Почему чиновникам пенсия начисляется не как остальным людям

Опубликовано: 01.05.2024

С 2019 года в нашем государстве работает новая пенсионная реформа. Гражданам России приказали жить и отсрочили выход на отдых на пять лет. Пенсионерам, которые работают перестали индексировать выплаты. Как говорилось в известном произведении Джорджа Оруэлла: «Все животные равны, но некоторые животные равнее других». Афоризм подтверждает то, что отдельно находятся «сословия», у которых пенсионные гарантии реформа почти не коснулась.

По данным Росстата, в 2020 году средний размер пенсий по старости для неработающих пенсионеров в России составляет 15 878 тыс. рублей. Из чего складывается среднее значение?

Кому-то может показаться невообразимым, что в советские времена не было больших различий между пенсиями высших должностных лиц страны, работников правоохранительных органов и других граждан. А сегодня премьеры, спикеры Госдумы и сенаторы, министры и депутаты, уходя на пенсию, сохраняют большую часть своего дохода. Бывшим президентам гарантировано пожизненное содержание в размере 75% от зарплаты действующего главы государства. Процентную привязку пенсий госслужащих к зарплатам законодательно закрепил президент России Борис Ельцин в 1995 году.

«Неравенство в пенсиях госслужащих, лиц, замещающих госдолжности, и остальных граждан в России возникает из-за доплат, которые появились еще в 90-х. Цель инициативы тогда была – наоборот, понизить пенсионный возраст, чтобы ускорить выход на заслуженный отдых приближающихся к почетному возрасту высших должностных лиц, чтобы без проволочек и оперативно освобождать места для новых кадров. Стимулировать этот процесс решили таким вот образом – гарантированной высокой пенсией», – рассказывает о возникновении привилегий в пенсиях чиновников директор Центра технологий госуправления РАНХиГС Владимир Южаков.

Позже ввели возможность при помощи спецраспоряжений переносить сроки ухода на заслуженный отдых отдельных, еще востребованных служащих, достигших пенсионного возраста, а теперь отпала и высокая потребность в замещении кадров, считает эксперт.

Пенсии в цифрах

Так сколько же будут получать нынешние высшие чиновники, когда уйдут со своих постов? В расчетах помог разобраться ведущий аналитик QBF Олег Богданов.

Экс-премьеры, как и другие бывшие высшие чиновники, по достижению пенсионного возраста могут рассчитывать на трудовую пенсию 17-18 тысяч рублей. Но эта устойчивая часть – лишь меньшая доля в их ежемесячном обеспечении. Все экс-премьеры претендуют на доплату к пенсии в размере 55-75% от зарплаты действующего председателя правительства. Минимальную доплату получают проработавшие на госдолжностях от 1 до 3 лет, максимальную – более 3 лет. Не полагаются доплаты премьерам и другим высшим чиновникам, трудившимся менее года.

Согласно последней обнародованной Декларации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов Правительства РФ, среднемесячный доход премьер-министра Д. Медведева в 2018 году составлял 826,5 тыс. руб., соответственно все экс-премьеры могут претендовать на ежемесячные выплаты в диапазоне 454-619 тыс. рублей. Сведения по зарплате Михаила Мишустина в должности председателя правительства еще не публиковались. Теоретически на премьерскую надбавку к пенсии претендуют восемь человек: 68-летний Сергей Степашин, 78-летний Виктор Зубков, 62-летний Михаил Касьянов, а 69-летний Михаил Фрадков продолжает занимать госдолжность, поэтому пока доплату к пенсии не получает.

Пенсии руководителей палат парламента

Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» №3 ФЗ от 1994г. фактически приравнивает спикеров обоих палат к премьерскому статусу, в том числе по объему социальных гарантий и пенсионного обеспечения.

На 75% от зарплаты могут рассчитывать председатели Совета Федерации и Госдумы: 71-летняя Валентина Матвиенко, 65-летний Сергей Нарышкин, в нескором будущем – Вячеслав Володин. У всех стаж работы в этой должности больше 3 лет. Но все же пенсии спикеров палат парламента должны быть меньше премьерской – трудовая часть их пенсии поглощается доплатой, а не суммируется с ней. На премьерскую доплату к пенсии сегодня формально могут претендовать экс-председатели Совета Федерации 75-летний Владимир Шумейко, 83-летний Егор Строев, экс-спикеры Госдумы 73-летний Иван Рыбкин и 69-летний Борис Грызлов.

Пенсии министров

Для министров действует другая система расчета пенсий. В отличие от экс-президентов, экс-премьеров и бывших глав нижней и верхней палат парламента, чья пенсия более чем в половинной доле привязана к зарплате действующих высших должностных лиц, пенсия министров скорее привязана к стажу. Главам министерств помимо трудовой пенсии 17-18 тысяч рублей тоже положена доплата в 55-75% от вознаграждения действующего министра. Но чтобы ее заработать, удержаться в кресле министра надо минимум три года, для максимальной надбавки – более 6 лет. Так, денежное вознаграждение министра сегодня составляет 840 тысяч руб. в месяц, соответственно, те, кто пробыл министром от 3 до 6 лет, получает 55% от его зарплаты. Проработавший министром от 6-10 лет, получает максимальные 75% к пенсии, то есть 630 тысяч рублей.

Депутатские пенсии

Депутаты и сенаторы на законодательном уровне приравнены к федеральным министрам. Их зарплата в 2020 году приблизилась к 400 тысячам рублей, что в 10 раз выше средней зарплаты по стране.

Пенсия президента

Бывшему президенту России, отошедшему ото всех государственных должностей гарантируется пожизненное содержание из расчета 75% от зарплаты действующего главы государства – в настоящее время это более 536 тыс.руб. (Согласно «Сведениям о доходах, имуществе, принадлежащем Президенту Российской Федерации на праве собственности, вкладах в банках, ценных бумагах, обязательствах имущественного характера», опубликованном на официальном сайте Кремля, среднемесячный доход президента Владимира Путина составляет 720 тысяч руб.). На такие же доплаты может претендовать и Дмитрий Медведев как бывший президент, он выходит на пенсию через 11 лет. В настоящее время в России нет бывших президентов-пенсионеров. Первому президенту СССР Михаилу Горбачеву с 1994 года назначена пенсия в размере 40 минимальных окладов труда.

Вопреки расхожему мнению, в правительстве Михаила Мишустина сегодня работающих пенсионеров можно перечитать по пальцам. К черте пенсионного возраста приближается заместитель председателя российского правительства – полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе 64-летний Юрий Трутнев. Из действующих министров пенсионного возраста достигли всего двое – глава МИД 70-летний Сергей Лавров и министр обороны 65-летний Сергей Шойгу. Самому премьеру Михаилу Мишустину 54 года. Самым молодым министрам – Александру Козлову (по развитию Дальнего Востока и Арктики), Антону Котякову (труда и социальной защиты), Ольге Любимовой (культуры) по 39 лет. Средний возраст российского правительства – 51 год.

На два года старше – нижняя палата Российского парламента. Средний возраст депутатов Госдумы седьмого (текущего) созыва – 53 года. Однако к пенсионному возрасту уже подобрались трое из восьми зампредов: 64-летний Александр Жуков, 69-летний Иван Мельников, 65-летний Алексей Гордеев.

Не молодеют, однако, лидеры системной оппозиции: Геннадию Зюганову – 76 лет, Владимиру Жириновскому – 74 года.

Не так много пенсионеров в губернаторском корпусе: глава Дагестана Владимир Васильев – 70 лет, глава Мордовии Владимир Волков - 65 лет, глава Красноярского края Александр Усс – 65 лет, глава Белгородской области Евгений Савченко - 70 лет, глава Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова – 64 года.

Значительно старше – верхняя палата российского парламента. Четверть всех членов Совфеда уже могли бы выйти на пенсию, не случись пенсионной реформы – их возраст перевалил за 60. Спикеру Валентине Матвиенко – 71 год. Из шести зампредов двое достигли пенсионного возраста – Галина Карелова ей 70 лет, 72-летний Юрий Воробьев.

Все перечисленные слуги и избранники народа пока предпочитают пенсиям работу, но после выхода на заслуженный отдых их доходы снизятся минимально.

«Высшие должностные лица у нас хоть и граждане России, но порядок пенсионного обеспечения предусмотрен для них особый, отдельными актами они вывели себя в отдельную когорту пенсионеров. Своя рука – владыка, как говорится. На отдых по возрасту уходят с 55-75% от уровня денежного содержания на момент выхода на пенсию. На мой взгляд, это совершенно неправильно, не должно быть никаких особых условий для госслужащих, - комментирует экономист Игорь Николаев. - Во-первых, нарушается единство системы государственного пенсионного обеспечения. Ввели балльную систему для россиян, тогда пусть всё - и чиновники, и номенклатура тоже получают свои пенсии в общем порядке. Более высокая пенсия им, итак, будет выплачиваться за счет прежних более высоких зарплат, и не нужно дублировать здесь поощрения по одному и тому же параметру (параметру «высокая зарплата». Во-вторых, необоснованное, чудовищное неравенство всегда снижает авторитет власти. И судя по тому, что пенсии высших должностных лиц и особый порядок их начислений у нас стараются не афишировать, наверху это прекрасно понимают».

История вопроса

Как же образовалась пропасть в пенсиях у высших чиновников и всех остальных граждан, даже тех же бюджетников, только нижнего и среднего звена? И что сегодня делать с этой «ошибкой прошлого»?

У этого вопроса – долгая история, комментирует доктор экономических наук, профессор, член правления Института современного развития Евгений Гонтмахер

– Опускаем военную службу (там своя отдельная система) и сосредотачиваемся на гражданских служащих – министры, сенаторы, депутаты. На самом деле, все они при достижении пенсионного возраста точно также, как и все остальные граждане получают обычную страховую пенсию, которая зависит от заработка – это в среднем 14-15 тысяч рублей по стране. Пропасть возникает из-за целого ряда надбавок, которые зависят от категории службы, оклада, стажа, наград и так далее.

Законодательно доплаты были закреплены в 90-ые годы при Борисе Ельцине, до этого, в советское время, чиновники всесоюзного и республиканского уровня получали персональные пенсии, которые были всего в 2-3 раза выше пенсий сограждан. Персональные пенсии были связаны с работой в КПСС и других органах тогдашней власти и были отменены как класс с исчезновением СССР. В 90-ые годы, когда топ-менеджмент и коммерсанты стали впервые иметь довольно высокие доходы, их доходы в те годы влегкую могли достигать $5-10 тыс. в месяц, встал вопрос – а как привлекать на госслужбу квалифицированные кадры и стимулировать их работу? Работа на госслужбе не считалась престижной. Перспективные люди скорее шли в бизнес или уезжали за границу. Сами зарплаты были реально низкими, их особо не повышали, рассказывает профессор, сам работавший в то время в экономическом блоке советского правительства.

Как решать этот кадровый вопрос?

В 90-ые годы вышли первые указы Ельцина о доплатах к пенсиям госслужащих, в том числе высшим должностным лицам. Госслужащий получал право на существенную надбавку к пенсии, если он отработал на государство не менее 15 лет и ушел на заслуженный отдых со службы. Это был своего рода хороший отложенный бонус. Хотя тех, кто получает эти надбавки не так и много – несколько десятков тысяч человек. По образцам федерального центра подкорректировали пенсии и для чиновников в регионах. Как эпидемия, в 2000-х это пошло по всей стране. Вдобавок Управделами Президента сохранило "кремлевскую медицину" - хорошее бесплатное медицинское обслуживание для федеральных госслужащих.

В тучные 2000-е было принято решение ощутимо повышать зарплату госслужащим, особенно чиновникам высшего и среднего уровней. Сегодня в типовом министерстве его руководитель получает зарплату раз в 10 выше специалиста этого же ведомства низшего звена. По мере продвижения по службе зарплата растет экспоненциально. Почему было принято такое решение? Доходы от нефти и газа увеличились, у государства появилась возможность предложить конкурентную в сравнении с коммерческим сектором зарплату.

«Вот здесь была сделана ошибка. В тот момент было политически неверным шагом оставлять ельцинскую систему надбавок к пенсиям высших должностных лиц и других чиновников. Ведь зарплаты руководителей выровнялись по своему уровню с высшим звеном бизнес-сектора и стимулировать больше стало нечего. В отличие от 90-х госслужба считается престижной, молодые люди мечтают поступить на нее. Стабильность, даже в любой кризис, в любой коронавирус, продвижение по карьерной лестнице, обрастание знакомствами, возможность со службы уйти на хорошее место в бизнесе благодаря этим связям. Поэтому дополнительные пенсионные стимулы уже не нужны. Надо пенсионные «бонусы» отменять», –подчеркивает Гонтмахер.

При выходе на пенсию высшие чиновники из-за своих высоких зарплат –а это сотни тысяч рублей в месяц – и без того гарантированно получают свою трудовую часть в 25-30 тысяч, что в 2 раза выше, чем в среднем остальные граждане. Но раз долгие трудовые годы твоя зарплата в десятки раз выше зарплат остальных людей, раз у тебя льготы, наверно, ты можешь откладывать со своей огромной зарплаты и на достойную старость? Можно просто посчитать. Если у вас зарплата несколько сотен тысяч рублей в месяц, к пенсии можно обрасти недвижимостью, например, двумя квартирами – одну из них на пенсии можно сдавать. Плюс, у вас наверняка есть сбережения. Если автомобиль – служебный, жилье – тоже, а у высших чиновников еще и в собственность несложно бесплатную квартиру получить, на всё это дело ты не тратился, ипотеку полжизни не платил, значит, миллион долларов вполне мог накопить. Если положить их на депозит даже под один процент в год – это $10.000 в год процентов или 50-60 тысяч рублей надбавки к пенсии ежемесячно. Простейшее управление своими доходами во время трудовой жизни позволяет высшим чиновникам легально накопить на достойную старость.

Как устранить неравенство в пенсиях?

«Как было бы логично, на мой взгляд, поступить? Необходим своего рода общественный договор. Сейчас зарплата у высших должностных лиц - несколько сотен тысяч рублей в месяц. Вообще-то она соразмерна той ответственности и тем функциям, которые они должны выполнять, я опускаю сейчас дискуссию о качестве работы нынешней Госдумы или кабмина. Но в соответствии с теми функциями, которые выполняются на этих должностях – ненормированный рабочий день, интенсивный труд, публичность и так далее – эти цифры вполне адекватные. Но, в конце концов, вместо надбавок государство за счет того же бюджета вполне могло бы своих служащих через негосударственные пенсионные фонды (НПФ) застраховать. Вы выходите на пенсию – получаете свою обычную трудовую пенсию и дополнительно страховую выплату из НПФ, которая обеспечена взносами государства и отчислениями из зарплаты самого чиновника. Вот вам и вполне достойная пенсия», - комментирует эксперт.

Пока же реализуется сценарий плохой. Высшие должностные лица выходят на пенсию с трудовой частью (ту, что получают все пенсионеры) + 55-75% от должностного оклада. К этому положены еще другие надбавки. Очень многое здесь делается в ручном режиме. Министр отработал на своей должности несколько лет и на пенсии может получать 200-250 тысяч рублей в месяц.

Обычные пенсионеры, те кто отработали по 25-30 и более лет, остро ощущают это неравенство. Вопрос: «А за что они получают такие пенсии?» витает в воздухе. Людей эта несправедливость очень дразнит. После 2014 года Президент урезал зарплаты чиновникам на 10%, а надо было бы лучше доплаты к пенсиям убрать – с точки зрения общественного мнения это было бы оценено. Принятие решения об отмене пенсионных надбавок высшим должностным лицам и прочим чиновникам – вопрос чисто политический, считает Гонтмахер.

Дмитрий Кузьмин

В отличие от индивидуальных предпринимателей, плательщики налога на профессиональных доход не обязаны платить пенсионные взносы. С одной стороны, это привлекает людей с нерегулярным доходом: если нет заработка, то и платить государству ничего не нужно. С другой стороны, это же и отталкивает. Бытует мнение, что самозанятые останутся без пенсии вообще. Но это не совсем так.

Давайте попробуем разобраться, на какую пенсию точно могут рассчитывать плательщики налога на профессиональный доход, как им заработать на нормальное пособие и какими лайфхаками воспользоваться, чтобы и самозанятым быть, и пенсию нормальную получать.

Какие пенсии есть в России

Сейчас в России есть несколько видов пенсий. Самая простая и маленькая — социальная. Ее получают инвалиды, сироты, дети, потерявшие кормильца. Социальная пенсия положена и по старости — мужчинам с 70 лет, женщинам с 65. Как говорят в Пенсионном фонде РФ, «факт оплачиваемой трудовой деятельности на выплату социальной пенсии не влияет».

Размер социальной пенсии по старости — 5 606,15 руб. в месяц.

Вы можете всю жизнь не работать официально или быть самозанятым, но всё равно получите такую пенсию.

  • Еще есть страховая пенсия, которая относится только к участникам пенсионного страхования. Хотя её тоже называют пенсией по старости, просто без слова «социальная». Обычно она больше и наступает раньше. Чтобы её получить, нужно соблюсти сразу несколько условий:
  • Достичь определенного возраста. Сейчас это 65 лет для мужчин и 60 для женщин.
  • Накопить минимальный трудовой стаж.
  • Заработать нужное количество пенсионных баллов. Баллы зависят от зарплаты, начисляются за трудовой стаж, уход за ребенком или нетрудоспособным гражданином, военную службу — весь перечень перечислен в ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Сейчас норма для выхода на пенсию — минимум 15 лет стажа и 30 баллов.


Вот перечень исключений — тех, кто может выйти на пенсию раньше и накопить меньше баллов.

Размер страховой пенсии зависит от количества баллов и стажа и рассчитывается для каждого конкретного человека, но он точно будет больше социальной пенсии. Узнать, сколько у вас стажа и баллов, можно с помощью портала Госуслуг.

Страховую пенсию самозанятому просто так не дадут.

Как самозанятому получить страховую пенсию

Сейчас есть два варианта, оба законные. Суть в том, что самозанятому нужно как-то накопить на своем индивидуальном пенсионном счете трудовой стаж и пенсионные баллы.

Работать и быть самозанятым одновременно

Вы можете устроиться на работу — закон не запрещает совмещать обычную трудовую деятельность и самозанятость. Если вас берут на работу официально, по трудовому договору, то вы становитесь участником обязательного пенсионного страхования.

Взносы в пенсионный фонд, которые затем «превращаются» в баллы, будет платить работодатель. Также будет начисляться и стаж.

Если вы работаете по трудовому договору, то налоги с вашей зарплаты тоже платит работодатель — это НДФЛ, 13 %. Деньги, которые вы получаете от него, не нужно проводить через приложение для самозанятых и выдавать чек — иначе система подумает, что это ваш дополнительный доход, и насчитает ещё налог.

С зарплаты налог платит работодатель. Дополнительный доход — это самозанятость, вы выписываете чеки. Пенсионные баллы и стаж копятся без вашего личного участия.

Платить самому

Это называется добровольным пенсионным страхованием — вы можете докупить себе стажа и пенсионных баллов, если хотите получать в старости страховую пенсию.

Как начать платить за будущую пенсию

Платить нужно до 31 декабря того года, который хотите использовать в пенсии. Если хотите, чтобы 2020 год засчитали как трудовой стаж, заплатить нужно до 31 декабря 2020 года.

Подайте заявление

Чтобы стать участником программы добровольного пенсионного страхования, нужно подать заявление в Пенсионный фонд:

  • Можете распечатать установленную законом форму, заполнить её и отнести в ПФР вашего региона.
  • Либо можно сделать это через приложение «Мой налог» для самозанятых, автоматически.


В приложении нажимайте «Прочее», потом «ПФР» — это доступ к регистрации в добровольной программе.

Сколько нужно платить

У обычных граждан сумма добровольного взноса за год стажа зависит от МРОТ. Для самозанятых устанавливаются особые ставки — в 2020 году это 32 448 руб.

Уточнить актуальную стоимость можно в отделении ПФР или в приложении «Мой налог» — нужную сумму за год стажа сервис покажет после регистрации в программе. Платить взносы можно сразу всей суммой или разделив её на любые части. Если заплатите ниже фиксированной суммы, в стаж зачислят пропорциональный период.

Как переводить деньги

Реквизиты для квитанции на оплату можно сформировать через электронный сервис ПФР. Платить можно через приложение «Мой налог», с банковской карты.

Еще один вариант — стать ИП

Если вы платите раз в год всю фиксированную сумму за добровольное страхование пенсии, возможно, вам будет дешевле перейти на ИП. Например, на упрощенную систему налогообложения — там тоже нет проблем с бухгалтерией, а если работаете только с организациями, можно не покупать кассу и платить те же самые 6 % налога.

Но самое главное — индивидуальные предприниматели могут уменьшить налог на сумму обязательных взносов — и пенсионных, и медицинских.

Вот как это работает, на примере. Допустим, вы работаете только с юридическими лицами. Зарабатываете в пределах 100 000 в месяц. Общий годовой доход — 1,2 млн руб.

Как самозанятый вы заплатите 72 000 руб. налогов и 32 448 руб. за добровольное пенсионное страхование. Итого — 104 448 руб. за год.

Как ИП — налоги те же самые, 72 000 руб. Взносы составят — 40 874 руб. фиксированных плюс 1 % сверх 300 000 в ПФР — это ещё 9 000 руб. Итого — 49 874 руб. Но взносы идут как вычет, поэтому платим только налоги — 72 000 руб. в год.

Нельзя сказать, что быть ИП всегда выгоднее, в том числе для получения пенсии. Как минимум всё зависит от регулярности дохода. Если вы используете самозанятость как подработку, лучше оставить всё как есть и платить взносы. Или вовсе найти работу с «белой» зарплатой.

В любом случае, перед участием в добровольной пенсионной программе, всё внимательно посчитайте. Может быть, выгоднее будет стать ИП, найти обычную работу, инвестировать эти деньги или просто положить их банк.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

В сентябре Госдума одобрила повышение пенсионного возраста в третьем чтении. Законопроект утвержден Советом Федерации и президентом. Между тем в обществе всё еще раздаются призывы лучше бороться с коррупцией или выплачивать пенсии из доходов нефтегазового сектора вместо того, чтобы повышать пенсионный возраст. Давайте разбираться, может ли это решить проблему. Для начала желательно изучить доходы и расходы Пенсионного фонда России (ПФР) и федерального бюджета.

Важные цифры

К ним мы сегодня будем не раз обращаться:

  • 36,311 млн. человек получают страховые пенсии по старости, то есть те, которые в народе зовут просто пенсиями
  • 13,8 тыс. рублей - размер средней страховой пенсии по старости.

Доходы и расходы ПФР

Основной источник доходов ПФР - поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. То есть те взносы, которые делаем мы с вами или делают за нас работодатели. За 2017 год взносов поступило на 4,48 трлн. рублей. Это составило 54,2% от всех доходов ПФР.

А денег только на страховые пенсии 39,786 миллионам человек нужно 6,378 трлн. рублей.

Взносы работающих людей покрывают только 70% выплат страховых пенсий.

То есть тех денег, которые мы с вами отчисляем в ПФР, уже не хватает на выплату пенсий. Если бы пенсионный возраст не подняли, дальше из-за увеличения числа пенсионеров и низкой рождаемости, дефицит взносов продолжал бы расти.

Таким образом, на страховые пенсии сейчас не хватает почти 2 трлн. рублей.

А ведь в бюджете ПФР еще нужно предусмотреть:

  • 488,7 млрд. - средства на социальные выплаты, включая ежемесячные денежные выплаты федеральным льготникам, на которые нужно 396 млрд. рублей
  • 330,2 млрд. - деньги на выплату материнского капитала
  • 438,6 млрд. - на пенсии по государственному обеспечению
  • 342,1 млрд. - на различные доплаты к пенсии

Здесь указаны только самые крупные статьи расходов. Суммарно бюджету ПФР требуется еще 1,6 трлн. рублей (помимо доплаты на соцпенсии).

Общая нехватка денег в ПФР в 2017 году - почти 3,7 трлн. рублей.

Расходы ПФР в 2017 составили 8,32 трлн. рублей. То есть потрачено на много больше, чем получено.

Но все эти деньги исправно выплачиваются. Откуда, если доходов ПФР не хватает?

Трансферты из федерального бюджета

В 2017 году в ПФР поступило 3,68 трлн. рублей из федерального бюджета. Это 44,5% от общего дохода ПФР. Часть денег поступила для покрытия нехватки доходов ПФР от взносов на страховые пенсии. Другая часть - потому что ПФР просто управляет этими деньгами, а сами расходы финансируются из бюджета, например, материнский капитал. Но факт остается фактом - из федерального бюджета на пенсии и прочие социальные обязательства в ПФР переведено почти 3,7 трлн. рублей. И это далеко не единственная социальная статья расхода федерального бюджета.

Типичные аргументы

Дальше давайте рассмотрим основные варианты, которые предлагают люди вместо повышения пенсионного возраста.

«Давайте брать деньги на пенсии из госбюджета»

Неактуально. Их уже оттуда берут.

Так, может, раз уже берут, и ничего ужасного не происходит, можно и больше брать?

Это не вариант. Причин несколько.

Во-первых, каждый год придется брать все больше.

Во-вторых, давайте посмотрим на доходы и расходы бюджета, насколько 3,68 трлн. рублей посильная сумма.

Доходы госбюджета за 2017 - 13,488 трлн. рублей.

Сегодня 27% или почти треть этих средств и так уходит в ПФР. А общий размер ассигнований, выделяемых на социальную политику в 2017 году составил 38,2%. Это самая большая статья расходов бюджета.

А на остальные расходы где будем деньги брать? О каком развитии экономики может идти речь, если мы будем увеличивать «социалку» из года в год? Без развития экономики мы не сможем получать медицинские услуги на приемлемом уровне, не будет нормального образования, рабочих мест будет не хватать и т.д. В конечном итоге опять больше всех пострадают как раз пенсионеры.

Федеральный бюджет и пенсия

«Давайте сократим все ненужные расходы»

Давайте посчитаем, что будет, если весь доход федерального бюджета за год потратить только на пенсии. В этом примере не будет никаких «лишних» расходов, никакой коррупции, ведь весь доход мы потратим только на пенсии.

Доход бюджета за 2017 год - 13,488 трлн. рублей, пенсионеров - 43,487 млн. человек.

Делим доход на число пенсионеров и на 12 месяцев. Получаем сумму 25 846 рублей.

То есть даже если мы не будем из бюджета ни копейки тратить

  • ни на дороги,
  • ни на здравоохранение,
  • ни даже на материнский капитал,
  • ни зарплату тем, кто пенсии доставляет,
  • ни на бензин для машин, на которых привозят пенсии,
  • ни на что-то еще,

пенсии вырастут не так сильно, как хотелось бы. Да, вырастут в 2 раза. Но до европейских, о которых некоторые мечтают, все равно далеко.

«Доходы нефтегазового сектора пускать на пенсии!»

Часть этих денег и так тратится на пенсии. Ведь федеральный бюджет доплачивает в ПФР 3,7 трлн. руб, а доходы госбюджета в значительной степени состоят из налогов от работы нефтяных и газовых компаний. Доходы от нефтегаза в 2017 году составили 5,05 трлн. рублей – это более трети поступлений в федеральный бюджет.

А денег на пенсии и прочие социальные обязательства ПФР потратил 8,32 трлн. рублей.

То есть денег от нефтегаза не хватило бы уже сейчас, и это при не самых низких ценах на нефть и газ.

И что делать, если тратить доходы от продажи нефти и газа на пенсии, а цены на энергоносители упадут? Что будет, когда нефть и газ закончатся? Тогда откуда деньги на пенсии брать? Выплачивать пенсии из этих денег - бомба замедленного действия, рано или поздно рванет, и плохо будет всем.

«С коррупцией лучше бороться надо!»

Надо. Здесь не поспоришь. Вот только найденных у одного человека 9 млрд. рублей хватило бы на полдня выплат пенсий. Понятно, что такой человек не один. Но чтобы год выплачивать пенсии нужно почти 800 таких человек. В моменте бы это решило проблему, но не в долгосрочной перспективе. Да и чтобы выручить деньги от продажи, скажем деликатно, слишком дорогого имущества таких людей, нужно чтобы это имущество кто-то купил. Кто? Если у всех олигархов имущество будут отнимать.

А еще с черными и серыми зарплатами тоже надо бороться. По разным оценкам из-за них ПФР недополучает около 2 трлн. рублей страховых взносов. Как раз примерно столько не хватает сейчас на выплаты страховых пенсий. И это бы серьезно улучшило ситуацию. Но проблемы с демографией никто не отменял. Через несколько лет все равно бы денег стало не хватать.

«ПФР лишить всех шикарных зданий!»

Во-первых, не везде они шикарные. В нашем городе (а я живу в провинции) здание ПФР небольшое, ему уже лет 20, и ремонта оно не видело давно. В большинстве небольших городов ситуация, думаю, такая же.

Во-вторых, в 2017 году на капитальное строительство и ремонт зданий ПФР ушло 1,83 млрд рублей. В 11 раз меньше, чем нужно на 1 день (!) выплат пенсий. И 0,0002% от годовых расходов ПФР. Так что как бы ни хотелось ругаться, глядя на порой необоснованно большие и дорогие здания, погоды они не делают. Хотя это не значит, что нужно продолжать их строить.

«На оборону надо меньше тратить»

1,021 трлн. рублей - потрачено на оборону в 2017 году.

8,320 трлн. рублей - на пенсии и социальные выплаты.

Разница в 8 раз в пользу пенсионеров.

Если не тратить на оборону ни копейки, а эти деньги отправлять на пенсии, каждый пенсионер получит прибавку менее чем 2 000 рублей в месяц. Неплохо, но стоит ли ради этого лишать страну обороноспособности?

Почему у нас все плохо с дорогами, медициной и образованием

Почему? Потому что мало денег на это выделяется.

Увы, но одна из причин - то, что 27% доходов федерального бюджета тратится на трансферт в ПФР.

И размер трансферта (3,68 трлн. рублей) превышает расходы на:

  • медицину - 261 млрд. рублей
  • образование - 447 млрд. рублей
  • дороги - 798 млрд. рублей
  • и даже оборону - 1021 млрд. рублей

Напоследок несколько цифр, на которых хочу заострить ваше внимание:

  • по сравнению с 2016 годом фиксированная выплата к страховой пенсии выросла на 246 с копейками рублей, с 4 558,93 рублей до 4 805,11 рублей. Крохотная сумма? Согласна. А давайте посмотрим, сколько денег для этого нужно найти в бюджете. Только пенсионеров, получающих страховые пенсии по старости в России 36,311 млн. человек. Умножаем 246 рублей на 12 месяцев и на количество человек. Получаем 107 млрд. рублей! Сами по себе 246 рублей - сумма небольшая, но если умножить ее на число пенсионеров, сумма получается огромной.
  • на то, чтобы в январе 2017 года выплатить всем работающим и неработающим пенсионерам всего по 5 тысяч рублей, понадобилось 220 млрд. рублей. На единоразовую выплату. То есть чтобы сейчас всем пенсионерам поднять пенсии на 5 т. рублей, нужно 2,64 трлн. рублей в год.
  • на ежемесячные денежные выплаты, которые назначаются ветеранам боевых действий, участникам и инвалидам ВОВ, инвалидам всех групп, детям-инвалидам и некоторым другим категориям граждан, было потрачено 396 млрд. рублей. Получателей этих выплат 15,4 млн. человек. Вы уже подумали, что каждый из них получает огромные деньги, ведь вон какую сумму на них выделили? Я сначала тоже так подумала. А потом калькулятор взяла. Оказалось, что средняя выплата всего 2 143 рубля в месяц. Всего-то! На самом деле размер выплаты в зависимости от категории получателя отличается в несколько раз. А пример я привела, чтобы вы убедились, что огромная сумма, поделенная на большое число человек, часто в итоге превращается в маленькую.
  • В 2017 году пенсии были в среднем увеличены на 590 рублей. На это понадобилось почти 282 млрд. рублей. Если к этой сумме прибавить 220 млрд. рублей, выделенные на единоразовую выплату 5 тыс. рублей, то получится, что на повышение пенсий в 2017 года потратили почти полтриллиона рублей.
  • Пенсионеров за 2017 год стало на 304 тысячи человек больше. Денег на пенсии только новым пенсионерам понадобилось почти 50 млрд. рублей. Небольшая сумма по сравнению с общими расходами ПФР. Но если такая тенденция сохранится, через 10 лет на пенсии в год нужно будет уже на полтриллиона рублей больше. И это без учета денег на ежегодные индексации.
  • 20 млрд. рублей - столько нужно на выплату пенсий в день.

Чиновники, депутаты, сенаторы, министры, вице-премьеры, первые лица — вся “королевская рать” российской политической системы принадлежит к группе тех людей, которые выходят на пенсию на особенных условиях. По сути, ситуация такова, что широко обсуждаемая пенсионная реформа готовится теми, кто по ней точно жить не будет.

Свои пенсионные гарантии российские чиновники сохраняют, также как и пожизненное иждивение у государства при выходе в отставку. Более того, размеры этих ежемесячных пособий равны получаемым чиновниками ранее зарплатам, которые, мягко говоря, выше среднего.

И если при разговоре о государственном иждивении судей есть резонный аргумент о неподкупности и защите от возможных покушений, что подразумевает охрану и особые пожизненные расходы на личную безопасность, то постоянно сменяемые депутаты, сенаторы и другие чиновники вряд ли успели нажить себе столько же врагов, сколько какой-нибудь судья регионального уровня.

Более того, деятельность большинства госслужащих вызывает у общества такие вопросы, что лучше бы они вообще ничего не делали.

Должны ли мы содержать чиновников, пренебрегая своими интересами? В ситуации, когда власть думает только о своей защите, нам всем пора подумать о себе и своем личном будущем, а не абстрактном государственном.

Пенсии президента, правительства и премьера

65-летнего главу государства Владимира Путина лично не волнует пенсионная реформа, проводимая правительством. Согласно действующему с февраля 2001 года федеральному закону о гарантиях вышедшему в отставку президенту и его семье, глава государства может в любом возрасте после прекращения своих полномочий имеет право пожизненно получать ежемесячное жалование в размере 75% от президентской зарплаты. Сейчас посчитаем, сколько составила бы пенсия у Владимира Путина, если бы в 2018 году он прекратил полномочия главы государства.


Фото: Родионов Владимир/ИТАР-ТАСС

За прошлый год Владимир Владимирович задекларировал 18 млн 728 тыс 268 рублей годового дохода. За прошлый год доход президента вырос вдвое, что пресс-секретарь Дмитрий Песков объяснил продажей земельного участка площадью 1500 кв. м., который был упомянут в предыдущих декларациях. Именно за счет этого доход российского лидера увеличился на 10 млн рублей.

Таким образом, мы получаем 8 млн 728 тыс 268 рублей чистого дохода, которые и будем считать президентской зарплатой. Следовательно, ежемесячное президентское жалованье у Владимира Путина в прошлом году составило примерно 727 тыс рублей (!).

Если бы Путин завтра ушел бы в отставку, то ему из федерального бюджета платили бы пожизненно 545,5 тыс руб/мес (!). Столько же уйдет на содержание 37 российских пенсионеров из расчета, что в среднем пенсия в России в прошлом году не поднималась выше 15 тыс рублей. И здесь мы еще не учитываем остальные пожизненные гарантии экс-президенту.


Дмитрий Медведев в Дмитрий Медведев в пансионате для ветеранов труда в Горки, Московская область, 14 октября 2010 год, фото: пресс-служба Кремля

Примерно такая же ежемесячная доплата будет у премьер-министра Дмитрия Медведева, если бы он сейчас ушел в отставку, — 535,3 тыс рублей. Согласно президентскому указу от августа 1995 года о соцгарантиях федеральным чиновникам, премьеру нужно пробыть в должности главы правительства 6 лет, чтобы после отставки получать 75% своего премьерского ежемесячного жалования, которое в прошлом году составило у Дмитрия Медведева 713, 7 тыс рублей.

С 2019 года, когда россиянам хотят “заморозить” выход на пенсию, доходы президента и премьера увеличатся: перестанет действовать указ о сокращении жалований на 10% президенту, его аппарату и правительству.

Напомним, в 2015 году Путин подписал указ о сокращении доходов до конца 2017 года, который был продлен до конца 2018-го. Действие этого документа также распространилось на федеральных гражданских служащих аппарата правительства и сотрудников Счетной палаты. Если в этом году этот законопроект продлен не будет, то расходы на зарплаты высших чиновников из федерального бюджета увеличатся, а вместе с ними и пожизненные гарантии в случае отставки.

Пенсии депутатов Госдумы и сенаторов

Помимо пенсии государственного служащего, депутаты Госдумы и члены Совета Федерации получают еще надбавку по выслуге лет. Достаточно отработать один срок полномочий в одной из палат Федерального Собрания, чтобы пожизненная надбавка к пенсии у депутата или сенатора составляла 55% от ежемесячного дохода, который он получал на своей высокопоставленной должности. Два и более сроков — и надбавка уже составит 75%. Помимо всего прочего, трудовой стаж у действующего депутата или сенатора не прерывается в период полномочий.

Пенсия чиновника не имеет ничего общего с пособиями по старости обычных россиян, которым собираются повышать пенсионный возраст. По закону, федеральным государственным служащим при наличии определенного стажа на своем посту могут получать 75% своего чиновничьего ежемесячного дохода. В 2018 году стаж госслужащего при выходе на пенсию составляет 16 лет.

Без всяких надбавок, зарплата среднестатистического депутата в Госдуме колеблется в районе 400 тыс рублей. Если взять гипотетического российского депутата с двумя сроками полномочий то можно предположить, что ежемесячная депутатская надбавка к уже наработанной пенсии у него составит порядка 300 тыс рублей (!). Если же, еще до Госдумы, депутат наработал 6 лет в какой-нибудь из областных Дум или проработал те же 6 лет главой какого-нибудь региона, то, помимо вышеописанных денег, из федерального бюджета ему еще будет выплачиваться пенсия госслужащего, которая больше обычной почти вдвое.


Именно эти депутаты в июле будут рассматривать нашумевший проект пенсионной реформы, которая по предложению правительства должна будет стартовать уже с января 2019 года. Причем, на самих “слуг народа” распространяться закон не будет.

После принятия законопроекта увеличится срок выплаты обязательных пенсионных отчислений трудящихся на 8 лет у женщин и на 5 лет у мужчин. Значит, с работающего населения соберут больше денег в бюджет, из которого выплачиваются зарплаты и пенсии депутатам, сенаторам и остальным чиновникам.

В этой ситуации цинично выглядят заявления о том, что российским пенсионерам не на что выплачивать пособия. Чем дольше находятся депутаты и сенаторы на своих должностях, тем больше денег они получат, уходя в отставку. Из созыва в созыв бывших депутатов становится только больше. Доходы их регулярно индексируются параллельно росту инфляции, как и пенсии госслужащих. Зарплаты же обычных россиян, из доходов которых взимают налоги, не увеличиваются.

Ситуация уже такова, что россияне не могут обеспечить финансовые потребности огромного чиновничьего аппарата, которые только увеличиваются. Поэтому выход только один — изменение законодательства.

Но какой депутат проголосует за ограничивающий свои личные доходы законопроект? Были попытки парламентской оппозиции провести парочку подобных инициатив, но это ни к чему не привело.


Депутат Алексей Куринный продолжает сидеть в Госдуме, выбран от Ульяновской области, фото Сергей Титов/Коммерсантъ

Так в январе 2017 года депутат от КПРФ Алексей Куринный предлагал лишить ежемесячной доплаты к пенсии бывших депутатов Госдумы и сенаторов. Эти надбавки (которые по самым скромным подсчетам сейчас составляют около 50 тыс. рублей помимо самой пенсии бывшего “слуги народа”) несправедливы по отношению к обычным российским пенсионерам, чья пенсия уже многие годы не может поднять выше 15 тыс. рублей. Депутат резонно говорил о том, что у его коллег и сенаторов и так есть достаточно недвижимости и прочих льгот, когда они пребывают в статусе члена Федерального Собрания, так что, после выхода в отставку, поддерживать особенный статус необходимости нет. Это могло бы сэкономить бюджет. Однако коммуниста отказались поддержать не только остальные депутаты, но и сама фракция КПРФ, в которую он входит. И эта инициатива была обречена.


Сергей Миронов в Госдуме с 2011 года, фото: пресс-служба Госдумы

Не так давно, 28 апреля, руководитель фракции “Справедливой России” и партийный лидер Сергей Миронов вместе с однопартийцем-депутатом Олегом Ниловым внесли в Госдуму законопроект, по которому предлагали также отменить ряд привилегий по пенсионному обеспечению, а также ограничить депутатам и сенаторам медицинские и санитарно-курортные привилегии. Более того, эсеры предложили приравнять доходы парламентариев и сенаторов к средним по стране 35 тыс. рублей. Стал известно, что сейчас члены обеих палат Федерального Собрания получают столько же, сколько федеральные министры, поэтому такие меры позволят, по мнению Миронова, стать депутатам ближе к народу. Эта инициатива также лежит в Госдуме без движения.

Чиновники “обкатали” повышение пенсионного возраста

Так получилось, что госслужащие первыми почувствовали на себе повышение пенсионного возраста, вероятно, правительство было нацелено на это уже давно. Отпускать на привилегированную пенсию позже чиновников стали с 2017 года, вероятно, в целях экономии расходов на содержание “слуг народа”. Однако и здесь депутаты, когда принимали этот закон, успели подумать о себе и своих интересах.

Во-первых, госслужащим решили повышать пенсионный возраст ежегодно по 6 месяцев, а не на год, как предлагается сделать в ближайшем будущем для всех остальных россиян. Во-вторых, никакого “замораживания” при принятии этих изменений чиновникам не устраивали, однако сейчас в 2019 году обычных россиян не хотят отпускать на пенсию, вероятно, чтобы мы поработали все еще на год больше положенного.


фото: пресс-служба Госдумы

Никакие привилегии у депутатов и сенаторов не убрали. И понятно, что сами чиновники со своими космическими для обычных россиян доходами заинтересованы занимать свои должности как можно дольше, чтобы потом получать мало в чем уступающие депутатские и сенаторские надбавки. Самое парадоксальное в этой ситуации, что никакого более-менее логичного обоснования нет, почему 450 депутатов Госдумы и 170 сенаторов должны пожизненно находится на иждивении у россиян, как будто мы обязаны им еще и платить за не самые популярные законы о повышении пенсионного возраста, росте тарифов ЖКХ, увеличении налогов и т.д. Абсурд.

И если у судей, про которых мы писали раньше, пожизненное содержание еще как-то может быть оправдано, потому что статус судьи они сохраняют до конца жизни и не имеют права после отставки заниматься какой-либо деятельностью, кроме творческой, преподавательской и научной, то у депутатов и сенаторов полностью развязаны руки. Законодательство не запрещает бывшим парламентариям и сенаторам вести бизнес, занимать высокие должности в корпорациях.


фото: пресс-служба Госдумы

Даже если потом они не захотят работать, то на свои космические депутатские и сенаторские зарплаты за пять-десять лет они могут позволить себе оставить долгоиграющий вклад в банке, купить достаточно недвижимости, чтобы сдавать ее в аренду, и обеспечивать тем самым безбедное существование себе и своим близким. Все это реально сделать без пожизненных пособий. Как будто присутствие на заседаниях несколько раз в месяц можно считать вредным трудом, требующим особенного финансирования.

Возможности делать накопления, гарантирующие потом хоть какое-то существование выше черты бедности, у обычных россиян практически нет. Свободных денег у большинства не имеется. Как и не обнаруживается совесть у чиновников, отстаивающих с пеной у рта повышение пенсионного возраста, рост налогов, поиск оправданий по завышенным ценам на бензин и продукты.

Однако совесть у власти все-таки иногда проскальзывает. Ведь был же параллельно с повышением пенсионного возраста у госслужащих в прошлом году увеличен необходимый для получения пенсии за выслугу лет стаж до 20 лет (ежегодно по 6 месяцев). Только с прошлого года была повышена минимальная продолжительность полномочий членов Федерального Собрания. Вместо года для получения права на доплату к пенсии в 55% от ежемесячного дохода сенаторам теперь стало нужно сидеть в Совете Федерации 5 лет. Отдельно был увеличен срок с 3 до 10 лет для получения выплаты в повышенном размере (75%). А ведь сенаторы наши совсем не бедные люди, как мы знаем.


фото: пресс-служба Совета Федерации

Если поступать по совести, государству логичнее было бы начать с увеличения минимального размера оплаты труда (хотя бы вдвое, для начала), а потом уже думать о том, как бы сократить количество пенсионеров и свои затраты на их содержание. Тогда, если само государство не сможет выполнить свои обязательства перед россиянами, из зарплат которых постоянно удерживались налоги, то хотя бы дети и внуки этих смогут помогать своим пенсионерам, имея нормальные доходы.

И было бы справедливо дать россиянам возможность, по достижении пенсионного возраста, получить на руки все те деньги, которые во время их трудовой деятельности с них удержали. И только тогда можно будет говорить, что мы живем в справедливом социальном государстве, где у граждан есть стабильный доход.

В сентябре Госдума одобрила повышение пенсионного возраста в третьем чтении. Законопроект утвержден Советом Федерации и президентом. Между тем в обществе всё еще раздаются призывы лучше бороться с коррупцией или выплачивать пенсии из доходов нефтегазового сектора вместо того, чтобы повышать пенсионный возраст. Давайте разбираться, может ли это решить проблему. Для начала желательно изучить доходы и расходы Пенсионного фонда России (ПФР) и федерального бюджета.

Важные цифры

К ним мы сегодня будем не раз обращаться:

  • 36,311 млн. человек получают страховые пенсии по старости, то есть те, которые в народе зовут просто пенсиями
  • 13,8 тыс. рублей - размер средней страховой пенсии по старости.

Доходы и расходы ПФР

Основной источник доходов ПФР - поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. То есть те взносы, которые делаем мы с вами или делают за нас работодатели. За 2017 год взносов поступило на 4,48 трлн. рублей. Это составило 54,2% от всех доходов ПФР.

А денег только на страховые пенсии 39,786 миллионам человек нужно 6,378 трлн. рублей.

Взносы работающих людей покрывают только 70% выплат страховых пенсий.

То есть тех денег, которые мы с вами отчисляем в ПФР, уже не хватает на выплату пенсий. Если бы пенсионный возраст не подняли, дальше из-за увеличения числа пенсионеров и низкой рождаемости, дефицит взносов продолжал бы расти.

Таким образом, на страховые пенсии сейчас не хватает почти 2 трлн. рублей.

А ведь в бюджете ПФР еще нужно предусмотреть:

  • 488,7 млрд. - средства на социальные выплаты, включая ежемесячные денежные выплаты федеральным льготникам, на которые нужно 396 млрд. рублей
  • 330,2 млрд. - деньги на выплату материнского капитала
  • 438,6 млрд. - на пенсии по государственному обеспечению
  • 342,1 млрд. - на различные доплаты к пенсии

Здесь указаны только самые крупные статьи расходов. Суммарно бюджету ПФР требуется еще 1,6 трлн. рублей (помимо доплаты на соцпенсии).

Общая нехватка денег в ПФР в 2017 году - почти 3,7 трлн. рублей.

Расходы ПФР в 2017 составили 8,32 трлн. рублей. То есть потрачено на много больше, чем получено.

Но все эти деньги исправно выплачиваются. Откуда, если доходов ПФР не хватает?

Трансферты из федерального бюджета

В 2017 году в ПФР поступило 3,68 трлн. рублей из федерального бюджета. Это 44,5% от общего дохода ПФР. Часть денег поступила для покрытия нехватки доходов ПФР от взносов на страховые пенсии. Другая часть - потому что ПФР просто управляет этими деньгами, а сами расходы финансируются из бюджета, например, материнский капитал. Но факт остается фактом - из федерального бюджета на пенсии и прочие социальные обязательства в ПФР переведено почти 3,7 трлн. рублей. И это далеко не единственная социальная статья расхода федерального бюджета.

Типичные аргументы

Дальше давайте рассмотрим основные варианты, которые предлагают люди вместо повышения пенсионного возраста.

«Давайте брать деньги на пенсии из госбюджета»

Неактуально. Их уже оттуда берут.

Так, может, раз уже берут, и ничего ужасного не происходит, можно и больше брать?

Это не вариант. Причин несколько.

Во-первых, каждый год придется брать все больше.

Во-вторых, давайте посмотрим на доходы и расходы бюджета, насколько 3,68 трлн. рублей посильная сумма.

Доходы госбюджета за 2017 - 13,488 трлн. рублей.

Сегодня 27% или почти треть этих средств и так уходит в ПФР. А общий размер ассигнований, выделяемых на социальную политику в 2017 году составил 38,2%. Это самая большая статья расходов бюджета.

А на остальные расходы где будем деньги брать? О каком развитии экономики может идти речь, если мы будем увеличивать «социалку» из года в год? Без развития экономики мы не сможем получать медицинские услуги на приемлемом уровне, не будет нормального образования, рабочих мест будет не хватать и т.д. В конечном итоге опять больше всех пострадают как раз пенсионеры.

Федеральный бюджет и пенсия

«Давайте сократим все ненужные расходы»

Давайте посчитаем, что будет, если весь доход федерального бюджета за год потратить только на пенсии. В этом примере не будет никаких «лишних» расходов, никакой коррупции, ведь весь доход мы потратим только на пенсии.

Доход бюджета за 2017 год - 13,488 трлн. рублей, пенсионеров - 43,487 млн. человек.

Делим доход на число пенсионеров и на 12 месяцев. Получаем сумму 25 846 рублей.

То есть даже если мы не будем из бюджета ни копейки тратить

  • ни на дороги,
  • ни на здравоохранение,
  • ни даже на материнский капитал,
  • ни зарплату тем, кто пенсии доставляет,
  • ни на бензин для машин, на которых привозят пенсии,
  • ни на что-то еще,

пенсии вырастут не так сильно, как хотелось бы. Да, вырастут в 2 раза. Но до европейских, о которых некоторые мечтают, все равно далеко.

«Доходы нефтегазового сектора пускать на пенсии!»

Часть этих денег и так тратится на пенсии. Ведь федеральный бюджет доплачивает в ПФР 3,7 трлн. руб, а доходы госбюджета в значительной степени состоят из налогов от работы нефтяных и газовых компаний. Доходы от нефтегаза в 2017 году составили 5,05 трлн. рублей – это более трети поступлений в федеральный бюджет.

А денег на пенсии и прочие социальные обязательства ПФР потратил 8,32 трлн. рублей.

То есть денег от нефтегаза не хватило бы уже сейчас, и это при не самых низких ценах на нефть и газ.

И что делать, если тратить доходы от продажи нефти и газа на пенсии, а цены на энергоносители упадут? Что будет, когда нефть и газ закончатся? Тогда откуда деньги на пенсии брать? Выплачивать пенсии из этих денег - бомба замедленного действия, рано или поздно рванет, и плохо будет всем.

«С коррупцией лучше бороться надо!»

Надо. Здесь не поспоришь. Вот только найденных у одного человека 9 млрд. рублей хватило бы на полдня выплат пенсий. Понятно, что такой человек не один. Но чтобы год выплачивать пенсии нужно почти 800 таких человек. В моменте бы это решило проблему, но не в долгосрочной перспективе. Да и чтобы выручить деньги от продажи, скажем деликатно, слишком дорогого имущества таких людей, нужно чтобы это имущество кто-то купил. Кто? Если у всех олигархов имущество будут отнимать.

А еще с черными и серыми зарплатами тоже надо бороться. По разным оценкам из-за них ПФР недополучает около 2 трлн. рублей страховых взносов. Как раз примерно столько не хватает сейчас на выплаты страховых пенсий. И это бы серьезно улучшило ситуацию. Но проблемы с демографией никто не отменял. Через несколько лет все равно бы денег стало не хватать.

«ПФР лишить всех шикарных зданий!»

Во-первых, не везде они шикарные. В нашем городе (а я живу в провинции) здание ПФР небольшое, ему уже лет 20, и ремонта оно не видело давно. В большинстве небольших городов ситуация, думаю, такая же.

Во-вторых, в 2017 году на капитальное строительство и ремонт зданий ПФР ушло 1,83 млрд рублей. В 11 раз меньше, чем нужно на 1 день (!) выплат пенсий. И 0,0002% от годовых расходов ПФР. Так что как бы ни хотелось ругаться, глядя на порой необоснованно большие и дорогие здания, погоды они не делают. Хотя это не значит, что нужно продолжать их строить.

«На оборону надо меньше тратить»

1,021 трлн. рублей - потрачено на оборону в 2017 году.

8,320 трлн. рублей - на пенсии и социальные выплаты.

Разница в 8 раз в пользу пенсионеров.

Если не тратить на оборону ни копейки, а эти деньги отправлять на пенсии, каждый пенсионер получит прибавку менее чем 2 000 рублей в месяц. Неплохо, но стоит ли ради этого лишать страну обороноспособности?

Почему у нас все плохо с дорогами, медициной и образованием

Почему? Потому что мало денег на это выделяется.

Увы, но одна из причин - то, что 27% доходов федерального бюджета тратится на трансферт в ПФР.

И размер трансферта (3,68 трлн. рублей) превышает расходы на:

  • медицину - 261 млрд. рублей
  • образование - 447 млрд. рублей
  • дороги - 798 млрд. рублей
  • и даже оборону - 1021 млрд. рублей

Напоследок несколько цифр, на которых хочу заострить ваше внимание:

  • по сравнению с 2016 годом фиксированная выплата к страховой пенсии выросла на 246 с копейками рублей, с 4 558,93 рублей до 4 805,11 рублей. Крохотная сумма? Согласна. А давайте посмотрим, сколько денег для этого нужно найти в бюджете. Только пенсионеров, получающих страховые пенсии по старости в России 36,311 млн. человек. Умножаем 246 рублей на 12 месяцев и на количество человек. Получаем 107 млрд. рублей! Сами по себе 246 рублей - сумма небольшая, но если умножить ее на число пенсионеров, сумма получается огромной.
  • на то, чтобы в январе 2017 года выплатить всем работающим и неработающим пенсионерам всего по 5 тысяч рублей, понадобилось 220 млрд. рублей. На единоразовую выплату. То есть чтобы сейчас всем пенсионерам поднять пенсии на 5 т. рублей, нужно 2,64 трлн. рублей в год.
  • на ежемесячные денежные выплаты, которые назначаются ветеранам боевых действий, участникам и инвалидам ВОВ, инвалидам всех групп, детям-инвалидам и некоторым другим категориям граждан, было потрачено 396 млрд. рублей. Получателей этих выплат 15,4 млн. человек. Вы уже подумали, что каждый из них получает огромные деньги, ведь вон какую сумму на них выделили? Я сначала тоже так подумала. А потом калькулятор взяла. Оказалось, что средняя выплата всего 2 143 рубля в месяц. Всего-то! На самом деле размер выплаты в зависимости от категории получателя отличается в несколько раз. А пример я привела, чтобы вы убедились, что огромная сумма, поделенная на большое число человек, часто в итоге превращается в маленькую.
  • В 2017 году пенсии были в среднем увеличены на 590 рублей. На это понадобилось почти 282 млрд. рублей. Если к этой сумме прибавить 220 млрд. рублей, выделенные на единоразовую выплату 5 тыс. рублей, то получится, что на повышение пенсий в 2017 года потратили почти полтриллиона рублей.
  • Пенсионеров за 2017 год стало на 304 тысячи человек больше. Денег на пенсии только новым пенсионерам понадобилось почти 50 млрд. рублей. Небольшая сумма по сравнению с общими расходами ПФР. Но если такая тенденция сохранится, через 10 лет на пенсии в год нужно будет уже на полтриллиона рублей больше. И это без учета денег на ежегодные индексации.
  • 20 млрд. рублей - столько нужно на выплату пенсий в день.

Читайте также: