Каковы особенности пфр за рубежом

Опубликовано: 30.04.2024

Во всех рассмотренных ранее моделях пенсионного обеспечения присутствует компонент негосударственного пенсионного страхования, который осуществляется преимущественно частными страховщиками. Их деятельность подразумевает гарантию более высокой будущей пенсии, и как следствие гарантию достойного уровня в жизни. Таким образом, достигается цель социальной защиты граждан. Помимо важного института доходов населения НПС являются мощным инвестиционным ресурсом: величина накоплений в ряде стран (Великобритания, Швейцария) соизмерима с объемами национальных ВВП. Давайте рассмотрим на примерах.

Добровольное пенсионное страхование - самый распространенный способ обеспечения жизни по выходу на пенсию в развитых странах мира. На Западе диапазон продуктов в области пенсионного обеспечения очень велик. На зарубежном рынке существует три основных "кита" пенсионных систем - США, континентальная Европа и Великобритания. При этом пенсионные продукты в этих странах предлагают не только частные фонды, но и страховые компании, пенсионные кассы, банки, инвестиционные компании. Но розничный пенсионный бизнес строится на двух основаниях - коллективном и индивидуальном инвестировании. Такие программы адаптированы к потребностям клиентов и отличаются налоговыми и юридическими аспектами. Кроме того, программы разнятся по схемам инвестирования. Как правило, это смешанные портфельные формы, к которым относятся так называемые тракерные схемы, когда процесс инвестирования привязывается к какому-либо рыночному индексу или фиксированному портфелю инвестиционных инструментов. Есть и фонды социально ответственного инвестирования (SRI), когда портфель формируется на основе специальной расчетной методики [14].

В США рынок добровольного пенсионного обеспечения образуют пенсионные и взаимные инвестиционные фонды, аннуитеты, а также индивидуальные инвестиционные продукты (счета и планы). Частным лицам предлагаются индивидуальные пенсионные счета, а сотрудникам компаний - пенсионные планы. Индивидуальные пенсионные продукты различаются по стоимости администрирования, налоговым льготам и простоте схем. Каждый человек в зависимости от уровня дохода, возраста, семейного положения может выбрать для себя соответствующую программу [21].

Накопительные планы работодателей формируются вокруг двух основных альтернатив - схемы с установленными взносами и с установленными выплатами. Однако в условиях падающих фондовых индексов схемы с установленными выплатами являются проблемными, поскольку доходность от инвестирования постоянно снижается. У многих из них возникла проблема недофинансирования, решать которую, согласно американскому законодательству, компании должны за счет собственных средств. Частная пенсионная система США находится на грани кризиса.

Европейская модель пенсионной системы основана на опыте реформы пенсий в Германии. Немецкая частная пенсионная система переживает кардинальную реформу, которая стартовала в прошлом году. Ожидается, что ее результатом станет двукратное увеличение объема пенсионных накоплений. Этому может способствовать введение новых пенсионных продуктов через частные пенсионные фонды (Riester Plans). Реформа открыла путь для развития накопительных схем рыночного стиля. Но основная часть населения предпочитает пользоваться традиционными страховыми пенсионными схемами - 90% заключенных после начала реформы контрактов имеют страховую основу. Так, планы страхования жизни составили в этом году 28% от объема всех проданных пенсионных продуктов. Из-за этого новые пенсионные фонды (Riester Plans) пока терпят фиаско. Немцы не спешат инвестировать в них средства из-за высокой волатильности фондового рынка и из-за недостатка информации о новом пенсионном инструменте [21].

Несколько иная пенсионная модель работает в Швеции. Там действует один государственный агент, который по выбору работающих направляет их средства в многочисленные управляющие компании. Они отличаются инвестиционными декларациями и способами управления.

В Великобритании рынок добровольного пенсионного страхования оценивается в $450 млн. Англосаксонская схема пенсионных продуктов (помимо Великобритании эту схему используют в Нидерландах и Ирландии) характеризуется наличием большого числа корпоративных пенсионных планов, формируемых частными пенсионными фондами. При этом пенсионные схемы могут создаваться даже для двух-трех человек. Выбирая пенсионные продукты, новые участники присоединяются к уже существующим схемам по принципу пирамиды [16].

На основе проведенного межстранового сравнения можно сделать вывод о том, что приоритетное место в структуре пенсионных систем исследуемых стран занимают пенсионные фонды, которые являются, по сути, инструментом реализации пенсионного обеспечения.

Частный пенсионный фонд, как правило, создаёт крупная корпорация для обеспечения дополнительного пенсионного обеспечения своим служащим с тем, чтобы привлечь и удержать квалифицированных работников. Как правило, взносы на дополнительную пенсию вносит и компания, и сам работник. С 1978 года в Англии началась практика своего рода "приватизации" пенсионных обязательств государства "contracting out". Компания может по своему желанию принять на себя обязательства государства по выплате дополнительной пенсии. Стимул для этого - существенное снижение обязательных пенсионных взносов в министерство социальной защиты [9].

Для того, чтобы получить максимальную пенсию в 2/3 от зарплаты за последний перед пенсией период, человек должен проработать на предприятии 20 лет. Можно сократить этот период, выплачивая в частный пенсионный фонд более высокие взносы, но не более 15% зарплаты. Кстати говоря, эти суммы исключаются из налогообложения.

Жёсткая конкуренция рыночных структур за деньги пенсионеров обеспечивает гражданам выбор наилучших условий.

Пенсионный фонд разрабатывает пенсионные схемы, ведёт учёт взносов и выплат, рассчитывает свои будущие обязательства и в соответствии с ними ставит условия управляющей компании по возврату средств. Инвестированием сам пенсионный фонд не занимается, это дело работающей по договору с фондом управляющей компании.

Специализированная компания по управлению активами имеет штат аналитиков высокой квалификации.

История частных пенсионных фондов Великобритании насчитывает почти триста лет. По утверждению многих экономистов, если бы не было частных пенсионных фондов, быстрое развитие капитализма в этой стране было бы невозможно: поступающие через них средства вкладываются на долгий срок, их не изымают из оборота, а потому эти средства можно инвестировать вновь и вновь [27].

Доверие людей к пенсионной системе - лучшая характеристика её надёжности и эффективности. В Англии существует специальный государственный служащий - "омбудсмен", который обязан следить за выполнением законодательства о пенсионных фондах; его решения обязательны для исполнения. Каждый гражданин имеет право обратиться к нему с жалобой на нарушение его прав в этой сфере. Конечно, и здесь случаются злоупотребления. [22]

Программы негосударственного пенсионного обеспечения позволяют:

дополнительно формировать пенсию, независимо от государственного пенсионного обеспечения, чтобы в будущем получать общую (государственную и дополнительную) пенсию;

формировать будущую пенсию в зависимости от своих финансовых возможностей;

Наиболее предпочтительные для пенсионных вложений фондовые инструменты должны обладать следующими характеристиками: надежностью, доходностью и, наконец, ликвидностью.

Как видно, в промышленно развитых странах НПС существенно отличаются друг от друга как по структуре, масштабам и характеру охвата, так и по условиям участия в них и размерам пенсионных выплат. Общими же для них является то, что они управляются частными структурами, а государство лишь создает правовые рамки, позволяющие им эффективно функционировать. При этом государственные и частные пенсионные институты рассматриваются как единые национальные системы социального обеспечения, призванные решать важные вопросы социальной защиты населения от массовых по характеру социальных рисков утраты дохода.

Как видно из мирового опыта, негосударственные пенсионные фонды играют важную роль и с точки зрения обеспечения устойчивого функционирования финансовых рынков (долгового рынка, рынка долевого финансирования). Увеличение активов институциональных инвесторов способствует замещению краткосрочных источников предложения финансовых средств долгосрочными, помогает уменьшить рыночные риски инвестирования. Средства негосударственных пенсионных фондов, как агентов, в наименьшей степени подверженных изменениям рыночного поведения, способны увеличить стабильность не только пенсионной системы, но и российского финансового рынка.

В этой главе было раскрыто понятие негосударственных пенсионных фондов как важных элементов системы негосударственного пенсионного обеспечения. Мы обозначили главные цели деятельности НПФ, а так же механизмы реализации этих целей. На примере деятельности зарубежных пенсионных фондов и обзором состояния системы негосударственного пенсионного страхования в России нам удалось доказать немаловажную роль негосударственных пенсионных структур как в экономике страны, так и системе социальной защиты граждан. Итак НПФ определяется как особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда. На сегодняшний день негосударственные пенсионные фонды осуществляют два основных вида деятельности - это негосударственное пенсионное обеспечение и обязательное пенсионное страхование.

Деятельность НПФ в области ОПС включает в себя прежде всего инвестирование средств пенсионных накоплений с целью обеспечения прав граждан на прирост накопленной части пенсии. Сферы бизнеса, в которые могут инвестировать страховые компании четко оговорены законодательством: банковские металлы, ценные бумаги, банковские депозиты, недвижимость. Таким образом, НПФ работают одновременно и на экономику нашей страны, являясь поставщиками долгосрочных финансовых ресурсов, и на интересы ее граждан. Социальная защита граждан заключается в том, что НПФ являются некоммерческими организациями. Это означает, что НПФ, преследуя цель извлечения прибыли, не распределяют полученную прибыль между учредителями, а аккумулируют ее на счетах застрахованных лиц. Система негосударственного пенсионного страхования, являясь инструментом реализации пенсионного обеспечения, представляет масштабный и социально значимый элемент страны.

Рассматривая опыт зарубежного формирования системы частного страхования, можно сделать вывод, что негосударственные пенсионные фонды, как элемент социальной сферы, оказывают влияние не только на социальные процессы, но и на функционирование экономической сферы, в первую очередь через использование своего инвестиционного потенциала. В развитых странах негосударственные пенсионные фонды являются важными участниками инвестиционного процесса, предоставляющих экономике существенный инвестиционный ресурс на долгосрочной основе.

Привлечение на финансовые рынки средств институциональных инвесторов, наиболее важными из которых являются негосударственные пенсионные фонды, позволяет сформировать устойчивый процесс экономического роста и повысить конкурентоспособность отраслей народного хозяйства. Как показывает мировой опыт, негосударственные пенсионные фонды играют важную роль и с точки зрения обеспечения устойчивого функционирования не только пенсионной системы, но и финансовых рынков страны. Во многих странах мира негосударственные пенсионные фонды аккумулируют значительные финансовые средства, инвестирование которых позволяет решать масштабные задачи в экономической и социальной сферах.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) в рамках своей компетенции осуществляет межгосударственное и международное сотрудничество в области государственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования по различным направлениям, участвует в подготовке и реализации договоров и соглашений о социальном обеспечении с иностранными государствами, в том числе посредством подписания меморандумов о сотрудничестве, активного участия в заседаниях международных организаций, а также оказания консультационной помощи гражданам России, проживающим на территории иностранных государств, посольствам и консульствам РФ.

1) Сотрудничество с международными организациями.

С 1992 года ПФР - полноправный член Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО). Членство в Ассоциации дает возможность ПФР участвовать во всех крупнейших международных мероприятиях по вопросам социального обеспечения и пенсионного страхования, устанавливать и развивать партнерские отношения с организациями социального обеспечения, а также изучение мировых эффективных практик в сфере мобильности пенсионных прав.

ПФР также является членом Международной ассоциации пенсионных и социальных фондов (МАПСФ), в которой представлены пенсионные и социальные фонды стран СНГ и Балтии. Фонд в рамках МАПСФ осуществляет на двусторонней основе взаимодействие с социальными и пенсионными ведомствами Содружества независимых государств и стран Балтии.

Фонд реализует двусторонние контакты со следующими организациями:

1. Международная организация труда (МОТ).

2. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

3. Всемирный банк / the World Bank.

4. Международный валютный фонд (МВФ).

5. Комитеты Совета Европы.

По вопросам реформирования российской пенсионной системы Фонд проводит консультативные встречи с ведущими специалистами международных финансовых и национальных организаций, занимающихся проблемами социального обеспечения и пенсионного страхования.

ПФР - член Балтийской конференции по вопросам социального обеспечения. В 1999 году в Санкт-Петербурге и 2010 году в Светлогорске Калининградской области Фонд являлся организатором данных мероприятий, а также ежегодно делегации ПФР принимают участие в Балтийских конференциях.

2) ПФР установил и развивает партнерские отношения со многими зарубежными организациями социального обеспечения и пенсионного страхования, наиболее плодотворно - с европейскими государствами, прежде всего с ФРГ и Республикой Польша.

Со дня основания ПФР в соответствии с ежегодно заключаемым Протоколом осуществляет масштабное сотрудничество с Федеральным ведомством пенсионного страхования Германии (ДРБ) по основным направлениям деятельности организаций.

В течение последних двух лет Фонд реализует плодотворные деловые контакты с Учреждением социального страхования Польши. Достигнута договоренность о подписании Меморандума о сотрудничестве в 2011 году.

В 2010 году Пенсионный фонд Российской Федерации приступил к разработке проекта Протокола о сотрудничестве между Фондом и Пенсионным агентством Швеции, учрежденным 1 января 2010 года. В рамках двусторонних контактов предполагается обсуждение следующих вопросов:

- условно-накопительные счета, структура законодательства;

- актуарная оценка условно-накопительных счетов;

- информационные и операционные системы в области пенсионного страхования;

- виды взаимодействия с застрахованными лицами.

ПФР поддерживает паритетные двусторонние отношения с социальными ведомствами Великобритании, Израиля, Испании, Финляндии, стран Центральной и Восточной Европы, а также стран Латинской Америки и АТР, периодически осуществляется сотрудничество со всеми ведущими странами мира.

3) Межгосударственное сотрудничество.

Представители ПФР принимают активное участие в работе межправительственных и межведомственных комиссий и других органов в области социального обеспечения и пенсионного страхования с иностранными государствами.

Фонд в рамках своей компетенции устанавливает связи и развивает партнерские отношения с представительствами международных организаций в Российской Федерации, дипломатическими представительствами иностранных государств в Российской Федерации по вопросам социального обеспечения и пенсионного страхования.

4) Организация и проведение международных мероприятий. Так, ПФР является организатором международных конференций и семинаров с участием представителей иностранных государств на территории РФ: 2002/ Москва - Международная конференция МАСО для актуариев и статистиков системы социального обеспечения, 2005/ Москва - Международная конференция МАСО по информационным и коммуникационным технологиям, 2007/ Москва - соорганизатор Всемирного форума социального обеспечения МАСО, 2010/ Светлогорск - 19-я Балтийская конференция по вопросам социального обеспечения на тему «Траектория развития пенсионных систем: выполнение государственных обязательств», 2011/ Москва - Международный семинар «Основные тенденции развития пенсионных систем в современном мире». ПФР является лауреатом премии Международной ассоциации социального обеспечения, стал победителем конкурса «Лучшая практика в Европе 2010». Награда в номинации «Государственные услуги, основанные на социальных страховых картах», которая гарантирует охват большей части населения и обеспечивает доступ к правам граждан за счет внедрения эффективных структурно-административных практик.

Пенсионное обеспечение за рубежом.

В развитых странах различают классическую, социально-ориентированную и либерально-демократическую модели пенсионного обеспечения. Согласно классической «модели Бисмарка» (Германия, Испания, Франция), пенсионное обеспечение осуществляется путем перераспределения пенсионных взносов работающих граждан в пользу пенсионеров в зависимости от объема уплаченных взносов участника в пенсионную систему. Особенностью либерально-демократической «модели Бевериджа» (Великобритания, США, Япония) является перераспределение средств от богатых к менее состоятельным гражданам, в частности, путем отчисления на общие налоги обеспечивается минимальная пенсия. Социально-ориентированная модель (Швеция, Норвегия, Дания) гармонично сочетает в себе признаки солидарной и накопительной пенсионной системы. В зависимости от уровня экономического развития страны, структурного построения пенсионной системы, формирования и централизации финансовых ресурсов, пенсионные системы разных стран имеют свои специфические особенности. Большинство стран мира используют смешанную модель пенсионного обеспечения.

Основные принципы действия зарубежных пенсионных систем:

1) в большинстве западных стран законодательно установлен пенсионный возраст - 65 лет. На 2 года он ниже в Дании, Исландии, Норвегии, на 5 лет - во Франции, Японии, Новой Зеландии. В то же время в этих странах предоставляется возможность досрочного выхода на пенсию на 5 лет ранее установленного срока.

Полная пенсия устанавливается при наличии довольно длительного стажа (периода уплаты страховых взносов), в основном от 30 до 40 лет.

В Англии распространилась система всеобщего социального страхования, суть которой состоит в гарантированном обеспечении государством единого минимального дохода (национального минимума) по старости на основе уплаты единых страховых взносов. В немецкой, французской и американской пенсионных системах взнос и пенсия зависят от заработков застрахованных.

2) пенсионные системы перешли на финансирование от средств, полученных от инвестирования к финансированию за счет текущих взносов (налогов) экономически активного населения, т.е. к принципу распределения. Согласно этому принципу все поступившие в данном году взносы и отчисления не накапливаются, а расходуются на выплату пенсий и пособий в этом же году, что защищает их от инфляции. В этом случае величина страховых фондов напрямую зависит от состояния рынка труда (уровень занятости и безработицы), заработной платы, а также соотношения между работающим населением и пенсионерами.

Сегодня в развитых странах основой пенсионного обеспечения являются, прежде всего, государственные солидарно-страховые системы, основанные на страховых взносов, исчисляемых от размера заработной платы работающих. Величина пенсии является производной от заработной платы и трудового стажа. В подавляющем большинстве стран Западной Европы, США, Канаде, Японии, Китае этот институт - основной, на его долю приходится от 50% (Великобритания) до 90% (ФРГ, Франция) от объема финансовых ресурсов национальных пенсионных систем.

Пенсионная модель Великобритании характеризуется тремя уровнями и считается одной из самых экономически эффективных в мире. Первый уровень представлен государственной пенсией, выплачиваемой при наступлении пенсионного возраста, размер которой не зависит от стажа работы и получаемой зарплаты. Ко второму уровню относится государственная пенсия по выслуге лет, размер которой зависит от стажа работы и суммы взносов, вычитанных с заработной платы работника. В случае нежелания быть участником государственной пенсионной программы работник обязан принять участие в любой из схем дополнительного пенсионного обеспечения. Третий уровень представляет популярная в Великобритании негосударственная пенсия, в обеспечении которой значительную роль играют страховые компании. Одним из способов накопления частной пенсии является заключение коллективного договора между работниками и работодателем, на основании которого отчисляются взносы на пенсионное обеспечение и формируются пенсионные выплаты. Следует отметить, что участие в частных пенсионных схемах позволяет получать высокий уровень пенсии и самостоятельно определять объем пенсионных взносов.

В основу пенсионного обеспечения Швеции положена социально-ориентированная модель, которая сочетает солидарную и накопительную пенсионные системы. Как и в большинстве развитых стран, пенсионная система Швеции охватывает три уровня. В рамках обязательной распределительной системы пенсионные взносы в размере 16% заработной платы осуществляют, как работодатели, так и работники. В дальнейшем пенсионные накопления на условных пенсионных счетах индексируются с учетом темпов роста заработной платы и демографической ситуации в стране. Пенсионное обеспечение на втором уровне (обязательной накопительной системы) осуществляется путем отчислений из заработной платы работника в размере 2,5% на индивидуальный пенсионный счет в частном пенсионном фонде. Вместе с тем сотрудник имеет возможность самостоятельно выбрать частный пенсионный фонд. К третьему уровню в Швеции относятся индивидуальные добровольные накопительные пенсионные схемы, которые охватывают около 90% работников и регулируются коллективными договорами между работником и работодателем.

При этом, пенсионный возраст в Швеции, как для мужчин, так и для женщин составляет 65 лет, однако можно получить частичную пенсию, начиная с 60 лет, и ее размер в таком случае будет в пределах 70% пенсии 65-летнего пенсионера.

Особенности пенсионной системы Германии в том, что пенсионный возраст мужчин и женщин составляет 65 лет, однако лица, имеющие 35 лет трудового стажа, могут выйти на пенсию в 63 года. При этом ожидаемая продолжительность жизни при рождении для мужчин составляет 76 лет, для женщин - 83 года.

Пенсионная система Германии также традиционно состоит из трех уровней. В рамках первого - обязательного пенсионного страхования (пенсионное страхование служащих; пенсионное обеспечение чиновников; помощь по старости для фермеров и членов их семей и пенсионное обеспечение так называемых лиц свободных профессий) - размер государственной распределительной пенсии зависит от стажа работы и заработной платы, и обеспечивается путем отчислений, как работодателей, так и работников в объеме 19,4% фонда оплаты труда в государственный пенсионный фонд. Пенсии от предприятий являются вторым уровнем добровольного пенсионного обеспечения по старости (выплачивается сотрудникам при выходе на пенсию), который охватывает договорами почти 50% работающих в Германии, и предполагают самостоятельное решение предприятием вопроса о предоставлении пенсий своим сотрудникам путем создания самоуправляемого структурного подразделения, который предлагает работникам принять участие в одной из программ профессиональных пенсий. В частности, предприятие поручает банку, страховому или фондовому сообществу накапливать взносы, перечисляемые им в размере оговоренной с работником части заработной платы. Размер пенсии зависит от стажа, уровня зарплаты работника и прибыли предприятия. Третий уровень пенсионной системы в Германии - это частный способ обеспечения достойной старости (все формы создания частного капитала), которое осуществляется путем заключения договора страхования жизни, о долгосрочных сберегательных вкладах, индивидуальных договоров пенсионного страхования. Одновременно на добровольные взносы работникам предусмотрена надбавка государства. Выплаты накопленной суммы осуществляются частями в течение всей жизни.

Пенсионные основания для граждан наступают при достижении мужчинами 65-ти, а женщинами 60 лет. Лица, имеющие не менее чем 35-летний трудовой стаж, при достижении 63-летнего возраста также могут выйти на пенсию.

Стабильное экономическое и социальное развитие Германии поддерживается благодаря ответственности государства перед пенсионерами. Система пенсионного страхования финансируется не только страховыми взносами граждан и работодателей, но и дотациями от государства, что иллюстрирует принцип распределительной системы финансирования.

Основой пенсионного обеспечения в США более 60 лет служила главная государственная пенсионная система, построенная по распределительному принципу. Однако за последние десятилетия стремительно развивались частные системы пенсионного обеспечения, которые своими масштабами практически достигли уровня второй национальной пенсионной системы. Уже сегодня большее число американцев имеет возможность получения не одного, а двух-трех и более источников пенсионного дохода. В США существует 3 основных вида частных пенсионных систем: частные пенсионные планы по месту работы (планы с установленными выплатами и планы с установленными взносами), личные пенсионные счета и аннуитеты, т.е. ежегодная рента (организуется страховыми компаниями). В отличие от государственной пенсионной системы, частные пенсионные системы носят добровольный характер. Пенсионный возраст в США одинаков для обоих полов и, согласно нынешнему закону, начинается с 65,5 лет.

В модели пенсионного обеспечения, действующей в Японии, доминирует финансируемое из бюджета государственное социальное обеспечение, в то время как другие институты играют роль дополнительных систем социальной защиты населения. В настоящее время пенсионная система Японии имеет два основных уровня. Первый уровень - это базовые пенсии, на которые имеют право все жители страны независимо от уровня доходов, национальности и рода деятельности. Базовые пенсии разделяются на пенсию по старости (при условии достижения 65 лет и наличия страхового стажа), инвалидности и потери кормильца. Дополнительно к базовой наемные работники получают государственные и профессиональные пенсии (второй уровень).

Пенсионный возраст в Японии варьируется в зависимости от суммы получаемых гражданами пенсионных выплат. Так, при выходе на пенсию в 60-64 года граждане получают пенсию в сокращенном виде, а при продолжении трудовой деятельности размер их пенсии увеличивается ежегодно.

Государственная распределительная (солидарная) пенсионная система практически во всех развитых странах дополняется пенсионными планами по месту работы. В западных странах понятие пенсионного плана вводится на законодательном уровне, и именно это понятие является основным в регулировании, учете и в актуарном оценивании. В этом и состоит основное отличие западного подхода от современного российского: в российском законодательстве и нормативных актах нет понятия пенсионного плана или аналогичных ему. Пенсионные планы с установленными взносами заключаются в обязательствах компании по уплате определенных взносов в пенсионный фонд, независимо от последующих выплат пенсионного вознаграждения. При этом компания не несет ответственности ни за размер, ни за продолжительность пенсионных выплат, которые будут производиться после выхода работника на пенсию. Сумма пенсионных выплат после окончания трудовой деятельности работника определяется суммой взносов компании, а также суммой взносов самого работника, если они имели место, в пенсионный фонд и суммой доходов на вложенные средства в данный фонд за все время их свободного использования самим фондом. Аналогичный подход применяется к государственному пенсионному обеспечению и в России.

Накопительные системы пенсионного обеспечения населения получают все большее распространение и являются эффективным инструментом, способствующим экономическому росту стран. Финансовые институты, построенные по накопительной схеме, гармонично сосуществуют с введенными ранее государственными распределительными пенсионными программами. Благодаря пенсионным реформам граждане по всему миру уже сегодня получили возможность участия в формировании своих будущих пенсионных накоплений путем инвестирования их в различные финансовые институты.

Распределительная система государственного пенсионного обеспечения в основном выполняет социальную функцию, а построенные по накопительному принципу пенсионные системы служат источником долгосрочных инвестиций в экономику страны.

Пенсионное обеспечение в разных странах мира

Пенсионное обеспечение в разных странах мира

Пенсионное обеспечение в разных странах мира

Пенсионное обеспечение в разных странах мира

Пенсионное обеспечение в разных странах мира

Пенсионное обеспечение в разных странах мира

Пенсионное обеспечение в разных странах мира

Пенсионное обеспечение в разных странах мира

Пенсионное обеспечение является неотъемлемым правом человека в любой демократической стране, ведь каждый имеет право на достойную жизнь в старости. Однако пенсионные системы многих стан имеют свои нюансы и отличия.

Пенсионное обеспечение в Германии

Пенсионный возраст: 67 лет

Размер пенсии: 800 евро

Как и в других странах, граждане Германии имеют право на:

Подобные пенсии имеют три вида обеспечения: государственный, частный и корпоративный. В основе каждого из них лежит пенсионное страхование.

Каждый работающий житель Германии в обязательном порядке должен выплачивать взносы в государственный пенсионный фонд в размере 20,3% от месячного заработка. Причем сам работник платит всего лишь половину данного взноса, а основную сумму выплачивает работодатель.

Хорошо зарабатывающие немцы имеют возможность обращаться в частные страховые компании, где они самостоятельно определяют сумму обязательных ежемесячных страховых взносов.

Также Германия имеет очень сложную систему профессиональных пенсий. Немецкие компании и концерны выплачивают надбавки своим трудящимся. Размер такой пенсионной надбавки зависит от заработной платы сотрудника.

Несмотря на то, что пенсионный возраст в Германии составляет 67 лет и для женщин, и для мужчин, уходить на пенсию можно и раньше, то есть до его достижения. Для этого необходимо выплатить сумму, оговоренную в пенсионном законодательстве, из своих пенсионных накоплений (0,3 % за каждый недоработанный месяц). Выйдя на пенсию, каждый человек имеет право на продолжение трудовой деятельности.

Минимальным стажем для получения немецкой государственной пенсии является 5 лет беспрерывной работы. Причем особенностью пенсионной системы является возможность получения такой пенсии иностранцами. Размер же пенсий напрямую зависит от стажа работы, заработной платы и, естественно, от суммы взносов, выплаченных по пенсионному страхованию. Минимальной пенсией считается 364 евро, а средней – 70 % от месячного заработка. Это приблизительно 800 евро. Различия существуют между Западной и Восточной Германией (950 евро и 700 евро).

Пенсионное обеспечение во Франции

Пенсионный возраст: 60 лет

Размер пенсии: 500 евро

Один из наиболее оригинальных и сложных механизмов пенсионного обеспечения граждан существует во Франции. Как такового обязательного страхования пенсий во Франции практически не существует. В основу накопительных платежей пенсионного обеспечения положены два принципа:

  • Непосредственно накопленная пенсия из страховых взносов. Пенсия выплачивается человеку из тех средств, которые он накопил в течение своей трудовой деятельности. Причем каждый француз ежемесячно платил в пенсионный фонд столько, сколько считал нужным. Обычно 6, 55% заработка платит сам работник, а 8,2% — работодатель.
  • Солидарность. В дополнение к основной пенсии каждому пенсионеру доплачиваются суммы, состоящие из обязательных взносов других работающих сограждан.

Каждый француз, независимо от пола, имеет право выйти на пенсию в 60 лет. Однако полный размер пенсии он сможет получать при наличии трудового стажа 40 лет. Независимо от трудового стажа граждане Франции получат полную пенсию в 65 лет. Если после выхода на пенсию человек продолжает работать, то ему полагается надбавка в размере 3% за каждый проработанный год.

Размер основного вида пенсии составляет около 50% от среднемесячной заработной платы за последние или лучшие в финансовом плане 11 лет. Если же человек платил обязательные пенсионные взносы в течение 40 лет, то в дополнение к основной пенсии он получает дополнительные проценты. Таким образом, каждый француз может получать пенсию соответствующую 80% среднемесячного заработка. Минимальная пенсия во Франции составляет порядка 500 евро в месяц, однако многие, благодаря французской пенсионной системе могут получать в 2 раза больше.

Отличительной особенностью системы пенсионного обеспечения во Франции является возможность граждан получать сразу несколько видов пенсий в зависимости от профессиональной деятельности, так как существуют множество различных подсистем пенсионного обеспечения (4 режима).

Пенсионное обеспечение в Великобритании

Пенсионный возраст: 65 лет мужчины, 60-65 лет женщины

Размер пенсии: 148 — 218 фунтов в неделю

Практически идеальной и образцовой является пенсионная система в Великобритании. Как и во многих странах здесь существуют три вида пенсионного обеспечения. Это:

Основные государственные пенсии выплачиваются всем подданным Великобритании по достижению ими пенсионного возраста. Причем размеры таких пенсий фиксированы и не зависят от стажа или других факторов, и выплачивается за счет доходов от налогообложения. Размер такой пенсии невелик. Поэтому для всех пенсионеров, имеющим определенный трудовой стаж, есть еще альтернатива – это пенсии по выслуге лет, которые зависят от стажа и заработной платы. Но достаточно большую сумму можно получать в виде негосударственной пенсии, размер которой определяет для себя сам работник. Такая пенсия формируется как самим работником, так и его работодателем.

Пенсионный возраст в Великобритании на сегодняшний день составляет 65 лет для мужчин и 60-65 лет для женщин (это зависит от года рождения). Пенсионеры, продолжающие трудиться, имеют право на надбавку к пенсии за каждый проработанный год. Такая надбавка может составлять до 25% заработной платы.

Размеры минимальных пенсий зависят от семейного положения пенсионеров. Для одиноких людей это 147,70 фунтов в неделю, для семейных пар – 217,90 фунтов в неделю. Право на получение государственной пенсии имеет каждый человек, исправно плативший налоги в течение 30 лет.

Особенностью пенсионного обеспечения в Великобритании является обложение ряда пенсий налогами. Пенсии не облагаются налогом, если не превышен порог индивидуальной налоговой льготы.

Пенсионное обеспечение в США

Пенсионный возраст: 65 лет женщины, 67 лет мужчины

Размер пенсии: 1100 — 1200 долларов в месяц

Граждане США имеют право на государственное и частное пенсионное обеспечение, которое строится по распределительному и накопительному принципам. Причем частное пенсионное обеспечение осуществляется в трех разновидностях: пенсионные взносы на рабочем месте, индивидуальные пенсионные счета и ежегодная рента (аннуитеты).

Государственная пенсия формируется за счет взносов граждан, предприятий и государственных ассигнований. Ежемесячное отчисление составляет 15,3 % от заработной платы, причем 7,65% выплачивает работодатель.

Право на получение государственной пенсии получают граждане США с 13-летним трудовым стажем. Пенсионный возраст американцев составляет 65 лет для женщин и 67 лет для мужчин. Однако выйти на пенсию можно и раньше. Но при этом размер получаемой пенсии будет на 25 % меньше от нее.

Средняя государственная пенсия в США составляет приблизительно 40 % от заработной платы работника. Это в среднем 1100-1200 долларов в месяц. Размер пенсий зависит от заработной платы и профессиональной деятельности. Например, военные специалисты и государственные служащие получают пенсии выше других категорий граждан.

Пенсии индексируются в зависимости от стоимости жизни, роста цен и других факторов. Что касается частного пенсионного обеспечения, то в стране существует большое количество разнообразных программ пенсионного страхования, что позволяет пенсионерам вести сравнительно безбедную жизнь. Кроме того все пенсионные взносы не облагаются налогом.

Отличительной особенностью пенсионного обеспечения в США является преобладание частного пенсионного страхования над государственным. Поэтому всего лишь 30% пенсионеров продолжают работать после выхода на пенсию. Такая пенсионная система была взята за пример некоторыми странами Латинской Америки.

Пенсионное обеспечение в Китае

Пенсионный возраст: 50-55 лет женщины, 60 лет мужчины

Размер пенсии: 900 — 1360 юаней (около 80 долларов)

Пенсионная система Китая на сегодняшний день находится в стадии реформирования. Дело в том, что государственного пенсионного обеспечения в Китае практически не существует. Государственную пенсию получает только каждый четвертый китаец (в основном – это горожане). Остальных пенсионеров по старым обычаям обязаны содержать их дети.

Государственный пенсионный фонд формируется за счет пенсионных взносов, которые составляет 11% от заработной платы, 8% отчисляют сами работники, а 3% — работодатели. За служащих бюджетной сферы отчисления в пенсионный фонд осуществляет государство. Право на получение государственной пенсии имеют государственные служащие, имеющие трудовой стаж не менее 15 лет.

Пенсионный возраст в Китае составляет 50-55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Средняя пенсия составляет от 900 до 1360 юаней (около 80 долларов). При этом государственные служащие получают пенсии на порядок выше обычных работников. Пенсионеров, проработавших в сельской местности, содержат родственники.

В отдельных районах Китая на предприятиях создаются своеобразные накопительные фонды, из которых впоследствии выплачиваются пенсии работникам. Ежемесячные выплаты составляют 20% от среднемесячной заработной платы.
Однако вопрос пенсионного обеспечения основной массы китайских пенсионеров остается очень острой проблемой. После ограничения рождаемости, одному ребенку достаточно сложно содержать своих престарелых родителей.

Пенсионное обеспечение в Японии

Пенсионный возраст: 65 лет

Размер пенсии: 67 тыс. иен или 700 долларов

Обеспечение пенсионеров в Японии существует в двух разновидностях: базовая национальная и трудовая или профессиональная пенсии. Базовая пенсия выплачивается всем японцам, достигшим пенсионного возраста, и не зависит ни от стажа, ни от заработной платы. Чтобы получить эту пенсию, необходимо ежемесячно уплачивать отчисления в пенсионный фонд. Треть подобных отчислений покрывает государство. Для того чтобы получить право на базовую пенсию, каждый японец должен платить обязательные взносы не менее 25 лет.

Трудовая пенсия начисляется работникам путем ежемесячных пенсионных отчислений самих работников и их работодателей (5 % заработной платы) и с помощью страховых взносов.

Пенсионный возраст в Японии 65 лет. Выйти на пенсию можно и раньше, но при этом ежемесячное пенсионное обеспечение сокращается на 25 %. После достижения 65-летнего возраста размер пенсии ежегодно увеличивается на 5 %.

Среднемесячный размер пенсии в Японии приблизительно 60 % среднемесячного заработка. Это приблизительно 67 тыс. иен или 700 долларов. Такой пенсии достаточно для удовлетворения необходимых потребностей человека. Наемные работники наряду с базовой пенсией получают еще и трудовую, профессиональную пенсию.

Особенностью пенсионной системы Японии является возможность получать базовую пенсию иностранцам, работающим в Японии.

С 2021 года в законодательстве по страховым взносам многое поменялось. Составили для вас список важных изменений и рассказали как работать с ними.


Прямые выплаты пособий через ФСС

С 2021 года отменили зачётную систему ФСС, при которой работодатели сами выплачивали пособия и уменьшали на них начисленные страховые взносы. На выплаты пособий напрямую из соцстраха перешли последние участники зачётной системы:

  • Москва;
  • Московская область;
  • Санкт-Петербург;
  • Краснодарский край;
  • Свердловская область;
  • Пермский край;
  • Челябинская область;
  • ХМАО.

Теперь по всей России соцстрах перечисляет почти все пособия сразу на счета застрахованных. Работодатели обязаны только вовремя передавать в ФСС информацию для назначения и выплаты пособий.

У организаций и ИП остаётся обязанность выплачивать за счёт собственных средств:

  • первые 3 дня больничного при заболевании или травме работника;
  • пособие на погребение, причём после выплаты работодатель может обратиться в ФСС за возмещением расходов.

Больничный с четвёртого дня и остальные виды пособий платит соцстрах.

Вот как теперь получают прямую выплату пособия из ФСС.

  1. Работник передаёт своему работодателю документы для назначения и расчёта пособия: листок нетрудоспособности (или его номер, если больничный электронный), справки с других мест работы, реквизиты для перечисления денег и др. Обратите внимание, что заявление о выплате пособия (оплате отпуска) с 1 января 2021 годп работнику больше не нужно заполнять.
  2. Работодатель в течение пяти календарных дней передаёт документы с описью в соцстрах или отправляет электронный реестр сведений.
  3. ФСС проверяет, все ли документы предоставлены. Если комплект неполный или есть ошибки, в течение пяти рабочих дней работодатель получит извещение. Передать в соцстрах недостающие документы или внести исправления нужно тоже не позднее пятого рабочего дня.
  4. Получив всю нужную информацию, ФСС принимает решение о назначении и выплате пособия. Деньги отправляют на счёт застрахованного в течение 10 календарных дней, считая с даты получения соцстрахом всех документов.

Предельная база по страховым взносам на 2021 год

С 1 января 2021 года действуют новые лимиты, утверждённые Постановлением Правительства РФ № 1935 от 26.11.2020. Их устанавливают только для взносов на обязательное социальное и пенсионное страхование. Для страховых взносов от несчастных случаев и на обязательное медстрахование предельных баз нет.

На социальное страхование

Предельная величина базы на соцстрахование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) — 966 тыс. руб. Когда облагаемые доходы работника превысят эту сумму, взносы на этот вид страхования до конца года больше не начисляют.

В дальнейшем при расчёте больничных, пособий по беременности и родам, по уходу за ребёнком до 1,5 лет учитывают только облагаемый взносами заработок, то есть не более 966 тыс. руб.

На пенсионное страхование

Предельная база по пенсионным взносам — 1 млн 465 тыс. руб.

Если плательщик применяет общий тариф 22%, то с превышения рассчитывает взносы по ставке 10%. Если пониженный, то при достижении лимита не начисляет взносы до конца года.

Исключение — организации и ИП из реестра МСП. Для них действует пониженный тариф с зарплаты свыше МРОТ, но при достижении предельной базы они продолжают начислять взносы по льготному тарифу 10%.

Лимит по взносам на пенсионное страхование не относится к доптарифам за вредность, установленным ст. 428 НК РФ. О последних мы недавно рассказывали.

Страховые взносы ИП за себя на 2021 год

По сравнению с 2020 годом они не изменились. В 2021 году для всех ИП фиксированные страховые взносы с дохода, не превышающего 300 тыс. руб.:

  • 32 448 руб. — на пенсионное страхование;
  • 8 426 руб. — на медицинское.

Осталась прежней и максимальная сумма годовых пенсионных взносов за себя — 259 584 руб. (фиксированный взнос 32 448 руб 1% допвзносов с доходов свыше 300 тыс. руб.).

Предпринимателям на патенте с 2021 года разрешили вычитать страховые взносы за себя и работников из стоимости патента. Вычет действует по аналогии с УСН 6% и отменённым ЕНВД. ИП без работников могут уменьшить стоимость патента на сумму уплаченных взносов вплоть до 100%, ИП с работниками — максимум до 50%.

Льготные ставки страховых взносов для IT-компаний

С 1 января 2021 года для организаций из сферы информационных технологий снизили страховые взносы. Вместо 14% совокупный тариф составил 7,6%, из них:

  • 6% — на пенсионное страхование;
  • 1,5% — на соцстрахование в связи с нетрудоспособностью и материнством;
  • 0,1% — на медицинское страхование.

Право на пониженные тарифы получили организации, которые занимаются проектированием и разработкой изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции (пп. 18 п. 1 ст. 427 НК РФ).

IT-компании могут получить льготу по страховым взносам при соблюдении условий:

  • госаккредитация в Минкомсвязи (включение в спецреестр);
  • доля доходов от IT-деятельности — не менее 90% от общего дохода;
  • среднесписочная численность — не менее 7 человек.

В письме № 03-07-07/111669 от 18.12.2020 Минфин разъяснил как определить долю доходов и привёл примеры применения налоговых льгот. Если IT-компания соответствует нужным критериям, можно применять новые тарифы, не сообщая об этом в налоговую.

Пониженные тарифы для малых и средних предприятий

С 1 января 2021 года организациям и ИП из реестра МСП бессрочно продлили право на пониженные тарифы страховых взносов (пп. 17 п. 1 ст. 427 НК РФ):

  • 10% — на пенсионное страхование;
  • 0% — на соцстрахование;
  • 5% — на медстрахование.

Льготные ставки применяют к ежемесячным выплатам, превышающим федеральный МРОТ по каждому застрахованному. На выплаты, равные МРОТ, действуют общие тарифы.

Изменения в условиях возврата переплаты по пенсионным взносам

В Налоговый кодекс внесли поправки, благодаря которым стало проще возвращать излишне уплаченные пенсионные взносы. В п. 6.1 ст. 78 НК РФ уточнили условия, при которых нельзя вернуть переплату:

  • переплату уже учли в индивидуальной части тарифа страхового взноса и разнесли на лицевой счёт застрахованного физлица.
  • человеку, за которого переплатили взносы, на момент подачи заявления о возврате назначили пенсию.

Ранее в этом же пункте был полный запрет на возврат переплаты, разнесённой Пенсионным фондом по индивидуальным лицевым счетам застрахованных. Изменения внесли в связи с постановлением Конституционного суда № 32-П от 31.10.2019. В нём КС РФ признал такой запрет чрезмерным ограничением прав страхователей и разрешил возвращать разнесённую переплату:

  • в индивидуальной части тарифа — если ещё не назначена пенсия;
  • в солидарной части тарифа — независимо от назначения пенсии.

Изменение формы РСВ

Обновлённую форму расчёта по страховым взносам нужно применять с отчётности за 2020 год. Вот что изменилось.

  1. На титульный лист добавили строку «Среднесписочная численность (чел.)». Это связано с отменой с 2021 года отдельного отчёта о среднесписочной численности (КНД 1110018).
  2. В приложении № 5 порядка заполнения добавили новые коды тарифов плательщиков: «20» — для субъектов МСП и «21» — для тех, кого освободили от уплаты страховых взносов за 2 квартал 2020 года.
  3. Появилось новое приложение № 5.1 для заполнения IT-компаниями начиная с отчёта за 1 квартал 2021 год.
  4. Приложение № 7 дополнили новыми кодами категорий застрахованных лиц.

Упростить ведение учёта поможет сервис «Моё дело Профбухгалтер» . Он сам рассчитает налоги и взносы, сформирует отчёты, а по сложным вопросам вы сможете получать бесплатные консультации экспертов.

Внимание! С 1 января 2019 года вступает в силу Федеральный закон от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», который предусматривает повышение возраста выхода на страховую пенсию по старости, а также изменение условий и порядка установления страховых пенсий, в том числе в отношении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за границей, которые будут приобретать право на страховые пенсии после вступления в силу данного федерального закона. С подробной информацией об изменении с 1 января 2019 года условий назначения пенсий, затрагивающих права лиц, проживающих за границей, можно ознакомиться здесь .

По вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за рубежом, письменные обращения следует направлять в Пенсионный фонд Российской Федерации http://www.pfrf.ru/, либо по адресу: 119991, Российская Федерация, г. Москва, ГСП-1, ул. Шаболовка, д. 4, а также по факсу: +7 495 987 80 70 или через онлайн-приёмную для граждан, проживающих за рубежом, которая находится на сайте ПФР по адресу: http://www.pfrf.ru/eservices/send_appeal/ .

Департамент по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей, осуществляет прием по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей, по адресу: г. Москва, ул. Анохина, д. 20А, ежедневно с понедельника по четверг 9:30 - 17:00 и по пятницам 9:30 - 16:00.

Получить консультацию можно также обратившись по многоканальному справочному телефону клиентской службы Департамента ПФР: +7 495 987 80 30.

Для граждан России, постоянно проживающих в России, получающих пенсию на территории Российской Федерации и, по каким-либо причинам не имеющих возможности явиться в Пенсионный Фонд, в Посольстве России в Абхазии возможно оформление Акта о личной явке, с автоматическим отправлением сведений в электронном виде в ПФР.

Необходимые документы (в оригинале с ксерокопиями):
Паспорт гражданина России;
Паспорт гражданина Абхазии, либо подтверждение нахождения на территории Абхазии (адресная справка, временная регистрация);
Пенсионное удостоверение.

В Консульском отделе при обращении заполняется заявление. Уведомление выдается на следующий день после подачи заявления. Обращаться необходимо лично (возможно обращение законного представителя для недееспособных граждан).

Граждане России, постоянно проживающие на территории Абхазии при первичном оформлении российской пенсии, переоформлении и восстановлении, обращаются в Посольство России в Абхазии для получения справки о дате выезда гражданина на постоянное жительство из РФ (переезда из одного государства в другое) и месте его постоянного жительства за пределами Российской Федерации.

Необходимые документы (в оригинале с ксерокопиями), действительные на момент обращения:
Заграничный паспорт гражданина России;
Паспорт гражданина Абхазии с регистрацией по месту жительства;
Адресная справка о проживании, заверенная специалистом Пенсионного Фонда.

В Консульском отделе при обращении заполняется заявление. При подаче заявления выдается направление на получение справки с указанием даты получения.

Возможно оформление справки о выполнении (невыполнении) гражданином оплачиваемой работы за пределами Российской Федерации. Факт выполнения (невыполнения) гражданином оплачиваемой работы может также подтверждаться справкой с его места работы, документом, выданным налоговым органом или другим компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства.

ВНИМАНИЕ! На сайте Консульского департамента МИД России (https://pension.kdmid.ru/) можно предварительно заполнить документы (акты о личной явке, справки о постоянном проживании за границей, справки о выполнении оплачиваемой работы), необходимые для оформления/выплаты пенсий гражданам, проживающим за пределами Российской Федерации (https://pension.kdmid.ru/) .

Обратите внимание: заполнение форм через указанный сайт не освобождает от необходимости личной явки в консульские учреждения для оформления вышеуказанных документов. Предварительная отправка заявки через интернет НЕ ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ВАШИ ДОКУМЕНТЫ РАССМОТРЕНЫ И НАПРАВЛЕНЫ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД, и предназначена для сокращения времени ожидания при личном обращении в консульское учреждение.

Информация Пенсионного фонда Российской Федерации о реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2020 г. № 530 «Об особенностях выплаты пенсий и иных социальных выплат лицам, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации»

20 апреля 2020 г. вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 17.04.2020 № 530 «Об особенностях выплаты пенсий и иных социальных выплат лицам, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации» (http://publication.pravo.gov.ru).

Данное постановление издано в связи с принятием в странах мира чрезвычайных мер в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и отсутствием возможности у пенсионеров, проживающих за рубежом, представить в Пенсионный фонд Российской Федерации или орган, осуществляющий их пенсионное обеспечение в Российской Федерации, документы, необходимые для продления выплаты российских пенсий и иных социальных выплат (например, дополнительного ежемесячного материального обеспечения в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 30.03.2005 № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» (http://kremlin.ru/acts/bank/22201), дополнительного материального обеспечения на основании Федерального закона от 04.03.2002 № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией», http://kremlin.ru/acts/bank/17895).

Согласно Постановлению № 530 будет осуществлено продление выплаты:

пенсий в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 № 1386 «О порядке выплаты пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации» (http://www.pfrf.ru/info/order/organization_appointment_payme/

1978), либо в соответствии с международными договорами Российской Федерации без документального подтверждения факта нахождения гражданина в живых, а также выполнения (невыполнения) гражданами оплачиваемой работы;

иных социальных выплат без документального подтверждения факта нахождения гражданина в живых, принадлежности к гражданству Российской Федерации, а также выполнения (невыполнения) гражданами оплачиваемой работы.

Постановление № 530 носит временный характер и предусматривает продление выплаты установленных пенсий и иных социальных выплат гражданам, проживающим за рубежом, у которых срок действия документов, необходимых для продолжения выплаты пенсионного обеспечения, истекает в интервале с 1 марта по 31 мая 2020 года включительно.

Выплата пенсий и иных социальных выплат указанным лицам будет произведена без представления необходимых для продления выплаты документов за период с апреля по июнь 2020 года включительно.

В отношении лиц, у которых срок действия ранее представленного документа, подтверждающего факт нахождения в живых (принадлежности к гражданству Российской Федерации, о неосуществлении трудовой деятельности), истек до марта текущего года, выплата пенсии и иных социальных выплат будет осуществляться в общем порядке в соответствии с Постановлением № 1386 (при условии подтверждения названных фактов).

О порядке получения страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС)

Идентификация граждан в информационных ресурсах Российской Федерации осуществляется на основании страхового номера индивидуального лицевого счета (далее – СНИЛС), используемого для обработки сведений о физическом лице в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также для идентификации сведений о физическом лице и аутентификации физического лица при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.

СНИЛС присваивается гражданину при регистрации сотрудниками ПФР в системе индивидуального (персонифицированного) учета его данных, указанных им при заполнении формы «Анкета зарегистрированного лица» (далее – анкета), утвержденной приложением № 1 к постановлению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 сентября 2019 года № 485п.

Бланк анкеты может быть распечатан с интернет-сайта ПФР pfrf.ru в разделе «Жизненные ситуации» → «СНИЛС» → «Как получить, заменить или восстановить СНИЛС» → «Как получить СНИЛС взрослым» → «Анкета» либо «Гражданам» → «Будущим пенсионерам» → «Персонифицированный учет пенсионных прав граждан» → «Как получить, заменить или восстановить СНИЛС» → «Как получить СНИЛС взрослым» → «Анкета».

Анкета заполняется буквами русского алфавита, четким почерком, без исправлений на основании документа, удостоверяющего личность гражданина (в том числе на основании заграничного паспорта гражданина Российской Федерации), действующего на момент подачи документов.

Правильность указанных в анкете сведений подтверждается подписью гражданина (нотариального свидетельствования подлинности подписи не требуется).

При представлении анкеты непосредственно в орган ПФР гражданин должен также предъявить документ, удостоверяющий личность. При направлении гражданином анкеты по почте, факсом или через онлайн-приемную к ней дополнительно прилагается копия документа, удостоверяющего личность заявителя (достаточно приложить только копии страниц, подтверждающих информацию, указанную в анкете). Верность таких копий должна быть засвидетельствована в соответствии с действующим российским законодательством в области нотариата (1).

В случае если документ, удостоверяющий личность, выдан полномочным органом иностранного государства, соответствующие страницы должны быть также переведены на русский язык, а верность перевода – засвидетельствована нотариально.

Для получения из ПФР документа, содержащего информацию о номере индивидуального лицевого счета гражданина, к анкете необходимо также приложить заявление в произвольной форме с указанием почтового адреса либо адреса электронной почты для его направления.

Данный алгоритм действий применяется в отношении лиц, которые ранее не обращались в ПФР за получением СНИЛС либо утратили соответствующие данные, несовершеннолетних детей, родившихся за рубежом, оформивших/приобретших российское гражданство в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации в установленном порядке и никогда не проживавших в России, а также лиц, никогда не документировавшихся внутренними российскими паспортами.

За дополнительными разъяснениями о порядке получения СНИЛС необходимо обращаться по многоканальному телефону ПФР +7 (495) 987-80-30.

________________________________________________________________________________
(1) В соответствии с пунктом 17 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от граждан анкет в целях регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе по приему от застрахованных лиц заявлений об обмене или о выдаче дубликата страхового свидетельства, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 12 февраля 2019 года № 39п.

О получении проживающими за пределами Российской Федерации пенсионерами информации о персональных данных в ПФР

Размещаем памятку Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) о получении гражданами информации о персональных данных в электронном виде либо посредством телефонной связи и примерную форму заявления о согласии на трансграничную передачу персональных данных в электронном виде либо посредством телефонной связи, разработанные в целях информирования проживающих за пределами Российской Федерации пенсионеров о возможности получения своих персональных данных по каналам электронной почты, в Личном кабинете гражданина, размещенном на официальном сайте ПФР, либо посредством телефонной и иных средств телекоммуникационной связи.

Читайте также: