Когда возникает субъективное право на пенсию

Опубликовано: 14.05.2024

Содержание пенсионных правоотношений — это субъективные права и юридические обязанности их участников и реальные действия по их использованию.

Основные общетеоретические позиции в этом вопросе следующие: формой правоотношения являются субъективные юридические права и обязанности, а его содержанием — фактическое правомерное поведение субъектов, которые эти права и обязанности реализуют. Таким образом, форма (права и обязанности) активно воздействует на содержание, формируя его, т.е. содержанием материального правоотношения по социальному обеспечению служит субъективное право лица на конкретный вид социального обеспечения в установленном законом размере и в определенные сроки и соответствующая ему обязанность компетентного государственного органа принять решение о его предоставлении или об отказе в предоставлении.

Субъекты права— это потенциальные участники правоотношений, т. е. те лица, которые могут быть носителями юридических прав и обязанностей.

Субъекты пенсионных правоотношений— это граждане и государственные органы, которые в силу правовых норм могут выступать в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей.

Как уже отмечалось, возможность стать субъектом правоотношения зависит, как правило, от того, обладает ли лицо определенным юридическим свойством, необходимым для этого, иными словами, наделено ли оно способностью обладать правами и нести обязанности (правоспособностью) и способно ли самостоятельно осуществлять эти права и обязанности (дееспособностью).

Субъективное право — это вид и мера возможного поведения лица, и выражается оно в возможностях: а) совершать определенные действия; б) требовать совершения каких-либо действий от других участников правоотношения; в) обращаться за защитой своего нарушенного права.

Юридическая обязанность— это необходимое поведение субъекта правоотношения, установленное для удовлетворения субъективного права, и проявляющееся в необходимости: а) совершения определенных обязательных действий; б) воздержания от действий, которыми могут быть нарушены права других лиц; в) несения ответственности за совершенное правонарушение.

Рассмотрим вопрос о том, когда у гражданина возникает пенсионная правоспособность и дееспособность и отличается ли она от общей гражданской правоспособности и дееспособности.

При определении видовой правоспособности граждан как потенциальных участников пенсионных правоотношений основополагающим является тот факт, как им предоставлено право на пенсионное обеспечение: как работникам с учетом их трудовой деятельности или как членам общества без всякого учета такой деятельности. В первом случае они обеспечиваются трудовой пенсией, а во втором— социальной. В первом случае необходимой предпосылкой участия в правоотношении является специальная пенсионная правосубъектность как неразрывное единство специальной пенсионной правоспособности и специальной пенсионной дееспособности, полностью совпадающих с трудовой правосубъектностью граждан по времени их возникновения, т. е., как правило, с 15 лет (а для лиц из числа учащихся— с 14 лет), но при условии выполнения такой трудовой деятельности, в связи с которой лицо подлежало обязательному социальному страхованию.

специальная пенсионная правосубъектность включает в себя не саму возможность быть участником трудового правоотношения, а фактическое вступление в трудовое (либо иное) правоотношение, будучи участником которого, лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию. Следовательно, у лиц, начавших трудиться с 15 лет, специальная пенсионная правосубъектность возникнет с этого возраста.

Специальная пенсионная правосубъектность — это равная для всех граждан, занимающихся трудовой деятельностью, возможность иметь право на трудовую пенсию различного вида и реализовать это право, став участником пенсионного правоотношения. Специальная пенсионная правосубъектность не может отождествляться с субъективным правом на пенсию, которое обусловлено конкретными юридическими фактами. Она представляет собой неразрывное единство пенсионной правоспособности и пенсионной дееспособности, которые возникают одновременно.

Иначе решается вопрос о пенсионной правосубъектности граждан, обеспечиваемых пенсией вне всякой связи с их трудом, — социальной пенсией. В данном случае пенсионная правоспособность возникает одновременно с гражданской, т. е. с момента рождения человека, а дееспособность — по достижении 18 лет. Поэтому право на социальную пенсию может иметь и ребенок (ребенок-инвалид, ребенок, потерявший одного или обоих родителей), но участником конкретного пенсионного правоотношения будет его законный представитель (родитель, опекун, попечитель), поскольку до достижения 18 лет он еще недееспособен. Аналогично решается вопрос и о правосубъектности детей, обеспечиваемых трудовой пенсией по случаю потери кормильца. В отличие от специальной пенсионной правосубъектности в данном случае пенсионная правосубъектность является общей.

Субъективное право граждан в пенсионном правоотношении включает их правомочие на выбор определенного вида пенсии, на ежемесячное получение выбранного вида пенсии в установленном законом размере и в избранном гражданином порядке. Размеры пенсий жестко нормированы государством и не могут устанавливаться соглашением сторон. Законодательство предоставляет пенсионеру право выбрать способ получения назначенной пенсии: доставка на дом, получение в органе связи, перечисление на лицевой счет пенсионера в банке. Выбранный гражданином способ получения пенсии юридически обязателен для органа, предоставляющего пенсионное обеспечение.

К числу субъективных прав гражданина в пенсионном правоотношении относятся и некоторые иные его правомочия— требовать перерасчета пенсии в связи с увеличением общего трудового стажа и заработка в связи с работой после назначения пенсии; перевода с одного вида пенсии на другой; начисления надбавки к пенсии на уход и на иждивенцев и т. д.

У гражданина как субъекта пенсионного правоотношения есть определенные юридические обязанности. Однако в отличие от субъективных прав, носящих материальный характер, они носят не материальный, а процедурно-процессуальный характер. Это обязанность гражданина представлять в качестве доказательства юридических фактов, необходимых для возникновения пенсионного правоотношения, достоверные, надлежащим образом оформленные доказательства; своевременно сообщать органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, обо всех обстоятельствах, с которыми связано уменьшение размера выплачиваемой пенсии либо ее прекращение.

Другим субъектом пенсионного правоотношения, обязанным предоставить материальное обеспечение в виде пенсионной выплаты, является государственный орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. На современном этапе система таких органов весьма разнообразна и зависит от того, какому кругу лиц предоставляется пенсионное обеспечение. Пенсионное обеспечение по общей пенсионной системе осуществляется, как правило, органами социальной защиты населения либо едиными пенсионными службами, создаваемыми на базе местных отделений Пенсионного фонда России. Пенсионное обеспечение по привилегированным пенсионным системам осуществляется специально созданными пенсионными службами в структуре таких ведомств, как Минобороны, МВД, ФСБ, Прокуратура и др.

Правосубъектность органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, возникает с момента наделения их как юридических лиц соответствующей специальной компетенцией и прекращается в связи с их ликвидацией либо передачей данной компетенции другим государственным органам (например, от органов социальной защиты населения единым пенсионным службам).

Обязанности и права органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, корреспондируют правам и обязанностям гражданина. Так, праву гражданина на получение определенного вида пенсии в установленном законом размере и в выбранном им порядке корреспондирует соответствующая обязанность органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Рассмотренным выше обязанностям гражданина как субъекта пенсионного правоотношения соответствуют права данного органа требовать выполнения этих обязанностей, а в случае их нарушения— применить к гражданину соответствующие санкции, предусмотренные действующим законодательством (возместить незаконно полученные гражданином суммы пенсии; прекратить выплату пенсии, если право на нее утрачено, и т. д.).

В правоотношениях по социальному обеспечению как правило субъективными правами наделено всегда физическое лицо, а юридические обязанности возложены на соответствующий орган, осуществляющий социальное обеспечение

То, что раскрывает смысл существования правоотношения и указывает на основную цель ради которой оно возникает, называется объектом правоотношения

Объектом пенсионного правоотношения является материальное благо в виде пенсии по старости, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца или социальной пенсии.

От всех иных платежей пенсии следует различать по трем признакам:

1) в старости и при нетрудоспособности, которые назначаются, когда лицо либо освобождается от обязанности трудиться, либо не может трудиться по состоянию здоровья, либо когда член семьи потерял кормильца и получает платеж на содержание, имеющий алиментарное назначение;

2) из государственной казны или специальных фондов, созданных государством или при его содействии;

3) за прошлую службу или иную деятельность.

Трудовая пенсия - это ежемесячная выплата возмездно-неэквивалентного характера, назначаемая лицам, охваченным обязательным пенсионным страхованием, а также военнослужащим и другим особым субъектам за счет средств ПФР или федерального бюджета при наступлении установленных законом случаев.

8(499) 348-84-32 (звонок по России)

Пенсионное законодательство представляет собой свод законов РФ, принятых в разные периоды функционирования нашего государства. Здесь же и подзаконные акты и даже правовые акты СССР.

Основание права на пенсию содержит статья 39 Конституции РФ. Это право каждого на социальное обеспечение. В то же время право на пенсию возникает при наличии определенных условий. И именно они определяют виды и размеры пенсии.

Право на пенсию

Сам термин «пенсия» произошел от латинского слова pensiо. Что означает – платеж. С учетом законодательства РФ пенсию можно определить как ежемесячную выплату в денежной форме, назначаемую гражданам России и иностранцам, проживающим в России постоянно, в случаях, установленных законодательством, направленную на обеспечение средств к существованию таких лиц.

Таким образом, пенсия:

  • выплачивается ежемесячно;
  • закрепляется исключительно в денежной форме;
  • является основным источником средств к существованию;
  • право на пенсию зависит от наличия определенных условий, установленных в законе.

Доплаты к пенсии могут устанавливаться в натуральной форме. В виде набора социальных услуг.

По общему правилу право на назначение пенсии имеют граждане РФ. Гражданство определяется в соответствии с правилами соответствующего Закона. Не имеет значение основание приобретения гражданства – по рождению, приобретенное и т.п., только сам факт правовой связи с Российской Федерацией.

При выезде гражданина РФ для постоянного местожительства в другую страну, он все равно сохраняет право на пенсию. Для этого он обращается или в Пенсионный фонд России (если регистрация в России есть), либо в консульский отдел МИД России в стране проживания.

8(499) 348-84-32 (звонок по России)

Иностранные граждане имеют право на получение пенсий в случае их постоянного проживания. Подтверждает это обстоятельство специальный документ – вид на жительство. Лица без гражданства, которым выдан удостоверяющий их личность документ Российской Федерации, также имеют право на пенсию при условии постоянного проживания в России.

Право на пенсию связано с достижением определенного возраста (социальная, трудовая пенсия по старости) или работой в особых условиях (военная пенсия за выслугу лет и др.).

Право на пенсию имеют также лица:

  • инвалидность которых установили медики по медико-социальной экспертизе. Инвалидность может быть приобретенной, врожденной, связанной с профессиональной деятельностью и др.
  • нетрудоспособные. В силу возраста или состояния здоровья. Сюда же относятся иждивенцы лица, который умер. Или признан умершим, безвестно отсутствующим.

Есть и социальная пенсия. Для тех граждан, которые не смогли обеспечить условия для назначения пенсии по старости.

Уполномоченным на взаимодействие с гражданами по пенсионным вопросам органом является Пенсионный фонд. При возникновении спора, заявитель вправе обратиться в суд с исковым заявлением о назначении пенсии, которое рассматривается в порядке гражданского судопроизводства. И поскольку право на пенсию, понятие пенсии – неотъемлемая часть естественных прав человека, такие споры часто суд рассматривает в пользу граждан.

Виды пенсий

По инвалидности

Ее назначение актуально для граждан, имеющих ограничения по работе из-за инвалидности (возраст значения не имеет).

Назначение выплат происходит вне зависимости от:

  • общей длительности стажа;
  • причин возникновения проблем со здоровьем.

Если у человека отсутствует стаж, то компетентные органы назначают выплаты по инвалидности на основании №166-ФЗ от 15.12.01. г. Величина выплат устанавливается в зависимости от категории инвалидности, возраста заявителя и других факторов, которые зачастую определяются региональными законодательными актами.

По потере кормильца

Назначение страховых пенсионных начислений такого типа происходит в отношении близких погибшего кормильца, которые ранее состояли на его иждивении и являются нетрудоспособными на данный момент.

Если говорить о том, кому положена такая пенсия, стоит привести следующие условия, которые необходимо соблюсти для получения пенсионных начислений:

  • ранее состоять на иждивении погибшего кормильца (последний должен быть застрахован к моменту смерти);
  • доход умершего лица должен быть основным и постоянным источником содержания лиц, находящихся на иждивении.

Если совершеннолетний потерял кормильца, на иждивении которого находился, он обязан представить в ПФ России документы, которые бы подтвердили, что умерший содержал его (справка об учебе в очной форме в образовательном заведении и т. д.).

Социальная пенсия

Социальная пенсия назначается людям, которые не могут работать из-за возраста или по состоянию здоровья. Чтобы получать такой вид выплат, не нужно накапливать трудовой стаж или делать пенсионные взносы. Достаточно подтвердить свою нетрудоспособность и подать заявление в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).

Социальную пенсию могут получить инвалиды и дети, потерявшие одного или обоих родителей. Выплаты также назначают женщинам и мужчинам 65 и 70 лет, если те не смогли накопить нужное количество пенсионных баллов, чтобы получать страховую пенсию (по размеру она больше, чем социальная).

Страховая пенсия

Страховая пенсия по старости — это ежемесячное пособие, которое выплачивается в качестве компенсации утраченному заработку. Этот вид обеспечения представляет собой ежемесячную плату, задача которой — возместить застрахованным лицам зарплату вследствие нетрудоспособности.

Если застрахованный гражданин умирает, то накопленные деньги положены его нетрудоспособным родственникам.

Чем занимается пенсионный юрист?

Когда человек готовится к выходу на пенсию, естественно, его волнует период старости – хочется жить, ни в чем не нуждаясь, а ведь нередки неприятные ситуации при предоставлении выплаты. Чтобы помочь людям разобраться в этой проблеме, существует юридическая консультация по пенсии – специалист с большим опытом работы инициирует перерасчет пенсионной выплаты, занимается вопросом ее назначения, если Пенсионный фонд отказал в материальной помощи. Поскольку пенсия – юрисдикция Гражданского права, сотрудник консультации должен иметь знания в указанной сфере. Желательно, чтобы у него было много опыта в решении пенсионных проблем.

Субъекты правоотношений — это граждане и организации, которые могут быть участниками правоотношений, носителями субъективных прав и обязанностей.

Для правоотношений по социальному обеспечению характерен особый состав субъектов, а также особые взаимоотношения между ними. В качестве управомоченной стороны здесь, как правило, выступают физические лица. Однако это не просто граждане. В большинстве случаев это работники организаций, военнослужащие, студенты и др. Обязанные субъекты здесь — органы государственной власти, органы местного самоуправления, организаций. Субъекты правоотношений по социальному обеспечению — граждане — обладают таким юридическим свойством, как правосубъектность. Правосубъектность граждан — это юридическая способность лица быть субъектом права. Основными элементами правосубъектности являются: правоспособность, дееспособность и правовой статус (обладание конкретными права и обязанностями).

Правоспособность граждан в области социального обеспечения представляет собой общественно-юридическое качество — способность лица быть участником отраслевых правоотношений. Она выступает в качестве предпосылки, условия приобретения участником правоотношения субъективного права на какой-либо вид социального обеспечения. Поэтому элементами правоспособности являются права на пенсию, пособие, медицинскую помощь и др.

Правоспособность возникает у граждан с момента рождения и является для всех равной. Однако ее не следует смешивать с субъективным правом на конкретный вид обеспечения. Субъективное право на пенсию, пособие и т.д. является результатом реализации лицом своей правоспособности при наличии определенных юридических фактов. Отсюда субъективное право на отдельные виды обеспечени я не может быть равным для всех граждан. Не все граждане имеют одинаковый трудовой стаж, заработок и др.

Следующим элементом отраслевой правосубъектности граждан является их дееспособность. Дееспособность это способность своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за ненадлежащее их осуществление.

Реализуя свои полномочия, граждане обращаются в соответствующие органы за назначением пенсий, пособий, и т.д., а также за защитой своих нарушенных прав. Кроме того, граждане собственными действиями приобретают для себя новые права и обязанности и осуществляют их лично или через своих представителей.

Наконец, граждане несут ответственность за неправомерное осуществление своих прав и обязанностей: за достоверность сведений в представленных ими документах, сокрытие изменений в составе семьи и др. Законодательство о социальном обеспечении, в отличие от гражданского и трудового законодательства, как правило, не содержит норм о времени наступления дееспособности. В одних случаях она совпадает с возникновением трудовой праводееспособности (пенсия по инвалидности, пособие по временной нетрудоспособности и др.), в других — с наступлением гражданской дееспособности (пенсия по случаю потери кормильца).

Правовой статус гражданина — это признанная Конституцией и законами совокупность его прав и обязанностей. Речь идет о разновидностях субъективного права отдельных видов: право на получение пенсии, право на выбор вида обеспечения; право на перевод с одного вида обеспечения на другой и т.д. Вторую сторону этого качества составляют конкретные обязанности граждан: соблюдать установленные правила, воздерживаться от их нарушения и т.п.

Субъектами правоотношения по социальному обеспечению наряду с гражданами являются юридические лица. Правоспособность и дееспособность юридических лиц, как правило, возникают одновременно и составляют единое качество праводееспособности.

Правосубъектность юридического лица, в отличие от правосубъектности физического лица, является специальной и выступает в виде компетенции, т.е. совокупности прав, обязанностей и полномочий. Так, правосубъектность органов социальной защиты населения складывается из административно-правовой и специальной (например, пенсионной).

В материальных правоотношениях осуществляется их специальная правосубъектность, а в нематериальных — административно-правовая. Поэтому органы социальной защиты населения выступают и как органы государственной власти или местного самоуправления, и как субъекты правоотношений по социальному обеспечению.

Из конкретных субъектов следует назвать управления ПФР, отделы (управления) социальной защиты населения, управления внутренних дел, военные комиссариаты, органы местного самоуправления, учреждения здравоохранения и социальной защиты населения и др.

Обьекупы правоотношений — то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений, то, по поводу чего возникают правоотношения. Объектами материальных правоотношений по социальному обеспечению выступают материальные блага и услуги, т.е. виды обеспечения; объекты же нематериальных правоотношений — действия и их результаты (назначение пенсий, пособий, установление факта нахождения на иждивении, временной нетрудоспособности, инвалидности и т.д.).

Объектом пенсионного правоотношения является пенсия. Что же следует понимать под пенсией, каковы ее природа и назначение? Вопрос о природе пенсии следует рассматривать в нескольких аспектах: экономическом, социальном, моральном и юридическом. Как экономическая категория пенсия является частью средств ПФР или федерального бюджета, находящиеся в федеральной собственности РФ. Уже по этому формальному признаку она отличается от оплаты труда, которая производится либо за счет фондов потребления организаций, либо за счет средств бюджета РФ или ее субъектов, местного бюджета (в учреждениях и организациях бюджетной сферы).

Пенсия имеет общие признаки с оплатой труда, так как обе эти выплаты связаны с трудом (исключение составляют социальные пенсии). Означает ли это, что пенсия по своей природе имеет черты вознаграждения за труд либо является продолжением заработной платы или в основе пенсии лежит алиментарное начало, заключающееся в обязанности органа материального обеспечения предоставить пенсионное обеспечение в связи с достижением гражданином пенсионного возраста или его нетрудоспособностью бесплатно, т.е. не в качестве вознаграждения за труд?

Связь между пенсией и трудом проходит по различным параметрам. Во-первых, через условия пенсионного обестечения. Пенсии назначаются при наличии общего страхового стажа определенной продолжительности (по старости, инвалидности), либо специального трудового стажа (пенсий по старости в связи с особыми условиями труда) либо при наличии стажа профессиональной деятельности определенной продолжительности (выслуги лет).

Во-вторых, связь между пенсией и трудом существует в области исчисления размера пенсии. Здесь несколько видов взаимосвязи. Трудовая пенсия исчисляется из заработка, который определяется по нескольким периодам работы: страховым взносам, начисляемым с заработной платы. Размер пенсии зависит и от продолжительности трудового стажа, выслуги лет.

Нельзя не отметить также то обстоятельство, что трудовая пенсия выплачивается из Пенсионного фонда, который образуется из взносов работодателей.

Из условий и норм в области пенсионного обеспечения, не связанных с трудом, но влияющих на размер пенсии, можно назвать лишь несколько: инвалидность I группы, достижение 80-летия, необходимость постоянного иосто- ронного ухода, наличие нетрудоспособных иждивенцев.

Тесная связь с оплатой по труду обусловливает не только учет трудового вклада гражданина в условиях и нормах пенсионного обеспечения, но и постоянную взаимозависимость пенсии и оплаты труда. Пенсия назначается и выплачивается вместо оплаты труда (когда имеет место ее утрата полностью или частично), в дополнение к ней (когда пенсионер получает заработок и пенсию) или взамен нее (когда инвалид с детства не работал).

Отсюда идет совпадение главной функции пенсии и заработной платы. Обе они являются источниками средств существования.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что пенсия имеет двойственную природу. С одной стороны, она может рассматриваться как мера прошлого трудового вклада гражданина на производство. С другой же стороны, в природе пенсии заложены социальные факторы. Она предназначена для граждан, которые еще или уже не могут работать, т.е. являются нетрудоспособными, либо достигли установленной законом возрастной границы, при которой их нетрудоспособность предполагается, имеют нетрудоспособных иждивенцев и др.

Пенсия может рассматриваться и в моральном аспекте. В ее природе заложено гуманистическое начало, так как она гарантирует гражданам обеспеченную старость, социальную защищенность.

Исследование понятия пенсии в юридическом аспекте следует проводить в плане соотношения конституционных и субъективных прав граждан, конституционного и текущего законодательства. Конституционные нормы о праве на пенсию относятся к числу таких норм, которые реализуются не непосредственно в правоотношениях, а через законодательство о социальном обеспечении. Право на пенсию как конституционное право не обусловлено требованиями наличия трудового стажа (ст. 39 Конституции РФ). Другое дело, что оно появляется, как правило, лишь при наличии трудового стажа (выслуги лет) или факта состояния в трудовых (служебных) отношениях, а также иных обстоятельств юридического значения: достижение пенсионного возраста, инвалидность, смерть кормильца.

Природа пенсии определяет ее основные признаки:

  • - периодичность выплаты;
  • - выплата из ПФР или федерального бюджета;
  • — учет трудового вклада граждан и социального фактора;
  • — назначение в случае достижения установленного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, при наличии трудового стажа определенной продолжительности, выслуги лет;
  • — государственно-правовой характер;
  • - выплаты пенсии вместо оплаты по труду, взамен ее или в дополнение к ней;
  • - соизмеримость ее размера с размером заработка;
  • - главная функция пенсии — быть основным или одним из основных источников средств существования.

Таким образом, пенсия — ежемесячная выплата, производимая государством из ПФР или федерального бюджета при наступлении у граждан пенсионного возраста, инвалидности, в случае потери кормильца, выслуги лет и при наличии других условий, установленных законодательством. Пенсия назначается с учетом трудового вклада гражданина и социального фактора, выплачивается вместо оплаты по труду, взамен ее или в дополнение к ней, соизмеряется и является основным или одним из основных источников средств существования пенсионера.

Видовая классификация пенсий производится по нескольким признакам. По источникам финансирования и виду трудовой деятельности: трудовые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Следующая классификация пенсий производится по специфике события, лежащего в основе возникновения права на пенсию. Отсюда основными видами пенсий являются: пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца, пенсии за выслугу лет. Трудовые пенсии выступают как пенсии но старости, но инвалидности, по случаю потери кормильца.

В связи с военной и т.п. службами назначаются пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Социальные пенсии могут быть пенсиями по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Исходя из видов пенсий, существуют и виды правоотношений: правоотношения в связи с обеспечением пенсиями по старости, в связи с обеспечением пенсиями по инвалидности и т.д.

Другими объектами материальных правоотношений по социальному обеспечению являются пособия различных видов, натуральное обеспечение (протезно-ортопедические изделия, специальные средства передвижения, средства, облегчающие жизнь инвалидов), услуги (медицинская помощь, лекарственная помощь, санитарно-курортное лечение и др.), социальная поддержка (по проезду на транспорте, по оплате коммунальных услуг и т.д.).

Содержание правоотношений по социальному обеспечению составляют субъективные права и юридические обязанности их участников и реальные действия по их использованию и осуществлению.

Субъективное право — это вид и мера возможного поведения лица. Оно выражается в следующих возможностях:

  • а) совершать определенные действия;
  • б) требовать совершения каких-либо действий от других участников правоотношений;
  • в) обращаться за защитой своего нарушенного права.

Юридическая обязанность — необходимое поведение

субъекта правоотношения, установленное для удовлетворения субъективного права. Она проявляется в необходимости:

  • а) совершения определенных обязательных действий;
  • б) воздержаться от действий, которыми могут быть нарушены права других лиц;
  • в) нести ответственность за совершение правонарушения.

Субъективные права граждан в правоотношениях включают их правомочия требовать предоставления тех или иных видов обеспечения (пенсий, пособий и т.д.) в определенном законодательством размере и в установленные сроки. Если говорить более конкретно, то определенный гражданин, например, имеет право на выбор вида пенсии (по старости, по инвалидности, за выслугу лет), а сделав выбор — на получение пенсии в размере, соответствующем его личному трудовому стажу и заработку. К этому можно добавить, что каждый пенсионер вправе требовать, чтобы его пенсия повышалась в связи с ростом стоимости жизни. Имеет он право и на перерасчет пенсии.

Правомочиям граждан в правоотношениях по социальному обеспечению соответствуют обязанности органов, представляющих обеспечение: своевременно и в установленном размере выплачивать пенсию, пособие, осуществлять их перерасчет, индексацию, предоставлять медицинские услуги, производить выдачу протезно-ортопедических изделий, специальных средств передвижения и т.д.

Наряду с правомочиями граждане несут и юридические обязанности. Так, они должны предоставлять надлежаще оформленные документы, извещать органы, выплачивающие пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, и др.

Организации обязаны выдавать надлежаще оформленные документы для назначения и выплаты пенсий и пособий, назначать пособия по обязательному социальному страхованию.

Органы, представляющие обеспечение, обладают и правомочиями. Они могут потребовать от граждан представления всех необходимых документов, сообщения различных сведений, явки на прием к врачу на освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы, надлежащего использования переданных им специальных средств передвижения, соблюдения правил внутреннего распорядка в доме-интернате и т.п.

Любой тип правоотношений считается разновидностью общественных в фактическом аспекте, регулирование которых происходит посредством норм соответствующей правовой отрасли. Так, пенсионные правоотношения возникают тогда, когда осуществляется право непосредственно на пенсионное обеспечение. Если учесть тот факт, что сегодня актуальная пенсионная система Российской Федерации охватывает всех граждан, являющихся нетрудоспособными или достигшими конкретного возраста, можно отметить: абсолютно каждый индивид – это потенциальный либо реальный участник данного вида правоотношений. А значит, эта тема касается каждого из нас, потому и не теряет актуальности.

Понятие пенсионного правоотношения

пенсионные правоотношения

Правоотношения по пенсионному обеспечению – это урегулированные посредством правовых норм в плане социального обеспечения общественные отношения. Как правило, возникновение их непосредственно связано с материальной поддержкой граждан, которые достигли возраста, установленного в законодательном порядке, а также тех, кто признаны потерявшими кормильца или же инвалидами. Подобные правоотношения имеют место при наличии определенной фактической системы.

Важно отметить, что пенсионные правоотношения, так же, как и иные правоотношения в плане социального обеспечения, в соответствии со своим смыслом носят распределительный характер. Посредством их существования происходит удовлетворение потребностей определенных категорий граждан, в числе которых пожилые люди, инвалиды, нуждающиеся семьи, а также лица, потерявшие кормильца посредством материальной поддержки за счет денежных средств пенсионных фондов целевой направленности либо за счет средств бюджета. Так, субъекты пенсионных правоотношений – это представленные выше категории граждан.

Правоотношения по обеспечению пенсиями граждан

субъекты пенсионных правоотношений

Кстати, процесс развития и совершенствования правоотношений пенсионного характера, а также обогащение в плане их содержания пребывают в прямой взаимозависимости с общественными и государственными возможностями экономической природы абсолютно на каждом из исторических этапов качественного роста и развития.

Как отмечалось выше, субъекты пенсионных правоотношений находятся в некоторой взаимосвязи. Так, данная связь граждан и непосредственно государства в лице определенных органов по осуществлению пенсионного обеспечения выражается, как правило, посредством их субъективного юридического права, связанного с получением пенсионного обеспечения при условии наличия необходимых актов юридической природы. Кроме того, выражение осуществляется и через юридические обязанности соответствующего органа государственного управления (или же иного, который уполномочен государством). Данное право может обеспечивать людям некоторые гарантии поддержки по конкретным нормам и на определенных законодательством условиях. Именно правовое и обязательственное единство формирует реальную возможность внедрить в жизнь общества в пределах правоотношения по пенсионному обеспечению непосредственно ту поведенческую установку, которая включается в нормы пенсионного законодательства.

Дополнительные сведения

Кроме того, подобная возможность поддерживается посредством принудительной государственной силы. Так, абсолютно каждому гражданину, являющемуся носителем юридического права субъективной природы на определенную разновидность социальной поддержки, со стороны государства предоставляются гарантии реализации данного права через принудительное обеспечение в соответствующих ситуациях исполнения обязанности юридической направленности по его предъявлению органам власти. Именно поэтому пенсионные правоотношения предполагают недопущение отказа в плане удовлетворения права на тот или иной вид пенсии по причине отсутствия, к примеру, в распорядительной документации соответствующего исполнительного органа, который обязан предоставить материальную поддержку, денежных средств. Важно дополнить, что подобный отказ так или иначе приведет к принятию принудительных мер в целях исполнения данным органом возложенных на него обязанностей.

Классификация пенсионных правоотношений

правоотношения по пенсионному обеспечению

В полной мере рассмотрев понятие пенсионных правоотношений , целесообразным будет перейти к следующему не менее важному вопросу. Так, для предельно глубокого изучения характеристик и непосредственной сущности пенсионного обеспечения в науке о праве была аргументирована необходимость разделения пенсионных правоотношений. Так, они были классифицированы по определенным видам в соответствии с конкретными критериями. Ниже представлены актуальные на сегодняшний день виды пенсионных правоотношений :

  • Во-первых, правоотношения по обеспечению граждан пенсиями классифицируются на отношения страхового и нестрахового характера. Данная классификация поставила начальную точку своему существованию только на современном этапе существования права по причине того, что обеспечение пенсионной поддержки производится за счет денежных средств социального страхования обязательной направленности (то есть, пенсионных фондов) и средств государственного бюджета. Кроме того, правоотношения обязательного пенсионного страхования так или иначе регулируются посредством норм права в плане социальной поддержки.
  • Вторым критерием разделения правоотношений по поводу пенсионных выплат являются разновидности назначаемых пенсий. Таким образом, в соответствии с ним можно выделить отношения, касательные различных видов пенсий. Среди них пенсионные правоотношения , возникшие в связи с выплатами по старости, за выслугу определенного количества лет, по инвалидности, по потере кормильца, а также пенсии социального характера.

Другие критерии

объект пенсионного правоотношения

Помимо представленной выше классификации, важную роль играет и наличие иных критериев. Так, содержание пенсионных правоотношений предполагает наличие следующего разделения:

  • В соответствии с характером условий, по причине которых производится назначение пенсионных выплат, возникновение правоотношений по пенсионному обеспечению происходит как на общих основания, так и на льготных или в связи с неравными (особыми) обстоятельствами в процессе рабочей деятельности.
  • В соответствии с периодом актуальности пенсионные отношения рассматриваются как длящиеся. Кроме того, в зависимости от определенного периода, в течение которого они существуют, их можно классифицировать на актуальные лишь конкретный отрезок времени и на неопределенные в этом плане. К последним относятся отношения по причине выплаты пенсий, которые составляют объект пенсионного правоотношения , по старости, за выслугу лет, по инвалидности (тогда, когда они установлена бессрочным образом), а также по потере кормильца (тогда, когда член семьи, на которого назначаются пенсионные выплаты, достиг пенсионного возраста или был признан инвалидом при исключении процедуры переосвидетельствования, осуществляющейся после). При уместности перечисленных случаев прекращение правоотношения пенсионной направленности может вызываться только таким событием, как смерть непосредственно получателя пенсионных выплат, либо вовсе отказом от их получения.

Срок действия пенсионных правоотношений

Важно отметить, что период актуальности целого ряда правоотношений по пенсионному обеспечению установлен посредством законодательных актов через определение конкретного срока. К примеру, пенсионные выплаты в случае потери кормильца для несовершеннолетних лиц совершаются исключительно до достижения ими восемнадцатилетнего возраста, а тем, кто получает профессиональное образование – до двадцати трех лет. Кроме того, срок действия правоотношений рассматриваемого типа может быть связан непосредственно с потерей определенных фактов юридической природы, которыми обуславливается право на пенсионную поддержку. К примеру, трудоустройство индивида, который получает пенсию долгосрочного характера выплат по старости; абсолютное восстановление в отношении трудоспособности лица, которому назначалась пенсия по инвалидности на конкретный период времени, и так далее.

Важно дополнить, что представленные в предыдущих главах основания для разделения пенсионных правоотношений не служат исчерпывающими. Они могут использоваться как самостоятельным образом, так и в различного рода сочетаниях с другими критериями, которые непосредственно отражают самые значимые характеристики правоотношений пенсионной направленности, или друг с другом.

Добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Важно отметить, что в соответствии с законодательством, добровольным образом вступить в правоотношения в плане обязательного пенсионного страхования имеют право:

  • Граждане России, которые осуществляют трудовую деятельность непосредственно за пределами государства, в целях уплаты взносов страховой природы в Пенсионный фонд.
  • Индивиды для того, чтобы обеспечивать уплату взносов страхования за иное лицо, если за второго не уплачиваются взносы страховой природы страхователем по настоящему Федеральному закону и законодательству в плане налогов и сборов.
  • Добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию актуально для застрахованных лиц, которые платят страховые взносы в конкретном размере.
  • Индивиды в целях уплаты страховых взносов дополнительно. Важно дополнить, что они идут на накопительную пенсию по соответствующему Федеральному закону.
  • В правоотношения по обязательному пенсионному страхованию добровольного характера вступают индивиды в целях уплаты взносов непосредственно в Пенсионный фонд за себя, которые на постоянных или временных условиях проживают в России. Важно дополнить, что в отношении их обязательное пенсионное страхование не имеет никакого значения по настоящему Федеральному закону.

Понятие субъектов пенсионных правоотношений

понятие пенсионных правоотношений

Под субъектами пенсионных правоотношений следует понимать граждан и органы государственной власти, которые по причине определенных правовых норм имеют возможность выступать носителями юридических прав и обязанностей субъективной природы.

В предыдущих главах отмечалось, субъект правоотношений в обязательном порядке должен обладать необходимым свойством юридического характера. То есть, как правило, он наделен способностью нести определенные обязанности (другими словами, правоспособностью) и обладать конкретными правами. Кроме того, очень важно, может ли то или иное лицо осуществлять в полной мере данные права и обязанности (другими словами, способен ли он быть дееспособным).

Возникновение пенсионной правоспособности и дееспособности

Целесообразным будет рассмотреть вопрос о возникновении пенсионной правоспособности и дееспособности в отношении гражданина. Кроме того, важно узнать, каким образом она отличается непосредственно от гражданской.

В процессе определения видового назначения правоспособности лиц в качестве потенциальных участников правоотношений по пенсионному обеспечению основополагающим фактом является то, каким образом предоставлено соответствующее право: как сотрудникам определенной организации, учитывая их трудовую деятельность, или же как общественным деятелям, невзирая на их трудовой стаж. Так, в первом случае индивидам предоставляется трудовая пенсия, а во втором – социальная. При выплате трудовой пенсии обязательной предпосылкой для участия в соответствующих правоотношениях служит специальная правосубъектность в качестве неразрывного единства данной правоспособности, носящей пенсионный характер, и аналогичной дееспособности, которые абсолютно точно совпадают с правосубъектностью трудовой природы в отношении времени их появления, то есть с пятнадцати лет (для учащихся же – с четырнадцати), но при обязательном условии осуществления такого рода трудовой деятельности, по причине которой индивид подлежал процедуре обязательного социального страхования.

Заключение

виды пенсионных правоотношений

В заключение важно отметить, что в отличие от правосубъектности гражданина трудовой направленности, которая напрямую связана исключительно с достижением конкретного возраста, специального рода правосубъектность, так или иначе, содержит в себе не само право участвовать в правоотношении трудовой направленности, а факт вступления в это отношение. Так, являющимся участником иного правоотношения трудовой природы, индивид в любом случае подлежит процедуре обязательного пенсионного страхования. Так, у людей, которые начали собственную трудовую деятельность с пятнадцати лет, пенсионная правосубъектность специального типа появляется непосредственно с этого возраста, несмотря на их несовершеннолетие. При признании у индивидов инвалидности они имеют абсолютное право участвовать в пенсионном правоотношении по поводу выплаты трудовых пенсий, а также самостоятельным образом осуществлять право на данные пенсии, что очень важно на сегодняшний день.

Таковы особенности функционирования системы пенсионных взаимоотношений в РФ. Их следует знать, чтобы обеспечить себе достойную пенсию в преклонном возрасте или в случае потери трудоспособности.

Указанные нормы права принимаются в основном централизованным способом и лишь в некоторых случаях дополняются локальными, коллективно-договорными нормами. Такое соотношение норм права социального обеспечения и правоотношений сферы данной отрасли права прямо предусмотрено в законодательстве.

Нормы права социального обеспечения являются определяющим государственным регулятором важнейшей части экономических распределительных отношений по материальному обеспечению нетрудоспособных, социальной помощи семьям с детьми и иным нуждающимся гражданам, медицинскому и иному социальному обслуживанию граждан. Возникающие соответствующие правоотношения по социальному обеспечению направлены на материальное и культурно-бытовое обеспечение нетрудоспособных, безработных и их семей, вынужденных переселенцев, беженцев, на медицинское и санаторно-курортное обслуживание всех граждан России.

Все правоотношения по социальному обеспечению имеют распределительный сознательно-волевой характер, поскольку в них граждане вступают, как правило, по своей воле. Не может быть реализовано право гражданина на тот или иной вид социального обеспечения без его реализации в соответствующем правоотношении.

55. Содержание правоотношения по различным видам социального обеспечения

Содержание правоотношения по каждому виду социального обеспечения определяется нормами права социального обеспечения, а в процессуальных правоотношениях по спорам еще и нормами административно-процессуального или гражданско-процессуального права.

Юридическая связь субъектов во всех основных и процедурных правоотношениях по социальному обеспечению определяется только нормами права социального обеспечения. Оно же наделяет этих субъектов и соответствующими субъективными правами и обязанностями. Гражданин имеет право требовать назначения и выплаты полагающихся ему пенсии, пособия, компенсации или предоставления услуг, а другой субъект – орган социального обеспечения – обязан назначить и предоставить этот вид обеспечения. Поэтому в содержании правоотношения по социальному обеспечению права главным образом возникают у гражданина (семьи), а обязанности по их реализации – у органа социального обеспечения, хотя оба субъекта имеют и права, и обязанности в этой юридической связи.

Содержание основного материального правоотношения – субъективное право гражданина (семьи) требовать предоставления ему назначенных в определенном размере (объеме) пенсии, пособия, компенсации услуги и обязанность второго субъекта – соответствующего органа – предоставить данный вид обеспечения в установленном размере (объеме).

Содержание процедурного правоотношения – субъективное право гражданина (семьи) на процедуру проверки юридических фактов и установления его права на соответствующий вид социального обеспечения и вынесения решения о его назначении и обязанность второго субъекта – соответствующего органа – провести эту процедуру и назначить пенсию или другой вид обеспечения, являющийся объектом данного правоотношения.

Содержанием процессуального правоотношения являются процессуальные действия субъектов по рассмотрению спора о социальном обеспечении и вынесению решения о восстановлении нарушенного права гражданина на социальное обеспечение или отказе в этом, если нет правонарушения.

56. Пенсионное правоотношение: понятие, субъекты, объект, содержание

Пенсионное правоотношение – это урегулированное нормами права социального обеспечения отношение гражданина (семьи) с органом социального обеспечения, возникающее на основании решения комиссии по назначению пенсий, по которому гражданин (семья) имеет право регулярно в определенные сроки получать назначенную пенсию в установленном размере, а орган соответственно обязан ее выплачивать.

В зависимости от видов выплачиваемой пенсии существуют следующие пенсионные правоотношения:

б) за выслугу лет;

в) по инвалидности;

г) по случаю потери кормильца;

д) по поводу социальной пенсии.

Все эти виды правоотношений, как указывалось, определяются основным юридическим фактом, устанавливаемым в предшествующем пенсионному соответствующем процедурном правоотношении правом гражданина (семьи) на определенный вид и размер пенсии.

Именно в пенсионном правоотношении фактически реализуется право на пенсию, а предшествующее ему процедурное правоотношение лишь устанавливает наличие у гражданина (семьи) этого права и назначает пенсию. При этом выплата назначенной пенсии производится с момента фактического появления у гражданина (семьи) такого права, если он обратился за назначением пенсии со всеми необходимыми документами не позднее трех месяцев со дня возникновения этого права.

Если же он обратился позднее, то выплата пенсии производится со дня обращения за ее назначением.

Правоспособность гражданина быть субъектом пенсионного правоотношения возникает у него вместе с появлением права на определенный вид пенсии. Иногда гражданин имеет одновременно права по двум или трем видам пенсии (по старости, за выслугу лет и по инвалидности). Но в пенсионное правоотношение он может вступить лишь по одному виду пенсии по его выбору. Даже в тех случаях, когда фактически реализуется право на два вида пенсии, пенсионное правоотношение по выплате пенсии возникает одно, так как комиссия, назначая пенсию, определяет ее размер с учетом размера и второй пенсии.

57. Объект и содержание пенсионного правоотношения

С назначением пенсии процедурное правоотношение трансформируется в пенсионное, а гражданин называется пенсионером. В пенсионных правоотношениях правомочные субъекты – пенсионеры различаются в зависимости от вида получаемой ими пенсии, т. е. в правоотношении о пенсии по старости правомочным субъектом является пенсионер по возрасту, о пенсии по инвалидности – пенсионер по инвалидности одной из трех групп инвалидности и ее причин. В правоотношении о пенсии за выслугу лет правомочным субъектом получения этой пенсии является пенсионер, имеющий установленный стаж выслуги лет на определенных работах, или пенсионер-военнослужащий, имеющий установленный законом стаж выслуги военной службы.

В правоотношении о пенсии по случаю потери кормильца правомочным субъектом на получение этой пенсии является семья, имеющая нетрудоспособных иждивенцев умершего кормильца.

В правоотношении о социальной пенсии правомочным субъектом является престарелый пенсионер или инвалид от общего заболевания, не имеющий трудового стажа, или семья при смерти такого кормильца. Вторым субъектом во всех указанных пяти видах пенсионных правоотношений является обязанный выплачивать назначенную пенсию орган социального обеспечения, а для военнослужащих – соответствующий орган Министерства обороны (МВД, ФСБ).

Содержание пенсионного правоотношения – это комплекс прав и обязанностей его субъектов, установленных законодательством о социальном обеспечении. В общей теории права принято содержание правоотношений раскрывать через обязанности его субъектов, имея в виду, что им соответствуют права другого субъекта данного правоотношения. Обязанностью пенсионера в пенсионном правоотношении является своевременное извещение органа социального обеспечения о появлении новых иждивенцев или о смерти, достижении совершеннолетия теми, на кого он получал надбавки к пенсии. Обязанностью органа социального обеспечения является регулярная ежемесячная выплата пенсионеру назначенной ему пенсии.

58. Основания возникновения, изменения и прекращения разных видов пенсионных правоотношений

Началом возникновения пенсионного правоотношения является дата принятия комиссией по назначению пенсий, органом социального обеспечения решения о назначении такой пенсии. Но начало возникновения правоотношения надо отличать от фактической реализации права на пенсию, т. е. ее выплаты, поскольку пенсия выплачивается с момента появления основного юридического факта для этой пенсии (инвалидности, достижения пенсионного возраста, выслуги лет и т. д.), но при условии, что гражданин не позднее трех месяцев обратился за ней со всеми необходимыми документами, а если позднее – то со дня обращения за ней со всеми необходимыми документами, доказывающими наличие всех юридических фактов сложного состава возникновения права на пенсию.

Сложный состав возникновения права на пенсию, т. е. наличие пенсионного возраста и требуемого общего или специального стажа работы, надо отличать от сложного состава возникновения пенсионного правоотношения. Последний гораздо шире, поскольку кроме юридических фактов права на пенсию он включает и юридические факты – действия субъектов по реализации данного права.

Читайте также: