Предположим что семья шестиклассника ивана состоит из 7 человек бабушка получает пенсию 9500

Опубликовано: 14.05.2024

Этап занятия
Время этапа
Действия учителя
Действия ученика
Примечания
1. Орг. момент
1 мин.
Проверяет готовность к занятию
- Добрый день! Тема этого занятия вам очень близка из повседневной жизни. Прочитайте эпиграф на доске, как вы его понимаете?
«Старайтесь быть разумным,
А не богатым.
Богатства можно лишиться,
Разумность всегда с тобой»
Эзоп
Читают эпиграф. Рассуждают о его смысле.

2. Психологический настрой
5 мин.
Включает видеосюжет: «Азбука денег тетушки Совы» серия 3. (1мин.20), серия 6
Просмотр видеосюжетов

3. Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности
2 мин.

Задает следующие вопросы:
- Проследите связь, представленных на слайде картинках.
- Как назвать все вышеперечисленное одним словосочетанием?
Дают следующие ответы:
- деньги, работа, заработная плата, пенсия, пособия, стипендия, копилка и т.д.,

- семейный доход или бюджет
Представляется слайд 1 (метод «Кроссенса»)
4. Постановка учебных задач. Планирование
3 мин.
О чем сегодня пойдет речь?
Какую учебную задачу мы должны решить? Что мы должны сделать, чтобы ответить на эти вопросы?
Ответы учащихся: о том, откуда деньги появляются в семье. - Что такое семейные деньги? - Что может быть источником дохода семьи? Обговаривают план работы.

5. Изучение нового
10 мин.
Лекция-беседа
1. Почему нельзя прожить без доходов?
2. Откуда в семье появляются деньги? 3. Какие источники дохода семьи являются основными?
Доходы семьи — это сумма денег, полученных за определённый период.
Основным доходом современного человека является заработная плата.
4. От чего зависит размер дохода семьи?
5. Какие способы увеличения дохода вы знаете?
6. Как связаны между собой размер заработной платы и уровень образования?
7. Какие виды оплаты труда вам известны?
8. С какого возраста можно работать полный рабочий день?
9. Почему принято говорить, что нужно учиться всю жизнь?
- Я вам предлагаю поработать в парах
Дополнить схему.
Вывод учителя.
Существует несколько видов заработной платы. Сдельная заработная плата зависит от количества произведённой продукции, а повременная — от проработанного времени. Писатели, адвокаты, артисты получают гонорары. За успешную работу может быть выплачено дополнительное вознаграждение — премия.
Размер заработной платы зависит от профессии, квалификации и опыта, а также от отрасли и организации, в которой работает человек.
Дети дают ответы на вопросы учителя.
Записывают термины в тетради.
Дети делают записи в тетрадях.
Представляется слайд 2.
Детям раздаются пазлы «Доходы семьи».
На доске фиксируются ответы детей, учитель корректирует ответы и дает определения терминам.

Слайд 3,4
6. Физ. минутка
2 мин.
Вместе с детьми вслух произносит слова и показывает основные движения.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Монетки, видно не нашел.
Чтоб монетки нам достать
Надо на носочки встать.
С кустика достать монетку,
Закопать их в поле редко.
Дети читают вслух стихотворение и выполняют движения.
Слад 5
7. Практическая работа
15 мин.
1. Учитель предлагает детям участие в практикуме «Подумаем-посчитаем», учебник стр.38-39.
В семье Серёжи пять человек.
Папа работает на предприятии и «чистыми» (т. е.
за вычетом уплаченных в пользу государства обязательных платежей — налогов) приносит домой
35 тыс. р. в месяц.
Мама временно не работает ,так как ухаживает за маленьким Серёжиным братом, которому всего
семь месяцев. Она получает пособие по уходу за ребёнком в размере 11 тыс. р. (40 % от той суммы, что
она зарабатывала в месяц до родов).
Серёжина бабушка уже не работает и получает пенсию
в размере 8 тыс. р. Бабушка живёт с семьёй старшего сына, но у неё есть своя квартира, которую она сдаёт за 18 тыс. р.в месяц.
Таким образом, суммарный доход семьи составляет:
35 000 + 11 000 + 8 000 + 18 000 = 72 000 р.
Чтобы получить средний доход на одного члена се-
мьи, нужно суммарный доход разделить на количество
членов семьи.
Это составит:
72 000 : 5 = 14 400 р. в месяц или 14 400 : 30 = 480 р. в день.
2. Отметьте правильные ответы.
К доходам семьи относятся: 1) заработная плата членов семьи; 2) налоги; 3) стипендии; 4) деньги, полученные от сдачи квартиры в аренду; 5) доходы в натуральной форме (урожай с дачного участка); 6) проценты от банковских вкладов; 7) потребительский кредит; 8) плата за коммунальные услуги; 9) пенсии; 10) прибыль от предпринимательской деятельности .
3. Определите регулярные и нерегулярные доходы семьи. Ответы впишите в таблицу.
Доходы семьи: 1) заработная плата; 2) пенсия; 3) премия; 4) временная подработка; 5) стипендия; 6) проценты от банковского вклада.
Регулярные доходы семьи
Нерегулярные доходы семьи
Дети с помощью учебника решают задачу.
Работа на карточке,
взаимопроверка в парах.
Коллективная работа.
Разбор задачи на доске.
Карточки индивидуальные.
Ответы крепятся на магнитной доске в два столбика.
8. Закрепление изученного материала
3 мин
В карточках раздать детям текст задачи для индивидуальной работы.
Предположим, что семья шестиклассника Ивана состоит из семи человек . Бабушка получает пенсию 9500 руб ., дедушка – 9000 руб. и социальное пособие 2500 руб . мама работает в научно-исследовательском институте и получает зарплату 20 000 руб ., а папа – водитель автобуса – зарабатывает 35 000 руб . в месяц . старшая сестра юля учится в институте, получает стипендию 1500 руб . и подрабатывает в кафе по выходным, за что ей платят 5000 руб ., а младшая сестрёнка аня учится в 3-м классе . Какой доход получается у этой семьи в месяц? Какую сумму составляет доход на каждого члена семьи?
Индивидуальная работа в тетрадях, решение задачи.
Выборочная проверка решений у некоторых детей.
9. Рефлексия
2 мин
- Оцените свою работу на занятии подняв монету разного достоинства?
- «Золотая», я работал на отлично,
- «Серебряная», я мог работать лучше.
Учитель говорит детям, что монетки они должны забрать – это их заработная плата за работу на занятии. По итогам каждого месяца монеты будут посчитаны доходы каждого ребенка и самый богатый получит премию в виде шоколадных монет.
Дети дают ответ, поднимают монетки.
Картонные монетки «золото» и «серебро».
10. Домашнее задание
2 мин.
Обсудим с родителями
1. Откуда берутся деньги в вашей семье?
2. Нарисуйте диаграмму связей «Доходы семьи» (творческая работа). 1. Напишите в центре листа главную мысль (вопрос, идею) или нарисуйте символизирующий её образ. 2. Вокруг этого центра разместите список всех видов дохода. Каждый вид обозначьте одним словом или нарисуйте для него символ. Используйте различные цвета. 3. Кратко охарактеризуйте в диаграмме каждый вид дохода: напишите, от чего он зависит, приведите примеры возможных для вашего региона размеров доходов. 4. Проверьте, все ли основные виды дохода семьи отмечены на вашей диаграмме связей. Сможете ли вы рассказать о доходах семьи по своей диаграмме связей?
Фиксируют задание.
Метод «Диаграмма связей"

Сохорева Наталья Александровна

Внекласное мероприятие "Как стать миллиардером?" расчитано на учащихся 5-6 классов.

Форма проведение - конференция. Мероприятие построено на биографии Джона Рокфеллера - первого долларовый миллиардера.

Цель: способствовать формированию у детей представления о деньгах как о средстве вложения в дальнейшее накопление капитала.

Во время мероприятия учащиеся знакомятся с профессией "финансист", различными видами дохода, закрепляют изученную нформацию в ходе решения

ВложениеРазмер
meropriyatie_po_finansovoy_gramotnosti.zip 619.49 КБ

Предварительный просмотр:

Сохорева Наталья Александровна МБОУ «Ивановская СШ»

Конференция. «Как заработать миллиард»

Развитие экономики страны требует наличия финансово грамотного и экономически активного населения. Поэтому объективной необходимостью для российского общества стало повышение финансовой грамотности. Сегодня гражданин должен осознавать, что его финансовое благополучие и безопасность в первую очередь зависит от него. Для этого нужны не только новые знания, но и другой тип мышления: не ругать государство, окружение, местоположение и т.д., а самому находить решение финансовых проблем.

Чем раньше начинается формирование финансовой грамотности, тем лучше. Ребенок легче усваивает любое понятие и запоминает учебный материал на примерах. Изучение деятельности конкретных людей (финансистов, предпринимателей, банкиров и т.д.), может помочь приобретению знаний и навыков в сфере финансов, побуждению интереса к самостоятельному овладению знаниями в области управления личными финансами.

Цель: способствовать формированию у детей представления о деньгах как о средстве вложения в дальнейшее накопление капитала.

-развитие умений рационально использовать денежные средства;

- способствовать расширению кругозора;

- на примере Д.Д. Рокфеллера рассмотреть функции профессии «финансист» и виды дохода.

Методы: беседа, демонстрация, решение задач, дискуссия, кластер.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, бумага, цветные карандаши, распечатанный раздаточный материал, доска, мел.

Участники: учащиеся 5-6 классов (должна быть изучена тема «проценты»).

Подготовительный этап: учащимся предлагается подготовить сообщения на 3-4 минуты по темам:

1. Что такое доход? Виды.

2. Детство Джона Дэвисона Рокфеллера.

3. Финансовая деятельность.

4.Воспитание детей в семье Рокфеллер.

Причем итоговый текст сообщений должен отслеживаться учителем, чтобы информации было немного, она была изложена на понятном для детей языке и соответствовала цели и задачам мероприятия. Если в классе достаточной количество учащихся можно разбить класс на группы (получается 4) и задания выдать группам. К своим докладам группам (1-3) следует придумать по 3-4 вопроса, чтобы задать их остальным учащимся для закрепления услышанного. Если дети в данном классе работают медленно, то выступление 4 группы и саму группу можно убрать, заменив сообщением учителя.

Для оформления можно распечатать афоризмы и цитаты известных финансистов, в том числе и Рокфеллера. Наклеить их на стены.

Здравствуйте! Мы продолжаем изучать основы финансовой грамотности и сегодня поговорим о том как можно зарабатывать большие деньги. Кто зарабатывает деньги?

Ответ: Мама, папа, человек который ходит на работу

А если говорить именно про БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ — МИЛЛИОНЫ.

Ответ: Миллионер? Нет ответа

Учитель предлагает собрать пазл, на котором будет написано (финансист). Пазл в приложении 1 распечатан для всех групп. Для группы, в которой более способные обучающиеся можно его разрезать на более мелкие кусочки.

Пазл в приложении 1

Любой работающий человек зарабатывает деньги. Можем ли мы назвать его финансистом?

Кто такой финансист? Какие его отличительные качества, функции Давайте запишем на доске. (на доске лучше писать учителю в целях экономии времени)

Ответ: делает деньги, работает с финансами, знает как много зарабатывать

Финанси́ст — термин, характеризующий человека, который обычно имеет дело с большими объемами денежных средств. Специалист должен представлять, куда вложить деньги, чтобы получить большую выгоду. Если обычный человек захочет вложить куда-либо свои деньги, ему будет трудно это сделать самостоятельно. Куда лучше вложить сбережения? Как не ошибиться и не прогореть? Эффективно решить все эти проблемы может только грамотный финансист. Они вкладывают деньги, инвестируя в недвижимость, различные предприятия, проекты. Предварительно просчитывают возможные риски, будущие доходы.

Что такое доход? Какие виды дохода вы знаете? Основные источники дохода? Фиксируем на доске

Ответ: заработная плата, деньги

Давайте с этим понятием познакомимся более подробно.

Вопросы группы для закрепления.

Теперь мы имеем представление, что такое доход и можем решить задачи.

1. Предприниматель купил товара на 400 тысяч рублей. А потратил на ЖКХ, аренду помещений, уплату налогов и зарплатный фонд 200 тысяч рублей. При этом товар удалось продать на сумму 800 тысяч рублей. Определите доход предпринимателя.

2.Предположим, что семья шестиклассника Ивана состоит из семи человек. Бабушка получает пенсию 9500 руб., дедушка – 9000 руб. и социальное пособие 2500 руб. Мама работает в научно-исследовательском институте и получает зарплату 20 000 руб., а папа – водитель автобуса – зарабатывает 35 000 руб. в месяц. Старшая сестра Юля учится в институте, получает стипендию 1500 руб. и подрабатывает в кафе по выходным, за что ей платят 5000 руб., а младшая сестрёнка Аня учится в 3-м классе. Какой доход получается у этой семьи в месяц?

Решение задач по группам. Если группа справляется быстрее можно предложить дополнительные задания.

Обсуждение решений и сверка результатов.

Финансист — это человек, который использует различные виды дохода, получает большие прибыли. Давайте познакомимся с великим финансистом — Джоном Дэвисоном Рокфеллером. Фамилию этого человека вы точно слышали. Это американский предприниматель , первый официальный долларовый миллиардер в истории человечества .

Доклад группы «Детство» см приложение № 3

Вопросы группы для закрепления.

Как вы видите с раннего детства Джон учился зарабатывать. Определите насколько большими были первые заработки Джона Рокфеллера. Решить задачи «Бизнес с пеленок»:

1. Трудиться Джон Дэвисон Рокфеллер принялся с 7 лет: взяв у отца денег в долг под проценты, купил десяток индюшек и устроил маленькую птицеферму. На этом удалось заработать 50 долларов — для того времен немалые деньги! Все результаты коммерческой деятельности он фиксировал в своей маленькой записной книжечке. Определите, что записал в книжке Джон, если продал 4 индюшки стоимостью в среднем 1,17 доллара за каждую.

2. Все заработанные деньги Джон вкладывал в фарфоровую копилку, и уже в 13 лет ссудил знакомому фермеру 50 долларов (заработанные на индюшках) из расчета 7,5 % годовых. Определите, какую денежную сумму отдал знакомый Джону Рокфеллеру через год.

Решение задач по группам. Если одна группа справляется быстрее можно предложить дополнительные задания (приложение 7).

Обсуждение решений и сверка результатов.

Ведущий: Из исторических фактов следует, что Джон уже в детстве заставляет работать деньги на себя, т. е. создает пассивный доход.

Итак будущий миллиардер вырос и пора активно работать.

Доклад группы. Приложение 4

Ведущий: Мы с вами познакомились с финансовой деятельностью Джона Рокфеллера. Ответьте пожалуйста на вопросы: Почему в должности наемного рабочего Рокфеллеру не понравилось? На чем «сколотил» состояние Рокфеллер? Какие факторы на ваш взгляд помогли Рокфеллеру разбогатеть? Кто знает кто такой монополист? И почему быть монополистом выгодно?

Доход в должности управляющего был небольшим.

Источник дохода - полезные ископаемые — нефть.

Личные качества, в частности дальновидность, готовность идти на риск (дело новое); экономическая ситуация в стране (керосин востребован, а в дальнейшем и бензин).

Только одна компания (фирма) производит и продает определенный продукт на рынке и следовательно может не боятся конкуренции и устанавливать цены.

Ведущий: Джон Рокфеллер очень интересно воспитывал собственных детей. Давайте послушаем как.

Доклад группы Приложение 5

Используя сообщение группы, решите задачи «зарплата за муху»:

1. Определите денежное вознаграждение Элизабет Рокфеллер, если она три дня воздерживалась от конфет и занималась музыкой в течении 2 часов, но к сожалению 2 раза опоздала к завтраку.

2. Что выгоднее для Эдит Рокфеллер: целый час «охотится на мух» или заниматься музыкой?

(Текст сообщения распечатать и раздать детям.)

Текст сообщения распечатать и раздать детям.

В современном эквиваленте Рокфеллер владел примерно 150 млрд долларов - он до сих пор остается богатейшим из людей. К концу жизни Рокфеллер владел 16 железнодорожными и шестью сталелитейными компаниями, девятью банками, шестью пароходствами, девятью риелторскими фирмами и тремя апельсиновыми рощами.

На примере Джона Девисона Рокфеллера мы с вами рассмотрели способы получения дохода и узнали кто такой финансист. Давайте заполним кластеры «Доход» и «Финансист» любой по желанию. (заполнение и обсуждение кластеров, сравнить записи в начале занятия и в конце)

Заполняют распечатанные кластеры. Приложение 6

Со своей первой заработной платы Рокфеллер приобрёл добротную бухгалтерскую книгу, в неё он записывал все доходы и расходы, уделяя внимание даже мелочи. К этой книге он относился с особым трепетом и уважением, сохранив её на всю жизнь. В заключении нашего мероприятия хочу подарить вам записные книжечки, возможно записывая в них свои мысли вы достигните успеха как Джон Девисон Рокфеллер.

1.Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Л61 Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 280 с. – (Учимся разумному финансовому поведению).

ЕСЛИ ОСТАЕТСЯ ВРЕМЯ:

У каждого известного человек есть высказывания, которые потом цитируются другими людьми. Давайте прочитаем высказывания Джона Рокфеллера и разберем, как мы их понимаем.

12 правил Рокфеллера

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие "День финансовой грамотности" 10-11 класы с применеием обущающих структур по сингапурской методике обучения.

Данная методическая разработка предназначена обучающимся 2 класса. Форма проведения занятия - путешествие в прошлое, в ходе которого ребята знакомятся с историей появления денег,их функциям, назначени.

Даноое занятие знакомит учащихся с валютой как денежной единицей разных стран (фунт стерлингов, иена, швейцарский франк), расширяет знания о валюте как денежной единице разных стран; учащ.


Внеклассное мероприятие "День финансовой грамотности".

мероприятие, посвящённое финансовому просвещению.

Цель: развитие у учащихся интереса к изучению вопросов финансовой грамотности, формирование понимания рационального поведения в мире финансов.Задачи: содействовать развитию познавательного интере.

Игра «Знатоки финансов», целевая аудитория: 7 класс, закрепление знаний по теме "Деньги".

Внеклассное мероприятие в 8 классе "«Копейка кругла, смотри, чтоб не укатилась»". Полезное дополнение к урокам по финансовой грамотности.

Что делает с рублем копейка? Съедает Сохраняет Бережет Оберегает

Описание презентации по отдельным слайдам:

Что делает с рублем копейка? Съедает Сохраняет Бережет Оберегает

Как в старину назывались «меховые» деньги? Мехи Куны Пушнина

Кто следит за тем, чтобы деньги не обесценивались? Президент Центральный банк Сбербанк

Выберите правильное суждение: А) деньги стали усложнять процесс товарообмена Б) деньги стали упрощать обмен товарами верно А верно Б верны оба суждения оба суждения неверны

Найдите лишнее действие, которое не является функцией денег: накопление мировые деньги торговая сделка средство платежа

Что НЕ входит в обязательные расходы? Питание Развлечение Одежда Коммунальные услуги

Какого вида расходов не существует: Обязательные Желательные Развлекательные Необязательные

Когда расходы превышают доходы, то такой бюджет называется: Профицит Дефицит Баланс Избыток

Гроша не стоит, а деньги для беды а глядит рублём да разума мало а имей сто друзей куда хочешь, туда и день

Один топор можно обменять на два лука, а один лук – на четыре глиняных горшка. За два глиняных горшка надо отдать пять пучков лечебной травы. Сколько пучков травы надо собрать, чтобы получить топор?

Двух щенков и попугая можно обменять на четырёх котят, одного котёнка – на 50 рыбок, а одного щенка – на двух попугаев. Сколько рыбок надо отдать, чтобы получить щенка?

Семейный бюджет – это: заработная плата родителей; совокупность доходов и расходов семьи; совокупность всех доходов семьи; совокупность всех расходов семьи; финансовый план семьи.

Семья Богдана живёт в вашем регионе. В этом месяце бабушка с дедушкой прислали Богдану на день рождения 2 тыс. руб. Папа получил заработную плату в размере 24 тыс. руб. и премию за высокие результаты в работе – 5 тыс. руб. Заработная плата мамы составила 19 тыс. руб. В этом месяце мамина подруга вернула ей денежный долг – 5 тыс. руб. У Богдана есть ещё две сестры-близняшки. Определите: общий доход семьи Богдана в этом месяце

Предположим, что семья шестиклассника Ивана состоит из семи человек. Бабушка получает пенсию 9500 руб., дедушка – 9000 руб. и социальное пособие 2500 руб. Мама работает в научно-исследовательском институте и получает зарплату 20 000 руб., а папа – водитель автобуса – зарабатывает 35 000 руб. в месяц. Старшая сестра Юля учится в институте, получает стипендию 1500 руб. и подрабатывает в кафе по выходным, за что ей платят 5000 руб., а младшая сестрёнка Аня учится в 3-м классе. Какой доход получается у этой семьи в месяц? Какую сумму составляет доход на каждого члена семьи?

Предположим, что в вашей семье совокупный доход составляет 60 тыс. руб. На содержание квартиры уходит 8 тыс. руб.; на продукты питания – 20 тыс. руб.; на бытовую химию и предметы личной гигиены (стиральный порошок, зубная паста, шампунь и прочее) – 3 тыс. руб.; на проезд – 1,5 тыс. руб.; на оплату обедов в школе – 0,5 тыс. руб.; на развлечения (походы в кино, в кафе, покупка компьютерных игр) – 3 тыс. руб.; на дополнительные занятия (спорт, иностранный язык) – 2 тыс. руб.; на одежду, обувь – 10 тыс. руб.; на непредвиденные расходы – 5 тыс. руб. На семейном совете было принято решение купить новый телевизор за 30 тыс. руб. Сколько месяцев нужно откладывать деньги на эту покупку?




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Игра по Финансовой грамотности для 5-6 классов выполнена по мотивам телепередачи Своя Игра.

Данную презентацию рекомендуется использовать для более детального закрепления материала.

Финансовая грамотность — сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и необходимых для принятия разумных финансовых решений, а также достижения личного финансового благополучия; набор компетенций человека, которые образуют основу для разумного принятия финансовых решений

  • Платонова Дарья СергеевнаНаписать 481 06.08.2020

Номер материала: ДБ-1262736

  • Доп. образование
  • Внеурочная деятельность
  • 5 класс
  • Презентации
  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников
    06.08.2020 0
    06.08.2020 0
    06.08.2020 0
    06.08.2020 0
    06.08.2020 0
    06.08.2020 0
    06.08.2020 0
    06.08.2020 0

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

1. Вспомни сказку о Золушке. Попробуй разобраться, какими видами ресурсов обладала её семья. Соотнеси виды и ресурсы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца.


Запиши в таблицу цифры под соответствующими буквами.


Один из видов ресурсов остался незадействованным. Выпиши его.

Энергетические ресурсы — это все доступные для промышленного и бытового использования источники разнообразных видов энергии. Энергетические ресурсы делятся на не возобновляемые, возобновляемые и ядерные.

Вспомни сказку и приведи свой пример, иллюстрирующий данный тип ресурсов.

Золушка убирала золу из камина, после того как его использовали для обогрева помещения.

2. Заполни схему. Впиши номера приведённых ниже примеров в соответствующий столбец.

Примеры: 1) зарплата главы семьи; 2) приобретение новой квартиры; 3) пенсия бабушки; 4) стипендия сына; 5) сумма от продажи старой машины; 6) выигрыш в телевизионную лотерею; 7) налог на этот выигрыш; 8) оплата коммунальных платежей; 9) бесплатные лекарства, получаемые дедушкой-инвалидом; 10) продукты, купленные мамой в магазине; 11) кредит, полученный на приобретение семейной туристической путёвки; 12) покупка рассады для дачного участка.

Доходы: 1), 3), 4), 5), 6), 9)
Расходы: 2), 7), 8), 10), 11), 12).

3. При вводе текста в компьютер оператор не смог разобрать некоторые слова, написанные рукой автора. Попытайся дописать текст, используя приведённые ниже «неопознанные» слова и словосочетания. Ставь их в нужной грамматической форме.

«Неопознанные» слова и словосочетания: материальные блага, бухгалтерия, рациональный, контроль, разумные потребности, бережливость, планирование, экономия, потребности, жить по средствам, экономика семьи.

Экономика семьи по её сложности можно сравнить с государственной. В масштабах дома, как и в масштабах всего государства, необходимы планирование, бережливость, разумные потребности . Неумелая хозяйка тем в первую очередь отличается от опытной, что не знает наиболее рациональных способов планирования , не владеет сложной семейной бухгалтерией , не видит способов экономии .

Бюджет каждой конкретной семьи неповторим, как и стиль её жизни. В разные годы бюджет одной семьи будет разным, разными будут и потребности . Согласись, что мера потребностей, культура обладания вещами формируются в тебе именно теперь.

Словосочетание « жить по средствам » вовсе не означает постоянное самоограничение, отказ себе во всём. Просто перед каждой новой тратой надо чётко себе представлять, для чего та или иная вещь нужна. Также стоит поискать наиболее рациональный вариант приобретения нужной вещи.

Редко, когда даже самые обеспеченные семьи проживают жизнь, не познав финансовых трудностей. Не надо только делать из них трагедии. Основное, пожалуй, — научиться контролировать самостоятельно заработанные деньги. Если счастье не ставить в полную зависимость от материальных благ , если видеть главную ценность семьи в тёплых, сердечных, любовных отношениях, то они окажутся гораздо важнее любых приобретений.

4. Запиши виды доходов семьи

Основные законные виды доходов семьи таковы:
1. Доходы от трудовой деятельности (заработная плата).
2. Доходы от предпринимательской деятельности (прибыль).
3. Доходы от собственности (например, доход от сдачи квартиры в найм).
4. Доходы от сбережений (процент по вкладам в банке).
5. Трансфертные доходы (пенсии ,стипендии, пособия).
6. Доходы от ценных бумаг (дивиденд по акциям).
7. Не денежные доходы (картофель, выращенный на собственном садовом участке, проездной билет, выданный работодателем)

Определи вид доходов семьи в каждой приведённой ниже ситуации.


5. Тринадцатилетний подросток втайне от родителей, чтобы скопить денег на покупку нового мобильного телефона, устроился работать в ближайший супермаркет. С 19.00 до 21.00 он упаковывал в пакеты покупки клиентов, собирал оставленные ими на автомобильной парковке тележки. Юноша хорошо справлялся с работой, клиенты хвалили его, но вскоре по настоянию юриста магазина трудовой договор с подростком был расторгнут.

Прав ли был юрист? Приведи несколько аргументов в обоснование своей позиции.

С юридической точки зрения да, прав. Подросток не достиг возраста 14 лет, у него нет паспорта, соответственно работодатель не имеет права заключать с ним какой-либо договор БЕЗ согласия родителей.

6. Люди по-разному совершают покупки дорогостоящих вещей, например, автомобиля, мебели, бытовой техники. Учёные на протяжении нескольких дней опрашивали посетителей крупного торгового центра.


Проанализируй данные опроса и выполни задания.

1) Какой вариант ответа наиболее популярен? Предположи почему.

Наиболее популярным вариантом ответа является ответ "Мы откладываем деньги, копим необходимую сумму". Скорее всего это связано с тем, что люди не хотят брать товар в кредит или в долг у родственников и знакомых, потому что потом придётся возвращать сумму с процентами, т. е. переплачивать.

2) Какие варианты ответа являются наименее распространёнными? Предположи почему.

Наименее популярным является вариант ответа "Мы получаем кредит в банке", потому что некоторый процент населения не может позволить себе покупать дорогие вещи сразу.

3) Какой ответ дали бы ты и члены твоей семьи, если бы принимали участие в этом опросе? Свой ответ поясни.

Члены моей семьи дали бы ответ: "Мы откладываем деньги, копим необходимую сумму", потому что это наиболее выгодный вариант. Ты берешь то что тебе нужно, и есть время подумать, а действительно ли этот продукт нужен тебе. За время накопления могут появиться более дешевые аналоги этого продукта или он сам станет дешевле.


Немецкий философ XX века Карл Мангейм утверждал: “Молодёжь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она готова к любому начинанию”. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три объяснения этого мнения.

1) в силу психологических особенностей возраста, стремления к самоопределению и нахождению своего места в общественной жизни для молодёжи характерно “примеривание” различных социальных ролей;
2) молодёжь ещё не имеет достаточного жизненного опыта, стереотипов и предрассудков, позитивно воспринимает окружающий мир, поэтому она открыта для любых начинаний;
3) обретение молодыми людьми полноты прав и обязанностей мотивирует их к ответственному поведению, желанию руководствоваться не только личными интересами, но и гражданским чувством.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Молодежь как социальная группа”.


Семья Макаровых состоит из шести человек: Константин, Екатерина и двое их сыновей. Екатерина работает программистом в банке. Константин — предприниматель, он владеет сетью автосервисов, дети учатся в школе. Недавно супруги решили завести третьего ребенка. К какому типу (в зависимости от численности) можно отнести эту семью? Какую функцию семьи иллюстрирует этот пример? Назовите два типа источников доходов семейного бюджета семьи Макаровых и для каждого из них укажите факт из условия задачи, на основании которого Вы смогли это установить.

Правильный ответ должен содеожать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: нуклеарная;
2) ответ на второй вопрос: репродуктивная;
3) два типа источников дохода с фактами:
— заработная плата (Екатерина работает по найму);
— прибыль туристической фирмой (Константин — предприниматель, он владеет сетью автосервисов).

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Семья”.


Коллеги обвинили Никифора в непорядочности и отказались от общения с ним. Какой вид социальных норм в данном случае стал основой социального контроля? Поясните своё мнение. Определите вид (тип) применённой социальной санкции (назовите две её характеристики). Приведите ещё один пример санкции этого вида (типа).


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) вид социальных норм: моральные (нравственные);
2) пояснение, например: порядочность — категория морали; речь идёт о неформальной оценке поведения человека с позиций добра и зла;
3) две характеристики санкции:
— неформальная;
— негативная;
4) дополнительный пример санкции, допустим: отказ подать руку.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Социальный контроль”.


Социологические службы страны Z проводили опрос молодых граждан о проблемах, с которыми им приходится сталкиваться. 72% опрошенных считают, что молодым трудно добиться успеха в жизни, реализовать себя, в первую очередь — из-за безработицы и бедности. Только 15называют в этой связи личные качества молодых людей, например, инертность и отсутствие целеустремлённости.
Привлекая обществоведческие знания и факты социальной жизни, предположите, какие меры может предпринять государство для поддержки молодёжи. Назовите любые три меры и кратко поясните значение каждой из них.

1) разработать программу льготного кредитования молодых людей (позволит решить проблему жилья, материального обеспечения);
2) обеспечить систему посреднических услуг в трудоустройстве с учётом интересов и способностей молодых людей (поможет не только найти источник средств существования, но и реализовать потенциал);
3) увеличить сроки обязательной производственной практики студентов профессиональных образовательных организаций (чтобы они могли приобрести хотя бы минимальный опыт работы, который позволит им быть более конкурентоспособными на рынке труда).

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Молодежь как социальная группа”.


При устройстве на работу Елена Алексеевна заполняла анкету, в которой указала, что она специалист со средним профессиональным образованием, происходит из семьи рабочих, разведена, имеет трёх детей. Назовите один предписанный и два достигнутых статуса Елены Алексеевны, которые она отметила в анкете. На примере одного из названных достигнутых статусов укажите статусные права и обязанности.


В ответе должны быть следующие элементы:
1) статусы: предписанный
— происходит из семьи рабочих;
достигнутые
— находится в разводе, мать, специалист со средним профессиональным образованием;
2) статусные права и обязанности, например: мать (обязанность воспитывать своих детей, право на оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком).

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Социальный статус” .

Правильный ответ должен содеожать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: расширенная / многопоколенная семья:
2) ответ на второй вопрос: хозяйственно-экономическая (или экономическая, или хозяйственная);
3) ответ на третий вопрос: рациональное поведение.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Семья”.


В семье Николаевых четверо детей. Глава семьи, Игорь Иванович, работает водителем троллейбуса. Его жена, Алла Николаевна, ведёт домашнее хозяйство. Игорь Иванович иногда помогает супруге по хозяйству, но чаще в свободное от работы время он гуляет с детьми. Укажите любые три функции семьи по условию задания. Назовите ещё две функции семьи, не раскрытые в задании.


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) функции семьи по условию задания:
— репродуктивная;
— хозяйственно
—бытовая;
— воспитательная (социализации);
— рекреационная;
2) не раскрытые в условии задания функции, например:
— эмоционально
—психологическая;
— престижная.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Семья” .

Читайте также: