Какова социальная ситуация развития в предпенсионном возрасте по н с пряжникову

Опубликовано: 17.05.2024

Пряжников рассматривал психологические характеристики и осо­бенности личностного самоопределения отдельных периодов старости. 1. Пожилой, предпенсионный возраст (примерно с 55 лет до выхода на пенсию) — это, прежде всего, ожидание, а в лучшем случае — подготовка к пенсии. В целом период характеризуется следующей социальной ситуацией развития: Ожидание пенсии: для кого-то пенсия воспринимается как возможность «поскорее начать отдыхать», для кого-то — как прекращение активной трудовой жизни и неясность, что делать со своим опытом и еще немалой оставшейся энергией. Отношения с родственниками, когда, с одной стороны, человек еще может в немалой степени обеспечивать свою семью, включая и внуков (и в этом смысле он «полезен» и «интересен»), а с другой стороны, предчувствие своей скорой «ненужности», когда он перестанет много зарабатывать и будет получать свою «жалкую пенсию». Стремление воспитать, подготовить себе «достойную замену» на работе. Ведущая деятельность: Стремление «успеть» сделать то, что еще не успел (особенно в профессиональном плане), а также стремление оставить о себе «добрую память» на работе. Стремление передать свой опыт ученикам и последователям. При появлении внуков люди предпенсионного возраста как бы «разрываются» между работой, где они хотят максимально реализовать себя, и воспитанием своих внуков. К концу предпенсионного периода (особенно если вероятность ухода с данной работы очень высокая) наблюдается стремление выбрать себе занятие на пенсии, как-то спланировать свою дальнейшую жизнь. II. Период выхода на пенсию (первые годы после выхода на пенсию) — это, прежде всего освоение новой социальной роли, нового статуса. В целом социальная ситуация развития в этот период характеризуется следующим: Старые контакты (с коллегами по работе) в первое время еще сохраняются, но в дальнейшем становятся все менее выраженными. В основном контакты с близкими людьми и родственниками. Постепенно появляются друзья-пенсионеры или даже другие, более молодые люди. Обычно родные и близкие стремятся к тому, чтобы пенсионер, «у которого и так много времени», больше занимался воспитанием внуков, поэтому общение с детьми и внуками также является важнейшей характеристикой социальной ситуации пенсионеров. Ведущая деятельность: Прежде всего, это «поиск себя» в новом качестве, это проба своих сил в самых разных видах деятельности (в воспитании внуков, в домашнем хозяй­стве, в хобби, в новых отношениях, в общественной деятельности и т.п.) — это самоопределение методом «проб и ошибок». Для части пенсионеров первое время на пенсии — это продолжение работы по своей основной профессии (особенно когда такой работник получает пенсию и основную зарплату вместе); в этом случае у работающего пенсионера значительно повышается чувство собственной значимости. III. Период собственно старости (через несколько лет после выхода на пенсию и до момента серьезного ухудшения здоровья), социальная ситуация развитияхарактеризуется примерно следующим: Общение в основном с такими же старцами. Общение с членами своей семьи, которые либо эксплуатируют свободное время старика, либо просто «опекают» его. Некоторые пенсионеры находят для себя новые контакты в общественной деятельности. Ведущая деятельность: Досуговое увлечение (нередко пенсионеры меняют одно увлечение за другим, что несколько опровергает представление об их «ригидности»). Для части стариков в этот период (даже когда здоровье еще достаточно хорошее) ведущей деятельностью может стать подготовка к смерти, что выражается в приобщении к религии, в частом хождении на кладбище, в разговорах с близкими о «завещании». IV. Долгожительство в условиях резкого ухудшения состояния здоро­вья существенно отличается от старости без особых проблем со здоровьем. Поэтому есть смысл выделить особенности именно такого варианта старости. Социальная ситуация: В основном общение с родными и близкими, а также с врачами и сосе­дями по палате. Ведущая деятельность: Лечение, стремление хоть как-то бороться с болезнями. Стремление осмыслить свою жизнь. Очень часто это стремление приукрасить свою жизнь, человек как бы «цепляется» за все лучшее, что было (и чего не было) в его жизни. V. Долгожительство при относительно хорошем здоровье (примерно после 75—80 лет и старше) социальная ситуация может характеризоваться: Общение с близкими и родными людьми, которые начинают даже гордиться, что в их семье живет настоящий долгожитель — символ будущей долгой жизни для других членов семьи. У здорового долгожителя могут появиться новые друзья и знакомые. Поскольку долгожитель — явление редкое, то пообщаться с таким старцем стремятся самые разные люди, включая представителей СМИ, поэтому круг знакомых у долгожителя может даже несколько расшириться. Ведущая деятельность: Она во многом зависит от наклонностей данного человека, но в любом случае это достаточно активная жизнь. Вероятно, для сохранения здоровья важны не только предписания врача, но и само чувство здоровья (или «чувство жизни»).

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 1285 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Центральная характеристика социальной ситуации развития в старости связана со сменой общественной позиции, с выходом на пенсию и удалением от активного участия в производительном труде.

Существующий в обществе ограниченный и негативный характер "культурных эталонов" старости и неопределенность социальных ожиданий в отношении пожилого человека в семье не позволяют рассматривать социальную ситуацию жизни пожилого человека как полноценную ситуацию развития. Уходя на пенсию, человек сталкивается с необходимостью важного, трудного и абсолютно самостоятельного выбора в решении вопроса: "Как быть старым?"

На первый план выдвигается активный, творческий подход самого человека к собственному старению. Превращение социальной ситуации жизни в ситуацию развития – это в настоящее время индивидуальная личностная задача каждого пожилого человека [1] .

Подготовка к выходу на пенсию, рассматриваемая как выработка готовности к смене социальной позиции, – необходимый момент психического развития в старости, как направленность на школьное обучение в пяти-шестилетнем возрасте или как профориентация, профессиональное самоопределение в юности.

Решение общечеловеческой проблемы "проживания/переживания старости", выбора стратегии старения не рассматривается узко, как некое одномоментное действие, это растянутый, может быть, на годы процесс, связанный с преодолением нескольких личностных кризисов.

На пороге старости человек решает для себя вопрос: пытаться ли ему сохранять старые, а также создавать новые социальные связи или перейти к жизни в кругу интересов близких и своих собственных проблем, т.е. перейти к жизни в целом индивидуальной. Этот выбор определяет ту или иную стратегию адаптации – сохранение себя как личности и (или) сохранение себя как индивида.

В соответствии с этим выбором и, соответственно, стратегией адаптации ведущая деятельность в старости может быть направлена либо на сохранение личности человека (поддержание и развитие его социальных связей), либо на обособление, индивидуализацию и "выживание" его как индивида на фоне постепенного угасания психофизиологических функций. Оба варианта старения подчиняются законам адаптации, но обеспечивают различное качество жизни и даже ее продолжительность.

Стратегия адаптации "по типу замкнутого контура" проявляется в общем снижении интересов и притязаний к внешнему миру, эгоцентризме, снижении эмоционального контроля, в желании спрятаться, в чувстве неполноценности, раздражительности, которая со временем сменяется равнодушием к окружающим. Примерно о такой модели старения говорят, описывая "пассивное старение", поведение по типу "эгоистической стагнации", потерю социального интереса.

Альтернатива состоит в поддержании и развитии многообразных связей с обществом. В этом случае ведущей деятельностью в старости может стать структуризация и передача жизненного опыта. Вариантами адекватных возрасту видов социально значимой деятельности могут быть продолжение профессиональной деятельности, написание мемуаров, преподавание и наставничество, воспитание внуков, учеников, общественная деятельность.

В 1999 г., в Международный год пожилого человека, в Москве в галерее наивного искусства "Дар" в рамках проекта "Никогда не поздно быть наивным" состоялись выставки пяти художников России. Там были представлены произведения лучших, официально признанных так называемых "наивных художников": Александра Суворова, Павла Леонова, Василия Григорьева, Любови Майковой, Елены Волковой. Каждый из них начал писать либо раскрылся как художник именно в пожилом возрасте. Например, Любовь Майкова впервые взяла кисть в руки в 79 лет. И их картины, яркие, истинно "живописные", – проявление потребности в "чистом" искусстве, проявление мудрости и индивидуальности, особого глубокого внутреннего мира, который состоялся в душах очень простых людей. Это тот идеал творческой деятельности в старости, тот высокий образец полноты жизни и цельности, который не всем доступен, но к которому следовало бы стремиться.

Сохранение себя как личности предполагает возможность посильно трудиться, иметь разносторонние интересы, стараться быть нужным близким людям, ощущать "вовлеченность в жизнь".

И даже – при самых суровых обстоятельствах: очень пожилая, больная, прикованная к постели женщина радуется, что может приносить пользу близким: "Ведь вы же целый день на работе, квартира без присмотра, а тут хоть я дома, присмотрю".

А. Г. Лидере считает, что особая "внутренняя работа" по принятию своего жизненного пути, по переосмыслению пережитого в условиях невозможности реальных существенных изменений жизни и выполняет функцию ведущей деятельности в старости [2] .

H. С. Пряжников предложил выделить специфику самоопределения и деятельности на разных этапах старости [3] .

I. Пожилой, предпенсионный возраст – 55–60 лет (до выхода на пенсию) – это прежде всего ожидание, а в лучшем случае – подготовка к пенсии. В целом период характеризуется следующими особенностями.

  • 1. Социальная ситуация развития:
    • – ожидание пенсии: для кого-то пенсия воспринимается как возможность "поскорее начать отдыхать", для кого-то – как прекращение активной трудовой жизни и неясность, что делать со своим опытом и еще немалой оставшейся энергией;
    • – основные контакты еще носят больше производственный характер, когда, с одной стороны, коллеги могут ожидать, чтобы данный человек поскорей ушел с работы (а сам человек это чувствует), а с другой стороны, человека не хотят отпускать и он сам втайне надеется, что пенсия для него наступит позже, чем для многих его сверстников;
    • – отношения с родственниками, когда, с одной стороны, человек еще может в немалой степени обеспечивать свою семью, включая и внуков (и в этом смысле он "полезен" и "интересен"), а с другой стороны, предчувствие своей скорой "ненужности", когда он перестанет много зарабатывать и будет получать свою "жалкую пенсию";
    • – стремление воспитать, подготовить себе "достойную замену" на работе.
  • 2. Ведущая деятельность:
    • – стремление "успеть" сделать то, что еще не успел (особенно в профессиональном плане), а также стремление оставить о себе "добрую память" на работе;
    • – стремление передать свой опыт ученикам и последователям;
    • – при появлении внуков люди предпенсионного возраста как бы "разрываются" между работой, где они хотят максимально реализовать себя, и воспитанием своих внуков, которые для них не менее важны (это ведь тоже продолжение их рода);
    • – к концу предпенсионного периода (особенно если вероятность ухода с данной работы очень высокая) наблюдается стремление выбрать себе занятие на пенсии, как-то спланировать свою дальнейшую жизнь.

II. Период выхода на пенсию (первые годы после выхода на пенсию) – это прежде всего освоение новой социальной роли, нового статуса. В целом этот период характеризуется следующим.

  • 1. Социальная ситуация развития:
    • – старые контакты (с коллегами по работе) в первое время еще сохраняются, но в дальнейшем становятся все менее выраженными;
    • – в основном контакты с близкими людьми и родственниками (соответственно, со стороны родственников требуется особая тактичность и внимание к еще "неопытным" пенсионерам);
    • – постепенно появляются друзья-пенсионеры или даже другие, более молодые люди (в зависимости от того, чем будет заниматься пенсионер и с кем ему придется общаться. Например, пенсионеры-общественники сразу же находят для себя новые сферы деятельности и быстро обзаводятся новыми "деловыми" контактами);
    • – обычно родные и близкие стремятся к тому, чтобы пенсионер, "у которого и так много времени", больше занимался воспитанием внуков, поэтому общение с детьми и внуками также является важнейшей характеристикой социальной ситуации пенсионеров.
  • 2. Ведущая деятельность:
    • – прежде всего, это "поиск себя" в новом качестве, это проба своих сил в самых разных видах деятельности (в воспитании внуков, в домашнем хозяйстве, в хобби, в новых отношениях, в общественной деятельности и т.п.) – это самоопределение методом "проб и ошибок"; фактически у пенсионера времени много, и он может себе позволить это (правда, все это происходит на фоне ощущения того, что "жизнь с каждым днем все уменьшается и уменьшается. ");
    • – для части пенсионеров первое время на пенсии – это продолжение работы по своей основной профессии (особенно когда такой работник получает пенсию и основную зарплату вместе); в этом случае у работающего пенсионера значительно повышается чувство собственной значимости;
    • – все более усиливающееся стремление "поучать" или даже "стыдить" людей более молодого возраста;
    • – для части пенсионеров это может быть стремление спокойно осмыслить всю прожитую жизнь: кто-то даже пытается в этот период начинать писать "мемуары", а кому-то непременно нужно поделиться своим опытом и переживаниями.

III. Период собственно старости (через несколько лет после выхода на пенсию и до момента серьезного ухудшения здоровья), когда человек уже освоил новый для себя социальный статус, характеризуется примерно следующим.

  • 1. Социальная ситуация :
    • – общение в основном с такими же старцами;
    • – общение с членами своей семьи, которые либо эксплуатируют свободное время старика, либо просто "опекают" его;
    • – некоторые пенсионеры находят для себя новые контакты в общественной деятельности (или даже в продолжающейся профессиональной деятельности);
    • – для части пенсионеров меняется значение отношений с другими людьми. Например, некоторые авторы отмечают, что многие ранее близкие для старика связи постепенно "теряют свою прежнюю интимность и становятся более обобщенными".
  • 2. Ведущая деятельность:
    • – досуговое увлечение (нередко пенсионеры меняют одно увлечение за другим, что несколько опровергает представление об их "ригидности"; они по-прежнему продолжают искать себя, искать смыслы в разных деятельностях). Главная проблема такого поиска – "несоразмерность" всех этих деятельностей по сравнению с предыдущей ("настоящей") работой;
    • – стремление всяческими путями подтвердить свое чувство собственного достоинства, согласно принципу: "Пока я хоть что-то полезное делаю для окружающих, я существую и требую к себе уважения";
    • – для части стариков в этот период (даже когда здоровье еще достаточно хорошее и нет никаких причин "прощаться с жизнью") ведущей деятельностью может стать подготовка к смерти, что выражается в приобщении к религии, в частом хождении на кладбище, в разговорах с близкими о "завещании".

IV. Долгожительство в условиях резкого ухудшения состояния здоровья существенно отличается от старости без особых проблем со здоровьем. Поэтому есть смысл выделить особенности именно такого варианта старости.

  • 1. Социальная ситуация:
    • – в основном – общение с родными и близкими, а также с врачами и соседями по палате (если старец находится на стационарном лечении);
    • – также это соседи по палате в домах престарелых (в основном старцев передают в такие дома, когда за ними нужен особый уход). К сожалению, во многих домах такой уход фактически хуже, чем в домашних условиях.
  • 2. Ведущая деятельность:
    • – лечение, стремление хоть как-то бороться с болезнями;
    • – стремление осмыслить свою жизнь. Очень часто это стремление приукрасить свою жизнь, человек как бы "цепляется" за все лучшее, что было (и чего не было) в его жизни. В этом состоянии человек хочет оставить после себя что-то очень хорошее, значимое, достойное и этим как бы доказать себе и окружающим: "Я жил не зря". Или покаяться в чем-то недостойном.

V. Долгожительство при относительно хорошем здоровье (примерно после 75–80 лет и старше) может характеризоваться так.

  • 1. Социальная ситуация:
    • – общение с близкими и родными людьми, которые начинают даже гордиться, что в их семье живет настоящий долгожитель. В какой-то мере эта гордость эгоистична: родные считают, что в их роду хорошая наследственность и что они также долго проживут. В этом смысле долгожитель – символ будущей долгой жизни для других членов семьи;
    • – у здорового долгожителя могут появиться новые друзья и знакомые;
    • – поскольку долгожитель – явление редкое, то пообщаться с таким старцем стремятся самые разные люди, включая представителей средств массовой информации. Поэтому круг знакомых у долгожителя может даже несколько расшириться.
  • 2. Ведущая деятельность:
    • – она во многом зависит от наклонностей данного человека, но в любом случае это достаточно активная жизнь (иногда даже с излишествами, характерными для здорового зрелого человека). Вероятно, для сохранения здоровья важны не только предписания врача, но и само чувство своего здоровья (или "чувство жизни").

18.10.2014


Отрасль психологии, изучающая особенности психики и поведения лиц пожилого и преклонного возраста.

отрасль психологии, изучающая особенности психики и поведения лиц пожилого и преклонного возраста.

Классификация возрастных периодов по данным Европейского регионального бюро ВОЗ:

— пожилой возраст – мужчины: 61-74 г., женщины: 55-74 г.;
— старческий возраст – 75-90 лет
— долгожители – свыше 90 лет.

Проблема социальной ситуации развития и ведущей деятельности (по Н.С. Пряжникову)

1. Пожилой, предпенсионный возраст (примерно с 55 лет до выхода на пенсию)
Социальная ситуация:

    * выход на пенсию воспринимается как возможность отдохнуть либо сопровождаются тревогой, растерянностью, депрессией;
    * основные контакты носят производственный характер;
    * появляется стремление подготовить себе «достойную замену» на работе;
    * наблюдаются изменения в сфере семейного взаимоотношения: с одной стороны, работающий человек «полезен» с точки зрения финансовой поддержки, с другой — у будущего пенсионера возникает предчувствие скорой «ненужности».

    * с одной стороны, проявляется стремление максимально реализовать себя в работе, оставить о себе «добрую память», с другой — возрастающее стремление заниматься внуками;
    * стремление выбрать себе занятие на пенсии, составить план на дальнейшую жизнь.

2. Период выхода на пенсию (первые годы после выхода на пенсию, освоение новой социальной роли) Социальная ситуация:

    * производственные контакты со временем угасают;
    * круг общения состоит из близких людей и родственников, а также появляется возможность знакомств «по интересам» (соц. клубы, турклубы и пр.)
Ведущая деятельность:
    * проба сил в разных видах деятельности (воспитание внуков, домашнее хозяйство, хобби и т.п.);
    * усиливается стремление «поучать» или даже «стыдить» людей более молодого возраста;
    * для части пенсионеров — продолжение работы по своей основной профессии, что способствует повышению чувство собственной значимости;
    * для части пенсионеров — стремление спокойно осмыслить прожитую жизнь: рассказ о своем опыте и переживаниях, написание мемуаров.
3. Период собственно старости (через несколько лет после выхода на пенсию и до момента серьезного ухудшения здоровья) — новая социальная роль освоена Социальная ситуация:
    * общение со сверстниками и членами своей семьи;
    * некоторые пенсионеры находят для себя новые контакты в общественной деятельности (или даже в продолжающейся профессиональной деятельности);
Ведущая деятельность:
    * досуговое увлечение;
    * стремление всяческими путями подтвердить чувство собственного достоинства согласно принципу: «Пока я делаю хоть что-то полезное для окружающих, я существую и требую к себе уважения»;
    * для части стариков в этот период (даже когда здоровье еще достаточно хорошее и нет никаких причин «прощаться с жизнью») ведущей деятельностью может стать подготовка к смерти, что выражается в приобщении к религии, в частом хождении на кладбище, в разговорах с близкими о «завещании».
4. Долгожительство в условиях резкого ухудшения состояния здоровья Социальная ситуация:
    * в основном общение с родными и близкими, а также с врачами и соседями по палате (если старец находится на стационарном лечении);
    * общение с соседями по палате в домах престарелых. К сожалению, во многих домах уход за пожилым фактически хуже, чем в домашних условиях.Например, даже в такой благополучной стране, как Франция, 8% здоровых стариков умирают в первую неделю поступления в дома престарелых, 29% — в первый месяц, 45% — в первые полгода. Государственные дома для престарелых отличаются плохими санитарными условиями, большой скученностью, жестким режимом, плохо организованным досугом, неквалифицированным обслуживанием. Многие старики просто спиваются.
Ведущая деятельность:
    * лечение, стремление хоть как-то бороться с болезнями;
    * стремление осмыслить свою жизнь, доказать себе и окружающим. что жил не зря. Или покаяться в чем-то недостойном.
5. Долгожительство при относительно хорошем здоровье (примерно после 75-80 лет и старше) Социальная ситуация:
    * общение с близкими и родными людьми, которые начинают даже гордиться, что в их семье живет настоящий долгожитель. В какой-то мере эта гордость эгоистична: родные считают, что в их роду хорошая наследственность и что они также долго проживут;
    * поскольку долгожитель — явление редкое, то пообщаться с таким старцем стремятся самые разные люди, включая представителей средств массовой информации, поэтому круг знакомых у долгожителя может даже расшириться.
Ведущая деятельность:
    * во многом зависит от наклонностей данного человека, но в любом случае это достаточно активная жизнь.

Характеристика познавательной активности:
восприятие
    Восприятие в старости становится менее четким и пожилой человек вынужден прибегать к воображению, чтобы расшифровать искаженное и неадекватное восприятие, таким образом, по мере того как человек привыкает к неверному восприятию, возрастает его «податливость» к обманам чувств, искаженная картина перестает его удивлять. Чем ограниченнее поле восприятия (нарушение слуха, зрения, соц.изоляция), тем больше чувства, страхи, предубеждения влияют на восприятие реальности.
внимание
    Происходит сужение объема внимания, затруднение сосредоточения и переключения внимания. Затрачивается большое количество времени на осуществление движения и контроль за ними (замедление сенсомоторных функций), что в свою очередь приводит к нарушению последовательности действий и перескакивания с одной мысли на другую.
память
    Резкое ухудшение памяти является показателем сенильных деменций. Однако здоровые пожилые люди также имеют изменения в области памяти, которые более тонкие и менее опасные чем, в случае деменции. По данным исследований Г. Крайга память на отдельные события сохраняется практически полностью, изменения в кратковременной памяти незначительны, в долговременной памяти происходит снижение скорости извлечения информации. Однако часть дефицитарности обратима и тренируема с помощью мнемотехник.
мудрость
    Мудрость (по П. Балтесу) — это экспертная система знаний (то есть полученная опытным путем), ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным вопросам. Такие экспертные знания разделяются на пять категорий: фактуальные (позволяющие дать примеры возможных ситуаций, варианты выбора); процедурные (определяющие стратегии сбора информации, принятия решений, анализ целей и средств); контекстуальные (знания возрастного, культурного и индивидуального контекстов для разных периодов и различных сфер жизни); знания, учитывающие относительность ценностей (различий личных и сторонних ценностей, культурно-исторический релятивизм, возрастную динамику ценностей); знания, учитывающие неопределенность (отсутствие идеального решения, оптимизации соотношения «приобретения — потери» и т.п.). В более поздних публикациях П. Балтес указывал, что только 5 % пожилых людей были оценены им и его сотрудниками как мудрые.

Эмоциональные переживания в старости:

переживания, связанные с мыслями о смерти (пожилые, психологически адаптированные к старости, имеют низкий уровень тревоги о смерти; высокий уровень у тех, кто не принял старость либо имеет тяжкий недуг, опасаясь усиления физических страданий и беспомощности);

переживания горя утраты (в старости происходит чрезмерная нагрузка от тяжести утраты при повторении или наложении нескольких потерь. Из исследований Р. Калиша, на вопрос: «Сколько людей, которых Вы лично знали, умерли за последние два года?» 33% 60-летних и более пожилых людей назвали от четырех до семи человек, 22% — восемь и более человек. Однако переживание потери происходит менее болезненно, чем в молодом или среднем возрасте. Патерны горевания различаются в зависимости от личности человека, его возраста, пола, культурных традиций, отношений с покойным. Выделяют антиципаторное горе , когда человек эмоционально готовится к смерти длительно и тяжело болеющего родственника. Мужчины тяжелее переносят утрату жены, женщины свои переживания компенсируют заботой о детях/внуках. Смерть детей переживается острее, чем потеря спутника жизни, вызывает чувство обманутости временем, горечь от несбывшихся надежд на продолжение жизни в ребенке, чувство вины и отчаяния);

переживание одиночества (в этом возрасте одиночество может выступать как переживание тяжкого распада личности, кризиса «Я» либо объективная изолированность (уход на пенсию, сужение круга знакомых), либо добровольное уединение с целью экзистенциональных переживаний и созерцания. Пожилые люди, занятые деятельностью, оцененную ими как социально важной, реже испытывают одиночество. Тяжелее переживают одиночество люди с выраженными чертами зависимости, желающие чтобы ими интересовались и занимались, а также лица, стремящиеся кого-то контролировать);

переживание привязанности к близким (увеличивается физическая и эмоциональная зависимость от других людей. Изменяется структура супружеских отношений — жизнь вдвоем, обедненная впечатлениями, лишенная совместных целей, часто бывает омрачена взаимными обидами)

«счастливая старость» (в анг. «успешное старение», удовлетворенность своей жизнью, новой ролью. Долгая жизнь приносит новые положительные эмоции, зарождение новых интересов (занятие творчеством, стихосложение), происходит оценка значимости своей жизни для других, ориентация жизненных планов на будущее, сохранность целостности личности, несмотря на все изменения).


Кинотерапия пожилых людей

— фильмы для укрепления чувства уверенности в себя, преодоления себя:
Сверстницы (драма, мелодрама, 1959 г.)
Старик и море / The Old Man and The Sea (драма, 1958 г.)

— фильмы о том, что никогда не поздно изменить свою жизнь (изучить что-то новое, овладеть новой профессией и т.д.)
Как стать счастливым (фантастика, 1986 г.)

— терпимость, перемены к лучшему:
Разные судьбы (мелодрама, 1956 г.)
Жизнь одна (мелодрама, 2003 г.)

— восстановление былых чувств между супругами:
Дон Жуан де Марко / Don Juan De Marco (комедия, мелодрама, 1995 г.)

— о взаимоотношениях с детьми, внуками, между людьми:
Вкус жизни (комедия, мелодрама, драма, 2007 г.)
Папа (драма, 2004 г.)
Жизнь, как она есть (комедия, драма, 2010 г.)
О родителях и детях (драма, комедия, 2008 г.)
Бабуся (драма, 2003 г.)
Сергей Иванович уходит на пенсию (драма, 1980 г.)
Старые клячи (эксцентрическая комедия, 2000 г.)
Старики разбойники
И жизнь и слезы и любовь
Кадриль

— для поднятия настроения:
Девчата (комедия, 1961 г.)
Служебный роман (лирическая трагикомедия, 1977 г.)
Любовь и голуби (комедия, 1984 г.)


Идея целостности жизненного пути человека включает все его проблемы, успешно и неуспешно решенные на более ранних этапах жизни. Оценивая себя, свое прошлое, сознавая очевидную старость и близость конца жизни, пожилой человек с беспощадностью ставит перед собой вопрос о смысле жизни. Ситуации, в которых оказывается человек в старости, определяются прожитой жизнью, на каждом этапе которой меняются приоритеты ее отдельных аспектов. Отличительной особенностью пожилых и старых людей является их богатый жизненный опыт, и они не всегда знают, как наилучшим образом его использовать. От того, будет ли востребован или не востребован этот опыт, сможет ли пожилой человек утвердить себя в качестве полезного члена общества (семьи, конкретной социальной группы), переживаются различные оттенки чувства удовлетворения или неудовлетворения прожитой жизнью, чувства собственного достоинства, детерминирующие варианты личностного самоопределения в старости. Сущностью самоопределения является поиск смыслов в конкретных видах жизнедеятельности [74].

В рамках современной социальной геронтологии возрастной процесс старения рассматривается с позиции совокупности влияний его трех составляющих: биологического старения, психологического старения, социального старения.

Биологическое старение связано с биологическими возрастными изменениями организма (инволюция).

Психологическое старение, характеризуемое снижением интеллекта, эмоциональным обеднением, содержит еще и субъективную оценку старения самим индивидом.

Социальное старение характеризуется изменениями социальных ролей, влекущих за собой изменения паттернов поведения и социального статуса.

В рамках рассматриваемых составляющих содержатся как объективные (индивидуальные переживания старого человека, изменение социального статуса и социальных функций, место пожилого человека в обществе, социальная политика), так и субъективные оценки старения (формирование отношения индивида к процессу своего старения, сравнение с процессом старения своих сверстников). Дискуссия вариантов подхода к разработке социально-психологических теорий старения широко представлена на страницах журналов «Мир психологии», «Психология зрелости и старения».

Традиционно социально-психологические характеристики и особенности вариантов самоопределения пожилых людей рассматриваются в контексте с различными периодами старости: до выхода на пенсию, после выхода на пенсию, собственно старости. В каждом возрастном периоде специфика вариантов самоопределения пожилых людей, их отношение к обществу различны. Исследования психологических характеристик и особенностей личностного самоопределения геронтов по их отношению к себе, делу, людям, памяти о них после смерти, проведенные в 1997 г. Г.С. Абрамовой [1], позволили выделить три группы пожилых людей.

К первой группе были отнесены люди, которые спокойно относятся к выходу на пенсию, они осознанно выбрали определенный вид деятельности, которым будут заниматься.

Вторую группу составили люди, стремящиеся продолжать свою профессиональную деятельность, без которой они не мыслят своей жизни. Они «умеют делать только это и делать хорошо», поэтому не хотят расстаться с любимым делом и будут постоянно подтверждать свою полезность обществу, семье конкретными делами.

В третью группу были включены люди с «рентной установкой» в отношении семьи, родственников, общества, которые обязаны уважать их за бывшие заслуги и создать комфортные условия их пребывания в старости. Они сосредоточены на своих прошлых заслугах, их требования к окружающим директивны, а их физические ощущения составляют главную тему ежедневного обсуждения состояния здоровья. Таким образом, переход к пожилому и старческому периодам характеризуется угасанием профессионального развития человека, переживанием им утраты профессиональной деятельности и кризисом социально-психологической адекватности.

В нашей стране и за рубежом существуют различные классификации старческого возраста. На наш взгляд, наиболее адекватной можно считать периодизацию старости, разработанную Н.С. Пряжниковым [74]:

1) пожилой, предпенсионный возраст (примерно с 55 лет до выхода на пенсию);

2) период после выхода на пенсию (первые несколько лет на пенсии, освоение нового социального статуса);

3) период собственно старости (стабильная старость до момента серьезного ухудшения здоровья);

4) старость и долгожительство в условиях значительного ухудшения здоровья;

5) долгожительство при относительно хорошем здоровье (после 75—80-ти лет).

В соответствии с предложенной классификацией периодов старческого возраста психологическая характеристика вариантов самоопределения проводится с учетом принятых в отечественной психологии критериев: социальной ситуации развития, ведущей деятельности, личностных новообразований [21].

Психологическая характеристика и особенности личностного самоопределения различных периодов старости(по Н.С. Пряжникову):

I. Пожилой, предпенсионный возраст (примерно с 55 лет до выхода на пенсию).

Социальная ситуация. Для одних – ожидание пенсии, наконец-то можно отдыхать; для других с сохранной энергией деятельности – неясность трудовой жизни. Пока он еще трудится, его не хотят отпускать с работы, но ждут, когда он освободит место для молодых. Отношения с родственниками могут быть позитивными – он полезен, приносит приличные деньги в семью. В то же время беспокоят приближающееся увольнение, потеря полезности, неуважение в семье. Оставление на работе воспитанного преемника, воплощение в учениках всего лучшего, что в нем самом было, внушают пожилому человеку чувство гордости, своей значительности.

Ведущая деятельность. Успеть сделать то, что еще не успел. Оставить о себе добрую память. Наверстать упущенное. Возможно повышение сексуальной активности в этот период и связанные с этим смена семьи, полового партнера. Сохраняется стремление передать опыт своим ученикам. При появлении внуков в предпенсионном возрасте приходится разрываться между работой и воспитанием внуков, поскольку они – продолжение рода. При вероятности увольнения – стремление выбрать занятие по силам. В этом периоде пожилой человек нуждается в моральной и организационной поддержке, одобрении в принятии адекватного решения.

Личностные новообразования. Смена ценностных ориентаций, внутренняя борьба между размышлениями о вечном и стремлением подтвердить материальную память о себе. Стремление максимально реализовать себя, пока еще работает. Поиск смыслов продолжения жизни, используя опыт прожитых лет, анализируя прошлые успехи и неудачи.

II. Период после выхода на пенсию (первые годы после выхода на пенсию) – освоение новой социальной роли, нового статуса. Социальная ситуация. Старые производственные контакты еще сохраняются, в дальнейшем – ослабевают. Преобладают контакты с близкими родственниками и значимыми людьми. Появляются новые друзья – пенсионеры-общественники и новая общественная сфера деятельности. Родные же считают, что у пенсионера много свободного времени, он может больше внимания уделять воспитанию внуков.

Ведущая деятельность. Поиск себя в новом качестве: воспитание внуков, ведение домашнего хозяйства, хобби, новая общественная деятельность. Возможно еще продолжение основной работы, повышается чувство собственной значимости, зарабатывать стал больше в сравнении с молодежью (получает пенсию и заработная плата сохранена). Усиливается стремление поучать, стыдить (внуков, подростков). Здесь уместно приведенное Н.С. Пряжниковым высказывание Ф. Ларошфуко:«Старики потому так любят давать хорошие советы, что уже не способны подавать дурные примеры». Они пишут мемуары, хотят поделиться своим опытом и переживаниями, тяготеют к взаимодействию с молодежью. Работа с пожилыми требует осторожности, так как любая правда может глубоко их ранить, привести к психологическому кризису.

Личностные новообразования неоднозначны. Осмысление прожитой жизни у одних формирует позитивное чувство гармоничности жизни, ее целостности, полноценной реализации своих усилий; у других – негативные переживания, связанные с незавершенностью, нереализованностью своих лучших помыслов, с ощущением «забытости» недавними коллегами и друзьями.

В современном российском обществе не культивируется особая «эстетика старости». Нет должного и бережного уважения к опыту, заслугам старых людей, к созданным ими ценностям. Не разработаны даже модели достойной, привлекательной и удобной одежды, обуви, соответствующих аксессуаров для пожилых людей. Старые люди живут реальной жизнью, «здесь и сейчас». Их прошлое просматривается в сегодняшнем настоящем, но у них есть еще и будущее. У многих пожилых людей, несмотря на прожитые годы, ухудшение здоровья, еще сохранился достаточный запас «психологического витаукта», который в случае позитивного принятия своей прожитой жизни продолжает стимулировать «жажду жизни», формирует активную жизненную позицию с акцентом на ориентацию общественно полезного труда на благо общества и своей семьи [57].

У другой (большей) части старых людей, отягощенных многими хроническими заболеваниями и жизненными неудачами, вследствие низкой самооценки компенсаторная функция «психологического витаукта» резко снижена. Одиночество, «забытость» другими сужают временную перспективу будущего благополучия. Их жизненная позиция крайне низка: все позитивное в прошлом «уже ничего нельзя ожидать от жизни», настоящее безразлично, впереди неизбежная смерть. Именно такие тревожные, унылые чувства испытывают посетители галереи народного художника России А. Шилова, потрясенные воздействием портретов старых людей, – «Забытый», «Потерянный». Портрет – жанр исторический, по нему судят о поколении, это история в лицах. В той же галерее совсем иные, светлые чувства любования, восхищения пробуждают портреты других старых людей – «Портрет матери», «Актриса Лемешева», «Скрипач Якулов». Они излучают величавую мудрость и покой, вызывая чувства почитания, уважения и одновременно скорби о любимых, ушедших от нас и дорогих нам людях. И возникает пронзительное осознание смыслов никогда не прерывающейся целостности жизни, эпох, поколений.

III. Период собственно старости (через несколько лет после выхода на пенсию до момента серьезного ухудшения здоровья).

В этом периоде человек уже освоил для себя новый социальный статус.

Социальная ситуация. Общение со своими сверстниками, значимыми друзьями, родственниками. Однако ко многим из них постепенно исчезает ощущение привязанности, сочувствия; взаимоотношения становятся формальными, а с членами семьи – напряженными. Старые люди переживают обидные упреки молодых – «зажился на этом свете», не терпят их мелочной опеки. Некоторые старые люди успешно продолжают свою профессиональную деятельность.

Ведущая деятельность. Одни старые люди продолжают поиски новых видов деятельности; другие – находят для себя новый смысл жизни в оппозиции властям, приобретают интерес к политической деятельности. Происходит смена прежних увлечений. В своих помыслах они ориентируются на идеалы справедливости, нравственности, духовного развития страны. Для некоторых старых людей, когда здоровье еще хорошее, ведущей деятельностью может стать «уход в религию» вплоть до сектантства. Для других – ожидание смерти побуждает составлять «завещания» (которые неоднократно изменяются в силу различных обстоятельств), разрабатывать сценарии собственных похорон – похоронный ритуал, эскиз памятника, надгробной эпитафии, сочинять речи прощающихся с ним родственников и друзей.

Личностные новообразования. Они проявляются по-разному, вплоть до противоположных их различий. Одни старые люди с сохраненным чувством собственного достоинства находят для себя дополнительный смысл жизни. Сравнивая «свое время» и «новое время», в котором они даже не столь активны, отмечают, что для них жизнь стала намного интереснее. Другие старики, переживая чувство своей «ненужности», невостребованности, неспособности заставить общество себя уважать, не находят смысла жизни и «угасают на глазах».

IV. Долгожительство в условиях резкого ухудшения состояния здоровья. Этот период старости существенно отличается от старости без особых проблем со здоровьем.

Социальная ситуация. Сохраняется общение с родными и близкими людьми, соседями, со «своими» врачами. Старики достаточно коммуникабельны с окружающими их людьми в лечебно-профилактических учреждениях (куда они госпитализируются для оказания необходимой медицинской помощи), в домах престарелых (куда их помещают для особого ухода).

Ведущая деятельность. Стремление бороться с болезнями, лечиться, осмыслить свою жизнь. В беседах с такими же стариками, с медицинским персоналом стараются приукрасить свою жизнь, особенно свое прошлое. Социальные работники, медики, психологи, геронтологи в психотерапевтической беседе с пожилым человеком должны проявлять большое умение терпеливо выслушивать рассказы пациента (клиента) о том, что было, и даже о том, чего с ним никогда не было. Это своего рода исповедь, облегчающая состояние стариков. Некоторые из них пишут мемуары, хотя самому их увидеть в напечатанном виде шанс невелик.

Личностные новообразования. Старый человек все больше понимает ограниченность своей жизни. И в то же время он ощущает себя сопричастностным природе, миру, культуре, обществу, человечеству в целом. Именно в старости многие люди впервые «открывают» для себя Бога.

V. Долгожительство при относительно хорошеМ состоянии здоровья (после 75–80 лет).

Социальная ситуация. Близкие и родные люди начинают гордиться своими родственниками-долгожителями; они считают, что в их роду хорошая наследственность; значит, есть шанс, что они, их дети и внуки будут долго жить. У долгожителя много свободного времени, стали взрослыми дети и сами воспитывают внуков. Развиваются взаимоотношения с новыми друзьями, знакомыми-долгожителями. Пообщаться с ними стремятся люди разных профессий: социологи, психологи, писатели, артисты, представители СМИ, молодежь.

Ведущая деятельность. Жизнь еще активна и во многом детерминируется прежними наклонностями. Старики иногда могут позволить себе излишества (выпивку, курение).

Личностные новообразования. Для долгожителей характерны философское отношение к жизненным явлениям, чувство собственного достоинства (они «победили старость»), интерес к жизни. Они продолжают планирование своей дальнейшей насыщенной событиями жизни, могут еще увлечься новомодными течениями в живописи, музыке, что более характерно для молодых людей. Они спокойны, сдержанны; они – мудры и, сознавая это, культивируют уважение, доброжелательное отношение к себе и среди окружающих их людей.

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 22:25, курс лекций

Краткое описание

Возрастная психология – раздел психологии, в котором изучаются вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому на основе смены типов ведущей деятельности. Возраст характеризуется теми специфическими задачами освоения форм культуры, которые решаются человеком, а также качественно новыми типами деятельности и соответствующими им психологическими новообразованиями, которые возникают на данной ступени развития и определяют сознание человека, его отношение к себе и к окружающему миру в целом

Оглавление

Раздел № I. Предмет, задачи, методы возрастной психологии.
Тема № 1. Вводная тема.
Тема № 2. Основные определения.
Раздел № II. Основные этапы развития человека.
Тема № 3. Пренатальный период.
Тема № 4. Постнатальные периоды развития. Вводная тема. Основные определения используемых понятий.
Тема № 5. Младенческий возраст.
Тема 6. Ранний возраст.
Тема 7. Дошкольный возраст.
Тема 8. Младший школьный возраст.
Тема 9. Психологические особенности подросткового возраста. Акцентуации характера.
Тема 10. Особенности развития юношеского возраста.
Тема 11. Психология молодости.
Тема 12. Психология зрелых возрастов.
Тема 13. Психология старения и старость.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курс лекций по возрастной психологии для заочников.doc

Социальная ситуация развития.

Рубежом, разделяющим зрелость и позднюю зрелость, обычно считается уход на пенсию, окончание активной профессиональной деятельности («шок отставки»), что составляет центральный момент социальной ситуации развития в этот период.

В поздней зрелости можно выделить три основных варианта развития:

- смена ведущей деятельности;

- сохранение основного содержания жизни, бывшего в зрелости, т.е. фактическое продолжение периода зрелости.

Возрастные психологические новообразования.

Имеется мнение, что продуктивные устремления людей продолжаются и в поздние годы жизни. Так, К. Роджерс выделяет следующие личностные новообразования:

♦ неудержимое стремление к риску;

♦ высокая чувствительность к адресованным ему социальным заказам и готовность за самое короткое время выполнить их;

♦ высокий уровень развития интуитивной сферы личности.

Все эти личностные новообразования — результат активности человека по интеграции или целостного опыта своей жизни.

Основным новообразованием старости Э. Эриксон предложил считать мудрость.

Психологические характеристики и особенности личностного самоопределения отдельных периодов старости (по Н.С. Пряжникову).

I. Пожилой, предпенсионный возраст (примерно с 55 лет до выхода на пенсию) - это, прежде всего ожидание, а в лучшем случае - подготовка к пенсии. В целом период характеризуется следующим:

1. Социальная ситуация развития:

• ожидание пенсии: для кого-то пенсия воспринимается как возможность «поскорее начать отдыхать», для кого-то - как прекращение активной трудовой жизни и неясность, что делать со своим опытом и еще немалой оставшейся энергией;

• основные контакты еще носят больше производственный характер, когда, с одной стороны, коллеги могут ожидать, чтобы данный человек поскорее ушел с работы (а сам человек это чувствует), а с другой стороны, человека не хотят отпускать и он сам втайне надеется, что пенсия для него наступит позже, чем для многих его сверстников;

• отношения с родственниками, когда, с одной стороны, человек еще может в немалой степени обеспечивать свою семью, включая и внуков (и в этом смысле он «полезен» и «интересен»), а с другой стороны, предчувствие своей скорой «ненужности», когда он перестанет много зарабатывать и будет получать свою «жалкую пенсию»;

• стремление воспитать, подготовить себе «достойную замену» на работе:

2. Ведущая деятельность:

• стремление «успеть» сделать то, что еще не успел (особенно в профессиональном плане), а также стремление оставить о себе «добрую память» на работе;

• стремление передать свой опыт ученикам и последователям;

• при появлении внуков люди предпенсионного возраста как бы «разрываются» между работой, где они хотят максимально реализовать себя, и воспитанием своих внуков, которые для них не менее важны (это ведь тоже продолжение их рода);

• к концу предпенсионного периода (особенно если вероятность ухода с данной работы очень высокая) наблюдается стремление выбрать себе занятие на пенсии, как-то спланировать свою дальнейшую жизнь.

П. Период выхода на пенсию (первые годы после выхода на пенсию) - это, прежде всего освоение новой социальной роли, нового статуса. В целом этот период характеризуется следующим:

1. Социальная ситуация развития:

• старые контакты (с коллегами по работе) в первое время еще сохраняются, но в дальнейшем становятся все менее выраженными;

• в основном контакты с близкими людьми и родственниками (соответственно, со стороны родственников требуется особая тактичность и внимание к еще «неопытным» пенсионерам);

• постепенно появляются друзья-пенсионеры или даже другие, более молодые люди (в зависимости от того, чем будет заниматься пенсионер и с кем ему придется общаться, например, пенсионеры-общественники сразу же находят для себя новые сферы деятельности и быстро обзаводятся новыми «деловыми» контактами);

• обычно родные и близкие стремятся к тому, чтобы пенсионер, «у которого и так много времени», больше занимался воспитанием внуков, поэтому общение с детьми и внуками также является важнейшей характеристикой социальной ситуации пенсионеров.

2. Ведущая деятельность:

• прежде всего, это «поиск себя» в новом качестве, это проба своих сил в самых разных видах деятельности (в воспитании внуков, в домашнем хозяйстве, в хобби, в новых отношениях, в общественной деятельности и т.п.) - это самоопределение методом «проб и ошибок»; фактически у пенсионера времени много, и он может себе позволить это (правда, все это происходит на фоне ощущения того, что «жизнь с каждым днем все уменьшается и уменьшается». );

• для части пенсионеров первое время на пенсии - это продолжение работы по своей основной профессии (особенно когда такой работник получает пенсию и основную зарплату вместе); в этом случае у работающего пенсионера значительно повышается чувство собственной значимости;

• все более усиливающееся стремление «поучать» или даже «стыдить» людей более молодого возраста;

• для части пенсионеров это может быть стремление спокойно осмыслить всю прожитую жизнь: кто-то даже пытается в этот период начинать писать «мемуары», а кому-то непременно нужно поделиться своим опытом и переживаниями.

III. Период собственно старости (через несколько лет после выхода на пенсию и до момента серьезного ухудшения здоровья), когда человек уже освоил новый для себя социальный статус, характеризуется примерно следующим:

1. Социальная ситуация:

• общение в основном с такими же старцами;

• общение с членами своей семьи, которые либо эксплуатируют свободное время старика, либо просто «опекают» его;

• некоторые пенсионеры находят для себя новые контакты в общественной деятельности (или даже в продолжающейся профессиональной деятельности);

• для части пенсионеров меняется значение отношений с другими людьми, например, некоторые авторы отмечают, что многие ранее близкие для старика связи постепенно «теряют свою прежнюю интимность и становятся более обобщенными».

2. Ведущая деятельность:

• досуговое увлечение (нередко пенсионеры меняют одно увлечение за другим, что несколько опровергает представление об их «ригидности»; они по-прежнему продолжают искать себя, искать смыслы в разных деятельностях). Главная проблема такого поиска - «несоразмерность» всех этих деятельностей по сравнению с предыдущей («настоящей») работой;

• стремление всяческими путями подтвердить свое чувство собственного достоинства согласно принципу: «Пока я хоть что-то полезное для окружающих, я существую и требую к себе уважения»;

• для части стариков в этот период (даже когда здоровье еще достаточно хорошее и нет никаких причин «прощаться с жизнью») ведущей деятельностью может стать подготовка к смерти, что выражается в приобщении к религии, к частному хождению на кладбище, в разговорах с близкими о «завещании».

IV. Долгожительство в условиях резкого ухудшения состояния здоровья существенно отличается от старости без особых проблем со здоровьем. Поэтому есть смысл выделить особенности именно такого варианта старости.

1. Социальная ситуация:

• в основном общение с родными и близкими, а также с врачами и соседями по палате (если старец находится на стационарном лечении);

• также это соседи по палате в домах престарелых (в основном старцев передают в такие дома, когда за ними нужен особый уход). К сожалению, во многих домах такой уход фактически хуже, чем в домашних условиях. Например, даже в такой благополучной стране, как Франция, 8% здоровых стариков умирают в первую неделю поступления в дома для престарелых, 29% - в первый месяц, 45% - в первые полгода. Государственные дома для престарелых «отличаются плохими санитарными условиями, большой скученностью, жестким режимом, плохо организованным досугом, неквалифицированным медицинским обслуживанием. Многие старики просто спиваются».

2. Ведущая деятельность:

• лечение, стремление хоть как-то бороться с болезнями;

• стремление осмыслить свою жизнь. Очень часто это стремление приукрасить свою жизнь, человек как бы «цепляется» за все лучшее, что было (и чего не было) в его жизни. В этом состоянии человек хочет оставить после себя что-то очень хорошее, значимое, достойное и этим как бы доказать себе и окружающим: «Я жил не зря». Или покаяться в чем-то недостойном.

V. Долгожительство при относительно хорошем здоровье (примерно после 75-80 лет и старше) может характеризоваться:

1. Социальная ситуация:

• общение с близкими и родными людьми, которые начинают даже гордиться, что в их семье живет настоящий долгожитель. В какой-то мере эта гордость эгоистична: родные считают, что в их роду хорошая наследственность и что они также долго проживут. В этом смысле долгожитель - символ будущей долгой жизни для других членов семьи;

• у здорового долгожителя могут появиться новые друзья и знакомые;

• поскольку долгожитель - явление редкое, то пообщаться с таким старцем стремятся самые разные люди, включая представителей средств массовой информации, поэтому круг знакомых у долгожителя может даже несколько расшириться.

2. Ведущая деятельность:

• она во многом зависит от наклонностей данного человека, но в любом случае это достаточно активная жизнь (иногда даже с излишествами, характерными для здорового зрелого человека). Вероятно, для сохранения здоровья важны не только предписания врача, но и само чувство своего здоровья (или «чувство жизни»).

B. Генри делит старых людей на три группы в зависимости от количества имеющейся у них психической энергии:

Первая группа включает тех, кто чувствует себя достаточно бодрым и энергичным, продолжает трудиться, выполняя определенные обязанности перед обществом, оставаясь на том же месте работы, где был в зрелые годы.

Вторая группа включает тех, кто не работает по найму, не выполняет общественных обязанностей, а занимается собственным делом — хобби. Эти люди имеют тоже достаточно энергии, чтобы быть занятыми.

Третья группа включает людей со слабой психической энергией, действительно не занятых или занятых главным образом собой.

Британский психолог Д. Бромлей выделил пять типов приспособления к старости:

1. Конструктивная установка, когда человек внутренне уравновешен, спокоен, удовлетворен эмоциональными контактами с окружающими; он критичен в отношении к самому себе, но полон юмора и терпимости в отношении других; он принимает старость как факт, завершающий его профессиональную карьеру, оптимистически относится к жизни, принимает смерть как естественное явление, не выражая отчаяния и сожалений; жизненный баланс такого человека вполне положителен, он с доверием рассчитывает на помощь окружающих.

2. Установка зависимости присуща индивидам, проявляющим пассивность и склонным к зависимости от других; люди этой категории не имеют высоких жизненных стремлений и легко оставляют профессиональные занятия; семейная среда обеспечивает им чувство безопасности, дает ощущение внутренней гармонии, поэтому они не страдают от эмоциональной неуравновешенности и различных стрессов.

Читайте также: