Последний закон о пенсии в россии

Опубликовано: 18.05.2024

  • +
    –
    Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 6)
    • Статья 1. Законодательство Российской Федерации о трудовых пенсиях
    • Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 3. Лица, имеющие право на трудовую пенсию
    • Статья 4. Право на выбор пенсии
    • Статья 5. Виды трудовых пенсий
    • Статья 6. Финансовое обеспечение выплаты трудовых пенсий (частей трудовой пенсии по старости)
  • +
    –
    Глава II. Условия назначения трудовых пенсий (ст.ст. 7 - 9)
    • Статья 7. Условия назначения трудовой пенсии по старости
    • Статья 8. Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности
    • Статья 9. Условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца
  • +
    –
    Глава III. Страховой стаж (ст.ст. 10 - 13)
    • Статья 10. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж
    • Статья 11. Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж
    • Статья 12. Порядок исчисления страхового стажа
    • Статья 13. Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа
  • +
    –
    Глава IV. Размеры трудовых пенсий (ст.ст. 14 - 17.2)
    • Статья 14. Размеры трудовых пенсий по старости
    • Статья 15. Размеры трудовой пенсии по инвалидности
    • Статья 16. Размеры трудовой пенсии по случаю потери кормильца
    • Статья 17. Определение, перерасчет, индексация и корректировка размеров трудовых пенсий
    • Статья 17.1. Доля страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим
    • Статья 17.2. Доля страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава
  • +
    –
    Глава V. Назначение, перерасчет размеров, выплата и доставка трудовых пенсий (ст.ст. 18 - 26)
    • Статья 18. Порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий
    • Статья 19. Сроки назначения трудовой пенсии
    • Статья 20. Сроки перерасчета размера трудовой пенсии
    • Статья 21. Приостановление и возобновление выплаты трудовой пенсии
    • Статья 22. Прекращение и восстановление выплаты трудовой пенсии
    • Статья 23. Сроки выплаты и доставки трудовой пенсии
    • Статья 24. Выплата трудовой пенсии лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации
    • Статья 25. Ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты трудовой пенсии
    • Статья 26. Удержания из трудовой пенсии
  • +
    –
    Глава VI. Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав (ст.ст. 27 - 30.3)
    • Статья 27. Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии
    • Статья 27.1. Досрочное назначение трудовой пенсии гражданам из числа работников летно-испытательного состава
    • Статья 28. Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан
    • Статья 28.1. Суммирование стажа на соответствующих видах работ и снижение возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
    • Статья 29. Перерасчет размеров трудовых пенсий по документам пенсионного дела
    • Статья 29.1. Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости)
    • Статья 30. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц
    • Статья 30.1. Валоризация величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его пенсионных прав
    • Статья 30.2. Определение размера трудовой пенсии с учетом суммы валоризации
    • Статья 30.3. Перерасчет размера трудовой пенсии в связи с изменением величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, и (или) изменением суммы валоризации
  • +
    –
    Глава VII. Порядок введения в действие настоящего Федерального закона (ст.ст. 31 - 32)
    • Статья 31. Вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 32. Введение в действие установленного настоящим Федеральным законом ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 14 февраля 2005 г., 3 июня 2006 г., 24 сентября, 1 ноября, 1 декабря 2007 г., 30 апреля, 22 июля, 22, 30 декабря 2008 г., 28 апреля, 29, 30 июня, 24 июля, 27 декабря 2009 г., 27 июля 2010 г., 1 июля, 30 ноября, 3 декабря 2011 г., 3 декабря 2012 г., 2 июля, 28 декабря 2013 г., 4 июня 2014 г., 1 октября 2019 г., 8 декабря 2020 г.

Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года

Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года

ГАРАНТ:

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ настоящий Федеральный закон не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей названному Федеральному закону

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы РФ, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. N 2524-р

См. план подготовки проектов постановлений Правительства Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом

О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

17 декабря 2001 г.

Устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии. Определяются понятие, виды и структура трудовой пенсии, круг лиц, имеющих право на пенсию, и источники финансирования. Выделяются три вида трудовой пенсии: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Определяются условия назначения трудовых пенсий, порядок их перерасчета и индексации. Устанавливаются периоды работы и иные периоды, включаемые в страховой стаж, а также порядок его подтверждения. Размер базовой части трудовой пенсии дифференцируется в зависимости от категории пенсионера. При этом учитывается необходимость обеспечения более высокого уровня пенсий инвалидам I группы и престарелым гражданам, а также неработающим лицам, на иждивении которых находятся неработающие члены семьи.

Определяются порядок и сроки назначения, перерасчета размера пенсии и ее выплаты (включая ее доставку), а также перехода с одного вида пенсии на другой.

Федеральный закон, за исключением отдельных положений, вступает в силу с 1 января 2002 года. С этой даты утрачивают силу Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий"

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 г.

Текст Федерального закона опубликован в "Парламентской газете" от 20 декабря 2001 г. N 238-239, в "Российской газете" от 20 декабря 2001 г. N 247, в Собрании законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. N 52 (Часть I) ст. 4920

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ настоящий Федеральный закон не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей названному Федеральному закону

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2015 г. N 29-П пункт 1 статьи 10 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями позволяет не включать в страховой стаж гражданина, необоснованно привлеченного к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированного, период, в течение которого он был временно отстранен от должности (работы) в связи с решением органа, осуществляющего уголовное преследование, о применении к нему данной меры процессуального принуждения, и тем самым препятствует восстановлению его пенсионных прав

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2012 г. N 27-П взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 10, пункта 1 статьи 16, пункта 1 статьи 29.1 и пунктов 1 и 3 статьи 30 настоящего Федерального закона и пункта 7 статьи 20 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования установленный ими механизм социальной защиты нетрудоспособных членов семьи судьи (пребывавшего в отставке судьи), умершего вследствие причин, не связанных с его служебной деятельностью, которые находились на его иждивении, не гарантирует этим лицам пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца в размере, соотносимом с утраченным доходом семьи в виде заработной платы судьи (ежемесячного пожизненного содержания пребывавшего в отставке судьи), на условиях, определяемых с учетом его конституционно-правового статуса и, по крайней мере, не хуже предусмотренных для членов семей лиц, осуществлявших трудовую или иную общественно полезную деятельность и в связи с этим подлежавших обязательному пенсионному страхованию

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. N 9-П пункт 1 статьи 10 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ, в той мере, в какой содержащиеся в нем нормативные положения позволяют не включать определенные периоды в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. N 11-П взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 настоящего Федерального закона признаны частично недействующими

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г., за исключением изменений в статьи 18, 19, подпункт 2 пункта 3 статьи 22, вступающих в силу с 1 июля 2012 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г., за исключением изменений пунктов 17, 18 и 19 статьи 14 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2015 г.

Действие положений пункта 23 статьи 14 настоящего Федерального закона (в редакции названного Федерального закона) в части применения при определении размера накопительной части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) количества месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 30 июня 2009 г. N 142-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2009 г. N 130-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений подпункта 2 пункта 3 статьи 5, пунктов 2 - 3.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, которые распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2009 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 319-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2009 г.

Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ были предусмотрены изменения в настоящий Федеральный закон, вступающие в силу с 1 декабря 2009 г. Названные изменения исключены Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ со дня его официального опубликования

Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ статья 2 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ исключена

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном пунктом 2, 4 статьи 4 названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 146-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 55-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 312-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном статьей 3 названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 ноября 2007 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном статьей 10 названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 сентября 2007 г. N 223-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2007 г.

Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 77-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 70-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 февраля 2005 г. N 3-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 ноября 2003 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 198-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Снижение пенсионного возраста в России

Вопрос о повышении возраста выхода граждан России на пенсию остаётся актуальным и болезненным. Возможно ли сейчас вернуть его к дореформенным показателям, и что на этот счёт думают эксперты и представители Кремля, расскажет информационное агенство ВикиПрофит.

Возраст выхода на пенсию могут снизить – эксперт назвал условия для новой пенсионной реформы

С 1 января 2019 года в России была осуществлена масштабная пенсионная реформа, направленная на повышение возраста выхода на пенсию практически всех граждан страны. Нововведение вызвало массу недовольств, которые продолжаются до сих пор.

Перспективы возврата в дореформенное положение пенсионной сферы в настоящее время неясны, но есть ряд условий, при которых это становится более реальным.

Ключевым шагом к достижению этой цели должна стать выгодная продажа российской нефти и газа. По словам Валерия Миронова именно это принесёт дополнительную прибыль стране и сделает возможным наполнение казны Пенсионного фонда, и, соответственно, ввести послабления по возрасту для российских пенсионеров.

Изменения вряд ли произойдут в 2021 году, так как Федеральный бюджет на текущее время сформирован и утверждён, и изменения в финансировании пенсионных реформ в него заложено не было.

Новый законопроект готовят в Госдуме – «Справедливая Россия» добивается снижения пенсионного возраста

На рассмотрение в Госдуму внесено предложение депутатами партии «Справедливая Россия». Чиновники ходатайствуют за возврат в стране прежнего возраста выхода на пенсию, который был до 1 января 2019 года.

Одной из причин повышения пенсионного возраста в РФ было стремление последовать примеру запада, где, по большей части, этот показатель завышен.

Также представитель партии отметил, что поднятие пенсионного возраста еще сильнее усугубило одну из главных социальных проблем России – низкие заработные платы и удешевление рабочей силы. По его мнению, возврат к прежним возрастным показателям способен несколько улучшить общее положение в стране.


Кому из россиян положена досрочная пенсия и её повышение – категория льготников и список профессий

В 2021 году обновлён список профессий, которые могут уйти на заслуженный отдых раньше своих соотечественников. Об этом сообщило Министерство труда и разработало для Пенсионного фонда России законопроект, который расширил список специальностей и организаций, работники которых могут выйти на пенсию досрочно.

К их числу относятся:

  1. Учителя.
  2. Медицинские работники.
  3. Пожарные и спасатели.
  4. Машинисты железнодорожного транспорта.
  5. Шахтёры.
  6. Водители автобусов и троллейбусов.
  7. Работники лесозаготовок.
  8. Сотрудники метро.
  9. Деятели искусства.
  10. Работники текстильного производства.

У каждой категории необходимый стаж выхода на пенсию варьируется от 25 до 30 лет, таким образом, средний возраст граждан на этот момент составляет 45-50 лет.

Почетный член президиума Союза пенсионеров России Людмила Пискунова рассказала, что некоторым категориям льготников положено повышение пенсионных выплат в 2021 году. Это касается людей, имеющих государственные награды и звания. Также повышение коснется граждан, верных деятельности в своём регионе – их стаж должен быть не менее 40 лет в одном субъекте России.

Отмена пенсионной реформы в России возможна в 2021 году

Отмена пенсионной реформы в России возможна в 2021 году

Какой период работы войдет в стаж для начисления досрочного выхода на пенсию – решение премьерминистра

В марте 2021 года Михаилом Мишустиным был подписан новый законопроект, который касался изменений в подсчёте трудового стажа для выхода на льготный заслуженный отдых.

По словам Пенсионного фонда это условие станет доступно только в том случае, если работодатели на время учёбы будут продолжать отчислять налог в ведомство и сохранят за сотрудниками их рабочие места.

Как и прежде в стаж будет включаться оплачиваемые отпуска и время получения пособий по безработице.


Повышение пенсий работающим пенсионерам стало реальностью – новый законопроект рассмотрят в Госдуме в феврале 2021 года


Будет ли в России индексация пенсии в апреле 2021 года работающим пенсионерам и повышение социальных пенсий


«Всем положена доплата»: социальная прибавка 6000₽ и 8000₽ неработающим пенсионерам с февраля 2021 года

2 марта 2021, 17:23 — Общественная служба новостей — ОСН Пенсионная реформа вновь становится горячей темой для обсуждения. Ходят разговоры о скором объединении трех социальных фондов в один, который будет подконтролен лично президенту. Правительство РФ …

Каких новых сюрпризов ждать от пенсионной реформы

Фото: ostr.online

Пенсионная реформа вновь становится горячей темой для обсуждения. Ходят разговоры о скором объединении трех социальных фондов в один, который будет подконтролен лично президенту. Правительство РФ готовит очередной пакет документов, посвященных пенсионной сфере, который на сегодняшний день засекречен. А поэтому вызывает большое количество прогнозов, вплоть до того, что многие эксперты пророчат отмену пенсий в обозримом будущем. Каких изменений ожидать Общественной службе новостей рассказала доцент Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат юридических наук Наталья Оганова.

Что мы имеем сегодня

В 2018 году в России было принято решение о постепенном (в течение 10 лет) повышении пенсионного возраста. Тогда женщины выходили на пенсию в 55 лет, а мужчины — в 60 лет. В 2021 году возраст выхода на пенсию снова повысится: до 56,5 года для женщин и 61,5 года — для мужчин. Однако, целый ряд категорий граждан сохраняет возраст выхода на пенсию. Это касается россиян, имеющих право на досрочное назначение пенсии: жители страны, чьи условия труда признаны тяжелыми, опасными или вредными.

«Еще одно новшество в пенсионной системе РФ: для выхода на пенсию с этого года обязательным условием является 12-летний трудовой стаж. Но есть и хорошие новости. В 2021 году вступил в силу новый закон, согласно которому с россиянами предпенсионного возраста нельзя необоснованно прекратить трудовой договор, то есть работодатели не могут их уволить. Ответственность вплоть до уголовного наказания», − напомнила Наталья Оганова.

,

Россияне теперь могут досрочно (на два года раньше) выйти на пенсию. Но только в случае, если люди не сами уволились с последнего места работы, а были сокращены или потеряли работу в связи с ликвидацией компании или предприятия. Но, при этом, страховой стаж оставшегося без работы гражданина предпенсионного возраста должен составлять не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. А подтверждением того, что гражданин не может найти работу, будет являться справка, выдаваемая Центром занятости, отметила юрист.

Также с 1 января 2021 года пенсии неработающих пенсионеров в России выросли на 6,3%. Средний размер пенсии по России составляет 17,4 тысячи рублей. По данным ПФР, проиндексированную пенсию получат свыше 36 миллионов россиян.

Что ожидать

Старение населения – одна из самых острых проблем как в России, так и в мире. Большинство стран выбрали один единственный путь – повышение пенсионного возраста.

«Данный шаг хоть на некоторое время позволит сохранить соотношение между работающими людьми и теми, кто находится на пенсионном обеспечении. Попытка оставить в действии солидарную систему пенсионного обеспечения, когда работающие граждане кормят неработающих. Но и эта мера не решает всех проблем, накапливать деньги в ПФР не получается», − подчеркнула эксперт.

Падение доходности инвестиций, возникшее в результате затяжного периода низких и даже нулевых ставок центральных банков. Вклады, которые состоят из пенсионных накоплений, не дают дохода (все пенсионные накопления инвестируются внутри страны). Кроме того, но внутренний государственный долг России за 2020 год вырос на 40%, денег в бюджете все меньше. Правительство РФ уже сегодня взяла на себя дотационную функцию. Сейчас, из бюджета в ПФР официально поступает более 3 триллионов рублей, и эта сумма будет увеличиваться, судя по проекту бюджета, до 4,5 трлн рублей в 2023 году, привела неутешительные данные Наталья Оганова.

Новые сюрпризы пенсионной реформы

Фото: rossaprimavera.ru

«Мощным сдерживающим фактором для развития накопительной части пенсионных накоплений являются низкие доходы населения. Людей, имеющих возможность откладывать из текущих доходов 5–10% на пенсию постоянно в течение хотя бы 30 лет, не более 5%. Добавьте к этому нестандартную занятость, которая становится все более популярной. А среди людей старшего возраста все более распространяется самозанятость. Работники с нестандартной занятостью обычно меньше зарабатывают, они делают меньше взносов, привязанных к доходам, и не могут участвовать в пенсионных программах, которые существуют в организациях. Даже если самозанятый человек работает с полной нагрузкой, его пенсия будет составлять лишь 80% от пенсии человека, занимавшегося той же работой за ту же зарплату, но работавшего “на дядю”», − констатировала аналитик.

Специалисты прогнозируют дальнейшее обеднение населения, в том числе пенсионеров. Уже сейчас размер пенсии на 70% ниже, чем средний уровень заработной платы по России.

В то же время правительственный вектор направлен в сторону развития накопительной части пенсии. Очевидно, что безбедную старость россиянам придется обеспечивать себе самостоятельно.

Что делать гражданам?

Понять, что надеяться нужно только на себя. И уже сейчас заняться финансовым планированием. Это посыл к нынешнему поколению 20-40-летних.

В 2021 году на пенсионном рынке России произошел и еще ожидается ряд изменений, важных для российских граждан с точки зрения формирования их нынешней и будущей пенсий. События эти касаются как бизнеса негосударственных пенсионных фондов, так и вопросов расчета и начисления страховых и накопительных пенсий.

Еще немного повысится пенсионный возраст, требования к стажу и накопленным баллам

В 2021 году продолжают меняться условия получения страховой пенсии. Как мы помним, с 2019 года в России начал постепенно повышаться общеустановленный возраст, дающий право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения происходят поэтапно в течение длительного переходного периода, который составляет 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В 2018 году пенсионный возраст женщин составлял 55 лет, пенсионный возраст мужчин — 60 лет.

Для получения страховой пенсии есть еще требования по стажу и пенсионным коэффициентам (их иногда еще называют пенсионными баллами). В течение десяти лет, пока идет реформа, эти показатели также будут меняться и к 2029 году составят — 15 лет рабочего стажа и 30 баллов.

Условия назначения страховой пенсии в 2021 году: выход на пенсию для мужчин в 61 год 6 месяцев, для женщин — в 56 лет и 6 месяцев. Страховой стаж должен составлять не менее 12 лет, число накопленных коэффициентов (баллов) — 21.

В 2021 году будут произведены индексации и корректировки пенсионных выплат

С 1 января 2021 года страховые пенсии неработающих пенсионеров проиндексированы на 6,3%, что выше показателя прогнозной инфляции по итогам 2020 года. В результате индексации страховая пенсия по старости большинства неработающих пенсионеров увеличилась не меньше чем на тысячу рублей в месяц, а ее средний размер достиг 17,5 тыс. рублей.

Также повысилась стоимость одного пенсионного коэффициента, тоже на 6,3%, и фиксированной выплаты. Стоимость одного коэффициента в новом году повышена с 93 рублей до 98,86 рубля, размер фиксированной выплаты — с 5 686,25 до 6 044,48 рубля.

С 1 апреля будут проиндексированы пенсии по государственному пенсионному обеспечению, включая социальные. Изменения будут осуществлены в соответствии с ростом прожиточного минимума пенсионера за 2019 год.

С 1 августа Пенсионный фонд России и НПФ проведут ежегодную корректировку размера накопительных пенсий и срочных пенсионных выплат по обязательному пенсионному страхованию.

Финансовый уполномоченный теперь рассматривает досудебные споры граждан с негосударственными пенсионными фондами. Такой закон начал действовать с 1 января 2021 года. Процедура такая: сначала гражданин должен попробовать уладить спор с самой организацией, направив ей претензию. Затем он может обратиться к финомбудсмену — если есть имущественные требования к финансовой организации (в нашем случае — к НПФ) на сумму до 500 тыс. рублей. И только потом подавать иск в суд. Для гражданина обращение к финомбудсмену бесплатно. Решение уполномоченного может быть обжаловано в суде как потребителем, так и финансовой организацией.

Однако урегулирование споров с НПФ, связанных с неправомерными переходами между фондами, не входит в компетенцию финомбудсмена. Ранее в интервью газете «КоммерсантЪ» финансовый уполномоченный Юрий Воронин предположил, что «основной объем споров потребителей и НПФ будет связан с выплатами. Сюда войдут вопросы расчета их размера, сроков и формы, корректного исчисления периода, за который назначается пенсия».

Институт финуполномоченного создан для повышения эффективности защиты прав потребителей финансовых услуг и снижения количества судебных споров между компаниями и их клиентами. Например, на страховом рынке за 2019 год количество судов по ОСАГО и каско сократилось на 40%.

Граждан оградили от пенсионных агентов

В России с января 2021 года вступил в силу закон, который прямо запрещает работу пенсионных агентов. Теперь посредники — будь то сотрудники банков, «поквартирные» агенты, поверенные — не могут предлагать гражданам заключить договор об обязательном пенсионном страховании между застрахованным лицом и НПФ от имени негосударственного пенсионного фонда.

Кроме того, теперь гражданин имеет право запретить Пенсионному фонду России рассматривать заявления на перевод накоплений, поданные любым способом, за исключением личного визита в ПФР. Заявление также можно подавать через доверенное лицо, которое имеет нотариальную доверенность на это. В законе прописан механизм проверки ПФР подлинности нотариально удостоверенной доверенности — запрос будет направляться нотариусу через единую информационную систему нотариата. Идентификация личности нотариусом может происходить удаленно, с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи или единой системы идентификации и аутентификации биометрических данных.

Также закон наделяет Банк России правом устанавливать дополнительные требования к порядку заключения договоров по обязательному пенсионному страхованию, а также к лицам, которые имеют право заключать такие соглашения от имени НПФ.

НПФ будут обязаны раскрыть состав своих портфелей по эмитентам

С 1 июля 2021 года вступают в силу некоторые положения указания Банка России , которые устанавливают определенные требования к раскрытию информации на сайтах негосударственных пенсионных фондов. Все фонды должны будут в обязательном порядке обнародовать состав своих портфелей пенсионных резервов и накоплений вплоть до каждого эмитента, с указанием идентификационного номера ценной бумаги. Это надо будет делать ежемесячно с временным лагом в шесть месяцев. Сейчас все фонды обязаны раскрывать только структуру инвестиционных портфелей — то есть в какие именно активы (акции, ОФЗ, корпоративные облигации или депозиты) — вложились фонды.

При этом часть НПФ уже раскрывает свои активы для клиентов и других заинтересованных сторон на своих порталах. Например, НПФ «САФМАР» начиная с февраля 2020 года делает это ежеквартально с временным лагом в десять дней.

Раскрытие портфелей дает гражданам возможность понять, куда вложены их пенсионные сбережения, а также повышает прозрачность и контролируемость деятельности НПФ.

НПФ будут инвестировать добровольные пенсионные сбережения россиян по новым правилам

С 1 января 2021 года начали действовать новые требования к инвестированию пенсионных резервов. Речь идет о добровольных сбережениях, которые формируются за счет взносов граждан и в рамках корпоративных пенсионных программ.

Новые требования во многом повторяют правила инвестирования пенсионных накоплений по обязательному пенсионному страхованию, в которые тоже внесен ряд существенных изменений. Раньше возможности вложений именно резервов были очень широкими, теперь их спектр сузился. Это должно повлиять на устойчивость фондов, хотя может снизить доходность пенсионных резервов, так как менее рисковые активы всегда менее доходные.

Ограничиваются возможности НПФ вкладывать пенсионные накопления резервы в инструменты с дополнительным уровнем риска. Единый лимит на такие вложения к 1 января 2025 года составит 7%. Указание также вводит отдельный пятипроцентный лимит на инвестиции в ипотечные ценные бумаги и ужесточает требования к вложениям в бессрочные облигации. Изменения вступают в силу поэтапно, чтобы НПФ могли подготовиться к ним, в том числе с учетом последствий пандемии, и не распродавали уже имеющиеся в портфеле активы по сниженным ценам.

В России изменился срок дожития

С 1 января 2021 года в России вступил в силу закон об увеличении периода выплаты накопительной пенсии — или, как его еще называют, срока дожития. Это ожидаемый период выплаты накопительной пенсии. Он устанавливается специальным законом в соответствии со среднестатистическим сроком жизни гражданина после выхода на заслуженный отдых. Используется для расчета накопительной пенсии (для этого все накопления надо поделить на срок дожития). В 2020 году составляет 258 месяцев, в 2021 году — 264 месяца. Дальнейшее изменение этого показателя непредсказуемо.

Для пенсионеров по-новому рассчитывают прожиточный минимум

С этого года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и прожиточный минимум рассчитываются исходя не из потребительской корзины, как раньше, а из медианного дохода россиян. Медианный доход означает, что половина работающих получает больше этой величины, половина — меньше.

Размер МРОТ в 2021 году составляет 42% от медианной заработной платы (12 792 рубля), а прожиточный минимум в целом по РФ равен 11 653 рубля. Величина прожиточного минимума трудоспособного населения составит 109% от прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ, прожиточного минимума пенсионеров — 86%, прожиточного минимума детей — 97%.

Показатель прожиточного уровня пенсионера нужен для того, чтобы рассчитать размеры доплат к пенсиям. Если у неработающего пенсионера все доходы — страховая или социальная пенсия, дополнительные выплаты и льготы — не достигают величины минимума в регионе его проживания, то государство устанавливает ему федеральную или социальную доплату.

Всё, что нужно знать о новом принятом пенсионном законе. Все подробности в инфографике

На прошлой неделе Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон о повышении пенсионного возраста.

Буквально сегодня Совет Федерации одобрил этот закон. Федеральный закон вступит в силу с первого января 2019 г., за исключением положений пп. «б», «в» п. 5, пунктов 6, 7 ст.7 указанного документа, вступающих в силу с первого января 2025 г. Безусловно, после того, как его подпишет Президент России.

В первоначальный текст закона, подготовленный Минтрудом, было внесено 286 поправок. Большинство из них отклонили, но часть всё-таки вошла в документ. Каков же итоговый вариант нового закона о пенсиях?

Когда страховая и социальная?

По новому закону, пенсионный возраст в России увеличился на 5 лет. Отныне женщины будут выходить на заслуженный отдых в 60 лет, мужчины - в 65. Но «по полной» новый возраст начнёт действовать для женщин 1968 года рождения и моложе. Для мужчин - с 1963 года рождения и моложе. Все, кто старше, подпадают под так называемый переходный период - в течение ближайших 10 лет для них пенсионный возраст будет повышаться постепенно (см. инфографику).

Впрочем, всё это касается только тех, кто заработает страховую пенсию - сейчас для этого надо накопить минимум 30 пенсионных баллов и иметь не меньше 15 лет страхового стажа. Если баллов или стажа не хватит, если человек работал нелегально или вообще не работал, придётся рассчитывать только на социальную пенсию. Для неё возраст тоже увеличивается на 5 лет. Женщины смогут получить социальную пенсию в 65 лет, мужчины - в 70 лет. И этот «социальный» возраст выхода на пенсию тоже будет повышаться постепенно в течение 10 лет.


Что ждёт педагогов, медиков и северян?

На 5 лет отодвигается и выход на пенсию для педагогов, медиков, артистов и прочих творческих работников. По новым правилам, они должны выработать свой специальный стаж (от 15 до 30 лет в зависимости от категории льготника), но выйти на пенсию смогут лишь спустя пятилетку. Исключение, как и для всех остальных, делается на 10-летний переходный период - с 2019 по 2028 год срок обращения за пенсией для них будет переноситься на срок от 1 до 5 лет (см. инфографику). К примеру, если школьный учитель в 2021 г. выработает необходимый 25-летний педагогический стаж, пенсия ему будет назначена через 3 года, то есть в 2024 г.


Для жителей районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, пенсионный возраст также повышается на 5 лет. Женщины-северянки смогут выйти на заслуженный отдых в 55 лет, мужчины - в 60 лет. Но при условии, что к этому возрасту они успели отработать необходимый северный стаж. Изменения не коснутся только малочисленных коренных народов Крайнего Севера. Для них пенсионный возраст оставили без изменений: 50 лет для женщин и 55 - для мужчин.

Кому досрочно?

Ничего не меняется для работников вредных и опасных производств - шахтёров, химиков и др., а также полицейских, военных и других сотрудников силовых ведомств, которые получают пенсии не по линии Пенсионного фонда.

Неизменными остаются и условия для многодетных матерей с 5 и более детьми - при наличии необходимого страхового стажа в 15 лет они по-прежнему смогут выйти на пенсию в 50 лет. Но теперь право на досрочный выход появилось у матерей с 4 детьми - для них он будет на 4 года раньше, то есть в 56 лет. Если у женщины трое детей, она сможет выйти на пенсию на 3 года раньше нового пенсионного возраста, то есть в 57 лет.

Досрочно на пенсию на 2 года раньше смогут выйти и те, кто успел к этому времени отработать большой страховой стаж (официальный, за который отчислялись взносы в ПФР). Женщинам, чтобы начать отдыхать в 58 лет, надо отработать 37 лет. Мужчинам, чтобы выйти на пенсию в 63 года, понадобится страховой стаж 42 года.

Когда отдадут накопительную часть?

В отличие от страховой пенсии, накопительную будут выплачивать по старому возрасту - с 55 лет женщинам и с 60 лет мужчинам. Речь идёт о людях 1967 года рождения и моложе, работодатели которых в течение 12 лет - с 2002 по 2013 год - отчисляли страховые взносы на накопительную пенсию - сначала 3% от заработка, потом 6% (государство тогда всех «подписало» делать накопления). В НПФ сейчас средний счёт на человека составляет 71 тыс. руб. Как свои накопления получат люди в 55 и 60 лет - разово или по частям, законодатели пока не решили.



Когда пенсия у чиновников?

Повышение пенсионного возраста для госслужащих началось ещё в 2017 г. - ежегодно по полгода до 65 лет для мужчин и до 63 лет для женщин. Теперь принято решение, что с 1 января 2020 г. шаг «ускорится» - возраст чиновников будет увеличиваться по году в год.

Кто такие предпенсионеры?

В отечественном законодательстве появилось новое понятие - «граждане предпенсионного возраста». Начинается этот возраст в 55 лет у женщин и в 60 лет у мужчин. Вместе с пенсионным законом был принят пакет документов, защищающих интересы предпенсионеров. Во-первых, ввели административную и уголовную ответственность за увольнение таких работников и за отказ в приёме на работу. Во-вторых, за работодателями закрепили обязанность ежегодно предоставлять предпенсионерам 2 дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением зарплаты. В-третьих, для людей старше 55 и 60 лет установили пособие по безработице 11 280 рублей. Но платить его будут не больше одного года. В-четвёртых, предпенсионеры смогут пройти переобучение и курсы повышения квалификации - на специальные программы занятости в бюджете заложены 5 млрд руб.

В-пятых, все льготы, которые предоставляются сейчас пенсионерам, будут сохранены для предпенсионеров. Речь идёт как о региональных льготах (каждый субъект вносит изменения в своё законодательство), так и федеральных - освобождение от налогов на квартиру, дом, дачу, гараж и 6 соток земли. Платить налоги на имущество предпенсионерам не придётся. Но! Такое право будет сохраняться только на переходный 10-летний период. Закончится он в 2028 г. Это значит, что женщины 1973 года рождения и моложе и мужчины 1968 года рождения и моложе уже не смогут воспользоваться льготами.

Что ещё хотят изменить?

Закон о пенсиях рассмотрен в Совете Федерации и отправлен на подпись к президенту. Но, видимо, это не последние изменения в пенсионном законодательстве. Татьяна Голикова уже не раз озвучивала идею отказа от действующей в России с 2015 г. балльной пенсионной формулы. «Это очень сложное решение, но нам придётся его принимать», - заявила на днях вице-премьер, объяснив свою позицию так: «Балльная формула так и не заработала в полном объёме. Расчёт осуществляется немного запутанным способом, а потом результат индексируется на уровень инфляции. Это вызывает много вопросов. Пенсия должна зависеть от стажа и того заработка, который получал работник во время своей трудовой деятельности».

Ещё одно нововведение, которое может появиться в ближайшие годы, - индивидуальный пенсионный капитал (ИПК). Минфин планирует, что он заработает с января 2020 г. Что это такое? ИПК придёт на смену замороженным с 2013 г. обязательным пенсионным накоплениям. Но, в отличие от прежней системы, отчисления будет делать не работодатель, а сам работник в размере от 1 до 6% от заработка. Причём подключение к ИПК предполагается сделать принудительно-добровольным, когда молчание означает согласие. Если работник не захочет отдавать часть зарплаты на будущую пенсию, он должен написать заявление об отказе своему работодателю (а через 5 лет повторить). Если не сделает этого, отчисления в НПФ пойдут автоматически. Эта история коснётся всех без исключения официально работающих граждан страны. Впрочем, как сообщили в ЦБ, итоговый вариант законопроекта по индивидуальному пенсионному капиталу пока не готов.

Читайте также: