Какие из названных групп относятся к этническим группам пенсионеры

Опубликовано: 15.05.2024

Ляхова Лидия Анатольевна

Тест по теме" Социальная сфера" для обучающихся 10-11 классов. Предназначен для проверки знаний и подготовки к ЕГЭ. Может применяться как в ходе изучения обществоведческого курса, так и при итоговом повторении.

ВложениеРазмер
test_socialnaya_sfera.docx 16.96 КБ

Предварительный просмотр:

1.Какие из названных групп относятся к этническим группам?

1)мужчины и женщины; 2) дети и старики;

3)малые народы; 4) интеллигенты.

2. Какие из названных групп являются демографическими группами?

1) дети и старики; 2)малые народы;

3 .Русские составляют общность:

1)демографическую; 2) профессиональную;

4 . Под социальным неравенством понимается(-ются):

1)изменения в статусе человека ; 2)освоение индивидом разных социальных ролей;

3)выделение в обществе разных социальных групп;

4)условия, при которых люди получают разную долю общественного богатства.

5. К социальным группам, выделяемых по общности политических взглядов, относятся:

1)классы; 2)партии; 3)нации; 4)кооперативы.

6 .К социальным группам, выделяемым на основании наследуемых прав и обязанностей, относятся:

1)сословия; 2)классы; 3)страты; 4)нации.

7 .Семью как малую группу характеризует:

1) общность политических взглядов;

2)совместное ведение хозяйства;

3) получение образования;

4)осуществление профессиональной деятельности.

8. По принципу профессиональной общности объединяются следующие группы:

1)врачи, шахтеры, фермеры;

2)дети, подростки, молодежь;

3)мужчины и женщины.

9. К предписанному социальному статусу относится:

1)социальное происхождение; 2)образование;

3)квалификация; 4)уровень дохода.

10 . К достигаемому социальному статусу относится:

1)социальное происхождение; 2)принадлежность к полу;

3) принадлежность к династии; 4)уровень дохода.

11. Маргиналы- это:

1)люди, оказавшиеся на социальном дне;

2)люди, занимающие неустойчивое , промежуточное положение в обществе;

4) люди без определенного места жительства.

12 . Лишними в перечне социальных отношений являются отношения :

3) межнациональные; 4) между людьми и техникой.

13 .Харктерной социальной ролью старшеклассника является роль:

1) избирателя; 2) военнослужащего;

3)предпринимателя; 4) посетителя Интернет-кафе.

14 .Общей социальной ролью подростка и взрослого является роль:

1)избирателя; 2)военнослужащего по контракту;

3)футбольного болельщика; 4)отца семейства.

15 .Для характеристики положения средних слоев –основного элемента социальной

структуры современного общества не является значимым:

1)уровень дохода; 2)род занятий;

3)полученное образование; 4) принадлежность к конфессии.

16 .Слой высшего чиновничества советской эпохи, для которого характерны перемещения

в виде горизонтальной социальной мобильности, получил название:

17 . Карьера молодого человека, поднявшегося за несколько лет от клерка до директора крупной компьютерной фирмы, иллюстрирует социальную мобильность:

18 . Назначение бывшего министра на должность генерального директора крупного

генерального государственного концерна иллюстрирует социальную мобильность:

3)регрессивную; 4) нисходящую.

19. Под девиантным поведением понимается :

1)повышение квалификации; 2)отклонение от общепринятых норм;

3)переход на новое место работы; 4)переезд на новое место жительства.

20. Примером позитивного отклоняющегося поведения является:

1)Создание произведений изобразительного искусства;

2) занятия физкультурой;

3) учеба в школе;

4) посещение футбольного матча.

21 . что из перечисленного иллюстрирует негативное отклоняющее поведение?

1) открытие нового направления в науке;

2)коллекционирование дверных ручек;

3) злоупотребление алкоголем;

4)высокие достижения в спорте.

22 .Совершение противоправного проступка является примером:

1) социальной мобильности;

2)социально одобряемого поведения;

3)негативного отклоняющегося поведения;

23.Толерантность применительно к межнациональным отношениям означает:

1)уважение к обычаям и традициям других народов, учет их в общении;

2) уважение к другой религии, веротерпимость;

3)принятие иного мнения как данности, готовность у диалогу с инакомыслящими;

4)негативное отношение к другой точке зрения.

24.Верны ли следующие суждения о социальном неравенстве?

Социальное неравенство проявляется:

А)в делении общества на различные группы;

Б)в различном доступе людей к социальным благам.

1)верно только А; 2)верно только Б;

3)верны и А, и Б; 4)оба суждения неверны.

25.Верны ли следующие суждения о видах групп?

А) мужчины и женщины представляют собой этнические группы;

Б)русские и украинцы представляют собой демографические группы.

1)верно только А; 2)верно только Б;

3)верны и А, и Б; 4)оба суждения неверны.

26. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении ?

А)отклонение поведения от норм может иметь как негативную, так

и позитивную направленность.

Б) отклоняющееся поведение может быть социально одобряемым.

1)верно только А; 2)верно только Б;

3)верны и А, и Б; 4)оба суждения неверны.

27.Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

Под социальной мобильностью понимается:

А)только успешный карьерный рост4

Б)изменения положения человека в обществе.

1)верно только А; 2)верно только Б;

3)верны и А, и Б; 4)оба суждения неверны.

28.Верны ли следующие суждения о типах социального статуса?

А)происхождение человека является его предписанным статусом;

Б) профессиональная квалификация и уровень дохода относятся к элементам

Выбранный для просмотра документ ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК-СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА.docx

М униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Мстёрская средняя общеобразовательная школа

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Урок обобщения и систематизации знаний

Учитель истории и обществознания:

Зеленцова Светлана Николаевна

2013 – 2014 учебный год

Тема урока: “Социальная сфера общества”.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Социальная сфера общества»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать у учащихся стремление к изучению наук для понимания окружающей действительности и себя, закрепить уверенность в знаниях, повысить мотивацию учащихся к обучению

РАЗВИВАЮЩАЯ: развивать умения работать с текстом, схемой, сравнивать, обобщать, аргументировать.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, тесты для самостоятельной работы, карточки-задания, презентация,

учебник “Обществознание” 10 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова.

Организационный момент – 0.5 мин.

Вводно-мотивационный этап: определение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся- 3 мин.

Повторение, обобщение, систематизация понятий – 31.5 мин.

Подведение итогов работы на уроке - 3 мин.

Сообщение и комментирование домашнего задания - 2 мин.

Организационный момент

Вводно-мотивационный этап: определение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся.

Задание для учащихся: Выписать на СИГНАЛЬНОЙ КАРТОЧКЕ понятия по теме «Социальная сфера» (прием “мозгового штурма”). 200

Учитель: Все понятия, которые вы написали, являются проверяемыми элементами в рамках ЕГЭ.

Повторение, обобщение, систематизация понятий

А. ВИКТОРИНА «ВАШ ВЫБОР»

Учащиеся выбирают тему и получают вопросы в соответствии с выбранной темой:

Учащиеся вспоминают понятия, приводят примеры, работая с АНИМИРОВАННОЙ ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ.

Б. Работа в группах по карточкам-заданиям. 015

Учитель: Социальные группы и слои занимают различные социальные позиции, иными словами обладают неравным объемом материального богатства и власти, прав и обязанностей, привилегий и престижа. В этом выражается социальная стратификация общества, ведущая к социальному неравенству. В наиболее схематичном виде социальное неравенство, социальное расслоение выражается в делении общества на низшие, средние и высшие слои.

Существуют различные точки зрения на вопрос о причине бедности. Одни считают, что бедность – результат несправедливого общественного устройства, при котором небольшая часть общества присваивает себе плоды труда других людей. Поэтому достаточно устранить класс богатых, и бедность исчезнет сама по себе. Попытки переустроить мир по принципу – каждый получает одинаково с другими (уравнительное распределение) или в соответствии с долей своего труда, как вам известно, не раз предпринимались в прошлом.

В основе другой теории бедности лежит представление о том, что она связана с процессом разделения труда. Всегда существуют отмирающие отрасли, занятые в них люди часто пополняют ряды бедняков.

И, наконец, есть те, кто убежден, что бедняки сами виноваты в своей доле. Они плохо (или совсем) не учились в школе, они предпочитают кратковременные удовольствия и почти не задумываются о будущем, они лишены целеустремленности, способности к длительному упорному труду.

Согласны ли вы с данными утверждениями? Свой ответ аргументируйте.

Как бороться с бедностью?

В современном мире сложились следующие основные направления борьбы с бедностью:

- установление законом минимума заработной платы, как правило, освобожденной от налога

- предоставление пособий малоимущим гражданам

- перераспределение доходов государства в пользу малоимущих слоев государства

- стимулирование производства и экономического роста

Дополните приведенный перечень. Какое из направлений вы считаете наиболее важным?

Ты и бессильная

Насколько актуальны, на ваш взгляд, эти слова для современной России? Ответ аргументируйте.

В. Тестирование по вариантам. 192

1. Какие из названных групп относятся к этническим группам:

1) подростки и юноши 3) народности

2) пенсионеры 4) скауты

2. Крестьяне, рабочие, служащие, учителя составляют общность :

1) политическую 3) профессиональную

2) демографическую 4) этническую

3. Под социальным неравенством понимается:

1) изменения в статусе человека 2) освоение индивидом разных социальных ролей

3) выделение в обществе разных социальных групп 4) различие людей в доступе к социальным благам

4. Перемещение людей из одной социальной группы в другую составляет суть понятия социальная:

1) мобильность 3) адаптация

2) стратификация 4) стабильность

5. Отклоняющееся поведение – это поведение:

1) не соответствующее принятым в обществе нормам 2) всегда нарушающее нормы права

3) не имеющее осознанных мотивов 4) обязательно ведущее к негативным последствиям

6. Граф С. Ю. Витте был составителем “Манифеста” от 17 октября 1917 года. Это действие явилось отражением его:

1) личностного статуса 2) социальной роли 3) престижа 4) социальной мобильности

7. Применение санкций для обеспечения соблюдения социальных норм составляет основу

1) социализации 2) социального контроля 3) социальной адаптации 4) отклоняющегося поведения

1. Установленные в обществе правила, образцы поведения, регулирующие жизнь людей, - это:

1) социальный статус 3) социальные ценности

2) социальные нормы 4) социальный престиж

2. Свойством, объединяющим мораль, право, обычаи, традиции, является то, что они:

1) закреплены в официальных документах 2) обеспечены силой государственного принуждения

3) отражают представления о прекрасном и безобразном

4) регулируют общественные отношения

3. Различный доступ людей к социальным благам отражен в понятии:

1) социальное происхождение 2) социальное неравенство

3) социализация 4) социальная мобильность

4. Положение человека в обществе, занимаемое им как представителем определенной социальной группы и включающее определенный набор прав и обязанностей, - это:

1) социальный престиж 2) социальный статус

3) социальная дифференциация 4) социальное неравенство

5. Верны ли следующие суждения о видах социальных групп?

А. Русские, белорусы и украинцы являются этносоциальными группами

Б. Мужчины, женщины, дети, пожилые люди представляют собой профессиональные группы

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны и А, и Б 4) оба суждения неверны

6. Во время первой всероссийской переписи населения царь Николай II вписал в графу “занятие”: “хозяин земли Русской”. Какой аспект своей социальной роли отразил царь:

1) профессию 2) возраст 3) образование 4) принадлежность к конфессии

7. Уверовав в особую живительную силу пирамид, житель Подмосковья начал воздвигать их в различных районах области. Этот случай можно рассматривать как пример

1) адаптивного поведения 2) конформистского поведения

3) противоправного поведения 4) отклоняющегося поведения

1. Ниже перечислены четыре социальные группы. Три из них имеют общий социально значимый признак. Какая группа выпадает из этого ряда?

1) дети 2) пожилые люди 3) мужчины 4) молодежь

2. Любая социальная группа характеризуется

1) малочисленностью состава 2) родственными связями

3) неформальным контролем за поведением 4) общностью социального статуса

3. Какой статус относится к предписанному статусу?

1) муж 2) отец 3) преподаватель 4) внук

4. В том, что возможность получить хорошее образование определяется уровнем доходов человека, отражается

1) социальная стабильность 2) социальное неравенство

3) социальная мобильность 4) социальное поведение

5. После расторжения брака гражданин Б. продолжал по выходным дням совершать с сыном лыжные прогулки. Этот пример иллюстрирует особенности

1) выполнения социальной роли 2) соблюдения социальной нормы

3) осуществления социального контроля 4) проявления социальной мобильности

6. Автор романа получил государственную премию. Другим примером формальных позитивных санкций является (-ются)

1) всенародная слава 2) вручение памятного подарка

3) всеобщее уважение 4) лестные отзывы читателей

7. Примером негативного отклоняющегося поведения является

1) повышенный интерес к результатам спортивных состязаний

2) фанатическая преданность творчеству музыкальной группы

3) применение криминальных методов для решения личных проблем

4) чрезмерное увлечение гуманитарными предметами

После выполнения задания, ребята осуществляют взаимоконтроль.

Ответы по вариантам.

ПРОЕКТИРУЮТСЯ НА ЭКРАН ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.

Вариант 1: 3341122

Вариант 2: 2422114

Вариант 3: 3442123

Г. РЕФЛЕКСИЯ: СИНКВЕЙН «СФЕРА» 125

Подведение итогов работы на уроке

Домашнее задание

1. ГЛАВА 5. Тема «Социальная сфера»

2. Составить кластер по теме: “Социальная сфера общества”.

Выбранный для просмотра документ СОЦ СФЕРА-ОБОБЩЕНИЕ-ЗЕЛЕНЦОВА.pptx

Anews.com17 сентября 2020
  • Фото Что такое этнос: народы, этнические группы и общности

    Этнос – это… Определение

    Греческое слово «этнос» означает «народ».

    В обществознании этносом или этнической общностью называют исторически сложившуюся совокупность людей, объединенных общей культурой, языком, самосознанием.

    К этносам относятся нации, народности, племена, этнические группы. В мире насчитываются тысячи этносов. В одной только России проживает более 100 народов. В русском языке синоним этнической принадлежности — национальность.

    Изучением этносов занимаются наука этнология и ученые-этнологи.

    Виды этнических общностей

    Исторически выделяются следующие этнические группы:

    Этносу предшествует род — группа кровных родственников, ведущих происхождение по одной линии.

    Племя — это совокупность родов, связанных общим происхождением, чертами культуры, диалектом и обрядами. Например, восточнославянские племена вятичей, полян, древлян и т.п.

    Народность — исторически сложившаяся общность людей с общей территорией, языком, психическим складом, культурой. Например, древнерусская народность, сформировавшаяся в X-XIII веках.

    Нация — это общность людей с общей территорией и языком, культурой, развитыми экономическими связями и этническим самосознанием.
    Есть два понимания нации: этническое (например, русский народ) и гражданское (граждане России).

    В России для обозначения принадлежности к определенной этнической группе обычно используется слово «национальность», то есть в рамках нации-государства люди являются представителями отдельных народов. К примеру, гражданин России по национальности может быть русским, татарином, чеченцем, белорусом или представителем любого другого этноса.


    Фонтан «Дружба народов» на ВДНХ в Москве. Фото: Wikimedia / Lanta t https://img.anews.com/media/gallery/134666676/192426276.jpg

    Этнические меньшинства

    Этническими меньшинствами называют этнические группы, не принадлежащие к коренным, наиболее многочисленным народам страны. Здесь важна не абсолютная численность общности, а ее восприятие и групповая солидарность.

    Чаще всего меньшинства в определенной степени изолированы от остального общества, их представители могут подвергаться дискриминации по национальному признаку.

    В российских законах и Конституции нет определения национальных или этнических меньшинств.

    Теории этносов. Откуда взялись разные народности

    Историки, философы и другие ученые не первое столетие выдвигают различные теории, призванные объяснить появление этносов.

    С древних времен существование множества народов объясняли божественной волей.

    Затем появились попытки объяснить разницу естественными, природными причинами. На этой основе возникали «биологические» теории расового превосходства: о том, что одни народы якобы ближе к животным, а другие — к «настоящим» людям.

    Марксизм учил, что нации формируются в силу экономических причин.

    Социокультурный подход объясняет этнические общности через формирующие их общественные институты.

    Философ, историк и географ Лев Гумилев предложил экзотическую «теорию пассионарности». По версии Гумилева, этносы являются природным явлением, их активность определяется особой жизненной энергией — пассионарностью.

    Условия формирования этноса

    Территория важна на первом этапе, когда этнос формируется. Однако в дальнейшем народ может сохраняться, даже если утратил собственную территорию. Например, евреи долгое время не имели собственного государства и территории, однако не исчезли как народ.

    Общий язык обычно присутствует, но в некоторых случаях этнос может сложиться и не на его основе. Например, американская нация в США образовалась из групп с различным языком.

    Единство духовной культуры, в том числе общих норм и ценностей, образцов поведения и психологии. Этот параметр трудно измерить, но он играет значительную роль в формировании этноса.

    Этническое самосознание, то есть чувство принадлежности к данной национальной группе, осознание своего единства и отличия от других этносов. Некоторые ученые считают этот фактор важнейшим: если люди не воспринимают себя как единый народ, то и не могут им быть.

    Этническое самосознание побуждает людей к защите национальных интересов. Эти интересы не статичны, они меняются со временем. Кроме того, они могут быть противоречивы: с одной стороны, народу необходимо защищать свои особенности и уникальность, с другой стороны — взаимодействовать с другими этносами, обогащать свою культуру и меняться.

    К этническим группам относятся… Задания из ЕГЭ с правильными ответами

    Знать определение этноса и его признаки необходимо, чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию. Разберем примеры вопросов из тестов прошлых лет.

    Найдите в приведенном ниже списке исторические формы этноса и запишите цифры, под которыми они указаны.
    1) семья
    2) племя
    3) народность
    4) община
    5) государство
    Правильный ответ: 23

    Выберите верные суждения об этнических общностях и запишите в порядке возрастания цифры, под которыми они указаны.
    1) Разновидностью этноса является народность.
    2) Появление наций предшествовало возникновению государства.
    3) В основе этнической общности лежит единство классовых интересов.
    4) Различают этническое и гражданское понимание нации.
    5) Сплочению народности в нацию помогает осознание людьми общности своих исторических судеб.
    Правильный ответ: 145

    Выберите верные суждения об этнических общностях и запишите цифры, под которыми они указаны.
    1) Этнической общностью называют сложившуюся в определенном государстве демографическую группу.
    2) Видами этнических общностей являются племя, народность, нация.
    3) К числу признаков этноса относят язык, общую историческую память, обычаи и традиции.
    4) При формировании этноса значительную роль играет общность территории и общий язык.
    5) Члены любой этнической общности обладают сходными политическими воззрениями и толерантным отношением к культуре других этносов.
    Правильный ответ: 23

    Нажмите, чтобы скачать публикацию
    в формате MS WORD (*.DOC)

    Тест по теме: «СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ. СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫ И РОЛИ».

    1. Внутреннее устройство общества традиционно называют:

    1. Социальным институтом;

    2. Социальной структурой;

    2. Верны ли следующие суждения о структуре общества?

    А. Структура общества – это совокупность связей и отношений между большими социальными группами;

    Б. Общественное разделение труда обуславливает структуру общества.

    1. Верно только А;

    2. Верно только Б;

    3. Верно и А и Б;

    4. Оба суждения неверны.

    3. Соотнесите:

    Социальные группы

    Поло-возрастной признак

    Территориальный (поселенческий) признак

    Профессиональный признак

    7. Житель деревни;

    4. К социальным группам, выделяемым по поселенческому (территориальному) признаку, относится (-ятся)

    5. Какой признак определяет принадлежность человека к социальной группе врачей?

    2. уровень образования;

    4. положение в обществе.

    6. Структура общества представлена совокупностью социальных групп и общностей в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по этническому признаку?

    7. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку?

    1. абитуриенты
    2. экономисты
    3. горожане
    4. выпускники

    8. Какая социальная группа выделена по территориальному признаку?

    1. священнослужители
    2. европейцы
    3. мусульмане
    4. женщины

    9. Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и групп в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по политическому признаку?

    1. воронежцы
    2. демократы
    3. офицеры
    4. женщины

    10. Структура общества представлена социальными группами и общностями в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по территориальному (поселенческому) признаку?

    1. женщины
    2. подростки
    3. программисты
    4. петербуржцы

    11. Какие из приведённых терминов характеризуют демографическую структуру общества?

    1. женщины, мужчины
    2. родители, дети
    3. белорусы, татары
    4. мусульмане, христиане

    12. Какая из названных социальных групп выделена по профессиональному признаку?

    1. москвичи
    2. молодёжь
    3. консерваторы
    4. военнослужащие

    13. Какие из приведённых терминов характеризуют демографическую структуру общества?

    1. пожилые люди, молодёжь
    2. русские, украинцы
    3. маргиналы, средние слои
    4. православные, буддисты

    14. Соотнесите:

    Социальные группы

    Расовый признак

    Территориальный признак

    Национальный признак

    Религиозный признак

    1. Негроид;
    2. Китаец;
    3. Монголоид;
    4. Житель поселка;
    5. Протестант;
    6. Американец;
    7. Европеоид;
    8. Житель города Москва;
    9. Католик;
    10. Итальянец.

    15. К малым группам относится (-ятся)…

    1. научно-техническая интеллигенция мегаполиса;
    2. выпускники исторических факультетов университетов страны;
    3. государственная делегация на международном конгрессе;
    4. преподаватели высших учебных заведений страны.

    16. Верны ли следующие суждения о социальных группах?

    А. Численность группы определяет ее формальный или неформальный характер;

    Б. Формальные группы имеют четко определенную структуру.

    1. Верно только А;
    2. Верно только Б;
    3. Верно и А и Б;
    4. Оба суждения неверны.

    17. В приведенном списке указаны черты сходства малых социальных групп с большими и черты отличия их друг от друга. Выберите и запишите в первую колонку таблицы номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия.

    1. объединения людей;
    2. прямое непосредственное взаимодействие;
    3. численность;
    4. участники объединены общей деятельностью.

    18. Соотнесите:

    Социальные группы

    Неформальные

    Примеры групп:

    1. Семья;
    2. Студенческая группа;
    3. Сборная РФ по футболу;
    4. Коллектив учителей школы;
    5. Молодежь;
    6. Хоккейная команда;
    7. Женщины;
    8. Друзья по подъезду.

    19. И семья, и школьный класс являются

    1. этническими общностями

    2. малыми группами

    3. социальными слоями

    4. неформальными группами

    20. Соотнесите:

    Определение

    1. Социальный статус

    А) совокупность статусов отдельного человека;

    2. Социальная мобильность

    Б) ожидаемое от человека поведение в соответствии с его социальным статусом;

    3. Социальная роль

    В) переход людей из одних социальных групп в другие;

    4. Социальные лифта

    Г) положение, занимаемое человеком в обществе, группе;

    5. Статусный набор

    Д) пути, по которым происходит перемещение людей из одной социальной группы в другую.

    21. Ожидаемое поведение личности, связанное с ее положением в обществе и типичное для данной общественной группы, называют…

    4. социальная роль.

    22. Общей социальной ролью для ребенка и взрослого является роль…

    2. военнослужащего по контракту;

    3. заемщика банка;

    23. После развода гражданин С продолжил по выходным дням гулять со своими сыновьями в парке. Этот пример иллюстрирует особенности…

    1. реализации социальной роли;

    2. выполнения социальной нормы;

    3. осуществления социальной политики;

    4. проявления социальной мобильности.

    24. Верны ли следующие суждения о социальной роли?

    А. Под социальной ролью человека понимают его положение в обществе.

    Б. Ролевые требования человеку предъявляет общество.

    1. Верно только А;

    2. Верно только Б;

    3. Верно и А и Б;

    4. Оба суждения неверны.

    25. Верны ли следующие суждения о социальной роли?

    А. Социальная роль усваивается индивидом в процессе социализации.

    Б. Все социальные роли человека обязательно должны быть стандартизированы.

    1. Верно только А;

    2. Верно только Б;

    3. Верно и А и Б;

    4. Оба суждения неверны.

    26. Установите соответствие между ситуациями и социальными ролями, которые эти ситуации иллюстрируют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

    Социальная роль

    А) Ученик К. интересуется работой Федерального Собрания РФ.

    Б) 15-летний подросток в свободное от учёбы время трудится курьером.

    В) Старшеклассники накануне Нового Года организовали праздник для воспитанников детского дома.

    Г) Студент С. приобрёл цифровой фотоаппарат.

    Д) Иван участвует в организации избирательной компании политической партии

    Ответы занесите в таблицу:

    27. Какая социальная роль присуща как подросткам, так и взрослым людям?

    28. Верны ли следующие суждения о социальных ролях?

    А. Одна из возможных социальных ролей подростка – покупатель в магазине.

    Б. Подростки могут исполнять не все социальные роли, свойственные взрослым.

    1. Верно только А;

    2. Верно только Б;

    3. Верно и А и Б;

    4. Оба суждения неверны.

    29. Какую социальную роль может исполнять подросток?

    2. опекун младшего брата

    3. водитель автобуса

    4. посетитель интернет-сайта

    30. Какая социальная роль типична для старшеклассника?

    1. военнослужащий по призыву

    31. Какой социальный факт иллюстрирует политическую роль гражданина?

    1. Юрий Петрович купил отечественный автомобиль.

    2. Елена Сергеевна завоевала медаль на Олимпийских играх.

    3. Анна Ивановна проработала в школе 30 лет.

    4. Иван Николаевич голосовал на выборах.

    32. Положение человека в обществе, связанное с определенными правами и обязанностями, традиционно обозначают понятием…

    1. социальный статус;

    2. социальная роль;

    3. социальная норма;

    4. социальная общность.

    33. Какой социальный факт иллюстрирует роль потребителя?

    1. Маша играет на фортепиано.

    2. Марина прекрасно танцует.

    3. Сергей учится на курсах немецкого языка.

    4. Артём играет во дворовой футбольной команде.

    34. Какую социальную роль способен исполнять и ребёнок, и взрослый?

    35. Какую социальную роль исполняют и подростки, и взрослые люди?

    1. учащийся школы

    36. Соотнесите:

    Тип социального статуса

    А) Статус, получаемый человеком не зависимо от его воли и желания;

    Б) Статус, в котором человек рожден;

    В) Статус, достигаемый собственными усилиями.

    37. Соотнесите:

    Социальные статусы

    Прирожденные

    Предписанные

    Приобретенные

    Примеры статусов:

    1. Русский;
    2. Украинец;
    3. Бабушка;
    4. Европеоид;
    5. Инженер;
    6. Мужчина;
    7. Хореограф;
    8. Подросток;
    9. Женщина;
    10. Сын.

    38. Какую позицию статуса человек приобретает при рождении?

    39. Какой статус является достигаемым?

    40. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

    А. Социальный статус характеризует место личности в системе социальных отношений;

    Б. У одного человека может быть несколько социальных статусов.

    1. Верно только А;

    2. Верно только Б;

    3. Верно и А и Б;

    4. Оба суждения неверны.

    41. В приведенном списке указаны черты сходства приобретенного и предписанного статуса и черты отличия их друг от друга. Выберите и запишите в первую колонку таблицы номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия.

    1. Большие группы людей, объединенные общностью культуры, языка и культурно-исторической самобытностью:
    а) этнические общности +
    б) этнические меньшинства
    в) этнические обобщенности

    2. К федеративным государствам, основанным по национально-территориальному признаку, относится:
    а) ФРГ
    б) Россия +
    в) Индия

    3. К федеративным государствам, основанным по национально-территориальному признаку, относится:
    а) ФРГ
    б) Индия
    в) США +

    4. К федеративным государствам, основанным по национально-территориальному признаку, не относится:
    а) Индия +
    б) США
    в) Россия

    5. Один из исторических типов этнических общностей:
    а) класс
    б) группа
    в) племя +

    6. Один из исторических типов этнических общностей:
    а) община
    б) народность +
    в) класс

    7. Один из исторических типов этнических общностей:
    а) коллектив единомышленников
    б) община
    в) нация +

    8. Разновидностью этноса является народность, так ли это:
    а) да +
    б) нет
    в) отчасти

    9. Различают этническое и гражданское понимание нации, так ли это:
    а) нет
    б) отчасти
    в) да +

    10. Сплочению народности в нацию помогает осознание людьми общности своих исторических судеб, так ли это:
    а) нет
    б) да +
    в) отчасти

    11. Появление наций предшествовало возникновению государства, так ли это:
    а) нет +
    б) да
    в) отчасти

    12. В основе этнической общности лежит единство классовых интересов, так ли это:
    а) да
    б) нет +
    в) отчасти

    13. Выберите правильное суждение об этнических общностях и взаимодействиях между ними:
    а) Общность территории играет важнейшую роль на этапе формирования этнической общности, однако в дальнейшем может быть утрачена +
    б) К этническим общностям не относят семью, род, племя, народность и нацию
    в) Нация как форма этнической общности складывается в постиндустриальном обществе

    14. Выберите правильное суждение об этнических общностях и взаимодействиях между ними:
    а) Признаками этнической общности являются единство языка, культуры и общая историческая память, которая не находит отражение в этническом самосознании
    б) К этническим общностям не относят семью, род, племя, народность и нацию
    в) Признаками этнической общности являются единство языка, культуры и общая историческая память, которая находит отражение в этническом самосознании +

    15. Выберите правильное суждение об этнических общностях и взаимодействиях между ними:
    а) Направлениями развития и взаимодействия этнических общностей являются интеграция и дифференциация +
    б) Направлениями развития и взаимодействия этнических общностей не являются интеграция и дифференциация
    в) Нация как форма этнической общности складывается в постиндустриальном обществе

    16. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий:
    а) род
    б) этнос +
    в) нация

    17. Этот термин не относится к понятию «этническая общность»:
    а) национальные интересы
    б) национальная общность
    в) национальный парк +

    18. Этот термин не относится к понятию «этническая общность»:
    а) национальный язык
    б) национальная экономика +
    в) национальная общность

    19. Этот термин относится к понятию «этническая общность»:
    а) национальный парк
    б) национальная экономика
    в) национальная культура +

    20. Найдите в приведенном ниже списке субъект РФ, название которого произошло от названия титульной нации:
    а) Приморский край
    б) Чукотский автономный округ +
    в) Красноярский край

    21. Найдите в приведенном ниже списке субъект РФ, название которого произошло от названия титульной нации:
    а) Республика Татарстан +
    б) Хабаровский край
    в) Иркутская область

    22. Найдите в приведенном ниже списке субъект РФ, название которого произошло от названия титульной нации:
    а) Московская область
    б) Республика Башкортостан +
    в) Курская область

    23. Найдите в приведенном ниже списке субъект РФ, название которого произошло от названия титульной нации:
    а) Волгоградская область
    б) Ростовская область
    в) Еврейская автономная область +

    24. Как называется слияние этносов, при котором один из них усваивает чужую культуру и полностью утрачивает свою:
    а) дискриминация
    б) ассимиляция +
    в) ксенофобия

    25. Как называется большая группа людей, территориально оторванная от своего народа и поселившаяся в другой стране:
    а) идиома
    б) этнос
    в) диаспора +

    26. В России наций и народностей проживает более:
    а) 300
    б) 100 +
    в) 500

    27. Этническая общность:
    а) племена +
    б) граждане
    в) провинциалы

    28. Этническая общность:
    а) граждане
    б) творческие союзы
    в) нации +

    29. Принадлежность человека к той или иной этнической группе обозначается понятием:
    а) национальность +
    б) народность
    в) народ

    30. Чувство принадлежности к нации, отождествление ее интересов со своими:
    а) национальное познание
    б) национальное самосознание +
    в) национальная общность

    Читайте также: