Обучение пенсионеров компьютерной грамотности социальный проект кто оплачивает

Опубликовано: 16.05.2024

«Азбука интернета» — обучение старшего поколения компьютерной грамотности

В 2014 году «Ростелеком» и Пенсионный фонд России (ПФР) подписали соглашение о сотрудничестве в обучении пенсионеров работе на компьютере. Целью договора является повышение качества жизни через обучение компьютерной грамотности и работе в интернете, а также оказание помощи старшему поколению в получении государственных услуг в электронном виде.

В рамках реализации соглашения в 2014 году «Ростелеком» и ПФР подготовили специальное образовательное пособие для пользователей старшего поколения «Азбука интернета». Пособие разработано педагогами, психологами-геронтологами и ИТ-специалистами. Программа курса постоянно развивается, а учебник дополняется новыми модулями и актуальной информацией.

Пособие можно использовать как самоучитель при работе на компьютере и в интернете, а также в качестве учебника для специализированных курсов по компьютерной грамотности для пенсионеров, которые проводятся по всей России. Электронная версия учебника «Азбука интернета» размещена на обучающем портале www.azbukainterneta.ru. Здесь также опубликованы наглядные пособия, презентации к каждой теме учебника, полезные ссылки, методические рекомендации по особенностям обучения людей старшего поколения, необходимому техническому оснащению классов.

Первые курсы по программе «Азбука интернета» прошли в 2014 году в Брянске, Волгограде, Вологде, Ставрополе и Туле. Для занятий были организованы специальные компьютерные курсы. В Нижнем Новгороде и Нижегородской области органы социальной защиты населения оборудовали и предоставили для обучения по «Азбуке» 128 компьютерных классов.

В ноябре 2015 года программа была представлена в Российском центре науки и культуры в Ереване. По итогам мероприятия на портале «Азбуки» появились материалы, адаптированные для русскоязычных пенсионеров, проживающих в Республике Армения.

Регионы РФ также используют материалы программы в собственных проектах. Так, например, в Тюменской области работает программа «Расширяя горизонты», в которой учтены методические разработки и рекомендации программы «Азбука интернета», 190 пенсионеров-железнодорожников из Новосибирска, Томска, Омска, Кемерово и Алтая прошли в 2020 году обучение по «Азбуке интернета» онлайн, а на Дальнем Востоке при поддержке «Ростелекома» с пенсионерами и инвалидами активно работала Сахалинская областная научная библиотека, где обучение за год прошли 750 человек

Интернет-портал ежемесячно посещает свыше 20 тысяч пользователей, в разделе «Преподавателю» зарегистрировано более 8 500 человек. Начиная с 2014 года в программе приняло участие почти 350 тысяч пенсионеров.

Обучение разделено на два курса: базовый — для начинающих пользователей и расширенный — для тех, кто уже освоил азы работы на компьютере и в интернете. В 2015 году были опубликованы модули, в которых рассказывается о выборе домашнего компьютера и дополнительного оборудования к нему, даны рекомендации по использованию социальных сетей и региональных интернет-сервисов: сайтов региональных органов власти, предприятий, оказывающих услуги ЖКХ. В 2016 году на портале «Азбуки» появились материалы, посвященные финансовой интернет-грамотности, поиску работы в интернете и необходимым для трудоустройства программам. В 2017 году были разработаны модули о работе на планшетах и в программах видеообщения. Сегодня подготовлены материалы девяти модулей расширенного курса обучения.

Существенным вкладом в развитие проекта стали онлайн-семинары для преподавателей и организаторов курсов по «Азбуке интернета». В первом семинаре приняли участие слушатели из 13 регионов, в семинаре, который прошел в мае 2019 года, — более 1400 представителей региональных министерств социальной политики, сотрудников библиотек и различных социальных учреждений, преподавателей вузов из 51 региона.

Выпуск «Азбуки интернета» является для компании благотворительным проектом: подготовка, издание и бесплатное распространение учебника позволяет увеличивать число пенсионеров, которые умеют пользоваться компьютером и работать в интернете, облегчать им доступ к электронным государственным услугам и социальным сервисам.

Основной регион реализации: Челябинская область

Описание

Проект является актуальным в решении задач по социальной адаптации пожилых людей к современной информационной среде. Основной задачей проекта является предоставление возможности пожилым людям общаться посредством сети Интернет со своими близкими, живущими в других городах, пользоваться интересующей их информацией.

Меняющаяся социально-экономическая среда, структурные изменения экономики, низкий уровень жизни диктуют необходимость обучения пенсионеров, как наиболее социально уязвимой группы. С тем, что компьютерная грамотность для пенсионера не роскошь, а способ придать жизни новый смысл, расширить круг общения, почувствовать себя идущими в ногу с современностью, – вряд ли уже кто-то поспорит.

Задачи:

  1. Оборудовать помещение библиотеки для занятий с пожилыми людьми.
  2. Формирование базы потенциальных получателей услуг проекта.
  3. Подготовка учащихся - волонтеров для работы с людьми старшего поколения.
  4. Подготовка методического обеспечения курса: «Компьютерная памятка пенсионеру».
  5. Организовать работу волонтеров проекта с пожилыми людьми.
  6. Проведение мониторинга работы добровольцев и работы с добровольцами в рамках реализации проекта.
  7. Анализ, обобщение опыта.
  8. Распространение опыта реализации проекта.

План действий.

Согласно Стратегии развития информационного общества, с 2015 году все государственные услуги переведены в электронный вид. Но, те, кому предлагается использовать их для удобства, часто не знают, как ими воспользоваться. Кто может им помочь? Конечно, рассчитывать в данном случае лучше на тех, кто идет в ногу со временем – на молодое поколение.

В рамках реализации проекта молодые добровольцы помогают пожилым людям приобретать навыки работы на персональном компьютере, работе в сети Интернет, а также проводят совместные праздники, например, 8 марта, Новый год и другие.

Занятия с группой планируется, проводить 1-2 раза в неделю по 1-2 часа в помещении школьной библиотеки, где будут организованы рабочие места для работы на ноутбуках. Каждая группа будет состоять из 6-12 человек, что является удобным для индивидуальной работы с каждым обучающимся, причем, разумеется, каждый должен иметь отдельное рабочее место.

Методика обучения основана с учетом того, что пожилые люди не столько не хотят или не могут использовать новые технологии, сколько просто не знакомы с ними.

Знакомство начинается с самых элементарных вещей, терминов, слов и действий (какие кнопки нажимать на клавиатуре и в какой последовательности).

Ученикам будут бесплатно предоставлены методические материалы, которые сэкономят время: не придется вести на уроках конспекты, а дома они всегда смогут освежить в памяти полученные знания.

Очень важно, чтобы пожилые люди преодолели напряжение и страх перед компьютером. Создается атмосфера семейного клуба и приятного времяпровождения.

В настоящее время планируется разработать 2 курса.

1. Базовый курс: домашний пользователь ПК.

Курс рассчитан на начинающих – тех, кто пока не работал на персональном компьютере, или пробовал, но чувствует себя неуверенно для самостоятельной работы. Продолжительность курса 24 академических часа (9 занятий три раза в неделю по 2 астрономических часа). Каждому слушателю выдается конспект курса.

В рамках базового курса слушатели научатся:

- уверенно общаться с персональным компьютером

- самостоятельно создавать и форматировать текстовые документы и сохранять их в памяти -компьютера работать с устройствами внешней памяти компьютера (флэш-память)

- работать с электронной почтой, быстро находить в Интернете необходимую информацию и сохранять ее на жестком диске компьютера

2. Курс II ступени: Работа в Интернете

Продолжительность курса 8 академических часов (4 занятия по 2 академических часа). Каждому слушателю выдается конспект курса.

- Возможности сайта «ГосУслуги»;

- Работа в личном кабинете;

- Что такое социальная сеть. Российские социальные сети.

- Работа с аккаунтом:

Загрузка личной информации. Загрузка фотографии. Поиск и добавление друзей. Сервис мгновенных сообщений. «Стена»: для чего она нужна. Создание и заполнение фотоальбомов. Комментарии Группы. Поиск по группам.

- Загрузка (инсталляция) программы «Skype».

- Работа в программе Skype:

- Тестовый звонок Добавление абонента Общение в чате Телефонный звонок Видеозвонок.

Цели
проекта

Проект обучения компьютерной грамотности «Компьютерная грамотность всем возрастам по силам» базируется на решении трех проблем нашего общества.

Первая проблема – это проблема людей пожилого возраста: информационная, социальная изоляция и одиночество, сложности с трудоустройством. Данная проблема вызвана ограниченной подвижностью пожилых людей, затрудненным доступом и неумением работать с современными средствами коммуникации (компьютером и Интернетом) и получать необходимую информацию (юридическую, социальную, коммерческую, политическую, энциклопедическую).

Вторая проблема – это проблема разрыва связи поколений. Проект решает её путем привлечения учащихся-добровольцев к преподаванию пожилым людям, создания условий для общения поколений на базе Интернета и выработки культуры общения в Интернете.

Третья проблема – территориально – экономическая. Как показал наш предварительный опрос и проводимая в настоящее время запись на бесплатные компьютерные курсы, спрос на участие в проекте превысил наши ожидания.

Наш поселок Роза, достаточно большой – 12690 жителей, из которых – 5748 люди старше 50 лет. Повышение экономической, социальной активности пожилых людей и пенсионеров скажется на улучшении их качества жизни.

Отсюда и цель нашего проекта:

Цель: Социальная адаптация пожилых людей, проживающих на территории рабочего поселка Роза, Коркинского района, Челябинской области к современной компьютерной среде.

Результаты
проекта

Ожидаемые результаты проекта

Курс обучения даст пенсионерам возможность получения знаний и навыков, необходимых для работы на компьютере и в сети Интернет. В обучение включены активные методики, позволяющие применять полученные знания в повседневной жизни.

Ожидается, что представители старшего поколения приобретут базовые навыки работы с ПК, Интернет, а также научатся пользоваться электронными государственными услугами, получать интерактивную помощь и консультации через Интернет, писать электронные письма - общаться с помощью электронной почты с родственниками из других городов и даже стран - станут полноправными членами современного информационного сообщества.

Механизм оценки результатов

Эффективность проекта в целом будет оцениваться по следующим характеристикам:

- количество участников проекта – получателей услуг

- количество заявок на участие в дальнейшей работе проекта

Критерии оценки эффективности проекта формируются и корректируются по мере реализации проекта, а также предполагают количественные и качественные показатели. Но основным критерием оценки успешности данного проекта будет устойчивая мотивация пенсионеров, прошедших обучение к дальнейшему практическому использованию и развитию полученных знаний и навыков.

Для оценки результатов будут использоваться такие методы как анкетирование, беседы, систематические наблюдения на занятиях.

Курсы компьютерной грамотности для пенсионеров призваны помочь пожилым людям не отставать от современности. Ведь это не просто возможность освоить новую технику. В первую очередь, это освоение интернета с его возможностями:

  • доступом к разнообразной информации (в том числе к литературе, музыке, театральным представлениям и т. д.);
  • общением с родственниками и друзьями (даже с теми, с кем связь прервалась много лет назад);
  • поиском удаленной работы;
  • помощью в получении государственных услуг.

Курсы проводятся в рамках госпрограммы социальной поддержки россиян, установленной Постановлением Правительства от 15 апреля 2014 года № 296. Целью одного из направлений программы «Старшее поколение» ставится улучшение условий жизнедеятельности людей пожилого возраста за счет обеспечения им доступа к информационным ресурсам. Подпрограмма рассчитана на период с 1.01.2016 по 31.12.2020. Обучение пожилых людей финансируется из госбюджета страны. На 2020 год было выделено 4 618 632,5 тысячи рублей, на 2020 — 4 615 209,7 тысячи. Эти суммы позволят получить компьютерное образование 50 тысячам пенсионеров в год.

Запись на курсы

Пенсионерка говорит по телефону

Не все пожилые люди, получающие пенсию, имеют право посещать бесплатные курсы, обучающие основам работы на компьютере. Эта возможность предоставляется лишь тем, кто вышел на заслуженный отдых, оставив трудовую деятельность. Также необходимо иметь постоянную регистрацию на территории региона, где проходят курсы.

Чтобы стать студентом, пенсионеру нужно явиться в образовательную организацию и подать заявление. С собой необходимо взять ксерокопии и оригиналы следующих документов:

  • паспорта с отметкой о регистрации на территории региона;
  • бумаги, свидетельствующей о прекращении трудовой деятельности (трудовой книжки, справки с последнего места работы или выписки из приказа об увольнении);
  • СНИЛС;
  • удостоверения пенсионера (в некоторых случаях оно не требуется).

Чтобы узнать, где проводятся бесплатные курсы в его населенном пункте, пожилому человеку нужно обратиться в отдел Соцзащиты, сотрудники которого могут предоставить адреса. Также можно попросить знакомых, владеющих компьютером, чтобы они посмотрели адреса в интернете.

Курсы могут быть организованы при поддержке телекоммуникационных компаний и благотворительных фондов. Они могут проходить в специально организованных центрах, школах, колледжах, интернет-клубах и городских библиотеках.

Что входит в курс обучения?

Курс компьютерной грамотности для пенсионеров

Обучение работе на компьютере длится обычно 32 академических часа. В одних организациях пенсионеры могут получить только базовый уровень владения компьютером, в других — пройти также продвинутый. Обучение происходит на основе социального проекта «Азбука Интернета», который был разработан компанией «Ростелеком» и ПФР в соответствии с возрастными особенностями начинающих пенсионеров-студентов.

План базового курса состоит из 14 занятий:

  1. На первом пожилые люди знакомятся с устройством и назначением ПК (стационарного и ноутбука), учатся пользоваться мышкой и клавиатурой, включать, выключать и перезагружать компьютер, подключать к нему различные устройства.
  2. На следующем занятии пенсионеры слушают лекцию о безопасном хранении информации в компьютере, учатся создавать файлы и папки, копировать, перемещать и удалять их, а также управлять окнами.
  3. Третье занятие предполагает обучение работе с текстом в программе Word. Пожилые люди узнают назначение координатных линеек, учатся писать и сохранять текст, редактировать его и распечатывать.
  4. На четвертом занятии происходит первое знакомство с интернетом. Студентам рассказывают, как выбрать интернет-провайдера, знакомят с понятием браузера и гиперссылки, учат, как скопировать адрес страницы сайта, как установить «Яндекс.Браузер».
  5. Далее пожилых людей обучают правилам поиска информации в интернете, а также учат скачивать изображения на компьютер.
  6. Затем преподаватели рассказывают о том, как обеспечить безопасность работы на компьютере.
  7. Седьмое занятие посвящено освоению электронной почты. Пенсионеры регистрируют почтовый ящик, пишут свои первые электронные письма, а также получают их и учатся распечатывать.
  8. Затем происходит знакомство с порталом «Госуслуги». Пожилые люди регистрируются на сайте, учатся находить нужную услугу и получать ее.
  9. После этого студентов знакомят с государственными порталами, которые могут быть полезны (сайтом Президента, Правительства страны, ПФР и т. д.).
  10. На десятом занятии происходит более подробное знакомство с сайтом Пенсионного фонда. Преподаватели рассказывают, как записаться на прием в ПФР на портале, узнать размер пенсии и количество накопленных пенсионных баллов, а также получить различные услуги.
  11. На следующем уроке пенсионеры учатся просматривать видеоролики и слушать музыку в интернете, пользоваться онлайн-переводчиками, смотреть расписание железнодорожного транспорта на сайте РЖД, а также оплачивать товары и услуги через интернет, в том числе делать покупки в виртуальных магазинах.
  12. После этого пенсионерам помогают зарегистрироваться в социальных сетях, учат вести блоги и интернет-дневники.
  13. Следующий урок предполагает освоение программы Skype.
  14. Последнее занятие посвящено поиску работу в интернете.

Пенсионерка с сертификатом об окончании курсов

Для социализации пожилых людей, для обеспечения им более комфортной жизни, а также для преодоления цифрового разрыва между поколениями россиян в регионах страны реализуется программа обучения компьютерной грамотности пенсионеров. Каждый неработающий пенсионер может подать заявку и бесплатно пройти курсы. После прохождения обучения он сможет не только включать компьютер и работать с текстовыми файлами, но и активно общаться в соцсетях, находить разнообразную информацию, смотреть фильмы и слушать музыку, совершать интернет-покупки, а также получать государственные услуги, не выходя из дома.

Смирнова Елена Александровна

1. Актуальность проекта

2. Цель, задачи проекта

3. Классификация проекта

4. Ресурсы для реализации проекта

5. Этапы проекта

6. Ожидаемые результаты проекта

7. Механизм оценки результатов

10. Выводы, рекомендации участников проекта

ВложениеРазмер
sotsialnyy_proekt.doc 143.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ Новобурейская СОШ № 3

Амурской области Бурейского района

Директор ГБУ АО Директор МОБУ

Новобурейский КЦСОН Новобурейской СОШ № 3

«Надежда» __________ Д. Н. Туманов

____________ Т. А. Мельникова

обучение людей старшего поколения компьютерной грамотности

«Компьютер для всех поколений»

Над проектом работали:

учитель информатики и ИКТ

Смирнова Елена Александровна;

учащиеся 10 «Б» класса

Человек никогда не стар настолько, чтобы не учиться.
Томас Мидлтон

1. Актуальность проекта

2. Цель, задачи проекта

3. Классификация проекта

4. Ресурсы для реализации проекта

5. Этапы проекта

6. Ожидаемые результаты проекта

7. Механизм оценки результатов

10. Выводы, рекомендации участников проекта

Социальный проект является актуальным в решении задач по социальной адаптации пожилых людей к современной информационной среде.
Основной задачей проекта является предоставление возможности пожилым людям общаться посредством сети Интернет со своими близкими, живущими в других городах, пользоваться интересующей их информацией, развивать творческие способности. Все это в комплексе способствует улучшению качества жизни людей старшего поколения.

Без компьютера, в наше время, не обойтись, даже пенсионеру! С тем, что компьютерная грамотность для пенсионера не роскошь, а способ придать жизни новый смысл, расширить круг общения, почувствовать себя идущими в ногу с современностью, – вряд ли уже кто-то поспорит. Мы начали разработку проектного задания, для чего стали собирать информацию, знакомиться с ней, начали морально готовить заинтересованных пожилых людей, что учиться никогда не поздно!

Наш проект направлен на решение следующих проблем :

- информационная, социальная изоляция и одиночество . Данная проблема вызвана ограниченной подвижностью пожилых людей, неумением работать с современными средствами коммуникации (компьютером и Интернетом) и получать необходимую информацию (юридическую, социальную, политическую, энциклопедическую);

- проблема разрыва связи поколений . Наш проект решает её путем создания условий для общения поколений на базе Интернета и выработки культуры общения в Интернете.

Сформировать знания и умения в сфере компьютерной грамотности пожилого населения и готовность получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде; социально адаптировать и обучить пожилых людей навыкам работы на компьютере для повышения качества жизни.

1.Формирование базы потенциальных получателей услуг проекта.
Формирование базы потенциальных волонтеров проекта.

2. Подготовка учащихся - волонтеров для работы с людьми старшего поколения.

3. Провести анкетирование пожилых людей об имеющихся знаниях персонального компьютера.

4. Убедить в необходимости прохождения компьютерного «ликбеза», преодолеть страхи по поводу Интернет-технологий.

5. Ознакомить людей старшего поколения с устройствами и принципами работы компьютера и ноутбука.

6. Обучить уверенному владению необходимыми функциями персонального компьютера.

7. Обучить поиску нужной информации с помощью Интернета.

8. Развить навыки использования Интернета в быту и для решения практических задач.

9. Способствовать более близкому общению членов семьи, укреплению духовных ценностей семьи.

- по форме работы – в малых группах;

- по способу выбора проекта – выбор в процессе коллективного обсуждения;

- по времени реализации проекта – краткосрочный;

- по направленности работы – популяризация знаний, углубление знаний в отдельной области.

Ресурсы для реализации проекта

Трудовые: заведующая ОДПН ГБУ АО Новобурейский КЦСОН «Надежда» Солмина И. А., руководитель МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Д. Н. Туманов, учитель информатики и ИКТ Е. А. Смирнова, консультанты – волонтеры учащиеся 10 класса, получатели услуг проекта – население старшего поколения, пенсионеры и люди предпенсионного возраста.

Информационные: рабочая программа, учебно-тематический план, учебное пособие Азбука Интернета, обучающая литература, Интернет.

Материальные: помещение – учебный компьютерный класс, персональные компьютеры, мультимедийный проектор, канцелярские товары для анкетирования

  1. Подготовительный этап – 09.01.2018 г. – 31.01.2018 г.
  2. Проектировочный этап – 01.02.2018 г. – 03.02.2018 г.
  3. Практический этап – 05.02.2018 г. – 03.03.2018 г.
  4. Контрольно-коррекционный этап – 05.03.2018 г.
  5. Заключительный этап – 10.03.2018 г. – 17.03.2018 г.

Ожидаемые результаты проекта

Курс обучения даст людям пожилого возраста, пенсионерам возможность получения знаний и навыков, необходимых для работы на компьютере и в сети Интернет. В обучение включены активные методики, позволяющие применять полученные знания в повседневной жизни.

Целевая аудитория (получатели услуг проекта – население старшего поколения, пенсионеры и люди предпенсионного возраста) должна знать :

- основные средства работы с ПК, с папками, файлами;

- основные принципы работы в среде текстового редактора;

- основные принципы работы в Интернете и основы сетевого этикета;

- основные поисковые Интернет-системы;

- основные понятия информационной безопасности;

- базовые принципы работы с мобильными устройствами в Интернет;

- особенности функционирования порталов органов власти региона;

- назначение, состав и принципы работы порталов государственных и муниципальных услуг;

- принцип персональной регистрации на портале государственных услуг.

Целевая аудитория (получатели услуг проекта – население старшего поколения, пенсионеры и люди предпенсионного возраста) должна уметь :

- пользоваться графическим интерфейсом;

- работать с файлами и папками;

- создавать и оформлять документы в текстовом редакторе;

- работать с сайтами, искать и находить информацию в Интернете;

- общаться с помощью средств коммуникаций взаимодействия и социальных сервисов, в том числе мобильных, использовать электронную почту, писать, отправлять и получать письма;

- участвовать в сетевом общественном сообществе пользователей электронных государственных услуг населению (онлайн опросах, форумах, чатах);

- пользоваться ресурсами порталов органов государственной власти регионов;

- пользоваться государственными и муниципальными услугами в электронном виде.

Ожидается, что представители старшего поколения приобретут базовые навыки работы с ПК, Интернет, а также научатся пользоваться электронными государственными услугами, получать интерактивную помощь и консультации через Интернет, писать электронные письма - общаться с помощью электронной почты с родственниками из других городов и даже стран - станут полноправными членами современного информационного сообщества.

Механизм оценки результатов

Эффективность проекта в целом будет оцениваться по следующим характеристикам:

· количество участников проекта – получателей услуг;

· количество заявок на участие в дальнейшей работе проекта;

Критерии оценки эффективности проекта формируются и корректируются по мере реализации проекта, а также предполагают количественные и качественные показатели.

Но основным критерием оценки успешности данного проекта будет устойчивая мотивация пенсионеров, прошедших обучение к дальнейшему практическому использованию и развитию полученных знаний и навыков.

Для оценки результатов будут использоваться такие методы как анкетирование, беседы, систематические наблюдения на занятиях.

  1. Байков В.Д., Байков Д.В. «Компьютер и Интернет». Самоучитель для пенсионеров, 352 стр., 2016
  2. Байков В.Д., Байков Д.В. «Компьютер и ноутбук», 286 стр., 2013
  3. Сергеева А.П., Гусева B.C., «Компьютер для пенсионеров для чайников», 2-е изд., 235 стр., 2013
  4. Нэнси Мюир «Компьютер для пенсионеров», 448 стр., 2013
  5. Шамаев О. Н. «Основы компьютерной грамотности для старшего поколения», Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, 2013
  6. Открытый цифровой ресурс «Мир информатики» http://metodist.lbz.ru/informatika/5/

Выводы, рекомендации участников проекта

Смирнова Елена Александровна

Интернет давно стал неотъемлемой частью нашей жизни и незаменимым средством общения. Правда, далеко не все умеют использовать все преимущества интернет технологий. Пожилые люди, например, весьма далеки от электронной почты, социальных сетей, прочих атрибутов онлайн-мира. Обойтись без компьютера, конечно можно, но он позволяет значительно облегчить жизнь, сделать ее более яркой и интересной. Для пожилого человека компьютер открывает целый ряд дополнительных возможностей, позволяет упростить жизнь.

Например, любой человек может использовать знания и умения для деловой и личной переписки (вместо бумажных писем); для живого общения по скайпу; для записи на прием к врачу; для чтения газет в электронном виде (вместо подписки на газеты в целях экономии пенсии); для создания фотоальбома; для просмотра фильмов и сериалов, любых телепередач; для увлекательных игр в минуты отдыха; для получения государственных услуг.

* Ещё один плюс – новые знакомства в социальных сетях, в тематических группах или на сайтах по кулинарии, шитью, литературе, живописи, путешествиям. При этом во время виртуального общения никого не волнует, сколько человеку лет и как он выглядит. Важно, что он знает и говорит.

* Записаться на приём к врачу, выяснить, где можно купить нужное лекарство подешевле, – компьютер позволит сделать всё это быстро. Заодно можно найти потерянную инструкцию от препарата, прочитать отзывы о том или ином враче или медицинском центре, собрать информацию о своём диагнозе.

Кстати, информация про жуликов от медицины и шарлатанских препаратах тоже раньше всего появляется в Сети. Предлагают вам купить нечто чудодейственное? Набрали название «чудо-препарата» в интернет-поиске и сразу увидите, пострадал от него кто-то или нет.

* Как ни парадоксально, появление Интернета в жизни пожилого человека заставляет его… чаще выходить из дома. Посмотрев анонсы интересных мероприятий, заказав билеты в театр, в кино, на вернисаж, вчерашний затворник поневоле с удовольствием выходит в свет.

* Освоение новых возможностей – отличное упражнение для интеллекта, который после выхода на пенсию может существенно снижаться. Согласно ряду исследований освоение компьютера после 50 лет заставляет клетки мозга активнее работать и создавать новые нейронные связи. Это предотвращает возрастное ухудшение памяти, сообразительности и скорости мышления.

* А уж найти полузабытую книгу, стихотворение, от которых в памяти сохранились лишь куски слов, пожалуй, лучше способа, чем Интернет, и не придумаешь. Заодно и сериалы, и фильмы можно посмотреть без рекламы, и новости пролистать без «умничанья» поднадоевших телеведущих.

* Оплатить квартиру, электричество, заказать продукты и лекарство через Интернет – ощутимое подспорье в дни непогоды или плохого самочувствия.


Профессия «цифровой куратор» реально появится в России уже в следующем году. Как в Европе ликвидируют интернет-безграмотность старшего поколения, не имея для этого никаких профессиональных стандартов, и зачем он понадобился в России, разбирались «Известия».


Профессиональный стандарт для новой профессии под названием «цифровой куратор» утвержден Минтруда. Новые специалисты будут помогать разбираться с цифровыми ресурсами, например оплатой услуг ЖКХ онлайн, всем желающим. Но в первую очередь пожилым людям, считает председатель российского общества «Знание», зампредседателя думского комитета по образованию и науке Любовь Духанина. Она связана с разработкой документа, в котором выведена характеристика квалификации, необходимой для работы цифровым куратором.

По словам Духаниной, запрос на новую профессию в обществе есть. Это подтверждает опрос ВЦИОМа: 60% пожилых людей не знают о современных способах проведения платежей, а 74% пенсионеров предпочитают по старинке производить оплату наличными в банках или в пунктах приема платежей.

Оплата коммунальных услуг через платежный терминал

Оплата коммунальных услуг через платежный терминал

До реального появления представителей новой профессии еще нескоро. Пока профстандарт находится на регистрации в Минюсте, и это «достаточно непростые процедуры», отметила Духанина. А «обучающая программа должна заработать уже к середине следующего лета», добавила она в разговоре с «Невскими новостями».


Чтобы стать цифровым куратором нужно будет сдать профессиональный экзамен. Интерес к этому, по мнению автора инициативы, проявят старшеклассники, а также люди, «которые по разным причинам расстаются со своей прежней работой: решили уйти или сокращаются рабочие места, или их профессия стала неактуальной».

Основатели интернета

Централизованно обучать пожилых владению компьютером в России пытались и раньше. Так, в июле 2017 года в Минтруда отчитывались, что курсы компьютерной грамотности прошли около 1,5 млн российских пенсионеров. Проект осуществляется на площадке Союза пенсионеров России. Кроме государственных были и частные инициативы. Так, в группе «Виртуальная компьютерная школа для пенсионеров», созданной в соцсети «Одноклассники» больше 10 лет назад, почти 28 тыс. участников. Ее автор волгоградский пенсионер, а в прошлом военный врач Сергей Авдевнин помогает нуждающимся удаленно.

компьютер грамотность пенсионеры

Тем не менее представление о российском пенсионере как о человеке, не владеющем «кампуктером» и презирающем «интернеты», сохраняется с 1990-х. С ним — так же как и с пользой появления цифровых кураторов для пожилых россиян — не согласен технический журналист Олег Капранов. Он полагает, что время, когда такое кураторство было нужно, ушло.

Олег Капранов, технический журналист

Те люди, которые сейчас выходят на пенсию или вышли на нее несколько лет назад, не то что не понимают технологии, многие из них в 1990-е стояли у истоков Рунета, торговали первыми сотовыми телефонами, пейджерами, компьютерами. Вы вряд ли можете рассказать им что-то новое, а вот они могут поведать о сети FIDO, например.


Согласиться с этим можно лишь отчасти. То, что далеко не все нынешние пенсионеры работали с компьютерной техникой, ярко иллюстрируют апрельские слушания в конгрессе США, на которых давал показания основатель Facebook Марк Цукерберг. Соединенные Штаты — страна, где доля пожилых пользователей интернета — одна из самых высоких в мире.

Слушания проходили после скандала с Cambridge Analytica. СМИ тогда писали, что эта компания собирала данные пользователей соцсети, которые затем использовались в политической рекламе. Цукерберг в итоге признал вину в утечке данных, но некоторые журналисты обратили внимание на то, что ему не пришлось отвечать по сути проблемы из-за незнания членами конгресса принципов работы интернета. Среди прочего, основателя Facebook спросили, как соцсеть зарабатывает, если ею можно пользоваться бесплатно. А также готов ли он разрешить пользователю удалить данные со страницы в Facebook или перенести их на другую медиаплатформу.

Неэлектронная Германия

По данным исследования, проведенного еще в конце 2010-х компанией AOL, 43% жителей Соединенных Штатов в возрасте от 55 до 64 лет пользовались интернетом. Из них 95% делали это для общения. Сопоставимые цифры, например, в Израиле (доля активных интернет-пользователей старше 50 лет составляет 45%) или Нидерландах, где таких четверть всех пользователей интернета.


Гораздо ниже показатели в Германии. Здесь доля пользователей Сети старше 50 лет, по данным на 2009 год, составляла 10%. В России — больше, если верить опросу, который провела в июне 2008 года компания TNS Gallup Media. Среди россиян старше 55 лет пользователей интернета насчитывалось 13% (33% в Москве), или 1,85 млн человек. Среди пенсионеров на тот момент — было меньше: 4% в регионах, 10% в столице.

В Германии много инициатив, участники которых помогают пожилым людям осваивать компьютер. При этом официально никакой профессии вроде той, что хотят учредить в России, они не осваивали.

Например, в городе Франкфурт-на-Майне с 2000 года работает интернет-кафе Kontakt. Его организовала некоммерческая структура «Франкфуртская компания», которая помогает пожилым, инвалидам и людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. За €6 работник кафе проведет с человеком час. Среди популярных услуг разбор электронной почты, Skype и обучение пользованию гаджетами. Арендовать компьютер можно и самостоятельно: для игр — за €1, для серфинга в интернете — за €2.

Проходят в интернет-кафе и групповые семинары по «управлению контактами», «разработке собственной визитной карточки» и «бронированию поездки». А по выходным посетители вместе участвуют в интернет-квестах, занимаясь поиском информации на заданную тему.

пенсионер компьютер германия

Еще одна некоммерческая организация действует в городе Неттеталь и называется «Пожилые люди — друзья компьютера». Она работает с теми, кто овладел первоначальными компьютерными навыками, и общение между участниками происходит в основном по Сети. Здесь также проводят онлайн-квесты, во время которых, кстати, запрещено обсуждать болезни, зависимости и просить помощи у других.


Есть в Германии и государственные интернет-инициативы для пожилых. В 1998–2000 годах федеральное министерство экономики и технологий вместе с IBM, Vobis и другими IT-компаниями запустили по стране двухэтажный автобус Senior-Info-Mobil. Он объехал более 80 немецких городов, охватив аудиторию в 100 тыс. человек. Почти 1 тыс. добровольцев учила пожилых пользоваться интернетом, в том числе государственными сервисами.

Легализация частников

Ни один из немецких добровольцев специально профессии для помощи пожилым не осваивал. Работникам курсов компьютерной грамотности, через которые к середине прошлого года прошли 1,5 млн российских пенсионеров, она тоже не требовалась.

И существует вероятность, что появление в России официального профессионального стандарта для людей, которые помогают неопытным пользователям с компьютером, связано не только и не столько с желанием подключить пенсионеров к интернет-платежам. В конце концов, для них, как замечает Олег Капранов, «поход в банк, на почту, в магазин — это не решение поставленной задачи, это в первую очередь социализация».

Читайте также: