Кто осуществляет персонифицированный учет в системе обязательного пенсионного страхования

Опубликовано: 29.04.2024

  • +
    –
    Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 4)
    • Статья 1. Основные понятия, употребляемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 2. Правовая основа индивидуального (персонифицированного) учета
    • Статья 3. Цели индивидуального (персонифицированного) учета
    • Статья 4. Принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета
  • +
    –
    Глава II. Организация индивидуального (персонифицированного) учета (ст.ст. 5 - 12)
    • Статья 5. Орган, осуществляющий индивидуальный (персонифицированный) учет в Российской Федерации
    • Статья 6. Индивидуальный лицевой счет
    • Статья 7 (утратила силу)
    • Статья 8. Общие правила представления сведений о застрахованных лицах и порядок хранения этих сведений
    • Статья 8.1. Общие правила учета сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета
    • Статья 9. Сведения о застрахованных лицах, представляемые страхователем
    • Статья 10. Сведения, представляемые физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы
    • Статья 11. Представление сведений о страховых взносах и страховом стаже
    • Статья 11.1. Представление сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, налоговыми органами
    • Статья 12. Представление сведений об иных периодах, засчитываемых в страховой стаж для назначения пенсии, и сведений о трудовой деятельности
    • Статья 12.1. Представление сведений органами, оказывающими государственные и муниципальные услуги
    • Статья 13 (исключена)
  • +
    –
    Глава III. Права, обязанности и ответственность зарегистрированного (застрахованного) лица, страхователя и органов Пенсионного фонда Российской Федерации (ст.ст. 14 - 17)
    • Статья 14. Права и обязанности зарегистрированного (застрахованного) лица
    • Статья 15. Права и обязанности страхователя
    • Статья 16. Права и обязанности органов Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с осуществлением индивидуального (персонифицированного) учета
    • Статья 17. Ответственность органов и должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации и иных государственных внебюджетных фондов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, страхователей, списание безнадежных долгов по штрафам
  • +
    –
    Глава IV. Заключительные положения (ст.ст. 18 - 20)
    • Статья 18. Порядок разрешения споров по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета
    • Статья 18.1 (утратила силу)
    • Статья 19. Утверждение инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета
    • Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. N 198-ФЗ в наименование внесены изменения

Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ
"Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"

С изменениями и дополнениями от:

25 октября 2001 г., 31 декабря 2002 г., 9 мая 2005 г., 19 июля 2007 г., 30 апреля, 23 июля 2008 г., 24 июля, 25, 27 декабря 2009 г., 27 июля, 29 ноября, 8 декабря 2010 г., 11 июля, 7, 30 ноября, 3 декабря 2011 г., 3 декабря 2012 г., 4, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 28 июня, 21 июля, 4 ноября, 1 декабря 2014 г., 29 декабря 2015 г., 1 мая, 3 июля, 28 декабря 2016 г., 27 июня, 29 июля 2018 г., 1 апреля, 16 декабря 2019 г., 24 апреля, 20 июля 2020 г., 24 февраля 2021 г.

Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года

Одобрен Советом Федерации 20 марта 1996 года

ГАРАНТ:

См. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Преамбула изменена с 1 января 2020 г. - Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. N 436-ФЗ

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

1 апреля 1996 года

ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства РФ о государственном пенсионном обеспечении (в части трудовых пенсий).

Функции по осуществлению индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования возложены на Пенсионный Фонд РФ.

Среди основополагающих принципов организации учета закреплены федеральный характер обязательного пенсионного страхования в РФ, всеобщность и обязательность уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.

Законом четко определены права, обязанности участников индивидуального (персонифицированного) учета, регламентированы вопросы ответственности.

Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 1996 г. на территории отдельных административно-территориальных единиц пяти субъектов Российской Федерации, определяемых Правительством РФ, а с 1 января 1997 г. - на всей территории РФ

Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 10 апреля 1996 г. N 68, в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. N 14 ст. 1401

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. N 30-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2021 г.

Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 237-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2020 г.

Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 136-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 апреля 2020 г.

Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. N 436-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 1 апреля 2019 г. N 48-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 268-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2018 г.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 471-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 136-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон 29 декабря 2015 г. N 385-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2016 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 406-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 345-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 188-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 33-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 4 декабря 2013 г. N 351-Ф3

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 60-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2013 г. N 351-Ф3)

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 379-ФЗ

Изменения вступает в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г.

Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 339-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2009 г. N 341-ФЗ)

Изменения в пункт 3 статьи 6, абзац восьмой части второй статьи 16 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 55-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2008 г.

Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 140-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 48-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 198-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 138-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Даже сегодня большая часть будущих пенсионеров убеждена в том, что на сумму ежемесячного содержания по возрасту значимое влияние имеет только количество лет стажа: чем длительнее трудовая жизнь, тем привлекательнее размер пенсии. Несмотря на довольно широкую информационную кампанию для населения, заблуждение прочно сидит в сознании людей, которые не знакомы с тем, как работает индивидуальный персонифицированный учет в системе пенсионного страхования.

Законодательство о системе ОПС

Пенсионное законодательство по сложности сравнимо разве что с налоговым. Для тех, кто все-таки намерен разобраться хотя бы с основными его постулатами, нужно начинать с законов № 165-ФЗ от 16.07.1999

об общих принципах соцстрахования в России и № 167-ФЗ от 15.12.2001 об обязательном пенсионном страховании (ОПС): в нем рассказано о том, кто, как и сколько должен платить в Пенсионный фонд, и как этот момент контролируется государством.

Еще один закон - № 27-ФЗ от от 01.04.1996, который безусловно будет интересен для работодателей и наемных лиц, разъясняет как раз особенности персонифицированного учета.

Вторая важная часть законодательной базы, касающаяся непосредственно пенсионного обеспечения и его индивидуальной реализации в отношении всех категорий застрахованных лиц, тоже состоит из нескольких законодательных документов:

  • 166-ФЗ от 15.12.2001 разъясняет вопрос о том, кто может претендовать на получение пенсии по возрасту или досрочно в силу своей профессии;
  • 400-ФЗ от 28.12.2013 – о назначении страховой пенсии, рассчитываемой на основании ОПС;
  • 424-ФЗ от 28.12.2013 – о праве на накопительную часть.

В части накопительного пенсионного обеспечения действует еще ряд законов, которые призваны защитить доверенные негосударственным пенсионным фондам средства граждан.

Объекты и цели индивидуального персонифицированного учета

Стремление уйти от несправедливости советского солидарного принципа уплаты соцвзносов реализовалось в том, что сегодня приоритетом для государства стал индивидуальный персонифицированный учет в системе обязательного государственного пенсионного страхования. Эта задача настолько важна, что, сняв с 2017 года с органов ПФР обязанность контролировать уплату и начисление пенсионных страховых взносов, в их ведении оставили аналитическую работу, касающуюся учета индивидуальных платежей.

Это вовсе не означает, что все оплаченные самим сотрудником средства и часть начислений, которые вносятся за него работодателем, сохраняются в неприкосновенности до его выхода на пенсию.

Исходя из этого, индивидуальный лицевой счет застрахованного лица - это своеобразное хранилище данных об общем страховом стаже, размере доходов на протяжении трудовой жизни работника, оплаченных взносов и продолжительности работы по специальностям, дающим право на досрочный выход на отдых. Ежемесячно в течение всей жизни человека эта информация обновляется на основании показателей, предоставляемых страхователями в их отчетности, и используется для назначения или пересчета размеров пенсионного обеспечения.

Чтобы до конца разобраться в вопросе, нужно представить, что такое индивидуальный лицевой счет в Пенсионном фонде России. Состоит счет из нескольких разделов:

  • основной части, учитывающей взносы по стандартной ставке ОПС;
  • специальной части, посвященной накопительной части пенсии и платежей в негосударственные структуры;
  • профессиональной части, фиксирующей взносы на досрочное негосударственное пенсионное обеспечение в период его работы на вредных или опасных производствах.

Такая многоступенчатость учета позволяет вести объективный и полный учет всей необходимой информации о трудоспособном лице, накапливаемой в течение длительного периода.

Права и обязанности участников системы ОПС

Отношения в сфере пенсионного обеспечения являются трехсторонними:

  • застрахованное лицо;
  • страхователь;
  • органы ПФР.

Основным принципом их успешного взаимодействия является своевременный, достоверный и корректный обмен сведениями об уплате страховых сумм, а также проведение регистрационных мероприятий в установленные законами сроки.

Как осуществляется персонифицированный учет в системе пенсионного страхования?

Так, основная обязанность работодателя (страхователя) – выплата обязательных взносов и предоставление отчетности в ПФР. Также он должен беспокоиться о получении работниками страховых свидетельств, если они не были оформлены ранее.

Подразделения ПФР, в свою очередь, имеют право требовать от нанимателей полной информации о застрахованных лицах и контролировать ее достоверность. В обязанности органов пенсионного обеспечения входит также сохранение персональных данных работников, их обработка и выдача справок будущим или настоящим пенсионерам.

Самим же трудящимся предоставлено право требовать необходимую информацию как от работодателя, так и от ПФР, вносить в нее документально подтвержденные исправления и оспаривать действия остальных сторон в судебном порядке.

Значение и цели ПФ России

Поскольку Пенсионный фонд России является единственным органом, синтезирующим и обрабатывающим всю персональную информацию в этой сфере, он же и воплощает в жизнь основные цели персонифицированного учета:

  • хранение, обработка с целью назначения пенсий с учетом индивидуальных результатов труда;
  • контроль за страхователями и создание базы данных для выполнения требований пенсионного законодательства;
  • повышение заинтересованности в участии в системе ОПС и упрощении процедур с одновременным сохранением эффективности администрирования.

Роль негосударственных ПФ

Тем, кто родился в 1967 году и позже, кроме страховой пенсии можно рассчитывать еще и на накопительную. Поскольку эта часть ежемесячных выплат зависит от того, сколько денег будет на спецчасти индивидуального счета на момент выхода на пенсию, то вопрос управления средствами приобретает особую актуальность.

Роль инструмента в приумножении сумм накопленных взносов отведена негосударственным ПФ и регулируется законом 75-ФЗ от 07.05.1998 об этих учреждениях. Их основные обязанности состоят в том, чтобы проводить максимально рациональную и в то же время эффективную инвестиционную деятельность в интересах будущих пенсионеров.

Чтобы повысить доверие к НПФ, государство гарантирует, что даже в случае финансовых убытков выбранного фонда человек не потеряет ни копейки из уплаченных взносов.

СНИЛС: что это и зачем его получать

Основой персонифицированного учета является то, что каждый индивидуальный пенсионный счет имеет свое уникальный страховой номер. Это позволяет однозначно идентифицировать плательщика пенсионных взносов вне зависимости от того, изменялись ли его фамилия, имя, отчество или адрес на протяжении жизни.

Понадобится получение свидетельства о присвоении СНИЛС и при трудоустройстве , поскольку работодатель просто не сможет правильно отчитаться об уплаченных средствах на ОПС.

Читайте больше информации о том, чем еще может быть полезен и для чего нужен СНИЛС .

Персонифицированная отчетность в ПФ с 2017 года

С 1 января 2017 года все наниматели в РФ уплачивают взносы по ОПС и отчитывают о них в ФНС. Изменились не только счета для зачисления средств, но и сроки подачи отчетности. За всеми этими глобальными изменениями бухгалтерам главное не забыть, что часть отчетов нужно, как и прежде, предоставлять в ПФР, хоть и в обновленные даты.

Новые и старые формы отчетности

В начале 2017 года работодатели последний раз отчитались по «старым» формам в ПФР. До середины февраля были поданы два вида отчета по персонифицированному учету: РСВ-1 о выплатах в пользу физлиц и РВ-3 о взносах на дополнительное соцобеспечение.

Одновременно с этим уже до 15 февраля каждому нанимателю нужно было не пропустить срок предоставления нового ежемесячного отчета СЗВ-М за январь. В нем содержатся данные о застрахованных лицах, обновлять которые нужно не позднее 15 дней после окончания очередного месяца. Кроме того, раз в год работодатель должен сообщать в ПФР сведения о стаже каждого сотрудника.

Как осуществляется персонифицированный учет в системе пенсионного страхования?

Все эти отчеты подаются наряду с новой формой расчета по страховым взносам, утвержденной уже ФНС.

Ответственность за ошибки в отчетности в системе ОПС

С учетом новой системы администрирования, страхователю стоит понимать, что за ошибки, допущенные в отчетности по страховым взносам за периоды до 31.12.2016 года, они будут штрафоваться органами ПФР. С 2017 года эта функция передана фискальным службам.

Однако, несмотря на фундаментальные изменения в сотрудничестве в ПФР, за фондом оставили право привлекать к ответственности тех работодателей, которые допустили нарушения в отношении предоставления сведений, формирующих персонифицированный учет страховых взносов (ст. 17 закона 27-ФЗ).

К тому же не стоит забывать, что должностные лица предприятия могут быть привлечены еще и к личной административной ответственности за каждый факт нарушения.

Обратная связь плательщиков с ПФР

Любое застрахованное лицо имеет право и возможность активно интересоваться реализацией своих пенсионных прав, а также получать разъяснения относительно величины накопленных сумм и засчитанного страхового стажа.

Тем, кто не может или не хочет ходить по инстанциям, поможет один из онлайн-сервисов: Госуслуги или сайт ПФР. Данный вид услуг поможет и тем, кто желает знать, как обстоят дела с накопительной частью их будущей пенсии.

Если же работник заметил расхождения или этот факт выяснился только при назначении пенсии, то решить проблему может запрос о дополнении или уточнении индивидуального лицевого счета, посылаемый страхователю от имени ПФР. Такая форма коммуникации призвана откорректировать неточности в порядке досудебного урегулирования.

Выписка о взносах и стаже из Пенсионного фонда

Если простого ознакомления с информацией о накопленных пенсионных баллах и перечисленных за работника средствах недостаточно, россиянин может получить официальную выписку от ПФР. Кроме визита в одно из подразделений фонда или регистрации на сайте Госуслуги, можно воспользоваться услугами одного из банков-партнеров, например Сбербанка. Для этого нужны паспорт и страховое свидетельство.

Кроме сумм взносов, гражданина может также интересовать количество отраженных в профессиональной части персонального счета лет работы. Это может быть небезынтересно и тем, кто провел значимую часть жизни на Крайнем Севере или в районах, к нему приравненных.

Для того чтобы не восстанавливать утерянные в результате чужих ошибок годы труда в тяжелых условиях, нужно заранее ознакомиться с возможностью проверить трудовой стаж по СНИЛС .

Проблемы солидарной и накопительной системы ОПС

Источником многолетних проблем в пенсионном обеспечении является дефицит средств в Пенсионном фонде. Чтобы хоть частично решить эту проблему, государство наложило мораторий на использование накопительной части пенсионных взносов, а также приостановило индексацию пенсий для работающего населения. Кроме того, отрицательное влияние имеет также высокая ставка обложения доходов граждан и их низкая степень доверия к проводимым реформам.

Пенсионный фонд Российской Федерации: значение, цели, функции

В соответствии ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" ст 5 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (с изм. и доп. от 04.11.2014) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"// "СЗ РФ" 01.04.1996 г, № 14, ст. 1401 обязанность осуществлять индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования законодательно возложена на Пенсионный фонд Российской Федерации.

ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (с изм. и доп. от 01.12.2014) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" // "Парламентская газета" № 238-239, 20.12.2001 г дано определение Пенсионному фонду как государственному учреждению, которое в качестве страховщика осуществляет обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Как уже отмечалось выше, государственное обеспечение (страхование) в Российской Федерации осуществляется из средств, полученных от страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета.

Получателем страховых взносов является Пенсионный фонд России, который и обеспечивает выплату пенсий гражданам. Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления денежными средствами, предназначенными для пенсионного обеспечения граждан.

Образование новой структурной единицы в пенсионной системе государства - Пенсионного фонда Российской Федерации - было узаконено постановлением Верховного Совета РСФСР "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России) Постановление Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 № 2122-1 "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)" (с изм. и доп. от 5 августа 2000 г) // "СЗ РФ" от 02.01.1992 г., № 48, ст. 3136.

Статус и обязанности Пенсионного фонда России определены Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России). Поскольку Пенсионный фонд России является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, он выполняет необходимые банковские операции в установленном порядке, в соответствии с действующим законодательством о банках и банковской деятельности. При этом денежные средства Пенсионного фонда России находятся в государственной собственности, а сам фонд является некоммерческой организацией. Денежные средства Пенсионного фонда России не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.

Управление деятельностью Пенсионного фонда России осуществляется Правлением, на которое возлагается ответственность за выполнение Пенсионным фондом своих непосредственных обязанностей надлежащим образом. Постоянно действующим органом Правления Пенсионного фонда России является исполнительная дирекция. В состав Правления Пенсионного фонда России могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. Для контроля деятельности исполнительной дирекции в Пенсионном фонде России создана ревизионная комиссия.

Признание Пенсионного фонда России федеральной государственной собственностью - одна из особенностей российской пенсионной системы. Во многих странах с солидарно-распределительными системами подобные фонды не являются государственной собственностью, в том числе федеральной, а чаще всего рассматриваются как собственность самих застрахованных и работодателей, хотя и со строго целевым назначением, исключающим какое-либо иное использование средств Фонда и тем более их изъятие государством.

Основными задачами Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с Положением "О пенсионном фонде РФ (России)" Положение "О пенсионном фонде Российской Федерации (России)" от 27.12.1991 г № 2122-1 (в с изм. и доп. ФЗ от 05.05.1997 г № 77-ФЗ) // "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 30.01.1992, № 5, ст. 180 являются:

- целевой сбор, аккумулирование страховых взносов, а также финансирование из своих средств расходов, определенных названным Положением;

- организация работы по взысканию с работодателей и граждан установленных сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца при нарушении норм охраны труда;

- капитализация средств Пенсионного фонда России, привлечение к сотрудничеству физических лиц;

- осуществление (совместно с налоговыми органами) контроля за своевременным и полным поступлением средств в счет страховых взносов;

- организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (с изм. и доп. от 04.11.2014) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"// "СЗ РФ" 01.04.1996 г, № 14, ст. 1401, а также организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России);

- участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных договоров и соглашений по пенсионным вопросам;

- изучение и обобщение практики применения нормативных актов по уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов и дальнейшее ее совершенствование;

- осуществление научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

- проведение разъяснительной работы среди пенсионеров и работодателей по вопросам, касающимся пенсионного обеспечения.

Для решения поставленных задач сформирована трехуровневая структура управления Пенсионным фондом России.

Как отмечалось выше, на федеральном уровне управление пенсионной системой обеспечивается Правлением Пенсионного фонда России и его исполнительным органом - исполнительной дирекцией.

В состав руководящего органа - Правления ПФР - входят по должности председатель, первый заместитель, заместитель председателя Правления и исполнительный директор Пенсионного фонда России, а также управляющие несколькими отделениями Пенсионного фонда. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. - М.: Издательство БЕК, 2011

Правление ПФР выполняет следующие функции:

- несет ответственность за выполнение функций, относящихся к политике Пенсионного фонда России;

- определяет перспективы и насущные задачи Пенсионного фонда России;

- утверждает бюджет, смету расходов (включая фонд оплаты труда) региональных отделений ПФР, отчеты об их исполнении, а также их структуру и штаты;

- назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ПФР и руководителей его отделений;

- утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органов ПФР;

- издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности Пенсионного фонда России;

- решает другие вопросы, входящие в компетенцию Пенсионного фонда России.

На уровне субъектов Российской Федерации во всех регионах действуют региональные отделения ПФ РФ, включающие аппарат Отделения и службы по назначению, выплате и доставке пенсии, учет и проверку пенсионных прав застрахованных, состоящие из уполномоченных, осуществляющих работу в районах.

Основной задачей регионального Отделения ПФ РФ является организация персонифицированного учет застрахованных граждан, финансирование пенсий и их доставки. Поскольку Пенсионный фонд России не является коммерческой организацией, исключена возможность его участия в коммерческих проектах и сделках, однако он может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан. Тем не менее, основное предназначение средств Пенсионного фонда Российской Федерации состоит в выплате государственных пенсий, пособий по уходу за ребенком, оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам через органы социальной защиты населения, обеспечение нормального функционирования Пенсионного фонда России и его органов, а также проведение мероприятий, относящихся к сфере социальной защиты населения. Пенсионная реформа в Российской Федерации/Под редакцией М.Ю. Зурабова. - М.: Издание Пенсионного фонда Российской Федерации, 2013

Уполномоченные представители Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от предприятий, организаций, учреждений и граждан необходимые документы и сведения, находящиеся в ведении Пенсионного фонда России, исключая сведения, составляющие коммерческую тайну, в соответствии с действующим законодательством.

Действия Пенсионного фонда, предпринимаемые для более справедливого распределения средств и учета реального трудового вклада каждого работника, в конечном счете сводятся к изменению принципов учета пенсионных страховых взносов и назначения пенсии, отражающих степень участия в трудовой деятельности каждого отдельного работника. Реализация указанных целей возможна на принципах государственного пенсионного страхования путем внедрения системы индивидуального (персонифицированного) учета пенсионных страховых взносов занятого населения.

В соответствии с Указом Президента РФ "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" Указ Президента Российской Федерации от 27.09.2000 № 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" // "СЗ РФ" от 02.10.2000 г., № 40, ст. 3936 в большинстве регионов России в настоящее время на базе региональных отделений ПФ РФ созданы службы по назначению, выплате и доставке пенсий, то есть объединены все процессы пенсионного обеспечения от первичного учета застрахованных, оценки пенсионных прав, контроля за поступлением средств и взносов до выплаты и доставки пенсии. При этом функции по непосредственному назначению и выплате пенсии получателям также переданы органам единой пенсионной службы.

Индивидуальный персонифицированный учет в системе пенсионного страхования способствует своевременной и корректной передаче достоверной информации о перечислениях, сделанных застрахованными лицами. Это позволяет максимально упростить процедуру установления выплат, а также избежать ошибок.

Внедрение системы индивидуального персонифицированного учета (ИПУ) обосновано стремлением Правительства РФ в лице ПФР создать уникальный регистрационный метод для учета пенсионных прав граждан России.

Суть пенсионного страхования


Начиная с 2002 года, в РФ действует система Обязательного Пенсионного страхования (ОПС), основой которой служат страховые принципы, применяемые в большинстве цивилизованных стран Европы и Запада. Согласно системе ОПС, основой пенсии гражданина служат взносы, отчисляемые работодателем. Сбором и организацией сведений о произведенных отчислениях занимается персонифицированный учет в ПФР.

Понятие «система обязательного пенсионного страхования» (ОПС) раскрыто в ст.3 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 года. Под данным термином подразумевается выполнение ряда действий правового характера, необходимых для компенсирования доходов застрахованных лиц, получаемых ними до момента утраты трудоспособности.

Основной задачей системы обязательного пенсионного обеспечения является своевременное назначение выплат гражданам, которые в силу определенных обстоятельств утратили возможность зарабатывать на жизнь самостоятельно. Благодаря функционированию системы застрахованные лица имеют возможность получать средства, необходимые для покрытия текущих расходов, при достижении установленного законом возрастного порога или в иных случаях, предусмотренных соответствующими актами правотворчества (смерть кормильца, инвалидность и прочее).

Задачи ПФ РФ


Особое место в ОПС отведено Пенсионному Фонду РФ.

К его полномочиям относят:

  • управление деньгами, перечисленными страхователями и застрахованными лицами во время осуществления ними трудовой деятельности;
  • установление выплат в случае наличия оснований, расчет их размера.
Обратите внимание! На 2018 год размер отчислений, обязательство по перечислению которых лежит на работодателе, составляет 22% от заработной платы гражданина, зарегистрированного в страховой системе.

Из них всего 16% направляются на формирование страховой части пенсионного обеспечения (ПО), предназначением остальных 6% является покрытие социальных выплат, в частности, погребения.

Участники программы ОПС


Участниками ОПС выступают:

К числу застрахованных граждан относят официально трудоустроенных лиц, которые ежемесячно вносят средства на индивидуальный счет в системе ОПС .

Перечисленные деньги являются собственностью застрахованных лиц, соответственно, факт их перевода выступает основанием для установления ПО . Обязательство по оплате взносов в данном случае ложится на работодателя, а не на работника.

Сюда входят граждане, которые оплачивают страховые взносы самостоятельно, причем не только за себя, но и за наемных работников. К данной категории относят: ИП , самозанятых лиц, ведущих частную практику, предприятия и организации, обладающие статусом юридического лица.

Данный участник системы занимает ключевую позицию и играет роль администратора, обладающего рядом полномочий, в числе которых распоряжение перечисленными средствами и установление выплат.

В том случае, если гражданин сделал выбор в пользу формирования только страховой пенсии, страховщиком будет непосредственно ПФР . Если же работник участвует в реализации накопительной программы, функции администратора принадлежат НПФ или управляющей компании.

Что такое персонифицированный учет


Появление данного термина неразрывно связано с решением Правительства РФ от 1998 года создать единую регистрационную базу, предназначенную для сбора, хранения и обработки сведений о страхователях и застрахованных лицах, в частности, тех данных, которые касаются их стажа работы и величины перечисляемых взносов. Более того, постановке на учет в системе подлежат не только официально трудоустроенные лица, но и безработные.

Согласно нормам пенсионного законодательства последние вправе получать социальное пособие на покрытие минимальных расходов, размер выплат устанавливается в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами. Реализация учетных действий осуществляется согласно предписаниям ФЗ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», датируемого 01.04.1996 годом.

Задачи и цели ИПУ


Первостепенной задачей персонифицированного учета является упрощение порядка назначения выплат лицам, имеющим право на ПО . Помимо этого, существует ряд второстепенных целей, реализация которых позволяет значительно расширить функциональные возможности системы ОПС .

К таковым относят:

Процедура регистрации предполагает:

О системе учета

Персонифицированный учет в ПФР — это систематизирование и ведение учета данных обо всех работающих и неработающих лицах, подлежащих страхованию в ПФР. Система учета подчиняется положениям, описанным в Федеральном законе от 1996 года N 27-ФЗ «О персонифицированном учете в системе ОПС».

Внимание! СНИЛС уникален — он может принадлежать только одному человеку. Для получения большинства государственных и муниципальных услуг идентификатором служит именно эта зеленая карточка, а не паспорт или иной документ.

На протяжении всей жизни застрахованных в системе ОПС лиц персонифицированный учет в ПФР накапливает данные, необходимые для расчета и выплаты его будущего пенсионного пособия:

  • места трудовой деятельности;
  • периоды деятельности;
  • суммы взносов, перечисленные работодателями;
  • накопленные страховые баллы и пр.

Назначение и содержание лицевого счета


Постановка лица на учет в системе ОПС сопряжена с созданием уникального л/с, которому в обязательном порядке присваивается индивидуальный страховой номер (СНИЛС).

Лицевой счет содержит:

  • информацию о стаже работы гражданина;
  • сведения, касающиеся порядка и величины отчислений, направленных работодателем гражданина или страхователем на формирование страхового направления.
Важно! Информацию подобного рода относят к категории конфиденциальной, соответственно, к ее хранению выдвигаются особые требования. Получить сведения, зафиксированные на л/с, может только его обладатель. Данные предоставляются на основании заявления застрахованного гражданина, являющегося владельцем счета.

Как производится учет


Одним из основных условий, выполнение которого требуется для участия в ОПС , является постановка на учет в системе ИПУ .

База данных персонифицированного учета содержит сведения, необходимые для назначения пенсии, в частности:

  1. Информацию о месте работы застрахованного лица, включая трудоустройство по совместительству.
  2. Данные о периоде трудоустройства.
  3. Сведения о величине страховых взносов и накопленных пенсионных баллах, общее количество которых имеет определяющее значение при установлении размера пенсионного обеспечения.
  4. Информацию о временных промежутках, когда гражданин не работал, однако имел право на накопление пенсионных баллов:
    • декретный отпуск;
    • срочная служба;
    • уход за нетрудоспособным членом семьи.
Важно! Согласно нормам закона представленная информация являет собой персональные данные гражданина, порядок использования и хранения которых четко регламентирован соответствующими актами правотворчества.

Гарантом соблюдения законодательства, регламентирующего защиту персональных данных и выполнение пенсионных обязательств, выступает государство.

Кто подлежит персонифицированному учету

В системе индивидуального учета собирают данные о застрахованных лицах, к которым относятся:

  • официально трудоустроенные лица, являющиеся гражданами РФ;
  • иностранные граждане или лица без гражданства, пребывающие на территории РФ, трудоустроенные на основании трудового договора (ТД) на срок не менее 6 месяцев;
  • постоянно проживающие на территории РФ иностранцы, работающие по ТД.

Важно! К застрахованным лицам также относят ИП, членов фермерских хозяйств, нотариусов или адвокатов и иных граждан, самостоятельно производящих пенсионные взносы в ПФ.

Обязанности работодателя перед застрахованным лицом и ПФР

Работодатель в системе ОПС именуется как страхователь, который наделен правами и обязанностями перед остальными участниками.

К основным правам страхователя относят:

  • право требовать от работника СНИЛС по приему на работу, а также данные о месте жительства и прочие сведения для передачи в ПФР;
  • право корректировать и дополнять сведения о работнике в Пенсионном Фонде;
  • право получать информацию об обновлениях в системе ОПС от Фонда;

При этом страхователь должен выполнять некоторые обязанности:

  • вовремя передавать в ПФ данные о застрахованном лице;
  • получать в органах Фонда СНИЛС для работников;
  • предоставлять застрахованным лицам информацию о произведенных страховых взносах;
  • обеспечивать реализацию прав застрахованных работников;
  • прочие обязанности, предусмотренные законодательством.

Какие сведения передают в ПФР страхователи

Сведения, которые накапливаются из кадровых и бухгалтерских документов работодателя, должны передаваться в органы Пенсионного фонда.

К сведениям относится следующая информация:

  • ФИО, дата рождения и паспортные данные застрахованного лица;
  • место жительства работника;
  • место и период работы;
  • периоды очередных и вынужденных отпусков;
  • суммы произведенных взносов;
  • номер СНИЛС.

Именно на основе этих данных происходит анализ трудовой деятельности работника, что позволяет подсчитать страховой стаж и при необходимости установить досрочную пенсию (например, при наличии стажа с тяжелыми или вредными условиями труда). Если гражданин осуществляет неофициальную деятельность, тогда сведения о его работе не передаются в ПФР, что в дальнейшем влияет на размер пенсии.

Важно! Работодатель обязан передавать сведения обо всех работниках. Те граждане, которые самостоятельно оплачивают взносы в ПФ, также сами за себя передают сведения в персонифицированный учет.

Один раз в год застрахованное лицо имеет право проверить состояние своего индивидуального счета в системе ОПС. Государство также использует сведения о застрахованных лицах для составления статистики, а также для планирования пенсионного бюджета на год.

Порядок и сроки передачи отчетности

Информация о застрахованных лицах предоставляется в ПФР в письменном виде или на электронных носителях. Для каждого способа предусмотрены свои сроки, а также средства.

В письменном виде

Бумажные носители все еще разрешены, хотя страховщик предпочитает электронные формы отчетности по причине простоты дальнейшей обработки данных. Письменные формы также существуют для подстраховки на случай утери данных с электронных носителей.

Кроме того, в РФ пока существуют уголки с недостаточной технической оснащенность, где нет возможности отправлять отчеты современными способами.

Ежеквартальный отчет на бумажном носителе по форме РСВ-1 предоставляет до 15 числа второго месяца после отчетного периода.

Важно! Если штат работодателя превысил предел в 25 человек, тогда сдача отчетности возможна только в электронной форме.

На электронном носителе

В электронном виде сведения передаются по защищенным каналам связи. Данная форма отчетности более удобна для страховщика, так как она сокращает время на сбор и обработку информации.

Для подачи сведений используются специальные комплексы «Налогоплательщик» и «Спринтер». Каждый работодатель идентифицируется посредством электронно-цифровой подписи.

Отчетность на электронном носителе предоставляется до 10 числа каждого месяца по форме СЗВ-М. За несвоевременную сдачу отчетности работодателю начисляются штрафные санкции.

Ежеквартальный отчет сдают до 20 числа второго месяца после отчетного периода.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Вы – работодатель, имеющий наемных сотрудников? В таком случае, вам приходится ежемесячно сотрудничать с Пенсионным Фондом. Не миновать тесного общения также, если сотрудники были у вас в том году, за который вы отчитываетесь в государственные органы. ПФР аккумулирует специфические сведения обо всех трудоустроенных гражданах, а обязанность обновлять учетные данные лежит на работодателе.

  • В какой форме подавать эти сведения
  • Как часто это необходимо делать?
  • В какой орган предоставлять информацию?

В новом году в законодательстве вступят в силу серьезные перемены, которые потребуют от предпринимателей и бухгалтеров менять устоявшиеся привычки. Что именно ждет их относительно персонифицированного учета, разбираемся в этом материале.

Часть обязательной отчетности

Все наемные работники должны получить регистрацию в ПФР – стать застрахованным лицом. Оформить и проконтролировать этот процесс – обозначенная в законе обязанность работодателя.

Индивидуальный, он же персонифицированный учет – это система регистрации информации, производимой в Пенсионном Фонде РФ, касающейся страховой и накопительной долей будущей пенсии всех работников.

Он регламентируется Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а также некоторыми другими нормативными актами.

Для чего нужен этот тип учета

Все работники организации, получившие страхование в ПФР, обладают в ней индивидуальным лицевым счетом, номер которого (СНИЛС) является постоянным. В общей части этого счета указываются анкетные данные и информация, касающаяся трудового стаж.

В этих данных возможны периодические изменения: человек переезжает, повышает квалификацию, а соответственно, и оклад, иногда меняет личные данные. Поэтому информацию нужно постоянно контролировать и, при необходимости, обновлять.

Поэтому работодатель обязан с оговоренной в законодательных актах периодичностью подавать соответствующую информацию обо всех своих сотрудниках в органы надзора и контроля.

Перемены-2017

В 2017 году ФНС берет под свою юрисдикцию все моменты, имеющие отношение к страховым взносам, естественно, и к пенсионным. Эта смена ответственности инициировала существенные изменения в сроках подачи и форме отражения персонифицированного учета для работодателей. Законодательная основа – вступление в силу с 1 января Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Бланки для подачи отчетности по индивидуальному учету

Информация, касающаяся персонифицированного учета, отражается в специальном расчете страховых взносов. Раньше для этого предусматривался отдельный бланк по форме РСВ-1. В этом бланке отмечаются взносы в ПФР, выполненные работодателем для каждого наемного работника с каждой зарплаты.

Кроме данного бланка, нужно было подготовить следующие документы:

  • перепись информации, поданной в ПФР — форма АДВ-6-2;
  • перечисление документов, переданный в ПФР — форма АДВ-6-3;
  • данные о страховых взносах в течение страхового стажа — форма СЗВ-6-1;
  • реестр взносов и сведения о стаже застрахованных — форма СЗВ-6-2.

С 2017 года, согласно Приказа ФНС от 10 октября 2016 года № ММВ-7-11/551, введена единая форма для всех страховых взносов, объединяющая в себе 4 своих раздельных предшественницы – РСВ-1, 4-ФСС, РСВ-2, РВ-3.

Что писать в отчете

Бланк для единого расчета предусматривает отражение в нем следующих данных:

  • информация об обязанностях плательщика взносов;
  • соответствующие суммы начислений по взносам;
  • выплаты по соцстраху в связи с больничными, материнством и другими обозначенными в законе поводами;
  • подробный расчет выплат за счет средств федерального бюджета;
  • личные данные застрахованных (ФИО, СНИЛС, ИНН).

ВАЖНО! Если в фирме за отчетный период по спискам числилось менее 25 наемных сотрудников, за которых производились страховые отчисления в ПФР, то допустима сдача этого отчета в бумажном варианте. Если персонал более многочислен, подавать отчет о нем необходимо в электронной форме.

Как часто сдавать

Отчетность по данному виду учета до сих пор сдавалась в ПФР каждые три месяца. В год необходимо было подать 4 таких отчета, каждый не позже середины следующего за кварталом месяца.

Так было до сих пор, однако, в грядущем году ожидаются перемены. Последний годовой отчет должен быть сдан, как положено, до 20 февраля следующего года, а дальше следует учитывать законодательные изменения в сроках. Ежеквартальный отчетный период остается в силе, а для сдачи отчетности предпринимателям дается время до 30 числа следующего за отчетным периодом месяца.

  1. Первый расчет по 2017 году нужно будет сдать по итогам первого квартала – до 2 мая 2017 года, так как расчетное 30 апреля приходится на воскресенье, а следующий день – 1 мая – государственный выходной.
  2. За полугодие нужно отчитаться не позднее 1 июля, поскольку 30 июня – воскресенье.
  3. За 3 квартал отчет потребуется до 30 октября.
  4. Для годового отчета потребуется подготовить документы к 30 января 2018 года.

Кому сдавать

Если раньше персонифицированный учет предоставлялся исключительно в ПФР, то с 2017 года часть функций контроля и администрирования взяла на себя ФНС. Поэтому теперь нужно будет подавать расчеты в оба этих органа:

  • в ПФР – ежеквартально форму СЗВ-М (сведения о застрахованных) – до середины следующего за отчетным месяца;
  • в ИНФС – ежеквартально Единый расчет (новая единая форма) – до 30 числа после каждого квартала.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 2017 года потребуется ежегодный переучет сведений персонифицированного учета, впервые его нужно будет сдать за целый 2017 год. Сроки для сдачи ограничивают предпринимателя 1 марта следующего года, так что первый такой отчет поступит в ПФР только в 2018 году. Форма для него еще не разработана.

Что хотят знать ФНС и ПФР касательно персонифицированного учета

Бланк формирует работодатель, но ему необходима соответствующая информация от каждого сотрудника.

Нужно предоставить ряд сведений не только о каждом человеке из наемного персонала, но и по самому работодателю.

Информация о работодателе:

  • полное и краткое название организации;
  • юридический адрес фирмы;
  • код ИНН;
  • ОКАТО;
  • КПП;
  • ОГРН;
  • телефон организации и контактный для связи;
  • e-mail адрес;
  • ФИО директора и главбуха;
  • свидетельство об учете организации в ПФР.

Информация о сотрудниках:

  • фамилия, имя, отчество;
  • номер СНИЛС;
  • дата рождения;
  • адрес по прописке и фактическому проживанию;
  • номер паспорта, дата и место его выдачи;
  • фактически отработанное время за тот или иной период;
  • если были административные отпуска– их даты;
  • сведения о пребывании на больничном;
  • имел ли место декретный отпуск (даты);
  • выплаченная за отчетный период зарплата;
  • взносы, начисленные в ПФР (отдельно по страховой и накопительной части).

Читайте также: