С какого возраста необходимо вступать в финансовые отношения с пенсионными фондами

Опубликовано: 18.05.2024

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. N 55-ФЗ статья 29 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 октября 2008 г.

Статья 29. Добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 29 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ в пункт 1 статьи 29 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.

1. Добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию вправе:

1) граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории Российской Федерации, в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ подпункт 2 пункта 1 статьи 29 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2017 г.

2) физические лица в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ в подпункт 3 пункта 1 статьи 29 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2017 г.

3) застрахованные лица, осуществляющие в качестве страхователей уплату страховых взносов в фиксированном размере, в части, превышающей этот размер, но в общей сложности не более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличенное в 12 раз;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ в подпункт 4 пункта 1 статьи 29 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

4) физические лица в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений";

Информация об изменениях:

Подпункт 5 изменен с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. N 425-ФЗ

5) физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением лиц, указанных в подпункте 6 настоящего пункта;

Информация об изменениях:

Пункт 1 дополнен подпунктом 6 с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. N 425-ФЗ

6) физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя, применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Пункт 1 дополнен подпунктом 7 с 10 января 2021 г. - Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 502-ФЗ

7) физические лица из числа адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя.

2. Лица, имеющие право на добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию по нескольким основаниям из числа перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию по каждому из оснований.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 10 января 2021 г. - Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 502-ФЗ

3. Лица, указанные в подпунктах 1 - 3, 5 - 7 пункта 1 настоящей статьи, вступают в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и прекращают правоотношения по обязательному пенсионному страхованию путем подачи заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ в пункт 4 статьи 29 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

4. Лица, указанные в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, вступают в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в порядке, определенном Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 24 февраля 2021 г. - Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. N 20-ФЗ

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 г.

5. Лица, указанные в подпунктах 1 - 3, 5 - 7 пункта 1 настоящей статьи, осуществляют уплату страховых взносов на казначейские счета, открытые Пенсионному фонду Российской Федерации в Федеральном казначействе, с применением кодов бюджетной классификации, предназначенных для учета страховых взносов, уплаченных в добровольном порядке.

Минимальный размер страховых взносов лиц, указанных в подпунктах 1 - 3 и 5 пункта 1 настоящей статьи, определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличенное в 12 раз.

Максимальный размер страховых взносов лиц, указанных в подпунктах 1 - 3, 5 - 7 настоящей статьи, не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличенное в 12 раз.

Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. При подаче заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию соответствующий расчетный период начинается со дня подачи указанного заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. При подаче заявления о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию расчетный период заканчивается в день подачи указанного заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Лица, указанные в подпунктах 1 - 3, 5 - 7 пункта 1 настоящей статьи, самостоятельно с учетом ограничений, установленных настоящим пунктом, определяют размер страховых взносов и исчисляют указанные страховые взносы, подлежащие уплате за расчетный период.

Суммы страховых взносов уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Если заявление о добровольном вступлении в правоотношения (о прекращении правоотношений) по обязательному пенсионному страхованию подано в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых лицо состояло в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию. За неполный месяц размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

Периоды уплаты страховых взносов лицами, указанными в подпунктах 1 - 3, 5 - 7 пункта 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж. Продолжительность засчитываемых в страховой стаж периодов уплаты страховых взносов лицами, указанными в подпунктах 2 и 5 пункта 1 настоящей статьи, не может составлять более половины страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии по старости.

Лицам, указанным в подпунктах 6 и 7 пункта 1 настоящей статьи, если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года составила не менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, с учетом положений абзаца седьмого настоящего пункта, в страховой стаж засчитывается период, равный соответствующему расчетному периоду, определяемому согласно абзацу четвертому настоящего пункта. В случае, если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года указанными лицами составляет менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в страховой стаж засчитывается период, определяемый пропорционально уплаченным страховым взносам, но не более продолжительности соответствующего расчетного периода, определяемого согласно абзацу четвертому настоящего пункта.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ в пункт 6 статьи 29 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

6. Уплата дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию лицами, указанными в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ в пункт 7 статьи 29 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

7. Право лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, на страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию, в том числе с учетом дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", реализуется при соблюдении условий, установленных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О накопительной пенсии".

Достанется ли наследникам?

Да или нет, в зависимости от договора

Не вкладывайте в НПФ деньги, которые могут понадобиться в ближайшие 5 лет

Доходность счетов в НПФ в среднем довольно высокая, но подвержена большим колебаниям. В долгосрочном периоде НПФ (более 5 лет) почти наверняка принесет вам солидный доход, но если вы заберете оттуда деньги раньше, чем через пять лет, то есть высокий риск получить убыток. Добровольные пенсионные накопления – это «длинные деньги», они наиболее эффективны, если работают долго.

Выбирая фонд, смотрите на его доходность за последние 5 лет и на размер показателя «собственное имущество»

Доходность НПФ – это ваша прямая выгода, а размер фонда говорит о его надежности. Главное соблюсти правильный баланс по этим основным параметрам. О доходности следует судить не по данным за один год, а по многолетнему периоду. Хорошо управляемый фонд сам даст вам справку, о том, сколько составляла его доходность каждый год за последние 5 лет. Показатель среднегодовой доходности фонда за последние 5 лет важнее, чем доходность за любой конкретный год.

Главной характеристикой размера НПФ является «собственное имущество». Другие показатели фондов, например, «пенсионные накопления», «пенсионные резервы» или «имущество для обеспечения уставной деятельности» (ИОУД), тоже важны, но все они входят в «собственное имущество» как составные части. Крупный НПФ должен входить в число 10-15 лидеров по этому показателю. Также важно, чтобы динамика собственного имущества от года к году у фонда была положительной.

Да и продолжительность работы фонда немаловажный факт – длительный срок стабильной работы на рынке в определенной степени также свидетельствует о надежности фонда.

Общаясь с сотрудниками НПФ, выясняйте у них, какое место этот НПФ занимает среди других фондов по среднегодовой доходности за 5 лет и по размеру собственного имущества. Проверить эти данные можно будет на сайте Банка России и на специализированных сайтах, таких, например, как www.pensiamarket.ru.

Выбирая пенсионную схему, выясните, что по этой схеме будете платить вы, что будут платить вам и что останется вашим наследникам

НПФ может предлагать на выбор сразу несколько пенсионных схем, довольно сильно различающихся между собой. Выбирая свою схему, уделяйте главное внимание трем вопросам:

Размер, периодичность, продолжительность и порядок выплаты пенсионных взносов, которые должны сделать вы;

Размер, периодичность, продолжительность и порядок выплаты негосударственной пенсии, которая будет поступать вам;

Что останется вашим наследникам.

Помните: если одна из схем кажется лучше прочих во всех отношениях сразу, это значит, что вы где-то ошиблись!

Не упустите возможность сэкономить на подоходном налоге – вкладчикам НПФ доступны льготы

Ваш налогооблагаемый доход по НДФЛ уменьшается на сумму сделанных в налоговом периоде пенсионных взносов.

Например, если ваш доход – 100 тысяч рублей в месяц, НДФЛ по ставке 13% составит 13 тысяч рублей. При этом если вы 20 тысяч из них направите на пенсионные взносы в НПФ, то НДФЛ составит 13% от 80 тысяч рублей - 10,4 тысячи рублей. То есть налогов вы заплатите на 2,6 тысяч рублей меньше. При этом и 20 тысяч рублей у вас никуда не пропали – они отложены на будущее.

Чтобы воспользоваться этой льготой, надо обратиться к работодателю с просьбой перечислять пенсионные взносы согласно пенсионному договору в НПФ . Или делать взносы самому, но при этом хранить квитанции и каждый год подавать налоговую декларацию . Если вы этого не сделаете, то не сможете воспользоваться налоговой льготой и получить дополнительно часть вашей зарплаты (в размере % НДФЛ от сумм взносов).

Регулярно отслеживайте состояние вашего пенсионного счета

Храните письма с отчетами об изменениях суммы ваших накоплений, которые ежегодно присылает НПФ. В случае, если очередное письмо не приходит в срок, позвоните или напишите в НПФ, чтобы выяснить обстоятельства. Если вы переезжаете или меняете работу, сообщайте об этом в НПФ, чтобы его сотрудники не потеряли вас из виду. Если НПФ перестал выходить на контакт, обращайтесь в надзорный орган – Банк России.

Работодатель может вам предложить участие в негосударственной пенсионной программе – выбор за вами

Если работодатель хочет, чтобы вы делали взносы в конкретный НПФ, вы не обязаны подчиняться. Его предложение может быть вполне выгодным, если предлагается софинансирование пенсий. Но работнику стоит самостоятельно сравнивать плюсы и минусы и не бояться давления, потому что закон и судебная практика на вашей стороне.

Прежде, чем заключать договор, уточните, какую «выкупную сумму» получите при его расторжении

Выкупная сумма – это деньги, которые вам дадут вместо ваших ранее сделанных взносов, если вы решите не дожидаться негосударственной пенсии, а забрать деньги из фонда досрочно. То, как определяется размер выкупной суммы, устанавливается пенсионными правилами фонда и пенсионным договором, который вы подписываете. Будьте внимательны в этом вопросе!

Учитывайте, что если вы не сделаете взносы, которые обещали внести в НПФ, то и он пересмотрит размер вашей пенсии в сторону понижения

Если по договору вы должны вносить в НПФ определенную сумму, например, не менее 12 тысяч рублей в год, но такой возможности у вас больше нет, вам придется сообщить об изменившихся обстоятельствах фонду и тогда он уменьшит свои обязательства перед вами. Средства, из которых вам будет выплачена негосударственная пенсия, формируются из двух источников:

взносов, которые вы делали;

дохода, который «нарос» на эти деньги благодаря инвестициям, которые сделал НПФ.

Если вы перестали делать взносы, то дальнейший рост ваших пенсионных накоплений возможен только за счет второго источника. Но то, что вы уже внесли, по-прежнему будет работать на ваше будущее.

Если доходность по вашему пенсионному счету меньше, чем доходность, которую пенсионный фонд объявил публично, это не значит, что вас обманывают.

Важно помнить, что о доходность фонда и доходность личного счета - разные вещи. Публичная отчетность показывает доходность фонда. Часть своих доходов фонд на законных основаниях тратит на обеспечение своей уставной деятельности, оставшаяся часть идет вкладчикам. Вкладчик может не знать этого или забыть, и в результате чувствовать себя обманутым. Если вам кажется, что ваш фонд не очень эффективен, вы можете обратиться в него за разъяснениями или попробовать рассчитать примерную доходность самостоятельно (с учетом вознаграждений УК, депозитария, средств на обеспечения уставной деятельности фонда). Но лучше обратиться к специалистам в данной области или поискать аналитическую информацию в открытых источниках.

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.

Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах.
При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник

Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173

Тел.: +7 (38822) 6-43-84

Эл. почта:

Наш аккаунт в instagram: @rospotrebnadzor04

В добровольные правоотношения по ОПС (п.п.1-3, 5-7 пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации») в целях уплаты страховых взносов вправе вступить следующие лица:

  • граждане РФ, работающие за пределами территории РФ;
  • физические лица – в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов в ПФР;
  • застрахованные лица (индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, арбитражные управляющие и иные лица, занимающиеся частной практикой, осуществляющие в качестве страхователей уплату страховых взносов в фиксированном размере в соответствии со статьей 430 НК РФ), – в целях уплаты страховых взносов сверх фиксированного размера;
  • физические лица, постоянно или временно проживающие на территории России, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование;
  • физические лица, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», постоянно или временно проживающие на территории России;
  • физические лица из числа адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя.

ВАЖНО!

Способы подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию:

  • в личном кабинете застрахованного лица ;
  • лично в территориальный орган ПФР (по месту жительства);
  • с использованием услуг почтовой связи способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления;
  • через мобильное приложение «Мой налог» (только для физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»).

При подаче заявления о вступлении в правоотношения к заявлению прикладываются следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность заявителя (копии);
  • документы (их копии), подтверждающие факт работы заявителя или факт приглашения его на работу за пределами территории РФ, либо дающие право на осуществление деятельности за пределами территории РФ (только для лиц, работающих за пределами территории РФ либо получивших право заниматься предпринимательской или иной деятельностью за пределами территории РФ в соответствии с законодательством государства, на территории которого осуществляется указанная частная деятельность);
  • документ, удостоверяющий личность физического лица (копия), за которое уплачиваются страховые взносы (в случае уплаты за него другим физическим лицом);
  • сведения (информация), подтверждающие факт постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика, применяющего специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (только для лиц применяющих специальный налоговый режим в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2018 № 422;
  • сведения (информация), подтверждающие факт постановки на учет в налоговом органе физического лица в качестве адвоката, и документы (копии) или сведения, подтверждающие факт получения пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 г. № 4468-1.

По результатам рассмотрения заявления о вступлении в правоотношения и приложенных документов (копий документов), поданных лично заявителем, в день его подачи территориальным органом ПФР выдается уведомление о регистрации его в качестве страхователя, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. В уведомлении указывается регистрационный номер в ПФР.

При направлении заявления с использованием услуг почтовой связи уведомление о регистрации направляется заявителю по почтовому адресу, указанному в заявлении.

Расчетный период начинается со дня подачи в территориальный орган ПФР заявления о добровольном вступлении в правоотношения по ОПС.

Страхователь прекращает правоотношения по обязательному пенсионному страхованию путем подачи заявления (Приложение № 2 к приказу Минтруда России от 31.05.2017 № 462н) в территориальный орган ПФР по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Расчетный период заканчивается в день подачи в территориальный орган ПФР заявления о прекращении правоотношений по ОПС.

ВАЖНО!

Прекращение добровольных правоотношений по обязательному пенсионному страхованию возможно только при подаче в территориальный орган ПФР соответствующего заявления.

1. Оплата страховых взносов в добровольном порядке осуществляется после регистрации и получения регистрационного номера страхователя в ПФР на казначейские счета, открытые Пенсионному фонду Российской Федерации в Федеральном казначействе, с применением кода бюджетной классификации (пункт 5 статьи 29 Федерального закона № 167-ФЗ).

392 1 02 02042 06 1000 160

Страховые взносы, уплачиваемые лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии

Узнать реквизиты для уплаты страховых взносов и сформировать квитанцию можно на нашем электронном сервисе.

При формировании платежных документов следует обязательно выбрать следующие параметры:

- «Субъект Российской Федерации» (регион места жительства);

- «Уплата страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по ОПС».

Реквизиты распоряжения о переводе денежных средств формируются автоматически.

Далее, предлагается сформировать квитанцию, в которой для идентификации платежа страхователь указывает свои реквизиты («Фамилия Имя Отчество»; «Адрес (по месту регистрации)»; «Регистрационный номер в ПФР»; «Сумма платежа»), и распечатать ее для осуществления уплаты в кредитном учреждении.

2. Лицо, добровольно вступающее в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты страховых взносов в ПФР, самостоятельно с учетом ограничений (минимальный и максимальный размеры) определяет и исчисляет размер страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период.

Минимальный размер страховых взносов определяется как произведение минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 425 НК РФ, увеличенное в 12 раз (МРОТ х 22% х 12 месяцев; за расчетный период 2020 год – 32 023,20 рубля (12 130 х 22% х 12), за расчетный период 2021 год – 33 770,88 (12 792,00 x 22% x 12) за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», а также физических лиц из числа адвокатов, являющихся получателями пенсий за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1.

Лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», а также физическим лицам из числа адвокатов, являющихся получателями пенсий за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1, минимальный размер не определен, но для учета в страховой стаж полного расчетного периода необходимо уплатить в данном расчетном периоде не менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, определяемого в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации (фиксированный размер в 2020 году – 32 448 рублей, фиксированный размер в 2021 году – 32 448 рублей).

В случае если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года данными лицами составляет менее фиксированного размера – в страховой стаж засчитывается период, определяемый пропорционально уплаченным страховым взносам, но не более продолжительности соответствующего расчетного периода.

Максимальный размер страховых взносов для всех категорий плательщиков добровольных страховых взносов определен как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 425 НК РФ, увеличенное в 12 раз (8МРОТ х 22% х 12 месяцев; за расчетный период 2020 год – 256 185,60 рублей (8 х 12 130 х 22%)., за расчетный период 2021 год – 270 167,04 (8 x 12 792,00 x 22 %)

Граждане, не работающие по трудовым и гражданско – правовым договорам, вправе самостоятельно уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд в целях формирования своих пенсионных прав.

Нормативно – правовая база

  • Статья 29 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 627 «О порядке утверждения правил подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и заявлений о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию» (Далее – Постановление № 627).
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.05.2017 № 462н «Об утверждении правил подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и заявления о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию» (Далее – Приказ № 462н).

Кто может вступить в добровольные правоотношения по ОПС (п. 1,2,3,5 и 6 ст.29 Федерального закона № 167-ФЗ)

Добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию вправе:

  • постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации физические лица, которые не состоят в трудовых отношениях с другими страхователями в целях уплаты страховых взносов за себя (пп. 5, п. 1 ст. 29 Федерального закона № 167-ФЗ);
  • граждане РФ, работающие за пределами территории РФ, в целях уплаты страховых взносов за себя (пп. 1, п. 1 ст. 29 Федерального закона № 167-ФЗ);
  • физические лица в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, которое не состоят в трудовых отношениях с другими страхователями (пп. 2, п. 1 ст. 29 Федерального закона № 167-ФЗ);
  • застрахованные лица, уплачивающие страховые взносы в виде фиксированного платежа (индивидуальные предприниматели, главы и члены крестьянско-фермерских хозяйств, адвокаты и нотариусы) в части, превышающей сумму установленного законодательством минимального размера фиксированного платежа (пп. 3, п. 1 ст. 29 Федерального закона № 167-ФЗ);
  • постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации физические лица, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в целях уплаты страховых взносов за себя(пп. 6, п. 1 ст. 29 Федерального закона № 167-ФЗ).

Порядок начисления и уплаты страховых взносов на ОПС

Минимальный и максимальный размеры страховых взносов зависят от таких показателей как минимальный размер оплаты труда и тарифа страховых взносов.

Минимальный размер страховых взносов, предлежащий уплате, рассчитывается по формуле:

Максимальный размер страховых взносов определяется как:

Например: На 2019 год минимальный размер страховых взносов - 29 779,20 руб., максимальный – 238 233,60 рублей.

Если заявление о добровольном вступлении в правоотношения о добровольном страховании (о прекращении правоотношений по добровольному страхованию) подано гражданином в течение календарного года, размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных месяцев и дней в неполном месяце, в течение которых гражданин состоял в правоотношениях по добровольному страхованию.

Сроки уплаты добровольных страховых взносов – не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Внимание! Уплата добровольных страховых взносов в текущем календарном году за истекшие расчетные периоды законодательством не предусмотрена.

Порядок зачета в страховой стаж периодов уплаты добровольных страховых взносов

Периоды уплаты гражданами добровольных страховых взносов засчитываются в их страховой стаж, при условии если сумма уплаченных страховых взносов составляет не менее минимального размера добровольных страховых, установленного законодательством на данный расчетный период.

Исключение составляют лица, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход». Для данной категории страхователейустановлен особый порядок включения периодов уплаты добровольных страховых взносов в страховой стаж.

Лица, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», могут уплачивать добровольные страховые взносы в любом размере, но не более установленного законодательством максимального размера.

При этом в страховой стаж засчитывается:

  • период равный календарному году (расчетному периоду) - если общая сумма уплаченных в течение календарного года (расчетного периода) добровольных страховых взносов составляет не менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, определяемого в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации.

Фиксированный размер страховых взносов на 2019 год - 29 354,00 рублей.

  • период, определяемый пропорционально сумме уплаченных добровольных страховых взносов, но не более продолжительности соответствующего расчетного периода - если общая сумма уплаченных добровольных страховых взносов в течение календарного года (расчетного периода) составляет менее фиксированного размера страховых взносов.

Реквизиты для уплаты добровольных страховых взносов на ОПС

Получатель платежа: УФК по Новгородской области ГУ Отделение ПФ РФ по Новгородской области

ИНН: 5321028857

КПП: 532101001 ОКТМО: 00000000 (свой для каждого района)

Учреждение банка: Отделение Новгород, г.Великий Новгород

БИК банка: 044959001

Счет получателя: 40101810440300018001

Код бюдж. классификации: 392 1 02 02042 06 1000 160

В 2021 году на пенсионном рынке России произошел и еще ожидается ряд изменений, важных для российских граждан с точки зрения формирования их нынешней и будущей пенсий. События эти касаются как бизнеса негосударственных пенсионных фондов, так и вопросов расчета и начисления страховых и накопительных пенсий.

Еще немного повысится пенсионный возраст, требования к стажу и накопленным баллам

В 2021 году продолжают меняться условия получения страховой пенсии. Как мы помним, с 2019 года в России начал постепенно повышаться общеустановленный возраст, дающий право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения происходят поэтапно в течение длительного переходного периода, который составляет 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В 2018 году пенсионный возраст женщин составлял 55 лет, пенсионный возраст мужчин — 60 лет.

Для получения страховой пенсии есть еще требования по стажу и пенсионным коэффициентам (их иногда еще называют пенсионными баллами). В течение десяти лет, пока идет реформа, эти показатели также будут меняться и к 2029 году составят — 15 лет рабочего стажа и 30 баллов.

Условия назначения страховой пенсии в 2021 году: выход на пенсию для мужчин в 61 год 6 месяцев, для женщин — в 56 лет и 6 месяцев. Страховой стаж должен составлять не менее 12 лет, число накопленных коэффициентов (баллов) — 21.

В 2021 году будут произведены индексации и корректировки пенсионных выплат

С 1 января 2021 года страховые пенсии неработающих пенсионеров проиндексированы на 6,3%, что выше показателя прогнозной инфляции по итогам 2020 года. В результате индексации страховая пенсия по старости большинства неработающих пенсионеров увеличилась не меньше чем на тысячу рублей в месяц, а ее средний размер достиг 17,5 тыс. рублей.

Также повысилась стоимость одного пенсионного коэффициента, тоже на 6,3%, и фиксированной выплаты. Стоимость одного коэффициента в новом году повышена с 93 рублей до 98,86 рубля, размер фиксированной выплаты — с 5 686,25 до 6 044,48 рубля.

С 1 апреля будут проиндексированы пенсии по государственному пенсионному обеспечению, включая социальные. Изменения будут осуществлены в соответствии с ростом прожиточного минимума пенсионера за 2019 год.

С 1 августа Пенсионный фонд России и НПФ проведут ежегодную корректировку размера накопительных пенсий и срочных пенсионных выплат по обязательному пенсионному страхованию.

Финансовый уполномоченный теперь рассматривает досудебные споры граждан с негосударственными пенсионными фондами. Такой закон начал действовать с 1 января 2021 года. Процедура такая: сначала гражданин должен попробовать уладить спор с самой организацией, направив ей претензию. Затем он может обратиться к финомбудсмену — если есть имущественные требования к финансовой организации (в нашем случае — к НПФ) на сумму до 500 тыс. рублей. И только потом подавать иск в суд. Для гражданина обращение к финомбудсмену бесплатно. Решение уполномоченного может быть обжаловано в суде как потребителем, так и финансовой организацией.

Однако урегулирование споров с НПФ, связанных с неправомерными переходами между фондами, не входит в компетенцию финомбудсмена. Ранее в интервью газете «КоммерсантЪ» финансовый уполномоченный Юрий Воронин предположил, что «основной объем споров потребителей и НПФ будет связан с выплатами. Сюда войдут вопросы расчета их размера, сроков и формы, корректного исчисления периода, за который назначается пенсия».

Институт финуполномоченного создан для повышения эффективности защиты прав потребителей финансовых услуг и снижения количества судебных споров между компаниями и их клиентами. Например, на страховом рынке за 2019 год количество судов по ОСАГО и каско сократилось на 40%.

Граждан оградили от пенсионных агентов

В России с января 2021 года вступил в силу закон, который прямо запрещает работу пенсионных агентов. Теперь посредники — будь то сотрудники банков, «поквартирные» агенты, поверенные — не могут предлагать гражданам заключить договор об обязательном пенсионном страховании между застрахованным лицом и НПФ от имени негосударственного пенсионного фонда.

Кроме того, теперь гражданин имеет право запретить Пенсионному фонду России рассматривать заявления на перевод накоплений, поданные любым способом, за исключением личного визита в ПФР. Заявление также можно подавать через доверенное лицо, которое имеет нотариальную доверенность на это. В законе прописан механизм проверки ПФР подлинности нотариально удостоверенной доверенности — запрос будет направляться нотариусу через единую информационную систему нотариата. Идентификация личности нотариусом может происходить удаленно, с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи или единой системы идентификации и аутентификации биометрических данных.

Также закон наделяет Банк России правом устанавливать дополнительные требования к порядку заключения договоров по обязательному пенсионному страхованию, а также к лицам, которые имеют право заключать такие соглашения от имени НПФ.

НПФ будут обязаны раскрыть состав своих портфелей по эмитентам

С 1 июля 2021 года вступают в силу некоторые положения указания Банка России , которые устанавливают определенные требования к раскрытию информации на сайтах негосударственных пенсионных фондов. Все фонды должны будут в обязательном порядке обнародовать состав своих портфелей пенсионных резервов и накоплений вплоть до каждого эмитента, с указанием идентификационного номера ценной бумаги. Это надо будет делать ежемесячно с временным лагом в шесть месяцев. Сейчас все фонды обязаны раскрывать только структуру инвестиционных портфелей — то есть в какие именно активы (акции, ОФЗ, корпоративные облигации или депозиты) — вложились фонды.

При этом часть НПФ уже раскрывает свои активы для клиентов и других заинтересованных сторон на своих порталах. Например, НПФ «САФМАР» начиная с февраля 2020 года делает это ежеквартально с временным лагом в десять дней.

Раскрытие портфелей дает гражданам возможность понять, куда вложены их пенсионные сбережения, а также повышает прозрачность и контролируемость деятельности НПФ.

НПФ будут инвестировать добровольные пенсионные сбережения россиян по новым правилам

С 1 января 2021 года начали действовать новые требования к инвестированию пенсионных резервов. Речь идет о добровольных сбережениях, которые формируются за счет взносов граждан и в рамках корпоративных пенсионных программ.

Новые требования во многом повторяют правила инвестирования пенсионных накоплений по обязательному пенсионному страхованию, в которые тоже внесен ряд существенных изменений. Раньше возможности вложений именно резервов были очень широкими, теперь их спектр сузился. Это должно повлиять на устойчивость фондов, хотя может снизить доходность пенсионных резервов, так как менее рисковые активы всегда менее доходные.

Ограничиваются возможности НПФ вкладывать пенсионные накопления резервы в инструменты с дополнительным уровнем риска. Единый лимит на такие вложения к 1 января 2025 года составит 7%. Указание также вводит отдельный пятипроцентный лимит на инвестиции в ипотечные ценные бумаги и ужесточает требования к вложениям в бессрочные облигации. Изменения вступают в силу поэтапно, чтобы НПФ могли подготовиться к ним, в том числе с учетом последствий пандемии, и не распродавали уже имеющиеся в портфеле активы по сниженным ценам.

В России изменился срок дожития

С 1 января 2021 года в России вступил в силу закон об увеличении периода выплаты накопительной пенсии — или, как его еще называют, срока дожития. Это ожидаемый период выплаты накопительной пенсии. Он устанавливается специальным законом в соответствии со среднестатистическим сроком жизни гражданина после выхода на заслуженный отдых. Используется для расчета накопительной пенсии (для этого все накопления надо поделить на срок дожития). В 2020 году составляет 258 месяцев, в 2021 году — 264 месяца. Дальнейшее изменение этого показателя непредсказуемо.

Для пенсионеров по-новому рассчитывают прожиточный минимум

С этого года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и прожиточный минимум рассчитываются исходя не из потребительской корзины, как раньше, а из медианного дохода россиян. Медианный доход означает, что половина работающих получает больше этой величины, половина — меньше.

Размер МРОТ в 2021 году составляет 42% от медианной заработной платы (12 792 рубля), а прожиточный минимум в целом по РФ равен 11 653 рубля. Величина прожиточного минимума трудоспособного населения составит 109% от прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ, прожиточного минимума пенсионеров — 86%, прожиточного минимума детей — 97%.

Показатель прожиточного уровня пенсионера нужен для того, чтобы рассчитать размеры доплат к пенсиям. Если у неработающего пенсионера все доходы — страховая или социальная пенсия, дополнительные выплаты и льготы — не достигают величины минимума в регионе его проживания, то государство устанавливает ему федеральную или социальную доплату.

Читайте также: