Можно ли по исламу делать пенсию

Опубликовано: 02.05.2024


Главная сенсация прошлой недели – это абсурдная новость о том, что Путин понизил пенсионный возраст, в результате чего он повысится на 5 лет: для мужчин до 65, а для женщин до 60 лет. Ике Ленар в своей очередной статье обращаются к теме пенсии, рассматривая ее с разных сторон.

Пенсия в прошлом и в настоящее время

Впервые пенсии были введены Гаем Юлием Цезарем в Римской империи. Они выплачивались только военным. Гражданским служащим пенсии начали выплачиваться во Франции во время Великой французской революции в 1790 году. Массовые пенсионные выплаты впервые были введены в Германии в 1889 году в результате пенсионной реформы Отто фон Бисмарка. Всеобщее пенсионное страхование впервые появилось в законодательстве Швеции в 1913. В целом пенсии как обязательный элемент социального обеспечения появляются во многих странах Европы, Азии и Латинской Америки в первой половине XX века. Наконец, в 1952 году на конференции Международной организации труда была принята Конвенция № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», которую ратифицировали в общей сложности 43 страны. В этом документе, в частности, был установлен возраст выхода на пенсию по старости, который не должен был превышать 65 лет. В СССР на заслуженный отдых мужчины выходили при достижении 60 лет, а женщины — в 55 летнем возрасте. Появление пенсий стало логичным результатом развития западного гражданского общества.

Постепенно пенсии были введены в большинстве стран мира, включая исламские. В итоге сегодня в Саудовской Аравии пенсия для женщин наступает в 55 лет, для мужчин – в 60 лет. Минимальный стаж для выхода на пенсию составляет 10 лет. В Объединенных Арабских Эмиратах такой же срок выхода на пенсию. При это необходимый стаж для получения пенсии составляет 20 лет, так что на пенсию можно выйти в 38 лет, но она будет урезанная. В Пакистане на пенсию выходят в 62 года, но для представителей разных профессий существует свои сроки выхода на пенсию. В Малайзии существует тенденция к повышению пенсионного возраста. В Египте – срок выхода на пенсию – 60 лет, но для некоторых профессий – 70 лет. Здесь также планируется в течение нескольких лет повысить пенсионный возраст до 65 лет. В Турции возраст выхода на пенсию для мужчин - 53 года, для женщин – 48 лет. При этом в 1999 году он составлял для мужчин – 43 года, для женщин – 38 лет. К 2048 году планируется увеличить возраст выхода на пенсию до 65 лет как для мужчин, так для женщин.

Что касается европейских стран, то в Испании общий возраст выхода на пенсию – 65 лет. В ближайшие годы планируется его увеличение до 67 лет. Для получения полноценной пенсии стаж должен быть равен 37 годам. Во Франции возраст выхода на пенсию равен 62 годам, его планируют увеличить до 67 лет. При этом чтобы рассчитывать на полноценную пенсию, нужно иметь 40-летний трудовой стаж. В США пенсионный возраст также стремится в сторону повышения – до 67 лет, а Великобритании – до 68 лет. В Германии на пенсию выходят в 65 лет и 3 месяца. К 2030 году пенсионный возраст планируют повысить до 67 лет.

Можно сделать вывод, что по всему миру происходит тенденция увеличения пенсионного возраста. Особенно остро ситуация касается европейских стран. В первую очередь это объясняется экономическим кризисом, который не первый год гуляет по миру. Еще одной причиной является старение населения – характерная особенность современных западных стран.

Ислам и пенсия

Пенсия – это продукт западного мира. А каково отношение ислама к пенсии? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. С одной стороны, уместно вспомнить историю, которая произошла во время правления халифа Умара ибн аль-Хаттаба. Однажды халиф встретил старика и стал расспрашивать о его жизни. Тот пожаловался на крайне бедную жизнь. Халиф сказал на это старцу: «Было бы бесчеловечно получать от тебя подати, когда ты был молодым, и оставить тебя в старости на произвол судьбы». Халиф назначил старику пожизненное содержание, то есть, если говорить современным языком, пенсию.

Таким образом с одной стороны явного запрета на пенсии в исламе нет. С другой стороны, современные пенсионные фонды не имеют ничего общего с исламскими финансовыми институтами. С целью заработать они могут вкладывать пенсионные средства в отрасли, которые являются харамными – в производство свинины, алкоголя, табака, оружия, в игорный бизнес, а также иметь дело с банками или иными компаниями, начисляющими процент. Последнее – риба – строго запрещено в исламе. В Коране сказано: «Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство» (2:275). Поскольку банковский процент – это финансовый инструмент, широко используемый сегодня по всему миру, в том числе в исламских странах, пенсионные фонды практически не могут вести свою работу, не обращаясь к этому инструменту. По сути, современную пенсию можно отнести к категории риба. К тому же если посчитать сколько человек отчисляет в течение своей жизни в пенсионный фонд, эти средства точно превысят ту сумму, которую он получит в старости в виде пенсионных выплат, а это уже обман.

На заре ислама особо богобоязненные мусульмане прослеживали всю цепочку производства того или иного продукта, начиная от производителя и его сырья, заканчивая сбытом. Они обращали внимание даже на халяльность денег, которые крутились в этой цепочке. Сейчас в силу усложнения финансовой системы, проверить цепочку производства продукта нереально. Тем не менее, то, что современная пенсионная система взаимодействует с харамными отраслями – в этом не может быть никаких сомнений. Конечно, сегодня в разных странах мира, в том числе западных, создаются исламские финансовые институты, в том числе исламские пенсионные фонды. В частности, такой фонд был создан в Великобритании. В рамках деятельности этого фонда британское законодательство даже требовало от работодателей, которые брали на работу мусульман, строить такие пенсионные планы, которые бы не противоречили вероубеждению своих мусульманских работников. Нарушителям грозило наказание.

Но пока подобные исламские пенсионные фонды являются скорее исключением из правил. Большинство пенсионных фондов по-прежнему работают, не соблюдая исламские нормы. Но это только институциональная часть вопроса. У этого вопроса есть еще внутренняя, нравственная сторона.

Общеизвестно, что Европа сегодня переживает демографический кризис, который в какой-то степени нивелируется переездом в европейские страны мигрантов, главным образом мусульман. Коренные же европейцы по статистике рожают мало детей. В Европейском союзе 67% семей не имеют детей. Семей с одним ребёнком - 16%, с двумя детьми - 13%, с тремя и более - 4%. Одной из главных причин этого является стремление устроить карьеру. На ситуацию в числе прочего влияет то, что европейская женщина не хочет в связи с рождением детей и декретного отпуска надолго выпадать из трудовой деятельности и стремится как можно быстрее вернуться на работу. В том числе это связано с тем, что необходимо нарабатывать трудовой стаж, чтобы затем рассчитывать на полноценную пенсию. А как мы уже сказали, в некоторых европейских странах необходимый трудовой стаж для выхода на пенсию составляет порядка 40 лет. В связи с этим европейские женщины рожают, как правило, одного, максимум двух детей, чтобы потерять как можно меньше трудового стажа.

Такое положение в корне противоречит исламской этике. Ислам призывает своих приверженцев рожать побольше детей, с тем чтобы они были в дальнейшем, в том числе в старости, опорой. Пророк Мухаммад (мир ему) в связи с этим сказал: «Поистине, дети ваши относятся к числу наилучших приобретений, так ешьте же из того, что добывают ваши дети!». Такое внимательное отношение, которое уделяет в исламе к семье и детям, позволит иметь в них надежную опору в старости, так что проблема пенсии не будет иметь для мусульманина острого значения.

Ике Ленар, газета «Звезда Поволжья»


Во время своего правления Умар ибн Хатаб (да будет доволен им Аллах), путешествуя по своим владениям, встретил старца и расспросил его о прошлом и настоящем. Тот пожаловался на то, что влачит жалкое существование. Халиф, обращаясь к старику, сказал: «Было бы нечеловечно получать от тебя подати в твоей молодости и оставить тебя в старости на произвол судьбы». Старцу было назначено пожизненное содержание, то есть, говоря современным языком, пенсия. Прочитав эту историю, снова приходишь к выводу о том, как многогранен Ислам и что абсолютно всё подчинено идее благополучия человека. Мы уже писали о некоторых социальных аспектах исламской экономики, о её моральном наполнении, и хотелось бы продолжить эту тему разговором о пенсионном обеспечении.

Многие из нас видели рекламу о 2-кратном увеличении пенсионных накоплений, остаётся только гадать, был ли это рекламный трюк или действительно такие сказочные метаморфозы возможны. Если касаться канонической точки зрения, то, вероятно, здесь можно усмотреть присутствие риба, что категорически запрещено в Исламе. Ну подумайте сами, каким образом 2 тысячи рублей могут превратиться в 4… Тут следует оговорить понятие «кредитная система», которое включает в себя описание составляющих её элементов, в число которых и входят пенсионные фонды, это так называемые специализированные финансовые институты. Поэтому всё чаще стали возникать вопросы, касающиеся инвестиций, то есть возможности обеспечения себя источниками пенсионного дохода, соответствующими исламским принципам.

Замечу, что попытки сделать такой шаг предпринимались давно, более того, даже в немусульманских странах. Так, например, в 2004 году британская компания HSBC, являющаяся крупнейшим банком Европы, стала первым из лидеров мировой финансовой индустрии, создавшим Исламский пенсионный фонд. Да, безусловно, для Великобритании это было возможностью привлечь в экономику сбережения двух миллионов живущих в стране мусульман, не отпугивая их перспективой нарушения законов Шариата. Но, тем не менее, интересы такого большого числа людей были удовлетворены. Более того, требовалось, чтобы работодатели, нанимающие на работу мусульман, предлагали пенсионные планы, совместимые с их верованиями. Нарушителям грозило судебное преследование по обвинению в религиозной дискриминации.

Сегодня пенсия складывается следующим образом. Человек работает, получает официальную заработную плату, каждый месяц его работодатель производит отчисления в Пенсионный фонд, равные 20 процентам со всего фонда оплаты труда предприятия. Таким образом, на страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС) каждый месяц поступает определённая сумма, которая формирует так называемую трудовую часть пенсии, которая, в свою очередь, делится на 3 части:

1. Базовая часть (6 % от размера зарплаты) – идёт в федеральный бюджет и далее на выплату нынешних пенсий. Она не отражается и не сохраняется на лицевом (личном) счёте будущего пенсионера (подробнее далее в этой статье).

2. Страховая часть (8 % от размера зарплаты) – отражается на лицевом счёте застрахованного лица как долг государства перед ним, но не сохраняется, а идёт на выплату нынешних пенсий (подробнее далее в этой статье).

3. Накопительная (6 % от размера зарплаты) – отражается на лицевом счёте застрахованного лица и сохраняется, точнее инвестируется в пользу застрахованного лица. В результате эта часть пополняется также за счёт дохода от инвестирования накопленных средств.

Наибольший интерес для нас представляет именно накопительная часть. Она предназначены для инвестирования и получения дополнительного дохода в пользу будущего пенсионера. Средства, поступающие от работодателя, и доход, полученный от их инвестирования, учитываются Пенсионным фондом в специальной части индивидуального лицевого счёта отдельно от пенсионных взносов, перечисленных на страховую часть трудовой пенсии. Владелец пенсионного счёта вправе выбирать организацию, которая будет профессионально управлять этим капиталом. Вот тут-то и включается защитный механизм мусульман: а куда, собственно говоря, инвестируются мои деньги.

Ислам категорически запрещает многие вещи, от причастности к которым не может зарекаться ни один пользователь традиционных инструментов финансового рынка. Ключевыми элементами исламских инвестиций является отсутствие процентов (риба), и то, что они не могут быть связаны с:

• компаниями, начисляющими процент, включая банки;

• медиа-компаниями, печатающими светскую хронику или порнографию;

• компаниями, имеющими дело с огнестрельным оружием и другими видами боеприпасов.

Всё это заставляет мусульманских инвесторов искать, в том числе и пенсионные сберегательные вклады, соответствующие нормам Ислама.

Ещё один пример заинтересованности инвесторов в развитии исламского финансового сектора наблюдается в Канаде, где проживает около миллиона мусульман, составляющих примерно 3 % населения страны. Даже учитывая все демократические настроения большинства стран, трудно предположить, что их финансовые компании волнует только желание удовлетворить религиозные потребности проживающих мусульман. Тут очевидно и другое – уже более сорокалетний опыт показал серьёзную стабильность исламских финансов, их способность выживать подтвердил и мировой финансовый кризис.

Возникает вопрос, куда же в таком случае можно вкладывать деньги мусульманам. Ответ нашли в той же Канаде. Так, ряд канадских мусульман, вышедших на пенсию, осуществляют инвестиции в такие секторы, как горная промышленность, лесное хозяйство и технологии. Стоит отметить и морально-этическую подоплёку: не заботящиеся о том, на что идут их деньги, в конце концов, могут обречь свой бизнес на провал.

«В целом, я рассматриваю инвестиции в дозволенные Шариатом продукты, как разновидность этического, социально ответственного инвестирования (так же как отказ от вложения средств в индустрию развлечений или в производство, которое может негативно сказаться на окружающей среде)», – заявляет канадский мусульманин-пенсионер Мухаммад Халид .

С ростом числа мусульман среди населения Канады (и не только) спрос на удовлетворяющие Шариату инвестиционные продукты будет только расти. А, следовательно, должно множиться число таких инвестиционных продуктов.

Располагая сегодня существенными денежными средствами, мусульманские инвесторы, к сожалению, не имеют достаточных возможностей для инвестирования согласно законам Шариата.

27.12.2016, 16:55 Версия для печати

Социальная сплочённость в Исламе

Мы все являемся свидетелями того, что время подчас рождает слова и термины, которые плотно укореняются в нашем обиходе. Сейчас всплеск словоупотребления «социальная сплочённость». Идею социальной сплоченности называют древнейшей в истории человечества. В современную эпоху принцип социальной сплоченности становится объективно необходимым способом дальнейшего цивилизованного развития человечества.

Пророк Мухаммад еще в седьмом веке возрождал идею социальной сплоченности общества. Так, с приходом Ислама, упорядочились взаимоотношения между мужчиной и женщиной, между мужем и женой, между последователями ислама. Ислам проявил заботу о вдовах, инвалидах, сиротах, даровав им социальные гарантии. Мусульманская община на сегодняшний день распространилась по всеми миру, люди различной расовой, национальной и этнической принадлежности объединяются в единую общину, которая является прекрасным примером социальной сплоченности и называется уммой.

Мусульмане - это люди излучающие добро и милосердие, ведь религия призывает мусульман относиться хорошо как к единоверцам, так и к представителям других верований. Любовь – один из важнейших аспектов братства. Поэтому мусульмане должны любить и заботиться друг о друге так же, как они заботятся о себе.

Пророк Мухаммад сказал:

Ислам регулирует поведение, отношения, права и обязанности отдельных членов по отношению к Богу, родителям, семье, нации. Основной реформой, провозглашённой пророком Мухаммадом, было то, что исламское общество представляет собой крепкий союз, обладающий чувством ответственности за своих членов. В истории человечества нет ни одной системы, которая могла бы сравниться с исламской системой солидарности и взаимопомощи.

Посланник Аллаха сказал:

Ответственность человека перед другими представителями общества и, наоборот, ответственность сообщества к личности имеет настоящий смысл. Ислам предписывает обществу не пренебрегать правами отдельного человека, обязывает защищать его интересы, уважать его права и гарантировать свободы, дарованные ему Всевышним.

Обсуждение и решение актуальных проблем с помощью других представителей общины - это особенность Ислама. При решении вопросов, учитывается голос каждого, таким образом, каждый индивид является неотъемлемым элементом исламского общества. Каждый мусульманин совершенствует свое окружение и совершенствуется сам, что-то вкладывает в общество и взамен получает, что-то от него, он защищает общество, и сам находится под его защитой. Такая двухсторонняя ответственность делает Ислама одной из самых солидарных религий в мире.

Пророк говорил по этому поводу:

Отношение Ислама к беднякам

Ислам учит мусульман мягкости, снисходительности и щедрости в отношении бедности и беднякам, он призывает верующих помогать и защищать более слабые и уязвимые слои общества. Последний божий посланник, Мухаммад, не оставлял бедняков без своего внимания и щедро одаривал их всякий раз, порой не оставляя ничего своим домочадцам.


Источник фотографии: islam.kherson.ua

В Коране есть много аятов призывающих нас делиться с ближними

«Видел ли ты того, кто считает ложью воздаяние? Это – тот, кто гонит сироту и не побуждает накормить бедняка». Сура «Мелочь», аят1-3.

«Веруйте в Аллаха и Его Посланника и расходуйте из того, что Он дал вам в распоряжение. Тем же из вас, которые уверовали и расходовали, уготована великая награда». Сура «Железо», аят 7

«Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом». Сура «Семейство 'Имрана», аят 92

«О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из приобретенных вами благ и того, что Мы взрастили для вас на земле, и не стремитесь раздать в качестве пожертвования дурное, чего бы вы сами не взяли, пока не зажмурили глаза. И знайте, что Аллах – Богатый, Достохвальный». Сура «Корова», аят 267

«Они дают пищу беднякам, сиротам и пленникам, несмотря на любовь к ней. Они говорят: «Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности! Мы боимся от своего Господа того Мрачного и Томительного дня». Аллах защитит их от зла того дня и одарит их процветанием и радостью». Сура «Человек», аяты 8-11

«О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из того, чем Мы наделили вас, до наступления дня, когда не будет ни торговли, ни дружбы, ни заступничества. А неверующие являются беззаконниками». Сура «Корова», аят 254

Хадисы (высказывания) Пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) о помощи нуждающимся:

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил:

«Если человек даст в качестве милостыни равное одному финику из праведно заработанного — а ведь Всевышний принимает только хорошее, благостное, — то Господь непременно примет это, а затем приумножит, подобно как выращиваете вы жеребенка, причем увеличит это до размеров, соизмеримых с горой». Бухари

«Милостыня должна стать неотъемлемой частью каждого мусульманина. Если же у человека ничего нет, он должен зарабатывать себе на жизнь своими собственными руками и отдать часть заработанного на благотворительность. Если же физическое состояние не позволяет ему работать, то он должен просто помочь бедным и тем, кто в нужде. Если же он не может сделать даже этого, пусть побуждает других делать добро . ».(Бухари)

«Тот, кто ложится спать сытым, а сосед его голоден и он знает об этом, тот - не из нас». (Аль-Хаким)

Мусульмане считают своим шансом для обретения успеха в мирских делах и загробном мире – благотворительность, поддержку малоимущих. Заботу о них они считают залогом успеха своей деятельности, и в действительности мусульмане обретают это.

Помощь беженцам

Сегодня, все в мире, от мала до велика знают, кто такие беженцы и что помощь им является хорошим богоугодным делом. Но мало кто догадывается, что первыми беженцами в истории ислама были сподвижники пророка Мухаммада.

С первых дней распространения Ислама, призыв пророка Мухаммада встретили резкой критикой и оскорблениями. В Мекке, на мусульман, не имеющих защиты и покровительства, нападали, применяли физическое насилие. В результате ущемления их прав и невозможности совершения религиозных обрядов, истории ислама известны несколько переселений в Эфиопию и переселение пророка Мухаммада в Медину. Если перефразировать «вынужденное переселение» на современный язык, то это беженец или мигрант. Аллах в Коране сообщил о огромной награде, которая уготована тем, кто оказывает помощь беженцам.


Источник фотографии:24smi.org

Всевышний сказал в Коране:

Говоря о прекрасных качествах ансаров, Всевышний Аллах подчеркнул, что они возлюбили переселившихся к ним мусульман, потому что еще раньше они возлюбили Аллаха и Его Посланника и всех, кого любит Аллах и кто помогает Его религии. Они не испытывали никакой тяги к тому, что было отдано мухаджирам (переселившимся), и не завидовали той милости, которой Аллах одарил мухаджиров, и тем достоинствам, которыми Он наделил только их. Все это свидетельствует о том, что ансары были великодушными людьми, а злоба и зависть не находили места в их сердцах, они были готовы пожертвовать своим богатством и одарить другого, даже если сами находились в стесненном положении или в нужде..

Когда переселенцы прибыли в Медину, Пророк первым делом связал переселенцев (мухаджиров) и местных жителей (ансаров) узами братства, прикрепив к каждому переселенцу ответственного, который должен был оказывать помощь в решении его проблем. Благодаря шефству, которое взяли на себя состоятельные мединцы, выказав благородство и щедрость души, мухаджирам-переселенцам была оказана материальная и духовная помощь.

Примером этого служит история одного из ансар, приходящая в Откровении. В доме одного из ансар гости остались на ночь. Хозяин дома предпочёл накормить их, а сам со своей женой и детьми лег спать голодным. Такие черты бывают присущи только людям с благородным нравом, которые любят Всевышнего Аллаха сильнее, чем собственные страсти и земные удовольствия.

Пенсии в Исламе

Кроме этого, помощь бедным и выплата им пособий из государственной казны была еще одним предписанием Ислама. Они выплачивались в пользу сирот, вдов, путников, старцев, оставшихся без попечения родственников.


Источник фотографии: vladtime.ru

В Коране сказано:

«Отдавай должное родственнику, бедняку и путнику, но не расточай чрезмерно». Сура «Перенос», аят 26

«Мусульманин, который спешит на помощь вдовам и бедным, подобен муджахиду, сражающемуся на пути Аллаха, или праведнику, день и ночь совершающему поклонения и соблюдающему пост» (Бухари).

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Пекущийся о вдове и неимущем подобен сражающемуся на пути Аллаха или тому, кто молится (все) ночи напролёт и (постоянно) постится днём». (Бухари)

«Опекающий сироту (из числа) его (родственников) или посторонних ему (людей будет) в раю столь же (близок) ко мне, как два этих пальца». (Муслим)

«Аллах сказал: «Расходуй же, сын Адама, и Я буду расходовать на тебя». (Бухари)

Во время своего правления Умар ибн Хатаб (да будет доволен им Аллах), путешествуя по своим владениям, встретил старца и расспросил его о прошлом и настоящем. Тот пожаловался на то, что влачит жалкое существование. Халиф, обращаясь к старику, сказал: «Было бы нечеловечно получать от тебя подати в твоей молодости и оставить тебя в старости на произвол судьбы». Старцу было назначено пожизненное содержание, то есть, говоря современным языком, пенсия. Прочитав эту историю, снова приходишь к выводу о том, как многогранен Ислам и что абсолютно всё подчинено идее благополучия человека.

Отношение к инвалидам

Еще одна группа людей, которые всегда чувствуют себя ущемленными и лишенными всего - это калеки и инвалиды.

Согласно канонам шариата, степень терпения оценивается согласно тому, чего лишился раб. В соответствии с этим воздастся ему в мире вечном. В хадисе сообщается, например, что того, кто, потеряв зрение, не станет причитать и стонать, Аллах обязательно поместит в Рай.


Источник фотографии: wrc-info.ru

Потеря зрения является огромной и тяжелой утратой. Порой встречаются настолько тяжелые случаи, что лечение оказывается безрезультатным. В таких случаях ничего не остается, как терпеть и смириться. Перед невзгодами и проблемами, решение которых на первый взгляд представляется невозможным, человек остается на ногах лишь благодаря терпению. В результате выказанного терпения значительно возрастает духовная степень раба, и он после перехода в иной мир обретает вечное счастье.

Пророк Мухаммад учил заботиться о инвалидах сказав:


Источник фотографии:storia.me

Следует отметить, что мусульманин должен относиться хорошо, проявить благонравие не только по отношению к мусульманам, но и по отношению к последователям других религий. Мы являемся единой братской общиной, которая одна часть общества сопереживает и болеет всей душой за другую часть. Мы должны вспоминать в наших мольбах всех тех, кого Аллах испытал бедностью, болезнью или бедой от рук несправедливых. Мы должны молиться за души тех невинных мусульман, кто погиб в Мьянме (Бирме), Сирии, Палестине и в каждом уголке земного шара.

Можно ли воровать у “кафирского” государства?

Все мы знаем, какую жесткую позицию шариат занимает по отношению к воровству. Однако не все считают воровством, когда кто-либо крадёт у государства, будь то электроэнергия, природный газ, или делает липовые документы на инвалидность, чтобы получать пенсию. И как не странно, даже в таком вроде бы очевидном вопросе мнения мусульман разделились.

Для абсолютного большинства мусульман, в том числе и мусульманских ученых, предельно ясно что никакое чужое имущество, кому бы оно не принадлежало, мусульманину или неверующему, не может быть присвоено посредством обмана, взяток или других махинаций. В то же время есть отдельные проповедники, которые уверены, что если то или иное государство притесняет мусульман, то им разрешается воровать у этого государства и таким образом якобы наносить ему максимально возможный «экономический урон».

Давайте разбираться

Чтобы разобраться в этом вопросе, в первую очередь, нужно понимать, что, если мусульманин живёт в стране, где основным законом является конституция, не основанная на Коране и сунне, и где большинство населения – неверующие, то у него с этим государством существует негласный договор, по которому это государство предоставляет ему условия для нормальной жизнедеятельности, а он, в свою очередь, обязуется не нарушать законы и традиции, принятые в этой стране. Паспорт гражданина этой страны, водительские права, страховое свидетельство, виза и другие подобные документы являются свидетельством этого договора, а мусульмане, как мы знаем, не имеют права нарушать заключенные договоры, и от этого остерегает Священный Коран:

«О те, которые уверовали! Будьте верны своим обязательствам» (Сура «Трапеза», 5:1).

Таким образом, мусульманину становятся запрещёнными имущество и кровь неверующих, которые живут в этой стране.

К сожалению, несмотря на это, многие мусульмане пытаются искать лазейки и всякие обходные пути даже в вопросах, касающихся норм ислама. Не мало и таких, которые искренне верят, что нет ничего грешного в том, чтобы «кинуть» неверующего, «развести» его на деньги и тому подобном.

Некоторые умудряются брать кредит в банке, что изначально запрещено в исламе, а потом не возвращают его, оправдывая это тем, что они причинили вред банку, который работает не по шариату или принадлежит неверующим, или «кафирскому» государству. Но они не хотят понять, что при этом они совершают более 5 смертных грехов, такие как ростовщичество, лжесвидетельство, ложь, вероломный отказ от возврата долга, хотя в исламе даже шахид не имеет право не возвращать свои долги.

Увы, среди мусульман Кавказа, где произошли последние нашумевшие события, такие случаи тоже не редки. В некоторых населённых пунктах происходят массовые махинации с кражей электричества, природного газа, огромное количество совершенно здоровых и даже молодых людей имеет фальшивые инвалидности, а получают они их, не секрет, «дав на лапу» какому-нибудь местному врачу, который возглавляет медико-социальную экспертизу. В результате, огромное количество действительно больных и страдающих людей просто не могут получить пенсию: для них этот процесс усложняется в разы.

Более того, можно привести массу примеров того, как подобными путями люди незаконно получают от государства определённые гранты, направленные на развитие определённых отраслей экономики, например, на постройку каких-нибудь сельскохозяйственных ферм, хотя тот, кто действительно нуждался в нём, остаётся без гроша. И это ли не воровство? Вроде бы, на первый взгляд, деньги выделяет государство, но страдает-то от этого кто? Такие же мусульмане, но без связей, влияния и денег.

И почему никто не задумается о том, откуда эти деньги берёт само государство?

Разве это не деньги налогоплательщиков? Ведь государственный бюджет, главным образом, формируется из карманов населения. Поэтому можно с уверенностью сказать, что, воруя у государства, вы наглым образом грабите простых людей.

Думаю, стоит также обратить внимание на то, какой деструктивный характер несут подобные действия некоторых мусульман в целом для имиджа ислама в той или иной стране. Что должны подумать люди, когда по новостям в очередной раз покажут репортаж о том, как в той или иной мусульманской республике очередной десяток крупных чиновников посадили за взяточничество, воровство в особо крупном размере; или врачей, которые выдавали «липовые» справки об инвалидности для совершенно здоровых и трудоспособных, но бессовестных людей? Правильно! Они подумают, что в очередной раз посадили воров, мошенников и преступников. Таковыми они будут и согласно мусульманскому праву, но обидно, что мусульмане вместо того, чтобы показывать всем остальным пример добропорядочности и честности, сами же дискредитируют ислам в глаза неверующих.

Так можно ли воровать у «кафирского» государства?

Что касается, самого вопроса «Можно ли воровать у «кафирского» государства?», то почти все мусульманские ученые, даже относящие себя ко всевозможным различным течениям, в том числе к радикально-салафитским, такие как: Ибн Баз, Ибн ‘Усаймин, аль-Фаузан и другие, – единогласно заявляют о категорическом запрете подобных действий в исламе. Но есть отдельные проповедники, как, например, набирающий популярность на Кавказе и в России бывший шариатский судья экстремистской организации «Имарат Кавказ» (Организация запрещена в России) Абдуллах Костекский, который вопреки словам больших ученых исламского мира в своих видео-лекциях наоборот всячески призывает мусульман воровать у «кафирских» государств, в данном случае у России, оправдывая это тем, что «кяфиры воруют принадлежащие народу нефть и газ и несправедливо взимают налоги», однако при этом никаких отсылок на тексты Корана и хадисов он не делает.

Такие заявления импонируют вчерашним бандитам, которые взяв себе амплуа верующих и соблюдающих каноны ислама людей, вместо того, чтобы действительно следовать единогласным решениям ученых, ищут обходные пути для быстрого обогащения.

Подытожить вышесказанное хотелось бы аятом из Священного Корана, который гласит:

«О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть к людям не подтолкнет вас к несправедливости» (аль-Маида, 5:8).

Поэтому давайте не искать лазейки в шариате, чтобы удовлетворить своим алчным мирским желаниям, а будем следовать тому, что не вызывает сомнений и в чём единогласны большинство исламских богословов.

Автор: Амин Назаров, колумнист

Правильная трудовая деятельность человека в Исламе

Каждый, кто обеспечивает свою семью, должен искать дозволенное пропитание. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Самым редким к Концу света станут кусок дозволенного и друг (брат), которому можно доверять» . Поэтому день ото дня становится всё труднее в вопросах дозволенного пропитания, но именно от него зависят наши поклонение и старания на пути Всевышнего.

Если даже, к примеру, хотя бы малая часть запретной еды попадёт в наш организм, то пока она будет там находиться, наше поклонение и деяния не принимаются Аллахом. К запретной еде относится свинина, мертвечина, спиртное, и та еда, которую приобрели на деньги, заработанные не дозволенным, согласно нормам ислама. Поэтому чтобы поклонение Всевышнему и все наши деяния были чистыми и совершенными, мы обязаны стремиться к дозволенному пропитанию и искать работу, не противоречащую Шариату.

К нежелательному труду или заработку относятся деятельность, унижающая достоинство. Немало людей, которые считают себя мусульманами и вместе с тем занимаются недозволенной работой - к примеру, сдают свои помещения на открытие пив-баров, магазинов, где продаются спиртные напитки, сигареты, заведений в которых распространяется разврат и т.д., объясняя тем, что, мол, сами этим не занимаются. Эти люди забывают, что становятся посредниками и соучастниками греха, и им придётся дать отчёт в Судный день за это, и таким образом, деньги, заработанные этой арендой, также являются запретными. К тому же тем, кто занимается запретным ремеслом, Аллах продлевает жизнь, чтобы они в своей семье увидели грязные последствия этой работы. Люди, которые наживаются на чужом горе, сами в это горе попадут.

К этой категории относятся и люди, которые зарабатывают продажей собак, то есть на нечистом товаре (наджаса). Имам Шафии (да будет доволен им Аллах) сказал: «Человек, который убил собаку, не должен за это хозяину собаки возмещать деньгами». Совсем другое дело, когда человек использует собаку в служебных целях, к примеру, собака охраняет овец от волков и т.д. Но совсем непонятно, когда держат собаку в доме без нужды, причём расходуют на её приобретение и содержание немало денег, постоянно покупая питание, каждый день выгуливая, при этом оставляя дом и детей без присмотра. Бывает, что покупают собаку, цена которой составляет 10-20 баранов и поселяют у себя в квартире, что даже непонятно, люди там проживают или собака, и всё ради чего?

Также нежелательно зарабатывать деньги на оказании помощи, так как мусульмане должны помогать друг другу не брать плату за это.

Особенное внимание следует уделять людям, которые являются опекунами сирот, так как они особо отвечают за этих детей. Необходимо помнить, что детям Всевышний не записывает грехи до их совершеннолетия. Что же касается имущества, то каким бы ребёнок маленьким не был, если он испортит чужое имущество, то родители должны возместить этот ущерб. Но если родители не сделают этого, то после наступления совершеннолетия ребёнок сам обязан выплатить этот долг, в противном случае в Судный день ему придётся отвечать за проступок сполна, несмотря на то, что был он совершён в детстве. Далее, говоря о сиротах, если при жизни родители оставили им наследство, то опекун должен заботиться об этом наследстве и быть бережливым, чтобы деньги не были брошены на ветер.

Опекун должен следить за тем, чтобы деньги и имущество сирот расходовались на их нужды и не дать какой-то вещи испортиться. Случается так, что хотя опекун и заботится о сироте, кормит его, одевает, но может совсем не обратить на одну деталь. К примеру, бывает так, что пришедший к ним гость оставляет сироте вещевой или денежный подарок, и опекун решает, что ребёнок всё равно потратит деньги на ненужные мелочи и берёт подарок себе, при этом совсем не задумываясь, что этот грех висит на его шее. Даже если ребёнок разрешит это опекуну, не нужно забывать, что по Шариату договора и торги несовершеннолетних детей не засчитываются.

Далее следует отметить, что те, кто зарабатывает на жизнь, должны относиться к другим с милосердием. Нельзя человеку, который имеет дозволенный заработок, уподобляться хищнику, становиться алчным, наживаться на горе людей. Если веру (иман) поставить на одни весы с копейкой, то такой иман стоит очень дёшево. Все замечают одну особенность во время священного месяца Рамазан, особенно при приближении праздника Ураза-Байрам. В те дни, когда мусульмане готовятся к этому великому празднику, раскупая продукты, то удивительно, как быстро цены на эти продукты начинают расти, причём продавцы сами являются мусульманами. О чём это говорит? Когда сподвижники описывали щедрость Пророка (мир ему и благословение), то рассказывали, что Пророк (мир ему и благословение) был самым щедрым из людей, а когда наступал священный месяц Рамазан, он был подобен ветру, который невозможно удержать в проявлении щедрости. Если продавцы вместо того, чтобы поднимать цены в священный месяц Рамазан, сделают скидки, это тоже будет милостыней, ведь среди покупателей немало малоимущих людей, которые также хотят отпраздновать Ураза-Байрам. Также не свойственно мусульманину отказываться делать скидку, если он видит, что кто-то нуждается в его товаре.

Однажды торговец отправил корабль с товаром в Басру и написал письмо человеку, который должен был получить товар и продать его. В письме была просьба товар продать по цене, которая будет соответствовать дате прибытия корабля в Басру. Когда доверенный получил товар с письмом, местные торговцы посоветовали ему подождать недельку, так как многие приезжие торговцы уже отправлялись обратно, и цена на товар поднимется. Послушавшись совета, человек так и поступил, и заработал вдвое больше, чем было указано в письме. Он написал об этом хозяину товара. Ответ хозяина был таким: «Эй ты, мы же были довольны прибылью, указанной в письме, и тебе следовало продать именно так, как я хотел, соблюдая правила нашей религии, а что же ты натворил? Когда получишь моё письмо, всю прибыль за товар отдай как милостыню бедным людям города Басры и сделай дуа, чтобы Всевышний простил нас за то, что мы держали товар, пока не вырос на него спрос». Обустраивая этот мир, мусульмане не должны забывать об Ахирате. Тот же, кто забыл про Вечную жизнь и продаёт её за мирскую, очень низко падает.

Человеку, занимающемуся торговлей, желательно помимо продуктов выставлять на продажу и тот товар, который не для каждого является необходимым. Также человеку, который открыл магазин в загородном посёлке, селе или районе, далёких от городских базаров, не следует многократно увеличивать цены, осознавая, что люди вынуждены приобретать его товар. Открывая свой магазин, следует иметь намерение облегчить людям жизнь, делая цены более доступными.

Человеку, который отправляется в другие города по торговым делам, желательно после сделки и полученной прибыли вернуться домой и навестить своих родных, а уже потом выезжать на следующий заработок. Иными словами нежелательно ездить из одного города в другой беспрерывно, не навещая родных. Подобное отношение к заработкам говорит о алчности. Также нужно отметить, что не следует путешествовать на ненадежном транспорте.

Продавцам, торгующим на рынке, не надо стремиться быть теми, кто раньше всех приходит на базар и позже всех уходит с базара. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано: «Самые плохие точки в этом мире – базары, и самый плохой из людей базара тот, который первым приходит на базар и последним уходит . Один из сподвижников Пророка (мир ему и благословение) рассказывает: «Иблис (будь он проклят) делает завещание (васият), то есть обучает макру (ухищрение), обману: «Будь с тем, кто первым приходит на базар и последним уходит»» . Когда человек заходит на базар, то ему желательно сказать: «Аузу билляхи мина щ-щайтани р-раджим!». Сама по себе работа торговля является самым простым и хорошим заработком, но люди эту милость Всевышнего превращают в свою беду, так как обманывают, произносят ложные клятвы и т.д. Также, придя на базар, следует просить Аллаха, чтобы защитил от смуты обитателей базара: «О Аллах, сохрани меня от вреда этого базара и от неверия и греховности».

Находясь на базаре, следует постоянно поминать Всевышнего, и для такого человека у Всевышнего есть особое вознаграждение, так как Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Упоминающий Аллаха среди отвлекающихся от Аллаха людей подобен гази (совершающий газават) или живому среди мёртвых». Особенно хорошо читать следующие слова: «Ля иляха илля Ллах, вахдаху ля шарика ляху, ляхуль-мульку ва ляхуль-хамду юхйи ва юмиту ва хува хайюн ля ямуту би-ядихиль-хайру, ва хува аля кули шай-ин кадир», и тому, кто читает эти слова, Аллах записывает несметное количество вознаграждений. Ибн Умар и другие сподвижники (да будет доволен ими Аллах) шли на базар только для того, чтобы читать там эти слова. Хасан (да будет доволен им Аллах) сказал: «Упоминающий Аллаха на базаре в Судный день встанет с сияющим лицом как Луна в полнолуние, и у него будет довод в свою защиту, а тому, кто делает на базаре тавбу (покояние), Всевышний прощает столько грехов, сколько людей на базаре.

Аллах не каждому даёт талант в зарабатывании денег. К примеру, одни люди способны зарабатывать хорошо, расходуя при этом мало денег и сил. Другие же расходуют много денег, сил и времени, но дела у них могут идти плохо. Поэтому очень желательно, чтобы тот, кому Всевышний дал дар зарабатывать деньги, помог тому, у которого нет такого дара, и тем самым потянуть его за собой. Научить человека зарабатывать деньги дозволенным путем является желательным в исламе. Пророк (мир ему и благословение) делал особое дуа (мольбу) за тех богатых людей, которые тянули за собой бедных людей, помогая им зарабатывать.

После торговли одним из самых хороших видов заработка является ремесло, так как это было делом пророков. К примеру, Адам (мир ему) - первый человек, который начал вязать, Иса (мир ему) шил обувь, Нух (мир ему) был плотником, Салих изготавливал мешки. Идрис (мир ему) зарабатывал тем, что шил, для Дауда (мир ему) Всевышний сделал металлы мягкими как тесто, и он изготавливал металлические изделия своими руками. Дауд (мир ему) часто, сменив одежду и изменив облик правителя на облик простого горожанина, выходил на улицу, чтобы узнать мнение народа о себе, так как не каждый осмелится открыто заявить правителю о своём неудовольствии. Расспрашивая, Дауд (мир ему) узнал, что все были довольны своим правителем. Тогда Аллах направил к Дауду (мир ему) ангела в обличии человека, и ангел сказал: «Меня всё устраивает, но всё же у Дауда есть один недостаток – он живёт и питается на деньги из общей казны мусульман и это плохо». Вот тогда Дауд обратился к Аллаху с просьбой дать ему ремесло, после чего стал изготавливать кольчуги. Пророк Ибрагим (мир ему) пахал землю, а также торговал тканями. Итак, все пророки были обладали разными ремеслами, были мастерами своего дела и зарабатывали дозволенным путем себе пропитание.

Да поможет нам Аллах в поисках дозволенного и дарует в нём благословление нам! Амин.


Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Читайте также: