Получателем пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства что это

Опубликовано: 16.05.2024

С 1 января 2021 года вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза - Республики Армения, Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Казахстан и Кыргызской Республики (далее - ЕАЭС).

Соглашение определяет порядок и механизм экспорта пенсии из одной страны союза в другую, предусматривает суммирование стажа работы в государствах ЕАЭС для определения права на пенсии.

Цель Соглашения о пенсионном обеспечении

Основной целью Соглашения является формирование пенсионных прав трудящихся государств-членов ЕАЭС на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Это означает, что каждое государство-член ЕАЭС должно гарантировать гражданам других государств-членов ЕАЭС объем прав на пенсионное обеспечение, равный объёму прав, предоставляемому своим гражданам на аналогичных условиях.

Назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:

  • за стаж работы, приобретенный после вступления Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом ЕАЭС, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;
  • за стаж работы, приобретенный до вступления Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии c законодательством государств-членов ЕАЭС и Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации – Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.

Ранее этот вопрос не регулировался, и период работы казахстанцев в других государствах ЕАЭС фактически не учитывался при расчете их пенсионных выплат.

С полным текстом Соглашения можно ознакомиться на сайте Евразийской экономической комиссии здесь.

Каков объем прав на пенсионное обеспечение для граждан других государств-членов ЕАЭС

Получать пенсию они будут вправе на территории государства проживания либо государства – члена ЕАЭС, назначившего пенсию.

К примеру, гражданин Кыргызстана, работая в России, платил необходимые отчисления, при этом пенсию за период работы в России не получал.

После вступления документа в силу трудящиеся ЕАЭС будут получать пенсию за периоды работы и у себя на родине, и в других государствах ЕАЭС.

Так, например, гражданин Армении, который после вступления соглашения в силу проработает пять лет в России, три года в Беларуси, один год в Казахстане и оставшееся время в Армении, будет получать пенсию от четырех стран – от каждой за конкретный период работы.

Учитывая, что каждое государство-член ЕАЭС будет выплачивать трудящемуся часть пенсии, адекватную периоду работы и отчислениям пенсионных взносов в стране трудоустройства, необходимо, чтобы трудящиеся-граждане стран ЕАЭС официально оформляли трудовые отношения с работодателями в государствах-членах ЕАЭС, в том числе в Казахстане, то есть в обязательном порядке своевременно заключали трудовые или гражданско-правовые договоры.

Соглашение подразумевает, что легальные трудовые мигранты будут получать пенсии от стран, где они работали не менее 1 года.

Размер пенсии и перечень документов для назначения и выплаты пенсии будет регулироваться национальным законодательством каждого государства - члена ЕАЭС.

Соглашение определяет порядок и механизм экспорта пенсии из одной страны союза в другую, предусматривает суммирование стажа работы в государствах ЕАЭС для определения права на пенсии.

Каждая страна-участница ЕАЭС будет выплачивать (экспортировать) пенсию трудящемуся за стаж работы, выработанный на ее территории.

Таким образом, пенсии будут выплачиваться тем государством, где трудящийся осуществлял свою деятельность, в том числе и в случае его проживания на территории другого государства-члена ЕАЭС.

Если у человека не хватило для пенсии рабочего стажа, заработанного на территории одного государства – члена Союза, то допускается учет стажа работы, приобретенного на территориях других стран ЕАЭС.

Вместе с тем, если трудящийся стран ЕАЭС, осуществлявший трудовую деятельность в РК, переехал на постоянное место жительство в другую страну (не в страну ЕАЭС), то в соответствии с национальным пенсионным законодательством РК, он имеет право на пенсионные выплаты из ЕНПФ за счет своих пенсионных накоплений, но только при наступлении пенсионного возраста.

В случае смерти трудящегося (гражданин государства-члена у которого формируются, либо формировались пенсионные права посредством осуществления трудовой или иной деятельности на территории другого государства-члена) член семьи имеет право на пенсию в соответствии с законодательством государств-членов.

То есть пенсионные накопления умершего трудящегося передаются его наследникам в соответствии с нормами Гражданского кодекса.

Если стажа работы трудящегося, приобретенного на территории одного государства-члена, будет недостаточно для возникновения права на пенсию (за исключением накопительной пенсии), то будет учитываться стаж работы, приобретенный в других странах ЕАЭС, в том числе до вступления Соглашения в силу, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени.

Для этого компетентные органы стран ЕАЭС будут обмениваться информацией о наличии трудового стажа у трудящегося через соответствующие информационные формуляры, разработанные уполномоченными и компетентными органами стран ЕАЭС совместно с ЕЭК.

До перехода к цифровому взаимодействию через интегрированную информационную систему ЕАЭС стороны будут использовать бумажный документооборот.

В какие органы необходимо обращаться за назначением пенсии

В Казахстане Соглашение распространяется на пенсионные выплаты:

  • по достижении пенсионного возраста;
  • при установлении инвалидности первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно;
  • единовременная выплата наследникам.

Пенсионные выплаты будут осуществляться из единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ).

Работодатель, привлекший трудящегося из стран ЕАЭС в рамках трудового договора либо гражданско-правового договора, обязан с 1 января 2021 года осуществлять регулярное перечисление обязательных пенсионных взносов в ЕНПФ в размере 10% от ежемесячного дохода трудящегося, но не более 50-кратного размера минимальной заработной платы.

Заключение договора о пенсионном обеспечении с ЕНПФ не требуется, так как обязательные пенсионные взносы перечисляются на индивидуальный пенсионный счет в ЕНПФ, который открывается при их поступлении.

Обязательные пенсионные взносы, обязательные профессиональные пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд подлежат уплате агентами в порядке и в сроки, определяемые Законом «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (п.1, п.7 статьи 24 Закона).

По всем вопросам назначения пенсионных выплат граждане РК и других государств-членов ЕАЭС должны обращаться непосредственно в ЕНПФ.

В ЕНПФ также в последующем надо обращаться при формировании права на пенсионное обеспечение - с документами для направления в компетентные органы государств-членов, в которых они осуществляли трудовую деятельность и будут иметь право на получение пенсии за проработанные периоды.

Если, к примеру, гражданин РК работал в РФ, то при наступлении права на пенсию по законодательству РФ, ему не обязательно для этого ехать в РФ и подавать заявление и соответствующие документы на назначение пенсии. Достаточно обратиться в компетентный орган страны проживания, т.е. в ЕНПФ.

Такой же механизм подачи заявления при наступлении права на пенсию и в других государствах-членах ЕАЭС.

Может ли гражданин РК получать пенсию в странах ЕАЭС, если он там не работал

Нормы Соглашения, ратифицированного 7 декабря 2020 года, касаются только трудящихся мигрантов, то есть лиц, временно находящихся в другой стране по причине осуществления там трудовой деятельности.

Таким образом, на граждан Казахстана, не работавших в странах ЕАЭС до вступления в силу нового Соглашения и переехавших жить туда уже после выхода на пенсию, действие данного Соглашения не распространяется.

Данный вопрос регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, участниками которого являются все государства - члены ЕАЭС.

В соответствии с Соглашением 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения 1992 года производится по месту жительства.

Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения 1992 года.

При переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства-участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных Соглашением 1992 года.

С 01.01.2015 вступило в силу Постановление Правительства от 17 декабря 2014 г. N 1386 «О порядке выплаты страховых пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации». Постановлением устанавливается новый порядок выплаты пенсий, однако назначенные до 1 января 2015 г. пенсии, выплата которых осуществляется путем перевода за пределы Российской Федерации, выплачиваются в прежнем порядке. При этом по желанию пенсионера продолжение выплаты пенсии может осуществляться в порядке, предусмотренном Положением, утвержденным настоящим постановлением.

Утратили силу следующие постановления Правительства РФ:

- Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 2002 г. N 510 "Об утверждении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2867);

- Постановление Правительства Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 427 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 2002 г. N 510" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 20, ст. 2534);

- Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2014 г. N 527 "О внесении изменений в Положение о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 25, ст. 3300).

С текстом документа можно ознакомиться в Генконсульстве или на соответствующих интернетресурсах.

ВЫПЛАТА ПЕНСИЙ, НАЗНАЧЕННЫХ ПОСЛЕ 01.01.2015, БУДЕТ ПРОИЗВОДИТЬСЯ ТОЛЬКО НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

ПЕНСИИ, НАЗНАЧЕННЫЕ ДО 01.01.2015, ВЫПЛАТА КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПУТЕМ ПЕРЕВОДА ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВЫПЛАЧИВАЮТСЯ В ПРЕЖНЕМ ПОРЯДКЕ.

СПРАВКИ О НАХОЖДЕНИИ В ЖИВЫХ БОЛЬШЕ НЕ ВЫДАЮТСЯ, вместо них предусмотрено составление акта о личной явке (см. ниже) гражданина. АКТ О ЛИЧНОЙ ЯВКЕ не выдается на руки пенсионеру. Он направляется по электронным каналам МИД России в Пенсионный фонд РФ. На руки выдается только расписка-уведомление.

АКТ О ЛИЧНОЙ ЯВКЕ МОЖЕТ БЫТЬ СОСТАВЛЕН В ТЕЧЕНИИ ВСЕГО ГОДА.

ПЕНСИЯ, В СЛУЧАЕ ПРИОСТАНОВКИ ЕЕ ВЫПЛАТЫ, БУДЕТ ПЕРЕСЧИТАНА И ВЫПЛАЧЕНА.

Предусмотрена возможность получения документа, подтверждающего факт нахождения в живых в целях продолжения выплаты пенсии, в компетентных органах иностранного государства. Такой документ должен быть легализован (необходимо проставить апостиль в апелляционном суде по месту выдачи документа), переведен, перевод нотариально удостоверен (или перевод заверяется консульством). Далее документ в таком виде предоставляется ВАМИ в ПФР. Такая справка обязательно должна содержать название документа, удостоверяющего личность (паспорт), и его номер, а также сведения об установлении личности (Например: Личность гражданина Ф.И.О установлена на основании паспорта серии ___ № _______) и дату составления документа.

В отношении лиц, которым пенсия выплачивается по линии Фондов, акты не составляются. Им может быть оформлено нотариальное свидетельство о нахождении в живых. Данное свидетельство граждане направляют в соответствующие организации самостоятельно.

ВНИМАНИЕ! По вопросам: порядка назначения пенсий и продолжения ее выплаты, а также жалоб на непоступление актов о личной явке следует обращаться в справочную службу ПФР по телефонам горячей линии + 7 (495) 987 - 80 - 04 или + 7 (495) 987 - 80 - 30,

факс для направления обращений + 7 (495) 987 - 80 - 70 или через сайт pfrf.ru

ПО ВОПРОСУ ОФОРМЛЕНИЯ АКТА О ЛИЧНОЙ ЯВКЕ (нахождение в живых)

  1. Оформление актов по доверенности или устному заявлению НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

  1. Если пенсия еще не оформлена – акт о личной явке не нужен.

  1. Акт оформляется сотрудником консульства при личной явке пенсионера. Информация, требуемая для его оформления, представляется пенсионером, бумажный экземпляр акта сверяется и удостоверяется его подписью.

Если пенсия выплачивается в России:

Следует указать РЕГИОН, где выплачивается пенсия. Например, Пермская область, а не г. Пермь, или г. Москва, или Московская область, если это не г. Москва и т.д.

Если пенсия переводится за рубеж:

В качестве органа, выплачивающего пенсию, указывается ПФР в том числе для тех, кто получает пенсию по линии Минобороны России, МВД России и т.п.

Если пенсия назначена несовершеннолетнему или недееспособному лицу:

Акт составляется и в отношении пенсионера, и в отношении его законного представителя, т.е. составляется два акта о личной явке, следовательно, необходима явка обоих лиц.

При оформлении Акта и пенсионных справок следует представить:

  • для российских граждан

загранпаспорт или внутренний паспорт и его копию.

  • для иностранных граждан

паспорт государства гражданской принадлежности и его копию.

  • для несовершеннолетних российских или иностранных граждан (до 18 лет)

паспорт или свидетельство о рождении и копию документа.

ПО ВОПРОСУ ОФОРМЛЕНИЯ СПРАВКИ,

ПОДТВЕРЖДАЮЩЕЙ МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА ЗА ПРЕДЕЛАМИ РОССИИ

  1. Справка необходима:
  • при первичном обращении в ПФР для назначения пенсии;
  • для восстановления права на получение пенсии;
  • при переезде из одного государства в другое.

  1. Оформление справки в последующие периоды не требуется.

  1. Справка выдается независимо от наличия или отсутствия у заявителя регистрации по месту жительства в России (прописки).

  1. Адрес места жительства на территории Франции в справке указывается со слов заявителя или согласно французскому документу.

  1. Такая справка может быть выдана как пенсионеру, гражданину России, так и пенсионеру, имеющему иное гражданство.

Если вы не уверены в какой орган Вы будете подавать документы для назначения пенсии, то справка не будет направлена в электронном виде.

ПО ВОПРОСУ ОФОРМЛЕНИЯ СПРАВКИ О ВЫПОЛНЕНИИ (НЕВЫПОЛНЕНИИ) ОПЛАЧИВАЕМОЙ РАБОТЫ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  1. Справка оформляется в случае, если выплата пенсии зависит от факта выполнения оплачиваемой работы, в том числе по случаю потери кормильца лицам, занятым уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшим 14 лет.

  1. Факт невыполнения оплачиваемой работы должен подтверждаться документом, выданным компетентными органами Франции (например, налоговой службы).

  1. Справка выдается при первичном обращении за пенсией и в последующие периоды.

С 1 января 2015 года вступили в силу «ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ ЗА СТРАХОВОЙ ПЕНСИЕЙ, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления перевода одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты от 17 ноября 2014 года №884н.

В соответствии с новым порядком выдача пенсионного удостоверения не предусмотрена. При необходимости по желанию гражданина для подтверждения факта установления ему пенсии может выдаваться соответствующая справка.

В целях получения данной справки гражданину, проживающему за границей, и являющемуся получателем пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, необходимо обращаться (лично или через представителя) в орган, выплачивающий ему пенсию на территории Российской Федерации (территориальный орган ПФР), а в случае, если пенсия переводится на личный счет, открытый в кредитном учреждении на территории иностранного государства, - непосредственно в ПФР (Департамент по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей). Контактные данные: г.Москва, ул. Академика Анохина, дом 20, корп.А. Для отправки почтовой корреспонденции: 119991 г.Москва, ГСП-1, ул.Шаболовка, 4. Официальный сайт www.pfrf.ru.

ДЛЯ ВАШЕГО СВЕДЕНИЯ

Виды страховых пенсий

1) страховая пенсия по старости;

2) страховая пенсия по инвалидности;

3) страховая пенсия по случаю потери кормильца.

Лица, имеющие право на страховую пенсию

1. Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют право на страховую пенсию в случаях, предусмотренных статьей 10 настоящего Федерального закона.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Условия назначения страховой пенсии по старости

1. Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

2. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

3. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Условия назначения страховой пенсии по инвалидности

1. Право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

2. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

3. В случае полного отсутствия у инвалида страхового стажа устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца

1. Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:

1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;

2) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом 1 настоящей части, и не работают;

3) родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами;

4) дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.

3. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

4. Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.

5. Нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию.

6. Нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на страховую пенсию по случаю потери кормильца.

7. Страховая пенсия по случаю потери кормильца-супруга сохраняется при вступлении в новый брак.

8. Усыновители имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети наравне с родными детьми. Несовершеннолетние дети, имеющие право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении.

9. Отчим и мачеха имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умерших пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Пасынок и падчерица имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или умершей мачехи.

10. Страховая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца из числа застрахованных лиц, а также от причины и времени наступления его смерти, за исключением случаев, предусмотренных частью 11 настоящей статьи.

11. В случае полного отсутствия у умершего застрахованного лица страхового стажа либо в случае совершения нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

(Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий»)

С 1 января 2015 года вступают в силу новые Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Одновременно утрачивает силу постановление Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий».

В настоящее время в страховой стаж включается (засчитывается) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более четырех с половиной лет в общей сложности.

С 1 января 2015 года в страховой стаж будет засчитываться (включаться) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности.

По-прежнему периоды работы на территории РФ до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний.

С 1 января 2015 года устанавливается, что характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается.

С 1 января 2015 года периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.

Периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды подтверждаются документами, оформленными на бумажном носителе либо в форме электронного документа.

Документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж

С 1 января 2015 года периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в Правилах.

Документы, подтверждающие периоды иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж

С 1 января 2015 года периоды иной деятельности подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах иной деятельности либо отсутствуют сведения об отдельных периодах иной деятельности, периоды иной деятельности подтверждаются документами, указанными в Правилах.

Состав таких документов аналогичен приведенному в постановлении № 555.

Документы, подтверждающие иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, засчитываемые в страховой стаж

С 1 января 2015 года иные периоды подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения об иных периодах либо отсутствуют сведения об отдельных иных периодах, иные периоды подтверждаются документами, указанными в Правилах.

Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, например, подтверждается документами, удостоверяющими рождение ребенка и достижение им возраста полутора лет (свидетельство о рождении, паспорт, свидетельство о браке, свидетельство о смерти, справки жилищных органов о совместном проживании до достижения ребенком возраста полутора лет.

С 1 января 2015 года в качестве подтверждающих документов рассматриваются также документы работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или за лицом, достигшим возраста 80 лет, устанавливается решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства лица, за которым осуществляется уход, принимаемым на основании заявления трудоспособного лица, осуществляющего уход, и документов, удостоверяющих факт и продолжительность нахождения на инвалидности (для инвалидов I группы и детей-инвалидов), а также возраст (для престарелых и детей-инвалидов) лица, за которым осуществляется уход.

С 1 января 2015 года на основании заявления гражданина период его ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или за лицом, достигшим возраста 80 лет, может устанавливаться и до наступления условий, дающих право на страховую пенсию.

В настоящее время период проживания супругов военнослужащих, проходящих (проходивших) военную службу по контракту (действительную (сверхсрочную) военную службу), вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, имевший место до 1 января 2009 г., подтверждается справками воинских частей (учреждений, предприятий и иных организаций), военных комиссариатов по форме согласно приложению 4 к приказу № 555.

Указанный период, имевший место начиная с 1 января 2009 г., подтверждается справками воинских частей (учреждений, предприятий и иных организаций), военных комиссариатов по форме, предусмотренной приложением № 4, и справкой государственного учреждения службы занятости населения.

Основанием выдачи справки по форме, предусмотренной приложением № 4, являются сведения личного дела военнослужащего либо документ, подтверждающий регистрационный учет по месту жительства или месту пребывания, а также трудовые книжки супругов военнослужащих.

С 1 января 2015 года в качестве основания являются и сведения личного дела военнослужащего, и документ, подтверждающий регистрационный учет по месту жительства или месту пребывания, а не либо тот, либо другой документ.

Также с 1 января 2015 года периоды проживания, указанные в такой справке, совпадающие с периодами работы, содержащимися в трудовой книжке, не учитываются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при исчислении страхового стажа.

Особенности подтверждения страхового стажа отдельных категорий застрахованных лиц

С 1 января 2015 года в случае если застрахованное лицо является получателем пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства, сведения о периодах, учтенных при установлении такой пенсии, подтверждаются документом, выданным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в этом государстве, или иной организацией, к полномочиям которой относится выдача таких документов.

В случае если для исчисления страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости, необходимы сведения о получении пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и о периодах службы, предшествовавших назначению пенсии по инвалидности, периодах службы, работы и (или) иной деятельности, учтенных при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом, такие сведения подтверждаются справкой органа, осуществляющего пенсионное обеспечение в соответствии с этим Законом.

Напомним, что исчисление продолжительности периодов работы, в том числе на основании свидетельских показаний, и (или) иной деятельности и иных периодов производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев).

При этом каждые 30 дней периодов работы и (или) иной деятельности и иных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.

С 1 января 2015 года подсчет продолжительности каждого периода, включаемого (засчитываемого) в страховой стаж, производится путем вычитания из даты окончания соответствующего периода даты начала этого периода с прибавлением одного дня.

Периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды включаются (засчитываются) в страховой стаж по день, предшествующий дню обращения за установлением страховой пенсии, а в случаях, предусмотренных ч. 5 и 6 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», – по день, предшествующий дню назначения страховой пенсии.

Установлено, что в страховой стаж не включаются периоды, учтенные при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства.

С 1 января 2015 года при исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов.

При осуществлении ухода за детьми обоими родителями в страховой стаж каждого из родителей засчитывается не более 6 лет ухода, если они не совпадают по времени либо уход осуществляется за разными детьми.

При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

При отсутствии волеизъявления застрахованного лица орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, применяет указанные правила подсчета стажа, если без их применения право на страховую пенсию не возникает.

Также установлены особенности подтверждения и подсчета страхового стажа при выполнении работ авторского заказа, а также авторам произведений.

С 1 января 2021 года вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза - Республики Армения, Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Казахстан и Кыргызской Республики (далее - ЕАЭС).

Соглашение определяет порядок и механизм экспорта пенсии из одной страны союза в другую, предусматривает суммирование стажа работы в государствах ЕАЭС для определения права на пенсии.

Цель Соглашения о пенсионном обеспечении

Основной целью Соглашения является формирование пенсионных прав трудящихся государств-членов ЕАЭС на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Это означает, что каждое государство-член ЕАЭС должно гарантировать гражданам других государств-членов ЕАЭС объем прав на пенсионное обеспечение, равный объёму прав, предоставляемому своим гражданам на аналогичных условиях.

Назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:

  • за стаж работы, приобретенный после вступления Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом ЕАЭС, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;
  • за стаж работы, приобретенный до вступления Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии c законодательством государств-членов ЕАЭС и Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации – Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.

Ранее этот вопрос не регулировался, и период работы казахстанцев в других государствах ЕАЭС фактически не учитывался при расчете их пенсионных выплат.

С полным текстом Соглашения можно ознакомиться на сайте Евразийской экономической комиссии здесь.

Каков объем прав на пенсионное обеспечение для граждан других государств-членов ЕАЭС

Получать пенсию они будут вправе на территории государства проживания либо государства – члена ЕАЭС, назначившего пенсию.

К примеру, гражданин Кыргызстана, работая в России, платил необходимые отчисления, при этом пенсию за период работы в России не получал.

После вступления документа в силу трудящиеся ЕАЭС будут получать пенсию за периоды работы и у себя на родине, и в других государствах ЕАЭС.

Так, например, гражданин Армении, который после вступления соглашения в силу проработает пять лет в России, три года в Беларуси, один год в Казахстане и оставшееся время в Армении, будет получать пенсию от четырех стран – от каждой за конкретный период работы.

Учитывая, что каждое государство-член ЕАЭС будет выплачивать трудящемуся часть пенсии, адекватную периоду работы и отчислениям пенсионных взносов в стране трудоустройства, необходимо, чтобы трудящиеся-граждане стран ЕАЭС официально оформляли трудовые отношения с работодателями в государствах-членах ЕАЭС, в том числе в Казахстане, то есть в обязательном порядке своевременно заключали трудовые или гражданско-правовые договоры.

Соглашение подразумевает, что легальные трудовые мигранты будут получать пенсии от стран, где они работали не менее 1 года.

Размер пенсии и перечень документов для назначения и выплаты пенсии будет регулироваться национальным законодательством каждого государства - члена ЕАЭС.

Соглашение определяет порядок и механизм экспорта пенсии из одной страны союза в другую, предусматривает суммирование стажа работы в государствах ЕАЭС для определения права на пенсии.

Каждая страна-участница ЕАЭС будет выплачивать (экспортировать) пенсию трудящемуся за стаж работы, выработанный на ее территории.

Таким образом, пенсии будут выплачиваться тем государством, где трудящийся осуществлял свою деятельность, в том числе и в случае его проживания на территории другого государства-члена ЕАЭС.

Если у человека не хватило для пенсии рабочего стажа, заработанного на территории одного государства – члена Союза, то допускается учет стажа работы, приобретенного на территориях других стран ЕАЭС.

Вместе с тем, если трудящийся стран ЕАЭС, осуществлявший трудовую деятельность в РК, переехал на постоянное место жительство в другую страну (не в страну ЕАЭС), то в соответствии с национальным пенсионным законодательством РК, он имеет право на пенсионные выплаты из ЕНПФ за счет своих пенсионных накоплений, но только при наступлении пенсионного возраста.

В случае смерти трудящегося (гражданин государства-члена у которого формируются, либо формировались пенсионные права посредством осуществления трудовой или иной деятельности на территории другого государства-члена) член семьи имеет право на пенсию в соответствии с законодательством государств-членов.

То есть пенсионные накопления умершего трудящегося передаются его наследникам в соответствии с нормами Гражданского кодекса.

Если стажа работы трудящегося, приобретенного на территории одного государства-члена, будет недостаточно для возникновения права на пенсию (за исключением накопительной пенсии), то будет учитываться стаж работы, приобретенный в других странах ЕАЭС, в том числе до вступления Соглашения в силу, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени.

Для этого компетентные органы стран ЕАЭС будут обмениваться информацией о наличии трудового стажа у трудящегося через соответствующие информационные формуляры, разработанные уполномоченными и компетентными органами стран ЕАЭС совместно с ЕЭК.

До перехода к цифровому взаимодействию через интегрированную информационную систему ЕАЭС стороны будут использовать бумажный документооборот.

В какие органы необходимо обращаться за назначением пенсии

В Казахстане Соглашение распространяется на пенсионные выплаты:

  • по достижении пенсионного возраста;
  • при установлении инвалидности первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно;
  • единовременная выплата наследникам.

Пенсионные выплаты будут осуществляться из единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ).

Работодатель, привлекший трудящегося из стран ЕАЭС в рамках трудового договора либо гражданско-правового договора, обязан с 1 января 2021 года осуществлять регулярное перечисление обязательных пенсионных взносов в ЕНПФ в размере 10% от ежемесячного дохода трудящегося, но не более 50-кратного размера минимальной заработной платы.

Заключение договора о пенсионном обеспечении с ЕНПФ не требуется, так как обязательные пенсионные взносы перечисляются на индивидуальный пенсионный счет в ЕНПФ, который открывается при их поступлении.

Обязательные пенсионные взносы, обязательные профессиональные пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд подлежат уплате агентами в порядке и в сроки, определяемые Законом «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (п.1, п.7 статьи 24 Закона).

По всем вопросам назначения пенсионных выплат граждане РК и других государств-членов ЕАЭС должны обращаться непосредственно в ЕНПФ.

В ЕНПФ также в последующем надо обращаться при формировании права на пенсионное обеспечение - с документами для направления в компетентные органы государств-членов, в которых они осуществляли трудовую деятельность и будут иметь право на получение пенсии за проработанные периоды.

Если, к примеру, гражданин РК работал в РФ, то при наступлении права на пенсию по законодательству РФ, ему не обязательно для этого ехать в РФ и подавать заявление и соответствующие документы на назначение пенсии. Достаточно обратиться в компетентный орган страны проживания, т.е. в ЕНПФ.

Такой же механизм подачи заявления при наступлении права на пенсию и в других государствах-членах ЕАЭС.

Может ли гражданин РК получать пенсию в странах ЕАЭС, если он там не работал

Нормы Соглашения, ратифицированного 7 декабря 2020 года, касаются только трудящихся мигрантов, то есть лиц, временно находящихся в другой стране по причине осуществления там трудовой деятельности.

Таким образом, на граждан Казахстана, не работавших в странах ЕАЭС до вступления в силу нового Соглашения и переехавших жить туда уже после выхода на пенсию, действие данного Соглашения не распространяется.

Данный вопрос регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, участниками которого являются все государства - члены ЕАЭС.

В соответствии с Соглашением 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения 1992 года производится по месту жительства.

Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения 1992 года.

При переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства-участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных Соглашением 1992 года.

Пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, проживающих за границей, осуществляется в соответствии Федеральным законом «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 № 1386 «О порядке выплаты пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации» (вступило в силу с 01.01.2015), которым утверждено Положение о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации (далее по тексту – Положение).

В случае, если международным договором Российской Федерации предусмотрены иные правила, чем те, которые содержатся в Положении, применяются правила, установленные международным договором Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации, выехавшие на постоянное жительство за пределы Российской Федерации и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации, подают заявление о назначении пенсии со всеми необходимыми документами непосредственно в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При наличии подтвержденного регистрацией места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации заявление подается лично либо через представителя в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания).

Кроме того, заявление о назначении пенсии может быть направлено в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по почте; может быть подано через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства гражданина в случае, если между территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанного заявления предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением.

или представлено в форме электронного документа, порядок оформления которого установлен законодательством Российской Федерации, и которое передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации "Личный кабинет застрахованного лица".

Документы, необходимые для назначения пенсии:

  1. Документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина РФ, загранпаспорт гражданина РФ);
  2. Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  3. Документы о стаже (трудовая книжка; справки, подтверждающие периоды работы; военный билет или справка военкомата, подтверждающие службу в армии и т.п.);
  4. Справка о заработной плате за любые 60 мес. подряд до 2002 года (при необходимости).
  5. Справка, подтверждающая постоянное место жительства за пределами Российской Федерации по форме согласно приложению 2 к Положению с указанием даты выезда.
  6. Другие документы, в зависимости от вида пенсии и обстоятельств пенсионного обеспечения.

Выплата пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) за пределы территории Российской Федерации, производится на территории Российской Федерации в рублях путем зачисления на счет гражданина в кредитной организации органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо по доверенности представителю гражданина.

Назначенные до 1 января 2015 г. пенсии, выплата которых осуществляется путем перевода за пределы Российской Федерации, выплачиваются в прежнем порядке, т.е. тем гражданам, которые изъявили желание получать пенсию по месту постоянного проживания за границей, выплата пенсии будет продолжена путем перечисления по месту постоянного проживания.

Назначенная до 1 января 2015 г. пенсия, выплата которой гражданину производилась за пределы Российской Федерации, по его желанию может выплачиваться на территории Российской Федерации при подаче им в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации до выезда на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, заявления в произвольной форме.

В соответствии с Положением о порядке выплаты страховой пенсии гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, граждане, выехавшие на постоянное жительство за пределы Российской Федерации ежегодно продляют выплату пенсии путем представления один раз в год в Пенсионный фонд Российской Федерации или орган, осуществляющий пенсионное обеспечение гражданина на территории Российской Федерации, документа, подтверждающего факт нахождения его в живых.

Документ, подтверждающий факт нахождения гражданина в живых, выдается нотариусом на территории Российской Федерации либо компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства.

Подтверждение факта нахождения гражданина в живых может осуществляться путем его личной явки в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, либо в Пенсионный фонд Российской Федерации или орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации. В этом случае составляется акт о личной явке гражданина (его законного представителя) с целью продолжения выплаты пенсии в соответствующем периоде.

Документ, подтверждающий факт нахождения гражданина в живых (акт о личной явке гражданина с целью продолжения выплаты пенсии в соответствующем периоде), представляется (составляется) по истечении 12 месяцев с месяца:

  • подачи заявления о выезде за пределы Российской Федерации;
  • представления (составления) ранее представленного (составленного) документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых, либо акта о личной явке гражданина (его законного представителя) с целью продолжения выплаты пенсии в соответствующем периоде.

Учитывая то, что в процессе назначения пенсии могут возникнуть вопросы, в заявлении рекомендуется указывать контактный номер телефона или адрес электронной почты для осуществления обратной связи.

Читайте также: