Когда появились пенсии во франции

Опубликовано: 05.05.2024

Пенсионная система Франции

Французская пенсионная система имеет довольно непростую структуру и множество нюансов. При этом любой француз по достижению пенсионного возраста имеет право на пенсию не зависимо от наличия стажа. Если рассчитанная сумма выплат ниже определенного уровня, государство выплачивает так называемую пенсию по солидарности в размере 800 евро, которая с 2006 года заменила минимальную пенсию по старости. Кроме этого, после смерти одного из супругов, французы имеют право на часть пенсии своей жены или мужа.

Во Франции государственная пенсия делится на базовую и дополнительную (накопительную) части. Базовая пенсия рассчитывается на основе среднемесячной зарплаты, а дополнительная – на основе баллов, начисленных сотруднику после увольнения с каждого предприятия, на котором он трудился.

Размер пенсии

На размер пенсии во Франции влияет следующее:

  • при наличии стажа более 41,5 лет (166 кварталов) пенсия начисляется в 100% размере, если он меньше данного периода, то выплаты уменьшают на 1,25% за каждый недостающий квартал стажа;
  • периоды вынужденной безработицы и декретного отпуска до 6 месяцев учитываются в общий стаж, не уменьшая его;
  • если в течение 40 лет стажа производились страховые отчисления, к пенсии полагается надбавка;
  • при выходе на пенсию в возрасте 67 лет, французам полагается полная пенсия, не привязанная к трудовому стажу.

Учитывая то, что обычно пенсия составляет половину средней зарплаты плюс накопленная страховая сумма, французские пенсионеры иногда получают больше, чем работающий человек.

Пенсия во Франции

Средняя пенсия во Франции составляет приблизительно 1000 евро. Для Европы это средний показатель, который находится на одном уровне с выплатами в Великобритании и Италии. Несколько выше пенсии у жителей Швеции, Германии и Испании, а пенсионеры Северной Европы (Дании, Финляндии, Норвегии) получают пенсионные выплаты в разы больше, чем граждане Франции. К сожалению, в странах бывшего СССР, в том числе в России, пенсии намного ниже, кое-где даже в десятки раз меньше французских. Конечно же, следует учитывать и уровень цен в конкретной стране в отношении к размеру пенсии. Тем не менее французские пенсионеры в своем большинстве проживают небедную старость и чувствуют социальную защищенность со стороны государства.

Зависимость пенсионных выплат от зарплаты

Ежемесячные отчисления в пенсионный фонд для работников свободных профессий, фрилансеров, ремесленников и мелких предпринимателей составляют 16,35%. Остальные работники платят такой же процент, но половину от этой суммы отчисляет предприятие.

Базовую пенсию во Франции рассчитывают как 50% от заработной платы за лучшие 25 лет с учетом инфляции. Для некоторых государственных служащих и чиновников базовая пенсия соответствует 75% от средней зарплаты за последние полгода.

Дополнительная пенсия считается другим методом. Страховые взносы, выплаченные работниками в специальные пенсионные кассы Arrco и Agirc, дают право на баллы, количество которых при увольнении умножается на их фиксированную стоимость. В сумме с дополнительными надбавками и с учетом пенсионных баллов французы получают около 80% среднего заработка.

Пенсионный возраст

Отличием пенсионной системы Франции является равенство минимального возраста выхода на пенсию для женщин и мужчин. В соответствии с пенсионной реформой к 2018 году он вырастет с 60 до 62 лет, при этом трудовой стаж должен составлять не менее 42 лет. Следует отметить, это довольно высокая планка, так как в других странах для получения пенсии достаточно проработать в среднем около 30 лет. Еще одним вариантом для получения пенсии является выход на пенсию в 67 лет (до реформы – 65 лет), что гарантирует пенсионные выплаты в полном объеме даже при неполном трудовом стаже.

Для некоторых категорий работников пенсионный возраст останется на прежнем уровне.

Пенсия во Франции2

Граждане, которые начали трудовую деятельность до 18 лет, те, кто пострадал от несчастных случаев на производстве и вследствие этого получил инвалидность, участники войны, бывшие заключенный концлагерей, как и прежде будут уходить на пенсию в возрасте 60 лет. У работников с тяжелыми условиями труда, например, шахтеров и железнодорожников, представителей некоторых профессий искусства минимальный возраст выхода на пенсию также ниже стандартного.

В планах французского правительства поэтапное увеличение к 2023 году минимального пенсионного возраста до 67 лет. По их мнению, реформа способствует решению проблемы ежегодно растущего дефицита средств на выплату пенсионных пособий. Французы крайне неодобрительно встретили все нововведения, однако, данные меры оправданы желанием спасти страну от экономического кризиса. Например, пенсионный возраст в Германии уже постепенно поднимают, и в 67 лет пенсионеры будут выходить на пенсию только к 2029 году.

Русские пенсионеры во Франции

Россияне, иммигрировавшие во Францию, и другие иностранцы также могут рассчитывать на пенсионное обеспечение. Для получения французской пенсии необходимо выполнить несколько условий:

  • возраст претендента свыше 65 лет;
  • проживание во Франции более 10 лет и обязательное пребывание в стране не менее 6 месяцев в год;
  • пенсионер должен иметь доход менее 9 600 € в год на одного человека или 14 904 € на пару;

При выполнении данных условий даже при отсутствии трудового стажа во Франции, можно рассчитывать на минимальную пенсию по старости в размере до 800 € в месяц на одинокого человека или 1242 € на пару.

пенсия во Франции

Для того, чтобы получать пенсию во Франции необходимо представить в пенсионный фонд следующие документы:

  • трудовую книжку;
  • диплом о высшем или среднеспециальном образовании;
  • справку о снятии с учета в российском пенсионном фонде;
  • справку о начисленной пенсии в Российской Федерации.

Если же хотя бы одно из выше перечисленных условий не выполняется, можно оформить пенсию в России, а получать ее во Франции. В соответствии с действующими законами Российской Федерации, пенсии, назначенные до 1 января 2015 года, могут выплачиваться и перечисляться лицам, выехавшим на постоянное место жительства за пределы страны. При этом, пенсионер ежегодно должен предоставлять в российский пенсионный фонд справку специального образца о нахождении в живых.

Пенсии, оформленные после указанной даты, выплачиваются только на территории Российской Федерации, если другой порядок не установлен международным соглашением со страной, в которую иммигрировал пенсионер.

Пенсия во Франции4

Для россиян, имеющих стаж работы во Франции, условия расчета и начисления пенсии аналогичны условиям для коренных французов, т.е. выплаты начисляются при достижении возраста 62 лет и наличии трудового стажа более 41,5 лет.

Большинство иммигрантов из России попросту не успевают заработать во Франции такой внушительный трудовой стаж. Наилучшим вариантом для таких людей являются отчисления в частные пенсионные фонды, позволяющие получить достойное дополнение к рассчитанной государственной пенсии. Чаще всего при заключении контракта о трудоустройстве работодатель предоставляет множество вариантов частных пенсионных программ. В таком случае работнику не помешает консультация специалиста, так как порой разница в размере пенсионных выплат различных фондов вполне ощутима.

Возникновение системы пенсионного обеспечения

В 1673 голу Министр финансов Жан-Батист Кольбер по поручению Людовика XIV впервые в истории Франции издал указ о введении пенсионных пособий для моряков Зубченко Л. А. Пенсионная система Франции: современное состояние и перспективы реформирования. -- М.: ИНИОН РАН, 1994. - 20с.. В условиях дефицита государственной казны, необходимо было часть расходов отодвинуть на более длительный срок. Было решено предлагать морякам при поступлении на службу оплату расходов в случае преждевременной инвалидности или по достижению старости. В ХVII веке рабочим стекольного производства Сан-Гобен было предложено пенсионное пособие при условии обещания занятости на производстве до окончания своей профессиональной активности Там же - 25 с.. Логика руководства ясна, ведь требуется много лет и большие инвестиции на обучение стеклодува. Предложение пожизненной компенсации должно было отбить желание у опытного работника продавать полученные знания конкурентам. Материальные стимулирования такого рода до сих пор предлагаются ценным сотрудникам предприятий при условии работы до конца карьеры. К концу первой половины XVIII века многие государственные финансовые органы Франции начали вводить системы пенсионного обеспечения. В 1768 г. служащие в отрядах королевских откупщиков получали пенсионное пособие на основе механизма распределения собранных налогов Юнгблюд Д. Социальные системы стран Западной Европы // О-во и экономика. - 2008. - № 9. - С .- 126 с..

Благодаря распространению работы по найму и индустриализации появилась необходимость создания коллективного механизма, гарантирующего доход пожилым людям. Переход от аграрного общества к индустриальному обществу (в конце 18 века в Великобритании, в начале 19 века в Германии, в середине 19 века в США и Франции) означал для многих необходимость покинуть сельскую местность и перебраться в города, приближенные к заводам, шахтам или фабрикам Антропов В.В. Социальная защита в странах Европейского Союза: история, организация, финансирование, пробл. - М.: Экономика, 2006 - 75 с.. При этом терялась возможность получать помощь семьи, соседей, местных жителей. Устроиться на наемную работу означало существование только на собственную зарплату, часто низкую и ненадежную. Наемный работник часто жил в нищете, что в особенности касалось работников, слишком старых для конкурентоспособного труда. У многих не оставалось средств на пожилое будущее, либо они не задумывались об этом, так как умирали часто раньше старости. Таким образом, были предложены коллективные решения трех типов: общие меры поддержки, системы минимального дохода для пожилых людей, системы коллективной поддержки наемных работников. Меры поддержки, распространенные законом и осуществляющиеся прежде церковью или общинами, подразумевали создание приютов наиболее нуждающимся, центров бесплатной медицинской помощи, приютов для престарелых, финансовую поддержку. Нищие и пожилые люди также могли посещать созданные учреждения наряду с инвалидами, одинокими женщинами с детьми и т.д. Великобритания стала первой распространять такой тип помощи на национальном уровне, с принятием «Закона о нищих» («Poor Laws») в 1834г. Люблинский В.В. Социальная политика в странах Запада - пример для России? // Власть. - 2008. - № 11. - С. - 32с. Во Франции 14 июля 1905 г. был принят закон о мерах по борьбе с бедностью пожилых людей. Помимо мер по борьбе с бедностью, со временем были введены меры, которые позволили избежать риск утраты дохода в связи со старостью Там же - 34 с.. Наемным рабочим было предложено откладывать часть зарплаты в коллективные пенсионные кассы для аккумулирования средств на будущее. Такие системы могли быть организованы самими рабочими (товарищество взаимной помощи) или работодателями. Они были финансированы в основном за счет накоплений (пайщики получают накопившиеся средства с достижением пенсионного возраста) или иногда путем распределения (нынешние пайщики обеспечивают пенсионеров их поколения и рассчитывают на будущих пайщиков, которые обеспечат им пенсию в будущем).

В эпоху Реставрации пенсионные кассы гражданских служащих многократно увеличились и возникли разногласия по поводу более предпочтительной пенсионной схемы, а именно накопительной или распределительной. Под накопительной пенсионной схемой подразумевалась система аккумулирования собственных средств в период службы с целью обеспечения своих материальных нужд на пенсии. Распределительная схема была основана на принципе солидарности поколений, согласно которому трудящееся ныне поколение отчисляет средства пенсионерам того же поколения. 8 июня 1853 года во Франции был принят первый закон о пенсионных взносах, в котором приоритет отдавался распределительной системе Palier B. La rйforme des retraites / Jouve, 3 e йdition. - Mayenne, 2010. - 57 p.. Закон касался только занятых в государственном секторе. Многие работодатели установили режим пенсионного обеспечения только для наиболее квалифицированных сотрудников, чтобы гарантировать их приверженность предприятию, но не касались малооплачиваемой рабочей силы, которая чаще всего сталкивалась с бедностью при достижении старости. Только в конце XIX века, под влиянием массовых протестов рабочего класса, был принят закон о распространении обязательного пенсионного режима на предприятиях.

Программа социального страхования была среди стран Западной Европы впервые введена в Германии в 1881 г. Инициатива запуска принадлежала Канцлеру Германии, Отто фон Бисмарку, который с ее помощью хотел успокоить нарастающее недовольство социалистов. Friot B. L'enjeu des retraite / La Dispute. - Paris, 2010. - 39 p. Программа социального страхования подразумевала распределительную систему страхования по старости и инвалидности, которая была принята в Германии в 1889 г. Закон обязывал немецких рабочих, получающих заработную плату не выше некоего установленного «потолка», а также работодателя, выплачивать взносы в кассу пенсионного страхования и страхования от инвалидности. Взамен гарантировалась пенсия по достижению пенсионного возраста или инвалидности относительно низкого уровня, но соразмерная прежней зарплате. В 1899 г. этот режим распространился на рабочих сельского хозяйства, а в 1911 г. на всех работников. В начале XX века многие европейские страны ввели систему социального страхования, основанную на модели Бисмарка, по началу, часто касающуюся рабочих с наименьшим доходом. А именно, Австрия в 1906 г., Бельгия в 1911 г. (только для шахтеров, в 1924 г. для ремесленников и в 1925 г. для служащих), Нидерланды в 1913г., Швеция в 1911г. (эта система предусматривалась для всех малоимущих граждан), Испания и Италия в 1919 г., Великобритания в 1925 г., и Финляндия в 1937 г. Harribey J.-M., Khalfa P., Marty C. Retraites : l'heure de vйritй / Editions Syllepse. - Paris, 2010. - 97 p. Во Франции модель социального обеспечения Бисмарка начала распространяться с первым проектом о рабоче-крестьянских пенсиях, представленном в 1910 г. Bichot J. Retraites - le dictionnaire de la rйforme / L'Harmattan. - Paris, 2010. - 157 p. Второй пакет законов о социальном страховании, который защищал большую часть населения, был принят в 1930 г. Действие этих законов оставалось неудовлетворительным. В большинстве случаев, старость воспринималась как риск потери работы и, как следствие, дохода. Возраст выхода на пенсию рассматривался как инвалидность. Главным образом, рассчитанная на борьбу с безработицей, эта система выплачивала минимальное пособие и, в основном, покрывала доход малооплачиваемой рабочей силы.

США стали одной из первых стран, которые установили систему страхования по старости для всех служащих, занятых в частном секторе, независимо от их дохода и гарантирующую выплаты пособий эквивалентных уровню зарплаты по окончанию рабочей деятельности. Принятый в 1935 г. Закон о «Социальном страховании» («Social Security Act») вошел в программу «New Deal» во время борьбы с «великой депрессией» в 1930х годах. Friot B. L'enjeu des retraite / La Dispute. - Paris, 2010. - 26 p. Запуск пенсионного страхования подразумевал две цели: в период высокого уровня безработицы у работающих людей в возрасте появился стимул выйти на пенсию и освободить свои рабочие места для молодого поколения, система гарантировала доход на потребление во время пост-рабочего периода.

Во Франции пенсионные схемы для занятых в важнейших отраслях промышленности, таких как металлургия, химическая промышленность и строительство, были созданы в 1937--1938 годах. И хотя пенсионные обязательства не затрагивали все компании без исключения, на отраслевом уровне договоренность о пенсионных выплатах была достигнута.

Большинство развитых стран только после 1945 г. начнали расширять поле покрытия пенсионной системы. Большинство европейских стран отказались от накопительной системы пенсионного обеспечения в пользу распределительной системы (Австрия, Бельгия, Италия, Япония, Испания, Германия), в связи с необходимостью выплачивать пенсию нынешнему стареющему поколению в условиях государственного дефицита пост-военного периода.

Во Франции общий режим социального страхования был принят в 1945 г., включивший в систему страхования по старости всех служащих частного сектора индустрии и торговли. «Национальная касса страхования по старости» (CNAV), основанная, как часть касс социального страхования в 1945 г., ответвляется и становится самостоятельной организацией начиная с 1967 г. Включить другие профессии в общий режим социального страхования во Франции не удалось. Государственные служащие настаивали на сохранении старого режима, а ремесленники и работники сельского хозяйства на специальном режиме с более низким уровнем взносов в кассы социального страхования. Руководящие сотрудники, занятые в частном секторе, с 1947 г. были включены в дополнительный режим пенсионной схемы под руководством «Всеобщей ассоциации пенсионных учреждений» (AGIRC), с целью улучшения уровня выплат предполагаемых общим режимом. Согласно условиям режима, им гарантировалось 20% от средней месячной зарплаты 10 последних лет рабочей деятельности при выходе на пенсию в возрасте 60 лет, и 40% при выходе на пенсию в 65 лет. Palier B. La rйforme des retraites / Jouve, 3 e йdition. - Mayenne, 2010. - 57 p. Размер пенсионных выплат не превышал более чем в полтора раза среднюю заработную плату во Франции.

В других странах пошли другим путем, который был представлен в Дании и Швеции и изложен в известной работе Уильяма Генри Бевериджа, опубликованной в 1942 г. С целью избавления народа от нужд, Беверидж предложил создание универсальной системы социального обеспечения, которая обеспечивает каждого гражданина, независимо от его статуса и дохода, одинаковым минимальным базовым социальным пособием. Ibidem - 61 p. Данную систему ввели в Великобритании в 1946г. В том же году, в Швеции социал-демократы проголосовали за универсальную «народную пенсию». Она была имитирована в последствии Канадой, Норвегией, Нидерландами, Австрией, Финляндией, Швейцарией и Данией.

Таким образом, в 1950х годах было введено два типа пенсионных систем: система страхования по старости по модели Бисмарка, организованная для занятого населения, финансируемая их взносами и выплачивая пенсии пропорциональные прежнему уровню зарплаты, и система по модели Бевериджа, основанная на универсальном базовом пенсионном обеспечении, финансируемом налогами и предоставляющим фиксированный одинаковый минимальный уровень пенсионных выплат всем гражданам на пенсии. В конце 50х годов системы социального страхования, основанные после войны, обеспечивали пенсионеров только минимальным пособием, уровень которого был намного ниже заработной платы, ниже уровня необходимого для проживания. В развитых странах средний уровень пенсионных выплат составлял 28% от среднего уровня зарплаты. К тому же, значительная часть населения стран с пенсионной системой по модели Бисмарка не была включена в область покрытия страхования по старости (речь идет о наемных работниках). В 1960х и 1970х государство поставило перед собой цель обеспечить уровень пособия, требующийся для нормальных условий проживания всем пенсионерам. С этой целью были предприняты разные меры для улучшения покрытия существующих пенсионных систем.

Начавшийся экономический рост способствовал развитию пенсионной системы и в декабре 1961 г. было подписано второе национальное и межпрофессиональное соглашение в этой области. Для всех компаний, входивших в «Национальный Союз Работодателей», была установлена единая ставка обязательных отчислений и создана «Association des Rйgimes de Retraite Complйmentaire» -- система финансовой солидарности разных профессий. Bichot J. Retraites - le dictionnaire de la rйforme / L'Harmattan. - Paris, 2010. - 102 p. В результате, в 1962 году, помимо базового социального обеспечения, большая часть трудящегося населения Франции была охвачена дополнительной пенсионной схемой. И наконец, в 1972 г. Парламент принял закон, распространивший дополнительную схему на те немногие компании, которые до сих пор не были связаны коллективными соглашениями. Бисмарковские системы увеличили уровень пенсионных выплат и создали дополнительные пособия страхования по старости. Первым дополнением являлось обеспечение минимальным уровнем выплат тех, кто не платил взносы или недостаточно выплатил на протяжении своей рабочей деятельности. Так, во Франции в 1956 г. был установлен обязательный минимум пенсионных выплат, который был финансирован за счет налога с владельца транспортных средств Ibidem - p. 105. Среди систем по модели Бисмарка, только в Германии этот минимум был введен в 2001 г.

Кроме этого, в Германии правила подсчета пенсионных пособий были подкорректированы в сторону повышения выплачиваемого уровня. С целью гарантии поддержки нормального уровня жизни пенсионеров, размер выплат подняли до 60% от средней заработной платы при условии выплаты взносов на протяжении 45 лет. Ibidem В связи с необходимостью отслеживать изменение размера заработной платы, перерасчет пенсионных выплат стали выравнивать согласно изменению чистого дохода. Большинство других систем по модели Бисмарка, напротив, создали режим дополнительных, обязательных или необязательных, для улучшения пенсионной системы.

Во Франции в начале 1970х были приняты меры схожие с немецкими мерами. В 1971 г. законом Булана были изменены правила подсчета пенсионных пособий. Отныне, размер пособия достигал 50% от средней зарплаты десяти лучших лет карьеры, при 37,5 лет выплаты взносов в пенсионные кассы Palier B. La rйforme des retraites / Jouve, 3 e йdition. - Mayenne, 2010. - 78 p.. Дополнение основного и дополнительного пенсионного режима должно было позволить обеспечить уровень выплат от 70 до 90% от размера исходной зарплаты.

В пенсионных системам по модели Бевериджа фиксированный базовый уровень пенсионного пособия также был недостаточным (равнялся в основном менее одной четверти и редко половине средней зарплате). Для наиболее нуждающихся пенсионеров большинство стран установило дополнительные пособия. Для всех остальных многие страны добавили второй уровень в базовом режиме, а именно обязательную систему государственного страхования по старости, финансируемую за счет распределения социальных взносов и выплачиваемая пособия исходя из уровня прежнего дохода работников (Швеция в 1959 г., Финляндия в 1961 г., Канада в 1965 г. и Норвегия в 1966 г.) Антропов В.В. Социальная защита в странах Европейского Союза: история, организация, финансирование, пробл. - М.: Экономика, 2006. - 57 c.. В случае скандинавских стран, эти государственные режимы предусматривают также некоторые дополнительные меры перераспределения среди пенсионеров (право на получения пенсии женщин, вырастивших детей и для работников с непродолжительной карьерой). Другие системы по модели Бевериджа отказались создавать режим дополнительных пособий за счет государственного обременения. Под влиянием профсоюзов дополнительные режимы были созданы в рамках предприятий или отраслей деятельности. Речь шла о частном профессиональном режиме, финансируемом за счет накоплений, регулируемым и контролируемым государством. Второй уровень пенсионного обеспечения стал обязательным в Швейцарии и Австралии. В Дании и Нидерландах согласно коллективному соглашению за счет частного режима стало возможным обеспечение почти 90% населения Там же - 65 с.. Другие страны отказались создавать дополнительный режим базовой пенсии, перекладывая ответственность на плечи работодателей или самих наемных работников. Так, в Ирландии, Новой Зеландии, а также в США профессиональные режимы являются добровольными.

Развитие истории становления пенсионной системы в развитых странах показывает, что в разные периоды все страны руководствовались одинаковыми целями при их создании, а именно борьба с бедностью, гарантия дохода пенсионерам, улучшение пенсионного обеспечения, но выбирали разные способы. Эти различия зависели от типа уже существующих пенсионных институтов, а также от выбора политического курса (курс на обязательную или добровольную систему дополнений, финансирование накопительное или распределительное).

Исходя из основной системы пенсионного обеспечения, созданной после Второй мировой войны и мер, представленных для улучшения обеспечения пенсии в 60х - 70х гг., пенсионные системы можно разделить на 4 группы:

1. Старая модель пенсионной системы Бисмарка Западной Европы (Германия, Австрия, Бельгия, Испания, Франция, Италия, а также Япония, Чешская Республика и Словения).

Страхование по старости составляет основную часть пенсионных выплат. Этот режим финансируется взносами, выплачиваемыми работниками и работодателями. Система основана на распределительном принципе (взносы работающего поколения платят пенсию пенсионерам того же поколения). Режим гарантирует контрибуционное пособие, уровень которого рассчитывается в зависимости от уровня заработной платы получаемой ранее и количеством лет отчислений. Пенсионная система разделена на категории разных режимов, в рамках которых существуют базовые и дополнительные. Они организованы в рамках касс, которые находятся в той или иной степени автономности от Государства, в руководстве которых принимают участие социальные партнеры (Профсоюзы и Патронаты).

2. Модель пенсионной системы Бисмарка второго поколения (Швеция, Норвегия, Финляндия, также Канада и Великобритания до 1986 г.).

Эта система добавила к своей основной части, основанной на модели Бевериджа (распределительная система, основанная на базовом пенсионное пособии, в одинаковом размере для всех) вторую обязательную часть, предоставляющую пособие в зависимости от дохода, финансируемую распределительным путем за счет социальных выплат. В большинстве случаев, на сегодняшний день именно «бисмарковская» часть финансирует большую часть пенсии. Скандинавские системы делают акцент на равенстве среди пенсионеров.

3. Многоуровневые системы (Дания, Нидерланды, Швейцария, Австрия, Великобритания, после 1986 г.).

Основная часть этой системы основана на модели Бевериджа и финансируется распределительным путем. Системы дополняются режимом профессиональной или индивидуальной пенсии, финансируемый за счет накоплений, чаще всего организованных в рамках профессиональной отрасли или предприятия.

4. Англо-саксонская остаточная система (Ирландия, Новая Зеландия и частично США).

Эти системы основаны исключительно на базовой, одинаковой и обязательной части пенсионного обеспечения. Режимы дополнительного пенсионного обеспечения, профессионального или индивидуального, финансируемого за счет накоплений, являются необязательными и покрывают только определенную часть населения.

Изменения в российской пенсионной системе вызвали необычайный ажиотаж и интерес к этой сфере со стороны граждан. Неоднозначно воспринятая реформа, направленная на повышение возраста, когда можно уходить на пенсию, стала причиной многочисленных дискуссий о том, каким образом функционирует система социального обеспечения в разных странах.

В этой связи для сравнения следует рассмотреть особенности пенсионных систем в разных странах мира. Это касается США и государств Западной Европы. Именно они обладают наиболее работоспособными механизмами социального обеспечения.

Бесплатно по России

Пенсионная система Франции является одной из лучших в мире, а французские пенсионеры наиболее материально обеспеченными. В то же время эта страна столкнулась с кризисом своей пенсионной системы, возникшим по причине увеличения общего числа пожилых людей на фоне снижения рождаемости и, соответственно, уменьшения доли экономически активного населения.

С аналогичной проблемой столкнулась и Россия, с чем и связано повышение возраста выхода на пенсию. Обзор пенсионной системы Франции представлен в статье далее.

Общая информация о пенсионной системе во Франции

Каждый гражданин Франции имеет право на материальное обеспечение по старости. По достижении определенного возраста любой вправе подать заявление на получение пенсии, при этом не имеет значения, работал ли человек или нет.

Однако размер пенсии во Франции разнится и те граждане, которые не осуществляли трудовую деятельность вовсе, могут рассчитывать лишь на минимальное пособие. Те же, кто работают, формируют свою пенсию за счет перечисления соответствующих взносов.

Так, в соответствии с французским законодательством ежемесячно за каждого работника отчисляется денежная сумма в размере 16,35% от заработной платы сотрудника.

За счет перечисления денежных средств в государственный фонд происходит формирование так называемой базовой пенсии.

Однако большинство французов, в целях приумножения своих пенсионных капиталов, формируют дополнительную выплату. Она имеет накопительный характер. Так, каждый работающий француз может заключить договор с пенсионными кассами (аналог наших НПФ), после чего перечислять туда определенную денежную сумму.

Наиболее крупными из них являются Agirc и Arrco. Взносы, поступаемые туда в период трудовой деятельности работника, трансформируются в особые баллы. После увольнения с конкретного места работы количество баллов умножается на их стоимость, а полученная сумма идет на формирование дополнительной пенсии.

Сочетание двух видов пенсионного обеспечения приводит к тому, средний размер пенсии составляет около 80% от уровня заработной платы. Это способствует тому, что французские граждане не настолько сильно чувствуют падения уровня доходов и качества жизни после выхода на отдых по сравнению с жителями других государств, где разрыв между уровнем зарплат и выплат по старости может достигать значений в сотни процентов.


Какой пенсионный возраст во Франции

Вопросы, связанные с тем, во сколько лет французы выходят на пенсию, являются крайне болезненной темой для французского общества. Длительное время он составлял 60 лет. Однако с 2017 года он уже составляет 62 года.

Данная реформа была негативно воспринята во Франции, однако органы власти республики заявили о дальнейших планах по увеличению возраста, когда гражданин выходит на отдых и вправе начать получать пенсии. Так, в официальных заявлениях говорилось о том, что французы после 2023 года будут становиться пенсионерами по достижению возраста 67 лет.

Данное заявление послужило поводом для массовых волнений во Франции, что, конечном итоге, заставило правительство отказаться от своих планов.

Следует отметить, что пенсионный возраст во Франции, наступающий в 62 года, снижается для отдельных категорий граждан.

Так, правом на досрочное материальное обеспечение могут воспользоваться:

  • работники, трудящиеся в сложных и вредных для здоровья условиях (шахтеры, служащие железных дорог и так далее);
  • лица, начавшие осуществлять трудовую деятельность возрасте до 18 лет;
  • узники концентрационных лагерей, участники военных действий;
  • инвалиды, пострадавшие в результате производственных травм.

Данный перечень не является полностью исчерпывающим.

Размер пенсии

Франция является одной из наиболее благоприятных стран для проживания пенсионеров. Здесь относительно высокий размер пенсий. Так, по данным исследований французской газеты La tribune, размер пенсии среднестатистического француза составляет 1506 евро. При этом минимальный ее размер, гарантируемый государством, составляет 1000 евро в месяц.

Особенностью французского пенсионного законодательства является то, что после смерти одного из супругов, оставшийся из них в живых получает дополнительно к своей пенсии еще и сумму, составляющую половину от выплаты умершего.

В целом, размер пенсии во Франции является довольно средним для европейских стран. На те же суммы могут рассчитывать граждане соседних Германии и Великобритании. Выплаты пенсионерам северных стран (Норвегии, Швеции, Дании) значительно крупнее, однако это обусловлено тем, что и стоимость проживания там выше. В государствах Южной Европы и бывших странах соцлагеря выплаты намного ниже, чем во Франции.

Кроме этого, особенностью системы пенсионного обеспечения во Франции является то, что правом на получение полного размера пенсии могут, при уже достигнутом возрасте в 62 года, воспользоваться только лица, имеющие общий трудовой стаж не менее 41,5 года.

Если же он меньше, то в таком случае при расчете выплаты применяется понижающий коэффициент. Данное правило не действует, если гражданин решил выйти на отдых после 67 лет. В этом случае коэффициент при расчете не применятся даже в тех случаях, когда лицо не наработало необходимого стажа.

Дополнительные программы социальной поддержки

Существует ряд мер, направленных на социальную защиту пенсионеров. Так, большинство из них имеют значительные льготы по вопросам, связанным с налогообложением. Это касается, в первую очередь, различных имущественных платежей.

Следует отметить, что условия льготного обеспечения могут разниться в зависимости от конкретного департамента страны.

Получают ли выплаты по возрасту русские эмигранты?

В силу естественных причин для эмигрантов в первом поколении иметь стаж работы во Франции, равный 41, 5 года, крайне затруднительно. В этой связи многие работают до 67 лет и получают полную пенсию.

Кроме этого, эмигранты вправе выйти на пенсию и в 62 года, однако получать они ее будут с учетом понижающего коэффициента. Собственно, условия, при которых русские эмигранты могут рассчитывать на пенсию во Франции, ничем не отличаются от аналогичных для лиц, родившихся в этой стране.

Что касается эмигрантов из числа лиц пенсионного возраста, то тут следует отметить, что они также могут получать французскую пенсию, однако для этого следует соответствовать следующим критериям:

  • возраст – старше 67 лет;
  • проживание в стране – не менее 10 лет;
  • минимальный доход – не более 9600 евро;

Важно отметить, что при соблюдении данных условий получать французские выплаты могут не только пенсионеры, получившие гражданство, но и лица, находящиеся на ПМЖ во Франции.

Кроме этого, русские эмигранты пенсионного возраста вправе получать пенсию по линии ПФР. Это вполне возможно находясь и на территории Франции. При этом следует учитывать, что размер российской пенсии несопоставим с уровнем расходов в этой стране.

Французская пенсионная система считается одной из самых лучших в мире, а проживание здесь пенсионеров довольно комфортное. Несмотря на то, что возраст выхода на отдых был повышен, общая продолжительность жизни здесь также довольно высока, с чем было и связано соответствующее решение.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересную информацию по теме в видео:

О жизни на юге Франции — Окситании

О жизни на юге Франции — Окситании

Подпишитесь на новые статьи

Канал СЕ ЛЯ ВИ в Тelegram

  • Давайте познакомимся!
  • Содержание сайта
  • Достопримечательности Лангедока
  • Знакомство с Францией
  • Что меня больше всего поразило во Франции
  • Video Grid Gallery
  • Video Gallery

RSS
Знаменитости из Лангедока

  • Окситанец, который кормил трёх русских царей
  • Легенды и персонажи PEYREPERTUSE
  • У меня была жизнь каскадера. Франсуаза Саган

Помощь сайту

Доброго времени суток, мои дорогие друзья! Продолжаю знакомить вас о жизни во Франции, где вы уже познакомились как живут обычные французы, что едят, как празднуют, какие больницы во Франции, страхование жизни, как ухаживают за инвалидами, как женятся и хоронят и т.д. Теперь дошла очередь о гордости и долгожданной мечте французов-пенсии!
Так же информация будет полезной для тех, кто планирует жить во Франции и этот вопрос является очень важным. Тем более что европейские стандарты пенсии в корне отличаются от тех, к которым привыкли жители России.
Сначала я познакомлю вас с историей возникновения пенсионной системы во Франции, чтобы понять, что не всё так гладко было во Франции-мечте для многих пенсионеров.
История возникновения пенсионной системы во Франции
Первые пенсии, как и многие другие нововведения, появились во Франции во времена войн и в первую очередь давалась военным. В Римскую эпоху старым или больным римским легионерам давали землю, делая их оседлыми колонистами на завоеванных территориях. Что совсем неплохо отразилось на развитии Франции! Вот, например, как это было вы можете прочитать здесь. В Средние века уже существовала пенсия и она выплачивалась из королевской казны 0,1 % населения. При Людовике XIV моряки были первыми в мире, получавшими пенсию.
Жан-Батист Кольбер (государственный деятель, фактический глава правительства Людовика XIV после 1665 года ) учредил в 1673 году Фонд морских инвалидов, затем был издан закон получения пенсии для военных, служащих при короле, духовенства при этом с зарплаты этой категории работников снимались от 1,25 до 2,5 % .
Ниже вы показаны года возникновения пенсии для определенных профессий, которые раньше существовали во Франции
1673г : моряки
1831г : военные
1853г : государственные служащие, налоговая служба
1894г : шахтёры
1909г : железная дорога
Закон от 1853 года разрешает выход на пенсию государственным служащим и военным в возрасте 60 лет (55 лет для тяжелой работы) и получение пенсии по потере кормильца
С началом промышленной революции и появлению множества первых заводов рождаются ассоциации содействия трудящимся. Французскими рабочими созданы в 1804 году первые общества взаимопомощи, они были признаны правительством в 1835 году, но плохо снабжались и в 1890 году лишь 3,5% пожилых работников пользовались пенсиями.
Первый французский пенсионный фонд для государственных служащих родился в 1789 году, благодаря влиянию духа революции. С 1853 г. все должностные лица (гражданские и военные) имели пенсию и Наполеон III обобщает распределение пенсионной системы. В 1905 году появляется закон о помощи немощным и неизлечимым старикам, а также бесплатную госпитализацию для них.
Но стабильная и работающая идея выхода на пенсию для всех работников возникла только в конце девятнадцатого века сначала в Германии и разработана была Бисмарком .
Тогда получали пенсию 40% от прежнего дохода и работали до 65 лет. Частники и фермеры, которые представляли в начале двадцатого века большинство работающего населения, по-прежнему исключены из пенсионного списка.
Во время первой мировой войны французское правительство массово мобилизовало рабочих, которые прекратили свои взносы в пенсионный фонд, что привело их к банкротству, особенно у шахтеров и железнодорожников. Эта война также вызвала приток ветеранов и инвалидов. В то время, вы удивитесь!, Франция являлась последней европейской страной без общего социального страхования!
Правительство Тардьё, наконец, установливают пенсионную схему обязательной для всех работников в 1930 года. Этот закон гарантирует пенсию для достигших 60- летнего возраста и плативших 30 лет взносы страхования, пенсия составляла 40% от среднего заработка.
Создание французской системы распределения пенсий было создано в 1945 году Пьером Лароком (основатель французской социальной защиты). Закон предусматривает возраст для выхода на пенсию в 65 лет, и 55 лет для тяжёлых профессий, в том числе и железной дороги. Суть заключалась в том, что Франция, в конце войны нуждалась в восстановлении, что когда ситуация разрешится правительством было обещено населению выход на пенсию в 55 лет и это будет нормой для всех. Но этим обещаниям так и не суждено было сбыться…
После войны рождаемость превышала смертность, большинство семей было многодетными, продолжительность жизни являлась невысокой. Но постепенно достижения в области гигиены, медицины и условия жизни увеличивает продолжительность жизни от 60 до почти 80 лет. После середины 20 века во Франции начался процесс, который сегодня можно наблюдать во всех развитых странах: рождаемость резко упала, почти в каждой семье не более 1-2 детей. В результате количество пенсионеров, которым нужна пенсия, резко увеличилось.
Это привело к тому во Франции принимается новая система пенсионного обеспечения, которая сводится к принципу «позаботься о себе сам». Это значит, что в течение всего срока, пока будущий пенсионер работает, он каждый месяц отчисляет от своего дохода процент для своей будущей пенсии. И выходя на пенсию, он получает именно те выплаты, которые были им накоплены за активный трудовой период.
В 1983 году Франция при президенте Франсуа Миттеране, снижен минимальный возраст вступления в права на пенсию с 65 до 60 лет, в среднем 50% от полученного дохода до 37,5 лет уплаты пенсионных взносов.
Третий возраст-что это?
Третий возраст так ласково и не обидно называют французы пенсионеров.
Выход на пенсию во Франции- это начало нового этапа жизни, золотая осень, освобождённая от рабства часов работы и «лая» начальника.) Появляется время воплотить те свои мечты, которые ранее были недоступны по причине отсутствия времени из-за напряжённой работы. В это время французы могут влюбиться и развестись, создать новую семью, путешествовать, заняться творчеством. Некоторые меняют место жительства, перебираясь поближе к морю или в горы, подальше от шумных городов… Немногие посвящают жизнь помогая детям или внукам, предпочитая встречи на праздниках или во время отпуска, что совсем не привычно для россиян.

Минимальный возраст выхода на пенсию во Франции
Минимальный возраст выхода на пенсию, установленный законодательством Франции, равен 62 годам. Отличием пенсионной системы Франции является равенство минимального возраста выхода на пенсию для женщин и мужчин.
Как начисляют пенсию во Франции
Сегодня система пенсионного страхования во Франции строится на основе накопительного страхования и отчислений в пенсионный фонд тех, кто еще работает. Однако полную сумму взносов (16%) перечисляют в фонд только мелкие предприниматели и представители свободных профессий — фрилансеры, ремесленники, люди искусства. Те, кто работает по найму, платят только половину суммы, вторую половину за них платит работодатель.
Пенсия во Франции делится на базовую (une retraite de base) и дополнительную (retraite complémentaire). Базовая начисляется после подсчета средней зарплаты за последние 11 лет перед выходом на пенсию. Для этого учитывают только лучшие показатели по зарплате. Она начисляется и мужчинам, и женщинам после 62 лет и 41,5 года трудового стажа. При расчете базовой пенсии учитываются также жизненные обстоятельства человека: количество детей в семье, наличие инвалидности и т.д.
Дополнительная пенсия представляет собой те отчисления, которые человек делал в течение жизни. Кроме того, на любом предприятии, где работал сотрудник, в момент увольнения ему насчитывают так называемые «пункты». Чем больше его стаж работы на данном предприятии, эффективность труда и заработная плата, тем больше «пунктов» он получит. А чем больше «пунктов» набрано человеком за трудовую жизнь, тем больше будет прибавка к пенсии.
Кроме того, во Франции есть такое понятие, как полная и неполная пенсия. Чтобы получать полную пенсию, нужно проработать 41,5 года. Этот стаж гораздо больше установленного в других странах Евросоюза. Правда, сюда входят периоды вынужденной безработицы и декретных отпусков. Неполную пенсию человек будет получать, если к моменту выхода на пенсию у него не хватает необходимого стажа. В этом случае ему начислят пособие на 1,25% меньше за каждые три месяца, которых ему не хватило до 41,5 года.
На какую пенсию могут рассчитывать французы?
Максимальная пенсионная ставка равна 50% от средней заработной платы, но ограничивается максимумом в 1609 евро (2016 год)
По состоянию на 2016 г. минимальный размер пенсии, установленный законом, составляет 629 евро, средняя пенсия в стране составляет 1216 евро. При этом любой француз по достижению пенсионного возраста имеет право на пенсию не зависимо от наличия стажа. Если рассчитанная сумма выплат ниже определенного уровня, государство выплачивает так называемую пенсию по солидарности (ASPA ) до доведения размера 800 евро в месяц, которая с 2006 года заменила минимальную пенсию по старости.
При выходе на пенсию в возрасте 67 лет, французам полагается полная пенсия, не привязанная к трудовому стажу.
Учитывая то, что обычно пенсия составляет половину средней зарплаты плюс накопленная страховая сумма, французские пенсионеры иногда получают больше, чем работающий человек.
Что ещё учитывается при расчёте пенсии во Франции?
Периоды вынужденной безработицы и декретного отпуска до 6 месяцев учитываются в общий стаж, не уменьшая его.
Если в течение 40 лет стажа производились страховые отчисления, к пенсии полагается надбавка.
Пособие по случаю потери кормильца составляет 54% от пенсии супруга.
Граждане, которые начали трудовую деятельность до 18 лет, те, кто пострадал от несчастных случаев на производстве и вследствие этого получил инвалидность, участники войны, бывшие заключенный концлагерей, как и прежде будут уходить на пенсию в возрасте 60 лет. У работников с тяжелыми условиями труда, например, шахтеров и железнодорожников, представителей некоторых профессий искусства минимальный возраст выхода на пенсию также ниже стандартного.
В планах французского правительства поэтапное увеличение к 2023 году минимального пенсионного возраста до 67 лет, но всё-таки французские пенсионеры в своем большинстве проживают небедную старость и чувствуют социальную защищенность со стороны государства.
Сайты, где вы можете узнать и рассчитать свою пенсию, если вы имеете трудовой стаж во Франции
http://www.cleiss.fr/docs/regimes/regime_france3.html

http://www.agirc-arrco.fr/
www.lassuranceretraite.fr
https://www.retraite.net/

Иностранцы и пенсия во Франции.
На одном русском сайте о жизни во Франции, я наткнулась на информацию, о том что «иммигранты, живущие во Франции, также могут рассчитывать на пенсионное обеспечение! И для получения французской пенсии необходимо выполнить несколько условий:
возраст претендента свыше 65 лет;
проживание во Франции более 10 лет и обязательное пребывание в стране не менее 6 месяцев в год;
пенсионер должен иметь доход менее 9 600 € в год на одного человека или 14 904 € на пару;
При выполнении данных условий даже при отсутствии трудового стажа во Франции, можно рассчитывать на минимальную пенсию по старости в размере до 800 € в месяц на одинокого человека или 1242 € на пару.
Для того, чтобы получать пенсию во Франции необходимо представить в пенсионный фонд следующие документы:
-трудовую книжку;
-диплом о высшем или среднеспециальном образовании;
-справку о снятии с учета в российском пенсионном фонде;
-справку о начисленной пенсии в Российской Федерации. »
Я связалась с автором этого сайта, чтобы узнать, где именно на французских официальных сайтах имеется эта вышеперечисленная в ковычках информация, мне так никто вразумительно и не ответил. Скорее всего речь идёт не о пенсии для иммигрантов, а о социальных выплатах. Отличается это тем, что если вы захотите переехать жить в другую страну, то все социальные выплаты не будут выплачиваться в чужой стране, но если у вас есть французская пенсия, то всё сохраняется за вами и вы будете получать её хоть где!
Можно, конечно, оформить русскую пенсию для россиян, живущих во Франции, а получать ее во Франции. Но! появился новый закон и в соответствии с действующими законами Российской Федерации, пенсии, назначенные до 1 января 2015 года, могут выплачиваться и перечисляться лицам, выехавшим на постоянное место жительства за пределы страны. При этом, пенсионер ежегодно должен предоставлять в российский пенсионный фонд справку специального образца о нахождении в живых.
Пенсии, оформленные после указанной даты, выплачиваются только на территории Российской Федерации, если другой порядок не установлен международным соглашением со страной, в которую иммигрировал пенсионер.
Всю информацию, о том как оформить пенсию для россиян, живущих за рубежом можно узнать на этом официальном сайте http://www.pfrf.ru/grazdanam/pensionres/pens_zagran/
PS У меня большая просьба для русских, кто уже оформил французскую или русскую пенсию-поделитесь своим опытом в комментариях. Это было бы очень полезной информацией для всех живущих во Франции!

В статье использованы материалы с сайтов:
https://fr.wikipedia.org/wiki/Retraite_en_France
http://www.journaldunet.com/management/pratique/divers/16924/la-retraite-minimum-quels-montants-en-2016.html
http://www.cleiss.fr/docs/regimes/regime_france3.html
http://napensii.ua/articles/1298-kak-francuzy-vyhodyat-na-pensiyu
http://tutitam.com/lyudi/o-zhizni-francuzskih-pensionerov-i-povod-zadumatsya-dlya-pionerov
http://www.pfrf.ru/grazdanam/pensionres/pens_zagran/

ЕСЛИ ВЫ СЧИТАЕТЕ СТАТЬЮ ИНТЕРЕСНОЙ, ТО ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ-НАЖМИТЕ НА КНОПОЧКИ!

Похожее

14 мыслей про “ История о том, как французы получают свои пенсии ”

Спасибо за интересную информацию. Жаль , что русские пенсионеры во Франции не хотят делиться информацией. Или, может быть, там проживают только русские непенсионеры

Да, Вы совершенно правы! Информации мало от наших… Я что нашла в интернете про французские пенсии кратенько сохранила так сказать в статье. А вообще тут мои знакомые все за 50, за 60 таких нет знакомых-одни французы с таким возрастом, но нам это не так интересно. Мои русские знакомые получают российскую пенсию, у всех гражданство российское. Ну, а там, в России они все демарши делали как обычные пенсионеры.

Спасибо огромное за интересную и познавательную статью !

В России реформа, увеличившая срок выхода на пенсию, не вызвала массовых волнений. Хотя все понимают, что для миллионов граждан это грозит нищенским существованием или даже голодной смертью, так как люди предпенсионного возраста имеют мало шансов устроиться на нормальную работу. Во Франции аналогичная реформа вызвала многомиллионные акции протеста. Многие их участники проводят аналогии с Французской революцией. Откуда взялась такая аналогия? И почему в России не так, хотя наша страна тоже имеет богатый революционный опыт?

До сих пор в современной Франции День взятия Бастилии (14 июля) является общенациональным праздником и выходным, а официальный гимн страны – это ничто иное, как знаменитая «Марсельеза». Современный флаг, фундамент политической системы и принципы, на которых она основывается, – всё это появилось в 1789-1799 годы, когда происходила Французская революция.

Между тем, ранее во Франции мало кто думал именно о революции — думали скорее о реформах общества. Тогда многим европейским ученым, философам и публицистам казалось, что если мир может быть познан человеческим разумом и могут быть выявлены законы природы, то могут быть выявлены и законы общества, а значит, его можно преобразовать в нужном ключе. Но многие шли и дальше.

Д.Ю. Бовыкин на портале "ПостНаука" о том, как начиналась Французская революция конца XVIII века.

Как отмечает Д.Ю. Бовыкин, к.и.н., доцент Кафедры новой и новейшей истории исторического факультета МГУ: «Во Франции появились люди, которые мечтали преобразовать не только общество, то есть не только провести реформу сверху, но и реформировать саму королевскую власть. Причин тому было множество. Одна из них - падение авторитет монархии. Другая - то, что Франция проигрывала Англии и в экономическом, и в военном соревновании».

Герб французского департамента Вогезы с приоритетами Французской республики: Нация, закон и король.

Негативное отношение к монархии провоцировали и сами ее представители. Так, во всем мире известна фраза французской королевы Марии-Антуанетты о голодающих крестьянах: - Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные. Хотя позднее историки пришли к выводу, что королева этого не говорила, это хорошо характеризует общее отношении тогдашней королевской власти к собственному народу. Поэтому когда революция все же случилась, она поменяла приоритеты в стране, поставив во главе нацию (народ) – la nation, затем закон – la loi и только потом короля – le roi.

Пушка в парижском музее Дома инвалидов, на которой сохранилась надпись: Второй год Французской республики. (Фото автора).

Революция поменяла и саму страну: было введено новое деление Франции не на провинции, как было веками, а на департаменты (эта административная система сохраняется до сих пор), появилось новое летоисчисление (позднее французы вернулись к общепринятому), новые государственные должности (например, комиссары), а затем и новая юридическая система – пресловутый кодекс Наполеона. И, конечно, была создана Декларация прав человека и гражданина, провозглашавшая права каждого индивидуума главной ценностью в обществе. Именно на этот документ ориентировались американские колонисты в борьбе за независимость от Великобритании, приведшей к созданию США.

Лекция Дмитрия Юрьевича Бовыкина «Чем нам интересна Французская революция 230 лет спустя?» во время Фестиваля науки в МГУ осенью 2019 года. (Фото автора).

Последовавшие за Французской революцией наполеоновские войны оказали огромное значение на всю Европу, вызвав к жизни стремление к аналогичным преобразованиям во многих странах. Именно на этой волне в феодально-сословном обществе Российской империи возникло движение декабристов, стремившихся к отмене крепостного права. И совсем не случайно пропаганда в современной России пытается всячески очернить и преуменьшить значение их деятельности. С точки зрения современных российских властей, та же «Марсельеза» содержит явные признаки экстремизма и призывы к свержению существующего государственного строя («формируйте батальоны» и пр.).

Обложка книги Н.И. Кареева «Великая Французская революция» (1918).

Между тем, так было не всегда. После смерти тирана Николая Первого интерес к европейскому опыту реформ и революции в Российской империи сильно возрос. Так, в 1918 году, на волне уже российской революции, вышла книга Н.И. Кареева «Великая Французская революция» (1918). Автор происходил из семьи кадровых военных, являлся член-корреспондентом Петербургской академии наук (с 1917 года — Российской Академии наук), с 1929 года — почетным членом Академии наук СССР.

Н.И. Кареев (1850-1931).

Еще в 1899 году он был уволен без прошения по политическим причинам от должности профессора в Петербургском университете (возобновил преподавание в 1906 году). А во время событий российской революции 1905 года Н.И. Кареев участвовал в депутации, явившейся к министру внутренних дел П.Д. Святополк-Мирскому с требованием отмены военных мер, предпринимавшихся российским правительством против восставшего народа. После того как Святополк-Мирский отказался принять эту депутацию, она явилась на прием к С.Ю. Витте, с тем чтобы он попытался убедить Николая Второго выступить перед рабочими и принять гапоновскую петицию. Витте отказался, а Кареев вместе с другими членами депутации был подвергнут временному заточению в Петропавловской крепости.

Интересно, что в ту же эпоху к С.Ю. Витте с обращался и другой российский ученый – Д.И. Менделеев. Он просил чиновника не предпринимать жестоких мер по отношению к его протестующим студентам (а среди них был даже цареубийца Александр Ульянов, брат будущего Владимира Ленина). Однако в результате сложного разговора Менделеев, не добившийся своей цели, разругался с Витте и вовсе подал в отставку.

Портрет французского комиссара Жана-Батиста Мийо (1766-1833), выполненный неизвестным художником в 1793 году. В 1794 году Мийо состоял членом военного комитета Конвента. Большое распространение получила его записка, где было сказано: «Безусловно необходимо изгнать из недр Республики богатых эгоистов, не желающих ни снабжать нас средствами существования, ни сражаться вместе с нами против деспотов; необходимо конфисковать всё их имущество в пользу республики». Принимал участие в походе Великой армии Наполеона на Россию. За поддержку решения о казни короля Людовика XVI и пламенную верность Наполеону был осужден на многолетнее изгнание из Франции.

Зато для победившей в Российской империи Октябрьской революции Французская революция стала примером и образцом буквально во всем. В честь ее героев называли детей и улицы, заводы и военные корабли. «Комиссары», «террор», «термидор» – все эти понятия родом из XVIII века. Так, комиссары исполнительной власти во Франции в эпоху революции имели функцию наблюдения за исполнением декретов Учредительного собрания. Они играли важную роль при судах и нередко даже заменяли собой прокурорский надзор.

В Российской империи должность земского комиссара была введена еще Петром Первым в 1719 году. Она имела много общего с дореволюционными комиссарами в самой Франции, которые на тот момент являлись представителями королевской власти на местах. В 1765-1780 годах российские комиссары стояли во главе комиссарств, объединявших казачьи сотни в приграничных и военных областях империи: Киевской, Слободско-Украинской, Новороссийской, Белгородской, Иркутской губерниях, Сибирском царстве.

Плакат советской эпохи с изображением армейского комиссара.

Однако российские и советские комиссары XX века имели больше общих черт уже с французскими прототипами, нежели с отечественными. В период Первой мировой войны, после февральской революции 1917 года, в Российской империи существовала должность военного комиссара главнокомандующем армиями Западного фронта — им являлся уполномоченный Временного правительства в действующей армии. Также во Временном правительстве появились должности губернского и уездного комиссаров, относившаяся к министерству внутренних дел.

Обложка книги А.З. Манфреда «Великая Французская революция» (1956).

В большевистской системе народными комиссарами называли должностных лиц, фактически занимавших посты министров (соответственно наркоматами назывались аналоги министерств). Правительство Советской России в 1917-1946 годах носило официальное название Совета народных комиссаров. Также в 1918-1942 годах в Красной армии существовала командирская должность военного комиссара, представлявшего коммунистическую партию. Однако наибольшую известность приобрели зловещие комиссары государственной безопасности — представители высшего командного состава ГПУ, ГУГБ НКВД и НКГБ СССР в 1930-1940-е годы. Как известно, они полностью извратили идею Французской революции о борьбе с внутренними врагами, развернув масштабный террор против собственного народа. Должность же комиссара в советской милиции вовсе дожила аж до 1973 года.

А.З. Манфред (1906-1976).

Одним из лучших специалистов по истории Французской революции в СССР был Альберт Захарович Манфред. Реальным содержанием революции, писал Манфред, был переход от феодализма к капитализму. Она сделала гигантский шаг в раскрепощении человека, защите его прав и свобод, Манфред был солидарен с точкой зрения М. Робеспьера о том, что революционное насилие — «справедливое и необходимое средство борьбы народа», но осуждал политику террора на этапе, когда она превратилась в «инструмент расправы с неугодными лицами, грабежа, личного обогащения и бесчестных злоупотреблений». В то же время Манфред считал, что террор был «необходимостью, средством самозащиты республики против контрреволюционного террора внутренних и внешних врагов революции».

Представители современного протестного движения во Франции – «желтые жилеты» во «фригийских колпаках», которые носили участники Французской революции.

В современной Франции многие протестующие против урезания правительством страны их гражданских прав обращаются к символам Великой Французской революции. Так, представители движения так называемых «желтых жилетов» надевают на голову красные «фригийские колпаки», которые во время революции обычно носила восставшая беднота. А на протестных манифестациях можно увидеть портрет нынешнего президента Франции - Макрона в образе свергнутого и казненного революционерами короля Людовика XVI.

Портрет Макрона в образе свергнутого и казненного революционерами короля Людовика XVI на протестной манифестации в 2017 году. Рядом видна надпись: «Реставрация монархии», намекающая на действия нынешнего французского президента.

Протесты «желтых жилетов» стали настолько массовыми, что в конце 2018 года Макрон был вынужден ввести в стране чрезвычайное положение. Однако дальнейшие действия его правительства лишь подстегнули протестующих. Пенсионная реформа, затеянная Макроном, буквально толкает миллионы французских граждан на паперть.

Современные листовки на стенах Сорбонны, призывающие к бессрочной забастовке с 5 декабря. (Фото автора).

С 5 декабря 2019 года во Франции объявлена всеобщая бессрочная забастовка против пенсионной реформы и других антисоциальных мер французского правительства. В отдельные дни в столице страны не ходят поезда метро, пригородные электрички, дальние поезда, не работают школы и театры. Бастуют транспортники, учителя, юристы, уборщики и ассенизаторы, пожарные, библиотекари, коллектив парижской Оперы… Начало 2020 года выдалось жарким – в ходе многотысячных манифестаций произошли столкновения с полицией, которые становятся все более жестокими с обеих сторон. Назревает очередная революция?

Манифестация водителей грузовиков против системы

Манифестация водителей грузовиков против системы

В России постоянное давление со стороны властей на собственных граждан также вызывает протесты, однако, как мы знаем, пенсионная реформа не привела к крупным выступлениям даже со стороны КПРФ и Левого фронта. А это значит, что наступления на гражданские права и кошелек жителей страны будет продолжаться.

В ноябре 2017 года исполнилось 100 лет Октябрьской революции. В Санкт-Петербурге по этому поводу прошел ряд тематических мероприятий, в том числе в Зимнем дворце (Эрмитаже) и на крейсере

Красные знамена с лозунгами революции 1917 года в галерее гобеленов в петербургском Эрмитаже в рамках 100-летия Октябрьской революции. (Фото автора).

В 2020 году российские власти увеличивают тариф на систему налогообложения грузовых перевозок «Платон», что приведет к очередному витку в росте цены на все товары и услуги, повышают плату за проезд в общественном транспорте, увеличивают акцизы и штрафы ГИБДД, в очередной раз повышают плату за услуги ЖКХ.


При этом люди во власти в России не скрывают, что придерживаются политики душителя свобод Николая Первого. (Одно из ее проявлений - пасквиль, недавно снятый "мастерами культуры", прикормленными властями, о декабристах - "Союз Спасения").

Одно из многочисленных шествий в центре Москвы, проходящих все последние годы в столице России.

Они не собираются идти на диалог с народом, а применяют политику кнута без пряника.

Беспрецедентный наплыв омоновцев летом 2019 года в центре Москвы для разгона протестующих против недопущения народных кандидатов к выборам в Московскую городскую думу. (Фото автора).

Беспрецедентный наплыв омоновцев летом 2019 года в центре Москвы для разгона протестующих против недопущения народных кандидатов к выборам в Московскую городскую думу. (Фото автора).

Так что не исключено, что нашей стране не избежать очередной революции, а возможно, и не одной. Дело лишь во времени: к сожалению, история учит, что ничему не учит.

Видео многотысячной демонстрации против реформ Макрона в начале 2020 года в Марселе, на родине "Марсельезы", смотрите здесь .

Видео столкновений с полицией пожарников, протестующих против пенсионной реформы во Франции, смотрите здесь .

Видео шествия французских ассенизаторов против реформ Макрона смотрите здесь .

Видео протеста против пенсионной реформы французских уборщиц смотрите здесь .

Видео протеста против пенсионной реформы французских адвокатов смотрите здесь .

Как Мария-Антуанетта занималась дауншифтингом, пока не грянула Французская революция, читайте здесь .

О печально известном петербургском историке наполеоновских войн Соколове читайте здесь .

О том, что француз думает про русских, читайте здесь .

Нелицеприятные факты о столице Франции узнайте здесь .

Читайте также: