Причины дефицита бюджета пфр

Опубликовано: 15.05.2024

Трансферт из федерального бюджета Пенсионному фонду России в 2021 году составит 3,53 трлн руб. и сформирует 38% всех доходов фонда, следует из проекта бюджета ПФР на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов (документ есть в распоряжении РБК; его подлинность подтвердил источник, близкий к правительству). Проект будет рассмотрен 15 сентября на правительственной трехсторонней комиссии с участием профсоюзов и работодателей, а уже 16 сентября — вынесен на заседание правительства.

Сокращение федеральной поддержки

В июне, когда составлялись бюджетные проектировки на следующий год, потребность Пенсионного фонда в межбюджетном трансферте оценивалась значительно выше — 4,12 трлн руб., или 42,6% общих доходов. Экономия на трансферте станет возможна в первую очередь за счет резкого увеличения дефицита бюджета ПФР в 2021 году (295 млрд руб. по сравнению с планировавшимся в июне профицитом около 13 млрд руб.), который фонд покроет своими накоплениями — переходящими остатками 2020 года. Второй фактор, который позволит сократить трансферт относительно июньских проектировок, — улучшение прогноза собственных доходов ПФР от социальных взносов с зарплат работников (+171 млрд руб.).

Снижение прогнозируемого размера межбюджетного трансферта заложено и на 2022 год (до 3,86 трлн руб.), и на 2023 год (до 4 трлн руб.), следует из проекта бюджета ПФР. Таким образом, доля трансферта из федерального бюджета в общих доходах фонда в 2022–2023 годах будет держаться на уровне 38%. Ранее предполагалось, что в 2022 и 2023 годах федеральный трансферт бюджету ПФР составит 4,3 трлн руб. ежегодно.

Уменьшение трансферта из федерального бюджета связано с увеличением суммы переходящих остатков, а также с изменением прогнозных макроэкономических показателей, уточнили РБК в пресс-службе ПФР. Превышение расходов над доходами, как и в предыдущие годы, носит технический характер, а именно объясняется наличием остатка средств бюджета ПФР по итогам года, добавили в фонде. Иными словами, если бы у Пенсионного фонда не было остатков на счетах, федеральный бюджет автоматически увеличил бы сумму трансферта. «Пересмотр межбюджетного трансферта Пенсионному фонду связан с уточнением макропрогноза Минэкономразвития, который лег в основу бюджета на ближайшую трехлетку, а также с уточнением прогнозов по остаткам средств бюджета ПФР на 1 января 2021 года», — подтвердили в пресс-службе Минфина России.

Сколько составит трансферт Пенсионному фонду из федерального бюджета в текущем году, пока неизвестно (поправки в бюджет ПФР 2020 года еще не представлены). Действующим законом о бюджете ПФР трансферт установлен на уровне 3,2 трлн руб., но, вероятно, эта сумма увеличится в связи с антикризисными решениями правительства. По состоянию на 4 сентября федеральный бюджет уже перечислил Пенсионному фонду 2,86 трлн руб.

Минэкономразвития в обновленном макропрогнозе повысило ожидания насчет величины фонда зарплат в стране — в среднем на 1 трлн руб. ежегодно по сравнению с июньским прогнозом. Согласно последним оценкам министерства, зарплатный фонд в 2021 году составит 27,87 трлн руб. (рост на 7% по сравнению с 2020 годом), в 2022-м — 29,77 трлн руб. и в 2023 году — 31,85 трлн руб. Это дало Пенсионному фонду основание пересмотреть в сторону увеличения оценку поступлений страховых взносов от работодателей и, соответственно, запросить меньше средств из федерального бюджета.

В составе трансферта из федерального бюджета Пенсионному фонду около 45% приходится на ту часть средств, которые госбюджет передает ПФР на исполнение обязательств федерального правительства (то есть федеральный центр назначил ПФР администратором различных социальных программ, таких как материнский капитал или меры социальной поддержки, и передал ему на это средства). Остальная часть, примерно 1,9 трлн руб. в 2021 году, это, по сути, софинансирование обязательств ПФР по выплате страховых пенсий.

Улучшение макропрогноза

Новый официальный прогноз Минэкономразвития предполагает, что падение ВВП России из-за пандемии COVID-19 и весеннего обвала цен на нефть составит 3,9% вместо ожидавшихся 4,8%. В 2021 году восстановительный рост ВВП достигнет 3,3%, в 2022-м — 3,4%, в 2023 году — 3%. Инфляция на конец 2020 года ожидается на уровне 3,8%, в 2021 году цены вырастут на 3,7%, а в 2022–2023 годах инфляция вернется к целевому значению Центробанка (4%).

Реальные зарплаты россиян, по прогнозу министерства, сохранят положительные темпы роста — 1,5% в 2020 году и 2,2% в 2021 году. Уровень безработицы по итогам текущего года подскочит до 5,7% от рабочей силы после 4,6% в 2019 году и опустится ниже 5% в 2022 году. Реальные располагаемые денежные доходы населения упадут на 3% в 2020 году и на столько же возрастут в 2021 году.

Фото:Андрей Рудаков / Bloomberg

Крупнейший дефицит с 2015 года

Вместе с сокращением объема передаваемых средств федерального бюджета существенно вырос ожидаемый дефицит бюджета ПФР в 2021 году — до 295 млрд руб. Это будет крупнейший показатель с 2015 года, когда дефицит достиг 543,7 млрд руб. Дефицит в 2021 году будет покрыт за счет использования остатков Пенсионного фонда на счетах Казначейства (335 млрд руб.).

В 2019 году бюджет ПФР был профицитным (+153,9 млрд руб.), благодаря чему остатки на его счетах на 1 января 2020 года выросли до 343 млрд руб. В 2020 году действующим законом о бюджете ПФР запланирован дефицит в 209,2 млрд руб.

В 2022 году дефицит бюджета ПФР составит 94,8 млрд руб., в 2023 году ожидается профицит бюджета ПФР на уровне 52,5 млрд руб., следует из документа. Общие доходы Пенсионного фонда в 2021 году ожидаются на уровне 9,28 трлн руб., в 2022 году они возрастут до 9,97 трлн руб., в 2023 году — до 10,524 трлн руб.

На параметры бюджета Пенсионного фонда повлияли антикризисные меры правительства по поддержке бизнеса во время пандемического кризиса, которые было решено закрепить бессрочно. Речь идет о снижении общего тарифа страховых взносов с 30 до 15% с зарплат выше МРОТ для малого и среднего бизнеса (ставка взносов в Пенсионный фонд сократилась с 22 до 10% от зарплаты), а также о понижении ставки пенсионных взносов для ИT-компаний, которые будут платить 6% c зарплат сотрудников в ПФР. В итоге выпадающие доходы ПФР от пониженных ставок взносов оцениваются в 477,7 млрд руб. в 2021 году с последующим ростом до 510,3 млрд руб. в 2022 году и до 545,85 млрд руб. в 2023 году (эти выпадающие доходы компенсирует федеральный бюджет).

Несбалансированность российской пенсионной системы означает, что она всегда будет нуждаться во внешней подпитке, отмечает заведующий лабораторией развития пенсионной системы НИУ ВШЭ Евгений Якушев. «Сейчас пенсионная система не сможет выполнить все свои обязательства без финансирования из федерального бюджета. Это означает, что существует внутренний «пенсионный долг», который нигде ничем не закреплен», — заметил он. Выпадающие доходы ПФР возникли из-за снижения ставок страховых взносов, политика правительства направлена на ослабление нагрузки на ФОТ ради стимулирования экономики и ускорения темпов экономического роста, однако эти ожидания из-за регулярных кризисов не подтверждаются, а дефицит ПФР остается, отметил он.

Рост размера пенсий и материнского капитала

В 2021–2023 годах страховые пенсии по старости для неработающих пенсионеров будут повышены с 1 января в параметрах, закрепленных законом о пенсионной реформе. В 2021 году индексация составит 6,3%, в 2022-м — 5,9%, в 2023 году — 5,6%. Для работающих пенсионеров ежегодное повышение страховой пенсии отменено с 2016 года.

Среднегодовой размер страховой пенсии неработающих пенсионеров в 2021 году, по оценке ПФР, составит 17 443 руб., в 2022-м — 18 369 руб., в 2023 году достигнет 19 294 руб., следует из проекта бюджета фонда. Однако с поправкой на инфляцию реальный размер пенсии по старости ожидается в 2021 году на уровне 16 837 руб., в 2022-м — 17 679 руб., в 2023 году — 18 552 руб.

По прогнозу ПФР на начало 2021 года, в России будет 43,25 млн пенсионеров (с учетом военных пенсионеров и получателей социальной пенсии), на начало 2022 года — 42,99 млн.

В проекте бюджета ПФР представлен и прогнозный размер материнского капитала, который после индексации на прогнозный уровень инфляции в 2021 году составит 483 882 руб. на первого ребенка и 639 432 руб. на второго ребенка.

В 2022 году маткапитал на первого ребенка возрастет до 503 237 руб., а на второго — до 665 009 руб.

В 2023 году российским семьям будет выплачиваться маткапитал в размере 523 367 руб. на первого ребенка и 691 609 руб. на второго ребенка.


Последствия COVID-19 и нефтяного шока могут привести к снижению к концу года ВВП России на 5,2% - 6,5%, уровень промышленного производства рискует упасть до 8% по сравнению с прошлым годом. Что будет на этом фоне с пенсионными накоплениями в стране? Как может измениться в ближайшее время ситуация с наполнением Пенсионного фонда России, выплатой пенсий? И что происходит на рынке НПФ?

Деньги есть, но… Финансовое состояние пенсионной системы напрямую зависит от состояния экономики, поскольку размер страховых пенсий – производная величина от наполняемости ПФР. Ситуация в российской экономике сейчас не лучшая. На предкризисный уровень она сможет выйти только к 2022 году – не ранее. Это означает, что собираемость страховых пенсионных взносов в ПФР подвержена риску падения в случае ухудшения ситуации на рынке труда.

Нужно отметить: успешные меры Правительства по предотвращению обвала курса рубля и сдерживанию инфляции привели к относительной стабилизации в макроэкономике. На начало текущего кризиса был создан неплохой задел: профицит бюджета наряду с внушительным размером Фонда национального благосостояния (порядка 9% от ВВП) позволили поддерживать расходную часть ПФР в краткосрочной перспективе. Значит, пенсионная система пока будет в состоянии профинансировать не только индексацию пенсий, но и досрочные пенсии безработным "предпенсионерам".

Учтем, что источники финансирования ПФР помимо страховых взносов – это межбюджетные трансферты и ассигнования. Поэтому образовавшийся дефицит в любом случае будет компенсирован за счет бюджетных расходов. Однако уже к концу 2020 года прогнозируется бюджетный дефицит на уровне не менее 5% ВВП, следовательно, если отечественная экономика окажется в долгосрочном режиме стагнации, проблемы с финансированием пенсионной системы возникнут с новой интенсивностью уже через несколько лет и позитивный эффект от повышения пенсионного возраста может быть сведен на нет.

Где взять взносы? Основными факторами, оказывающими влияние на размер пенсионных взносов являются: размер заработной платы, динамика её роста и уровень безработицы.

Если проанализировать динамику размера взносов в систему обязательного пенсионного страхования, то можно заметить: их максимальный прирост происходит в периоды снижения безработицы (рис.1.). К сожалению, в условиях отсутствия на сайте Федеральной налоговой службы России данных относительно взносов, поступивших в ПФР за апрель-июнь 2020 года, можно только предполагать насколько может снизиться их размер в разгар кризиса.

На начало карантинных мероприятий средняя заработная плата в России составляла 50 948 руб. в месяц, при этом уровень безработицы был на уровне 4,7%. В апреле зарплаты упали до 49 306 руб., а безработица увеличилась до 5,8%, достигнув 6,1 % в мае.

Исходя их полученных данных, снижение размера пенсионных взносов во втором квартале может составить порядка 1,3%. Несмотря на то, что Правительство предпринимает активные меры по поддержанию доходов населения, к отчислениям в Пенсионный фонд России они не имеют прямого отношения. Следовательно, по грубым оценкам, к концу года размер поступлений пенсионных взносов в ПФР уменьшится на 1,5 – 2%.


Рис. 1 Динамика размера взносов на обязательное пенсионное страхование и количества безработных.

Что в частных фондах? Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) также столкнулись с рядом проблем. Падение цен на нефть и уменьшение ее добычи в России на 20% незамедлительно привело к падению стоимости акций крупнейших российских компаний. В итоге произошло уменьшение доходности инвестиционных портфелей НПФ как в отношении пенсионных накоплений (-0,4% за первый квартал 2020 года), так и пенсионных резервов (-0,14%). Причем падение могло бы быть значительно больше, если бы структура инвестиционного портфеля НПФ не состояла на 30-40% из долговых финансовых инструментов, стоимость которых не так подвержена изменению рыночной конъюнктуры.

Таким образом, в ближайшем будущем рост пенсий нынешним пенсионерам будет обеспечен за счет индексаций. Однако проблема низких коэффициентов замещения в системе обязательного пенсионного страхования останется надолго. Негосударственные пенсионные фонды, работающие в накопительной системе, также имеют весьма ограниченную привлекательность среди российских граждан. Сложности возникают как из-за слабо прогнозируемой доходности в условиях растущей рыночной волатильности, так и в силу нерешенных проблем со статусом накопительных пенсий в государственной пенсионной системе.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Бюджетный дефицит Пенсионного фонда России (ПФР) в будущем году возрастёт до максимума за пять лет, но будет покрыт его накоплениями, следует из проекта бюджета до 2023 года. Это позволит сэкономить 335 млрд руб. на трансферте фонду из госсредств. По мнению экспертов, в ближайшие годы бюджет ПФР сократят до 15–20%. При этом, полагают экономисты, все повышения пенсий покроют лишь рост инфляции, но не более того.

Трансферт из федерального бюджета ПФР в 2021 году составит 3,53 трлн руб. и сформирует 38% всех доходов фонда, следует из проекта бюджета ПФР на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, передаёт РБК со ссылкой на свои источники. Проект будет вынесен на заседание правительства на этой неделе.

В июне, когда составлялась первая предварительная версия бюджета, будущий трансферт планировался на уровне 4,12 трлн руб., или 42,6% расходов. Однако впоследствии его удалось сократить за счёт двух факторов: перераспределения источников финансирования в пользу более активного использования собственных накоплений ПФР прежних лет и пересмотра прогноза доходов от взносов работодателей в большую сторону.

Также снизить размер трансферта из федерального бюджета по сравнению с изначально запланированным объёмом предполагается в 2022 и 2023 годах — до 3,86 и 4 трлн руб. соответственно против 4,3 трлн в каждый из двух годов.

Размер трансферта в нынешнем году пока окончательно не определён. На данный момент он запланирован в сумме 3,2 трлн руб., но может быть увеличен в связи с антикризисными мерами правительства.

Вместе с тем в пресс-службе Минтруда заверили, что «среднегодовой размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров в 2021 году составит 17 443 рубля».

В министерстве, ссылаясь на подготовленный проект бюджета Пенсионного фонда России на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, ТАСС сообщили, что «в соответствии с нормами закона индексация страховых пенсий неработающим пенсионерам предусмотрена на уровне 6,3%, а социальных пенсий — на уровне 2,6%». Согласно данным Минтруда, в 2021 году Пенсионный фонд обеспечит выплату для 43 млн человек.

В ведомстве заявили, что «в 2021 году бюджет ПФР составит 9,6 трлн руб. На выплату пенсий будет направлено 8,4 трлн руб., на осуществление ежемесячной денежной выплаты — 425 млрд руб.».


Сергей Булкин/NEWS.ru

Растёт-растёт — да вырасти не может

В ближайшие год-три финансовое положение пенсионеров будет улучшаться за счёт роста внутреннего долга ПФР по отношению к бюджету, объясняет аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов. Относительно работающих граждан, у которых доходы станут сокращаться либо стагнировать, пенсионеры в среднем будут чувствовать себя лучше. Это связано с тем, что размер пенсии в России не связан с состоянием бюджета Пенсионного фонда.

Все проблемы, включая растущий дефицит, попросту откладываются на следующие поколения. Эту систему нельзя назвать продуманной, но в обозримом будущем кризиса в ней мы не ожидаем.


Валерий Емельянов

аналитик ИК «Фридом Финанс»

Государство, по мнению Емельянова, давно смирилось с тем, что взносы с работающего населения не покрывают расходы на содержание пенсионеров, поэтому из года в год применяется формула, при которой накопленный дефицит и каждую следующую индексацию покрывают за счёт трансферта из федерального бюджета. Фактически (учитывая то, как формируется бюджет) чуть более половины размера пенсий финансируется за счёт взносов, а вторая половина — за счёт нефтяной ренты (примерно на 20%), а также косвенных налогов с населения (НДС и акцизы дают ещё 20%) плюс других непенсионных источников, говорит он.


Сергей Булкин/NEWS.ru

Рост дефицита фонда для самих пенсионеров не означает ровным счётом ничего, убеждён эксперт. Они продолжат получать столько, сколько им обещано в рамках реформы. А вот остальное население может почувствовать на себе некоторые эффекты. В особенности это касается людей предпенсионного возраста и различного рода трудовых льготников. Благодаря отсрочке их выхода на пенсию остальные 40 млн успевших получат ту самую индексирующую прибавку.

Пока спрос в стране подавлен из-за рецессии, инфляция вряд ли уйдёт выше 5%. Следовательно, индексация на 6,3%, обещанная Минтрудом, приведёт к росту реальных размеров трудовых пенсий. К 2025 году государство обещало довести средний размер выплат на одного пенсионера до 20 тысяч рублей. Это вполне реализуемая цель, учитывая, что количество получателей перестало расти благодаря росту пенсионного возраста, — сказал аналитик «Фридом Финанс».

Пока что ПФР анонсировал лишь повышение социальных пенсий на 2,6%, а страховых на 6,4%. Это, собственно, всего лишь уровень инфляции, замечает аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев. И надо иметь в виду, что та инфляция, которую нам называет Росстат, имеет мало отношения к фактической инфляции, к наблюдаемой инфляции, которую россияне ощущают на своих кошельках. Росстат рассчитывает инфляцию по ограниченному перечню позиций, порядка 520 позиций товаров и услуг, это сравнительно немного, отмечает специалист.

Так вот, индексация по страховой пенсии на 6,3% — это фактически индексация на величину инфляции. От этого богаче россияне точно никак не станут. И Пенсионный фонд пока не предлагал каких-то глубинных реформ, которые могли бы свидетельствовать о том, что пенсии россиян могут быть повышены радикально. Примерно половина расходов Пенсионного фонда покрывается за счёт трансфертов из бюджета и лишь половина собственными средствами. Этого, естественно, недостаточно. Никаких других вариантов финансирования Пенсионного фонда пока озвучено не было. Поэтому, скорее всего, я рискну предположить, что речь идёт об очередной индексации примерно на величину инфляции, может быть, не 6%, может, добавят ещё немножечко, но всё равно кардинально это ситуацию не меняет.


Алексей Коренев

аналитик ГК «ФИНАМ»

Наконец, ранее правительство заявляло, что индексация будет проходить повышенными темпами — на уровне одной тысячи рублей в год. Такой рост страховых пенсий и обозначен в проекте бюджета, указывает руководитель Центра анализа НПФ «Сафмар» Евгений Биезбардис.

Удивительно другое — почему социальные пенсии будут повышены на почти в три раза меньшую величину? Ведь социальные пенсии получают те, кто не смог в своё время заработать необходимые стаж и баллы для получения страховых пенсий. Среди «ущемлённых» будут и получатели социальных пенсий по инвалидности и по потере кормильца (дети). Инфляция по итогам 2020 года ожидается на уровне 4%, поэтому индексация их пенсий на 2,6% выглядит, мягко говоря, странной. Ведь они получают деньги на уровне прожиточного минимума.


Евгений Биезбардис

руководитель Центра анализа НПФ «Сафмар»

Что же касается источника покрытия дефицита бюджета ПФР, то это вполне понятные объяснения, говорит эксперт. Во-первых, это переходящие остатки с прошлого года, что действительно является чисто технической историей. Во-вторых, можно ожидать увеличения зарплат, как и говорит Минэкономразвития, которое было отложено многими работодателями в 2020 году именно из-за коронакризиса. Стоит помнить, что огромную часть взносов уплачивают работодатели госсектора, в т. ч. с минимально возможных зарплат, увеличение которых и планируется, подчёркивает Биезбардис.

Негодование общественности из-за повышения общеустановленного пенсионного возраста обуславливается ещё и тем, что даже повышенная индексация не позволяет правительству обеспечить замещение утрачиваемого заработка при выходе на пенсию на уровне 40%. Хотя именно такое обязательство оно на себя взяло. Всё дело в том, что за счёт роста требований по возрасту, объёму пенсионных баллов и стажу и происходит сокращение роли трансферта из госбюджета в бюджет ПФР. Раньше такой дефицит был на уровне 30–35%. В ближайшие годы он будет сокращён до 15–20%, — резюмировал руководитель Центра анализа НПФ «Сафмар».

Yandex news

Добавить наши новости в избранные источники

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Пенсии


Трансферт из федерального бюджета является одним из основных источников формирования бюджета ПФР. С каждым годом объем расходов федбюджета на ПФР растет — сейчас он составляет 3,3 трлн рублей, т.е. 20% от общего объема его расходов. По оценкам экспертов, размер трансферта будет только увеличиваться.

Сколько денег дают фонду

ПФР — значимый социальный институт страны, который выплачивает страховые, накопительные и другие виды пенсий, а также выдает сертификаты на материнский капитал, реализует соцвыплаты ветеранам и инвалидам, оказывает адресную помощь пенсионерам и софинансирует соцпрограммы субъектов РФ и так далее.

Все эти направления требуют значительных финансовых ресурсов. Страховых платежей работающего населения и продажи собственных активов фонда для реализации задач ПФР не хватает. В итоге одним из основных источников доходов является трансферт из федбюджета.

На сайте Госдумы размещены расчет и графики, показывающие как растут расходы ПФР и сколько денег надо выделять, чтобы уравнять их с доходами.

В 2018 году доходы фонда составляют 8,27 трлн рублей. 40% из них — 3,28 трлн — это трансферт из федерального бюджета.

Открыть оригинал изображения (1508x848, 247.75 Кб)

По словам Председателя Правления ПФР Антона Дроздова, большая часть из этих денег идет на выплаты пенсий, в первую очередь — страховых. «При общих расходах на пенсионное обеспечение 7,2 трлн рублей из федерального бюджета на это выделяется 2,4 трлн рублей», — сообщил он.

Трансферт из федерального бюджета Пенсионному фонду начался в 1992 году. Увеличение размера средств, направляемых из федбюджета в ПФР для социальных выплат, пенсий, адресной помощи пенсионерам, значительно ускорилось еще с 2001 года. Как прогнозируют эксперты, такая тенденция сохранится.

Открыть оригинал изображения (1508x848, 365.6 Кб)

Несмотря на это, в 2018 году общий дефицит бюджета ПФР составляет 265,5 млрд рублей.

Открыть оригинал изображения (1508x848, 386.42 Кб)

Все может быть хуже

При сохранении демографических тенденций социальные взносы все в меньшем объеме будут обеспечивать выплату пенсий.

«Если не принять никаких мер по совершенствованию пенсионной системы, трансферт на выплату пенсий неизбежно будет увеличиваться, то есть будет увеличиваться дефицит бюджета ПФР. При этом пенсии будут расти гораздо более низкими темпами (не выше инфляции), и их покупательная способность будет постоянно снижаться», — уверен Председатель Правления ПФР.

В период 2024–2026 годов поддержание пенсий на текущем уровне с возможностью ее пересчета только в пределах инфляции потребует увеличения трансферта из федерального бюджета Пенсионному фонду не менее чем до 5 трлн рублей, считают эксперты.

Как пояснила Первый заместитель Председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Ирина Гусева, целью совершенствования пенсионной системы является в том числе и то, чтобы бюджет ПФР стал самодостаточным и не требовал таких вливаний из федерального бюджета.

Напомним, что парламентские общественные слушания по совершенствованию пенсионной системы состоятся в Госдуме завтра, 21 августа.

Кремль не церемонится с пожилыми, поскольку они не представляют политической угрозы

«Черные дыры» ПФР: За чей счет покончат с огромным дефицитом пенсионных денег


Дефицит бюджета Пенсионного фонда в 2021 году возрастет до 295 млрд. рублей. Это максимум за последние пять лет. Но скоро, в 2023 году, с дефицитом будет покончено. Это следует из проекта бюджета ПФР на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, сообщает РБК.

Как указывают в ПРФ, дефицит раздулся из-за антикризисных мер правительства. В разгар коронавирусного карантина кабмин принял ряд мер по защите бизнеса, которые потом закрепил бессрочно.

Речь идет о снижении тарифа страховых взносов с 30 до 15% с зарплат выше МРОТ для малого и среднего бизнеса (ставка взносов в ПФР сократилась с 22 до 10% от зарплаты), а также о понижении ставки пенсионных взносов для ИT-компаний, которые будут платить 6% c зарплат сотрудников в ПФР.

В итоге выпадающие доходы ПФР от пониженных ставок составили 477,7 млрд. рублей в 2021 году, с ростом до 510,3 млрд. в 2022 году, и до 545,85 млрд. в 2023 году. Все эти выпадающие доходы придется компенсировать из федерального бюджета.

Но в кабмине смотрят на ситуацию спокойно. Дефицит в 2021 году будет покрыт за счет использования остатков Пенсионного фонда на счетах казначейства. В 2019 году бюджет ПФР был профицитным (+153,9 млрд. рублей), благодаря чему остатки на его счетах на 1 января 2020 года выросли до 343 млрд.

Кроме того, по расчетам, в 2022 году дефицит бюджета ПФР снизится до 94,8 млрд., а уже 2023-м с ним будет покончено: ожидается профицит в 52,5 млрд.

Закрыть дыру в бюджете фонда удастся за счет повышения собственных доходов фонда от социальных взносов с зарплат работников, считают в правительстве. Минэкономразвития в обновленном прогнозе повысило ожидания насчет величины фонда зарплат в стране — в среднем на 1 трлн. рублей ежегодно по сравнению с июньским прогнозом. Согласно последним оценкам, зарплатный фонд в 2021 году составит 27,87 трлн. рублей (рост на 7% по сравнению с 2020 годом), в 2022-м — 29,77 трлн., в 2023 году — 31,85 трлн.

Это и позволяет Пенсионному фонду смотреть в будущее с оптимизмом.

Плохо тут одно. По идее, Пенсионный фонд — страховая организация. Это значит, если у ПФР повышаются доходы (страховые взносы), он обязан направлять их на повышение пенсий. Но на практике такого не происходит — деньги, которые ПРФ заработал сверх плана, идут на экономию госрасходов.

В результате, пенсионеров обирают. Работник платит страховые взносы как процент от зарплаты — и пенсия ему должна идти тоже как процент от зарплаты. По конвенции № 102 Международной организации труда «О минимальных нормативах социального обеспечения» 1952 года, которую Россия ратифицировала, процент от зарплаты должен составлять 50.

Сейчас средняя зарплата — 47 531 рубль. Получается, средняя пенсия, согласно требованиям МОТ, должна быть выше 23 тысяч рублей. Однако реальная пенсия значительно меньше — 15−16 тысяч рублей. Причем для неработающих пенсионеров она еще ниже.

Это значит, пенсионеры от ликвидации дефицита ПФР жить лучше не станут. Зато правительство вздохнет с облегчением, скинув с себя еще часть социальных расходов.

— Дефицит ПФР, скорее всего, не удастся ликвидировать, — считает экономист, научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного экономического университета Андрей Заостровцев. — Из страховых взносов, которые платят работающие, покрывается — грубо — около 50% пенсий. Вторая половина — субсидии федерального бюджета Пенсионному фонду. С чего, спрашивается, за два года этот огромный дефицит должен исчезнуть?

Поднимать страховые взносы с зарплаты в ПФР, я считаю, невозможно — они в России одни из самых высоких в мире. К тому же у государства имеются обязательства по индексированию пенсий. Да, высокая инфляция не предвидится. Но если что-то пойдет не так, и инфляция разгонится, то пенсии придется подтягивать.

На деле, я просто не вижу источника покрытия дефицита Пенсионного фонда.

«СП»: — Почему ПФР не исполняет конвенцию № 102 МОТ — не поднимает размер пенсии?

— У нас распределительная пенсионная система: работающие платят налоги, и тут же, из этих налогов, деньги поступают на выплату пенсий. Пенсионный фонд в этой схеме — лишь передаточный механизм.

А вторая функция фонда — по правилам, которые ПФР не устанавливает — осуществлять начисление пенсий.

Я уже проходил эту процедуру: приходил в Пенсионный фонд с документами о заработной плате. Замечу, в моем случае все было суперлегально, но у многих, кто работал в 1990-е, ситуация иная. Занятость подтверждается рукописными бумажками, что-то в стаж считается, что-то нет.

Так вот, функция ПФР — начислять пенсию на основе имеющихся у гражданина документов. Либо пересчитывать пенсию по определенным правилам. Если человек работает — страховая часть его пенсии не индексируется. В этом случае, напомню, индексируется только базовая часть — за четыре года она выросла менее чем на 1000 рублей.

При этом Пенсионному фонду как структуре нельзя предъявить какие-то серьезные претензии. Да, в свое время фонд изрядно потратился на строительство роскошных зданий для отделений в регионах. Но сейчас в этих зданиях работает не слишком высокооплачиваемый персонал.

Повторюсь, никакой самостоятельной роли Пенсионный фонд не играет. Это организация для проводки денег, которая никак не влияет на размер пенсий.

«СП»: — Возможно ли, чтобы в нынешней ситуации пенсии росли?

— Президент Путин неоднократно подтверждал, что пенсии будут корректироваться на размер инфляции. Но проблема в том, что очень многие пенсионеры работают. При этом человек платит с зарплаты в Пенсионный фонд — независимо от того, получает он пенсию или нет.

Например, я, работающий пенсионер, отчисляю в ПФР больше, чем получаю из фонда пенсию. Выходит, я «рентабельный» пенсионер — и таких десятки тысяч.

Именно в армии таких «рентабельных» пенсионеров, с точки зрения властей, кроется огромный резерв для экономии на пенсиях. Плюс, огромный резерв дала реформа по повышению пенсионного возраста.

Я, кстати, никогда не был противником повышения пенсионного возраста до 65 лет у мужчин. Но с одним условием — тогда уж платите пенсию, как положено по конвенции МОТ: половину от зарплаты.

Но у нас получилось, что пенсионный возраст подняли, а размер пенсий остался практически прежним. Плюс индексацию пенсий работающим пенсионерам фактически отменили. При этом пенсионеров — демографически — больше не стало.

«СП»: — Почему власти не считаются с пенсионерами?

— Потому что, с точки зрения Кремля, пенсионеры большой опасности не представляют. Раз так, цифрами о размерах пенсий можно безболезненно манипулировать.

Читайте также: