Кем устанавливаются государственные пенсии и социальные пособия

Опубликовано: 01.05.2024

Ключевые поправки в Конституцию РФ. Часть 2: социальный блок

Избирком информирует: общероссийское голосование по поправкам в Конституцию РФ стартовало успешно. В четверг, 25 июня, свои двери открыли 571 участок. 200 из них оснащены автоматическими комплексами обработки избирательных бюллетеней (КОИБ). На протяжении недели – вплоть до среды 1 июля – они будут работать с 8:00 до 20:00.

Так какие поправки нам предстоит оценить в эту неделю? Продолжаем подробный разбор ключевых новаций Основного закона. С первой частью, которая подробно рассказывает о политическом блоке поправок, можно ознакомиться по ссылке. А сейчас переходим к поправкам, которые непосредственно касаются практически каждого гражданина страны: к социальному блоку.

МРОТ
Пожалуй, самая крупная социальная новация – гарантии того, что минимальный размер оплаты труда (МРОТ) должен превышать прожиточный минимум. Поправка к ст. 75 Конституции РФ сформулирована так:

БЫЛО : В Российской федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.
СТАЛО : Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав. Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ.

МРОТ – важный социальный показатель и это далеко не только про зарплату. Он применяется при расчетах пособий по беременности, временной нетрудоспособности, для расчета больничных листов. На него же «завязан» размер социальных отчислений.

Вполне ожидаемо у ряда наблюдателей поправка вызвала вопрос: а как же тогда ст. 133 Трудового кодекса РФ, в котором эта норма уже прописана? Действительно, в 2018 году Госдума РФ приняла изменения, благодаря которым с 1 января этого года МРОТ стал равен прожиточному минимуму за 2 квартал прошлого года – 12 130 рублей.

Впрочем, сторонники поправки на этот вопрос отвечают довольно интересным аргументом. В законодательстве России понятие МРОТ появилось в начале 90-х после ратификации конвенции Международной организации труда ООН. А это значит, что страна почти тридцать лет шла к тому, чтобы уравнять минимальные зарплаты с «физиологическим» минимумом денег, необходимых для пропитания и одежды. Тридцать лет! И где гарантии, что эта норма не будет отменена опять, когда грянет очередной экономический кризис? Мы такое уже видели, в том числе на конкретном астраханском опыте. Закрепляя норму о размере МРОТ в Конституции участники голосования гарантируют ее сохранность. Потому что поменять Основной закон гораздо сложнее, чем внести поправки в кодекс или федеральный закон силами Госдумы…



Индексация пенсий и социальных пособий
Такая же логика касается и поправки о ежегодной индексации пенсий. На первый взгляд может показаться, что пенсии и так в последние годы исправно индексируют – и легко верить, что так будет всегда. Потому что к хорошему человек быстро привыкает. Но так ли уж далеко мы ушли от тех времен, когда слова «пенсионер» и «нищий» были синонимами? Поправка об индексации пенсий звучит так:

БЫЛО: Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
СТАЛО: В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке установленном федеральным законом.

Поправка о социальных пособиях - такая:

БЫЛО: Государственные и социальные пособия устанавливаются законом.
СТАЛО: В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат.

Стоит обратить внимание еще вот на что: поправка о пенсиях закрепляет один принципиальный момент – пенсия и впредь будет строиться по принципам «солидарности поколений». То есть, по системе, которая была выстроена еще в советскую эпоху, когда выплаты осуществляются из общего котла. А это значит полного перехода на «капиталистические» пенсии по принципу «накопи себе сам или помирай с голоду» не будет.

Конечно, говоря об индексации пенсий и социальных пособий оппоненты поправок зачастую жалуются на их малый размер: «Триста рублей добавили? Что я на них куплю? Дайте мне конверт, я эту прибавку по почте обратно Путину отправлю. ». Впрочем, не стоит забывать, что прибавка эта означает увеличение раз и насовсем. И именно такими темпами, поступательно, средний размер пенсий вырос с 823 рублей в 2001 году до 6200 рублей в 2010-м и до 14 тысяч к современному этапу.



Гарантии доступной медицины
Наконец, третья социальная поправка касается статьи 72 Конституции. Здесь в перечне вопросов совместного ведения федерации и субъектов появляются дополнительные пояснения в пункте о здравоохранении:

БЫЛО: В совместном ведении РФ и субъектов находится координация вопросов здравоохранения.
ДОБАВЛЯЕТСЯ: … в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение

И хотя эта формулировка звучит не так конкретно, как «ежегодная индексация», закрепление в Конституции социального принципа функционирования государства имеет важное значение. Оппоненты поправок говорят о том, что «это само собой разумеется». Сторонники поправок напоминают: не так. Мы уже жили в стране, которая все деньги пускала на гонку вооружений; мы видим другие страны, которые не считают доступную медицину приоритетом – настолько, что человеку без работы и без страховки не по карману переступить порог поликлиники, а за операцией дешевле полететь «медицинским туристом» в другую страну (и нередко как раз в Россию).



Итого?
Вот такой социальный блок поправок получился. Поддержать ли эти новации - выбирает каждый для себя сам. Главное, помнить о времени - голосование продлится до следующей среды, 1 ИЮЛЯ.

  • +
    –
    Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 6)
    • Статья 1. Законодательство Российской Федерации о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению
    • Статья 2. Основные понятия, используемые в целях настоящего Федерального закона
    • Статья 3. Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом
    • Статья 4. Граждане, имеющие право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению
    • Статья 5. Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению
    • Статья 6. Финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению
  • +
    –
    Глава II. Условия назначения пенсий по государственному пенсионному обеспечению (ст.ст. 7 - 13)
    • Статья 7. Условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим
    • Статья 7.1. Условия назначения пенсий гражданам из числа космонавтов и членам их семей
    • Статья 7.2. Условия назначения пенсий гражданам из числа работников летно-испытательного состава
    • Статья 8. Условия назначения пенсий военнослужащим и членам их семей
    • Статья 9. Условия назначения пенсий участникам Великой Отечественной войны , гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", и гражданам, награжденным знаком "Житель осажденного Севастополя"
    • Статья 10. Условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей
    • Статья 11. Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам
    • Статья 12. Порядок установления инвалидности
    • Статья 13. Применение норм Федерального закона "О страховых пенсиях" при назначении пенсии по случаю потери кормильца
  • +
    –
    Глава III. Размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению (ст.ст. 14 - 18)
    • Статья 14. Размеры пенсий федеральных государственных гражданских служащих
    • Статья 15. Размеры пенсий военнослужащих и членов их семей
    • Статья 17. Размеры пенсий граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, и членов их семей
    • Статья 17.1. Размеры пенсий гражданам из числа космонавтов и членов их семей
    • Статья 17.2. Размеры пенсий гражданам из числа работников летно-испытательного состава
    • Статья 18. Размер социальной пенсии нетрудоспособных граждан
  • +
    –
    Глава IV. Стаж государственной службы. Трудовой стаж. Среднемесячный заработок (ст.ст. 19 - 21)
    • Статья 19. Стаж государственной гражданской службы
    • Статья 20. Трудовой стаж
    • Статья 21. Среднемесячный заработок, из которого исчисляется размер пенсии федеральных государственных гражданских служащих
  • +
    –
    Глава V. Установление пенсии, индексация, выплата и доставка пенсий (ст.ст. 22 - 25.1)
    • Статья 22. Установление пенсии
    • Статья 23. Срок, на который назначается пенсия и с которого изменяется ее размер
    • Статья 24. Порядок назначения, перерасчета размера, выплаты и организации доставки пенсии
    • Статья 25. Порядок индексации пенсий
    • Статья 25.1. Обеспечение размещения информации об установлении и о выплате пенсий по государственному пенсионному обеспечению
  • +
    –
    Глава VI. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона (ст.ст. 26 - 28)
    • Статья 26. Вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 27. Сохранение ранее установленного размера пенсии
    • Статья 28. О распространении положений настоящего Федерального закона на иностранных граждан, проходивших военную службу в Российской Федерации, и членов их семей
  • Приложение 1. Возраст, по достижении которого возникает право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению
  • Приложение 2. Стаж государственной гражданской службы, стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ
"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

25 июля 2002 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 8 мая, 22 августа 2004 г., 25 ноября, 21 декабря 2006 г., 9 апреля 2007 г., 22 июля 2008 г., 18, 24 июля, 25 декабря 2009 г., 21 июня, 27 июля, 28 декабря 2010 г., 28 марта, 3 мая, 1 июля 2011 г., 5 апреля, 2 июля 2013 г., 21 июля 2014 г., 28 ноября, 29 декабря 2015 г., 23 мая, 3 июля 2016 г., 1, 18 июля 2017 г., 7 марта, 3 октября, 12 ноября, 27 декабря 2018 г., 1 октября 2019 г., 8, 22 декабря 2020 г.

Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года

Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года

ГАРАНТ:

Согласно Федеральному закону от 22 ноября 2016 г. N 385-ФЗ гражданам, постоянно проживающим на территории РФ и являющимся по состоянию на 31 декабря 2016 г. получателями пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом, в январе 2017 г. осуществляется единовременная денежная выплата в размере 5 тысяч рублей

Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, см. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

15 декабря 2001 г.

Устанавливаются основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения. Определяется круг лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. Право на пенсию имеют граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению могут быть различных видов в зависимости от категории граждан, которым они назначаются. Назначаются следующие виды пенсий: за выслугу лет, по старости, по инвалидности и социальная пенсия. Определяются условия одновременного получения двух пенсий.

Устанавливаются условия назначения пенсий различным категориям граждан, их размеры, порядок подсчета стажа, перерасчета пенсии, перевода с одного вида пенсии на другой, индексации, выплаты и доставки.

Определяется порядок установления до 1 января 2004 года пенсий гражданам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности. Ранее назначенные пенсии пересчитываются по новым нормам. Если размер ранее назначенной пенсии превышает размер пенсии, исчисленной по новым нормам, то продолжает выплачиваться пенсия в прежнем размере. Лица, получавшие социальную пенсию, предусмотренную Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), имеют право на получение ранее назначенной пенсии в сохраненном размере и в прежнем порядке.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 года.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 г.

Текст Федерального закона опубликован в "Парламентской газете" от 20 декабря 2001 г. N 238-239, в "Российской газете" от 20 декабря 2001 г. N 247, в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 51 ст. 4831

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 431-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 536-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 12 ноября 2018 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 ноября 2018 г.

Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 143-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 385-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Действие абзацев четвертого и шестого статьи 25 настоящего Федерального закона было приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 57-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 51-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 3 мая 2011 г. N 94-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 марта 2011 г. N 43-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г.

Федеральный закон от 21 июня 2010 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2009 г. N 341-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 187-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном статьей 4 названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном пунктом 2, 3 статьи 4 названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 апреля 2007 г. N 43-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2006 г. N 239-ФЗ

Федеральный закон от 25 ноября 2006 г. N 196-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 8 мая 2004 г. N 34-ФЗ

Изменения вступают в силу в соответствии со статьей 2 названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

По закону государство обязано заботиться о незащищенных социальных группах. В том числе обеспечивать деньгами тех, кто в них нуждается. Для социально незащищенных граждан предусмотрены регулярные выплаты и льготы. Расскажем, что такое социальная пенсия, кому она полагается, каков ее размер в 2021 году и что нужно сделать, чтобы ее получить.

Что такое социальная пенсия

Социальной пенсией называется денежное обеспечение, которое выплачивается из государственного бюджета нетрудоспособным (или ограниченно трудоспособным) гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации. К ним относятся не только россияне, но и иностранные резиденты и лица без гражданства, которые легально пребывают на территории РФ более 15 лет. Социальные категории, имеющие право на денежные выплаты, перечислены в ФЗ № 178.

Виды социальной пенсии

Условия назначения социальной пенсии описаны в ст. 11 ФЗ № 166. По закону – в зависимости от основания – существует три варианта обеспечения:

  • По старости. В 2020 году выплату получают граждане, достигшие возраста 67 лет (для мужчин) и 62 года (для женщин). В 2021 году эти цифры составят 68 и 63 соответственно. Для жителей Крайнего Севера порог ниже – 55 и 50 лет для мужчин и женщин соответственно, при этом выплачивается она только неработающим пенсионерам.
  • По инвалидности. Выплачивается всем нетрудоспособным гражданам вне зависимости от возраста. Размер денежного обеспечения зависит от группы инвалидности и регионального коэффициента.
  • По потере кормильца. Деньги получают несовершеннолетние граждане и студенты до 23 лет. Основание – отсутствие одного или обоих родителей (опекунов). Студенты при этом должны проходить в вузе очное обучение. Выплаты прекращаются после защиты диплома и выпуска из вуза или завершения учебы по другой причине. При этом если студент меняет высшее учебное заведение, он продолжает получать бюджетные деньги. При этом социальная пенсия не зависит от наличия и размера стипендии. Кроме того, выплаты положены и родителям (опекунам) и супруге/супругу военного, погибшего или пропавшего без вести в период несения службы (касается как срочников, так и сверхсрочников).

Порядок оформления

Если у гражданина есть право на социальную пенсию, ему нужно подать заявку в территориальный орган ПФР или в многофункциональный центр.


Дата обращения определятся исходя из формы подачи заявки:

  • Если гражданин (его представитель или работодатель) пришел в ПФР или МФЦ – это день приема документа.
  • Заявка по почте – обратите внимание на дату на почтовом штемпеле. В нем указана дата, когда отправлено письмо. Она и будет считаться днем обращения.
  • Используется Единый портал госуслуг или сайт ПФР – дата отправки электронного документа.

После получения ответа заявитель должен в течение трех месяцев предоставить необходимые справки в территориальный орган Пенсионного фонда.

Документы для оформления

Чтобы оформить социальную пенсию, требуется предоставить:

  • Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность (например, вид на жительство – для лиц без гражданства или иностранцев).
  • Свидетельство о рождении ребенка с информацией об отсутствии данных о родителях или аналогичную справку из загса.
  • Документы, подтверждающие право на социальное пособие. Если речь идет о потере кормильца, нужно предоставить бумаги, подтверждающие личность заявителя и родство с умершим, смерть или признание обеспечителя пропавшим без вести.

Студентам потребуется документ об обучении в вузе. Если пенсию оформляет нетрудоспособный (или ограниченно трудоспособный) гражданин – справка об инвалидности.

Кто имеет право на социальную пенсию

Социальная пенсия в 2020 году предоставляется следующим категориям граждан:

  • Мужчины с 67 лет, женщины – с 62 (относится к российским гражданам и тем, кто официально проживает на территории РФ более 15 лет). К 2028 году этот порог составит 70 и 65 лет соответственно.
  • Мужчины, живущие на Крайнем Севере, с 55 лет, женщины – с 50. С такого же возраста получают пенсию представители коренных народов Севера.
  • Граждане с инвалидностью, которым исполнилось 18 лет.
  • Несовершеннолетние инвалиды.
  • Студенты до 23 лет без родителей и опекунов.
  • Дети до 18 лет по потере кормильца.
  • Родители (опекуны) и супруг/супруга военного-срочника/сверхсрочника, погибшего или пропавшего без вести в период несения службы.

На этом основании разделяются и основные категории социальной пенсии.

Сроки назначения

Вне зависимости от вида социальной пенсии выплата назначается с первого числа того месяца, в котором возникло право на ее получение.

Социальная выплата по старости – бессрочная.

Пенсия по инвалидности устанавливается на срок, после которого требуется переосвидетельствование. Может быть назначена бессрочно, к примеру, если гражданин с детства признан нетрудоспособным.

Социальная пенсия по потере кормильца выплачивается, пока член семьи умершего обеспечителя признается нетрудоспособным. Для родителей/опекунов это право появляется с наступлением пенсионного возраста. Выплата пособия также может быть бессрочной.

Размер социальной пенсии в России в 2020 году

Размер пенсии устанавливается в зависимости от категории получателя. Кроме того, каждый год в РФ происходит ее индексация. В 2020 году размер выплаты увеличился на 6,1% по сравнению с предыдущим годом.

мужчины и женщины в возрасте 67 и 62 лет

жители Крайнего Севера (мужчины – с 55 лет, женщины – с 50 лет)

инвалиды II группы (кроме инвалидов детства)

дети до 18 лет и студенты без одного родителя до 23 лет, обучающиеся в вузе по очной форме

инвалиды детства II группы

инвалиды I группы

дети до 18 лет и студенты без родителей и опекунов до 23 лет, обучающиеся в вузе по очной форме

  • родители/опекуны погибших и пропавших без вести военнослужащих
  • Инвалиды III группы

    Москвичи с учетом региональной надбавки получают более высокие пенсии, чем в среднем по стране. Расчет надбавки происходит с учетом городского социального стандарта. Величина доплаты определяется разницей между получаемой пенсией и показателем ГСС.

    Минимальная выплата по старости в Москве в 2020 году составляет 12 578 рублей. Для работающих пенсионеров с зарплатой менее 20 тыс. – 17 500 руб. Для нетрудоспособных граждан – 19 500 рублей.


    Порядок начисления

    Граждане самостоятельно выбирают способ доставки пенсии и организацию, которая будет этим заниматься.

    Существует три варианта получения:

    • В местном отделении Почты России. Для каждого пенсионера определяется дата доставки денег и устанавливается период выплат. Если выплаты не начисляются в течение 6 месяцев, нужно снова подать заявку в ПФР, чтобы переоформить обеспечение.
    • В банке. Деньги поступают на карту или в кассу в день начисления пенсии. Комиссия за выдачу не начисляется.
    • На дому. Для этого следует выбрать одну из организаций, которая будет заниматься выдачей пенсии (их полный перечень в своем регионе вы можете узнать в территориальном отделении ПФР).

    Чтобы определить вариант получения выплат, направьте письменное или электронное заявление в ПФР с указанием варианта доставки. Если вы выбрали первый вариант, бланк вам выдадут в отделении Пенсионного фонда.

    Заключение

    Социальная пенсия не предоставляется автоматически. Гражданин самостоятельно или через своего представителя должен подать письменную или онлайн-заявку в ПФР, предоставить документы, обосновывающие его право на денежное обеспечение. Также самому нужно выбрать форму доставки выплат: на дом или в почтовое отделение, начислением на карту или счет.

    В России происходит ежегодная индексация социальных пенсий. В Москве, кроме этого, положена региональная надбавка для тех граждан, которые официально проживали на территории столицы не менее 10 лет.

    красная площадь туристы семья дети ребенок

    Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин

    Смотрите также

    конституция

    Полный текст поправок к Конституции: что меняется?

    Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин

    Вячеслав Володин: поправки Президента РФ в Конституцию наполняют норму о социальных обязательствах государства конкретным содержанием

    «Стоит отметить поправки Президента РФ Владимира Владимировича Путина, который предложил норму о социальных обязательствах государства сделать нормой прямого действия. Речь идет о минимальном размере оплаты труда, который не может быть ниже прожиточного минимума. Это также обязательная индексация пенсий, которая должна ежегодно проводиться. Это все наполняет нормы конкретным содержанием», — говорил он.

    МРОТ не меньше прожиточного минимума

    «Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав. Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации», — таким пунктом дополняется статья 75 в новой редакции Конституции.

    Эта статья дополняет гарантии, уже закрепленные в статье 7 Конституции, что «в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

    Регулярная индексация пенсий

    «В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом», — также будет гласить ч. 6 статьи 75.

    Регулярная индексация соцвыплат

    «В Российской Федерации, в соответствии с федеральным законом, гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат», — еще один пункт новой редакции данной статьи.

    Защита семьи и детей

    Поправками в Основной закон закрепляется защита и сохранение традиционных ценностей – «защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях» (ст. 72, ч. 1, п. Ж 1 ).

    Кроме того, подчеркивается, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения» (ст. 67.1, ч. 4).

    Гарантия благосостояния граждан

    Конституция РФ дополняется статьей 75 1 , которая гласит: «В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность».

    Текст Ст. 39 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

    1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

    2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

    3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

    Комментарий к Ст. 39 Конституции Российской Федерации

    Положения комментируемой статьи вытекают из содержания статьи 7 Конституции, провозглашающей Российскую Федерацию социальным государством.

    Социальное обеспечение — это участие общества в содержании тех своих членов, которые из-за нетрудоспособности либо некоторых других не зависящих от них причин не имеют достаточных средств к существованию.

    Действующее законодательство предусматривает два вида пенсий: пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии.

    Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — это ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода),

    • утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);
    • либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста;
    • либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию (Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "Огосударственном пенсионном обеспечении в РФ").

    Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

    • федеральные государственные служащие;
    • военнослужащие;
    • участники Великой Отечественной войны;
    • граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
    • граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф);
    • нетрудоспособные граждане.

    Законодательством предусмотрены следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

    • пенсия за выслугу лет;
    • пенсия по старости;
    • пенсия по инвалидности;
    • социальная пенсия.

    Трудовая пенсия — это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".

    Данный тип пенсионного обеспечения включает в себя следующие виды пенсий:

    • трудовая пенсия по старости;
    • трудовая пенсия по инвалидности;
    • трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

    Поощрение добровольного социального страхования и благотворительности обеспечивается на основе таких законодательных актов как Федеральный закон от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", Федеральный закон от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ "Облаготворительности и благотворительных организациях" и др.

    Обновленная в 2020 году Конституция РФ признает право каждого гражданина на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права.

    Закрепление в Конституции гарантий социального обеспечения является устойчивой традицией Российского государства и соответствует положениям международно-правовых актов:

    • Всеобщей декларации прав человека (ст. 22 и 25);
    • Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (ст. 9, ч. 1 — 3 ст. 10);
    • Конвенции о правах ребенка (ч. 1 ст. 26).

    Часть 1 ст. 39 перечисляет основания социального обеспечения. Это и определенные возрастные периоды в жизни человека, и состояние здоровья либо трудоспособности и выполнение либо невозможность дальнейшего выполнения семейных обязанностей (воспитание детей, потеря кормильца).

    Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку социальное обеспечение может предоставляться и в иных случаях, установленных законом. К ним, в частности, относятся пребывание в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, приобретение статуса безработного и др.

    В ст. 39 упоминается лишь денежная форма социального обеспечения — государственные пенсии и социальные пособия.

    Однако в необходимых случаях денежные выплаты могут заменяться либо дополняться натуральными формами социального обеспечения — содержанием в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, интернатах для детей, лишенных попечения родителей, социальным обслуживанием на дому и др.

    Принятый в 1995 г. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» определяет социальное обслуживание как совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.).

    Он закрепляет право на социальное обслуживание тех граждан пожилого возраста (женщин старше 55 и мужчин старше 60 лет) и инвалидов (в том числе детей-инвалидов), которые нуждаются в постоянной или временной посторонней помощи в связи с невозможностью самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности из-за ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению.

    Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях, а также по договорам этих органов с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

    Социальные услуги могут оказываться в различных формах: на дому, в стационарных учреждениях — домах-интернатах, пансионатах, в отделениях дневного (ночного) пребывания, в виде социально-консультативной помощи и др.

    Закон предусматривает категории граждан, которым в зависимости от их материального положения социальные услуги могут оказываться бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. утвержден перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.

    Часть 2 ст. 39 закрепляет важное правило о том, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Наличие соответствующих федеральных законов является необходимой гарантией реализации конституционного права на социальное обеспечение.

    Такая государственная периодическая денежная выплата, как трудовая пенсия, устанавливается в связи с трудовой и иной общественно — полезной деятельностью и подразделяется на несколько видов: пенсию по старости (по возрасту), по инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет.

    Общий пенсионный возраст составляет для мужчин 60, а для женщин — 55 лет. Однако в связи с особыми условиями труда и по ряду других оснований пенсии назначаются и с более раннего возраста. Нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию, может быть назначена социальная пенсия.

    В настоящее время в России действует несколько федеральных пенсионных законов. Это прежде всего Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей», Закон «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву» и др.

    Государственные пенсии для отдельных категорий граждан установлены также Законами «О занятости населения в Российской Федерации», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

    В связи с инфляционными процессами периодически принимаются нормативные акты о корректировке размеров пенсий и заработка, из которого они исчисляются, пересматриваются минимальные и максимальные размеры пенсий.

    Однако уровень пенсионного обеспечения сегодня не может быть признан удовлетворительным. Это не согласуется со ст. 7 Конституции, требующей создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    Нарушение конституционного права на социальное обеспечение было предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. В связи с жалобами пенсионеров проверена конституционность ст. 124 Закона «О государственных пенсиях в РСФСР».

    Суд признал названную правовую норму в той ее части, в какой она устанавливает приостановление выплаты трудовой пенсии за время лишения пенсионера свободы по приговору суда, не соответствующей ст. 19 (ч. 1 и 2), 39 (ч. 1), ст. 52 и ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации.

    Как отмечается в Постановлении по этому делу, приостановление выплаты трудовой пенсии в период нахождения пенсионера в местах лишения свободы является ограничением его конституционного права на социальное обеспечение и приобретает характер дополнительного наказания.

    Это ограничивает также и права иждивенцев пенсионера, поскольку они лишаются возможности получать полагающееся им содержание за счет пенсии.

    Социальными пособиями именуются иные, помимо пенсий, денежные выплаты, предоставляемые взамен утраченного заработка либо с целью социальной поддержки при повышенных расходах. Статья 238 КЗоТ содержит перечень видов пособий, назначаемых за счет средств государственного социального страхования.

    Это пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременное пособие по случаю рождения ребенка.

    Социальное пособие на погребение выдается в соответствии с принятым в 1995 г. Законом РФ «О погребении и похоронном деле» (ст. 10) в размере стоимости гарантированного этим Законом перечня услуг, но в пределах десятикратного минимума оплаты труда. Пособие по безработице введено Законом «О занятости населения в Российской Федерации».

    В 1995 г. принят Федеральный закон о государственных пособиях гражданам, имеющим детей. При рождении каждого ребенка выплачивается единовременное пособие, размер которого с 1 января 1996 г. равен пятнадцатикратному минимальному размеру оплаты труда.

    С этой же даты повышено до двукратного минимального размера оплаты труда ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, выплачиваемое по месту работы, службы либо учебы в учреждениях профессионального образования за время нахождения в соответствующем отпуске.

    На каждого ребенка в возрасте до 16 лет (учащегося общеобразовательного учреждения — до 18 лет) установлено ежемесячное пособие в размере 70% минимального размера оплаты труда. В повышенном размере выплачивается это пособие на детей одиноких матерей, военнослужащих по призыву, а также на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов либо не могут платить их по указанным в Законе причинам.

    Правительство Российской Федерации Постановлением от 4 сентября 1995 г. утвердило Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей.

    Уровень материальной обеспеченности граждан зависит не только от получаемых ими денежных выплат и социальных услуг, но и от наличия льгот по оплате жилья, при пользовании транспортом, приобретении лекарств и т.п. Поэтому для пенсионеров большое значение имеет Федеральный закон «О ветеранах», предусматривающий подобные льготы.

    Государственная политика в области социальной защиты инвалидов нашла отражение в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

    Он устанавливает систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений их жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

    В ряду этих мер — медицинская реабилитация инвалидов, создание возможностей получения общего и профессионального образования, обеспечение занятости и условий труда, адекватных их возможностям, льготы при пользовании жилой площадью, транспортным обслуживанием, санаторно-курортным лечением и др.

    Таким образом, принятие Конституции способствовало развитию законодательства о социальном обеспечении. Оно пополнилось нормами, учитывающими разнообразные потребности граждан, нуждающихся в социальной защите.

    В то же время в современных условиях можно говорить об отсутствии достаточных организационных и финансовых гарантий реализации закрепленных законами прав всеми гражданами в полном объеме.

    Согласно части 3 ст. 39 поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

    Следовательно, предусматривается возможность по инициативе субъектов Федерации, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений либо граждан за счет собственных средств предоставлять материальную поддержку отдельным социальным группам или гражданам в дополнение к социальному обеспечению, гарантируемому ч. 1 ст. 39.

    Дополнительные по сравнению с установленными законодательством социальные льготы могут закрепляться также в коллективных договорах с учетом экономических возможностей организации согласно ст. 13 Закона «О коллективных договорах и соглашениях».

    В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О негосударственных пенсионных фондах» для улучшения пенсионного обеспечения граждан предприятия, учреждения, организации, банки, коллективы граждан могут учреждать пенсионные фонды, не входящие в систему государственного пенсионного обеспечения, и выплачивать из них пенсии в дополнение к государственным.

    7 июля 1995 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

    Благотворительной именуется добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

    Закон определяет разнообразные цели такой деятельности, называя среди них социальные поддержку и защиту граждан, в том числе улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию инвалидов, содействие защите материнства и детства.

    Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей. Предусмотрены формы, в которых органы государственной власти и местного самоуправления могут оказывать поддержку участникам благотворительной деятельности. Это:

    • предоставление налоговых и иных льгот в пределах компетенции и в соответствии с законодательством;
    • материально — техническое обеспечение и субсидирование благотворительных организаций;
    • финансирование на конкурсной основе разрабатываемых последними благотворительных программ;
    • передача в собственность благотворительных организаций на бесплатной или льготной основе государственного или муниципального имущества в процессе его разгосударствления и приватизации.

    Дополнительное, негосударственное социальное обеспечение и благотворительность не получили пока массового распространения и существенно не сказываются на уровне материальной обеспеченности граждан.

    Однако следует отметить, что поощрение государством дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности нацелено на улучшение жизни нетрудоспособных граждан за счет привлечения нетрадиционных для России финансовых источников.

    Развитие в перспективе этих новых форм не может служить основанием для свертывания государственного социального обеспечения или понижения его уровня.

    Читайте также: