Куда идут пенсионные отчисления сотрудников полиции

Опубликовано: 17.05.2024

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 23 мая 2002 г. N КА-16-25/4653

О ПРАВЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ,

ЛИЦ РЯДОВОГО И НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ОРГАНОВ

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ,

УГОЛОВНО - ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ,

СУДЕЙ, ПРОКУРОРОВ И СЛЕДОВАТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ СПЕЦИАЛЬНЫЕ

ЗВАНИЯ, НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ

Порядком заполнения форм расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам, утвержденным Приказом МНС России от 1 февраля 2002 г. N БГ-3-05/49, предусмотрено, что согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" база для начисления страховых взносов соответствует налоговой базе по единому социальному налогу, отражаемой по строкам 0100 - 0140, и не предусмотрено предоставление льгот, аналогичных перечисленным в статьях 239 и 245 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с поступающими вопросами по уплате страховых взносов с денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников органов налоговой полиции, уголовно - исполнительной системы, таможенных органов, судей, прокуроров и следователей, имеющих специальные звания, Пенсионный фонд Российской Федерации сообщает.

Пенсионное обеспечение военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников налоговой полиции и их семей, уголовно - исполнительной системы производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей", в соответствии со ст. 10 которого выплата пенсий указанным лицам и их семьям обеспечивается за счет средств федерального бюджета. При этом финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов заработной платы работающего по соответствующей должности судьи из средств федерального бюджета.

Прокурорам, следователям и научным работникам органов прокуратуры пенсия начисляется в соответствии с Положением об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942, из средств федерального бюджета.

Согласно ст. 50 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.

Организация пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов и членов их семей возлагается на пенсионную службу Государственного таможенного комитета Российской Федерации.

Таким образом, нормы, установленные Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, распространяются только на застрахованных лиц, указанных в статье 7 Закона.

На основании изложенного страховые взносы на денежное довольствие военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников органов налоговой полиции, уголовно - исполнительной системы, таможенных органов, судей, прокуроров и следователей, имеющих специальные звания, не начисляются.

Пенсионное обеспечение лиц, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации

Пенсионное обеспечение граждан, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, регламентируется Федеральным законом от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 342-ФЗ), Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельныезаконодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 247-ФЗ), Законом РФ от 12 февраля 1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее – Закон РФ №4468-1) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании ст. 11 Закона РФ N 4468-1 пенсионное обеспечение лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Пунктом 6 приказа МВД России от 27.05.2005 N 418 "Об утверждении Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" установлено, что пенсии пенсионерам назначаются соответствующими пенсионными органами МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по месту увольнения со службы.

Лица, уволенные со службы, приобретают право на пенсии: за выслугу лет и по инвалидности.

Каждый из этих видов пенсии отличается субъектным составом, порядком исчисления размера пенсии и т.д., в связи с чем, пенсионерам МВД при наличии права одновременно на несколько видов пенсии, пенсия назначается по их выбору.

При наличии условий для назначения страховой пенсии по старости пенсионеры МВД имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом РФ №4468-1, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".

Факт трудоустройства на выплату пенсии по линии МВД не влияет, однако при поступлении на военную службу, службу в ОВД, ГПС, органы по контролю за оборотом наркотических средств, учреждения уголовно – исполнительной системы, выплата пенсии на время службы приостанавливается.

Лицам, уволенным со службы, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсии по инвалидности этим лицам назначаются независимо от продолжительности службы.

Право на пенсию за выслугу лет имеют сотрудники:

а) имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более;

б) уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах:

а) при выслуге 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия (должностной оклад, оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия); за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм;

б) если общий трудовой стаж составляет 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы: за общий трудовой стаж 25 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия; за каждый год стажа свыше 25 лет - 1 процент указанных сумм денежного довольствия.

В случае повторного определения на военную службу, или на службу в органы внутренних дел, или Государственную противопожарную службу, или на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы указанных в настоящей статье лиц, получавших пенсию, при последующем увольнении их со службы выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения.

Стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, исчисляется в соответствии со ст. 38 Федерального закона N 342-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее –постановление № 941)

В выслугу лет для назначения пенсии засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в ОВД, ГПС; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах МВД России, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе ГПС МЧС России (пожарной охраны МВД России, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД России, ГПС МВД России), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими ГПС; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. Там же предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, ГПС, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы (в соответствии с Абзацем4 пункта 2 постановления № 941 время учебы засчитывается при исчислении стажа службы в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 1 января 2012 года).

В стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел в льготном исчислении засчитываются периоды прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в соответствии с перечнями указанных районов и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Перечни местностей, приведены в приложениях к постановлению N 941.

Пенсионерам, проживающим в местностях, где к денежному довольствию сотрудников органов внутренних дел, в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

За пенсионерами, прослужившими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия была исчислена с применением районных коэффициентов, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пенсионерам, прослужившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к денежному довольствию сотрудников коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, назначаемые пенсии, исчисляются с применением коэффициента, установленного к денежному довольствию сотрудников по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1,5.

В случае, если при увольнении со службы в ОВД пенсия по линии МВД не назначается, ч. 6 ст. 38 Федерального закона № 342-ФЗ предусмотрено, что периоды службы в органах внутренних дел в календарном исчислении засчитываются в общий трудовой стаж, стаж работы по специальности, а также в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в страховой стаж, стаж работы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, стаж военной службы, службы в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, федеральной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и стаж службы (работы) в иных государственных органах и организациях.

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 23 мая 2002 г. N КА-16-25/4653

О ПРАВЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ,

ЛИЦ РЯДОВОГО И НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ОРГАНОВ

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ,

УГОЛОВНО - ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ,

СУДЕЙ, ПРОКУРОРОВ И СЛЕДОВАТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ СПЕЦИАЛЬНЫЕ

ЗВАНИЯ, НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ

Порядком заполнения форм расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам, утвержденным Приказом МНС России от 1 февраля 2002 г. N БГ-3-05/49, предусмотрено, что согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" база для начисления страховых взносов соответствует налоговой базе по единому социальному налогу, отражаемой по строкам 0100 - 0140, и не предусмотрено предоставление льгот, аналогичных перечисленным в статьях 239 и 245 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с поступающими вопросами по уплате страховых взносов с денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников органов налоговой полиции, уголовно - исполнительной системы, таможенных органов, судей, прокуроров и следователей, имеющих специальные звания, Пенсионный фонд Российской Федерации сообщает.

Пенсионное обеспечение военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников налоговой полиции и их семей, уголовно - исполнительной системы производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей", в соответствии со ст. 10 которого выплата пенсий указанным лицам и их семьям обеспечивается за счет средств федерального бюджета. При этом финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов заработной платы работающего по соответствующей должности судьи из средств федерального бюджета.

Прокурорам, следователям и научным работникам органов прокуратуры пенсия начисляется в соответствии с Положением об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942, из средств федерального бюджета.

Согласно ст. 50 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.

Организация пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов и членов их семей возлагается на пенсионную службу Государственного таможенного комитета Российской Федерации.

Таким образом, нормы, установленные Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, распространяются только на застрахованных лиц, указанных в статье 7 Закона.

На основании изложенного страховые взносы на денежное довольствие военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников органов налоговой полиции, уголовно - исполнительной системы, таможенных органов, судей, прокуроров и следователей, имеющих специальные звания, не начисляются.

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Вопрос: Получаю пенсию по линии МВД России. В настоящее время работаю в гражданской организации, которая в общеустановленном порядке уплачивает за меня страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. В связи с этим прошу разъяснить, может ли одновременно с военной пенсией устанавливаться трудовая пенсия.

Ответ: В настоящее время условия и нормы пенсионного обеспечения устанавливаются Федеральными законами от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют в том числе военнослужащие.

В целях данного Федерального закона под военнослужащими понимаются граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

По отношению к вышеперечисленным категориям граждан положения Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ носят обязательный характер и, соответственно, распространяются на все правоотношения, возникающие при пенсионном обеспечении военнослужащих, в том числе по нормам иных нормативных правовых актов.

Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

В соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом право на одновременное получение двух пенсий имеет ограниченный круг лиц, нуждающихся в особой социальной защите, например инвалиды вследствие военной травмы; участники Великой Отечественной войны; родители военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы; вдовы военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией, не вступившие в новый брак.

Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. При этом данный Федеральный закон также предусматривает, что одновременное получение трудовой пенсии (части трудовой пенсии) и пенсии по государственному пенсионному обеспечению допускается только в случаях, установленных Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ.

Реализация права на пенсионное обеспечение военнослужащих, которые не относятся к гражданам, имеющим право на две пенсии, может осуществляться по их выбору либо на основании нормативных правовых актов, регулирующих вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, либо на основании Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ. При отказе бывшего военнослужащего от военной пенсии ему может быть назначена трудовая пенсия, в том числе и с учетом страховых взносов, поступивших на финансирование ее страховой и накопительной частей.

Согласно п.4 ст.3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ предусмотренные указанным Федеральным законом пенсии устанавливаются и выплачиваются независимо от получения установленной Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ накопительной части трудовой пенсии. Учитывая изложенное выше, данное правило относится также к пенсиям, установленным в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1.

Данный факт обусловлен особой правовой природой накопительной части трудовой пенсии. Страховые взносы, поступившие на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий, подлежат инвестированию с учетом волеизъявления застрахованных лиц, но не расходуются на выплату пенсий нынешним пенсионерам.

Страховая часть трудовой пенсии носит условно-накопительный характер, финансируется по распределительному методу и базируется на принципе солидарности поколений. Страховые взносы, поступившие в ПФР на страховую часть трудовой пенсии, направляются на выплату пенсии нынешним пенсионерам, и застрахованные лица не имеют права управлять ими. Отметим, что пенсии по государственному пенсионному обеспечению также финансируются по распределительному способу и соответствуют солидарному принципу, поскольку в целях их выплаты перераспределяются средства федерального бюджета, формируемые в том числе за счет налогов граждан, которые не имеют никакого отношения к военным пенсиям.

Действующее законодательство не предусматривает возможности назначения страховой части трудовой пенсии одновременно с пенсией по государственному пенсионному обеспечению.

Тем самым военные пенсионеры, получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, при уплате страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии и при соблюдении иных установленных законодательством условий наряду с установленной пенсией могут приобрести и реализовать право только на накопительную часть трудовой пенсии.

Пенсионный фонд РФ

Пенсионный фонд РФ

гость
Определением от 11.05.2006 г. № 187-О Конституционный суд РФ установил, что если получатели военной и приравненной к ней пенсии после увольнения со службы работали и за них уплачивались страховые взносы в ПФР, то они должны иметь право на получение страховой части трудовой пенсии. Законодателю было поручено предусмотреть правовой механизм, гарантирующий выплату этой пенсии, до 1 января 2007 года. Пока это поручение Конституционного суда Госдумой не исполнено

От чего зависит ее размер, и как может на него повлиять работник? Как рассчитывается сумма? Может ли сам гражданин проверить инспектора, сделавшего расчет? Сегодня "РГ - Неделя" вместе с Пенсионным фондом РФ начинают серию публикаций, цель которых - как можно более простым языком ответить на эти и многие другие вопросы . Начнем мы с простых, но базовых вещей. Не разобравшись в них, трудно будет вникнуть в детали.

Почему "трудовая" пенсия теперь называется "страховой"?

- Принципиально ничего не поменялось. Но законодатели, поменяв название, решили подчеркнуть страховой характер пенсии. Работодатель обязан платить за работника страховые пенсионные взносы в течение всего времени его работы. Работает человек долго и с большой "белой" зарплатой - значит, взносов больше и пенсия у него тоже будет больше. Получает зарплату "в конверте", то есть страховых взносов с нее работодатель не платит, и пенсия тогда будет соответствующая. Такой вот предельно простой подход. Но надо признать, что размер пенсии зависит не только от самого человека, но и от условий ее формирования, принятых государством и отраженных в законе.

Из каких частей состоит страховая пенсия?

- По новой формуле пенсионные права граждан за каждый год формируются не в рублях, как раньше, а в относительных единицах - баллах (см. рис.). Это дает возможность не пересчитывать каждый год накопившийся "пенсионный капитал" с учетом инфляции. Баллы копятся в течение всех лет работы. А на момент выхода на пенсию их сумма умножается на стоимость балла в текущем году. Эту стоимость законодатели будут утверждать ежегодно с учетом доходов ПФР, численности пенсионеров в стране и других факторов. К этой величине добавляется фиксированная выплата (аналог недавней базовой части пенсии). В итоге получим размер страховой пенсии. Это, конечно, только схема. Причем очень упрощенная. Позже сделаем детальные расчеты на конкретных примерах.

Куда идут пенсионные взносы?

- Система обязательного пенсионного страхования введена в России в 2002 году. Тариф страховых отчислений для работодателей устанавливает государство. В 2015 году он равен 22% от фонда оплаты труда. А предельный годовой заработок, с которого начисляются страховые взносы, составляет 711 000 рублей (то есть в среднем 59 250 рублей в месяц).

Тариф 22% делится на две неравные части:

6% из них - это солидарный тариф. Из этих отчислений в масштабах всей страны формируется денежная сумма, которая идет на фиксированную выплату. Оставшиеся 16% - это индивидуальный тариф. Эта сумма взносов отражается на индивидуальном лицевом счете каждого будущего пенсионера в ПФР.

Что происходит с индивидуальным тарифом 16%?

- Еще в 2002 году было решено, что часть пенсионных взносов будет идти на формирование накопительной пенсии. Сначала это были 4%, а потом - 6%, то есть более третьей части от суммы индивидуальных взносов.

Будущим пенсионерам дали право распоряжаться этой частью самостоятельно: граждане могут выбрать один из негосударственных пенсионных фондов либо управляющую компанию, чтобы инвестировать эти средства. Полученный доход фиксируется на накопительном счете работника, и к моменту выхода на пенсию всё, что накопилось, выплачивается ему в виде накопительной части пенсии в дополнение к страховой части.

За 12 лет существования этой системы выяснилось, что далеко не все НПФ и УК работают эффективно. В течение последних лет в правительстве шла упорная борьба: сохранять или отменять накопительный компонент. В итоге было решено дать людям самим выбрать: продолжать формировать накопительную пенсию или "вернуться" целиком и полностью в государственную систему и в дальнейшем получать только страховую пенсию.

Этот выбор граждане могут сделать до конца 2015 года. У тех, кто решит остановиться полностью на страховой модели, все взносы работодателя (все 16%) пойдут на формирование страховой пенсии.

Те, кто предпочтет сохранить накопление, будут отправлять на финансирование страховой пенсии 10%, а оставшиеся 6% - на накопительную.

В следующем выпуске мы будем детально разбираться в новой формуле. Постараемся наглядно показать, каким будет размер пенсии у разных людей, выбравших разные варианты участия в пенсионной системе.

Пример формирования пенсии

Средний размер фонда оплаты труда работника - 30 000 рублей в месяц (это зарплата, премии, отпускные, больничные, сумма НДФЛ), или 360 000 рублей в год.

Общая сумма страховых пенсионных взносов (22% от ФОТ) - 79 200 рублей в год.

Из них: 21 600 рублей в год - на финансирование фиксированной выплаты (6% тарифа);

57 600 рублей в год - на формирование "индивидуальной" части пенсии (16% тарифа).

Вариант 1. "Остаюсь в страховой солидарной государственной системе".

Все 57 600 рублей (все 16% тарифа) идут на формирование страховой пенсии.

Вариант 2. "Сохраняю участие в накопительной модели, буду получать накопительную часть пенсии).

36 000 рублей (10% из 16% тарифа) - идут на формирование страховой пенсии;

21 600 рублей (оставшиеся 6%) - на накопительную пенсию.

Читайте также: