стал первой столицей страны, предлагающей жителям бесплатный общественный транспорт. Эстония в целом последовала этому примеру и в 2018 году поставила перед собой амбициозную цель стать первой страной, в которой общественный транспорт в стране будет бесплатным. Автобусы в городе бесплатны в 11 из 15 округов.

Городская администрация Таллина предложила бесплатный транспорт после финансового кризиса 2008 года. Эстония сильно пострадала, и хотя город оплачивал более 70% расходов на общественный транспорт, цены на билеты по-прежнему были слишком высоки для более бедных жителей. Пробки также стали большой проблемой. С момента восстановления независимости Эстонии в 1991 году количество владельцев автомобилей увеличилось вдвое.

Удивительно, но вместо того, чтобы коллапсировать, общественный транспорт в Таллине стал лучше, несмотря на то, что система потеряла 12 миллионов евро, так как потеряла доход от продажи проездных билетов. Население Таллина выросло, что привело к увеличению поступлений налогов в местный бюджет. Дополнительный доход приносят туристы и не жители Таллина, которым все равно приходится покупать билеты. Использование общественного транспорта в Таллине выросло на 10%, а количество автомобилей в центре города уменьшилось на 10%, что означает уменьшение загруженности дорог. В сельской местности бесплатные автобусы призваны остановить сокращение населения сельских районов за счет повышения мобильности и доступа к рабочим местам.

Первая страна с бесплатным общественным транспортом

С 1 марта 2020 года автобусы, трамваи и поезда в Люксембурге стали полностью бесплатными. Маленькая страна работает над концепцией «свободной мобильности» с целью облегчения постоянных проблем с движением транспорта.

По оценкам аналитиков, стоимость проекта составит около $46 млн. Раньше стоимость одного билета составляла примерно $2 за поездку, а дневной билет стоил $4,50. Также стоит отметить, что в стране дешевое топливо, а у граждан высокая покупательная способность.

Однако стоит отметить, что из-за устаревших автобусов, задержек поездов и недостроенной трамвайной сети инфраструктура страны не готова к увеличению числа пользователей общественного транспорта.

Цель инициативы - заставить 20% люксембуржцев начать передвижение на общественном транспорте, что потребует не только значительных инвестиций в инфраструктуру, но и изменения укоренившегося богатого образа жизни.

А вы готовы пересесть с личного автомобиля на общественный транспорт?

Автобус в Люксембурге.







Проезд в общественном транспорте через 15 лет может стать бесплатным. С такой инициативой выступило Министерство транспорта России. Взамен ведомство предлагает сделать платным проезд по большинству трасс: с 2025 году платными могут стать дороги регионального значения, а с 2035 года — дороги всех категорий, говорится в обновленном проекте транспортной стратегии, на который ссылается РБК.

Практика с бесплатным общественным транспортом применяется в разных странах. Рассказываем, где в мире можно ездить на автобусах, троллейбусах, трамваях и поездах и не платить за это.

Люксембург

Бесплатный проезд в общественном транспорте действует в ряде городов по всему миру, но единственной страной, полностью отменившей плату за поездки, является Люксембург. Ввели бесплатный проезд в герцогстве в этом году, причем действует он для всех: для граждан и для гостей страны. Как пишет местное издание 5minutes, сохранена только плата за проезд в первом классе.

В Люксембурге остро стояла проблема пробок: ежедневно на работу сюда приезжают тысячи жителей Бельгии, Франции и Германии. Поэтому власти пошли на эксперимент с бесплатным проездом в автобусах, трамваях и даже поездах. Годовая выручка от продажи билетов составляла 41 миллион евро, теперь эта сумма будет тратиться из налогов, сообщал министр мобильности герцогства Франсуа Бауш.

С велосипедом на электробус? А почему бы и нет: салоны просторные, а полы низкие. И такой «багаж» в столице разрешён к провозу.

По его данным, уровень инвестиций в общественный транспорта в Люксембурге является самым высоким в Европе: 660 евро на человека в год. А отказ от взимания платы за проезд сэкономит для 40% домохозяйств по 100 евро в год.

Эстония

В 2013 году плату за проезд в общественном транспорте отменили в Таллине. В эстонской столице, как и в Люксембурге, таким образом хотели решить вопрос пробок, а еще увеличить число налогоплательщиков. Сейчас заторов на таллинских улицах практически нет, а население города выросло на 16 тысяч человек. Увеличились и налоговые поступления — на 20 миллионов евро в год. Незарегистрированные в Таллине (в том числе туристы) должны оплачивать проезд: билет на одну поездку в автобусе стоит 1 евро, если покупать через специальное приложение, и 2 евро, если покупать у водителя.

В 2018 году эстонские власти распространили бесплатный проезд в 11 из 15 регионах: Валга, Выру, Вильянди, Пылва, Ярва, Йыгева, Тарту, Ида-Виру, Хийу, Сааремаа, а также на маршрутах Северной Эстонии в Западном уезде. Здесь кататься на общественном транспорте и не платить можно всем: и местным, и туристам.


Мельбурн, Австралия

В Мельбурне крупнейшая в мире трамвайная сеть. Есть здесь и трамвай для туристов, который ходит по центру города и за проезд в котором не нужно платить. Учитывая австралийские цены, это очень кстати, но бесплатным трамваем вовсю пользуются местные жители: в час-пик они забиты мельбурнцами, отправляющимися или возвращающимся с работы.

Женева, Швейцария

Ни в одном городе мира нет столько международных организаций, как в Женеве. Здесь находятся штаб-квартиры ООН, ВОЗ, МВФ, ВТО, Красного Креста и др. Туристы едут в Женеву со всего света, для них здесь бесплатные музеи и бесплатный проезд из аэропорта до города, а в отелях путешественникам выдают еще и транспортную карту, по которой опять же бесплатно можно ездить на трамваях, автобусах, поездах и даже на водных видах транспорта.

Для понимания уровня экономии на бесплатном проезде в Женеве: в прошлом году корреспондент АиФ.ru за 10-минутную поездку из аэропорта Цюриха в город заплатила 6,5 франков (543 рубля по текущему курсу).

Цюрих.

Дюнкерк, Ньоре, Франция

В соседней Франции тоже есть города с бесплатным проездом в городском транспорте — это Ньоре и Дюнкерк.

В Дюнкерке отменили плату за проезд, вдохновившись опытом Таллина. Разница только в том, что в Дюнкерке бесплатный проезд в том числе и для гостей. По данным властей, на некоторых маршрутах пассажиропоток увеличился более чем на 80%.

«Cерьезный рост пассажиропотока очень нас удивил. Плата за проезд делала из пассажиров клиентов, пусть она и была небольшой. А отказ от нее сделал жителей сплоченнее и вежливее. Мы заново изобретаем общественное пространство», — рассказывал мэр Дюнкерка Патрис Вергиет изданию The Guardian.

Кстати, в Дюнкерке и Ньоре доходы от продажи билетов покрывали лишь 10% расходов на обслуживание транспортной инфраструктуры.


Чаннин, Китай

Китайский Чаннин — самый крупный город, где действует бесплатный проезд на общественном транспорте. Здесь проживает более 800 тысяч человек. А плату за проезд в автобусах в Чаннине отменили в 2008 году. Так местные власти хотели привлечь на работу в город сельских жителей.

В день отмены платных билетов пассажиропоток в чаннинском транспорте вырос на 60%.



В России ежегодно дорожает проезд в автобусах, маршрутках и метро, а в других странах мира появляются бесплатные маршруты не только для местных жителей, но и для туристов. Вот города, где за проезд с вас не возьмут денег.


1. Дюнкерк, Франция

Где можно ездить бесплатно: на всех видах общественного транспорта в городе.

Что можно посмотреть: церковь Сент-Элуа, маяк, городскую ратушу, колокольню Беффруа, башню Leughenaer, Музей современного искусства.


2. Мельбурн, Австралия

Где можно ездить бесплатно: трамваи в центре города ( карта маршрута ). Ходят каждые 12 минут.

Что можно посмотреть: рынок Королевы Виктории, здание парламента, музей Мельбурна, старое здание казначейства, площадь Федерации, Центр искусств, колесо обозрения.


3. Манчестер, Великобритания

Где можно ездить бесплатно: автобусы с надписью free bus в центре города ( карта маршрутов ). Ходят каждые 10–12 минут.

Что можно посмотреть: Манчестерский собор, район Каслфилд, Чайнатаун, центральную библиотеку, художественную галерею, оперный театр, Театр королевской биржи, Национальный музей футбола.


4. Акюрейри, Исландия

Где можно ездить бесплатно: городские автобусы, ездят по всему городу. Расписание и карту маршрутов можно скачать на этой странице .

Что можно посмотреть: улицу искусств, церковь Акюрейри на холме, ботанический сад, Музей фольклора.


5. Женева, Швейцария

Где можно ездить бесплатно: билет на общественный транспорт можно получить в международном аэропорте Женевы. Автомат находится в зале выдачи багажа. По этому билету можно бесплатно доехать на автобусе, трамвае или метро в центр города. Для проезда по городу нужна Geneva Transport Card. Её бесплатно можно получить на стойке регистрации своего отеля или хостела.

Что можно посмотреть: Женевское озеро, скульптуру Сломанный стул, башню Молар, Большой театр, Нотр-Дам, ботанический сад Villa le Chene, парк Ла Гранж.



6. Веленье, Словения

Где можно ездить бесплатно: пять маршрутов по городу, охватывающих 43 остановки. Автобусы ходят каждые 15 минут по расписанию .

Что можно посмотреть: Веленьский замок, карстовую пещеру, музей угледобычи, Веленьское озеро.


7. Ливиньо, Италия

Где можно ездить бесплатно: на трёх маршрутах по городу и до горнолыжных трасс. Автобусы ходят по расписанию .

Что можно посмотреть: город и окружающие его Альпы.


8. Куала-Лумпур, Малайзия

Где можно ездить бесплатно: четыре автобусных маршрута, охватывающих большую часть города. Интервал движения 5–10 минут. Карта остановок тут .

Что можно посмотреть: башни-близнецы Петронас, телебашню KL Tower, площадь Мердека, океанариум KLCC, мечеть Джамек, Центральный парк.


9. Майами и Майами-Бич, США

Где можно ездить бесплатно: 12 автобусных маршрутов в Майами (на автобусах написано Trolley), 1 метромувер в даунтауне Майами, 4 автобусных маршрута в Майами-Бич. Интервал движения 15–40 минут.

Что можно посмотреть: даунтаун Майами, порт, граффити-район Винвуд, район Маленькая Гавана, туристическую улицу Линкольн роуд, Оушен драйв (дорога вдоль Атлантического океана), район Арт-Деко.

Читайте также: