С января пенсионерам может поступить судебный иск от соцзащиты

Опубликовано: 23.04.2024

Государственная дума РФ дополнительно защитила права должников, получающих социальную помощь от государства. Так называемый «новый закон о запрете взыскания с пенсий и социальных выплат» с 1 июня 2020 года вступит в силу. Законодатели с одной стороны расширили перечень доходов, которые защищены от взыскания по исполнительному листу, с другой – обязали банки маркировать защищенные от взыскания поступления специальным кодом, чтобы судебные приставы не могли их по ошибке арестовать, как это часто происходит сегодня.

Расскажем, как на самом деле будет работать запрет взыскания долгов с пенсий и социальных выплат по новому закону, вступающему в силу 1 июня 2020 года, какие новые нормы он устанавливает и что реально изменится для должников.

21 февраля 2019 года был принят закон ФЗ-12 о внесении изменений в некоторые статьи ФЗ-229 «Об исполнительном производстве». Согласно статье 2 данного нормативного акта, он вступит в силу с 01.06.2020 года. Таким образом, упомянутый выше закон о введении запрета на взыскание с части социальных выплат — это поправки к ФЗ-229, который содержит основные нормы о принудительном взыскании Службой судебных приставов.

Что означает для должника статья 46 ч. 1 п. 3 и 4 в ФЗ-229 — нужно ли платить, пустят ли за границу?

Основной посыл новостей о принятии данного ФЗ заключается в следующем: Президент РФ Путин подписал закон о запрете списания долгов с пенсии по потере кормильца и социальных выплат, перечисленных в ст. 101. В данном утверждении содержится противоречие, так как статья 101 и ранее содержала запрет на взыскание с данных видов доходов.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 101, неприкосновенными являются средства, выплачиваемые в связи со смертью кормильца.

В п. 10 ч.1 той же статьи упомянута и сама пенсия по утрате кормильца.

Таким образом, данное положение нововведением не является, многие выплаты социального характера были защищены и раньше.

По сути, ФЗ-14 отменил взыскание по исполнительному листу только с выплат, производимых гражданам, пострадавшим в результате катастроф, иных форс-мажорных обстоятельств. В таких ситуациях выплаты производятся в качестве единовременной материальной помощи в связи с утратой имущества или причинением вреда здоровью, а также членам семей граждан, погибших в результате ЧС.

Фактически новшество состоит в том, что освобождаются от взыскания выплаты при наличии следующих условий:

субъект выплаты: граждане, пострадавшие в чрезвычайных ситуациях или члены семей погибших;

цель осуществления: компенсация утраты имущества первой необходимости или здоровья на определенный период;

выплата носит единовременный характер.

Запрет взыскания долгов с пенсий и социальных выплат по исполнительному листу – что важно знать?

Основное содержание изменений

Смысл поправок заключается в том, что с 1 июня 2020 года работодатели и банки должны будут при перечислении удерживаемых с граждан средств указывать в платежных документах специальный код, при помощи которого можно будет определить вид дохода.

Основной смысл закона — в установлении нового порядка перечисления взысканных с должников денег, с указанием кодов вида дохода в целях обеспечения защиты средств, не учитываемых при осуществлении принудительного взыскания.

Обзор статьи 101 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» – как избежать ареста социальных выплат?

Облагается ли взысканиями пенсия банкрота?

В соответствии со ст. 101 ФЗ-229, имеет значение вид пенсии. С пенсии по старости и по инвалидности взыскание осуществляется в общем порядке, с пенсии по потере кормильца ни при каких условиях долг не удерживают.

Действительно ли президент подписал недавно закон, который вводит неприкосновенность соцподдержки россиян?

Федеральный закон №14-ФЗ от 21.02.2019 г. вносит некоторые важные поправки в действующий ФЗ «Об исполнительном производстве». Они касаются порядка осуществления перечисления денежных средств, удержанных с заработка и иных доходов (вводится необходимость указания кода в платежных документах в целях идентификации платежей).

В ст. 101 ФЗ-229 и раньше были перечислены соцвыплаты, защищенные от взыскания. Президент запретил по сути в этом законе обращение взыскания только на один вид выплат — на компенсации в связи с наступлением чрезвычайных ситуаций (при соблюдении некоторых условий).

Каким образом осуществляется взыскание долгов с пенсионеров, если пенсия становится неприкосновенной?

Принятым в феврале 2019 года федеральным законом № 12-ФЗ взыскание долга с пенсии по старости не запрещается. В п. 9 ч.1 ст. 101 ФЗ-229 отдельно указано, что взыскание не осуществляется со страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, за исключением пенсии по старости и инвалидности.

Кроме того, судебными приставами может быть обращено взыскание на имущество, имеющееся в собственности у пенсионера. В этой части у данных граждан также нет никаких льгот. Кроме того, взыскание может быть обращено и на заработную плату работающих пенсионеров.

Могут ли приставы осуществлять взыскание с пенсии по исполнительному листу ниже прожиточного минимума?

В ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» ничего не сказано про такую ситуацию. Согласно ст. 99 этого закона, сумма удержания может составлять до 50% дохода, в отдельных случаях — даже до 70 %.

Нужно иметь в виду, что Конституционный и Верховный суды (последний в определении №45-КГ 16-27 от 12.01.2017 г., например) неоднократно высказывали мнение, что при определении процента удержания с пенсии, являющейся основным источником дохода, необходимо учитывать интересы сторон, в том числе должника и его иждивенцев. Закон позволяет приставу при определении данного процента исходить из конкретных обстоятельств дела. Поэтому при возникновении такой ситуации можно ходатайствовать о снижении процента удержания перед приставами и судом.

«Черный» список должников судебных приставов – как проверить долг по фамилии?

Запрет на взыскание с пенсий

В декабре 2019 года стало известно об еще одной инициативе Правительства РФ. Минэкономразвитяи разработало законопроект, в соответствии с которым запрещается взыскивать долги со следующих выплат:

со страховой части пенсии россиян;

со страховой пенсии по инвалидности;

с накопительной пенсии;

с пенсии по государственному пенсионному обеспечению;

с пенсионного обеспечения военнослужащих и правоохранительных органов;

с пособий по временной нетрудоспособности.

Пока новый проект закона о запрете взыскания долгов с пенсий не опубликован, документ направлен в комиссию правительства РФ по законопроектной деятельности.

Закон запрещает накладывать взыскание на некоторые выплаты. Речь о различных социальных пособиях. Эти деньги предназначаются исключительно для поддержки человека в трудной ситуации. Но до сих пор иногда случались казусы: приставы взыскивали с банковских карт должников деньги, взыскивать которые не имели права.

Конечно, когда ошибка разъяснялась, человеку деньги возвращали. Но для этого ему приходилось побегать и понервничать. Проблема была в том, что все деньги на счетах выглядели одинаково и зарплата или накопления ничем не отличались от социальных выплат.

В ближайшее время все изменится: 1 июня вступает в силу закон, обязывающий банки маркировать защищенные рубли. Сейчас минюст обнародовал приказ, который также вступает в силу летом. Документ детально прописывает порядок расчета суммы денежных средств на счете, на которую может быть наложен арест.

В расчетных банковских документах будет указываться соответствующий код вида дохода. Так что приставы смогут ясно увидеть, на какие средства распространяется иммунитет, на какие нет.

Например, защищены компенсационные выплаты гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными людьми. Запрещено забирать алименты, пенсии по случаю потери кормильца, средства материнского капитала и т.п. Впрочем, как обращают внимание эксперты, арифметикой будут заниматься не сами приставы, а банкиры. Именно они, получив постановление из службы судебных приставов, должны будут рассчитать, какую сумму необходимо забрать в счет долга, а какая часть неприкосновенна.

"Приказ связан с частыми ошибками, допускаемыми как приставами, так и банками при взыскании задолженностей, - говорит адвокат Илья Прокофьев. - Зачастую денежные средства могут взыскиваться с тех счетов, которые защищены законом от обращения взыскания. Четкая кодификация счетов поможет избежать этих ошибок, а также предотвратит списание денежных средств со счетов граждан со схожими паспортными данными".

Приказом предусмотрено, что при наличии нескольких счетов гражданина расчет должен осуществляться отдельно по каждому счету. Если же счет является совместным, то есть открыт несколькими лицами, то расчет должен производиться отдельно по каждому лицу. То есть надо будет разобраться, какова доля должника и сколько можно взыскать.

Фото: Максим Григорьев/ТАСС

Фото: Максим Григорьев/ТАСС

При этом адвокат Илья Прокофьев обращает внимание, что приказ исключает из числа средств, на которые не может быть обращено взыскание, выплаты в связи с причинением вреда здоровью. Правда, иммунитет снимается в двух случаях. Первое: когда речь о долге по алиментам. Второе: когда человек должен возместить кому-то вред в связи с гибелью кормильца. Иными словами, когда должник вольно или невольно стал виновником чьей-то гибели. Тем не менее, по мнению эксперта, данный пункт ухудшает положение должников.

Зато приказ не позволит приставам забирать сразу всю зарплату должника. Банкиры будут обязаны оставить на карте не менее половины последней зарплаты. А если с должника взыскивают алименты или компенсацию вреда в связи с гибелью кормильца, то несгораемая планка понижается до тридцати процентов зарплаты.

Еще одна достаточно острая проблема, связанная с путаницей при взыскании долгов, также практически решена. Благодаря развитию технологий под удар стали попадать "двойники": люди, чьи имена и даты рождения совпали с данными должников, на которых, например, гроздьями висят банковские кредиты. В итоге у совершенно посторонних людей списывали деньги в счет погашения долга своих полных тезок, иногда живущих на другом конце страны.

Но больше судебные приставы не будут по ошибке приходить к совершенно постороннему человеку. Теперь по закону в исполнительные документы должны включаться уникальные идентификаторы, например номер СНИЛС. В таком случае приставы найдут именно того, кого нужно.

Напомним также, что в этом году стартовала реформа службы судебных приставов, ведомство становится полноценной правоохранительной структурой. А приставы получают офицерские звания.

"В правовом сообществе большие ожидания от реформы службы судебных приставов, - подчеркнул председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. - Повышение статуса службы должно в целом повысить эффективность исполнения судебных решений. Вместе с повышением социального статуса сотрудников ведомства к ним увеличиваются и предъявляемые требования. В целом реформа и принимаемые меры позволят укрепить кадровый потенциал службы судебных приставов".

Получателями экстренной социальной помощи являются:

- одиноко проживающий гражданин, попавший в трудную жизненную ситуацию;
- лицо, попавшее в трудную жизненную ситуацию, имеющее место жительства в Московской области, самостоятельно ведущее домашнее хозяйство, не имеющее других родственников, зарегистрированных совместно с ним по месту жительства, среднедушевой доход которого, определенный в целях оказания экстренной социальной помощи, ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения: размер помощи до 10000 рублей;
- семья, попавшая в трудную жизненную ситуацию, - лица, попавшие в трудную жизненную ситуацию, связанные отношениями родства и (или) свойства, имеющие место жительства в одном жилом помещении в Московской области и ведущие совместное хозяйство, среднедушевой доход которых, определенный в целях оказания экстренной социальной помощи, ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения: размер помощь до 7000 рублей на каждого члена семьи;
- гражданин, попавший в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), - лицо, имеющее место жительства в Московской области, самостоятельно ведущее домашнее хозяйство, не имеющее других родственников, зарегистрированных совместно с ним по месту жительства, попавшее в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), являвшегося его постоянным местом жительства: размер помощи до 50 000 рублей;
- семья, попавшая в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), - лица, связанные отношениями родства и (или) свойства, имеющие место жительства в одном жилом помещении в Московской области, попавшие в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), являвшегося их постоянным местом жительства (размер помощи до 30 000 рублей на каждого члена семьи;
- гражданин, попавший в кризисную ситуацию, повлекшую за собой вред здоровью, - лицо, имеющее место жительства в Московской области, получившее вред здоровью в результате кризисной ситуации: размер помощи устанавливается распоряжением Губернатора Московской области на основании заявления об оказании экстренной социальной помощи и документов, подтверждающих состав семьи и сложившуюся кризисную ситуацию;
- семья, попавшая в кризисную ситуацию, повлекшую за собой человеческие жертвы - супруг (супруга), дети, родители, лица, находившиеся на иждивении погибших (умерших) в результате стихийных бедствий, техногенных аварий, террористических актов, пожаров, взрывов бытового газа граждан, имевших место жительства в Московской области: размер помощи устанавливается распоряжением Губернатора Московской области на основании заявления об оказании экстренной социальной помощи и документов, подтверждающих состав семьи и сложившуюся кризисную ситуацию.

При поступлении в территориальное подразделение Министерства заявлений от членов одной семьи в случае кризисной ситуации, повлекшей за собой человеческие жертвы, экстренная социальная помощь предоставляется в равных долях каждому заявителю. Отказ одного из членов семьи от получения экстренной социальной помощи в случае кризисной ситуации, повлекшей за собой человеческие жертвы, в пользу другого члена семьи оформляется письменно.

Экстренная социальная помощь, в том числе повторная, оказывается на основании заявления об оказании экстренной социальной помощи, предоставленного по месту жительства лица (лиц), имеющего право на ее получение, в территориальное структурное подразделение Министерства социального развития Московской области или МФЦ. Если пострадала семья, заявление может быть подано одним из членов семьи.

В заявлении указывается способ получения экстренной социальной помощи (перечисление на счет, открытый в кредитной организации; перечисление на счет федерального почтового отделения связи либо через кассу территориального подразделения по месту жительства заявителя).

По усмотрению заявителя заявление может быть подано лично, почтовым отправлением или через портал государственных или муниципальных услуг.

Кроме заявления необходимо предоставление:

а) паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации (подлинник и копия для сверки);
б) документа, удостоверяющего личность совершеннолетнего члена семьи заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) свидетельства о браке (о расторжении брака) (подлинник и копия для сверки);
г) свидетельства о рождении ребенка (подлинник и копия для сверки);
д) документа, подтверждающего место жительства в Московской области, выданного органом регистрационного учета (если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность)(если нет на руках, запрашивается МФЦ);
е) выписки из домовой книги, копии финансового лицевого счета или иного документа, подтверждающего количество лиц, зарегистрированных по месту жительства заявителя (если нет на руках, запрашивается МФЦ).

К документам, подтверждающим доходы и трудную жизненную ситуацию, относятся:

а) документы, подтверждающие сведения о доходах заявителя и всех членов его семьи за три календарных месяца (подлинник и копия для сверки), предшествующих месяцу подачи заявления (в случае пенсии, если нет в наличии, запрашивается МФЦ); );
б) справка, подтверждающая факт установления инвалидности(подлинник и копия для сверки);
в) документ, подтверждающий факт установления пенсии (если нет в наличии, запрашивается МФЦ);
г) заключение (справка) медицинской организации, подтверждающее наличие заболевания (болезни)(подлинник и копия для сверки);
д) свидетельство о смерти (подлинник и копия для сверки);
е) трудовая книжка (подлинник и копия для сверки);
ж) справка органов службы занятости о регистрации гражданина (члена его семьи) в качестве безработного (для неработающих членов семьи трудоспособного возраста, за исключением обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях) (если нет в наличии, запрашивается МФЦ);
з) постановление о возбуждении уголовного дела по факту хищения документов и (или) денег (подлинник и копия для сверки).

Для подтверждения наличия обстоятельств, являющихся основанием для оказания экстренной социальной помощи в трудной жизненной ситуации, заявитель вправе представить дополнительно другие документы, подтверждающие сложившуюся трудную жизненную ситуацию.

К документам, подтверждающим кризисную ситуацию в случае повреждения (утраты) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), относятся:

а) справка Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области (если нет в наличии, запрашивается МФЦ);
б) акт обследования поврежденного (утраченного) жилого помещения (имущества, находящегося в нем) Комиссии, создаваемой из представителей территориального подразделения Министерства, по решению руководителя территориального подразделения Министерства.

К документам, подтверждающим кризисную ситуацию в случае причинения вреда здоровью, относятся:

а) заключение судебно-медицинской экспертизы о степени тяжести вреда здоровью (подлинник и копия для сверки);
б) постановление уполномоченного органа о признании потерпевшим в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (подлинник и копия для сверки);
в) документы, подтверждающие произошедшее стихийное бедствие, техногенную аварию, террористический акт, взрыв бытового газа (запрашивается МФЦ).

К документам, подтверждающим кризисную ситуацию в случае человеческих жертв, относятся:

а) постановление уполномоченного органа о признании потерпевшим в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (подлинник и копия для сверки);
б) документы, подтверждающие родство с погибшим (умершим) (подлинник и копия для сверки);
в) свидетельство о смерти погибшего (умершего) (подлинник и копия для сверки);
г) заключение судебно-медицинской экспертизы о причине смерти (подлинник и копия для сверки);
д) документ, подтверждающий место жительства в Московской области погибшего (умершего)(если нет на руках, запрашивается МФЦ);
е) документы, подтверждающие произошедшее стихийное бедствие, техногенную аварию, террористический акт, взрыв бытового газа (запрашивается МФЦ).

Для подтверждения наличия обстоятельств, являющихся основанием для оказания экстренной социальной помощи в кризисной ситуации, заявитель, кроме документов, указанных выше вправе представить дополнительно другие документы, подтверждающие кризисную ситуацию.

В случае отсутствия у заявителя копий представленных документов их изготовление обеспечивается специалистом территориального подразделения Министерства или работником многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.

Заявление в случае кризисной ситуации может быть подано в течение шести месяцев, следующих за месяцем, в котором наступили обстоятельства, являющиеся основанием для предоставления экстренной социальной помощи.

Егиазарян Арсен

Законодательство в сфере пенсионного обеспечения граждан зачастую меняется, причем далеко не в пользу пенсионеров. Не перестает удивлять и непродуманность некоторых законодательных изменений. С одним из примеров таких законодательных новшеств мне пришлось столкнуться на практике.

Гражданину исполнилось 60 лет 19 января 2018 г. Он обратился с заявлением о назначении пенсии 20 декабря 2017 г. Пенсионный фонд с целью проверки документов на основании ч. 8 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» 12 января 2018 г. приостановил срок рассмотрения заявления. Решение о назначении пенсии было получено им 5 апреля 2018 г., и через пять дней – 10 апреля 2018 г. – пенсионер с заявлением, а также копиями документов о назначении пенсии обратился в органы социального обеспечения, которые назначили ему социальную доплату с 1 мая 2018 г. Таким образом, за период, на который орган пенсионного фонда приостановил срок рассмотрения заявления (почти три месяца), пенсионер социальную доплату не получил.

Обжалование и законодательное регулирование

Гражданин обратился в органы социального обеспечения с просьбой компенсировать ему размер социальной доплаты и приложил документы, обосновывающие его заявление.

Однако орган социального обеспечения ответил отказом, ссылаясь на норму подп. «д» п. 14 постановления правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. № 1268-ПП, в соответствии с которой региональная социальная доплата назначается: «в остальных случаях – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения с заявлением о назначении региональной социальной доплаты и всеми необходимыми документами» (п. 14 в редакции постановления правительства Москвы от 23 декабря 2015 г. № 932-ПП). В постановлении правительства Москвы в предыдущей редакции было предусмотрено, что региональная социальная доплата назначалась с даты, когда пенсионеру начинается выплата пенсии. Но эта норма была изменена. Цель законодателя понятна – пресечь возникновение ситуации, когда пенсионер мог обращаться за получением региональной социальной доплаты после истечения года после назначения пенсии, и ему выплачивалась социальная доплата за весь период. Теперь такого быть не может, и это справедливо. Но как быть, если пенсионер не виноват в том, что не может своевременно предоставить документы в органы социального обеспечения? Указанная законодательная норма, на мой взгляд, существенно ущемляет права пенсионеров в г. Москве и ухудшает их положение.

Пенсионер обратился также с аналогичным заявлением в Пенсионный фонд и снова получил отказ. Фонд указал в ответе, что действовал в рамках действующего законодательства РФ, так как в соответствии с ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря г. 2013 № 400-ФЗ (в ред. от 27 июня 2018 г.) «О страховых пенсиях» в случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, непредоставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, предоставления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.

Формально органы социального обеспечения действовали в рамках закона, поэтому оспаривать действия органа социального обеспечения не представляется возможным. В отношении органа пенсионного фонда еще можно ставить, например, вопросы, а была ли необходимость запрашивать сведения и запрашивались ли они в принципе, но ответы на них можно получить только в суде.

Получается, что ни Пенсионный фонд, ни органы социального обеспечения не виноваты в сложившейся ситуации, а права пенсионера существенно нарушены.

В данной ситуации кто-то скажет, что пенсионер мог сразу после достижения пенсионного возраста обратиться с заявлением в органы социального обеспечения за назначением социальной доплаты, а не ждать решения Пенсионного фонда.

Но для назначения социальной надбавки одного только заявления недостаточно, нужны еще документы, подтверждающие назначение пенсии. Поэтому даже наличие указанного заявления с отметкой органа социального обеспечения о получении не гарантирует положительного решения данного вопроса.

Получилось, что больше путей для получения утраченной социальной доплаты за период приостановления рассмотрения заявления нет. Единственный выход в данной ситуации – обращение в суд, а также принятие мер для внесения изменений в законодательство с целью устранения несправедливой нормы.

Обращение в компетентные органы

В интересах доверителя принял следующие меры: обратился в прокуратуру, в правительство Москвы и в Правительство РФ, обратив внимание властных органов на несправедливость нормы действующего законодательства и с предложением изменить его.

Ответа из прокуратуры пока нет, на письма в уполномоченные органы власти были даны формальные ответы об отсутствии нарушений действующего законодательства.

Мной была изучена судебная практика, и я не нашел аналогичных споров по таким делам, тем не менее было принято решение обратиться в суд.

При подготовке иска встал вопрос, кто же будет надлежащим ответчиком – орган пенсионного фонда или социального обеспечения? Поскольку в законодательстве нет прямой нормы, предусматривающей выплату пенсионеру компенсации не полученной своевременно социальной доплаты, я счел, что указание в качестве ответчика органа социального обеспечения – заведомо проигрышный вариант.

Единственная норма, которую можно применить, – это п. 38 постановления правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. № 1268-ПП, в соответствии с которым суммы региональной социальной доплаты, не полученные своевременно по вине управления социальной защиты населения г. Москвы, выплачиваются пенсионеру за все прошедшее время без ограничения каким-либо сроком (п. 38 в ред. постановления правительства Москвы от 23 декабря 2015 г. № 932-ПП).

В таком случае становится очевидным, что основной ответчик – территориальный орган пенсионного фонда, а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлекается территориальный орган социального обеспечения.

Иск в суд был заявлен о компенсации убытков, то есть о взыскании с органа пенсионного фонда компенсации региональной социальной доплаты, которую пенсионер не получил по вине органа пенсионного фонда.

Требования мной обосновывались следующим образом:

  • в соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода);
  • согласно ст. 217 Налогового кодекса РФ, а также ст. 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия отнесена законодателем к доходам гражданина.

Однако судебный спор моего доверителя завершился в Зеленоградском районном суде г. Москвы не в пользу пенсионера (дело № 02-2289/2018), суд исковые требования оставил без удовлетворения.

Отказ суда в удовлетворении иска обоснован ссылкой на то, что вопросы о назначении региональной социальной доплаты не находятся в ведении ответчика, а разрешаются органами социальной защиты населения.

Указанное решение будет обжаловаться мной вплоть до Верховного Суда РФ.

Предложение по внесению изменений в законодательство

Итак, по действующему законодательству пенсионер лишается минимум на три месяца региональной социальной доплаты и вынужден получать минимальную пенсию – ориентировочно 6 тыс. руб. на период рассмотрения Пенсионным фондом заявления о назначении пенсии, что существенно ниже минимального размера оплаты труда по г. Москве (в настоящий момент МРОТ по Москве составляет 18 742 руб.). При этом пенсионер никак не может повлиять на получение социальной доплаты за этот период.

Считаю целесообразным внести дополнения в п. 38 постановления правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. № 1268-ПП и изложить его в следующей редакции:

  • п. 38. Суммы региональной социальной доплаты, не полученные своевременно по вине управления социальной защиты населения г. Москвы, выплачиваются пенсионеру за все прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. Суммы региональной социальной доплаты, не полученные своевременно по причине приостановления срока рассмотрения заявления о назначении пенсии органом пенсионного фонда, выплачиваются пенсионеру за период, равный сроку рассмотрения заявления.

Сложившаяся ситуация требует того, чтобы законодатели обратили внимание на эту проблему и устранили несправедливую норму закона. Пока законодатели не внесут соответствующие изменения в законодательство, бороться с этим явлением остается только через суд.

Страховая пенсия

В 2021 году пенсионерами по возрасту станут женщины в возрасте 56,5 лет и мужчины, достигшие 61,5 лет.

Страховая пенсия — это основная ежемесячная денежная выплата, которая обеспечивает потребности пенсионеров. Но только в том случае, если трудовой стаж человека не менее 12 лет. Это показатель для 2021 года, он увеличивается в течение всего переходного периода и к 2024 году должен достигнуть 15 лет. Также для начисления страховой пенсии необходим индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) не ниже минимального уровня. В 2021 году он равен 21. Стоимость единицы ИПК рассчитывается ПФ РФ на каждый год, сейчас это 98,86 рубля.

Используя данные величины, ПФ РФ рассчитывает страховую пенсию. Её получают бессрочно, её размер ежегодно индексируется.

Узнать свой трудовой стаж и размер ИПК можно в личном кабинете ПФ РФ — на сайте или в приложении.

Накопительная пенсия либо единовременная выплата

В 2002 году было введено два вида пенсий: накопительная и страховая. 22% от заработной платы по желанию плательщика делились на две части — на страховую пенсию 16% и на накопительную — 6%. Накопительной пенсией занимаются НПФ, поэтому она даёт доход от инвестирования. В 2014 году ввели мораторий на накопительную пенсию до 2023 года. И все 22% снова стали идти на страховую.

В результате на получение накопительной пенсии в 2021 году имеют право:

  • Мужчины, родившиеся в 1953–1966 гг., и женщины, родившиеся в 1957–1966 гг., если они уплачивали взносы на накопительную пенсию в период с 2002 по 2004 годы. В 2005 году законодательство изменилось, отчисления остановили. Поэтому сумма накоплений у этой группы составляет, как правило, всего несколько тысяч рублей. Но их тоже можно получить.
  • Граждане, которые участвовали в программе госсофинансирования пенсионных накоплений с 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года и сделали взнос до 31 января 2015 года.

Накопительную пенсию можно получить как единовременную выплату, если её сумма менее 5% от страховой пенсии. Если сумма больше 5% от страховой пенсии, то накопительная часть выплачивается как ежемесячная прибавка к пенсии.

Для начисления накопительной пенсии в 2021 году надо иметь:

  • пенсионные накопления в НПФ;
  • возраст — 56,5 и 61,5 лет для женщин и мужчин соответственно;
  • стаж от 12 лет;
  • индивидуальный пенсионный коэффициент от 21.

Нужно подать в ПФР или НПФ заявление — в течение месяца его рассмотрят.

Социальная пенсия

Её ежемесячно получают граждане, которые достигли нетрудоспособного возраста, но не имеют достаточного стажа для начисления страховой пенсии. Возрастной порог для назначения социальной пенсии выше — 65 и 70 лет для женщин и мужчин соответственно. Размер такой выплаты ежегодно индексируется.

Федеральная социальная доплата

Если доход ниже федерального прожиточного минимума, то неработающий пенсионер имеет право на дополнительное обеспечение — доплату до этого минимума из госбюджета. Получить помощь можно, лично посетив Пенсионный фонд, МФЦ «Мои документы», или (для жителей всех регионов, кроме Москвы и Московской области) через сайт «Госуслуги ».

Региональная социальная выплата неработающим пенсионерам в 2021 году

Эта доплата назначается там, где уровня цен на основные товары и услуги прожиточный минимум пенсионера выше, чем установленный на федеральном уровне. В этом случае доплата производится из регионального бюджета.

Например, москвичи могут оформить заявку на региональную социальную выплату к пенсии через сайт mos.ru , а пенсионеры, проживающие в Подмосковье, через mosreg.ru . Помощь в оформлении выплаты пенсионерам также обеспечивает МФЦ.

Единая денежная выплата в 2021 году

Такую помощь выдают ежемесячно вместе с пенсией. На неё имеют право следующие льготные категории населения:

  • инвалиды;
  • ветераны ВОВ;
  • пострадавшие от воздействия радиации при авариях и так далее — полный список льготных категорий граждан можно найти здесь .

В сумму ЕДВ (единой денежной выплаты) входит также компенсация НСУ (набора социальных услуг), которую можно получить в денежной форме, если пенсионер не воспользовался натуральными льготами. Если оснований для получения ЕДВ несколько, то выплата будет назначена по тому из них, где сумма выплат выше. Подать заявление на ЕДВ можно в отделении Пенсионного фонда либо в МФЦ «Мои документы», а жителям Москвы — в соответствующем разделе сайта mos.ru .

Для всех дополнительных выплат потребуется одинаковый набор документов:

  • Паспорт.
  • Заявление (заполняется лично пенсионером при приёме в ПФ РФ или МФЦ), в котором должно быть указано основание для получения ЕДВ. Также нужно приложить документы, подтверждающие законность такого основания.
  • Обязательство пенсионера незамедлительно сообщать в ПФ РФ об изменениях обстоятельств, влияющих на получение социальных выплат. К таковым относится, например, устройство на работу.

Чек-лист: какие социальные выплаты должны получать пенсионеры

  • Пенсия по старости: её получают все, кто достиг 61,5 (мужчины) и 56,5 (женщины) лет, — это актуально на 2021 год.
  • Социальная пенсия: выплачивается пенсионерам без достаточного трудового стажа после 65 и 70 лет. Этот вид дохода ниже прожиточного минимума.
  • Федеральная или региональная доплата к пенсии: установлена пенсионерам, у которых пенсия меньше прожиточного минимума.
  • Компенсация НСУ (набора социальных услуг): положена тем, кто относится к льготной категории и может пользоваться этими услугами, но отказывается от них в пользу денежной выплаты.
  • Другие социальные выплаты могут назначаться лишь отдельным категориям пенсионеров (узнать об этом можно в отделении ПФ РФ).

Помните! Если пенсионер устраивается на работу после перерыва, он должен уведомить региональное отделение Пенсионного фонда об этом. Зачем это нужно? Работающим пенсионерам некоторые социальные выплаты не начисляются, они не имеют права на НСУ. Если факт получения дохода (зарплаты) будет раскрыт, то получение части выплат признают незаконным. Пенсионеру придется их возвращать.

Читайте также: