Когда началась пенсионная реформа в украине

Опубликовано: 12.05.2024

Пенсионная реформа в Украине, помимо новых требований к пенсионному возрасту и страховому стажу, привела к комплексным переменам в системе пенсионного обеспечения, в т.ч. изменениям в процедуре начисления и индексации пенсий. Безусловным положительным моментом реформирования порядка выплат, анонсированного Президентом Владимиром Зеленским и Кабмином, является поэтапное повышение пенсий на протяжении 2020 года, которое затронет всех украинских пенсионеров (однако поднимают сумму выплат начиная с граждан старшего возраста).

Люди хотят знать, чего ждать от новой пенсионной реформы. Когда и насколько увеличат пенсии в 2020 году? Какой пенсионный возраст в Украине для мужчин и женщин? Как выйти на пенсию? Сколько нужно стажа? Для того чтобы понять, как изменится жизнь и доходы пенсионеров, «Юридический портал» разобрался в нововведениях Пенсионной реформы.

Закон Украины №2148-VIII от 03.10.2017 года «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо підвищення пенсій» предусматривает постепенное изменение пенсионной системы до 2027 года. По сути, из-за увеличения требований к страховому стажу, украинцы каждый год будут выходить на пенсию по новым правилам.

Пенсионный возраст и страховой стаж

Формально возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин остался на прежнем уровне — 60 лет, однако, повысились требования к трудовому стажу. С 2020 года выйти на пенсию при достижении пенсионного возраста могут лишь те украинцы, кто работал и платил взносы 27 и более лет.

С каждым последующим годом требования к количеству необходимого страхового стажа для пенсии будут расти (+ 12 месяцев). Таким образом, к 2028-му нужно будет иметь 35 лет стажа. Те, у кого его не набирается, смогут уйти на заслуженный отдых только в 63 года. Если к 65 годам человек имеет страховой стаж менее 15 лет, пенсию он получать не будет. Вместо нее будет предоставляться социальная помощь, размер которой определяется, исходя из уровня доходов семьи пенсионера.

Пенсионный возраст в Украине для мужчин и женщин

Кроме того, Пенсионная реформа предусматривает предоставление украинским гражданам в промежуток с 01.01.2018 по 31.12.2020 года временной гос. соцпомощи. Ее назначают неработающим лицам, достигшим установленного пенсионного возраста, имеющим страховой стаж не менее 15 лет, но не получившим право на пенсионные выплаты. Выдаваться денежная помощь будет на период до приобретения права на пенсию по возрасту в размере прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность.

Во сколько лет женщинам можно выйти на пенсию?

К женщинам новая пенсионная реформа в Украине оказалась более лояльной, поскольку сохранила для них возможность выхода на пенсию до достижения 60 лет. Пенсионный возраст для женщин будет увеличиваться постепенно и достигнет шестидесяти лет в 2021 году.

В 2020 году уйти на пенсию могут женщины 1960-1961 года рождения, которые достигли возраста 59,5 лет и имеют страховой стаж не менее 27 лет (см. таблицу выше). Выйти на пенсию в 2021 году смогут женщины 1961 года рождения, после достижения возраста 60 лет и при условии наличия стажа более 28 лет.

Что входит в трудовой стаж для начисления пенсии в Украине?

В соответствии с изменениями, внесенными Законом Украины «О повышении пенсий», в страховой стаж для определения права на назначение пенсии, помимо записей в трудовой книжке, включаются следующие периоды:

  • прохождение военной службы (в т.ч. в советской армии) — по 31.12.2017 включительно
  • пребывание в отпуске в связи с беременностью и родами (декрет) — с 01.01.2004 года по 30.06.2013 включительно
  • обучение в высших учебных заведениях на стационаре (бюджет), а также учеба в аспирантуре и докторантуре — с 01.01.2004 по 31.12.2017 включительно
  • нахождение в отпуске по уходу за ребенком до 6 лет — с 01.01.2004 до момента введения уплаты страховых взносов (ЕСВ) за женщин, находящихся в отпуске по уходу за детьми до достижения ими трехлетнего возраста

  • с 1 января 1998 года по 30 июня 2000 включительно — подтверждается справкой о регистрации предпринимателя
  • с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2017 включительно — при уплате ЕСВ (независимо от размера единого страхового взноса)

Что делать, если не хватает страхового стажа?

Новое пенсионное законодательство предусматривает два варианта решения данной проблемы. Первый — докупить страховой стаж. При этом покупка одного года стажа обойдется в сумму от 21 до 27 тысяч гривен, в зависимости от ряда факторов (нужно считать по формуле). Второй вариант — продолжать работать, зарабатывая недостающий стаж, и выйти на заслуженный отдых позже.

Подробнее о покупке стажа для пенсии: как купить и сколько стоит 1 год страхового стажа.

Повышение и перерасчет пенсии

В связи с пандемией коронавируса все пенсионеры Украины, размер пенсионных выплат которых составляет меньше 5000 гривен, получают доплату к пенсиям в сумме 1000 гривен. Прибавка к пенсии «от Зеленского» выплачивается до окончания эпидемии коронавирусной инфекции COVID-19.

График повышения пенсий на 2020 год:

  • с 1 января 2020 года
  • с 1 июля 2020 года
  • с 1 декабря 2020 года

Повышение пенсий в Украине происходит «задним» числом. Осовременивание ранее назначенных пенсий, в т.ч. и для работающих пенсионеров, проведено по единой формуле, независимо от того, в каком году пенсии были оформлены. За основу взят единый для всех пенсионеров показатель средней заработной платы за последние 3 года.

После пересчета около 1,3 млн. пенсионеров получили прибавку к пенсии в размере до 300 грн./месяц, на сумму от 300 до 600 гривен вырос размер пенсии еще для 1,2 млн. украинцев. Пенсионные выплаты почти 2 млн. людей пополнились дополнительной суммой в пределах 600-1500 гривен. Еще, примерно, для 1,1 млн. граждан пенсии повысились более чем на 1500 гривен.

Также с 1 октября пересмотрен показатель прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан, к которому привязан размер минимальных пенсий. В 2020 году сумма минимальной пенсии в Украине составляет 1712 гривен. Для людей, у которых нет необходимого трудового стажа для назначения пенсии, размер социального пособия увеличен до 1573 грн.

Минимальная пенсия для шахтеров увеличилась на 420 гривен и теперь составляет 5914 грн. Надбавка к минимальной сумме пенсионных выплат чернобыльцев составляет: для 1 категории — 599 грн., второй — 557 грн. и 515 гривен для третьей категории пострадавших от аварии на ЧАЭС.

По данным ПФУ минимальная пенсия для участников боевых действий устанавливается на уровне 2 тысяч 395 гривен, что на 231 грн. больше предыдущего уровня. Выросли выплаты и для инвалидов войны: для 1 группы — 4138 грн., для 2 группы — 3702 грн., для 3 группы — 3267 грн.

Перерасчет пенсий производится в автоматическом режиме, без дополнительного обращения в Пенсионный фонд. Выплата осовремененных (увеличенных) пенсий в Украине уже началась.

Новая формула расчета пенсии в Украине

До принятия пенсионной реформы пенсии назначались по десяткам различных законов с применением особых расчетов для каждого вида пенсионного обеспечения. В результате этого, при одинаковом стаже и уровне заработка, пенсионные выплаты для отдельных категорий граждан существенно отличались от остальных.

В 2020 году расчет пенсии в Украине по новой пенсионной реформе проводится по единой для всех пенсионеров (независимо от статуса и места работы) формуле:

Размер пенсии = Сз × Икз × Кс, где

  • Сз — размер средней заработной платы в Украине за 3 года перед обращением за назначением пенсии. В 2017 году усредненный показатель зарплаты составляет 3 тысячи 764 гривны 40 копеек
  • Икз — индивидуальный коэффициент заработной платы, информацию о котором можно получить в ПФ. Данный показатель является соотношением размера получаемого дохода по отношению к средней зарплате, с которой были уплачены взносы
  • Кс — коэффициент страхового стажа, который определяется как множитель продолжительности месяцев стажа работы на величину оценки одного года страхового стажа (до 31.12.2017 — 1,35, с 1 января 2018 года — 1)

Кому не повысят пенсию в 2020 году?

В рамках пенсионной реформы осовременивание коснулось пенсий всех украинцев, ведь перерасчет никоим образом не привязывается к профессии или должности пенсионера и вида его пенсии. Таким образом, увеличение выплат ждет всех: и тех, кто получает пенсию по возрасту, и в связи с инвалидностью или потерей кормильца, за выслугу лет и даже тех, кто вышел на заслуженный отдых по специальным законам.

Пересчет пенсий для внутренне перемещенных лиц произведен на тех же условиях, что и для остальных украинских пенсионеров. В Пенсионном фонде есть вся необходимая информация для пересчета выплат ВПЛ. А вот для жителей оккупированных территорий осовременивание пенсий не предусмотрено. Более того, если будет установлено, что переселенцы вернулись на неподконтрольную территорию более чем на 60 суток, выплата пенсий им будет приостановлена.

Индексация пенсии

Индексация пенсий в Украине будет происходить ежегодно, начиная с 2019 года. Новый механизм индексации предусматривает пересмотр размера пенсии не менее чем на 50% от роста средней зарплаты (дохода) за 3 года и на 50% индекса потребительских цен. С 2021 года планируется автоматический перерасчет пенсионных выплат без дополнительных решений Правительства.

Специальные и досрочные пенсии

С 1 января 2018 года в Украине, в рамках реформы, отменены специальные пенсии для госслужащих, ученых, депутатов, прокуроров, судей, работников дипломатической службы, должностных лиц органов местного самоуправления и других категорий. Все они переходят на общую систему начисления пенсий, но в любое время могут обратиться в органы Пенсионного фонда и вернуться на спецпенсию. Правда размер выплат не будет пересчитываться и индексироваться.

Помимо специальных пенсий была реформирована и частично отменена система назначения льготных и досрочных пенсий. В частности, для медиков, педагогов и работников социальной защиты отменено право на получение пенсии за выслугу лет. Впрочем, для некоторых категорий украинцев возможность досрочно уйти на пенсию сохранена. А именно:

  • артисты (при наличии стажа творческой деятельности 20-35 лет)
  • лица, работавшие в тяжелых и вредных условиях по списку №1 и №2
  • трактористы-машинисты, доярки, свинарки, работницы текстильного производства
  • женщины, родившие и воспитавшие 5-х и более детей или ребенка-инвалида (в 50 лет при 15-летнем стаже)
  • лилипуты и диспропорциональные карлики (мужчины в возрасте 45 лет и стажем 20 лет, женщины 40 лет со страховым стажем 15 лет)
  • водители городского пассажирского транспорта (в 55 лет и при наличии страхового стажа для мужчин — 30 лет, для женщин — 25 лет)
  • отцы, воспитавшие пятерых и более детей или ребенка с инвалидностью (по достижении 55 лет и при наличии страхового стажа не менее 20 лет)
  • инвалиды 1 группы по зрению (слепые) и инвалиды с детства 1 группы (мужчины, достигшие 50 лет + 15 лет стажа, женщины в 40 лет и при наличии 10 лет стажа)
  • военные — участники боевых действий и члены их семей (после достижения мужчинами 55 лет, женщинами — 50 и при наличии страхового стажа не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин)

Пенсии военным и работающим пенсионерам

Пересчет денежных выплат военнослужащим проводится по отдельному закону. Осовременивание военных пенсий началось с января 2018 года. Повышение размера выплат будет индивидуальным и напрямую зависит от стажа и денежного обеспечения, в среднем пенсии военным увеличатся на 62%.

С работающих пенсионеров снимается ограничение в выплате пенсии, теперь деньги можно получать в полном объеме. Напомним, что ранее пенсии, размер которых превышает 10 прожиточных минимумов, облагались налогом по ставке 18% и военным сбором в размере 1,5%.

12 online консультации по “ Пенсионная реформа в Украине: повышение пенсий и стаж ”

Добрий день! В мене 45 років і 8 місяців страхового і загального стажу, на пенсію вийшла в минулому році. До індексації отримувала пенсію 2435 гривень, а при перерахунку підвищили виплати лише на 768 грн. Зараз продовжую працювати, бо на таку пенсію не проживеш. Питання: чому така мала добавка до пенсії? Виходить працюй не працюй, а маєш так як ті, що не працювали зовсім.

Консультация юриста

В соответствии с условиями новой пенсионной реформы, за переработанные 5 лет положена надбавка к пенсии в размере 25 %. Чтобы получить надбавку нужно подать заявление в Пенсионный фонд с требованием пересчитать сумму пенсионных выплат. При этом сотрудники ПФУ отказываются делать перерасчет пенсии.

Последние важные новости про повышение пенсии: сегодня Кабинет министров Украины принял новое решение о повышении пенсий с 1 июля всем украинским пенсионерам, у которых имеется достаточно большой трудовой стаж, но при этом во время работы была недостаточно высокая заработная плата, из-за чего отчисления в Пенсионный фонд были небольшими.

После выхода на спец. пенсию меня автоматически перевели на социальную, применив коэффициент 1 вместо 1,35. При расчете сверхнормативного стажа считают обязательными 30 лет вместо 20.

В официальном отчете Минфина средняя зарплата по Украине за 2015-2017 годы равна 5331 гривне. Расчет з/п для пенсий производится по формуле: (4207+5002+6785)÷3. В ПФ для расчета при начислении пенсии используют меньшую сумму средней заработной платы — 3764 грн. Кроме того, в Пенсионном фонде коэффициент стажа берут 1,35% или 1% на своё усмотрение (могут взять меньший процент, когда положено больший).

При перерасчёте (осовременивании) пенсии применили коэффициент стажа 1, а не 1,35.

В Пенсионном фонде Украины говорят, что в следующем году будут отменены льготные пенсии («год за два»).

По закону № 2148 от 11 октября 2017 года из Списка 2 вредных и опасных профессий исключена профессия докер-механизатор комплексной бригады. Хотелось бы напомнить депутатам и правительству, что льготный возраст стажа взят не «с потолка». Он был установлен на основании проведения экспертизы условий труда, которая определила уровни неблагоприятного влияния вредных производственных факторов на организм работника по каждой из профессий Списка № 1 и Списка № 2. Получается, что новый закон 2148 от 11.10.2017 без всяких обоснований изменяет требования по возрасту и стажу для назначения льготных пенсий. Этим нарушаются права граждан, которые работали во вредных условиях.

Трудовой стаж 38 лет, продолжаю работать. До 01.10.17 размер пенсии был 1156,48 гривен, после — 1373 грн. Такую пенсию получают те, у кого недостаточно стажа. Я считаю, минимум того, что мне положено — это 1452 грн. + 8 %. Как можно множить, делить и получить меньше минимальной? Письмо счастья от Пенсионного фонда получила. Категорически не согласна, буду подавать в суд.

Получила письмо с Пенсионного фонда где представлена расшифровка моей новой пенсии. Не могу понять почему арифметика математическая не сходиться с арифметикой ПФ. Моя новая пенсия с 01/10/17 — 4188,92 грн. В письме указаны мои данные для расчета: 3764,40 грн., Кз — 3,00514 и Кс — 0,38833. Если их перемножить получается 4393 грн. Вопрос: почему мне недоплатили 204,08 грн.?

Консультация юриста

Исходя из указанных данных, самостоятельный расчет осовремененной пенсии, вы произвели верно. Недополученная часть пенсии может являться ошибкой, внесенной в ведомость на выплату денег. Советую дождаться следующей выдачи пенсии, если деньги снова будут выплачены в меньшем размере — обратиться за разъяснениями в Пенсионный фонд.

Пенсии

Автор фото, UNIAN

Средняя пенсия на Украине в начале 2018 года не дотягивала и до 90 долларов

В то время как в России готовятся к старту пенсионной реформы, Украина за последние восемь лет пережила одно реальное и одно "скрытое" повышение пенсионного возраста. Реформы не пользовались особой популярностью в обществе и так и не привели к существенному росту пенсий.

Би-би-си объясняет, почему реформа так и не решила проблем с дефицитом Пенсионного фонда и как на Украине удалось избежать массовых "пенсионных протестов".

Как Украина повышала пенсионный возраст?

В июле 2011 года на Украине приняли решение о постепенном повышении пенсионного возраста для женщин. В течение десяти лет он должен был вырасти с 55 до 60 лет.

Разговоры о необходимости изменений в пенсионной системе начались еще в 2010 году, в первые месяцы президентства Виктора Януковича.

Однако провести это решение через Верховную раду властям удалось не сразу.

Правительство Николая Азарова было вынуждено несколько раз переносить рассмотрение законопроекта о повышении пенсионного возраста и проводить дополнительные консультации с потенциальными союзниками в парламенте, а также вести разъяснительные кампании в регионах, включавшие встречи с населением и публикации в местных СМИ.

Автор фото, UNIAN

Решение правительства Николая Азарова о повышении пенсионного возраста затронуло только украинских женщин

Но члены правительства упорно стояли на своем - альтернативы повышению пенсионного возраста нет.

По их словам, реформа позволила бы смягчить последствия старения населения Украины. Кроме того, среди целей реформы называли:

  • уменьшение дефицита Пенсионного фонда - по оценкам правительства, в 2011 году его размер составлял 30,1 млрд грн (или 15% совокупных доходов фонда)
  • удовлетворения требований Международного валютного фонда для предоставления Киеву очередного кредита

Выдвигались также аргументы о необходимости достижения гендерного баланса в пенсионном вопросе. Чиновники указывали, что нет причин для того, чтобы женщины и мужчины выходили на пенсию в разном возрасте.

Заложенные в 2011 году изменения продолжают реализовываться до сих пор. Сейчас пенсионный возраст для украинских женщин составляет 58 с половиной лет. Женщины, родившиеся позже 1 апреля 1961 года, уйдут на пенсию в 60 лет.

Как на этот шаг отреагировало украинское общество?

Соцопросы, которые проводились летом 2011 года, показывали, что порядка 85% украинцев негативно относятся к повышению пенсионного возраста.

Противостояла этой реформе и парламентская оппозиция. Обсуждение окончательного решения по этому поводу в парламенте продолжалось более восьми часов и закончилось глубокой ночью.

Тем не менее массовых пенсионных протестов на Украине не было: на митинги против реформы возле Верховной рады и здания администрации президента собирались несколько сотен участников.

Эксперты объясняли это несколькими причинами. Украинские профсоюзы традиционно являются слишком зависимыми от работодателей, чтобы инициировать массовые акции протеста. Сыграло роль и то, что итоговое решение было принято в начале июля 2011 года, когда начался сезон отпусков.

Кроме того, реформа затрагивала лишь часть будущих пенсионеров, о повышении пенсионного возраста для мужчин речи не шло.

Автор фото, UNIAN

Протесты против пенсионной реформы на Украине не были массовыми, а больше всех пострадал от нее в имиджевом плане глава социального блока правительства Сергей Тигипко

Наконец, летом 2011 года украинская оппозиция была деморализована. В июне 2011 года в Киеве начался суд над ее лидером - экс-премьер-министром и участником президентских выборов Юлией Тимошенко. В этих обстоятельствах оппозиционеры не сумели мобилизовать своих сторонников на массовый протест против пенсионных нововведений.

Оппозиция пыталась отменить пенсионную реформу: несколько раз на обсуждение парламента выносились законопроекты, отменяющие повышение пенсионного возраста, но ни один из них не собрал необходимого количества депутатских голосов.

Не увенчались успехом и попытки оспорить пенсионную реформу в Конституционном и Высшем административном судах Украины.

Главным проигравшим в результате проведения пенсионной реформы стал не президент Виктор Янукович или правящая Партия регионов, а вице-премьер, министр социальной политики Сергей Тигипко, который был главным публичным лоббистом этого шага.

Впрочем, на тот момент Тигипко уже договорился о своем вхождении в руководство Партии регионов и анонсировал роспуск собственной партии "Сильная Украина".

В 2014 году после побега из страны президента Виктора Януковича вчерашние оппозиционеры заявили, что не собираются отменять пенсионную реформу, начатую предшественниками.

"Мы никаких популистских решений принимать не будем в связи с тем, что государственная казна пуста. Не может стоять на повестке дня такой вопрос, как отмена пенсионной реформы и других решений, потому что это будет ложь, а людям мы лгать не будем", - заявил в феврале 2014 года новый премьер-министр Арсений Яценюк.

Закончилась ли на этом пенсионная реформа?

Нет. Преобразования пенсионной системы, ликвидация сверхвысокого дефицита Пенсионного фонда и демографические вызовы обсуждались украинским правительством и дальше. Более того, в числе требований МВФ к Киеву все так же указывалось дальнейшее повышение пенсионного возраста украинцев.

В итоге в октябре 2017 года Верховная рада проголосовала за правительственный проект изменений пенсионной системы, которую сам премьер Владимир Гройсман называл "осовремениванием пенсий".

Основой концепции Гройсмана стало введение прогрессивного страхового стажа, необходимого для выхода на пенсию.

Автор фото, UNIAN

Новые правила вступили в силу в этом году. Их суть такова: если по достижении 60-летнего возраста человек не имеет 25 лет официального трудового стажа, он будет вынужден выйти на пенсию в 63 года. Если же у него нет и 15 лет стажа, то пенсии ему придется ждать еще дольше - до 65 лет.

Планку минимального страхового стажа, необходимого для выхода на пенсию, будут ежегодно поднимать, и в 2028 году она составит 35 лет.

В то же время для тех будущих пенсионеров, у которых не набирается необходимого для выхода на пенсию стажа, правительство предусмотрело возможность докупить его. Стоимость одного года стажа рассчитывается от размера минимальной зарплаты и на сегодня составляет почти 20 тысяч гривен (около 715 долларов). Вырученные таким образом средства пойдут в Пенсионный фонд - то есть, на выплату пенсий.

Министр социальной политики Украины Андрей Рева называл правительственное решение "новинкой в мировой практике".

"Если я работаю 35 лет, я должен иметь возможность в 60 лет уйти на пенсию. А мой коллега работает 15 лет. Почему мы должны вместе уйти на пенсию в 60 лет? Я больше работал, значит, моя рабочая сила больше износилась, поэтому я должен уйти раньше… А он не работал так интенсивно - значит, уйдет позже", - объяснял Рева это нововведение.

Оппоненты этого решения называли его "скрытым повышением пенсионного возраста" и говорили, что сильнее всего оно ударит по поколению 60-70-х годов рождения, которые зачастую не имели официального стажа на протяжении кризисных лет после распада СССР.

Как отнеслось украинское общество к последним пенсионным новациям?

Социологические исследования, которые проводились летом прошлого года, показали, что 75-86% украинцев не поддерживают повышение минимального страхового стажа для выхода на пенсию.

В оппозиционной фракции "Батькивщина" одобренное украинским парламентом решение назвали "псевдореформой" и "пенсионным геноцидом", а также заявили о намерении оспорить его в судебном порядке.

В то же время в мае этого года 18% участников опроса компании GfK Ukraine назвали повышение стажа среди самых заметных и удачных реформ, проведенных украинской властью. Правда, 44% участников того же опроса не смогли назвать ни одной успешной реформы.

Послы "Большой семерки" и представители Всемирного банка положительно оценивали пенсионные нововведения украинского правительства.

Смогла ли реформа решить проблемы пенсионной системы?

В украинском правительстве говорят, что прошлогодние нововведения позволили ликвидировать дисбаланс в пенсионной системе и повысить выплаты самым малообеспеченным гражданам страны.

Но это не совсем так. В гривнах пенсии выросли, но в долларовом выражении - снизились.

На начало этого года размер средней пенсии украинцев составлял 88,5 долларов, или же чуть меньше трети средней зарплаты по стране. Это значительно меньше, чем в "домайданные" 2013-2014 годы (184 доллара, или 45% от зарплаты и 190 долларов, или 44% от зарплаты соответственно).

Впрочем, размер пенсий постепенно растет. Для сравнения: в 2017 году, до начала второго витка пенсионного реформы, размер пенсии в долларовом выражении составил 67 долларов, или 26% от средней зарплаты.

Размер дефицита Пенсионного фонда Украины на 2018 год составляет примерно 140 млрд гривен (около 5 млрд долларов). А это уже около 40% доходов фонда (в 2011-м году - 15%).

Эксперты упоминают и о "скрытом" дефиците Пенсионного фонда - средствах, не выплаченных пенсионерам, проживающим на неподконтрольных Киеву территориях Донбасса.

Осенью 2014 года правительство Украины приостановило пенсионные выплаты этим людям. Во-первых, заявили тогда в Киеве, не существует безопасного способа доставить наличные средства на территорию самопровозглашенных республик Донбасса (украинские банки там не работают). Во-вторых, утверждали в правительстве, нет гарантии, что эти средства попадут в руки пенсионеров, а не "террористов", как в Киеве называют руководителей ДНР и ЛНР.

Автор фото, Getty Images

Украина выплачивает пенсии лишь тем пенсионерам Донецкой и Луганской областей, которые зарегистрированы на контролируемой правительством территории

Приостановка Киевом выплаты пенсий вызвала неоднозначную реакцию украинского общества, а свое неодобрение по поводу этой меры выразили Мониторинговая миссия ООН по правам человека и Human Right Watch.

Пока что деньги, которые должны были быть потрачены на эти выплаты, проходят в отчетности Пенсионного фонда Украины как "сэкономленные средства". В 2016 году размер такой "экономии" составил 13,5 млрд грн (около 500 млн долларов).

Дальнейшее повышение пенсионного возраста на официальном уровне на Украине пока не обсуждается, однако, говорит министр социальной политики Андрей Рева, "по прогнозам демографов, через десять лет нам придется снова возвращаться к этому вопросу".

Пенсионная реформа на Украине. Как власть обманула население

Поздравил украинцев с этим событием и президент Петр Порошенко. Однако кардинально в жизни пенсионеров ничего не поменялось: большинство людей пожилого возраста на Украине, по расчетам ООН, живут за чертой бедности. На деле реформа привела к увеличению пенсионного возраста и сокращению числа получателей пенсий, а многие граждане вообще рискуют остаться без пенсий.

Не разгуляешься

Как только закон приняли, минимальный размер пенсии составил 1452 гривны (3540 рублей), что на 140 грн больше, чем раньше. Кроме того, ранее назначенные пенсии пересчитали с учетом средней зарплаты за три года (с 2014 до 2016 год), и теперь они составляют 3764 грн (9180 рублей). Начиная с 2019 года пенсии будут назначать, исходя из средней зарплаты за последние три года и стоимости одного года стажа в размере 1%. До пенсионной реформы коэффициент равнялся 1,35%. Олег Устенко: Реформа не спасет украинскую пенсионную систему

Олег Устенко: Реформа не спасет украинскую пенсионную систему

Согласно данным Пенсионного фонда Украины, в июле 2018-го средняя пенсия в стране составляла 2562 грн (6250 рублей). В 2019-м должно произойти небольшое повышение: планируется, что средняя пенсия в следующем году составит 2585 грн (6305 рублей). А вот в 2020-м и в 2021-м средняя пенсия будет расти на 200 грн (около 500 рублей).

При этом министр социальной политики Андрей Рева ранее заявлял, что в 2019-м средняя пенсия благодаря индексации может вырасти на 18,5%. Вот только проиндексировать пенсии правительство, нарушая законодательство, намерено лишь в марте, украв у и без того нищих стариков два месяца.

Обвели вокруг пальца

Решив уйти от непопулярного термина, украинское правительство скромно именует «повышение пенсионного возраста» увеличением страхового стажа, то есть количества трудовых лет, за которые человек платил отчисления в Пенсионный фонд. Теперь, чтобы выйти на пенсию в 60 лет, придется отработать от 25 до 35 лет. Более того, тем, кто не отработал хотя бы 15 лет, пенсия и вовсе не светит. Напомним: до реформы можно было получить минимальную пенсию по возрасту, отработав 15 лет.

С 2018 года минимальный страховой стаж (чтобы человек вообще мог претендовать на пенсию) составил 25 лет и за 10 лет будет повышен до 35 лет. Именно это новшество некоторые эксперты называют «скрытым повышением пенсионного возраста». Для выхода на пенсию в 60 лет нужно будет иметь 25 лет страхового стажа. При стаже от 15 до 25 лет на пенсию можно будет выйти в 63 года, при стаже менее 15 лет — в 65 лет. Каждые 12 месяцев до 2028 года нормативы по минимальному страховому стажу будут увеличиваться на один год. Это значит, что в 2028 году для выхода на пенсию в 60 лет нужно будет иметь 35 лет страхового стажа.

Поблажку раннего выхода на пенсию оставили тем, чей стаж 40 лет. Это позволяет уйти на заслуженный отдых в 56 лет. Но эта норма будет внедрена только через десять лет. Если же стажа недостаточно, то его можно купить, но не более пяти лет. Один год стажа стоит 16 896 гривен (41 200 рублей), а пять лет — 84 480 гривен (206 000 рублей). Для тех, у кого нет необходимого стажа, с 65 лет будет назначена государственная соцпомощь, которая для большинства категорий населения составляет 30% от минимальной пенсии. На Украине вступила в силу пенсионная реформа

На Украине вступила в силу пенсионная реформа

И годы учебы на стационаре, и декрет засчитываются в трудовой стаж. Также в страховой стаж включается ведение предпринимательской деятельности по упрощенной системе налогообложения с 1 января 1998 года по 31 декабря 2017 года включительно. Кроме того, в стаж засчитывается военная служба до 31 декабря 2017 года включительно.

Учитывая то, что начиная с 90-х годов многие украинцы потеряли работу или работали без официального оформления, предъявить к 60 годам 35 лет стажа будет для миллионов будущих пенсионеров крайне проблематично. Для лиц, которые по умолчанию нуждаются в социальной помощи, а это больные гипофизарным нанизмом (карликовость), лица с инвалидностью по зрению I группы, слепые и лица с инвалидностью детства I группы, женщины, родившие пятерых и более детей и воспитавшие их до совершеннолетия, матери лиц с инвалидностью с детства, воспитавшие их до 6-летнего возраста, минимальный стаж увеличили с 10 до 20 лет.

Реформаторы отменили и возможность досрочного выхода на пенсию для госслужащих, судей, ученых и прочих категорий граждан, которые имели привилегии. Все они переведены на общую систему начисления пенсий.

Кроме того, отменено право на назначение пенсии за выслугу лет для работников образования, здравоохранения, социальной защиты и прокуратуры. Ранее эти категории могли выходить на пенсию досрочно. Исключение по досрочному выходу на пенсию оставили лишь для военных и сотрудников силовых органов. Особые условия по досрочному выходу на пенсию сохраняются для тех, кто работает на вредных предприятиях по так называемым спискам 1 и 2.

Псевдореформа

Традиционно украинская власть постаралась переложить ответственность за непопулярную реформу на Международный валютный фонд. Дескать, это они требуют сократить количество пенсионеров.

Однако фонд работает совершенно иначе. В МВФ ставят условие для выделения траншей: вы должны уменьшить дефицит Пенсионного фонда. А уже Порошенко-Гройсман предлагают варианты, и, к сожалению, они выбрали именно вариант пенсионного геноцида украинцев. Кстати, в МВФ не считают действия украинской власти по сокращению количества пенсионеров полноценной реформой пенсионной системы и употребляют термин «параметрическая реформа».

Как известно, в мировой практике пенсионные накопления — и основа материального благополучия самих пенсионеров, и большая доля средств в государственном бюджете. Сейчас объем всех пенсионных накоплений в мире составляет почти 41 триллион долларов. В бюджете Украины, напротив, дефицит порядка 5 миллиардов долларов. Дефицит ПФУ продолжает расти, а ситуации с задержками выплаты пенсий, похоже, будут происходить все чаще. Жизнь после Майдана: Четверть населения Украины скатилась в нищету

Жизнь после Майдана: Четверть населения Украины скатилась в нищету

В ходе пенсионной реформы планировалось, что с июля 2018 года на Украине может быть запущен второй, накопительный, уровень пенсионной системы. В начале второго этапа пенсионной реформы из зарплат молодых украинцев в обязательном порядке будут вычитать 2%, а со временем — до 7%. Отчисления будут обязанностью работодателя.

Эксперты считают такой процент чрезмерным. Работодатель, который захочет привлечь молодежь, будет увеличивать брутто заработной платы, чтобы сумма, которую человек получает на руки, сохранилась. Таким образом, работодатели будут для молодежи увеличивать эти начисления, а для людей преклонного возраста — нет. Получается, что дискриминируются люди старшего возраста, поскольку те, кому больше 35 лет, будут дешевле обходиться работодателям.

Пенсионная реформа на Украине. Как власть обманула население

Но, похоже, запуск второго уровня пенсионного обеспечения рискует остаться всего лишь в планах. Если на прошлогоднем пересмотре пенсионных правил лично настаивал премьер Владимир Гройсман и пугал всех своей отставкой, если законопроект не примут, в этом году о введении накопительной пенсии в публичной плоскости не вспоминают.

Минсоцполитики после изучения опыта других стран должно было презентовать проект, как обязать украинцев откладывать деньги на вторую пенсию, где они будут храниться, и кто будет ими заниматься. Однако вместо этого в ведомстве предложили ввести «профессиональное страхование» только для тех, чья специальность входит в списки тяжелых и вредных работ.

Успеть до конца года разработать регулирование, обсудить новый законопроект и принять его уже не смогут, уверены эксперты. Фактически обещание накопительной пенсии останется всего лишь обещанием, а пенсионная реформа завершится латанием старой солидарной системы.

Кто прокормит пенсионеров

Кстати, пенсионная реформа, проведенная правительством Гройсмана по наущению МВФ, не решает главной проблемы: низкая рождаемость и массовая эмиграция уже в ближайшее время приведут к тому, что пенсионеров некому будет кормить. Бедность не порок, а средство для латания дыр в бюджете Украины

Бедность не порок, а средство для латания дыр в бюджете Украины

По данным прошлого года, на Украине на 11,7 млн пенсионеров приходилось 12,8 млн плательщиков единого социального взноса. То есть один работающий содержит одного пенсионера, естественно, что дефицит бюджета Пенсионного фонда только нарастает. А в ситуации, когда примерно четверть из 26 млн граждан трудоспособного возраста (от 18 до 60 лет) не охвачены пенсионными отчислениями, значительно увеличить пенсионные выплаты украинцам практически невозможно.

Демографическая ситуация на Украине не позволяет надеяться на увеличение количества работающих (средний коэффициент рождаемости на одну женщину в стране — 1,506, то есть нет расширенного воспроизводства населения). По прогнозам социологов, до 2050 года население Украины сократится до 36 миллионов человек. В Институте демографии и социальных исследований имени Птухи отмечают, что если Крым и Донбасс не вернутся в состав страны, то количество граждан снизится до 32 миллионов. Такой неутешительный прогноз связан с низкой тенденцией рождаемости, высоким уровнем смертности и большим потоком миграции.

Проблема миграции очень актуальна для Украины, особенно с учетом того, что уезжают в основном люди трудоспособного возраста. Получив образование, иногда и высшее, украинцы выезжают в поисках лучшей жизни в другие страны. Украина по сути стала донором дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы.

Два пути спасения

По мнению исполнительного директора Международного фонда Блейзера Олега Устенко, чрезвычайно актуален вопрос, кто будет кормить украинских пенсионеров уже через 2-3 года. По его мнению, если в ближайшее время экономика Украины не заработает и не будут проведены структурные реформы, пенсионную систему Украины ждет коллапс. Экономист: Гройсман — это охранитель бедности на Украине

Экономист: Гройсман — это охранитель бедности на Украине

«Каждый год мы будем решать проблему, как отсрочить коллапс пенсионной системы, потому что в такой постановке эта проблема не решается. Я даже не могу назвать это пенсионной реформой, потому что в реальности речь идет о расчистке поля: вопрос сохранить и дать вообще этой системе выжить.

Если не остановить миграционные процессы, коллапс просто неизбежен. А единственная возможность остановить миграцию — показывать высокие темпы экономического роста и на этом фоне улучшать жизненный уровень граждан. И второй, дополнительный, путь — пытаться детенизировать экономику. А это означает проводить структурные реформы.

Иначе при высоких миграционных процессах и стареющем населении будет сохраняться дефицит Пенсионного фонда», — сказал в комментарии Украина.ру Олег Устенко.

И если сегодняшние пенсионеры уже обречены на получение тех нищенских выплат, которые на Украине считаются пенсиями, то специалисты советуют ныне работающим гражданам позаботиться об альтернативе и накапливать сбережения на старость, насколько это возможно. Но, к сожалению, строить индивидуальные инвестиционные стратегии в стране может незначительный процент людей, которые имеют доход выше среднего. Все остальные сегодня заняты выживанием.

  • Теги
  • нищета,
  • Пенсионная реформа,
  • Гройсман,
  • Украина

Изменится ли что-нибудь для пенсионеров с приходом новой власти? Чего ждать госслужащим, педагогам и людям других профессий, а также работающим пенсионерам? Узнайте: что будет представлять собой новая пенсионная система и кого могут коснуться грядущие изменения. Давайте поговорим об этом более детально. Ведь скоро может стартовать новая пенсионная реформа.

Подпишись на Знай в Google News! Только самые яркие новости!

Дискуссии избранников относительно пенсионной реформы в Украине от политической силы «Слуга народа» уже имели место в 2019 году. Соцэксперты сообщили о своих дальнейших намерениях. Изменения касаются не только людей, которые уже находятся на пенсии, но и будущих пенсионеров.

В планах нового правительства – осовременивание и запуск второго этапа пенсионной реформы. Будут обязательные накопительные пенсии, которые предполагают их постоянное формирование в негосударственных ПФ. То есть украинцы должны будут обязательно ежемесячно отчислять часть денег из своей заработной платы в пенсионный фонд (далее – ПФ).

Однако ввиду нестабильной экономической ситуации в Украине запуск второго этапа полноценной пенсионной реформы пока под сомнением. Эта идея, вероятно, найдёт своё воплощение и эффективность. Но только при успешных темпах роста экономики страны. При благоприятном прогнозе это произойдет, скорее всего, не раньше, чем через 3-4 года.

Когда у нас внедрят обязательные накопительные пенсии, пока неизвестно. Несомненно, украинский пенсионный законопроект нуждается в усовершенствовании. Эффективность работы накопительной пенсионной системы возможна только в случае экономической стабильности. Если украинцы будут защищены от инфляций, о чём говорить пока ещё слишком рано, тогда они смогут быть уверенными в завтрашнем дне.

В Киеве 16-летний зарезал родителей и младшего брата: "Постоянно пьют и его достали"

Тина Кароль поразила сменой внешности в откровенных нарядах: "Любовь нас связала"

Дантес после победы Дорофеевой на "Голос країни" обратился к Кароль: "За все твои слова"

Умер заслуженный артист Анатолий Салимоненко: скромный мужчина с огромным талантом

В Европе, к примеру, есть страны, в которых пенсионные системы организованы на высшем уровне. Так, лучше всего живется пенсионерам Норвегии, Нидерландов, Финляндии и Дании. Здесь люди преклонного возраста и будущие пенсионеры могут быть спокойны относительно пенсионного соцобеспечения.

А вот экономике нашей страны пока что не хватает защиты накопленных средств от возможных инфляций. Наши законы далеки от совершенства. Новая пенсионная программа может формировать свои требования. Однако говорить о внедрении второго этапа пенсионной реформы пока рано. Ведь украинцам не хватает еще и прозрачности.

Как правило, многие сотрудники различных организаций работают неофициально. Некоторые физлица-предприниматели не хотят платить за наемных работников налоги. В результате страдает пенсионное страхование. А теневая экономика по-прежнему процветает.

С 1.01.2019 года новый размер минимальной заработной платы составляет 4 тыс. 173 грн. В связи с этим поменялся и размер налогов, которые должны платить работодатели. Однако у нас в стране легальные схемы легко превращаются в нелегальные.

Несмотря на то, что украинское законодательство за неоформленные трудовые отношения предусматривает штрафы, предприниматели пренебрегают законами, уклоняясь от пенсионного страхования наемных работников. Многие украинцы работают, не имея декретных, выпускных и больничных. В некоторых случаях - даже гарантированной заработной платы.

Тогда о каком пенсионном обеспечении может идти речь? Что ожидает будущих пенсионеров, если сегодня для многих работающих в Украине людей пенсионные сроки размыты? Здесь имеется ввиду то, что украинские граждане не имеют чёткого представления о своем пенсионном будущем.

Сегодня не все работодатели платят страховые взносы. Многие украинцы не могут позволить себе делать пенсионные взносы ввиду низких заработных плат. Так что говорить о достойных пенсиях пока рано.

Кроме этого, основным камнем преткновения нынешней пенсионной системы является неэффективная работа государственного ПФ. Еще в 2017 году с помощью пенсионной реформы политики пытались сбалансировать работу госсистемы.

Однако и в прошлом, и в настоящем старые и новые парламентарии пока так и не определились, стоит ли создавать орган, который будет заниматься пенсиями. Этот пенсионный вопрос пока отложен до 2020 года.

В большинстве своём в Украине на пенсию выходит те украинцы, у которых есть 25 и более лет стажа. Однако никому не помешает знать, какой страховой стаж (оплаченные страховые взносы в ПФ) у вас лично.

Страховой стаж стал особенно важен для начисления пенсии с 1.01.2004 г. С тех пор трудовая книжка перестала подтверждать страховой стаж. Основным фактором при перерасчете пенсии стал тот стаж, который был оплачиваемым.

То есть, если работодатель исправно платил страховые взносы в ПФ, то и пенсия будет начислена соразмерно этому. К сожалению, некоторые предприниматели шли и продолжают идти на хитрость: они не платили и не платят пенсионные страховые взносы. В результате таких нерадивых манипуляций страдают наемные работники.

Не исключено, что с 2020 года будущие пенсионеры смогут добровольно выходить на пенсию. Это новшество может стать актуальным не только после достижения пенсионного возраста, но и до этого.

На сегодняшний день досрочный пенсионный выход приемлем только для людей «вредных» профессий. Для госслужащих-женщин возрастной ценз составляет 60 лет, мужчин – 61 год. После достижения этого возраста люди, работающие на государственных должностях, обязаны уйти на пенсию.

Специалисты по соцвопросам предполагают, что запуск второго этапа пенсионной реформы возможен в 2020 году. И благодаря этому люди возрастом до 40 лет смогут накопить достойную пенсию.

Виктор Колбун, экс-заместитель главы ПФ считает, что размер пенсии у человека, который досрочно вышел на пенсию, должен быть меньше, поскольку он внёс меньше денег в общий резерв пенсионной системы.

Безусловно, индексация доходов украинского населения нуждается в реформировании. Экономисты говорят, что сложнее всего сохранность покупательскую способность накопительных пенсий будущих пенсионеров на протяжении 30-35 лет.

Эксперт Галина Третьякова считает, что этого можно достичь, если у нас в стране будет развито кредитование негосударственными ПФ частного бизнеса, будет работать фондовый рынок и будущие пенсионеры станут самостоятельно оплачивать пенсионные взносы.

Существующий закон диктует постепенное повышение пенсионного возраста для женщин. Каждый год он увеличивается на 6 месяцев. С 2019-го года пенсионный возраст для женщин составляет 59 лет, для мужчин - 60. В конечном итоге к 2021-му он будет составлять для украинских женщин 60 лет.

Время отсчета пенсионного возраста напрямую связано с датой рождения. Так, в 2019 году идут на пенсию в 59 лет те женщины, которые родились не позже 30.09.1960. Верховная Рада Украины может внести новый пенсионный возраст, но только для женщин. Для мужчин этот вопрос пока не рассматривается.

В последнее время в сети интернет появились слухи о том, что пенсионный возраст отменят. Новое правительство действительно рассматривает этот вопрос. ВРУ планирует рассмотреть законопроект, который отсрочит повышение пенсионного возраста для украинских женщин до 2022 г.

Правда, вернуть выход на пенсию в 55 лет для женщин достаточно сложно. Со слов экспертов, если это сделать, то сразу появится большое количество людей, которые должны будут выйти на пенсию.

Придется выплачивать пенсии женщинам-учителям, медикам и украинкам других профессий 55-ти, 56-ти, 57-ми и 58-ми лет. Для этого необходим резкий скачок в выплатах, ввиду чего в ПФ возможно возникновение дефицита средств. Кроме этого, новое поколение вышедших на пенсию людей в 59 и 60 лет, сможет требовать компенсацию за утерянное время выплаты пенсий.

Старший научный сотрудник Института демографии и научных социсследований им. М. Птухи НАН Украины Лидия Ткаченко считает, что снижение пенсионного возраста может привести к тому, что некому будет работать.

Тем временем эксперт по соцвопросам Галина Третьякова уверена, что украинцы должны выходить на пенсию тогда, когда сами пожелают. Она имеет ввиду то, что имея 35 лет стажа в 55 лет, желающий может оформить пенсию и не работать.

И если кому-то в 70 лет захочется трудиться и получить пенсию, то это также должно иметь место. Некоторые специалисты поддерживают такое мнение. Другие не разделяют его, придерживаясь точки зрения, что если пенсионер в возрасте работает на руководящей должности, он при желании может продолжать работать на пенсии. Но только должен стать подчиненным, чтобы дать дорогу молодым.

Экс-заместитель главы ПФ Виктор Колбун, анализируя возможные новшества в пенсионной реформе, выражает уверенность в том, что пенсионерам в возрасте нецелесообразно работать на руководящих должностях.

По его мнению, они должны трудиться рядовыми исполнителями, чтобы не лишать перспективы карьерного роста молодых работников. Он также уверен, что это может послужить причиной оттока молодых украинцев на работу за рубеж.

Когда с 1.01.2019 года увеличился размер минимальных заработных плат, повысились пенсии и около 2 млн. пенсионеров. Это новшество коснулось некоторых украинцев. Увеличились пенсии у военнослужащих и тех пенсионеров, которым более 65-ти лет и у них есть полный пенсионный стаж.

1.03.2019 года состоялся автоматический перерасчет пенсий. В сентябре 2019 года стало известно, что украинцам повысят пенсии. Первая волна повышения запланирована на 1.12.2019.

В настоящее время минимальное пенсионное обеспечение соизмеряется в эквиваленте к прожиточному минимуму и составляет 1 тыс. 564 грн. С началом зимы этот размер увеличится на 74 грн. И будет составлять 1 тыс. 638 грн.

Такую пенсию получают примерно 1-1,5 млн. украинцев. Второе повышение запланировано на весну следующего года: 1.03.2020. Повысят пенсии и тем украинским пенсионерам, у которых годы по стажу выше нормы.

Напомним: на сегодняшний день в Украине около 11 млн. пенсионеров. Пенсии по выслуге лет стали получать до 1 млн. человек. Ввиду того, что у нас отменили установление минимально необходимого возраста для начисления пенсии за выслугу лет, эксперты в области социсследований оценивают увеличение числа пенсионеров, у которых выслуга лет, на 20 тыс. человек в среднем.

Подпишись на Знай в Google News! Только самые яркие новости!

Вопрос пенсионного обеспечения в Украине на протяжении многих лет остается важнейшим, требуя эффективного и грамотного решения. В течение долгого времени велись жаркие дискуссии среди чиновников и парламентариев о том, как реформировать пенсионную систему.

В результате Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий», проделав длительный путь согласований, уточнений, корректировок, был принят депутатами Верховной Рады Украины 3 октября 2017 года. В этой статье изложены основные тезисы, изменения и принципы расчета пенсий для разных категорий граждан в свете новых законодательных новшеств. В чем их суть – речь пойдет ниже.

На сегодняшний день планы по изменению пенсионной системы становятся реальностью. Благодаря принятому Закону стартовала процедура осовременивания пенсий, за которым последуют и другие нормы, прописанные в документе. Принятие этого важнейшего документа является серьезным шагом на пути реформирования пенсионной системы и сферы социального обеспечения в целом.

Население Украины, в частности, пенсионеры и те, кто вот-вот перешагнет границу пенсионного возраста, пытаются понять, чего ждать от пенсионной реформы, в чем состоит суть изменений, какие планы государства на этот счет и в какие сроки следует ждать нововведений. Разобраться в сложностях пенсионных реформ поможет эта статья, в которой изложена информация из официальных источников, мнения аналитиков и ответы на самые «горячие» вопросы.

В чем суть пенсионной реформы в Украине

Итак, еще в 2017 году в Украине стартовал первый этап пенсионной реформы, что неоднократно анонсировалось как на правительственном уровне, так и в средствах массовой информации. Более ранние версии пенсионной реформы оказывались нежизнеспособными, при всей их амбициозности не принесли ожидаемого повышения уровня пенсий и не стали гарантией обеспеченной старости для граждан Украины.

Новые шаги по реформированию стали результатом партнерства Украины с МВФ (International Monetary Fund), с которым был заключен Меморандум о сотрудничестве. В соответствии с принятым документом, Правительство Украины должно предпринять ряд существенных шагов по реформированию пенсионной системы, разработав соответствующую законодательную базу и подготовив условия для администрирования. Как известно, пенсионное обеспечение является показателем благополучности общества и экономической устойчивости государства.

Именно эти условия способствовали разработке и принятию поправок в Закон о пенсиях, за которые проголосовали народные избранники 3 октября 2017 года.

В сфере социальной политики государство обязано заботиться о своих гражданах, достигших преклонного возраста или утративших способность продолжать трудовую деятельность. Эта забота должна заключаться в регулярной выплате пенсий, размер которой обеспечивает насущные потребности лиц преклонного возраста. Как дело обстоит на самом деле, - поговорим чуть позже, а пока перейдем к сути пенсионной реформы.

Реформирование заключается во внедрении трехуровневого пенсионного обеспечения, которое до настоящего дня состоит из солидарной системы и накопительной пенсии. Если первая часть пенсионной системы худо-бедно работает в стране, то накопительные пенсии практически остаются нереализованным сектором.

В планах Правительства Украины – запуск механизма солидарной пенсии в комплексе с добровольным пенсионным страхованием, которое должно стать неотъемлемой частью всей пенсионной системы в стране:

  • солидарная система
  • общая накопительная
  • добровольная негосударственная накопительная

В планах Кабмина и профильных министерств – сокращение дефицита ПФУ, который составляет более 145 млрд грн. Этот разрыв между доходной и расходной частью покрывается средствами Государственного бюджета Украины.

Средний размер пенсий увеличится и это также приведет к росту расходной части бюджета ПФУ. Таким образом, при возросшей расходной части сокращение дефицита ПФУ можно воспринимать как существенный шаг по исправлению ситуации в пенсионном обеспечении.

Статья 26 Закона Украины «Об общем государственном пенсионном страховании», в соответствии с принятыми поправками теперь регламентирует пенсионный возраст 60 лет при наличии страхового стажа не менее 15 лет (см. таблицу).

Условия пенсии по возрасту в Украине

Право на досрочный выход на пенсию имеют женщины 1961 года рождения и старше, которые имеют необходимое количество лет страхового стажа.

Пенсионный возраст женщин в Украине

В возрасте 65 лет могут выйти на пенсию лица, имеющие на 1 января 2019 года количество лет страхового стажа, указанного в таблице ниже.

страховой стаж в Украине

На данный момент проводится существенное осовременивание пенсий, а работающим пенсионерам предоставляется право получения пенсий в полном объеме.

В чем заключается смысл осовременивания пенсий:

  • Единый показатель средней зарплаты, используемый при назначении пенсии на уровне 3764,4 грн
  • Стоимость показателя страхового стажа – 1%
  • Страховой стаж для женщин – 30 лет, для мужчин – 35 лет.
  • На переходный период для новых пенсий стоимость года страхового стажа останется 1,35%.
  • Для усовершенствования расчета пенсий предполагается их автоматический перерасчет.

Если застрахованное лицо имеет стаж 30 лет (женщины) и 35 лет (мужчины), то предусматривается пенсия на уровне прожиточного минимума. Ежегодно будет проводиться индексация пенсий: в 2019-2020 г.г – по решению Кабинета Министров Украины, начиная с 2021 года, - с учетом индекса потребительских цен.

Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты не должен превышать 10 прожиточных минимумов для трудоспособных граждан. Такая же норма предусматривается для страховых выплат лицам, утративших кормильца.

Отменяются специальные пенсии для:

  • Государственных служащих
  • Научных деятелей
  • Должностных лиц местного самоуправления
  • Прокуроров
  • Депутатов
  • Журналистов

Пенсии, которые были назначены в более ранние сроки, остаются в прежнем объеме. При недостатке страхового стажа предусматривается его «покупка» с коэффициентом 2 – до 12 месяцев и с коэффициентом 1,5 – до 24 месяцев.

Поправки в Закон о пенсиях также предусматривает целый ряд механизмов совершенствования пенсионных начислений и выплат. Это касается и возможности автоматического перерасчета без обращения в Пенсионный фонд, и упрощение проверок документов о заработной плате, других процедурных вопросов.

Виды пенсий

Пенсии подразделяются на четыре вида:

  • по достижению определенного возраста
  • по получении инвалидности
  • при потере (отсутствию) кормильца
  • военные пенсии

Пенсии, назначаемые по достижению определенного возраста, будут находиться под администрированием ПФУ, Фонд будет аккумулировать денежные средства и производить выплату пенсий.

Пенсии по инвалидности будет выплачивать Фонд социального страхования. Пенсии по утрате кормильца также будет финансировать ФСС – Фонд социального страхования Украины.

Пенсии по выслуге лет останутся только для военнослужащих, имеющих выслугу не менее 25 лет. Выслуга будет фиксированной, но взносы, уплачиваемые с фонда оплаты труда, будут перечисляться в двойном размере. По словам министра социальной политики, пенсионные выплаты военнослужащим до 60 лет будут производиться за счет средств Государственного бюджета, свыше 60 лет – за счет средств Пенсионного фонда.

В связи с увеличением пенсионного возраста в Украине стоит отметить, что в нашей стране даже после повышения пенсионного возраста этот показатель остается одним из самых низких в Европе. Например, в ряде стран пенсионный возраст составляет 60-65 лет как для мужчин, так и для женщин, а в Швеции ведется обсуждение вопроса о повышении пенсионного возраста до 75 лет.

Безусловно, не вполне корректно сравнивать социальное обеспечение достаточно благополучной Швеции и только выстраивающей свою национальную экономику Украины. Но постепенный переход на европейские социальные и жизненные стандарты является необходимым условием развития нашего общества на новом качественном уровне.

Цели пенсионного реформирования

Пенсионная реформа, кроме того, что она обусловлена требованиями Меморандума с МВФ, несет в себе механизм поступательного развития социального обеспечения в Украине. Специалисты сходятся во мнении, что пенсионное реформирование принесет ряд положительных результатов, а именно:

  • Обеспечит надежность и стабильность пенсионных выплат
  • Оптимизирует механизм управления средствами, поступающими в ПФУ
  • Стимулирует украинцев отказываться от зарплат в конвертах, чтобы своими взносами обеспечить себе пенсию по возрасту
  • Повышает сознательность граждан в части заботы о своем будущем
  • Повысит уровень жизни пенсионеров, что является самой главной целью пенсионной реформы.

Забота о пенсионном обеспечении

Одной из целей реформирования является развитие у каждого гражданина чувства ответственности за свое будущее. Перекладывать ответственность на государство, надеясь, что оно будет заботиться о человеке в старости, - несколько безответственно. К сожалению, наше государство пока не в состоянии обеспечить достойное денежное обеспечение пожилых людей.

В стране, где экономика подорвана военными действиями на востоке страны, а также олигархическими и политическими распрями, снимать с себя ответственность за собственное благополучие, мягко говоря, неразумно. Говоря словами классика, «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Эта мысль опосредованно заключена в третьей составляющей пенсионной системы, - в добровольном пенсионном страховании.

Для справки: на сегодняшний день в Украине 12 млн пенсионеров, на которых приходится 10 млн работающих граждан. Взносы в виде ЕСВ, который удерживается с фонда оплаты труда, являются источником доходной части бюджета ПФУ. Становится очевидным, что выход из «тени» выплат по заработной плате будет способствовать увеличению объема поступлений в ПФУ.

В минувшем году размер единого социального взноса был существенно снижен. Правительство надеялось таким образом ликвидировать дефицит бюджета пенсионного фонда за счет увеличения притока финансирования. К сожалению, этого не произошло, а дефицит бюджета ПФУ увеличился еще больше.

Пенсионная реформа: таблица выхода на пенсию

Ожидается, что реформирование пенсионной системы принесет пенсионерам стабильность и повышение размера пенсии.

Пенсионная реформа в Украине

Пенсионная реформа для работающих пенсионеров

Для работающих граждан пенсионная система принесет четкое понимание, что ждать при наступлении пенсионного возраста, в каком возрасте он наступит в зависимости от года рождения. Пенсионное реформирование также даст возможность работоспособным гражданам активно участвовать в добровольном пенсионном страховании, чтобы подготовиться к выходу на пенсию и обеспечить себе благополучную старость.

Со стороны государства для работающих, которые рассматриваются как потенциальные пенсионеры, следует ждать дальнейших шагов по реализации пенсионной реформы, улучшению администрирования финансовых потоков и стимулированию работодателей проводить регулярные отчисления в ПФУ.

Читайте также: