Какая пенсия у моряков в россии

Опубликовано: 15.05.2024

Многие моряки выбирают попеременную работу на работодателей в пределах Российской Федерации, либо за рубежом. Но это может негативно сказаться на формировании льготного стажа, ведь у иностранных компаний взносы за сотрудников на территории государства не платятся.

Необходимо выполнять несколько условий одновременно, чтобы получить право на компенсацию. С особенностями начисления и выхода на пенсию плавсостава с неполным стажем предлагаем ознакомиться ниже.

Бесплатно по России

Формирование пенсии у моряков

Чтобы моряку плавсостава назначили досрочную, льготную пенсию по старости, необходимо выполнить сразу несколько условий:

  1. Подтверждение льготного стажа работы в качестве одного из членов экипажей на судне.
  2. Индивидуальные пенсионные коэффициенты, дошедшие до определённой величины.
  3. Общий страховой стаж.

Досрочный выход

Такое право действует для тех, кто получил большой страховой стаж.

  • Для мужчин минимум 42 года.
  • В случае с женщинами – 37 лет.

Сейчас такие сотрудники могут выйти на пенсию на два года раньше остальных. Но это право появляется при достижении соответствующего возраста.

Такое же право появляется у граждан предпенсионного возраста, если выполнено хотя бы одно из следующих условий:

  1. Потеря работы.
  2. Невозможность трудоустроиться на новое место.

При расчёте всех вариантов обязательно учитывают переходный период.

По выслуге лет

После ухода на отдых в данном случае можно поступать на военную службу или получать любой другой вид работы, который приравнен к ней. Общее правило гласит, что минимальное количество стажа для всех граждан составляет 20 лет. Но есть и другие условия, по которым предоставляется пенсия по выслуге лет.

Обычно льготные права появляются, если увольнение сотрудника связано со следующими обстоятельствами:

  • Ухудшилось состояние здоровья, из-за чего стало невозможным продолжать работу.
  • Увольнение связано с организационно-штатными мероприятиями.
  • Военнослужащий достиг предельного возраста, положенного по закону.

Есть и другие обстоятельства, описанные на законодательном уровне:

  1. 12,5 лет и более периода военной службы и того, что может быть к ней приравнено.
  2. Общий трудовой стаж до 25 лет и более.
  3. На момент увольнения человеку уже 45 лет.

Северная пенсия

Специальная северная пенсия назначается россиянам, которые трудились на территории регионов с соответствующим статусом. Размер такого вознаграждения больше по сравнению с обычными выплатами. Льготные условия связаны с тем, что работа таких лиц связана с определёнными препятствиями.

На 2019 год выплата для таких граждан составляла почти 5400 рублей. В каждом регионе из этого направления устанавливают свой отдельный коэффициент. На него умножают базовую пенсию. От этого и зависит то, какой размер вознаграждения присуждается конкретному гражданину.

Главное – чтобы гражданин сам был зарегистрирован на территории региона, имеющего соответствующий статус.

Во сколько лет наступает пенсионный возраст

Сейчас стандартный возраст – 55 и 60 лет в настоящее время. В случае с наличием льготных условий можно уходить на отдых в 51, либо 56 лет.

Суммы выплат и как рассчитывается

При начислении пенсионных выплат используют две составляющие:

  • Фиксированная или базовая сумма со стороны государства.
  • Страховая сумма. Определяется тем, сколько за сотрудника заплатили работодатели.

Фиксированный размер для определения результата перемножают с различными коэффициентами, в том числе – региональными. Важно учитывать количество баллов, накопленных человеком, вместе со стоимостью одного из них.

При начислении выплат важно обращать внимание на следующие несколько моментов:

  1. Если в какой-то момент времени гражданин стоял на бирже труда, за что получал пособие – этот период не берут в расчёт.
  2. Период до и после родов тоже не учитывают.
  3. Трудовая деятельность с неполной ставкой в двух и более компаниях тоже учёту не подлежит.

Северная пенсия выше обычной на 30-50%.

Есть ли льготы и дополнительные пособия

Вот лишь несколько примеров льгот, доступных данной категории граждан:

  • После трёх лет службы доступно приобретение жилья за счёт средств Минобороны.
  • Наличие нескольких денежных бонусов.
  • Применение налоговых вычетов, освобождение от некоторых видов сборов.
  • Бесплатный проезд и обслуживание в учреждениях медицины.

Вознаграждения морякам положено только в том случае, если они выполняют свои обязанности положенным образом. Обычно освобождают таких граждан от имущественного и транспортного сбора.

Оформление

Прежде всего, потребуется подготовить целый пакет документов:

  1. Гражданское удостоверение или любой другой документ для подтверждения личности.
  2. Документы, служащие доказательством для работы на конкретных предприятиях или должностях. Используют чаще трудовые книжки, либо различные виды трудовых договоров и контрактов.
  3. Информация относительно среднемесячного заработка до 2002 года. Некоторые используют выписки из лицевого счёта в ПФР. Или справку запрашивают от работодателей.
  4. Подтверждение нестраховых периодов. Это время, которое приравнивается к страховому стажу, но не входит в него.
  5. Дополнительные документы со сведениями по образованию, нетрудоспособным членам семьи и так далее.

На лицевом счёте плательщика в ПФР чаще вся необходимая информация уже содержится. Полный комплект документации требуется, только если пенсионер не согласен со сведениями, выражает намерение дополнить их самостоятельно.

Можно воспользоваться несколькими способами для передачи документов:

  • Личный Кабинет на сайте ПФР. Здесь заявление заполняют в электронной форме. Но всё равно придётся идти в отделение, чтобы передать оригиналы.
  • МФЦ. Удобное решение с территориальной точки зрения, сотрудники всегда проконсультируют по поводу бумаг и присутствующих ошибок. Недостаток в том, что времени может потребоваться больше.
  • С участием доверенного лица. Актуальный вариант, если гражданин часто находится на лечении, в заграничных командировках.

Пенсионному фонду даётся примерно 10 дней на рассмотрение всех бумаг. При наличии недостающих бумаг пенсионеру дают три месяца на исправление существующих недостатков. Дата подачи – день, когда был передан последний документ.

С даты принятия заявления назначат выплаты.

В Пенсионном фонде могут принимать заявления уже за месяц до того, как гражданин достигнет соответствующего возраста. Но рекомендуется начать процесс подачи раньше. Ведь для некоторых подтверждающих справок может потребоваться больше времени.

Влияние пенсионной реформы

Основные изменения, отображенные в пенсионной реформе изменения касаются возраста по выходу на досрочную пенсию. Планируется, что постепенно будут повышать нижние границы, на 5 лет. Сейчас досрочный выход на пенсию разрешён в возрасте 51 или 56 лет. В каждый последующий год к этому времени будут прибавлять ещё 12 месяцев.

Остальные условия остались на прежнем уровне. Это касается и общего стажа, и северной пенсии. Расчёт тоже проводят по тем же правилам, что и раньше. Основа для всех расчётов – запись в трудовой книжке. Могут потребоваться дополнительные документы, если сразу непонятно, где и как работал человек. После подтверждения сведений проводят дополнительные расчёты для определения суммы.

Интересное видео

Предлагаем посмотреть видео по теме статьи:

Заключение

В процедуре оформления пенсии нет ничего сложного. С ней справится любой человек. При необходимости можно получить консультацию у сотрудников МФЦ и представителей Пенсионного фонда. Рекомендуется время от времени посещать Личный Кабинет гражданина, чтобы сверять информацию относительно стажа и причитающихся выплат.

При необходимости в информацию вносят корректировки, собирают подтверждающие документы. Чем раньше займутся этим вопросом – тем будет лучше. Потом уже заранее будет собрана вся информация, на основании которой и назначают выплаты.

В современном мире, где большая часть работников занята в офисе, и сегодня можно найти интересные и увлекательные специальности. Причём, профессии, готовые приносить своему обладателю стабильный и хороший заработок. В этом списке заметную роль занимает работа профессионального подводника на флоте или моряка.

Подводник

Подводников иногда сравнивают с шахтёрами – ограниченное пространство, напряжение нервов и сил

Уровень дохода представителя специальности

Посвятить свою жизнь деятельности на речном или морском флоте многие мечтают с самого раннего возраста. Альтернативным вариантом прихода в эту сложную профессию становится желание получения стабильного и значительного дохода. Вне зависимости от причин выбора, стоит заранее оценить финансовую привлекательность.

Факторы, определяющие уровень

Не каждый моряк автоматически становится высокооплачиваемым работником. Размер зарплаты зависит от многих факторов:

  • Например, от места выполнения производственных задач — моряк на Северном флоте всегда получит больше денег работника небольшого речного пароходства.
  • Работа в России или в США, или других государствах даёт больше – представители этой профессии могут заключить контракт с иностранным судном, получив возможность зарабатывать наравне со своими коллегами из других государств.
  • Оформление на работу в частную или государственную компанию, работа у частников сулит материальное поощрение.
  • Есть зависимость и от срока выполнения трудовой деятельности — контрактнику рядовому матросу редко сразу назначают высокий оклад.

Могут присутствовать и другие условия поощрения, предусмотренные индивидуальным контрактом.

ВМФ РФ

Структура военно-морского флота России

На какую сумму можно претендовать

Самым простым становится вакансия на промысловом судне. В этой сфере размер заработной платы моряка составляет:

  • Порядка 50 тысяч рублей при трудоустройстве на вакансию на частном промысловом судне.
  • При работе в небольшой организации заработок достигает 40 000.
  • Устроившись работать на «иномарку», доход достигнет 80 и более тысяч в месяц.

Начав работать на транспортных судах, зарплата окажется не столь высока, и будет составлять порядка 30 000. Отдельными параметрами отличается заработная плата моряков, которые несут на берегу или задействованы во вспомогательном флоте.

В такой ситуации:

  • вахтовая служба в компаниях малого типа приносит от 12 000 до 20 000 ежемесячно;
  • крупные организации могут предложить до 25 000;
  • на вспомогательном флоте самый высокий оклад составит 35 000.

Военнослужащие ВМФ

В рядах ВМС России насчитывается 150 тысяч человек

Работая на должности персонала на промысловом судне, например, коком (поваром), можно получить до 70 000 рублей в крупной организации. Аналогичную сумму получит квалифицированный механик-наладчик.

Итоговая сумма варьируется в зависимости от частоты выходов на воду и успеха промысла.

Какая зарплата у других военнослужащих в России, можно узнать здесь. А на Украине ситуация с зарплатами военных несколько иная.

Заработок контрактников в военно-морском флоте

Ещё одним направлением работы тех, кто не представляет себя без моря и качки, может стать выбор карьеры профессионального морского военного. В том числе подводника. На этом направлении занятости зарплаты офицеров бывают достаточно высокими в зависимости от звания и выслуги.

Этот показатель в 2021 году состоит из нескольких составляющих:

  • денежного довольствия, которое выплачивается в России всем военнослужащим;
  • премий;
  • дополнительных доплат, включая надбавки за безупречное выполнение служебных обязанностей.

Размер одинаков на Черноморском или Северном флоте, но в случае работы в сложных условиях, например, в условиях Крайнего Севера, применяются дополнительные коэффициенты. В итоге в ЧФ оклад в ВМФ будет несколько ниже коллег, работающих за Полярным кругом.

Зарплата военнослужащих

Зарплата военнослужащих, проходящих службу по контракту

В среднем, доход рядового контрактника в этом году составит 19-20 тысяч рублей в месяц в первый год службы. На Северном флоте эта сумма составляет 25-30 тысяч рублей. Далее эти параметры постепенно возрастают. Они выше у прапорщика, чем у рядового. Тем не менее в России труд на военно-морском флоте оценивается не очень высоко. У офицера он в среднем составит 65 000, что не очень высоко для сложной и опасной морской работы.

Зарплаты в США

В Америке мичман будет претендовать на оклад около 3000 в месяц в долларах США, оклады в Европе тоже по сравнению с тем, какую плату получают их коллеги в России, высоки. Выходом становится сотрудничество по частному контракту с американскими судами, хотя в такой ситуации придётся отказаться от продолжения воинской службы в рядах ВМФ.

Оклады на подводном флоте

Самой рискованной в морской сфере является работа на подводном судне. Размер зарплаты подводников автоматически увеличивается в три раза по сравнению с уровнем денежного довольствия военнослужащего на судне, которое ходит по поверхности водного пространства.

Знаки отличия

Знаки отличия на флоте

Например, уровень материального довольствия лейтенанта подводника, служащего на Северном флоте, составляет в среднем 120 000. Офицеры выше по уровню звания могут претендовать на большее вознаграждения, превышающее 200 000 рублей в месяц.

Существенно меньший оклад получают водолазы на речном флоте. В месяц их вознаграждение редко превышает 40 000. На сумму, превышающую 100 000, могут претендовать только водолазы-сварщики.

В Америке оплата работы простого водолаза начинается от 55 000 долларов в год. Заработок промышленного водолаза в этом государстве может достигать 100 000 за 12 месяцев. Их коллеги из России при наличии должного образования и опыта могут заявляться на соответствующие вакансии.

Простому обывателю трудно представить, что значит служить на подводной лодке. Какие задачи выполняют моряки, как устроен их быт. Следующее видео приоткроет завесу тайны.

Просто так перейти в работы водолаза на выполнение функциональных обязанностей военного подводника не получится. Для этого требуется минимум пройти специальное обучение и постоянно подтверждать состояние своего здоровья.

Моряк и лётчик – две детские мечты практически всех мальчишек. Какие зарплаты ждут лётчиков в России, смотрите здесь.

Меньше всего в такие моменты думается о своем будущем лет этак в 65 и о том, какого размера пенсия будет "капать" каждый месяц. Это не просто наши рассуждения или досужие соображения. Недавно проведенный в соцсетях опрос показал — точно знают, какие отчисления и в каком размере делает судовладелец в Пенсионный фонд России, не больше четверти моряков. Около 66 процентов — не в курсе, хотя сочли вопрос интересным и важным. Есть и такие, кто принципиально не интересуется этой темой.

Дело осложняется еще и тем, что пенсии для моряков, по крайней мере, для определенной их части, начисляются по несколько иной схеме, чем для остальных граждан России. Искать точную информацию об этом, вникать в детали мало кто хочет — проще махнуть рукой.


Начнем с азов

Практически все сегодня уже знают, что пенсия у россиян состоит из двух частей — страховой и накопительной. Исключение составляют граждане, родившиеся ранее 1967 года. У них накопительная часть отсутствует, все взносы идут только в страховую.

Страховая часть является базовой, она формируется из отчислений, которые делает ваш работодатель, пока вы у него трудитесь. За врачей, к примеру, платит больница, а за моряков — судовладелец.

Накопительная часть пенсии куда меньше по размеру (обычно), но отличается она тем, что взносы туда может делать кто угодно. Как правило, у большинства этот ручеек тоже наполняет работодатель. Но теоретически вы вправе и сами добавлять в накопительную часть энное количество рублей ежемесячно, если, конечно, карман позволяет.

Сколько именно платит работодатель за своих сотрудников в Пенсионный фонд? Общая сумма составляет 22 процента. Из них 6 процентов уходит в накопительную часть вашей пенсии, остальное — в страховую. Вернее, так было до недавнего времени, пока в 2014 году не ввели мораторий на накопительную часть. Теперь эти 6 процентов тоже отправляются в страховую часть.


Теперь переходим к нюансам формирования пенсий у моряков. В свое время было принято постановление, по которому часть судовладельцев получила полное освобождение от пенсионных отчислений за моряков. Вот как обрисовал эту ситуацию Пенсионный фонд России, куда "Корабел.ру", готовя этот материал, обратился за разъяснениями:

"В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации пониженные тарифы страховых взносов применяются для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (за исключением судов, используемых для хранения и перевалки нефти, нефтепродуктов в морских портах Российской Федерации), за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна – в отношении данных выплат и вознаграждений.

Согласно подпункту 2 пункта 2 данной статьи для указанных плательщиков тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование в течение 2017–2027 гг. устанавливаются в размере 0 процентов".


Какие суда могут быть занесены в этот реестр? Перечисляем:

1. Суда для международных перевозок и буксировок. Важно: не относится к судам старше 15 лет на момент регистрации и к судам, уже фигурирующим в иностранных реестрах.
2. Суда для каботажных перевозок и буксировки в каботаже. Здесь то же требование — им не должно быть более 15 лет.
3. Спецсуда для разведки и разработки морского дна и его недр, для гидротехнических и подводно-технических работ, а также для обеспечения этих работ.
4. Суда для торгового мореплавания, построенные на российских верфях после 1 января 2010 года. Для самоходных есть ограничение по минимальной мощности главного двигателя — не менее 55 кВт. Для несамоходных другое ограничение — вместимость не менее 80 тонн.
5. Суда, используемые для торгового мореплавания (кроме рыбопромысловых) и принадлежащие на праве собственности российским лицам.
6. Суда иностранных реестров, используемые для торгового мореплавания (кроме рыбопромысловых), возрастом не более 25 лет на дату заявки, которые зафрахтованы по бербоут-чартеру юрлицами, зарегистрированными в свободных экономических зонах.
7. Суда, используемые для регулярных перевозок грузов, пассажиров и их багажа и буксировки в каботаже (при продолжительности рейса до 24 часов), принадлежащие на праве собственности российским лицам или зафрахтованные ими по договорам бербоут-чартера.

Если ваше судно относится к одной из этих категорий, скорее всего, ваш работодатель не делает ни копейки отчислений на вашу пенсию. Значит ли это, что лишаетесь пенсии? Нет, поскольку в этом случае предусмотрена компенсация от государства.

— Судовладельцы, эксплуатирующие российские суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов (не путать с Российским морским регистром судов!), не уплачивают взносов во внебюджетные фонды, включая ПФР. Но они сдают отчеты о начисленной морякам заработной плате и начисленных взносах в ПФР, с тем чтобы эти взносы были учтены на персонифицированных счетах моряков. Суммы выпадающих доходов бюджета Пенсионного фонда компенсируются за счет федерального бюджета путем перечисления межбюджетных трансфертов бюджету ПФР. Стаж работы моряков на таких судах засчитывается в страховой стаж, на основании которого назначаются пенсии. Таким образом, права моряков в данном случае не нарушаются, — рассказывает "Корабелу" первый заместитель председателя Российского профсоюза моряков Игорь Ковальчук.

Как он поясняет, единственный платеж, который такие судовладельцы обязаны вносить самостоятельно — это страхование в ФСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.


Стало быть, особой проблемы нет, и моряку, в принципе, можно ни о чем не волноваться? Да, если сумма его зарплаты в точности соответствует тем данным, что подает судовладелец в Пенсионный фонд. Но вот тут-то и кроется важный подвох. Не секрет, что у многих моряков есть заметные расхождения между деньгами, выданными на руки, и цифрами в платежных ведомостях.

— Я работаю в компании "Афалина" на рефрижераторах, — рассказывает моряк Вячеслав Соколов. — Сам по образованию штурман, работал пару контрактов в должности 4-го помощника на танкерах. Так жизнь сложилась, что туда больше не попал. Сейчас работаю матросом, пришлось идти с понижением.

О пенсии он пока особо не задумывается, но в целом с системой, по которой она начисляется, знаком. Про опасность зарплат "в конвертах" тоже в курсе, но опыт показывает — избежать таких "подводных камней" удается не всегда.


Об этом же строго предупреждают в РПСМ:

— Моряку следует обратить внимание на то, какая заработная плата прописана у него в трудовом договоре. К сожалению, мы часто встречаемся с практикой, когда в договоре указана зарплата от 5 до 15 тыс. рублей, а остальное предполагается выплачивать иным способом. С таких доплат не только не уплачиваются взносы в ПФР, но их могут вообще не выплатить при первых признаках финансовых проблем у судовладельца.

Для того, чтобы проконтролировать, уплачиваются ли взносы и в каком размере, нужно периодически запрашивать ПФР о состоянии своего индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, рекомендует профсоюз.

А напоследок приведем полезную информацию о том, кому из моряков полагается досрочная пенсия. За сведения спасибо Игорю Ковальчуку!

"Моряки входят в дополнительный список для досрочного выхода на пенсию, могут оформить ее в 55 лет, при условии, что отработали непосредственно на судне 12,5 лет. Это законодательство сформировано еще при СССР и пока продолжает действовать. Но всяческие нововведения по требуемому общему стажу работы и подсчету баллов могут не позволить реализовать это на практике. Эти новации, собственно, и направлены на общее повышение пенсионного возраста.

Действующим законом "О страховых пенсиях" у моряков сохранено право на досрочный выход на пенсию при условии величины индивидуального пенсионного коэффициента равной 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам - 50 если они проработали соответственно 12 лет и 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе морских судов (за исключением портовых судов, служебно-вспомогательных и разъездный и т.п) и имеют страховой стаж 25 и 20 лет соответственно для мужчин и женщин.

Кроме того, право на досрочное назначение пенсии имеют мужчины и женщины, отработавшие 25 и 20 лет соответственно на отдельных видах судов морского флота - газовозах, химовозах, нефтеналивных, судах постоянно работающих в Арктике и др. Это так называемая пенсия за выслугу лет.

Досрочно назначается также пенсия морякам мужчинам по достижении 55 лет и женщинам по достижении 50 лет отработавших на Крайнем Севере 15 лет и 20 лет в районах приравненных к ним. Если такие моряки имеют также стаж работы на морских судах 12 лет и 6 месяцев и 10 лет соответственно мужчины и женщины, то льготы в таком случае суммируются и тогда мужчины имеют право на досрочный выход на пенсию с 50 лет и женщины с 45 лет".

Как современному моряку заработать пенсию – далеко не праздный вопрос, учитывая, что большая часть тружеников моря работает под удобными флагами или попеременно: то на российского работодателя, то на иностранного. Именно этот факт и служит главным поводом для беспокойства. Ведь иностранный работодатель не платит за работающего моряка страховые взносы, соответственно это влияет на страховой стаж, необходимый для назначения пенсии.
Для досрочного назначения пенсии по старости нужен подтвержденный льготный стаж работы в качестве члена экипажа судна, индивидуальный пенсионный коэффициент необходимой величины, а также необходимое количество лет общего страхового стажа. Нет хотя бы одного из перечисленного, можно частично или полностью попрощаться с мечтами о достойной старости. Возникает закономерный вопрос: как формируется страховой стаж?

СТРАХОВОЙ СТАЖ
В соответствии с действующим законодательством, страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Если моряк в период работы в иностранной компании не вступил в добровольные правоотношения с Пенсионным фондом и самостоятельно не выплачивал страховые взносы, то это время работы учитываться в стаже не будет, а значит, велика вероятность, что при недостаточности страхового стажа выйти на пенсию по достижении общеустановленного возраста такой морской специалист не сможет.

Для многих это становится неожиданной новостью: как так? Я же всю жизнь трудился на флоте! Так вот, «вся жизнь» – совсем не значит, что за это время накопился необходимый стаж для выхода на страховую пенсию по старости. Потому что работал моряк то на российского судовладельца, то на иностранного. И если российский работодатель платил все необходимые взносы, то иностранная компания этим вопросом не занималась вовсе.

Тогда как можно обеспечить себе гарантированные выплаты по завершении карьеры в море?

Для этого потребуются две вещи – ознакомиться с пенсионным законодательством страны и не затягивать с оформлением всех необходимых документов. При необходимости члены экипажей могут получить подробную консультацию у профсоюзных юристов.

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
Для получения страховой пенсии по старости гражданину России нужно накопить страховой стаж и определенное количество пенсионных баллов, стоимость которых меняется каждый год. Так, для получения страховой пенсии по старости в 2021 году необходимо иметь не менее 12 лет страхового стажа и величину индивидуального пенсионного коэффициента, равную 21. С каждым годом с новых пенсионеров требуется все большее их количество: на 2,4 балла больше ежегодно, пока к 2025 году требуемое число баллов не достигнет 30. Стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, также будет поэтапно увеличиваться на один год до 15 лет в 2024-м.

В конце 2018 года был принят закон, предусматривающий совершенствование пенсионной системы. Это совершенствование, в первую очередь, направлено на повышение пенсионного возраста на 5 лет. Теперь мужчины будут выходить на пенсию в 65 лет, женщины – в 60. Изменения будут происходить поэтапно в течение длительного переходного периода, который составит 10 лет и завершится в 2028 году. Для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах по условиям прежнего законодательства (это женщины 1964–1965 года рождения и мужчины 1959–1960 года рождения) установлена специальная льгота – назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста. Благодаря льготе пенсия по новым основаниям будет назначаться уже в 2021 году: женщинам в возрасте 56,5 лет и мужчинам в возрасте 61,5 лет.

При этом в течение всего переходного периода продолжают действовать требования по стажу и пенсионным баллам, необходимым для назначения страховой пенсии по старости.

Повышение пенсионного возраста не распространяется на пенсии по инвалидности – они сохраняются в полном объеме и назначаются людям, потерявшим трудоспособность, независимо от возраста при установлении группы инвалидности.

Установлено право на досрочный выход на пенсию для работников с большим стажем работы: не менее 42 лет для мужчин и 37 лет для женщин. Теперь они могут выйти на пенсию на два года раньше положенного, но только при достижении возраста 60 и 55 лет соответственно.

Для тех, кто не заработал права на страховую пенсию по старости, имеют право на социальную пенсию по старости. Возраст выхода на социальную пенсию также поэтапно в течение переходного периода повысится на 5 лет. То есть к 2028 году мужчинам социальная пенсия по старости будет назначаться по достижении 70 лет, женщинам – начиная с 65 лет.

Для граждан предпенсионного возраста – тех, кому до наступления пенсионного возраста осталось 5 лет, в случае потери ими работы и при отсутствии возможности трудоустройства сохранено право выйти на пенсию на 2 года раньше установленного нового пенсионного возраста с учетом переходного периода.

Кроме этого для граждан предпенсионного возраста увеличен максимальный размер пособия по безработице. С 1 января 2021 года он составит 12130 рублей. Однако такое пособие выплачивается только в течение 1 года.

ДОСРОЧНЫЙ ВЫХОД
Несмотря на пошаговое повышение пенсионного возраста, право досрочного выхода на пенсию сохраняется для определенной категории работников. Так, мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины 50 лет, работающие в плавсоставе судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности (мужчины и женщины), за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения могут выйти на заслуженный отдых, если у них есть:

– стаж работы в плавсоставе судов 12 лет и 6 месяцев (для мужчин) и 10 лет (для женщин),

– общий страховой стаж – 25 и 20 лет соответственно,

– индивидуальный пенсионный коэффициент в размере не менее 30 (с учетом переходных положений в 2021 году не ниже 21,0).

Наличие всех этих условий по стажу и коэффициенту дает такое же право досрочного выхода на пенсию членам экипажей машинной команды служебно-вспомогательных судов и судов портового флота, постоянно работающих в акватории порта (за исключением служебно-разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения). Основанием служит Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых также дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

ПЕНСИЯ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ
Не изменились условия назначения страховой пенсии при наличии специального стажа не менее 25 лет и 20 лет для мужчин и женщин, независимо от возраста, для работников флота рыбной промышленности, занятых на добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле, независимо от характера выполняемой работы.

Такое же право досрочного выхода на пенсию независимости от возраста и при наличия специального стажа имеют члены экипажа отдельных видов судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности (на буксирах-толкачах, постоянно занятых на транспортировке нефтяных барж, газовозах, нефтеналивных, нефтеперекачивающих, нефтебункеровочных и зачистных станциях, подводных аппаратах (лабораториях), судах с атомными энергетическими установками, судах атомного технологического обслуживания, судах, постоянно работающих в Арктике, химовозах, агломератовозах). Это так называемая пенсия «за выслугу лет».

Для подтверждения специального стажа работы в качестве плавсостава судов морского флота и флота рыбной промышленности нужны справки из судоходных компаний, где работал моряк. В них стаж работы должен быть расписан детально, т. е. с включением в него периодов непосредственного нахождения на судне, а также иных периодов, предшествовавших или непосредственно следовавших за такой работой, которые включаются в специальный стаж. К ним относятся оплачиваемые отпуска и отгулы, нахождение в оплачиваемом резерве, периоды привлечения к выполнению ремонтных работ. Отдельно должны быть выделены периоды, которые в специальный стаж не включаются: например, отпуска без сохранения содержания, период обучения и т. п.

Следует знать, что:

– если на момент достижения возраста 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин нет необходимого стажа работы в плавсоставе или требуемого общего страхового стажа, а также при отсутствии необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента страховая пенсия моряку будет назначена на общих основаниях: то есть по достижении общеустановленного пенсионного возраста (65/60лет – для мужчин и женщин соответственно);

– если моряк вступил в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, платил страховые взносы, то периоды уплаты страховых взносов учитываются только в общем страховом стаже, но не учитываются при определении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Важно помнить, что после 01 января 2013 года условия назначения досрочной страховой пенсии по старости применяются только в том случае, если класс условий труда на рабочих местах членов экипажей судов соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам проведенной специальной оценки условий труда (СОУТ) и в случае уплаты работодателем дополнительных страховых взносов.

В переходный период до 31 декабря 2018 года право на досрочное назначение страховой пенсии по старости сохраняется по результатам аттестации рабочих мест при условии начисления и уплаты работодателем дополнительных страховых взносов до момента проведения СОУТ.

Если самому сложно разобраться в пенсионном законодательстве и доказать право на досрочную пенсию даже при наличии всех необходимых документов, моряк всегда может обратиться за помощью в свою профсоюзную организацию.

"СЕВЕРНАЯ" ПЕНСИЯ
Жители Крайнего Севера и приравненных местностей имеют право досрочного выхода на пенсию на 5 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста. После проведения пенсионной реформы это право сохраняется у северян и в дальнейшем. Вместе с тем возраст досрочного выхода на пенсию у жителей Севера поэтапно повышается на 5 лет: с 50 до 55 лет у женщин и с 55 до 60 лет у мужчин.

Переходный период по повышению пенсионного возраста северян продлится, как и у всех, в течение 10 лет – с 2019 по 2028 год. На первом этапе повышение возраста затронет женщин 1969 года рождения и мужчин 1964 года рождения. При этом северяне, которым пенсия по старому законодательству должна была быть назначена в 2019–2020 годах, также имеют право на льготу по выходу на полгода раньше нового пенсионного возраста.

Минимально необходимый северный стаж для досрочного назначения пенсии при этом не меняется и по-прежнему составляет 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и 20 календарных лет в приравненных местностях. Требования по страховому стажу аналогично не меняются и составляют 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин.

Год стажа в местностях, приравненных к Крайнему Северу, соотносится с 9 месяцами работы непосредственно в условиях Севера. Тем, кто проработал в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

Моряки, отработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, если у них есть общий страховой стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости (мужчины – 25 лет и женщины – 20 лет), и стаж работы в качестве членов экипажей судов не менее 12 лет и 6 месяцев, смогут выйти на пенсию на 5 лет раньше возраста, установленного для досрочного назначения: в 50 лет – мужчины, 45 лет – женщины.

ПОД ИНОСТРАННЫМ ФЛАГОМ
Многие российские моряки на сегодняшний день предпочитают работать под иностранным флагом, и их можно понять: за редким исключением в российских компаниях заработать приличные деньги невозможно. Вместе с тем большинство из них вряд ли задумываются о пенсии – что ждет их в будущем. Конечно, они могут рассчитывать на социальную пенсию, как и все граждане Российской Федерации при нехватке страхового стажа. Однако до нее еще надо дожить. Она устанавливается при наступлении 70 и 65 лет для мужчин и женщин соответственно (с учетом переходного периода в 2021 году 66,5 лет – для мужчин и 61, лет – для женщин), да и размер ее будет значительно меньше, чем у страховой пенсии. На сегодняшний день размер социальной пенсии по старости составляет 5606,15 руб. При этом следует иметь ввиду, что социальная пенсия по старости не выплачивается гражданам в период выполнения ими работы или иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию.

Поэтому, чтобы не оказаться на старости у разбитого корыта, всем морякам, гражданам Российской Федерации, работающим на судах под иностранными флагами, необходимо добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Если, конечно, они хотят получать страховую пенсию по старости.

Эти отношения подразумевают уплату страховых взносов за себя в Пенсионный фонд Российской Федерации. Только в этом случае российские моряки будут являться застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование с дальнейшим правом выхода на пенсию при достижении общеустановленного возраста. Опять же это возможно только при наличии необходимого страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента. В противном случае о страховой пенсии по старости можно будет забыть. Поэтому совет простой: чем раньше моряки начнут платить взносы – тем для них же лучше. Периоды уплаты страховых взносов моряками, работающими на судах под иностранными флагами, засчитываются в страховой стаж.

Повторимся, периоды уплаты страховых взносов моряками, работающими на судах под иностранными флагами, засчитываются в страховой стаж. Минимальный размер страховых взносов, который должен будет уплачивать моряк, определяется так: минимальный размер оплаты труда (МРОТ) на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, нужно умножить на тариф страховых взносов в размере 22 процента. Максимальный размер страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного размера МРОТ на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в размере 22 процента.

Таким образом, минимальный размер страховых взносов, которые моряк должен будет заплатить за расчетный период 2020 год - 32448, за расчетный период 2021 год – 33770,88 руб. Максимальный размер страховых взносов за расчетный период 2020 год – 256185,6 руб., за расчетный период 2021 год – 270167,04 руб.

Учитывая добровольность вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, моряк самостоятельно должен определить, в каком размере (в пределах установленных минимального и максимального размера взносов) он будет уплачивать страховые взносы. Т. е. размер уплачиваемых страховых взносов не зависит от размера заработной платы (суммы дохода), которую моряк получает у иностранного судовладельца.

В настоящее время уточнен порядок исчисления и сроки уплаты страховых взносов. Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Исчисление суммы производится моряком самостоятельно, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых моряк состоял в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию, и уплачивается не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Законодательство также предусматривает возможность уплаты страховых взносов не только самим моряком, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, но и другим физическим лицом. При этом продолжительность засчитываемых в страховой стаж периодов уплаты страховых взносов за моряков не может составлять более половины страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии по старости – то есть не более семи с половиной лет.

Если на момент достижения общеустановленного возраста выхода на пенсию члену экипажа не хватает страхового стажа и нет необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента, то увеличить эти показатели можно, продолжая уплачивать страховые взносы, таким образом создавая все условия для приобретения права на страховую пенсию.

Российский профессиональный союз моряков настоятельно советует морякам как можно раньше озаботиться вопросом будущей пенсии. Любое промедление, неуплата страховых взносов, а еще хуже – отсутствие правоотношений с Пенсионным фондом грозит серьезным сокращением пенсионных выплат, увеличением пенсионного возраста и огромной бумажной волокитой.

Поэтому лучше ежегодно знакомиться с информацией о состоянии своего лицевого счета: сколько начислено пенсионных баллов, сколько лет-месяцев учтено в страховом стаже. Система учета позволяет отследить информацию о периодах трудовой деятельности, местах работы, размере начисленных работодателями страховых взносов и уровне заработной платы.

Для получения сведений необходимо прийти с документом, удостоверяющим личность, в любой территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации или обратиться с запросом в любой многофункциональный центр (МФЦ).

Информацию о состоянии лицевого счета также можно узнать посредством электронных услуг, предоставляемых Пенсионным фондом РФ, создав личный кабинет. Доступ к сервису имеют все пользователи, зарегистрированные на сайте www.gosuslugi.ru и в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).

Помните, ваша пенсия – в ваших руках.

От чего зависит зарплата моряка?

Прежде всего, необходимо выделить законы, которые определяют размер зарплаты моряков. В морской индустрии на заработную плату экипажа влияет следующий комплекс факторов:

  • Должность;
  • Тип флота: торговый или оффшорный; следовательно, тип судна в выбранной категории;
  • Опыт в должности;
  • Национальность (гражданство). Общеизвестно, что офицеры и рядовые, являющиеся гражданами Евросоюза или Соединенных Штатов, при прочих равных условиях получают больше.
  • Лояльность к компании. Многие судовладельцы предоставляют специальные бонусы для моряков, которые работают в компании дольше определенного времени.
  • Также ценится предыдущий опыт работы на судах разных типов. Получив разносторонний опыт, моряки имеют навыки работы с различным оборудованием.
  • CBA (Collective Bargaining Agreement). Все условия трудоустройства, включая размер заработной платы, определяются коллективным договором, который действует на судне. Чтобы знать свои права, нужно изучить документ, определяющий условия вашей работы.
  • Навыки коммуникации. Если собеседование проходит с представителем судовладельца, есть возможность договориться о более высокой зарплате. Менеджеры крюинговых компаний также обычно имеют диапазон зарплат, и кандидат может попробовать убедить их, что его профессиональные достоинства заслуживают максимальной ставки.

Самые высокие зарплаты моряков

Как можно ожидать, самые высокие зарплаты в отрасли получают капитаны, технические суперинтенданты и старшие механики. В течение последнего квартала 2019 года максимальная зарплата, предлагаемая капитану, составляла $18000 в месяц (Seismic vessel). Хотя нужно учитывать, что, исходя из других вакансий, минимальная ставка для такой же позиции была около $9500 в месяц. Многое зависит от судна.

Далее с окладом от $12000 до $15000 в месяц идут капитаны и cтаршие механики, работающие на газовозах, мегаконтейнровозах (VLCC), нефтяных и химических танкерах, а также на различных оффшорных судах.

На следующей строке находятся позиции Staff Engineers, Mooring Masters, старшие помощники, вторые механики, инженеры порта с зарплатой от $9000 до $12000 в месяц. Подобные условия работы можно найти на тех же типах судов, а также на больших круизных лайнерах и суперяхтах.

Вторым помощникам и третьим механикам на танкерах предлагают уже не более $4200-4300 в месяц. Ставки для третьих помощников и четвертых механиков снижаются еще ниже, до $2800-4500, в зависимости от опыта и типа судна.

Интересный факт, за последние 6 лет заработная плата моряков торгового флота существенно не изменилась, в то время как заработки в оффшорном сегменте сначала подросли, а затем резко упали вместе с ценами на нефть. Тем не менее, зарплаты в нефтегазовом секторе до сих пор высокие и остаются достойной целью для многих профессионалов.

Наиболее заметный рост наблюдался в секторе газовозов. Растущий спрос на голубое топливо во всем мире и развитие портовой инфраструктуры обеспечили устойчивый рост количества LPG/LNG-танкеров и улучшение условий работы на них.

Стоит, однако, учитывать, что высокие зарплаты, выплачиваемые офицерам оффшорных судов, танкеров и, с недавнего времени, пассажирского флота зависят не только от цены товаров или услуг, с которыми они работают. Высокая оплата труда пропорциональна уровню ответственности, которую моряки принимают вместе с должностью, а также уровню квалификации, который позволяет им добиться желаемой позиции.

Зарплата моряков торгового флота

Помимо общих законов заработная плата на сухогрузах зависит от того же сложного комплекса факторов, который управляет нефтегазовым сектором. Один из них – чем больше и сложнее судно, тем лучше будет оплачиваться труд команды.

Таким образом, моряки на балкерах, контейнеровозах и heavylift’ах получают больше, чем на небольших сухогрузах и многоцелевых судах. Например, капитану и стармеху на Bulk Carrier в конце 2019 года предлагали зарплату от $8500 до $8800, чуть меньше ($7900-8400 в месяц) – на контейнеровозах и heavylift’ах. Для сравнения, на General Cargo или аналогичном судне капитан и cтармех получают от $5300 до $6200.

Старпомы и вторые механики могут рассчитывать на зарплату в $6400-6800 в месяц на контейнеровозах и балкерах, в то время как их коллегам на сухогрузах предлагают от $3800 до $4500 в месяц. Вторые помощники и третьи механики на балкерах зарабатывают около $3200 и немного меньше на контейнеровозах. Между тем, разрыв с сухогрузами, универсальными судами и т.д. (каботажные суда, небольшие пассажирские) весьма значительный – около $1700 в месяц.

В настоящее время рынок труда переполнен третьими помощниками и четвертыми механиками всех национальностей. Это произошло из-за увеличения числа морских университетов по всему миру. Найти работу младшим офицерам довольно трудно, однако и для них публикуется довольно много вакансий. Заработная плата варьируется от $2500 до $2900 на контейнеровозах и балкерах, опускаясь до $1300-1700 в месяц на универсальных судах. Статистика показывает, что третьи помощники и четвертые механики активнее всего ищут работу в море.

Сколько зарабатывают электромеханики

Среди судовых электромехаников, как известно, существует собственная иерархия. Старший электромеханик на газовозе или буровой будет получать порядка $10000 в месяц, в то время как ставки заработной платы в торговом флоте начинаются с разумных $6000. Инженеры-электрики и технические специалисты также получают от $5000до $6000 в месяц в зависимости от квалификации и размера судна, а, следовательно, и количества обязанностей на борту. Вакансии для электромехаников на небольшие суда обычно содержат предложения от $2000 в месяц (crew boat, буксиры), для больших судов с несколькими генераторами ставки доходят до $5000.

Сколько платят рядовому плавсоставу

Важный факт про зарплату рядовых: сумма зависит как от типа судна, так и от квалификации конкретного моряка. Например, ставка заработной платы AB Seaman (и, соответственно, Oiler) составляет около $1200 на сухогрузе, $1500 в месяц на нефтяном танкере или $2500 на буровой платформе. В то же время AB Cook зарабатывает $1800 в месяц, работая на сухогрузе, $2000 на танкере и $3000 в оффшоре. Следовательно, есть смысл получать дополнительную квалификацию, чтобы зарабатывать больше.

Кстати, зарплата кока составляет $1800 на судах средней грузоподъемности и доходит до $5000 в месяц для шеф-поваров на буровых платформах. Средняя же по отрасли зарплата повара составляет около $2500 для любого типа судна.

Матросы и мотористы 2 класса (OS и Wipers) могут рассчитывать примерно на $1000 в месяц на сухогрузах и обычных танкерах, и немного больше ($1200) на газовозах. Разумным решением будет получить квалификацию сварщика, что значительно увеличит как зарплату, так и шансы получить работу. Кстати, слесарям и сварщикам предлагают от $2000 до $2200 в месяц в зависимости от сложности работ на борту.

Читайте также: