Какая пенсия в бывших республиках ссср в рублях

Опубликовано: 05.05.2024


В следующем году будет ровно 30 лет как распался СССР. Бывшие страны участницы союза за эти годы прошли через экономические и политические трудности, но продолжают развиваться и совершенствоваться, только получается это не у всех хорошо. Одним из показателей благосостояния страны можно назвать пенсионеров, которые получают от государства пособия.

Пенсионеры каких бывших союзных республик получают самые большие пенсии

Недавно западные журналисты опубликовали информацию о ситуации с пенсионными выплатами в странах бывшего СССР. Удалось выяснить, что в каждой Республике пенсионеры получают разные суммы и зачастую они не дотягивают до европейского уровня. Даже пенсионерам Евросоюзной Эстонии приходится жить и на многом экономить, в отличие от продвинутых стран.

В странах, отсоединившихся от России, появилась проблема: население сокращалось из-за разных факторов и старело. Это стало причиной нехватки на всех денег с целью выплаты пособий по старости. В каждой стране справлялись с ситуацией как могли.

Внедрялись всевозможные реформы, пенсии разделяли на разные виды: обязательную, накопительную, солидарную, страховую, добровольную и так далее. Практически везде пришлось повысить пенсионный возраст.

Республика Беларусь

Буквально три года тому назад в стране приняли закон о повышении пенсионного возраста. Женщины уходят теперь на пенсию с наступлением 58-летия, для мужчин определен порог – 63 года. В республике средняя пенсионная базовая выплата составляет 7500 тысяч в перерасчете на российские деньги.

Украина


Несколько лет назад в стране произошла реформа, по которой трудовой стаж был увеличен до 25 лет. Женщина в этой стране может выйти на заслуженный отдых в 58 с половиной лет. Мужчины должны достичь 60-летнего возраста. В следующем году местные власти планируют принять закон о внедрении страховой пенсии. Здесь в среднем пенсионеры получают в перерасчете на российские рубли 4500 тысячи.

Республика Казахстан

В настоящее время женский возраст выхода на заслуженный отдых в соседней стране составляет 58 лет, для мужчин определен возраст 63. Известно, что правительство планирует принять закон и сравнять пенсионный возраста для двух категорий граждан. Поэтому женщинам придется ждать пенсии до 63 лет. Базовая пенсия в среднем составляет в перерасчете 2600 рублей. К этой сумме добавляется страховая и солидарная пенсионные выплаты.

Страны Балтии

В Прибалтийских странах, поскольку они входят в Евросоюз, пенсионный возраст уравнивают с общепринятыми стандартами. Реформа в Латвии, Литве и Эстонии все еще продолжается и итоговая цель: для всех выход на отдых с 65-летнего возраста. Несмотря на стремление быть как все, экономика этих стран отличается, следовательно, и пенсионные выплаты.

Меньше всего получают пенсионеры Литвы, если пересчитать на российские рубли, то платят им около 19 тысяч. В Латвии пенсионеры получают около 23 тысяч. Самые высокие начисления в Эстонии – почти 29 тысяч.

6 стран мира с самыми высокими пенсиями


Норвегия

Эта страна соседка России занимает шестую строчку. Здесь пенсионеры получают в перерасчете на российские деньги по 100 тысяч ежемесячно. Отличный показатель, если сравнивать с российскими пенсиями, которые в 10 раз меньше.

Панама

Пятерку лидеров по пенсионным начислениям открывает Панама. Семейная пара, состоящая из пенсионеров, может получать в этом ярком, солнечном уголке планеты примерно 120 тысяч. Этого хватит с головой, чтобы жить и не знать бед в этом прекрасном местечке. При этом следует учитывать, что правительство для пенсионеров сделала большой список льгот.

Швейцария

Многие думали, что самой богатой страной, которая обеспечивает своих пенсионеров наивысшими пособиями, будет Швейцария. Однако она находится только на четвертой позиции. Выплаты пожилым гражданам в этом государстве основываются на 3-х составляющих:

— страхование трудовой деятельности всех граждан. Эта обязательная система позволяет получить до 60% накопленных средств за время трудового стажа;

— сумма отчислений в специальные фонды на ежемесячной основе;

— система добровольных финансовых взносов. Это значит, сколько работник пожелает, столько и будет ему производиться отчислений от доходов.

Финляндия


Тройку лидеров открывает еще одна соседка России – Финляндия, у которой неплохо бы поучиться, в плане пенсионной системы в частности, и построения экономики в целом.

Около 140 тысяч в перерасчете получают местные пенсионеры каждый месяц. При начислении таких выплат, учитываются разные критерии, в том числе за чрезмерные физические нагрузки во время работы, вредное производство и так далее.

Мексика

Кто бы мог подумать, что в этом списке может оказаться эта страна. Несмотря на это, в данной стране как выяснилось специальная пенсионная система. Например, На семейную пару пожилых людей приходится порядка 140 тысяч, что для данного региона является отличным показателем. Многие люди из соседних государств ближе к пенсии стремятся получить гражданство Мексики и жить намного лучше, чем это получается в Южноамериканских странах.

Дания

Эта страна по праву занимает строчку лидера. Именно здесь пенсионные выплаты гражданам превышают в несколько раз выплаты в других странах мира. В частности, датчанин на пенсии может получать до 200 тысяч. Для большинства пенсионеров других стран такие выплаты являются пределом мечтаний, а для россиян это может показаться чем-то фантастическим.

фото 1271_3

В свете крайне непопулярной пенсионной реформы, суть которой заключается в повышения возраста, когда граждане могут обращаться за начислением материальных выплат, все чаще в обществе озвучиваются положительные мнения о системе социального обеспечения при СССР.

Многие ныне живущие граждане считают, что пенсия в советском государстве назначалась справедливее, а размер выплат обеспечивал более безбедное существовании граждан преклонного возраста, чем в наше время. Но так ли оно было на самом деле? Ответ на этот вопрос содержится в этой статье далее.

Бесплатно по России

Немного истории

На протяжении первых десятилетий существования СССР пенсии не выплачивались вовсе, а пенсионной системы в принципе не существовало. Конечно, на государственном уровне социальная поддержка нетрудоспособным оказывалась, однако в крайне ограниченной форме. Так, до наступления 1956 года выплаты получали лишь отдельные категории граждан (инвалиды, работники некоторых видов производств), однако ее размер был крайне низким, а о периодической индексации и вовсе не заводилось и речи.

Закон СССР «О государственных пенсиях», который вступил в силу в 1956 году, предполагал, что на пенсионное обеспечение по старости могут рассчитывать все советские рабочие, служащие и военные. Также осуществлялись выплаты содержания в случае утраты трудоспособности с присвоением инвалидности и по потере кормильца.

При этом данный правовой акт совершенно не учитывал интересы сельских жителей, трудящихся в колхозах. Денежные выплаты от государства им стали назначаться лишь в 1964 году, однако их суммы были значительно меньше, чем у других категорий граждан СССР.

Предполагалось, что колхозы должны сами обеспечивать бывших работников, для чего колхозниками создавались специальные фонды. Однако на практике эта система практически не работала так, как задумывалась изначально.

Закон 1956 года установил следующие критерии для возникновения права на госпенсию:

  • достижение определенного возраста (55 лет для женщин и 60 для мужчин);
  • трудовой стаж – не менее 20 лет;
  • стаж непосредственно перед выходом на отдых – не менее 3 лет.

Отдельные категории граждан, например, работники производств, опасных для здоровья, могли рассчитывать на уменьшение возраста, когда они смогут получать выплаты, на 5 лет.

Отличия в пенсиях и пенсионный возраст в республиках бывшего СССР


Следует понимать, что размер пенсии в Советском Союзе также был разным. Он непосредственно зависел от заработной платы работника, составляя определенный процент от нее.

Соответственно, говоря крайне упрощенно, чем выше зарплата, тем больше размер материальных выплат.

Какой-либо дифференциации по размеру пенсии в разных советских республиках не было, однако их экономические показатели были очень разными, равно как уровень жизни и зарплат. Так, наиболее высоким благосостоянием могли похвастаться жители Прибалтийских республик – Латвии, Литвы, Эстонии. Размер выплат у тамошних пенсионеров был наиболее высоким. Чуть меньше размер пенсий был у жителей Украины и Грузии, также считавшимися экономически развитыми частями страны.

В азиатской части государства, в частности, в Таджикистане, Киргизии, Узбекистане уровень жизни был хуже всего, поэтому и пенсию в этих республиках получали минимальную.

Возраст был установлен союзным законодательством и не различался в разных районах страны.

Было ли повышение пенсионного возраста когда-либо

Система выплаты госпенсий, которая сложилась в Союзе ССР после 1956 года, оказалась довольно прочной, однако не лишенной изъянов. К концу 80-х годов число пожилых граждан выросло практически вдвое, а это означало, что дотации союзного бюджета на их поддержку выросли в разы.

Однако пенсионный возраст не увеличивался, оставаясь на прежнем уровне до конца существования советского государства, а в России этот критерий использовался вплоть до 2019 года, когда власти решили все же поднять его.

Несколько иначе выглядела ситуация с колхозниками, которые хоть и получали государственную пенсию, однако обязанность по их содержанию по большей части лежала на самих колхозах. Возраст начала выплат не был отрегулирован союзным законодательством, а вопрос этот решался руководителями колхозных хозяйств самостоятельно.

Размер пенсии в СССР

Средняя пенсия в стране Советов составляла около 35 рублей в начале 60-х годов и 76 рублей в 80-х годах. Максимальная пенсия, которую получали работники интеллектуального труда, составляла 120 рублей.

Это было совсем немного, учитывая, что средняя заработная плата, скажем, в начале 80-х годов составляла около 150 рублей. Этой суммы хватало для удовлетворения повседневных потребностей, но не более. В принципе, пенсия советских пенсионеров была примерно сопоставима с размером выплат нынешним пожилым гражданам.

Отличалась ли сумма выплаты в зависимости от места работы и должности

От места работы зависела заработная плата и, как следствие, размер пенсионного обеспечения, составлявший 85% от нее, но не более 120 рублей в месяц. Так, наибольшие деньги получали учителя, врачи, инженеры и прочие работники умственного труда. Именно они и могли рассчитывать на максимальные выплаты.

Льготы в СССР

Как таковых льгот у пенсионеров по старости, по общему правилу, не было. Ими могли воспользоваться лишь те граждане, которые имели какие-либо заслуги перед страной и обществом.

Часть этих льгот в той или иной мере сохранилась и в наше время, это касается субсидий на оплату коммунальных услуг и проезд в транспорте.

Всеобщая пенсия в СССР начала выплачиваться только после 1956 года. Вопреки распространенному мнению, размер ее был крайне невелик и значительно зависел от уровня зарплаты, которую получал пенсионер, будучи трудоспособным. В целом, уровень пенсионного обеспечения в советском государстве был вполне сопоставим с сегодняшним.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео с интересной информацией:

После распада СССР государства, получившие независимость, начали свой самостоятельный экономический путь развития. Перспективы, на тот момент кажущиеся радужными, не в каждой стране были реализованы. Есть общие и отличающиеся моменты развития.

Страны СНГ

Расположение участников Содружества Независимых Государств

Между странами регулярно подписываются определенные договоренности. Например, в рамках СНГ существует множество соглашений, которые объединяют совместные действия по различным вопросам экономики и культуры в постсоветских странах.

Например, вопросы пенсии регулируются Соглашением, гарантирующим права граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения пенсионными выплатами.

На данном этапе культурного и экономического развития по уровню денежных окладов и пенсий страны СНГ имеют существенные различия, которые определяют потоки мигрантов между ними.

Уровень жизни в странах СНГ на данный момент имеет расхождения по таким показателям:

  • Денежным доходам населения (минимальная и средняя зарплата).
  • Социальному обеспечению населения.
  • Уровню безработицы.
  • Уровню преступности.
  • Экологическому состоянию.
  • Развитию культуры.
  • Политической стабильности.
  • Удовлетворенности жителей развитием своей страны.

Например, у каждой из стран, входящих в состав СНГ, существуют собственные законы, которые защищают потребителей. Первые такие законы были приняты в Республике Казахстан и Украине. С 1992 года в России действует закон «О защите прав потребителей».

Уровень средней зарплаты в СНГ

Работа в странах СНГ оплачивается по-разному. Лидирует в СНГ по средней заработной плате Россия. Довольно хорошо зарабатывают в Армении и высокая оплата труда в Казахстане. Хуже всего обстоят дела с зарплатами в Узбекистане и Таджикистане (Таблица 3).

С уровнем зарплат в Таджикистане можете ознакомиться на нашем сайте.

Таблица 3. Размер средней зарплаты в странах СНГ, западных государствах, США

Страна Средняя зарплата Страна Средняя зарплата (долл. США)
нац. валюта долл.
Россия 36 000 р. 557 США 3800
Молдова 6000 леев 300 Канада 3100
Украина 11500 гривен 420 Великобритания 5700
Армения 221 835 драмов 458 Германия 34 000
Азербайджан 499 манатов 312 Франция 3833
Киргизия 20 000 сомов 283 Швеция 4500
Казахстан 151 000 тенге 455 Австралия 6400
Беларусь 720,7 бел. руб. 372 Норвегия 6000
Узбекистан 1,3 млн сумов 166
Таджикистан 1150–1350 сомони 115–135
Туркменистан 617 манатов 185

Регулирование пенсионных вопросов

Приехавших жить в Россию граждан стран СНГ часто интересует, могут ли они получать пенсию на территории РФ. В этом случае обычно руководствуются законами о положении иностранных граждан в России, которые оговаривают все вопросы в данном направлении.

Пенсионное законодательство подтверждает то, что гражданам, прибывшим из СНГ и имеющим гражданство одной из его стран, должны назначаться пенсии.

Однако это происходит только в том случае, если они получили право на проживание в России. При этом международные договоры говорят о другом. Они дают иностранным гражданам больше прав на назначение пенсии (в сравнении с законами России).

Граждане стран СНГ, согласно Соглашению 1992 года, прибывающие в РФ, имеют возможность получать пенсионные выплаты согласно рабочему стажу, приобретенному на территории СССР до 13.03.1992, или после этой даты на территории стран, участвующих в Соглашении. Рабочий стаж, полученный на территории государств, подписавших Соглашение, приравнивается к страховому стажу.

Размер пенсий в странах СНГ

На первом месте по средним размерам пенсий находятся Россия, Узбекистан и Беларусь. Граждане отдельных стран не получают даже 100 долларов. Больше всего людей, получающих пенсионные выплаты в расчете на 1000 человек, — в России, Украине и Беларуси. Возраст возможного выхода на пенсию колеблется от 55 до 63 для женщин и от 60 до 63 для мужчин (Таблица 1).

Таблица 1. Размер пенсий и количество пенсионеров в станах СНГ

Страна Сумма пенсии (долл.) Количество пенсионеров на 1000 жителей Пенсионный возраст (муж./жен.)
Россия 205 294 65/60
Молдова 64 196 62/57
Украина 86 268 60/55
Армения 86 157 63/63
Азербайджан 149 135 62/57
Киргизия 110 123 60/55
Казахстан 137 155 63/58
Беларусь 152 276 63/58
Узбекистан 153 104 60/55
Таджикистан 36 74 63/58
Туркменистан 124 60 62/57

Кто имеет право получать пенсию в странах СНГ?

  • Лица, достигшие определенного возраста.
  • Лица, потерявшие кормильца.
  • Инвалиды.
  • Военные, врачи, полицейские и другие категории населения по выслуге лет.
  • Граждане, которые имеют особые знаки почета за заслуги перед государством (Таблица 2).

Таблица 2. Среднемесячная пенсия в России

Категория населения Сумма пенсии (р.)
Лица, достигшие пенсионного возраста 13 657
Потерявшие кормильца 9986
Инвалиды 13 349
Военные инвалиды и участники боевых действий 30 000

На Украине средний размер пенсионных выплат на начало 2021 года составил 2480 гривен (86 долл.). Осенью 2017 года была проведена пенсионная реформа, и в 2021 году запланировано очередное повышение. В апреле 2018 года на 3 % повысили социальные пенсии, которые на данный момент составляют около 158 долл.

В Азербайджане социальная пенсия выплачивается в размере 60 долл., пенсия в Киргизии — 45 долл., пенсионные выплаты в Армении — 33 долл., в Беларуси — 112 долл.

Цены на жилье в странах СНГ в 2020-2021 году

По ценам на жилье среди стран СНГ лидируют Туркменистан и Россия. Самое дешевое жилье в Таджикистане (Таблица 4).

Таблица 4. Цены на жилье в странах СНГ и в западных странах (за 1 кв. м)

Страна В рублях В долларах США Страна В рублях В долларах США
Россия 70 225 1016 Канада 154 000 2400
Молдова 57 000 900 США 96 000 1500
Украина 44 748 711 Испания 118 000 1870
Армения 42 000 669 Швеция 254 000 4000
Азербайджан 39 000 626 Великобритания 244 000 3800
Киргизия 41 000–51 000 650–800 Германия 179 000 2858
Казахстан 63 000 1000 Франция 239 000 3800
Беларусь 68 620 1091 Австралия 262 000 4000
Узбекистан 34 000–51 000 533–800
Таджикистан 22 000–32 000 350–500
Туркменистан 95 000 1500

Самые лучшие города для жизни в странах СНГ: Алматы, Москва, Минск, Баку и Бишкек. По общим показателям величины налогов, недвижимости с высокой прибыльностью, уровня образования, стоимости медпомощи в лидеры выходит город Алматы. По уровню доходов жителей первая тройка городов — Москва, Алматы и Минск. Об уровне оплаты труда в Минске читайте на нашем сайте.

Ситуация на рынке труда наиболее благоприятная в Минске. Здесь всего один процент безработных. В городе Бишкеке наиболее дешевая медицина. Здесь за прием у врача-терапевта придется заплатить около 6 долл., а, например, в Москве — около 15 долл.

Соблюдение прав потребителя в СНГ

Все страны СНГ, за исключением Республики Беларусь, решили возложить права защиты потребителей на уже существующие структурные подразделения. Только в Беларуси были созданы новые госструктуры по защите потребителей.

Примером гармоничного антимонопольного законодательства в сфере прав защиты потребителей является Украина. Хозяйственный кодекс этой страны определяет, что как государство она должна защищать права и интересы субъектов хозяйствования и потребителей.

Цены на продукты питания

Среднестатистические цены на продукты питания в странах СНГ (в переводе на курс доллара) не имеют существенной разницы (Таблица 5). Но если рассматривать их с точки зрения средней зарплаты, то ситуация получается немного другая (Таблица 3 в разделе Уровень средней зарплаты в СНГ и таблица 5).

Таблица 5. Цены продуктов питания (по курсу 2021 года)

Страна буханка хлеба десяток яиц литр молока один кг куриного мяса один кг гречневой крупы один кг сахара
долл. США
Россия 0,6 1 0,9 3,2 1,1 0,7
Молдова 0,6 1,1 0,95 3,2 1 0,9
Украина 0,5 0,9 0,9 3 1 0,75
Армения 0,6 1,1 0,9 3,1 1 0,8
Азербайджан 0,55 1 0,95 3 1 0,85
Киргизия 0,45 0,95 0,9 2,9 0,95 0,75
Казахстан 0,45 0,9 0,85 2,9 1 0,8
Беларусь 0,5 0,9 0,9 3,1 0,95 0,75
Узбекистан 0,45 0,95 0,9 3 0,95 0,75
Таджикистан 0,5 1 0,9 3,2 1 0,8
Туркменистан 0,55 0,95 0,9 3 0,95 0,75

Рейтинги уровня жизни в странах СНГ

Советуем посмотреть видео: показатели экономического развития стран СНГ.

Рейтинг агентства Legatum Prosperity Indexо основан не только на общих показателях развития государства, но и на особенности жизни людей, уровне заработной платы, качестве образования и др. Согласно данным этого агентства (Таблица 6), среди стран СНГ лидирует Казахстан (47 место), далее почти рядом идут Беларусь и Россия (58 и 61 соответственно). Самые последние — Азербайджан и Молдова (81 и 89).

Таблица 6. Рейтинг бывших социалистических стран по качеству жизни в 2021 году

Рейтинг стран, согласно базе Нумбео, не включает все государства, входящие в состав СНГ, но здесь можно узнать не только общие данные, но и показатели по определенным критериям развития.

Таблица 7. Уровень жизни в бывших социалистических европейских странах, согласно Нумбео

Страна Качество жизни Покупательная способность Безопасность Медицина Стоимость жилья
Чехия 153,71 75,78 70,83 75,48 47,67
Словакия 144,55 57,89 69,48 63,20 49,45
Польша 141,30 64,79 69,81 62,33 43,50
Литва 138,36 48,45 60,94 66,33 51,93
Румыния 138,19 57,40 71,47 53,84 38,71
Венгрия 125,82 41,48 61,84 52,29 47,19
Россия 91,73 45,20 54,30 56,13 44,48
Украина 87,63 25,20 49,57 49,34 29,21

Важнейший показатель уровня жизни населения — валовый национальный доход т. е. общая цена всех услуг и товаров, которые были произведены в стране за год.

Если рассматривать показатели валового внутреннего продукта (общей ценности всех товаров и услуг, произведенных жителями государства за год и выраженной в ценах конечного покупателя), то лидируют Россия и Казахстан. Наименьший он у Киргизии (Таблица 8).

Таблица 8. ВНП и ВВП в 2021 году

Страна ВНП в 2021 ВВП в 2021
РФ 9720 1 425 703
Молдова 2120 7513
Азербайджан 4760 46 455
Киргизия 1100 6714
Казахстан 8710 154 947
Армения 3760 11 006
Таджикистан 1110 9662
Беларусь 5600 53 200
Узбекистан 2220 70 841
Украина 2310 98 629
Туркменистан 6670 37 762

В целом, по прогнозам МВФ на 2021–2020 гг., в СНГ ожидается рост экономики чуть больше чем на 2 %.


  • ДЕТИ, СЕМЬЯ
    • алименты
    • военная служба по призыву
    • детские пособия, уход до 3 лет
    • детский сад
    • материнский капитал
    • многодетная семья
    • ювенальщина
  • ЖИЛЬЁ, КОММУНАЛЬН. УСЛУГИ
    • жильё. капремонт МКД
    • жильё. приватизация
    • жильё. расселение
    • жильё. управление МКД
    • оплата коммунальных услуг
      • субсидии на коммунал. услуги
  • ЗДОРОВЬЕ
    • гос. здравоохранение
    • здоровье. диеты, фитнес
    • здоровье. опасные симптомы
    • здоровье. самолечение
  • ИНВЕСТИРОВАНИЕ
  • КРЕДИТЫ, ИПОТЕКА
  • ЛИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ
  • НАЛОГИ
    • налог на имущество
    • налоговые вычеты
    • транспортный налог
  • НАСЛЕДСТВО
  • НЕДВИЖИМОСТЬ
    • заработать на недвижимости
    • земельные участки
    • нотариус
    • покупка недвижимости
    • продажа недвижимости
    • ремонт, перепланировка
    • сдача, аренда недвижимости
    • строительство долевое
  • ОБРАЗОВАНИЕ
  • ОБЩЕСТВО
  • ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
  • ОТПУСК, КАНИКУЛЫ, ТУРЫ
  • ПЕНСИЯ
    • баллы, фиксированная выплата
    • доплаты к пенсиям
    • жизненные ситуации пенсионера
    • новое в пенсионных законах
      • предпенсионеры
    • пенсия безработным
    • пенсия военнослужащим
    • пенсия врачу, учителю, артисту
    • пенсия для ИП и самозанятых
    • пенсия досрочно
    • пенсия досрочно северянам
    • пенсия досрочно, списки 1 и 2
    • пенсия иностранцам
    • пенсия матерям
    • пенсия накопительная, НПФ
    • пенсия осужденным
    • пенсия при потере кормильца
    • пенсия социальная, инвалидам
    • работающие пенсионеры
    • страховой стаж, суммирование
  • ПОСОБИЯ, ЛЬГОТЫ
    • пособие по уходу за больным
    • пособия безработным
    • пособия ветеранам
    • пособия инвалидам
    • пособия пенсионерам
    • пособия по беременности
    • пособия семьям
    • субсидии
  • РАБОТА, ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕН.
    • безработица
    • временная нетрудоспособность
    • зарплата, рабочее время
    • индивид. предприниматели
      • самозанятые
    • новое в труд. законодательстве
    • отпуск трудовой, учебный
    • труд во "вредных" условиях
    • трудовой стаж
    • трудовые споры
    • трудоустройство
    • увольнение
  • СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
    • соцзащита безработных
    • соцзащита детей-сирот
    • соцзащита инвалидов
    • соцзащита семьи
  • ТЕХНИКА БЫТОВАЯ
  • ЮРИДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
    • покупка имущества
    • права пассажиров
    • раздел имущества

Пенсия гражданам, приехавшим в Россию из государств СНГ


Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России, имеют право на страховую пенсию наравне с российскими гражданами, при соблюдении ими условий, предусмотренных российским пенсионным законодательством.

Содержание статьи:

Развал СССР, происшедший из-за преступной политике верховной власти страны под руководством Горбачёва, коренным образом изменил жизнь граждан бывшего Советского Союза, отбросив все социальные достижения предыдущих поколений на многие десятилетия назад.
В силу определенных процессов, возникших в ставших независимыми республиках, граждане были вынуждены по различным причинам переезжать из одного государства СНГ в другое. Переезды, которые и сами по себе достаточно сложное дело, усугубляются для переезжающих граждан массой сложностей, возникавших у них в бытовых, правовых и социальных сферах по новому месту жительства, в том числе и в сфере пенсионного обеспечения.

Законодательная основа гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение

В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.

С целью урегулирования сложностей, возникающих у граждан в сфере пенсионного обеспечения, государства — участники СНГ заключили «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Это соглашение не подписали республики Азербайджан и Грузия.

«Соглашение» по своей сути является всего лишь рамочным документом, в котором установлены основные принципы пенсионного обеспечения граждан. Главным постулатом достигнутого Соглашения стало утверждение, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в странах СНГ, и членов их семей должно осуществляться по законодательству того государства, на территорию которого они пребывают.
Каждое государство непосредственно отвечает за пенсионное обеспечение своих граждан.

В дополнении к «Соглашению» между Правительством РФ и правительствами некоторых бывших союзных республик СССР (Беларусь, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония) заключены отдельные двусторонние соглашения в области гарантии прав граждан.

Гражданам, приехавшим в Россию на ПМЖ из союзных республик бывшего СССР, с которыми не заключено двухстороннее соглашение о пенсионном обеспечении, пенсия назначается на основании российского законодательства, при этом периоды работы на территории других государств после 13.03.1992 года в трудовом стаже не учитываются .

Действие «Соглашения о гарантиях прав граждан…» от 13.03.1992 года распространяется на трудовой стаж выработанный в период существования СССР.
В соответствии пункта 2 статьи 6 «Соглашения…» гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Обязательное условие для назначения пенсии иностранным гражданам

Основополагающим условием для применения международных соглашений о гарантии прав граждан на территории России является факт постоянного проживания гражданина на российской территории, этот факт может подтверждаться:
★ паспортом гражданина Российской Федерации с указанием регистрации по месту жительства;
★ видом на жительство (для иностранного гражданина или лица без гражданства), с отметкой о регистрации по месту жительства;
★ свидетельство о регистрации по месту пребывания.

Условием постоянного проживания в России для иностранного гражданина является получения вида на жительство, которое выдается не ранее истечения шести месяцев с даты получения «Разрешения на временное проживание» на территории Российской Федерации (кроме граждан Белоруссии) со сроком действия 5 лет. Разрешение на временное проживание выдает отделение миграционной службы по прошествии полугода от даты обращения за ним.
Процедура получения вида на жительство длится более года (кроме граждан Белоруссии).

Подсчет страхового стажа у граждан, прибывших в Россию из стран СНГ (кроме граждан Белоруссии)

Из содержания «Соглашения» следует, что при определении продолжительности трудового стажа в него должны засчитываться периоды трудовой деятельности, протекавшие на территории любого государства подписавшего «Соглашение», в том числе и периоды работы на территории бывшего СССР.
Для граждан, прибывших в Россию из государств СНГ — участников «Соглашения», при назначении пенсии в их трудовой стаж включаются периоды трудовой деятельности, имевшие место до 1.03.1992 года на территории СССР и периоды их работы после этой даты на территории государств СНГ, подписавших «Соглашение».

При этом страховой стаж на соответствующих видах работы (льготный стаж), наработанный в других странах подписавших «Соглашение», приравнивается к соответствующему российскому страховому стажу на соответствующих работах в соответствии российского законодательства (Распоряжение правления ПФР от 22.06.2004 №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительство в РФ из государств — Республик бывшего СССР).

У граждан, прибывших из государств, не подписавших это соглашение, при назначении пенсии принимается во внимание только тот трудовой стаж, который приобретен на территории таких государств за время до 01.01.1991 года.

Стаж работы, имеющийся у граждан, прибывших в РФ после 01.01.2002 года , может быть включен в подсчет страхового стажа для получения российской пенсии только при условии, что за этот период были уплачены страховые взносы в пенсионный орган той станы, на территории которой выполнялась трудовая деятельность и между этой страной и Россией заключено дополнительное двустороннее соглашение о пенсионном обеспечении граждан. Такие периоды будут включены в страховой стаж при наличии справки об уплате страховых взносов из пенсионного фонда страны, где осуществлялась трудовая деятельность.

Гражданам, прибывшим в РФ из Литвы, Молдавии и Грузии, трудовой стаж, приобретенный ими в этих республиках в период существования СССР по 31.12.1990, учитывается по законодательству России. А периоды работы на территории этих республик после 01.01.1991 года учитываются в страховом стаже на основании справок об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение (социальное страхование).

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Белоруссии

Для граждан, прибывающих в РФ из Республики Беларусь, как Союзного с Россией государства, предоставлены исключительные возможности получения вида на жительство без предварительного получения Разрешения на временное проживание в РФ. Они могут обращаться за видом на жительство сразу после постановки на миграционный учет по месту нового пребывания в России, а срок получения вида на жительство сокращен для них до трех месяцев.
Назначение пенсии гражданам, прибывшим из Белоруссии, осуществляется в соответствии Договора между РФ и РБ «О сотрудничестве в области социального обеспечения» от 24.01.2006 года.
Этот договор основан на принципе пропорциональности. Пенсия гражданам назначается и выплачивается с учетом трудового стажа наработанного гражданином на территории соответствующей стороны этого договора.

При исчислении страхового стажа производится суммирование стажа выработанного гражданином на территориях обеих государств. Причем подсчет и подтверждение стажа производится по пенсионному законодательству того государства, в котором приобретен соответствующий стаж.
Граждане, по своему желанию, могут подать заявление о назначении и выплате им пенсии в соответствии того пенсионного законодательства, гражданами которого они являются. В таком случае положения Договора от 24.01.2006 года не будут применяться.

Договором установлен следующий порядок назначения и выплаты пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (статья 23 Договора):

★ за периоды трудовой деятельности на территории бывшего СССР, имевшие место до 13.03.1992 года, пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого постоянно проживает гражданин, обратившийся за назначением пенсии;
★ за работу граждан, в период после 13.03.1992 года, на территориях РФ и РБ, каждое государство в отдельности исчисляет и выплачивает гражданам пенсию, в соответствии страхового стажа, приобретенного гражданами на его территории. То есть Россия будет отвечать только за стаж, который гражданин приобрел на её территории, а Беларусь за стаж, приобретённый у неё.

Периоды работы после 13.03.1992 года, имевшие место на территории третьих государств , не засчитываются ни в страховой, ни в общий трудовой стаж.

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Казахстана

Так как Республика Казахстан не заключила двустороннего соглашения с Российской Федерацией о пенсионном обеспечении и взаимозачете страховых взносов, пенсия гражданам, прибывающим в Россию из Казахстана на ПМЖ, устанавливается с учетом российского законодательства и Соглашения между странами СНГ от 13.03.1992 года.
При назначении пенсии будет учитываться только стаж работы в Казахстане за период до 2002 года, в том числе и советский период. При этом период работы в СССР будет подвергнут валоризации (размер пенсионного капитала увеличится на 10%).

Стаж работы на территории Казахстана после 01.01.2002 года не будет приниматься во внимание при назначении пенсии в России, по тому как в соответствии российского законодательства в период после 2002 года страховой стаж учитывается только при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России.

Пенсионное обеспечение граждан прибывших из Украины

О пенсионном обеспечении граждан прибывших из Украины подробно описано в статье .

О пенсиях в странах бывшего СССР

Ситуация с пенсиями в странах бывшего СССР далека от идеальной. Россия лидирует по уровню развития пенсионного обеспечения, остальные лишь пытаются ее догнать.

Ситуация с пенсиями на постсоветском пространстве отличается от развитых стран, увы, в худшую сторону. После распада Советского Союза новым независимым государствам досталась одна на всех неэффективная пенсионная система и далеко не равные по возможностям экономики для обеспечения выплат. Понятно, что в первые годы независимости минимальная пенсия в России, например, составляла около 30 долларов в месяц. Сейчас национальные законодательства СНГ предполагают их повышение. На первом месте находится пенсионная система России, хотя до уровня США и Европы еще далеко.

Пенсия в России благодаря высоким ценам на нефть выше, чем прочие пенсии в СНГ. Средний размер пенсии в России в 2013 году составит порядка 330 долларов (10,4 тысячи рублей). Но все равно это не дотягивает до западных 1000-2000 долларов в месяц. На втором месте Казахстан с 280 долларами в месяц, на третьем – Белоруссия с 230 долларами. В конце списка среднеазиатские государства – Киргизия и Таджикистан, чьи пенсионеры довольствуются 90 и 35 долларами в месяц соответственно.

Зато пенсионный возраст повышается: в большинстве стран СНГ он сейчас составляет 60-62 года для мужчин и 57-58 лет для женщин, и это не предел. Исключение – Россия, Белоруссия и Узбекистан, где пока сохраняются "советские" 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, но дискуссии о необходимости повышения все равно не утихают.

Во всех постсоветских странах действуют системы обязательного пенсионного страхования – распределительные и накопительные, но их сочетания различны. Если в России накопительная часть пенсии уже работает, то на Украине она пока не введена. Пенсии на Украине примерно втрое ниже, чем в РФ, но индексируются чаще. В Белоруссии распределительная система полностью солидарная, финансируется за счет страховых взносов и бюджетных средств, а накопительная схема обязательна лишь для финансирования профессиональных пенсий. Для управления всем этим в России и Украине существуют специальные пенсионные фонды. Пенсия в Белоруссии находится в ведении подразделений Министерства труда и соцзащиты.

Среди стран Средней Азии на первом месте по уровню развития пенсионной системы стоит Казахстан. Пенсия в Казахстане начисляется по накопительному принципу, а распределительная система действует лишь в отношении пенсий, назначенных до 1998 года. Однако подводные камни есть и здесь – для пенсионеров, не накопивших в течение трудовой деятельности достаточной суммы, НПФ предлагает лишь выплаты платежи до исчерпания накопленного уровня, исходя из установленного срока дожития в 79 лет. Затем он может лишь получать минимальную пенсию от государства. В Узбекистане накопительная система начала действовать с 2005 года, однако отчисления со стороны работников и работодателей невелики из-за применения серых зарплатных схем. Поэтому пенсии в Узбекистане минимальные и выплачиваются нерегулярно.

В Туркмении в середине 2000-х годов пытались урезать или вовсе отменить пенсию для части граждан, однако затем вернулись к распределительной системе. В 2013 году страна начала переход к условно-накопительной системе, но говорить о результатах пока рано. В Киргизии есть Соцфонд, выплачивающий базовую пенсию, и накопительный фонд, куда отчисляют взносы все сравнительно молодые работники. Эти накопления можно инвестировать, а в случае смерти получателя их могут наследовать родственники.

Кавказские республики – Азербайджан и Армения – пока пользуются классической распределительной системой, но пытаются перейти к накопительным схемам. Помех здесь немало: это и несовершенство законов, и большая доля теневой экономики, и отсутствие каких-либо возможностей для инвестирования внутри страны. Пока же пенсия в Армении ниже, чем в Азербайджане, поскольку экономика Армении не имеет нефтяной подпитки, и во многих секторах теневая. В Грузии пенсионной системы как таковой нет – пожилые граждане получают от государства минимальные пособия за счет госбюджета безо всяких фондов и социального страхования.

Особняком стоят страны Балтии, которые в СНГ не входят. Пенсионные системы там приближены к европейским и включают в себя три уровня — распределительную и накопительную части, а также частные пенсионные фонды. Но на фоне экономического кризиса и дефицита рабочих рук обеспечивать баланс становится все сложнее, поэтому все чаще звучат слова о необходимости реформ и увеличении пенсионного возраста.

Возможность добровольного пенсионного обеспечения для тех, кто желает получить дополнительный доход, есть не везде. В том же Азербайджане или Туркмении НПФ пока отсутствуют, как, собственно, и реально работающий фондовый рынок. Там же, где НПФ есть, проблемой являются недостаток инструментов для инвестирования и невозможность вкладывать в зарубежные активы.

Таким образом, пенсионная система в России на сегодняшний день работает лучше, чем у соседей по СНГ. Российские будущие пенсионеры реально могут воспользоваться накопительной пенсией системой, а для тех, кто хочет дополнительно увеличить будущую пенсию, действуют негосударственные пенсионные фонды, например, НПФ Сбербанка. Они работают под строгим контролем со стороны государства, поэтому россиянам не стоит опасаться за свои вложения.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: