Почему не начисляется пенсия с 2014 года

Опубликовано: 01.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Информация Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2014 г. "Вопросы и ответы о выборе варианта пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования в 2014-2015 годах"

Вопрос: правда ли, что в 2014-2015 годах мне нужно выбрать один из вариантов пенсионного обеспечения:

2. продолжать формировать накопительную пенсию, сохранив, как и сегодня, тариф страховых взносов в размере 6%?

Ответ: если вы родились в 1967 году и позже и зарегистрированы в системе обязательного пенсионного страхования, в 2014 и 2015 годах вам предоставлена возможность выбора варианта пенсионного обеспечения (тарифа страхового взноса): либо оставить 6%, как сегодня, либо отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, тем самым направив все страховые взносы, которые за вас уплачивают работодатели, на формирование страховой пенсии.

Если вы отказываетесь от формирования пенсионных накоплений, страховые взносы работодателя в Пенсионный фонд России - в размере вашего индивидуального тарифа 16% - начиная с 2015 года будут направляться на формирование страховой пенсии.

Принятыми федеральными законами также установлено, что в 2014 году все страховые взносы граждан будут направляться на формирование страховой пенсии (т.е. тариф страховых взносов на накопительную пенсию будет составлять 0%). Это решение принято на период санации НПФ и создания механизма гарантирования сохранности пенсионных накоплений.

Важно отметить, что все ваши ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться управляющей компаний или НПФ и будут выплачены вам в полном объеме, с учетом инвестиционного дохода, когда вы получите право выйти на пенсию и обратитесь за ее назначением.

Вопрос: чем регулируется право такого выбора?

Ответ: право выбора варианта пенсионного обеспечения регулируется федеральным законом от 04.12.2013 № 351-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения». Закон принят Федеральным собранием и подписан Президентом России 4 декабря 2013 года.

Вопрос: сколько раз в 2014-2015 годах можно будет делать выбор? Один раз, раз в год или сколько хочешь? Что будет после 2015 года - больше нельзя будет сделать выбор?

Ответ: выбор в течение 2014-2015 гг. можно сделать только единожды.

Вопрос: я хочу сохранить тариф 6% и продолжить формирование накопительной пенсии. Что я должен для этого сделать? Сейчас мои пенсионные накопления находятся в негосударственном пенсионном фонде/частной управляющей компании? Что мне нужно сделать, чтобы сохранить тариф 6%.

Ответ: Если вы ранее уже подавали заявление о выборе УК (инвестиционного портфеля ГУК) или НПФ, то ничего делать не нужно. В этом случае по умолчанию с 2015 года на накопительную пенсию будет по-прежнему перечисляться 6%, а на страховую - 10% тарифа.

Если вы - так называемый «молчун» и никогда ранее не подавали заявление о выборе управляющей компании (УК), включая «Внешэкономбанк», или негосударственного пенсионного фонда (НПФ), вам нужно подать заявление о выборе УК (или инвестиционного портфеля государственной управляющей компании (ГУК), в этом случае в заявлении надо сделать отметку «6%», если вы хотите продолжить формирование пенсионных накоплений), либо НПФ. При этом, как и раньше, при переводе пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд вам необходимо заключить с выбранным НПФ соответствующий договор об обязательном пенсионном страховании.

Таким образом, выбор варианта пенсионного обеспечения с формированием пенсионных накоплений в любом случае сопряжен с выбором управляющей компании (инвестиционного портфеля ГУК) или негосударственного пенсионного фонда.

Принятыми федеральными законами также установлено, что в 2014 году все страховые взносы граждан будут направляться на формирование страховой пенсии (т.е. тариф страховых взносов на накопительную пенсию будет составлять 0%).

ВЭБ имеет право вкладывать пенсионные накопления граждан в два инвестиционных портфеля:

Базовый - формируется из облигаций Российской Федерации и корпоративных облигаций российских эмитентов, гарантированных государством.

Расширенный - формируется из государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации, корпоративных облигаций российский эмитентов, гарантированных государством депозитов в рублях и иностранной валюте в кредитных организациях, ипотечных ценных бумаг, облигаций международных финансовых организаций.

Если Вы не подавали в ПФР заявлений о смене портфеля, то сейчас Ваши средства по умолчанию инвестируются в составе расширенного инвестиционного портфеля.

Если Вы хотите, чтобы средства накопительной части Вашей пенсии инвестировались в базовом инвестиционном портфеле, необходимо до 31 декабря обратиться в управление ПФР по месту жительства и заполнить бланк заявления о выборе управляющей компании и инвестиционного портфеля. Ваши средства будут переведены в выбранный Вами инвестиционный портфель ГУК в марте следующего года.

Вопрос: в 2013 году я подал заявление о выборе тарифа страховых взносов в размере 2% на накопительную пенсию. Теперь такого тарифа не будет?

Ответ: да, начиная с 2014 года тарифа на формирование накопительной части пенсии в размере 2% не будет. Вам необходимо сделать выбор еще раз - либо отказаться от формирования пенсионных накоплений, либо продолжить формировать накопительную пенсию, сохранив, как и сегодня, тариф страховых взносов в размере 6%.

По умолчанию, начиная с 1 января 2014 года в вашем случае пенсионные накопления формироваться не будут. Если вы желаете продолжить формирование пенсионных накоплений, нужно снова в 2014 - 2015 годах подать заявление о выборе УК или НПФ. Если вы выберете портфель государственной УК - «Внешэкономбанк», то в заявлении надо сделать отметку «6%», если вы хотите продолжить формирование пенсионных накоплений.

Вопрос: я не хочу больше формировать пенсионные накопления. Что я должен для этого сделать? Сейчас мои пенсионные накопления находятся в негосударственном пенсионном фонде/частной управляющей компании. Что мне нужно делать, чтобы прекратить формировать пенсионные накопления?

Ответ: если вы - так называемый «молчун» и никогда ранее не подавали заявление о выборе управляющей компании (УК), включая «Внешэкономбанк», или негосударственного пенсионного фонда (НПФ) то делать ничего не нужно. В этом случае у вас по умолчанию прекратится формирование пенсионных накоплений.

Если вы когда-либо подавали заявление о выборе управляющей компании (УК), включая «Внешэкономбанк», или негосударственного пенсионного фонда (НПФ)вы имеете возможность в 2014-2015 годах отказаться от дальнейшего формирования накопительной части пенсии, для чего необходимо подать соответствующее заявление. В этом случае вашими уже сформированными пенсионными накоплениями будет управлять государственная управляющая компания - Внешэкономбанк. В настоящее время форма такого заявления разработана и находится на утверждении в Министерстве финансов Российской Федерации. В заявлении надо будет сделать отметку об отказе от формирования пенсионных накоплений.

Вопрос: посоветуйте, что мне лучше выбрать: отказаться от дальнейшего формирования пенсионных накоплений или оставить 6 процентов?

Ответ: Вы должны самостоятельно принять решение, какой вариант пенсионного обеспечения выбрать. Помните, что отказ от формирования пенсионных накоплений не является уменьшением Ваших пенсионных прав.

При выборе тарифа необходимо в первую очередь помнить о том, что страховая пенсия гарантированно увеличивается государством за счет ежегодной индексации по уровню инфляции и с учетом роста доходов ПФР.

Средства же накопительной пенсии инвестирует на финансовом рынке НПФ или управляющая компания. Доходность пенсионных накоплений зависит от результатов их инвестирования, где могут быть и убытки. Накопительная пенсия государством не индексируется. В случае, если НПФ или частная УК получат убыток от инвестирования средств пенсионных накоплений, гарантируется к выплате только номинал, т.е. сумма уплаченных работодателями страховых взносов без какой-либо индексации.

Вопрос: как я могу узнать - кто сегодня формирует мои пенсионные накопления?

Ответ: Уточнить, какой страховщик сегодня формирует ваши пенсионные накопления, можно, получив выписку из Вашего индивидуального лицевого счета.

Вы можете получить такую выписку, обратившись в Пенсионный фонд России по месту жительства или работы. Выписка будет содержать всю необходимую Вам информацию о Ваших пенсионных накоплениях.

Вы можете узнать о состоянии своего пенсионного счета и размере пенсионных накоплений через Единый портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru). Если Вы зарегистрированы на портале, просто подайте заявление в соответствующем подразделе ПФР. Если Вы не зарегистрированы на портале госуслуг, Вам необходимо пройти такую регистрацию и создать свой личный кабинет. Подробно процедура регистрации и способы получения государственных услуг представлены в виде обучающих видеороликов в Информационно-справочном разделе портала госуслуг www.gosusligi.ru.

Также Вы можете обратиться в банки-партнеры ПФР (ОАО «Сбербанк России», ОАО «Банк Уралсиб», ОАО «Газпромбанк», ОАО «Банк Москвы», ЗАО «Банк ВТБ 24»), заполнить заявление и получить извещение ПФР в печатном виде через операциониста и банкоматы или в электронном виде - через интернет-банкинг и терминалы.

Вопрос: где я могу взять заявление о выборе страховщика/управляющей компании?

Ответ: заявление можно скачать на сайте ПФР www.pfrf.ru в разделе «О пенсионных накоплениях» или взять в клиентской службе ПФР по месту Вашего жительства. Обратите внимание, что форма заявления, содержащая отказ от формирования пенсионных накоплений, пока не утверждена Правительство РФ. В настоящее время форма такого заявления разработана и находится на утверждении в Министерстве финансов Российской Федерации.

Вопрос: как я могу подать заявление о выборе страховщика?

Ответ: письменное заявление о выборе страховщика по обязательному пенсионному страхованию, как и раньше, можно подать как в территориальный орган ПФР, так и через любого трансферагента ПФР, то есть организацию, с которой у ПФР заключены соглашения о взаимном удостоверении подписей.

Заявление также можно подать по почте или с курьером; при этом установление личности и проверку подлинности Вашей подписи осуществляет нотариус.

В настоящее время ПФР реализует сервис подачи заявления в электронном виде через единый портал государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru.

Обратите внимание, что на момент подачи заявления гражданину должно исполниться 14 лет.

Вопрос: мне 49 лет. Имею ли я право выбрать тариф накопительной части пенсии?

Ответ: Нет, так как возможность выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии предоставлена только гражданам 1967 года рождения и моложе, зарегистрированным в системе обязательного пенсионного страхования. В вашем случае все страховые взносы направляются на формирование страховой пенсии.

Вопрос: моему ребенку меньше 14 лет, но он получает трудовой доход, с которого уплачиваются взносы в систему обязательного пенсионного страхования. Как осуществляется выбор тарифа в этом случае?

Ответ: в этом случае выбор тарифа накопительной части пенсии осуществляется родителями ребенка или его законными представителями на общих основаниях.

Если я откажусь от дальнейшего формирования пенсионных накоплений, что будет с моими уже сформированными пенсионными накоплениями?

Даже в этом случае все сформированные на этот момент пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться и выплачены Вам в полном объеме, с учетом инвестиционного дохода, когда вы получите право выйти на пенсию и обратитесь за ее назначением. Если вы перевели свои пенсионные накопления в НПФ, то накопительную часть пенсии вы будете получать в НПФ.

Обзор документа

Приведены ответы на вопросы о выборе варианта пенсионного обеспечения в системе ОПС в 2014-2015 гг.

Граждане 1967 г. р. и моложе, зарегистрированные в системе ОПС, в 2014 -2015 гг. могут выбрать 1 из двух вариантов пенсионного обеспечения (тарифа страхового взноса).

Первый - оставить 6%, как сегодня.

Второй - отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, тем самым направив все страховые взносы, которые за них уплачивают работодатели, на формирование страховой пенсии.

При отказе от формирования пенсионных накоплений страховые взносы работодателя в ПФР (в размере индивидуального тарифа 16%) начиная с 2015 г. будут направляться на формирование страховой пенсии.

В 2014 г. все страховые взносы граждан будут направляться на формирование страховой пенсии (т. е. тариф страховых взносов на накопительную пенсию будет составлять 0%). Это решение принято на период санации НПФ и создания механизма гарантирования сохранности пенсионных накоплений.

При этом все ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться управляющей компаний или НПФ. Они будут выплачены в полном объеме с учетом инвестиционного дохода, когда гражданин получит право выйти на пенсию и обратится за ее назначением.

Выбор в течение 2014-2015 гг. можно сделать только единожды.

Если гражданин ранее уже подавал заявление о выборе УК (инвестиционного портфеля ГУК) или НПФ, то по умолчанию с 2015 г. на накопительную пенсию будет по-прежнему перечисляться 6%, а на страховую - 10% тарифа.

Начиная с 2014 г. тарифа на формирование накопительной части пенсии в размере 2% не будет. Нужно будет либо отказаться от формирования пенсионных накоплений, либо продолжить формировать накопительную пенсию, сохранив, как и сегодня, тариф страховых взносов в 6%.

Сегодня в пресс-студии Правительства Омской области прошла пресс-конференция управляющего Омским отделением ПФР Сергея Тодорова. Тема для встречи с журналистами была выбрана довольно актуальная – судьба накопительной части пенсии.

Вот на какие вопросы ответил Сергей Николаевич в ходе мероприятия.

Где в 2014 году находится накопительная часть пенсии россиян?

- Как известно, накопительная часть пенсии формируется у россиян 1967 года рождения и моложе, зарегистрированных в системе обязательного пенсионного страхования, - рассказал глава ведомства. - У граждан указанной категории, в отличие от лиц более старшего возраста, страховые взносы работодателей в Пенсионный фонд распределяются по двум направлениям – в страховую часть (10%) и в накопительную (6%).

Защитой страховой части от инфляции (чтобы она не обесценилась к моменту выхода работника на заслуженный отдых) занимается государство – ежегодно страховая часть будущей пенсии индексируется на процент инфляции.

За увеличение накопительной части несет ответственность сам гражданин. Ему предоставлено право размещения (инвестирования) своих пенсионных накоплений в отобранных по конкурсу управляющих компаниях или негосударственных пенсионных фондах. Если человек не делает активного выбора (не пишет никаких заявлений о переводе своей накопительной части), средства его накоплений «по умолчанию» передаются для инвестирования в УК «Внешэкономбанк».

С целью сохранения и защиты средств пенсионных накоплений Правительством РФ было принято решение об обязательном акционировании в течение 2014 года негосударственных пенсионных фондов. До момента акционирования все средства пенсионных накоплений, поступившие в ПФР в 2013 году, в том числе взносы участников Программы софинансирования, средства материнского капитала, направленные на накопительную часть пенсии и т.д., не передаются в доверительное управление УК и НПФ и инвестируются Пенсионным фондом РФ.

Страховые взносы 2014 года, перечисленные работодателями в ПФР, будут полностью направлены на страховую часть пенсии независимо от возраста гражданина и далее будут индексироваться на процент инфляции соответственно индексации трудовых пенсий.

Что будет с накопительной частью в 2015 году?

В том случае, если гражданин написал заявление о переводе своих средств пенсионных накоплений в УК или НПФ, данные средства будут с 1 января 2015 года переведены в выбранный им фонд или компанию только в случае их акционирования. В противном случае средства останутся в распоряжении ПФР, а гражданин получит право написать новое заявление.

В случае, если гражданин хочет вернуться из НПФ в ПФР, его заявление будет удовлетворено также с 1 января 2015 года.

Выбор 6%-0%: страховая или накопительная часть пенсии?

Гражданам 1967 года рождения и моложе в 2014-15г.г. предоставлена возможность выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии: либо оставить 6%, как сегодня, либо отказаться от дальнейшего формирования накопительной части пенсии, тем самым направив все страховые взносы, которые за них уплачивают работодатели, на формирование страховой части пенсии.

Если гражданин примет решение отказаться от формирования пенсионных накоплений, страховые взносы его работодателя в ПФР в размере индивидуального тарифа 16% будут полностью направляться на формирование страховой части пенсии. Важно отметить, что даже в этом случае все ранее сформированные пенсионные накопления граждан будут по-прежнему инвестироваться и выплачены в полном объеме, с учетом инвестиционного дохода, когда граждане получат право выйти на пенсию и обратятся за ее назначением.

Что ждет «молчунов»?

Молчунами сотрудники ПФР называют граждан, которые не воспользовались своим правом выбора и не перевели средства накопительной части трудовой пенсии, например, в НПФ или УК.

Для таких граждан уже в 2014 г. дальнейшее формирование накопительной части трудовой пенсии прекращено, тариф страхового взноса на страховую часть пенсии составит 16%, на накопительную - 0%.

Что необходимо сделать для сохранения накопительной части пенсии (6%)?

С 1 января 2014 г. и до 31 декабря 2015 г. гражданам, застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования, принявшим принципиальное решение направлять на финансирование накопительной части трудовой пенсии 6% тарифа страховых взносов, необходимо подать заявление о выборе УК, включая «Внешэкономбанк», либо НПФ. Такое заявление подается в любое территориальное управление ПФР. Новый тариф страхового взноса будет применяться начиная с 1 января года, следующего за годом подачи в ПФР заявления о выборе.

Таким образом, выбор 6% тарифа накопительной части пенсии в любом случае сопряжен с выбором управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда.

Для граждан, которые в предыдущие годы хотя бы единожды подавали заявление о выборе УК, включая «Внешэкономбанк», либо НПФ, и оно было удовлетворено, на накопительную часть пенсии будет по-прежнему перечисляться 6% тарифа. При этом дополнительного заявления для перечисления 6% на накопительную часть пенсии им подавать не придется.

В то же время эта категория граждан имеет возможность отказаться от дальнейшего формирования накопительной части пенсии, для чего также необходимо подать соответствующее заявление в любое территориальное управление ПФР. Отказаться от дальнейшего формирования накопительной части можно в любой момент и после 31 декабря 2015 г.

Важно отметить, что у граждан, которые в течение 2013 года подали заявления о выборе государственной управляющей компании «Внешэкономбанк» с тарифом 2%, с 2014 года по умолчанию накопительная часть прекращает формироваться: их страховая часть увеличивается за счет направления всех страховых взносов на страховую часть пенсии (подача заявления не требуется). Если эти граждане подадут заявление о выборе УК либо НПФ в течение 2014-2015 годов, то тогда они продолжат формировать накопительную часть в размере 6%.

Как сделать правильный выбор?

Каждый должен решить сам, но следует помнить, что страховая часть гарантированно увеличивается государством за счет ежегодной индексации по уровню инфляции и с учетом индекса роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера. Средства же накопительной части пенсии инвестирует на финансовом рынке выбранный гражданином негосударственный пенсионный фонд или управляющая компания. Доходность пенсионных накоплений зависит от результатов их инвестирования, то есть могут быть и убытки. В случае убытков гарантируется лишь выплата суммы уплаченных страховых взносов на накопительную часть пенсии.

Кроме того, в отличие от страховой части средства накопительной в случае смерти застрахованного лица могут передаваться правопреемникам или другим лицам на основании заявления (о распределении) гражданина.

Уточнить, какой страховщик сегодня формирует ваши пенсионные накопления, можно, получив выписку из вашего индивидуального лицевого счета в ПФР, обратившись в клиентскую службу ПФР или через сайт www.gosuslugi.ru.

Будет ли продлен срок вступления в Программу софинансирования?

Программа государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений направлена на повышение уровня пенсионного обеспечения застрахованных лиц.

За годы реализации указанной программы в период с 2009 по 2013 годы в нее вступило более 15,8 млн. россиян. В Омской области участниками Программы стали 193,5 тыс.человек, которые перечислили на накопительную часть своей пенсии около 350 млн.руб.

Государственная Дума РФ сейчас рассматривает законопроект о продлении вступления в Программу (согласно федеральному закону № 56-ФЗ, вход в Программу был прекращен 1 октября 2013 года). Предлагается продлить вступление в Программу до 31 декабря 2014 года, исключив из числа новых участников получателей пенсий. Рассмотрение законопроекта ожидается в осеннюю сессию Думы.

Рассчитывая размер пенсии по ответам, которые ПФР предоставляет гражданам по их заявлениям, я иногда просто ужасаюсь.

С одной стороны, обычно всё написано так красиво и грамотно с их точки зрения, просто супер. С другой стороны так хитро завуалировано неправильное применения закона, что берет оторопь. Правильно, на то они и держат штат юристов, чтобы прикрывать то тут, то там, несоблюдение закона в том виде, как он написан. Очень уж любят они трактовать законы по своему усмотрению!

Вопросов задают люди огромное количество, но сегодня хочу отдельно остановиться на таком утверждении работников Пенсионного фонда о том, что они не учитывают стаж после 2002 года.

Думаю, Вы понимаете, что это профанация пенсионного законодательства, которая на мой взгляд заключается в следующем:

КОМУ НУЖЕН СТАЖ 2002-2014 ГОДОВ?

В первую очередь, конечно, тем, кто вышел на пенсию именно в эти годы, то есть полностью подпадает под действие 173ФЗ.

Понятно, что стаж до 2002 года года необходим всем для расчета пенсионного капитала, заработанного гражданином в течение действия 340-1-ФЗ, потому что тогда такого понятия, как пенсионный капитал просто не существовало.

А зачем же учитывать стаж 2002-2014 года, если в течение этого периода для определения размера страховой части пенсии учитываются только уплаченные страховые взносы, сведения о которых поступают в базу данных ПФР и там уже учитываются на лицевых счетах?

Постараюсь объяснить "на пальцах". Во-первых, одним из условий возникновения права на трудовую пенсию по старости по 173 ФЗ является наличие на дату достижения общеустановленного пенсионного возраста не менее 5 лет страхового стажа. Причем для тех, кто выходил в этом общеустановленном тогда возрасте 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин именно на пенсию по старости, именуемую нынче социальной, требовалось наличие только этого стажа. И, согласитесь, совершенно неважно, в какой период этот стаж был приобретен, до 2002 года или после. Совершенно понятно, что наличие пяти лет неважно в какой период приобретенного стажа, даст право (но все-таки даст) на назначение пенсии пусть и в минимальном размере.

Если человек обращался за назначением страховой (заработанной потом и кровью) пенсии по достижении возраста, установленного законом, стаж как до 2002 года, так и после все-таки давал право на различные преференции. Например, до 2002 года его стаж составил более 20 лет, если это женщина, или более 25 лет, если это мужчина. Тогда его Стажевый коэффициент СК должен быть повышен на 1 % за каждый год свыше этого стажа. Хочу обратить Ваше внимание на то, что это касается в первую очередь на тех, кто не имеет никаких льгот, то есть выходит на пенсию в общеустановленном возрасте.

173ФЗ как бы отменил значимость трудового стажа, обозвав его страховым, так как на величину страховой части назначаемой пенсии влияет только сумма уплаченных страховых взносов, которые индексируются, так же , как и пенсии. Пока действовал 173ФЗ, расчеты ПФР не содержали расчета количества пенсионных баллов вплоть до 2014 года, рассчитывалась страховая часть пенсии, к которой добавлялась фиксированная выплата, гарантированная государством, в результате чего высчитывался размер страховой пенсии конкретного гражданина. Размер социальной пенсии, думаю Вы знаете, устанавливается государством.

И вроде бы, причем тут стаж, если в этот период имеют значение только взносы.

А стаж, причем общий страховой стаж, приобретенный гражданином на дату обращения за пенсионным обеспечением по 173ФЗ напрямую влияет на увеличение или уменьшение той самой фиксированной выплаты.

Приведу полностью три пункта 14 статьи, и расскажу, как же это должно работать.

17. Устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости ( пункт 2 настоящей статьи) за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона, на день достижения возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона , увеличивается на 6 процентов. (подчеркнуто для досрочников)

18. Устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости ( пункт 2 настоящей статьи) при наличии страхового стажа, не достигающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин (за исключением граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона), уменьшается на 3 процента за каждый полный год, недостающий до 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин.

19. В страховой стаж, указанный в пункте 17 настоящей статьи, засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и периоды, предусмотренные подпунктами 1 (в части периода прохождения военной службы по призыву), 3 и 6 - 8 пункта 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

В страховой стаж, указанный в пункте 18 настоящей статьи, засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и периоды, засчитываемые в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности и предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

На чем же нужно заострить внимание?

Эта норма была введена в 173 ФЗ федеральным законом от 2009 года № 213-ФЗ. Но применяться она начинает с 1 января 2015 года. Это установлено в ст. 37 ч.3 этого , 213-ФЗ,закона. С одной стороны с этой же даты - 1 января 2015 года - вступил в силу нынешний 400ФЗ, который отменил действие предыдущего пенсионного законодательства. Да, отменил, но только не в части применения норм расчета трудовых пенсий. А статья 14 - это как раз и есть та статья, которая имеет именно такое название "Размеры трудовых пенсий по старости". То есть во взаимодействии нового законодательства с предыдущим, нормы 173ФЗ, регулирующие исчисление пенсий действуют в части, не противоречащей 400ФЗ. Именно это и зафиксировано в 36 статье действующего законодательства, определяющий его вступление в силу, а именно:

ч. 3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

И, обратите внимание, исчисление не страховой части пенсии, а именно ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ. А трудовая пенсия по предыдущему закону как раз и состоит из страховой части и фиксированной выплаты, что зафиксировано в одной действующей на сегодняшний день статье 14 173го закона..

Получается, что на сегодняшний день из всех норм 173-ФЗ однозначно в соответствии с 400-ФЗ должны применяться и применяются, но в усеченном ПФР виде, нормы статей:

14. Размеры трудовых пенсий по старости

29.1. Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости)

30. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц

30.1. Валоризация величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его пенсионных прав

30.2. Определение размера трудовой пенсии с учетом суммы валоризации

ВЫВОД - моё личное мнение:

Те, кто вышел на пенсию в период действия 173 ФЗ, имея большой страховой стаж (больше 25 лет для женщин, и больше 30 лет для мужчин) имеют полное право на применение с 1 января 2015 года нормы статьи 14, зафиксированной в п. 17 на увеличение фиксированной выплаты на 6% за каждый год сверх указанного ( 25 и 30 лет )общего страхового стажа.

фото с ресурса lenta.ru/

Остаётся висеть в воздухе такой вопрос: а те, кто вышел на пенсию до введения в действие 173-ФЗ, имеют право на такое же увеличение фиксированной выплаты. А это мы попробуем разобрать, получив ответ из ПФ о том, как рассчитаны пенсии моих родителей. Думаю, это будет нескоро.

В следующей статье я расскажу о жизненной ситуации одной из моих подписчиц, которой ПФР ухитрился применить понижающий коэффициент при расчете пенсионного капитала аж два раза.

Итак, если Вы сомневаетесь, что Вам правильно начислили пенсию и сомневаетесь в правомерности действий работников ПФ РФ, подписывайтесь на мой канал , читайте, понимайте, примеряйте на себя, спрашивайте в комментариях, если что-то осталось непонятым. Обязательно отвечу.А пока давайте переварим ту информацию, которую я проанализировала в этой и предыдущих статьях, а потом попробуем побороться за достойную пенсию! Вместе мы это сможем!

С уважением и любовью ко всем моим подписчикам и читателям! Ваша Хозяюшка МарТа.

Расчет пенсии зависит и от законодательства, действовавшего в период, когда граждане осуществляли трудовую деятельность. Сегодня актуально говорить о трех пенсионных законах, устанавливающих различный порядок расчета пенсии. В данной статье Вы узнаете основные моменты расчета пенсии по разным правилам, что позволит проверить ранее назначенную пенсию.

В статье приводится порядок индексирования пенсии, назначенной 01.01.2002. Содержание статьи полезно для пенсионеров, которые сомневаются в том, правильно ли им назначена и проиндексирована пенсия.

Содержание статьи:

Порядок расчета пенсии по Закону РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».


Достаточно часто при расчете пенсии мне задают вопрос о возможности применения ранее действовавшего пенсионного законодательства.

Первым пенсионным законом Российской Федерации, по которому возможно производить расчет пенсии вплоть до 31.12.2001 года, является Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Возможность применения данного закона в современных условиях подтверждается позицией Конституционного суда РФ, который проверил положения ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». На рассмотрение был поставлен вопрос о нарушении пенсионных прав граждан в связи с введением нового порядка расчета пенсии, предусматривающего оценку пенсионных прав застрахованных лиц, согласно которому общий трудовой стаж определялся как суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемой в календарном порядке.

Согласно данному нормативному акту право на пенсии по старости на общих основаниях устанавливалось ст. 10 Закона – мужчинам при достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Однако, как правило, данный порядок менее выгоден, чем установленный более поздним пенсионным законом, федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», о котором речь пойдет ниже. Поскольку законодатель ограничил максимальный размер пенсии.

Так, согласно ст. 18 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии (25 для мужчин, 20 для женщин), устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии. Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.

Согласно телетайпограмме Минтруда РФ от 24.07.2001 N 5489-ВЯ, ПФ РФ от 25.07.2001 № ЛЧ-06-32/6084 «О перерасчете пенсий и расчете компенсационных выплат» минимальный размер пенсии с 01.08.2001 составляет 185,32 руб.

Таким образом, максимально возможный размер пенсии составляет 185,32 х 3 х 1,2= 667,15 руб.

Установленный рассматриваемым законом порядок выгодно применять при подсчете трудового стажа, поскольку только этим нормативным актов разрешается включать следующие периоды помимо работы:

— службу в составе Вооруженных Сил бывшего СССР (ст. 90 Закона). Более того, при подсчете трудового стажа для назначения пенсии по старости на общих основаниях военная служба по призыву включалась в двойном размере;

— обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой (ст. 91 Закона);

— проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства (ст. 92 Закона);

— выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства (ст. 92 Закона);

— и другие периоды.

Расчет пенсии по федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».


В период с 01.01.2002 по 31.12.2014 действовал иной пенсионный порядок, установленный федеральным законом № 173-ФЗ.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательным условием является наличии не менее пяти лет страхового стажа (учитываемая при определении трудовой пенсии суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы, а также иных периодов, засчитываемых в трудовой стаж).

В основе установленной пенсионной формулы основным показателем становится расчетный размер пенсии (РП). Он зависит от:

1) коэффициента среднемесячной заработной платы, ограниченного максимумом 1,2. Данные коэффициент определяется как частное от деления Вашего среднемесячного заработка (ЗР) к заработной плате в РФ за тот же период (ЗП). Проблемы возникают в том случае, когда не удается документально подтвердить размер заработка в течение пяти лет до 2002 года либо в период с 01.01.2000 по 31.12.2001 годы;

2) от стажевого коэффициента, равного 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

При этом при расчете размера пенсии учитывается среднемесячная заработная плата в РФ за третий квартал 2001 г. для исчисления и увеличения размеров пенсий, утвержденной Правительством РФ (СЗП = 1671 руб.). Ее размер не меняется и един для все будущих пенсионеров.

С учетом изложенного, максимальный размер пенсии на 01.01.2002 составляет:

РП = 1671 х 1,2 х 0,75 = 1503 руб.

Согласно Закону, пенсия включает две части:

1) базовая часть – 450 руб.;

2) страховая часть – 1053 руб.

В дальнейшем высчитывается пенсионный капитал, который зависит от страховых взносов за период с 01.01.2002 по 31.12.2014.

Если их не было, происходит индексирование базовой и страховой частей пенсии. Если страховые взносы начислялись, их также индексируют как страховую часть пенсии.

Далее учитываем так называемую валоризацию, применяемую с 01.01.2010.

Ее размер устанавливается в соответствии со статьей 30.1 пункта 1 Федерального закона 173-ФЗ: 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона (до 1.01.2002 г.) и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

Так, мужчина может уйти на пенсию с 60 лет. С учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года максимальный размер валоризации составит 41%.

Другими словами, увеличение рассчитывается как произведение страховой части пенсии на процент валоризации. При этом следует учитывать, что в страховую часть не входят страховые взносы.

Проведем индексацию и увеличение пенсии в соответствии с законом, без начисления страховых взносов.

Размер пенсии на 01.01.2002 1503 руб.

Страховая часть – 1053 руб., базовая часть – 450 руб.

Валоризация 41%. Увеличение = 3873,38 х 0,41 = 1588,09

Таким образом, в случае, если пенсионер официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 31.12.2014 года составит 12246,12 руб.

Если в указанный период страховые взносы начислялись, размер пенсии будет увеличен в установленном законом порядке.

Рассчитываем пенсию по федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»


С 01.01.2015 вновь кардинально изменилось пенсионное законодательство. Пенсионная система включает в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение.

Здесь речь пойдет только об обязательном пенсионном обеспечении, которое представляет собой отложенную часть заработка, которая выплачивается при наступлении страхового случая, включая достижение пенсионного возраста. Именно поэтому Пенсионный Фонд России пропагандирует идею, согласно которой, чем больше средств направлено на будущую пенсию в течение трудовой деятельности, тем выше пенсия. Но не все так очевидно.

Пенсия по старости сегодня называется страховой пенсией – ежемесячная денежная в целях компенсации лицам заработной платы и иных выплат, утраченных с наступлением нетрудоспособности по старости.

Если ранее пенсия включала в себя страховую часть и базовую часть, то согласно новому закону страховая пенсия по старости состоит из страховой части и фиксированной выплаты.

С 01.01.2015 размер пенсии напрямую зависит от официальной заработной платы работника. Поскольку именно от нее зависит, какие сведения предоставит работодатель о застрахованном лице в Пенсионный Фонд России и какие он перечисляет страховые взносы.

Общий тариф страхового взноса составляет 22% от годового фонда оплаты труда работника в пределах законодательно установленной суммы (в 2018 – 991 000 руб.). С величины, превышающей данный размер работодатель уплачивает взносы по тарифу 10%. При этом нужно учитывать:

1) на формирование страховой пенсии идет только 16%, а 6% направляется на формирование фиксированной выплаты. Однако в тех случаях, когда гражданин воспользовался правом выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, 10% направляются на страховую часть, 6% — на накопительную часть; 6% на фиксированные выплаты;

2) в 2014-2019 годах все средства страховых взносов (16%) направляются на формирование только страховой пенсии независимо от ранее выбранного гражданином варианта пенсионного обеспечения.

Основания получения страховой пенсии по старости закреплены в ст. 8 Федерального закона: право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательными условиями являются наличии не менее 15 лет страхового стажа и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В связи с тем, что пенсионная реформа реализуется поэтапно, при выходе на пенсию в 2018 году необходимо, помимо достижения пенсионного возраста, иметь страховой стаж 9 лет и 13,8 пенсионных баллов (величина индивидуального пенсионного коэффициента).

Расчет пенсии по новому закону следует разделить на две части.

1. Перевод ранее начисленного размера пенсии.

С учетом положений ч. 1 ст. 34 Федерального закона величина индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионные баллы) до 01.01.2015 определяется исходя из размера страховой части пенсии, деленной на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015, указанную в ч. 10 ст. 15 Федерального закона, т.е. 64,10 руб.

В соответствии с нашим примером, по состоянию на 31.12.2014 года пенсия составляла 12246,12 руб., включая страховую часть – 8335,78 руб.

Если в пенсионных баллах, то 130,04 (8335,78 / 64,1 = 130,04).

В тех случаях, когда идет речь о пенсионере, то размер пенсии продолжает индексироваться.

Размер пенсии на 31.12.2014 – 12246,12 руб.

Страховая часть – 8335,78 руб., базовая часть – 3910,34 руб.

Таким образом, для пенсионера, который официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 01.01.2018 года составит 15578,64 руб.

2. Расчет пенсии, формируемой с 01.01.2015.

Страховая пенсия по старости формируется по формуле:

Пенсионные баллы х Стоимость пенсионного балла + Фиксированная выплата

Оценить преимущества либо недостатки нового пенсионного законодательства можно на простых примерах.

При зарплате в 2017 году 10 000 руб. (годовой заработок 120 000 руб.) на страховую пенсию направляется 19 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 1,37 ((19200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 107,65 руб. (1,37 х 78,58 = 107,65; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 8212,4 (107,65 х 30 + 4982,9 = 8212,4; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 15 000 руб. (годовой заработок 180 000 руб.) на страховую пенсию направляется 28 800 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 2,05 ((28800 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 161,09 руб. (2,05 х 78,58 = 161,09; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 9815,6 (161,09 х 30 + 4982,9 = 9815,6; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 35 000 руб. (годовой заработок 420 000 руб.) на страховую пенсию направляется 67 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 4,79 ((67200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 376,4 руб. (4,79 х 78,58 = 376,4; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 16274,9 (376,4 х 30 + 4982,9 = 8000,3; страховая часть плюс фиксированная выплата).

При этом законодатель установил максимальное количество пенсионных баллов, которые можно начислить за год – 10 (но поэтапно, так в 2018 году – 8,7). Это означает, что в 2018 году доходы свыше 862 170 руб. (71 847,5 руб. ежемесячно) не повлекут увеличения страховой пенсии по старости.

Выводы

Изменения пенсионного законодательства направлены не только на защиту интересов пенсионеров, но и государственных интересов. Сегодня для ухода на пенсию по старости необходимо не только работать официально, но и получать определенную зарплату, чтобы иметь необходимый страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент. В противном случае, граждане после достижения пенсионного возраста не смогут рассчитывать на страховую пенсию, а для получения социальной пенсии нужно будет ждать еще 5 лет.

Фото: ТАСС

НПФ заплатят за гарантии

На днях Банк России сообщил о том, что первые шесть негосуд​арственных пенсионных фондов были приняты в систему гарантирования накоплений. Среди них крупнейшие фонды: Промагрофонд, «Благосостояние ОПС», НПФ «Сбербанка». По оценкам ЦБ, суммарные активы принятых в систему гарантирования фондов составляют 422,5 млрд руб., или 38% всех накоплений НПФ. Уже в следующем году они начнут отчислять взносы в специальный фонд АСВ, за счет средств которого будут осуществляться выплаты клиентам обанкротившихся НПФ.

Список фондов, вступивших в систему гарантирования, будет пополняться. Сейчас на рассмотрении у регулятора находятся ходатайства 39 НПФ. Под управлением фондов, решивших войти в систему гарантирования, находится свыше 90% пенсионных средств НПФ. «Мы рассчитываем, что благодаря взносам фондов в систему гарантирования с 2017 года будет создана необходимая подушка для гарантирования сохранности пенсионных накоплений», – сообщил на пресс-конференции директор департамента коллективных инвестиций и доверительного управления ЦБ Филипп Габуния.

Таким образом, с одной стороны, регулятор сигнализирует рынку, что начавшаяся два года назад реформа пенсионной отрасли будет продолжаться, с другой – сам факт создания подобного «страхового фонда» для НПФ означает, что ЦБ предвидит возможные проблемы у участников пенсионного рынка. Создание фонда очень своевременно: из-за обвала рубля и повышения ключевой ставки многие НПФ, в портфелях которых находились ОФЗ и корпоративные облигации, в этом году могут понести существенные потери.

Решить проблемы фондов помогла бы переоценка облигаций по цене покупки или по стоимости на 31 октября 2014 года. Аналогичное послабление регулятор уже сделал для банков, фактически введя мораторий на отрицательную переоценку их инвестиций. Однако принять такое решение должен Минфин. «Надеемся, это будет сделано в самое ближайшее время», – сказал Габуния РБК.

В 2013 году пенсионный возраст, который на тот момент составлял 65 лет, привязали к средней ожидаемой продолжительности жизни. В результате к 2018 году возраст выхода на пенсию в стране составил 66 лет и четыре месяца. С 2007 года был предусмотрен ранний выход на пенсию — условиями для него были возраст не менее 55 лет и выплаты пенсионных взносов в течение 30 лет. В 2012 году действие этого правила приостановили, а в 2015 году вновь запустили, изменив условия: теперь на раннюю пенсию могут рассчитывать люди не моложе 60 лет при условии выплат взносов в течение 40 лет.

В чьих руках будущие пенсии

Другой, не менее существенный риск для пенсионной индустрии – высокая концентрация активов. 2014 год с полным основанием может быть назван годом пенсионного M&A. В четверг, 25 декабря, завершилась одна из крупнейших сделок на рынке: инвестиционный холдинг Бориса Минца O1 Group приобрел 100% акций НПФ «Благосостояние ОПС». Кроме того, O1 Group контролирует НПФ «СтальФонд» и НПФ «Телеком-Союз». Суммарные активы фондов под управлением компании превышают 154,6 млрд руб., а количество клиентов – 2,8 млн человек. В конце ноября также стало известно, что структуры банкира Анатолия Мотылева приобрели НПФ «Сберфонд РЕСО», активы которого составляли 16,3 млрд руб.


В течение 2014 года на рынке было закрыто еще несколько сделок по продаже крупных НПФ, в результате которых значительная часть накоплений НПФ оказалась под контролем нескольких финансово-промышленных групп. В их числе группа «Открытие», в структуру которой входят НПФ «Электроэнергетики» и НПФ «ЛУКОЙЛ-Гарант», совладелец Бинбанка Микаил Шишханов, бывший топ-менеджер АФК «Система» Евгений Новицкий, структуры уже упоминавшегося банкира Анатолия Мотылева, а также группа фондов, деятельность которых связана с «Газпромом».

Консолидация пенсионных активов в руках нескольких бизнесменов не осталась без внимания регулятора. Поэтому ЦБ решил ограничить возможность НПФ инвестировать в компании одной группы. Как сообщил Филипп Габуния, фонды смогут инвестировать в аффилированные компании не более 25% активов, при этом на депозиты банков, входящих в группу, НПФ смогут вложить до 10% активов.

1 октября 2013г.

«Вы можете сказать, что взяли и пенсионные накопления конфисковали - ничего подобного, мы их не конфисковываем, мы говорим, что обязательства граждан также будут формироваться, только в страховой части, на эти обязательства будут начисляться проценты такие же, как по общей системе. Поэтому для пенсионера это все равно его деньги, увеличенные на стабильный доход» («Интерфакс»).

24 декабря 2013г.

«Никто не собирается заниматься использованием средств накопительной части для финансирования расходов. Если вы посмотрите, у нас в этом году 243 млрд руб не направлены на расходы. Они зарезервированы и под них никакие обязательства не планируются. У нас есть жесткое понимание, что на эту сумму мы не будем производить никакие расходы» («Ведомости»).

От заморозки до ликвидации

С тех пор как зампред Пенсионного фонда Николай Козлов, выступая в октябре 2014 года на конференции в Ханты-Мансийске, проинформировал всех о том, что у государства не будет средств на формирование обязательных пенсионных накоплений граждан еще пять лет, казалось бы ничто не свидетельствует о том, что правительство может решиться на демонтаж пенсионной системы. Вместе с тем ситуация в российской экономике все хуже и хуже. Как признал во вторник, 23 декабря, глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, макроэкономический прогноз на 2015 год придется скорректировать. По последнему прогнозу МЭР, ВВП России сократится в 2015 году на 0,8%. По словам министра финансов Антона Силуанова, из-за снижения доходов дефицит бюджета в 2015 году может оказаться существенно выше запланированных 0,6% ВВП.

Это может вынудить власти снова прибегнуть к опробованному властями способу экономии: изъятию взносов работодателей, перечисляемых на накопительную часть пенсии в пользу ПФР. В начале декабря 2014 года президент России Владимир Путин подписал закон о продлении на 2015 год моратория на перечисление пенсионных накоплений в УК и НПФ. В результате будущие пенсионеры второй год подряд не получили на свои накопительные счета денег, зато расходы бюджета на покрытие дефицита ПФР уменьшились на 307 млрд руб. В 2013 году за счет аналогичного маневра власти сэкономили 243 млрд руб., правда, эти средства были заморожены и вернутся фондам, которые войдут в систему гарантирования, в 2015 году. Все эти деньги пошли на текущие выплаты пенсионерам. Потеряли будущие пенсионеры и в целом российская экономика: ведь если бы не «заморозка», эти деньги были инвестированы в акции и облигации компаний. Возможно, это позволило бы избежать кризиса на рынке долговых заимствований и, как следствие, избежать убытков самих НПФ.

Вероятность того, что по итогам года фонды будут вынуждены зафиксировать убытки, очень высока, поскольку многие инвестировали в долговые инструменты. ОФЗ сейчас торгуются ниже номинала, а на рынке корпоративного долга начались дефолты. В начале декабря дефолт по оферте биржевых облигаций допустила «ЮТэйр». Доля бумаг авиакомпании в портфелях НПФ оценивается в 5%. Как списывать этот убыток, управляющие пенсионными деньгами пока не знают.

Вопрос низкой по сравнению с инфляцией доходности, которую показывают УК и НПФ, всегда был одним из главных аргументов для представителей социального блока правительства, выступавших за отмену пенсионных накоплений. Если их точка зрения возобладает, то уже в следующем году нас ожидает возврат к распределительной схеме выплат пенсий.​​

Читайте также: