Когда будет объединение фондов социального страхования и пенсионного

Опубликовано: 02.05.2024

Представили концепцию цифровой трансформации социальной сферы до 2025 года.

Правительство оптимизирует работу ПФР и ФСС

Правительство реорганизует структуру и функции двух из трех внебюджетных фондов — Пенсионного фонда России (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС), это следует из представленной вчера концепции цифровой трансформации социальной сферы до 2025 года. Основой для реформы работы фондов станет создание единой цифровой платформы, которая позволит объединить все существующие в социальной сфере информационные системы, чтобы оказывать социальные услуги населению в проактивном режиме и в электронной форме.

Правительство представило концепцию цифровой трансформации социальной сферы до 2025 года — документ был опубликован вчера после профильного совещания премьер-министра с вице-премьерами.

Он, с одной стороны, «переупаковывает» уже существовавшие цифровые инициативы в этой отрасли, с другой — устанавливает новые цели для ее развития по модели «социального казначейства». Одной из них, в частности, является реформа двух из трех внебюджетных фондов — ПФР и ФСС.

Как указано в концепции, РФ необходимо адаптировать социальную сферу к «новым цифровым реалиям» с учетом новых возможностей для цифровизации, лучших практик госуправления и растущих ожиданий со стороны граждан. Необходимость цифровизации социальной сферы также вызвана большим числом получателей и большой вариативностью мер поддержки. По данным правительства, только в 2020 году поддержку на общую сумму почти 12 трлн руб. получили около 75 млн человек (большая часть, около 40 млн, — это пенсионеры), которые в совокупности подали более 100 млн обращений о ее назначении на федеральном и более 250 млн обращений на региональном уровнях. Всего же в РФ сейчас существует более 387 видов социальной поддержки.

Основой для реформирования процесса предоставления социальных услуг, согласно документу, станет создание единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере.

Она должна будет объединить все существующие сейчас профильные цифровые проекты: от электронного листка нетрудоспособности ФСС до выдачи электронного сертификата на материнский капитал ПФР, информационные системы Минтруда, ПФР, ФСС, а также учреждений медико-социальной экспертизы. В перспективе это позволит единой платформе сформировать реестр получателей социальных услуг, на основе которого станет возможным проактивное автоматическое предоставление мер поддержки.

Для взаимодействия с их получателями на основе единой платформы появится единый контакт-центр взаимодействия с гражданами, а также личные кабинеты.

Аналогичный реестр и личные кабинеты будут созданы и для страхователей (то есть для работодателей, уплачивающих социальные взносы) — они помогут учитывать их обязательства по отношению к застрахованным. Поэтапно на новую платформу будут переведены все процессы по назначению и предоставлению мер социальной поддержки — как федеральные, так и региональные. При этом функция назначения и выплаты последних остается в ведении властей субъектов только частично — управлять выплатой ряда региональных мер через единую платформу будет ПФР.

Фонд начнет соответствующий пилотный проект с участием семи регионов уже в этом году. В результате к 2025 году, согласно целям концепции, россияне смогут получить 80% социальных услуг в электронном виде, время их ожидания должно будет сократиться в два раза, а число необходимых для оформления документов — на 60%. Впрочем, как указано в концепции, создание единой цифровой платформы не отменит возможность личного визита граждан при назначении мер поддержки.

Обновленные центры их приема, работающие в режиме «одного окна», будут создаваться на базе объединенных региональных офисов ПФР и ФСС или местных МФЦ. Сами же федеральные фонды, как указано в концепции, ожидает реорганизация структуры и функций.

Хотя формально, и как подтверждают источники «Ъ» в правительстве, дискуссия о параметрах объединения фондов все еще идет, с учетом реализации концепции такая постановка вопроса сама по себе становится все менее значимой.

Создание единой платформы и так уже предполагает объединение их наиболее важных составляющих — информационных систем, ее запуск также существенно сократит потребности в администрировании начислений. В результате при решении вопроса о будущем фондов все важнее станет более глобальный контекст, в котором они вынуждены будут функционировать в перспективе. Так, в рамках создания проекта «Новый общественный договор» может быть предложено объединить их в единую организацию с новым правовым статусом — например, публично-правовой компании с совместным управлением государства, объединения работодателей и профсоюзов.

Впрочем, о том, когда и в какой форме это произойдет и произойдет ли вообще, документ не говорит ничего. И из него не следуют сроки, в течение которых это может быть объявлено. Во всяком случае, вряд ли правительство, имеющее возможности сейчас заниматься именно цифровой частью будущей реформы, а не формальностями, заинтересовано в том, чтобы объявлять о реформах накануне выборов в Госдуму.

Правительство реорганизует структуру и функции двух из трех внебюджетных фондов — Пенсионного фонда России (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС), это следует из представленной вчера концепции цифровой трансформации социальной сферы до 2025 года. Основой для реформы работы фондов станет создание единой цифровой платформы, которая позволит объединить все существующие в социальной сфере информационные системы, чтобы оказывать социальные услуги населению в проактивном режиме и в электронной форме.

Правительство представило концепцию цифровой трансформации социальной сферы до 2025 года — документ был опубликован вчера после профильного совещания премьер-министра с вице-премьерами. Он, с одной стороны, «переупаковывает» уже существовавшие цифровые инициативы в этой отрасли, с другой — устанавливает новые цели для ее развития по модели «социального казначейства». Одной из них, в частности, является реформа двух из трех внебюджетных фондов — ПФР и ФСС.

Как указано в концепции, РФ необходимо адаптировать социальную сферу к «новым цифровым реалиям» с учетом новых возможностей для цифровизации, лучших практик госуправления и растущих ожиданий со стороны граждан. Необходимость цифровизации социальной сферы также вызвана большим числом получателей и большой вариативностью мер поддержки. По данным правительства, только в 2020 году поддержку на общую сумму почти 12 трлн руб. получили около 75 млн человек (большая часть, около 40 млн,— это пенсионеры), которые в совокупности подали более 100 млн обращений о ее назначении на федеральном и более 250 млн обращений на региональном уровнях. Всего же в РФ сейчас существует более 387 видов социальной поддержки.

Она должна будет объединить все существующие сейчас профильные цифровые проекты: от электронного листка нетрудоспособности ФСС до выдачи электронного сертификата на материнский капитал ПФР, информационные системы Минтруда, ПФР, ФСС, а также учреждений медико-социальной экспертизы. В перспективе это позволит единой платформе сформировать реестр получателей социальных услуг, на основе которого станет возможным проактивное автоматическое предоставление мер поддержки.

Как правительство запустило новый эксперимент по поиску и автоматизации помощи нуждающимся

Для взаимодействия с их получателями на основе единой платформы появится единый контакт-центр взаимодействия с гражданами, а также личные кабинеты. Аналогичный реестр и личные кабинеты будут созданы и для страхователей (то есть для работодателей, уплачивающих социальные взносы) — они помогут учитывать их обязательства по отношению к застрахованным. Поэтапно на новую платформу будут переведены все процессы по назначению и предоставлению мер социальной поддержки — как федеральные, так и региональные. При этом функция назначения и выплаты последних остается в ведении властей субъектов только частично — управлять выплатой ряда региональных мер через единую платформу будет ПФР. Фонд начнет соответствующий пилотный проект с участием семи регионов уже в этом году. В результате к 2025 году, согласно целям концепции, россияне смогут получить 80% социальных услуг в электронном виде, время их ожидания должно будет сократиться в два раза, а число необходимых для оформления документов — на 60%.

Обновленные центры их приема, работающие в режиме «одного окна», будут создаваться на базе объединенных региональных офисов ПФР и ФСС или местных МФЦ. Сами же федеральные фонды, как указано в концепции, ожидает реорганизация структуры и функций.

Хотя формально, и как подтверждают источники “Ъ” в правительстве, дискуссия о параметрах объединения фондов все еще идет, с учетом реализации концепции такая постановка вопроса сама по себе становится все менее значимой. Создание единой платформы и так уже предполагает объединение их наиболее важных составляющих — информационных систем, ее запуск также существенно сократит потребности в администрировании начислений. В результате при решении вопроса о будущем фондов все важнее станет более глобальный контекст, в котором они вынуждены будут функционировать в перспективе. Так, в рамках создания проекта «Новый общественный договор» может быть предложено объединить их в единую организацию с новым правовым статусом — например, публично-правовой компании с совместным управлением государства, объединения работодателей и профсоюзов.

Впрочем, о том, когда и в какой форме это произойдет и произойдет ли вообще, документ не говорит ничего. И из него не следуют сроки, в течение которых это может быть объявлено. Во всяком случае, вряд ли правительство, имеющее возможности сейчас заниматься именно цифровой частью будущей реформы, а не формальностями, заинтересовано в том, чтобы объявлять о реформах накануне выборов в Госдуму.

В России вновь обсуждаются планы по объединению ПФР, ФСС и ФОМС в одно ведомство. Как быстро может произойти слияние, с какими временными сложностями при создании нового фонда могут столкнуться предприятия и какие выгоды сулит бизнесу «фондовая реформа»? Журнал «Расчет» попросил экспертов высказать свое мнение относительно создания одного фонда.

В середине февраля газета «Известия» со ссылкой на собственные источники сообщила, что назначение на пост председателя правления Пенсионного фонда России Андрея Кигима, который ранее занимал должность главы Фонда социального страхования, связано с вероятной реформой внебюджетных фондов, а именно со слиянием двух ведомств, ПФР и ФСС (а возможно, и трех вместе с ФОМС), в одно.

Отмечается, что Фонд социального страхования за последние годы показал хорошие практические результаты в цифровизации собственных процессов и работы с плательщиками, указывают источники газеты. Именно эти показатели стали краеугольными при назначении нового главы ПФР. Отметим, что обсуждение вопроса о вероятной реформе фондов ведется в России уже несколько лет.

Будущие изменения

Оксана Васильева, кандидат юридических наук, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, объясняет:

Говорить о таких слияниях начали достаточно давно, с начала 2018 года. Думаю, объединение ПФР и ФСС произойдет практически со стопроцентной вероятностью. Возможность слияния нового фонда с ФОМС также весьма высока, но, скорее всего, это присоединение будет отложено на вторую очередь.

Первоначальная цель будущей реформы – проверить, как новая структура может работать.

Дополнительно при объединении двух фондов можно протестировать единую цифровую систему.

Оксана Васильева говорит:

По моему мнению, ожидать слияния ФСС и ПФР следует не раньше середины следующего года, второго – объединенного фонда с ФОМС – не раньше середины 2023 года. Для столь масштабного государственного процесса потребуются множественные изменения и нововведения. Нужно проработать и внести соответствующие изменения в нормативную базу, регулирующую работу фондов, решить кадровые вопросы, обеспечить качественный документооборот – как бумажный, так и электронный, провести информирование населения. Именно эти задачи и будут решаться в указанные сроки.

С тем, что возможная реформа состоится, согласен и Сергей Зайнуллин, кандидат экономических наук, доцент кафедры Национальной экономики РУДН, генеральный директор консалтинговой компании «Астахов, Хорошев, Зайнуллин и партнеры».

Сергей Зайнуллин говорит:

Мера по объединению внебюджетных фондов верная. Фактически они возлагают на предпринимателей и организации дополнительную дублирующую друг друга отчетность, увеличивая трудозатраты бизнеса. Оправданность этой отчетности далеко не очевидна, ведь функцию по сбору средств осуществляют налоговые органы, а с задачами по начислению пенсий, социальных выплат вполне могут справляться Министерство труда и соцзащиты России и уже существующие органы соцзащиты на региональном и местном уровнях. Сроки проведения реформы зависят от политической воли, при наличии которой для передачи баз данных и документации в органы соцзащиты и соблюдения трудового законодательства в отношении сотрудников Фондов достаточно трех месяцев. В реальности в российских условиях вполне возможно данную реформу реализовать за шесть месяцев.

Сильные и слабые стороны

Выгода государства от объединения – экономия бюджета.

Оксана Васильева объясняет:

Сейчас все три фонда являются дефицитными и получают прямую поддержку из Фонда национального благосостояния. Самый большой дефицит бюджета у ПФР – практически полтриллиона рублей. В условиях бюджетного дефицита и стремительного старения поколения 1970-х годов, пандемии и связанных с нею проблем основная задача государства – снижение расходов. Это будет достигнуто за счет сокращения административных издержек: уменьшения количества сотрудников, упразднения отдельных филиалов и так далее.

Сергей Зайнуллин комментирует:

Внебюджетные фонды требуют значительные средства на свое содержание. В частности, исходя из бюджета Пенсионного фонда на 2021 год расходы на выплату пенсий составляют 8,3 триллиона рублей, а административные расходы на содержание самого Пенсионного фонда составляют 124 миллиарда рублей. С учетом повышения пенсионного возраста и периодических реформ в этой области, постоянно меняющихся правил начисления пенсий следует признать, что концепция отделения пенсий и соцрасходов от бюджета и создания отдельных внебюджетных фондов показала свою неэффективность.

По оценкам экспертов, цифровизация фондов на сегодняшний день завершена примерно на 70%–80%, и этот показатель можно назвать хорошим. Однако возможная реформа замедлит этот процесс, в первую очередь по причине слияния технологических процессов, переноса данных, унификации хранящихся в ведомствах данных. Объединение фондов потребует большого объема инженерно-технической работы, выполнение которой будет приоритетным, так как от скорости и качества обработки данных во многом зависит качество оказываемых государственных услуг.

Интересы бизнеса

Можно ли уже сейчас оценить плюсы и минусы объединения фондов для компаний? Наиболее актуальный вопрос – это унификация передачи данных.

Виктор Миронов, управляющий директор Консультационной группы «ТИМ», говорит:

В 2017 году администрирование страховых обязательных платежей вернулось к налоговым инспекторам, при этом отчетность компаниями по-прежнему сдается в фонды, что может вызывать сложности. В частности, электронный документооборот необходимо настраивать отдельно и с Налоговой службой, и с Пенсионным фондом, что, конечно, не очень удобно.

Так что одним, и немаловажным, положительным аспектом объединения фондов для бизнеса будет сокращение бюрократической волокиты.

Оксана Васильева уточняет:

Станет легче получить доступ к услугам уже централизованных фондов.Но есть и возможные на период слияния риски для бизнеса, к таким можно отнести неизбежную потерю и искажение части информации. Это может повлечь негативные последствия не только для владельца бизнеса, но и для простого гражданина.

Возможно, в процессе объединения будут реформированы и другие области взаимодействия коммерсантов с фондами, говорить об этом пока рано.

«Уровень жизни граждан не повысится»

Три внебюджетных фонда — Социального страхования (ФСС), Обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Пенсионный фонд России (ПФР) могут быть объединены. Утечки об этом со ссылкой на осведомленные источники в правительстве появились в СМИ сразу же после недавней отставки главы ПФР Максима Топилина и назначение на его должность Андрея Кигима, руководившего ФСС.

Источники называют главным лоббистом грядущей масштабной реформы социальных фондов вице-премьера Татьяну Голикову, которая давно уже вынашивает подобную идею. Очевидным плюсом от упразднения трех организаций будет сокращение издержек на их содержание. Но появление одной новой структуры на месте трех старых чревато «трудностями перехода»: пока не понятно, как будет формироваться бюджет единого фонда и будет ли гражданам удобнее получать социальные услуги.

«Уровень жизни граждан не повысится»

О необходимости объединения трех социальных фондов в единую структуру говорила еще пять лет назад Татьяна Голикова, когда была председателем Счетной палаты. По ее словам, объединенный фонд обязательного социального страхования должен представлять уникальную управленческую структуру в публичной, а не государственной собственности. Управление таким фондом должно быть прозрачным и строиться по принципу социального партнерства. Кроме того, объединение позволило бы сократить административные расходы и траты на информатизацию фондов.

В этом с Голиковой соглашаются опрошенные нами эксперты, которые, правда, опасаются, что экономия может быть копеечной. «ПФР прошел через несколько волн оптимизаций и сокращений. Весь «жирок», что там был, фактически уже срезан. Во-вторых, любая оптимизация затрагивает в основном не рядовых сотрудников, а руководство. Ну, посокращают замов, но ведь будут еще и расходы, связанные с созданием единой IT-системы, документооборота. Деньги на эти цели придется кидать лопатой – десятки миллионов долларов», - уверен профессор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец.

При этом из трех внебюджетных фондов сильно выделяется ПФР. «Два фонда – социального страхования и обязательного медицинского – очень похожи по своему функционалу и выполняемым задачам. И если уж кого-то объединять, то начинать надо именно с них. А вот логика авторов идеи слияния ПФР с ФСС не вполне понятна», - отмечает Зубец. По его мнению, объединение всех трех фондов понадобилось по «конъюнктурным и личностным причинам, а не организационным».

Получившаяся структура может оказаться слишком громоздкой, уязвимой и неустойчивой – с точки зрения внутреннего управления финансовыми потоками и персоналом, а также применения IT-технологий, полагает эксперт. «Если предположить, что на день-другой забуксует система Пенсионного фонда, то этого может никто и не заметить. А вот если что-то случится с объединенной структурой, мало никому не покажется», - заметил наш собеседник.

Плюсы от реформы эксперты видят в создании для граждан «единого окна» для получения всех социальных услуг — не придется ходить по разным инстанциям и собирать бумажки. «В этой связи важно уделить внимание технической стороне реорганизации фондов. Нужно объединить системы учета данных, не потеряв информацию из них, разобраться с офисами, поменять функционал и создать технологию единого окна для объединенного фонда», - предупреждает проректор Финансового университета Александр Сафонов.

Понятно, что реструктуризация фондов — это административная реформа, а не структурная. «Условия пенсионного обеспечения объединение не улучшит кардинально, ведь они зависят не от фондов, которые просто выполняют функцию операторов денег», - добавляет Сафонов.

«Государственное законодательство об обязательном пенсионном обеспечении, о социальном и обязательном медицинском страховании уже не изменится. Все средства будут, как и раньше, направляться на решение регламентных задач, которые сегодня стоят перед внебюджетными фондами», - соглашается доктор экономических наук из НИУ ВШЭ Сергей Смирнов.

Выйти на новый качественный уровень социального и пенсионного обеспечения помогло бы преобразование фондов «из кассовых центров» в структуру, которая сама зарабатывает деньги, убежден научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. «Во всем мире пенсионные фонды зарабатывают за счет долгосрочных вложений. Наш Пенсионный фонд не вкладывает деньги, а просто распоряжается пенсионными взносами. На выходе денег оказывается меньше, чем на входе. В результате возникает дефицит бюджета ПФР.

Сегодня Пенсионный фонд - это чемодан без ручки. Но в нынешних условиях сохранение этого чемодана становится непозволительной роскошью. Поэтому и встал вопрос о реформе фонда».

Эксперт полагает, что новый фонд будет работать по логике западных пенсионных фондов. «Что касается рисков, то объединение фондов чревато размазыванием границ между ними и премешиванием финансовых потоков — если у одного фонда в единой структуре будет дефицит, проблему придется решать за счет средств другого фонда», - добавляет Журавлев.

Получателями услуг внебюджетных фондов являются все работающие граждане — не много не мало 70 млн человек. «Существенных минусов для населения в планируемой реформе не видно. Другое дело, что уровень жизни пенсионеров и социально уязвимых групп она не повысит», - заключила замруководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова.

Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

Министерство труда и социальной защиты предложило изменить организационно-правовую форму трех государственных внебюджетных фондов и предоставить Пенсионному фонду России (ПФР), Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонду социального страхования (ФСС) статус публично-правовых компаний (ППК). Об этом РБК сообщили три источника, знакомых с предложениями министерства, которые были направлены в правительство.

Курирующая эту сферу вице-премьер Татьяна Голикова дала поручение до 1 апреля внести в правительство предложения о правовом статусе внебюджетных фондов. Все три фонда функционируют на одной законодательной основе и поэтому к ним необходим единый подход, указала вице-премьер. «Нам важно обсудить, как минимум концептуально, и окончательно определиться со статусом государственных внебюджетных фондов, с их ролью в системе социального страхования и с дальнейшей, надеюсь, на многие годы, их работой», — заявила она на коллегии Минтруда в середине апреля. По словам Голиковой, во втором квартале года предстоит обсуждение предложений министерства с экспертами.

В правительстве ранее обсуждалась идея преобразовать ПФР в публично-правовую компанию, сообщили источники РБК в конце декабря 2017 года. Позднее в интервью РБК председатель ПФР Антон Дроздов говорил, что публично-правовая компания рассматривается как один из возможных вариантов преобразования Пенсионного фонда. Кроме ППК анализировалась форма некоммерческой организации, а также казенного учреждения, отметил он.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал предложение Минтруда рабочей инициативой. «Это идеологически новая история, поэтому я предлагаю обращаться в кабинет министров за разъяснениями», — сказал он журналистам в четверг, 23 мая.

В пресс-службе Минтруда во вторник, 21 мая, отказались представить комментарий. РБК направил запрос в секретариат Татьяны Голиковой, а также в пресс-службы ПФР, ФОМС и ФСС.

Зачем менять статус внебюджетных фондов

Установление правового статуса внебюджетных фондов создаст возможность, чтобы в дальнейшем объединить ПФР, ФОМС и ФСС в единый государственный социальный фонд, отмечают два источника РБК. За объединение в единую структуру выступала Голикова, занимавшая должность председателя Счетной палаты.

«Объединенный фонд обязательного социального страхования должен представлять уникальную управленческую структуру, находящуюся не в государственной, а в публичной собственности», — заявила Голикова в январе 2018 года. Это позволит построить управление новым социально-страховым фондом по принципу социального партнерства, повысить прозрачность его деятельности и обеспечить высокий уровень доверия со стороны населения, сказала она. Объединение также позволит сократить административные расходы и траты на информатизацию фондов. Заняв пост социального вице-премьера в мае 2018 года, она не отказалась от этой инициативы. «Мне кажется, что это правильная постановка задачи», — подчеркнула вице-премьер в интервью РБК.

Определение правового статуса — это предпосылка к созданию мегарегулятора из объединенных фондов в единой организационно-правовой форме, который возьмет на себя весь комплекс социального страхования, полагает партнер компании НАФКО Павел Иккерт. Установление правового статуса кодифицирует в одном документе все законы и постановления, которые принимались в отношении социальных фондов. «То есть то, что было создано начиная с 1990-х годов, сотни положений и актов будут приведены в унифицированный вид, что впоследствии облегчит работу единого социального фонда», — пояснил Иккерт.

Какой правовой статус у фондов сейчас

Сегодня внебюджетными фондами фактически управляют профильные министерства, а федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» (1999 год) определяет социальные фонды как форму социальной защиты, пояснил РБК первый директор Федерального фонда ОМС (в 1993–1998 годах) профессор Владимир Гришин. «Фактически внебюджетные фонды работают как государственные учреждения», — отметил он.

У Пенсионного фонда сейчас нет единого учредительного документа, в котором были бы закреплены все его фактические полномочия и организационно-правовая форма. Проект федерального закона, гармонизирующий все законодательные акты и уточняющий правовой статус ПФР, должен был быть подготовлен и внесен в правительство еще в марте 2014 года, следует из графика стратегии развития пенсионной системы, но документ так и не был разработан.


Что изменит новый статус социальных фондов

Функционал публично-правовой компании регулируется отдельным законом или указом президента, что даст возможность установить особый порядок работы социальных фондов, пояснил один из собеседников РБК.

При этом необходимо решить вопрос о форме собственности на средства бюджета социальных фондов, в том числе на пенсии.

«Сейчас мы находимся в той парадигме, что пенсии — это государственные средства, которые являются частью бюджета фонда, а этот бюджет является частью бюджетной системы России, и все это гарантируется государством. Поэтому с точки зрения статуса фонда если мы входим в публично-правовую компанию, то отношения с государством должны быть перестроены», — отмечал ранее Дроздов.

Исходя из закона статус публично-правовой компании позволил бы внебюджетным фондам свободнее распоряжаться средствами: наращивать резервы, инвестировать и размещать свободные деньги в активах для получения дополнительной прибыли. У Пенсионного фонда, например, по итогам 2017 года были переходящие остатки (временно свободные средства) на 234,2 млрд руб.

«Изменение статуса внебюджетного фонда на ППК в то же время означает, что будет поставлен вопрос о том, кто будет ею руководить», — подчеркнул собеседник РБК. Генеральный директор ППК, согласно закону, назначается на должность решением правительства.

Переход к публично-правовой форме позволит перевести управление фондами на трехстороннюю основу — с участием государства, представителей профсоюзов и работодателей, заметил секретарь комитета РСПП по развитию пенсионных систем и соцстрахованию Вячеслав Батаев.

Публичный статус социальных фондов давно напрашивался; главное, чтобы на деле и работодатели, и профсоюзы имели реальную возможность принимать участие в управлении фондами, голосовать по решениям, имели реальные рычаги влияния», — сказал РБК Батаев. «В любом случае на первом месте основа управления должна быть трехсторонняя», — сказал РБК председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков.

Что такое публично-правовая компания

Возможность создания ППК появилась в 2016 году. Публично-правовая компания — это некоммерческая организация с правом инвестировать свободные деньги на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности, следует из закона «О публично-правовых компаниях». ППК вправе приобретать активы, открывать банковские счета и заключать договоры банковского счета и вклада, создавать филиалы, коммерческие и некоммерческие организации. Такая компания может формировать свой резервный фонд. В законе также прописана возможность осуществления напрямую президентом России различных полномочий в отношении публично-правовых компаний.

Читайте также: