Куда ушел топилин из пфр

Опубликовано: 08.05.2024

Неведомая структура. Как изменится Пенсионный фонд после ухода Топилина

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин освободил от должности главу Пенсионного фонда России (ПФР) Максима Топилина. На его место назначен Андрей Кигим, почти восемь лет возглавлявший Фонд социального страхования (ФСС), сообщила пресс-служба кабмина.

Отставка Топилина связана с будущим объединением ПФР с другими социальными фондами, утверждает источник «Коммерсанта». Другой собеседник издания сообщил, что чиновник «не вписался в команду нынешнего правительства». Оба варианта возможны.

Выясняем, что будет с Пенсионным фондом и как на самом деле оценивали его работу в руководстве страны.

А что Топилин?

Совпадение ли, но в начале февраля работу ПФР как отдельной внебюджетной структуры неоднократно критиковал глава думских эсеров Сергей Миронов. Его предложение ликвидировать Пенсионный фонд «как ненужного посредника между бюджетом страны и пенсионерами» на удивление широко освещалось в российских СМИ.

«Проще воспользоваться готовой инфраструктурой и базой той же ФНС [Федеральной налоговой службы, — прим.ред.]», — подчеркивал парламентарий.

11 февраля в комитете Госдумы по бюджету и налогам повторили буквально слово в слово: «посредник в виде ПФР не нужен, пенсия должна выплачиваться через бюджет». 12 февраля за «упразднение сомнительной конторы» высказались в партии «Родина».

С другой стороны, версия о том, что Топилин «не сработался» с новой командой правительства, звучит правдоподобно. Чиновник проработал в кабмине Мишустина чуть больше года, а в кабмине Дмитрия Медведева восемь лет (с 2012 по 2020 год) был министром труда и соцзащиты. Возможно, дальше кадровой перестановки дело не пойдет — по крайней мере, в ПФР на «слияние» с другими структурами явно не рассчитывали. Планы у фонда на текущий год грандиозные.

Дорогой фонд

Осенью стало известно, что ПФР потратит более 706 миллионов рублей из бюджета на приобретение новых помещений в Свердловской, Курганской областях и Крыму с 2021 по 2023 год. Еще 115 миллионов решили потратить на обучение сотрудников. В парламенте на дорогостоящие запросы обратили пристальное внимание.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин, обратившись к Топилину, заметил, что фонду нужно быть скромнее в планах на строительство.

«Зачем эти здания, какую задачу они решают и есть ли возможность поработать в старых зданиях?», — вопрошал председатель нижней палаты парламента.

Топилин отвечал: мол, покупаем здания из экономии, только в том случае, если аренда на десять лет «очень дорогая», да и денег еще много, покупка недвижимости — не самые большие расходы.

«Эти расходы, которые идут на инвестпрограмму ПФР, составляют 0,01 процента расходов Пенсионного фонда», — заявил Володину Топилин.

При этом в проекте бюджета ПФР, с учетом всех запланированных индексаций, средний размер пенсий за 2021 год вырастет на 752 рубля, до 14 781 рубля. Рост социальных пенсий скромнее — на 252 рубля, до 10 112 рублей. Может быть, в руководстве страны поняли, что возглавляемый Топилиным посредник между бюджетом и пенсионерами обходится этому бюджету весьма недешево.

ПФР больше не будет? За какие грехи Пенсионный фонд объединят с двумя другими

Трехглавая структура

На слияние ПФР с другими внебюджетными фондами намекали и парламентарии, и заместитель председателя правительства Татьяна Голикова, и источник «Коммерсанта». Политтехнолог Марат Баширов называет конкретные структуры: ПФР соединят с фондами социального (ФСС) и медицинского страхования (ФОМС).

«Думаю, что на самом деле будет объединение трех фондов, которые занимаются вопросами социального, пенсионного и медицинского обеспечения. Это абсолютно верное решение и с точки зрения удобства для гражданина, и с точки зрения администрирования этих трех фондов», — рассказал эксперт в комментарии «Политике Сегодня».

Не случайно кадровую перестановку и вероятное слияние начал Мишустин, выступающий за полную цифровизацию госуправления. Именно по такому пути ранее пошла Федеральная налоговая служба, которую он возглавлял с 2010 года. ПФР хоть и подключен к порталу Госуслуг, но интегрирован с этой системой более ограничено, чем те же «налоговики». Они за десять лет полностью ушли в «цифру».

ПФР больше не будет? За какие грехи Пенсионный фонд объединят с двумя другими

Руководство двух других фондов тоже будет меняться, прогнозирует Баширов. В марте Мишустин назначил главой ФОМС Елену Чернякову. Получается, вскоре можно будет подвести первые итоги ее работы. В феврале начался анонсированный ею двумя месяцами ранее переход медучреждений на электронный документооборот, а из последних новостей не слишком обнадеживающая информация: в бюджете ФОМС на 2021 год не заложено конкретных сумм на борьбу с пандемией. Чернякова надеется, что эпидемиологическая ситуация позволит минимизировать расходы.

Кто займет место руководителя ФСС — неизвестно. Может, нового назначения в структуре после перехода Кигима в ПФР и вовсе не будет. Назначенец, кстати, тоже из «цифровизаторов».

«Очевидно, что требуется полный перевод на цифровую платформу управления теми задачами, которые перед ними [фондами, — прим.ред.] ставятся. В ближайшее время мы услышим о кадровых решениях, связанных с другими социальными фондами», — предполагает Баширов.

Ранее в Госдуме пророчили «трудное время» из-за отмены накопительной пенсии. Подробнее о пенсионной «заморозке» и прогнозах по выплатам в 2022 году читайте в нашей статье.

Максим Топилин

Руководитель Пенсионного фонда России (ПФР) Максим Топилин уходит со своего поста, сообщили РБК два источника, близких к правительству. О том, что Топилин объявил сотрудникам фонда о своем уходе с поста, первым сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на три источника в кабинете.

Один из собеседников издания связал отставку Топилина, назначенного главой ПФР в январе 2020 года после ухода с поста министра труда и социальной защиты, с предстоящим объединением социальных внебюджетных фондов. «Скорее всего, его сочли неподходящей кандидатурой на роль руководителя этого процесса», — сказал источник. О связи отставки Топилина с планами создать объединенный фонд РБК сказали федеральный чиновник и источник, близкий к правительству. По словам одного из собеседников РБК, ожидается, что свою должность покинет и руководитель Фонда социального страхования (ФСС) Андрей Кигим.

Пресс-служба ПФР и Кигим отказались от комментариев.

Топилин возглавлял Министерство труда и социальной защиты на протяжении восьми лет — с 2012 года, а до этого занимал пост замминистра здравоохранения и соцразвития. После того как 15 января 2020 года Дмитрий Медведев объявил об отставке с поста главы правительства, Топилин несколько дней исполнял обязанности министра, однако в состав правительства Михаила Мишустина, как и предсказывали источники РБК, не вошел. Вместо него главой Минтруда стал Антон Котяков.

22 января 2020 года Мишустин назначил Топилина главой ПФР, прежний руководитель которого — Антон Дроздов — был переведен на должность замминистра финансов. 5 февраля 2021 года Дроздов был освобожден от должности заместителя главы Минфина в связи с ее сокращением.

Покупатель на улице Нидерландов

Зачем нужно объединять фонды

За объединение социальных фондов (ПФР, Фонда обязательного медстрахования и Фонда соцстрахования) в единую структуру выступала вице-премьер Татьяна Голикова, когда еще была председателем Счетной палаты (возглавляла ее в течение 5 лет перед приходом в правительство). «Объединенный фонд обязательного социального страхования должен представлять уникальную управленческую структуру, находящуюся не в государственной, а в публичной собственности», — говорила Голикова в январе 2018 года. Это позволит построить управление новым социально-страховым фондом по принципу социального партнерства, повысить прозрачность его деятельности и обеспечить высокий уровень доверия со стороны населения, сказала она тогда.

Объединение также позволит сократить административные расходы и траты на информатизацию фондов. Заняв пост «социального» вице-премьера в мае 2018 года, она не отказалась от этой инициативы. «Мне кажется, что это правильная постановка задачи», — подчеркнула вице-премьер в интервью РБК.

Пенсионный фонд и Фонд соцстрахования сейчас выполняют роль выплатного агентства по социальным пособиям, и объединение в единый фонд прежде всего будет способствовать экономии на операционных расходах и более рачительному использованию резервов фондов, объясняет проректор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов.

Изначально каждый социальный фонд создавался как страховой и отвечал за конкретные риски: утрата трудоспособности (пенсия), несчастный случай на производстве и временная нетрудоспособность (больничные, страховые выплаты) и др., но по мере их развития на ПФР и ФСС начали навешивать несвойственные им, нестраховые функции (например, администрирование маткапитала), что окончательно превратило их в выплатные агентства, продолжил Сафонов. «Раз идеология социальных фондов трансформировалась, нужно завершить эту реформу и превратить ПФР и ФСС в единое социальное казначейство», — резюмировал он. Вместе с тем, по его словам, объединение фондов несет риски утраты связи страхового возмещения с заработком человека.

Из трех социальных фондов ПФР — самый крупный. Его доходы на 2021 год планируются на уровне 9,1 трлн руб., но у него же и самый большой дефицит: на фоне коронакризиса в соответствии с подписанным президентом Владимиром Путиным законом он составит почти 495 млрд руб. — это максимум с 2015 года, когда дефицит ПФР превышал 543 млрд руб. В 2022 году бюджет ПФР планируется с дефицитом 94,83 млрд руб., а в 2023 году должен стать профицитным.

У Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) доходы бюджета в 2021 году запланированы на уровне 2,55 трлн руб. (дефицит — 11,6 млрд руб.), а у ФСС — на уровне 816 млрд руб. (дефицит — 17,63 млрд руб.).

Как слияние Пенсионного фонда РФ и соцстраха изменит систему выплат населению?

Сергей Аксенов

На фото: здание ПФР





Глава Пенсионного фонда России (ПФР) Максим Топилин снят с должности. На его место назначен глава Фонда социального страхования Андрей Кигим. Постановление правительства подписал Михаил Мишустин, сообщает Газета.ру.

Не исключено, что речь идет о смене парадигмы пенсионной системы. Максим Топилин не подходит под поставленную задачу объединения социальных фондов, считают, близкие к правительству источники РБК. Напомним, Топилин в качестве министра труда был основным «толкателем» пенсионной реформы, которую стали называть «людоедской». Продавив ее, он возглавил ПФР.

За объединение социальных фондов (ПФР, ФСС и ФМС) в единую структуру в бытность главой Счетной палаты (2018 год) выступала вице-премьер Татьяна Голикова. Объединенный фонд, говорила она, станет «уникальной управленческой структурой, находящейся не в государственной, а в публичной собственности».

К слову, за неделю до отставки Топилина стало известно, что его предшественник на посту главы ПФР Антон Дроздов по сокращению штата покидает Минфин, где курировал пенсионное направление в ранге замминистра, и переходит на работу в Промсвязьбанк. Непонятные пертурбации, чехарда в пенсионной системе на фоне политической турбулентности не могут не вызывать опасения.

Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Вера Ганзя уверена, что любая реорганизация ведомств проводится только тогда, когда от них нет должной отдачи.

— Отставка Топилина, видимо, говорит о провале пенсионной реформы. Ведь именно он и добивался ее реализации. Как минимум речь идет о его неэффективной работе в части реализации позитивных пожеланий, которые озвучивали, когда принимали пенсионную реформу. Ничего, кроме негатива людям и экономике страны он не принес.

«СП»: — Интересно, что ПФР все-таки ликвидируют, сливая его с ФСС…

— Эти фонды по сути дела посредники, которые имеют огромные материальные ресурсы, кадры. И при этом они пользуются бюджетными деньгами. Например, в ПФР вливается 3,3 трлн. рублей из федерального бюджета. Зачем? Наверное, это не совсем правомерно. Поэтому обсуждается идея объединить социальные фонды. В этом есть определенный смысл.

Но наша — КПРФ, позиция заключается в том, что эти избыточные структуры вообще не нужны. Зачем их содержать? Выплаты можно проводить напрямую из бюджета.

Смысл планируемых преобразований «СП» пояснил проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.

— Назначенный на ПФР Андрей Кигим — человек абсолютно командный, работает в системе соцстраха долго и поэтому с тематикой знаком хорошо. Более того, он в последнее время очень активно внедрял все, что связано с работой больших баз данных и прочие прогрессивные информационные технологии.

Вспомните, как в прошлом году, через ФСС проходили выплаты по больничным, и людям не надо было ходить по этому поводу ни в поликлиники, ни к работодателю. Все это в автоматическом режиме передавалось из медучреждений в ФСС, который производил выплаты гражданам. Поэтому в рамках объединения ФСС и ПФР Кигим максимально подготовлен к решению предстоящих задач.

«СП»: — А объединение фондов вопрос решенный? В каком конкретно формате? Голикова говорила об объединении не только ПФР и ФСС, но и ФМС…

— Есть поручение правительства Минтруду, ПФР и ФСС подготовить предложения. Оно было дано еще в прошлом году. ФМС это объединение касаться не будет.

«СП»: — Также Голикова говорила, что новая структура должна находиться не в государственной, а в публичной собственности. Что это значит?

— В 2019 годы мы с финансовым омбудсменом Юрием Ворониным написали для Центра стратегических разработок доклад, его потом передали Голиковой, о реформе системы социального страхования в России. Там мы предложили объединение всех социальных фондов (включая медстрах) и изменение формата собственности объединенной структуры.

Сейчас фонд является, по сути, казенным предприятием. Это некий технический оператор денежных средств, которые приходят, а потом уходят. В этом смысле как любое подведомственное учреждение он не имеет самостоятельности.

В то время как на Западе, например, в Германии (родине пенсионной системы — авт.) пенсионный фонд — это совместная собственность работников, работодателей и государства. Это, конечно, не акционерное общество, но национальное достояние, управляемое в соответствии с законом выборным органом из числа представителей упомянутых трех сторон.

Их решения независимы от правительства. Именно фонд определяет политику тарифов, определяет пенсионный возраст. Волюнтаристски поднять пенсионный возраст или изменить тариф отчислений или увеличить размер пенсии невозможно. Все решения там принимаются консенсусом. Стороны должны договориться. Поэтому все принимаемые решения устойчивы. Все стабильно.

Средства, которые могут оставаться на счетах в качестве резервов, совет директоров направляет на приращение — занимается инвестиционной политикой. И все проценты, которые приходят в пенсионный фонд являются достоянием граждан и никакой минфин их изъять оттуда не может. Он по решению правительства просто осуществляет софинансирование обязательств государства.

Сейчас эти предложения прорабатываются на уровне экспертов. Потому что прежде чем написать закон и принять его в парламенте, должна быть сделана колоссальная техническая работа. Например, нужно объединить базы данных. В ПФР — это в основном граждане, в ФСС — юрлица. Когда это будет сделано, гражданам не придется бегать по разным фондам. Все будет в одном месте.

Доцент кафедры экономики труда СПбГЭУ Андрей Песоцкий считает, что в правительстве возобладали прогосударственные тенденции.

— Отставку Максима Топилина я бы не драматизировал с политической точки зрения. Хотя, конечно, он был сторонником скандальной пенсионной реформы. Но в тот период таким сторонником было все правительство, в котором Топилин не отличился как особо одиозный персонаж. Скорее всего, дело исключительно в планируемом объединении ПФР с Фондом социального страхования.

Топилин был назначен на пост руководителя ПФР еще во времена премьера Медведева, в 2012 году. Теперь же Мишустин подобрал на эту должность нового человека. Правительство Мишустина делает ставку на укрупнение «институтов развития» — создание структуры, более понятной с точки зрения управленческой логики. ПФР будет встраиваться в более крупную систему, перед которой будут ставиться четко сформулированные задачи, увязанные с развитием страны.

Таким образом, отставку Топилина стоит рассматривать с точки зрения построения своего рода плановой экономики, идейным вдохновителем которой является первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов. Экономики, в которой государство — не просто контролер и наблюдатель, а субъект, который планирует и выполняет определенные задачи всероссийского масштаба.

Судя по оценке директора Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павла Салина, процесс объединения фондов может быть продолжен под некую политическую фигуру.

— Очень может быть, что это является еще одним латентным признаком приближающейся открытой фазы транзита власти. Потому что в закрытой фазе он идет с конца прошлого года. Слухи о том, что собираются объединять три социальных фонда, циркулируют уже года два. Тогда назывались разные фамилии людей, которые должны были освободить свою должность в рамках транзита. Именно это было «легендой» для создания «суперфонда». Поэтому главный вопрос в том, под кого это делается, ведь объединенный фонд — колоссальный ресурс. Само же решение — чисто аппаратное. Какая разница кто будет администрировать финансовые потоки? Принципиальные подходы не изменятся.

Отставка главы Пенсионного фонда (ПФР) Максима Топилина абсолютно закономерна. Равно как – приход на его место Андрея Кигима, который без малого восемь лет руководил Фондом социального страхования. Такую мысли высказали большинство опрошенных нами экспертов. Свою мысль они обосновывали двумя факторами.

Понадобился менеджер-универсал

Во-первых, не за горами намеченное слияние государственных внебюджетных фондов в некий глобальный институт «социального казначейства», во главе которого потребуется не политик, а опытный финансовый менеджер. Во-вторых, Топилин, в недавнем прошлом глава Минтруда, был неплох именно как министр, но вот с управлением ПФР справился не вполне.

Распоряжение относительно отставки Топилина и назначения Кигима подписал 12 февраля премьер Михаил Мишустин. В карьере нового шефа Пенсионного фонда обращает на себя внимание мощная финансовая составляющая. С 1991 года он работал на различных должностях в Сбербанке, с 1998-го – в компании «Росгосстрах» финансовым директором, с 2000-го – в Федеральной службе по финансовому оздоровлению и банкротству (замруководителя). С 2004 года Кигим – исполнительный директор, а затем президент Российского союза страховщиков. С марта 2013-го по сегодняшний день – глава Фонда соцстраха.

Очевидно, что случившееся не имеет чисто кадровой подоплеки. Это не ротация, не банальная смена одного чиновника на другого по неким личностно-конъюнктурным причинам. Похоже, Топилин как управленец не соответствовал масштабу тех задач, которые государство в целом и премьер Мишустин в частности ставили и ставят перед Пенсионным фондом. Масла в огонь подлила и грядущая оптимизация ПФР.

Возглавляя в свое время Минтруд, Топилин курировал и ПФР, и Фонд социального страхования, отмечает профессор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. По его словам, формально это организации более низкого уровня, однако обе имеют предельно жесткую, по сути, военизированную внутреннюю систему управления. Обе располагают колоссальными материальными ресурсами и IT-мощностями (серверы, базы данных), обе заточены на быстрое и качественное оказание услуг населению. Все это вместе кратно превосходит по сложности административно-бюрократический механизм Минтруда.

И ПФР, и Фонд соцстраха – фактически финансовые корпорации, а не ведомства, как Минтруд. С абсолютно разными функционалом, степенью ответственности, требованиями к дисциплине, отчетностью. На взгляд Зубца, с чисто чиновничьей ролью руководителя Минтруда Топилин в целом справлялся, но когда его отправили этажом ниже, в «кочегарку» ПФР, выяснилось, что он не вполне пригоден к столь многогранной, требующей порой нестандартных подходов, черновой работе.

Что касается планируемого слияния Пенсионного фонда, Фонда соцстраха и Фонда обязательного медстрахования в институт «социального казначейства», то Зубец не находит этому внятного объяснения. Ясно лишь, рассуждает собеседник «МК», что в этой ситуации лучше проявит себя менеджер-универсал, способный в равной степени использовать на всех своих постах кнут, пряник, а заодно – и кочергу. Такой как Андрей Кигим.

Реформа ПФР может начаться уже в ближайшие месяцы, поскольку в нацплане восстановления экономики РФ текущий год указан как год создания института «социального казначейства», напоминает ведущий эксперт Института современного развития Никита Масленников. По его словам, на основе этой структуры, которая вберет в себя ресурсы трех государственных внебюджетных фондов, власти намерены повысить адресность социальных трансфертов – при помощи новейших IT-технологий. Вероятно, предполагает Масленников, Топилин почувствовал, что в новые реалии никак не вписывается. «В перспективе такой переход потребует эффективных технических навыков управления, которыми как раз может обладать Андрей Кигим. Как известно, сфера социального страхования — это понятная для него стезя, а в будущем может появиться необходимость оптимизировать деятельность ПФР», - говорит эксперт.

Такого рода кадровые решения планируются заблаговременно, утверждает проректор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов . «Еще с прошлого года обсуждается тема объединения двух фондов – ФСС и ПФР. На первых этапах организационных процессов, необходимо уделить внимание технической стороне реорганизации. Важно скоррелировать две системы учета данных, разобраться с офисами, поменять функционал и создать технологию единого окна для объединенного фонда. Вероятно, в правительстве решили, что Андрей Кигим более подготовлен для решения этих задач. Видимо, показательным стал проект реализованный Фондом соцстраха проект «Электронный больничный. Кигим обладает хорошими профессиональными навыками и стратегически понимает необходимость внедрения современных технологий», - говорит наш собеседник.

«В нынешних условиях финансовой нестабильности назначение Андрея Кигима вполне оправдано. Он хорошо знаком с финансами, работал в банковской и страховой системе. То есть он определенно понимает, как деньгами управлять», - комментирует назначение завкафедрой государственного и муниципального управления РЭУ им.. Плеханова Руслан Абрамов. Кроме того, эксперт напоминает, что Кигим долго руководил ФСС, а сейчас в приоритете правительства именно социальная составляющая. «Это как бы реверанс в сторону населения, которые недовольны пенсионной реформой. Сегодня пришел человек, который социальную составляющую выдвинет на первый план и пенсионное страхование получит дальнейшее развитие», - надеется эксперт.

Топилин

Автор фото, Alexei Nikolsky/TASS

Глава Пенсионного фонда России Максим Топилин покинул свою должность. Его место занял Андрей Кигим, занимавший ранее пост главы Фонда социального страхования РФ. Накануне "Коммерсант" сообщал, что Топилин "не вписался в команду нынешнего правительства".

"Новым руководителем Пенсионного фонда России (ПФР) стал Андрей Кигим. Распоряжение о его назначении подписал председатель правительства Михаил Мишустин. Максим Топилин освобождён от этой должности", - сообщили в пресс-службе правительства России.

53-летний Топилин руководил фондом чуть больше года. Его преемник Андрей Кигим до сих пор возглавлял Фонд социального страхования (ФСС). В этой должности он проработал почти восемь лет. До этого дважды избирался на пост президента Всероссийского союза страховщиков, был президентом Национального союза страховщиков ответственности, Российского союза автостраховщиков.

Вчера об отставке Топилина сообщила газета "Коммерсант" со ссылкой на источники в правительстве. По словам собеседников издания, Топилин в среду вечером объявил о своем уходе сотрудникам фонда. Он не сказал, кто придет ему на смену. Топилин не стал отвечать по телефону на вопрос корреспондента Би-би-си и повесил трубку.

По информации источника издания VTimes, он уйдет в РЖД.

Один из собеседников "Коммерсанта" в ПФР утверждает, что отставка Топилина может быть связана с предстоящим объединением социальных внебюджетных фондов.

"Эта идея обсуждается давно, но в контексте реформы институтов развития она может стать реальностью. Скорее всего, его сочли неподходящей кандидатурой на роль руководителя этого процесса", - сказал источник издания.

Другой источник сказал, что Топилин "не вписался в команду нынешнего правительства", которое с начала прошлого года возглавляет Михаил Мишустин.

До января прошлого года Топилин занимал пост министра труда и социальной защиты. Он был одним из долгожителей в правительстве Дмитрия Медведева.

В 1994-2001 годах он работал в аппарате правительства России, в июле 2001 года стал заместителем министра труда. Покинул министерство весной 2004 года, чтобы возглавить Федеральную службу по труду и занятости, а в мае 2012 года вернулся на пост министра.

После ухода кабинета Медведева в отставку Топилин был назначен председателем правления Пенсионного фонда России. Минтруд вместо него возглавил занимавший до того момента пост заместителя министра финансов Антон Котяков.

До Топилина ПФР на протяжении многих лет возглавлял Антон Дроздов - с июля 2008 года до января 2020-го. Дроздов перешел на должность замминистра финансов России, а на прошлой неделе, 5 февраля, был освобожден от должности в связи с ее сокращением.

"Скорее всего, это просто плановая ротация кадров, которая проходит сейчас в правительстве, - сказал Би-би-си проректор Финансового университета при правительстве России Александр Сафонов, комментируя сообщения об отставке Топилина. - Это происходит с учетом понимания аппарата, кто лучше подходит под те задачи, которые они перед собой ставят".

По его словам, в прошлом году вокруг ПФР возник лишь один громкий скандал - когда Счетная палата России выявила выплаты пенсий умершим гражданам на сотни миллионов рублей. "Но это все же была не проблема Пенсионного фонда - это проблема, связанная с работой загсов и МВД, которые вовремя не ставят в известность ПФР", - считает эксперт.

Сафонов также напомнил, что в 2020 году Пенсионный фонд реализовал "большой социальный проект" - выплаты детских пособий в связи с карантинными мерами из-за пандемии коронавируса, которые "пришли непосредственно на расчетные счета граждан". "Никаких крупных провалов за этот период [руководства Топилина] в общем не было, была обычная текущая работа", - оценивает Сафонов.

Читайте также: