Кто контролирует негосударственные пенсионные фонды нпф

Опубликовано: 03.05.2024

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение и обязательное пенсионное страхование.

В соответствии со статьей 6.1. Закона № с 01.01.2020 минимальный размер уставного капитала НПФ должен составлять не менее 150 млн рублей, а минимальный размер собственных средств — не менее 200 млн рублей.

Создание НПФ путем учреждения осуществляется на условиях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации об акционерных обществах. НПФ подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом особенностей, установленных Законом №


Акции НПФ, размещенные при его создании путем учреждения, должны быть полностью оплачены учредителями до подачи в Банк России заявления о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Оплата акций путем зачета денежных требований к НПФ не допускается. Негосударственный пенсионный фонд не вправе осуществлять операции с векселями и выдавать займы.

Решение о государственной регистрации НПФ при его создании, в том числе путем реорганизации, о государственной регистрации изменений, вносимых в устав фонда, или о государственной регистрации при ликвидации фонда принимается Банком России в установленном им порядке. Одновременно с принятием решения о государственной регистрации вновь создаваемого негосударственного пенсионного фонда Банк России осуществляет государственную регистрацию выпуска акций фонда.

Перечень документов, необходимых для принятия Банком России решения о государственной регистрации НПФ при его создании путем учреждения, установлен пунктом 1.1. Инструкции Банка России от 04.06.2018 № .

За государственную регистрацию негосударственного пенсионного фонда уплачивается государственная пошлина в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.

Размер госпошлины — 4 000 рублей.
Реквизиты для оплаты

НПФ может работать только на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Перечень документов, необходимых для получения такой лицензии, установлен пунктом 5 статьи 7.1. Федерального закона от 07.05.1998 № и пунктом 2.1. Инструкции Банка России от 04.06.2018 № .

За предоставление лицензии уплачивается государственная пошлина в соответствии с подпунктом 92 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.

Размер госпошлины — 7 500 рублей.
Реквизиты для оплаты


Документы (копии документов), предусмотренные пунктом 2.1 Инструкции Банка России от 04.06.2018 № должны быть представлены соискателем лицензии в уполномоченное подразделение Банка России одновременно с документами, представляемыми для принятия решения о государственной регистрации фонда при его создании путем учреждения, но не позднее одного месяца со дня принятия решения о создании юридического лица.

Сроки рассмотрения Банком России документов:

  • государственная регистрация негосударственного пенсионного фонда — 30 календарных дней,
  • принятие решения о предоставлении лицензии (отказе в предоставлении лицензии) негосударственному пенсионному фонду — в течение 2 месяцев со дня получения Банком России документов. В случае если Банк России потребует представления дополнительных документов, течение указанного срока приостанавливается до получения необходимых документов, но не более, чем на 30 дней.

Внесение изменений в реестр производится в связи с изменением следующих сведений в отношении каждого включенного в него НПФ:

  • полное и сокращенное фирменные наименования фонда;
  • адрес фонда;
  • ОГРН фонда, дата внесения в ЕГРЮЛ записи о создании фонда, ИНН фонда;
  • номер лицензии фонда;
  • дата принятия решения о предоставлении лицензии фонду;
  • наименование органа, предоставившего лицензию фонду;
  • срок действия лицензии фонда;
  • лицензируемый вид деятельности;
  • информация о действии лицензии фонда (лицензия действует, лицензия аннулирована или действие лицензии прекращено (за исключением случая аннулирования);
  • дата принятия решения об аннулировании лицензии фонда (в случае если лицензия аннулирована);
  • дата и основание прекращения действия лицензии фонда (в случае если прекращение действия не связано с аннулированием лицензии);
  • сведения о включении фонда в систему гарантирования прав застрахованных лиц;
  • сведения о наличии ограничения на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению или по обязательному пенсионному страхованию;
  • номера телефонов, факсов, адрес электронной почты, адрес сайта фонда в сети Интернет;
  • сведения об органах управления и должностных лицах фонда;
  • сведения об учредителях (акционерах) и размере доли их участия в уставном капитале фонда;
  • сведения о переоформлении лицензии фонда и об основании ее переоформления;
  • сведения о выдаче дубликата лицензии фонду.

Представление НПФ в Банк России заявления о внесении изменений в сведения о фонде, содержащиеся в реестре в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня возникновения изменений, требуется в отношении следующих сведений:

  • номеров телефонов, факсов, адрес электронной почты, адрес сайта фонда в сети Интернет;
  • сведений об органах управления и должностных лицах фонда;
  • сведений об учредителях (акционерах) и размере доли их участия в уставном капитале фонда.

Негосударственные фонды, управляющие накоплениями российских граждан на будущие пенсии, являются системообразующим институтом пенсионной системы. Деятельность этих организаций оказывает влияние не просто на жизнь отдельных индивидуумов, но и всего государства в целом.

Вот почему так важно регламентировать ее на законодательном уровне и осуществлять последующий контроль за тем, чтобы функционирование таких организаций отвечало всем требованиям нормативного регулирования.

Бесплатно по России

Основные принципы осуществления нормативно-правового регулирования деятельности НПФ в РФ

Учитывая большую значимости деятельности НПФ для всего государства, законодатель попытался максимально регламентировать ее: от создания фонда до получения лицензии, от инструментов инвестирования до ликвидации и отзыва разрешения. Также законодатель определил основные принципы, которым подчинено действующее законодательство в этой сфере.

Рассмотрим каждый из них подробно:

  1. Комплексный подход к регламентации деятельности частных компаний, занятых в системе пенсионного накопления. Он подразумевает полноту и всесторонность регулирования законами и подзаконными актами, актуальность принятых властных решений, их соответствие действительной реальности.
  2. Совершенствование системы негосударственных пенсионных накоплений вместе с иными финансовыми инструментами в стране. Данная система не может быть стабильной и развиваться в условиях неразвитого финансового рынка, фонды не могли бы осуществлять нормальную инвестиционную политику и гарантировать предусмотренные законом выплаты гражданам, доверившим им свои деньги.
  3. Принцип защиты прав вкладчиков и участников НПФ в приоритетном порядке, поскольку для государства в первую очередь важно, чтобы каждый гражданин получил полагающиеся ему выплаты. В случае нарушения прав граждан власти несут всю полноту ответственности за эти действия НПФ, поскольку именно она осуществляет законодательное регулирование и внешний контроль за деятельностью таких организаций.
  4. Надлежащая оценка схем инвестирования средств граждан. В этой связи государство определяет в общем виде возможные инструменты инвестирования, сфера направления доверенных гражданами средств. Закон ограничивает рисковые схемы и запрещает фондам вкладываться в сомнительные проекты, а также зарубежные ценные бумаги, за стабильность которой РФ не несет никакой ответственности.
  5. Принцип надлежащего контроля и надзора со стороны уполномоченных государственных органов. Налаженная должным образом система контроля позволяет обеспечить стабильность в данной сфере, исключение недобросовестных игроков с рынков, дать толчок развития и стимулировать к этому добропорядочные организации.
  6. Принцип конкуренции, также способствующий не только наличию выбора у граждан страны, но и тому факту, что на рынке остаются только те компании, которые действительно грамотно и законно ведут свою деятельность.
  7. Открытость деятельности негосударственных фондов, что облегчает контроль за ними не только со стороны государственных органов, но и самих граждан. Также данный принцип позволяет будущим пенсионерам ответственно подойти к выбору управляющей организации на основе тех открытых данных, которые она публикует. К таким показателям относятся уровень доходности, учредители компании, инструменты инвестирования, показатели экономической деятельности и т.п.
  8. Страхование рисков и деятельности фондов в целом. Данный принцип государственного регулирования позволяет максимально обезопасить средства граждан, гарантировать их сохранность.

Почему контроль деятельности НПФ необходим

Значимость контроля деятельности НПФ следует, в частности, из принципов законодательного регулирования, т.е. государство тем самым поясняет, с какой целью это делает. Регламентация всех сфер жизнедеятельности таких компаний связана со значимостью ее для государства в целом.

Контроль же в этой сфере позволяет обеспечить соблюдение норм закона компаниями в целом и в частности:

  • стабильность финансовых рынков (поскольку сегмент негосударственного пенсионного обеспечения уже не мал в экономике страны);
  • стабильность пенсионной системы (без надлежащего контроля государство не может гарантировать гражданам, что их средства находятся в надежных руках, а при достижении установленного возраста они получат полагающиеся им выплаты);
  • увеличение уровня доверия граждан к таким фондам и др.

Обеспечение принципа законности в результате деятельности контрольно-надзорных органов и позволяет выполнить все указанные задачи.

Нормы контроля по закону

С точки зрения законодательства, контроль осуществляется в целях:

  • соблюдения требований закона, в частности закона «О НПФ»;
  • защита прав заинтересованных лиц, в первую очередь вкладчиков и участников;
  • охрана государственных интересов.

Законом закреплены варианты контрольных мероприятий со стороны уполномоченных государственных органов.

В их числе:

  • издание нормативных документов, не выходящих за пределы их компетенции;
  • осуществление лицензирующей деятельности (выдача и отзыв разрешений на деятельность в данной сфере);
  • раскрытие информации о деятельности таких управляющих организаций;
  • направление запросов о предоставлении информации, сведений и документов;
  • выдача предписаний о выполнении требований закона;
  • запрет осуществляемых фондом операций или их части;
  • рассмотрение обращений граждан в связи с деятельностью НПФ;
  • обращения в судебные органы с требованиями о ликвидации фондов в установленных законом случаях;
  • проведение соответствующих проверок.

Перечень органов, регулирующих деятельность НПФ

В целях обеспечения законности деятельности управляющих фондов законодатель уполномочил ряд государственных органов на проведение контрольно-надзорных мероприятий в данной отрасли.

Таковыми органами являются:

  1. Центральный Банк РФ, который выступает основным регуляторов и определяется в самом законе 75-ФЗ. К его полномочиям относятся издание правовых документов по множеству вопросов деятельности НПФ, ведение их реестра, раскрытие информации о них, регистрации их Правил и т.п. Сотрудники Банка России имеют право проводить проверки в отношении фондов, в рамках которых получать всю необходимую информацию, документы, объяснения сотрудников.
  2. Минтруд, который проводит проверки в непосредственном контакте с Центробанком, а также курирует своими документами функционирование фонда. Также министерство труда регламентирует правила взаимодействия между фондами и их вкладчиками или участниками, а также между ПФ РФ и негосударственными фондами.
  3. Минфин РФ, компетенции которого в данной области закреплены в Положении о министерстве финансов страны.

Кто контролирует деятельность ПФР

Положение о государственном пенсионном фонде определяет его как самостоятельное финансово-хозяйственное учреждение. Его деятельность подчинена не только Положению об этой организации, но и иному действующему законодательству страны в данной сфере. По сути, государство учредило данное учреждение как один из органов управления.

Тем не менее, работа ПФР регламентируется законодательством об обязательном пенсионном страховании, а также актами Центрального банка. Он же, с одной стороны контролирует работу фонда, выступая ее регулятором, а с другой – взаимодействует с ним в целях осуществления целого ряда государственных полномочий. Хотя ПФР сам выступает контролером в сфере деятельности НПФ, его работа также не остается без надзора со стороны государства.

В заключение отметим, что негосударственные фонды, осуществляющие свою деятельности в системе пенсионного страхования, занимают важное место в жизни всего государства в целом. В связи с этим законодатель регламентировал все сферы их финансово-хозяйственной деятельности, предусмотрел обязательное лицензирование, а также определил органы, уполномоченные на проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении таких организаций.

Денежное дерево НПФ под лупой

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) – это организация, которая занимается пенсионным обеспечением своих клиентов. НПФ инвестирует доверенные ему средства в финансовые инструменты, чтобы получить инвестиционный доход. Выплаты от НПФ участник фонда начнет получать с момента выхода на пенсию.

Из этой статьи вы узнаете, чем занимаются и могут быть полезны НПФ, как регулируется их деятельность, как защищены хранящиеся в них средства граждан и на что следует обратить внимание при выборе НПФ.

Что именно делает НПФ?

1. Он управляет пенсионными накоплениями гражданина, которые формируются на индивидуальном счете.

Эти средства входят в систему обязательного пенсионного страхования (ОПС). Когда клиент НПФ достигает пенсионного возраста, фонд назначает и выплачиваем ему пенсию из накопленных средств. Чем лучше работает НПФ, тем больший доход он зарабатывает своим клиентам – и тем выше их будущая пенсия.

2. С его помощью можно формировать дополнительную пенсию.

К примеру, вы направили свои накопления в НПФ и полностью довольны тем, как он распоряжается вашими средствами. В таком случае можно также начать накапливать и на дополнительную пенсию, предварительно заключив с фондом еще один договор. Или выбрать другой фонд для формирования дополнительной пенсии. Это и есть негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) – деньги, которые вы откладываете самостоятельно и отдаете под управление НПФ.

Как регулируется деятельность НПФ?

Работу НПФ контролирует Банк России. Их деятельность регламентируется законом «О негосударственных пенсионных фондах» и множеством других правовых актов.

Сколько НПФ в России?

Актуальный список НПФ вы всегда найдете на сайте Агентства по страхованию вкладов. Год от года количество действующих НПФ в России уменьшается. По данным Агентства, по состоянию на 28.10.2020 лицензию имеют 47 НПФ, из которых 29 состоят в системе гарантирования прав застрахованных граждан (то есть могут управлять пенсионными накоплениями).

Количество НПФ в России по годам, шт.

2006200720082009201020112012
290289252235165151146
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
134 120 120 102 83 6847

Уменьшение количества НПФ за последние годы, в основном, вызвано следующими причинами:

1. Ужесточение требований законодательства.

2. Повышение требований к качеству активов НПФ со стороны регулятора – Банка России.

А мои деньги в НПФ или ПФР?

Выяснить это можно в личном кабинете на «Госуслугах» или сайте ПФР, а также в отделениях ПФР.

Как выбрать НПФ?

Выбор организации, которая будет управлять вашими пенсионными накоплениями – это важный и ответственный шаг. Для того чтобы принять правильное решение – оставить накопления под управлением государственной управляющей компании ВЭБ.РФ (или вернуть их туда), перевести в НПФ или сменить один НПФ на другой, – нужно:

Как защищены средства в НПФ?

НПФ, работающие с накоплениями, входят в систему гарантирования прав застрахованных лиц. Это означает, что накопления их вкладчиков застрахованы Агентством по страхованию вкладов. Если по какой-то причине у НПФ, который управляет вашими пенсионными накоплениями, аннулируют лицензию, вам не нужно предпринимать никаких действий чтобы вернуть ваши средства: начиная с даты аннулирования лицензии, вашим новым страховщиком станет ПФР.

Подробную информацию о гарантировании прав можно получить на сайте АСВ.

Я решил сменить НПФ: как это правильно сделать?

Если вы хотите поменять НПФ, то нужно учитывать, что без потерь это можно делать не чаще, чем 1 раз в 5 лет. В противном случае у вас есть риск потерять инвестиционный доход. Как это работает?

Тот доход, который НПФ заработал для своего клиента, прибавляется к его счету раз в 5 лет – это называется фиксинг. Если клиент меняет страховщика после того, как доход зафиксировался на его персональном счету, то такой переход считается срочным и не приводит к потере накопленного дохода. А вот досрочный переход к другому страховщику происходит до истечения пятилетнего периода. В таком случае гражданин теряет инвестиционный доход с момента прудыдущего фиксинга.

Советуем вам внимательно обдумать решение о смене страховщика и взвесить все возможные выгоды и потери.

Каждый вправе самостоятельно принимать решения, которые влияют на будущую пенсию. Можно ли доверять свои пенсионные накопления НПФ? Разумеется, да: деятельность НПФ строго регламентирована и контролируется со стороны государства, а средства под их управлением застрахованы. Однако важно не только доверять, но проверять. Чтобы обеспечить сохранность средств и получить хороший доход, рекомендуем внимательно следить за состоянием своего пенсионного счета, результатами работы вашего страховщика и его конкурентов на рынке.

Органы управления

  • Генеральный директор
  • Совет директоров
  • Общее собрание акционеров

Органы контроля

Банк России

В целях соблюдения требований действующего законодательства о негосударственных пенсионных фондах, защиты прав и интересов участников и застрахованных лиц, иных заинтересованных лиц и государства государственное регулирование деятельности фондов в области негосударственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, надзор и контроль за указанной деятельностью осуществляет уполномоченный федеральный орган и Банк России.

АО «Независимый специализированный депозитарий»

Аудиторскую проверку годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), проводит ООО «ФБК», заключение по результатам проверки также предоставляется в Банк России.

Ежедневный контроль за соблюдением установленных законом ограничений и требований при инвестировании Фондом средств пенсионных накоплений и размещении пенсионных резервов осуществляет Акционерное общество «Независимый специализированный депозитарий» (АО «НСД»), ИНН 7715159793.

Акционерное общество «Независимый специализированный депозитарий» имеет лицензии:

  • Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности 045-07072-000100 от 31 октября 2003 года (бессрочная).
  • Лицензия на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов 22-000-1-00016 от 04 декабря 2000 года (бессрочная).

Договоры, заключённые между АО «НСД» и АО «НПФ Эволюция»

Наименование документа Номер (№) Дата заключения договора Срок действия договора
Договор об оказании услуг специализированного депозитария негосударственному пенсионному фонду 23ПР-02/21 12.02.2021 Заключен на 3 (Три) года. Вступает в действие с 17.02.2021
Договор об оказании услуг специализированного депозитария негосударственному пенсионному фонду, осуществляющему деятельность по обязательному пенсионному страхованию 21ПН-02/21 12.02.2021 Заключен на 3 (Три) года. Вступает в действие с 17.02.2021

Попечительский совет АО «НПФ Эволюция»

В целях защиты интересов вкладчиков, участников, застрахованных лиц в Фонде создан Попечительский совет Фонда, который является коллегиальным совещательным органом. Члены Попечительского совета избираются Общим собранием акционеров сроком на три года, с правом последующего переизбрания


В состав коллегиального органа входят:

  • Татьяна Васильевна Миличникова;
  • Елена Константиновна Петухова;
  • Наталья Николаевна Кравчук;
  • Татьяна Викторовна Захарова;
  • Лариса Ярославна Орлова.

    Состав Ревизионной комиссии

    В комиссию, избранную Общим собранием акционеров, входят:

    • Надежда Николаевна Бакаева;
    • Арсений Андреевич Шлыков;
    • Татьяна Карловна Закута.

    Организации, контролирующие деятельность НПФ

    Согласно п. 1 ст. 34 ФЗ № 75 от 07.05.1998 (в редакции от 20.07.2020) функции контроля и государственного регулирования деятельности фондов, работающих в области ОПС и негосударственного пенсионного обеспечения, осуществляют Банк России и уполномоченный федеральный орган.
    Цели контроля и регулирования: не допустить несоблюдения требований, установленных законом о НПФ, обеспечить защиту интересов государства, а также интересов и прав застрахованных лиц, участников фондов и прочих заинтересованных субъектов.
    Деятельность АО «НПФ Эволюция» подлежит ежедневному контролю в целях соблюдения норм, требований и условий, содержащихся в законодательных и нормативных правовых актах РФ и нормативных актах Банка России, а также в инвестиционных декларациях УК. Контролю подлежат следующие аспекты деятельности Фонда и УК:

    • размещение средств пенсионных накоплений;
    • инвестирование средств пенсионных резервов;
    • формирование структуры и состава указанных резервов и накоплений.

    Акционерное общество «Независимый специализированный депозитарий» осуществляет контролирующие функции на основании заключенного договора о предоставлении соответствующих услуг.

    Общественный контроль за функционированием АО «НПФ Эволюция» осуществляет совещательный коллегиальный орган — Попечительский совет, сформированный с Уставом. Функции контроля финансово-хозяйственной деятельности НПФ осуществляет Ревизионная комиссия, избранная общим собранием акционеров.

    Отчётность Фонда, составленная в соответствии с МСФО и ОСБУ (по результатам финансового года), проходит независимую аудиторскую проверку. Аудитором определена аудиторско-консалтинговая компания ООО «ФБК». По итогам проверки составляется заключение, которое направляется в Банк России.

    Служба внутреннего контроля

    Контролер (Служба внутреннего контроля) Фонда осуществляет внутренний контроль за соответствием деятельности Фонда по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию требованиям федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, регулирующих указанные виды деятельности.

    Членство в АНПФ

    АО «НПФ Эволюция» 24.09.2019 внесен в реестр членов Саморегулируемой организации Ассоциация негосударственных пенсионных фондов «Альянс пенсионных фондов».

    Главный бухгалтер

    Информация о конечных владельцах фонда

    Сведения о конечных владельцах АО «НПФ Эволюция»* в соответствии с «Положением об оценке соответствия деятельности негосударственного пенсионного фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц» (утв. Банком России 24.11.2014 № 441-П) раскрыты в информации о структуре и составе акционеров АО «НПФ Эволюция», в том числе о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится фонд.

    *Под конечными владельцами фонда понимаются (физические лица, публичные хозяйственные общества, которые, в конечном счете, прямо или косвенно (через третьих лиц) владеют (имеют преобладающее (более 25 процентов) участие в капитале) фондом либо имеют возможность контролировать действия фонда»).

    Негосударственные пенсионные фонды — это крупные институциональные инвесторы, которые инвестируют в фондовый рынок России более четырех триллионов рублей. Они вкладывают доверенные им средства пенсионных накоплений и резервов через управляющие компании (УК). Разбираемся, зачем нужны управляющие и как они работают.

    Какие средства НПФ вкладывают в инструменты финансового рынка?

    Активы, которые находятся в управлении НПФ, делятся на три вида: это пенсионные накопления, пенсионные резервы и собственные средства.

    Пенсионные накопления — это те деньги, которые были переданы в НПФ в рамках обязательного пенсионного страхования. Напомним: с 2002 года часть страховых взносов, которые работодатель делал за своих работников, перечислялась на накопительную часть пенсии, которую граждане России могли формировать как в ПФР, так и в НПФ. В 2014 году произошла «заморозка» пенсионных накоплений, то есть взносы перестали поступать на накопительные счета граждан. Прирост накопленного идет за счет инвестиционного дохода, который получают НПФ от размещения активов на фондовой бирже.

    Пенсионные резервы — это добровольные пенсионные сбережения граждан. Они тоже инвестируются «в рынок» и приносят дополнительный инвестиционный доход. Как и собственные средства НПФ (правда, они занимают совсем маленькую часть активов).

    О том, во что и по каким правилам инвестируются пенсионные средства, можно почитать на страницах нашего журнала.

    Почему пенсионные фонды не инвестируют деньги напрямую?

    Деятельность негосударственных пенсионных фондов регулируется базовым законом «О негосударственных пенсионных фондах». Там и установлено, что фонд не имеет права инвестировать средства пенсионных накоплений — только через управляющие компании. При этом добровольные накопления граждан НПФ может вкладывать в некоторые инструменты фондового рынка самостоятельно — в государственные облигации федерального займа, банковские депозиты и некоторые другие ценные бумаги — их перечень определяет регулятор рынка, Банк России.

    Почему изначально в законе было зафиксировано обязательство НПФ вкладывать пенсионные деньги в фондовый рынок не напрямую, а через УК? Идея регулятора и законотворцев состояла в том, что разделить профессиональное управление деньгами будущих пенсионеров и обслуживание клиентов. Исторически сложилось так, что в начале годов инвестиционная функция была сконцентрирована на организациях с отдельной лицензией управляющих компаний. А главной задачей НПФ была (и продолжает оставаться) выплата пенсий.

    Но с течением времени в НПФ появлялось все больше компетенций по управлению средствами, так что в последний год регулятор начал задумываться о том, чтобы расширить для НПФ возможности вложения пенсионных резервов напрямую, а не через УК. Также были идеи передать НПФ в прямое управление еще и средства пенсионных накоплений.

    Как пенсионные фонды контролируют управляющие компании?

    НПФ передает пенсионные активы управляющей компании в доверительное управление, при этом право собственности на них к УК не переходит.

    Инвестиционные стратегии фонда определяет инвестиционный комитет, куда входят представители НПФ и УК. Он же вводит ограничения по инвестированию для управляющих и оценивает их работу. Контролирует инвестиционную деятельность инвестдепартамент и подразделение риск-менеджмента. Все сделки по итогам торгового дня также проверяет независимая организация — специализированный депозитарий, плюс к этому информацию о финансовых операциях НПФ и УК в ежедневном режиме получает Банк России.

    Негосударственный пенсионный фонд оплачивает услуги управляющих компаний из переменной части своего вознаграждения, которая зависит от того, насколько успешно компании управляли доверенными им средствами.

    С какими управляющими компаниями работает НПФ «САФМАР»?

    НПФ «САФМАР» взаимодействует с девятью управляющими компаниями, подробнее о них можно прочитать в специальном разделе на нашем сайте.

    Это ведущие управляющие компании с большим опытом работы на финансовом рынке и высокой степенью надежности. Как отмечает в интервью информационному агентству ПРАЙМ генеральный директор НПФ «САФМАР» Денис Сивачев: «в свое время НПФ „САФМАР“ сотрудничал с тремя управляющими компаниями. Сейчас мы хотим определить из всего пула УК самых эффективных. Нет задачи — работать с девятью, шестью или двенадцатью компаниями. Но есть задача работать с лучшими управляющими. Это, по сути, конкурентная стратегия».

    По результатам инвестиционной деятельности УК фонд может менять лимиты по объему средств под их управлением: уменьшать или полностью отказываться от услуг наименее эффективных и постепенно увеличивать лимиты для наиболее эффективных компаний.

    Читайте также: