Когда была принята пенсионная реформа в россии в 2018

Опубликовано: 04.05.2024

Госдума во втором чтении одобрила проект пенсионной реформы с учетом предложенных президентом смягчений: пенсионный возраст будет поэтапно повышен с 2019 года для женщин с 55 до 60 лет, а для мужчин — с 60 до 65 лет. Законопроект в ключевом чтении поддержали 326 депутатов, 59 парламентариев выступили против реформы, один воздержался. РБК следил за трансляцией заседания на сайте нижней палаты парламента.

Ко второму чтению к правительственному законопроекту о повышении пенсионного возраста были представлены 284 поправки, следует из сводной таблицы поправок. Однако комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов (ответственный при рассмотрении законопроекта) 24 сентября рекомендовал к принятию только поправки, предложенные президентом и фракцией «Единая Россия». Правительство не представило ни одной поправки к проекту пенсионной реформы.

Все поправки президента были одобрены депутатами единогласно, «за» проголосовали 385 депутатов, противников и воздержавшихся не было. «Мы в этом вопросе с вами нашли консенсус, и все поддержали поправки президента», — отметил спикер Госдумы Вячеслав Володин, комментируя результаты голосования.

Двое депутатов от КПРФ — Валерий Рашкин и Денис Парфенов — пришли на пленарное заседание Госдумы в футболках, на которых были изображены перечеркнутые цифры 63/65. Такие параметры нового пенсионного возраста были предложены правительством в первоначальной редакции проекта пенсионной реформы. Володин в ответ отметил, что на зарплату депутата можно купить пиджак и галстук. «У нас заработная плата выше намного, чем у тех, кто нас избирал. У всех, кто в зале, зарплата позволяет купить костюм и галстук», — подчеркнул спикер нижней палаты парламента.

Поправки президента

В конце августа Владимир Путин выступил с телеобращением к россиянам, в котором поддержал пенсионную реформу и предложил к ней ряд смягчающих корректировок. Главное изменение коснулось женщин: для них президент предложил снизить предлагаемый правительством возраст выхода на пенсию с 63 до 60 лет. Путин объяснил необходимость именно так смягчить пенсионную реформу «особым, бережным» отношением к женщинам в России. Таким образом, пенсионный возраст для мужчин и для женщин будет повышен одинаково — на пять лет, переходный период продлится десять лет — до 2028 года.

Глава государства предложил предоставить право досрочного выхода на пенсию многодетным матерям, а гражданам, которым предстояло выйти на пенсию по старому законодательству в 2019 и 2020 годах, — возможность выхода на пенсию на полгода раньше нового пенсионного возраста.


Путин напомнил о не вступившей в силу норме закона о 25-процентной надбавке к фиксированной части пенсии сельским жителям и предложил начать выплачивать ее с 2019 года. Для защиты людей предпенсионного возраста (по инициативе Путина понятие предпенсионного возраста расширяется с двух до пяти лет до пенсии на время переходного периода) он предложил повысить для них пособия по безработице до 11 280 руб., а также ввести уголовную ответственность для работодателей за увольнение или отказ принять на работу предпенсионеров. Госдума во вторник, 25 сентября, одобрила в третьем, окончательном чтении соответствующие правки в Уголовный кодекс — они предусматривают обязательные работы и штраф для работодателей.

Между первым и вторым

Госдума одобрила и поправки, предложенные фракцией «Единая Россия» и поддержанные президентом. Поправками единороссов предусматривается сокращение предложенного правительством стажа, дающего право на досрочный выход на пенсию, на три года (для мужчин — с 45 до 42 лет, для женщин — с 40 до 37 лет), а также сохранение сроков назначения накопительной пенсии в старых границах пенсионного возраста (то есть с 60 и 55 лет для мужчин и женщин) для граждан, которые принимали участие в ее формировании. Согласно одобренным поправкам, Пенсионный фонд России будет передавать министерствам, региональным властям и работодателям информацию для предоставления предпенсионерам налоговых льгот, мер социальной защиты и социальной помощи. Кроме того, в ближайшие два года граждане, которые могли начать получать социальную пенсию по старому законодательству в 2019 и 2020 годах, смогут получать социальную пенсию на полгода раньше нового пенсионного возраста, следует из поддержанных Госдумой изменений пенсионного законопроекта. Согласно проекту пенсионной реформы, ​ возраст, дающий право на получение социальной пенсии, предлагается постепенно увеличивать до 65 лет для женщин и 70 лет для мужчин.


В окончательном виде новый закон о пенсионной реформе был принят с учетом предложенных поправок 27 сентября 2018 года в третьем чтении. Уже 3 октября документ был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом. Текст закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ, опубликованного на официальном интернет-портале правовой информации.

Самой значительной поправкой Президента к этому закону является снижение нового пенсионного возраста женщинам на 3 года — до 60 лет вместо изначально предложенных в законопроекте 63 лет. Также Президент предложил льготные условия по выходу на пенсию в первые 2 года действия нового закона — в 2019 и 2020 гг. (см. новую таблицу выхода на пенсию). Все президентские поправки были одобрены депутатами в ходе чтения законопроекта в Госдуме.

Таблица выхода на пенсию для мужчин и женщин

Новый график повышения пенсионного возраста с 2019 года строится с учетом следующих исходных условий:

  • Всего пенсионный возраст для женщин и мужчин будет повышен на 5 лет — соответственно до 60 и 65 лет.
  • Повышение будет происходить поэтапно — ежегодно с шагом 1 год. Начнется оно уже с 2019 года (то есть к действующему сейчас сроку выхода на пенсию уже в 2019 году будет добавлен 1 год).
  • Для граждан, которые по старому закону должны были выйти на пенсию в течение ближайших двух лет (в 2019 и 2020 году), по поручению Владимира Путина будет предусмотрена возможность выйти на пенсию на 0,5 года раньше.

Соответствующие изменения можно проиллюстрировать следующим графиком повышения пенсионного возраста по годам:


При этом примечательно, что:

  • в 2019-2022 году мужчины и женщины смогут выходить ежегодно с перерывами по полгода-год;
  • после 2022 года выход на пенсию будет происходить только по четным годам (2024, 2026 и 2028);
  • после 2028 года, когда завершатся переходные положения, выход на пенсию снова будет происходить ежегодно — и в четные годы, и в нечетные (2029, 2030 г. и т.д.).

По годам рождения соответствующие изменения выглядят следующим образом:


Таким образом, переходный период пенсионной реформы продлится в течение 10 лет — с 2019 по 2028 годы. При этом окончательно новый пенсионный возраст для женщин и мужчин будет установлен в течение 5 лет — к 2023 году.

Какие категории граждан не попадают под повышение пенсионного возраста

Изменение пенсионного возраста с 2019 года коснется не всех граждан — для некоторых категорий пенсионеров прежние правила выхода на пенсию будут сохранены (то есть для них не произойдет никаких изменений в связи с реформой пенсионного возраста):

Для тех, кто по состоянию на 01.01.2019 г. уже оформил пенсию по старости (возвращать пенсионеров с заслуженного отдыха для отработки дополнительных лет никто не планирует).

Для осуществляющих трудовую деятельность в опасных и вредных условиях труда:

  • на геологоразведочных, поисковых, изыскательных и лесоустроительных работах;
  • на подземных работах, в горячих цехах;
  • на горных работах (подземных и открытых), в добыче угля, сланца, других полезных ископаемых, строительстве рудников и шахт;
  • водителям общественного транспорта на регулярных городских пассажирских маршрутах;
  • летчикам и инженерно-техническому составу гражданской авиации и т.д.

Для граждан, имеющим право на оформление пенсии по состоянию здоровья и социальным мотивам:

  • инвалидам 1 группы, инвалидам по зрению, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам;
  • женщинам, родившим 5 и более детей, воспитавшим их до достижения 8 лет;
  • женщинам, родившим 2 и более детей, который имеют необходимый трудовой стаж в районах Крайнего Севера;
  • родителям, опекунам инвалидов с детства, воспитавших их до достижения 8-летнего возраста и другие.

Для лиц, пострадавших в результате техногенных аварий, радиационных катастроф, в том числе на Чернобыльской АЭС, ПО «Маяк».

С 2019 года изменились правила оформления льготной пенсии

Пенсионная реформа предусматривает также корректировку правил оформления досрочных пенсий для следующих «льготных» категорий граждан:

  • работников в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним;
  • медработников;
  • педагогов;
  • работников творческих профессий.

Для «северян» закон предусматривает сохранение специального стажа, но пенсионный возраст для них будет увеличен аналогично общеустановленному на 5 лет мужчинам и женщинам. То есть с 2019 года будет поэтапно увеличиваться граница периода трудоспособности, пока не будут установлены окончательные значения — 60 лет и 55 лет.

Для учителей, врачей и творческих работников требования к специальному стажу тоже будут сохранены — для досрочного выхода на пенсию по-прежнему необходимо будет приобрести от 15 до 30 лет профессионального стажа. Но законопроектом предусмотрено, что срок обращения за оформлением досрочной пенсии для них будет постепенно отодвигаться на несколько лет — начиная с 2019 года будет добавляться по 1 году (кроме 2019 и 2020 гг., когда действуют условия по льготному оформлению на полгода раньше срока). Переходный период для реализации соответствующих изменений растянется до 2023 года включительно, когда перенос срока оформления пенсии будет окончательно зафиксирован на 5 годах.

Соответствующие изменения удобнее всего проиллюстрировать следующей таблицей:


Примечание: * — Год, в котором вырабатывается необходимый специальный стаж для учителей, медработников и работников творческих профессий будет зафиксирован, но обратиться за оформлением пенсионных выплат соответствующие работники после завершения смогут по истечении еще нескольких лет (в окончательном виде, начиная с 2023 года — через 5 лет с даты выработки этого стажа).

  • 17933 просмотра

А вот ещё:

О возможностях «Больших братьев» манипуляция или контроль


Возможно ли установление тотального контроля над населением с помощью новых информационно-коммуникационных технологий в отсутствии теории социального и политического поведения?

В последнее время ведётся достаточно много разговоров о возможности использования новых цифровых коммуникаций, «больших данных» и прочих искусственных интеллектов для порабощения человечества и манипуляции им. Буквально на днях активно обсуждалась якобы осуществляемая Китаем политика по установлению полного цифрового контроля за китайским сегментом человечества. Ясное дело, что в современном транскоммуникационном мире никаким локальным фрагментом ограничиться невозможно. Следовательно, угроза не может быть ограничена никаким отдельным регионом, государством, если, конечно, не попытаться построить нечто вроде цифровой крепости, каким-то радикальным образом разграничить страны и регионы между собой.

Спору нет, цифровой вызов есть, и последствия стремительного развития цифровых и коммуникационных технологий могут быть весьма серьёзными и очень опасными. Мне уже доводилось писать о том, что современные коммуникации делают ситуацию более прозрачной, а человека в ней более открытым и беззащитным. Ни один шаг человека ли, социального, политического или экономического института ли, сделанный в новой информационно-коммуникационной среде, никуда не исчезнет, а останется практически навечно. И положение подпольщика в оккупированной нацистами стране во время Второй мировой войны было куда безопаснее, чем положение нынешнего блоггера. Расклеивание листовок с антифашистскими призывами в те времена ещё можно было осуществить тайно. Ныне – при желании, конечно, – отследить можно всё и вся.

Но в то же время не надо впадать в крайности и запугивать себя всемогуществом мировой информационно-цифровой паутины. Всего-то пару-тройку месяцев все с воодушевлением обсуждали удивительные информационно-коммуникационные технологии, которые якобы обеспечили победу Трампа. Ссылались на таинственную «Кембридж Аналитика», на мистических сингапурцев, на использование «больших данных», на то, что по профилю человека в Фейсбуке или Твиттере можно установить все его черты, ранжировать пользователей интернета и научиться манипулировать людьми с помощью, например, специально сконструированных посланий. Якобы Хиллари Клинтон был нанесён большой ущерб сообщениями, адресованными специально афроамериканцам о её спорных или откровенно неудачных высказываниях по поводу расовых проблем.

Наверное, какой-то эффект от подобной активности и был. Но уже во время дискуссии возник вопрос: если такие манипулятивные возможности новых технологий существуют, то почему они никак не проявляют себя на обычном рынке? Реальное положение дел с влиянием на потребителей, например, шоколада или владельцев автомобилей никак не свидетельствует о существовании сколь-нибудь развитой новой технологии, опирающейся на анализ больших данных и использование их в управлении потребительским поведением. Конечно же, умные и творческие люди рекламы умеют влиять и достигают больших успехов в деле продвижения товаров и брендов, но вот следов качественного прорыва, каких-то революций пока нет. Хотя, повторю, перспективы велики. К тому же люди любят обманываться и очень склонны к отказу от свободы и самостоятельности в пользу защиты и подчинённости.

Дискуссия о чудесах больших данных слегка затихла. Тем более что тема загадочных и всемогущих хакеров захватила умы преимущественно ведущих политиков, людей, замечу, как правило, немолодых и не очень просвещённых. И потому разговоры о таинственных злодеях, «хакающих» всё подряд, оказались высаженными на благодатную ментально-политическую почву, удобренную ещё Яном Флемингом и его вездесущим Джеймсом Бондом.

Так что неудивительно, что вот опять «большие данные» и их страшное могущество снова ворвались в смятённые умы современников. Теперь, правда, не в виде угрозы манипуляции, а в виде пугающего призрака тотального контроля. Если «Кембридж Аналитика» и какие-то сингапурцы якобы всем и вся манипулировали исподтишка, то теперь китайцам приписывается попытка всё контролировать с помощью так называемой системы «социального кредита» или «социального доверия». Смысл затеи предельно прост – все следы человека, оставленные им так или иначе в цифровой среде, будут собираться, обобщаться и систематизироваться. К таким следам могут относиться покупки, заказанные услуги – от спортивных до сексуальных, поездки, тексты, написанные в соцсетях, посещаемые сайты, отзывы и доносы окружающих и так далее. На основании обобщения люди будут ранжироваться и – вознаграждаться или наказываться тем или иным способом. В общем, тотальный контроль и над людьми, и над институтами.

Хочу сразу сказать, что любые власти склонны к обретению исчерпывающего знания и полного контроля над гражданами. Это не новость.

Новостью, и достаточно неожиданной, был бы успех этих попыток на основе цифровых технологий. Для этого успеха требуется много и прежде всего – умение действительно что-то определять по следам в цифровой среде. Пока что реальные успехи сводятся или к предложению рекламы, связанной с предыдущими запросами пользователя, или же к установлению традиционного полицейского контроля за теми, кто, например, активно коммуницирует с предполагаемыми террористами или же их сторонниками. В первом случае тому, кто искал информацию о велосипедах, предлагают их купить, во втором – любопытствующему маргиналу предстоит познакомиться с полицейскими, возможно, ближе, чем хотелось бы.

Причина моего скепсиса относительно применимости всех чудес цифровизации к построению эффективного тотального контроля или созданию устойчивой системы манипулирования заключается в том, что мне неизвестно о создании действительно приемлемой новой модели социальной стратификации. Я хочу ещё раз оговориться: создать систему тотального контроля и подавления можно. Тому тьма подтверждений: советская система, фашистская Германия, режим Пол Пота и Йен Сари в Камбодже, Северная Корея и так далее. В той или иной степени все эти системы были успешны в организации контроля и управления гражданами. Но инструментами этого контроля были вполне традиционные пропаганда, тайная полиция, доносы… И опирались все эти системы на вполне определённую систему социальной стратификации: род занятий, этническая принадлежность, образовательный уровень и тому подобное. Новый контроль предполагает куда более тонкие способы различения и классификации граждан.

А вот с этим пока проблемы. Так, например, велось и ведётся множество разговоров про относительно новую систему стратификации, основанную на пяти личностных чертах (факторах) – OCEAN (CANOE) – Openness to experience, Conscientiousness, Extraversion, Agreeableness, Neuroticism (открытость опыту, сознательность, экстраверсия, доброжелательность, нейротизм – перевод достаточно условен). Теоретически – а эта модель появилась далеко не вчера – умение измерять эти личностные характеристики может позволить предсказывать поведение и даже влиять на него. Вопрос, однако, в том, а насколько это верно и практически применимо? Даже если допустить, что это так – верно и применимо, – совершенно неясно, а можно ли эти параметры вычислить, опираясь на анализ совокупности данных о человеке, данных, собранных прежде всего в цифровой среде.

Грубо говоря, тонкий и изощрённый контроль/манипуляция требует столь же тонкой и изощрённой теории, сложной и многомерной матрицы, в которую это всё будет укладываться. К примеру, люди и в античности много знали о звёздном небе, назвали созвездия, увидели связь между движениями светил и изменением времён года. Но до появления ньютоновой механики и иных теорий никакое глубокое понимание устройства вселенной, никакая космонавтика не были возможны. Точно так же и мириады терабайт информации о поведении человека без новой теории его поведения могут быть или бессмысленны, или просто служить ширмой для довольно традиционной манипуляции и подавления.

Так что стоит, конечно, бояться тотальной несвободы, но цифровые технологии в её организации могут сыграть только вспомогательную роль.

В заключение хотел бы сказать, что угрозы-то, конечно, есть. И одна из самых существенных – проблема поведения людей в мире информационного потопа. Никогда ещё столько информации не обрушивалось на человека, никогда прежде люди не потребляли и не производили столько информации, как сегодня. И, похоже, завтра её будет ещё больше. И мы, как мне представляется, видим последствия этого: люди массово запутываются в потоках информации, с трудом отделяют правду от лжи, едва улавливают связи между явлениями. Конечно, эта проблема не нова: люди и прежде жили в тумане сомнительных фактов, вздорных теорий, глупых иллюзий, предвзятости и страхе новизны, подрывающей сложившуюся картину мира. Просто сегодня всё это как бы мультиплицировалось в силу необыкновенной лёгкости коммуникаций всех со всеми. И это привело к разрушению информационной иерархии и сокрушению большинства авторитетов. Как ни странно, площадь общего знания – в силу невероятного увеличения количества источников информации – только сократилась.

Ещё до недавнего времени профессиональные СМИ играли очень важную роль в создании и поддержании более или менее достоверной и понимаемой картины мира. Сегодня их роль существенно скромнее. И в этом виноваты во многом сами СМИ. Вместе с тем нужда в авторитетных информационных институтах велика. Я уже неоднократно писал, что вообще-то нужен своего рода журналистский ренессанс, если, конечно, он возможен.

Проблема манипуляции, усиления тоталитарных тенденций очень тесно связана именно с ослаблением иерархии, с падением институтов, поскольку нет ничего более податливого на манипуляции и доступного контролю, чем толпа. Информационный хаос, затопляющий мир, превращает всё человечество в ту самую толпу. А чем опасна толпа, объяснять не надо.

Из-за перемен, произошедших в конце восьмидесятых и начале девяностых годов, правительству России потребовалось реформировать пенсионную систему (ПС), которая действовала в Советском Союзе, и адаптировать ее к условиям рыночной экономики.

Советская ПС предусматривала предоставление пенсий за счет денег из госказны, тогда как в новых реалиях она оказалась нежизнеспособной. По этой причине правительство разработало масштабный план, соответственно с которым ПС должна была постепенно реформироваться до 2025 г.

Бесплатно по России

Этапы

Процесс реформирования ПС в России можно поделить на 4 основных этапа.

Развитие с 1990 года до первой реформы

В девяностых правительство приняло несколько законодательных актов, которые были направлены на то, чтобы сформировать систему обязательного пенсионного страхования (ОПС). Становление сегодняшней ПС РФ на данном этапе, в свою очередь, можно поделить на несколько важных стадий

Вступление в силу ФЗ «О пенсионном обеспечении в РСФСР» от 20 ноября 1990 г

Суть его состояла в том, чтобы ввести ОПС сотрудников организаций. Это позволило бы создать пенсионные фонды, которые гарантируют предоставление пенсионных выплат россиянам за счет взносов, совершаемых работодателем.


Таким образом, правительство надеялось подчеркнуть идею солидарности людей разного возраста, гарантировать нормальную старость людям. Уплачивать взносы нужно было обязательно. Нормы и условия совершения отчислений в фонды регламентировались государством.

Вступление в силу ФЗ «О правилах расчета и повышения пенсионных выплат» от 21 июля 1997 г. номер 113

Обусловлены изменения были тем, что зарплаты начали планомерно увеличивать. Это позволило увеличить и пенсионные выплаты. Однако после принятия данного закона пенсионное обеспечение стало зависеть от ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента).

Пенсии рассчитывались по формуле, в которой в качестве параметров выступали:

  • величина заработной платы в процентах;
  • наработанный стаж;
  • средняя зарплата гражданина;
  • средняя заработная плата по России.

Принятие решающих Федеральных законов

  • «О государственных пенсиях» от 15 декабря 2001 г. номер 166;
  • «Об ОПС» от 15 декабря 2001 г. номер 167;
  • «О трудовых пенсионных выплатах» от 17 декабря 2001 г. номер 173;
  • «Об инвестициях в накопительную часть пенсионного обеспечения» от 24 июля 2002 г. номер 111.

Главная цель принятия перечисленных законов – повышение уровня жизни россиян посредством увеличения пенсий. Соответственно с данными законопроектами, пенсии должны были быть расширены за счет накопительной части. Теперь пенсионное обеспечение стало зависеть лишь от зарплаты и объема взносов в фонд, а не от рабочего стажа.

Принятие ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. номер 400

Данный законопроект дал возможность назначать страховые выплаты россиянам, застрахованным соответственно с законодательным актом 2001 г., вне зависимости от накопительной пенсии. Страховые пенсии предназначались для россиян, которые имели проблемы со здоровьем, потеряли работоспособность, лишились кормильца.

Реформа 2015 года

С 1992 г. демографическая обстановка в России стала ухудшаться, что спровоцировало уменьшение числа работоспособных граждан. В подобных условиях правительству приходилось за счет бюджетных средств отчислять деньги в ПФР, чтобы полностью удовлетворить нужды по покрытию выплат пенсионерам. Для решения проблемы с недостатком денег правительство запланировало проведение долгосрочной пенсионной реформы.

Основным изменением стало введение страхового стажа, который позволял россиянам быть уверенными в том, что в пожилом возрасте они обязательно получать хотя бы минимальные выплаты. Однако при этом для оформления трудового пенсионного обеспечения стало необходимо наработать установленный законодательно стаж.


Еще одним изменением 2015 г. являются пенсионные баллы (ПБ), которые россияне должны были копить, будучи официально трудоустроенными. Число ПБ стало зависеть от объема взносов в ПФР, которые осуществлял наниматель.

Сторонники измененной системы подсчета пенсионного обеспечения полагали, что она достаточно эффективна для всех россиян, заботящихся о собственной старости. Однако были и те, кто не поддерживал изменения, указывал на их существенные минусы.

Так, показатель обязательного стажа начал постепенно повышаться. До 2015 г. он равнялся 5 годам, тогда как к 2024 г. он станет равен минимум 15 годам. Аналогично дело обстояло и с ПБ – в 2015 г. минимально необходимое их количество равнялось 6.6, а к 2025 г. должно стать равно 30.

Реформа 2017

В 2016-2017 гг. стали выдвигаться инициативы об увеличении возраста выхода на пенсию в Российской Федерации. Некоторые из них были согласованы с правительством и утверждены ФЗ «Об изменении некоторых законодательных актов» от 23 мая 2016 г. номер 143.

Сначала данные нововведения отразились на сотрудниках государственных структур, возраст выхода на пенсию которых в 2017 г. повысили на полгода. Тогда он стал равняться 55.5 годам для женщин и 60.5 годам для мужчин. Плановое увеличение возраста правительство намеревалось проводить поэтапно.

Еще одно изменение 2017 г. – повышение отчислений в ПФР для самозанятых граждан. Если россиянин занимался предпринимательством, он должен был своевременно ознакомиться со сведениями, касающимися величины обязательных отчислений. Также с 2017 г. администрировать страховые отчисления стала ФНС. ПФР продолжил администрировать отчисления, сделанные до 2017 г., и добровольные взносы.

Кроме того, в том же году повысилась фиксированная выплата (из-за февральской и апрельской индексаций). Это привело к тому, что размер минимального пенсионного обеспечения увеличился. Гарантированное увеличение назначалось автоматически, без участия россиян. Государственные пенсии повысились на 2.6 процента.

Пенсионная реформа 2019 года

Последние изменения произошли в текущем году — начался новый этап реформирования ПС РФ, на котором возраст выхода на пенсию будет постепенно повышаться (с 55 до 60 лет для женщин, с 60 до 65 лет для мужчин).


Нововведения касаются большей части россиян, однако предусмотрены определенные льготы для людей, занимающих должности из установленного законодательно специального перечня (врачи, актеры, учителя). Также льготные условия действуют для тех, кто живет в северных регионах; матерей с минимум 3 детьми; граждан, стаж которых превышает 42 года (для мужчин) или 37 лет (для женщин).

Изменения пока не затронули тех, кто работает на вредных производствах. Кроме того, реформа не распространяется на вопросы, связанные с пенсиями работников силовых структур, служащих армии и чиновников.

Их пенсионные права регламентируются отдельными законопроектами. По этой причине многие СМИ описывали данную ситуацию так, будто для перечисленных групп граждан пенсионный возраст вовсе не увеличивается, что расходится с действительностью.

Законодательной базой реформы считается законопроект об улучшении пенсионного законодательства (Государственная Дума приняла закон в окончательном чтении 27.09.2018 г.). Совет Федерации одобрил закон 03.10.2018 г. Тогда же Владимир Путин подписал закон.

Сегодня увеличение пенсионного возраста из-за старения населения считается общемировой тенденцией, осуществляется почти в каждой стране.

Новая реформа, разумеется, скажется и на других сторонах общественной жизни в Российской Федерации (ситуация на рынке труда, занятость, реализация национальных проектов и даже семейный уклад).

Пока что большая часть россиян отрицательно воспринимает реформу. Те, кто поддерживает изменения, считают, что данная реформа необходима для развития России в долгосрочной перспективе.

Что представляет собой пенсионная система сегодня

Сегодня российская ПС делится на 3 категории:

  1. Государственные пенсии. Государственной структурой, которая отвечает за назначение пенсионного обеспечения, считается ПФР. Государственная пенсия предоставляется россиянам из российской казны, распределяется среди людей, относящихся к определенным категориям граждан.
  2. ОПС. Сюда относятся выплаты из ПФР либо НПФ. Назначаются большей части трудоустроенных граждан по достижении ими определенного возраста.
  3. Негосударственные пенсии. Сюда относятся выплаты из НПФ. Назначены такие выплаты могут быть гражданину, который заключил договор с негосударственным фондом для обеспечения повышенного уровня жизни на пенсии. Отчисления делаются непосредственно физлицом. При этом любая фирма может гарантировать своим работникам негосударственную пенсию, заключив договор с НПФ.

Окажется ли эффективна пенсионная реформа – покажет время. Возможно, повышение пенсионного возраста приведет к положительным для российских граждан изменениям в будущем.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

Новая пенсионная реформа 2018 в России инициирована Правительством в связи с постоянно увеличивающимся дефицитом средств в бюджете Пенсионного фонда. По аналитическим сводкам Росстата численность лиц, которые смогут претендовать на пенсии, в перспективе возрастет. Чтобы текущих страховых взносов на пенсионное обеспечение хватало для выплат пенсий, необходимо либо уменьшить объем выплат пенсионерам, либо увеличить размер доходных поступлений. Правительство решило пойти по пути сокращения расходов.

Пенсионная реформа в России 2018: изменения возраста для пенсионеров

Суть нововведений изложена в правительственном законопроекте № 489161-7. Документ с поправками был одобрен Госдумой в первом чтении в июле 2018 года. Правовым актом предлагается откорректировать показатели возраста для выхода на пенсию, пересмотрев данные требования для разных категорий граждан (в том числе и для тех, кто имеет право на досрочное назначение пенсионных выплат). Изначально данный проект пенсионной реформы в России 2018 предусматривал:

  • Изменение возрастного порога, при достижении которого становится возможным выход на пенсию. Для мужчин действующий уровень 60 лет предложено повысить до 65 лет, для женщин нынешнюю возрастную планку в 55 лет увеличить до 63 лет.
  • Пенсионная реформа 2018 года в России должна начать реализовываться с января 2019 года.
  • Изменение ключевых параметров должно быть проведено поэтапно, для этой цели вводится переходный период.
  • Корректируется стаж государственной гражданской и муниципальной службы, при достижении которого гражданин вправе рассчитывать на пенсию за выслугу лет (необходимый накопленный стаж планируется увеличить до отметки 20 лет к 2026 году).

Пенсионная реформа в России 2018: последние новости

В пояснительной записке к законопроекту было указано на необходимость повышения пенсионного возраста в связи с изменением продолжительности жизни населения России в сторону увеличения, нехваткой текущих поступлений в ПФР на достойное содержание пенсионеров. Суть пенсионной реформы-2018 в России сводится фактически к сокращению численности лиц, которые имеют право претендовать на социальные пожизненные выплаты от государства.

Острая реакция общественности вынудила Президента РФ высказать свое мнение о законопроекте. Пенсионная реформа в России 2018 (Владимир Путин также прокомментировал предстоящие нововведения) должна быть реализована, но в ином виде. Глава государства предложил свои правки в действующее пенсионное законодательство. В числе его корректировок – повышение возраста выхода на заслуженный отдых для женщин до 60 лет вместо указанных Правительством 63 лет. Пенсионный возраст будет повышаться на один год ежегодно с 2019 г., установив окончательные значения с 2023 г. Для северян пенсионный возраст таким образом вырастет до 60 лет для мужчин и до 55 лет для женщин.

Дополнительно Президент предложил разрешить выйти на пенсию на полгода раньше обозначенного законопроектом срока лицам, которые по действующим правилам могли бы оформить пенсию уже в 2019 и 2020 годах. Кроме этого, к числу многодетных матерей, имеющих право на назначение пенсии досрочно, будут причислены не только матери 5 детей (выход на пенсию для них предложено оставить прежним – в 50 лет), но и те женщины, которые вырастили 3-4 детей – для них пенсионный возраст должен быть снижен на 3 и 4 года соответственно.

Сохранение пенсионных льгот предусмотрено для работников опасных и «вредных» производств, чернобыльцев, малочисленных коренных народов Севера, инвалидов и т.п. Кроме того, предложено сократить стаж, дающий право на досрочную пенсию, до 37 лет для женщин и до 42 для мужчин (сейчас это 40 и 45 лет соответственно).

Пенсионная реформа в России 2018 сегодня связана не только с обсуждением возрастных порогов для назначения пенсий. Представители Правительства высказали мнение о необходимости вносить правки в пенсионное право даже после реализации основного блока нововведений. «Переформатирования» требует вся нынешняя система расчета пенсионных выплат.

Если сейчас величина пенсии зависит от накопленного человеком количества пенсионных баллов , то в будущем эту привязку планируют отменить. Предлагается установить размер пенсионных выплат на уровне 40% от заработной платы, которой человек лишается при выходе на пенсию. Для сглаживания негативного эффекта населению предложен вариант с созданием индивидуального накопительного капитала (ИПК), который будет тратиться на содержание человека при достижении им пенсионного возраста (то есть из этого резерва будут выплачиваться ежемесячно дополнительные суммы пенсии к гарантированным 40% от заработка).

В качестве меры защиты лиц предпенсионного возраста (к «предпенсионерам» относят лиц, которым до выхода на пенсию осталось не более 5 лет) от незаконных увольнений накануне выхода на заслуженный отдых законодателями предлагается введение системы штрафов для работодателей, а также мер уголовной ответственности. Уже приняты во втором чтении поправки в УК РФ, предусматривающие наказание в виде крупных штрафов или обязательных работ для работодателя за необоснованный отказ в приеме на работу или увольнение «предпенсионера».

Чтобы будущие пенсионеры были востребованы на рынке труда и выдерживали конкуренцию с молодыми специалистами, государство планирует организовывать курсы переобучения и повышения квалификации – создание такой федеральной программы поручено Правительству. Также Президентом Путиным предложено увеличить вдвое размер пособий по безработице для лиц предпенсионного возраста, выплачиваемых в течение одного года.

Пенсионная реформа в России 2018: протесты

Предложенные Правительством РФ нововведения в пенсионное законодательство не остались незамеченными населением. Соцопросы показали неприятие озвученных мер российскими гражданами. Неоднозначно воспринята пенсионная реформа в России 2018 года – митинги о несогласии с избранным путем модернизации пенсионной системы проходили практически во всех населенных пунктах России, наиболее массовыми они были в крупных городах. По статистике социальных опросов, проведенных разными организациями, в пользу повышения пенсионного возраста высказывается не более 10% опрошенных граждан, от 80 до 92% населения не согласны с правительственными новациями.

Альтернативные законопроекты о пенсионной реформе пока не находят поддержки. Так, недавно был отклонен предложенный справедливороссами проект , предлагающий введение так называемой «13-й пенсии» (дополнительная выплата пенсионерам в конце года), снижение возраста дожития с 80 до 70 лет, а также включение в страховой стаж периода очного обучения и ухода за детьми до 3-х лет.

Пенсионная реформа 2018 года повлекла за собой ряд изменений в правилах выхода на пенсию, уставленных законом ранее. Наиболее существенным нововведением выступило повышение возрастного порога, по достижении которого трудящийся гражданин может в легальном порядке реализовать свое право на заслуженный отдых. Вдобавок закон о пенсионной реформе обладает рядом дополнительных положений, которые также не следует оставлять без внимания.

О принятии закона о пенсионной реформе

Закон о пенсионной реформе
Законопроект, включивший в себя ряд поправок для нормативных актов о порядке назначения пенсий, некоторое время находился на рассмотрении в Государственной Думе. При этом содержание нововведений не держалось в тайне. Наоборот, основные положения довольно быстро были преданы огласке, благодаря чему, предполагаемая реформа вызвала массу обсуждений в СМИ и интернете.

И вот наконец 3 октября 2018 года предварительный проект все же обрел статус Федерального Закона № 350-ФЗ. В полноценную силу корректировки и поправки вступят уже в январе 2019 года.

Основные положения

Главным нововведением реформы считается увеличение пенсионного возраста. Причем изначально предполагалось, что показатель будет повышен для мужчин на 5 лет, тогда как для женщин на целых 8 лет. Однако в итоге реформирование было несколько смягчено, и трудоспособный возраст представительниц слабого пола было решено увеличить так же на 5 лет.

В итоге возрастной порог выхода на пенсию теперь обладает следующими значениями:

  • 65 лет – для мужского населения;
  • 60 лет – для женской части.

Если же рассматривать основные положения Пенсионной реформы 2018 года более подробно, то следует остановиться на таких моментах:

  1. Многодетные матери, воспитывающие 3 детей и более, наделяются возможностью уйти на пенсию в досрочном порядке. Причем чем больше детей, тем быстрее получится воспользоваться таким правом. Например, если мать воспитывает 3-х детей, то на пенсию она может уйти раньше на 3 года. Если детей четверо – на 4 года быстрее. При наличии 5 детей и более, возрастная планка в принципе не меняется и остается на ранее зафиксированном уровне в 55 лет.
  2. Граждане, готовящиеся уйти на отдых по старости в ближайшие 2 года по прежнему законодательству, могут воспользоваться льготой. Суть привилегии заключается в возможности оформления пенсии на 6 месяцев раньше вновь установленного показателя пенсионного возраста.
  3. Предпенсионный возраст на период внедрения нововведений приравнивается к 5 годам. Причем для нанимателей устанавливается ряд санкционных мер (административного характера и, возможно, уголовного), если с их стороны поступит отказ принять на работу такого сотрудника либо будет инициировано его увольнение.
  4. Максимальное значение суммы пособия для безработных лиц предпенсионного возраста увеличивается в 2 раза и даже больше. Если сейчас размер выплаты составляет 4900 рублей, то с начала 2019 года сумма поднимется до 11280 рублей. Период выплаты – 1 год.
  5. За нанимателями официально закрепляется обязанность ежегодного предоставления сотрудникам предпенсионного возраста 2-х дней для прохождения диспансеризации. Заработная плата при этом сохраняется.
  6. Стаж для досрочного оформления обеспечения снижается на 3 года и будет равняться 37 и 42 годам для женщин и мужчин.
  7. С 01.01.2019 года начинается выплата 25% надбавки к установленному размеру страховой пенсии для лиц, завершивших профессиональную деятельность и проживающих в селе. Но при условии, что за ними числится не менее 30 лет стажа в сфере сельского хозяйства.
  8. На период реформирования пенсионной системы продолжат действие льготы федерального плана, существующие на конец 2018 года. Проще говоря, женщины и мужчины, достигшие пенсионного возраста по старому закону, сохранят возможность снятия налоговых обязательств еще до выхода на пенсию по новым правилам. В частности, граждане получат освобождение от уплаты налога на жилье, садовый участок и прочее.

И еще один момент – до дня обретения законом силы в регионах должны быть вынесены решения относительно льгот, существующих на местном уровне. Здесь идет речь о бесплатном проезде в транспорте, оплате ЖКХ, капитального ремонта, газоснабжения. А также о льготах на приобретение лекарственных средств.

Измененные правила выхода на пенсию

Измененные правила выхода на пенсию
Реформирование системы пенсионного обеспечения продлится несколько лет. Проще говоря, повышение возрастной планки будет осуществляться постепенно. Ежегодно к ранее действующему показателю пенсионного возраста будет прибавляться от 6 до 12 месяцев. В итоге, новые значения окончательно закрепятся на новом уровне только к 2023 году. Полностью реформа обретет завершение в 2028 году.

Введение корректировок будет выглядеть так:

  • в 2019 и 2020 году выход на пенсию будет производиться с перерывом в 6-12 месяцев;
  • после 2022 и до 2028 года выход на заслуженный отдых будет производиться по четным годам;
  • после 2028 года, когда промежуточный период завершится, оформление пенсий будет вновь осуществляться каждый год.

Причем для некоторых слоев населения по-прежнему будет действовать система льготного оформления обеспечения по старости, но несколько откорректированная.

Здесь идет речь о досрочной пенсии, актуальной для следующих групп:

  1. работники здравоохранения;
  2. педагоги;
  3. люди творческих профессий;
  4. граждане, работающие на Крайнем Севере и в аналогичных областях.

Для лиц последней категории сохранится специальный стаж, но вот пенсионный возраст также повысится на 5 лет. С 2019 года планка будет увеличиваться, пока показатели не достигнут новых значений – 60 лет и 55 лет.

Для медиков, учителей и работников сферы творчества стаж тоже будет сохранен. Чтобы выйти на пенсию потребуется наработать от 15 до 30 лет в рамках указанных профессий. При этом период обращения за оформлением обеспечения будет отодвигаться – с начала 2019 года к сроку будет добавляться по 1 году, исключая 2019 и 2020 годы, когда будет действовать льгота по оформлению пенсии на 6 месяцев раньше.

Важно уточнить, что работники указанных сфер смогут обратиться за оформлением обеспечения лишь по окончании еще некоторого срока после достижения стажа. В итоговом виде – спустя 5 лет. Иными словами, с 2023 года.

Кого не коснутся изменения

Кого не коснутся изменения пенсионного возраста
Отдельные категории лиц не попадут под действие измененной системы. Речь идет о тех пенсионерах, которые оформили обеспечение до января 2019 года, а также о льготниках.

Прежде всего, правила останутся неизменными для лиц, чья деятельность велась во вредных условиях, характеризующихся повышенной опасностью.

  • сотрудники горячих цехов;
  • водители транспорта (в частности, общественного);
  • летчики и авиационные инженеры-техники;
  • граждане, занятые на подземных работах (например, добыча ископаемых или подготовка шахт, рудников).

Также нововведения не коснутся граждан, обладающих правом на пенсию с социальной точки зрения и по показателям здоровья.

В рамках этой категории действие реформы не затронет:

  1. лиц со статусом «инвалид» - 1 категории и по зрению;
  2. лилипутов (гипофизарный нанизм);
  3. диспропорциональных карликов;
  4. матерей, родивших более 5 детей (при условии воспитания их до 8 лет) либо родивших минимум 2 детей, но при этом обладающих требуемым стажем в условиях работы на Крайнем Севере;
  5. родителей лиц с инвалидностью с детства, содержащих и воспитывавших их до момента наступления 8 лет.

Кроме того, пенсионный возраст не изменится для участников событий, связанных с техногенными и радиационными авариями.

Закон об изменениях в системе назначения пенсий вступит в силу в начале 2019 года. Правда весь период реформы займет несколько дополнительных лет. Окончательно внедрение изменений завершится к 2028 году. Тогда как откорректированные показатели пенсионного возраста достигнут новой отметки уже в 2023 году.

Читайте также: