Какой штраф чиновники пфр начислят за ошибку в форме сзв м укажите сумму в рублях

Опубликовано: 17.05.2024

Марина Баландина, профессиональный бухгалтер

СЗВ-М — простой отчет. Даже слишком. Наверное, поэтому ему уделяют меньше всего внимания, пропускают ошибки или вообще забывают сдать. Как итог — штрафы, и чем больше штат, тем суммы этих штрафов внушительнее. Не хотите платить обидные штрафы за СЗВ-М — читайте статью.

Вы узнаете

  • Размер штрафов за СЗВ-М
  • Сроки для уменьшения или отмены штрафа
  • Основания для снижения штрафа
  • Основания для отмены штрафа
  • Как сдать СЗВ-М без ошибок

Размер штрафов за СЗВ-М

  • За несдачу, просрочку или ошибки в СЗВ-М накажут:
    • Организацию (ИП) — на 500 руб. за каждого застрахованного в отчете. Этот штраф выносит сам Пенсионный фонд.
    • Директора — на 300-500 руб. Этот штраф назначает суд на основании протокола ПФР об административном правонарушении. На ИП административный штраф не распространяется.
  • За бумажный отчет вместо электронного оштрафуют:
    • на 1000 руб. Электронно нужно сдавать СЗВ-М, в котором более 25 человек.

ИП без работников заключил договор ГПХ в январе. Акт будет подписан в июле. СЗВ-М нужно сдать за 7 месяцев: с января по июль.

Если ИП вспомнит про СЗВ-М только в августе и сдаст их «кучкой» 14 августа, то за 6 просроченных СЗВ-М штраф составит 3 000 руб.


Сроки для уменьшения или отмены штрафа

Штраф не спишут с вашего счета на следующий же день после ошибки или просрочки СЗВ-М. По Закону у вас есть время:

5 рабочих дней на исправление ошибки

— с даты получения уведомления об устранении ошибок или отрицательного протокола приема СЗВ-М.


Если пришло уведомление об устранении ошибок или частично положительный протокол, подайте дополняющую и (или) отменяющую СЗВ-М. Если пришел отрицательный протокол, подайте заново исходную форму с исправлениями. Исправите ошибку в 5-дневный срок — штрафа не будет. Не уложитесь в срок — ПФР зафиксирует нарушение в акте. Акт составят и в том случае, если просрочили отчет.

Получайте уведомления от ПФР онлайн

15 рабочих дней на подачу письменных возражений в ПФР

— с даты получения акта об обнаружении правонарушения.

ПФР может отменить штраф на основании письменных возражений, если нарушение произошло из-за технических неполадок у самого фонда. Например, вы сдали отчет вовремя, а ПФР принял с опозданием. В остальных случаях за уменьшением или отменой штрафа придется идти в суд.

В письменных возражениях распишите основания для отмены штрафа и приложите подтверждающие документы (например, квитанцию о приеме отчета оператором ЭО). Подать возражения можно почтой (ценным письмом с описью вложения), по ТКС или лично в ПФР.

3 месяца, чтобы обратиться в суд первыми

— с даты получения решения ПФР о привлечении к ответственности.

Если сумма штрафа для вас значительная, обращайтесь в суд первыми. Так вы возьмете ситуацию в свои руки и не пропустите сроки.

Есть решения судов, в которых штраф удалось снизить в 2 раза (с 556 000 руб. до 278 000 руб.) и даже в 1000 раз (с 478 000 руб. до 500 руб.).

Чтобы оспорить решение ПФР:

  • Составьте исковое заявление о признании недействительным решения ПФР. В заявлении перечислите основания для снижения или отмены штрафа.
  • Уплатите госпошлину 3000 руб. Если суд отменит штраф ПФР или уменьшит его размер, госпошлину вам вернут.
  • Подайте в арбитражный суд по месту нахождения отделения ПФР, которое вынесло решение, исковое заявление с прилагаемыми документами. Иск можно подать по почте, лично или через сайт «Мой арбитр».

До 3 лет, чтобы дождаться обращения в суд ПФР

Вы можете не подавать в суд первыми, а подождать, когда ПФР обратится в суд за взысканием штрафа.


  • По штрафам менее 3000 рублей «ждать» иска ПФР придется 3 года (или когда сумма всех пеней и штрафов превысит 3000 рублей).
  • По более крупным штрафам фонд может пойти в суд уже через 10 календарных дней с даты получения вами требования.

Выбирайте этот вариант, когда готовы расстаться с суммой штрафа, если что-то пойдет не так. Например, вы рискуете пропустить сроки для обжалования штрафа, если вовремя не получите письма из суда. А по штрафам до 3000 рублей, скорее всего, вообще забудете за 3 года, в чем суть нарушения.

Чтобы оспорить штраф, отправьте в суд свои возражения или отзыв на заявление ПФР:

  • Если ПФР подал заявление о выдаче судебного приказа (только при сумме штрафа не более 100 тысяч рублей), направьте возражения — в течение 10 дней с даты получения копии судебного приказа.
    В возражениях не обязательно расписывать основания, достаточно просто написать, что вы возражаете против применения приказа и просите его отменить. Тогда суд отменит приказ и ПФР придется обращаться в суд с заявлением о взыскании.
  • Если ПФР подал заявление о взыскании задолженности (при любой сумме штрафа), направьте в суд отзыв — в срок, указанный в определении суда о принятии к производству иска ПФР. Копию определения суд направит вам почтой.
    В отзыве на исковое заявление ПФР перечислите основания для снижения или отмены штрафа.

Основания для снижения штрафа

Чем больше смягчающих обстоятельств вы перечислите, тем больше вероятность, что суд снизит штраф. На практике суды «засчитывают» следующие аргументы:

  • Впервые просрочили СЗВ-М или допустили ошибку
  • Сдали с опозданием всего на несколько дней (от 1 до 14 — на усмотрение суда)
  • Не нанесли ущерб бюджету





Основания для отмены штрафа

ПФР не будет разбираться, почему вы просрочили или ошиблись в СЗВ-М. Готовьтесь самостоятельно доказывать, что штраф «не положен». Аргументы могут быть следующие:

  • ПФР не отправил уведомление об ошибках

  • Самостоятельно исправили ошибки

Другое дело с дополняющей СЗВ-М по «забытым» сотрудникам. Есть судебные решения в пользу страхователей: Постановление АС ПО от 25.04.2018 № Ф06-31604/2018, Постановление АС ПО от 25.04.2018 № Ф06-31604/2018. Но есть решения, в которых суд признает такие сведения не дополняющими, а новыми, и оставляет штраф: Постановление АС ДВО от 28.02.2018 № Ф03-154/2018, Постановление АС ДВО от 28.02.2018 № Ф03-154/2018. За второй подход говорит и Инструкция о порядке ведения персучета.

  • Просрочили не по своей вине

К обстоятельствам, полностью снимающим с вас вину, относятся, например, отключение электричества и неисправность сетевого оборудования (Постановление АС ВВО по делу № А28-11249/2016).

  • Технические ошибки на стороне ПФР

Дата сдачи отчетности по ТКС — это дата, когда отчет принят оператором. Поэтому если вы отправите отчет вовремя, а ПФР примет его уже после установленного срока сдачи и обвинит в просрочке, штраф получится отменить. Главное доказательство вашей правоты — справка о приеме отчета оператором электронной отчетности.

Удобная отправка отчетности

Как сдать СЗВ-М без ошибок

У пользователей СБИС «шансы» получить штрафы за ошибки и просрочку СЗВ-М минимальны, потому что сервис:

  • Проверит на ошибки перед отправкой. Причем не только проверит контрольные соотношения внутри отчета, но и устроит «глобальную» сверку с РСВ и СЗВ-СТАЖ. Так вы будете видеть свои ошибки раньше ПФР и у вас будет возможность исправлять их без санкций.
  • Напомнит о сроке сдаче. В бесконечной текучке вполне можно забыть даже этот «стабильный» ежемесячный отчет. Поэтому дополнительная напоминалка не повредит.
  • Моментально отправит отчет и сформирует справку о приеме. Неважно, когда ПФР принял отчет, у вас всегда будет официальное подтверждение даты отправки.

Если вы ведете учет зарплаты в СБИС, то программа автоматически заполнит отчет по занесенным кадровым документам и сведениям из карточек сотрудников. Меньше ручной работы — меньше ошибок.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Отчетность в ПФР


Даже за самостоятельно исправленные ошибки в СЗВ-М ПФР часто штрафует организации.

За что точно привлекут организацию?

1. Организация не представляла сведения по форме СЗВ-М в течение нескольких месяцев.

Организации следует представить сведения по форме СЗВ-М за все месяцы непредставления таких сведений (за каждый период — месяц) за каждое застрахованное лицо.

При этом отсутствие согласно позиции ПФР выраженной в письме ПФР от 06.05.2016 N 08-22/6356 — «факта начисления выплат и иных вознаграждений за отчетный период не является основанием для непредставления отчетности по форме СЗВ-М».

И как следствие, организации следует представить сведения по форме СЗВ-М за все месяцы непредставления таких сведений за каждое застрахованное лицо.

Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ финансовые санкции в размере 500 руб. применяются в отношении каждого застрахованного лица по каждому месяцу, за который нарушен срок сдачи сведений по форме СЗВ-М.

Пенсионным законодательством не предусмотрено освобождение от ответственности в случае нарушения страхователем требований п. 2.2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ.

2. Физическое лицо проходит в организации обязательные бесплатные общественно полезные работы. Организация указала сведения о таком физическом лице в форме СЗВ-М. Считается ли указание такого работника ошибкой, влекущей наложение штрафа?

Если физическое лицо проходит в организации обязательные бесплатные общественно полезные работы, то сведения о нем не подлежат указанию в форме СЗВ-М.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.13 КоАП обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей.

Вид обязательных работ и перечень организаций определяются органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Согласно ч. 2 и 4 ст. 32.13 КоАП РФ — судебные приставы-исполнители ведут учет лиц, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, разъясняют таким лицам порядок и условия отбывания обязательных работ, согласовывают с органами местного самоуправления перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, контролируют поведение таких лиц, ведут суммарный учет отработанного ими времени.

При этом согласно ч. 11 ст. 32.13 КоАП РФ на администрацию организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением этим лицом определенных для него работ, уведомление судебного пристава-исполнителя о количестве отработанных часов или об уклонении лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ.

В соответствии с ч. 5 ст. 32.13 КоАП РФ лица, которым назначено наказание в виде обязательных работ, обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых отбывают обязательные работы, добросовестно работать на определяемых для них объектах в течение установленного судом срока обязательных работ, ставить в известность судебного пристава-исполнителя об изменении места жительства, а также являться по его вызову.

Под работающими гражданами понимаются лица, указанные в ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», к которым относятся работающие по трудовому договору.

А также в п. 4 самой формы СЗВ-М сказано, что следует указывать данные о застрахованных лицах — работниках, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены трудовые договоры, гражданско-правовые договоры.

Однако физическое лицо, направленное в организацию для прохождения обязательных общественно полезных работ, не является штатным работником организации, в которую оно направлено, и не состоит с работодателем в трудовых отношениях, ему не выплачивается заработная плата, то есть привлечение гражданина к прохождению обязательных бесплатных общественно полезных работ не образует трудовых отношений.

Таким образом, сведения о физическом лице, направленном в организацию для прохождения обязательных бесплатных общественно полезных работ, не подлежат указанию в отчете по форме СЗВ-М.

В рассматриваемой ситуации работодателю необходимо заполнить форму СЗВ-М с кодом «отмн» (отменяющая форма) на физическое лицо, сведения о котором необходимо удалить из исходных данных, загруженных в базу ПФР.

По нашему мнению, подача отменяющей формы позднее установленного срока представления сведений по форме СЗВ-М может повлечь штраф.

3. С несовершеннолетним работником (15 лет) заключен трудовой договор для выполнения легкого труда на два месяца в период каникул.

Согласно ч. 1, 3 ст. 63 ТК РФ заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами. С письменного согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, и без ущерба для освоения образовательной программы.

Под работающими гражданами понимаются лица, указанные в ст. 7 Федерального закона N 167-ФЗ, к которым относятся работающие по трудовому договору.

Исходя из вопроса с несовершеннолетним заключен трудовой договор на два месяца. Законодательно не установлено исключений для несовершеннолетних работников.

Статьей 17 Закона N 27-ФЗ за несвоевременное представление либо представление работодателем неполных и (или) недостоверных сведений в том числе по форме СЗВ-М предусмотрена ответственность в виде финансовых санкций в сумме 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.

Таким образом, сведения о несовершеннолетнем работнике, с которым заключен трудовой договор для выполнения легкого труда на два месяца в период каникул, подлежат обязательному включению в отчет по форме СЗВ-М за эти два месяца. Работодателю может быть предъявлен штраф в размере 500 руб.

4. Представление СЗВ-М на единственного участника, если с ним договор не заключался.

СЗВ-М на учредителя необходимо представлять, если участник работает в организации на основании трудового договора или по гражданско-правовому договору, а также если единственный участник является директором организации без оформления договора. Отсутствие факта начисления в его пользу выплат за отчетный период не является основанием для непредставления отчетности по форме СЗВ-М.

В соответствии п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ застрахованными признаются лица, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг.

Таким образом, если участник является работником организации на основании трудового договора (в том числе если единственный участник является директором), работает в организации по гражданско-правовому договору, то он является застрахованным лицом и о нем работодатель обязан подавать сведения по форме СЗВ-М.

При этом необходимо учесть, что, по мнению Роструда в выраженное в письме от 06.03.2013 N на отношения единственного участника общества с учрежденным им обществом трудовое законодательство не распространяется. Единственный участник общества в данной ситуации должен своим решением возложить на себя функции единоличного исполнительного органа — генерального директора. Управленческая деятельность в этом случае осуществляется без заключения какого-либо договора, в том числе трудового.

Таким образом, из буквального толкования следует, что единственный участник осуществляет деятельность в должности директора без заключения договора и форму СЗВ-М на него организация сдавать не обязана.

Но, согласно ст. 15 ТК РФ трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со ст. 16 ТК РФ — трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Согласно письму ПФР от 13.07.2016 N ЛЧ-08-26/9856, если физические лица (в том числе руководитель организации, в случае когда он является ее единственным учредителем) состоят с данной организацией в трудовых отношениях, такие лица в целях Закона N 167-ФЗ относятся к работающим лицам.

Следовательно, согласно письму Минтруда России от 16.03.2018 N 17-4/10/В-1846 СЗВ-М, на учредителя необходимо представлять даже в случае, если единственный участник является директором организации без заключения договора.

При этом отсутствие факта начисления в пользу вышеуказанных лиц (работающих на основании договора или без него) выплат и иных вознаграждений за отчетный период не является основанием для непредставления в отношении этих лиц отчетности по форме СЗВ-М (письма ПФР от 27.07.2016 N ЛЧ-08-19/10581, от 06.05.2016 N 08-22/6356).

5. Ошибка в номере отчетного периода.

Организация в установленный срок представила в Пенсионный фонд форму СЗВ-М. Однако после истечения срока подачи сведений была обнаружена ошибка: в поле для номера отчетного периода вместо «08» (август) указано «07» (июль). Организация представила форму СЗВ-М с верным номером отчетного периода. Так как срок для представления отчета уже прошел, ПФ РФ оштрафовал организацию за несвоевременное представление формы СЗВ-М.

В связи с тем, что организация не исполнила в установленный срок заявленное ПФ РФ требование по уплате штрафа, фонд обратился в суд. Частично удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции признал правомерным привлечение организации к ответственности, посчитав при этом возможным уменьшить размер штрафа. При определении размера штрафа суд принял во внимание правовую позицию, выраженную в Постановлении КС РФ от 19.01.2016 N 2-П.

В большинстве случаев суды существенно снижают сумму штрафа, опираясь на позицию КС РФ.

При обращении в суд можно указать и на иные обстоятельства, помешавшие вовремя сдать отчет (выход из строя компьютера, болезнь бухгалтера).

Организация, в свою очередь, не согласившись с таким решением суда, обратилась в апелляционную инстанцию, которая в дальнейшем отменила решение суда первой инстанции и отказала в удовлетворении требования ПФ РФ.

Апелляционный суд исходил из того, что организацией были представлены достоверные сведения по форме СЗВ-М за август 2016 года в установленный срок, в связи с чем оснований для ее привлечения к ответственности у ПФ РФ не имелось.

В кассационной жалобе ПФ РФ просил отменить постановление суда апелляционной инстанции как незаконное и необоснованное, ссылаясь на несоответствие изложенных в нем выводов обстоятельствам дела.

Однако Верховный Суд не нашел оснований для пересмотра судебного акта в кассационном порядке.

Следует обратить внимание на ряд моментов, отмеченных судом апелляционной инстанции, которые повлияли на исход дела:

— ПФ РФ ранее были получены сведения за июль;

— первоначально представленный отчет с ошибкой в поле для номера отчетного периода был обозначен как «исхд»;

— организация представляла возражения на акт проверки с пояснениями, почему исправила ошибку.

В такой ситуации контролеры имели возможность идентифицировать своевременно представленные сведения по форме СЗВ-М с номером отчетного периода «07» как отчет за август. Следовательно, основания для штрафа отсутствовали.

Отметим, что Определение от 22.01.2018 N 301-КГ17-20650 является не единственным решением, в котором суд не считает нужным начислять штраф за то, что организация перепутали месяц в поле «Отчетный период». К таким выводам, в частности, пришли арбитры в постановлениях АС ПО от 11.12.2017 N Ф06-27663/2017 по делу N А65-15614/2017, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2017 N 08АП-11145/2017 по делу N А81-3334/2017.

6. Представление дополняющих сведений.

Обратимся к Постановлению Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2017 по делу N А54-3773/2017. Арбитры согласились с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое организацией решение ПФ РФ о наложении штрафа не соответствует действующему законодательству, а также нарушает права и законные интересы организации.

В рассматриваемом решение, по мнению фонда, двухнедельный срок может применяться только в случае представления недостоверных сведений и не может быть применим к правонарушению, выраженному в представлении неполных сведений. Особо было отмечено, что в числе лиц, сведения за которых поданы в дополняющей форме СЗВ-М, имелись три пенсионера, получающих страховую пенсию по старости, как следствие, несвоевременное представление индивидуальных сведений по форме СЗВ-М может повлечь перерасходование бюджетных средств.

Таким образом, исправления и корректировки сведений вносятся в форму в особом порядке при выявлении страхователем ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица.

Судьи отметили, что организация до момента обнаружения фондом несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и данными по результатам проверки и, соответственно, до вынесения оспариваемого решения передала необходимые корректирующие сведения. При этом представление корректирующих сведений позже установленного срока не образует состава вмененного обществу правонарушения (представление сведений, являющихся неполными и (или) содержащими недостоверные сведения).

Итак, установив изложенные обстоятельства, суд сделал верный вывод, что первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, впоследствии самостоятельно исправленные обществом, не могут расцениваться как неполные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.

Аналогичная позиция изложена в Определении ВАС РФ от 11.02.2013 N ВАС-1010/13 по делу N А76-7462/2012, Постановлении АС ДВО от 10.04.2017 по делу N А16-1601/2016.

Следует отметить, что с учетом положений новой Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда РФ от 21.12.2016 N 766н, а также того, что с 01.01.2017 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ определен порядок применения финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, доказать право дополнять и уточнять сведения о застрахованных лицах по истечении срока будет сложней. Однако на сегодняшний день уже есть решения, в которых арбитры руководствуются нормами действующих документов.

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2018 N 09АП-68324/2017 по делу N А40-179114/2017 суд отметил, что согласно п. 39 новой Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФ РФ самостоятельно представить уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Юлия Попик

Автор: Юлия Попик старший бухгалтер по расчету заработной платы

Юлия Попик

Автор: Юлия Попик
старший бухгалтер по расчету заработной платы

СЗВ-М – относительно небольшой отчет, который ежемесячно сдают в ПФР компании и ИП, где есть сотрудники, работающие по трудовым договорам и договорам ГПХ.

Тем, кто пренебрежительно относится к данному «пенсионному» отчету, грозят как административные штрафы, так и штрафы по пенсионному законодательству. Какую стратегию выбрать, чтобы избежать санкций, как отменить или снизить их размер к оплате – читайте в нашей статье.

За что могут оштрафовать и на сколько?

Штрафные санкции за СЗВ-М предусмотрены различными нормативными документами, в том числе федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ (далее – Закон № 27-ФЗ). Для наглядности мы объединили все случаи, когда компании может быть выставлен штраф, в таблицу.

Таблица 1. Штрафные санкции за СЗВ-М

За что могут оштрафовать

Сумма штрафа

Законодательная норма

Любой штраф, даже в 500 рублей, неприятен, так как дает повод руководству сомневаться в компетентности своего бухгалтера. Привлечение к административной ответственности имеет еще более негативные последствия, уже правового характера. Так, например, если нарушения повторяются регулярно, то руководителю компании может грозить дисквалификация на несколько лет, т.е. лишение права занимать руководящие должности. Согласитесь, тоже малоприятно.

Как избежать штрафа за отчет по СЗВ-М?

По сути, СЗВ-М содержит не столько бухгалтерские, сколько кадровые данные. Именно отдел кадров вносит в базу такие данные работников, как:

  • фамилия, имя, отчество;
  • ИНН и СНИЛС.

По этой причине самое разумное для главного бухгалтера – переложить ответственность на отдел кадров. Сославшись на состав отчета, можно возложить на это подразделение:

  • обязанность формировать СЗВ-М;
  • ответственность за допущенные ошибки.

Этим можно убить сразу двух зайцев, так как повышение ответственности кадровиков за внесение персонифицированной информации снизит недостоверность:

  • 2-НДФЛ;
  • Расчета по страховым взносам.

Иногда воздействовать на отдел кадров очень сложно. Кроме того, бухгалтер и сам может допустить ошибки из-за большой загрузки «зарплатной» отчетностью, количество которой неизменно растет.

Плюсы такого решения очевидны, так как мы:

  • умеем взаимодействовать с кадровиками;
  • никогда не откладываем сдачу отчетности на последний момент и, следовательно, имеем время для внесения исправлений до наступления крайнего срока представления СЗВ-М.

Мы не только помогаем главному бухгалтеру ликвидировать своего рода «очаг напряженности», но и даем ему возможность решать более глобальные задачи.

Можно ли снизить сумму штрафа?

По нашему опыту штраф можно не только снизить, но и вообще его отменить. С такими просьбами к нам нередко обращаются наши новые клиенты. Нередко главные бухгалтеры наших новых клиентов сообщают, что им пришел штраф 500 рублей по первому месяцу работы после регистрации в ЕГРЮЛ, за который компания самостоятельно сдала СЗВ-М, а в штате числился только генеральный директор. Основание штрафа – несвоевременная сдача СЗВ-М, как правило, опоздание на один день.

Помогая нашим клиентам избежать, в том числе, и административной ответственности, мы выяснили, что проблема возникает из-за того, что:

  • вновь созданные компании, несмотря на единственного работника в штате, тем не менее зачастую сдают СЗВ-М ровно 15-го числа;
  • по новым компаниям ПФР в первый раз присылает отказ, несмотря на заключенное соглашение об электронном документообороте, но при повторной отправке СЗВ-М, как любят говорить инспекторы, – «ложится»;
  • так как отказ и повторная отправка происходят на следующий день, ПФР считает, что компания опоздала с отчетностью.

Подобные проблемы могут возникнуть и у давно работающих компаний из-за несовершенства системы приемки в ПФР. Один и тот же отчет могут два раза не принять, а на третий он проходит без проблем.

Лучшим доказательством отсутствия нарушения будет полученное от оператора телекоммуникационной связи подтверждение о том, что:

  • отправка СЗВ-М произошла в срок;
  • повторно был отправлен точно такой же отчет, как и в первый раз.

Иногда начальники отделений ПФР, рассматривающие материалы проверки, выражают удивление: зачем тратить столько времени, чтобы снять штраф 500 рублей? Между тем возражения даже по поводу столь мизерной суммы зачастую очень полезны. У инспекторов не возникает и мысли о том, чтобы, помимо 500-рублевого штрафа на компанию, добавить еще и административный – на должностное лицо организации.

Доказывая страхователю, что проблема в операторе, который не смог подгрузить им отчет, ПФР, тем не менее, отменяют решение.

В остальных случаях штраф нельзя ни снизить, ни отменить в досудебном порядке, так как Закон № 27-ФЗ не предусматривает такой возможности.

Как оспорить штраф ПФР за СЗВ-М?

В возражениях по акту проверки ПФР для дальнейшего обжалования в суде (как минимум, для снижения штрафа) имеет смысл указать одно или несколько следующих обстоятельств:

  • незначительность срока опоздания с отчетом;
  • объективные обстоятельства (сбой в системе, причем в системе ПФР, которая действительно не всегда справляется с наплывом СЗВ-М ближе к 15-му числу, но можно сослаться и на поломку персонального компьютера в бухгалтерии);
  • сотрудник поздно принес свой ИНН, не отраженный в специальном сервисе на сайте ФНС (то же самое со СНИЛС) или не уведомил своевременно о смене фамилии (других персональных сведений);
  • бухгалтер впервые допустил ошибку в СЗВ-М или впервые не сдал его вовремя;
  • исправления внесены до того, как ПФР обнаружил нарушения;
  • бюджет не понес никакого урона.

Штраф можно полностью отменить в судебном порядке, если ПФР сам нарушил закон в части:

Количество найденных процессуальных ошибок прямо влияет на решение суда об отмене или снижении штрафа.

Обжалование решения ПФР вполне возможно осуществить, минуя сам фонд. В этом случае возражения на акт проверки необходимо направлять сразу в суд.

Есть и еще один вариант как ознакомить суд со своими возражениями: можно заменить собственный иск отзывом на иск ПФР. Дело в том, что с 2017 года взыскать штрафы со страхователей при помощи инкассо фонд не может. Для этого оставлен только один путь – в судебном порядке.

Если штраф невелик, можно оставить право инициировать судебное разбирательство за ПФР. Однако вы должны быть твердо уверены, что все письма доходят на адрес компании без проблем, иначе существует риск пропустить заседание суда.

В противном случае мы рекомендуем не затягивать проблемную ситуацию и самостоятельно подать возражения на акт ПФР в суд.

Реквизиты для оплаты штрафа за СЗВ-М

Для тех, кто решил добровольно оплатить штраф, важно помнить об особенностях платежного поручения в части:

  • назначения платежа;
  • КБК (всегда проверяйте, что был указан именно КБК для штрафов, полученных от ПФР);
  • ОКТМО (ставите тот код, который определен для вашей компании Росстатом).

В остальных полях, то есть во всех, кроме КБК и ОКТМО, проставьте по одному нулю. Назначение платежа менее унифицировано, однако лучше указать в нем максимум информации для идентификации платежки:

  • номер, под которым компания зарегистрирована в качестве страхователя (многие забывают о нем, так как для идентификации взносов, администрируемых налоговой, он больше не нужен);
  • реквизиты решения о наложении штрафа или требования об его оплате.

Зачастую компании принимают решение об оплате уже после наступления срока штрафа. Он составляет, как правило, 10 дней после выставления компании требования об оплате. Пропуск срока означает для ПФР, что пора готовить иск. Убедитесь, что это не так, иначе при неудачном стечении обстоятельств штраф с компании спишут еще раз.

Право-инфо

По материалам журнала "Главная книга"

М.Г. Мошкович, старший юрист

Если вы забыли включить сведения о каких-либо работниках в СЗВ-М, Пенсионный фонд выпишет штраф из расчета 500 руб. за каждого. Но это еще не все.

В случае когда "потерянный" работник - пенсионер, с вас могут потребовать и излишне выплаченную ему из-за вашей ошибки часть пенсии. Тот же результат - при просрочке подачи СЗВ-М на пенсионера, если она повлечет начисление ему пенсии в полном объеме.

Как платится пенсия работающим пенсионерам

Пока пенсионер трудится, страховая пенсия и фиксированная выплата к ней выплачиваются ему без учета всех тех индексаций, которые имели место в период его работы . В случае увольнения он получает право на пенсию в полном объеме. Порядок предусмотрен такой :

- в первом месяце после увольнения Фонд получает от работодателя форму СЗВ-М , в которой пенсионер уже не указан;

- в месяце, следующем после получения формы, Фонд выносит решение об индексации;

- в месяце, следующем после вынесения решения, начинаются выплаты в полном объеме.

То есть фактически выплата индексированной пенсии происходит спустя 3 месяца после увольнения. При этом сейчас индексация начисляется уже с первого месяца после увольнения , а до 2018 г. - начислялась только с третьего.

Например, работник уволился 09.02.2018. В таком случае в мае ему первый раз выплатят полную пенсию, а также доплатят индексацию за март и апрель.

Что происходит, если пенсионера "потеряли"

Как вы понимаете, ПФР не будет разбираться в причинах отсутствия пенсионера в СЗВ-М - он действительно уволился или его просто забыли включить. Фонд однозначно воспринимает это как увольнение и индексирует выплачиваемую сумму .

Аналогичные последствия возникают в том случае, когда вы берете на работу пенсионера, который до этого получал полную пенсию, и случайно не показываете его в СЗВ-М. Фонд, не зная о его трудоустройстве, продолжает начислять ему пенсию вместе с индексациями.

Когда же выясняется, что работодатель ошибся, лишнюю выплату с пенсионера не удерживают . Ее требуют с работодателя в качестве возмещения ущерба, поскольку именно он представил неверные сведения .

Ну и плюс штраф в размере 500 руб. за каждого "потерянного" - как при любом нарушении сроков или достоверности персонифицированной отчетности .

Как ПФР взыскивает ущерб

Вначале пенсионный орган пришлет вам претензию и попросит возместить ущерб добровольно. Если вы откажетесь - пойдет в суд.

Судиться имеет смысл, поскольку для взыскания ущерба ПФР должен доказать :

- наличие ущерба и его размер;

- противоправность ваших действий;

- причинно-следственную связь между вашими действиями и возникшими убытками.

Вот с последним при грамотном разбирательстве и возникают проблемы. Однажды вычеркнув пенсионера из списков работающих, в ПФР не слишком следят за его дальнейшей судьбой и таким образом сами допускают избыточные начисления.

Так, в одном споре форма СЗВ-М за декабрь 2016 г. была сдана работодателем в срок, 09.01.2017, но 180 работающих пенсионеров в ней указать забыли. Компания сама обнаружила ошибку и 16.02.2017 направила дополняющую форму (с кодом "доп") за декабрь, включив туда пенсионеров. Однако 20.02.2017 Фондом было принято решение о выплате индексации сумм пенсии этим гражданам.

Справка. СЗВ-М сдается ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным .

Пенсионный фонд потребовал от компании вернуть ему более 200 тыс. руб.

Но суд в иске отказал, отметив, что решение о выплате индексации было принято уже после подачи страхователем уточненных сведений, то есть когда оснований для этого у Фонда уже не было .

В то же время в судебной практике есть примеры решения вопроса в аналогичных ситуациях и не в пользу работодателей .

Если вы просто представили форму СЗВ-М с опозданием

Бывают случаи, когда Фонд обвиняет в излишней выплате пенсий и те компании, которые не "потеряли" своих работников-пенсионеров, а просто опоздали со сдачей СЗВ-М. Хотя не совсем понятно, какое у ПФР в этом случае основание начислить индексацию, - отчет-то они еще не видели.

К примеру, компания не представила в срок СЗВ-М за август 2016 г. Не получив форму вовремя, Фонд посчитал пенсионерку, работавшую в компании, уволенной и выплатил ей проиндексированную пенсию за период с ноября 2016 г. по март 2017 г. включительно.

Суд же отметил, что сведения персонифицированного учета за сентябрь 2016 г. подали вовремя, из них следовало, что пенсионерка продолжает работать. Следовательно, оснований выплачивать с 01.11.2016 пенсию с учетом индексации у ПФР не было .

В другом случае Фонд требовал от организации компенсировать избыточную выплату пенсий работникам-пенсионерам за 2 месяца.

Суд же пришел к выводу, что работодатель должен отвечать лишь за 1 месяц, а в переплате за второй ПФР виноват сам. Но поскольку компания оспаривала всю сумму и не представила суду расчет размера убытков за 1 месяц, суд в итоге взыскал с нее все, что хотел Пенсионный фонд .

Как избежать негативных последствий "потери" пенсионеров

Как только вы обнаружили "потерянных" пенсионеров, срочно включайте их в форму с кодом "доп" и направляйте ее в ПФР. Кстати, если вы успеете сделать это до обнаружения ошибки самим Фондом, то от штрафов можно отбиться при условии, что основную форму (с кодом "исхд") вы подали вовремя .

Если с вас уже требуют возмещения убытков и вы готовы судиться, просчитайте сроки, когда у ПФР появились сведения о "потеряшках", и укажите на это суду. Ведь уточнять факт наличия (отсутствия) работы у пенсионера в ПФР должны ежемесячно . Таким образом, с месяца, следующего за тем, в котором они получили от вас информацию, что пенсионер работает, сумма пенсии вновь должна быть уменьшена . И если этого не произошло, то виноват в этом ПФР, а не вы.

Если вы считаете, что виноваты только частично, не забудьте представить суду свой расчет сумм, которые, по вашему мнению, вы должны Фонду.

По правилам ГК РФ вас могут освободить от возмещения вреда, если вы докажете отсутствие своей вины в его причинении . Поэтому, если просрочка или ошибки в составлении отчетности случились по техническим причинам (например, сбой программы, отключение электричества или Интернета) либо из-за форс-мажора (допустим, затопление офиса), обязательно укажите на это суду.

Но такие обстоятельства нужно быть готовым доказать.

ч. 1 ст. 26.1 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (далее - Закон N 400-ФЗ)

ч. 4, 6, 7 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ

утв. Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п

ч. 3 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ

ч. 4 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ

ч. 10 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ

ч. 1, 3 ст. 28 Закона N 400-ФЗ

ст. 17 Закона от 01.04.96 N 27-ФЗ

п. 2.2 ст. 11 Закона от 01.04.96 N 27-ФЗ

Постановление АС УО от 19.02.2018 N Ф09-164/18

Постановление 13 ААС от 19.12.2017 N 13АП-27702/2017

Постановление 17 ААС от 02.02.2018 N 17АП-18532/2017-АКу

Постановление 17 ААС от 30.01.2018 N 17АП-19588/2017-АКу

п. 39 Инструкции, утв. Приказом Минтруда от 21.12.2016 N 766н; Постановления АС ВВО от 01.03.2018 N А38-4082/2017; 15 ААС от 07.02.2018 N 15АП-21166/2017; 8 ААС от 16.01.2018 N 08АП-15449/2017

ч. 4 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ

п. 88 Правил, утв. Приказом Минтруда от 17.11.2014 N 885н

п. 2 ст. 1064 ГК РФ

Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга", N 9, 2018

Определение Конституционного Суда РФ № 824-О от 23.04.2020

Несоблюдение срока сдачи СЗВ-М может привести к неожиданным последствиям. Даже за самостоятельно исправленные ошибки в СЗВ-М Пенсионный фонд часто штрафует компании. Пример тому – Определение Конституционного Суда РФ от 23.04.2020 г. № 824-О.

Суть спора

В пункте 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27) установлен перечень сведений, которые организация представляет в Пенсионный фонд о каждом своем работнике.

Так, компания подала сведения персонифицированного учета по форме СЗВ-М в срок, но позже сама нашла ошибку и направила уточняющую форму.

ПФР оштрафовал страхователя по ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ за несвоевременную сдачу отчетности. Это решение было отменено и признано недействительным, так как по закону у компаний есть право самостоятельно выявлять и исправлять ошибки в переданных данных, пока их не обнаружил фонд.

Однако за это же нарушение привлекли к ответственности по ст. 15.33.2 КоАП РФ гендиректора.

Суды пришли к выводу, что самостоятельное устранение организацией ошибок в представленной в срок отчетности, а также отказ в ее привлечении к ответственности не являются основанием для освобождения руководителя организации от административной ответственности.

Гендиректор обратился в Конституционный суд РФ с просьбой признать ст. 15.33.2 КоАП РФ не соответствующей закону. По мнению директора, его оштрафовали за деяние, которое не признано правонарушением организации.

КС противоречий с Конституцией РФ не усмотрел и не принял жалобу к рассмотрению. Как пояснили судьи, ответственность, предусмотренная КоАП для руководителей, способствует реализации права граждан на соцобеспечение. Такое правовое регулирование позволяет правоприменительными органами оценить реальные обстоятельства дела и не исключает возможности освободить лицо от ответственности и применить к нему замечание при малозначительности деяния.

Срок сдачи СЗВ-М

Сведения на работников по форме СЗВ-М нужно сдавать не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Форма отчета утверждена постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 г № 83п. Электронный формат данных сведений о застрахованных лицах утвержден постановлением Правления ПФР от 07.12.2016 г № 1077П.

Отчет подают на работников, с которыми в отчетном периоде (месяце) заключены, продолжают действовать или прекращены трудовые или гражданско-правовые отношения, предполагающие выплату вознаграждений, облагаемых страховыми взносами.

Срок устранения страхователями несоответствий и ошибок в отчетах по форме СЗВ-М, предоставленных в органы ПФР по сроку до 15 числа месяца, следующего за отчетным, составляет 5 рабочих дней со дня получения от органа ПФР уведомления об ошибке.

Если работодатель уложится в пятидневный срок и представит исправленный отчет, тогда он избежит штрафа.

Кроме того, если работодатель исправит сам ошибки до того, как ПФР их обнаружит в первоначальном отчете, штрафа быть также не должно (Определение Верховного суда РФ от 08.02.2019 г. № 301-КГ18-24864).

Штрафы за несдачу формы СЗВ-М

В Законе № 27-ФЗ установлена ответственность в виде штрафа в размере 500 рублей за каждое застрахованное лицо, за непредставление или ошибки в отчетных формах. Это, в частности, такие формы:

    ежемесячный отчет по форме СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах»;

сведения, подача которых предусмотрена Федеральным законом № 56-ФЗ, по форме ДСВ-3 (Реестр застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и уплачены взносы работодателя);

данные о застрахованном лице, подавшем заявление о назначении пенсии (межотчетная форма).

За допущенные в форме СЗВ-М ошибки грозит штраф в размере 500 руб. за каждое застрахованное лицо, сведения о котором заявлены некорректно либо не поданы вообще.

Если организация с численностью работающих более 25 человек сдаст отчет не в электронном формате, а на бумаге, штраф составит 1000 рублей (ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

Кроме того, статья 15.33.2 КоАП РФ также устанавливает ответственность за нарушение порядка и сроков представления сведений (документов) персонифицированного учета в органы ПФР. Так, должностные лица организаций-страхователей могут быть привлечены к ответственности в виде штрафа в размере от 300 до 500 рублей.

Обратите внимание: привлечь к ответственности одновременно и по КоАП РФ, и по Федеральному закону № 27-ФЗ за одно и то же правонарушение нельзя (Постановление Конституционного Суда РФ от 04.02.2019 г № 8-П).

Когда штрафы по страховым взносам спишут

Если сумму штрафа за нарушение срока и порядка представления сведений персучета невозможно взыскать по причинам экономического, социального или юридического характера, они признаются безнадежными и подлежат списанию (абз. 20 ст. 17 Закона № 27-ФЗ). Критерии для признания штрафов безнадежными и порядок списания штрафов утверждены постановлением ПФР от 28.08.2017 г № 600п.

Речь идет о финансовых санкциях, предусмотренных статьей 17 Закона № 27-ФЗ:

500 руб. за каждого застрахованного лица — в случае непредставления либо подачи неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для индивидуального учета в системе ОПС;

1000 руб. — в случае несоблюдения порядка представления сведений в форме электронных документов.

Финансовые санкции признаются безнадежными к взысканию и списываются в следующих случаях:

ИП или гражданин признан банкротом;

смерть физлица — плательщика или объявления его умершим;

истек срок взыскания;

исключение юрлица из ЕГРЮЛ;

вынесено постановление об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа, если с даты образования задолженности прошло более пяти лет (только в определенных случаях);

суммы санкций списаны со счета страхователя, но не перечислены в бюджет ПФР из-за ликвидации банка.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Читайте также: